Станции партизанская арбатско покровская ветка. Московское метро, арбатско-покровская линия

Сейчас в московском метро 12 линий. Все они пронумерованы в определённом порядке, близком, но всё же отличающемся от хронологического. Нумеровать линии на схеме стали в девяностых годах. При нумерации был использован тот же порядок, в котором до этого линии располагались в легенде к схеме, где были подписаны их названия.

1. Сокольническая (красная) линия . Хронологически первая линия московского метро, открыта в мае 1935 года. Долгое время не было необходимости давать названия линиям и, тем более, нумеровать их. Лишь в 50-х годах, со строительством Кольцевой линии , все существовавшие на тот момент линии получили названия. Первое название первой линии было Кировско-Фрунзенская , продержавшееся до 1990 года. Тогда на волне идеологических переименований линия и получила современное название - Сокольническая .

2. Замоскворецкая (зелёная) линия . Линия открылась в сентябре 1938 года. Но ещё за восемь месяцев до её открытия вступила в строй Арбатско-Покровская (синяя) линия , которая хронологически стала второй. На схемах 50-х годов ещё можно видеть "правильный" порядок линий - Арбатско-Покровская на втором месте, Замоскворецкая (тогда - Горьковско-Замоскворецкая ) на третьем:

Но в шестидесятых годах линии обменялись позициями:

Произошло это, скорее всего, из-за бОльшей длины и большего пассажиропотока на зелёной линии . Кроме того, она связывала более важные городские объекты: два ж/д вокзала, аэровокзал, стадион "Динамо" (главный стадион страны до открытия в 1956 году "Лужников"), а также крупнейшее московское предприятие - завод "ЗИЛ". Таким образом, менее "важная" синяя линия оказалась задвинутой на третье место. Впрочем, время от времени, на различных схемах она всё же возвращала себе второе место:

3. Арбатско-Покровская (синяя) линия . Хронологически вторая линяя была открыта в марте 1938 года. При этом к линии отошёл уже действующий на тот момент участок "Александровский сад" (тогда - "Улица Коминтерна" ) - "Киевская" , ранее принадлежавший первой линии . Позже этот участок ещё раз перейдёт в состав другой линии, на этот раз Филёвской (см. также ). Интересно, что метки, отмеряющие расстояния вдоль ж/д путей (они называются пикетами), до сих пор "считают" этот участок продолжением Арбатско-Покровской линии . А на настоящем продолжении линии от "Площади Революции" на запад метки начинают вести свой отсчёт с нуля.

4. Филёвская (голубая) линия . Самая запутанная линия с точки зрения нумерации. Во-первых, потому, что содержит уже упомянутый участок, открывшийся ещё в самом начале, вместе с первой линией . А значит, имеет основания считаться второй по счёту. Во-вторых, потому, что обособилась в отдельную линию намного позже, в 1958 году - уже после открытя Кольцевой и Рижской линий . Стало быть, имеет также основания считаться шестой по счёту. Но произошло это ещё до объединения Калужской и Рижской линий в единую Калужско-Рижскую . Поэтому имеет основания считаться и пятой. Но линия получила номер "4". Прежде всего из-за того, что воспринималась продолжением Арбатско-Покровской линии , имеющей номер "3". На некоторых схемах в начале девяностых годов её обозначали даже "3А". Из-за этого восприятия, кстати, и голубой цвет Филёвской линии и её первоначальное название - Арбатско-Филёвская . Впрочем, название продержалось недолго и вскоре линия стала просто Филёвской .

Свою четвёртую позицию линия получила не сразу. Сначала линию, как новую на тот момент, размещали в легенде шестой:

Но в восьмидесятых годах линия "поднялась" до четвёртого места:

6. Калужско-Рижская (оранжевая) линия, образовалась в 1972 году после соединения Калужской и Рижской линий . Но сохраняет свою нумерацию от Калужской линии , открывшейся следующей после Кольцевой .

7. Таганско-Краснопресненская (фиолетовая) линия . Эта линия также появилась не сразу. В 1966 году (ещё до появления объединённой Калужско-Рижской линии ) открыли Ждановскую линию . Спустя шесть лет была пущена Краснопресненская линия . А ещё спустя три года (в 1975 году) линии были соединены в новую Ждановско-Краснопресненскую линию , которая теперь нам известна как Таганско-Краснопресненская .

Дальнейшая нумерация линий полностью совпадает с хронологией открытия без каких-либо оговорок:

8. Калининская (она же Калининско-Солнцевская ) (жёлтая) линия - открыта в 1979 году. Линия была так названа по Калининскому району Москвы. В 1991 году район переименовали в Лефортово, однако линии почему-то оставили прежнее название. Ещё одна особенность: когда линия открывалась, в московском метро уже существовала станция "Калининская" на другой линии (теперь это станция "Александровский сад" ), что могло приводить к путанице.

9. Серпуховско-Тимирязевская (серая) линия - открыта в 1983 году под названием Серпуховская , при продлении на север к названию добавилось -Тимирязевская .

10. Люблинская (она же Люблинско-Дмитровская ) (салатовая) линия - открыта в 1995 году. С продлением линии на север к названию Люблинской линии стали добавлять и -Дмитровская , из-за чего снова может возникнуть путаница, так как станция "Дмитровская" находится на другой линии.

11. Каховская (бирюзовая) линия . Линия полностью вступила в строй ещё в 1969 году, как продолжение Замоскворецкой (тогда - Горьковско-Замоскворецкой ) линии, но обособилась в отдельную линию лишь в 1995 году, в связи с чем и занимает 11 место в списке линий.

12. Бутовская (серо-голубая) линия . Самая молодая линия московского метро, открыта в 2003 году.

исторические схемы взяты с сайта metro.ru

Арбатско-Покровская линия - вторая линия Московского метрополитена по порядку ввода в строй и третья по номеру на схемах - диаметральная линия, соединяющая восточные районы Москвы через центр с западными и северо-западными районами. Преимущественно подземная линия включает в себя участки глубокого и мелкого заложения, два наземных участка, а так же метромост через Москву-реку. Линия обозначается на картах синим цветом.

1933 г.: шахта строительства перегона
«Охотный ряд» - «Улица Коминтерна».
Журнал «Строительство Москвы», январь 1934 г.
Репродукция с сайта «Фотографии прошлого ».

Линия ведёт своё происхождение от Арбатского радиуса, который в настоящее время является частью Филёвской линии . В мае 1932 г. был завершён проект I очереди строительства метрополитена. В неё помимо Мясницко-Усачёвского диаметра вошёл Арбатский радиус. Основные строительные работы на радиусе были выполнены в 1934 г., были построены 3 станции: «Улица Коминтерна», «Арбатская» и «Смоленская». «Улица Коминтерна» была единственной станцией, расположенной в кривой и имевшей платформы берегового типа, что было обусловлено прохождением тоннеля соединительной ветви между Арбатским и Мясницким радиусами. Двухпутный соединительный участок проходил в кривой между зданиями Манежа и Кутафьей башней Кремля и продолжался под Александровским садом и Манежной ул. до тупикового задела под будущее продление радиуса на восток. Ранее от двухпутного тоннеля отходили два соединительных тоннеля, выводивших на перегон «Охотный ряд» - «Библиотека имени Ленина» Мясницкого радиуса.

