Египетский коллега гермеса. История персонажа

Может ли человек, обычный человек, стать богом? Чем категоричнее отрицательный ответ, тем больше вспоминается примеров подобной трансформации: Гермес, Заратустра, Один, Будда…

Греческий Гермес Трисмегист, или римский Меркурий, известен многим как покровитель путников в их странствиях по жизни. Он же сопровождает людей в последнем пути - ведет их в печальное царство Аида. Дарует богатство, дает прибыль в торговле. Гермес изобрел меры длины и веса, а также азбуку. И все это приподнес людям. Говорили, что к тому же, он был богом красноречия, изворотливости, обмана и даже воровства.

У всех греческих богов были атрибуты их власти: у Зевса - скипетр громовержца, у Посейдона - трезубец, у Аполлона - золотые стрелы и лук, у Ареса - меч, у Гермеса - крылатые сандалии и магический жезл-кадуцей, обвитый змеями. Казалось бы, бог среди богов, не первый, но и не последний среди обитателей Олимпа.

Менее известно, что олимпийцы не всегда составляли единую «компанию», они даже не земляки. Например, сиятельные брат и сестра, Аполлон и Артемида, пришли на берега Эгейского моря из славянских краев. Еще удивительнее судьба богини Афины, давшей имя столице Греции. Когда законодатель Солон прибыл в Египет и обнаружил там храм знаменитой дочери Зевса, то решил, что ее слава докатилась даже до Африки, чем вызвал печальные улыбки жрецов. Они-то и объяснили мудрецу, что греческие боги старше самой Греции: Афину почитали, когда не вознеслась еще горделиво Троя, а ахейцы пребывали в дикости и пасли коз. Сходная судьба и у Гермеса, который в незапамятные времена прибыл в Египет, чтобы пройти посвящение в высшее жречество, стать адептом.

Может ли варвар-иностранец не только усвоить утонченную древнюю культуру, но и удостоить откровения богов? Нет, не может! Но запреты только для того и существуют, чтобы отсеять недостойных и выявить смельчаков, решившихся совершить невозможное.

Сохранилось предание о том, как это произошло. «Однажды Гермес, долго размышлявший над происхождением вещей, впал в забытье. Тяжелое оцепенение овладело его телом; но по мере того, как оно цепенело, дух его поднимался в пространство. И тогда ему показалось, что Существо, необъятное по размерам, без определенной формы, звало его по имени.

Кто ты? - спросил Гермес в испуге.

Я Озирис, верховный Разум., и я могу снять покров со всех вещей. Что ты желаешь увидеть?

Я желаю созерцать источник всего сущего, желаю познать Бога.

Он задал еще много вопросов и на все получил исчерпывающие ответы в своих видениях. Гермес должен был дать торжественный обет молчания и никогда и никому не выдавать того, что видел и слышал. Ненарушенное молчание должно было стать источником его магической силы. Если бы он нарушил тайну, то роковая смерть настигла бы его, где бы они ни был.

Нет таких запретов, которые бы не нарушались, даже из-за страха смерти. Через века дошло завещание Гермеса Трисмегиста: «Душа есть свет, закрытый покрывалом; когда за ним нет ухода, свет темнеет и гаснет, когда же он поддерживается - как светильня маслом - святой любовью, он разгорается в неугасимую лампаду». И еще, истина в самой сжатой формуле: «То, что вверху, подобно тому, что внизу».

Он вернулся в Аркадию, гористую местность в центре полуострова Пелопоннес. Гермес стал родоначальником племени, которых греки называли «проселенами», «долунными людьми». Поэтому считали, что Гермес Трисмегист создал первых людей, аркадцев, от которых пошли остальные народы Греции. Он научил людей молитвам и заклинаниям. С их помощью можно было обрести власть над духами воды и воздуха, вызвать душу умершего и спросить ее о будущих событиях. Некромантия (пророчества усопших) - один из самых мрачных видов волшебства, он, как и другие гадания - по руке, по зеркалу, по огню или по звездам - находился в ведении Гермеса, вселенского владыки чар и волшебства. Однако у бога-мага были дары двух видов: низшие и высшие. Жажда золота удовлетворялась, но просящий не обретал счастья, становился объектом зависти. Даже золотое ожерелье, свадебный подарок Гермеса царевне Гармонии, стало источником бесконечных преступлений. Ожерелье одного за другим меняло владельцев, оставляя за собой кровавый след.

