Фроловский женский монастырь. Киевский Свято-Вознесенский Фроловский женский монастырь

Флоровский монастырь существовал еще до опустошения Киева Менгли-Гиреем (1482 г.). Первое документальное свидетельство о монастыре - грамота от 1566 г. польского короля Сигизмунда ІІ Августа киевскому воеводе князю Константину Константиновичу Острожскому. В ней говорится о закреплении за протопопом Яковом Гулькевичем и его потомками-священниками права удерживать издавна существовавший монастырь при церкви свв. Флора и Лавра и чинить там службу по греческому обычаю и закону, т.е. совершать православные богослужения.

В 1632 г., при Петре Могиле, Митрополите Киевском, внук отца Якова, Иоанн Богуш-Гулькевич, ставший иноком Лавры, отказался от своих наследственных прав на Флоровскую обитель в пользу игумении Агафии. В 1711 г. по воле Императора Петра I ко Флоровскому был присоединен Вознесенский женский монастырь (основан в начале XVII в.), находившийся напротив Святых врат Лавры (ныне на этом месте - бывший арсенал Киево-Печерской крепости).

В 1870 г. при обители на собственные средства было открыто училище для девочек из бедных семей различных сословий. Кроме того, с конца XIX в., здесь существовали богадельня (к 1918 г. здесь на полном монастырском обеспечении находились 100 чел.) и больница (на 10 коек).

До 1918 года в обители было 5 каменных храмов. Трехъярусная колокольня со Святыми вратами в нижнем ярусе появилась в первой половине XVIII в. Первоначально два верхних яруса были деревянными. Они сгорели во время пожара 1811 г.; огонь был такой силы, что плавились колокола. В 1821 г. при реконструкции колокольни ее выполнили полностью каменной.
Всех зданий (и каменных, и деревянных) к 1918 году было 38.

В 1929 г. монастырь закрыли. В 1934 г. был разрушен храм Святой Троицы на монастырском кладбище. В 1942 г. монастырь открылся и более не закрывался. Но в 1960 г. были отобраны Казанский храм (перестроен под пошивочный цех), Воскресенский и трапезный храмы (для мастерской по реставрации икон объединения «Укрреставрация») и много келейных корпусов.

Сейчас в обители все богослужения проходят в Вознесенском соборе. Все храмы (кроме разрушенного Свято-Троицкого) возвращены монастырю. Восстанавливается Казанский храм. Как и в былые времена, Свято-Вознесенский Флоровский монастырь является своекоштным (необщежительным).

К Каменно-Бродскому и Гусевскому монастырю легко доехать на автомобиле по асфальтированным дорогам, которые ведут прямо к воротам обителей, несколько раз в день проходят автобусы.
В отличие от них Кременский Вознесенский мужской монастырь – настоящая пустынь. От города Фролово до него по прямой – тридцать километров. Асфальтированная дорога приводит в хутор Зимовский, а дальше грунтовая дорога – до турбаз нескольких фроловских предприятий, на обрывистом берегу Дона дорога кончается. Купола монастырского храма видны через Дон слева, ниже по течению за поворотом реки. На высоких холмах над монастырем стоят две часовни. Вид на монастырь открывается еще с дороги на подъезде к Зимовскому. Переправы в этом месте не организовано, возможно, монахи опасаются нашествия раздетых и нетрезвых туристов с турбаз. Если договориться с рыбаками - хозяевами лодок, то можно переправиться через Дон и здесь, хотя с турбаз нефтяников и газовиков до него плыть далеко - 2 километра. Прямо напротив монастыря расположена турбаза железнодорожников, к ней можно проехать по извивающимся в пойменных зарослях грунтовым дорогам, если стоит сухая погода. При весенних разливах Дон поднимается до самого хутора Зимовского и лесные дороги надолго – до середины мая становятся непроезжими. Переплыв на лодке на другой берег Дона, встречаешь неожиданное препятствие – заросший залив лежит между берегом и монастырем. Через него надо переплывать на другой лодке – плоскодонке или идти далеко в обход. Летом автобус из Фролово несколько раз в день доезжает до турбаз, в остальное время года трижды в неделю тяжелая вахтовая машина останавливается только в Зимовском, а дальше идет на север – по песчаным дорогам в пойме мимо хуторов Выездинский и Чернополянский до Клетско-Почтовского.

