Философия экзистенциализма и психоанализа. Иррационализм в философии XIX–XX вв.: «философия жизни», экзистенциализм, философские аспекты психоанализа

Аннотация: В данной лекции будут рассмотрены следующие вопросы: Психоанализ Зигмунда Фрейда и новое понимание человека. Фрейд о подсознании, сексуальности и ментальном аппарате человека. Философское значение психоанализа. Экзистенциализм, основные темы экзистенциализма: кризис в обществе и отчужденный человек, существование человека и смысл его бытия.

Цель лекции: познакомить студента с философией фрейдизма и экзистенциализма.

Рассмотренная нами философия иррационализма была достаточно популярным философским течением на рубеже 19-20вв. За многие годы господства строго логических и рациональных систем немецкой классической философии иррационализм выдвинул альтернативные подходу к восприятию мира. В центре философской проблематики оказался человек, его существование, эмоции, чувства, переживания, что, безусловно, ввиду актуальности такой проблематики усиливало популярность иррационализма. Однако, несмотря на всю специфику и популярность этого течения, все-таки оставалось множество вопросов относительно человека, его мышления, развития, восприятия мира, на которые идеалистическая философия иррационализма не могла дать подходящие ответы. На рубеже 19 - 20вв. попытку нового интеллектуального освоения действительности и человеческого существования представили философия великого немецкого ученого и философа З.Фрейда и философия экзистенциализма. Рассмотрим эти учения по-порядку.

Зигмунд Фрейд (1856-1939)

З.Фрейд был одним из выдающихся немецких исследователей начала 20в. Будучи врачом психиатром, З. Фрейд разработал комплексную систему психоанализа, некоторые вопросы которой интересны с точки зрения философии.

Основные труды Фрейда: " Введение в психоанализ ", " Психология бессознательного ", " По ту сторону принципа удовольствия ", " Я и оно ", " Очерки по психологии сексуальности ".

Историки философии обычно выделяют три периода в го творчестве:

  • (1895 - 1905) - ранний период в его психоаналитическом творчестве;
  • (1905 - 1920) - создание первой психоаналитической системы;
  • (1920-1939) - создание второй психоаналитической системы.

Основным предметом исследования Фрейда была психика невротичного человека, или "невротика", как называют психоаналитики. Понятие невроз очень емкое и в клинической психологии объединяет множество симптомов 1Невроз - собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Клиническая картина таких расстройств характеризуется астеническими, навязчивыми и/или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности. . Однако именно в этом заключается особенность подхода Фрейда, который исходил не из психики здорового человека, но из психики невротика. Исследование неврозов принесли Фрейду не только всемирную славу, но позволили по-новому взглянуть на проблему психики человека и его восприятия мира. В процессе исследования невротических личностей Фрейд пришел к выводу о наличии бессознания в человеческой психике. Именно бессознание является центральной категорией в философии психоанализа Фрейда. На основе этого Фрейд создал очень интересную теорию личности. Бессознательное лежит в основе психики, над которым надстраивается сознание и сверхсознание, по мнению Фрейда. Ученый считал, что бессознательное есть тот "материал", на основе которого образуется сознание. Фрейд не давал четких определений сознанию и бессознательному, однако мы можем привести их из современной психологии.

Бессознательное - совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания .

Сознание - это врождённая высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов .

Для объяснения этих понятий Фрейд обращался к следующей на сегодняшний день очень известной аналогии. Если представить небольшую квартиру с обширным коридором и маленьким чуланом, то вот бессознательное относится к сознанию, как обширный коридор к чулану соответственно. Таким образом, для Фрейда наше сознание было как остров в океане бессознательного.

Наряду с понятием бессознательного одной из центральных категорий в философии Фрейда было понятие либидо , с которым Фрейд также связывал множество теорий. Либидо в современной психологии трактуется как (лат. libido - влечение, желание, страсть, стремление) - одно из основных понятий психоанализа, разработанных Фрейдом. Оно обозначает сексуальное желание или половой инстинкт. Этот термин необходим для описания разнообразных проявлений сексуальности .

Либидо определяет сущность и деятельность бессознательного. Фрейд немного иначе трактовал это понятие, чем современные психологи, во-первых, психическую энергии сексуального влечения и любви в наиболее широком понимании этого слова (т.е. не просто любовь между женщиной и мужчиной, но любовь к детям, к родителям, дружба и пр.).

Еще одно понятие, которое вводит Фрейд - это понятие сублимация (лат. sublimo - возвышаю). Сублимация - это перенесение энергии либидо с объекта сексуального влечения на объекты социо-культурной сферы. Если использовать психоаналитическую систему Фрейда, сублимация - это переориентация психической энергии с объектов сексуального удовлетворения на объекты несексуального удовлетворения 2З. Фрейд "Очерки по психологии сексуальности" - Санкт-Петербург, Азбука -классики, 2010г. . Таким образом, для Фрейда и искусство, религия, культура, наука, поэзия и многие другие акты проявления творческого акта человека были проявлением сублимации. Так Фрейд пришел к выводу, что многие произведения великих деятелей искусства - это прекрасный пример сублимации, в частности Леонарда да Винчи, Достоевского, Микеланджело и др. Фрейд анализировал мифы древности и также пришел к выводу о роли бессознательного в поведении человека. Так, например, Фрейд рассматривает миф про Эдипа, который убил царя Фив, чтобы завладеть его женой. Однако, он впоследствии узнает, что царь был его отцом, а царица, которой он хотел овладеть - его матерью. На основе анализа этого мифа Фрейд приходит к интересным выводам и вводит понятие Эдипова комплекса. Комплексы Фрейд считал такой же двигательной силой подсознательного, как и либидо. Комплексы, по Фрейду, бывают двух типов - Эдипов комплекс и комплекс Электры. Первый комплекс - это бессознательное влечение сына к своей матери (а отец воспринимается как соперник), которое вымещается в рамках социальной адаптации. Комплекс Электры - это бессознательное влечение дочери к своему отцу (а мать рассматривается как соперница), которое также вымещается с воспитанием.