Совсем иное дело - небесные дары Гермеса: знание и мудрость, которые поддерживали в человечестве жизнь духа. К ним относились: молитвы и обряды, грамота и счет, умение убедительно говорить и играть на музыкальных инструментах, гимнастика и совершенное владение телом, искусность в ремеслах и сметливость в торговых делах.

В мифах подчеркивалось, что бог передвигался с огромной скоростью, летя в волшебных сандалиях. Ему была дана власть над миром грез и сновидений: с их помощью Гермес Трисмегист успокаивал или предупреждал людей. А золотой магический жезл бога - кадуцей, стал прообразом магических шпаг и жезлов волшебников, повелевающих злыми и добрыми духами природы. Кадуцей представлял собой крест, который обвивали две змеи - символ времени, соединенный в вечности.

Вечные законы звездного неба, таинственная связь телесной и духовной жизни, символика чисел, «благие» и «гиблые» места Земли, пророчества и «вещие» сны, талисманы и магические растения, поиски эклектизма, тайного знания последователей Гермеса. В их ведении была астрология и алхимия, нумерология и символизм, герметическая медицина и магия. В этом учении все было сведено в единую, взаимосвязанную систему. Влияние планет и зодиакальных созвездий распространялось на царство минералов, растений, животных, наделяя их взаимоуравнивающими свойствами, создавало гармонию мира. Это был макрокосмос, который отражался в микрокосмосе - человеке. Герметики считали, что цвет глаз, овал лица, форма тела и сама судьба индивидуума находится в символическом соответствии с положением звезд в момент его рождения: большое отражалось в малом. Каково положение звезд на небе, такова и жизнь человека, его взлеты и падения.

Герметики называли своего учителя Гермесом Трисмегистом - Триждывеличайшим, что отражало тройственность нашего мира: небес, земли людей и подземелий, его считали правителем всех магов, жрецом тайных культов и, конечно же, величайшим волшебником. Согласно преданиям, у него было трое сыновей: Амон, Асклепий и Тот. Всюду повторялось число три.

Древние авторы сообщают, что Трисмегистом было написано сорок две книги, в которых было изложено учение египетских жрецов о сотворении природы и роли человека в космосе. Здесь же были сочинения по астрологии, медицине, алхимии, магии. Все труды были написаны на греческом. До наших дней дошли лишь фрагменты на латинском и коптском языках. В XV веке они были изданы под единым названием - «Поймандр», что может быть переведено как «Божественный Разум, пестующий человечество».

Истины, изложенные Гермесом, на протяжении веков использовались двояко: и как источник религиозно-философского осмысления жизни, и как искусство словесного воздействия на мир с целью обрести желаемое.

Гермес не был единственным приемником египетских божеств в познании тайн духа и жизни вселенной. А сами египтяне считали своим первым магом бога Тота, вавилоняне называли - бога Набу, кельты именовали его Лугом. Все эти божества имели сходные черты: например, покровительствовали устной и письменной речи, которая в древние времена считалась особым даром, ведь письмом владели жрецы - хранители священной мудрости небес.

Возможно, эти боги-маги, как и Гермес, в свое время познали великое откровение, изменившее их природу с человеческой на божественную. Путь на небеса не закрыт ни для кого, если стремления высоки, а желания чисты и никому не во вред.

Родиной Гермеса Трисмегиста была индоарииская Малая Азия,

и потому выходцы оттуда - этруски, по праву считали его своим божеством.

На древность этого бога указывает его имя, образованное от «герма» - груды камней или каменного столба, которым отмечались места погребений. Гермы так же были путевыми знаками, охранителями ворот, в том числе, и тех, которые отделяют мир живых от мира усопших. Эта этрусская скульптура длинноволосого, загадочно улыбающегося Гермеса в шляпе — атрибуте путешественника, является одним из древнейших изображений бога. 490 г. до н. э. Музей «Вилла Джулия» в Риме.

Наиболее популярными изданиями Гермеса Трисмегиста являются трактаты под названием «Асклепий» и «Изумрудная скрижаль». Что примечательно, изначально диалог Гермеса с древнегреческим богом медицины был распространен, как творение Апулея – поэта и философа проживающего в IV веке н.э. Однако позже удалось доказать что этот тракт принадлежит к одному из изданий Гермеса. Стоит отметить, именно в этом источнике предсказано появление новой веры – Христианства.

