Общая налоговая нагрузка. Налоговая нагрузка: расчет и законное снижение

Любой предприниматель, стремясь к увеличению своей прибыли, ощущает неизбежное налоговое бремя. Естественно стремление снизить расходы на уплату налогов, при этом важно не переходить грань, определенную законом. Тем не менее, и слишком низкой налоговая нагрузка быть не может, потому что в таком случае практически наверняка налицо нарушения налогового законодательства, на выявление которых может быть направлена плановая либо внеплановая .

Из каких компонентов состоит налоговая нагрузка, какова ее роль в предпринимательской деятельности, как вычислить ее на разных экономических уровнях, под силу ли предпринимателю сделать это самостоятельно – все эти вопросы обсуждаем ниже. Присоединяйтесь!

Абсолютная и относительная налоговая нагрузка

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Государственные документы

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Какую именно нагрузку будем считать?

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки , то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Совокупная нагрузка

вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

– сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Нагрузка по конкретному налогу

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Уровень нагрузки по налогу на прибыль

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

Уровень налоговой нагрузки по НДС

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

  1. Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

    НН по НДС = ННДС / Нбрф

  2. Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС)к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

    НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Нюансы налоговой нагрузки для разных типов предпринимателей

  1. ИП . Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
  2. Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
  3. Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
  4. Те, кто выбрал ОСНО , суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.

Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.

Каждый предприниматель, стремясь увеличить свою выручку, ощущает давление налогового бремени. И желание сделать его как можно менее существенным вполне понятно. Но, применяя разные способы снижения налоговой нагрузки, стоит помнить, что ее величина не должна быть слишком низкой, так как это будет означать, что предприниматель нарушил НЗ, а это чревато налоговыми проверками. Конечно, причиной низкого налога может стать и неправильно рассчитанная налоговая нагрузка, формула расчета даже сейчас не всем предпринимателям известна.

Налоги являются основными источниками дохода государства. Поэтому одной из важных задач для государства является создание максимально благоприятных условий для развития бизнеса и контроль за уплатой налоговых средств.

Кто должен знать о ее величине

Расчет налоговой нагрузки носит аналитический характер. Хотя стоит заметить, что получаемая вследствие расчетов величина каждым пользователем используется для разных целей. Интересует чаще всего налоговая нагрузка ФНС и предпринимателя. Так, при ознакомлении с налоговым бременем налоговики в первую очередь обращают внимание на соответствие ее имеющимся средним показателям по отрасли.

Но если даже при самом неудачном квартальном периоде налоговиками будет выявлено снижение налогового бремени до критического минимума, это станет серьезным поводом для проверки предприятия. Предпринимателю также очень важно знать, как рассчитать налоговую нагрузку, ведь это позволяет выявить возможные пути к снижению налогооблагаемой базы с применением законных способов.

Действующие нормативы

Несмотря на то, что базу для обложения налога выбирает предприниматель сам, он должен помнить, что применение неправомерных мер для снижения рассчитываемого налога либо искусственное его занижение приблизит день, когда налоговики решат прийти с проверкой. И в первую очередь, будет подлежать проверке используемая для расчета налога величина дохода.

Независимо от того, каким способом будет осуществляться расчет налогового бремени, основной суммой для расчета будет является сформированная предпринимателем налогооблагаемая база.

Для каждой отрасли имеется своя величина нагрузки, и она всегда берется во внимание во время налоговых проверок. Так, для сельскохозяйственных предприятий она составляет 2,9 коэффициент. Существенно выше среднеотраслевый норматив у горнодобывающего производства, он составляет 35,2. У рыболовецкого всего 7,1, чуть выше у предприятий, чья деятельность связана с обрабатыванием отраслей, для них действующий среднеотраслевый норматив составляет всего 7,5. Для предприятий, занимающихся топливодобычей, коэффициент составляет 39. Для предприятий издательского бизнеса утвержден коэффициент 13,6.

Так как указанные показатели имеют пусть и косвенную, но все же связь с начисляемой прибылью, они требуют к себе определенного внимания предпринимателей.

Формула расчета

В проведении процедуры расчета применяются два направления. Одним из них является структура налогов, которые подлежат уплате предприятием и используются в соотношении в процедуре расчета. Вторым направлением является средний показатель. Он необходим для сверки обязательного отчисления. Для процедуры расчета существует два способа. Предложенная Минфином формула состоит из таких элементов:

НН=(Нсум/(В+Вд)) х 100%.

Расшифровка формулы достаточно проста. НН обозначает нагрузку. Соединяемые В и Вд являются доходами, где В — это суммы, получаемые от реализации, а Вд — доход, получаемый от внереализационной деятельности. Проводя расчеты таким методом, стоит помнить, что этот способ не дает возможности выяснить уровень зависимости величины налогового бремени от используемых видов налогов. Но она позволяет выяснить величину налогоемкости на реализованную либо выпущенную продукцию. Хотя полученная величина и тут не дает четкого понимания величины нагрузки.

