Квинт гораций флакк смерть. Гораций - биография, информация, личная жизнь

ГОРАЦИЙ Квинт Флакк (Quintus Horatius Flaccus) (8.12.65 до нашей эры, Венузия, ныне Веноза - 27.11.8 до нашей эры, Рим), римский поэт. Сын мелкого землевладельца, вольноотпущенника; посещал школу грамматика Орбилия Пупилла в Риме, в 45-44 изучал греческую философию, литературу и искусство в Афинах. Во время гражданской войны после убийства Юлия Цезаря был доверенным лицом Марка Юния Брута, командовал легионом республиканцев в должности военного трибуна; был разбит и бежал с поля сражения при Филиппах (42); получив амнистию, вернулся в Рим, где был вынужден зарабатывать на жизнь, служа писцом в казначействе. В свободное время начал писать стихи, сблизился с Вергилием, представившим его Меценату (38), покровительство которого избавило от необходимости трудиться и позволило посвятить себя творчеству. Став одной из центральных фигур кружка Мецената, Гораций получил в подарок Сабинскую виллу (недалеко от современной Тиволи), куда удалился от суеты столичной жизни, государственной службе предпочтя жизнь на лоне природы. Похоронен на Эсквилине рядом с Меценатом, которому посвящены многие произведения из поэтического наследия Горация, полностью сохранившегося до наших дней: две книги «Сатир» (35 и 30; сам Гораций называл их «Беседами», «Sermones»), сборник «Эподов» («Припевы», «Epodes», 30; Гораций называл их «ямбами»), четыре книги «Од» (кн. 1-3 созданы в 23; книга 4 в 13 году; античное название - «Песни», «Carmina»), две книги «Посланий» («Epistulae», 20 и 13), а также «Юбилейный гимн» («Carmen saeculare», 17), посвящённый празднествам в Риме.

Гораций изначально был близок неотерикам, однако избрал в качестве образца для своих эподов не модных александрийских поэтов, а ямбы Архилоха, позаимствовав не только греческий стихотворный размер, но и гневно-обличительный тон, который часто превращается в откровенную брань, направленную на современников. В некоторых эподах (7-й и 16-й) с горечью осуждал гражданские войны, в которых погряз Рим, противопоставляя им традиционный уклад деревенской жизни (2-й эпод), а также эпикурейские радости и любовные наслаждения (11-й и 13-й). В сатирах Горация отсутствуют полемическая заострённость и злободневные темы. Взяв за основу жанр, разработанный Публием Теренцием Варроном Атацинским и Луцилием, Гораций развил его в перспективе стоицизма, всё более отказываясь от язвительных инвектив в пользу иронического осмысления пороков: написанные гексаметром сатиры формально построены по принципу диатрибы; представляя собой рассуждения о римских нравах, они становятся прославлением режима Августа. Вершина поэтического мастерства Горация - оды; в качестве их образцов была избрана греческая песенная лирика (Алкей, Сапфо, Анакреонт и др.), стихотворные размеры которой Гораций виртуозно приспособил к латинскому языку, добившись небывалого в римской поэзии формального разнообразия и изящества. Богато и содержание од: патриотически-патриархальные рассуждения о мировом могуществе Рима (так называемые римские оды; изображение Рима как странствующего по буйному морю корабля и тому подобное) чередуются с личными темами (идиллические описания Сабинской виллы, мотивы любви, деревенской жизни, дружеской пирушки и т.п.). Гораций призывал обходиться малым, не гнаться за наслаждениями и получать удовольствие от каждого мгновения жизни; его принцип - «лови день» («carpe diem»), а идеал - гармоничное равновесие общественного и частного, жизнь без порождаемых неумеренностью и завистью страданий, «золотая середина», которую он пытался сам соблюдать в творчестве, отказавшись от выражения чрезмерных страстей и крайностей, всё более склоняясь к отстранённому тону, в том числе в комплиментарных описаниях императора Августа и военных подвигов его пасынков Тиберия и Друза в 4-й книге «Од».

Универсальная для мировой литературы тема статуса поэта и поэзии была инициирована самым прославленным стихотворением Горация - одой к Мельпомене, известной как «Памятник» («Exegi monumentum»; русский перевод и переложения М. В. Ломоносова, 1747; Г. Р. Державина, 1796; А.С. Пушкина, 1836; А. А. Фета, 1854; В. Я. Брюсова, 1918, и др.), в которой провозглашена идея неподвластного времени поэтического творчества, дарующего бессмертие своему творцу. Рассуждения о поэзии стали главной темой 2-й книги «Посланий»; особую популярность снискало 3-е письмо Горация, озаглавленное «К Пизонам» («Ad Pisones», другое название «Наука поэзии», «Ars poetica», известен перевод А. А. Фета, опубликован в 1883), в котором Гораций, продолжив традиции поэтики Аристотеля, развил концепцию искусства как ремесла, виртуозной обработки формы, став самым ярким теоретиком римского классицизма.

Влияние Горация на мировую литературу огромно: ещё в период античности его наследие изучали в школах, ему подражали сатирики Персий и Ювенал, Светоний Транквилл составил его жизнеописание, Порфирий написал один из первых комментариев к его трудам. В средние века Гораций высоко ценился как морализатор (дошло около 250 манускриптов с произведениями Горация, датируемых 8-11 веками), Данте в своей «Божественной комедии» поместил «сатирика Горация» в Лимбе рядом с Гомером. Лирика эпохи Возрождения насыщена мотивами и прямыми отсылками к творчеству Горация (Ф. Петрарка, Л. Ариосто, П. Ронсар, Ж. дю Белле и др.); Горация часто цитировали М. Монтень, Эразм Роттердамский; с 16 века в европейских школах существовала практика хорового исполнения его од; моральные установки активно проповедовались иезуитами. Эстетические принципы Горация были развиты поэтами «Плеяды» (перевод «Науки поэзии» на французский язык был выполнен Ж. Пелетье дю Мансом, 1545) и классицистами 16-18 века: трактаты М. Дж. Виды, М. Опица, Б. Джонсона, Н. Буало, А. Попа; рассуждения о трагедии и комедии П. Корнеля, Ж. Расина и др. Ряд известных басен Ж. де Лафонтена были инспирированы сюжетами из Горация, заметно его влияние на развитие сатиры в 17-18 веках (Н. Буало, Дж. Драйден, Д. Свифт и др.). Горацианские мотивы встречаются у Мольера, Ф. Фенелона, Вольтера, Д. Дидро, А. Шенье, Ж. Ж. Руссо, И. В. Гёте, В. Гюго, Дж. Байрона, Ш. Леконта де Лиля, Ж. М. де Эредиа и др., у многих русских поэтов.

