Понятие политического убежища и условия его предоставления. Международное право Убежище предоставленное лицу на территории иностранного государства

В МГП нет обязательного для государств, специального международно-правового акта, закрепляющего правила предоставления убежища и пользования им. В Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) также нет упоминания об указанном институте. В науке международного права существует два подхода в определении понятия «убежища». Одни ученые понимают этот институт как право государства предоставить убежище, другие - как право лица получить убежище. Существует и другое, весьма обоснованное определение понятия института убежища, объединяющее обе точки зрения. Так, A.M. Войцехович и Г.И. Тункин определяют институт убежища как неразрывное единство права государства предоставить политическое убежище в осуществление своих суверенных прав и права человека искать убежище в других странах. Однако Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), являющаяся рекомендательным актом, содержит общее указание, что «каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем» (ст. 14). Подобный подход проявляется и в Декларации о территориальном убежище, принятой ГА ООН 14 декабря 1967 г. в качестве рекомендации. В названной Декларации о территориальном убежище (1967 г.) основанием для обращения лица и предоставлении ему убежища считается преследование за деятельность политического или подобного характера. Однако в соответствии с Декларацией государствам предоставляется право устанавливать основания для предоставления убежища самостоятельно. Убежище, которое предоставляется государствами в соответствии с нормами Декларации 1967 г., называется «политическим убежищем», или «территориальным убежищем». Оно предоставляется государством в силу своего суверенитета. Лицу, ищущему убежище, не может быть отказано в разрешении перехода границы оно не может быть выслано в страну, где возможна угроза преследования. Исключения допустимы по соображениям национальной безопасности или в целях защиты населения. Декларация 1967 г. перечисляет и случаи недопустимости предоставления убежища. К таковым относится преследование лица за совершение неполитического преступления или при совершении деяния, противоречащего целям и принципам ООН. Это значит, что убежище не предоставляется лицу, совершившему действия, направленные на подрыв международного мира и безопасности, или совершившему деяния, нарушающие 10 основных принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН, Декларации принципов (1970 г.) и Заключительном акте СБСЕ (1975 г.). Данный вид убежища (территориальный) признается многими государствами мира и находит развитие в национальном законодательстве.

Понятие территориального (политического) убежища строится на основе использования лицом территории государства в соответствии с его законодательством. В противовес территориальному убежищу на региональном уровне существует институт дипломатического убежища в соответствии с Конвенцией об убежище 1928 г., принятой на конференции американских государств. Под ним понимается предоставление лицу, преследуемому по политическим основаниям, укрытия в помещениях дипломатических представительств, консульских учреждений, на борту военного корабля или военно-воздушного судна, на территории военных баз и лагерей. Практика ведущих западных стран развивается в направлении все более широкого применения этого института. В настоящее время универсальных соглашений о дипломатическом убежище не существует. Многие государства мира исходят из необходимости предоставления не дипломатического убежища, а дипломатического укрытия, мотивируя это тем, что необходимо сохранить жизнь и здоровье лица, нуждающегося в защите. При этом они мотивируют свое решение внутригосударственным актом (США). Некоторые государства, не признавая дипломатическое убежище, однако, считают необходимым его применение в тех странах Латинской Америки, где указанный вид убежища предоставляется (Бельгия, Франция). Институт дипломатического убежища имеет место лишь в государствах Латинской Америки и неизвестен общему международному праву. Следует отметить, что он противоречит ч. 3 ст. 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. и ч. 2 ст. 55 Венской конвенции о консульских сношениях (1963 г.), согласно которым помещения представительств не должны использоваться в целях, не совместимых с их функциями.

Под политическим убежищем понимается предоставление государством какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам, которым они подвергались в стране своего гражданства или обычного местожительства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую или национальную принадлежность и т.п..

Различают территориальное и дипломатическое убежище. Территориальное убежище - предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории. Дипломатическое убежище - предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле. В современном международном праве сложилось правило, запрещающее предоставление дипломатического убежища, хотя в Латинской Америке оно признается.

