Есть ли жизнь после смерти: доказательства существования загробного мира. Что происходит с душой после смерти: теории и гипотезы, куда попадает человеческая душа Душа после смерти факты

Содержание

Вопрос о том, что будет после ухода из жизни, интересует человечество с древних времен – с самого момента появления раздумий о смысле собственной индивидуальности. Сохранится ли сознание, личность после умирания физической оболочки? Куда попадает душа после смерти – научные факты и утверждения верующих одинаково твердо доказывают и опровергают возможность загробного существования, бессмертия, свидетельства очевидцев и ученых в равной степени сходятся и противоречат друг другу.

Доказательства существования души после смерти

Доказать наличие души (анимы, атмана и др) человечество стремилось еще с эпох шумерско-аккадской и египетской цивилизаций. Фактически все религиозные учения базируются на том, что человек состоит из двух сущностей: материальной и духовной. Вторая составляющая является бессмертной, базисом личности, и будет существовать после смерти физической оболочки. То, что говорят ученые о жизни после смерти, не противоречит большинству тезисов богословов о существовании загробного мира, так как наука изначально вышла из монастырей, когда монахи были собирателями знаний.

После научной революции в Европе многие практики попытались выделить и доказать существование души в материальном мире. Параллельно западноевропейская философия определяла самосознание (самоопределение) как источник человека, его творческих и эмоциональных позывов, стимула к рефлексии. На этом фоне возникает вопрос – что произойдет с духом, который формирует личность, после разрушения физического тела.

До развития физики и химии доказательства существования души базировались исключительно на философских и теологических работах (Аристотель, Платон, канонические религиозные труды). В средние века алхимия пыталась вычленить аниму не только человека, но и любых элементов, флоры и фауны. Современная наука о жизни после смерти и медицина пытаются зафиксировать наличие души на основании личного опыта очевидцев, переживших опыт клинической смерти, медицинских данных и изменений состояния пациентов в различные моменты их жизни.

В христианстве

Христианская церковь (в ее признанных миром направлениях) относится к человеческой жизни как к подготовительному этапу посмертия. Это не означает, что материальный мир не имеет значения. Наоборот, главное, что предстоит христианину в жизни, - это жить так, чтобы впоследствии попасть в рай и обрести вечное блаженство. Доказательств наличия души для любой религии не требуется, данный тезис является базисом для религиозного сознания, без него оно не имеет смысла. Подтверждением существования души для христианства может косвенно служить личный опыт верующих.

Душа христианина, если верить догматам, является частью Бога, но способной самостоятельно принимать решения, творить и созидать. Поэтому существует понятие посмертного наказания или награды в зависимости от того, как относился человек при материальном существовании к выполнению заповедей. Фактически после смерти возможны два ключевых состояния (и промежуточное – только для католицизма):

  • рай – состояние наивысшего блаженства, нахождения рядом с Творцом;
  • ад – наказание за неправедную и греховную жизнь, которая противоречила заповедям веры,место вечных мучений;
  • чистилище – место, которое присутствует только в католической парадигме. Обитель тех, кто умирает в мире с Богом, но нуждается в дополнительном очищении от неискупленных при жизни грехов.

В исламе

Вторая мировая религия, ислам, по догматическим основам (принцип мироздания, наличие души, посмертное существование) кардинально не отличается от христианских постулатов. Наличие частицы Создателя внутри человека определяется в сурах Корана и религиозными трудами исламских богословов. Мусульманин должен жить порядочно, соблюдать заповеди, чтобы попасть в рай. В отличие от христианского догмата о Страшном Суде, где судия – Господь, Аллах не принимает участие в определении, куда попадет душа после смерти (судят два ангела – Накир и Мункар).

В буддизме и индуизме

В буддизме (в европейском понимании) существуют два понятия: атман (духовная сущность, высшее Я) и анатман (отсутствие самостоятельной личности и души). Первое относится в внетелесным категориям, а второе – к иллюзиям материального мира. Поэтому нет точного определения, какая конкретная часть отправляется в нирвану (буддийский рай) и растворяется в ней. Одно можно сказать точно: после окончательного погружения в посмертие сознание каждого, с точки зрения буддистов, вливается в общее Я.

Жизнь человека в индуизме, как точно заметил бард Владимир Высоцкий, это череда переселений. Душа или сознание не помещаются с рай или ад, а в зависимости от праведности земной жизни перерождаются в другую личность, животное, растение или даже камень. С этой точки зрения доказательств посмертного опыта гораздо больше, потому что существует достаточное количество зафиксированных свидетельств, когда человек полностью рассказывал свою предыдущую жизнь (учитывая, что знать о ней он не мог).

В древних религиях

Иудаизм до сих пор не определил свое отношение к самой сути души (нешамы). В данной религии существует огромное количество направлений и традиций, которые могут противоречить даже в базовых принципах друг другу. Так, саддукеи уверены, что нешама смертна и погибает вместе с телом, фарисеи же считали ее бессмертной. Некоторые течения иудаизма базируются на принятом из Древнего Египта тезисе о том, что душа должна пройти цикл перерождений для достижения совершенства.

Фактически, каждая религия базируется на том, что цель земной жизни – возвращение души к своему создателю. Убежденность верующих в существовании загробной жизни базируется в большей своей части на вере, а не на доказательствах. Но нет и доказательств, опровергающих существование души.

Смерть с научной точки зрения

Максимально точное определение смерти, которое принято среди научного сообщества – необратимая утрата жизненных функций. Клиническая смерть подразумевает кратковременную остановку дыхания, кровообращения и мозговой активности, после чего пациент возвращается к жизни. Количество определений конца жизни даже у современной медицины и философии превышает два десятка. Этот процесс или факт остается такой же тайной, как и факт наличия или отсутствия души.