В другом способе используется сумма налогов и сборов, которые были фактически перечислены в бюджет, умножается на величину имеющегося по этим показателям долга. То есть по факту происходит использование суммы, которая была начислена к платежу. При этом в сумму налогов не надо вносить НДФЛ, так как этот вид налога не оплачивается предприятием, он им просто перечисляется. Включены в сумму должны быть также и платежи, несущие косвенный характер.

Дело в том, что эти суммы влияют на экономику предприятия. Эта методика расчета дает возможность выяснить не только абсолютную величину бремени, но и относительную. Как посчитать налоговую нагрузку предприятия, решать лично его руководителю.

Помимо этих двух способов, существуют и другие, позволяющие высчитать налоговую нагрузку. Каждый из них дает возможность получить нужную информацию для анализа налоговой нагрузки предприятия, от которого часто зависит дальнейшее применение выбранной налоговой системы налогообложения.

- процентное соотношение суммы уплаченных налогов и доходов налогоплательщика.

Применяется и термин "Налоговое бремя" в близком значении.

Термин "Налоговая нагрузка", "Налоговое бремя" на английском языке - "Tax burden", "Incidence of taxation".

- величина, которая показывает уровень налогового бремени налогоплательщика.

определяется как сумма начисленных налогов за налоговый период, деленная какую-либо экономическую базу (доходы (выручка), прибыль, чистые активы и т.д.). В России принято считать налоговую нагрузку как процентное соотношение суммы уплаченных налогов и доходов налогоплательщика. Но это не единственный вариант расчета налоговой нагрузки.

Макроэкономический анализ налоговой нагрузки приводит Минфин в ежегодном докладе Основные направления налоговой политики на ближайшие три года (как правило, раздел I). Ссылка на текст доклада в разделе .

Анализ налоговой нагрузки входит в состав - сравнение налоговых показателей организации (налогоплательщика) с показателями других компаний отрасли или соответствующего рынка.

Комментарий

Налоговая нагрузка показывает уровень налогового бремени на налогоплательщика. Существует много способов расчета налоговой нагрузки. Так, сумму налогов, уплачиваемых налогоплательщиком можно соотносить с доходами, прибылью, чистыми активами и т.д.

С 2007 года уровень налоговой нагрузки стал одним из показателей, который анализирует налоговая служба. Так были утверждены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных проверок.

Одним из обстоятельств, который может свидетельствовать об уклонении от уплаты налогов и, соответственно, о высокой вероятности назначения выездной налоговой проверки, налоговая служба считает - налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Для этой ситуации даже введен особый термин - - разница между сумой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком (налогоплательщиками), и суммой фактически уплаченных налогов.

Налоговая служба ежегодно (начиная с 2006 года) публикует налоговую нагрузку по основным видам экономической деятельности и приводит ее в Приложении № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (обратите внимание, что данные в Приказ обычно попадают со значительным опазданием. Свежие данные о величине налоговой нагрузки или рентабельности по отраслям публикуются на сайте ФНС до 5 мая следующего года (см. ссылки под таблицей ниже) ).

Указанные в приказе отрасли в целом соответствуют разделам классификатора .

Документ указывает, что налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Так,

2015 2017 2018
9,7% 10,8% 11,0%

Примеры налоговой нагрузки по отраслям ():

2016 2017 2018
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2,9% 3,4% 3,5% 3,5% 4,3% 4,1%

Добыча полезных ископаемых:

32,3% 38,7% 43,5%

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

35,6% 45,40% 52,5%

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических полезных ископаемых

11,9% 18,82% 17,9%
Обрабатывающие производства 7,2% 7,1% 7,1% 7,9% 8,18% 7,1%

Строительство

10,9 10,2% 10,4%

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

2,8 3,2% 2,9%
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 17,9% 17,5% 17,2% 15,4% 21,3% 20,5%

* Актуальные данные по налоговым нагрузкам и рентабельности по отраслям на сайте ФНС:

Порядок исчисления налоговой нагрузки

Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" определяет:

Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

рассчитывается по формуле:

НН = Н: Д * 100%

Н - сумма налогов, начисленных за период расчета.

Д - Доходы в виде выручки от реализации по данным бухгалтерского учета без НДС и акцизов.

Пример

Доходы организации составили за год 100 млн. рублей. Совокупные налоговые платежи за год составили - 10 млн. рублей.

Налоговая нагрузка 10% (10 млн. : 100 млн. * 100).

Обратите внимание

1) Налоговая нагрузка рассчитывается без учета сумм налогов, удержанных организацией как налоговым агентом (так как налогоплательщиком этих налогов является другое лицо).

Пример

Организация арендует помещение у органа власти и, как налоговый агент, уплачивает с стоимости аренды НДС. Сумма такого НДС не включается в расчет налоговой нагрузки (указывается в Приложении 2 к Налоговой декларации по НДС).

Но НДФЛ, который уплачивается налогоплательщиком, как налоговым агентом, включается в расчет налоговой нагрузки (например, НДФЛ, уплачиваемый при выплате заработной платы работнику). Это связано с тем, что ФНС РФ включает такой НДФЛ в свой расчет налоговой нагрузки (см. далее).