5 февраля 1935 г. первый пробный четырёхвагонный состав прошёл по всей линии I очереди. 6 февраля была организована показательная обкатка линии с участием руководителей страны и делегатов съезда. С 16 февраля начинается опытная эксплуатация всех участков. 19 апреля на всей линии начата штатная работа систем СЦБ, и с 19 по 24 апреля в течение всего дня проводятся экскурсионные поездки по специальным приглашениям для рабочих и служащих предприятий Москвы.

2 мая на один день все станции метро открывают двери для свободного входа и осмотра. С 9 по 11 мая продолжается движение поездов с экскурсантами. 15 мая 1935 г. в 6:45 станции были открыты для входа, а с 7:00 началось графиковое движение. Открылись первые 13 станций Московского метро под следующими названиями: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные ворота», «Кировская», «Дзержинская», «Охотный ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов», «Парк Культуры имени Горького», «Улица Коминтерна», «Арбатская» и «Смоленская». Поезда следовали поочерёдно по двум маршрутам: «Сокольники» - «Охотный ряд» - «Парк Культуры имени Горького» и «Сокольники» - «Охотный ряд» - «Смоленская». В течение всего дня действовало неизменное тактовое расписание с 12-парным графиком: 5-минутным интервалом на общем участке и 10-минутном на ответвлениях. На линии одновременно работали 9 четырёхвагонных составов, состоявших из двух двухвагонных секций (моторный и прицепной вагоны типа А). Обороты на конечных станциях выполнялись через съезд перед станцией без использования оборотных тупиков. Линия считалась состоящей из трёх радиусов: Кировского, Фрунзенского и Арбатского.

20 марта 1937 г. Арбатский радиус был продлён от ст. «Смоленская» до новой - 14-ой станции метро - «Киевская», первой станции II очереди строительства. В эксплуатации появился первый открытый участок: Смоленский метромост с подходом. Оборот на ст. «Киевская» выполнялся в оборотных тупиках.

С 24 по 31 октября 1937 г. движение поездов по соединительным тоннелям на участке «Охотный ряд» - «Улица Коминтерна» было остановлено для укладки пути, в том числе глухого пересечения, в двухпутном соединительном тоннеле для присоединения к сети метрополитена построенных тоннелей глубокого заложения до ст. «Площадь Революции». 3 ноября по пусковому участку прошёл пробный поезд.

13 марта 1938 г. открылись 2 станции метро II очереди строительства: «Площадь Революции» и «Курская» нового Покровского радиуса. От ст. «Улица Коминтерна» поезда отправились на ст. «Площадь Революции», движение поездов с пассажирами по участку «Охотный ряд» - «Улица Коминтерна» было прекращено. В результате было образовано две отдельных линии: Кировско-Фрунзенская и Арбатско-Покровская с 6-ю станциями: «Курская» - «Площадь Революции» - «Улица Коминтерна» - «Арбатская» - «Смоленская» - «Киевская». На линии использовались 6-вагонные составы из вагонов типа А и Б электродепо «Северное».

Отличительной особенностью линии стала крайняя неравномерность расстояний между станциями. Это объяснялось тем, что при принятии окончательного решения о трассировке участков II очереди, из них было вычеркнуто значительное число промежуточных станций. По первоначальному проекту между станциями «Площадь Революции» и «Курская» планировалось ещё две станции: «Ильинские ворота» и «Хохловская площадь» («Покровские ворота»).

10 июля 1937 СНК СССР постановлением №1090 утвердил проект III очереди строительства. Согласно нему Арбатско-Покровская линия должна быть продлена от ст. «Курская» (до открытия станция носила название «Курский вокзал») через станции «Спартаковская», «Электрозавод» до ст. «Стадион» («Стадион имени Сталина»). При этом были также вычеркнуты многочисленные рассматриваемые ранее промежуточные станции: «Гороховская улица», «Бауманская площадь», «Переведеновский переулок» («Бакунинская улица»), «Семёновская площадь», «Мироновская улица». Однако в итоговый вариант ст. «Семёновская площадь» (под названием «Сталинская») была возвращена.

На перспективу планировалось продление линии от ст. «Стадион» на северо-восток ещё на одну станцию и далее к перспективному объединённому электродепо Черкизово Кировско-Фрунзенской и Арбатско-Покровской линий. На западе от ст. «Киевская» предполагалось продлении линии вдоль Можайского шоссе до Кунцева и далее на северо-запад в район Крылатское.

С открытием 11 сентября 1938 г. Горьковского радиуса от ст. «Площадь Свердлова» до ст. «Сокол» ст. «Площадь Революции» стала пересадочной. Пересадка на ст. «Площадь Свердлова» осуществлялась через объединённый наземный вестибюль.

10 февраля 1939 г. была введена в эксплуатацию однопутная соединительная ветвь между Арбатско-Покровской и Горьковской линией. С этого времени обслуживание АПЛ передаётся в новое электродепо ТЧ-2 «Сокол». С апреля 1941 г. на линии курсирует опытный состав из вагонов типа Г. В 1941 г. открыт второй вестибюль ст. «Киевская», пристроенный к зданию Киевского вокзала.

К началу Великой Отечественной войны значительная часть работ на III очереди была выполнена. Во время бомбёжек неоткрытые станции использовались в качестве бомбоубежищ наравне с действующими. В сентябре 1943 г. началось строительство электродепо ТЧ-3 «Измайлово».

18 января 1944 г. был открыт участок Арбатско-Покровской линии от ст. «Курская» до ст. «Измайловская» с промежуточными станциями «Бауманская» и «Сталинская». Станция «Измайловская» стала первой станцией с двумя посадочными платформами и тремя путями. Третий путь предназначался для работы в условиях повышенного пассажиропотока при обслуживании массовых мероприятий на строящемся Центральном стадионе им. Сталина. Станция «Электрозаводская» была введена в строй 15 мая 1944 г. - в девятую годовщину метрополитена.

К годовщине Победы 9 мая 1946 г. был открыт отдельный переход между залами станций «Площадь Революции» и «Площадь Свердлова». Также в 1946 г. был открыт новый вестибюль ст. «Улица Коминтерна», встроенный в здание Государственной библиотеки им. Ленина. Вместе с ним был построен переходной мостик между платформами станции, подведены лестницы, вскрыты проёмы в платформенной стене. Старый вестибюль на углу Моховой ул. и ул. Коминтерна был полностью снесён. Пересадка со ст. «Улица Коминтерна» на ст. «Библиотека имени Ленина» стала выполняться через новый распределительный зал, параллельный платформе II пути «Улицы Коминтерна», а в обратную сторону - через новые пересадочные коридоры, присоединённые к существовавшим входам в торцах обеих платформ ст. «Улица Коминтерна». 24 декабря 1946 г. в метро произошло первое переименование: ст. «Улица Коминтерна» сменила название на «Калининскую». 21 декабря 1947 г. был открыт второй выход со ст. «Площадь Революции» в наземный вестибюль на Куйбышевском проезде.