С другой стороны, по словам христианского философа Августина едва ли можно благодарить Гермеса за это творение, ибо там он предлагал людям самостоятельно делать Богов из статуй, обращаясь за помощью к демонам. По словам Августина можно с уверенностью утверждать, что Трисмегист жил задолго до Пифагора, Платона и, что примечательно, после Моисея. В одно время с великим пророком жил прадед Гермеса.

Изумрудная скрижаль имеет сакральное значение, так как описывает само учение «Герметизм», основанное Меркурием. Помимо прочего, многие историки утверждают, что данный трактат содержал информацию о том, как достигнуть вечной жизни и изготовить философский камень. На сегодняшний день текст Изумрудной скрижали переведен на несколько языков, однако еще никому не удалось воплотить в реальность описанное.


Греческая и Египетской алхимия. Фактически, благодаря этим государствам и была сформирована эта наука.

Родиной алхимии считается Древний Египет. Алхимики вели начало своей науки от Гермеса Трисмегиста (он же египетский бог Тот ), и поэтому искусство делать золото называлось герметическим. Свои сосуды алхимики запечатывали печатью с изображением Гермеса - отсюда выражение «герметически закрытый». Существовало предание, что искусству обращать «простые» металлы в золото ангелы научили земных женщин, с которыми вступили в брак, о чем рассказано в «Книге Бытия» и «Книге пророка Еноха» в Библии. Это искусство было изложено в книге, которая называлась «Хема». Арабский ученый аль-Надим (10 век) полагал, что родоначальником алхимии был Гермес Великий, родом из Вавилона, поселившийся в Египте после Вавилонского столпотворения.

Колыбелью химии принято считать Александрийскую академию. Основанная Александром Македонским в 332 г до н.э. новая столица Египта - Александрия - быстро стала крупнейшим торговым и культурным центром античного Средиземноморья. Птолемей Сотер, соратник Александра, ставший после смерти последнего (323 до н.э.) царём Египта, основал Александрийскую академию, которая вместе с созданным при ней крупнейшим хранилищем античных рукописей - Александрийской библиотекой (около 700 000 рукописей) - просуществовала около тысячи лет (до VII в. н.э.). С академией связаны имена таких выдающихся мыслителей античности, как Евклид, Архимед, Птолемей .

Греки принесли в Египет свою натурфилософию, прежде всего учение Платона и Аристотеля. В самом Египте имелась высокоразвитая ремесленная химия, причём её существенное отличие от греческой заключалось в сосредоточении ремёсел вокруг храмов, прежде всего храмов египетского бога Тота (Джехути). В храмах используемые рецептуры и технологические процессы тщательно записывались, сохранялись и оберегались от непосвящённых; в то же время они тесно связывались с астрологией и магическими обрядами. Практическими знаниями в Египте (в отличие от Греции), таким образом, обладали не только простые ремесленники - рабы и представители низших классов свободных людей, но и жрецы - достаточно образованные люди, занимающие высокое социальное положение.

Именно в Александрийской академии произошло соединение теории (античной натурфилософии) и практических знаний о веществах, их свойствах и превращениях; из этого соединения и зародилась новая наука - khemeia.

Само название химии обычно считается происходящим от древнего названия Египта - Кем или Хем - и, по-видимому, оно должно было означать нечто вроде "египетского искусства". В результате объединения практических знаний египетских жрецов и натурфилософии произошли два взаимообусловленных процесса:

1. Эллинизация "священного тайного искусства" египетских жрецов. Практические знания приобрели "теоретическую базу" в виде платовско-аристотелевского учения о четырёх элементах-стихиях.

2. Мистификация натурфилософии. В рациональную систему Аристотеля были привнесены посылки Пифагора о важнейшей роли числа и прочие мистические элементы, изначально совершенно нехарактерные для аристотелевской метафизики.

Родившаяся в Александрии алхимия (Египетская алхимия) сразу же обзавелась небесным покровителем - им стал египетский бог Тот (Джехути) - бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря, аналог греческого Гермеса, вестника богов, бога торговли, обмана и т.п.

