Право в первую мировую войну. Государственный аппарат и развитие права в период Первой мировой войны (1914—1917 гг.)

В праве произошел отход от правовых методов регулирования резко обострившихся общественных отношений к репрессивным. Промышленность или была поставлена под госконтроль, или нацио­нализирована, были введены «сухой закон» и система принудитель­ных закупок продовольствия, топлива, сырья по бросовым ценам. Вмешательство государства убивало всякие частные стимулы разви­тия экономики. Началось свертывание производства, укрывательство продовольствия, топлива и сырья. В ответ некомпетентное и бездар­ное правительство усилило репрессии против экономики, убивая ры­ночную инициативу. Круг замкнулся. Последующие правительства, особенно большевиков, продолжили репрессивную политику, только в больших масштабах, что в дальнейшем и привело к голоду и гено­циду против собственного народа.

Изменилось процессуальное и судебное право. Судопроизводство в военно-полевых судах велось по следующим принципам: краткие сроки слушания, отсутствие защиты, невозможность обжалования решения суда. Администрация юстиции – прототип арбитражного суда.

1912г. – закон об ответственности за шпионаж, значительно расширившее понятие шпионской деятельности. Усиление наказаний за дезертирство, самовольную отлучку и уклонение от несения военной службы, за умышленное членовредительство с целью уклонения от военной службы. вводится уголовная ответственность за сокрытие товаров и сырья, за промедление в исполнении долга и поручения правительства о заготовлении средств нападения или защиты от неприятеля и о поставке предметов довольствия д/действующей армии и флота. Усилена уголовная ответственность за взятки.

Законодательная деятельность Государственной думы в начале XX века.

Революция 1905 г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 г. проекта Основных законов Российской империи, в которых был определен характер царской власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина ≪неограниченная≫.

Система представительных учреждений вводилась в России рядом государственных актов, начиная с Манифеста 6 августа 1905 г. и кончая Основными государственными законами от 23 апреля 1906 г.

По первоначальному проекту (6 августа 1905 г..) Государственная дума предполагалась как ≪законосовещательноеустановление≫, избираемоенаосновецензовогопредставительстваоттрехкурий. Обострениеполитическойситуациивскорепотребовалопересмотрапроекта.

17 октября 1905 г. принят Манифест об усовершенствовании государственного порядка, провозгласивший:

1) свободу совести, слова,собраний и союзов;

2) привлечение к выборам широких слоев населения;

3) обязательный порядок утверждения Государственной думой всех издаваемых законов.

В стране возникли и легализовались многочисленные политические партии, в своих программах формулировавшие требования и пути политического преобразования строя: РСДРП, эсеры, Радикальная партия,Партия свободомыслящих, конституционных демократов, Умеренно-прогрессистская партия, Торгово-промышленный союз, Союз 17 октября, Партия правового порядка, Партия монархистов-конституционалистов, Союз русского народа, Союз Михаила-архангела и др.

Избирательное право.

В ноябре 1905 г. в Совете министров обсуждался проект избирательного закона, большинство высказалось за сохранение куриальной системы и двухступенчатой системы выборов. Было отклонено предложение об особом представительстве рабочих.

Но уже 11 декабря 1905 г., после разгрома вооруженного восстания в Москве, издан Указ об изменении Положения о выборах в Государственную думу, которым значительно расширился круг избирателей.

Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий). Для контроля за ходом выборов создавались губернские и городские комиссии по делам о выборах, в которых председательствовали чиновники Министерства юстиции (председатели окружных судов, уездные члены окружных судов и т.п.). В составе Министерства внутренних дел создавалось делопроизводство по выборам в Думу, которое руководило деятельностью комиссий.

· Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими.

· Землевладельцы с полным земельным цензом (150 десятин) непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз.

· Крестьянские выборы были четырехступенчатыми: сначала выбирали представителей на волостной сход, затем - на уездный съезд уполномоченных от волостей, на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание.

· Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губерний или крупных городов.

Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым.

19 июля (1 авг.) 1914 г. Россия вступила в войну на стороне Антанты (Англии и Франции) против Германии, Австро-Венгрии и Италии.

В годы Первой мировой войны Совет министров - правительство приняло чрезвычайные государственно-правовые меры с целью приспособления аппарата управления и экономики к военным условиям. Большинство дел стало решаться им самостоятельно от имени царя .

Правительство проводило курс на победу в войне и мобилизацию капитала. Сложившаяся ситуация определила милитаризацию экономики России: Государственное регулирование экономики приобрело чрезвычайные формы: административные методы регулирования, нормирование цен, продовольственная разверстка, реквизиции и т. д.

Учреждалась военная цензура, устанавливался перечень сведений, за разглашение которых определялись различные виды ответственности. Значительная часть страны была объявлена на военном положении.

В годы войны в составе правительства происходили частные смены как отдельных министров, так и председателя Совета министров.

В Москве была учреждена ставка верховного командования во главе с императором , которой подчинялась действующая армия, а также Балтийский и Черноморский флоты. Тыловые военные округа были оставлены в подчинении военного министерства.

В авг. 1915 г. был принят Закон об особых совещаниях . В соответствии с законом для централизации управления и координации межведомственного управления были образованны Особые совещания :

    по снабжению армии,

    по устройству беженцев,

    по обороне государства,

    по обеспечению топливом путей сообщений, государственных и общественных учреждений,

    по продовольствию и др.

В компетенцию этих органов входило: распределение военных заказов на предприятиях, контролирование их выполнения, отстранение администрации государственных и частных предприятий, проведение ревизий, закрытие предприятий и др.

Для координации деятельности всех этих чрезвычайных по своим полномочиям органов, было создано Особое совещание министров , под председательством главы правительства .

Местными органами Особых совещаний были их комиссии и уполномоченные .