Необходимо различать право убежища как институт международного права и институт внутригосударственного права. Имеется в виду совокупность в первом случае международно-правовых, а во втором - внутригосударственных норм, относящихся к предоставлению политического убежища. Таким образом, практически существует столько внутригосударственных институтов политического убежища, сколько существует государств, принявших соответствующие юридические нормы.

Само по себе обращение с просьбой о предоставлении политического убежища не означает, что такое убежище автоматически будет предоставлено.

Институт политического убежища в международном праве является преимущественно обычно-правовым. В рамках Организации Объединенных Наций была предпринята попытка кодифицировать эти нормы: Генеральная Ассамблея ООН 14 декабря 1967 г. приняла Декларацию о территориальном убежище (резолюция 2312/ХХII).

Важнейшее положение международного права, относящееся к предоставлению территориального убежища, заключается в следующем (оно закреплено в п. 1 ст. 1 декларации): убежище, предоставляемое каким-либо государством в порядке осуществления своего суверенитета, должно уважаться всеми остальными государствами. Иными словами, предоставление убежища - это суверенное право государства. Оно может его предоставить какому-либо лицу или лицам, может в нем и отказать. Но если государство реализовало это право, предоставив какому-либо лицу или группе лиц убежище, возникает ряд международно-правовых последствий.

Основания и процедура (судебная, административная) предоставления политического убежища, а также статус лиц, получивших убежище, зависят от внутреннего законодательства государства. В России, как, впрочем, и в других государствах, их статус по существу равнозначен статусу лиц без гражданства. Отличие состоит в том, что в некоторых случаях допускается предоставление политическим эмигрантам ряда льгот (в отношении жилища, трудоустройства и т. п.).

Если перечень оснований, по которым политическое убежище может предоставляться, зависит от внутреннего законодательства, то обязательство государств не предоставлять такого убежища определенным категориям лиц предусматривается уже нормами международного права (принципами, договорными и обычными нормами). Это положение отражено в п. 2 ст. 1 Декларации о территориальном убежище, где говорится, что право искать и пользоваться убежищем не признается за лицом, в отношении которого имеются серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества, как они определяются в международных документах. Понятия «военные преступники» и «лица, виновные в преступлении против человечества» нашли отражение в ряде международных документов, в частности в Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 года и в Уставе Нюрнбергского трибунала, который является частью Лондонского соглашения от 8 августа 1945 г. Принципы Устава были единодушно подтверждены в резолюции Генеральной Ассамблеи от 11 декабря 1946 г. как общепризнанные принципы международного права.

Основным международно-правовым последствием предоставления политического убежища является обязанность государства не выдавать лицо, получившее такое убежище. Государство несет эту обязанность в отношении международного сообщества, как подчеркнуто в Декларации о территориальном убежище.

Не следует смешивать предоставление политического убежища с разрешением какому-либо лицу постоянно проживать на территории определенного государства.

В последнем случае государство не берет на себя никаких международно-правовых обязательств.

Нередко на политическое убежище претендует лицо, которое в государстве, им оставленном, считается политическим преступником. В связи с этим возникает вопрос о том, кому принадлежит право оценки, является ли данное лицо политическим преступником или не является, может ли оно вообще претендовать на получение политического убежища. Здесь часто возникают конфликтные ситуации. Принцип, который закреплен в Декларации о территориальном убежище, сводится к тому, что в конечном счете данный вопрос решает государство, предоставляющее убежище.

Общепризнанным является положение, согласно которому убежище не должно предоставляться лицу, совершившему общеуголовное преступление.

Получило довольно широкое распространение правило, закрепленное во многих международных договорах, согласно которому убийца главы государства или лицо, покушавшееся на его жизнь, не считается политическим преступником, то есть может подлежать выдаче. Правда, эта норма носит только договорный характер. Иногда она закрепляется во внутреннем законодательстве государств. В 1957 году западноевропейские государства заключили Европейскую конвенцию о выдаче преступников. Эта норма нашла в ней отражение. Ранее она была сформулирована а Конвенции о борьбе с терроризмом 1937 года, которая так и не вступила в силу.