Доказательства жизни после смерти

"Есть многое на свете, друг Гораций, что и не снилось нашим мудрецам" - эта шекспировская цитата с большой долей точности отражает отношение ученых к непознаваемому. Ведь то, что мы не знаем о чем-то, вовсе не означает, что этого нет.

Найти доказательства существования жизни после смерти – это попытка подтверждения факта наличия души. Материалисты утверждают, что весь мир состоит из только частиц, но при этом наличие энергетической сущности, субстанции или поля, которые создают личность, никак не противоречит классической науке из-за недоказанности (например, бозон Хиггса, недавно найденную частицу, считали вымыслом).

Свидетельства людей

В этих случаях считаются достоверными рассказы людей, которые подтверждаются независимой комиссией из психиатров, психологов и теологов. Условно их разделяют на две категории: воспоминания о прошлых жизнях и рассказы переживших клиническую смерть. Первый случай - эксперимент Яна Стивенсона, который установил около 2000 фактов реинкарнации (под гипнозом тестируемый не может врать, а множество указанных пациентами фактов подтверждались историческими данными).

Описания состояния клинической смерти часто объясняют кислородным голоданием, которое испытывает в это время человеческий мозг, и относятся к ним с немалой долей скепсиса. Однако поразительно одинаковые рассказы, которые фиксируют не одно десятилетие, могут говорить о том, что нельзя исключать факт выхода некоей сущности (души) из материального тела на момент его гибели. Стоит упомянуть большое количество описаний мелких деталей, касающихся операционных, врачей и окружения, произносимых ими фраз, которые пациенты в состоянии клинической смерти знать не могли.

Факты истории

К историческим фактам наличия загробной жизни можно отнести воскрешение Христа. Здесь имеется в виду не только основа христианской веры, но большое количество исторических документов, которые не были связаны между собой, но в единый период времени описывали одинаковые факты и события. Еще, для примера, стоит упомянуть знаменитую признанную подпись Наполеона Бонапарта, которая появилась на документе Людовика XVIII в 1821 году после смерти императора (признана подлинной современными историками).

Научные доказательства

Знаменитым исследованием, которое в некоторой степени подтвердило наличие души, считается серия опытов («прямое взвешивание души») американского врача Дункана Макдугалла, который фиксировал стабильную потерю веса тела на момент смерти наблюдаемых пациентов. В пяти подтвержденных научным сообществом экспериментах потеря массы составила от 15 до 35 грамм. Отдельно наука считает относительно доказанными следующие тезисы "новое в науке о жизни после смерти":

  • сознание продолжает существовать после отключения мозга во время клинической смерти;
  • внетелесный опыт, видения, который переживают пациенты во время операций;
  • встреча с умершими родственниками и людьми, которых больной мог даже не знать, но описывал после возвращения;
  • общая схожесть опыта клинической смерти;
  • научные доказательства жизни после смерти, основанные на изучении состояний посмертного перехода;
  • отсутствие дефектов у инвалидов во время внетелесного нахождения;
  • возможность детей помнить прошлую жизнь.

Есть ли подтверждения жизни после смерти, достоверные на 100%, сказать тяжело. Всегда найдется объективный контртезис на любой факт посмертного опыта. У каждого есть индивидуальные представления на этот счет. Пока не будет доказано наличие души так, чтобы даже далекий от науки человек согласился с этим фактом, споры будут продолжаться. Однако научный мир стремится к максимальному исследованию тонких материй, чтобы приблизиться к пониманию, научному объяснению человеческой сущности.

Видео




Жизнь после смерти Исповедь покойника
Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Мы все состоим из энергии, а наше тело лишь оболочка. Душа после смерти вновь становится энергией. Это подтверждают опыты многих людей.

Возможна ли жизнь после смерти физического тела? Тем, кому доступно видение тонкого мира, утверждают, что после физической смерти путь души не прекращается.

Один из таких опытов вы найдете этой статье.

Душа после смерти еще какое-то врем остается с нами

«В 1997 году у меня умер отец. Вот тогда я впервые поверила в чудо.

После перенесенного инфаркта папа полтора года не разговаривал. После смерти тело лежало на досках, я сидела на диване и смотрела на отца.

Вдруг я увидела, как тонкая энергетическая оболочка поднялась над телом и села.

Образ отца спустил ноги, встал и подошел ко мне. Я услышала его голос, такой родной и любимый. Он что-то спросил меня, а потом показал все, что будет происходить в день похорон.

Я бы не сказала, что мне было жутко, нет, я просто находилась в шоке.

Все происходящее было как в кино. Вот мы вместе с отцом переместились на кладбище. «Квартира» отцу понравилась.

Но когда его самый младший внук решил помочь мужикам, папа стал выгонять его из могилы, просил ничего не трогать.

Затем он показал мне, что будет происходить на поминках: кто будет присутствовать, как все пройдет.

Все, что я увидела, действительно сбылось.

Потом отец попрощался и растворился в воздухе».

Что делает душа после смерти?

Наше тело — это лишь оболочка, но на самом деле мы нечто большее. Наша душа¹ -это энергия. Душа после смерти переходит в новое качество, растворяется в общей энергии пространства, чтобы потом вновь обрести плоть. Я точно знаю, что жизнь после смерти существует!

Личный дар и тайные способности, которыми вы обладаете с рождения… Вероятно, о многих из них вы даже не подозреваете! А ведь, может быть, именно они могут помочь вам достичь желаемого! Узнайте, какие качества вам стоит развивать, по какому пути идти, в каком направлении двигаться! В этом вам поможет ваша персональная диагностика. Чтобы получить ее, заполните


В первых девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего христианского учения. На Западе подлинное христианское учение об Ангелах, воздушном царстве падших духов, о природе общения людей с духами, о небе и аде было потеряно или искажено, в результате чего имеющие место в настощее время "посмертные" опыты получают совершенно неверное толкование. Единственным удовлетворительным ответом на эту ложную интерпретацию является православное христианское учение.