В годы войны были расширены административные, полицейские судебные права генерал-губернаторов , компетенция которых определялась положением 1892 г. «О местностях, объявленных на военном положении ». Генерал-губернатор мог устанавливать обязательные правила по соблюдению общественного порядка, применять репрессивные меры по своему решению к лицам, покушавшимся на государственную безопасность. В соответствии с этим же законом о военном положении (1892), военные власти получали право закрывать по своему усмотрению государственные учреждения и органы местного самоуправления; смещать должностных лиц и предавать их суду; запрещать выпуск периодических изданий; устанавливать комендантский час и порядок въезда и выезда в прифронтовых районах.

Летом 1914 г. на проходивших съездах представителей земств и городов были созданы Всероссийский земский союз и Всероссийский городской союз .

Всероссийский земский союз объединил земские учреждения более чем 40 губерний. Возглавлял Союз съезд уполномоченных земств. В перерыве между съездами действовал главный комитет во главе с главноуполномоченным. В 1915 г. были созданы фронтовые комитеты Земского союза.

Всероссийский городской союз состоял из съезда уполномоченных, главного комитета, городских и фронтовых комитетов.

Осенью 1915 г. городской и земский союзы объединились в единый Всероссийский союз земств и городов (Земгор ). На первом этапе образования Земгор занимался организацией госпиталей и помощью им поставкой медикаментов, а позднее стал помогать военным ведомствам в снабжении частей фронта продовольствием и снаряжением.

Земгору были представлены полномочия полувоенной организации. С ее помощью буржуазия получила доступ к государственным делам.

В мае 1915 г. на Всероссийском съезде представителей промышленности и торговли было принято решение о создании еще одной влиятельной буржуазной организации - военно-промышленных комитетов (ВПК) - как новых форм управления промышленностью и финансами.

В авг. 1915 г. правительством было принято Положение о военно-промышленных комитетах. Согласно этому акту целью создания комитетов являлось оказание содействия правительственным учреждениям в трудном деле обеспечения армии снаряжением и продовольствием.

В функции военно-промышленных комитетов входили: посредничество между казной и промышленностью, распределение военных заказов, регулирование сырьевого рынка и снабжение предприятий сырьем, регулирование внешней торговли, нормирование цен на сырье и др.

К концу 1916 г. было образовано более 200 областных и местных военно-промышленных комитетов, во главе которых стоял Центральный военно-промышлен-ный комитет .

ВПК применяли административные методы управления, фактически подменив государственные структуры по всей стране.

В условиях войны изменилась деятельность судебных органов : в районах военных действий законом от 20 июля 1914 г. в районах военных действий вводились военно-полевые суды с особым статусом судопроизводства. Суды создавались в течение суток из офицеров для рассмотрения конкретного уголовного дела. Приговор такого скоротечного суда тоже вступал в силу и проводился в исполнение в течении суток.

Война вызвала необходимость внесения изменений в действующее законодательство и принятия новых правовых актов. Ряд изменений был внесен в административное, финансовое, гражданское, трудовое и уголовное право.

Административное законодательство. В первый же день войны царским указом вводилосьВременное положение о военной цензуре . Положение предусматривало образование органов цензуры как в местностях театра военных действий, так и вне их. В районе военных действий военную цензуру осуществляликомандования армиями и военных округов . В местностях, не входивших в район театра военных действий, органами военной цензуры былиГлавная военно-цензурная комиссия при главном управлении генерального штаба,местные военно-цензурные комиссии и военные цензоры .

Большая роль в обнаружении нарушения постановления отводилась жандармам иполиции .

Виновные в нарушении правил о военной цензуре привлекались к суровой уголовной ответственности.

Все местности России, не находившиеся на военном и осадном положении, согласно указу от 24 июля 1914 г. о принятии исключительных мер по охране во всей империи порядка и общественной безопасности были объявлены на положении чрезвычайной охраны .

28 июля 1914 г. был издануказ , установившийправила , которыми Россия руководствовалась во время войны.Подданные воюющих против России странбыли ограничены в своей правоспособности и дееспособност и, могли быть высланы как из пределов страны, так и из пределов ее отдельных местностей.

1 сент. 1916 г. царское правительство издалоПоложение , по которомуминистерство внутренних дел или лицо, им уполномоченное, получилоправо закрывать любое народное собрание или собрание общественных организаций , их комитетов и иных исполнительных органов. Это Положение давало простор для административного произвола и было направлено против демократических и революционных организаций.

Таким образом, провозглашенные в Манифесте 17 окт. 1905 г. свобода слова, печати, собраний и союзов всячески ограничивались царским правительством, а те, кто пытался воспользоваться ими, подвергались жестоким репрессиям .

Гражданское право . В годы войны царское правительство сочло возможным вмешательство в право частной собственности . Для обеспечения нужд армии и флота широко применялись реквизиции продовольственных запасов и фуража (продразверстка), вводился оборонный госзаказ , обязательное страхование морских судов и грузови фрахта от военной опасности.

Изменениям подвергся и статус физических лиц . Ограничивалось право распоряжением имуществом, т.е. серьёзно затрагивали собственнические отношения.

Был издан ряд указов о приостановлении взысканий по векселям в местностях, объявленных на военном положении; военнообязанным, призванным в действующую армию, разрешалосьрасторгать договоры найма квартир . Просроченные заклады этих лиц не могли продаваться с аукциона до конца войны.

Трудовое (фабричное) законодательство. В период войны царизм, проводивший политику содействия буржуазии и защиты ее интересов,ликвидировал ту незначительную нормативную регламентацию фабрично-заводского труда, которая являлась, хотя и формальным, ограничением эксплуатации.

В 1915 г. Советом министров было изданоПоложение о ликвидации ограничений использования детского и женского труда и привлечения детей на сверхурочные работы , а через некоторое время был опубликованперечень работ, на которые могли привлекаться женщины и дети, не достигшие 15 лет, в каменноугольной промышленности . Хотя это законодательство касалось лишь предприятий, выполнявших военные заказы, фактически им пользовались все капиталисты. И кроме того, в то время на предприятиях, выполнявших заказы военного ведомства, работало подавляющее большинство рабочих.