В модели личности Фрейд пришел к триединству, т.е. рассматривал психику человека как совокупность бессознательного, сознания и предсознательное. Бессознательное действует на основе инстинктов, сексуального влечения и подавленных комплексов. Предсознательное связывает воедино действия сознания и бессознательного. Предсознательное определяется человеческим разумом, памятью, мышлением и саморефлексией. Сознание Фрейд рассматривает как восприятие человеком окружающего мира. Такова была первоначальная модель психики человека, созданная Фрейдом. Однако, эта модель подверглась серьезной критике со стороны многих коллег Фрейда. На основе этой модели можно сделать вывод, что ведущую роль в поведении человека играет бессознательное, которое действует на основе сексуального влечения и комплексов. Следовательно, все поведение человека выводится из этих достаточно низменных понятий. Безусловно, сводить сложную деятельность человека к сексуальным инстинктам и комплексам многим не хотелось. Учение Фрейда стали считать "асексуальным". В дальнейшем в более поздних своих трудах Фрейд переписал модель личности и психики. На его взгляды, безусловно, повлияла критика научного сообщества, а также кровавые и страшные события первой мировой войны, свидетелем которой он был. Окончательно такая модель личности была сформирована Фрейдом в произведении "По ту сторону удовольствия" и в произведении "Я и оно".

Фрейд считал, что человеческое поведение определяют три инстанции:

  • Оно (Ид),
  • Я (Эго),
  • СверхЯ (СуперЭго)

Оно - это бессознательное, глубинный слой инстинктивных влечений или котел инстинктивных влечений, как называл это Фрейд. Главный принцип в деятельности подсознательного - это получение максимального удовольствия. Поведение Я (Эго) основывается на принципе реальности. Я стремится к реализации поведения, которому Я подсказывает Оно. Однако, Оно руководствуется сексуальными инстинктами и стремится получить максимум удовольствия, но если такое поведение воплотить в реальности, то это может плохо сказать на существовании индивида в обществе. Следовательно, Я социально адаптирует желания Оно и стремиться претворить их в жизнь. Для Я существует некий идеал, на основе которого оно корректирует импульсы со стороны Оно. Пример, этому может быть такой. ОНО мужчины ориентировано на полигамию в сексуальных отношениях, в то время как Я содержит идеал семьи, как высшего счастья социальной реализации. Следовательно, Я будет сдерживать полигамные порывы ОНО и воплощать в реальность семейную модель поведения.

Однако, как указывает Фрейд Я не всегда способно справиться с сильными импульсами со стороны Оно. В этом случае возникает конфликт сознательного и подсознательного, на фоне которого развивается невроз. Для разрешения этого противоречия в ходе развития человеческой личности сформировалось Сверх-Я.

Под СверхЯ Фрейд рассматривал внутриличностую совесть или бессознательное чувство вины. Через СверхЯ оказывается влияние общества на поведение человека, которое осуществляется через социальные и родительские запреты, моральные общественные установки и пр. По своим функциям, СверхЯ ближе к Я, а по содержанию ближе к Оно. Из такой модели личности мы понимает, что сознание не исходит из самого себя и находится под влиянием Оно и СверхЯ (Супер Эго).

После анализа событий второй мировой войны Фрейд сделал еще несколько корректировок своего учения. Помимо сексуального инстинкта (Эроса) он ввел инстинкт смерти (Танатос), которыми руководствуется бессознательное. Как раз в войне и проявляется сила этого инстинкта -Танатоса, который нацелен на смерть и разрушение. Так вот по мнению Фрейда, для того чтобы усмирить проявление этих инстинктов была придумана культура, задачей которой является приведение в рамки социальной адаптации подсознательное действие инстинкта Эроса и Танатоса. А когда культурные рамки с этим не справляются, то бессознательные импульсы вытесняют сознательные ограничения из сферы поведения человека. Такое вытеснение , по мнению Фрейда, приводит к тяжелейшим неврозам. Такие неврозы, в частности как считал Фрейд, проявляются в религиозных верованиях, которые Фрейд рассматривал именно как продукт человеческого невроза. Далее Фрейд распространил понятие невроза не только на религиозную сферу, но в целом на всю цивилизацию, и предположил, что цивилизационное развитие также может быть формой проявления этих невротических состояний. Однако, Фрейд не обосновал свою позицию, а только выдвинул предположение.

Учение Фрейда вызвало огромный резонанс в научной среде. У Фрейда было много последователей и учеников, которые развивали идеи великого ученого. Учения последователей З.Фрейда называют в современной философии и психологии неофрейдизмом. Конечно, в основе неофрейдизма лежит учение Фрейда, но оно подверглось достаточно сильной модификации в трудах его учеников.

Наиболее крупные представители неофрейдизма- Альфред Адлер (1870- 1937), Карл Густав Юнг (1875-1961) и Эрих Фромм (1900-1980).

Основной критике подверглась идея Фрейда о том, что человек - это чисто биологический организм, в основе поведения которого лежат низменные инстинкты.

Неофрейдисты считали, что в бессознательное заложено не только биологическими инстинктами. Для примера можно сравнить поведение человека и поведение животных и увидим, что человек во многом преуспел в своем поведении. На человека огромное влияние оказывает социальная среда, которая контролирует агрессию и девиантное поведение. Эту проблематику рассматривал Э.Фромм -ученик и последователь Фрейда. Его основной труд "Анатомия человеческой

деструктивности". Фромм утверждал, что в личности нет ничего врожденного, что воспитание личности обусловлено социальной средой. В основе поведения личности лежит стремление к разрешению внутренних противоречий. Это следующие виды противоречий :

  • противоречия между жизнью и смертью
  • желание организовать свой внутренний потенциал, но ограниченность во времени

Если Фромм рассматривал личностные противоречия, то последовательница Фрейда К.Хорни рассматривала исторические противоречия и считала, что разрешение исторических противоречий приводит к развитию общества. К.Хорни произвела типологию личности и вывела следующие типы личности :

  • Услужливая, которая стремится получить любовь людей
  • Отрешенная, которая ищет личной свободы
  • Агрессивная, которая стремиться к власти

Эрих Фромм разработал концепцию "гуманистического психоанализа", задачей которого было восстановление гармонии между человеком и обществом, освободить человека от отчуждения и от иллюзий его бытия. Подлинной ценностью человека Фромм считал способность к любви. Как мы помним, Фрейд выделил два основных мотива человеческого поведения - Эрос и Тонатос, т.е. стремление к жизни и стремемление к смерти. Эрос Фромм рассматривал в произведении "Искусство любить. Исследование природы любви", а Танатос "Анатомия человеческой деструктивности". Фромм в этом произведенни не только вырабатывает модель личности, но и рассматривает биографию крупнейших политических деятелей- разрушителей ХХ в. (И.В.Сталина, Генриха Гиммлера, Адольфа Гитлера). Фрейд был популяризатором идей фрейдизма, а также экзистенциализма и марксизма и пытался создать единую концепцию, объединяющие эти различные учения.

