Тиун митрополит стрелец князь. Словарь понятий по истории россии

Святитель Симеон, епископ Тверской, был седьмым Полоцким епископом и первым епископом Тверской епархии. Происходил он из рода князей Полоцких. Кафедра святого первоначально была в Полоцке, но враждебные нападения и распри литовских князей, убийство в 1263 году Полоцкого князя - его племянника, принудили переселиться в Тверь. (Тверской князь Ярослав Ярославич в то время стал великим князем России, и Тверь он избрал своим престольным городом.)

Блаженный Симеон был снисходителен и добр к обиженным и несчастным, внимателен к иноческому и священническому чину, и грозен для оскорблявших правду. Никоновская летопись говорит, что святитель этот "смыслен зело и силен в книгах Божественнаго Писания, учителен, добродетелем, нищия и сироты и вдовицы жаловаше, и обидимых заступляше, и насилуемых избавляше".

История сохранила нам разговор святого Симеона с полоцким князем Константином, который, желая посмеяться над своим тиуном (судьей), спросил за обедом у святителя: "Где будут тиуны на том свете?" Симеон ответил: "Тиун будет там же, где и князь". Князю это не понравилось, и он сказал: "Тиун судит неправедно, берет взятки, мучит людей, а я что худое делаю?" Владыка объяснил ему: "Если князь добрый и Богобоязненный, жалеет людей, любит правду и поставит тиуна - человека доброго и Богобоязненного, умного и правдолюбивого, то князь будет в раю и тиун его будет с ним. Если же князь без страха Божия, не жалеет христиан, не думает о сиротах и вдовах и поставляет начальника злого, нерассудительного, а только бы доставлял ему деньги..., то и князь будет в аду, и тиун его с ним".

Иконописный подлинник

Москва. 1984.

Собор Белорусских святых. Вахромеев А.В. Икона. Московская обл. Около 1984 г.

Происходил святитель Симеон из полоцких князей. Получил хорошее для того времени образование и был воспитан в духе христианских добродетелей и любви к святым книгам. Не удивительно, что юноша возжелал избегнуть светской искусительной жизни и нашел утешение для своей души в одном из полоцких монастырей. Неизвестно, когда он был рукоположен в священнический сан, но есть сведения, что, будучи Полоцким епископом, святой Симеон основал за городом Никольский монастырь.

Никоновская летопись утверждает: святитель был «весьма разумный и сильный в книгах Божественного Писания, учительный, добродетельный, милостник нищих, сирот и вдов, заступник обиженных, спаситель насилуемых». Историческое повествование сохранило разговор святого Симеона с полоцким князем Константином, который пригласил Симеона на пир и, желая укорить пред духовным отцом своего тиуна - городского судью, назначаемого князем - спросил святителя: «Где будут тиуны на том свете?» . Симеон ответил: «Тиун будут там, где и князь». Князю это не понравилось, он спросил: «Но ведь тиун творит неправедный суд, берет мзду, людей продает, мучит и лиходейничает; при чем же здесь я?» . Владыка разъяснил: «Если князь добрый и богобоязненный, людей милует, любит правду да поставит тиуна - человека доброго и богобоязненного, умного и правдолюбивого, то князь будет в раю и тиун его будет с ним. Если же князь не имеет страха Божьего, не жалеет христиан, не думает о сиротах и вдовах и поставит начальника злого, не ведающего закона Божьего, творящего неправедный суд, заботящегося лишь о том, как князю товар добывать, а людей не щадящего; такой князь все равно что на людей напускает безумца, дав ему меч, ибо наделяет властью человека злого и тем самым губит людей; такой и князь будет в пекле, и тиун его с ним».

Несмотря на высокое положение, епископу Симеону пришлось покинуть Полоцкую кафедру из-за давления раздраженных его деятельностью властей. Полоцкий иерарх находит сердечный прием в Твери, которая в то время принадлежала к Полоцкой епархии. Епископ Симеон пользуется не только народной любовью, но и авторитетом среди иерархов. Доподлинно известно. Что он принимал активное участие во Владимирском Соборе, посвященном вопросам церковного переустройства.

Далеко не всегда управление епархией протекало счастливо: судьба готовила престарелому иерарху новые испытания. В 1276 году сильный пожар обратил в пепел все, кроме одного, тверские храмы, а еще через шесть лет огненная стихия вновь испепелила церкви и жилища. Вновь начались работы по восстановлению города, но мирному труду мешали набеги на тверские окрестности разбойных отрядов из соседней Литвы. Однако сами мещане поднимались на защиту семей и своего возлюбленного и почитаемого духовного пастыря. В 1286 году небольшой литовский отряд напал на церковные волости и ограбил их, но жители Твери, собравшись безо всякого принуждения на защиту преосвященного Симеона, пустились в погоню за грабителями и вернули добычу.

Начиная с 1285 года, епископ прилагал много усилий для исполнения, может быть, главного дела в своей жизни - возведения каменной церкви во имя Спасителя. Утомленный жизнью святитель осознает, что ее построение станет его последним свершением. Предчувствуя близкую кончину, старец в 1287 году даже освящает переносной престол, чтобы иметь возможность проводить богослужение - пусть даже и в незавершенном храме. К сожалению, святитель не дожил до окончания строительства. Он умер в 1289 году. Нетленные мощи его почивают, согласно сведениям архимандрита Леонида, под спудом в Тверском соборном храме.

Глава третья. Дворовые чины

Дворовые чины

Кроме разобранных уже терминов, которыми обозначались разные классы населения древней России, в наших источниках встречается еще масса наименований различных чинов княжеского, а позднее царского двора. Здесь мы имеем дело с отроками, детскими, тиунами, конюхами и конюшими, ловчими, дворянами, стряпчими, дворецкими, стольниками, чашниками, спальниками, окольничими, боярами введенными и пр.

При всем разнообразии в положении этих лиц все они составляют один класс придворных слуг.