Соч.: Полн. собр. соч. М.; Л., 1936; Собр. сочинение СПб., 1993; Opera. Monachii; Lipsiae, 2001; Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. - Гораций. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. Наука поэзии. М., 2005.

Лит.: Bonfante G. La lingua parlata in Orazio. Venosa, 1994; Lyne R. О.А. М. Horace: behind the public poetry. New Haven; L., 1995; Борухович В. Г. Квинт Гораций Флакк: поэзия и время. Саратов, 1996; Oliensis Е. Horace and the rhetoric of authority. Camb., 1998; Гаспаров М.Л. Гораций, или Золото середины // Гаспаров М. Л. Об античной поэзии. М., 2000; Морева Вулих Н. В. Римский классицизм. Творчество Вергилия, лирика Горация. СПб., 2000; Citti F. Studi oraziani: tematica е intertestualità. Bologna, 2000; Cucchiarelli А. La satira е il poeta: Orazio tra Epodi е Sermones. Pisa, 2001; Maurach G. Horaz: Werk und Leben. Hdlb., 2001 ; McNeill R. L. В. Horace: image, identity and audience. Balt., 2001; Patier Х. Horace à la campagne. Р., 2003; Hills Р.D. Horace. L., 2005.

А. В. Голубков, Т. Ф. Теперик.

Гораций Квинт Флакк (Quintus Horatius Flaccus) - древнеримский поэт "золотого века" римской лит-ры. Его творчество охватывает революционную эпоху Рима конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа. Отец Горация - мелкий землевладелец, вольноотпущенник (бывший раб), сумел дать сыну солидное образование в школах Рима, откуда будущий поэт поехал для усовершенствования в науках в Афины. Там Гораций попал в среду республиканских настроенной аристократической молодежи.

В 42 до н. эры он, будучи сторонником республиканца Брута, принял участие в решительной битве при Филлиппах (в Македонии). После поражения республиканцев Г. вернулся в Италию. Его имение было конфисковано в пользу ветеранов. Не имея средств к существованию, он должен был стать писцом; с этого времени начинается его литературная деятельность. Вергилий вводит Горация в литературный кружок известного сотрудника Августа - Мецената, который делается его другом и покровителем, представляет его Октавиану и даже дарит ему новое поместье (близ теперешнего Тиволи). Из республиканца Гораций становится приверженцем нового режима монархии, певцом Августа, в лице которого романтически настроенная интеллигенция, лелеявшая республиканский идеал, видела "восстановителя республики". И Октавиан старался приблизить Горация к себе как поэта-выходца из среды вольноотпущенников, - из той социальной группы, которая, богатея от торговли и вытесняя родовую аристократию, была надежной опорой нового режима и скоро приспособилась к нему.

Многое способно возродиться из того, что уже умерло.
(Multa renascentur, quae jam decidere.)

Гораций Квинт Флакк

Вместе с современной романтически настроенной интеллигенцией Гораций приходит к стоико-эпикурейской философии, проповедующей презрение к богатству и роскоши, "золотую середину", умеренность во всем, довольство малым на лоне природы, наслаждение за бокалом вина. Это учение послужило той призмой, через которую Гораций начал рассматривать явления жизни. И в тех случаях, когда эти явления вступали в противоречие с моралью философии, они естественно настраивали поэзию Горация на сатирический лад. Такая философия вызывала у него, как и у многих его современников, романтическое возвеличение доблести и строгости нравов прежних римлян. Она же отчасти определила и форму его произведений - форму разговора по образцу так наз. философской "диатрибы" - диалога с мнимым собеседником, возражения которого автором опровергаются. У Горация "диатриба" чаще видоизменяется в разговор автора с определенными лицами или, реже, в беседу разных лиц. Такова форма его "Сатир" (по-римски - сатира - "смесь" (первая кн. закончена в 35, вторая - в 30 г.). Гораций сам называет их - "Разговоры". Это написанные гекзаметром беседы на разные темы, иногда в форме чистой "диатрибы".

Они представляют собой сатиры в нашем смысле слова: или моралистического характера (против роскоши, зависти и пр.; о преимуществах деревенской жизни, с баснею о городской и сельской мыши, впоследствии переработанной Ла Фонтеном), или инвективы нефилософские, или просто описания. "Разговоры" Горация - настоящие "causeries"; в обстановке зарождающейся монархии в них нет чувства политической независимости, характерного для сатир Луцилия, последователем которого Гораций себя считал. Параллельно с сатирами Гораций писал "Эподы" - стихотворения, близкие по духу к сатирам, но написанные большей частью ямбическим двустишием (есть и другие размеры): в нем длинный стих заключается более коротким "эподом" (отсюда и название). В одних эподах - резкие инвективы, напр. нападки на римлян за продолжительную гражданскую войну, - в других отразилось романтическое бегство от современности (эп. 7 и 16), зов за океан "в страну блаженных" (эп. 16); некоторые эподы чужды политики: в них поэт воспевает прелести деревни (эп. 2), откликается на текущие события (эп. 8 - гимн победе Октавиана при Акциуме и т. п.).