Главной заслугой неофредизма, с нашей точки зрения, является стремление преодолеть пансексуализм учения Фрейда, т.е. попытки выведения человеческого поведения из сексуальных инстинктов исключительно. Большой вклад в эту проблематику внес последователь и ученик Фрейда Карл Густав Юнг . Главной заслугой Юнга является введение понятия архетипов и коллективного бессознательного . Архитип - это коллективные формы и образы бессознательного. Архитипы передаются по генам и по наследственной линии. Юнг считал, что в каждом человеке хранится генетическая информация о жизни его предков, которое также оказывает влияние на поведение человека. При этом Юнг обнаружил признаки одинаковых архитипов (представлений, образов символов) у разных людей, что проявляется через сноведения, мифы, изобразительное искусство. Именно это подтолкнуло его на идею об архитипах и коллективном бессознательном. Они способны воздействовать на сознание, разрушая рациональное, логическое мышление.

Еще одним положением неофрейдизма было отрицание хронического конфликта между Я и Сверх-Я. Такое состояние, возможно, характерно для психики невротика, но это не есть доминирующий тип личностей в обществе.

Введение

Настоящая методическая разработка предназначена для преподавателей философии учреждений среднего профессионального образования. Учебная дисциплина «Основы философии» предусмотрена учебными планами во всех учреждениях среднего профессионального образования. Обязательными вопросами учебной программы данной дисциплины являются вопросы, касающиеся философии экзистенциализма и философии психоанализа. Студенты должны рассмотреть и усвоить основные

Положения указанных философских учений, иметь представление о философах-экзистенциалистах, понимать сущность психоанализа, уметь соотносить те или иные идеи с их авторами, иметь свою точку зрения по проблемам, поднимаемым экзистенциализмом и психоанализом. После изучения студентами лекционного материала, а также соответствующего материала учебника, целесообразно провести обобщающее занятие, предусматривающее разнообразные формы самостоятельной работы студентов. Такими формами являются: ответы на тестовые задания, работа с фотографиями философов, соотнесение высказываний с их авторами, написание эссе по конкретному философскому высказыванию с обязательным изложением собственной позиции.

Представляется, что указанные формы самостоятельной работы студентов, с одной стороны, стимулируют студентов к активной познавательной деятельности и вызывают у них интерес к философским знаниям, а с другой стороны, позволяют осуществить объективную оценку их знаний, умений и навыков. Как показывает практика такие обобщающие занятия проходят увлекательно и продуктивно. Данная методическая разработка позволяет преподавателю провести качественное обобщающее занятие при минимальных затратах времени на его подготовку. Действительно, подготовка к данному занятию не займет много времени, так как методическая разработка содержит подробный алгоритм действий преподавателя, образцы заданий, фотографии философов, а также правильные ответы на предлагаемые задания. Кроме того, для обеспечения занятия предусматриваются самые простые материалы и оборудование.

Тема занятия: «Философия экзистенциализма и психоанализа»

Цель занятия: Формирование у студентов философского мышления и умения высказывать собственное мнение по проблемам, которые затрагивает философия экзистенциализма и философия психоанализа.

Задачи занятия:

Стимулировать интерес студентов к философским знаниям;

Определить уровень знаний студентов по философии экзистенциализма и философии психоанализа;

Определить уровень философского мышления.

Тип занятия: обобщающее занятие

Оборудование и материалы:

Учебник;

Конспекты лекций;

Фотографии философов;

Ноутбук;

Проектор.

Ход занятия:

1. Преподаватель объявляет тему обобщающего занятия и объясняет порядок его проведения, обращая внимание на то, что все ответы записываются в листе для выполнения заданий;

2. Студентам раздаются задания и листы для выполнения заданий, а также учебная литература;

3. Студенты выполняют задания;

4. Преподаватель проверяет выполнение заданий и оценивает каждое из них. В итоге выставляется общая оценка за выполнение всех заданий.

Задание 1. Ответить на тесты, выбрав один правильный вариант

1. Философ - экзистенциалист, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада» за произведение «Бунтующий человек»:

а) А.Камю;

б) К.Ясперс;

в) Ж-П.Сартр;

г) Ф.Ницше.

2. Разработанный З. Фрейдом метод получил название:

а) метод ассоциаций;

б) гипноз;

в) интроспекция;

г) психоанализ.

3. Кто из перечисленных мыслителей является представителем русского экзистенциализма?

а) В. Соловьев;

б) П. Чаадаев;

в) Н. Бердяев;

г) Ф. Достоевский.

4. Мыслитель, с именем которого обычно связывают открытие сферы бессознательного в психике человека:

а) К. Ясперс;

б) Г. Гегель;

в) К. Юнг;

г) З. Фрейд.

5. Кто утверждал, что экзистенция способна проявляться в коммуникации

а) Ницше

б) Ясперс

в) Камю

г) Сартр

6. Кто написал работу "Я и Оно"

а) Августин;

б) Ницше;

в) Ясперс;

г) Фрейд.

7. Проблемы абсурда и бунта поднимал

а) Ясперс

б) Сартр

в) Фрейд

г) Камю

8. Психика, согласно его концепции, имеет определённую структуру, в основе которой лежит бессознательное

а) Бэкон;

б) Фрейд;

в) Ницше;

г) Камю.

9. Какая основная проблема в философии экзистенциализма?

а) бытие человека в мире;

б) гносеологическая;

в) метафизика;

г) феноменология.

10. Кому принадлежит идея «культура человечества есть сублимация либидо»

а) Декарт;

б) Соловьёв;

в) Кант;

г) Фрейд.

11. В чем назначение человека, согласно Н. Бердяеву?

а) в мудрости;

б) в любви;

в) в спасении души;

г) в творчестве.