Нашей древности было совершенно чуждо принципиальное различие органов государственного управления от органов управления частными делами князя. Кто входил в состав княжеского двора, тот поэтому уже самому считался годным и для отправления публичных функций. Назначенные к публичным должностям чины двора удерживали за собой те наименования, которые принадлежали им в частном хозяйстве князя.

Двор князя, место его постоянного жительства и центр всех хозяйственных операций, был вместе с тем и древнейшим присутственным местом, местом суда и управления.

В старейшей редакции Русской правды читаем:

"Аще оубьють татя на своем дворе, любо оу клети, или оу хлева, то той оубит. Аще ли до света держать, то вести его на княжь двор..." (И. 17 и 18).

Как хозяйственный двор князя был судебно-правительственным местом, так и органы управления княжеским хозяйством были судьями и администраторами. Таковы в древнейшее время княжеские тиуны, отроки его и детские.

Что тиун есть домашний слуга, ключник, в этом не оставляет ни малейшего сомнения Русская правда (III. 142). Тиун заведует хозяйством своего господина; он доверенное лицо, которому поручаются ключи дома.

В больших хозяйствах таких тиунов могло быть несколько. Русская правда, перечисляя княжеских слуг, упоминает тиуна огнищного, тиуна конюшего (III. 13) и сельского или ратайного (III. 14). Тиун сельский или ратайный заведовал земледельческим хозяйством, конюший - конюшенным, огнищный, надо думать, домовым княжеским, а потому он и назван впереди других. Огнище означает очаг; слово это могло употребляться для обозначения целого дома, подобно тому, как слово "дым" употреблялось для обозначения целого двора: "Сдумавше поляне и даша от дыма мечь" Козарам, т.е. от каждого двора 1 .

Этим тиунам-ключникам поручалось производить и суд вместо князя. Свидетельство источников о тиунах-судьях киевского князя Всеволода приведено выше, на с. 125.

В том же смысле, что тиунам поручался суд, надо понимать и следующее место Лаврентьевской летописи, относящееся к последним годам княжения в Киеве князя Всеволода Ярославича:

"И людем не доходити княже правды, начаша тиуни грабити, людий продавати, сему не ведущю в болезнях своих" (1093).

А вот многознаменательный разговор полоцкого князя с епископом, выписанный Карамзиным из одной неизданной летописи:

"Князь Констянтин полотский вспроси владыки Симеона Тферьскаго, где быти тиуном нашим на оном свете? И рече владыка: где и князь. Князь же о том не полюби на владыку, глаголя: тиун неправо судит, мзду емлет, зло деет; яз что дею? И рече ему владыка: аще будет князь добр, и жалует люди, и того ради избирает властеля мужа добра, страха Божия полна, разумна и праведна, князь будет в рай и тиун его с ним. Аще же будет князь без страха Божия и христиан не имат жаловати, и он поставляет властелина зла, неведуща, толико бы ему кун добывал... и князь будет в аде, а тиун его с ним" (IV. прим. 178). Симеон Тверской скончался 3 февраля 1289 г.

Тиуны, которым поручался суд, переставали, конечно, заведовать княжеским хозяйством. Получая доход от суда, они становились достаточными людьми и приобретали собственные дворы, в которых и жили (см. выше, с. 201).

Термины "детские" и "отроки" обозначают обыкновенную домашнюю прислугу, состоящую у стола и гардероба и сопровождающую своего господина во время его выездов. В то время как одни летописи говорят о детских, другие, в том же случае, упоминают отроков. По Лаврентьевской летописи князя Василько встречает "его детьскыи", по Воскресенской его встречает "отрок", по некоторым же другим спискам "детьскыи отрок" (1096).

Этим мелким слугам, детским и отрокам, так же как и тиунам, князья предоставляют некоторую роль и в отправлении правосудия.

Русская правда говорит, что в случае споров о наследстве князья посылают детских делить спорщиков (III. 140). При испытании железом детские также принимают участие и получают за это полгривны (III. 112). Отроки участвуют в делах по обвинению в убийстве, с которых тоже получают доход (III. 21).

Но старинный двор князя состоял не из одних только тиунов, детских, конюхов, необходимых для ежедневной службы по хозяйству и дому. Князь нуждался в воинах, которые находились бы у него постоянно под рукой. Некоторое количество таких воинов, то большее, то меньшее, смотря по средствам князя, всегда жило в его дворе. Эти дворовые воины назывались по возрасту - отроками, по оружию - гридями и мечниками. Войско, выступившее с Борисом Владимировичем против печенегов, накануне смерти отца его, Великого князя Киевского Владимира Ярославича, состояло из "воев", дружины отца Бориса и собственных его отроков (Лавр. 1015). Число таких отроков-воинов достигало у некоторых князей до нескольких сот. Святополк-Михаил Киевский, собираясь против половцев, говорит: "имею отрок своих 800 (вар. 500), иже могуть противу им стати" (Лавр. 1093).

Гриди (гридь и гридин) и мечники - это два разные наименования того же рода лиц, воинов, живших во дворе князя и на его содержании. Для помещения гридей во двор князя устраивалась особая комната, на которую и перешло наименование ее обитателей: гридня, гридница 2 .

Наша древность не знала специализации должностей. Как тиунам и детским приказывался суд, так точно встречаем на суде и мечников. Мечник присутствовал вместе с детским при испытании железом и получал за это 5 кун (III. 112). Мечник, конечно, мог быть употреблен князем и во всякое другое дело. В 1147 г. Андрей Боголюбский послал к Ростиславичам послом мечника своего, Михна 3 .

Этот древнейший княжеский двор, при малом развитии поземельной собственности у князей домосковского времени, не мог быть очень многолюдным и блестящим. В состав его входило немного чинов, и нет основания думать, чтобы чины собственно придворные были в древности очень многолюдны.

Обстановка двора Владимира Мономаха поражает своей простотой. В составе своего придворного штата он упоминает только тиунов, отроков, ловчих и конюхов. Обязанности этого немногочисленного штата были так немногосложны, что князь мог до всего доходить сам. Владимир Мономах советует детям своим не полагаться на тиунов и отроков, чтобы приходящие к ним не посмеялись дому и обеду их. О себе же утверждает, что весь ловчий наряд он сам вел, а также конюший, соколиный и ястребиный (Лавр. 1096).