К сатирам и эподам примыкают "Послания" - написанные гекзаметром письма разным лицам, с которыми Гораций так же "разговаривает", как и в "Сатирах". В 1 кн. развиваются любимые Горацием темы философского характера, иногда в форме "диатрибы". Интереснее литературные письма 2 книги; среди них важно отметить "Послание к Пизонам" (Epistola ad Pisones), названное позднее "Ars poëtica". Несколько особое место занимают чисто лирические стихотворения Горация - оды (три первых книги изд. в 22, а четвертая - в 13). По форме они отличны от диалогов, обычных у Гораций (хотя и среди них встречается диалог в III, 9). Это иногда очень изящные, написанные разными размерами небольшие стихотворения, то отражающие перипетии любви поэта, то посвященные льстивому восхвалению Августа и его деяний, то проповедующие все ту же мораль умеренности и квиетизма. В 30 оде третьей кн. Гораций сулит себе бессмертие как поэту (ср. "Памятник" Державина и Пушкина). Гораций в "Одах" подражает по форме, а иногда и по содержанию, греческим лирикам: Алкею, Анакреонту, Пиндару и др., но разрабатывает свои темы, как римлянин времен Октавиана. Сделавшись придворным поэтом Августа, Гораций в 18 г. до н. эры написал по его заказу "Песнь столетия" (Carmen saeculare) для всенародного празднества, справлявшегося каждые 110 лет; это - прославление Аполлона и Дианы и молитва о могуществе Рима.

Гораций далек от народной массы Рима; "Августов певец" (по выражению Пушкина), он "ненавидел невежественную чернь" (революция, как он сам сказал, заставила его презирать толпу). Гораций вполне проявляет себя в "Сатирах", "Эподах" и "Посланиях": это - публицист, предпочитающий форму беседы, и поэт-реалист, в духе буржуазии торгово-капиталистического Рима. "Сатиры" и "Послания" - это в сущности большей частью проза, облеченная в мастерскую форму стиха; поэтичнее "Эподы", но и в них, подражая (не впервые в римской поэзии) ямбам Архилоха, Гораций значительно уступает этому греческому лирику в силе и безыскусственности. Своеобразно у Горация лишь эподическое построение. И в "Одах", иногда высоко поэтичных, нет страстности греческой лирики: Гораций, писавший эти произведения в зрелые годы, несомненно ниже в этом жанре Катулла по силе чувства и порыва. В метрическом построении од у Горация, благодаря влиянию на него современных ему метрических теорий, уже нет свободы трактовки, характерной для его греческих образцов.

«Эподы» («Припевы») – сборник стихотворений, написанных ямбическим размером. В этих своих произведениях Гораций ориентируется на древнегреческого лирика Архилоха . В сборнике 17 эподов. В них звучат темы современной поэту римской действительности. Большинство эподов имеют характер личной инвективы, но с ориентацией на разоблачение отдельных моментов социальной действительности.

В эподе IV Гораций нападает на какого-то выскочку-вольноотпущенника (имя не называется), который благодаря своему богатству, «как видный всадник в первых рядах сидит» (стих 35); с гневом обрушивается поэт на распространенное в то время колдовство, клеймя старух, занимающихся этим ремеслом (нарицательное имя колдуньи Канидия) – эподы III, V, XII. В эподе V говорится об убийстве колдуньями мальчика с целью приготовить из его внутренностей «приворотное зелье». Гораций обращается к ним с угрозами:

«Всех вас, старухи мерзкие, каменьями
Побьет толпа на улице,
А трупы волки растерзают хищные
И птицы эсквилинские»
(эпод V, стихи 97 – 100; пер. Ф. А. Петровского).

С большой силой прозвучал мотив осуждения гражданских войн , потрясающих Рим и расшатывающих его былое могущество (эподы VII и XVI). Эпод VII, обращенный к римскому народу, начинается словами:

«Куда, куда вы валите, преступные,
Мечи в безумьи выхватив?!
Неужто мало и полей и волн морских
Залито кровью римскою?..»
(эпод VII, стихи 1–4; пер. А. Семенова-Тян-Шанского).

В эподе XVI, написанном в 40 г. до н. э. – за десять лет до выхода всего сборника, Гораций говорит о пагубных последствиях гражданских войн, о том, что Рим обрекает себя на самоубийственную гибель:

«Вот уже два поколенья томятся гражданской войною,
И Рим своей же силой разрушается...»
(эпод XVI, стихи 1–2; пер. А. Семенова-Тян-Шанского)

Поэт не видит выхода из создавшегося положения, он с упоением воспевает прекрасную жизнь на «блаженных островах», призывая своих соотечественников бежать на эти острова, которые еще не затронуты общим крушением. Но ответа на поставленный самим же поэтом вопрос о местонахождении сказочных счастливых островов в этом (XVI) эподе нет. Таким образом, «блаженные острова» – лишь несбыточная мечта. А после битвы при Акции в эподе IX, обращенном к Меценату , Гораций, осмеяв Антония за его подчинение Клеопатре , впервые прославляет принцепса. Это единственный из эподов, где поэт высказывает свою позитивную точку зрения и выражает положительное отношение к политическому деятелю. Что касается первого эпода (по местоположению в сборнике), то его следует выделить особо по программным мотивам, высказанным Горацием относительно своей жизненной позиции, и отношению к Октавиану Августу и Меценату. Стихотворение является последним из эподов по времени создания. Адресат этого произведения – покровитель поэта Меценат, о преданности которому и заявляет Гораций:

«И в этот, и во всякий я готов поход,
надеясь на любовь твою,
И вовсе не в надежде, что удастся мне
Побольше впрячь волов в плуги...»
(эпод I, стихи 23–26, пер. Н. Гинцбурга).

