Основной принцип распределения финансовых средств доу. Дополнительные источники финансирования дошкольных учреждений

В условиях нестабильной экономики происходит сокращение финансирования дошкольных образовательных учреждений, что крайне не желательно, так как система образования представляет собой наиболее значимую социальную отрасль национальной экономики России.

Финансирование дошкольных образовательных учреждений является острой проблемой для всей системы образования. Во многих детсадах условия содержания детей нуждаются в совершенствовании по многим направлениям это и материально-техническая база и организация питания.

Актуальность исследования обусловлена тем, что модернизация дошкольных организаций взаимозависима от изменений бюджетного законодательства Российской Федерации, которые повышают самостоятельность в принятии решений для руководителя дошкольной организации, как в педагогической, так и финансовой деятельности.

В настоящее время в Российской Федерации совершенствование и финансовое обеспечение дошкольного образования представляет собой одно из первоочередных задач государственной политики в сфере образования .

Бюджетная реформа в России, которая направлена на повышение эффективности услуг дошкольного образования в условиях нестабильности осуществляется в условиях сохранения расходов бюджетов на финансирование образования, но в данном случае специфика услуг дошкольного образования, которая непосредственно связана с непрерывностью образовательного процесса и присмотра за ребенком, не учитывается.

Стоит отметить, что однотипные детские сады, которые работают в одних и тех же условиях, финансируются из бюджета в зависимости от установленных дифференцированных нормативов, то есть механизм финансового обеспечения оказываемых ими государственных услуг сохраняет субъективные признаки при распределении бюджетных ассигнований .

В данном случае объективной необходимостью служит создание определенных условий и необходимых стимулов: с точки зрения учреждений дошкольного образования

– к привлечению внебюджетных источников финансового обеспечения и уменьшению внутренних издержек детского сада; для органов госвласти и местного самоуправления – к оптимизации структуры и состава расходов бюджета на содержание дошкольного учреждения и непосредственно форм предоставления бюджетных ассигнований.

Стоит отметить, что установившийся механизм финансового обеспечения дошкольного образования на сегодняшний день не эффективен и отличается низкой результативностью; нет ориентации на достижение высокой эффективности расходов бюджета не только форм, но и методов предоставления бюджетных средств на оказание услуг в сфере дошкольного образования.

Вместе с тем, основными недостатками финансирования дошкольного образования выступают :

Несвоевременность и несовершенство законодательства финансирования государственных заданий,

Теоретический и формальный характер применения основных принципов нормативно-подушевого финансирования, что непосредственно ведет к снижению эффективности мер государственной политики, которые направлены не только на развитие, но и на повышение качества дошкольного образования.

Российская Федерация в соответствии со статьей 7 Конституции является государством, политика которого в первую очередь сконцентрирована на создании условий, которые должны обеспечить достойную жизнь человека . За последние пять лет в корне изменилось законодательство РФ, которое направлено на совершенствование правового статуса государственных и муниципальных учреждений. Результатом изменений явилась фундаментальная реформа системы финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг: государство отказалось от сметного финансирования и произошел переход на субсидирование госучреждений, что позволило снизить ограничения в управлении учреждений и увеличить их самостоятельность в распоряжении материальными и денежными ресурсами.

На перспективу до 2018 года совершенствование механизмов по регулированию деятельности бюджетных учреждений с целью повышения результативности, ответственности и прозрачности управления финансами является основополагающим условием повышения не только уровня, но и качества жизни населения, а также устойчивого экономического роста . В связи с чем решение проблем исполнения финансовых обязательств дошкольных учреждений, механизмов бюджетного финансирования их деятельности в условиях нестабильности выступает одним из главных условий социально-экономического развития России.

Стоит отметить, что средства бюджета выступают основным источником финансирования расходов на образование практически во всех странах мира, в том числе и в России . Необходимость бюджетного финансирования дошкольных учреждений обусловлена не только ролью в социально-экономическом развитии государства, но и свойствами образовательных услуг как общественного товара. Тем не менее размер бюджетных ассигнований нельзя определять исходя только из требований практики.

Здесь, процесс государственного регулирования выступает в качестве установления государственного заказа, который подлежит бюджетному обеспечению, и соблюдение социальных нормативов, как в натуральном, так и в денежном исчислении.