Второе международно-правовое последствие предоставления политического убежища заключается в том, что государство, предоставившее его какому-либо лицу, приобретает право на оказание квазидипломатической защиты в случае нарушения прав этого лица за рубежом. Этот вопрос может возникнуть, например, в тех случаях, когда лицо, получившее убежище по тем или иным причинам, временно выезжает в третью страну. Приобретает ли само это лицо в подобных ситуациях право на квазидипломатическую защиту или не приобретает такого права, зависит от внутреннего законодательства соответствующего государства, но государство, предоставившее убежище, приобретает право на оказание защиты в международно-правовом смысле, то есть в отношении иностранного государства, в котором права данного лица были нарушены. Указанная защита может именоваться квазидипломатической потому, что, будучи внешне сходной с дипломатической защитой (оказываемой государством собственным гражданам), отличается от нее именно тем, что оказывается не собственным гражданам. Она обусловлена не гражданством, а специальным статусом заинтересованных лиц. Галенская Л.Н. Право убежища. М., 1968.

Практике известны случаи, когда возникал вопрос об оказании лицу, получившему убежище, квазидипломатической защиты даже в отношении вынужденно покинутого им государства, например при похищении его агентами этого государства.

Третье последствие предоставления политического убежища сводится к тому, что государство, которое предоставило политическое убежище какому-либо лицу, несет ответственность за его деятельность. Иными словами, оно обязано воспрепятствовать совершению актов насилия со стороны таких лиц в отношении государств, из которых они бежали, пока эти лица пользуются статусом получивших политическое убежище. Это не означает, что они не должны выступать с критикой режима последнего. Такая критика вполне допустима с точки зрения принципов международного права и может осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством государства, предоставившего убежище.

В Декларации о территориальном убежище (ст. 4) тезис о недопустимости определенных действий со стороны лиц, получивших политическое убежище, сформулирован более широко. В ней говорится: «Государство, предоставившее убежище, не должно разрешать лицам, которые его получили, заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций».

Право убежища -- право каждого человека искать убежища от пре-следования в других странах и пользоваться этим убежищем, а также право государства разрешать въезд и проживание на его территории лицу, которое преследуется в другой стране по политическим мотивам. Право убежища закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., а также в Декларации о территориальном убежище, принятой Ге-неральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1967 г. в качестве рекомендации.

Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Всеобщая декларация прав человека. (Принята 10.12.1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН). - Ст. 14 п. 1.

Различают территориальное и дипломатическое убе-жище. Территориальное убежище -- предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории. Дипломатическое убежище -- предоставле-ние какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного госу-дарства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле.

Под политическим убежищем понимает-ся предоставление государством какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по поли-тическим мотивам, которым они подвергались в стране своего гражданства или обычного местожительства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но за общественную деятельность, религиозные убежде-ния, расовую или национальную принадлежность и т. п. Международное право: Учебник / Отв. Ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. - М.: Межд. отношения, 1994. - С. 114.

Основания и процедура (судебная, административ-ная) предоставления политического убежища, а также статус лиц, получивших убежище, зависят от внутрен-него законодательства государства.

Основным международно-правовым последствием предоставления политического убежища является обязанность государства не выдавать лицо, получившее такое убежище. Государство несет эту обязанность в отношении международного сообщества, как подчеркнуто в Декларации о территориальном убе-жище.

Не следует смешивать предоставление политического убежища с разрешением какому-либо лицу постоянно проживать на территории определенного государства. В последнем случае государство не берет на себя ни-каких международно-правовых обязательств.