1 января 1950 г. вместе с пуском первого участка Кольцевой линии был открыт переход между станциями «Курская» Арбатско-Покровской и Кольцевой линий. Пересадка возможна как через отдельный коридор между центральными залами станций, так и через соединение двух подземных вестибюлей. 14 января 1950 г. было открыто третье электродепо Москвы ТЧ-3 «Измайлово», куда из ТЧ-2 «Сокол» были переданы составы из вагонов А и Б для обслуживания Арбатско-Покровской линии.

В 1951–1953 гг. велось строительство нового Арбатского радиуса глубокого заложения взамен действовавшего. Строительство не афишировалось в прессе, вплоть до самого открытия сообщения о строительстве были обезличены: названия станций не приводились, отсутствовали какие-либо топографические привязки, а сам радиус назывался просто «новым радиусом». Строительство камеры съездов примыкания новых тоннелей к перегону «Калининская» - «Площадь Революции» велось без прекращения движения. 5 апреля 1953 г. были открыты 3 станции: «Арбатская», «Смоленская» и «Киевская». Поезда от «Площади Революции» пошли по новым тоннелям к ст. «Арбатская». Станции Староарбатского радиуса были закрыты. На ст. «Арбатская» помимо наземного вестибюля, имевшего выход к Арбатской площ., был сооружён восточный аванзал, соединённый переходом со ст. «Библиотека имени Ленина», а также лестничным спуском и наклонным ходом для подъёма в бывший вестибюль ст. «Калининская», который, соответственно, стал вторым вестибюлем станций «Арбатская» и «Библиотека имени Ленина». Для ст. «Киевская» был значительно расширен вестибюль, пристроенный к зданию Киевского вокзала в 1941 г.

Станция «Киевская» Арбатско-Покровской линии строилась в едином комплексе с одноимённой станцией Кольцевой линии, однако к моменту открытия соответствующий участок Кольцевой линии не был введён в эксплуатацию, и «Киевская» была единственной станцией у Киевского вокзала. Станция Кольцевой линии и пересадка между Арбатско-Покровской и Кольцевой линиями на Киевском узле заработали с 14 марта 1954 г.

5 ноября 1954 г. открылась первая в Москве наземная станция - «Первомайская», сооружённая в крайнем северном нефе электродепо ТЧ-3 «Измайлово». С северной стороны депо был пристроен наземный вестибюль станции. К открытию станции в ТЧ-3 «Измайлово» начали передавать вагоны типа Г.

Уже в 1957 г. было признано, что ст. «Первомайская» не справляется с пассажиропотоком, и было принято решение о продлении линии от портала тоннелей до ст. «11-я Парковая» с закрытием ст. «Первомайская». 6 июня 1961 г. решением исполкома Моссовета № 30/37 строящимся станциям «3-я Парковая» и «11-я Парковая» были присвоены названия, соответственно, «Измайловский парк» и «Первомайская».

12 октября 1961 г. ст. «Первомайская» в депо «Измайлово» была закрыта, став первой закрытой станцией метро в СССР. А 21 октября линия была продлена от ст. «Измайловская» до новой ст. «Первомайская» с промежуточной наземной ст. «Измайловский парк». Новая «Первомайская» стала первой колонной станцией мелкого заложения из сборного железобетона, так называемой «сороконожкой». Также у новой «Первомайской» впервые отсутствовал собственный наземный вестибюль, а выход осуществлялся через подземные вестибюли, связанные с поверхностью подуличными переходами с лестничными спусками. Оборот составов осуществлялся по съезду за станцией.

30 ноября 1961 г. ст. «Сталинская» получила название «Семёновская». 22 июля 1963 г. произошло последнее за советское время продление линии: от ст. «Первомайская» до ст. «Щёлковская», а 20 августа 1963 г. станции «Измайловская» и «Измайловский парк» поменялись названиями: ст. «Измайловская» получила название «Измайловский парк» и наоборот.

В августе 1970 г. на линию вышли 7-вагонные составы. В бывшие 6-вагонные составы из двухвагонных секций А и Б вцепили 7-ой вагон типа Г. В 1975 г. вагоны А и Б были списаны (таким образом самые первые вагоны Московского метро проработали 40 лет), вагоны Г были переданы в электродепо «Калужское», а взамен ТЧ-3 «Измайлово» получило вагоны типа Д.

Арбатско-Покровская - одна из немногих линий, не имевших никакого развития в течение 40 лет, при этом на западе ст. «Киевская» оставалась конечной в течение 50 лет. Это обусловлено объективными причинами: вскоре после незапланированного строительства глубокого Арбатского радиуса произошёл пересмотр подхода к строительству метро, в целом. 4 ноября 1955 г. выходит Постановление № 1871 ЦК КПСС и Совмина СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», потребовавшее повсеместный переход на типовое экономичное строительство. В результате появились типовые проекты дешёвых в сооружении наземных станций и станций мелкого заложения. Дальнейшее продление на запад осуществляется с помощью наземной Филёвской линии. Лишь в 1962 г. появляется проект продления от ст. «Киевская» вдоль Мосфильмовской ул. и далее - в Очаково со станциями: «Мосфильмовская», «Ломоносовская», «Сетунь» и «Очаково». В 1965 г. уже предполагается на перспективу продление далее за МКАД в пгт Солнцево. Согласно Генплану 1971 г. помимо основной линии в Солнцево предполагается также ответвление из района Раменок севернее - в Очаковскую промзону с соответствующей конечной ст. «Промзона» в районе Рябиновой ул.

С появлением в 1985 г. проекта хордовых линий Киевский радиус в Солнцево стал одной из хорд , а АПЛ стала трассироваться вдоль Кутузовского просп., через Площадь Победы (с пересадкой на две хордовых линии), Давыдково, район Верейской ул. в район ул. Говорова. В это же время рассматривается радикальный вариант перетрассировки Калининской, Филёвской и Арбатско-Покровской линий: предлагалось строительство участка от ст. «Третьяковская» до ст. «Арбатская»-АПЛ с передачей всего глубокого Арбатского радиуса Калининской линии. При этом восстанавливалось бы пассажирское движение по участку «Площадь Революции» - «Калининская», а Филёвская линия становилась бы частью Арбатско-Покровской. К 1989 г. от этого варианта уже отказались, в то же время было представлено первое ТЭО Митино-Бутовской хорды от ст. «Митино» до ст. «Парк Победы».

В 1990 г. силами «Трансинжстроя» началось строительство пересадочного узла «Парк Победы» - сложнейшего трёхстанционного комплекса сверхглубокого заложения. На узле планировалось строительство двух параллельных станций для Арбатско-Покровской линии и Митино-Бутовской хорды с совмещённой пересадкой и третьей станции - ниже первых двух и под углом к ним - для Солнцевско-Мытищинской хорды. Были начаты работы и на участке Митино-Бутовской хорды от ст. «Митино» до ст. «Строгино», в частности «Протонтоннельстрой» прошёл шахтные стволы в начале перегона «Строгино» - «Волоколамское шоссе» для строительства монтажных камер будущей щитовой проходки.