Можно доехать до монастыря и на автомобиле по окружному пути. Если ехать из Волгограда, то проехав Иловлю, через 30 километров нужно свернуть у поселка Лог налево по указателю «Вилтов». Из Фролово тоже нужно доехать (42 километра) до этого поворота. Асфальтированная дорога уходит в пойму Дона, мимо хутора Вилтов к переправе. Небольшой катер «Ветер» толкает тяжелый паром через быстрые донские воды. Переправа легкового автомобиля стоит 50-70 рублей, переправа работает с 7 до 21 часа. Выезжая на правый берег Дона, оказываешься в станице Новогригорьевской со Свято-Троицкой церковью 18 века в центре. Мимо церкви асфальтированная дорога выходит из станицы на север высоко над Доном к хутору Каменский. Сюда автобусы уже не ходят. Над Каменским высятся отвалы карьеров, где добывали щебень и вывозили его на баржах по Дону. Сейчас щебенку копают время от времени для местных нужд. Асфальт в Каменском кончается, за хутором путь преграждает большой овраг, который можно объехать по верхней дороге, которая поднимается серпантином вдоль оврага с северной стороны отвалов карьера. Она из щебенки, поэтому по ней можно проехать и в сырую погоду. Через пять километров такой дороги стоит столб с табличкой «Кременский Вознесенский монастырь», а направо вдоль лесополосы начинается полевая дорога. Через пять километров она выводит на холм, возвышающийся над монастырем и к Святому колодцу в балочке на вершине холма. Если дорога покажется ненадежной (после дождя), можно проехать еще дальше пять километров и выехать на дорогу, которая ведет в монастырь из станицы Кременской. Эта дорога выходит над Доном с другой стороны балки рядом с часовней над могилами семи братьев-монахов, основателей монастыря. От вершины холма и колодца к монастырю ведет очень крутой спуск. Узкую белую полоску меловой дороги видно и от турбаз и даже в хорошую погоду с московской трассы. Справа есть и объездная дорога, усыпанная меловой крошкой и размытая дождями, по которой все же можно проехать. Рейсовые автобусы сюда не ходят, в Каменском всего несколько дворов, жители его работают в карьере, хутором Каменский кончается Иловлинский район. Сам монастырь находится в хуторе Саушкин Кременского сельского поселения Клетского района, но до всех трех окружающих райцентров – Клетской, Иловли и Фролово добраться трудно. Он уже практически нежилой, только на лето приезжают несколько дачников.

На вершине холмов в балочке расположен Святой колодец, по преданию, появивишийся по молитвам братьев монастыря в 1788 на праздник Казанской иконы Божией матери. Постоянно осыпавшиеся склоны балки в прошлом году были обустроены стараниями фроловчан, ими же возведен и новый сруб над колодцем. В этом году устроена и купальня.

Главная достопримечательность монастыря – Вознесенский собор, построенный в начале XVIII века в стиле больших пятиглавых соборов центральной России. Три двухэтажных корпуса былипостроены в середине XIX века. Они сохранялись вплоть до 70-х годов XX века, пока в них размещался психиатрический дом-интернат, потом были заброшены и стали разрушаться. Собор использовался под конюшню, мастерскую, кузницу, для чего были проломаны большие ворота. На месте южного алтаря стояла наковальня. Потом донские хутора обезлюдели, всякое производство прекратилось, закрылся и психиатрический дом-интернат. С начала 90-х годов прихожане из Фролово ездили расчищать развалины монастыря. В Вознесенском соборе, который уже накрыли крышей и восстановили купола, служат редко, сейчас там восстанавливают штукатурку на стенах алтаря.

Из трех корпусов обустроен один, в нем живут братья монастыря, там же устроен и домовый храм. Главная святыня монастыря - Августовская икона Пресвятой Богородицы . Жизнь в возрождающемся монастыре тяжелая - топят дровами, воду носят из Дона. Братья возделывают огород, ловят рыбу, завели корову и поросят. Наместник монастыря игумен Руфин (Иванов) сам печет хлеб.