Общественное положение многих древнейших чинов двора было не из высоких. Тиуны только при наличности особой оговорки сохраняли свою свободу, в противном случае, по общему правилу, они были холопы. Могли быть несвободные и в составе отроков, конюхов, ловчих.

Двор, описанный Владимиром Мономахом, не составлял особенности княжеской власти; он был у каждого состоятельного человека. Русская правда говорит о боярских тиунах (III. 3 и 89), об отроках посадников, вирников, мостников (III. 12, 127, 146; см. сказанное выше о дворах бояр, с. 336 и ел.).

По мере развития княжеской власти и особенно увеличения земельных имуществ князей Московского дома состав княжеского двора изменяется. Среди придворных чинов все в большей и большей мере начинают встречаться дети боярские и бояре. В XVI и главным образом в XVII веке все лучшие люди Московского государства добиваются уже чести поступить в придворный штат московских государей в качестве их спальников, стольников, чашников, крайчих и т.д. Люди лучших фамилий стоят у крюка в комнате московских государей и сопровождают их выезды в качестве возниц и ухабничих. С уничтожением системы кормлений и с установлением обязательной службы все высшие чины Московского государства непременно проходят чрез придворные должности. Двор московских государей XVII века представляет блестящую картину бояр введенных, окольничих, стольников, стряпчих и иных чинов, которые ежедневно собираются в числе нескольких сот человек на крыльце московского дворца и в его передней. Пользующиеся доверием, так называемые "ближние люди", состоят в особом приближении, они допускаются в "комнату великаго государя". Придворная служба привлекла к себе все высшее население Московского царства.

Несмотря на этот пышный расцвет придворной службы, в актах московского времени еще видны следы скромного двора старых киевских князей.

В грамоте царя Бориса от 1601 г. находим следующее перечисление дворовых чинов, весьма напоминающее вышеприведенное перечисление Владимира Мономаха:

"Большаго Дворца дворовые люди всех чинов: ключники, стряпчие, сытники, подключники; конюшеннаго приказу: прикащики, конюхи, стремянные, стряпчие; ловчаго пути: охотники и конные псари; сокольничья пути: кречетники, сокольники, ястребники, трубники и сурначей" (АИ. II. № 20).

В записке о царском дворе начала XVII века читаем:

"На дворце церковь Преображенья, служит протопоп. Весь дворец: ключники, и стряпчие, и сытники, и приспешники, и повары тут приходят и рано для их служба живет, чтобы отправясь шли всяк на свой приспех к царскому столу готовить" (АИ. И. № 355).

Это двор в тесном смысле традиционного двора старых князей, а не в широком смысле нового двора московских государей, в состав которого давно уже поступили и дети боярские, и бояре. Еще в XV веке двор московских князей был уже полон княжат и детей боярских, которые составляли особое дворовое войско, вроде отроков Святополка-Михаи-ла Киевского. В Воскресенской летописи под 1449 г. читаем:

"Toe же весны князь Дмитрий Шемяка, преступив крестное целование и проклятые на себе грамоты, поиде к Костроме с многою силою, а приде на Велик день и много бився под градом, но не успеша ничтоже; понеже бо застава в нем бе, князь Иван Васильевич Стрига да Федор Басенок, и с ним многие дети боярские, двор великаго князя".

Или под 1469 г.:

"Toe же весны, по Велице дни на другой неделе, послал князь велики на Казанские места рать в судех, воевода Константин Александрович Беззубцев, а с ним многие дети боярские, двор свой, тако же и от всеа земли своей дети боярские, из всех уездов своих и из всех отчин братии своеа потому же".

В последнем известии дворовым детям боярским противополагаются городовые, как не принадлежащие к составу двора они живут у себя по уездам.

В разрядах 1578 г. находим термин "дворовых бояр". В списке назначения служилых людей в литовский поход, между прочим, читаем:

"Из двора бояре: кн. Федор Михайлович Трубецкой, кн. Василий Федорович Скопин-Шуйский, Дмитрий Иванович Годунов" (Вивл. XIV. 349).

Это все введенные бояре, о которых будет речь ниже.

Древнейшие и весьма скудные сведения о чинах двора находим в летописях и грамотах разного рода, позднейшие и более подробные в разрядных и боярских книгах.

Из боярских книг, содержащих важнейший материал по вопросам о времени возникновения разных чинов, взаимного их отношения с точки зрения служебной чести, жалованья и пр., - дошло до нас очень немного. Подлинные книги мы имеем только от XVII века, да и этих сохранилось всего девять вместо ста, и эти девять книг не изданы и не описаны. Для XVI и XV веков (с 1462 г.) мы имеем только напечатанное Новиковым (XX) извлечение из сводного списка "старинных бояр и дворецких, окольничих и некоторых других придворных чинов", принадлежавшего М.П.Шереметевой. Этот список продолжается до 1676 г. Несмотря на всю его важность, он неполон и возбуждает немало вопросов, на которые не всегда можно отвечать даже догадками.

В течение первых 32 лет (с 1462 по 1494 гг.) список этот перечисляет только бояр введенных, дворецких да окольничих и не упоминает о других чинах. Можно ли думать, что в это время при московском дворе не было иных чинов, например, постельничего, ловчих, крайчих, сокольников, стольников и пр.? Конечно, нет. Новиковское извлечение только два раза упоминает о стольниках (под 1653 и 1669 гг.), и то случайно (говоря о назначении ясельничего и царицына дворецкого, в каковые должности были пожалованы стольники), о стряпчих же вовсе не упоминает, за исключением стряпчего с ключом. А между тем в подлинных боярских книгах, с 1627 г. начиная, целые страницы исписаны назначениями в стольники и стряпчие. Ясно, что из подлинных книг не все перешло в Шереметевскую сводную книгу. Но почему одно перешло, а другое нет? Это, конечно, зависело от целей, которые преследовал составитель сводной книги, а эти цели нам неизвестны. Можно думать, что его интересовали только важнейшие должности.