Тот-Гермес часто отождествляется с легендарным основателем алхимии Гермесом Трисмегистом (Ερμής ο Τρισμέγιστος, Трижды Величайшим), которому, по мнению алхимиков, люди обязаны существованием письменности, календаря, астрономии и пр. В Александрийской академии лаборатории "священного искусства" размещались в главном здании академии - храме Сераписа (храм жизни, смерти и исцеления). На протяжении всего своего существования алхимия оставалась наукой герметической - закрытой для непосвящённых. Основными объектами изучения александрийской алхимии являлись металлы; именно в александрийской алхимии сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующая планета и день недели. Впрочем, в европейской алхимической традиции ртуть зачастую металлом не считалась, поскольку в Библии она не упомянута.

Основой всех алхимических теорий является теория четырех элементов. Прародителями этой теории стали греческие алхимики и философы, такие как Платон и Аристотель. Согласно учению Платона Вселенная была создана Демиургом из одухотворенной Первичной материи. Из нее он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Аристотель добавил к четырем элементам пятый - квинтесенцию. Именно эти философы, по сути, и заложили фундамент того что принято называть алхимией.

Триада алхимиков - сера, соль и ртуть. Особенностью теории единства серы, ртути и соли являлась идея макро и микрокосмоса. Т.е. человек в ней рассматривался как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Отсюда и значение элементов: Сера - Дух, Ртуть - Душа, Соль - тело. Т.о. и Космос и человек состоят из одних и тех же элементов - тела, души и духа. Если сравнить эту теорию с теорией четырех элементов то можно увидеть, что Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля. И если при этом учесть что в основе алхимического метода лежит принцип соответствия, который на практике означает что химические и физические процессы, происходящие в природе сходны тем, что происходят в душе человека получим:

Сера - бессмертный дух (то что без остатка исчезает из материи при обжиге).

Ртуть - душа (то что соединяет тело и дух).

Соль - тело (то материальное что остается после обжига).

Сера и ртуть также рассматривались как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск. Идея единства (всеединства), была присуща всем алхимическим теориям. На основе ее алхимик начинал свою Работу с поиска первовещества. Найдя его, он путем специальных операций, низводил его до первоматерии, после чего, прибавив к ней нужные ему качества, получал философский камень. Идея единства всего сущего символически изображалась в виде гностического змея уробороса (ouroboros) - змея пожирающего свой хвост - символа Вечности и всей алхимической Работы.

К числу несомненных практических достижений греко-египетских алхимиков следует отнести открытие явления амальгамирования металлов (описано Диоскоридом, I век н.э.). Александрийскими алхимиками был усовершенствован способ извлечения золота и серебра из руд, для чего широко применялась ртуть, получаемая из киновари или каломели. Амальгаму золота начали применять для позолоты. Алхимиками был разработан также способ очистки золота купелированием - нагреванием руды со свинцом и селитрой.

Помимо практического значения, уникальная способность ртути образовывать амальгаму привела к появлению представления о ртути, как об особом, "первичном" металле. Тому же способствовали и необычные свойства соединения ртути с серой - киновари, - которая в зависимости от условий получения имеет различную окраску - от красной до синей.

Первым значительным представителем александрийской алхимии, имя которого дошло до наших дней, являлся Болос Демокритос из Менде, известный ещё как Псевдо-Демокрит (ок. 200 до н.э.). Написанная Болосом книга "Физика и мистика" состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и пурпуру. У Болоса впервые сформулирована идея трансмутации металлов - превращения одного металла в другой, прежде всего неблагородных металлов (свинца или железа) в золото, ставшая основной задачей всего алхимического периода.

Следует отметить, что возможность трансмутации обосновывалась алхимиками на основе теории четырёх элементов-стихий. Сами элементы, сочетанием которых образованы все вещества, способны превращаться друг в друга. Поэтому превращение одного металла, составленного из этих элементов, в другой металл, составленный их тех же элементов в другом сочетании, считалось лишь вопросом метода (искусства). Практической предпосылкой возникновения идеи трансмутации могло быть известное с древности резкое изменение окраски и свойств металла при введении некоторых добавок (например, цвет известной с IV тысячелетия до н.э. мышьяковистой меди варьируется от белого до красноватых и золотистых оттенков).