Строительство очередного нового радиуса в начале 1990-х годов было непосильной задачей, а вопрос обеспечения метрополитеном Митина строял очень остро. В этих условиях в 1992 г. был предложен вариант временного соединения участка «Митино» - «Строгино» Митино-Бутовской хорды с Филёвской линией - со ст. «Крылатское». Проект ст. «Строгино» был переработан под первую в истории Московского метро двухэтажную пересадочную станцию между перспективной Митино-Бутовской хордой по её основному маршруту (через Мнёвники) и Филёвской линией. Поскольку сама Филёвская линия была не в состоянии взять на себя поток из Митина, то появилось ранее не рассматривавшееся решение: продлить опять же временно Арбатско-Покровскую линию от планировавшейся по предыдущему варианту ст. «Славянский бульвар» до ст. «Кунцевская» Филёвской линии и передать участок Филёвской линии от ст. «Кунцевская» до ст. «Крылатское» Арбатско-Покровской линии.

С 1975 по 1992 гг. на Арбатско-Покровской линии работали составы только из вагонов типа Д. С 1992 г. ТЧ-3 «Измайлово» начало получать вагоны типа Ем, а 2 июня 1995 г. на линии, а соответственно, и во всём метрополитене была прекращена эксплуатация последнего состава типа Д. Закончилась целая эпоха, при которой Арбатско-Покровская линия являлась своего рода действующим музеем с самым старым подвижным составом на всей сети.

Строительство продления линии на запад, как и Митинского радиуса, постоянно находилось под угрозой остановки в связи с хроническим недостатком финансирования. Те немногие средства, выделяемые на метрострой, уходили на пусковые участки Серпуховско-Тимирязевской и Люблинской линий , и к 1996 г. работы на АПЛ были окончательно остановлены, при этом объекты даже не консервировались, а просто бросались вместе с техникой. Наступило тяжелейшее для метростроя время, подобного которому не было даже в годы Великой Отечественной войны. При этом на новом участке уже было построено: часть тоннелей и камера съездов к будущему электродепо «Митино», часть конструкций тягово-понизительной подстанции ст. «Митино», значительная часть тоннелей перегона «Волоколамское шоссе» - «Митино», в том числе щитовой проходки, а также со сборной и с монолитной обделкой, котлован и лотковая плита ст. «Волоколамское шоссе», три из четырёх опор метромоста, небольшой отрезок двух перегонных тоннелей щитовой проходки на участке «Строгино» - «Волоколамское шоссе», монтажная камера на ст. «Славянский бульвар». На участке «Киевская» - «Парк Победы» был проведён значительный объём горно-капитальных работ.

Положение стало улучшаться только с началом нулевых годов. В 2001 г. возобновились работы на пусковом участке «Киевская» - «Парк Победы», здесь ТО-6 Мосметростроя вёл проходку перегонных тоннелей к ст. «Киевская» с помощью горнопроходческого комбайна «Паурат», а несколько СМУ «Трансинжстроя» завершали сооружение пересадочного комплекса «Парк Победы». Впервые в Московском метро был применён ново-австрийский метод тоннелирования с созданием тоннельной обделки перегонных тоннелей с помощью набрызг-бетона. 6 мая 2003 г. новый участок Арбатско-Покровской линии от ст. «Киевская» до ст. «Парк Победы» был пущен в эксплуатацию. Станция «Парк Победы» была сдана сразу в двухзальном исполнении (при этом были уложены и использовались только внутренние пути обоих залов), но с одним наклонным ходом и половиной подземного вестибюля.

Вопрос трассировки дальнейшего продления линии вызвал бурные споры. Так предполагалось при включении участка «Кунцевская» - «Крылатское» в состав АПЛ обрезать Филёвскую линии по ст. «Пионерская», что ухудшало связность сети. В результате общественных протестов 8 июня 2004 г. правительство Москвы было вынуждено согласиться оставить перегон «Пионерская» - «Кунцевская», и 15 ноября 2004 г. был утверждён новый вариант трассировки линии на участке «Парк Победы» - «Кунцевская», при этом были приняты два определяющих решения: принимался проект создания пересадочного узла на Филёвскую линию вкупе со строительством второй ст. «Кунцевская», и из проекта исключалась ст. «Славянский бульвар». Данное решение тоже не было удовлетворительным, и в 2005 г. было принято новое решение: сохранить ст. «Славянский бульвар» на новом месте - на северной стороне Кутузовского просп., а ст. «Минская» глубокого заложения, планировавшуюся между ст. «Парк Победы» и «Славянский бульвар» из проекта исключить. Также в 2005 г. был утверждён новый проект ст. «Строгино», которая вместо двухэтажной становилась привычной одноэтажной односводчатой, правда при этом была оставлена возможность строительства параллельно и второй станции.

5 июля 2005 г. вышло постановление правительства Москвы «о мерах по обеспечению подготовительных и первоочередных работ на Митинско-Строгинской линии метрополитена». Вслед за постановлением было возобновлено строительство ст. «Строгино».

2 января 2008 г. для переустройства путей и системы СЦБ были закрыты три станции Филёвской линии: «Кунцевская», «Молодёжная» и «Крылатское». 7 января 2008 г. весь участок от «Парка Победы» до «Строгина» был открыт. На ст. «Кунцевская» была открыта новая платформа с выходом в новый наземный вестибюль, принимающая поезда в сторону «Парка Победы». Старая платформа начала принимать поезда со ст. «Пионерская» на один путь (с оборотом по станции) и поезда со ст. «Парк Победы» на второй путь. Станцию «Славянский бульвар» поезд проезжал без остановки. Станции «Молодёжная» и «Крылатское» отныне становились частью Арбатско-Покровской линии.

26 декабря 2009 г. был пущен в эксплуатацию участок от ст. «Строгино» до ст. «Митино» с промежуточными станциями: «Мякинино» и «Волоколамская», и метромостом через Москва-реку. Ст. «Мякинино» стала первой станцией, находящейся на территории Московской области.

28 декабря 2012 г. открыт последний участок от ст. «Митино» до ст. «Пятницкое шоссе». Общая эксплуатационная длина линии достигла 45,1 км. Арбатско-Покровская линия является самой протяжённой в Московском метро.

Последнее обновление в марте 2016 г.

Сегодня будет третья — долгожданная Арбатско-Покровская.

Арбатско-Покровская — одна из самых интересных линий московского метро. Здесь много красивых станций с индивидуальной шикарной отделкой 1930-х, 40-х, 50-х годов. На этой же линии расположены самые современные станции: 6 из 21 станций построены в 2000-е годы, последние станции были открыты в конце 2009 года. Также здесь есть типовые станции мелкого заложения 1960-х..80-х годов и наземные станции.

