Понятие и виды субъектов международного права. Международная правосубъектность

Понятие субъектов международного права

Субъекты международного - это акторы (действующие субъекты, субъекты политики), которые в силу юридических норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей, и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

Таковыми являются:

  • государства;
  • международные организации;
  • нации, борющиеся за независимость;
  • государственно-подобные образования;
  • физические лица (индивиды) - в ограниченном объеме.

Основные признаки субъектов международного права:

1) субъекты международного права - это лица, участники международных отношений, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого они должны обладать определенными свойствами:

  • известная внешняя обособленность;
  • персонификация (выступление в международных отношениях в виде единого лица);
  • способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную ;
  • способность участвовать в принятии норм международного права.

2) все субъекты международного права это такие лица, которые приобрели свойства субъекта в силу норм международного права. Иначе говоря, юридические нормы образуют обязательную основу деятельности акторов как субъектов международного права.

Виды субъектов международного права

Субъекты международного права могут быть:

  1. постоянными или временными.
  2. первичными (государство; нации, борющиеся за государственную независимость) или производными (международные организации; государственноподобные образования).

Постоянными субъектами являются государства.

Нация, борющаяся за свое освобождение, выступает как временный субъект лишь на период борьбы и создания независимого государства. Некоторые международные организации созданы для достижения определенных целей. В XX в. был ликвидирован ряд государственно-подобных образований (например, Данциг, Западный Берлин), а также международных организаций (например, Совет Экономической Взаимопомощи, Организация Варшавского Договора).

Содержание международнойправосубъектности

Любой субъект международного права обладает:

  • дееспособностью;
  • деликтоспособностью.

Правоспособность - это способность субъекта международного права иметь субъективные права и юридические обязанности. Этой способностью обладают:

  • государства - в момент образования;
  • нации, борющиеся за независимость - с момента признания;
  • межправительственные организации - с момента вступления учредительных документов в силу;
  • физические лица - при наступлении ситуаций, определенных в соответствующих международных договорах.

Наличие правоспособности означает наличие юридической возможности у лиц своими действиями порождать субъективные права и юридические обязанности.

  1. способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность );
  2. способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность ).

Виды правосубъектности:

  • общая (государства, НОД);
  • отраслевая (межправительственные организации);
  • специальная.

Общая правосубъектность - это способность акторов ipsofacto быть субъектом международного права вообще. Такой правосубъектностью обладают только суверенные государства. Они являются первичными субъектами международного права. Общей правосубъектностью теоретически обладают также нации, борющиеся за свою независимость.

Отраслевая правосубъектность - это способность акторов быть участниками правоотношений в определенной области межгосударственных отношений. Такой правосубъектностью обладают межправительственные организации. Например, Международная морская организация (ИМО) вправе принимать участие в правоотношениях, затрагивающихмеждународное торговое судоходство, и может одобрять международно-правовые нормы относительно безопасности мореплавания, эффективности судоходства, предотвращения загрязнения с судов и борьбы с ним.
Другими проблемами, помимо уставных, межправительственные организации заниматься не могут, и поэтому правосубъектность их ограничивается определенной отраслью или обособленной проблемой (например, разоружение, борьба с голодом, охрана природной среды Антарктики).

Специальная правосубъектность - это способность акторов быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках отдельной отрасли международного права. Специальной правосубъектностью, например, обладают физические лица (индивиды). Их правосубъектность, в частности, признана Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. (ст. 6), Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 2 и далее), Международной конвенцией о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. (ст. 8 и далее).

Таким образом, субъекты международного права должны обладать способностью самостоятельно участвовать в урегулированных международным правом международных отношениях, непосредственно вступать в юридическое взаимодействие с другими управомоченными или обязанными международным правом лицами.

Субъект международного права отличается от понятия «субъект правоотношения». Субъект международного права - это актор, обладающий правосубъектностью, т.е. лицо, потенциально способное быть участником международных правоотношений. Субъект правоотношения - это реальный участник данных правовых отношений. Таким образом, понятие участника правоотношения уже понятия субъекта права.

