62 советы муниципальных образований субъектов российской федерации. Советы муниципальных образований субъектов российской федерации

В каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
Организация и деятельность советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона "О некоммерческих организациях", применяемыми к ассоциациям.

Съезд (собрание членов) совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации:

1) утверждает устав совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации;
2) определяет размеры и порядок уплаты членских взносов на осуществление деятельности совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации и содержание органов управления совета муниципальных образований;
3) избирает органы управления совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации;
4) осуществляет иные полномочия, определенные уставом совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, ограничивать их деятельность
- Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовать единое общероссийское объединение муниципальных образований.
- Единое общероссийское объединение муниципальных образований считается созданным при условии, если в его состав входят советы муниципальных образований не менее двух третей субъектов Российской Федерации.
- В состав единого общероссийского объединения муниципальных образований могут входить иные объединения муниципальных образований.
Единое общероссийское объединение муниципальных образований не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, ограничивать их деятельность.

Представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов (Закон «Об общих принципах местного самоуправления»). Такими некоммерческими организациями выступают объединения в форме ассоциаций и союзов. Решение о совместном создании ассоциаций или союза либо о вступлении в существующую ассоциацию или союз принимает представительный орган местного самоуправления, если в уставе муниципального образования не предусмотрено иное.
Ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления. Ассоциации и союзы взаимодействуют с органами государственной власти РФ и ее субъектов. Представители ассоциаций и союзов входят в состав Совета по местному самоуправлению в РФ. Ассоциации и союзы муниципальных образований подлежат регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций. В настоящее время в РФ действует большое количество ассоциаций и союзов муниципальных образований.

По территории действия они подразделяются на:
1) общероссийские (Союз российских городов, Союз малых городов);
2) межрегиональные (Ассоциация городов Юга России, Ассоциация городов Крайнего Севера и Заполярья);
3) региональные, объединяющие муниципальные образования, расположенные в границах субъекта РФ.

Указом Президента РФ от 22.10.1998 г. был учрежден Конгресс муниципальных образований РФ – общероссийская организация, представляющая интересы местного самоуправления в РФ.

Цели деятельности Конгресса:

1) реализация прав граждан на местное самоуправление;
2) координация деятельности муниципальных образований РФ;
3) обеспечение взаимодействия муниципальных образований с федеральными органами государственной власти. Органы местного самоуправления в целях решения местных экономических и социальных задач в рамках совместно принятых соглашений, программ и проектов могут образовывать ассоциации экономического взаимодействия. Учредители таких объединений (ассоциаций)–органы местного самоуправления.
Объединения (ассоциации) обладают правами юридического лица.

Задачи объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия:

1) координация деятельности органов местного самоуправления;
2) проведение согласованных мероприятий стабилизации экономического положения и социальной защите населения;
3) принятие совместных решений;
4) подготовка предложений по реализации государственной политики в области самоуправления;
5) подготовка предложений по реализации федеральных программ, проектов и местных соглашений и программ.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 66 Федерального закона № 131-ФЗ в каждом субъекте РФ образуется совет муниципальных образований этого субъекта Федерации, организация и деятельность которого осуществляется согласно требованиям Федерального закона "О некоммерческих организациях", применяемым к ассоциациям. Отсылка законодателя к Федеральному закону "О некоммерческих организациях", рассматриваемая в системном единстве с иными нормами Федерального закона № 131-ФЗ, включая положения его ст. 4 (ч. 2), согласно которым изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон, должна пониматься таким образом, что нормы Федерального закона "О некоммерческих организациях" применяются к советам муниципальных образований субъектов РФ постольку, поскольку они не расходятся с нормативными предписаниями Федерального закона № 131-ФЗ и не противоречат самому существу и предназначению соответствующих объединений. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что законодатель не называет напрямую советы муниципальных образований субъектов РФ некоммерческими организациями, а лишь указывает на применение к ним норм, касающихся такого рода организаций. Следовательно, данные кооперативные субъекты, хотя и в чем-то близки, но нс тождественны по своему правовому статусу.

Одна из принципиальных особенностей правовой природы совета муниципальных образований субъекта РФ в сравнении с ассоциациями, как они понимаются Федеральным законом "О некоммерческих организациях", заключается в том, что совет является обязательной (принудительной) формой межмуниципальной кооперации, что предполагает обязательность вхождения в него всех муниципальных образований, существующих на территории данного субъекта Федерации. Иное, т.е. наличие у участника совета муниципальных образований субъекта РФ права свободного выхода из него, означало бы потенциальную возможность выхода из состава совета всех его участников и тем самым его прекращение, что противоречит императивной норме закона. В связи с этим следует признать, что в условиях действующего законодательства невозможны ни добровольный выход, ни принудительное исключение муниципального образования из состава совета муниципальных образований субъекта РФ, а также его самороспуск или принудительная ликвидация, в том числе по судебному решению.

