Апостол послание иакова 3 глава. Послание Иакова

III. Об "укрощении" языка (глава 3)

Еще одной мерой духовного развития христианина служит его речь. Много места отводит Иаков обличению тех, кто произносит необдуманные и скверные слова. Он призывает верующих следить не только за своею речью (3:1-12), но и за своими мыслями (3:13-17). В конце концов, речь - это всего лишь продолжение мыслей вслух. Мудрая речь может исходить только из мудрого источника. Контролировать свою речь и совершенствовать свою мысль - равно необходимо.

А. Речь подлежит строгому контролю (3:1-12)

От рассуждения на тему тщетной веры Иаков переходит к теме пустых, ненужных речей. Он подробно останавливается на необходимости обуздывать свой язык, о чем он вкратце уже сказал в 1:26. Одинаково заблуждаются как те, чья вера не выражается в делах, так и те, кто подменяет дела словами. Каждый верующий должен следить за своею речью. Несмотря на то, что язык мал, в нем таится большая сила и склонность к тому, чтобы извращать истину и отравлять жизнь окружающим.

1. СИЛА ЯЗЫКА (3:1-3)

Иак. 3:1 . Повторив обращение братия мои, Иаков переходит к новой теме и выражает свою озабоченность тем, что появилось много учителей. Очевидно, многие евреи, обратившиеся ко Христу, стали присваивать себе права и привилегии, данные раввинам. Вряд ли Иаков имеет в виду тех, кто официально были признаны церковью как учителя и имели апостольский или пророческий статус.

Он обращается к неофициальным учителям "ди-даскалои", которые пользовались тем, что в церквах и в синагогах даже посторонним предоставлялась свобода выступать с речами. Такой возможностью пользовался часто апостол Павел. Но Иакова тревожило то, что слишком уж многие верующие одержимы были желанием говорить, выставляя напоказ свои знания (Иоан. 3:10; 9:40-41).

Учить, конечно, нужно, но тот, кто берется за это, должен помнить о своей ответственности, а также о том, что тот, кто учит, подвергнется более строгому суду. Ведь если человек заявил во всеуслышание, что знает, как следует поступать другим, то первым должен являть это на собственном примере.

Иак. 3:2 . Иаков не показывает пальцем на других, в число тех, к кому обращается, он включает и самого себя: Ибо все мы много согрешаем. Пожалуй, ни в какую другую ловушку не попадаются верующие столь часто, как в ловушку болтливого языка. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, т. е. духовно зрелый. Такой человек может обуздать и все тело. Не бывает духовной зрелости без способности обуздывать свой язык.

Иак. 3:3-5 . Язык - небольшой член, но воздействие его велико. Три сопоставления подчеркивают эту истину: конь и удила, корабль и руль, топливо и небольшой огонь. Подобно Господу, Иаков любит прибегать к примерам из повседневной жизни. Это вообще характерная особенность еврейского образа мышления. Мысли свои Иаков, однако, излагает на прекрасном греческом языке.

Дух еврейской традиции и стиль греческой классики мастерски сочетаются в речи Иакова. Итак, мысль вполне ясна: как с помощью небольших удил управляют конями, а при посредстве небольшого руля - большим кораблем, и, как и малый огонь "зажигает много вещества", - так и язык - небольшой член, но много делает. Да, язык мал, но силен!

2. ПОРОЧНОСТЬ ЯЗЫКА (3:6-8)

Иак. 3:6 . Язык не только силен, но и порочен. Хотя он мал, но воздействие его сильнее и опаснее, чем действие огня, язык напитан ядом и обладает сатанинской силой. Язык - огонь (Прит. 16:27; 26:18-22); это - неудержимое зло. Язык в таком положении находится между членами нашими (нашего тела), что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни (сравните с Иак. 1:27). Язык можно сравнить со ступицею колеса в нашей человеческой природе, и тогда получится, как в известном цирковом номере с горящим колесом, когда огонь горит как раз в центре колеса. Чем больше этот огонь разгорается, тем скорее раскручивается колесо, разбрасывая пламя и искры во все стороны.