Близок к Архилоху по характеру нападок эпод X, адресованный литературному врагу Горация – поэту Мевию. Характер эпода пародийный, построен в духе распространенных в эллинистической литературе напутствий с пожеланием доброго пути. Однако не удач, а всяческих бед желает Гораций Мевию в пути, при этом адресат наделяется всякими оскорбительными именами:

«Тогда козел блудливый вместе с овцами
Да будет бурям жертвою!»
(эпод X, стихи 23–24; пер. Н. Гинцбурга).

В сборнике есть эподы с лирической тематикой – это эподы XI, XIII–XV. В них встречаются иронические и пародийные моменты, но резких нападок и обличений нет. В эподе XI пародируется сентиментальная любовная элегия. В эподе XIII, обращаясь к друзьям, поэт призывает, несмотря на тяжкие обстоятельства, «урвать часок, что послан случаем», ведь вино и песни спасают от тяжкой скорби. В эподе XIV, оправдываясь перед Меценатом в своем «вялом бездействии», Гораций подтверждает, что «давно уже обещал отделать песнь начисто», но ссылается на увлечение «рабыней Фриной» и в иронической форме говорит о силе любовных увлечений. В эподе XV, адресованном к женщине по имени Неэра, укоряет ее за измену и говорит о том, что будет возмездие – Флакк найдет себе другую, более достойную и тогда: «смеяться будет мой черед».

Гораций – «Сатиры»

Другая важная часть произведений Горация – «Сатиры» – представлена двумя сборниками: первый содержит 10 сатир, второй – 8. В сатирах поэт обращается к морально-философской тематике. Критикуя определенные человеческие пороки и недостатки, Гораций высказывает свои жизненные принципы. Главный принцип «довольства малым», основанный на философии Эпикура , выливается в проповедь сельской жизни на лоне природы, вдали от волнений городской суеты. Проблема личного счастья связана с философией умеренности, примером которой Гораций считает собственную жизнь; он довольствуется тихой жизнью в имении, подаренном ему Меценатом, где его обслуживает всего несколько рабов, и плодами земли своего имения.

Гораций читает свои сатиры Меценату. Картина Ф. Бронникова, 1863

Эта «философия умеренности» была своеобразной формой принятия режима Августа широкими кругами знати и самим поэтом, позволяющей им сохранять иллюзию независимости и свободы. Вместе с тем в сатирах Гораций не создает положительного идеала, хотя достаточно отчетливо показывает, как не надо жить. Порицая пороки и недостатки отдельных лиц, Гораций в своих произведениях избегает слишком резкой критики. Его сатира имеет характер проповеди добродетели и мудрости, она лишена резкости и обличительной силы. В ряде сатир (кн. I, сатиры 4, 10; кн. II, сатиры 1, 3) затрагиваются вопросы литературной теории. Полемическая часть этих произведений в большей степени связана с именем предшественника Горация в данном жанре – поэта Луцилия:

«Да, я, конечно, сказал, что стихи у Луцилия грубы,
Что без порядка бегут они. Кто же, бессмысленный, будет
В этом его защищать? Однако на той же странице
Я же его и хвалил: за едкую соль его шуток.
Эта заслуга – за ним, но другие признать не могу я»
(кн. I, сатира 1, стих 10; пер. М. Дмитриева).

Действительно, в сатирах Горация нет «едкой соли» Луцилия, дерзавшего на острые политические обличенья. Гораций обвиняет Луцилия в том, что сатиры его текут «мутным потоком», имея в виду поспешность в поэтической работе, которая приводила к недостаточной отделке стиха. Сам Гораций стремится к логичности в изложении мысли и изяществу в отделке своих произведений. Но Гораций признает заслуги Луцилия и называет его «изобретателем» жанра сатиры.

Гораций – «Оды»

Наибольшую славу принесли Горацию его «Оды» («Песни») – сборник лирических стихотворений, состоящий из четырех книг. В этих произведениях Гораций ориентируется на знаменитых греческих поэтов: Алкея , Сапфо , Анакреонта . Воспринимая лучшие их традиции, адаптируя их стихотворные размеры, используя достижения предшествующей римской поэзии, Гораций достигает вершины совершенства римской лирики.

Тематика горациевых од разнообразна: это и дружеские послания, и философские размышления, и гимны богам, любовная и гражданская лирика. Первая книга открывается стихотворением, где Гораций говорит о своем поэтическом призвании, получившем поддержку могущественного покровителя Мецената. К нему и обращены первые строки оды:

«Славный внук, Меценат, праотцов царственных,
О отрада моя, честь и прибежище!»
(кн. I, ода 1, стихи 1–2; пер. А. Семенова-Тян-Шанского).

Гораций перечисляет увлечения людей, которым они отдают предпочтение в своей жизни: спортивные состязания, политическая арена, сельское хозяйство, торговля, праздное времяпрепровождение, война, охота. Для каждого свое занятие составляет «высшее счастье». А затем в двух строфах (стихотворение написано первой асклепиадовой строфой) в изысканной поэтической форме говорит и о своем призвании: «к вышним близит меня роща прохладная, где ведут хоровод нимфы с сатирами». Гораций выражает свою надежду на милость Мецената:

«Если ж ты сопричтешь к мирным певцам меня
Я до звезд вознесу гордую голову»
(кн. I, ода I, стихи 35–36; пер. А. Семенова-Тян-Шанского).

Вторая же ода первой книги адресована Августу , которого Гораций изображает в виде бога Меркурия, «крылатого сына благодатной Майи», получившего на земле имя Цезаря. Так, уже начальные произведения сборника дают представление об идейной направленности лирики Горация. И в дальнейшем, углубляясь в чтение горациевых произведений, читатель может видеть, что политические мотивы, пронизывающие сборник, оказываются связанными с прославлением Августа и его политики.

Император Октавиан Август ("Август из Прима Порта"). Статуя I в. по Р. Х.