Правосубъектность в единстве с другими общими правами и обязанностями субъектов международного права охватывается понятием правового статуса. Основными элементами последнего являются права и обязанности акторов международного права в реальных правоотношениях, основанием возникновения которых служат императивные принципы международного права и соответствующий юридический факт. Так, согласно ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. каждое государство обладает правоспособностью заключать договор. Эта правоспособность государств базируется на таких общепризнанных принципах международного права, как принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств, а также принцип сотрудничества государств. В случае вооруженного нападения () каждое государство имеет неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону (ст. 51 Устава ООН).

Субъекты международного права – участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность (рис. 9).

Как и во внутригосударственном праве, в международном праве есть разные категории субъектов.

Рис. 9. Субъекты международного права

Основными субъектами международного права являются государства, нации, борющиеся за государственную независимость, и международные (межгосударственные) организации. Эти субъекты обладают всеми элементами международной правосубъектности (право и дееспособности), которая включает в себя такие важные права, как право заключать международные договоры, быть членами международных организаций, иметь свои официальные представительства (дипломатические, консульские и др.), участвовать в работе международных конференций и т.д.

Наряду с основными субъектами существуют и иные субъекты международного права: государствоподобные субъекты.

Государствоподобные (государственно-подобные) образования – категория субъектов международного права, которые, обладая почти всеми признаками государства, имеют самостоятельность в международных отношениях, но пользуются международной правосубъектностью лишь частично, в тех областях международных отношений, которые представляют для каждого из них какой-либо интерес.

Это вольные города в прошлом (Венеция, Новгород, Гамбург и др.) или в новое время (Данциг). Особый статус после Второй мировой войны имел Западный Берлин (до объединения Германии в 1990 г.).

К государственно-подобным субъектам международного права относится Ватикан. Правовой статус Ватикана определен специальными соглашениями с Италией 1984 года.

В области международной правосубъектности возник ряд новых явлений. Самое значительное из них – появление в международном праве человека как субъекта права, хотя и с весьма ограниченной правосубъектностью. Речь идет о международной правосубъектности индивида.

Индивиды и международные юридические лица – новейшая (нетрадиционная) категория субъектов международного права. Объем международной правосубъектности имеет ограниченный характер, поскольку в соответствии с положениями применимых международных договоров они могут вступать лишь в международные правоотношения некоторых видов в гуманитарной, морской, уголовно-правовой, процессуальной, экономической областях.

Образовалась целая отрасль международного права, посвященная правам человека. Основные права и свободы человека все больше определяются международным правом несмотря на то, что они реализуются в основном через внутригосударственное право. Человек уже имеет некоторые юридические возможности выступать на международной арене в защиту своих прав и свобод. Жалобы индивидов становятся предметом рассмотрения в международных организациях, прежде всего в ООН. В некоторых региональных организациях, например в Европейском Союзе, Совете Европы, физические лица вправе обращаться для защиты своих прав в международные региональные суды. Индивиды являются субъектами международной уголовной ответственности за международные преступления.

Некоторыми элементами международной правосубъектности обладают также международные неправительственные организации, например, консультативный статус в Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОС). Он дает право участия в некоторых международных конференциях без решающего голоса.

Признание существования различных категорий субъектов международного права, участников международно-правовых отношений, не означает приравнивания их к основным субъектам международного права, в частности к государствам. Например, индивиды не обладают такими элементами международной правосубъектности, как право быть участниками международных договоров, членами международных межправительственных организаций, тем более – создавать нормы международного права, как это могут делать его основные субъекты.

Субъект международного права - это участник правоотношений, регулируемых международно-правовыми нормами, который обладает необходимыми для этого правами и обязанностями.

К субъектам международного права, как правило, относят:

  • 1. государство,
  • 2. международные организации,
  • 3. нации и народы, борющиеся за независимость,
  • 4. государствоподобные образования.

Традиционно выделяют две основные категории субъектов международного права: первичные и производные.