Осуществление трансмутации металлов и составило основную задачу алхимии на протяжении всего её существования. Первые описания способов изготовления сплавов, подобных благородным металлам, имеются уже в работе Болоса; в частности, там описывается приготовление латуни - жёлтого сплава меди с цинком, каковой сплав, по мнению Болоса, являлся золотом. Ещё одно дошедшее до нашего времени сочинение александрийского периода - энциклопедия, которую около 300 г. написал Зосим Панополит. В этой книге, представляющей собой производственные рецептуры, обильно сдобренные мистикой, им сведены все знания по алхимии, собранные за предыдущие пять или шесть веков. Зосим определял алхимию как искусство делания золота и серебра, причём особо указывал на запрет разглашения тайн этого искусства.

Помимо упомянутых собраний рецептур, от александрийского периода осталось также и множество герметических текстов, представляющих собой попытку философско-мистического объяснения превращений веществ, к числу которых относится и знаменитая книга "Изумрудная скрижаль" ("Tabula smaragdina") Гермеса Трисмегиста. В целом следует отметить, что об александрийском этапе алхимии известно очень мало, т.к. Александрийская библиотека была практически полностью уничтожена. Кроме того, римский император Диоклетиан, дабы исключить возможность получения дешёвого золота, приказал уничтожить все труды по алхимии.

Утверждение христианства в качестве государственной религии Римской империи при императоре Константине (285-337) привело к ещё большим гонениям на алхимию, пронизанную языческой мистикой и в силу этого, безусловно, являющуюся ересью. Поскольку средоточением естествознания и античной философии являлась Александрийская академия, она неоднократно подвергались разгромам фанатиками-христианами. В 385-415 гг. были разрушены многие здания Александрийской академии, в т.ч. и храм Сераписа. В 529 г. римский папа Григорий I запретил чтение древних книг и занятие математикой и философией; христианская Европа погрузилась во мрак раннего средневековья. Формально Александрийская академия прекратила свое существование после завоевания Египта арабами в 640 г. Однако научные и культурные традиции греческой школы на Востоке сохранялись какое-то время в Византийской империи (крупнейшая коллекция алхимических рукописей хранится в Библиотеке Святого Марка в Венеции), а затем они были восприняты арабским миром.

Гермес , в греческой мифологии вестник олимпийских богов, покровитель пастухов и путников, бог торговли и прибыли. Сын Зевса и Майи, Гермес родился в Аркадии в пещере горы Киллены. Еще будучи младенцем, он ухитряется украсть коров у Аполлона. Коровы возвращают хозяину, но Гермес из панциря черепахи изготовил впервые семиструнную лиру и музыка его звучит так чарующе, что Аполлон дает ему коров в обмен на лиру. Гермес в придачу к лире вручил и свирель, за что Аполлон подарил ему волшебный золотой жезл и научил гадать. Жезл Гермеса обладает силой усыплять и пробуждать людей, примирять враждующих. Другой непременный атрибут Гермеса — волшебные крылатые золотые сандалии. Благодаря хитрости и обману Гермес освобождает Ио от Аргуса, надев шлем Аида, побеждает гигантов. Искусство плутовства он передает своему сыну Автолику. Другой сын — Пан — выступает как воплощение пастушеской ипостаси Гермеса.

Гермес одинаково вхож в мир живых и мертвых, он является посредником между людьми и богами, между людьми и обитателями аида. Он нередко выступает как покровитель героев: матери Фрикса и Геллы Нефеле он вручает златорунного барана, Персею — меч, своему потомку Одиссею открывает тайну волшебной травы, спасающей от колдовства Цирцеи. Он умеет открывать любые узы, помогает Приаму проникнуть в стан ахейцев к Ахиллу.

Гермес в поздней античности почитался как Трисмегист (отождествленный с египетским Тотом), с которым связывались оккультные науки и герметические (т. е. закрытые) сочинения. Отсюда произошли герметизм и герменевтика. Гермес — бог-олимпиец, но его образ восходит к божеству догреческого, возможно, малоазийского происхождения. Его имя производят от наименования древних фетишей-герм — каменных столбов или груд камней, которыми отмечали места погребений, дороги, границы. В Древнем Риме с Гермесом отождествляли Меркурия.

Тот , древнеегипетский бог, покровитель алхимии. Тот - в древнеегипетской мифологии бог луны, мудрости, письма и счёта, покровитель наук, писцов, священных книг и колдовства. Центром культа Тота был г. Гермополь Великий.