В духе официальной идеологии воспевает Гораций древнюю римскую доблесть и в так называемом цикле римских од (кн. III, оды 1–6), составляющих определенное тематическое единство и написанных одинаковым стихотворным размером – алкеевой строфой. Эти оды объединены общей темой – в них отражается положительный идеал, выдвигаемый программой Августа; в центре внимания поэта – государство и его интересы, поэт говорит о пагубном влиянии роскоши и богатства, рисует картину деградации римского общества, разрушаемого продажностью: «боец, чья вольность куплена золотом, смелей ли станет?» (кн. III, ода 5, стихи 25–26). Выход из создавшегося гибельного положения Гораций видит в реставрации старых порядков, в возвращении к верованиям богов, в восстановлении разрушенных храмов:

«Вины отцов безвинным ответчиком
Ты будешь, Рим, пока не восстановлены
Богов упавшие жилища,
Их изваяния в черном дыме»
(кн. III, ода 6, стихи 1–4; пер. Н. Шатерникова).

В своих произведениях Гораций обращает свой взор к патриархальным богам, что соответствовало официальной политике Августа, призывает к древнеримским добрым нравам, к простоте жизни и к прежней доблести (кн. III, ода 2). Воплощение доблести он видит в Августе, который возвышается над всеми людьми. В оде 3 книги III Гораций подготавливает апофеоз Августа: «приобщить его (имеется в виду Август) отныне к сонмам блаженных богов дозволю» (стихи 35–36). Правление Августа на земле сравнивается с царствованием Юпитера на небе (кн. III, ода 5). В «римских одах» выдержан принцип единства композиции, воспринятый от эллинистической поэзии: первое и последнее стихотворения цикла (оды 1 и 6) содержат одинаковое число стихов (по 48), оба адресованы к народу, правда, с небольшим различием: ода 1 обращена к молодежи, к новому поколению; в оде 6 возрастного ограничения нет.

Философские мотивы «горацианской мудрости», проходящие через весь сборник лирических стихов, связаны с восхвалением наслаждения радостями жизни: любовью, пирушками, благами и красотами природы. В духе поверхностно воспринятой эпикурейской философии поэт выдвигал принципы «лови день» (кн. I, ода 11) и «пользуйся настоящим, не думая о будущем» (кн. I, ода 25), т, е. наслаждайся радостями сегодняшнего дня. Этот призыв сочетается в произведениях Горация с проповедью «довольства малым» и жизненным принципом держаться «золотой середины», который получил оформление в оде к Лицинию (кн. II, ода 10):

«Выбрав золотой середины меру.
Мудрый избежит обветшалой кровли,
Избежит дворцов, что рождают в людях
Черную зависть.

Ветер гнет сильней вековые сосны,
Падать тяжелей высочайшим башням.
Молнии удар поражает чаще
Горные выси»
(кн. II, ода 10, стихи 5–12; пер. 3. Морозкиной).

Даже в такой традиционной для античной поэтической традиции теме, как пиры и вино, Гораций в отношении умеренности выдерживает свою точку зрения. В пиршественных стихах, которые часто встречаются в его лирике, он не дает воли вакхическому раздолью и не утрачивает власти над собственными поступками:

«Но для каждого есть мера в питье: Либер блюдет предел.
Бой кентавров возник после вина с родом лапифов – вот
Пьяным лучший урок»
(кн. I, ода 18, стихи 7–9; пер. Н. Гинзбурга).

В оде 3 книги II Гораций в соответствии с философскими взглядами умеренных стоиков пишет:

«Хранить старайся духа спокойствие
Во дни напасти; в дни же счастливые
Не опьяняйся ликованием,
Смерти подвластный, как все мы, Деллий»
(кн. II, ода 3, стихи 1–4; пер. А. Семенова-Тян-Шанского).

Значительное место занимают оды, посвященные друзьям. Особый интерес представляет стихотворение «К Помпею Вару» (кн. II, ода 7), переведенное А. С. Пушкиным, в котором Гораций вспоминает о своем бегстве с поля боя, когда он «бросил щит под Филиппами». Это было в 42 г. до н. э. после поражения республиканцев во главе с Брутом, под началом которого служил поэт. Тема «потери щита» встречалась в стихах греческих поэтов Архилоха, Алкея, Анакреонта. В произведениях Горация эта тема подаётся по-своему – автор пользуется литературными реминисценциями из греческой лирики.

В любовных одах Горация отсутствует страстность. Гораций никогда не находится во власти любви. Он наблюдает за чужими страстями (кн. I, ода 5) или зовет к радостям любви (кн. II, ода 12). Героини его лирических произведений многочисленны: Хлоя, Пирра, Лалага, Необула и др. Среди всех стихотворений на эту тему выделяется своей лирической тональностью только одна ода (кн. Ш, ода 9), адресованная Лидии. Это стихотворение представляет собой диалог между Горацием и Лидией, где в изящной форме и шутливом тоне поэт говорит о былой взаимной любви, о счастье новой любви при изменении объектов страсти, о возможности возобновления отношений друг с другом. Стихотворение заканчивается словами: «Жить с тобою хочу и умереть, любя». Но и в этом стихотворении на любовную тему, как и в других, Гораций не создает образа возлюбленной. Героини поэта мало конкретны, наделяются каждый раз каким-нибудь, свойственным только ей одной, качеством: Хлоя – пугливая и неприступная (кн. I, ода 23), Пирра – златоволосая (кн. I, ода 5), Гликера «сияет светлей мрамора Пароса» (кн. I, ода 19), Миртала «бурливей была моря» (кн. I, ода 33). Горацию чуждо страдание от измены возлюбленной: если отвергает одна, то можно найти утешение с другой. Поэтому он и сам с шутливым укором обращается к Барине, которая «с ума сводит юношей толпы»:

«Ты умеешь лгать, поминая в клятвах
И отцовский прах, и ночное небо,
И безмолвье звезд, и богов, не знавших
Смерти холодной.

Но от этих клятв лишь смешно Венере,
И смеются нимфы, и сам жестокий
Купидон, точа на бруске кровавом
Жгучие стрелы»
(кн. II, ода 8, стихи 9–16; пер. Ф. А. Петровского).

