Свято-успенский собор в речице. Свято-успенский собор в речице Речица собор успения пресвятой богородицы настоятель

История церквей и костелов Беларуси схожа - все они знали разные времена. Их закрывали, превращали в клубы и бары, оскверняли, но они потом снова возрождались, на радость верующим. Свято-Успенский собор в Речице тоже не избежал такой судьбы, но смог выстоять и до сих пор несет свет и веру в души прихожан.

Строительство этого собора началось в 1841 году. Правда, через три года недостроенное здание разрушилось. Целых двадцать лет храм был в таком виде. И только в 1864 году строительство снова возобновилось - благодаря деньгам одного минского купца. Но и тут собору не повезло: через два года купец разорился, а строительство снова прекратилось. Жители города вынуждены были просить помощи у минского губернатора Токарева, который выделил деньги на многострадальный храм. В 1872 году он был достроен и освящен.

Годы советской власти ничего хорошего собору не принесли. В 1934 году его закрыли, а еще через несколько лет превратили в «Дом социалистической культуры». Собор остался без куполов, его интерьер был полностью изменен, к храму пристроили деревянное здание. В 60-е годы помещение и вовсе стало бесхозным. Только в самом конце XX века - в 1999 году - собор вернули верующим. В этом же году прошло первое богослужение.

Сейчас Свято-Успенский собор - украшение города, храму присвоен статут историко-культурной ценности Беларуси. Это уже целый комплекс: рядом с основным зданием расположились церковная лавка и административно-хозяйственный блок, построена часовня для освящения воды. Эту часовню возвели в 2008 году на деньги прихожан. Административно-хозяйственный блок стал местом расположения воскресной школы, помещения для крещения, просфорни, а также рабочего кабинета настоятеля собора.

Свято-Успенский собор по праву гордится своим иконостасом. Он пятиярусный, включает двадцать четыре иконы. В 2011 году в храме появились два киота в честь святого Николая и Казанской Божьей Матери, а недавно в собор привезли иконы Блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской. За помощью можно обратиться и к своим - белорусским - святым: Евфросинье Полоцкой, Манефе Гомельской, Жировицкой Божией Матери, к святому праведному Иоанну Кормянскому.



В 1794 г. храм Успения Пресвятой Богородицы принадлежал греко-униатской церкви. В период воссоединения униатов с православной церковью правительство стало следить за состоянием церквей в Западном крае. Храм был мало-вместительным, деревянное строение ветшало. 18 февраля 1842 г. Минская духовная консистория подписала с минскими купцами Ароном Лурием, Зиселем Рапортом и Фейсем Зальцмановым контракт на строительство новой церкви. Возведение самого собора началось в 1842 г. И только в 1864 г. подряд на строительство получил минский купец и городской глава Свечников.

11 июня 1872 г. соборный храм освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы Преосвященным Александром, епископом Минским и Бобруйским. Иконостас состоял из 18 икон. Из утвари наиболее ценными были: три потира, “дискос с лжицею и звездицею”, два креста, дарохранительница, пожертвованная “Его Императорским Высочеством Государем наследником Александром Александровичем на поминовение Цесаревича Николая Александровича”. В храме хранились три Евангелия, метрические книги с 1786 г и приходские реестры с 1805 г. Колокольня имела четыре колокола. В 1934 г. собор закрыли,позже его перестроили в Дом социалистической культуры. В 1940 г. здание храма и пристройка пострадали от пожара. В конце 1941 г. силами верующих, в здании храма был проведен ремонт и начались Богослужения. В 1947 г. исполком Гомельского облсовета принял решение “Об освобождении помещения Речицкого городского Дома соцкультуры, занятого приходской общиной верующих”.