Первичные субъекты международного права - это государства.

Производный субъект международного права - это субъект международного права, который образовывается первичным субъектом международного права, основой его правосубъектности является учредительный договор.

Международная правосубъектность - это совокупность прав и обязанностей субъектов международного права, предусмотренных нормами международного права.

Международная правосубьекность государств. Государства являются основными субъектами международного права, поскольку только они обладают суверенитетом. Суверенитет основывается на наличии у субъекта территории и населения. Государства могут создавать новые субъекты международного права. Государство обладает всей полнотой власти на своей территории.

Государственный суверенитет - это право самостоятельно разрешать все вопросы внутренней и внешней политики. На территории государства могут быть сделаны исключения из его суверенитета.

От имени унитарного государства в международных отношениях действуют единые органы этого государства. Административно-территориальные единицы в составе унитарного государства обычно не наделяются правом участия в международных отношениях.

От имени федеративных государств в международных отношениях также участвуют единые федеральные органы, но субъекты федерации могут наделяться правом самостоятельно участвовать в международных отношениях. При этом федерация должна оценивать риск участия ее субъекта в международных отношениях. Если субъекты федерации не могут выполнить принятые на себя международные обязательства, то ответственность за них несет федерация в целом. Обычно субъекты федерации наделяются правом участвовать в социально-экономических отношениях. Субъекты федерации не могут открывать своих дипломатических или консульских представительств за рубежом. Но они могут открывать представительство субъекта (например, торгово-экономическое представительство). В РФ наиболее активным субъектом, участвующим в международных отношениях, является Татарстан.

Конфедеративные государства - это объединение суверенных государств для достижения общих для них целей. Субъекты конфедерации делегируют органам конфедерации свои полномочия, но сохраняют за собой право действовать параллельно с этими органами в международных отношениях. У субъектов конфедерации могут быть свои дипломатические и консульские представительства.

Предел распространения суверенитета государства определяется его государственными границами.

Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость, носит объективный характер. Нации и народы, борющиеся за независимость, обладают правом на защиту со стороны международного права, вправе применять меры принуждения в отношении субъектов, препятствующих обретению народом независимости, вправе участвовать в международных организациях, заключать международные соглашения.

Международная правосубъектность международных организаций. Юридическая природа международных организаций состоит в том, что они являются производными субъектами международного права, поэтому их правосубъектность в международных отношениях является ограниченной, она зависит от их учредительных документов.

Виды международных организаций:

  • 1) в зависимости от круга участников выделяют универсальные (для всех стран, например, ООН) и региональные (членами которых могут быть государства одного региона, например, Организация американских государств), и межрегиональные (организации, которые объединяют государства смежных географических регионов, например, НАТО)
  • 2) в зависимости от характера полномочий: межгосударственные (не ограничивающие суверенитет государства) и надгосударственные (частично ограничивающие суверенитет государства; вступая в подобные организации, государства-члены добровольно передают часть своих полномочий международной организации в лице ее органов).
  • 3) В зависимости от выполняемых функций: нормотворческие, консультативные, посреднические, операционные, информационные
  • 4) По порядку приема новых членов: открытые (любое государство может стать леном по своему усмотрению) и закрытые (прием с согласия первоначальных учредителей)
  • 5) По компетенции: общей компетенции (ООН) и специальной компетенции (политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения, например, Всемирный почтовый союз)
  • 6) Международные параорганизации (клубы) - например, Большая восьмерка. Международные параорганизации, часто играя значительную роль в международных отношениях, не могут быть включены в классификацию международных институтов, так как не имеют официального статуса - не имеют устава, штаб-квартиры и прочего.

Международная правосубъектность государственноподобных образований. Государствоподобные образования являются производными субъектами международного права. Впервые государствоподобные образования образовались в Средние века и к ним относили города Ганзейского союза.

В международном праве выделяют 2 вида государствоподобных образований: политико-территориальные образования и религиозно-территориальные образования. Политико-территориальные образования (Гданьск, Западный Берлин) - образования, которые наделяются экономической свободой в международных отношениях, у них есть своя территория, свое население. Для создания таких государствоподобных образований есть политические причины; они существуют и учреждаются на основании международного договора.