Настоящая книга имеет слишком ограниченный объем, чтобы изложить полностью православное учение о потустороннем мире и посмертной жизни; наша задача была куда более узкой – изложить это учение в той мере, в какой было бы достаточно, чтобы ответить на вопросы, поднимаемые современными "посмертными" опытами, и указать читателю на те православные тексты, где содержится это учение. В заключении мы здесь специально даем краткое изложение православного учения о судьбе души после смерти. Это изложение состоит из статьи, написанной одним из последних выдающихся богословов нашего времени, архиепископом Иоанном (Максимовичем) за год до его смерти. Его слова напечатаны более узким столбцом, а объяснения к его тексту, комментарии и сравнения напечатаны как обычно.

Архиепископ Иоанн (Максимович)

"Жизнь после смерти"

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.

(Никейский символ веры)

Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем". Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. IX, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.

Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное.

Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, епископ Феофан Затворник пишет: "Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая" ("Душеполезное чтение", август 1894).

После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: "Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза" (св. Амвросий "Смерть как благо").

Преп. авва Дорофей суммирует учение ранних отцов по этому вопросу: "Ибо души помнят все, что было здесь, как говорят отцы, и слова, и дела, и мысли, и ничего из этого не могут забыть тогда. А сказано в псалме: В той день погибнут вся помышления его (Пс. 145, 4); это говорится о помышлениях века сего, т. е. о строении, имуществе, родителях, детях и всяком деянии и поучении. Все сие о том, как душа выходит из тела, погибает... А что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит и ничего из этого для нее не погибает... И ничего, как я сказал, не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела" (авва Дорофей. Поучение 12).

Великий подвижник V века преп. Иоанн Кассиан ясно формулирует активное состояние души после смерти в ответе еретикам, верившим в то, что душа после смерти бессознательна: "Души после разлучения с телом бывают не праздны, не остаются без всякого чувства; это доказывает евангельская притча о богатом и Лазаре (Лук. XVI, 19-31)... Души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т. е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать... они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога. И действительно, если, рассмотрев свидетельства Священного Писания о природе самой души по мере нашего смысла, несколько порассудим, то не будет ли, не говорю, крайней глупостию, но безумием – хоть слегка подозревать, что драгоценнейшая часть человека (т. е. душа), в которой, по блаженному апостолу, заключается образ Божий и подобие (1 Кор. XI, 7; Кол. III, 10), по отложении этой дебелости телесной, в которой она находится в настоящей жизни, будто становится бесчувственною – та, которая содержит в себе всякую силу разума, своим причастием даже немое и бесчувственное вещество плоти делает чувствительным? Отсюда следует, и свойство самого разума требует того, чтобы дух по сложении этой плотской дебелости, которая ныне ослабляется, свои разумные силы привел в лучшее состояние, восстановил их более чистыми и более тонкими, а не лишился их".

Современные "посмертные" опыты сделали людей потрясающе осведомленными о сознательности души после смерти, о большей остроте и быстроте ее умственных способностей. Но самой по себе этой осведомленности недостаточно, чтобы защитить находящегося в таком состоянии от проявлений внетелесной сферы; следует владеть ВСЕМ христианским учением по этому вопросу.

Начало духовного видения

Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие.

Этот опыт умирающих наблюдался в течение веков, и сегодня подобные случаи с умирающими – не новость. Однако, здесь следует повторить сказанное выше – в гл. 1, ч. 2: только в благодатных посещениях праведных, когда появляются святые и Ангелы, мы можем быть уверены, что это явились действительно существа из другого мира. В обычных же случаях, когда умирающий начинает видеть почивших друзей и родственников, это может быть лишь естественное знакомство с невидимым миром, в который он должен войти; подлинная же природа образов почивших, появляющихся в этот момент, известна, возможно, одному лишь Богу, – и нам нет нужды вникать в это.

Ясно, что Бог дает этот опыт как наиболее очевидный способ сообщить умирающему, что потусторонний мир не есть совсем незнакомое место, что жизнь там также характеризуется любовью, которую человек питает к своим близким. Преосвященный Феофан трогательно излагает эту мысль в словах, обращенных к умирающей сестре: "Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им и наши передай приветы, – и проси попещись о нас. Тебя окружают твои дети с своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь".

Встреча с духами

Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе ей по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече.

Здесь нам снова серьезно напоминают, что потусторонний мир, хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми "на курорте" счастья, а будет духовным столкновением, которое испытывает расположение нашей души во время жизни – склонялась ли она больше к Ангелам и святым через добродетельную жизнь и повиновением заповедям Божиим или же, путем нерадения и неверия, сделала себя более годной для общества падших духов. Преосвященный Феофан Затворник хорошо сказал (см. выше конец гл. VI), что даже испытание на воздушных мытарствах может оказаться, скорее, испытанием искушениями, чем обвинением.

Хотя сам факт суда в загробной жизни стоит вне всякого сомнения – как Частного Суда сразу по смерти, так и Страшного Суда в конце света, – внешний приговор Божий будет только ответом на внутрреннее расположение, которое душа создала в себе по отношению к Богу и духовным существам.

Первые два дня после смерти

В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.

Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви с IV века. Предание сообщает, что Ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день по смерти: "Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих" ("Слова св. Макария Александрийского о исходе душ праведных и грешных", "Христ. чтение", август 1831).

В православном чине погребения усопших преп. Иоанн Дамаскин ярко описывает состояние души, расставшейся с телом, но все еще находящейся на земле, бессильной общаться с любимыми, которых она может видеть: "Увы мне, яковый подвиг имать душа, разлучающаяся от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! ко Ангелам очи возводящи, бездельно молится: к человекам руце простирающи, не имать помогающаго. Тем же, возлюблении мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость" (Последование погребения мирских человек, стихира самогласна, глас 2).