В 1960-х годах в городе построили новый дом культуры, помещение храма осталось бесхозным. Постепенно оно разрушалось и к середине 1990-х гг. пришло в упадок. В 1999 г. решением Речицкого горисполкома здание собора передано православному приходу, начались восстановительные работы. К 1020-летию Крещения Руси на территории прихода построена и освящена архиепископом Гомельским и Жлобинским Аристархом часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Оксана МШАР , 29 марта 2017 г. в 14:43
Фото: Леонид ГАНИСЕВСКИЙ

В нынешнем году Свято-Успенский собор готовится к встрече 145-летия со дня первого освящения. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что эту дату храм встретит в небывалом по красоте виде. В настоящее время ведётся художественная роспись внутренних стен собора. Аккуратно и кропотливо, сантиметр за сантиметром, расписываются сотни и сотни квадратных метров площадей. Как преображается храм, наблюдали наши корреспонденты.

Чудо. И точка

- Предположительно празднование 145-летия со дня первого освящения состоится в сентябре, - вводит в курс дела настоятель Свято-Успенского собора протоиерей Алексий Пешко.

День выбирается так, чтобы участие в торжествах смогло принять как можно больше духовенства и прихожан. В качестве почётного гостя ожидается Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Планируется, что престольный праздник станет не только сугубо церковным событием, но и общегородским.

За всю свою непростую историю Свято-Успенский собор изнутри не расписывался ни разу. Да и о какой росписи можно вести речь, если ещё сравнительно недавно - в 50-е годы прошлого столетия - в помещении храма находился дом социалистической культуры. После 60-х, когда было построено здание ГДК, храм не использовался, пришёл в запустение, здесь обвалилась потолочная часть. Словом, когда на пороге тысячелетий - в 1999 году - здание было передано православной общине, на месте, где сейчас проводятся богослужения и находится алтарная часть, среди толстого слоя мусора в стенах под открытым небом росли деревья.

Нынешний храм-красавец, выросший за считанные годы на глазах, - чем не чудо?

Особенная атмосфера

К росписи собора художники приступили ещё в прошлом году. Преображает храм команда профессиональных мастеров из Ровенской и Тернопольской областей соседней Украины. Все художники, помимо соответствующего профильного образования, имеют серьёзный опыт непосредственно росписи храмов. Есть ещё один немаловажный нюанс: работают они сплоченным коллективом, не страшатся больших объёмов. Это очень важно, так как расписать в общей сложности предстоит порядка двух тысяч (!) квадратных метров стен храма.

Сергей Кравченко, художник и по совместительству бригадир, расписывал храмы в Донецке, Луганске, Херсоне, Ровно и других городах. Занимается этим делом вот уже пятнадцать лет. На вопрос: «Чем отличается роспись дома культуры от росписи собора?» - отвечает: «Всем. Здесь прежде всего присутствует молитва».

Например, в настоящее время Сергей, как и положено, соблюдает пост, обязательно принимает участие в церковных богослужениях. «У меня работали художники, которые замечательно рисуют пейзажи, а в храме работать не смогли. Как и в любом деле, здесь свои правила и тонкости» , - итожит мужчина.

Итак, опишем вкратце методику росписи. Сначала ведётся подготовка поверхности: она очищается, шпатлюется-грунтуется. Сперва наносится первый слой специальной краски, и только затем начинается художественная роспись. Работают художники профессиональными, качественными красками, которые закупаются непосредственно у производителя в Санкт-Петербурге.

Финишный этап - покрытие поверхности двумя слоями лака. Делается это для того, чтобы сохранить изображение как можно дольше и иметь возможность чистить поверхность.

Тематика росписи - уникальная

Тематику росписи Свято-Успенского собора без преувеличения можно назвать уникальной. По благословению епископа Гомельского и Жлобинского Стефана здесь максимально присутствуют белорусские святые. В алтаре, к примеру, на стенах изображены святой праведный Иоан Кормянский, преподобная Манефа Гомельская, преподобная Евфросиния Полоцкая, святитель Кирилл, епископ Туровский, священномученик Алексий Лельчицкий.

Прим. авт.: Собор Белорусских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Белорусской земли. Отмечается в третью неделю по Пятидесятнице. Установлен 3 апреля 1984 года по инициативе митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева). За тридцать с лишним лет Собор Белорусских святых возрос от 14 до более 80 угодников Божиих. В 1999 году было канонизировано 23 новомученика Минской епархии, пострадавших в период 1930-1950 годов. Проводились и другие канонизации. Собор Белорусских святых продолжает расти.