В сфере финансового законодательства изменения произошли в первую очередь в системе налогообложения. У величивались прямые и косвенные налоги ,вводились новые. Были повышены налоговые ставки на землю, наследство, публичные увеселения и зрелища и т.д. Введен налог на лиц, освобожденных от воинской повинности, налоги на пассажиров железных дорог и на грузы.Увеличены косвенные налоги на товары первой необходимости - сахар, спички, керосин; повышалась квартирная плата, стоимость проезда в городском транспорте.

Таким образом, бремя новых налогов ложилось в основном на плечи трудящихся.

В уголовном праве ужесточилась ответственность за военные преступления (дезертирство, побег к неприятелю, поставки недоброкачественных товаров).

Процесс строился на основе чрезвычайного законодательства и стал достаточно упрощенным и сокращенным.

В 1903 г. вступило в действие новое Уголовное уложение . Новое Уложение четко делилось наОбщую и Особенную части .

В Общей части содержались понятия преступления, умысла, неосторожности, покушения, соучастия.

Преступление определялось в Уложении следующим образом: «Деяние, воспрещенное законом во время его учинения, под страхом его наказания ». Если нет преступления, то нет и наказания «без указания на то в законе».

Преступления подразделялись на:

    тяжкие преступления,

    преступления

    и проступки.

Субъектом преступления признавалось вменяемое физическое лицо, достигшее 10-летного возраста. Вменяемость субъектов в возрасте от 10 до 17 лет могла ограничиваться.

Упростилась система наказаний , которые стали делиться на:

  • дополнительные и

    заменяющие.

Сохранялась публичная смертная казнь (через повешение), но она не применялась к лицам моложе 17 и старше 70 лет. Каторга была бессрочной или срочной (от 4 до 15 лет), ссылка назначалась бессрочно, но могла быть прекращена за примерное поведение.

В крепость могли заключить на срок до 6 лет, тюрьму – до 2 лет, арестовать – до 6 месяцев, поместить в исправительный дом – до 8 лет.

Особенная часть включала в основном нормы, предусматривающие ответственность за религиозные и должностные преступления .

Вводилось в действие Уложение постепенно.

Законом 1904 г. были введены в действие статьи о бунте против верховной власти, о государственной измене, о смуте, о противодействии правосудию. За эти преступления полагалась, как правило, смертная казнь или каторга .

В дальнейшем была установлена повышенная уголовная ответственность за изготовление, хранение и сбыт взрывчатых веществ с целью совершения антиправительственных действий (каторжные работы), за «возбуждение вражды между классами населения, хозяевами и рабочими или возбуждение рабочих к устройству или продолжению стачки» (заключение в исправительный дом или крепость).

Была повышена уголовная ответственность за революционную пропаганду среди военнослужащих. Закон от 18 авг. 1906 г . предусматривал за это каторгу или ссылку на поселение.

Привлекались к уголовной ответственности лица, виновные в организации публичных собраний без разрешения полиции, в организации союзов, преследующих политические цели, в издании книг и брошюр с нарушением цензурных правил.

Законом от 14 ноября 1914 г. были внесены изменения и дополнения вВоинский устав о наказаниях 1869 г. По этому закону военнослужащие, виновные в поставке и отпуске недоброкачественного оружия, боеприпасов, продовольствия, медикаментов, подвергались уголовному наказанию. Умышленное совершение таких деяний в военное время каралось строгими мерами, вплоть до лишения всех прав состояния и ссылки на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет или без срока.

В обстановке растущего революционного движения в армии 12 января 1916 г. был принятуказ об изменении Воинского устава о наказаниях за дезертирство ,самовольную отлучку и уклонение от несения военной службы, который ужесточал уголовную ответственность за эти виды преступлений. Виновные в побеге со службы в военное время подвергались лишению всех прав состояния и ссылке на каторжные работы от 4 до 20 лет или без срока либо смертной казни. Лица, совершившие побег к неприятелю или пытавшиеся его совершить, подвергались лишению всех прав состояния и смертной казни.

Таким образом, Первая мировая война не внесла принципиальных и даже существенных изменений в механизм государства и право Российской империи. Вновь созданные государственные и полугосударственные органы лишь надстраивали громоздкий аппарат, часто работавший вхолостую. В годы войны возросло влияние буржуазии на государственное управление, активизировалось сращивание монополий с государством. Буржуазия все активнее стремилась к политической власти.

В годы войны обострились и всякого рода противоречия - между трудом и капиталом, борьба крестьян за землю, национальные конфликты. В стране назревала революционная ситуация.

С 1906 года началась разработка Положения о полевом управлении в военное время. 1.08.1914 г. Россия вступила в войну с Германией и Положение вступило в силу ~ Руководство всеми военными действиями осуществляла Ставка Верховного главнокомандования , ответственна только перед императором, при ней действовал Штаб во главе с начальником. В 1914г. образованы Всероссийский земский союз, Всероссийский городской союз, Всероссийский фронтовой комитет земств, которые состояли из заготовительного, продовольственного, санитарного отделов.

СМ получил больше полномочий и мог решать дела от имени императора.

В 1914г. получился союз городов и земств – земгор, который поставлял медикаменты и организовывал госпитали, в общем, снабжал тоже армию.

В 1914г. новая редакция «О Суде в военное время » ~ в метах, находящихся на военном положении, судебную власть осуществляли военно-окружные суды и Главный военный суд, при ЧС – военно-полевые суды. «Особые правила о местностях, объявленных на военном положении» возлагали управление губерниями на военное командование ~ регулировало въезд и выезд из губернии, осуществляло реквизиции и др.

В апреле 1915г. было изменено военное министерство, мобилизацию осуществлял главный штаб. 05.1915г. IX съезд промышленности и торговли приняло решение о создании Военно-промышленных комитетов (ВПК), которые должны были заниматься переводом частных предприятий на военные рельсы. ВПК участвовал в управлении гос. политикой, обладал совещательным голосом, регулировал рынки труда и ресурсов, содействовал прав-ву по снабжению армии и флота, регулировал транспорт. Созданы центральный ВПК (председатели советов торговли и промышленности, всероссийских союзов и ГД) и местный ВПК (состоял из президиума, бюро, отделов). В 1915г. прошли 2-х степенные выборы в рабочую группу при ВПК.