2) Налоговая нагрузка рассчитывается с НДФЛ (налогом на доходы физических лиц)

НДФЛ с заработной платы сотрудников и подрядчиков уплачивается налогоплательщиками как налоговыми агентами и по логике этот налог в расчет включаться не должен.

Но, ФНС РФ включает НДФЛ в расчет налоговой нагрузки. В примечании к Приложению № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@, под знаком * указано - "Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц."

3) В расчете налоговой нагрузки не участвуют суммы страховых взносов.

Страховые взносы не учитываются, так как приведенные в Приложении 3 данные налоговой нагрузки по отраслям приводятся без учета этих взносов (об этом указано в примечании к документу). Видимо это связано с тем, что формально страховые к налогам не относятся.

С 2017 года страховые взносы включены в НК РФ и администрируются ФНС РФ. Возможно, что из-за этого страховые взносы включат в расчет налоговой нагрузки. Но для этого должны быть изменения в Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

К примеру, до 2007 года, когда был аналогичный налог Единый социальный налог (ЕСН), сумма ЕСН включалась в расчет налоговой нагрузки. Но в связи с выделением страховых взносов из НК РФ (в период с 2007 по 2016 гг.) страховые взносы исключили из расчета налоговой нагрузки.

В то же время, для управленческих целей, страховые взносы можно включать в расчет налоговой нагрузки, рассчитывая налоговую нагрузку со страховыми взносами и без (налоговая нагрузка со страховыми взносами может быть полезна для мониторинга сумм налоговых выплат с оплаты труда).

4) Сумма доходов определяется по данным бухгалтерской отчетности как Выручка без НДС и акцизов.

Для определения суммы доходов удобнее всего использовать (Форма 2), где Выручка указывается в строке 2110.

5) Суммы налогов определяем за налоговый период по налоговым декларациям.

При этом в расчет включаем сумму налога, исчисленную к уплате.

То есть, в расчет включаем начисленные за налоговый период суммы налога (а не уплаченные в налоговом периоде). Если для расчета принимать суммы налога, которые были фактически уплачены в налоговом периоде, то налоговая нагрузка будет искажена за счет налоговых платежей за другой налоговый период. Так, к примеру, в текущем году уплачивается налог на прибыль за прошлый год.

6) Налоги и сборы, которые администрируются таможенной службой, в расчет налоговой нагрузки не включаются.

Так, Минфин РФ в своем письме от 11.01.2017 N 03-01-15/208 сообщил, что НДС на товары, ввозимые на территорию России и таможенные пошлины в состав расчета налоговой нагрузки не включаются. Видимо этот вывод касается и экспортных пошлин (но прямых разъяснений нет).

7) ФНС РФ публикует данные по налоговой нагрузке за каждый календарный год. Соответственно рекомендуется рассчитывать налоговую нагрузку за такой же период - календарный год.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ также утвержден публикуемый ежегодно показатель - Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности.

Вместе с налоговой нагрузкий нередко расчитывают по каждому налогу так называемую . Анализ этих двух показателей дает много полезной информации.

Как налоговый орган определяет, к какому виду деятельности относится налогоплательщик?

При государственной регистрации налогоплательщик указывает основной и дополнительные виды деятельности, с указанием кодов . Эти сведения содержатся в или в . По коду основного вида деятельности налоговый орган и определяет вид деятельности налогоплательщика и сравнивает налоговую нагрузку соответствующей отрасли и налогоплательщика. В случае, если налоговая нагрузка налогоплательщика существенно меньше, то налоговые органы называют это как и требуют от налогоплательщиком соответствующих пояснений.

Если в сведениях о регистрации указан как основной вид деятельности, тот который уже не является для вас основным, то лучше внести изменения, чтобы не путать ни налоговую, ни себя.

Ниже приведено соответствие видов деятельности указанных налоговой службой в кодам ОКВЭД.

Виды деятельности по ОКВЭД

Вид деятельности

Код по ОКВЭД

Код по ОКВЭД-2

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Рыболовство, рыбоводство

Добыча полезных ископаемых

В том числе:

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

Обрабатывающие производства

В том числе:

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

Текстильное и швейное производство

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели

Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них

Издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации

Производство кокса и нефтепродуктов

Химическое производство

Производство резиновых и пластмассовых изделий

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

Металлургическое производство и производство готовых изделий

Производство машин и оборудования

Производство электрооборудования электронного и оборудования

Производство транспортных средств и оборудования

Прочие производства

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

В том числе:

Производство, передача и распределение электрической энергии

Производство и распределение газообразного топлива

Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)

Строительство

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

в том числе:

Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

Гостиницы и рестораны

Транспорт и связь

В том числе:

Деятельность железнодорожного транспорта

Транспортирование по трубопроводам

Деятельность водного транспорта

Деятельность воздушного транспорта

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

В том числе:

Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

Как объяснить низкую налоговую нагрузку?

Так как низкая налоговая нагрузка, в сравнении с показателями ФНС России, является одним из признаков «подозрительности» в деятельности налогоплательщика, налогоплательщик должен иметь объяснение причины, как для себя, так и на случаи общения с налоговыми инспекторами.