Однако, язык - это только "запал", а первопричина огня или его источник - это сам ад или геенна. (Геенной называли знаменитую древнюю свалку мусора в долине Енном вблизи Иерусалима, где язычники сжигали своих детей, принося их в жертву идолам; Иер. 7:31.) На этой свалке постоянно поднимался дым от огня, и в Священном Писании ей уподоблено огненное озеро.

Иак. 3:7 . Язык сравним не только с огнем, вышедшим из под контроля. Он подобен также неукрощенному зверю. Все живые в природе существа - птицы, рептилии, рыбы и морские животные, лесные звери - все могут быть укрощены человеком (в греческом тексте буквально говорится о том, что природа животных укрощается природою человеческою). Но собственного языка человек укротить не может.

Иак. 3:8 . И это потому, что язык - неудержимое зло, он не управляем, непоследователен, неудержим. Более того, язык пропитан ядом (Пс. 140:3). Как яд змеи, этот яд ненависти и сплетен - смертоносен.

3. ЯЗЫК - ПРОТИВОРЕЧИВ И НЕЧИСТ (3:9-12)

Иак. 3:9-10 . Подобно раздвоеиому языку змеи, один и тот же необузданный человеческий язых и Бога благословляет и проклинает человека. Благословение или хвала в адрес нашего Бога и Отца (в Новом Завете только один раз встречается такое словосочетание - "Бога и Отца") оскверняются проклятиями, произносимыми в адрес людей, которые сотворены по подобию Божию (Быт. 1:27; 9:6; Кол. 1:10). Но ведь они, эти благословения и проклятия, исходящие из одних и тех же уст совершенно несовместимы. Не должно, братия мои, сему так быть.

Иак. 3:11-12 . Иаков снова приводит параллели из жизни природы, чтобы подкрепить свою мысль. Подразумевая отрицательный ответ, он спрашивает: Течет ли из одного отверстия источника сладкая (пресная) и горькая (соленая) водя? Конечно же, нет. Не может вода быть пресною, если она содержит соль. Не может смоковница приносить маслины, или виноградная лоза смоквы. Вывод ясен: язых верующего не должен быть орудием двоедушия.

Размеры языка - невелики, но от него многое зависит, и поэтому он должен находиться под контролем; злой и порочный этот орган следует укрощать; непоследовательный, пропитанный горечью и "солью", он должен быть очищен.

Б. О совершенствовании мыслей (3:13-17)

Правильные речи зависят от правильных мыслей. Язык "заключен" за зубами и за губами, но он постоянно прорывается наружу. Не ум "запирает язык на замок", а подлинная мудрость, которая невозможна без скромности, милосердия и миролюбия.

1. МУДРОСТИ ПРИСУЩА СКРОМНОСТЬ (3:13)

Иак. 3:13 . Иаков ставит риторический вопрос: Мудр ли и разумен кто из вас? (сравни 1:5). Под словом "мудр", "мудрый" он понимает тонкое чутье в вопросах морали и практическую сметку.

"Разумен" для него тот, кто развит интеллектуально и знающ.

Докажи это на самом деле. Другими словами: "сначала покажи, а потом говори". Мудрость и в самом деле нельзя измерить научными степенями, она доказывается лишь делами. Здесь речь не о тех истинах, которые постигаются на учебной скамье, а о той, которая применяется в жизни. А о доброй жизни и добрых делах более всего говорит скромность, присущая мудрости или "мудрая кротость" (стих 13). Подлинно мудрый человек весьма скромен.

2. МУДРОСТЬ МИЛОСТИВА (3:14-16)

Иак. 3:14 . Подлинная мудрость не оставляет места зависти и себялюбию (в греческом тексте здесь стоит слово "эрифеиан", которое означает стремление человека добиваться выгоды только для себя). Тем же, кто страдает завистью и сварливостью, хвалиться нечем. Хвалящийся ими лжет на истину.

Иак. 3:15-16 . Зависть и сварливость - верные признаки того, что так называемая мудрость не свыше нисходит, но является мудростью земной, душевной, бесовской. Зависть и сварливость ведут к неустройству и ко всему худому. Подлинно мудрый человек не ищет славы или корысти для себя самого, но милосерд к другим.

3. МУДРОСТЬ МИРНА (3:17-18)

Иак. 3:17 . Но мудрость, сходящая свыше (сравните 1:17), во-первых, чиста (или свята), потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердии и добрых плодов, беспристрастна (сравните 1:6) и нелицемерна.