12. Переключение либидо на социальные и культурные цели называется

а) сублимация;

б) диалектика;

в) субординация;

г) стратификация.

13. Какой тезис относится к философии экзистенциализма?

а) сущность предшествует существованию;

б) сущность человека определяется с рождения;

в) существование предшествует сущности;

г) существование человека не влияет на его сущность.

14. Какой тезис относится к философии экзистенциализма?

а) человек не только отвечает за себя, но и за весь мир;

б) человек отвечает только за себя;

в) человек ни за что не отвечает;

г) человек отвечает за себя и за своих близких.

Задание 2.

Кому из представленных на фотографиях философов принадлежать следующие высказывания? Ответы записать в листе для выполнения заданий.

1. Бессознательное не знает слова «нет». Бессознательное не может ничего другого, как только желать.

2. Массовый человек, верный своей природе, не станет считаться ни с чем, помимо себя, пока нужда не заставит. А так как сегодня она не заставляет, он и не считается, полагая себя хозяином жизни. Напротив, человек недюжинный, неповторимый внутренне нуждается в чём-то большем и высшем, чем он сам, постоянно сверяется с ним и служит ему по собственной воле.

3. Чем более странным нам кажется сон, тем более глубокий смысл он несет.

4. Меньшинство – это совокупность лиц, выделенных особыми качествами; масса – не выделенных ничем.

5. Есть лишь один поистине серьезный философский вопрос - вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой или она того не стоит, - это значит ответить на основополагающий вопрос философии.

6. Человек не только общественное существо. По крайней мере, он властен над своей смертью. Мы созданы, чтобы жить бок о бок с другими. Но умираем мы по-настоящему только для себя.

7. Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня.

8. Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь.

9. Сущность человека покоится в его экзистенции.

10. Я могу посвятить жизнь работе, науке, обогащению, чему угодно другому, но человеком остаюсь, лишь выбирая одну возможность либо другую. По этой причине, не имея возможности избежать выбора, человек на что-то решается и непременно рассеивается в неподлинной экзистенции.

11. Тем, чем является человек, он стал благодаря делу, которое он сделал своим.

Задание 3.

Выбрать понравившееся Вам высказывание и написать небольшое эссе, отметив ваше понимание этого высказывания и высказав свое мнение.

Ответы на задания

Задание 1

1. а) 8. б)

2. г) 9. а)

3. в) 10. г)

4. г) 11. г)

5. б) 12. а)

6. г) 13. в)

7. г) 14. а)

Задание 2

1. Зигмунд Фрейд

2. Ортега-и-Гассет

3. Зигмунд Фрейд

4. Ортега-и-Гассет

5. Альбер Камю

6. Альбер Камю

7. Жан Поль Сартр

8. Жан Поль Сартр

9. Мартин Хайдеггер

10. Мартин Хайдеггер

11. Карл Теодор Ясперс

Лист для выполнения заданий

Фамилия, инициалы студента:

№ Задания

Ответы студента

Установление взаимосвязей между психоаналитическим учением Фрейда и философской антропологией - это только одно из проявлений взаимопереплетения разрозненных теоретических положений о человеческом бытии, свойственного современной западной философии человека. Значительно чаще предпринимаются попытки проведения параллелей между психоанализом и экзистенциализмом, что обусловлена рядом причин. Во-первых, критически переосмысливая психоаналитическое учение Фрейда, многие экзистенциалисты открыто заявляют о своей приверженности к психоаналитическому методу исследования бытия человека в мире, во- вторых, неофрейдисты часто пользуются экзистенциальной терминологией, и, наконец, в-третьих, фрейдовское учение о человеке и культуре действительно включает себя такие элементы, которые оказываются созвучными с экзистенциальными интерпретациями бытия человека в мире. Поэтому, многие теоретики усматривают тесную связь между психоанализом и экзистенциализмом.

Одни из них исходят из того, что психоаналитические идеи оказали заметное влияние на возникновение экзистенциализма, ибо уже первая работа Фрейда "Толкование сновидений" положило начало формированию "экзистенциального сознания ХХ столетия" . Другие акцентируют внимание на экзистенциальной критике психоаналитических концепций, пологая, что "психоанализ и экзистенциализм представляют собой следующие друг за другом стадии в процессе утраты современным европейским мышлением доверия к человеческой рациональности и автономии" . Третьи считают, что экзистенциалистское мышление "совместимо с психоанализом" и, следовательно, "экзистенциальная философия может внести особенно ценный вклад в психоанализ" . Среди тех, кто в той или иной степени разделяет последнюю точку зрения, имеются последователи, которые прямо указывают на то, что в настоящее время "психоаналитический клинический опыт в значительной мере фокусируется на экзистенциальных проблемах" , а усилия ряда психоаналитиков характеризуются стремлением "изменить психоаналитическую метапсихологию в направлении экзистенциализма" .

Взаимосвязи между психоанализом и экзистенциализмом в действительности не такие простые и однозначные, как это подчас представляется некоторым исследователям, полагающим, что экзистенциальные идеи о бытии человека в мире способствовали плодотворной модификации психоаналитического учения. Безусловно, экзистенциальная философия оказала определенное влияние на развитие тех направлений психоанализа, приверженцы которых ратовали за экзистенциальное преобразование фрейдовского учения о человеке. Но несомненно и то, что, в свою очередь, психоаналитические идеи решительно вторглись в экзистенциальную философию, так или иначе предопределив направленность ее развития. Ведь формирование экзистенциальных учений происходило в контексте осмысления психоаналитических гипотез и теоретических положений, сопровождавшегося скрытой или явной полемикой с психоаналитическим видением человека, что не могло не сказаться на самой экзистенциальной философии. В конечном счете за критическим переосмыслением психоаналитического и экзистенциального подходов к изучению человеческого бытия явственно просматриваются исторические и логические связи, существующие между психоанализом и экзистенциализмом.

Экзистенция - способ бытия человека. Впервые в этом значении термин экзистенция употребляется Кьеркегором.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia - существование) - «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой «самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности... Экзистенциальная» философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего... Экзистенциальная философия - это философия радикальной конечности»

Экзистенциализм - это философия человека. Основная тема всех работ - это человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании. Суть экзистенциалистского подхода заключается в следующем: личность не зависит от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь некоторую часть человека (не главную его часть).

Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Для чего живет человек?В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Это действительно очень важные вопросы, которые не могут не волновать людей. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций - озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия. При рассмотрении всех этих и других проблем представители экзистенциализма высказали немало глубоких и тонких наблюдений и соображений.

Основа каждой личности - это некоторый поток переживаний его мироощущения, переживания своего собственного бытия. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией. Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и неповторима.

Отсюда два вывода : человек непреодолимо одинок, ибо все его связи с другими людьми не дают полную возможность выразиться его экзистенции. Она может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто вещественное и отчужденное от его творца; человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя («Мы прокляты нашей свободой» Ж.П. Сартр), потому что она связана с бременем ответственности. Человек создает себя сам.

Существует две разновидности экзистенциализма : религиозный и атеиысгпический. Религиозный - единение человека с богом. Реальный же человек вынужден жить в обществе, подчиняться его требованиям и законам. Но это не подлинное существование.

Зарождение иррациональной философии в XIX веке

1.1 А. Шопенгауэр

Первым представителям философии жизни был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860). Какое-то время Шопенгауэр работал вместе с Гегелем на кафедре философии в Берлинском университете. (Шопенгауэр был доцентом, а Гегель - профессором.) Интересно, что Шопенгауэр предпринял попытку читать свою философию как курс, альтернативной философии Гегеля, и даже назначал свои лекции в одно время с Гегелем. Но Шопенгауэр потерпел неудачу остался без слушателей. Впоследствии со второй половины XIX века, слава Шопенгауэра затмила славу Гегеля. Неуспех лекций в Берлине был вдвойне обиден для Шопенгауэра, поскольку он резко отрицательно оценивал гегелевскую философию, называя её порой то бредом параноика, то наглой галиматьёй шарлатана. Особенно нелестным было мнение Шопенгауэра о диалектике, которую он считал хитроумным приёмом, маскирующим абсурд и недостатки гегелевской системы.

Основное произведение Шопенгауэра - "Мир как воля и представление" (1819). Названия этого произведения отражает основные идеи учения Шопенгауэра. Весь мир, с его точки зрения, представляет собой волю к жизни. Воля к жизни присуща всем живым существам, в том числе и человеку, воля к жизни которого наиболее значима, потому что человек наделён разумом, познанием. Каждый отдельный человек обладает своей волей к жизни - не одинаковой у всех людей. Все прочие люди существуют в его представлении как зависящие от беспредельного эгоизма человека, как явления, значимые только с точки зрения его воли к жизни, его интересов. Человеческое сообщество представляет, таким образом, как совокупность воль отдельных лиц. Специальная организация - государство - каким-то образом соизмеряет проявления этих воль, чтобы люди не уничтожили друг друга. Преодоление эгоистических импульсов осуществляется, по Шопенгауэру, в сфере искусства и морали.

Во взглядах Шопенгауэра можно заметить некоторое сходство с идеями буддизма. И это не случайно, поскольку он знал индийскую культуру, высоко ценил и использовал её идеи в своём учении. Правда Шопенгауэр не присоединялся к восьмеричному пути Будды, но так же, как и буддисты, пессимистически относился к попыткам и возможности создания на Земле справедливого и счастливого общества, лишённого страдания и эгоизма. Поэтому учения Шопенгауэра называют иногда пессимизмом. Шопенгауэр был одним из первых философов, который указал на важную роль в жизни человека бессознательного, инстинктивных импульсов, связанных с биологическим происхождением человека. Подобные идеи были впоследствии использованы Фрейдом при создании его теории. Произведения Шопенгауэра отличали яркий стиль, метафоричность, образность выражения. Одним из его оригинальных трудов был "Трактат о любви", Шопенгауэр считал, что любовь - это слишком серьёзное явление, чтобы оставлять его только поэтам. В "Трактате" Шопенгауэра много интересных, ярких образов, вытекающих из его системы, например, любовь - это сильное влечения, возникающее между двумя людьми противоположного пола. Влечение, таинственная сила, притягивающая влюблённых - это проявления воли ещё не родившегося существа, их будущего ребёнка - то есть природа "вычисляет" на уровне организмов двух людей, что с биологической точки зрения комбинация этих организмов даст оптимальное потомство, и в результате возникает энергия взаимного притяжения этих организмов.

Шопенгауэра принято называть одним из основателей иррационализма, подразумевая под этим термином все те направления, которые принижали роль разумного, сознательного в поведении человека. По воззрениям сторонников некоторых философских школ, иррационализм - отрицательное явление.

Точнее было бы сказать, что Шопенгауэр просто лучше объяснил основы поведения человека, но не самым лестным для людей образом.

1.2 Ф. Ницше

Философия Ницше не организована в систему. "Волю к системе" Ницше считал недобросовестной. Его изыскания охватывают все возможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и т. д. Наследуя Шопенгауэру, Ницше противопоставляет свою философию классической традиции рациональности, подвергая сомнению и вопрошанию все "очевидности" разума. Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы морали, "переоценки всех ценностей". Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Его метафорическое, афористическое изложение своих взглядов снискало ему славу величайшего стилиста. Однако, афоризм для Ницше не просто стиль, но философская установка - не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю "разрешать" возникающие парадоксы мысли.

Ницше уточняет Шопенгауэровскую "Волю к жизни" как "Волю к власти", поскольку жизнь есть не что иное, как стремление расширять свою власть. Однако, Ницше критикует Шопенгауэра за нигилизм, за его отрицательное отношение к жизни. Рассматривая всю культуру человечества как способ каким человек приспосабливается к жизни, Ницше исходит из примата самоутверждения жизни, ее избытка и полноты. В этом смысле, всякая религия и философия должна прославлять жизнь во всех ее проявлениях, а все, что отрицает жизнь, ее самоутверждение достойно смерти. Прежде всего, великим отрицанием жизни Ницше считал христианство (см. "Антихрист"). Ницше первым заявил, что "нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов", тем самым подвергнув все моральные положения релятивизму. Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, ее волю к власти. Всякая иная мораль - упадочная, есть симптом болезни, decadence. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели - цели расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Такую "прагматическую" постановку вопроса мы наблюдаем у Ницше в отношении к философии и культуре вообще. Ницше ратует за приход таких "свободных умов", которые поставят себе сознательные цели "улучшения" человечества, умы которых уже не будут "задурманены" никакой моралью, никакими ограничениями. Такого "сверхнравственного", "по ту сторону добра и зла" человека Ницше и называет "сверхчеловеком", "белокурой бестией". В отношении познания, "воли к истине" Ницше опять же придерживается своего "прагматического" подхода, спрашивая "для чего нам нужна истина?" Для целей жизни, истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели - самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но "свободные умы", избранные должны знать правду, чтобы мочь управлять этим движением. Эти избранные, имморалисты человечества, созидатели ценностей должны знать основания своих поступков, отдавать отчет о своих целях и средствах. Этой "школе" свободных умов Ницше посвящает многие свои произведения.