По своей правовой природе совет муниципальных образований субъекта РФ выступает, таким образом, как основанная на законе публично-правовая организация, которая является обязательной к созданию в каждом субъекте РФ и призвана обеспечивать внутрирегиональное межмуниципальиое сотрудничество, а также взаимодействие с региональными органами государственной власти.

К основным задачам советов муниципальных образований субъектов РФ могут быть отнесены, в частности:

  • 1) сбор, изучение и анализ информации по вопросам организации и осуществления местного самоуправления;
  • 2) оказание методической помощи муниципальным образованиям по вопросам осуществления местного самоуправления и организации межмуниципального сотрудничества;
  • 3) содействие подготовке и переподготовке кадров муниципальных служащих, депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления;
  • 4) взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами в интересах развития местного самоуправления;
  • 5) осуществление мониторинга реализации программ органов государственной власти на территории субъекта РФ в части, затрагивающей интересы муниципальных образований;
  • 6) мониторинг нормотворческой деятельности органов государственной власти субъекта РФ, затрагивающей интересы муниципальных образований, в том числе посредством проведения экспертизы проектов соответствующих нормативных правовых актов;
  • 7) подготовка и представление высшему должностному лицу субъекта РФ ежегодного доклада о положении дел в сфере организации и осуществления местного самоуправления в субъекте РФ;
  • 8) взаимодействие с общественными организациями (объединениями) РФ, осуществляет международные контакты и связи по вопросам местного самоуправления;
  • 9) организация взаимодействия муниципальных образований по вопросам реализации проектов, обеспечивающих эффективное исполнение органами местного самоуправления своих полномочий;
  • 10) участие в образовании и деятельности общероссийского объединения муниципальных образований.

В целях обеспечения взаимодействия региональных органов государственной власти с советами муниципальных образований субъектов РФ в большинстве субъектов РФ на основании ч. 1 ст. 66 Федерального закона № 131-ФЗ приняты специальные законы . В них определяются, как правило, принципы и формы такого взаимодействия, полномочия различных органов государственной власти субъекта РФ в рамках взаимоотношений с советом муниципальных образований субъекта РФ, порядок осуществления представительства интересов участников взаимодействия в рамках соответственно деятельности региональных органов государственной власти и совета муниципальных образований субъекта РФ, формы поддержки совета муниципальных образований субъекта РФ (информационная, организационно-методическая, финансово-экономическая и иные), порядок информирования населения о состоянии местного самоуправления и развитии муниципальных образований в субъекте РФ.

Федеральный закон № 131-ФЗ специально оговаривает полномочия съезда (собрания членов) совета муниципальных образований субъекта РФ. К ним относится: 1) утверждение устава совета; 2) определение размеров и порядка уплаты членских взносов на осуществление деятельности совета, содержание его органов управления; 3) избрание органов управления совета; 4) осуществление иных полномочий, определенных уставом совета.

Совет муниципальных образований субъекта РФ не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, ограничивать их деятельность.

  • См., например: Закон Республики Мордовия от 20 ноября 2012 г. № 85-3 "О полномочиях органов государственной власти Республики Мордовия но взаимодействию с Советом муниципальных образований Республики Мордовия" // Известия Мордовии. 2012. 21 ноября: Закон Приморского края от 13 августа 2013 г. № 245-КЗ "О полномочиях органов государственной власти Приморского края по взаимодействию с Советом муниципальных образований Приморского края" // Приморская газета. 2013.16 авг.; Закон Калининградской области от 2 октября 2013 г. № 258 "О взаимодействии органов государственной власти Калининградской области с ассоциацией “Совет муниципальных образований Калининградской области”" // Калининградская правда. 2013. 9 окт.; Закон Курской области от 15 сентября 2009 г. № 77-ЗКО "О взаимодействии органов государственной власти Курской области с Советом муниципальных образований Курской области" // Курская правда. 2009. 26 сент.

Федеральный закон от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вносит рад существенных изменений в деятельности союзов и ассоциаций муниципальных образований. Закон содержит специальную главу по вопросам муниципального сотрудничества. Подобное сотрудничество предполагается как в организационной, так и хозяйственной сфере.

Так, предусматривается создание совета муниципальных образований в каждом субъекте Федерации.(сг.66).

Совет является обязательной формой межмуниципального сотрудничества.

Советы муниципальных образований создаются в форме некоммерческих организаций - ассоциаций (ст.66) в соответствии с требованием ФЗ от 12 января 1996 года №7-ФЗ некоммерческих организациях".

Ассоциация "Совет муниципальных образований" (субъекта РФ) является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием (субъекта РФ) в целях обеспечения зашиты прав муниципальных образований, являющихся Членами Совета, и представление их общих интересов, а также обеспечение координации деятельности Членов Совета по развитию правовой, организационной, финансово-экономической и территориальной основ МСУ в субъекте РФ.

Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 06.10.03. №131-ФЗ, Федеральным законом от 12.01.96 №7-ФЗ "О некоммерческих организациях", иными законами и нормативными правовыми актами.

Учредительными документами Совета является:

-учредительный договор, заключенный его членами;

-настоящий Устав, утверждаемый членами.

Совет являлся юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, счета в кредитных учреждениях, в том числе в иностранной валюте, печати и штампы со своим наименованием, вправе иметь собственную символику, бланки со своим наименованием и эмблему.

Члены Совета сохраняют свою самостоятельность. Совет не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, ограничивать их деятельность.

Совет не отвечает по обязательствам своих членов. Члены Совета несут субсидиарную ответственность по обязательствам Совета.

Совет как некоммерческая организация не преследует в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Совет может по решению своих органов управления осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан.

1 ФЗ РФ "Об общих принципах организации МСУ в РФ" №131 - ФЗ от 6 октября 2003 г., сг.67, п..2// Собрание законодательства РФ



Для осуществления предпринимательской деятельности совет может хозяйственные общества или участвовать в таких обществах. Совет может создавать:

1) некоммерческие организации или участвовать в таких организациях;

2) филиалы и представительства. Филиалы и представительства не являющиеся юридическими лицами, действуют на основе утверждаемых Советом положений о них.

Имущество Совета составляют материальные ценности и финансовые ресурсы, находящиеся на его балансе и являющиеся собственностью Совета.

Совет для достижения целей, закрепленных в настоящем Уставе, может иметь в собственности здания и сооружения, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество в соответствии с законодательством РФ.

Для обеспечения деятельности Совета участники внося вступительные, ежегодные членские взносы и целевые взносы. Размер вступительных, ежегодных членских и целевых взносов устанавливается Общим Собранием (Съездом) Членов Совета. В установленном законом порядке Совет ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность.

Членом Совета могут быть муниципальные образования, признающие и соблюдающие Устав. Членом Совета являются: 1) муниципальные образования,

принявшие (подписавшие) учредительный договор Совета, а также муниципальные образования, вступившие в Совет в дальнейшем.

Член Совета вправе по своему усмотрению выйти из Совета по окончании финансового года. Заявление члена Совета о выходе из Совета подается им Председателю Правления Совета не позднее, чем за три месяца до предполагаемого выхода.

Высшим органом управления Совета является Собрание. Норма представительства на Собрании - один представитель с правом одного голоса от каждого Члена Совета без права передачи своих полномочий другому Члену Совета. К компетенции совета относятся:

· определение приоритетных направлений деятельности Совета, принципов

формирования и использования его имущества;

Изменение и дополнение и Устава Совета;

· избрание Правления Совета;

Избрание Председателя Правления Совета и Исполнительного директора Совета;

Избрание Ревизионной комиссии;

· решение вопросов о реорганизации и ликвидации Совета;

Принятие решений о приеме в Совет новых членов;

· утверждение размера вступительных, ежегодных членских и целевых взносов Членов и т.д.

Собрание созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Формой работы Собрания является пленарное заседание. Решение Собрания принимаются посредством открытого голосования.

Общее руководство деятельностью Совета в период между заседанием Собрания осуществляет постоянно действующий коллегиальный орган управления – Правление Совета.

Ревизионная комиссия осуществляет контроль за соответствием деятельности органов управления Совета уставным целям и задачам Совета, решение Собрания, законностью и эффективностью использования средств и имущества Совета. Деятельность ревизионной комиссии может регламентироваться Положением о Ревизионной комиссии Совета, утверждаемым Собранием.

Согласно ст. 66 Федерального закона № 131-ФЗ в каждом субъекте РФ образуется совет муниципальных образований субъекта РФ. Организация и деятельность советов муниципальных образований субъектов РФ осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона «О некоммерческих организациях», применяемыми к ассоциациям. Совет муниципальных образований субъекта РФ не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, ограничивать ее.

Следует отметить, что в ряде субъектов РФ еще до 2003 г. были созданы региональные ассоциации, советы или союзы муниципальных образований, причем в основном советы муниципальных образований этих субъектов РФ создавались путем преобразования или реорганизации.

Например, в Иркутской области в апреле 1996 г. Управлением юстиции администрации Иркутской области была зарегистрирована некоммерческая общественная организация «Ассоциация мэров городов и районов Иркутской области», учредителями которой стали 12 мэров городов и районов Иркутской области. В марте 2003 г. была зарегистрирована некоммерческая организация «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области», созданная в результате преобразования некоммерческой общественной организации «Ассоциация мэров городов и районов Иркутской области». В состав преобразованной Ассоциации вошли все 37 муниципальных образований Иркутской области. В октябре 2006 г. на общем собрании Ассоциации в ее Устав были внесены дополнения и Ассоциация приобрела статус Совета муниципальных образований Иркутской области. «По состоянию на 1 января 2009 г. членами некоммерческой организации «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области» являются: 9 из 9 городских округов, 33 из 33 муниципальных районов, 51 из 67 городских поселений и 270 из 365 сельских поселений Иркутской области. Всего 333 из 475 муниципальных образований» .