Иак. 3:18 . Плод же правды и мире сеется у тех, которые хранят мир. Подлинно мудрый человек - это человек мирный.

Достижение праведности, духовной зрелости и практической святости - вот тема этой книги Священного Писания. И тот, кто хочет всего этого достичь, должен следить за своим языком. Мудрая речь исходит от мудрого духа. Держать язык под контролем возможно только в том случае, если под контролем - наши мысли. Уста будут полны хвалой, если у человека чист разум и чиста душа.

Верующий должен быть стойким в вере (глава 1), служа, испытывать сочувствие и сострадание (глава 2), быть сдержанным в разговорах (глава 3). Он должен быть тем, кем желает Бог, чтоб он был, делать то, что желает Бог, и говорить так, как желает Бог.

Что в твоем языке – Яд или Лекарство? Иакова 3:1-12 (Часть 1)

Давайте сначала внимательно прочитаем это место:

Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,

ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.

Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.

Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;

так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!

И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.

Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,

а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.

Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.

Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.

Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?

Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.

(Послание Иакова 3:1-12)

Итак Иаков говорит:

Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный. Иакова 3:2

Иаков делает утверждение, что мы все согрешаем в слове. За время своего служения я понял, что будут моменты, когда даже самый совершенный человек, рано или поздно, но (1) скажет не то, что он должен был сказать, или (2) скажет не так, как нужно было сказать и это касается абсолютно каждого человека, мужа, жену, лидеров и пастора. Помни, язык укротить никто из людей не может. Другими словами, каждый человек делает ошибки своим языком и многие люди очень сожалеют, после того, как они сказали что-то неправильно или грубо.

Иаков продолжает мысль, что совершенство человека определяется то, что человек говорит, и как он это говорит. И с другой стороны, человек становится совершенным на столько, на сколько он может контролировать и использовать свой язык.

Язык воспаляет круг жизни. Иакова 3:6.

Вы заметили, как легко мы своим языком можем изменить атмосферу в комнате? Когда вы слышите слова «Я тебя люблю», «Ты у меня самый лучший сын», «Ты сегодня очень хорошо выглядишь», какая атмосфера создается в комнате? Слышащий эти слова как бы расцветает. Но стоит произнести слова «Я терпеть тебя не могу», «Я ненавижу тебя», «Лучше бы ты вообще не родился» и тот, кто их слышит, остается словно испепеленным изнутри. Иаков говорит, что язык человек на прямую связан с геенной. Он говорит, что человеческий язык имеет смертоносный яд. (ст. 8) Яд, который может причинить смерть. Смерть физическую, смерть душевную, смерть духовную, смерть в дружбе, смерть в семье и смерть в судьбе человека.

Любой пожар начинается с искры. Почему люди боятся пожаров? Потому что пожар, это ужасно, он буквально за считанные часы может сжечь целый лес – за 1 час может сгореть то, что росло 100 лет! Но начинается пожар с очень маленькой искры. Огонь может начаться здесь и закончится за 100 миль от этого места.

Так и с нашим языком.. Ты можешь сказать что-то в своей комнате, но пожар пойдет намного дальше, по многим домам, городам, даже другим штатам, он зайдет в дома друзей и родственников. Результаты пожара могут быть катастрофические. Иногда последствия искры можно можно увидеть на протяжении 10 лет в жизни некоторых людей. То, над чем люди трудились 10 лет, может разрушиться из-за одного слова!!!

Дружба, которая строилась 10 лет, может быть разрушена за 1 час!!!

Игра в «испорченный телефон» продолжается в жизнях людей и некоторые стали жертвами этой «игры». Иногда мы говорим нашими устами, а иногда мы говорим на Facebook или в текстовых сообщениях, и огонь распространяется со скоростью света и до края земли.

Язык оскверняет все тело. Иакова 3:6.

Не может из одного источника исходить сладкая и горькая вода. Человек сплетничает, а потом думает, почему нет жизни вокруг. Человек насмехается над другими людьми, а потом пытается построить жизнь вокруг себя и не может. Знаешь почему? Потому что ты не можешь воспроизводить вокруг себя одновременно и то и другое.