В километре от монастыря, под холмом с могилами семи братьев, устроен Иоанно-Предтеченский скит, где живут и молятся иеродьякон Георгий и монах Кирилл. 7 июля 2007 года, в праздник Рождества Иоанна Предтечи, группа прихожан из города Фролово во главе с настоятелем протоиереем Феодором Андрощуком, побывала в гостях у монахов, чтобы поздравить их с престольным праздником скита и передать в дар икону святителя Николая Чудотворца. Монахи радушно приняли паломников и после отслуженного молебна, накормили трапезой. За обедом иноки рассказали о своей жизни в скиту. "У нас здесь единение с природой, особенно зимой, звери приходят - волки, лисы, зайцев много, косули есть, - рассказывает монах Кирилл. - На берегу пруда рядом с Доном у нас огород, и рядом с ним в пруду черепахи живут." В скиту три деревянных сруба - келья отца Георгия, трапезная и баня. Над каменной кельей инока Кирилла устроен крошечный храм во имя святого Иоанна Предтечи, в котором двое иноков читают молитвенное правило.

До революции берега Дона были густо населены казаками, на холмах стоят станицы с большими храмами и многочисленные хутора, по реке было оживленное судоходство. Теперь станицы вымирают, храмы стоят без куполов и часто без службы. Автомобильных и железных дорог вдоль Дона нет, судоходство по мелководному Дону нерентабельно, до станиц и райцентров добираются с московской трассы и только там где еще действуют паромные переправы. И Кременско-Вознесенский монастырь, некогда основанный казаками рядом со своими станицами теперь стал настоящей пустынью, отдаленной от суеты современного мира.

Первые письменные сведения о существовании монастыря во имя святых Флора и Лавра на Подоле датируются 16 веком. Столетием позже, в 1710 году, по велению Петра I женский Вознесенский монастырь , стоявший напротив Святых ворот Киево-Печерской Лавры, был закрыт, поскольку занимаемое им место понадобилось для устройства арсенала Печерской крепости . Находившихся там монахинь разместили во Флоровском монастыре на Подоле; ему передали все недвижимые имения закрытой обители, которых было получено особенно много при игуменьи Марии Магдалине - матери украинского гетмана Ивана Мазепы.

С тех пор существует , который прославили монахини своими благими деяниями. Так, в 19 веке на территории обители находилось училище для девочек из бедных семей, богадельня, больница. Монастырь был закрыт в 1929 году, вновь возрожден в 1941 году; сегодня в нем более двухсот сестер и много послушниц; здесь проходят ежедневные богослужения.

Обитательницами Флоровского монастыря были в свое время известные личности. С 1758 года до самой кончины здесь вела жизнь, посвященную Господу, княгиня Наталия Долгорукова, дочь сподвижника Петра I Б.Шереметева. Став супругой опального князя И.А. Долгорукова, она не испугалась нелегкой доли и отправилась за мужем в ссылку. После казни горячо любимого князя, она приняла постриг во Флоровском монастыре под именем Нектарии, по преданию, бросив свое обручальное кольцо в Днепр. Страдания, перенесенные Наталией, ее великое смирение, были описаны ею в мемуарах под названием «Своеручные записки».

Одной из наиболее почитаемых обитательниц Флоровского монастыря была также инокиня Елена , в миру Екатерина Бехтеева (1756-1834). Она не была канонизирована, однако при жизни была горячо любима и почитаема старицами и мирянами за добрые дела и умение утешить в скорби, а также за то, что «умела прощать». Могила инокини Елены - на территории монастыря, за Вознесенским собором.

Во все времена монахини Флоровского монастыря славились редкостным умением вышивать золотыми нитками лики святых. Об этих дивных работах, украшавших храмы обители, знали люди отовсюду и приходили не только к молитве, но и полюбоваться вышитыми золотом образами.

Среди святынь Флоровского монастыря выделяют: список с чудотворного образа Руденской иконы Божьей Матери, две иконы Богородицы - Тихвинская и "Скоропослушница", образ "Призри на смирение" - список со знаменитой чудотворной иконы Свято-Введенского монастыря на Печерске.

Главными архитектурными достопримечательностями Флоровского монастыря являются: колокольня со Святыми вратами, Вознесенский собор, церковь Воскресения Христова, Николаевский трапезный храм. На этапе возрождения - церковь Казанской Иконы Божьей Матери, в здании которой в советские времена находилась швейная фабрика.