В 08.1915г. было Особое совещание по обороне, перевозкам, продовольствию и топливу – 4 чрезвычайных органа, в которые входили чиновники, 9 депутатов и председатели ГС и ГД, члены центрального ВПК и Земгора.

26.07.1915г. лидеры фракций предложили сплотиться вокруг царя, отложить внутренние противоречия с правительством нет изменений во внутренней политике ~ в 08.1915г. депутаты ГС и ГД образуют «прогрессивный блок» выдвижение программы дестабилизация обстановки. Программа: полит. амнистия, восстановление профсоюза рабочих печати, расширение прав нац. меньшинств, участие в прав-ве крестьян, создание волостных земств, отставка кабинета Горемыкина и замена его прав-вом доверия. ~ конфликт м/у ГД и прав-вом ~ 16.09.1915г. IV ГД распущена.

23.08.1915г. Николенька II принял функции Верховного главнокомандующего. «Министерская чехарда» меняются 4 председателя СМ, 6 министров ВД, 4 министра ИД.


В 1915г. Главный продовольственный комитет устанавливает плановое продовольствие, в ноябре 1916г. вводится продразверстка.

Право России в годы I Мировой войны:

Изменилось процессуальное и судебное право. Судопроизводство в военно-полевых судах велось по следующим принципам: краткие сроки слушания, отсутствие защиты, невозможность обжалования решения суда. Администрация юстиции – прототип арбитражного суда.

1912г. – закон об ответственности за шпионаж, значительно расширившее понятие шпионской деятельности. Усиление наказаний за дезертирство, самовольную отлучку и уклонение от несения военной службы, за умышленное членовредительство с целью уклонения от военной службы. вводится уголовная ответственность за сокрытие товаров и сырья, за промедление в исполнении долга и поручения правительства о заготовлении средств нападения или защиты от неприятеля и о поставке предметов довольствия д/действующей армии и флота. Усилена уголовная ответственность за взятки.

47. Государственный строй и право России после Февральской революции (февраль – октябрь 1917 г.).

Во 2-ой половине февраля обостряется продовольственная проблема (транспорт). 18.02.1917г . рабочие Путиловского завода требуют повышения з/п, 20.02 . их увольняют. 23.02 . 128 тыс. рабочих мирно устраивают митинг, но 24.02 . их 214 тыс. и сталкиваются с полицией ~ получается всеобщая полит. стачка.

27.02 . IV ГД была распущена. 12 депутатов создают Временный комитет для восстановления порядка и сношения с лицами и учреждениями, председатель Родзянко требовал создания ответственного министерства.

27.02 . солдаты петроградского гарнизона перешли на сторону восставших. выходит манифест ЦК РСДРП ко всем гражданам России: создать Временное революционное правительство, созвать Учредительное собрание и др. В Таврическом дворце создается Временный исполком Петросовета меньшевистский. Он призывает выбрать по одному делегату от 1 тыс. рабочих и от роты солдат в исполком. Создается Совет рабочих и солдатских депутатов (250 шт.), издавший 1 марта «приказ № I», который упразднил дисциплинарную власть офицеров в воинских частях и передал ее выборным комитетам. Председатель Чхеидзе.

2 марта депутаты Думы (Гучков и Шульгин) прибыли в Псков, чтобы убедить императора отречься от престола. Николай II подписал Манифест о даровании ответственного министерства, назначил премьер-министром Львова ~ правовая преемственность власти ~ реальная законная власть у временного прав-ва (ВП). Николай II передал власть брату Михаилу, но тот отказался принять престол и Манифестом 3 марта предоставил решение вопроса о форме власти в России будущему Учредительному собранию.

ВП выдвинуло программу: политическая амнистия, отмена смертной казни и ограничений в правах по социальным, религиозным и национальным признакам, демократизация учреждений земского и городского самоуправления. Правительство обещало не выводить из Петрограда войска, участвовавшие в революционном движении 23-28 февраля . 28.02 . полиция была упразднена и создана народная милиция.

Возникло двоевластие : Временное правительство, обладавшее законной власти, и Совет, пользовавшийся большим влиянием среди рабочих и солдат и опиравшийся на вооруженные силы. Между ними сразу же возникло кардинальное разногласие по вопросу о целях и характере войны. Под давлением внепарламентской оппозиции ушли в отставку министр иностранных дел и военный министр.

Двоевластие – это не разделение властей, а противостояние одной власти другой ~ конфликты. Двоевластие окончилось 3.07.1917г ., т.к. большевики устроили демонстрацию (из-за провала рус. армии), ВП репрессировало их и подчинило себе Советы, а после Корниловского мятежа (25.08 .) роль ВП падает и уже осенью 1917г . все его решения игнорировались ~ власть переходит к Советам.

03.1917г . Юридическое Совещание ~ создание администрации юстиции.

4-28.05.1917г . I Всероссийский съезд крестьянских депутатов, 3-27.06. I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, выступивший в поддержку ВП.

6.05.-7.07.1917г . получилось 1-ое коалиционное прав-во . Социалисты в меньшинстве.

3 июля большевики предприняли попытку вооруженного восстания в Петрограде, которая окончилась неудачей. Это заставило «умеренных социалистов» (меньшевиков и эсеров) из «советской демократии» вступить в коалицию с либеральными партиями. ВП подчинило себе Советы ~ двоевластие окончилось.

25.07 . – 2-ое коалиционное прав-во , председатель Керенский, главком. Корнилов. Советы отказались от контроля над прав-вом, социалисты оказались в большинстве. Правительство стало искать политическую опору в умеренных кругах общества. В августе в Москве было созвано Московское Государственное совещание, в котором приняли участие члены четвертой Государственной думы, представители кооперативного движения, советов, профсоюзов, торгово-промышленных организаций, городских органов самоуправления, крестьянского самоуправления, технических и иных организаций (всего более двух тысяч человек). На Совещании произошел раскол между умеренными и революционными группами. Генерал Корнилов выдвинул требование об укреплении дисциплины в армии и порядка в тылу, для поддержки этих требований он двинул на Петроград конный корпус. Глава Временного правительства А.Ф. Керенский воспринял эти действия как попытку военного переворота. Для защиты от Корнилова ВП создает при участии большевиков Комитет борьбы с контрреволюцией. Началось формирование Красной гвардии, которой руководила военная организация РСДРП (б). В результате Корниловского мятежа роль ВП упала, роль советов возросла.