В настоящее время существуют только религиозно-территориальные образования (Ватикан и Мальтийский остров). Они наделяются полномочиями выступать в отношениях культурного характера. Ватикан и Мальтийский остров являются членами ЮНЕСКО. Не так давно Ватикан стал членом Интерпола. Они могут поддерживать отношения с иностранными государствами. Их представительства не носят политический характер. В Ватикане есть 2 представительские должности: нуций и интернуций - лица, которые представляют интересы Ватикана в иностранных государствах. Нуций формально приравнивается к послу, а интернуций - к консулу. РФ поддерживает отношения с Ватиканом и Мальтийским островом через своего постоянного полномочного представителя при Ватикане и Мальтийском ордене. По своему статусу он приравнивается к послу РФ.

Международная правосубъектность нации, борющихся за самоопределение. Нации, борющиеся за самоопределение, не являются ни основными, ни производными субъектами международного права. Они не могут быть основными субъектами, потому что у них нет суверенного государства. И их нельзя относить к производным субъектам, поскольку они существуют не на основании международного договора, не по воле государств, а по историческим причинам.

Для того, чтобы быть субъектом международного права, нация, борющаяся за самоопределение, должна быть признана в качестве такового. Признание осуществляется Генеральной ассамблеей ООН. Таких наций в настоящее время не существуют.

Нации, борющиеся за самоопределение, следует отличать от национально-освободительных движений, от движений сопротивления, потому что национально-освободительные движения и движения сопротивления борются за освобождение оккупированного государства или части государства, которая была оккупирована.

Под субъектом международного права понимается лицо, которое является участником международных отношений, обладая международной правосубъектностью, являясь коллективным образованием, создающее нормы международного права.

Среди классических субъектов международного права, отвечающих указанным выше признакам, выделяются: государства, нации и народности, борющиеся за национальную независимость, международные межправительственные организации, государствоподобные образования , причем первые два из указанных являются субъектами с первичной правосубъектностью, два других - с производной. В настоящее время весьма активно на арену субъектов международного права выходят субъекты федеративного государства, которые в полной мере отвечают признакам субъекта международного права. Указанные субъекты международного права являются субъектами с производной международной правосубъектностью.

Среди неклассических субъектов международного права, обладающих ограниченной международной правосубъектностью, выделяются: физические и юридические лица, международные неправительственные организации. Они хотя и не отвечают всем признакам классического субъекта международного права, однако обладают важнейшим свойством субъекта права - являются участником международных отношений.

Правовые отношения, как они определены общей теорией права, представляют собой регулируемые правом общественные отношения, стороны которых называются субъектами правоотношений или субъектами права.

Под субъектами международного права понимаются стороны международных правоотношений, наделенные при помощи норм международного права субъективными правами и юридическими обязательствами.

Как правило, в международном праве субъективному праву одного субъекта международного правоотношения всегда противостоит юридическое обязательство другого субъекта этого правоотношения.

Субъектом международного правоотношения может стать сторона, обладающая международной правосубъектностью, понятие которой несколько отличается от общепринятого понятия правосубъектности в национальном праве. Необходимо заметить, что содержание термина «международная правосубъектность» в нормах международного права не раскрывается; существуют лишь теоретические конструкции, характеризующие юридическую природу, основания и пределы международной правосубъектности. В самом общем плане международную правосубъектность можно определить как юридическую способность лица быть субъектом международного права. Содержание международной правосубъектности образуют основные права и обязанности такого субъекта, вытекающие из международно-правовых норм.

Итак, международная правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую и юридическую. Согласно этому делению существуют две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные):

1) первичные - государства, обладающие международной правосубъектностью в силу своего возникновения, не обусловленной чьей-либо внешней волей и имеющей всеобъемлющий характер, а также народы и нации, борющиеся за свое самоопределение;

2) производные - международные межправительственные организации, специфика юридической природы которых выражается в том, что они как субъекты международного права порождены волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте.