Монастырь располагается у подножия Флоровской горы , где хоронили усопших инокинь. К ней ведет подъем от Вознесенского храма.

На всей территории монастыря - великолепный сад с розарием , фруктовыми деревьями, магнолией, создающий живописную картину «земного рая» в сочетании с древними храмами. Увидеть все это, а также узнать о жизни обитательниц Флоровского монастыря в Киеве, Вы сможете, побывав на .

Легенда о Святом Касияне и Святом Николае.

На стене главного храма Флоровского монастыря - Вознесенского собора - изображения святых Касияна и Николая. Согласно легенде, Святой Касиян , который управляет всеми ветрами и держит их под двенадцатью замками, пожаловался Богу на Святого Николая, которого люди любили и уважали больше, чем его. Тогда Бог велел ангелам позвать к нему Святого Николая.

Сколько не искали ангелы - нет на небе Николая, все по земле ходит, людям помогает. То корабли от бури спасает, то от пожара людей оберегает, то из плена невольницкого выручает. Когда Бог все-таки дождался Николая, тот предстал пред Господом в простой свите, в грязи, подвязанный веревкой, так как он помогал человеку телегу из болота вытащить. «Вот видишь, Касиян» - промолвил Бог, - «поступай так же, как Николай, и тебя люди так же почитать будут».

Недаром день Святого Николая отмечается четырежды в год, в знак благодарности за его деяния, а Святого Касияна - только раз в четыре года, 29 февраля.

Фото Флоровского монастыря в Киеве

Храм Воскресения Христова

Изображение Серафима Саровского

Колокольня над Святыми вратами обители

Монахини заботятся о животных

Маленький рай на земле

Изображение святого Касияна на стене Вознесенского собора

Рядом с ним - святой Николай

Здравствуйте!
Объединила в один пост Владимирский собор и Флоровский монастырь, так как фотографий не очень много, но все же хочется, чтобы вы прониклись очарованием этих мест и захотели лично побывать там:

Идея построить в Киеве кафедральный собор в честь Святого Владимира возникла в начале 1850-х годов. Тогда в городе сооружали памятник князю на Владимирской горке. Николай I одобрил эту идею. В сентябре 1852 г. был создан комитет из представителей Киево-Печерской лавры, который начал собирать средства на строительство, выбирать месторасположение собора и заниматься подготовкой проекта (Храм выдающихся творений).
Пока собирали деньги, готовился проект, время шло, и церемония закладки собора состоялась только 15 июля 1862 года в день празднования памяти князя Владимира.

Собор был задуман в старовизантийском стиле, таким, какими строили храмы на Руси во времена князей Владимира и Ярослава. Согласно первоначальному проекту, громадный собор должен был иметь вид креста и венчаться тринадцатью куполами. Смелой идее не суждено было воплотиться: имеющихся средств не хватало, и проект был переработан. В результате мы имеем уменьшенный вариант собора с семью куполами ():

История постройки собора очень длинная. Мы бы назвали это долгостроем. То нехватало денег, то архитектор оказывался чрезвычайно занят, и строительство переходило к другому специалисту. А в 1866 году, когда собор был практически построен, вдруг дали трещину стены, своды разошлись, и появилась угроза обвала. Естественно стройку опять заморозили. Архитектор Беретти (в чьих руках в то время находилось строительство собора) испытал после этого такой стресс, что карьера его рухнула, а сам он умер в психиатрической больнице.
А в недостроенном соборе на протяжении девяти лет работы вообще не велись. За это время начали портиться леса и кладка. В дело вмешался царь — во время посещения Киева в 1875 году Александр ІІ, увидев заброшенное сооружение, выразил пожелание достроить собор. Сооружение храма перешло в руки государства. В 1882 году храм наконец-то был построен. Чтобы испытать прочность его конструкции, на свод здания положили 640 тонн песка в мешках. Испытание прошло успешно. И в дальнейшем за всю историю собора трещин на нем не появлялось (Храм выдающихся творений).
Самое прекрасное в соборе - это внутренняя отделка. К росписям были привлечены известные живописцы: Виктор Васнецов, Михаил Нестеров и другие. Некоторые орнаменты исполнил Михаил Врубель.