Неправильной квалификацией вида экономической деятельности

В данных ФНС РФ налоговая нагрузка определяется по видам экономической деятельности. Но эти виды представлены в укрупненном разрезе и многие виды деятельности невозможно точно отнести к соответствующим видам, указанным ФНС РФ.

Финансово-экономической ситуацией налогоплательщика

Понятно, что одни компании более успешны, чем другие. Соответственно, причиной низкой налоговой нагрузки может быть низкая рентабельность бизнеса. В этом случае, обоснованием низкой налоговой нагрузкой могут быть: снижение объемов реализации (в сравнении с прошлыми годами); повышение закупочных цен на сырье; повышение уровня заработных плат и т.д.

Иногда причина низкой рентабельности связана с осуществляемыми инвестициями - на развитие сети продаж, на развитие производства, нового вида деятельности и т.д. В этом случае целесообразно составить расчет этих инвестиций, из которого будут видны суммы таких инвестиций и доходы, расходы, результат без их учета.

Налоговая нагрузка по отдельным налогам

Налоговики используют еще понятие Налоговая нагрузка по отдельным налогам. Так, Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722 "О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы" 1 указывает, что отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат Налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль организаций, акцизам, единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, единому сельскохозяйственному налогу, НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями.

К примеру, налоговая нагрузка по налогу на прибыль организаций определяется как отношение суммы исчисленного налога на прибыль к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (строка 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль к сумме строк 010 и 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль) за соответствующий отчетный (налоговый) период.

Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции (товаров, работ, услуг), понимается нагрузка, составляющая менее 3 процентов.

Для организаций, осуществляющих торговую деятельность, под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль понимается нагрузка, составляющая менее 1 процента.

1) Документ (Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722) было отменено Письмом ФНС России от 21.03.2017 N ЕД-4-15/5183@ "О комиссии по легализации налоговой базы", но комиссии на практике продолжают работать.

Другие оценки налоговой нагрузки

Ежегодно Мировой банк (World Bank Group) и аудиторско-консалтинговая компания ПрайсуотерхаусКуперс (PricewaterhouseCoopers, PwC) проводят рэнкинг налоговых систем стран мира: Paying Taxes (). Рэнкинг проводится по трем показателям:

Налоговая нагрузка (Total tax rate) - исчисляется как доля налоговых платежей в прибыли до уплаты налогов;

Трудозатраты на ведение налогового учета - время в часах, требуемое для выполнения требований исчисления, подготовки отчетности по основным видам налогов;

Количество налоговых платежей.

При этом, для целей исследование принимается гипотетическая организация, с заданными в исследовании параметрами.

Понятие налоговой нагрузки на сегодня является центральным показателем для отбора налоговой инспекцией кандидата на выездную Поэтому исследование данной категории и ее расчет в отношении предприятия является очень важным и значимым элементом анализа.

Общее представление

Совокупная налоговая нагрузка представляет собой общий объем финансовых средств, которые подлежат уплате в виде ввозных таможенных по-шлин (за исключением особых видов пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательст-вом Российской Федерации), федеральных налогов (за исключением акци-зов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на тер-ритории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюд-жетные фонды на день начала финансирования инвестиционного проекта.

В настоящее время понятие налоговой нагрузки может быть рассмотрено в двух аспектах:

  • В абсолютном значении. Сумма конкретных значений налогов, которую нужно уплатить. Данная сумма интересна непосредственно для предприятия - плательщика налогов.
  • В относительном значении. Как доля (процентное содержание) от суммы налогов, которые необходимо уплатить в бюджет, к определенной базе. Данный показатель часто используется для различных расчетов, анализов и прогнозов компании.

База расчета

В основе базы расчета нагрузки лежат такие показатели, с которыми необходимо сопоставить налоговые платежи и оценить степень влияния на доходность компании и ее рентабельность за определенный период. Среди таких значений выделим:

  • выручку (с НДС или без него);
  • доходы от реализации;
  • налоговая база для конкретного налога;
  • бухгалтерскую или налоговую прибыль;
  • плановую сумму выручки.

При этом следует учесть, что доля налогов может быть определена не только по отношению к их общей сумме, но и по отношению к отдельным определенным налогам. В таком случае она рассчитывается как за один налоговый период, так и за несколько. При расчете за несколько периодов данные необходимо суммировать.

Следует отдельно обратить внимание на ситуацию, когда налоги у компании отсутствуют. В таком случае налоговая нагрузка стремится к нулю. То же самое - и в отношении отдельных налогов.

Значение и роль понятия

Сущность значения налоговой нагрузки в отношении конкретного налогоплательщика определена в нормативном документе. Это Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, который рассматривает понятие совокупной налоговой нагрузки, рассчитанной как доля всех налогов к уплате в бухгалтерской величине (без НДС) к сумме выручки. В нем же представлена формула и инструкция, как рассчитать налоговую нагрузку.