Интересна история формирования линии: линия много раз перекраивалась, получая фрагменты от других линий или отдавая их другим линиям. Первые её станции (Смоленская, Арбатская, Александровский сад) сначала входили в состав первой — Сокольнической линии, затем, после открытия Площади Революции и Курской, появилась отдельная Арбатско-Покровская линия. В 50-е годы старые станции Арбатская и Смоленская были заменены на новые (глубокие), а старые впоследствии отошли к Филёвской линии. А в 2000-е годы линия получила в свой состав три станции Филёвской линии (Кунцевская — Крылатское) и 4 станции несостовшейся Митинско-Бутовской линии (участок Строгино — Митино).

Статистическая информация по линии: количество станций — 21, длина — 43,5 км. Таким образом, по длине эта линия является самой длинной в московском метро (а по количеству станций уступает Серпуховско-Тимирязевской линии — там их 25).

А теперь, собственно, фотопрогулка…


Предыдущая серия фотомарафона по :


PS. В силе остаётся моя предыдущая просьба к москвичам: приветствуется всяческая критика, особенно по балансу белого. Фотографировал "бегом", по некоторым станциям не запомнил визуально цветовую температуру, на некоторых фотографиях видно, что разные светильники в одном кадре имеют разный оттенок, и какой считать белым — не очень понятно. Также опять попытался перечислить места расположения выходов станций (большей частью — по сведениям официального сайта Московского метрополитена, сам я выходил далеко не через все выходы). Если где-то видите ошибки, прошу поправить, чтобы к выкладыванию новых фотографий на Metrowalks.Ru всё было точно.

Арбатско-Покровская линия (синяя) - состоит из 22 станций, протяженность 45,1 км, время следования из конца в конец 67 минут. На схемах Арбатско-Покровская линия обозначена цифрой 3, хотя по порядку открытия она была второй. Это диаметральная ветка, соединяющая центр города с восточными и северо-западными районами. Арбатско-Покровская линия является самой длинной линией московского метро.

Ветка начала функционировать в марте 1938 года. После того, как в 1941 году бомба разрушила тоннель мелкого заложения на участке "Арбатская" - "Смоленская", было решено сделать этот участок более глубоким. В 1953 году был построен новый отрезок Арбатско-Покровской линии "Площадь Революции" - "Киевская", который дублировал старый участок. В то же время, участок мелкого заложения "Калининская" (сейчас - "Александровский сад") - "Киевская" закрыли, и открыли вновь только в 1958 году в составе Филевской линии. Так у Московского метрополитена появились по две "Арбатские и "Смоленские" станции. В ближайшей перспективе планируется объединить обе "Смоленские" в пересадочный узел со станцией "Плющиха" Калининско-Солнцевской линии.

Первый в истории московского метро теракт был совершен на Арбатско-Покровской линии. Это случилось 8 января 1977 года. В этот день в городе прогремело три взрыва. Первый - в 17:33 в поезде метро на перегоне между станциями "Измайловская" и "Первомайская". В результате семь человек погибло, и 37 пассажиров получили ранения. Второй взрыв произошел в гастрономе на ул. Дзержинского, и третий - на улице 25 Октября. Расследование и следствие по этому делу было тайным и закрытым. Обвиненных в теракте расстреляли через 3 дня после решения суда. Еще в 2007 году материалы дела оставались засекреченными.

За историю существования ветки на ней происходили и другие ЧП, но жертв при этом не было за исключением 15 июля 2014 года, когда между станциями "Парк Победы" и "Славянский бульвар" поезд сошел с рельсов. Катастрофа унесла жизни 23 человек, еще 217 человек были травмированы. Следующий день в столице был объявлен днем траура.

Станции Арбатско-Покровской линии

  • Пятницкое шоссе

Станция "Пятницкое шоссе" - конечная станция северо-западного радиуса Арбатско-Покровской линии. Станция располагается в районе Митино Северо-Западного административного округа. Это колонная двухпролетная станция мелкого заложения, построенная на глубине 11 метров.

Станция была открыта 28 декабря 2012 года. Это двухпролетная колонная станция. Оформление "Партизанской" отличается цветовой асимметрией: одна путевая стена, пол и колонны зала отделаны черным мрамором, а противоположная часть - светлым. Ряд колонн проходит по центру зала, между колоннами установлены скамейки.

  • Митино

Станция "Митино" располагается в Северо-Западном административном округе Москвы, в одноименном районе. Глубина заложения станции - 14 метров. Тип: односводчатая мелкого заложения.

Станция открылась 26 декабря 2009 года. По четным числам "Митино" начинает работу в 05:45, по нечетным в 05:30.

  • Волоколамская

Станция "Волоколамская" расположена за МКАД, на территории микрорайона Митино. Глубина заложения станции - 14,4 метров. Тип: колонная трехсводчатая мелкого заложения.

Станция открылась 26 декабря 2009 года, и вошла в число самых красивых станций московского метро, которые появились в столице за последнее десятилетие. Проект станции, который разработали архитекторы компании "Метрогипротранс", получил главную премию на конкурсе Союза московских архитекторов "Золотое сечение 2011".

Два ряда колонн делят пространство станции на три нефа: центральный (пассажирский) и два боковых, по которым пролегают рельсовые пути. Высота свода зала - чуть больше 8 метров. Колонны облицованы темным гранитом и мрамором, и напоминают стволы деревьев, а в пролетах между колоннами на сводах предусмотрено по два углубления, в виде огромных стилизованных листьев. В этих нишах установлены светильники. На полу уложены плиты из светло-серого гранита.

  • Мякинино

Станция "Мякинино" стала первой, построенной за пределами городской черты. Кроме того, это первая станция, которую строили посредством софинансирования. Средства на строительство выделялись не только из городского и областного бюджетов, но и привлекались частные инвесторы. Таким образом, единственным в России частным соинвестором при строительстве метро стал владелец холдинга Crocus Group, Арас Агаларов - довольно известная личность.Станция располагается в Красногорске, тип: однопролетная наземная крытая.

"Мякинино" - наземная крытая станция, начало работы - 26 декабря 2009 года. Из-за близости к метромосту пришлось отойти от привычных стандартов, и реализовать проект с двумя боковыми платформами. К слову, когда железнодорожные пути проходят по бокам центрального зала, такой тип станций называется островным. В случае же, когда посадка пассажиров производится с платформ, устроенных по краям станции, а для поездов выделяется центральная часть - платформы называются береговыми. Береговые платформы более выгодны, так как они обходятся дешевле и строятся быстрее.

  • Строгино

Станция "Строгино" располагается в Северо-Западном административном округе Москвы. Свое название станция получила по одноименному району. Тип: односводчатая мелкого заложения (глубина заложения - 8 метров).

Станция открылась 7 января 2008 года. На сегодняшний день перегон "Строгино" - "Крылатское" является самым длинным в метро Москвы. Его протяженность составляет 6,6 км. От одной станции до другой поезд идет 7 минут 42 секунды.

В 2008 году проект станции "Строгино" был отмечен архитектурной премией "Хрустальный Дедал". Люди, близкие к архитектуре, отмечают, что дизайн этой московской станции очень похож на оформление станции "Аламеда" в Валенсии (архитектор Сантьяго Калатрава).