Но, начав с важнейших, бояр, окольничих и дворецких, он потом присоединяет к ним и менее важных. С 1495 г. в его списке появляются: казначей, постельничий и ясельничий; с 1511 - оружничий; с 1514 - крайчий; с 1550 - сокольничий; с 1572 - дворяне думные; с 1646 - стряпчие с ключом; с 1655 - думные дьяки; с 1667 - печатник. Этим и исчерпывается кругозор его; стольники, стряпчие, дворяне и иные более мелкие чины вовсе не вошли в его сводную книгу.

Из того, что составитель Шереметевской сводной книги начинает вести список бояр введенных, казначеев, постельничих и иных чинов с такого-то, а не с иного года, вовсе еще не следует, что эти должности возникли в том году, под которым они впервые у него упомянуты. Из подлинных боярских книг видно, что стряпчие с ключом и думные дьяки упоминаются уже в 1627 г., а в действительности, конечно, появились гораздо раньше, у него же они впервые упомянуты под 1646 и 1655 гг. Почему составитель сводного списка так запаздывает и чем, вообще, определяется он в выборе года, с которого начинает вести список лиц, занимавших известную должность? На эти вопросы у нас нет ответа. Мы даже не знаем, в один раз составлена Шереметевская сводная книга, или это труд разновременный, в котором принимали участие многие лица.

Каждый придворный чин имел свою определенную честь, которая выражалась в месте, занимаемом им на лестнице придворных чинов. Эта честь не была, однако, постоянной. С течением времени она изменялась. Пример этому представляет возвышение чести конюших-бояр и дворецких-бояр. Подобные же изменения могли происходить и в мере чести низших чинов. Но, по бедности дошедшего до нас материала, они ускользают от нашего внимания.

Переходим к обозрению отдельных чинов двора. Мы будем вести перечень чинов в той последовательности, которая постоянно наблюдается в Шереметевской сводной книге 4 ; последовательность чинов, не внесенных в эту книгу, определим согласно подлинным боярским книгам XVII века, разрядным книгам и другим памятникам, содержащим указание на этот предмет.

1 Лавр. 851. Другое толкование "тивуна огнищнаго", состоящее в том, что выражение это означает "судью огнищан" (Карамзин. II. Пр. 27; Словари Акад. и Даля), не может быть принято потому, во-первых, что то место Правды, в котором находится это выражение, перечисляет не судей, а слуг княжеского двора: отроков, конюхов, поваров и ключников; во-вторых, нет ни малейшего основания допустить, что для огнищан существовал особый судья, который судил только их.
2 Карамзин производит слово гридь от шведского gred - меч. (Т. I. Примеч. 476). Это производство представляется нам наиболее удачным. Гридин будет то же, что мечник, то есть воин по ремеслу. Подстановка этого понятия во все места, где употреблено в летописи слово гридь, дает совершенно удовлетворительный смысл. В начальной летописи читаем:
"Ярославу же сущю Новегороде и уроком дающю Кыеву две тысяче гривне от года до года, а тысячю Новегороде гридем раздаваху..." (1014).
Это гриди-мечники, наемные воины, получающие плату за службу.
В новгородской летописи по синодальному харатейному списку читаем:
1166. "В тоже лето... приде Ростислав... и позва Новгородьце на поряд: огнищане, гридь, купьце вячшее..."
1195. "Том же лете позва Всеволод Новгородьце на Чьрнигов. на Ярослава... И Новгородьци не отпьрешася ему, идоша с княземь Ярославм огнищане и гридьба и купци..."
В обоих случаях дело идет о некотором определенном разряде лиц, занимающих постоянно одно и то же место между огнищанами и купцами. Понимание под гридью и гридьбой воинов, сделавших себе ремесло из военного дела, и здесь дает совершенно удовлетворительный смысл.
3 Профессор Мрочек-Дроздовский (Чтения. 1886. I. 86 сл.) не находит возможным видеть в мечнике воина. "Мечник, - говорит он, - служил князю правителю (судье), а меченоша князю воину, вождю дружины... Мечник был не меченосец, как то думает Эверс, а мечедержатель князя, как судьи". Конечно, князь был и судья, и воин, и хозяин своего собственного имущества. Но чтобы разные стороны его деятельности олицетворялись в особых органах, этого у нас не было не только в XI, но даже в XVII веке. Мечник, как воин, вооруженный мечом, легко переходит в палача: "ускори послати виновнаго к мечнику" (Прол. Апр. 30. Акад. слов.).
4 Не можем, однако, не указать на то обстоятельство, что порядок Шереметевской книги не совершенно совпадает с порядком подлинных боярских книг. Мы отдаем предпочтение сводной книге перед подлинниками потому, что не имеем основания думать, чтобы составитель свода изменил порядок оригиналов, или чтобы издатель, Новиков, отступил от порядка рукописи. Что же касается подлинников, то они черновые, а потому и не следуют одному определенному порядку. В книге на 7135 г. думные дворяне поставлены выше крайчего, в книге на 7137 г. - ниже крайчего, а в книге на 7176 г. они поставлены даже ниже постельников. В Шереметевской книге крайчий всегда следует за окольничими (если нет дворецкого), и это место его, как увидим, подтверждается и другими данными; а думные дворяне всегда следуют за казначеем, который занимает место между ним и крайним. Надо думать, что составитель сводной книги пользовался не теми черновыми подлинниками, которые теперь сохраняются в архиве М-ва юстиции и дали материал для алфавитного указателя, составленного директором его Ивановым.