Нередко на политическое убежище претендует лицо, которое в государстве, им оставленном, считается поли-тическим преступником. В связи с этим возникает вопрос о том, кому принадлежит право оценки, является ли данное лицо политическим преступником или не являет-ся, может ли оно вообще претендовать на получение политического убежища. Здесь часто возникают кон-фликтные ситуации. Принцип, который закреплен в Дек-ларации о территориальном убежище, сводится к тому, что в конечном счете данный вопрос решает государство, предоставляющее убежище.

Общепризнанным является положение, согласно ко-торому убежище не должно предоставляться лицу, со-вершившему общеуголовное преступление. Декларация о территориальном убежище от 14 декабря 1967 года.

Втрое международно-правовое последствие предо-ставления политического убежища заключается в том, что государство, предоставившее его какому-либо лицу, приобретает право на оказание квазидипломатической защиты в случае нарушения прав этого лица за рубежом. Этот вопрос может возникнуть, например, в тех случаях, когда лицо, получившее убежище по тем или иным при-чинам, временно выезжает в третью страну. Квазидипломатическая защита будучи внешне сходной с дипломатической (оказываемой госу-дарством собственным гражданам), отличается от нее именно тем, что оказывается не собственным гражданам. Она обусловлена не гражданством, а специальным ста-тусом заинтересованных лиц.

Третье последствие предоставления политического убежища сводится к тому, что государство, которое предоставило политическое убежище какому-либо лицу, несет ответственность за его деятельность. Иными сло-вами, оно обязано воспрепятствовать совершению актов насилия со стороны таких лиц в отношении государств, из которых они бежали, пока эти лица пользуются статусом получивших политическое убежище. Это не означает, что они не должны выступать с критикой режима последнего. Такая критика вполне допустима с точки зрения принципов международного права и может осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством государства, предоставившего убе-жище.

Право убежища не предоставляется индивидам не-посредственно нормами международного права. Как право индивидов, оно существует в рамках внутригосу-дарственного нрава. Нормы международного права за-крепляют лишь право государства предоставлять опре-деленным категориям лиц политическое убежище и обя-занность других государств уважать это право.

Политическое убежище прекращается, если исчезли обстоятельства, которые вынудили политэмигранта искать убежище, или если политэмигрант натурализо-вался в государстве, предоставившем ему убежище. В последнем случае это государство может сохранить за ним те или иные льготы, которые оно предоставляет лицам, получившим на его территории убежище. Международное публичное право: Учебник / Л.П. Ануфриева, Д.К. Бекяшев, В.В. Устинов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - С.236

Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом государственных интересов Российской Федерации; лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется, если:

Лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

Лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;

Лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

Лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

Лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации "О беженцах";

Лицо представило заведомо ложные сведения;

Лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:

Возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

Выезда на жительство в третью страну;

Добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;

Приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по представлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на основании заключений Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.

Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также, если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утв. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746.

Становление института права убежища, как и ряда других институтов по правам человека, было непростым и долгим.

Одна из первых попыток унификации норм об убежище была предпринята Институтом международного права в 1950 году, принявшим резолюцию «Убежище в международном публичном праве». В ней право убежища было определено следующим образом: «Убежище означает покровительство, которое государство предоставляет на своей территории или в каком-либо другом месте, находящемся под контролем его определенных органов, лицу, которое ищет его». Определение исходило из существования двух форм убежища: а) территориального - предоставление государством иностранному гражданину убежища на своей территории и б) дипломатического - предоставление убежища отдельным лицам на территории дипломатического или консульского представительства иностранного государства, в большинстве случаев - гражданам стран пребывания посольства или консульства.

Дальнейшее рассмотрение вопросов права убежища шло в рамках Организации Объединенных Наций. Положения об этом институте были включены, в частности, во Всеобщую декларацию прав человека 1948 года и Декларацию о территориальном убежище 1967 года. В этих документах сказано, что любое лицо имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться убежищем, за исключением иностранцев, преследуемых за уголовные преступления, противоречащие целям ООН (ст. 14 Всеобщей декларации прав человека). Право убежища было зафиксировано также для борцов против колониализма (ст. 1 Декларации 1967 г.).