Если в субъекте РФ не было ни одной региональной организации муниципальных образований, то она создавалась в соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ, согласно ч. 2 ст. 66 которого съезд (собрание членов) совета муниципальных образований субъекта РФ:

  • 1) утверждает устав совета муниципальных образований субъекта РФ;
  • 2) определяет размеры и порядок уплаты членских взносов на осуществление деятельности совета муниципальных образований субъекта РФ и содержание органов управления совета муниципальных образований;
  • 3) избирает органы управления совета муниципальных образований субъекта РФ;
  • 4) осуществляет иные полномочия, определенные уставом совета муниципальных образований субъекта РФ.

Совет муниципальных образований Московской области был

создан 26 мая 2006 г. на учредительном съезде, который проходил в городе Раменское . Членом Совета может быть любое муниципальное образование Московской области независимо от своего статуса. Совет муниципальных образований Московской области был создан в целях:

  • - представления общих интересов муниципальных образований Московской области, обеспечения эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
  • - организации взаимодействия органов местного самоуправления, защиты прав и общих интересов муниципальных образований, являющихся членами Совета, а также обеспечения координации деятельности членов Совета по развитию финансово- экономической, правовой, организационной, территориальной основ местного самоуправления;
  • - содействия реализации прав граждан на местное самоуправление;
  • - организации сотрудничества с международными и зарубежными организациями, в том числе с объединениями муниципальных образований иностранных государств.

К основным направлениям деятельности Совета относятся:

  • - оказание правовой и методической помощи органам местного самоуправления при реализации ими Федерального закона № 131-ФЗ в Московской области;
  • - разработка методических материалов и модельных муниципальных правовых актов;
  • - мониторинг реализации Федерального закона № 131-ФЗ;
  • - разработка проектов нормативных правовых актов, проведение правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов в сфере местного самоуправления;
  • - проведение семинаров, конференций, круглых столов, обучение руководителей и специалистов органов местного самоуправления;
  • - подготовка информационных материалов о деятельности Совета и его членов для средств массовой информации.

На основании ст. 67 Федерального закона № 131-ФЗ советы муниципальных образований субъектов РФ могут образовать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Единое общероссийское объединение муниципальных образований считается созданным при условии, если в его состав входят советы муниципальных образований не менее двух третей субъектов РФ. В состав единого общероссийского объединения муниципальных образований могут входить иные объединения муниципальных образований. Единое общероссийское объединение муниципальных образований в порядке, определяемом Президентом РФ, представляет предложения по составу кандидатов в представители Российской Федерации в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Совета Европы и по составу кандидатов в члены делегации Российской Федерации для участия в Конгрессе. Единое общероссийское объединение муниципальных образований не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов РФ, иных объединений муниципальных образований, ограничивать их деятельность.

Общероссийский конгресс муниципальных образований учрежден 7 июля 2006 г. в целях организации взаимодействия муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов РФ, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований Российской Федерации, в том числе в целях представления указанных интересов в федеральных органах государственной власти и организации сотрудничества муниципальных образований Российской Федерации с международными организациями и иностранными юридическими лицами 1 .

Членами Конгресса являются 80 советов муниципальных образований субъектов РФ, объединяющих около 92% муниципальных образований России. Основными направлениями деятельности Конгресса являются:

  • - мониторинг федерального законодательства с точки зрения отслеживания интересов местного самоуправления;
  • - участие в федеральном законотворческом и законодательном процессах;
  • - организация взаимодействия с федеральными органами государственной власти по вопросам представления интересов местного самоуправления;
  • - консультативно-методическое и организационное содействие деятельности советов муниципальных образований субъектов РФ, обеспечение их взаимодействия с органами государственной власти субъектов РФ;
  • - содействие созданию системы подготовки кадров для органов местного самоуправления. Конгресс выступил инициатором создания Общероссийского совета муниципальной службы, объединяющего представителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, советов муниципальных образований субъектов РФ и учебных заведений, осуществляющих подготовку муниципальных служащих;
  • - формирование информационного присутствия органов местного самоуправления в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет;
  • - осуществление международной деятельности в установленном порядке.

Вместе с тем в настоящее время продолжают активно действовать и иные ассоциации, союзы муниципальных образований или органов местного самоуправления, созданные в разное время. Приведем примеры .