Местничество - система служебных отношений, выросшая из обычаев в княжения Ивана III и его сына Василия. Место (генеалогическое) - ступень, занимаемая каждым членом фамилии на фамильной лестнице старшинства по его расстоянию от родоначальника. Место (служебное) - первоначальное понятие сложилось среди бояр за княжеским столом, где они рассаживались в порядке служебно-генеалогического старшинства. Потом оно перенесено на все служебные отношения, на правительственные должности. Система местничества была закреплена в 1556 г. Государевым родословцем, где было расписано "место" до 200 родовитых фамилий. Таким образом, при назначении на должности в государстве учитывались не способности и заслуги, а "порода", происхождение. Потомки великих князей становились выше потомков удельных князей, потомки удельного князя - выше простого боярина, московский великокняжеский боярин - выше служилого князя и боярина удельного. Учитывался и срок службы фамилий при московском дворе. Среди знатнейших фамилий - потомки великих русских князей Пенковы, Шуйские, Ростовские, Бельские, Мстиславские, Патрикеевы, Голицыны, Куракины; из старейшего нетитулованного боярства - Захарьины, Кошкины, потомки удельных князей - Курбские, Воротынские, Одоевские, Белевские, Пронские, московские бояре - Вельяминовы, Давыдовы, Бутурлины, Челяднины. Местничество было опорой и гарантией политического положения боярства, оно тормозило развитие общества, отменено в 1682 г.

Мечник - княжеский слуга из дружинников, вооруженный мечом, а также служитель княжеского суда - держатель меча как символа правосудия. Кроме того, мечникам поручалось и ведение дипломатических переговоров. Так, в 1157 г. Андрей Боголюбский отправил своего мечника послом к Ростиславичам. Присутствовал при испытаниях подозреваемого железом и получал за это плату.

Митропо́лия - в христианской Церкви - область, находящаяся в канонической власти митрополита. Обычно представляет собой несколькодиоцезов, объединённых в так называемый митрополичий округ.

Монасты́рь - (греч. μοναστήριον, от греч. μόνος - один, одинокий) - религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.

Монотеи́зм - (букв. «единобожие» - от греч. μονος - один, θεος - Бог) - религиозное представление о существовании только одного Бога или о единственности Бога.

Народное ополчение - в древности - все мужчины, способные носить оружие. Вместе с княжеской дружиной - воинами-профессионалами составляло войско того или иного княжества или земли. В годы Смуты в начале XVII в. - добровольное объединение представителей разных сословий для решения задач по освобождению страны от иноземных захватчиков.

Нестяжатели - под этим термином обычно понимается монашеское движение в России в конце XV - первой половине XVI веков, выступавшее против монастырского землевладения. Однако понятие это шире и не исчерпывается вопросом о монастырских вотчинах. Так же и отличие во взглядах между нестяжателями и противопоставляемыми им иосифлянами не исчерпывается имущественными вопросами. В частности различия во взглядах касались отношения к раскаявшимся еретикам, отношении к поместному (национальному) и общецерковному преданию, ряду других вопросов. Что касается монашеского обета нестяжания, то нестяжательство иноков крупных общежительных монастырей (в том числе и Иосиф-Волоколамского) было, пожалуй, радикальнее, чем скитских монахов. Поэтому ряд авторов высказываются за условность этого термина. Однако, с конца XIX века, когда этот термин был введён в употребление, он устоялся и стал привычен.

Норманнская теория - направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считали норманнов (варягов) основателями государственности в Древней Руси. Сформулирована во 2-й четверти 18 в. Г. 3. Байером, Г. Ф. Миллером и др. Н. т. отвергали М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов и др).

Одним из источников знаний о происхождении Древнерусского государства является «Повесть временных лет», созданная монахом Нестором в начале ХII в. По ее легенде, в 862 г. на Русь был приглашен править варяжский князь Рюрик. Многие историки считают, что варягами были норманнские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и острове Рюген.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Прийдите к нам и правьте нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, основание династии Рюриковичей.

В 882 г. другой варяжский князь Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика) захватил Киев и объединил территорию восточных славян, создав государство Киевская Русь. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь). Таким образом, центрами объединения славянских племен в единое государство становятся города Киев и Новгород Великий.

Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления в ХVIII в. так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Ее авторами стали немецкие ученые Миллер и Байер. Против этой теории выступал М. В. Ломоносов. Спор по вопросу о происхождении Русского государства между историками продолжается до настоящего времени.

Обычное право - обычаи, закрепленные государством в качестве правовых норм. О. п. появляется при образовании классового об-ва и государства. При первобытнообщинном строе поведение членов рода регулировалось велениями органов родового самоуправления (старейшинами, советом старейшин) - и обычаями. Самые ранние системы права состоят в осн. из обычаев, переработанных в интересах господствующего класса. Юридическими нормами О. п. становятся только те обычаи, к-рые защищают устои существующего общественного строя. О. п. характерно как для рабовладельческого, так и для феодального об-ва. Примерами О. п. служат такие кодексы, как «Законы двенадцати таблиц», «Русская правда», «Саксонское зерцало». Зачастую в качестве норм О. п. были санкционированы самые гнусные обычаи (напр., право первой ночи). С победой буржуазных революций из правовых норм исключались наиболее устаревшие и дикие обычаи. Однако, стремясь к компромиссу с дворянством, буржуазия сохранила отдельные нормы О. п. В совр. буржуазных государствах нормы О. п., хотя и в незначительной мере, применяются судами при решении конкретных дел. Нек-рую роль О. п. играет в международных торговых отношениях. Законодательство социалистических стран в редких случаях признает за обычаями значение юридических норм (при разделе имущества, наследовании имущества крестьянского двора и в нек-рых др.). Обычаи, в к-рых отражаются вредные пережитки прошлого, преследуются законом.

Онищанин - (от слова огнище-очаг, двор), первоначально младший дружинник древнерусского князя, стоявший во главе княжеского хозяйства. В XI–XIII вв. старший дружинник, «княжой муж», боярин. На ответсвенности О. лежала сохранность княжеского вотчинного имущества. В распоряжении О. находились тиуны.

Окольничий - придворный чин и должность в Русском государстве XIII - начала XVIII вв. Первоначально функциями О. были, по-видимому, устройство путешествий князя и участие в приеме и переговорах с иностранными послами. В XIV-XV вв. О. входил в состав Думы великих князей, был вторым по значению (после боярина) думным чином. О. назначались руководителями приказов, полковыми воеводами, участвовали в организации придворных церемоний.