В письме к мужу упоминавшейся выше своей умирающей сестры св. Феофан пишет: "Ведь сестра-то сама не умрет; тело умирает, а лице умирающего остается. Переходит только в другие порядки жизни. В теле, лежащем под святыми и потом выносимом, ее нет, и в могилу ее не прячут. Она в другом месте. Так же жива, как теперь. В первые часы и дни она будет около вас. – И только не проговорит, – да увидеть ее нельзя, а то тут... Поимейте сие в мысли. Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отрадное. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась. Она смотрит и, верно, дивится тому ("Душеполезное чтение", август 1894).

Следует иметь в виду, что это описание первых двух дней после смерти дает общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций. Действительно, большинство процитированных в этой книге отрывков из православной литературы не подходит под это правило, – и по вполне очевидному соображению: святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие же, подобно К. Икскулю, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божия Провидения. С другой стороны, все современные "посмертные" опыты, как бы они не были фрагментарны, не подходят под это правило: внетелесное состояние есть лишь начало первого периода бесплотного странствия души к местам ее земных привязанностей, но никто из этих людей не пробыл в состоянии смерти достаточно долго, чтобы даже встретить двух Ангелов, которые должны сопровождать их.

Некоторые критики православного учения о посмертной жизни находят, что подобные отклонения от общего правила "посмертного" опыта являются доказательствами противоречий в православном учении, но такие критики понимают все слишком буквально. Описание первых двух дней (а также и последующих) ни в коем случае не является какой-то догмой; это просто модель, которая лишь формулирует самый общий порядок "посмертного" опыта души. Многие случаи как в православной литературе, так и в рассказах о современных опытах, где мертвые мгновенно являлись живым в первый день или два после смерти (иногда во сне), служат примерами истинности того, что душа действительно остается вблизи земли на некоторое короткое время. (Подлинные явления мертвых после этого краткого периода свободы души куда более редки и всегда бывают по Божьему Произволению с какой-то особой целью, а не по чьей-то собственной воле. Но к третьему дню, а часто и раньше, этот период подходит к концу.)

Мытарства

В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых "мытарств", на каждом из которых истязуется тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с Небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на Небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.

В шестой главе приведен ряд святоотеческих и агиографических текстов о мытарствах, и нет нужды добавлять здесь еще что-либо. Однако и здесь мы можем отметить, что описания мытарств соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, а индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (Частный Суд), где подводится итог той "невидимой брани", которую она вела (или не вела) на земле против падших духов.

Продолжая письмо мужу умирающей сестры, епископ Феофан Затворник пишет: "У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Там нужна ей помощь! – Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль ее к вам: "Помогите!" – Вот на что вам надлежит устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю – самое действительно засвидетельствование любви будет – если с минуты отхода души, вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь, где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии, о ее неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу – ей о помощи, в продолжении шести недель – да и далее. В сказании Феодоры – мешец, из которого Ангелы брали, чтобы отделываться от мытарей, – это были молитвы ее старца. То же будет и ваши молитвы... Не забудьте так сделать... Се и любовь!"

Критики православного учения часто неправильно понимают тот "мешок золота", из которого на мытарствах Ангелы "платили за долги" блаженной Феодоры; иногда его ошибочно сравнивают с латинским понятием "сверхдолжных заслуг" святых. И здесь также такие критики слишком буквально читают православные тексты. Здесь имеется в виду не что иное, как молитвы об усопших Церкви, в частности, молитвы святого и духовного отца. Форма, в которой это описывается, – вряд ли есть даже необходимость говорить об этом – метафорическая.

Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях (см. некоторые цитаты в главе о мытарствах). В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В "Каноне на исход души", читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари:

"Воздушнаго князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напраснаго сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли" (песнь 4).

"Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестнаго и смраднаго и мрачнаго бесов образа" (песнь 6).

"Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице" (песнь 8).

Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям.

Сорок дней

Затем, успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа на протяжении еще 37 дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых.

Конечно, нет ничего странного в том, что, пройдя мытарства и покончив навсегда с земным, душа должна познакомиться с настоящим потусторонним миром, в одной части которого она будет пребывать вечно. Согласно откровению Ангела преп. Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов ангельских) связано с тем, что до сего времени душе показывали красоты рая и только после этого, в течение остальной части сорокадневного периода ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Страшного Суда. И здесь также эти числа дают общее правило или модель послесмертной реальности и, несомненно, не все умершие завершают свой путь согласно этому правилу. Мы знаем, что Феодора действительно завершила свое посещение ада именно на сороковой – по земным меркам времени – день.

Состояние души до Страшного Суда

Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв.

Учение Церкви о состоянии душ на Небе и в аду до Страшного Суда более подробно изложено в словах св. Марка Эфесского.

Польза молитвы, как общественной, так и частной, о душах, находящихся в аду, описана в житиях святых подвижников и в святоотеческих писаниях.

В житии мученицы Перпетуи (III век), например, судьба ее брата была открыта ей в образе наполненного водой водоема, который был расположен так высоко, что он не мог дотянуться до него из того грязного, невыносимо жаркого места, куда он был заключен. Благодаря ее усердной молитве на протяжении целого дня и ночи, он смог дотянуться до водоема, и она увидела его в светлом месте. Из этого она поняла, что он избавлен от наказания ("Жития святых", 1 февраля).

Подобных случаев много в житиях православных святых и подвижников. Если кто-то склонен к излишнему буквализму в отношении этих видений, то следует, наверное, сказать, что конечно, формы, которые принимают эти видения (обычно во сне), – не обязательно "фотографии" того, в каком положении находится душа в ином мире, но, скорее, образы, передающие духовную правду об улучшении состояния души по молитвам оставшихся на земле.