В соответствии с российским законодательством установлено, что в системе образования государственный заказ соответственно включает следующие параметры: количество детей, образовательный госстандарт, основные нормативы бюджетного финансирования.

Стоит отметить, что законом «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) (ст.65.5) утверждена норма о компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном учреждении: на первого ребенка 20% от размера фактической родительской платы, на второго ребенка 50%, на третьего ребенка и последующих детей 70 % .

Здесь стоит учитывать, что финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации это расходное обязательство субъектов Российской Федерации . Государство обеспечивает софинансирование отраженных выше расходов путем предоставления бюджетам субъектов субсидий, определяемых с учетом среднего сложившегося в этом субъекте размера фактической родительской платы в детском саду.

Стоит отметить, что в условиях нестабильной экономики происходит сокращение бюджетного финансирования дошкольных учреждений, на сегодняшний день оно не позволяет покрыть расходы по затратам не только на текущее содержание учреждения, но и капитальные расходы.

Следовательно, с целью обеспечения финансовой стабильности дошкольного образования необходимо пересмотреть нормативы бюджетного финансирования детских садов с учетом не только вида и категории, но и последовательности и механизма дифференциации родительской платы.

Итак, основной проблемой финансирования дошкольных учреждений является нехватка средств бюджета на содержание и развитие дошкольного образования, что тормозит не только образовательный процесс РФ, но и снижает эффективность социального развития населения в целом, что оказывает негативное влияние на национальную экономику России.

Финансовое обеспечение дошкольных учреждений исполняется на базе утвержденных правительством нормативов, однако в настоящее время в условиях нестабильности эти нормативы не соблюдаются, так как финансирование образования напрямую зависит от бюджетных доходов.

Неэффективность и постоянное недофинансирование дошкольного образования способствует не только снижению материально-технического обеспечения детсадов, но и ведет к низкому уровню оплаты труда, что способствует росту текучести и потери квалифицированных кадров. Все это приводит к понижению качества не только дошкольного, но и образования в целом, способствует не только научно-техническому отставанию, но и росту социальной напряженности в обществе.

Стоит отметить, что финансирование дошкольного образования в связи с переходом на новую методику финансирования (среднедушевые нормы) в условиях нестабильной экономики резко сократилось с 55 845,1 тыс.руб. в 2014 году до 15 289,5 тыс.руб. в 2015 году (на 72,6%). Стоит отметить, что в перспективе в 2016 году дошкольное образование планируется профинансировать в размере 9 417, 8 тыс.руб.

Таким образом, необходимо выделить первостепенные задачи в области финансирования дошкольных учреждений:

Повысить объем бюджетных средств на финансирование детсадов, сделав его первоочередным.

Пересмотреть структуру расходов внутри всей отрасли «Образование», приумножив размер расходов на дошкольное образование по опыту развитых стран.

С повышением финансирования дошкольного образования повышается культурный и духовный уровень населения.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)

2. Абанкина И.В. Финансирование дошкольного образования: стратегия на повышение качества и ответственности/ Сборник материалов 1 ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2015 г.с.141-148.

3. Ивойлова И.В. Нормативно-подушевое финансирование – прозрачный бюджет/ Российская газета. – 08.02. 2016 г.

4. Поляк Г.Б. Государственные и муниципальные финансы. 4-е изд., перераб. и доп. Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 391 c.

5. Ракитина И.С. Государственные и муниципальные финансы. учебник и практикум для академического бакалавриата / И.С. Ракитина, Н.Н. Березина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 333 c.

6. Семенихин В.В. Бюджетное финансирование образовательных организаций. - 06.10.2015 г. 185 с.

7. Соловьев И.Н. Государственные финансы: уголовно-правовая защита: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2016. - 240 c.

Частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, однако, ни Законом об образовании, ни Конституцией Российской Федерации не предусмотрено бесплатное содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях. То есть государственные финансовые обязательства распространяются на образовательные услуги и не касаются услуг по уходу и присмотру за детьми (социальные услуги). За содержание детей в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, несут обязательства муниципальные власти и родители.