Язык на прямую связан с сердцем. От избытка сердца говорят уста. Что в твоем колодце, то и будет в твоем ведре. Если в сердце вера, ты услышишь слова веры. Если в сердце обида, ты услышишь обиду. Если в сердце зло, ты услышишь злость в тоне. Если в сердце радость, ты услышишь радость. Сплетни не говорят о языке сплетника, но о сердце сплетника. Если человек вокруг себя сеет напряжение, конфликты или сплетни, ему срочно нужно преображение сердца, изменение сердца, иначе вся его жизнь вскоре превратится в пепел. Чтобы у человека стал “духовный”, чистый язык, ему нужно “духовное”, чистое сердце.

Прит.10:11 “Уста праведника – источник жизни…”

Прит.10:31 “Уста праведника источают мудрость..”

Несколько советов, что нужно делать в напряженные или конфликтные моменты:

  • Приостановись.

Иногда лучше ничего не сказать, чем сказать лишнее. Каждому человеку нужно знать себя и понимать себя, когда он может быть грубым или невнимательным.

  • Обдумай.

То что я скажу, это поможет, вдохновит? Это необходимо говорить или лучше промолчать?

  • Помолись.

Бог всегда в молитве помогает человеку разобраться с самим собой и всегда подскажет, что нужно делать, и что говорить.

Если ты чувствуешь, что тебе нужно очистить уста, помолись, покайся перед Богом и попроси Его, чтобы он очистил твое сердце и твои уста! Помолись вместе со мной.

Дорогой Господь, я прошу тебя прикоснись к моему другу сейчас. Очисти его сердце и его уста. Пусть источник станет чистыми и из него потечет река жизни, которая сможет оживить все вокруг. Я призываю особенное благословение в его жизни! Пусть милость не сократиться Твоя Господи! Пусть придет устройство и развитие в каждую сферу его жизни, во имя Иисуса Христа, Аминь!

Продолжение читайте в следущем блоге.

1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,
2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.
4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;
5 так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!
6 И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,
8 а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.

12 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не [может] изливать соленую и сладкую воду.
13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.
14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.
15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,
16 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое.
17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.
(Иак.3:1-18)

Иаков обращается к братьям, которые уже сами были готовы учить других людей. И нужда в таких учителях, конечно же, была в первой общине. Достаточно вспомнить темпы её роста. Мессианская община постоянно умножалась. И нужны были зрелые братья, которые были бы способны научить присоединяющихся людей.

Иаков не останавливает таких людей, но предупреждает о важнейшей вещи – это их “язык”.

2 стих – “Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело”.

Достаточно интересно как употребляется это слово – “согрешаем”, в оригинале.

Там написано: πολλα [Во] многом γαρ ведь πταίομεν оступаемся .

Слово “птАйомэн ” переведен только в этом месте как согрешить. Но так переведено только в послании Иакова. Во всем остальном Писании перевод несколько другой.

Лингвистический и экзегетический ключ Роджерс говорит: “πταιομεν praes. ind. act. от πταιω – спотыкаться, оскорблять”.

В Септуагинте, в Старом Завете – это слово используется, как быть пораженным (врагами).

По сути, Иаков говорит, что тот, кто не спотыкается и не падает из-за своих слов – тот совершенный человек.

Рабби Бахья бен Йосеф бен Пакуда писал: “Очень важно научиться сдерживать свой язык…
Нет ничего легче, чем согрешить злословием. Большинство грехов в мире - от болтливости, как сказал царь Шломо: Жизнь и смерть зависят от языка”.

Иаков берет для объяснения своей мысли, образы, понятные его поколению.

Лошадь, которая является достаточно сильным животным.
Но когда человек накидывает на неё удило, оно повинуется ему безропотно.

Также и с кораблем. Он огромен, но его маленький руль поворачивает и направляет его.

И человеческий язык, несмотря на то какой размер он занимает в нашем организме, Иаков называет его:

“И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны”

“Язык – огонь, прикраса неправды”.

В греческом тексте эта фраза звучит как: “хо космос тес одикиас”.

Там где синодальный текст говорит, что “язык – огонь, прикраса неправды”, греческий текст пишет, что “язык – огонь, космос неправды”.

Слово космос имеет основное значение – “мир”, но не в смысле шалома (полноты), а мира, который является несовершенным.