Первичные субъекты международного права (государства и борющиеся нации) в силу присущего им государственного или национального суверенитета признаются носителями международно-правовых прав и обязанностей. Суверенитет (государственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможность самостоятельного участия в международных отношениях.

Не существует норм, наделяющих правосубъектностью первичные субъекты международного права; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования. Иными словами, в этом случае правосубъектность не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.

Юридическим источником правосубъектности для вторичных (несуверенных) субъектов международного права (международные межправительственные организации) служат их учредительные документы. Такими документами для международных организаций являются их уставы, принимаемые и утверждаемые первичными субъектами международного права (государства) в форме международного договора. Производные субъекты международного права обладают ограниченной правосубъектностью, которая обусловлена признанием этих участников международных отношений со стороны первоначальных субъектов. Таким образом, объем и содержание правосубъектности производных субъектов зависят от воли первичных субъектов международного права.

Однако субъекты международного права не только имеют права и несут обязанности, вытекающие из международно-правовых норм, но и обладают двумя другими характеристиками, отличающими их от субъектов внутригосударственного права.

Это следующие отличительные черты субъектов международного права:

1) субъекты международного права, как правило, являются коллективным образованием. Каждый субъект международного права имеет определенные элементы организации. Так, в государстве существует власть и аппарат управления. В структуре борющейся нации необходимым элементом является политический орган, представляющий ее внутри страны и в международных отношениях, несущий ответственность за деятельность нации. В международной организации существуют постоянно действующие органы. При исполнении властных полномочий субъекты международного права относительно независимы и не подчинены друг другу. Каждый из них имеет самостоятельный международно-правовой статус, выступая в международных правоотношениях от своего собственного имени;

2) субъекты международного права обладают способностью участвовать в разработке и принятии международных норм, которая составляет важнейший элемент международной правосубъектности. Субъекты международного права (в отличие от большинства субъектов права внутригосударственного) - не просто адресаты международно-правовых норм, но и лица, участвующие в их создании.

Только наличие всех трех вышеуказанных элементов (обладание правами и обязанностями, вытекающими из международно-правовых норм; существование в виде коллективного образования; непосредственное участие в создании международно-правовых норм) дает основание считать то или иное образование полноценным субъектом международного права. Отсутствие у субъекта хотя бы одного из перечисленных качеств не позволяет говорить об обладании международной правосубъектностью в точном значении этого слова и, следовательно, не позволяет причислять данного субъекта к кругу субъектов международного права.

Основные права и обязанности характеризуют общий международно-правовой статус всех субъектов международного права. Права и обязанности, присущие субъектам определенного вида (государствам, международным организациям и т.д.), образуют специальные международно-правовые статусы данной категории субъектов. Совокупность прав и обязанностей конкретного субъекта образует индивидуальный международно-правовой статус этого субъекта.

Таким образом, правовое положение различных субъектов международного права неодинаково, поскольку различны объем распространяющихся на них международных норм и соответственно круг международно-правовых отношений, в которых они участвуют.

Предыдущая

Понятие субъекта международного права непосредственно связано с оценкой предмета международно-правового регули­рования.

Общетеоретическое определение субъекта права сопряжено с констатацией субъективного права участия в отношениях, ре­гулируемых правовыми нормами. Соответственно носители прав и обязанностей, установленных правовыми нормами, ха­рактеризуются как субъекты права.

В теории международного права получила распространение концепция особого статуса его субъектов. При таком подходе способность участвовать в отношениях, регулируемых междуна­родно-правовыми нормами, рассматривается как предпосылка, но не главная черта субъекта. Основное свойство субъекта - юридическая способность к самостоятельным международным действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм, к независимому осуществлению прав и обязан­ностей, установленных этими нормами. Отличительные черты субъектов международного права, согласно этой концепции, выражаются в том, что они не находятся под чьей-либо властью и юрисдикцией, занимают независимое друг от друга положе­ние.