Роль исследуемого параметра нагрузки можно кратко выделить в следующих аспектах:

  • Для государства - с целью планирования и разработки налоговой политики как по регионам, так и в целом по стране. Изменяя состав налогов и их виды, изменяя ставки и льготы, государство определяет возможные допустимые уровни давления на бизнес и компании. Кроме того, данный показатель на макроуровне необходим для прогнозирования доходов бюджета, развития налоговых поступлений в целом по стране.
  • Расчет данного параметра на уровне государства помогает провести сравнение с аналогичными параметрами других стран и сделать соответствующие корректировку в области налоговой политики.
  • Данный показатель также оказывает влияние на формирование социальной политики в стране.

Формула расчета

Для определения необходимого равновесия, учитывая интересы каждой из сторон, необходимо выяснить, каким образом должна рассчитываться налоговая нагрузка на предприятия и какие ее показатели будут оптимальными для стратегии налоговой политики государства.

По мнению многих авторов, наиболее полным показателем налоговой нагрузки может быть соотношение абсолютной налоговой нагрузки к добавленной стоимости. Один из таких вариантов расчета дает в своей работе Сухетский С.П. Он показывает также отношение налоговой нагрузки и инвестиционной составляющей добавленной стоимости.

Представим формулу и инструкцию более наглядно:

НН = Н *100 / НБ,

НБ - налоговая база, т.р., Н - сумма налога, т.р.

Налоговая нагрузка по НДС

Основными объектами налогообложения по данному виду налога являются следующие категории:

  • продажа услуг и работ;
  • ввоз на территорию страны товаров.

В соответствии с действующим Налоговым Кодексом, размеры ставок НДС регламентированы следующим образом:

  • для экспортеров - 0%;
  • для основной части продовольственных товаров - 10%;
  • для основной части объектов налогообложения- 18%.

При расчете налоговой базы по НДС используют льготы, которые зафиксированы в НК РФ.

Рассмотрим формулу расчета налоговой нагрузки по НДС более подробно.

Следует иметь в виду одну особенность: налоговая база для НДС может быть рассчитана двумя способами.

При первом способе налоговой базой является внутренний рынок по формуле:

ННндс = Нндс * 100 / НБрф,

где ННндс - налоговая нагрузка по НДС; Нндс - сумма НДМ, причитающаяся к уплате согласно строке 040 раздела 1 декларации; НБрф - налоговая база, рассчитанная по данным 3 разд. декларации по российскому рынку.

Налоговая база по рынку РФ определяется как результат сложения строк 010-070 графы 3, где суммируются:

  • база по продаже товаров по всем ставкам;
  • продажа предприятия как комплекса имущества;
  • авансы полученные.

При втором способе налоговая база определяется как сумма значений по внутреннему и внешнему рынку по формуле:

ННндс = Нндс * 100 / (НБрф + НБ эксп),

где ННндс - налоговая нагрузка по НДС; Нндс - сумма НДМ, причитающаяся к уплате согласно строке 040 раздела I декларации; НБрф - налоговая база определяется по III разделу декларации по российскому рынку; НБэксп - налоговая база, определяется суммой строк 020 IV разд. экспортной декларации.

Приведем пример расчета показателя.

Компания ООО «Ростра» находится на ОСНО. В I кв. 2017 года она осуществляла следующие операции.

22 января был отгружен товар на сумму 112000 рублей, в том числе НДС - 17084,75 руб. Оплаты была получена еще в декабре 2016 года при оформлении счета- фактуры на аванс и уплате налога.

4 февраля взята предоплата в размере 50% в счет будущей поставки в размере 40000 рублей при выставлении счета-фактуры на аванс. Отгрузка была произведена на сумму 80000 рублей, в том числе НДС - 12203,39 руб. Дата отгрузки - 24 февраля, остаток денег был перечислен в марте.

9 марта оказаны услуги по стоимости 100000 руб., в том числе НДС - 15254,20 руб. Подписан акт с поставщиком, выставлен счет-фактура. Оплата прошла в апреле.

В 1 квартале ООО «Ростра» оплатила товаров на сумму 65800 рублей, в том числе НДС - 10037,29 руб., а также сумму без НДС в размере 42560 руб.

Определим налоговую базу по налогу на прибыль:

(112000-17084,75)+ (80000-12203,39) + (100000 - 15254,20) = 247457,70 руб.

Расходы компании:

(65800-10037,29) + 42560 + 64560 = 162882,71 руб.

Налог на прибыль:

(247457,70-162882,71) * 0,2 = 16914,98 руб.

Налоговая база по НДС:

40000*18/118 + 12203,39+15254,24 = 33559,32 руб.

Сумма НДС для вычета:

17084,75 + 40000*18/ 118 +10037,29 = 33223,73 руб.

НДС к уплате:

33559,32 - 33223,73 = 335,59 руб.

Показатель налоговой нагрузки (по налогу на прибыль и НДС вместе):

(16914,98 +335,59) / 247457,70 * 100 = 6,97%

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль

Как рассчитывается налоговая нагрузка по налогу на прибыль, рассмотрим с помощью формулы ниже.