Молитва об усопших

Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: "Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей"; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. "Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?" – спросил иеромонах. – "Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв".

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной Литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение "о иже в аде держимых".

Св. Григорий Великий, отвечая в своих "Собеседованиях" на вопрос, "есть ли нечто такое, что могло бы быть полезно душам после смерти", учит: "Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия... Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях. Поэтому мы должны от всего сердца презирать этот мир, как если бы его слава уже прошла, и ежедневно приносить Богу жертву наших слез, когда мы приносим в жертву Его священную Плоть и Кровь. Только эта жертва имеет силу спасать душу от вечной смерти, ибо она таинственно представляет нам смерть Единородного Сына" (IV; 57, 60).

Св. Григорий приводит несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию об их упокоении или благодарящих за это; однажды также один пленный, которого жена считала умершим и по ком она в определенные дни заказывала Литургию, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей – именно в те дни, когда за него совершалась Литургия (IV; 57, 59).

Протестанты обычно считают, что церковные молитвы за усопших несовместимы с необходимостью обрести спасение в первую очередь в этой жизни: "Если ты можешь быть спасен Церковью после смерти, тогда зачем утруждать себя борьбой или искать веру в этой жизни? Будем есть, пить и веселиться"... Конечно, никто из придерживающихся таких взглядов никогда не достигал спасения по церковным молитвам, и очевидно, что такой аргумент является весьма поверхностным и даже лицемерным. Молитва Церкви не может спасти того, кто не хочет спасения или кто никогда сам при жизни не приложил для этого никаких усилий. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви или отдельных христиан об усопшем есть еще один результат жизни этого человека: о нем бы не молились, если бы за свою жизнь он не сделал ничего такого, что могло бы вдохновить такую молитву после его смерти.

Св. Марк Эфесский также обсуждает вопрос о церковной молитве за умерших и облегчении, которое она им доставляет, приводя в качестве примера молитву св. Григория Двоеслова о римском императоре Траяне – молитву, вдохновленную добрым делом этого языческого императора.

Что мы можем сделать для умерших?

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих".

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.

Как только кто умер, немедленно зовите священника или сообщите ему, чтобы он мог прочитать "Молитвы на исход души", которые положено читать над всеми православными христианами после их смерти. Постарайтесь, по мере возможности, чтобы отпевание было в церкви и чтобы над усопшим до отпевания читалась Псалтирь. Отпевание не должно быть тщательно обставленным, но совершенно необходимо, чтобы оно было полным, без сокращения; думайте тогда не о своем удобстве, но об умершем, с которым вы навеки расстаетесь. Если в церкви одновременно несколько покойников, не отказывайтесь, если вам предложат, чтобы отпевание было общим для всех. Лучше, чтобы отпевание было отслужено одновременно о двух или более усопших, когда молитва собравшихся близких будет более горячей, чем чтобы последовательно было отслужено несколько отпеваний и службы, из-за отсутствия времени и сил, были сокращены, потому что каждое слово молитвы об усопших подобно капле воды для жаждущего. Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба. Хорошо также послать пожертвование в память усопшего монастырям, а также в Иерусалим, где в святых местах возносится непрестанная молитва. Но сорокадневное поминование должно начаться сразу же по смерти, когда душе особенно нужна молитвенная помощь, и поэтому поминовение следует начать в ближайшем месте, где есть ежедневная служба.

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. V, 7).

Воскресение тела

Однажды весь этот тленный мир придет к концу и наступит вечное Царство Небесное, где души искупленных, воссоединенные со своими воскресшими телами, бессмертные и нетленные, будут навеки пребывать со Христом. Тогда частичная радость и слава, которую даже ныне знают души на Небе, сменится полнотой радости нового творения, для которой был создан человек; но те, кто не принял спасения, принесенного на землю Христом, будут мучиться вечно – вместе с их воскресшими телами – в аду. В заключительной главе "Точного изложения православной веры" преп. Иоанн Дамаскин хорошо описывает это конечное состояние души после смерти:

"Верим же и в воскресение мертвых. Ибо оно истинно будет, будет воскресение мертвых. Но, говоря о воскресении, мы представляем себе воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное воздвижение упавшего; души же, будучи бессмертными, каким образом воскреснут? Ибо, если смерть определяют как отделение души от тела, то воскресение есть, конечно, вторичное соединение души и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа. Итак, само тело, истлевающее и разрешающееся, оно само воскреснет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале произвел его из праха земли, может снова воскресить его, после того, как оно опять, по изречению Творца, разрешилось и возвратилось назад в землю, из которого было взято...

Конечно, если только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчена. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказана. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние...

Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы в огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворшая благая, как солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь" (стр. 267-272).

Когда тело умирает, душа попадает в совершенно непривычные для нее, новые условия. Здесь она уже не может ничего изменить и должна смириться с произошедшим. Существенное значение имеет духовное развитие человека при жизни, его глубокая вера в Бога. Именно это помогает душе успокоиться, понять свое подлинное предназначение и найти место в другом измерении.

Люди, испытавшие клиническую смерть, часто описывают свое состояние как стремительное перемещение по темному тоннелю, в конце которого сияет яркий свет.

Индийская философия объясняет этот процесс существованием в нашем теле каналов, по которым дух покидает тело, это:

  • Пупок
  • Гениталии



Если дух выходит через рот, он опять возвращается на Землю; если через пупок – находит пристанище в космосе, а если через гениталии, то попадает в темные миры. При выходе духа из ноздрей он устремляется в сторону луны или солнца. Таким способом жизненная энергия проходит через эти тоннели и покидает тело.