И второе направление тематики - восхваление Божией Матери. На куполе алтаря - икона Божией Матери «Покров», над центральными вратами - икона «Успение Пресвятой Богородицы». В центральной части храма на стенах иконы: «Сретение Господне», а также святые креститель князь Владимир, равноапостольная Елена и другие. В купольной части на высоте 27 метров изображены архангелы, евангелисты. Лики и сюжеты обрамлены оригинальным орнаментом.

«Доживите до Пасхи, чтобы увидеть всю эту красоту»

- Расписать храм - моя давняя мечта, - настоятель Свято-Успенского собора протоиерей Алексий Пешко не скрывает положительных эмоций. - Я подбадриваю некоторых прихожан: вы только не умирайте, доживите до Пасхи, чтобы увидеть всю эту красоту и благолепие.

Мы, бывает, даже не осознаём, что пришло такое благоприятное время, что можно открыто прийти в храм и помолиться. Всем места хватает, уютно, пол тёплый, а теперь ещё и роспись - она способствует особому молитвенному настроению. Остаётся только благодарить Бога за милость. Благодарить людей, которые оказали посильную материальную и духовную помощь.

В Беларуси, на Гомельщине, единицы расписанных храмов. В их числе, например, Петропавловский собор и Храм Иверской иконы Божией Матери в Гомеле, храм Свято-Иоанно-Кормянского женского монастыря. Теперь в этом списке и Речицкий Свято-Успенский собор. Надо молиться, чтобы Господь помог до конца завершить начатое дело.

Свято-Успенская церковь в д. Речица - одна из восьми каменных церквей, существующих в Каменецком районе. Храм является памятником ретроспективно-русского стиля. Состоит из четырёх частей: притвор со звонницей, трапезная, основной объем, апсида. Прямоугольный в плане притвор, где расположен главный вход, завершается двухъярусной звонницей. Грани нижнего яруса через одну прорезаны маленькими круглыми проёмами. Грани второго яруса, более высокого, завершаются трёх угольными щитами и имеют (через одну грань) арочные оконные проёмы. Завершается звонница шатром с главкой. Трапезная – промежутковый объём, накрыта двускатной крышей, имеет арочные оконные проёмы. Основной храмовый объём, квадратный в плане, накрыт четырёхскатной крышей, в центре которого возвышается луковидная главка на высоком цилиндрическом барабане. Боковые стены имеют по два спаренных высоких арочных окна. Полуцилиндрическая апсида также имеет похожие окна и по центру – арочную нишу с пилястрами. Углы каждого объёма храма отделаны пилястрами, между которыми над карнизом проходит декоративный пояс с орнаментом. В ступеньчатой композиции храма доминирует шатровая звонница и массивный храмовый объём с главкой.
По-разному подаётся в истории год строительства храма. В одних источниках приводится 1872 год, в других – 1873 и 1875. В конце 19 ст. приход владел 79 десятинами земли, охватывал 352 двора, 2792 прихожанина. Согласно переписи 1897 года в д. Речица зарегистрировано 24 двора и 22 жителя.
Старожилы рассказывают легенду о строительстве церкви: «Жил в Речице пан, долго не было у него детей. И, наконец, пани забеременела. В ту ночь, когда она должна была рожать, началась сильная гроза. Пан собрал самых богомольных крестьян и приказал им молиться, чтобы роды у жены были добрыми. Он пообещал, что, когда всё будет хорошо, он построит в Речице храм. После рождения наследника пан сдержал слово, и в Речице появилась вторая церковь».