Станция имеет небольшую высоту свода - всего 5,5 метров, поэтому, чтобы уменьшить ощущение "подземелья" архитекторы разместили на потолке огромные каплевидные углубления. Каждая капля балками разделена на более мелкие части, в которых установлены светильники. На перроне располагаются скамейки с сиденьями из натурального дуба.

  • Крылатское

Станция "Крылатское" располагается в Западном административном округе Москвы, в районе Крылатское. Глубина заложения - 9,5 метров. Это односводчатая станция мелкого заложения.

Станция открылась 31 декабря 1989 года. Вначале "Крылатское" была станцией Филевской линии, и только после продления отрезка "Кунцевская" - "Крылатское" стала частью Арбатско-Покровской линии.

Оформление станции "Крылатское" посвящено физкультуре и спорту - возле эскалаторов на подъеме к южному вестибюлю можно увидеть бронзовую композицию А.М. Мосийчука. Она выполнена в виде дуги, с одной стороны которой располагается девушка с крыльями, а с другой - юноша с мячом.

  • Молодежная

Станция "Молодежная" располагается в Западном административном округе Москвы, в районе Кунцево. Глубина заложения станции - 6,5 метров. Это колонная трехпролетная станция мелкого заложения.

Движение на станции "Молодежной" открылось 5 июля 1965 года. Тогда станция входила в состав Филевской ветки, и только 7 января 2008 года стала частью Арбатско-Покровской линии московского метро. Станция построена по типовому проекту, который не предусматривал каких-либо "архитектурных излишеств".

  • Кунцевская

Станция "Кунцевская" является пересадочным узлом станций Филевской и Арбатско-Покровской веток. "Кунцевская" состоит из островной и боковой платформ.

Станция "Кунцевская" была открыта 31 августа 1965 года. В январе 2008 года ее закрыли на реконструкцию, после чего она стала конечной. Теперь путь, по которому поезда раньше следовали в центр, перешел к Арбатско-Покровской линии вместе со станциями "Молодежной" и "Крылатское".

  • Славянский бульвар

Станция "Славянский бульвар" располагается в Западном административном округе Москвы, в районе Фили-Давыдково. Станция открылась 7 сентября 2008 года. Это односводчатая станция мелкого заложения, глубина - 10 метров.

При оформлении станции "Славянский бульвар" использованы некоторые элементы стиля модерн - в частности это ковка и растительные мотивы. На станции установлены три скамьи в форме ладьи, с коваными фигурными решетками-спинками, украшенными растительным орнаментом. От концов лавок к центру сходятся кованые стебли с листьями, по центру располагается надпись с названием станции, а сверху вывеску с названием освещают светильники-бутоны.

Чтобы сделать станцию похожей на настоящий бульвар, светильники создали в виде уличных фонарей, стилизованных под деревья. Помогают освещать зал и светильники, закрепленные на путевых стенах.

Путевые стены отделаны зеленым мрамором, на полу уложен черный гранит.

  • Парк Победы

Станция "Парк Победы" является кросс-платформенным пересадочным узлом Арбатско-Покровской и линий Станция располагается в Западном административном округе Москвы. Глубина заложения станции "Парк Победы" составляет 80 метров. Это самая глубокая станция метро в Москве, вторая после петербургской "Адмиралтейской". Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения.

Станция была открыта 6 мая 2003 года. Для оформления внутренних интерьеров была выбрана тема Отечественных войн 1812 и 1941 годов. До 2015 года в западном торце северного зала можно было увидеть панно, посвященное Великой Отечественной войне 41-го. Теперь на его места располагается второй вход. В восточном торце южного зала находится панно, посвященное Отечественной войне 1812 года. Оба изображения были созданы З.К. Церетели.

Оба зала станции "Парк Победы" смотрятся очень просторными и светлыми. Первые ассоциации при взгляде на любой из залов - это шахматная доска.

По отношению друг к другу залы оформлены по принципу контраста. В Южном зале белые мраморные путевые стены и белые "фасадные" части пилонов. Торцевые стенки пилонов и цоколи отделаны коричневым мрамором, на полу в шахматном порядке уложены гранитные плиты серого и черного цветов. Второй - Северный зал, наоборот, имеет коричневые путевые стены, коричнево-белые колонны со светлым цоколем, а на полу располагаются плиты коричневого и светло-серого цветов. Светильники спрятанные за карнизом над пилонами, ярко освещают свод станции, создавая ощущение высокого светлого купола.

  • Киевская

Станция "Киевская" располагается на территории в районе Дорогомилово Западного административного округа Москвы. Глубина заложения станции составляет 38 метров. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Поскольку поблизости находится Киевский железнодорожный вокзал, то и название станция получила по нему.

Станция открылась 5 апреля 1953 года, и на протяжении 50 лет (до 2003 года) она была конечной. С "Киевской" Арбатско-Покровской линии можно совершить пересадку на одноименные станции Кольцевой и Филевской линий.

Декор станции отображает тему Советской Украины и воссоединения России и Украины. Своды и стены зала украшают фрески и картины с изображениями трудящихся Советской Украины. Со стороны железнодорожных путей стены также декорированы фресками, только на них изображены фантастические растения. В торцевой части станции размещено большое панно со сценой гуляний в честь празднования 300-летия воссоединения Украины и России. Фреска называется "Народные гуляния в Киеве". В декабре 2010 года на станцию просочились грунтовые воды, и фреска обрушилась. С 2012 по 2013 годы группа художников-реставраторов занималась восстановлением фрески, и сейчас она выглядит практически так же, как и первоначальный вариант. Единственное отличие - со знамени исчез профиль Сталина.

Пилоны и путевые стены обшиты белым мрамором. Пол на станции - из серого гранита и мрамора. Люстры, освещающие "Киевскую", изготовлены из горного хрусталя. В качестве осветительных приборов используются лампы накаливания авторского исполнения. Еще одна яркая декоративная деталь - это декоративный керамический карниз, разделяющий стены станции на две горизонтальные части.

  • Смоленская

Станция "Смоленская" располагается в Центральном административном округе Москвы, в районе Арбат. Глубина заложения станции - 50 метров. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения.

"Смоленская" открылась 5 апреля 1953 года. Ее оформление также посвящено военно-историческим событиям. Пилоны станции облицованы белым мрамором. Путевые стены тоже белые, только для их облицовки использовалась керамическая плитка. В нижней части путевых стен отделка выполнена из черного мрамора. В центральном зале на полу уложены плиты из черного мрамора. По краям проходит орнамент из белого и красного мрамора. Зал станции освещается светильниками-канделябрами, закрепленными на пилонах над скамейками. Дополнительное освещение обеспечивают светильники, упрятанные за карнизом под сводом. Торцевую стену зала украшает барельеф скульптора Г.И. Мотовилова.

  • Арбатская

Станция "Арбатская" Арбатско-Покровской линии метрополитена Москвы располагается в одноименном районе, в Центральном административном округе. Глубина заложения станции - 41 метр. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения.