1.3 А.Бергсон

Анри Бергсон - представитель философии жизни - был наиболее известным и влиятельным из всех французских философов первой половины XX века. Движущей силой его рассуждений предстает контраст между "результатом" познания - теориями и понятиями - и живой действительностью. Его стратегической идеей является необходимость "дополнить теорию познания теорией жизни". "Жизнь" Бергсон утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности. Он считает, что "жизнь" ускользает от нас только потому, что мы пытаемся схватить ее интеллектуальными средствами, что похоже на попытку зачерпнуть воду решетом. Теоретическая реконструкция "жизни" невозможна - вот в чем Бергсон совершенно уверен. Сущность жизни, по Бергсону, может быть постигнута только с помощью интуиции, поскольку жизнь мы переживаем, и, значит, способны воспринять непосредственно. Интуиция призвана ответить на все вопросы, традиционно считавшиеся философскими. Философию жизни Бергсона называют еще ИНТУИТИВИЗМОМ. Это течение философии, усматривающее в интуиции единственно достоверное средство познания. Хотя интуитивистские тенденции присущи многим философам и философским направлениям прошлого, как специфическое течение интуитивизм возникает на рубеже XIX-XX веков, будучи разновидностью иррационализма. Интуицию Бергсон противопоставляет интеллекту, трактуя его как орудие оперирования с "мертвыми вещами" - материальными, пространственными объектами. "Интеллект, - утверждает он, - характеризуется естественным непониманием жизни". В физике, например, утверждает Бергсон, время - это не "настоящее" время. Чувствуя это, мы должны обратиться к характеристикам "истинного" времени. Анализу физического понятия времени Бергсон посвятил специальную работу - "Длительность и одновременность", в которой он разбирает физическое понятие времени как оно представлено в специальной теории относительности. Бергсон утверждает, что под научным понятием времени - "опространствленным", "ненастоящим" - есть "реальная длительность", которая "нами испытывается". Вот здесь то и приходим мы, по мнению Бергсона, в соприкосновение с "истинной природой жизни". "Сущностью" мира для Бергсона есть "время", но это "качественное", "живое" время радикально отличается от механическо-физического времени. Бергсон разработал специфическую концепцию развития, названную им "творческой эволюцией". Настаивая на том, что "настоящая" эволюция есть "творчество", Бергсон как бы застывает на этой констатации, лишь украшая и разнообразя ее терминологически - например, заменяя термин "творческая эволюция" термином "длительность" или словосочетанием "жизненный порыв". Он абсолютно прав, квалифицируя свою модель эволюции как ненаучную. Скорее всего, она является натурфилософской. В своей последней крупной философской работе "Два источника морали и религии" Бергсон выделяет два типа общества и соответственно два типа морали: ЗАКРЫТАЯ и ОТКРЫТАЯ. "Замкнутое общество" - возникло на основе принуждения с целью сохранить целостность и устойчивость существующей социальной структуры. В отличие от "замкнутого общества", охватывающего отдельные замкнутые и враждебные друг другу группы индивидов, "открытое общество" должно объединять все человечество и строиться на любви, взаимной симпатии, возникающей из "духовного порыва", раскрывающего перед избранными личностями мир свободы и любви, бесконечно превосходящий механизм "замкнутого общества".

2. Идея бессознательного в философии

2.1 З.Фрейд

Многие теоретики психоаналитической ориентации долгое время рассматривали Фрейда как ученого, впервые открывшего сферу бессознательного, совершив тем самым переворот в науке. Однако такие представление далеки от истинного положения вещей. Фрейд ввел представление об уровнях строения психики; им было впервые рассмотрено соотношение сознания и бессознательного. Этот ученый является основателем психоанализа. По мнению многих, достижения в этой области поставили его в один ряд с такими мыслителями, как Дарвин, Маркс и Эйнштейн. Фрейд во многом перевернул существовавшее до него представление о человеке. К моменту создания психоаналитического учения представления о бессознательном имели широкое хождение, как среди философов, так и среди медиков. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Фрейд обратился к осмыслению этой проблемы, поставив её в центр своего психоаналитического учения.

Фрейд показал, что наша психика в процессе эволюции приобрела драгоценный дар – способность вытеснять из сознания неприятные переживания в другие её участки. Безусловно, мы просто не выдержали бы такого напряжения сознания, если бы все наши жизненные катастрофы собирались на одном этом участке. Психические травмы вытесняются в те участки психики, которые и называются бессознательным.

Мы перестаем их осознавать, но они продолжают действовать и зачастую определяют содержание сознания. Основатель психоанализа говорит о том, что подавленное и вытесненное в бессознательное желание человека "продолжает существовать и ждет только первой возможности сделаться активным…". Для Фрейда бессознательное – это вместилище инстинктов, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. Фрейдовские представления о человеческой психике как состоящей из: Оно (бессознательное), Я (сознание) и Сверх-Я (совесть) известны. Отношение между бессознательным и сознанием, где оно сравнивается с лошадью, а Я – с всадником, сидящим на лошади, но практически подчиненным её необузданным порывам, представления о Сверх-Я – все это часто воспринимается как новое слово в истории науки и философии, впервые сказанное Фрейдом. Однако в истории философии имеются более ранние аналоги подобных взглядов на человеческую психику. Прежде всего, Фрейд исходит из того, что всякий душевный процесс существует сначала в бессознательном и только затем может оказаться в сфере сознания, причем далеко не все психические акты становятся сознательными. Бессознательное представлено у Фрейда в качестве унаследованного глубинного слоя, в недрах которого копошатся скрытые душевные движения, выражающие различные безотчетные влечения человека. Сознание выступает как посредник между бессознательным и внешним миром, предназначенный для содействия в деле оказания влияния этого мира на бессознательную деятельность индивида. В психоаналитической философии бессознательное предстает в качестве двух самостоятельных психических процессов: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе не может стать сознательным. Зачастую это приводит к двусмысленному пониманию бессознательного. Психоаналитическая философия основывалась на раскрытии содержания вытесненного бессознательного, хотя это - только часть понятия и полностью не покрывает его.