Любовные произведения Горация в большей степени, чем другие, испытали на себе влияние эллинистической, александрийской поэзии . Наиболее характерна в этом отношении в книге 1 ода 30, адресованная Венере.

Завершающие стихи книг II и III Гораций посвящает своему поэтическому призванию и теме бессмертия поэта в его творениях. Оду 20 книги II он начинает словами: «Вознесусь на крыльях мощных, невиданных, певец двуликий, в выси эфирные» (стихи 1–2).

Ода 30 книги III, получившая название «Памятник», обрела наивысшую славу и пользуется всемирной известностью. Вот заключительные строки этого произведения:

«...Славой заслуженной,
Мельпомена, гордись, и, благосклонная,
Ныне лаврами Дельф мне увенчай главу»
(кн. III, ода 30, стихи 14–16; пер. С. В. Шервинского).

Так заканчивается третья книга лирических стихов Горация.

По первоначальному замыслу поэта сборник должен был состоять из трех книг, а «Памятник» мыслился в качестве оды, завершающей этот труд. Но по настоянию Октавиана Августа спустя 10 лет после выхода в свет сборника из трех книг была написана и четвертая книга, содержащая 15 стихотворений. Поэт продолжает прославлять Августа и его политическую деятельность, а также воспевает пасынков принцепса – Тиберия и Друза ; много внимания уделяет теме бессмертия поэта.

Горацию принадлежит и юбилейный гимн («Вековая песнь»), написанный к всенародному торжеству, которое должно было знаменовать наступление «золотого века», обеспечиваемого Августом. Гимн написан для хорового исполнения. Его слова обращены к богам Аполлону и Диане с мольбой о содействии процветанию Рима и божественного Августа.

Гораций – «Послания»

Последние произведения Горация – «Послания». Это письма в стихотворной форме, имеющие определенных адресатов. Написаны они гекзаметром. Тематика посланий разнообразна в связи с привлечением обширного иллюстративного материала из жизни и литературы. Что же касается основной смысловой направленности, то в первом сборнике «Посланий» Гораций стремится раскрыть уже достигнутое им «искусство жить» (держаться «золотой середины», ничему не удивляться, уметь довольствоваться доступными радостями жизни), а второй сборник (из трех «Посланий») посвящен вопросам литературной теории. Следует особо отметить последнее «Послание» – «Послание к Пизонам» («Наука поэзии»). Это послание уже древние выделяли как отдельное произведение, рассматривая его как изложение теории поэтического искусства. Гораций формулирует важнейшие эстетические принципы классицизма о единстве, простоте и цельности произведения. Он говорит о содержательности искусства, о средствах воздействия на аудиторию, об общественном значении поэзии и о роли поэта. Большое внимание уделяется художественной форме и композиции произведения, критериям оценки поэтического мастерства. Сам поэт так говорит о задачах, которые ставит перед собой в этом, по его мнению, теоретическом руководстве:

«Сам не творя, покажу я, в чем дар, в чем долг стихотворца,
Что ему средства дает, образует его и питает,
Что хорошо, что нет, где верный путь, где неверный»
(Послания, кн. II, посл. 3, стихи 306–308; пер. Н. Гинзбурга).

«Наука поэзии» Горация является памятником античной классической эстетики. Это произведение послужило основой для «Поэтического искусства» Н. Буало.

Полное имя Горация, знаменитого древнеримского поэта, видной фигуры «золотого века» римской литературы - Квинт Гораций Флакк. Он родился в Венузии (юго-восток Италии) в 65 г. до н. э., 8 декабря. Его отец был вольноотпущенным рабом, и, несмотря на то, что сам Гораций, сын, де-юре считался свободнорожденным, «сомнительное» происхождение сказалось на формировании его личности, наложило определенный отпечаток на творчество.

Семья переехала из провинции в Рим, чтобы сын мог получить достойное образование, которое стало бы для него пропуском в другую жизнь. Отец зарабатывал посредничеством на аукционах, обеспечивая юному Горацию возможность выучиться. Его образование было типичным для знатной римской молодежи того времени. Двадцатилетним юношей Гораций уезжает в Афины, где поступает в Академию Платона . Успешное овладение греческим языком позволяло ему плодотворно заниматься изучением греческой философии и литературы.

В 44 г. до н. э. убивают Цезаря , и примерно спустя полгода после этого события Юний Брут, который был одним из организаторов убийства диктатора, прибывает в греческую столицу под предлогом посещения лекций философов. Истинной же целью была вербовка молодых людей в республиканскую армию, которая боролась бы с Октавианом и Антонием, преемниками Цезаря. Гораций вступает в ее ряды, в 22 года становится военным трибуном и отбывает в Малую Азию вместе с Брутом. В ноябре 42 г. до н. э. состоялась знаменитая битва при Филиппах, и участвовавший в ней Гораций дезертировал с поля боя. Армия Брута и Кассия потерпела поражение, а ее лидеры свели счеты с жизнью, что заставило будущего поэта отказаться от прежних убеждений. Позднее он говорил о своем увлечении республиканскими идеями как об иллюзии, которая едва не стоила ему жизни.

Примерно в 41 г. до н. э. он вернулся на родину, где узнал о кончине отца и о конфискации семейного имущества (Венузия была подарена ветеранам Цезаря). В 40 г. до н. э. сторонники Брута попали под амнистию, после чего Гораций переехал жить в столицу, где устроился работать секретарем.

К этому же периоду биографии относится начало его творческой деятельности. Первые стихи были написаны на латыни в 39-38 г. до н. э. и впоследствии легли в основу его первой книги «Сатир». Они привлекли к себе внимание общественности, и в 38 г. до н. э. Горация представили Меценату – известному покровителю людей искусства, соратнику и другу Октавиана. Это знакомство сыграло немаловажную роль в его поэтической карьере, однако Гораций, несмотря на открывшиеся перед ним перспективы в связи с приближенностью ко двору, не превратился в льстеца, хотя и был благодарен императору за прекращение затяжной гражданской войны. Сохранились сведения, что он ответил отказом на приглашение Октавиана Августа стать его личным секретарем.