"Арбатская" была открыта 5 апреля 1953 года. Сейчас она является частью крупного пересадочного узла, и имеет переходы на станции "Библиотека им. Ленина" Сокольнической линии, "Александровский сад" Филевской линии и "Боровицкую" Серпуховско-Тимирязевской линии. Станция "Арбатская" имеет статус объекта культурного наследия, и это звание заслуженно - она очень красивая.

Станция строилась по специальному проекту. Длина зала составляет 220 метров - это второе место после станции "Воробьевы горы", центральный зал в сечении имеет эллипсовидную форму. Архитекторы, разрабатывавшие проект станции, обратились к теме русского зодчества, в частности, к стилю, известному как "московское барокко".

Нижняя часть пилонов отделана красным мрамором. Выше на стенах расположены декоративные керамические элементы с растительными мотивами. Такие же композиции украшают и путевые стены. На полу - ковровый орнамент из красного, серого и черного мрамора. И центральный зал, и платформы освещаются роскошными подвесными позолоченными бронзовыми люстрами. Возле пилонов со стороны путей и в центральном зале, установлены скамейки.

  • Площадь Революции

Станция "Площадь Революции" располагается в Тверском районе Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции - 34 метра. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения.

Станция метро "Площадь Революции" была открыта 13 марта 1938 года. Сейчас она имеет статус объекта культурного наследия. По переходу можно попасть на станцию "Театральную" Замоскворецкой линии.

Перед началом строительства этой станции был объявлен конкурс архитектурных проектов, победителем которого стал А.Н. Душкин, который также работал над проектами станций "Кропоткинской", "Маяковской", "Автозаводской", "Новослободской".

Революционную тему Душкин решил раскрыть, используя архитектуру, свет и скульптуру. Первоначальный проект предполагал, что обрамлять арочные проемы будут бронзовые барельефы, освещаемые рефлекторами, установленными у основания пилонов. Пучки света создавали бы ощущение устремленности вверх. Ниши в углах пилонов также планировалось украсить барельефами на революционную тему.

Автора скульптур также выбирали по конкурсу, но ни архитектору, ни руководству Метростроя идеи победителя не понравились. Помощи решили попросить у авторитетного скульптора М.Г. Манизера, и он предложил заменить барельефы объемными скульптурами. Несмотря на то, что Душкину это предложение не понравилось, руководство одобрило вариант Манизера.

В результате пришлось пересмотреть способ освещения - теперь нужно было хорошо осветить скульптуры, и для этого использовали подвесные люстры-тарелки, смещенные к углам пилонов. Боковые залы освещаются такими же светильниками. Первоначально на торцевой стене размещался барельеф "Сталин и Ленин", автором которого также был М.Г. Манизер, но в 1947 году, когда на станции открывался второй выход, барельеф перенесли на "Павелецкую" Кольцевой линии, а после развенчания культа личности в 1960-х годах и вовсе убрали.

В центральном зале скамеек нет, они располагаются у стен в торцах платформ. Скамейки изготовлены из дуба. Над ними уложены бордюры из оникса. В боковых залах станции "Площадь Революции" находятся самые старые указатели в московском метро - это бронзовые стрелки с надписями "Выход в город".

Арки центрального зала сложены из цельных фасонных камней, вырезанных из мраморных блоков. При отделке станции использовали оникс различных оттенков и рисунков, черный и темно-красный мрамор, мраморовидный известняк.

Главным украшением станции являются 76 бронзовых фигур, изготовленных в Ленинградской мастерской художественного литья. Эту работу выполняла группа скульпторов под руководством Манизера. Изначально фигур было 80, четыре убрали в 1947 году, когда на станции установили гермозатвор. Из тех скульптур, которые можно увидеть сейчас, 18 фигур выполнены в четырех экземплярах, и две - в двух.

Поскольку скульптуры выполнялись в полный рост, то нужно было каким-то образом вместить их в небольшое пространство под арками. Для этого бронзовых людей (кроме пионеров) пришлось делать либо сидящими, либо вставшими на одно колено, либо согнувшимися. Некоторые критиковали такое решение, но Сталину скульптуры понравились - так и решилась их судьба.

Как это часто бывает с памятниками, со временем скульптуры станции "Площадь Революции" обросли поверьями, с ними стали связывать самые разные приметы. Например, считается, если утром дотронуться до флажка в руках сигнальщика, то день пройдет удачно. Точно такое же поверье придумали и про матроса, у которого периодически воруют наган. Также пассажиры трут носы пограничных псов и туфельки бронзовой девушки. Повезло только петуху - к нему категорически не рекомендуется притрагиваться. В результате у многих скульптур истончился бронзовый слой, а некоторые натертые элементы начали терять форму.

  • Курская

Станция "Курская" располагается в Басманном районе Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции - 30 метров. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения.

Станция метро "Курская" Арбатско-Покровской линии была открыта 13 марта 1938 года. Она находится рядом с Курским вокзалом, от которого и получила свое название. С "Курской" можно перейти на одноименную станцию Кольцевой линии и на станцию "Чкаловскую" Люблинско-Дмитровской линии.

Оформление самой станции, ее вестибюлей и переходов посвящено сельскому хозяйству. Свод станции белый, потолок украшает рельефный орнамент со вставками из лепнины. Пилоны станции отделаны серым с белыми прожилками гранитом. Пол также сделан из серого гранита. Освещаются залы парными светильниками, закрепленными на круглых декоративных решетках из золоченого металла, а также подвесными люстрами-тарелками.

  • Бауманская

Станция "Бауманская" располагается в Басманном районе Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции - 32,5 метров. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения.

Станция метро "Бауманская" была открыта 18 января 1944 года. Планировалось, что станция будет называться "Спартаковской". В соответствии с названием известный архитектор Б.М. Иофан создал проект, посвященный восстанию Спартака. В качестве декоративных элементов служили статуи и цитаты, посвященные этому событию. Строительство станции начали в 1938 году. В 1943 году станцию решили переименовать в "Бауманскую", и вслед за этим изменилась и концепция оформления интерьеров - вместо восставших рабов и их предводителя установили скульптуры солдат и рабочих. Арочные проходы пилонов облицованы белым мрамором. Со стороны центрального зала располагаются композиции из красного кварцита, посередине которых и стоят статуи. На полу красным, серым и черным гранитом выложен ковровый рисунок. Освещается станция светильниками, спрятанными за карнизами на своде и над пилонами.

Торцевую стену украшает мраморное панно. Его установили в 1945 году. Тогда на панно изображались знамена и профили Ленина и Сталина. В 1963 году мозаику откорректировали, убрав с нее изображение Сталина.

  • Электрозаводская

Станция "Электрозаводская" располагается на территории района Соколиная Гора в Восточном административном округе Москвы. Глубина заложения станции составляет 31,5 метров. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения. "Электрозаводская" является памятником культурного наследия России.