Учитывая данный принцип субсидиарной ответственности, система финансирования ДОУ, стимулирующая развитие сети и увеличение охвата детей дошкольным образованием, должна основываться на следующих принципах:

1. За счёт государства (средств бюджета субъекта РФ) финансируются образовательные услуги в объёме государственного образовательного стандарта вне зависимости от организационной формы ДОУ (государственное, муниципальное учреждение, автономное учреждение, негосударственное учреждение, автономная некоммерческая организация и пр.), типа и вида учреждения.

Органы государственной власти, планируя бюджет на очередной период, определяют нормативную потребность в средствах на финансирование реализации дошкольных образовательных программ. Эти средства законодательно закрепляются за муниципалитетами для ДОУ через объёмы субвенций. До учреждений эти средства доводятся муниципалитетами на основе конкурса. В этой схеме участвуют все учреждения реализующие программы дошкольного образования и имеющие лицензию независимо от их принадлежности.

2. Финансирование социальных услуг муниципалитет осуществляет совместно с родителями.

3. Родители оплачивают социальные услуги (в размере, не превышающем 20% от общей стоимости содержания ребёнка в ДОУ), а также дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки государственного образовательного стандарта.

Расходы родителей дотируются за счёт средств муниципалитетов, используя заявительный порядок и систему адресной социальной помощи, а также целевое финансирование из местного бюджета на основании социальных программ.

4. Финансирование затрат на содержание материальной базы осуществляет балансодержатель (собственник). Если ДОУ находится на балансе муниципалитета, то необходимый объем затрат предусматривается за счет бюджета соответствующих органов местного самоуправления.

5. Финансирование ДОУ планируется и организуется учредителем на основе нормативов подушевого финансирования.

Итак, механизм финансирования ДОУ предусматривает:

· деятельность ДОУ финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними;

· финансирование ДОУ осуществляется на основе нормативов субъекта федерации и местных нормативов, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому типу, виду и категории ДОУ;

· органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах собственных средств устанавливают нормативы, определяющие минимальные затраты на финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования, включая затраты на оплату труда работников ДОУ, приобретение учебного оборудования, пособий;

· норматив финансирования субъекта федерации применяется при расчете субвенций и субсидий местным бюджетам;

· органы местного самоуправления в пределах собственных средств устанавливают местные нормативы финансирования путем применения повышающих местных коэффициентов к региональным нормативам, а также устанавливая дополнительный объем затрат на дотацию родительской платы за социальные услуги, финансируют содержание и развитие материальной базы ДОУ;

· за счёт средств учредителя оплачиваются расходы по развитию и содержанию материальной базы;

· родители оплачивают социальные услуги (в размере, не превышающем 20% от общей стоимости содержания ребёнка в ДОУ), а также дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки государственного образовательного стандарта;

· расходы родителей могут дотироваться за счёт средств муниципалитетов на адресной основе в зависимости от материального благосостояния семьи;

· финансирование ДОУ планируется и организуется на нормативной основе.

Вводимый механизм отвечает следующим требованиям:

· прозрачность финансовых потоков;

· целевой характер финансирования финансируются не затраты учреждения как элемента сети, а образовательная услуга;

· нормативный способ планирования и исполнения бюджета;

· обоснованная дифференцированная оплата родителями услуг ДОУ, как один из элементов повышения доступности;

· возможность контроля целевого прохождения и использования средств;

· финансово-хозяйственная самостоятельность ДОУ.

2 Составить смету для Д/с пред. школьного образование

Необходимо решить вопрос с помещением для детского сада. Его можно взять в аренду и оно должно соответствовать определенным параметрам Особое внимание такому помещению уделяют представители СЭС (санитарно-эпидемиологической службы). Подходящее помещение - это шесть квадратных метров площади на ребенка, отдельные комнаты для игр и сна, спортивно-оздоровительный комплекс, медицинский кабинет, пожарная сигнализация, специальная мебель и оборудование.

Нужно набрать адекватных воспитателей и думать о том, как их научить работать в соответствии с выбранной образовательной программой или концепцией.