Первый стихотворный сборник – «Сатиры», опубликованный в промежуток между 36 и 33 гг. до н. э., Гораций посвятил покровителю и другу Меценату. Вторая книга «Сатир» увидела свет в 30 г. до н. э., и в этом же году были опубликованы его «Эподы», воспевающие победу Августа над политическими противниками. С этого времени поэт начинает периодически писать лирику, и стихи этого жанра публиковались в сборниках под названием «Песни» (23 г. и 13 г. до н. э.). В 20 г. до н. э. вышла 1-ая книга Посланий – сборник философских писем.

В 17 г. до н. э. Рим отмечал череду государственных праздников, призванных символизировать начало эры его процветания, и именно Гораций получил от императора поручение создать для них гимн, что означало статус первого лица в литературе. Между 19 и 10 гг. до н. э. была написана вторая книга «Посланий», главным объектом которых на этот раз была литература.

Точку в биографии Горация поставила неожиданно развившаяся болезнь. 27 ноября 8 г. до н. э. великий поэт скончался на 57-ом году жизни и был похоронен возле могилы, в которой пару месяцев назад был погребен Меценат.

Содержание статьи

ГОРАЦИЙ, КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК (Quintus Horatius Flaccus) (65–8 до н.э.), римский поэт, один из наиболее прославленных авторов во всей мировой литературе. Родился в 65 до н.э. в Венузии (совр. Веноза) в области Апулия на юге Италии. Отец Горация, о котором сам поэт отзывается с восторгом и преклонением (о матери он не упоминает), был вольноотпущенником. Ремеслом помощника распорядителя аукционов он заработал на небольшое поместье. Желая, чтобы способный юноша получил превосходное образование, отец привез Горация в Рим и вверил его попечению известного грамматика и наставника Орбилия Пупилла. Сам отец взял на себя роль «педагога», т.е. человека, сопровождающего ребенка в школу (обычно эта обязанность возлагалась на раба). В 20 лет Гораций отправился в Афины, чтобы завершить свое образование. В 44 Марк Юний Брут, один из заговорщиков, убивших Цезаря, также прибыл в Афины якобы для занятий философией, на самом же деле – чтобы завербовать среди молодых римлян, учившихся в Греции, офицеров своей будущей армии. Когда Марк Антоний и Октавиан (будущий Август) открыли против «освободителей» военные действия, Гораций встал на сторону Брута. В 22 года он получил чин военного трибуна и сопровождал Брута в Малую Азию. Но несгибаемым республиканцем Гораций не был: уцелев в роковом для Брута сражении при Филиппах (42 до н.э.), он с «подрезанными крыльями» возвратился в Рим, тем более что за это время успел лишиться и отца и ожидаемого поместья (оно было конфисковано в пользу демобилизованных ветеранов). Последовала всеобщая амнистия, и Горацию удалось получить должность писца в казначействе.

Стихи, написанные Горацием в это время, привлекли внимание Вергилия и Вария Руфа. Они представили молодого человека ближайшему сподвижнику Августа Меценату, и в 38 до н.э. последний принял Горация в круг своих друзей. Меценат являлся не только другом, но и покровителем поэтов. Он удостоился вечной признательности Горация, введя его в литературные и политические круги Рима, а в 33 до н.э. Гораций получил от Мецената небольшую усадьбу в Сабинских горах, благодаря которой ему больше не надо было печься о хлебе насущном.

В этот период политика все еще заботила поэта. Естественно, он присоединился к партии своего покровителя, хотя никогда не открещивался и от старинных друзей-республиканцев. Гораций стал деятельным приверженцем Августа лишь в результате разразившегося между ним и его прежним союзником Марком Антонием военного конфликта, который завершился победой при Акции (31 до н.э.) и взятием Александрии (30 до н.э.). После этих событий Гораций внес немалый вклад в проводившуюся Августом кампанию по политическому и нравственному возрождению Рима.

Обратившись к поэзии в пору разочарования после поражения при Филиппах, Гораций избрал в качестве образца двух остроумных и язвительных авторов: у грека Архилоха (ок. 675 – ок. 635 до н.э.) он позаимствовал ямб, у италийца Луцилия (ок. 180–102 до н.э.) – сатиру. Первая книга Сатир Горация (сам он называл их Sermones , т.е. Беседы ), состоявшая из десяти стихотворений, написанных гекзаметром, вышла ок. 35 до н.э. После победы Августа, ок. 30 до н.э., Гораций собрал еще 8 сатир во второй книге, присоединив к ней 17 коротких ямбических произведений, названных Эподы . После этого в творчестве Горация произошел решительный поворот. Он отыскал размеры, соответствующие своему ныне позитивному умонастроению, в эолийской лирической (т.е. предназначавшейся для исполнения под аккомпанемент) поэзии начала 6 в. до н.э., у Алкея и Сафо, у них же он черпал и вдохновение. Обращался он и к более легковесной лирике Анакреонта, и к более рассудочной и ученой эллинистической поэзии. Гораций искусно приспособил эти размеры к латинскому языку, с легкостью настоящего мастера использовал он и благородный алкеев стих, и изящную сапфическую строфу, и текучие асклепиады. В 23 до н.э. он выпустил в свет Оды , 88 разнообразных по метрике, величине (от 8 до 80 строк) и интонации стихотворений, тщательно распределенных по трем книгам (лат. Carmina , т.е. Песни , Одами их назвали уже после античности).