Васнецов заключил договор о работе в соборе на два года. На деле, только на создание алтарного образа Богоматери ушло два года, а весь собор потребовал от Васнецова 11 лет непрерывной работы (Собор святого князя Владимира в Киеве).
Величественнейший образ, созданный художником, — запрестольное изображение Богоматери с маленьким Христом, воздевшим руки, благословляя мир. Позу, в которой изображен Сын Божий, художнику подсказал его собственный сын. Когда однажды утром ранней весной жена Васнецова вынесла их сына во двор, ребенок всплеснул ручками, увидев небо и птиц. Художник воспринял это как знак свыше (Храм выдающихся творений):

Иконостас собора сделан из дымчато-серого каррарского мрамора — лучшего в мире. Недра Каррары, гористой местности в итальянской провинции Тоскана, породили материал для шедевров Микеланджело и уникальных по своему значению флорентийских соборов. Разноцветные мраморы из Италии, Франции, Бельгии, России и Испании украшают интерьер Владимирского собора. Из мрамора выполнен и мозаичный пол храма. В украшении интерьера собора мозаиками принимали участие и мастера из Венеции (Собор святого князя Владимира в Киеве):

Освящение собора состоялось 20 августа 1896 года только через 34 года после начала строительства. Итак, величественный Храм-памятник рождался по инициативе Николая I, строился в царствования Александра II и Александра III, закончен и освящен был при Николае II (Собор святого князя Владимира в Киеве).

К счастью собору удалось выстоять в советское время, хотя и не раз были попытки его разрушить.
После прихода советской власти, в 1929 году Владимирский собор "отдал на индустриализацию" все свои колокола (1 100 пудов). А в 1941 немецкие саперы вытащили из подвалов здания десятки килограммов тротила и разминировали грандиозное сооружение, сохранив его, как ни парадоксально, для нас (Мой Киев).

В настоящее время Владимирский собор является главным храмом Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Во время посещения собора увидела венчающуся пару:

А это один из священников собора:

Свято-Вознесенский Флоровский монастырь в Киеве является не только историческим памятником, но и действующим женским монастырем. По данным официального сайта Киевской епархии Украинской Православной Церкви в настоящее время во Флоровском монастыре, под руководством игумении Антонии (Филькиной), подвизается 230 сестер, среди них 1 игуменья на покое (Овручского монастыря), 6 схимниц, 121 монахиня, 4 инокини, 42 послушницы и остальные трудницы:

Свято-Вознесенский Флоровский монастырь в Киеве существовал еще в 1482 году, но первое документальное упоминание о святой обители датируется 1566 годом. Обитель была достаточно бедной. Но в 1711 г. в монастыре произошла коренная реорганизация. По воле Императора Петра I ко Флоровскому монастырю был присоединен Вознесенский женский монастырь (основан в начале XVII в.), находившийся напротив Святых врат Лавры. (ОтдыхИнфо).
Дело в том, что настоятельницей Вознесенского монастыря долгое время была легендарная Мария Магдалина - мать гетмана Ивана Мазепы, Марина Мазелина-Калединская.
Вознесенский монастырь считался элитарным — сюда шли княжны, шляхтянки, девушки из семей казацкой старшины. При монастыре существовала школа; ее воспитанницы получали весьма неплохое для XVII в. образование, а вдобавок овладевали уникальным золотошвейным искусством. После Полтавской битвы этот монастырь был упразднен, а всех монахинь перевели во Флоровский. Они принесли с собой свои богатые вклады, свое искусство золотого шитья. Обитель стала настоящей наследницей всего имущества Вознесенского монастыря и обрела новое, двойное название — Свято-Вознесенский Флоровский монастырь. И началось мощное каменное строительство
(Туристический ликбез).
Одна из первых построенных каменных церквей - Вознесенский собор (1722-1732):

Возводятся трапезная, кельи, хозяйственные постройки, разбивается сад, украшается кладбище.