Итак, Фрейд совершил революцию в нашем представлении о субъекте. Он стремился показать, что сознательная жизнь является только малой частью всего психического существования человека. Если сравнить нашу психику с айсбергом, то надводная часть – это все то, что является сознательным, а бессознательное будет ассоциироваться с гораздо большей невидимой массой льда, которая находится под водой. Именно эта невидимая масса определяет как центр тяжести, так и курс движения айсберга, бессознательное – это ядро нашей индивидуальности.

2.2 К.Г. Юнг

Карл Юнг обвинил Фрейда в гиперболизации сексуального начала. "Фрейд поставил сексуальность на место ревнивого бога..", создал теорию коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное - это следы памяти всех прошлых поколений, это психическая матрица, которая обусловлена коллективным опытом человека. Это некие психические формы и идеи, которые повторялись бесчисленное количество, раз и осели в виде бессознательного и лишены специфического содержания. Специфическое содержание проявляется, когда индивидуальный опыт накладывается на эти готовые формы. Коллективное бессознательное проявляется в виде архетипов, которые передаются через традиции, путем миграции населения. Это пласт дорациональной психики, это пограничное состояние между инстинктами животного и сознательной деятельностью людей. Архетипы берут свое начало и проявляются в мифах, сказках, буддийских и йогийских практиках, в сновидениях. Они постоянно наполняются содержанием в зависимости от реальности. Зло - дьявол-искуситель Добро - миссия - искупитель - пророк. Образ отца и матери пришел к нам из прошлого и в нашей реальности на них накладывается образ наших Отца и Матери. Карл Юнг различал западный тип людей (экстраверты) и восточный тип людей (интроверты). Западный устремлен во вне (я в центре, а мир вокруг меня), Восточный человек - мир внутри человека, созерцательность, терпение), Карл Юнг задумывался над тем, как соединить эти 2 типа людей. В западном человеке утрачена медиативная часть личности. Если у Фрейда бессознательное имеет негативный характер, то у Юнга Коллективное бессознательное носит позитивный характер - это базовая структура психики, кладовая человеческой мудрости. Персона у Юнга - это искусственный образ, маска часть нашей личности, которая выставляется на обозрение другим людям, проявляя частично и пряча истинную личность.

2.3 Э.Фромм

Эрих Фромм (1900-1980) немецко-американский философ, психолог и социолог, один из ведущих представителей неофрейдизма. Теория, созданная Эрихом Фроммом, привлекает психологов в первую очередь тем, что в ней, как ни в одной другой, досконально описаны социальные детерминанты человеческой личности. Фромм попытался объединить в своих психологических исследованиях историю и экономику, принимая во внимание, как классовую структуру общества, так и биологические факторы в развитии человека. Критически относясь к социально-экономической теории марксизма и фрейдовскому психоанализу, Фромм объединил в своей теории их реальные достижения. Его подход, названный "гуманистическим психоанализом" (humanistic psychoanalysis), предполагает, что основным источником страха, тревоги, чувства одиночества и изоляции является отрыв человека от мира природной стихии. Гуманистический психоанализ рассматривает человека скорее с культурно-исторической, чем с психологической точки зрения, и больше ориентирован на культуру в целом, нежели на отдельную личность. Фромм был не только выдающимся теоретиком психологии, но и публицистом, психотерапевтом, философом, знатоком Библии, культурным антропологом, специалистом по психобиографии. Именно такой междисциплинарный подход позволил Фромму сформулировать оригинальное положение о "человеческой дилемме", основанное на идеях эволюционизма. Вкратце принципы эволюционизма сводятся к тому, что когда в ходе эволюции животного мира человеческие существа обособились в отдельный вид, они потеряли большую часть животных инстинктов, но "преуспели в умственном развитии, которое позволило им осознавать себя, фантазировать, строить планы и выносить суждения" (Fromm, 1992, p. 5). Именно это сочетание ослабленных инстинктов, с одной стороны, и высокоразвитых умственных способностей - с другой, отличает человека от других животных. "...самосознание, рассудок и разум разрушают ту "гармонию" естественного существования, которая свойственна всем животным. Сознание делает человека каким-то аномальным явлением природы, гротеском, иронией Вселенной. Человек... не может освободиться ни от своего тела, ни от своей способности мыслить" (Fromm, 1973). Рассматривая человеческую личность как результат динамического противодействия между врожденными потребностями и нормами социума, в котором существует конкретный индивид, Фромм сформулировал теорию типов социальных характеров - продуктивных и непродуктивных. Еще одна из идей Фромма, получившая, возможно, наиболее широкое распространение, это разработанная им концепция отношения человека к свободе. Взлет капитализма, с одной стороны, дал людям личную свободу и досуг, а с другой - вселил в них чувство тревоги, изоляции и бессилия. Цена свободы, утверждал Фромм, превышает ее преимущества. Неизбежное чувство изоляции, рожденное капитализмом, оставляет людям всего две альтернативы: укрыться от свободы в межличностной зависимости или двигаться к самореализации через любовь, творчество и работу. Фромм начинал свою карьеру как психотерапевт, применяющий технику традиционного психоанализа, но затем начал тяготиться узкими рамками фрейдовского подхода и двигаться в направлении более динамичного и провокативного метода. В своей гуманистической концепции Фромм придерживается "золотой середины" между свободной волей и определенностью, оптимизмом и пессимизмом, сознанием и подсознательными силами, уникальностью и похожестью. Его вклад в понимание человеческой личности на данном этапе развития общества поистине трудно переоценить. И не будет преувеличением сказать, что теперь, к началу нового века, идеи Фромма в области наук о культуре (социология, психология и т. д.) достигли максимально широкой аудитории.