Между тем в указанных статьях этих же документов говорится о том, что нельзя признать обоснованным предоставление убежища лицам, которые предают интересы своего народа, преследуют свои узкокорыстные интересы, нарушают принципы Устава ООН.

Общепризнанно, что право убежища является институтом, основанным на государственном суверенитете, и носит исключительно политический характер. Кроме того, характерным признаком права убежища является наличие в каждом конкретном случае заявления (просьбы, прошения) со стороны заинтересованного лица о предоставлении политического убежища.

Один из основных вопросов данного правового института - вопрос о круге лиц, которым может быть предоставлено убежище.

По сложившейся внутригосударственной практике законоположения о праве убежища включаются в конституционные акты государств с указанием категорий лиц, которые могут претендовать на приобретение указанного права. На государстве, предоставившем убежище лицу на своей территории, лежит обязанность в обеспечении гарантии безопасности этого лица, в невыдаче и невысылке его в страну, где оно может подвергнуться преследованию, и в предоставлении ему основных прав и свобод. Различие между выдачей и высылкой заключается в следующем:

  • 1) высылка является административно-правовым актом, а выдача является актом правовой помощи;
  • 2) высылка представляет собой внутригосударственный институт, в то время как выдача является институтом международно-правовым;
  • 3) высылка производится по инициативе государства, на территории которого находится лицо, а выдача - лишь при условии наличия требования о выдаче.

Следует подчеркнуть, что право убежища как международно-правовой институт является правом государства, а не правом того или иного физического лица. Более того, исходя из норм международного права, не существует обязанности государств предоставлять убежище даже определенным категориям лиц в бесспорном порядке. В равной мере во внутригосударственных правовых нормах ни одного из государств не содержится положение о том, что граждане того или иного государства имеют право просить убежища у другого государства. Индивид, обратившийся с просьбой к иностранному государству о предоставлении убежища, совершает неправомерные действия по внутреннему законодательству его государства. Такая просьба представляет собой попытку выйти из-под юрисдикции своего государства противоправным способом.

В национальном законодательстве различных государств об убежище общим основанием для его предоставления является тот или иной вид преследования лица у себя на родине по политическим мотивам.

Считается общепризнанным, что убежище не может быть предоставлено:

  • 1) лицам, совершившим международные преступления (военным преступникам и др.);
  • 2) уголовным преступникам, совершившим преступления международного характера, выдача которых предусмотрена многосторонними международно-правовыми документами (например, угон самолетов, незаконное распространение наркотических веществ и психотропных препаратов и др.);
  • 3) уголовным преступникам, выдача которых предусмотрена двусторонними или многосторонними договорами государств о выдаче;
  • 4) лицам, совершившим деяния, противоречащие целям и принципам ООН.

В случае неправомерного предоставления убежища государство гражданства вправе требовать выдачи лица, получившего таковое, а государство убежища обязано выдать его.

Большинство стран считает неприемлемым и неправомерным институт дипломатического убежища (оно признается лишь в странах Латинской Америки). Однако в практике государств имеют место случаи, когда убежище предоставляется не только на территории государства как таковой, но и в зданиях дипломатических представительств и консульств, на бортах военных кораблей и воздушных судов, на территориях военных баз и пр. Именно такие случаи именуются дипломатическим убежищем. Правомерность предоставления его, в частности, в дипломатических резиденциях объясняется их иммунитетом. Однако это противоречит п. 3 ст. 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, которая установила, что «помещения представительств не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительства, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права, или же какими-либо специальными соглашениями, действующими между аккредитующим государством и государством пребывания». Если дипломатические представительства, которым адресована вышеуказанная норма, переступают запрет, то в данном случае речь идет о злоупотреблении дипломатическим иммунитетом, о вмешательстве во внутренние дела государства пребывания.

Национальное законодательство и практика предоставления убежища государствами разнообразны. Это предопределяется политикой каждого государства, его международно-правовой позицией, отношениями с другими странами. Так, в США и Великобритании регулирование вопросов убежища составляет часть иммиграционного законодательства.