Союз российских городов (СРГ) - общероссийская организация, созданная в 1991 г. на основании постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г. № 1052-1 и распоряжения Совета Министров РСФСР от 20 мая 1991 г. № 488-р для представления на федеральном уровне интересов городских муниципальных образований .

Союз создан в целях содействия становлению и развитию местного самоуправления в городских муниципальных образованиях Российской Федерации, создания условий для эффективной реализации норм законодательства о местном самоуправлении, эффективного осуществления полномочий местного самоуправления, координации деятельности городских муниципальных образований по различным направлениям деятельности, представительства и защиты прав и интересов городских муниципальных образований, обеспечения взаимодействия с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Основными задачами СРГ являются:

  • - организация взаимодействия городских муниципальных образований по вопросам, затрагивающим интересы местного самоуправления;
  • - способствование реализации в муниципальных образованиях - членах СРГ проектов, обеспечивающих эффективное исполнение органами местного самоуправления своих полномочий;
  • - создание условий для эффективной работы представителей муниципальных образований - членов СРГ в Москве.

Союз создан в форме ассоциации и объединяет более 90 крупных и средних городов Российской Федерации с суммарным населением около 50 млн человек.

В июле 2006 г. СРГ стал базой для создания новой организации - Общероссийского конгресса муниципальных образований. К началу 2007 г. интерес городов к Союзу практически исчез . В январе 2008 г. в Екатеринбурге прошло заседание правления СРГ, на котором члены правления Союза (руководители крупнейших городов страны, руководители межрегиональных ассоциаций) отметили существенную роль СРГ в формировании диалога между региональной и федеральной властью. Они обсудили практику выражения коллегиального мнения.

Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) - добровольная межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия городов Сибири и Дальнего Востока . В настоящее время членами АСДГ являются 70 муниципальных образований трех типов (городские округа, городские поселения, муниципальные районы) с суммарным населением более 14 млн человек.

Решение о создании АСДГ (ранее - Ассоциация сибирских городов (АСГ)) было принято на семинаре-совещании советских и хозяйственных руководителей сибирских городов «Взаимодействие территориальных и ведомственных органов управления в развитии социальной сферы» 28-30 октября 1986 г. в поселке Листвянка Иркутской области по предложению сотрудников Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Академии наук СССР в качестве секции Сибирского отделения Советской социологической ассоциации.

Основными задачами АСДГ с момента образования и по сей день являются содействие социально-экономическому развитию городов - членов Ассоциации и организации городского самоуправления, а также защита прав и интересов городов в различных органах власти и управления. Основные приоритеты сформулированы следующим образом:

  • 1) в области социально-экономического развития муниципалитетов:
    • - координация усилий в поисках путей улучшения экономической и социальной обстановки в муниципалитетах;
    • - содействие в разработке и внедрении прогрессивных технологий, оборудования и методов организации труда в системах жизнеобеспечения муниципалитетов;
  • 2) в области организации местного самоуправления и защиты интересов муниципальных образований:
    • - подготовка совместных предложений федеральным органам государственной власти и субъектам РФ по проектам законов и иных нормативных актов, затрагивающих интересы местного самоуправления;
    • - подготовка предложений и участие в реализации федеральных и межрегиональных программ и проектов государственной поддержки местного самоуправления;
    • - информационное обеспечение муниципалитетов, создание информационных фондов общего пользования, необходимых для организации местного самоуправления.

Членами АСДГ могут быть муниципальные образования Сибири и Дальнего Востока, а также их ассоциации, признающие Устав Ассоциации и уплачивающие членские взносы. Представительство муниципалитетов - членов АСДГ осуществляется органами местного самоуправления городов в лице их руководителей.

Для АСДГ основной целью остается оказание содействия муниципалитетам в разработке эффективных методик в области управления.

Союз городов Центра и Северо-Запада России объединяет 26 городов с суммарным населением свыше 6 млн человек 1 . Союз городов Северо-Запада России основан в 1990 г. В июне 1990 г. в городе Череповце представители 12 городов «признали целесообразным объединение усилий городов северо-западной зоны РСФСР для совместного решения возникающих проблем на принципах равноправного и добровольного сотрудничества в политическом, социально-экономическом, экологическом и других направлениях». В июле там же на собрании полномочных представителей 14 городов Северо-Запада России был учрежден Союз городов Северо-Запада России, утвержден его Устав, принята соответствующая Декларация.

В связи с созданием федеральных округов и принимая во внимание, что 8 городов (из 26) входят в Центральный федеральный округ, на собрании Союза городов Северо-Запада России, состоявшемся 12 июля 2001 г. в городе Пскове, принято решение о расширении состава Союза путем объединения городов Центрального и Северо-Западного федеральных округов в ассоциацию муниципальных образований - Союз городов Центра и Северо- Запада России.