Позитивизм как философия науки: сущность и основные этапы развития (Неопозитивизм. Аналитическая философия Л. Витгенштейна. Постпозитивизм. Критический рационализм К. Поппера, П. Фейерабенда).

XX век принес существенные изменения в социально-экономическую и политическую жизнь мира. Одним из важнейших признаков нового столетия являлось ускорение темпов развития, увеличение роли науки в общественной жизни. Однако, процесс технизации общества привел к формированию техногенной цивилизации, со всеми вытекающими проблемами. XX век также ознаменовался двумя крупнейшими войнами в истории человечества, холодной войной, а также ростом экологических проблем. Оказалось, что развитие техники – не является залогом решения всех проблем. Наоборот – появились гораздо более серьезные проблемы (напр. оружие массового поражения). Развитие экономики привело к появлению феномена общества потребления. Все это не могло не породить различные попытки объяснения путей дальнейшего развития, а также новое понимание роли и места человека и человеческой цивилизации в мире.

Осмыслением положительной роли научно-технического процесса, а также структуры, а также механизма функционирования научного знания в XX веке занимались представители обновлененного позитивизма. Как известно, позитивизм в своем развитии проходит три стадии: «первый позитивизм» – 40- 70-е годы XIX века, «второй позитивизм», или эмпириокритицизм – 70-годы XIX века – начало XX века, «третий позитивизм», или неопозитивизм – 20--50-е годы XX века.

Неопозитивизм - третий этап в развитии позитивизма в 20-х годах ХХ века. В его основе лежит убеждение в возможности решения философско-методологических вопросов науки, абстрагируясь от философии как метафизики (здесь имеется в виду философско-идеалистическое учение о сверхчувственных принципах бытия) и опираясь лишь на положительные знания. Особую популярность он приобрел в среде научной интеллигенции в 30-40- е годы. В его рамках выделяют логический и лингвистический позитивизм. Логический позитивизм (Р. Карнап, М. Шлик) - первоначальная форма неопозитивизма - исходил из отказа от философских категорий в решении проблемы формализации и соотношения эмпирического и теоретического уровней научного познания. Неопозитивисты рассматривали проблему развития научного познания как формально-логическую и сводили анализ науки к анализу языка науки, толкования математики и логики как формальных преобразований в научном знании и его языке. Однако уже в 50-е годы стало понятно, что абстрагирование от так называемых метафизических проблем имеет свои границы. Классические философские понятия оказались очень значительными для методологии и теории познания и особенно для осмысления антропологической проблематики, связанной с проблемой человека, с его предназначением в мире, с вопросами жизни и смерти. Даже в наифундаментальных научных теориях были найдены метафизические конструкции. Все это обусловило поворот неопозитивизма к анализу языковых образований, к разграничению правильного и неправильного применения языка, которое, по мнению представителей лингвистической философии, приводит к появлению неверифицируемых метафизических конструкций. Основоположником лингвистического позитивизма был австрийский философ Людвиг Витгенштейн. Он отказался от устаревшего способа анализа предложений по субъектно-предикатной форме и пошел по пути разграничения смысла и значения языковых выражений и логического анализа языка. По Витгенштейну, смысл присущ лишь предложениям, которые отражают фактические ситуации. "Имена" - это только знаки "объектов". Мир является лишь совокупностью комбинаций «объектов» и «фактов». Логические формы не выражаются в языке, поэтому рациональными способами в мир нельзя заглянуть. Философия, по мнению Витгенштейна, не решает вопрос истины. Она лишь анализирует, проясняет логическую структуру языка и устраняет бессмысленные предложения.

В результате критического пересмотра методологических принципов неопозитивизма и отказа от радикального эмпиризма всего позитивистского направления в целом возникает постпозитивизм. Основные его идеи сформулированы на рубеже 50-60-х годов К. Поппером и Т. Куном и развиты в работах И. Лакатоса и С. Тулмина. В противовес неопозитивистским концепциям, концентрировавшим внимание исключительно на проблемах языка, т. е. на проблемах точного выражения уже имеющегося знания, постпозитивисты предлагают новую программу, суть которой заключается в выдвижении на первый план исторического анализа науки, т. е. исследования "роста" научного знания. Постпозитивисты убеждены, что теоретическое мышление непосредственно участвует в процессе познания, зачастую даже опережая эмпирический опыт. Ведь даже для того, чтобы зафиксировать какое-то явление как "чисто эмпирический (т.е. чувственно воспринимаемый) факт", человек должен обратить на него свое внимание, выделить его из бесчисленного множества других явлений, предпочесть его всем другим, иначе говоря, отнестись к нему как более важному, более значительному, более ценному, чем все другие. Поэтому постпозитивисты отказываются от позитивистского идеала "беспредпосылочного знания", говоря не о противопоставлении, а, наоборот, о взаимопроникновении эмпирического и теоретического, о "теоретической загруженности" эмпирических фактов.

Религиозное возрождение в России обострило споры философов идеалистического и материалистического направлений. Последнее представлено в первую очередь марксизмом, в распространении которого в России в конце XIX века большую роль сыграл Г.В. Плеханов (1856- 1918), один из крупнейших философов-марксистов. Плеханов занимался проблемами истории философии, этики, эстетики, теории познания и материалистического понимания истории.

С середины 90-х годов XIX века определяющую роль в развитии отечественного марксизма играет В.И Ленин (1870-1924). Он занимался в основном проблемами социальной теории и практики: разработал теорию империализма как высшей стадии капитализма, теорию социалистической революции. Задачи идейной борьбы побудили его к написанию теоретической работы “Материализм и эмпириокритицизм ” (1911). Некоторые философы-марксисты стремились к реформированию марксизма, соединению его с некоторыми новейшими философскими учениями (“эмпириомонизм” А. Богданова, богоискательство и богостроительство А. Луначарского). В своей работе Ленин подвергает критике попытки реформ марксизма, критикует эмпириокритицизм как субъективно-идеалистическую философию, дает новое определение материи: “Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении”. В “Философских тетрадях ” (1916) Ленин обращается к материалистическому исследованию проблем диалектики. Процесс познания мира рассматривается им с точки зрения теории отражения. Философские работы Ленина надолго определили основные черты советской философии.


Похожая информация.