Формула может быть представлена в следующем виде:

ННприб = (Нприб * 100) / Д,

где ННприб - налоговая нагрузка на прибыль, %; Нприб - налог на прибыль до декларации, т.р.; Д- общая сумма доходов, указанных в декларации, т.р .

В знаменателе данной формулы достаточно часто указывается выручка от реализации и прочих доходов, в том числе проценты.

Рассмотрим, какие основные факторы оказывают влияние на данный показатель. Среди них можно указать:

  • Сумму рассчитанного налога, а точнее, его ставку. Обычно это значение составляет 20%, но есть и исключения, когда ставка понижается в соответствии со ст. 284 НК РФ. Соответственно, чем ниже сумма налога, тем ниже налоговая нагрузка на прибыль.
  • Доход от реализации, указанный в декларации. Чем выше указный доход в декларации, тем ниже нагрузка.
  • Объем расходов по реализации. Чем выше расходы, тем ниже налог.
  • Наличие убытков прошлых лет при их учете снижает налоговую базу, а значит, сводят и сам налог к нулю.
  • Налоговые льготы снижают сумму налога.

Рассмотрим расчет налога на прибыль на конкретном примере.

Предположим, что выручка от реализации товаров (без НДС) составила 112 643 080 руб., прочие доходы - 41 006 руб.

Прямые расходы компании составили 76 303 701 руб., косвенные расходы - 34 197 987 руб.

Итого расходов: 76 303 701 + 34 197 987 = 110 501 688 руб.

Прочие расходы составили - 115 953 руб.

Налоговая база по налогу на прибыль составила:

112 643 080 + 41 006 - 110 501 688 - 115 953 = 2 066 445 руб.

Сумма исчисленного налога:

2 066 445 * 20/100 = 413 289 руб.

Сумма начисленных авансовых платежей - 183 813 руб.

Сумма налога на прибыль к доплате:

413 289 - 183 813 = 229 476 руб.

Налоговая нагрузка при УСН

Рассмотрим формулу расчета налоговой нагрузки при УСН более подробно.

С этой целью может быть применена формула:

ННусн = Нусн * 100/ Д усн,

где ННусн - налоговая нагрузка при УСН, %; Нусн - УСН-налог по декларации, т.р.;

Дусн - до ходы по УСН-декларации, т.р.

Приведем конкретный пример налоговой нагрузки по формуле расчета при УСН.

В таблице представлены доходы и расходы, применяемые при расчете налогооблагаемой базы в ООО «ХХХ». Доходы и расходы связаны с реализацией услуг по организации общественного питания.

Анализ динамики доходов и расходов отражает ежегодный рост показателей практически по всем составным элементам.

Анализ доходов и расходов по услугам ООО «ХХХ» за 2014-2016 гг., тыс.руб. представлен в таблице ниже.

Наименование показателей

2014 г.

2015 г.

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение, %

Доходы

Выручка от оказания услуг

Расходы

Заработная плата

Обязательные страховые взносы

Ремонт объектов ОС

Иные налоги и сборы

Прочие расходы

Итого расходов

Прибыль от оказания услуг

Расходы в целом продемонстрировали тенденцию к увеличению на сумму 2117 тыс. руб., их рост составил 138,6 %. В частности, проведённое сравнение доходов и расходов по услугам показывает, что выручка от оказания услуг увеличилась в 2016 году по сравнению с 2014-м на 2285 тыс. руб., ее рост составил 135 %.

Основной причиной роста показателей является рост цен на потребляемые материалы и услуги, и как следствие повышение собственных цен, с целью покрытия расходов. За счет того, что сумма расходов меньше получаемых доходов на 7,4 % ООО получило прибыль на 168 тыс. руб. больше в 2016 году, чем в 2014 году.

Рассмотрим динамику начисленного налога по ООО «ХХХ» за период с 2014 по 2016 годы по данным таблицы ниже.

Показатели

Сумма, т.р.

Относительное отклонение,

2015 год 2016 год

Абсолютное отклонение, т.р.

Доходы, полученные

от деятельности

Начисленный налог

по ставке 6%

Страховые взносы по пенсионному,

социальному и медицинскому

страхованию

Больничные

Итого страховых взносов

по пенсионному,

социальному и медицинскому

страхованию и больничных

Сумма уменьшающая налог (50%)

Налог к оплате в бюджет

(Отрицательный

денежный поток по платежам

в бюджет)

Отрицательный денежный поток

по платежам во внебюджетные фонды

Таким образом, ООО «ХХХ» в течение рассматриваемого периода можно было зачесть в счет уменьшения суммы единого налога не всю сумму страховых взносов по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию, а только 50% от суммы налога, начисленного в бюджет. Рассмотрим пример расчета налоговой нагрузки по методике Минфина РФ. Налоговая нагрузка на доходы ООО «ХХХ» составила:

в 2014 году (196+581) /6534 = 0,12 руб./руб.,

в 2015 году (655+216) / 7181 = 0,12 руб./руб.,

в 2016 году (750+265) / 8819 = 0,12 руб./руб.