Где находится душа после смерти

После физической погибели нематериальная оболочка человека попадает в тонкий мир и находит там свое место. Основные чувства, мысли и эмоции человека при переходе в другое измерение не меняются, но становятся открытыми для всех его обитателей.

Сначала душа не понимает, что она находится в тонком мире, так как ее мысли и чувства остаются прежними. Способность увидеть свое тело с высоты позволяет ей понять, что она отделилась от него и теперь просто витает в воздухе, легко паря над землей. Все эмоции, которые приходят в этом пространстве, полностью зависят от внутреннего богатства человека, его позитивных или негативных качеств. Именно здесь душа после смерти находит свой ад или рай.



Тонкое измерение состоит из многочисленных слоев и уровней. И если при жизни человек может скрыть свои настоящие помыслы и сущность, то здесь они полностью оголятся. Его эфемерная оболочка должна занять тот уровень, которого достойна. Позиция в тонком мире определяется сущностью человека, его жизненными поступками и духовным развитием.

Все слои иллюзорного мира делятся на низшие и высшие:

  • В низшие уровни попадают те души, которые при жизни получили недостаточное духовное развитие. Они должны находиться только внизу и не могут подняться ввысь, пока не достигнут ясного внутреннего сознания.
  • Обитатели верхних сфер наделены светлыми духовными чувствами и без проблем перемещаются в любом направлении этого измерения.



Попадая в тонкий мир, душа не может врать или утаивать черные, порочные желания. Ее тайная сущность теперь ясно отражается на ее призрачном облике. Если личность при жизни была честна и благородна, ее оболочка сияет ярким заревом и красотой. Темная душа выглядит безобразно, отталкивает своим видом и грязными помыслами.

Что происходит через 9, 40 дней и полгода после смерти

В первые дни после кончины дух человека находится в том месте, где он жил. По церковным канонам, душа после смерти готовится к Божьему суду 40 дней.

  • Первые три дня она путешествует по местам своей земной жизни, а с третьего по девятый она направляется к вратам Рая, где ей открываются особенная атмосфера и счастливое существование этого места.
  • С девятого по сороковой дни душа посещает страшное жилище Тьмы, где ей предстоит увидеть мучения грешников.
  • По истечении 40 дней она должна повиноваться решению Всевышнего о дальнейшей ее участи. Повлиять на течение событий душе не дано, но улучшить ее удел могут молитвы близких родственников.
Смерть Это преобразование оболочки человека в другое состояние, переход в иное измерение.

Родственникам нужно постараться не устраивать громких рыданий или истерик и принять все как данность. Душа все слышит, и такая реакция может доставить ей сильные муки. Родственникам необходимо произносить священные молитвы, чтобы успокоить ее, указать верный путь.

Через полгода и год после кончины дух умершего приходит к своим родственникам в последний раз, чтобы проститься.



Православие и смерть

Для верующего христианина смерть – это не что иное, как переход в вечность. Православный человек верит в загробную жизнь, хотя в разных религиях она представляется по-иному. Неверующий отрицает существование тонкого мира и абсолютно уверен, что жизнь человека заключается в периоде между рождением и кончиной, а затем наступает пустота. Он старается взять от жизни по максимуму и очень боится смерти.

Православному человеку земная жизнь не представляется, как абсолютная ценность. Он твердо уверен в вечном бытие и принимает свое существование, как подготовка к переходу в другое, совершенное измерение. Христиане беспокоятся не о количестве прожитых лет, а о качестве собственной жизни, глубине ее помыслов и деяний. На первое место они ставят духовное богатство, а не звон монет или могущественную власть.

Верующий человек готовится к своему последнему пути, искренне веря, что его душа после смерти обретет вечную жизнь. Он не боится своей кончины и знает, что этот процесс не несет зло или катастрофу. Это просто временное разлучение эфемерной оболочки с телом в ожидании окончательного их воссоединения в тонком мире.



Душа самоубиенного после смерти

Считается, что человек не имеет права лишать себя жизни, так как она дана ему Всевышним, и только он может ее забрать. В минуты страшного отчаяния, боли, страданий человек решает покончить с жизнью не самостоятельно – в этом ему содействует Сатана.

После кончины дух самоубиенного устремляется к Вратам Рая, но вход туда для него закрыт. При его возвращении на землю он начинает длительный и мучительный поиск своего тела, но также не может найти его. Страшные мытарства души длятся очень долго, пока не приходит срок естественной смерти. Только тогда Господь решает, куда отправится измученная душа самоубийцы.



В древние времена людей, покончивших с собой, было запрещено хоронить на кладбище. Их могилы находились на краю дорог, в густом лесу или болотистой местности. Все предметы, при помощи которых человек совершал самоубийство, тщательно уничтожались, а дерево, где произвелось повешение, срубалось и сжигалось.

Переселение душ после смерти

Сторонники теории о переселении душ уверенно утверждают, что душа после смерти обретает новую оболочку, другое тело. Восточные практики заверяют, что трансформирование может происходить до 50 раз. О фактах из своей прошлой жизни человек узнает только в состоянии глубокого транса или при обнаружении у него некоторых заболеваний нервной системы.

Наиболее известным лицом в изучении реинкарнации является психиатр из США Ян Стивенсон. По его теории, неопровержимыми доказательствами переселения души выступают:

  • Уникальная способность говорить на странных языках.
  • Наличие шрамов или родимых пятен у живого и умершего человека в идентичных местах.
  • Точные исторические повествования.

Практически все люди, пережившие реинкарнацию, имеют какие-либо врожденные дефекты. Например, человек, имеющий непонятный нарост на затылке, во время транса вспомнил, что в прошлой жизни его зарубили. Стивенсон начал расследование и нашел семью, где смерть одного из ее членов произошла именно таким способом. Форма раны умершего, словно зеркальное отражение, была точной копией этого нароста.