Кстати, первая церковь в деревне была названа в честь Иоанна Богослова и размещалась за зданием нынешнего сельского Совета. В 50-х годах ХХ ст. она была закрыта. Там размещался молоко сборный пункт, гараж. Недавно церквушку собирались отреставрировать…
Приход в честь Успения Пресвятой Богородицы в Речице был зарегистрирован после войны, 20 июля 1945 года. По архивным данным, храм в это время посещали 80 человек. Местные жители вспоминают, что перед храмом было три брамы в виде арок. После 1939 года они были разрушены.
В храме никогда не прекращалась духовная жизнь, даже в самые тяжёлые времена здесь проходили богослужения.
История Свято-Успенской церкви связана с именами многих священников. Нелегкой для них была служба в годы Великой Отечественной войны.
В военные времена в Речице были убиты священнослужители: в 1942 году – священник Михаил Викентьевич Омельянюк (60 лет) и дьякон Владимир Костюкевич. (Об их гибели рассказали местные жители Сидорук Ольга Ивановна (1927 – 2014), Гук Вера Корниловна (д. Кривляны) и настоятель Свято-Успенского храма д. Речица о. Алексий (Борзов)).


Отец Михаил (Омельянюк) только был назначен в приход и семью ещё не успел перевезти, сам временно жил в доме дьякона В. Костюкевича (в этом доме долгое время находилась почта, сейчас он принадлежит храму). Дьякона Владимира Костюкевича незаслуженно обвинили в пособничестве фашистам и расстреляли вместе со священником Михаилом Омельянюком. Перед расстрелом их, избитых и в рваной одежде провели через д. Бояры. Предположительно, о. Михаил Омельянюк и дьякон Владимир Костюкевич стали жертвами воинствующих атеистов, ненавидящих всё, что связано с Богом и церковью. Служение Богу, особенно в годы войны, приравнивалось к сотрудничеству с врагом.
По рассказам О. И. Сидорук, в Речицкой церкви в годы войны служил Богу и людям батюшка о. Борис Мацкевич. Он также был расстрелян в 1943 году (трагическая гибель о. Бориса требует изучения, чтобы снять позорное клеймо пособника фашистов с пастыря) (см. папку «Жизнь посвятившие служению Богу», №6 (Каменец ЦБ)).
В 1944 – 1947гг. дьяконом и псаломщиком Речицкой Свято-Успенской церкви служил Горбачук Николай Антонович (21.05.1926 -). Позже он служил в Спасо-Преображенской церкви д. Тростяница Каменецкого района, в Кресто-Воздвиженской церкви д. Омеленец, Спасо-Преображенской церкви д. Дмитровичи, с 1991 года – духовник Каменецкого благочиния.
С 1941 по 2006 год в церкви д. Речица служило 13 священнослужителей (записано со слов В. К. Гук, жительницы деревни, 1935 г. р.).
В 2006 - 2007 гг. в церкви д. Речица служил иерей Георгий Кушнер;
С 2007 по 2011гг. - протоиерей Павел Плотницкий;
С 2011г. - протоиерей Николай Каринчук.
С 2012 года настоятелем церкви является иерей Алексей (Борзов).
В последние годы Свято-Успенская церковь постоянно благо украшается. Произведен ремонт внутренних помещений и окраска наружных стен, позолочены купола, установлено новое ограждение, облагорожена территория. В церкви по-прежнему несутся к Богу чудные песнопения, славящие Христа и дарящие радость прихожанам. Люди приходят сюда, чтобы поклониться иконам, святым, попросить благословения, да и просто отдохнуть душой в святом месте.

Особенно чтят в церкви иконы святых Николая Чудотворца, святого Великомученика и Целителя Пантелеймона, Божией Матери Виленская-Остробрамская. Перед иконой Божией Матери Виленская-Остробрамская молятся юноши и девушки, которые долго не могут жениться или выйти замуж.
Со словами молитвы обращаются прихожане и к старинным иконам, находящимся в церкви:
Ежегодно 28 августа – в праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается престольный праздник храма. Он означает память кончины Пресвятой Богородицы, матери Иисуса. Рассказывают, что за три дня до смерти к ней явился архангел Гавриил и предупредил ее. В день ее смерти в городе собрались все апостолы, и совершили погребение, завалив вход в усыпальницу камнями. Через некоторое время апостол Фома решил проститься с телом, но гроб был открыт. Тела на месте не оказалось - остались только благоухающие одежды. Богородица явилась апостолам и сообщила, что она находится вместе с Христом.
Значимым событием для церкви и прихожан было празднование 140-летнего юбилея Свято-Успенской церкви.
В состав прихода Свято-Успенской церкви входят деревни: Речица, Антоны, Бояры, Воля, Ганцы, Гурины, Кукольчицы, Лески, Мельники, Новики, Наровщина, Осинки, Седруж, Смольники, Бурдилы, Глубокое.