Из расчетов видим, что налоговая нагрузка зависит от суммы дохода и суммы налога и начисленных страховых взносов.

Налоговая нагрузка для общей системы налогообложения

Как рассчитывается налоговая нагрузка при ОСНО, рассмотрено ниже с использованием формулы:

ННосно = (Нндс + Нп) * 100 / В,

где ННосно - налоговая нагрузка по ОСНО, %; Нндс - сумма НДС к уплате по декларации, т.р.; Нп - сумма налога на прибыль по декларации, т.р.; В - выручка из отчета о финансовых результатах (без НДС), т.р.

Допустимый уровень

При расчете налоговой нагрузки налогоплательщик должен иметь в виду следующие моменты:

  • необходимо определить данный показатель и сравнить его с данными за прошлые периоды;
  • при расчете показателя стоит отметить, что низким показателем для производственных предприятий является значение 3 %;
  • необходимо проверить долю вычетов по НДС, так как она не должна быть выше 89 %.

В случае если будут выявлены существенные отклонения от данных цифр в сторону, которая невыгодна для налогоплательщика, необходимо готовить документы для аргументации факта низкой налоговой нагрузки. Например:

  • неправильно определен код деятельности;
  • проблемы с реализацией продукции;
  • рост затрат в связи с ростом цен у поставщиков;
  • инвестирование;
  • создание запасов товаров;
  • экспортные операции.

Выводы

Налоговая нагрузка, формула расчета которой представлена в рамках статьи, является необходимым элементом при определении уровня затрат компании перед бюджетом. Наиболее часто используют значение в процентном отношении, что обеспечивает сопоставимость значений при финансовом прогнозировании. Результаты анализа данного показателя необходимы в следующих случаях:

  • получение информации о затратах компании по исполнению бюджетных обязательств;
  • выявление неблагоприятных тенденций в колебаниях данного параметра;
  • построение этапов процедур контроля.

В целом, исследование данного параметра должно стать обязательной процедурой для самого предприятия, а также регулярно исполняемой функцией для инспекции. Полученные результаты лежат в основе формирования рабочих баз данных, выявления подозрительных компаний и проведения проверки.

для организаций, работающих на общем режиме, занимает большую часть налогового бремени. Соответственно, и внимание к этой сфере со стороны ФНС повышенное. В материале пойдет речь о том, что собой представляет это понятие, можно ли его оценить с помощью числового показателя и как его рассчитать.

Налоговая нагрузка по НДС - критерий для назначения проверок

Оценка нагрузки по НДС нужна и налогоплательщику, и налоговой инспекции. Организация с помощью этого показателя определяет величину риска назначения налоговой проверки; ФНС через него удаленно анализирует по своему направлению работу компании и определяет, нужна ли проверка.

Подробнее этот аспект работы налоговиков раскрыт в письме ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@, в котором описывается, с помощью каких методик следует анализировать отчетность налогоплательщиков.

    Удельный вес, который занимают вычеты в общей сумме НДС. По регионам этот показатель колеблется в пределах от 80 до 100%, но в среднем по стране не должен быть больше 89%.

    Налоговая нагрузка по НДС. Данный показатель - это результат деления суммы налога, отраженной в декларации к уплате, на величину налоговой базы.

К этому письму есть приложение № 4, в котором содержатся расчетные формулы для обоих показателей.

Приведенные показатели в комплексе используются Федеральной налоговой службой в качестве критериев для отбора кандидатов для налоговой проверки. Сначала проводится предпроверочный анализ, где нагрузка по НДС вместе с размером удельного веса данного налога - это главные оценочные показатели. Если их размер не вписывается в рамки дозволенного, сначала непременно будет назначена камеральная проверка, затем от налогоплательщика затребуют пояснений, а напоследок, если оправдания не приняты, назначается выездная проверка.

При всей открытости ФНС для налогоплательщиков специалисты службы нигде не публикуют, какую нагрузку по НДС следует считать низкой, а какую - высокой. Однако можно ориентироваться по налогу на прибыль. Если действовать аналогично, то низкой нагрузкой следует считать показатель в 3% и менее, если это компании - производители товаров, и менее 1%, если это торговые компании.

Для того чтобы произвести расчет налоговой нагрузки, используются данные из декларации. Мы будем ориентироваться на форму декларации для 2015 года и показатели, взятые из этого отчета.

Для определения нагрузки применяются 2 вида формул:

    Первая показывает, сколько составляет НДС относительно налоговой базы по внутреннему рынку. Исчисление производится в процентах:

НУ / БВ × 100,

НУ - суммарный НДС, предназначенный к внесению в казну; в декларации это сумма данных в строке 040 раздела 1;

БВ - налоговая база, соответствующая внутреннему рынку; в декларации это сумма данных, содержащихся в следующих строках: 010, 020, 030, 040, 050, 060, 070 (все строки из 3-го раздела).

    Вторая формула тоже показывает, насколько велика сумма налога, но уже по отношению к сумме 2 налоговых баз - по внутреннему рынку и по тем операциям, у которых нулевая налоговая ставка.