Помещение можно его купить или взять в аренду. Так, например, для трех-группового сада необходимо помещение 400- 500 кв. метров. В разных регионах России – самые разные цены. Общее для всех одно – это должен быть обязательно нежилой фонд. Если брать помещение в аренду у собственников города – то цена за эту площадь может варьироваться от 5000 руб до 90000 руб в месяц. При этом коммунальные услуги составят не менее 30000 руб в месяц (для некоммерческих организаций используются те же тарифы что и для всех прочих организаций). Коммерческая аренда (включая коммунальные услуги) будет стоить порядка 120000 руб.

Итого: от 35000 до 120000 руб.

Получение лицензии на открытие такого учебного заведения - затратная и очень хлопотная процедура.

Оценим затраты на эту процедуру:

· плата собственно за саму лицензию (она не столь и велика и составит от 1000 до 2500 руб);

· оплата услуг, сопутствующих лицензированию: заключение СЭС (чтобы его получить необходимо иметь отремонтированное помещение и полностью сформированную материально техническую базу детского сада и выполнить ряд исследований по назначению СЭС по списку из серии: замеры освещенности, замеры радиации, анализ воды из кранов детского сада и т.п. что обойдется в районе 15000 руб.); заключение Противопожарной службы (выдается бесплатно, но при условии всех выполненных противопожарных требований включая: пожарную сигнализацию – для помещения в 400- 500 метров - 150000 руб, договор на обслуживание пожарной сигнализации – 1500 руб в месяц, оснащение его огнетушителями – 5000 руб).

Детские дошкольные учреждения финансируются за счет средств государственного бюджета, из фондов общественного потребления. На содержание существующей сети дошкольных учреждений и ее расширение государство ежегодно выделяет огромные денежные средства. Это является убедительным свидетельством заботы Коммунистической партии и Советского правительства о женщине-матери и воспитании детей.
В расходах на содержание детей в дошкольных учреждениях принимают долевое участие родители. Размер их платы определяется исходя из общей суммы заработка отца и матери (или лиц, их заменяющих). Многодетные родители, матери-одиночки, инвалиды Великой Отечественной войны пользуются льготами, установленными государством. Плата родителей составляет в среднем 15—20% общих расходов на содержание ребенка.
Потребность дошкольных учреждений в денежных средствах определяется на основе финансового плана, называемого сметой. Смета — государственный планово-финансовый документ, в котором определены размеры денежных ассигнований на содержание учреждения в течение календарного года. Расходы на содержание вновь открываемого учреждения исчисляются с момента его сдачи в эксплуатацию.
Смета составляется по форме, установленной Министерством финансов СССР, и утверждается вышестоящей организацией, которой подчинено данное дошкольное учреждение (отделом народного образования или ведомством). В ней учитываются все затраты и источники их покрытия (средства госбюджета и родителей). В основную смету не включаются расходы на проведение летне-оздоровительных мероприятий. Для этого составляется дополнительная смета.
Планирование расходов в смете осуществляется по статьям бюджетной классификации на основании государственных норм расхода по каждой статье, из расчета на одного ребенка в год. Определяющими являются производственные показатели, которые характеризуют объем деятельности дошкольного учреждения: контингент детей (ясельного и дошкольного возраста); количество групп, их наполняемость; длительность работы учреждения; плановое число дней пребывания в нем одного ребенка в течение года. Кроме того, указываются размеры и объем занимаемого помещения, расчеты на отопление, освещение, водоснабжение и др.
Смета включает все статьи расходов, предусмотренные на содержание дошкольного учреждения, в том числе на заработную плату, социальное страхование, канцелярские, учебные и хозяйственные расходы, питание детей, командировки и служебные разъезды, приобретение оборудования и инвентаря, капитальный ремонт зданий и сооружений. Заведующий дошкольным учреждением обязан обеспечить строгое соблюдение штатно-финансовой дисциплины при расходовании денежных средств в соответствии со сметой.
Финансовая деятельность дошкольных учреждений систематически контролируется контрольно-ревизионным управлением министерства финансов данной союзной республики и его органами на местах, а также вышестоящими организациями, в ведении которых они находятся.
Порядок комплектования дошкольного учреждения педагогическими, медицинскими кадрами и обслуживающим персоналом осуществляется на основе «Устава детского сада» и «Временного положения о дошкольном детском учреждении — яслях-саде» в соответствии с типовыми штатами.
Организатором и руководителем дошкольного учреждения является заведующий, который назначается приказом городского (районного) отдела народного образования или ведомства (по согласованию с органами народного образования).
В числе первых сотрудников нового дошкольного учреждения за один-два месяца до его открытия заведующий оформляет на работу завхоза и бухгалтера (в случае отсутствия централизованной бухгалтерии), составляет вместе с ними проект сметы на содержание учреждения и приступает к его оборудованию. За месяц до открытия учреждения заведующий через отдел народного образования подбирает кадры воспитателей.
В этот же период проводится оформление обслуживающего персонала: уборщиц-нянь, работников кухни, прачки и др. При приеме на работу каждый сотрудник знакомится с «Правилами внутреннего трудового распорядка для работников детских садов», «Инструкцией по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках».
До открытия учреждения все работники, независимо от должности, занимаются его оборудованием и оформлением, готовясь к приему детей. В организационный период заведующий внимательно изучает деловые и личные качества каждого сотрудника, расставляет кадры, сочетая опытных воспитателей с начинающими. Знакомит работников с режимом работы детского сада.