Опри́чнина - период в истории России (с 1565 по 1572 год), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Также «опричниной» называлась часть территории государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»). Опричнины - в выделении части земель в царстве исключительно для нужд царского двора, его служащих -дворян и армии. Изначально численность опричников - «опричной тысячи» - составляла одна тысячабояр. Опричниной в Московском княжестве также назывался удел, выделявшийся вдове при разделеимущества мужа.

Отроки - младшие княжеские дружинники на Руси X-XII вв. Участвовали в походах и сборах дани, выполняли отдельные поручения князя, в том числе и по судебным делам, взиманию налогов и т.п. Среди отроков были и несвободные люди (холопы).

Перга́мент - (в работах по истории и источниковедению обычно перга́мен) (нем. Pergament, от греч. Πέργαμον, Пергамон) - материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных (до изобретения бумаги). Также древняя рукопись на таком материале. 1) Специально обработанная кожа животных, применявшаяся до изобретения бумаги как основной материал для письма. 2) Рукопись, документ, написанные на таком материале. 3) Плотная бумага, не пропускающая жир и влагу.

Перелог - примитивная система земледелия, при которой после нескольких лет использования землю оставляли без обработки на 8-14 лет для восстановления плодородия почвы и переходили на новый участок.

Повоз - повинность на Руси. "Повоз возити", "возы везти на государя" - обязанность крестьян доставлять продукты сельского хозяйства и промыслов на господский двор и, по распоряжению владельца - боярина или помещика, на рынок и в поход.

Погост - 1) место сбора дани в Древней Руси; были введены княгиней Ольгой в сер. X в. 2) административно-хозяйственная единица в средневековой Руси; 3) сельское кладбище; расположенная вдали от села церковь с кладбищем.

Пожилое - пошлина в России конце XV- XVII вв., которуюуплачивал крестьянин при уходе от сво.его владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего.

Политеи́зм (от греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «Бог, божество» - «многобожие») - система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь.

Полюдье - в Киевской Руси объезд князем и дружиной земель для сбора дани. Дань была неопределенных размеров. Происходило полюдье обычно зимой или осенью, после сбора урожая. Княгиня Ольга после трагической гибели своего мужа, князя Игоря, во время сбора полюдья (945 г.) установила уроки и погосты. С 11 – 12 вв. вместо полюдья повсеместно была введена фиксированная денежная повинность.

Поместье появилось в начале XIV в. - условное держание земли, т.е. земельное владение служилых людей, дворян, помещиков, даваемое за службу князьями. В отличие от вотчины, не передавалось по наследству до 1714 года. Указ Петра Великого о единачалии 1714 г. уравнивал в правах вотчину и поместье. Отныне поместье могло передаваться по наследству. Фактически это было началом возвышения дворянства как главной опоры самодержавия.

Посад - община торговцев и ремесленников; скорее юридическая, чем территориальная, единица в России. Поэтому каждый третий город в России не имел посада. Посады, напротив, часто существовали в сельских местностях или возле монастырей. На посаде лежали тяжелые повинности; он не был привилегированной корпорацией, как на Западе.

Часто посадом считают предместье, или неукрепленную часть города, таким образом сужая понятие.

Посадник - первоначально наместник князя в землях, входящих в состав Древнерусского государства. Впервые термин "посадник" встречается в "Повести временных лет" под 997. Позднее термин "посадник" стал означать название высшей государственной Лукинича (1354) вместо одного посадника ввела шесть, правивших пожизненно ("старые" посадники), из среды которых ежегодно избирался новый - "степенный" посадник. Реформой 1416-17 число посадников было увеличено втрое, а "степенные" посадники стали избираться на полгода. В Пскове с 1308 по 1510 учтены 78 посадников. С присоединением Новгорода и Пскова к Москве посадники были ликвидированы.

Посте́льничий - старинная должность придворного, в обязанности которого входило следить за чистотой, убранством и сохранностью царской постели. Постельничими обычно назначались близкие к царю бояре. При царе Иване III постельничими служили сыновья боярские: Еропкин, Афанасий Иванович; Карпов, Фёдор Иванович (ставший затем известным дипломатом).

При вступлении в должность постельничий присягал хранить государеву постель от колдовства и волшебства. Постельничьи ведали спальниками и всеми людьми, служившими при государевой спальне.

Православие (от греч. – верный + мнение) – одно из важнейших вероисповеданий христианства. Первоначально вся господствующая христианская церковь именовалась православной и католической. После разделения церквей название католическая осталось за западной (римской), православие – за восточной церковью. Формально датой разделения считается 1054 г., когда римский кардинал и константинопольский патриарх отлучили друг друга от церкви. Начало формирования православного направления в христианстве относится к 3 – 5 вв. Связано это с разделением Римской империи на Западную и восточную. Постепенно сформировались важнейшие отличия православия от католичества. Например: православная церковь отвергает добавление западной церкви к «символу веры» «и от сына», т.е. считает «святой дух» исходящим только от Бога-отца; в православной церкви отсутствует целибат (обязательное безбрачие духовенства), миряне причащаются как хлебом, так и вином. Центром православия стала сначала Византия и ее столица Константинополь. Постепенно возникло несколько автокефальных церквей (административно самостоятельных) церквей. Крещение Руси предпринято при Владимире Святославовиче в 988 г., когда православие стало государственной религией. С 1448 г. действует самостоятельная Русская православная церковь.

Прика́зы - органы центрального государственного управления в Русском государстве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями.

Рало - (от орать - пахать) - 1) Земледельч. орудие, близкое по типу к примитивному плугу. Р. с железными наконечниками появилось у вост. славян в 1-м тысячелетии н.э. В 9-10 вв. появился плуг. В отд. местностях нек-рые виды пахотных земледельч. орудий паз. Р. до нач. 20 в. (на Украине - орудие в виде колоды с 3-4 зубьями и др.). 2) Единица обложения княж. данью в Др. Руси, к-рая существовала примерно до 14 в. В кон. 13 - нач. 14 вв. Р. заменила повинность, к-рая наз. поплужное. Термин "Р." упомянут впервые в "Повести временных лет" при описании событий 10 в.