Подробности о фактах из прошлой жизни поможет вспомнить гипноз. Ученые, проводившие исследования в этой сфере, опросили в состоянии глубокого гипноза несколько сотен человек. Почти 35% из них рассказывали о событиях, которые никогда не происходили с ними в реальной жизни. Некоторые люди начинали говорить на неизвестных языках, с выраженным акцентом или на древнем диалекте.

Однако не все исследования научно доказаны и вызывают множество размышлений и споров. Некоторые скептики уверены, что человек во время гипноза может просто фантазировать или идти на поводу у гипнотизера. Также известно, что невероятные моменты из прошлого могут озвучивать люди после клинической смерти или пациенты с тяжелыми заболеваниями психики.

Медиумы о жизни после смерти

Приверженцы спиритизма в один голос заявляют о том, что существование после смерти продолжается. Доказательством этому является общение медиумов с духами умерших людей, получение от них информации или наставлений близким. По их словам, потусторонний мир не выглядит ужасно, – наоборот, он освещен яркими красками и лучезарным светом, от него исходит тепло и счастье.



Библия осуждает вторжение в мир умерших. Однако существуют почитатели «христианского спиритизма», которые защищают свои действия, приводя в пример учения Зодиака, последователя Иисуса Христа. По его преданиям потусторонний мир духов складывается из разных сфер и слоев, а духовное развитие продолжается даже после смерти.

Абсолютно все утверждения медиумов вызывают любопытство у исследователей паранормальных явлений, и некоторые из них приходят к выводам, что они говорят правду. Однако большинство реалистов уверены, что поклонники спиритизма всего лишь обладают хорошей способностью к убеждению и отличной проницательностью от природы.

«Время собирать камни»

Каждого человека страшит смерть, поэтому он старается докопаться до истины, узнать о неизвестном тонком мире как можно больше. На протяжении жизни он всеми силами старается продлить годы существования, прибегая порой даже к необычным методам.

Однако придет время, и нам придется расстаться со своим привычным миром и уйти в другое измерение. И для того чтобы душа после смерти не блуждала в поисках обретения спокойствия, необходимо достойно прожить отведенные годы, накопить духовное богатство и что-то изменить, понять, простить. Ведь возможность исправить свои ошибки есть только на Земле, когда ты жив, и другого шанса это сделать уже не будет.

В статье рассказывается о наблюдении смертельного исхода человека со стороны, с помощью ясновидения. Описаны все процессы, которые испытывает душа (тонкое тело человека) в данной фазе перехода от одного состояния, в другое.

В нашем мире, к сожалению, ничто не вечно. Всё, что имеет начало, рано или поздно приходит к логическому концу, не исключение и человеческая жизнь. Каждому, кто терял близких и испытывал боль утраты, рано или поздно приходят мысли о жизни после смерти, о том, что происходит с человеческой душой после конца её земного существования, и существует ли вообще что-нибудь там, по другую сторону жизни. Вполне однозначный ответ на все эти вопросы даёт учение теософии. «Бог создал человека бессмертным, по образу и подобию собственной вечности» — это основополагающий трактат теософии.

Это учение способно не только дать утешение людям, потерявшим близких, но и даровать озарение, показать, что каждый человек даже при жизни способен приоткрыть завесу тайны и увидеть, что существует другой невидимый мир.

На это способен каждый человек, у каждого человека есть шестое чувство, но у абсолютного большинства оно не задействовано. Лишь немногие в наши дни пробудили его в себе и стали способны видеть гораздо больше, чем обыденность, к которой привыкло сознание большинства людей. Количество людей с расширенным видением растёт, но настолько медленно, что, скорее всего только для позднейших рас оно будет обычным.

Сегодня возможность расширенного видения можно выдвигать только как гипотезу, которая требует подтверждения и проверки, но каждый отдельный человек сможет ощутить это, не как вхождение в транс или некое мистическое явление, а как способность, которая требует определённой тренировки. Здесь уже требуется личное желание каждого человека, и вполне очевидный вопрос, который будет задан первым: «Что я увижу, если открою в себе эту способность? »

Представим себе, что находимся рядом со смертным одром человека, умирающего от старости. Что мы видим? От конечностей тела по направлению сердцу перетекает жизненная сила и образуется сияющий фокус света, который затем перемещается в область головы, точнее говоря, в область третьего желудочка мозга, который на протяжении жизни является вместилищем сознания «я». Умирающий человек может быть как в сознании, так и в бессознательном состоянии. В последнем случае, ясновидящий человек способен увидеть умирающего вне его тела, в его сверхфизическом проводнике, который почти в точности повторяет физическую оболочку. Он состоит из гораздо более тонкой материи, чем наш эфир, обладает сиянием и окружён меняющим цвета свечением. Это свечение и является аурой. Цвета соответствуют состояниям сознания, мыслям и чувствам, о чём существует целая наука. Вкратце о соответствии цветов и состояний человека: зелёное свечение означает сочувствие и желание помочь, жёлтое - интеллектуальное и умственное напряжение, голубое - благоговение, лиловый цвет показывает духовность, а розовый, насыщающийся до малинового - любовь. Красный - это цвет гнева, коричневый - эгоизм и т.д. Ясновидящие могут видеть цвета аур людей в повседневной жизни, но пользоваться этим можно только с разрешения и ради исследования.

Общие черты процесса умирания

Даже вокруг человека, умирающего в бессознательном состоянии можно наблюдать ауру. В этот момент человек находится вне своего физического тела, парит над ним. Остаётся лишь тонкая нить серебряного света, протекающая между физическим телом и телом сверхфизическим. Пока существует эта нить, существует возможность возвращения к жизни, как только связь пропадает, обратного пути уже нет.