Используемая литература:
1. Акулевіч, Н. Трагічныя старонкі рэлігійнага жыцця в. Рэчыца і наваколля ў час Вялікай Айчыннай вайны і ў пасляваенны час [прэзентацыя] // Н. Акулевіч, В. Філосаф. – Рэчыца. – [Б. г.]. – .
2. Імі ганарыцца Камянецкі край: бібліяграфічная энцыклапедыя / Склад. Табольчык Л. М. – Каменец, 2016. – С. 91. 3. Памяць: Камянецкі раён. - Мінск: Ураджай, 1997. – С. 75.
3. Праваслаўныя храмы Камянеччыны. - РИА «Вечерний Брест», 2013. – С. 79 – 81.
4. Религиозная ситуация в годы Великой Отечественной войны на примере Речицкого сельского Совета: реферат учащегося 9 кл. Рекуца Николая Михайловича. – Речица, 2015.

Описание

Украшение города

История церквей и костелов Беларуси схожа - все они знали разные времена. Их закрывали, превращали в клубы и бары, оскверняли, но они потом снова возрождались, на радость верующим. Свято-Успенский собор в Речице тоже не избежал такой судьбы, но смог выстоять и до сих пор несет свет и веру в души прихожан.

Строительство этого собора началось в 1841 году. Правда, через три года недостроенное здание разрушилось. Целых двадцать лет храм был в таком виде. И только в 1864 году строительство снова возобновилось - благодаря деньгам одного минского купца. Но и тут собору не повезло: через два года купец разорился, а строительство снова прекратилось. Жители города вынуждены были просить помощи у минского губернатора Токарева, который выделил деньги на многострадальный храм. В 1872 году он был достроен и освящен.

Годы советской власти ничего хорошего собору не принесли. В 1934 году его закрыли, а еще через несколько лет превратили в «Дом социалистической культуры». Собор остался без куполов, его интерьер был полностью изменен, к храму пристроили деревянное здание. В 60-е годы помещение и вовсе стало бесхозным. Только в самом конце XX века - в 1999 году - собор вернули верующим. В этом же году прошло первое богослужение.




Сейчас Свято-Успенский собор - украшение города, храму присвоен статут историко-культурной ценности Беларуси. Это уже целый комплекс: рядом с основным зданием расположились церковная лавка и административно-хозяйственный блок, построена часовня для освящения воды. Эту часовню возвели в 2008 году на деньги прихожан. Административно-хозяйственный блок стал местом расположения воскресной школы, помещения для крещения, просфорни, а также рабочего кабинета настоятеля собора.

Свято-Успенский собор по праву гордится своим иконостасом. Он пятиярусный, включает двадцать четыре иконы. В 2011 году в храме появились два киота в честь святого Николая и Казанской Божьей Матери, а недавно в собор привезли иконы Блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской. За помощью можно обратиться и к своим - белорусским - святым: Евфросинье Полоцкой, Манефе Гомельской, Жировицкой Божией Матери, к святому праведному Иоанну Кормянскому.

В соборе очень большое внимание уделяют воспитанию молодежи, работе с детьми и подростками. Осенью начинает работать воскресная школа, занятия в которой идут до весны. Обычно здесь занимаются по 50-60 детей. Священники собора вместе с властями уже несколько лет подряд организовывают пасхальный фестиваль. Очень ярко проходят рождественские вечера.

В Свято-Успенский собор приходят за помощью и поддержкой не только дети, но и взрослые. И каждый находит здесь то, что ищет. В соборе сейчас служат четыре священнослужителя и дьякон. Работают два хора.