Родовая община - пришедшие на смену человеческому стаду более сплоченные коллективы людей, члены которых были связаны между собой узами кровного родства и верой в общего предка. Сородичи (члены родовой общины) вели общее хозяйство. Во главе общины стоял старейшина, выбираемый из числа самых опытных и уважаемых сородичей. Каждый член общины был включен в общий трудовой процесс и получал от общины часть общественной продукции. Больные и старики содержались за счет общины.

Рядовичи - 1. В Киевской Руси - люди, находившиеся в зависимости от господина по "ряду" (договору). По своему положению рядовичи были близки к закупам. По Русской Правде штраф за убийство рядовича равнялся штрафу за убийство холопа и смерда. Историк Л.В. Черепнин полагает, что на Руси не было особой категории крестьян-рядовичей, и выдвигает гипотезу, что термин "рядовичи" в Русской Правде употреблен для обозначения рядовых смердов и холопов. 2. В русских городах XIV-XVI вв. члены корпорации владельцев лавок одной профессии на городском торгу ("ряда"). Рядовичи сообща владели отведенной под лавки территорией, имели своих выборных старост, обладали особыми правами на сбыт своих товаров. В Новгороде и Пскове периода независимости рядовичи пользовались также определенными судебными правами, которые при переходе этих городов под великокняжескую власть были ограничены.

Синкрети́зм (от греч. συγκρητισμός - соединение, объединение) - соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии.

Служилые князья (служебные князья, подручники) - в средневековой Руси класс князей, находящихся на службе у владетельных князей. Одна часть их была безземельными, обычно насильственным путём лишившаяся земельных владений (с X века). Вторая часть сама была мелкими вотчинниками, вынужденными прибегать к покровительству великих князей Московских и Литовских (с XIV века), после чего сохранявшими в своих руках суд, управление и наследственное владение. Известия о служилых князьях встречаются с середины XIII века. Ранее для обозначения подобного положения одного князя по отношению к другому использовалось слово подручник (такие отношения могли быть связаны с уплатой дани), в отличие от сын (могли быть связаны с несением военной службы) и брат. В эпоху Дмитрия Донского (1363-1389) подручными князьями великого князя московского называются, в частности, белозерские князья, чьи владения были выкуплены Иваном Калитой у их предков. Впоследствии, при образовании Российского централизованного государства, в служилых превратилось большинство удельных князей. Также служилые князья, лишившись многих своих привилегий, утратили то лидирующее положение при московском дворе, которое они заняли в XIV-XV веках, уступив его боярам.

Служилые люди в Русском государстве XIV - нач. XVIII в. лица, находящиеся на государственной (военной или административной) службе. С середины XVI в. делились на служилых людей "по отечеству" (бояре, дворяне, дети боярские) и служилых людей "по прибору" (казаки, стрельцы, воротники, пушкари, городовая стража и др.). Служба "по отечеству" была наследственной, определялась происхождением. Служилые люди "по прибору" набирались из крестьян и посадских людей, которые при этом получали денежное, хлебное и земельное жалование и освобождались от государственных налогов и повинностей.

Служилые татары - этносословная группа татарского населения в Московском княжестве, Русском Царстве и Российской империи в XIV-XVIII вв. Первоначально формировались из представителей татарской феодальной знати, перешедших на русскую службу из Золотой Орды и татарских ханств, затем, после завоевания Казанского ханства (1552), из ясачных (вследствие превращения их собственных наделов в поместья), а также живших в отданных им на «кормление» русских городах (Кашире, Серпухове, Романове, Юрьеве-Польском, Боровске и т. д.). «Передача» русских земель татарским царевицам значила только получение ими с этих городов средств на содержание себя и своих воинов в обмен на военную службу на русской стороне. Оговаривалась защита русского населения от любых посягательств со стороны служилых татар и суровые наказания за попытки подобных посягательств.

Несли иррегулярную военную службу. Участвовали в Ливонской войне (1558-1583), военных походах России, охраняли границы. Также служили толмачами, писцами, послами и др. За службу получали земельное, денежное и хлебное жалованье.

Служилые татары сохраняли свою национальную систему деления и подчинялись своим ханам, мурзам и бекам (князьям). Их конные отряды обычно присоединялись к тем полкам, где в данный момент они были нужны.

Смерд (мн. смерды) - категория населения по «Русской правде», крестьянин на Руси IX-XIV веков, земледелец. Изначально свободные (в отличие от холопов), по мере развития поместной системы были постепенно закрепощены. Смерды находились в прямой зависимости от князя.

Сосло́вие - социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению: их состав, привилегии и обязанности определяются законом. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству.

Стреле́ц - служилый человек «по прибору» в XVI - начале XVIII веков; всадник или пехотинец, вооружённый «огненным боем». Стрельцы в России составили первое регулярное войско.

Стриго́льничество (стриго́льники, стриго́льниковы учениќи) - религиозное движение XIV века, возникшее в Пскове и затем распространившееся на Новгород; одно из самых известных, наряду с жидовствующими, религиозных движений в средневековой Руси. Рассматривается православными церковными историками как раскол в Русской церкви. Стригольники отвергали церковную иерархию, выражали недовольство практикой «поставления пастырей на мзде» (то есть продаже церковных должностей).

Тиун - представитель вотчинной администрации в Древней Руси. Существовали различные категории: конюший тиун управлял княжеской или боярской конюшней; ратайный тиун распоряжался сельскохозяйственными работами на господском поле; сельский тиун контролировал работы в княжеском селе земледельцев и холопов.

Те́мник (от тьма - десять тысяч) - русское наименование воинского звания тумэнбаши в Золотой Орде. В английском языке термин темник также передается словами general, emir. Темник командовал десятью тысячами воинов, состоял под непосредственным начальством хана. Некоторые из темников сыграли важную роль в истории Орды, например, Ногай, Мамай, Едигей, Бурундай. Военные советники Субудай-багатур и Джэбэ-нойон тоже были темниками.