Есть случаи, когда умирающий человек приходит в сознание, но видит явления уже из другого мира, называет имена людей, которые физически не присутствуют. Но как только настаёт назначенный момент, тонкая связь рвётся, и возносится.

Момент смерти для человека сродни засыпанию, он так же не осознаётся. В сознании человека проходит прожитая жизнь, подводятся итоги, делаются выводы. Этот процесс очень важен, так как он из него черпает определённую мудрость и опыт, поэтому теософия призывает сохранять спокойствие, находясь на смертном одре умирающего. Свои эмоции нужно направить на любовь и воодушевление любимого человека, на переход к другим мирам и освобождение от ограничений физического тела, так как находясь в своём сверхфизическом образе, он крайне чувствителен к эмоциям окружающих людей.

Покинув тело, человек 46-48 часов находится в полной бессознательности, после чего происходит пробуждение в новую жизнь. Зачастую не осознавая произошедшего, человек начинает осматриваться. Чаще всего его встречает друг, родственник или член великой команды помощников, которые занимаются приёмом новоприбывших, объясняют, что это начало новой жизни, помогают устроиться.

Что же это за новая жизнь? Ответить можно просто. Мы посещаем тот мир каждую ночь, когда наши физические тела спят. Зачастую, сон - это спутанные воспоминания о нашей жизни в том мире, возможно там уже есть друзья и своё место, и, по сути, сон сродни смерти, разница лишь в том, что во время сна связь с физическим телом не прерывается.

Важный момент, о котором стоит упомянуть, это то, что место и обстановка, в которых оказывает человек после смерти, полностью зависят от него: от его характера и темперамента. Если человек в своём физическом существовании был жизнерадостен и дружелюбен, то его окружение будет соответственным, эгоцентричный и мрачный человек может оказаться в полном одиночестве, в сером и скучном мире. Происходит это ради того, чтобы последние были побуждены к переменам в своём восприятии.

Ясновидение. О частных случаях жизни после смерти

Если более подробно рассматривать исследования, сделанные в области ясновидения, стоит сказать, что большинство людей продолжают ту деятельность, которая более всего привлекала их на земле, но на более высоком уровне. Ограничения физического мира и сознания отпадают, все процессы и принципы, по которым существует и развивается вселенная, становятся понятны. Потоки сил, управляющих и направляющих физическим миром, чьим иллюзорным продуктом он и является, становятся видны как таковые. Учёный, попавший в этот мир, понимает, что здесь его деятельность гораздо более плодотворна, потому, что нет больше ограничений сознания, открываются невидимые процессы и тайны. Каждый приверженец своего дела продолжает свою деятельность: преподаватели учат, люди искусства - скульпторы, художники продолжают стремиться к прекрасному, исследователи продолжают научные изыскания и работу, которая доводится до более высокого уровня совершенства. Музыкант обнаружит, что музыка не столько слышима, сколько видима. Ясновидящий человек, при исполнений музыки на физическом уровне, способен увидеть тонкую материю, образующую фигуры и формы, а на внутренних планах можно услышать истинную Песнь Творения.

Тонкая и лёгкая отзывчивость материи на мысли и чувства очень часто становится первым откровением для ученика, при открытии его внутреннего взора. Мыслью можно влиять и управлять окружающим миром, важно уметь правильно этим пользоваться.

На этом основана вся жизнь в мире, в который переносится человек после смерти, а одежда, пропитание, передвижение, всё осуществляется усилием воли и потому уже не представляет цель, для обеспечения которой человек должен заниматься бизнесом и зарабатывать деньги на Земле. Этом мир представляет собой мир более тонкой материи, более глубокого знания и более далекой перспективы для развития и самосовершенствования в абсолютно любой области.

Вот общие черты того, что ждёт каждого из нас после смерти физического тела. Но существуют обстоятельства, когда человек может попасть в несколько иной мир.

  1. Самоубийство - это тот случай, когда есть несколько вариантов развития событий. Первый - это самоубийство, совершённое ради благородной цели, с бескорыстным мотивом. Такие люди после разрыва с плотской оболочкой испытывают шок, так как не было достаточно времени на осмысление и выводы. Оправившись от шока, они как правило присоединяются к нормальной жизни в вышеописанном мире.
  2. Большинство самоубийц преследуют эгоистичные цели, после смерти погружаются в пустую бессознательность, и находятся в ней до момента окончания их жизни, назначенного свыше.
  3. Третий вариант, наименее завидный ждёт самоубийц, совершивших этот поступок из страха, обычно грубые и приземлённые, они и после смерти остаются привязаны к физическому миру. Ими движут страсти и желания, которых они удовлетворить не в состоянии, поэтому они притягиваются к местам, где процветает пьянство и разврат.

Теософия в любом случае определяет самоубийство как ошибку. За всё нужно платить; что посеешь, то и пожнёшь, самоубийство только осложнит постановку вещей, если не в этой жизни, то в следующем воплощении придётся ответить за свои ошибки.

Человек, умерший в пороке тоже обречён пережить незавидные впечатления. При жизни физическое тело заглушало бушующее вожделение и страсть, когда человек начинает существовать вне физического мира, на уровне мыслей и эмоций, он переживает привычные чувства с той силой, которую до этого не в состоянии был представить. Неудовлетворённое желание - это одно из самых худших страданий. Именно это и называется адом во многих ортодоксальных религиях. Человек пребывает в этом состоянии, пока порок не выгорает, длится это может дни, месяцы или годы, после чего человек обретает жизнь в новом мире. Отрадно понимать, что страдания, на которые человек обречен не бесполезны и не бесконечны, это урок, опыт, который будет извлечен и останется в сознании навсегда.

Теперь Вы понимаете, что при достижении смерти, человеческая суть не погибает никогда, кроме оболочки. Каждый человек живёт для того, чтобы завершить свой путь на Земле и двигаться в развитии души дальше.