Как бог ночного светила, считался "наместником Ра", когда тот ночью ходил по преисподней; как бог времени, был покровителем долголетия, престолонаследия и вообще наследства, богом мер и весов, правосудия и правды; как бог премудрости - изобретателем иероглифов, автором священных книг, магом, богом библиотек, присутственных мест, покровителем ученых и чиновников, учредителем финансов, словом - виновником и покровителем государственного и мирового порядка. Он был визирем у Осириса и Гора, когда те правили Египтом, был секретарем и вестником богов; на загробном суде Осириса Тот ведал записью деяний умершего. В мире богов Тот являлся судьей между Гором и Сетом, присутствовал при мироздании и своими изречениями содействовал расчленению хаоса.

Поздние египетские тексты величают Тота "сердцем Ра", "гортанью Амона", "владыкой времен"; постоянный эпитет Тота - "владыка словес бога" - указывает на него, как на носителя откровения, посредника между верховным божеством и миром.

Эпитеты "дважды великий" и "трижды величайший", появляющиеся в поздние эпохи египетской культуры, перешли в греческую письменность в форме Ερμής ο Τρισμέγιστος, которую стали прилагать и к отожествленному с Тотом Гермесу. Изображался Тот в виде ибиса или павиана, а также человека с головой ибиса.

Литература
С.И.Левченков. Курс лекций по истории химии. Кафедра физхимии РГУ
В.Л.Рабинович. Алхимия - как феномен средневековой культуры. - М.,1975
Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII - XIX вв. - М.,Канон, 1999
Книга алхимии. История, символы, практика. - М.,Амфора, 2006
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.

Родиной алхимии считается Древний Египет. Алхимики вели начало своей науки от Гермеса Трисмегиста (он же египетский бог ), и поэтому искусство делать золото называлось герметическим. Свои сосуды алхимики запечатывали печатью с изображением Гермеса – отсюда выражение «герметически закрытый». Существовало предание, что искусству обращать «простые» металлы в золото ангелы научили земных женщин, с которыми вступили в брак, о чем рассказано в «Книге Бытия» и «Книге пророка Еноха» в Библии. Это искусство было изложено в книге, которая называлась «Хема». Арабский ученый аль-Надим (10 век) полагал, что родоначальником алхимии был Гермес Великий, родом из Вавилона, поселившийся в Египте после Вавилонского столпотворения.

Колыбелью химии принято считать Александрийскую академию. Основанная Александром Македонским в 332 году до нашей эры новая столица Египта – Александрия – быстро стала крупнейшим торговым и культурным центром античного Средиземноморья. Птолемей Сотер, соратник Александра, ставший после смерти последнего царём Египта, основал Александрийскую академию, которая вместе с созданным при ней крупнейшим хранилищем античных рукописей – Александрийской библиотекой (около 700 000 рукописей) – просуществовала около тысячи лет (до VII века). С академией связаны имена таких выдающихся мыслителей античности, как Евклид, Архимед, Птолемей.

Греки принесли в Египет свою натурфилософию, прежде всего учение Платона и Аристотеля . В самом Египте имелась высокоразвитая ремесленная химия, причём её существенное отличие от греческой заключалось в сосредоточении ремёсел вокруг храмов, прежде всего храмов египетского бога Тота (Джехути). В храмах используемые рецептуры и технологические процессы тщательно записывались, сохранялись и оберегались от непосвящённых; в то же время они тесно связывались с астрологией и магическими обрядами.

Практическими знаниями в Египте (в отличие от Греции), таким образом, обладали не только простые ремесленники – рабы и представители низших классов свободных людей, но и жрецы – достаточно образованные люди, занимающие высокое социальное положение.
Именно в Александрийской академии произошло соединение теории (античной натурфилософии) и практических знаний о веществах, их свойствах и превращениях; из этого соединения и зародилась новая наука – khemeia.

Сплендор Солис, 1535


Бог Тот, барельеф
гробницы Хоремхеба

Само название химии обычно считается происходящим от древнего названия Египта – Кем или Хем – и, по-видимому, оно должно было означать нечто вроде "египетского искусства". В результате объединения практических знаний египетских жрецов и натурфилософии произошли два взаимообусловленных процесса:
1. Эллинизация "священного тайного искусства" египетских жрецов. Практические знания приобрели "теоретическую базу" в виде платовско-аристотелевского учения о четырёх элементах-стихиях.
2. Мистификация натурфилософии. В рациональную систему Аристотеля были привнесены посылки Пифагора о важнейшей роли числа и прочие мистические элементы, изначально совершенно нехарактерные для аристотелевской метафизики.
Родившаяся в Александрии алхимия сразу же обзавелась небесным покровителем – им стал египетский бог Тот (Джехути) – бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря, аналог греческого Гермеса, вестника богов, бога торговли, обмана и т.п.