НУ / (БЭ + БВ) × 100,

БЭ - налоговая база, формирующаяся для операций с нулевой ставкой НДС; в декларации это сумма 020-х строк 4-го раздела по всем кодам.

При рассмотрении этих формул становится понятно, что:

    если налог к уплате в декларации отсутствует (строка 040), то и нагрузка по НДС равна нулю;

    если во 2-й формуле БЭ равно нулю (налоговой базы для таких операций нет), то эта формула превращается в первую.

Для расчета нагрузки не критично, какой временной промежуток берется для подсчета показателя. Это может быть как 1 налоговый период, так и несколько (год). Просто в последнем случае складываются все декларационные показатели.

Что влияет на величину нагрузки по НДС?

Из этих формул видно, что оказывает влияние на величину нагрузки. Это 2 фактора: сама налоговая база и НДС в сумме, указанной в декларации.

Рассмотрим, какие факторы, в свою очередь, влияют на составляющие формул.

Итак, на налоговую нагрузку оказывают влияние:

    Реализационный оборот предприятия. Налоговая база здесь тем выше, чем больше оборот компании.

    Присутствие в общем объеме реализационных оборотов операций по реализации, на которые не начисляется НДС или освобожденных от этого налога. Список таких операций приведен в п. 2 ст. 146, ст. 147 и 148, а также ст. 149 и 150 НК РФ. Наличие данных операций снижает налоговую базу.

    Присутствие в обороте реализационных операций, облагаемых по нулевой ставке. Тогда налоговая база тоже меняется, но за счет другого фактора: образуется несоответствие отгрузочных периодов с необходимостью своевременно подтвердить право на нулевую ставку.

    Присутствие в обороте операций, связанных со строительством для своих нужд. Здесь налоговая база, наоборот, увеличивается.

    Присутствие операций, в ходе совершения которых приходят авансовые платежи. Средства, полученные в рамках таких транзакций, тоже увеличивают размер налоговой базы.

Что влияет на сумму НДС?

Размер НДС, который вводится в формулу для определения нагрузки, - это уже начисленная сумма, которая должна попасть в бюджет. Это число берется из строки 040 1-го раздела декларации и обозначает, сколько денег налогоплательщик должен внести в бюджет в качестве НДС.

На величину этой суммы могут оказать влияние следующие налоговые события:

    Размер налоговой базы, определяемый по отдельным налогооблагаемым объектам, увеличивает величину НДС к уплате.

    Размер НДС, который начислен на суммы налогооблагаемых объектов, также увеличивает размер налога к уплате.

    Налоговые вычеты, которые компания вправе оформить по документам, пришедшим от поставщика, снижают размер налога.

    Налог, внесенный в бюджет с авансовых платежей, отправленных поставщикам, снижает размер выплачиваемого налога. При оформлении вычета должны быть выполнены все условия, предусмотренные законом.

    Сумма налога, которая начислялась при выполнении строительных и монтажных работ для внутренних нужд, снижает размер НДС к уплате.

    Сумма НДС, который переведен таможенным органам при оформлении пересечения товаром таможенной территории РФ, способна снизить размер налога к уплате.

    Аналогично снижает размер налога к уплате и сумма НДС, которая перечислена налоговым органам при оформлении пересечения таможенной территории РФ товаром, проследовавшим из страны - члена ЕАЭС.

    НДС, который выплачен по авансам, закрытым в течение налогового периода, снижает размер НДС, предназначенного к уплате.

    НДС, который внесен в казну налоговым агентом, снижает величину налога к уплате.

Отдельно следует сказать, что на размер итогового НДС оказывает существенное влияние способ, который выберет налогоплательщик для распределения вычетов по операциям, подлежащим и не подлежащим налогообложению. Естественно, надо принять в расчет и различные ставки, и присутствие операций, освобожденных от НДС. Распределяются при этом не только суммы вычетов по рядовым операциям, но и те суммы, которые вносились в бюджет при пересечении товарами границы РФ.

Обычно компания создает алгоритм распределения, из которого непременно следует исключить налог со всех (перечисленных и поступивших) авансов; налог, уплаченный налоговым агентом; НДС на операции по проведению для себя строительно-монтажных работ. Причина исключения этих сумм из распределения проста - они принимаются к вычету исключительно в периоде образования права на вычет.

Помимо этого, распределение следует рассчитывать таким образом, чтобы учесть те остатки НДС, которые образовались в результате реализации с нулевой ставкой, но по которым право на применение такой ставки в начале расчетного периода еще не было получено. Остатки этого налога записываются в бухучете на отдельный субсчет 19-го счета. Полученный в результате расчета НДС, относящийся к операциям, освобожденным от этого налога, вносится в состав затрат. Правила для такого отнесения в расходы содержатся в ст. 179 НК РФ.

* * *

Механизм расчета налоговой нагрузки по НДС весьма сложен, и влияние на конечный результат оказывает множество факторов. Поэтому специалистам следует внимательно подходить к расчету и качественно обосновывать применение того или иного способа распределения вычетов. Это позволит избежать в дальнейшем претензий со стороны налоговых органов.