И тут — новый удар: ужасный пожар 1811 г., о котором современники вспоминают с содроганием. Подол тогда занялся как будто весь сразу. Знаменитый киевский историк Н. Закревский вспоминает: «Почти три дня горело». Утверждают, что на подольских улицах от жара взрывались кирпичи и обломки их долетали до Киево-Печерской лавры; а обрывки горелой бумаги находили под Васильковым, в 36 верстах от Киева. Около 40 монахинь погибли в соборной церкви — задохнулись в дыму. Все деревянные строения монастыря сгорели дотла; от каменных уцелели только нижние ярусы, верха сгорели. Монахини остались на пепелище (Туристический ликбез). Так что здания монастыря, кроме восстановленного Вознесенского храма выполнены в XIX веке.
Колокольня над Святыми вратами (1732-1821):

Храм св. Николая Мирликийского (до 1857 г. — свв. Флора и Лавра; первый ярус — XVII в., второй — 1818 г.):

Воскресенская церковь-ротонда, увенчанная зеленым полусферическим куполом, спроектирована первым главным архитектором Киева А.И.Меленским:

А церковь Казанской Богоматери — это уже работа епархиального архитектора П. Спарро, и возведена она в 1884 г. В советское время ее у монастыря отобрали, разрушили купол и устроили в храме фабричный цех. Сейчас церковь, как и некоторые другие строения, возвращена монастырю и фактически полностью возрождается монастырский ансамбль (Туристический ликбез):

На территории монастыря очень спокойно, красиво и уютно:

Замечательная ограда цветника:

Есть и места, которые пока еще не приведены в соответсвующий вид. Проход туда закрыт, но одним глазком посмотреть можно:

На стене Никольской трапезной церкви - недавно отреставрированная монументальная живописная композиция «Моление Серафима Саровского». Казалось бы, почему она появилась здесь? Дело в том, что около 1760 г. во Флоровском монастыре приняла иночество, а потом и схиму подвижница Александра Мельгунова. Здесь, на святых горах киевских, было ей видение о том, что с ее благословения будет основан в России четвертый удел Пречистой на земле. И место этого удела указала ей Матерь Божия — сельцо Дивеево. Туда отправился, по велению и благословению матушки Александры, обратившийся к ней за напутствием отрок Прохор — будущий великий подвижник XIX в. Серафим Саровский. И отсюда, из Флоровского монастыря, начинает отсчет своей истории прославленная Серафимо-Дивеевская обитель (Туристический ликбез):

В разное время насельниками монастыря были многие исторически известные в России и Украине люди.
Так, с 1758 г. здесь до самой кончины трудились, приняв постриг с именем Нектарии, княгиня Наталия Долгорукова (1714—1771 г. г. Погребена в Киево-Печерской Лавре), дочь сподвижника Петра I Б. Шереметева. Когда сватавшийся к ней и любимый ею князь И. А. Долгорукий оказался в бироновской опале, она не отказалась стать его супругой и отправилась с мужем в ссылку. В 1739 г. И. А. Долгорукий был казнен. Мужественно перенеся все страдания, княгиня описала их в «Своеручных записках» (изданы в 1810 г.) и стала первой российской мемуаристкой, чья жизнь была примером великого смирения.
Свое обручальное кольцо Н. Долгорукова, по преданию, бросила перед постригом в Днепр.

Свой монашеский путь начала во Флоровском монастыре и блаженная Ирина Зеленогорская (ОтдыхИнфо).

Так что если окажетесь в Киеве, очень советую посетить этот монастырь.

Со временем обитель стала значимым центром не только религиозной жизни Киева, но и центром просвещения и культуры. Так, в 1870 году на территории монастыря была открыта школа для девочек из малоимущих семей, а до конца XIX века – организованы богадельня (к 1918 году – на полном монастырском обеспечении находились 100 чел.) и больница (на 10 коек) .
Флоровский монастырь во все времена славился подвижницами благочестия. В XVII-XVIII веках в нем постригались в монахини женщины, принадлежавшие чаще всего к высшим сословиям. Здесь подвизались игуменьи Каллисфения (княжна Милославская), Августа (графиня Апраксина), Пульхерия (княгиня Шаховская), Смарагда (Норова) (матушка – церковный писатель и поэт, написавшая очень популярную книгу «Благоговейные христианские размышления») , Парфёния (А.А. Адабаш), схимонахиня Нектария (княгиня Н. Б. Долгорукая) и другие.
В Киевском Флоровском монастыре приняла постриг великая княгиня Александра Мельгунова (в постриге Анастасия), основательница Серафимо-Дивеевского монастыря http://4udel.nne.ru/history/monastery .
Флоровский монастырь, как и многие другие святые обители, был закрыт в 1929 году, но с осени 1941 года началось его возрождение, когда деятельность обители возобновилась, и с тех пор больше уже не прерывалась.