14-22.09 . Всероссийское демократическое Совещание, на котором принято решение о создании нового прав-ва.

25. 09 . 3-е коалиционное прав-во.

За время своей деятельности ВП включило в свой состав ряд вновь образованных ведомств: Министерство труда (главной целью которого было примирение труда и капитала, развитие системы социального страхования). Министерство продовольствия, унаследовавшее задачи Министерства земледелия. Министерство государственного призрения, принявшее на себя функции благотворительных органов. В августе 1917 г. вместо Синода создается Министерство по делам вероисповеданий, действующее в рамках правового статуса церковных организаций (сформированного на церковном Соборе в августе).

7.10.1917г . Временный Совет Российской Республики – предпарламент.

Большевики 16.10.1917г . образуют ВРК – орган по подготовке вооруженного восстания.

25.10.1917г . большевики сделали свое грязное дело: свергли ВП и передали власть Петросовету, большинство мест в котором занимали большевики.

Управление на местах:

В мае 1917 г. принимается новое «Временное положение о земских учреждениях» Компетенция земских органов самоуправления значительно расширялась в сравнении с Положением 1890 г. Надзор за земствами возлагался на губернского комиссара Временного правительства. Министерство внутренних дел утверждало договоры с частными лицами об устройстве ими земских сооружений, о переустройстве дорог и пристаней, о заключении займов под залог земского имущества. Исполнительным органом земств становится милиция.

Органами власти на местах были уездные земские собрания, составляемые на три года из гласных (представителей) от сельской местности и городов. Снимался возрастной ценз, от выборов отстранялись военнослужащие. Списки кандидатов подписывались десятью избирателями, ценза оседлости не требовалось. Контроль за выборами осуществлял Сенат. Губернские земские собрания выбирались уездными собраниями. Компетенция земств значительно расширялась: к их ведению были отнесены вопросы охраны труда, создания бирж труда и общественных мастерских, оказания юридической помощи, устранения дороговизны. Представителями власти на местах были комиссары Временного правительства, под их контролем действовали волостные комитеты. Действовавшие на местах различные комитеты общественности были призваны противодействовать Советам. Общее руководство земств осуществлял Всероссийский Земский Союз, деятельность городских (и районных) дум и управ возглавлял Совет дум Положение о «Всероссийском Земском Союзе» было принято в июне 1917 г. Его деятельность заключалась в осуществлении мероприятий, вызванных потребностями общеземского характера, войной и ее последствиями. Для решения этих проблем Союз создает фабрично-заводские, торговые и кредитные предприятия. Союзу предоставлялись права по приобретению имущества, вступлению в договоры, на иски и обязательства. Он оперировал средствами, формирующимися за счет ассигнований земских собраний, частных сборов, дотаций казны, доходов самого Союза. Его органами были собрание уполномоченных, Главный комитет, ревизионная комиссия.

В мае 1917 г. был принят закон «О волостном земстве», упразднивший все другие волостные органы (комитеты). На волостные земства возлагались обязанности, ранее лежавшие на волостных правлениях и волостных старшинах. В компетенцию волостного земства вошли вопросы о повинностях и капиталах земства, осуществление пожарных, санитарных и коммунальных мероприятий, устройство бирж труда. Исполнительным органом стала волостная управа, она же заменила волостные продовольственные комитеты. В компетенцию волостной земской управы входило: созыв собраний, подготовка проектов решений, объявление постановлений центральной власти, охрана порядка и продовольственные обязанности. Волостное земское собрание состояло из волостных земских гласных, избираемых на три года и работавших в нем безвозмездно Уездное земское собрание утверждало сделки по отчуждению волостным земством недвижимости, установленные волостным земством сборы, договоры и займы.

Первая мировая война, начавшаяся летом 1914 г., была вызвана резким обострением противоречий между сложившимися задолго до нее двумя враждебными группировками крупных империалистичес­ких государств - Германией, Австро-Венгрией и Италией (Тройствен­ный союз) и Англией, Францией и Россией (Антанта). Обе враждую­щие группировки преследовали империалистические, захватнические цели, особенно воинственно были настроены германские империа­листы.

Россия вступила в войну 19 июля 1914 г. Господствующие классы России надеялись обеспечить себе в ходе войны высокие прибыли путем захвата новых территорий, рынков сбыта, источников сырья и выгодных военных поставок, а также от­влечь трудящихся от революционной борьбы.

Война тяжело отразилась на экономике страны. Народное хозяй­ство начало разрушаться. В России, как и в других воюющих странах, возникла революци­онная ситуация. Обострение ее вызывалось нуждой и бедствиями на­родных масс, гибелью тысяч и тысяч солдат на фронтах. Бедственное положение рабочего класса и трудящегося крестьянства усугублялось ужесточением политического режима, а в национальных районах Рос­сии и национальным гнетом. В широких народных массах все больше росло недовольство войной и политикой царизма.

Общественный строй

В период первой мировой войны существенных изменений в пра­вовом положении отдельных социальных групп не произошло. Как и раньше, царизм опирался на дворянство, которое удерживало основ­ные позиции в экономике и политике, хотя постепенно их теряло. Царизм вынужден был идти на союз с буржуазией в борьбе против революционных масс, возглавляемых пролетариатом. Еще один шаг по этому пути был сделан во время войны. Развитие капитализма в России все более укрепляло экономическое господство буржуазии.