Теория " Москва-Третий Рим"- политическая теория 15-16 вв., утверждавшая историческое значение столицы Русского государства - Москвы как всемирного политического и церковного центра. Московские цари провозглашались преемниками римских и византийских императоров. Сформулирована в письмах Филофея великому князю московскому Василию III.

Тризна - оплакивание умершего. День, установленный в память умершего, включал несколько ритуальных действий. Погребальные игры воинов, тоже называвшиеся "тризна", напоминали о земных делах умершего и о том, что человек одинаково принадлежит трем мирам: небесному, земному и подземному (отсюда сакральное "три"). Затем была страва - поминки (которые иногда неправильно называют "тризна"). С погребальным обрядом связаны также трогательные образы женских божеств смертной печали Карны (ср.: окарнать, постигла кара) и Жели, которые встречаются в "Слове о полку Игореве", Кручины и Журбы (в других племенах), - воплощающих беспредельное сострадание. Считалось, что одно лишь упоминание их имен (пожалеть, жалость) облегчает души и может спасти от многих бедствий в дальнейшем. Не случайно в фольклоре славян так много плачей и причитаний. Корень "три" с сакральным смыслом отрицания "нечета", как символа несчастья, часто встречается в заклинаниях. Ярославна плачет: "Светлое и тресветлое солнце!"

Тысяцкий - военачальник, возглавлявший древнерусское городское ополчение ("тысячу"). В Новгородской республике тысяцкий выбирался на вече из бояр на определенный срок (чаще всего на год) и являлся помощником посадника. Он предводительствовал новгородскими горожанами и наблюдал за состоянием укреплений; был также судьей по торговым делам. Тысяцкий, выполнявший свои обязанности, назывался степенным тысяцким, а после выбора на вече другого тысяцкого получал звание старого тысяцкого. В городах, не имевших вечевого управления, тысяцкие назначались князьями; в Москве и Твери - из числа знатных бояр, а их должность становилась наследственной. Опасаясь их усиления, кн. Димитрий Иванович Донской после смерти В.В. Вельяминова (1374) упразднил должность тысяцкого в Москве и казнил сына Вельяминова Ивана (1379), который добивался ее восстановления. Тысяцких стали заменять наместники, и к сер. XV в. должность тысяцкого постепенно исчезает.

Удел - доля члена княжеского рода в родовом владении. В XII-XVI вв. составная часть великого княжества, управляемая членом великокняжеской семьи - удельное княжество.

Удельные князья - переходя на службу к великому князю московскому, У.к. не порывали связи со своим уделом, сохраняя его часто как свою вотчину или же будучи назначенными наместниками великого князя. Служили при московском дворе в качестве служилых князей или бояр. Право перехода от одного князя к другому и передачи своих уделов по наследству потеряли при Иване III, который стал брать записи о верности службы. В XVI в. уделы перестали существовать, бывшие У.к. перешли на службу к великому князю московскому и вошли в состав придворной аристократии, слилившись с боярством. В их ведении был суд по «земельным» и «разбойным» делам, а их даньщики собирали в удельную казну поборы и пошлины. Во внешнеполитической сфере – полное подчинение московскому великому князю. Что касается территории, управляемой служилым князем, то она становилась административно-территориальной единицей в системе общерусского управления – уездом.

Улус - в монгольских диалектах это слово имеет несколько значений, из которых наиболее распространенные: 1) У. -племенная группа, принадлежащая к одному родовому корню; 2) наследственное владение одного из членов господствующей династии, территория и ее население. Иногда У. разрастался в крупное кочевое государство, обычно путем насильственного присоединения соседних народов. Так первоначальный У. Джучи, чингисханова сына, при следующем хане Бату в 1240 году распространился из Средней Азии на все степи Восточной Европы, подчинив себе также казачьих предков Черных Клобуков и Бродников.

Флорентийская уния - соглашение об объединении католич. и правосл. церквей на соборе во Флоренции в июле 1439. Ф. у. была заключена на условиях принятия православием догм католич. вероучения при сохранении правосл. обрядов, греч. языка при богослужении, брака священников и причащения всех верующих т. е. хлебом и вином. Папство стремилось посредством унии подчинить правосл. церковь и «правосл. страны» своему влиянию. Греч. духовенство и визант. император Иоанн Палеолог согласились на унию, надеясь получить помощь от Зап. Европы в борьбе против турок. Акт об унии подписал и рус. митрополит Исидор, грек по национальности. Однако рус. духовенство и великий князь Василий II Темный отказались принять Ф. у.; Исидор был низложен. Только в нек-рых юго-зап. областях Руси, подчиненных в то время лит. князю, Ф. у. была принята. Отказ рус. церк. и светских властей признать Ф. у. перечеркнул планы папства относительно подчинения Руси своему политич. влиянию. Это имело большое значение для укрепления международ, положения рус. гос-ва. Вскоре Ф. у. была отвергнута и в Византии: Иерусалимский собор правосл. церкви 1443 предал ее проклятию.

Холопы - люди, право владения которыми у господ не было ничем ограничено (фактически они были рабами в русском феодальном обществе). Известны на Руси с 10 в. Холопы не имели своей собственности и в любой момент могли быть проданы или отданы любому лицу. За действия холопа нес ответственность господин. Вместе с тем, в отличие от рабов античных, холопы могли быть «посажены» на землю в качестве крепостных. Холопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или за преступление, через женитьбу или замужество на холопе или холопке. В реальной жизни холопы состояли из двух категорий: слуги феодала, входившие в состав его личной челяди и дружины (из их среды выходила княжеская администрация и даже видные представители господствующего класса)); вторую категорию составляли пашенные холопы («страдники»), холопы-ремесленники. На протяжении 16 в., в связи с распространением крепостного права, роль холопов уменьшалась. С 17 в. наиболее массовым становится «служилое» холопство. Часть его, получая за «службу» землю в условное держание, вливались в состав господствующего слоя, становясь как бы холопами великого князя. Другая часть в 17 – 18 вв. была «положена в тягло» (т.е. подати, натуральные налоги или повинности крестьян и посадских людей в 15 – 18 вв.), слившись с массой крепостных крестьян.