В настоящее время монастырь принадлежит Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) и в нём подвизается 230 сестер, в том числе 6 схимниц, 121 монахиня, 4 инокини и 42 послушницы.
Обитель до сих пор живет по уставу Василия Великого , что подтверждается в дарственной грамоте Иакова Гулькевича, и в ней чтутся старые традиции: чин пострига проходит ночью, сохраняется старинная монашеская форма.
Интересной уникальностью монастыря является то, что организация ионической жизни в нём организована в редкой для нынешних монастырей форме – он, как и в былые времена, является своекоштным (необщежительным).

Здесь, как мне думается, необходимо пояснение .
В христианстве существуют три вида иноческой жизни: особое житие, общежитие и отходное.
Особое (необщежительное, своекоштное) житие предшествовало монастырскому общежитию и было подготовительной ступенью к нему. Оно было очень распространено на Руси как простейший вид иночества и принимало различные формы. Иногда люди, отрекавшиеся или помышлявшие отречься от мира, строили себе кельи у приходского храма, заводили даже игумена как духовного руководителя, но жили отдельными хозяйствами и без пределенного устава. Такой монастырь-особняк составлял не братство, а товарищество, объединявшееся соседством, общим храмом, иногда и общим духовником.
Общежитие (общежительный монастырь) – это монашеская община с нераздельным имуществом и общим хозяйством, с одинаковой для всех пищей и одеждой, с распределением монастырских работ между всей братией. Ничего не считать своим, но все иметь общее – главное правило общежития.
Отходному житию посвящали себя люди, стремившиеся жить в полном уединении, пощении и молчании. Оно считалось высшей ступенью иночества, доступной лишь тем, кто достигал иноческого совершенства в школе общего жития.

Исходя из этой особенности, в обители нет общей трапезы, а пища, в соответствии с монастырским уставом, выдается на кухне 1 раз в день.
В монастыре, кроме служения Господнего, успешно возрождаются и традиционные флоровские рукоделия: иконопись и вышивка золотом.
Просфоры, пасхальные куличи и монастырская трапеза традиционно приготовляются на дровах.
Обитель имеет два своих подворья в селах Киевской области, где ведется сельскохозяйственное производство для монастырских нужд.

Флоровский монастырь поражает своим величием и красотой: как внутри, так и снаружи. Архитектурный ансамбль обители XVIII-ХІХ веков включает 4 церкви (до 1930-х годов их был 5) .

Главными архитектурными достопримечательностями Флоровского монастыря являются:

Вознесенский собор – главный храм обители, построенный в 1722-1732 годах. В храме, кроме главного престола во имя Вознесения Господня, с правой стороны расположен придельный престол во имя собора Пресвятой Богородицы и два придела на хорах: один в честь явления Ахтырской иконы Богоматери, а другой во имя всех святых, устроенный в 1818 году.
Церковь имеет три апсиды и увенчана тремя куполами. По своей форме она очень похожа на древнерусские церкви, но ее центральная апсида имеет ту же высоту, что и церковь, а боковые - вдвое ниже, купола расположены по одной линии, как и в деревянных украинских церквях. От собора ведёт подъем к старому погосту, где хоронили усопших инокинь.

Воскресенский собор (церковь Воскресения Христова) – одноглавая церковь-ротонда, построенная в 1824 году на отлогости Замковой (Киселёвской) горы на пожертвование графини А. Р. Чернышёвой, на месте старой деревянной церкви, сгоревшей в 1811 году;

Трапезный храм во имя святого Николая – двухэтажный каменный храм, сооруженный на месте сгоревшего древнего деревянного Флоровского храма (в честь святых Флора и Лавра) . В нижнем этаже – теплый храм во имя свт. Николая Мирликийского (построен на рубеже XVII-ХVIII веков) ; верхний (холодный) храм – в честь Тихвинской иконы Богоматери, надстроенный после пожара (1811) в 1818 году.