Внутренняя экономическая политика царизма вела к дальнейше­му ухудшению положения рабочего класса. Ежегодно косвенные на­логи повышались не менее чем вдвое, значительно возросли прямые налоги. Реальная заработная плата из-за резкого повышения цен на продукты и товары первой необходимости непрерывно падала. Ка­питалисты в период войны осуществляли и активное наступление на политические права рабочих. Ярким свидетельством этого являются разработанные в 1915 г. Общерусским совещанием заводчиков, фаб­рично-заводской инспекции и полиции Правила о предупреждении и решительном подавлении стачек.

Война также значительно ухудшила положение крестьянства. Главные тяготы войны были возложены на плечи бедных и средних крестьян, и одновременно создавались условия для обогащения ку­лачества. Обстановка в деревне была тяжелой и в связи с тем, что большинство солдат были взяты из крестьян.



Изменения в государственном аппарате

Во время войны царское правительство издало ряд правовых ак­тов, направленных на приспособление деятельности отдельных орга­нов к военным условиям и усиливающих вмешательство государства в экономику страны. Ряд изменений свидетельствует об очередном шаге России по пути превращения феодальной монархии в буржуаз­ную.

Государственная дума. Дума четвертого созыва, избранная в 1912 г. на основе избирательного закона от 3 июня 1907 г., представ­ляла собой октябристско-кадетское учреждение. Социал-демократи­ческая фракция, включая большевиков, занимала в Думе 14 мест. Боль­шевистская фракция разоблачала империалистический характер вой­ны и вела революционную работу среди трудящихся. Через три меся­ца после начала войны ее члены были обвинены в государственной измене, арестованы, а затем осуждены и высланы на вечное поселе­ние в Туруханский край.

Государственная дума поддерживала царское правительство в ведении войны, одобрила законопроекты о повышении косвенных и прямых налогов и ряд других законопроектов, направленных на ук­репление царизма.

В августе 1915г. лидеры буржуазно-помещичьих партий в Думе и часть членов Государственного совета образовали так называемый прогрессивный блок, участники которого стремились не к ликвида­ции монархии, а к ее оздоровлению. Основным требованием блока было создание «министерства доверия», ответственного перед Думой.

Особые совещания. В 1915 г. были образованы меж­ведомственные органы - особые совещания. Эти органы состояли из представителей различных учреждений, ведомств и организаций. Первым было учреждено Особое совещание по снабжению армии, которое несколько позднее было преобразовано в четыре особых со­вещания: по обороне, топливу, продовольственному делу, по пере­возке топлива, продовольственных и военных грузов. 30 августа было создано Особое совещание по устройству беженцев.



Местными органами особых совещаний были их комиссии и упол­номоченные. Комиссии особых совещаний были созданы в губерн­ских городах, уполномоченные действовали как в губернских горо­дах, так и в уездных.

Наиболее важное значение имело Особое совещание для обсуж­дения и объединения мероприятий по обороне, которое относилось к числу высших государственных учреждений и не было подведомствен­но какому-либо другому органу управления.

Расширение прав губернаторов и военных властей в местном уп­равлении. Их полномочия и взаимоотношения опре­делялись Положением о полевом управлении войск и особыми Пра­вилами о местностях, объявленных на военном положении. В пери­од первой мировой войны в стране действовало чрезвычайное зако­нодательство конца XIX в. С введением военного положения управ­ление губернией сосредоточивалось в руках главнокомандующего, получавшего компетенцию значительно более широкую, чем ком­петенция органов управления в условиях усиленной и чрезвычай­ной охраны.

Объявление местностей на военном положении давало админи­стративной власти в лице генерал-губернатора чрезвычайно широ­кие права - административные, полицейские и судебные. Он имел право издавать обязательные постановления по вопросам, относя­щимся к предупреждению нарушения общественного порядка и госу­дарственной безопасности, устанавливать ответственность в виде тюремного заключения сроком на три месяца или денежного штрафа до 3 тыс. руб. за нарушение этих постановлений.

Земгор. В начале войны царизм вынужден был дать буржуазии разрешение на создание Всероссийского союза земств и Российского союза городов, объединившихся затем в единый Всероссийский союз земств и городов (Земгор). Этот орган первоначально занимался ор­ганизацией госпиталей, производством медикаментов, заботой о ра­неных и больных солдатах, а позднее был допущен к участию в снаб­жении фронта продовольствием и снаряжением.

Военно-промышленные комитеты. В мае 1915 г. было начато со­здание влиятельной организации буржуазии - военно-промышлен­ных комитетов. Положением о военно-промышленных комитетах, ут­вержденным царем 27 августа 1915 г., они создавались для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота снаряжением и довольствием. Были созданы центральный, област­ные и местные военно-промышленные комитеты.

Военно-промышленные комитеты имели право приобретать дви­жимое и недвижимое имущество, вступать в договоры с частными и государственными учреждениями и общественными организациями, принимать на себя обязательства, в частности, по поставкам и подря­дам по заказам казны, организовывать по соглашению с военным и морским ведомствами приемку и сдачу предметов для нужд армии и флота и т.д. Они имели право предъявлять иски в суде и отвечать по искам.

Изменения в системе судебных органов. Война вызвала изменения в системе судебных органов и порядке их деятельности. Законом 20 июля 1914 г. была утверждена новая редакция IV раздела Военно-судебного устава «О суде в военное время», в котором указывалось, что в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, военно-судебная власть принадлежит полко­вым, этапным, военно-окружным судам и Главному военному суду или кассационному присутствию. При чрезвычайных обстоятельст­вах в районах военных действий и местностях, объявленных на воен­ном положении, учреждались военно-полевые суды. Военно-полевой суд формировался из офицеров в течение суток с момента соверше­ния преступления и приступал к разбору дела немедленно. Дело слу­шалось при закрытых дверях, приговор вступал в законную силу и приводился в исполнение не позднее суток после его вынесения.

Военно-полевым судам были подсудны все военнослужащие, лица, состоявшие при армии, жители неприятельских областей, занятых русской армией, лица гражданского ведомства в местностях, объяв­ленных на военном положении, военнопленные.