Основной принцип работы - проведение встреч, семинаров, конференций, в том числе заочных, по обмену опытом, изучению, анализу и сопоставлению достижений членов Союза, других ассоциаций и городов России, а также других стран в вопросах местного управления. Значительное внимание уделяется информационной поддержке органов местного самоуправления.

Союз городов Центра и Северо-Запада России широко представлен во всех правительственных и неправительственных институтах, связанных с вопросами местного самоуправления, и является одним из учредителей Союза российских городов и Общероссийского конгресса муниципальных образований.

Ассоциация малых и средних городов России - добровольное объединение муниципальных образований Российской Федерации, созданное по инициативе руководителей муниципальных образований в сентябре 2000 г. 1 Целью создания Ассоциации является содействие развитию местного самоуправления как политического института и основы гражданского общества России. Ассоциация малых и средних городов России является некоммерческой организацией в форме ассоциации; объединяет городские округа, городские поселения, муниципальные районы с населением до 200 тыс. человек. На сегодняшний день в Ассоциации состоит более 100 муниципальных образований. Интерес среди мэров к деятельности Ассоциации есть, ее ряды постоянно растут. Ассоциация малых и средних городов России:

  • - представляет интересы органов местного самоуправления - членов Ассоциации во взаимоотношениях с органами государственной власти;
  • - принимает участие и влияет на формирование российской законодательной базы, относящейся к сфере деятельности органов местного самоуправления;
  • - обеспечивает членов Ассоциации своевременной, качественной и актуальной информацией на социальные, экономические и политические темы;
  • - обеспечивает взаимодействие глав муниципальных образований с государственными органами власти;
  • - собирает, анализирует и распространяет образцы лучшей муниципальной практики;
  • - содействует развитию межмуниципальных связей, а также обеспечивает взаимодействие с другими ассоциациями и союзами муниципальных образований;
  • - организует и проводит федеральные семинары, всероссийские конференции для руководителей и специалистов муниципальных образований и их администраций, руководителей и депутатов представительных органов муниципальных образований и их аппаратов;
  • - осуществляет обмен опытом и содействует развитию межмуниципальных связей;
  • - оказывает органам местного самоуправления организационную, методическую и юридическую помощь, в том числе осуществляет правовую защиту интересов органов местного самоуправления;
  • - способствует реализации инвестиционных проектов в муниципальных образованиях;
  • - пропагандирует деятельность Ассоциации в средствах массовой информации.

Ассоциация сельских поселений РФ была создана 20-21 ноября 2003 г. в селе Черноречье Оренбургского района Оренбургской области на собрании представителей сельских и поселковых муниципалитетов Российской Федерации 1 . Учредителями Ассоциации являются: Ассоциация сельских поселений Челябинской области, Ассоциация сельских поселений Астраханской области, сельские поселения Оренбургской области. Ассоциация сельских поселений РФ имеет постоянные деловые контакты с федеральными органами власти, Общероссийским конгрессом муниципальных образований, с ассоциациями других регионов России. Ряд представителей являются членами федеральных советов по местному самоуправлению и членами различных комиссий по разработке законодательной базы местного самоуправления в Российской Федерации. Ассоциация сельских поселений РФ оказывает методическую и консультационную помощь органам местной власти сельских поселений, организует межмуниципальное сотрудничество, разрабатывает модельные акты для органов местного самоуправления, уставы муниципальных образований.

Всероссийский совет местного самоуправления (ВСМС) - общероссийская общественная организация, учрежденная в мае 2006 г. 1

Важнейшие цели и задачи ВСМС:

  • - мониторинг реформы местного самоуправления в Российской Федерации;
  • - совершенствование системы местного самоуправления в России;
  • - вовлечение муниципального сообщества в процесс принятия ключевых решений, касающихся развития местного самоуправления и страны в целом;
  • - организация обучения и консультационно-методической поддержки представителей органов местного самоуправления;
  • - организация социальных проектов на территории муниципальных образований Российской Федерации.

Членами ВСМС являются физические лица: представители органов местного самоуправления и депутаты региональных законодательных собраний, депутаты Государственной Думы, сенаторы, представители общественных организаций. К настоящему моменту региональные отделения ВСМС созданы в 76 регионах России.

При ВСМС созданы Клуб мэров России, объединяющий руководителей областных центров, Клуб глав муниципальных образований, в который входят главы городских и сельских поселений, городских округов и муниципальных районов, а также Клуб муниципальных депутатов. Клубы являются экспертными советами, отражающими интересы и точку зрения различных групп муниципального сообщества.

Важнейшее направление работы ВСМС - выявление лучших практик муниципального управления и организация обмена опытом между руководителями различных муниципальных образований. В 2008 г. ВСМС стал оператором ежегодных конкурсов среди муниципальных образований, проводимых Минрегионом России, в ходе которых выявлялись победители по 15 номинациям, в том числе «Лучшая практика управления местными финансами», «Лучшая практика управления коммунальным хозяйством», «Лучшая практика решения социальных вопросов», «Лучшая практика поддержки малого и среднего бизнеса», «Лучшая практика стимулирования гражданской активности».