Такой особый статус признавался прежде всего за государст­вами, поскольку речь шла об участниках межгосударственных отношений, а также за определенными международными (меж­государственными) организациями, государствоподобными об­разованиями, нациями и народами, борющимися против коло­ниализма, за создание собственных государств.

Поскольку физические лица (индивиды) и юридические ли-Ца (хозяйствующие субъекты), находясь под властью и юрис­дикцией соответствующих государств, не обладают независи­мым положением в международных отношениях, их самостоя­тельный международно-правовой статус отрицался.

Современная ситуация, ознаменовавшаяся существенными переменами в самой структуре международных отношений и соответственно в предмете международно-правового регулиро­вания, побудила теорию международного права к совершенст­вованию взглядов при оценке понятия и видов субъектов меж­дународного права.



Нет ничего неожиданного или противоестественного в эво­люции самих международных отношений и перемене подхода к субъектам. Дело в том, что в течение длительного времени ста­тус субъекта признавался только за государствами, а необходи­мым свойством субъекта считался государственный суверенитет (отметим, что еще в начале XX в. на статус субъекта могли пре­тендовать даже не все государства, а только так называемые ци­вилизованные государства или цивилизованные народы).

Не без усилий международным межправительственным ор­ганизациям и особенно борющимся за независимость нациям удалось завоевать «место под солнцем», получить признание в качестве субъектов международного права. Соответственно со­вершенствовалась трактовка понятия субъекта, к которому уже не предъявлялось требование обладания государственным суве­ренитетом. Однако общие условия еще сохранялись.

В настоящее время действующие международно-правовые акты и реальное состояние международных правоотношений обусловливают потребности нового подхода к оценке понятия и категорий (видов) субъектов международного права.

На наш взгляд, есть все основания для того, чтобы распро­странить на международное право понимание субъекта права, принятое в общей теории права, т. е. идентифицировать поня­тие субъекта международного права с юридической возможно­стью участия в правоотношениях, регулируемых международ­но-правовыми нормами, и обладания необходимыми для этого правами и обязанностями. Иначе говоря, освободить понима­ние субъекта международного права от чрезмерных условий, выраженных в требовании особого, полностью самостоятельно­го международно-правового статуса и способности к равно­правному участию в создании норм и к независимому, свобод­ному от чьей-либо юрисдикции их осуществлению.

Если же мы в соответствии с современной трактовкой пред­мета международно-правового регулирования примем характе­ристику субъекта международного права как действующего или возможного участника отношений, регулируемых международ-

§ 1 Понятие и виды субъектов международного права 49

но-правовыми нормами, как носителя установленных этими нормами прав и обязанностей 1 , то признаем и связанную с этим подходом реальность вхождения в сферу такого рода от­ношений новых участников - юридических и физических лиц (индивидов), международных хозяйственных объединений и неправительственных организаций, а также - в пределах, до­пускаемых внутригосударственным конституционным и иным законодательством, - составных частей отдельных, прежде все­го федеративных, государств.

Интересное мнение было высказано еще в 1949 г. в одном из консультативных заключений Международного Суда ООН: «...субъекты права, в той или иной юридической системе, не являются обязательно идентичными, поскольку идет речь об их природе или объеме их прав» 2 . И хотя это суждение в конкрет­ной ситуации относилось к правосубъектности ООН, оно, по существу, имеет общее значение.

0 дифференциации объема и характера прав будет сказано ниже. Что же касается различий природы тех или иных субъек­тов, то в литературе принято деление традиционных субъектов международного права на две основные категории - основные (первичные) и производные (вторичные).

Категорию основных (первичных) субъектов составляют преж­де всего и главным образом государства, обладающие государ­ственным суверенитетом и приобретающие в силу своего воз­никновения (образования) международную правосубъектность, не обусловленную чьей-либо внешней волей и имеющую все­объемлющий характер.