Война вызвала необходимость внесения изменений в действую­щее законодательство и принятия новых правовых актов. Ряд изме­нений был внесен в административное, финансовое, гражданское, трудовое и уголовное право.

Административное законодательство. В первый же день войны царским указом вводилось Временное положение о военной цензуре. Положение предусматривало образование органов цензуры как в местностях театра военных действий, так и вне их. В районе военных действий военную цензуру осуществляли штабы главнокомандующих армиями и военных округов. В местностях, не входивших в район те­атра военных действий, органами военной цензуры были Главная военно-цензурная комиссия при главном управлении генерального штаба, местные военно-цензурные комиссии и военные цензоры.

28 июля 1914 г. был издан указ, установивший правила, которы­ми Россия руководствовалась во время войны. Подданные воюющих против России стран были ограничены в своей правоспособности и дееспособности, могли быть высланы как из пределов страны, так и из пределов ее отдельных местностей. Въезд этих лиц в Россию допус­кался с особого в каждом случае разрешения соответствующих влас­тей. Торговые суда неприятельских государств, застигнутые в русских портах, задерживались, а строящиеся для иностранцев суда, предна­значавшиеся для обращения в военные, подвергались конфискации. Указ предписывал на основах взаимности соблюдать международные договоры о поведении воюющих государств, а также о правах и обя­занностях нейтральных государств.

1 сентября 1916 г. царское правительство издало Положение, по которому министерство внутренних дел или лицо, им уполномочен­ное, получило право закрывать любое народное собрание или собра­ние общественных организаций, их комитетов и иных исполнитель­ных органов. Это Положение давало простор для административного произвола и было направлено против демократических и революци­онных организаций.

Финансовое законодательство. В период войны царское правитель­ство увеличило прямые и косвенные налоги и ввело новые. Был по­вышен налог на землю и наследство, на зрелища. Введен налог на лиц, освобожденных от воинской повинности, налоги на пассажиров железных дорог и на грузы. Увеличены косвенные налоги на товары первой необходимости - сахар, спички, керосин; повышалась квар­тирная плата, стоимость проезда в городском транспорте. Таким об­разом, бремя новых налогов ложилось в основном на плечи трудя­щихся.

Гражданское право. В военное время были внесены некоторые изменения в регулирование права частной собственности. Вводилась гужевая и автомобильная повинность. Для обеспечения нужд армии и флота широко применялись реквизиции продовольственных запа­сов, проводилось принудительное отчуждение сырья. Был воспрещен вывоз за границу лошадей, хлеба, мяса, овощей и других продуктов, а также различных видов промышленного сырья (металлов, руды). Все промышленные предприятия обязывались выполнять в первую очередь военные заказы, размещение которых проводилось в прину­дительном порядке.

Был издан ряд указов о приостановлении взысканий по векселям в местностях, объявленных на военном положении; военнообязанным, призванным в действующую армию, разрешалось расторгать дого­воры найма квартир. Просроченные заклады этих лиц не могли про­даваться с аукциона до конца войны. Было введено страхование мор­ских судов, грузов и фрахта от военной опасности.

Трудовое законодательство. В период войны царизм, проводив­ший политику содействия буржуазии и защиты ее интересов, ликви­дировал ту незначительную нормативную регламентацию фабрич­но-заводского труда, которая являлась, хотя и формальным, ограничением эксплуатации. В 1915 г. Советом министров было из­дано Положение о ликвидации ограничений использования детско­го и женского труда и привлечения детей на сверхурочные работы, а через некоторое время был опубликован перечень работ, на которые могли привлекаться женщины и дети, не достигшие 15 лет, в камен­ноугольной промышленности. Хотя это законодательство касалось лишь предприятий, выполнявших военные заказы, фактически им пользовались все капиталисты. И кроме того, в то время на предпри­ятиях, выполнявших заказы военного ведомства, работало подавля­ющее большинство рабочих.

Уголовное право. Законом от 14 ноября 1914 г. были внесены из­менения и дополнения в Воинский устав о наказаниях 1869 г. По это­му закону военнослужащие, виновные в поставке и отпуске недобро­качественного оружия, боеприпасов, продовольствия, медикаментов, подвергались уголовному наказанию. Умышленное совершение та­ких деяний в военное время каралось строгими мерами, вплоть до лишения всех прав состояния и ссылки на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет или без срока.

В обстановке растущего революционного движения в армии 12 января 1916г. был принят указ об изменении Воинского устава о наказаниях за дезертирство, самовольную отлучку и уклонение от не­сения военной службы, который ужесточал уголовную ответствен­ность за эти виды преступлений. Виновные в побеге со службы в во­енное время подвергались лишению всех прав состояния и ссылке на каторжные работы от 4 до 20 лет или без срока либо смертной казни. Лица, совершившие побег к неприятелю или пытавшиеся его совер­шить, подвергались лишению всех прав состояния и смертной казни.

В годы первой мировой войны (1914-1917) возникла необходимость внесения изменений в действующее законодательство и принятия новых правовых актов, вызванных чрезвычайными обстоятельствами.

Административное законодательство: водилось Временное положение о военной цензуре. Положение предусматривало образование органов цензуры, как в местностях театра военных действий, так и вне их (Главная военно-цензурная комиссия и местные военно-цензурные комиссии и военные цензоры). В положении подчеркивалось: военные и административные власти осуществляют параллельный надзор за произведениями печати и публичными собраниями. Виновные в нарушении правил привлекались к уголовной ответственности. Указом о принятии исключительных мер по охране во всей империи порядка и общественной безопасности были объявлены на положении чрезвычайной охраны. Подданные воюющих против России стран были ограничены в своей правоспособности и дееспособности, могли быть высланы как из пределов страны, так и из пределов ее отдельных местностей. В 1915 создаются особые органы по обороне, по торговле, по топливу, по продовольственному делу и по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов. Эти органы по существу подменяли и контролировали деятельность государственных хозяйственно-управленческих структур.

Финансовое право: Прав-во увеличило прямые и косвенные налоги и ввело новые: повышен налог на землю и наследство; введен налог на лиц, освобожденных от воинской повинности, налоги на пассажиров железных дорог и на грузы; увеличены косвенные налоги на товары первой необходимости (сахар, спички, керосин).