У алтарной стены, с южной стороны, при церкви св. Николая имеется небольшой притвор, на котором изображено Воскресение Господня,

а на одной из стен храма большая роспись: «Преподобный Серафим молится у камня в лесу»;

храм во имя иконы Казанской Божьей Матери – каменная, трехпрестольная церковь (1844) с двумя пределами: южный – во имя св. мучеников Флора и Лавра, а северный – во евангелиста имя Иоана Богослова, построена по образцу древних русских церквей. В 1869 году стены и своды внутри церкви расписаны иконописанием, а арки и карнизы вызолочены.
Когда во время войны (1941-1945) , Киев был захвачен немцами, флоровские насельницы прятали на чердаке и подвале церкви раненых красноармейцев. Тайный лазарет фашисты обнаружили и там же, возле собора, расстреляли монахинь и солдат. Расстрелянные были похоронены здесь же под стенами Казанского храма, в братской могиле. Когда в 1960 году церковь закрыли, а участок земли вокруг храма передали в пользование протезного завода, надгробия над погребениями сняли, могилы закатали под асфальт, а в помещении Казанской церкви устроили пошивочный цех... В настоящее время храм передан монастырю и в нём ведутся восстановительно-реставрационные работы;

Кроме того, до 1930-х годов на территории монастырского кладбища находился Свято-Троицкий храм (1857) . В нём имелось два престола: главный – во имя Святой Троицы и еще один, во имя Ахтырской иконы Божьей Матери. Над притвором церкви в 1855 году была сооружена каменная колокольня с шестью колоколами. В 1934 году церковь была разрушена местными властями (планировалось открыть парк культуры и отдыха на месте кладбища) , а на её месте осталась лишь груда кирпича…

А с самой горы (вблизи погоста) открывается прекрасный вид на Подол;

● 4-ярусная колокольня со Святыми вратами (в нижнем ярусе) , построенная в 1732 году. Первоначально два её верхних яруса были деревянными. Они сгорели во время пожара 1811 года (огонь был такой силы, что плавились колокола) . В 1821 году при реконструкции колокольни ее выполнили полностью каменной. Всего на колокольне 9 колоколов (а ранее были установлены ещё и часы, которые до настоящего времени не сохранились) . Самый большой из колоколов, весивший более 158 пудов (более 2,5 тонн) , был отлит в 1851 году. В нижнем ярусе колокольни располагались две кельи, а в одноэтажном домике, пристроенном к колокольне, пекли и продавали просфоры;

дом игуменьи , построенный в 1820-м году – небольшой, огороженный деревянной изгородью и окружённый разросшимися деревьями дом с мезонином (что его почти не видно) , выглядит уютным и уединенным;

источник в честь св. мучеников Флора и Лавра в настоящее время представляет собой грубый камень и торчащий из него блестящий латунный кран. А ранее над источником была артистическая беседка, которая была разрушена. Местные жители считают эту воду целебной. Насколько она целебная, мне трудно судить, но то, что она вкусная и утоляет жажду в самую жару – испытал на себе.

часовня (за Вознесенским собором) , в которой была захоронена одна из наиболее почитаемых обитательниц монастыря – прп. Елена Киево-Флоровская (в миру – Екатерина Бехтеева, 1756-1834) ;
могилы :

– жилой 2-х этажный каменный корпус построен вблизи Вознесенского собора в 1857 году ;

– другие постройки, приобретенные и построенные в 1860-70 годы.

На всей территории монастыря, в сочетании с древними храмами, разбит великолепный сад с розарием, фруктовыми деревьями, магнолией, создающий живописную картину «земного рая» – центром которого считается, так называемый «райский сад » – маленький кусочек земли между монашескими кельями, Вознесенским и Воскресенским соборами, чем-то похожий на библейский сад…

Но внешняя красота это не самое главное, важнее всего та духовная атмосфера, которая царит в каждом здании этого монастыря. В обители всё пропитано божественностью, красотой и спокойствием… Шумная городская жизнь умолкает, как только заходишь за монастырские стены. Когда в монастыре завершатся все восстановительные работы и с него съедут пока ещё остающиеся в нём сторонние организации, обитель, несомненно, станет ещё краше и привлекательней…