Принятие актов правительства рф. Акты правительства рф, их виды и юридическая сила

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Предложения федеральных министров, руководителей государственных органов об издании постановлений и распоряжений Правительства, разработке иных актов, по которым требуется решение Правительства, рассматриваются Председателем Правительства или его заместителями. В письме о внесении проекта указывается основание внесения, сведения о содержании и согласовании проекта. Оно подписывается членом Правительства, руководителем государственного органа или лицом, его замещающим.

Проекты постановлений Правительства и других актов, имеющих нормативный характер, подготавливаемые по поручениям, содержащимся в актах Правительства, поручениям Председателя Правительства и его заместителей разрабатываются, как правило, с участием Министерства юстиции Российской Федерации. Проекты постановлений и распоряжений Правительства, предусматривающие расходы за счет средств федерального бюджета, подлежат согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. При внесении в Правительство проекта акта Правительства, которым предусматривается принятие акта Президента Российской Федерации, одновременно должны представляться также проект этого акта и соответствующие материалы к нему.

Подготовка к рассмотрению внесенных в Правительство проектов постановлений и распоряжений Правительства и иных актов, по которым требуется решение Правительства, осуществляется Аппаратом Правительства. Он проводит экспертизу проекта и его обоснований, а также необходимую проработку и редактирование текста. Подготовка проекта к рассмотрению осуществляется, как правило, в срок до 15 календарных дней, в том числе в течение 3 рабочих дней предварительная экспертиза для решения вопроса о дальнейшей работе над проектом. Если в процессе экспертизы проекта выявляется необходимость внесения в него существенных изменений, он подлежит возвращению представившему его органу государственной власти для доработки и повторного визирования руководителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, других органов и организаций.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства Российской Федерации. Датой официального их опубликования считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.


Все Постановления Правительства, за исключением Постановлений, содержащих сведения конфиденциального характера, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных актов органов исполнительной власти» подлежат обязательному опубликованию в течение десяти дней после их подписания.

Акты правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов государственной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания. Постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Правительства осуществляет Аппарат Правительства.

Также Правительство Российской Федерации вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера. В литературе существует точка зрения, что эти правовые формы, бывают, оправданы в тех или иных ситуациях для выражения позиции федерального Правительства и его оценок в отношении тех или иных действий или событий. Но подобные акты должны быть, естественно, целесообразными и законными. Ю.А. Тихомиров и И.В. Котелевская отмечают, что в августе 1998 г. Правительство Российской Федерации и ЦБР в своём заявлении об изменении курса рубля, порядке погашения ГКО, моратории по валютным операциям нарушило статьи 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», статьи 202, 817, 422 ГК Российской Федерации .

Конституционное право России. Шпаргалки Петренко Андрей Витальевич

69. Акты, издаваемые Правительством Российской Федерации

Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Порядок принятия актов Правительства РФ устанавливается Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ.

Постановления Правительства РФ, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства РФ не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суде.

Правительство РФ вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

2. Законодательные акты Российской Федерации КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)(Извлечение)Статья 164. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются

5. Законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие применение оружия гражданами ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНот 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ«ОБ ОРУЖИИ»(с изменениями на 25 июля 2002 года)(Извлечение)Статья 24. Применение оружия гражданами Российской ФедерацииГраждане

6. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации ПРАВИЛА СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТЯЖЕСТИ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ(Приложение к приказу Министерства здравоохранения РФ от 10 декабря 1996 года № 407)(Извлечение)РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙОбщие положения2.

Статья 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации 1. Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения

Статья 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации 1. Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах 1. Законодательство Российской

Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах 1. Правительство

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ» Принят Государственной Думой 19 июля 2000 года Одобрен Советом

Федеральный закон о «Внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона „О страховых

СТАТЬЯ 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации 1. Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения

§ 5. Нормативно-правовые акты Российской Федерации В Российском государстве, в сущности, единственным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. В самом

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах 1. Законодательство Российской

48. Акты Президента Российской Федерации, порядок их опубликования и вступления в силу Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории РФ.Указы и

КОНСТИТУЦИЯ И НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Конституция Российской Федерациипринята 12 декабря 1993 г. (извлечения)Статья 2Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -

Общие положения, определяющие статус актов, издаваемых Правительством РФ, закреплены в ст. 115 Конституции РФ, а также в Федеральном конституционном законе "О Правительстве РФ".

Конституция РФ устанавливает, что на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает и обеспечивает исполнение:

  • · постановлений;
  • · распоряжений.

Этим определяется подзаконный характер актов, издаваемых Правительством, обязательность их соответствия Конституции, законам и нормативным указам Президента РФ. На основании Конституции РФ - это значит и то, что в пределах своей компетенции Правительство РФ вправе издавать нормативные правовые акты.

Постановления - наиболее значительные акты Правительства, имеющие нормативный характер. Постановления регулируют основные вопросы, входящие в компетенцию Правительства РФ.

Распоряжениями обычно оформляются решения по оперативным и текущим вопросам: распоряжения, имеющие нормативное значение, встречаются сравнительно редко, хотя порядок их принятия не отличается от порядка принятия постановлений.

Как постановления, так и распоряжения Правительства часто принимаются на заседании Президиума Правительства РФ и только в некоторых случаях - единолично Председателем Правительства. Как постановления, так и распоряжения подписываются Председателем Правительства РФ.

Устанавливая правовые формы актов, издаваемых Правительством РФ, Конституция РФ в то же время возлагает на Правительство обязанность обеспечивать их исполнение. Это помогает их оперативному и точному практическому внедрению, поскольку чаще всего тяжесть исполнения падает на те же органы исполнительной власти, которые подготавливают соответствующие акты.