Станция метро "Электрозаводская" была открыта 15 мая 1944 года. Название взято по Московскому электрозаводу им. Куйбышева. По первоначальному проекту станцию хотели оформить в соответствии с названием - отобразить в декоре заводские мотивы. Но началась Великая Отечественная война, и на первое место вышла тема народного труда в ее условиях.

"Электрозаводская" - очень светлая и торжественная. Такое впечатление в основном достигается за счет устройства освещения центрального зала. По всей длине свода в шесть рядов располагаются 318 круглых углублений, в каждом из которых размещены светильники.

Пилоны облицованы светлым мрамором, и украшены мраморными барельефами с изображением рабочих и тружеников сельского хозяйства. Вначале на станции было 14 таких барельефов, но после переустройства центрального зала осталось только 12.

Возле каждого пилона в центральном зале установлены скамейки. Пол оформлен ковровым узором. По центру располагаются плиты из серого гранита и черного лабрадорита, а по краю проходит орнамент из светлого мрамора. Путевые стены облицованы красным мрамором. В торце станции располагается барельеф, на котором изображены знамена. Изначально стену украшал еще и медальон с профилем Сталина, который удалили после развенчания культа личности.

  • Семеновская

Станция "Семеновская" располагается в Районе Соколиная Гора Восточного административного округа Москвы. Глубина заложения составляет 40 метров. Тип: колонно-пилонная трехсводчатая глубокого заложения."Семеновская" имеет статус объекта культурного наследия.

Станция была открыта 18 января 1944 года, и называлась "Сталинской", как и площадь, в районе которой она построена. В 1961 году площадь переименовали, и станция тоже получила новое название.

Оформление станции посвящено Советской армии. Над ее декором работали такие скульпторы как В.И. Мухина, Н.К. Вентцель, а также художник В.П. Ахметьев. "Семеновская" строилась по индивидуальному проекту. Геологические условия позволили заменить каждый пилон четырьмя прямоугольными колоннами. Такое решение сделало станцию более просторной и удобной.

Колонны облицованы светлым мрамором со вставками из красно-пестрого мрамора. Свод центрального зала украшен орнаментом и изображениями видов тяжелого вооружения. Пол выложен белым, серым, красным и черным гранитом. Путевые стены обшиты серым мрамором с треугольными вставками из зеленого песчаника. На вставках располагаются чеканные бронзовые щиты с изображениями оружия. В торце зала на стене находится горельеф в виде ордена Победы на фоне знамен и надписью "Нашей Красной Армии - Слава!". Первоначально существовала еще и подпись "И. Сталин", но в 1960-е годы ее убрали.

Центральный зал освещается торшерами из зеленого мрамора, установленными на бронзовых основаниях по центру, а боковые залы освещаются люминесцентными лампами.

В 1944 году, на тогда еще "Сталинской" станции, установили скульптуру работы Г.Д. Лаврова, которая называлась "Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!", известную также как "Сталин и Геля". Эту скульптуру Георгий Дмитриевич создал в 1936 году, а в 1938 году его репрессировали по обвинению в террористическом антигосударственном заговоре.

У прототипа скульптуры, девочки Гели Маркизовой, дочери бурятского наркома земледелия, судьба также была нелегкой. Вначале, в 1937 году арестовали и расстреляли ее отца, а затем была арестована и мать. В те годы и фотография Гели Маркизовой, где она запечатлена у Сталина на руках, и скульптура Лаврова были довольно известны. Поскольку "вождь" не может обнимать дочь врага народа, поэтому было решено изменить надписи на скульптурах Лаврова, и набить на них имя одиннадцатилетней Мамлакат Наханговой. Эта девочка первой начала собирать хлопок двумя руками, благодаря чему собирала намного больше хлопка, чем было установлено взрослыми нормами, и была награждена орденом Ленина.

  • Партизанская

Станция "Партизанская" располагается в районе Измайлово Восточного административного округа Москвы. Тип: колонная трехпролетная мелкого аложения (глубина - 9 метров).

Станция мелкого заложения "Партизанская" была открыта 18 января 1944 года как "Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина". В течение разных периодов времени станция несколько раз меняла свое название. Была она и "Измайловской" и "Измайловским парком", а с 2005 года приобрела свое нынешнее название.

Еще на этапе проектировки станции учитывалось, что она будет обрабатывать большое пассажиропоток, так как стадион им. Сталина планировался как самый крупный в стране. Чтобы станция могла справиться с пассажиропотоком, на ней проложила три железнодорожные линии. В итоге стадион так и не построили. Вначале помешала война, а затем выяснилось, что на участке сложные гидрогеологические условия. Тем не менее, трехпутную систему станции оставили без изменений, и на сегодняшний день "Партизанская" имеет самый широкий станционный зал среди всех станция московского метро.

Оформление зала посвящено партизанскому движению во время Великой Отечественной войны. Колонны и путевые стены украшены барельефами с изображениями различных видов советского оружия, а рядом с ближайшими к выходу колоннами установлены скульптуры Зои Космодемьянской и партизана Матвея Кузьмича Кузьмина. Автор скульптур - М.Г. Манизер. Когда-то в нишах над средним путем располагались фрески художника А.Д. Гончарова и большие круглые светильники, но до наших дней они не сохранились.

  • Измайловская

Станция "Измайловская" - открытая наземная станция, располагается в районе Измайлово Восточного административного округа Москвы.

Станция метро "Измайловская " открылась 21 октября 1961 года. Платформа, на которую прибывают поезда, не имеет боковых стен, что делает "Измайловскую" похожей на железнодорожные станции. Станция строилась в период, когда архитекторам и строителям предписывалось избегать "архитектурных излишеств", поэтому "Измайловская" лишена какого-либо запоминающегося декора.

  • Первомайская

Станция "Первомайская" располагается в Восточном административном округе, в районе Измайлово. Глубина заложения станции - 7 метров. Тип: колонная трехпролетная мелкого заложения.

Станция метро "Первомайская" была открыта 21 октября 1961 года. Она стала первой станцией-сороконожкой (по числу колонн), построенной в соответствии с хрущевским постановлением "Об устранении излишеств в архитектуре и строительстве". Как и все подобные станции, она довольно невзрачна и выполняет чисто утилитарное назначение.

  • Щелковская

Станция "Щелковская" располагается в Восточном округе Москвы, в районе Северное Измайлово. Часть вестибюлей находится на территории района Гольяново. В настоящее время - это конечная станция Арбатско-Покровской линии в ее восточной части. Станция построена по типовому проекту (колонная трехпролетная мелкого заложения), глубина заложения - 8 метров.

Станция "Щелковская" была открыта 22 июля 1963 года, в период борьбы с "архитектурными излишествами", поэтому внешне она ничем не примечательна. Типовой проект того времени предполагал наличие 40 опорных колонн, и эти станции с тали называть "сороконожками". Качество отделочных работ при строительстве "Щелковской" было невысоким, и под воздействием вибрации со временем облицовочная плитка начала осыпаться. В 2002 году керамическую плитку заменили виниловым сайдингом такого же цвета, а нижнюю часть путевых стен облицевали мрамором.

"Щелковская" является одной из самых перегруженных станций московского метро.