1. Основные источники финансирования дошкольных учреждений. Правила финансирования из бюджета. Заведующий дошкольным учреждением руководит не только педагогическим процессом, но и финансово-экономической деятельностью. Это один из наиболее сложных аспектов деятельности руководителя. Финансово-экономическая деятельность требует от руководителя принципиально новых подходов в хозяйственной деятельности:

1) сочетание бюджетного финансирования с развитием разного рода хозяйственной деятельности дошкольного учреждения, оказание платных услуг населению, выполнение платных услуг по договорам с организациями;

2) развитие самостоятельности трудовых коллективов дошкольного учреждения в решении вопросов социального развития;

3) образование норматива единого фонда оплаты труда.

Основными источниками финансирования государственных дошкольных учреждений и в новых условиях хозяйствования являются бюджетное финансирование и плата родителей.

Правила бюджетного финансирования:

1. Определение нормативов бюджетного финансирования находится в компетенции отделов образования.

2. Органы образования должны обеспечить дошкольному учреждению гарантируемый государством уровень финансирования ресурсов, необходимых для функционирования учреждения.

3. Органы образования не имеют права формировать за счет принадлежащих дошкольному учреждению средств какие-либо централизованные фонды.

4. Получаемые дошкольным учреждением ресурсы финансирования поступают в их полное распоряжение.

5. Финансирование дошкольного учреждения осуществляется в течение всего календарного года.

6. Неиспользованные за календарный год средства остаются в распоряжении дошкольного учреждения и могут быть использованы ими в дальнейшем.

7. Вышестоящие органы не имеют права изымать у дошкольного учреждения неиспользованные в течение календарного года средства и не должны засчитывать эти средства при определении сумм бюджетного финансирования дошкольного учреждения на следующий бюджетный год.



2. Смета расходов дошкольного учреждения. Основные правила ее составления. Чтобы правильно осуществлять планово-финансовую деятельность, руководителю необходимо знать, как составляется смета расходов дошкольного учреждения, как производить расчет денежных средств по статьям расходов сметы.

Смета расходов – основной документ, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, предназначенных для содержания дошкольного учреждения.

Смета расходов дошкольного учреждения составляется по статьям расходов бюджетной классификации. Всего в классификации 18 статей. Мы рассмотрим виды (статьи) расходов, которые присутствуют в смете дошкольного учреждения.

Расходы на заработную плату. По этой статье предусматриваются ассигнования на выплату заработной платы педагогическому, медицинскому, административному, обслуживающему персоналу. Объем этих ассигнований определяется в соответствии с утвержденным штатным расписанием и установленными ставками заработной платы. Для того чтобы правильно определить объем ассигнований на заработную плату, все сотрудники должны быть тарифицированы. Для этого составляется тарификационный список. В списке представлены все сотрудники дошкольного учреждения с указанием образования, категории, разряда, стажа работы. Данный список прилагается к смете.

Начисления на заработную плату. На заработную плату начисляются взносы, установленные Советом Министров Республики Беларусь.