Тот-Гермес часто отождествляется с легендарным основателем алхимии Гермесом Трисмегистом (Ερμής ο Τρισμέγιστος, Трижды Величайшим), которому, по мнению алхимиков, люди обязаны существованием письменности, календаря, астрономии и пр.

В Александрийской академии лаборатории "священного искусства" размещались в главном здании академии – храме Сераписа (храм жизни, смерти и исцеления).

На протяжении всего своего существования алхимия оставалась наукой герметической – закрытой для непосвящённых. Основными объектами изучения александрийской алхимии являлись металлы; именно в александрийской алхимии сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующая планета и день недели. Впрочем, в европейской алхимической традиции ртуть зачастую металлом не считалась, поскольку в Библии она не упомянута.

Основой всех алхимических теорий является теория четырех элементов. Эта теория была подробна разработана греческими философами, такими как Платон и Аристотель. Согласно учению Платона Вселенная была создана Демиургом из одухотворенной Первичной материи. Из нее он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Аристотель добавил к четырем элементам пятый – квинтесенцию. Именно эти философы, по сути, и заложили фундамент того что принято называть алхимией.



Триада алхимиков – сера, соль и ртуть. Особенностью этой теории являлась идея макро и микрокосмоса. То есть человек в ней рассматривался как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Отсюда и значение элементов: сера – дух, ртуть – душа, соль – тело.

Таким образом и Космос и Человек состоят из одних и тех же элементов – тела, души и духа. Если сравнить эту теорию с теорией четырех элементов то можно увидеть, что Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля. И если при этом учесть что в основе алхимического метода лежит принцип соответствия, который на практике означает что химические и физические процессы, происходящие в природе сходны тем, что происходят в душе человека получим:
Сера – бессмертный дух – то что без остатка исчезает из материи при обжиге.
Ртуть – душа – то что соединяет тело и дух
Соль – тело – то материальное что остается после обжига.

Лукас Йенский
Уроборос из книги
"Философский камень"
De Lapide Philisophico

Символическое
алхимическое
изображение
уробороса

Сера и ртуть рассматриваются как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск. Идея единства (всеединства), была присуща всем алхимическим теориям. На основе ее алхимик начинал свою Работу с поиска первовещества. Найдя его он путем специальных операций низводил его до первоматерии, после чего прибавив к ней нужные ему качества получал философский камень.
Идея единства всего сущего символически изображалась в виде уробороса (гностического змея) – змея пожирающего свой хвост – символа Вечности и всей алхимической Работы. "Один есть Все" – и все от него, и все в нем, а если он не содержит всего, он – ничто.

К числу несомненных практических достижений греко-египетских алхимиков следует отнести открытие явления амальгамирования металлов (описано Диоскоридом, I век нашей эры). Александрийскими алхимиками был усовершенствован способ извлечения золота и серебра из руд, для чего широко применялась ртуть, получаемая из киновари или каломели. Амальгаму золота начали применять для позолоты. Алхимиками был разработан также способ очистки золота купелированием – нагреванием руды со свинцом и селитрой.
Помимо практического значения, уникальная способность ртути образовывать амальгаму привела к появлению представления о ртути, как об особом, "первичном" металле. Тому же способствовали и необычные свойства соединения ртути с серой – киновари, – которая в зависимости от условий получения имеет различную окраску – от красной до синей.

Первым значительным представителем александрийской алхимии, имя которого дошло до наших дней, являлся Болос Демокритос из Менде, известный ещё как Псевдо-Демокрит (200 год до нашей эры). Написанная Болосом книга "Физика и мистика" состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и пурпуру. У Болоса впервые сформулирована идея трансмутации металлов – превращения одного металла в другой, прежде всего неблагородных металлов (свинца или железа) в золото, ставшая основной задачей всего алхимического периода.