Гражданское право: Внесены некоторые изменения в регулирование права частной собственности. Вводилась гужевая и автомобильная повинность. Для обеспечения нужд армии и флота широко применялись реквизиции продовольственных запасов, проводилось принудительное отчуждение сырья. Был воспрещен вывоз за границу лошадей, хлеба, мяса и др. продуктов, а также различных видов промышленного сырья (металлов, руды).

Промышленные предприятия обязывались выполнять в первую очередь военные заказы, размещение которых проводилось в принудительном порядке.

Трудовое законодательство: прав-во ликвидировало нормативную регламентацию фабрично-заводского труда, которая являлась ограничением эксплуатации. В 1915 г. издано Положение о ликвидации ограничений использования детского и женского труда и привлечения детей на сверхурочные работы.

Уголовное право: внесены изменения в Воинский устав о наказаниях: военнослужащие, виновные в поставке и отпуске недоброкачественного оружия, боеприпасов, продовольствия, медикаментов, подвергались уголовному наказанию. Умышленное совершение таких деяний в военное время каралось строгими мерами, вплоть ссылки на каторжные работы на срок до 20 лет или без срока. Принят указ о наказаниях за дезертирство, самовольную отлучку и уклонения от несения военной службы. Виновные в побеге со службы в военное время подвергались лишению всех прав, состояния и ссылке на каторжные работы от 4 до 20 лет или без срока либо смертной казни. Новый закон об ответственности за шпионаж. В годы войны вводилась уголовная ответственность за сокрытие товаров и сырья.

Изменения в системе судебных органов: Законом 1914 г. утверждена новая редакция “О суде в военное время “: в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, военно-судебная власть принадлежит полковым, этапным, военно-окружным судам и Главному военному суду или коалиционному присутствию. При чрезвычайных обстоятельствах в районах военных действий учреждались военно-полевые суды. Военно-полевой суд формировался из офицеров в течение суток с момента совершения преступления и приступал к разбору дела немедленно. Дело слушалось при закрытых дверях, приговор вступал в законную силу и приводился в исполнение не позднее суток после его вынесения. Военно-полевым судам были подсудны все военнослужащие, лица состоявшие при армии, жители неприятельских областей, занятых русской армией, лица гражданского ведомства в местностях, объявленных на военном положении, военнопленные.

Государственной думы ознаменовали начавшееся превращение самодержавия в

конституционную монархию и начало российского парламентаризма. Роспуск II

Государственной думы и одновременное издание в нарушение манифеста 17

октября нового избирательного закона рассматриваются как завершение первой

российской революции.

Создание законодательной Государственной думы, хотя и с ограниченными

правами, является важнейшим итогом революции. Кроме этого, все партии

получили право на легальные печатные органы. Население получило некоторые

зарплата рабочим, легализованы экономические забастовки. Для крестьян были

отменены выкупные платежи, снижены арендная плата на землю. Однако

революция не решила основных задач развития страны. Самодержавие,

вынужденное пойти в ходе революции на уступки, сохранило свою экономическую

и социально-политическую основу. Однако революция 1905 -1907 гг. обнажила

всю глубину социально-экономических, политических и иных противоречий,

поразивших российское общество, показала неизбежность коренных изменений.

Осознавшие это «верхи» предприняли попытку направить Россию по пути

эволюционного реформаторства с целью избежать дальнейших революционных

потрясений. Олицетворением этого курса стал глава правительства П. А-

Столыпин, с именем которого и связываются реформы в послереволюционный

установилась так называемая третье-июньская политическая система, или

третъеиюньская монархия. По новому избирательному закону вдвое сокращалось

представительство в думе от крестьян, в 2,5 раза - от рабочих, в 3 раза -

от Польши, Кавказа и Закавказья, а нерусские народы Средней Азии, Сибири и

Забайкалья совсем лишались своих представителей в Думе. Ставка была сделана

на резкое увеличение депутатских мест для помещиков и крупной буржуазии

(составляли в общей сложности менее 1 % населения, а получили более 2/3

мест в Государственной думе), рассматриваемых как надежная социальная опора

самодержавия.

Для политического курса послереволюционного правительства характерно было

сочетание реакционных мер с проведением реформ, лавирование между

интересами различных слоев общества. Показательна в этом отношении

правительственная тактика в III Государственной думе: при необходимости

а принятие консервативных законов обеспечивалось голосами октябристов и

правых фракций.

Гос совет. Его компетенция.

В 1810г в кач законосовещат органа, разрабатывающ законопрек был создан Гос совет. Председат ГС был император. ГС рассмат и готовил различн правов акты – законы, уставы, учрежден. Основн цель – приветси к единообразию всю правов сист. ГС сост из 5 департам. В нач 1810г ГС представ императ план финанс преобраз, главн идеей кот было привед гос доходов в соотетс с гос расходами. Предлаг Сократ текущ расходы, ввести нов налог. Но финанс план не был выполнен. В период Отеч войны 1812г деят-ть ГС сосредоточ на рассмотр проектов гражд и уголов уложен. С 1816г ГС вновь обрат к пробл финанс политики гос-ва. Рассмотр прокты о созд совета кредитных установл, об учрежд Крммерческ банка. В 1811г ГС рассматрплан преобразов Сената, кот был отвергнут. Работа ГС осущ либо в форме общ собран, либо в форме департамент засед. В фев 1906г одноврем с актом об учрежд Думы было принято Положен о ГС, кот стал верхней палатой, обладавш теми же правами что и Дума. Все законопрек принят думой должн были поступ в ГС и после их принят ГС они утвержд императ. Полов членов ГС сост выборные члены, полов – назначенные, предскдат и вице-председат назнач императ. В избираем часть ГС вход представит от дух-ва, Академии наук и универов, земск собраний, от дворянск об-в. Императ назнач членов из высш гос сановников. Одно и то же лицо не могло быть одноврем членом ГД и ГС.