Категория производных (вторичных) субъектов - это преиму­щественно международные межправительственные организа­ции. Специфика их юридической природы выражается, во-пер­вых, в том, что они порождены - именно как субъекты междуна­родного права - волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте (следовательно, их право­субъектность является производной, обусловленной), а во-вто­рых, в том, что содержание и объем их правового статуса опреде-

1 См.: Игнатенко Г. В. Теория права и международное право // Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В. М. Ко-рельского, В. Д. Перевалова. М., 2002. С. 524-529.

2 Крылов С. Б. Международный Суд Организации Объединенных Наций. М., 1958. С. 61.

Глава 3. Субъекты международного права

§ 2. Международная правосубъектность

лены в учредительном акте в точном соответствии с предназначе­нием и функциями каждой организации (таким образом, их правосубъектность является функциональной, индивидуализи­рованной). С некоторыми оговорками к этой же категории при­нято относить так называемые государствоподобные образова­ния, т. е. особые исторически сложившиеся политико-религиоз­ные или политико-территориальные единицы с относительно самостоятельным статусом.

Специальное положение в ряду субъектов международного права занимают нации и народы, борющиеся против колониа­лизма, иностранного господства, за создание собственного го­сударства на базе национального суверенитета.

Вопрос о статусе и видах нетрадиционных субъектов решает­ся, даже при признании их международной правосубъектности, неоднозначно. И все же можно назвать несколько таких субъек­тов. Их участие в правоотношениях, регулируемых международ­но-правовыми нормами, и, следовательно, статус как носителей определенных международных прав и обязанностей представля­ются вполне реальными. Это международные неправительствен­ные организации 1 , международные хозяйственные объединения, национальные юридические лица и индивиды (физические ли­ца). С учетом полномочий, предусмотренных конституциями от­дельных, прежде всего федеративных, государств, определенным международно-правовым статусом характеризуются составные части"этих государств (по терминологии, принятой в отечествен­ном законодательстве, - субъекты РФ).

Имеется достаточно оснований для разграничения в между­народно-правовой системе правосоздающих субъектов и,право-применяющих субъектов. Если говорить точнее, то разграничи­ваются: 1) субъекты правосоздающие и вместе с тем правопри-меняющие, ибо тот, кто участвует в нормотворческом процессе, не может быть в стороне от практики применения норм, и 2) субъекты только правоприменяющие, но не обла-

1 Среди международных неправительственных организаций особое место занимает Международный комитет Красного Креста, на кото­рый международно-правовыми актами - Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительными протоколами к ним 1977 г. - возложены определенные функции, имеющие юридически значимое содержание и признаваемые государствами официальные последствия их реализации.

дающие нормотворческой способностью. Кстати, подобное по­ложение существует и во внутригосударственном праве. К пер­вой категории относятся государства, международные органи­зации, в меньшей мере - государствоподобные образования и борющиеся нации; ко второй - индивиды, хозяйствующие субъекты и другие юридические лица, международные хозяйст­венные объединения и неправительственные организации.

Иначе говоря, круг реализующих нормы международного права значительно шире круга создающих эти нормы. После разработ­ки, подписания и вступления в силу международного договора к его выполнению и к обеспечению его выполнения - наряду с органами и должностными лицами, участвовавшими в процессе заключения договора, - подключаются органы и должностные лица, функции которых так или иначе связаны с предметом до­говорной регламентации. Если учесть и других участников пра­воприменительного процесса, названных выше, то можно кон­статировать, что договор действует и вне системы государствен­ной власти.

По примеру внутригосударственного права возможно деле­ние субъектов по отраслевому признаку. Если субъекты кон­ституционного (государственного) права - это не то же самое, что субъекты гражданского права, а последние в свою очередь не тождественны субъектам административного или уголовного права (при этом имеются в виду не только и, может быть, не столько категории и наименования, сколько особенности пра­вового статуса), то почему не признать, что субъекты права внешних сношений (дипломатического и консульского пра­ва) - это не то же самое, что субъекты права международных организаций или тем более субъекты международного гумани­тарного права (и здесь решающее значение имеет оценка осо­бенностей правового статуса соответствующих субъектов).