Следует отметить, что возможность трансмутации обосновывалась алхимиками на основе теории четырёх элементов-стихий. Сами элементы, сочетанием которых образованы все вещества, способны превращаться друг в друга. Поэтому превращение одного металла, составленного из этих элементов, в другой металл, составленный их тех же элементов в другом сочетании, считалось лишь вопросом метода (искусства). Практической предпосылкой возникновения идеи трансмутации могло быть известное с древности резкое изменение окраски и свойств металла при введении некоторых добавок (например, цвет известной с IV тысячелетия до нашей эры мышьяковистой меди варьируется от белого до красноватых и золотистых оттенков).

Осуществление трансмутации металлов и составило основную задачу алхимии на протяжении всего её существования. Первые описания способов изготовления сплавов, подобных благородным металлам, имеются уже в работе Болоса; в частности, там описывается приготовление латуни – жёлтого сплава меди с цинком, каковой сплав, по мнению Болоса, являлся золотом. Ещё одно дошедшее до нашего времени сочинение александрийского периода – энциклопедия, которую около 300 года написал Зосим Панополит. В этой книге, представляющей собой производственные рецептуры, обильно сдобренные мистикой, им сведены все знания по алхимии, собранные за предыдущие пять или шесть веков. Зосим определял алхимию как искусство делания золота и серебра, причём особо указывал на запрет разглашения тайн этого искусства.

Гермес Трисмегист, Джованни ди Стефано, мозаика, Сиенский собор

Голова Гермеса
Около 500 года до н.э.
Вилла Джулия, Рим

Помимо упомянутых собраний рецептур, от александрийского периода осталось также и множество герметических текстов, представляющих собой попытку философско-мистического объяснения превращений веществ, к числу которых относится и знаменитая книга "Изумрудная скрижаль" ("Tabula smaragdina") Гермеса Трисмегиста.

В целом следует отметить, что об александрийском этапе алхимии известно очень мало, так как Александрийская библиотека была практически полностью уничтожена. Кроме того, римский император Диоклетиан, дабы исключить возможность получения дешёвого золота, приказал уничтожить все труды по алхимии.

Утверждение христианства в качестве государственной религии Римской империи при императоре Константине (285-337) привело к ещё большим гонениям на алхимию, пронизанную языческой мистикой и в силу этого, безусловно, являющуюся ересью. Поскольку средоточением естествознания и античной философии являлась Александрийская академия, она неоднократно подвергались разгромам фанатиками-христианами. В 385-415 годах были разрушены многие здания Александрийской академии, в том числе и храм Сераписа. В 529 году римский папа Григорий I запретил чтение древних книг и занятие математикой и философией; христианская Европа погрузилась во мрак раннего средневековья. Формально Александрийская академия прекратила свое существование после завоевания Египта арабами в 640 года. Однако научные и культурные традиции греческой школы на Востоке сохранялись какое-то время в Византийской империи (крупнейшая коллекция алхимических рукописей хранится в Библиотеке Святого Марка в Венеции), а затем они были восприняты арабским миром.

Тот , древнеегипетский бог, покровитель алхимии. Тот – в древнеегипетской мифологии бог луны, мудрости, письма и счёта, покровитель наук, писцов, священных книг и колдовства. Центром культа Тота был город Гермополь Великий.
Как бог ночного светила, считался "наместником Ра", когда тот ночью ходил по преисподней; как бог времени, был покровителем долголетия, престолонаследия и вообще наследства, богом мер и весов, правосудия и правды; как бог премудрости – изобретателем иероглифов, автором священных книг, магом, богом библиотек, присутственных мест, покровителем ученых и чиновников, учредителем финансов, словом – виновником и покровителем государственного и мирового порядка. Он был визирем у Осириса и Гора, когда те правили Египтом, был секретарем и вестником богов; на загробном суде Осириса Тот ведал записью деяний умершего. В мире богов Тот являлся судьей между Гором и Сетом, присутствовал при мироздании и своими изречениями содействовал расчленению хаоса.
Поздние египетские тексты величают Тота "сердцем Ра", "гортанью Амона", "владыкой времен"; постоянный эпитет Тота – "владыка словес бога" – указывает на него, как на носителя откровения, посредника между верховным божеством и миром.
Эпитеты "дважды великий" и "трижды величайший", появляющиеся в поздние эпохи египетской культуры, перешли в греческую письменность в форме Ερμής ο Τρισμέγιστος, которую стали прилагать и к отожествленному с Тотом Гермесу. Изображался Тот в виде ибиса или павиана, а также человека с головой ибиса.