  • См.: История Союза российских городов // Союз российских городов. 2008.№ 1.
  • См.: URL: http://www.asdg.ru.
  • Григорий Андреевич ШАМИН, председатель Совета муниципальных образований Томской области, мэр ЗАТО Северск — председатель Думы ЗАТО Северск: федеральный законодатель, задавая рамки функционирования местного самоуправления в России, попытался совместить несовместимое. В регионах должны быть созданы объединения муниципальных образований, но на основе добровольного участия в них. Вот такая дружба по принуждению. Однако по истечении семи лет работы Ассоциации «Совет муниципальных образований Томской области» мы можем смело сказать: это не про нас.

    Нерушимые правила

    С первых дней существования Совета муниципальных образований Томской области (далее - Совет) были определены главные принципы, которых все его члены неукоснительно придерживаются и по сегодняшний день:

    Совет муниципальных образований - это объединение равных, независимых и самостоятельных муниципалитетов, каждый из которых имеет равное право влиять на принятие Советом решений и предлагать на рассмотрение свои инициативы;

    Совет муниципальных образований не влияет на решения вопросов местного значения на конкретных территориях. Мы выстраиваем современные, эффективные системы коммуникаций органов МСУ области между собой, с коллегами из соседних регионов, органами государственной власти. Наша цель - создание механизмов для быстрого поиска решений;

    Участие в Совете - дело сугубо добровольное, но оно выгодно для каждого муниципалитета. Здесь создается пространство для реализации ряда возможностей: обучения, получения профессиональной правовой, методической, информационной поддержки, формирования положительного имиджа территории, продвижения законодательных инициатив.

    Направления работы возникают из потребностей каждого дня. Например, в 2006 году важным было сформировать нормативную базу поселений. Затем мы отстаивали право муниципалитетов на адекватное финансовое наполнение бюджетов при наделении органов МСУ отдельными государственными полномочиями. Сегодня на повестке дня - повышение профессиональной подготовки муниципальных управленцев и укрепление стабильности муниципальной службы. Три кита, на которых стоит наша ассоциация, планируя свою ежегодную деятельность, - востребованность, своевременность и новизна.

    Один в поле не воин

    Современный институт российского местного самоуправления еще очень молод. Только что, 6 октяб-ря текущего года, исполнилось десять лет со дня принятия Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Еще меньше срок его реализации на всей территории России - всего пять лет.

    Томская область одной из первых начала строить систему местного самоуправление по новым правилам. Форматов взаимодействия объединений муниципалитетов с органами государственной власти задано не было. Все приходилось отлаживать, как сегодня говорят, в ручном режиме. В 2007 году регламентом работы администрации Томской области было установлено, что все законопроекты, затрагивающие интересы муниципальных образований или органов местного самоуправления, должны проходить экспертизу в Совете муниципальных образований субъекта. В 2009 году принят специальный Закон «О взаимодействии органов государственной власти Томской области с Ассоциацией „Совет муниципальных образований Томской области“». В этом году нашей ассоциации предоставлено право законодательной инициативы в областном парламенте. Мы заняли прочное место в региональном законотворческом процессе. За девять месяцев текущего года в Совете прошли экспертизу 45 областных законопроектов. Проведено исследование практики и проблем правоприменения по 23 направлениям.

    И всегда итоговое заключение Совета выражает консолидированное мнение муниципального сообщества региона. На наш взгляд, это очень важно. Именно консолидация мнений, выявление и защита общего интереса - отправная точка любой нашей работы.

    Например, обеспечение единой методики и регламента предоставления органами МСУ услуг по переданным государственным полномочиям. Ведь государственные полномочия на всей территории субъекта должны осуществляться по одним правилам. Об этом мы заявили на VIII съезде Совета муниципальных образований Томской области. Первый результат уже получен - в региональном законодательстве обязанность разрабатывать такие административные регламенты закреплена за органами государственной власти Томской области.

    Учиться, учиться и еще раз учиться

    Менеджер-управленец - для МСУ сегодня фигура ключевая. Вместо простого исполнителя распоряжений, спускаемых «сверху», руководству муниципального образования нужен стратег, человек, способный думать комплексно и на перспективу. В течение нескольких лет Совет муниципальных образований Томской области реализует проект «Муниципальный менеджер. Новый опыт - новые возможности». Его задача - научить лидеров местного самоуправления находить актуальные на настоящий момент методы и подходы к решению проблем, подниматься над рутиной ежедневных забот. 2013 год стал годом интенсивного обучения и обмена опытом руководителей и специалистов органов МСУ. В качестве ведущих семинаров, модераторов тренингов и круглых столов в Совет приглашаются представители различных сфер и профессий: муниципальные служащие, сотрудники контролирующих органов, преподаватели вузов, бизнесмены. Так, например, муниципалы, которые успешно прошли государственную проверку по защите персональных данных, помогали своим коллегам к ней подготовиться. О правилах и тонкостях делового общения и публичных выступлений рассказал доцент университета и практикующий психолог, о формировании имиджа руководителя через средства массовой информации - журналисты областных СМИ. Вот только некоторые темы обучающих семинаров и круглых столов, которые были организованы ассоциацией в этом году:

    «Практика реализации законодательства об административных правонарушениях в Томской области»;

    «Организация муниципального земельного контроля»;

    «Публичные услуги Федеральной кадастровой палаты»;

    «Организация и проведение капитального ремонта многоквартирных домов»;

    «Организация деятельности представительных органов сельских поселений»;

    «Проектная деятельность в сфере культуры и туризма»;

    «Размещение муниципального заказа на капитальный ремонт, реконструкцию и проектирование»;

    «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

    «Контроль за деятельностью органов МСУ в соответствии с антимонопольным законодательством».

    Всего в обучающих мероприятиях, организованных Советом в 2013 году, приняло участие более 1200 специалистов органов МСУ Томской области. Стоит отметить, что самой действенной и востребованной формой обмена знаниями и опытом продолжает оставаться формат выездных семинаров и стажировок, организуемых Советом муниципальных образований Томской области.

    Члены ассоциации заняли позицию «открытости для соседа». В основе этой работы простой принцип «лучше один раз увидеть». А еще лучше при этом задать все вопросы, даже самые неудобные. Секретов нет, только советы. С другой стороны, кто точнее коллег по-доброму укажет на недоработки?

    Особо стоит рассказать о новых подходах, которые мы используем в нашей работе. Совет получил большой положительный эффект от применения форм, свойственных скорее бизнесу, нежели консервативной чиновничьей сфере. Нами были апробированы технологии командообразования, наглядно показавшие, что некоторым главам муниципальных образований нужно учиться доверять своей команде. На психологических тренингах муниципалы приобретали навыки публичных выступлений, учились гасить агрессивные выпады аудитории, отвечать на каверзные вопросы на собраниях.

    Еще одна важная задача, которую решает томский Совет, - помощь территориям в формировании их положительного имиджа. Информационное поле существует само по себе, и в наших силах наполнить его хорошими новостями. А это прежде всего повседневная работа - покупка нового трактора, ремонт дороги, создание новых мест в детском саду, победа жителей в различных конкурсах. Тем более что в распоряжении каждого муниципалитета такой замечательный инструмент, как официальный сайт.

    Тому, как сделать сайты муниципальных образований полезными и интересными, а новости хорошими, была посвящена целая серия семинаров и тренингов. Дополнительным стимулом к повышению качества официальных интернет-ресурсов местной власти стал конкурс на лучший сайт, который Совет проводит уже четвертый год. И стоит отметить, что из года в год качество официальных сайтов органов МСУ повышается. В свою очередь мы стараемся сделать сайт Совета муниципальных образований Томской области оперативным и полезным для всех муниципалов региона. На нашем ресурсе создана Лента муниципальных новостей. Теперь можно узнать, чем живет не только ассоциация, но и каждое муниципальное образование нашего региона.

    Инновации в муниципальном управлении

    Если кто-то думает, что на селе и в органах власти не может быть инноваций, он глубоко ошибается. Ведь инновация в мировой практике - это прогресс не только технический, но и в первую очередь идейный. Для того чтобы нацелить органы МСУ региона, глав муниципальных образований на поиск новых управленческих решений, наш Совет организовал конкурс «Инновации в муниципальном управлении», который проводился уже дважды. Одним из существенных условий в оценке конкурсных работ было обязательное наличие социально-экономического эффекта от реализации проекта.

    В своих заявках участники описали самые разные управленческие решения. Реализованный проект по организации видеотрансляции открытых заседаний представительного органа был направлен на конкурс Думой города Томска. Администрация Кожевниковского района вынесла на суд коллег управленческое решение по организации взаимопроверок среди жителей поселений района как дополнительную мотивацию к организации благоустройства территории.

    Молчановскому сельскому поселению было присуждено первое место за проект по развитию системы самоуправления многоквартирными жилыми домами.

    Внедрение электронных технологий в практику муниципального управления продемонстрировали администрация городского округа ЗАТО Северск, где был создан электронный архив технической и проектно-исполнительной документации, и администрация Кожевниковского сельского поселения, где для информирования населения использовались современные средства визуализации (плазменные панели и ЖК-мониторы).

    Оценку конкурсных материалов проводили независимые эксперты, в роли которых выступали коллеги из тех муниципальных образований, которые не участвовали в конкурсах. Победа в этом конкурсе особо ценна, поскольку лучшим тебя признали твои же товарищи.