Скорее всего, следуя его мысли, Иаков говорит о слове – космос, в смысле мира, не принявшего Истины.

И тогда фраза должна иметь значение – безбожный мир, не ведающий Бога, часто даже враждебный Богу.

И потому, если мы назовем язык подобным безбожному космосу, то это значит, что язык – безбожная часть тела: – бесконтрольный язык подобен миру, который враждебен Богу.

τον τροχον της γενέσεως

“Трохос генезеос”, переведенное в Синодальном тексте, как – “круг жизни”, но буквальном смысле значит колесо жизни (но может быть и круг жизни)

Что значить “колесо жизни”?

Жизнь, как представлялась древними, подобно кругу, как завершенное целое.
И выражение – “колесо жизни” имеет значение – вся жизнь.

Поэтому, скорее всего, Иаков хочет передать такую мысль:

“Язык без контроля, подобен миру, который враждебен Богу. И такой язык способен вызвать разрушительный огонь и уничтожить всю жизнь человека”

Такова сила необузданного языка. Он зажигается от геенома, он может уничтожить целую жизнь, зажгя всего лишь одну искру, которая способна перерасти в пожар, который не остановит никто.

И Иаков говорит о зрелости, когда мы способны удержать его на своем положенном месте.

Недавно я прочитал такую шутку, относительно языка: “Когда наконец-то научишься держать язык за зубами, зубы уже и выпадут”.

Это, конечно же, шутка, но, тем не менее, отражает мысль, что эта работа, которую каждый из нас должен выполнить – научиться контролировать свою речь.

“Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
11 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]?
12 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не [может] изливать соленую и сладкую воду”

Мидраш Шохер Тов говорит: “Когда Бог сотворил человека, то, зная огромный разрушительный потенциал языка, Он поместил его за двойную ограду зубов и губ. И все-таки язык разит направо и налево, вблизи и на расстоянии. Вообразите себе, сколько вреда он причинил бы, если бы получил полную свободу?”

Виленский Гаон: “До самого дня смерти человек должен укрощать себя – не постами и отречением от жизненных удовольствий, а обузданием своего языка и своих страстей, и в этом выражается раскаяние”

Иаков говорит, что “Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это” .

Не говори об этом, а докажи это…

Подобно тому, как он призывал верующих доказать свою веру делами, он убеждает их показать свою мудрость благочестивой жизнью с мудрою кротостью. Признаком мудрости является смиренный и кроткий дух.

Как мы видим, что для Иакова вера в Мессию – это не просто пустая философия, которая не имеет ничего общего с жизнью. Для него – это каждодневная жизнь в послушании Всевышнему, выражающаяся в делах.

“Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину” .

Подлинная мудрость не оставляет места зависти и себялюбию (сварливость синод.)

В греческом тексте здесь стоит слово “эритхЭйан”, которое означает стремление человека добиваться выгоды только для себя.

Тем же, кто страдает завистью и себялюбием, хвалиться нечем. Хвалящийся ими лжет на истину.

Зависть и себялюбие – верные признаки того, что так называемая мудрость не свыше нисходит, но является мудростью земной, душевной, бесовской. Они ведут к неустройству и ко всему худому.

Подлинно мудрый человек не ищет славы или корысти для себя самого, но милосерд к другим.

Достижение праведности, духовной зрелости и практической святости – вот тема этой книги Писания.

И тот, кто хочет всего этого достичь, должен следить за своим языком.

Мудрая речь исходит от мудрого духа.

Держать язык под контролем возможно только в том случае, если под контролем – наши мысли.

Рами Шапиро сказал: “Сущность человека - в его мыслях. На чем ты сосредоточишь свои мысли, в то и превращаешься”.

Насколько важно наши мысли для наших слов говорил в своей книге, Медицина и Каббала – Рав Матитьягу Глазерсон:

“Обязанностью каждого еврея является постоянный контроль мыслей в свете данного ему Богом рассудка и проверка на соответствие их Торе. Только при таком положении дел человек имеет право выражать мысли, роящиеся в голове, в виде речи…
Это имеет ключевое значение для духовного, эмоционального и даже физического здоровья.

VN:F

VN:F

Если вы обнаружили битую или несуществующую ссылку. Пожалуйста сообщите нам через обратную связь .