В следующие шесть лет Гораций перестал сочинять лирические (в античном смысле слова) стихотворения. В 20 до н.э. вышла первая книга написанных гекзаметром Посланий , куда вошли 20 писем преимущественно философского содержания, более строгих по форме, чем Сатиры, но вполне индивидуальных и искренних. В эти годы Гораций в силу ряда причин в значительной степени утрачивает былое легкомыслие. Он остро ощущает, что молодость со всеми ее отрадами его покидает. В 23 до н.э. Меценат не угодил Августу и был оттеснен с позиции наиболее приближенного к нему лица. В 19 до н.э. умерли любимый Горацием Вергилий, а также Тибулл. Однако в 17 до н.э. Август поручает Горацию сочинение гимна в честь великих Столетних игр. Это наконец-то доставило Горацию широкую известность, и он вернулся к лирике. При создании написанных в несколько последующих лет 15 од, собранных в IV книге, Горацием двигало ощущение того, что поэзия способна даровать человеку бессмертие. Здесь мы находим восхищение императором, а порой и лесть. Таково же и вдохновенное, блестящее 1-е стихотворение из II книги Посланий , обращенное к Августу по прямой его просьбе. В нем обсуждается состояние римской поэзии, причем Гораций защищает современных ему авторов от нападок со стороны приверженцев старины. Время написания знаменитого Послания Пизонам (озаглавленного в поздней традиции Ars Poetica , т.е. Искусство поэзии ) не установлено, как неизвестно и то, когда именно Гораций ответил отказом на предложение Августа занять место его личного секретаря. В 8 до н.э. Меценат умер, и Гораций пережил его лишь на два месяца. Его похоронили на Эсквилине рядом с Меценатом.

Стиль и техника.

Сатиры начинались с близкого копирования Луцилия. Даже описание реальной поездки Горация из Рима в Брундизий (I 5) было подсказано принадлежащим Луцилию стихотворением о путешествии по Сицилии. Как и тот, Гораций мастерски воспроизводит неупорядоченность живого речевого потока, незаметно переходит от одного предмета к другому, вкрапляет там и сям живописные сценки и аллюзии, а также обрывки диалога. К Горацию постепенно приходит осознание того, что ценность и значение сатир Луцилия – в их автобиографичности. Во II книге Сатир Гораций непринужденно развивает эту форму одновременно в двух направлениях: к автобиографичности своих Посланий и к обличительной патетике, которую мы привыкли связывать прежде всего с Ювеналом и с жанром сатиры как таковым. II книга Посланий состоит из двух обширных, полных здравых идей литературных трактатов, которым придана соответствующая форма: одно послание обращено к Августу, другое – к Юлию Флору. Относительно более пространного (476 строк) Искусства поэзии античный комментатор сообщает, что в основе этого сочинения – трактат Неоптолема Паросского (3 в. до н.э.)

Даже по немногим дошедшим до нас фрагментам Архилоха мы можем заключить, что в своих Эподах Гораций заимствует у Архилоха какую-то идею, а затем развивает ее в соответствии со своим, как правило более добродушным, умонастроением. Также и в Одах он берет у Алкея или у другого греческого поэта идею, а потом придает ей такое направление, которое никоим образом не могло появиться в оригинале. Если говорить о формальной стороне, для этих лирических произведений характерны изобретательная продуманность вплоть до малейших деталей, метрическое разнообразие, бережность в словах, их благозвучие и удивительно изящное расположение. Здесь использовано все лучшее, что дали латинскому языку обороты Цицероновых речей. Почти все стихотворения к кому-то обращены. Это явно на них сказывается: по интонации все это скорее увещевательные или ободряющие, нежели чисто личные произведения. Многие написаны по случаю (так, по крайней мере, в них говорится). Для пения предназначались лишь очень немногие оды. Есть здесь и величественные патриотические гимны (испытавшие на себе влияние Пиндара), прежде всего первые шесть в III книге. Любовь не вызывает у поэта глубоких чувств, страсть обнаруживает себя только в Эподах . В Одах достигший зрелых лет поэт превращается в безучастного зрителя человеческой комедии, готового посмеяться как над чужим, так и над своим неразумием. Есть у Горация и очаровательные стихотворения, посвященные деревенской жизни.

Влияние.

В Средние века Горация почитали за моралиста, автора написанных гекзаметром сатир. Ему, «сатирику Горацию», Данте (Ад IV) отводит место в Лимбе вслед за Вергилием и Гомером. Возрождение открыло Горация. В 1347 Петрарка приобрел рукопись с его произведениями, и в некоторых стихотворениях у него обнаруживается явное влияние Горация. Гуманисты считали Горация всецело своим, но его высоко ценили и иезуиты, ибо выхолощенный или христианизированный Гораций мог оказывать положительное нравственное воздействие на учеников. Нарисованная им картина простой деревенской жизни была по душе людям сходной с ним судьбы, придерживавшихся близких вкусов, какими были Петрарка, Ронсар, Монтень и Роберт Геррик. Особенно высоко ценился довольно условный в выражении чувств 2-й эпод. В Англии первым популяризатором Горация явился Бен Джонсон, под несомненным влиянием Горация возникали и некоторые сонеты Мильтона. Эти поэты, а также Э.Марвелл и другие литераторы 17 в. понимали Горация лучше, чем большинство его почитателей в 18 в., чьи поверхностные восторги скорее повредили его репутации. В то же время лирические размеры Горация использовались и в латинском стихосложении, особенно удачно это делал немецкий гуманист Конрад Цельтис (1459–1508), установивший, кроме того, обычай петь оды Горация в школе, что сделалось в 16 в. общераспространенной практикой. Впоследствии Горация стали перекладывать на новые языки, удачнее всего на немецкий. Трактат Искусство поэзии оказал колоссальное влияние на литературную критику. Это из него, усилиями М.Дж.Виды, М.Опица, Н.Буало и А.Попа, заимствовались классические принципы, ссылками на него обосновывались старания обуздать излишества барокко. Однако «Буре и натиску», другим движениям романтиков было не по пути с певцом благоразумия, уравновешенности и умеренности, и с той поры популярность Горация больше не поднималась на прежнюю высоту.