Конституция РФ не дает прямого ответа на вопрос, могут ли акты Правительства РФ отменять или приостанавливать акты исполнительной власти субъектов РФ. Однако для утвердительного ответа на этот вопрос все же можно увидеть конституционное основание. Оно заключено в положении ч. 2 ст. 77, согласно которому в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

В Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" говорится, что в целях обеспечения сочетания интересов РФ и субъектов РФ Правительство РФ по предметам совместного ведения в сфере осуществления исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Правительство разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон. Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Такое правило выглядит совершенно естественным:

  • 1. Президент РФ является гарантом Конституции РФ;
  • 2. Президент РФ по существу возглавляет исполнительную власть.

Федеральным конституционным законом "О Правительстве РФ" установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их опубликования. Иные постановления вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Действует множество официальных документов. В то же время среди них прослеживается четкая иерархия по юридической силе. На первом месте в данной иерархии находятся законы (в том числе законы субъектов), далее идут подзаконные и внутригосударственные соглашения и договоры.

В данной статье мы рассмотрим, какое место в этой системе занимают постановления Правительства Российской Федерации.

Что такое постановление Правительства

Итак, постановление Правительства - это правовой нормативный акт, который принимается в исполнение и на основании нормативных актов, имеющих более высокую юридическую силу (федеральных законов, указов Президента).

Согласно Конституции, действие постановлений распространяется на всю территорию России, если не установлено иное. Их исполнение обеспечивается Правительством посредством дачи соответствующих указаний подведомственным органам исполнительной власти.

Отличие постановления от других актов Правительства

Правительство России имеет полномочия на издание различных документов. Среди них - постановления, распоряжения, поручения, протоколы заседаний и совещаний. Помимо этого, указанный властный орган занимается законопроектной деятельностью.

Главное отличие постановления Правительства - это его нормативный характер. Ненормативность же юридического документа определяется наличием одновременно следующих признаков:

  • Однократность применения или рекомендательный характер.
  • Персонифицированность.

Утверждение постановления Правительства

Порядок разработки и утверждения актов Правительства строго урегулирован нормами права - Указом Президента РФ № 763, постановлением Правительства № 260 и другими документами.

Инициатива разработки проекта постановления может принадлежать не только самому Правительству России, но и федеральным органам власти. Ответственные за разработку органы и подразделения должны соблюдать Регламент Правительства РФ, а также Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых документов.

Постановления Правительства - это весьма эффективный инструмент, позволяющий выявить проблемы, связанные с чрезмерностью управления в какой-либо сфере общественной жизни. Помимо такой оценки проводится общественное обсуждение проекта акта, в рамках которого у экспертов есть возможность дать комментарии и внести предложения в разрабатываемый проект.

Иногда не проводится оценка регулирующего воздействия и общественное обсуждение проекта постановления Правительства. Это обусловлено тем, что такой документ или его часть может содержать конфиденциальную или секретную информацию.

По итогам прохождения всех этапов разработки текст постановления, если он не содержит конфиденциальные или секретные сведения, должен быть официально опубликован в конкретных открытых источниках. К таковым относятся Собрание законодательства РФ, "Российская газета" и Официальный портал правовой информации в сети интернет. Опубликование должно быть произведено не позднее 10 дней после подписания председателем.

Вступление в силу постановления обычно происходит через неделю после опубликования.

Изменение постановления Правительства РФ

Изменение и отмена правовых актов возможны актом той же юридической силы. Касается это и постановлений Правительства.

Следовательно, чтобы внести изменения в указанный документ, необходимо пройти все те же процедуры, что и при его первичной разработке. Такое правило способствует тому, что принимаемые документы становятся более продуманными и отработанными, ведь для их изменения не существует упрощенной процедуры.

Кроме того, заново проводится общественное обсуждение проекта акта. Любой гражданин имеет возможность ознакомиться с предлагаемыми изменениями на соответствующем сайте.

Лекция 12. «Правительство Российской Федерации»

12.5. Акты Правительства Российской Федерации

Полномочия Правительства Российской Федерации реализуются посредством его актов - постановлений и распоряжений, которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ (ст. 115 Конституции). Правительство РФ обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений.

Порядок принятия актов Правительства устанавливается Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ.

Согласно Положению о подготовке проектов постановлений и распоряжений Правительства РФ, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 1993 г., проекты актов Правительства вносятся в Правительство его членами, руководителями центральных органов федеральной исполнительной власти, главами исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Поступающие в Правительство предложения граждан, организаций и предприятий о принятии решений Правительства направляются для предварительного рассмотрения указанным органам исполнительной власти.

Проекты актов Правительства РФ вносятся в Правительство с приложением пояснительной записки, содержащей обоснования и прогнозы ожидаемых социально-экономических и иных последствий их реализации. Они подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами представительной и исполнительной власти, государственными, общественными и другими организациями. Проекты актов Правительства Российской Федерации нормативного характера должны в обязательном порядке согласовываться с Министерством юстиции РФ.

При внесении в Правительство предложений, требующих принятия закона Российской Федерации или решения Президента Российской Федерации, одновременно с предложением представляются проекты соответствующих актов и необходимые документы к ним.

Постановления и распоряжения Правительства подписываются Председателем Правительства РФ.

Порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства определяется Президентом Российской Федерации. Согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", акты Правительства подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации" в течение 10 дней после дня их подписания. Официальным опубликованием актов Правительства считается публикация их текстов в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации". Официальными являются также тексты актов Правительства, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".

Акты Правительства могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Правительства осуществляет Аппарат Правительства.

Постановления Правительства, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Распоряжения Правительства вступают в силу со дня их подписания.

Правительство Российской Федерации обязано ежеквартально обеспечивать обобщение практики государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, и представлять Президенту Российской Федерации соответствующую информацию, в том числе сведения о нормативных правовых актах, в государственной регистрации которых отказано.