Канцелярские и хозяйственные расходы. В эту статью включаются расходы на содержание помещений в чистоте, текущий ремонт, отопление, освещение, канализацию, водоснабжение, стирку белья и др. Расходы на отопление и освещение определяются в зависимости от кубатуры и площади здания. Значит, в смете обязательно приводятся также общие сведения о занимаемом дошкольным учреждением здании.

Расходы на командировки и служебные разъезды. По этой статье предусматриваются ассигнования на командировки и служебные разъезды. Ассигнования по этой статье определяются, как правило, не выше сумм, утвержденных по смете текущего года.

Расходы учебные. По этой статье предусматриваются средства на приобретение игрушек, пособий и материалов для занятий с детьми и на проведение детских праздников.

Расходы на питание. Объем этих расходов определяется исходя из установленных денежных норм питания в день и числа дней питания одного ребенка в год.

Расходы на приобретение оборудования и инвентаря. Объем затрат на приобретение инвентаря и оборудования устанавливается по смете дошкольного учреждения вышестоящей организацией в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели по бюджету.

Расходы на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования. Определение расходов по этой статье производится исходя из установленных норм снабжения дошкольных учреждений бельем и прочим мягким инвентарем и действующих розничных цен с учетом фактического наличия этого инвентаря.

Расходы на капитальный ремонт зданий и сооружений. Ассигнования на капитальный ремонт предусматриваются вышестоящей организацией данному учреждению на основании перечня работ, которые требуют первоочередного выполнения в соответствии с имеющимися дефектными актами.

В смету расходов дошкольного учреждения не включаются расходы на проведение летних оздоровительных мероприятий. В случае проведения таких мероприятий, на дополнительные расходы по их осуществлению составляется отдельная смета.

3. Дополнительные источники финансирования дошкольных учреждений. Порядок оказания дополнительных образовательных услуг. Бюджетное финансирование и плата родителей служат важной основой финансово-экономического функционирования дошкольного учреждения. Но, как показывает практика, в условиях экономической нестабильности этих средств явно недостаточно. Поэтому необходимо предусматривать привлечение внебюджетных средств для того, чтобы обеспечить постоянное развитие учреждения и самосовершенствование педагогов и создавать внебюджетные фонды, находить дополнительные источники финансирования.

К дополнительным источникам финансирования относятся:

Ø оказание платных услуг населению;

Ø спонсорство;

Ø добровольные взносы граждан, организаций;

Ø выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;

Ø поступления от реализации собственной сельскохозяйственной и промышленной продукции;

Ø внебюджетные средства местных органов власти.

Практика показывает, что внебюджетный фонд дошкольного учреждения формируется главным образом за счет оказываемых платных услуг населению. Целью оказания платных услуг населению является углубленное изучение различного рода предметов, развитие у детей индивидуальных и творческих способностей.

Порядок оказания дополнительных платных услуг населению:

1. Изучается спрос населения на дополнительные образовательные услуги дошкольного учреждения.

2. Руководителем учреждения разрабатывается и утверждается Положение о платных услугах, оказываемых учреждением.

3. В плановую группу районного отдела образования предоставляются сведения о количестве детей, которые пользуются платными услугами, количестве часов, размере платы, которую согласны платить родители. При аренде помещения представляются дополнительно сведения о площади помещения.

4. На основании этих сведений плановая группа составляет калькуляцию платных услуг (один экземпляр должен быть в учреждении).

5. По каждому виду кружков составляется программа обучения и учебный план.

6. За оказанные услуги родители или лица, их заменяющие, через сберегательный банк вносят плату согласно договору (размер платы может быть разный для каждого вида услуг, может быть меньше или больше минимальной заработной платы).

7. В случае болезни руководителя кружка или ребенка плата за этот период не взимается. Излишне начисленная плата учитывается в последующих платежах.

Таким образом, оптимально финансировать хозяйственную деятельность можно за счет предоставления дошкольному учреждению широких возможностей маневрирования материальными и финансовыми ресурсами в целях обеспечения наиболее оптимального их использования.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные источники финансирования дошкольных учреждений.

2. Что такое смета расходов?

3. Каков порядок оказания дошкольным учреждением дополнительных образовательных услуг населению?

Литература: 5, 11, 18 (осн.).