В США понятия политического убежища, приостановки депортации (невысылки) иностранца из страны и статуса беженца достаточно близки по своему содержанию, поскольку позволяют иностранцам въехать или остаться в Соединенных Штатах и тем самым избежать преследований в своей стране.

Различия между этими понятиями определяются географическим местом обращения за покровительством американских властей, доказательствами угрозы преследований в стране, откуда прибыл иностранец, которые необходимо представить, а также объемом полномочий Генерального прокурора в принятии решения по делу.

Для того чтобы просить политическое убежище в США, иностранец должен подпадать под определение беженца в соответствии с его международно-правовым понятием. При этом иностранец должен находиться в США либо в пункте въезда в эту страну. За предоставлением убежища нельзя обращаться в американские посольства и консульства. С другой стороны, ходатайствовать о предоставлении убежища имеют право лица, находящиеся на территории США как на законном основании, так и въехавшие нелегально.

В дополнение к ограничениям, существующим на предоставление статуса беженца, в убежище будет отказано лицу, в отношении которого есть веские основания считать, что до прибытия в США оно совершило серьезное преступление неполитического характера, а также существуют обоснованные подозрения считать это лицо представляющим угрозу безопасности Соединенным Штатам.

Законодательство Франции для оформления заявления о предоставлении политического убежища требует его передачи во Французское управление по защите беженцев и апатридов (ОФПРА) с приложением национального паспорта (или иного документа, удостоверяющего личность). В заявлении должны быть изложены причины, побудившие иностранца покинуть свою страну, факты преследования (в том числе своих близких) и др.

Характерно, что французская практика отказывает в предоставлении убежища лицам, покинувшим свою страну вследствие гражданской войны. Убежище предоставляется сначала на три года и затем продлевается на пятилетние периоды. При этом национальное гражданство не утрачивается.

Законодательство Австрии гораздо сложнее. Оно предусматривает, что ходатайство иностранца о предоставлении убежища будет рассматриваться еще на границе, для чего в пограничных зонах созданы специальные пункты для беженцев. Здесь же они проходят проверки иммиграционных властей.

Кроме того, в течение нескольких последних лет Австрия подписала со многими странами, в том числе и с Россией, протоколы о том, что авиабилеты на рейсы в Вену должны выдаваться за рубежом лишь тем лицам, которые располагают австрийской визой.

В Конституции Российской Федерации указано, что Президент РФ решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища.

Россия предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права и по другим причинам.

Политическое убежище в Российской Федерации не предоставляется, если:

  • ? лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в России преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН;
  • ? лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование и по другим мотивам.

Индивид, желающий получить политическое убежище на территории Российской Федерации, должен лично обратиться в территориальный орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Федеральную миграционную службу России. Последняя решает вопрос о предоставлении политического убежища в соответствии с Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от. 21 июля 1997 г.

Право убежища - это предоставленная государством каждому лицу юридическая возможность въезда и проживания на его территории в силу преследования данного лица по политическим и иным мотивам в государстве, гражданином которого оно является. В ст. 1 Декларации ООН о территориальном убежище 1967 г . подтверждается, что убежище предоставляется государством в осуществление его суверенитета. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. провозглашает право лица искать убежище от преследования в других странах и пользоваться им (ст. 14).

Предоставление убежища имеет строго индивидуальный характер, оно рассматривается как гуманный акт и является правомерным по отношению к другим государствам. Убежище, предоставленное государством какому-либо лицу, должны уважать все остальные государства. Предоставление убежища какому-либо лицу предполагает невыдачу его другому государству. Однако такие лица теряют право на дипломатическую защиту со стороны своего государства.

Право убежища преимущественно регулируется национальным законодательством государств. Данное право впервые в законодательном порядке было закреплено в Конституции Франции 1793 г ., которая обеспечивала «убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы».

В настоящее время право убежища закреплено в конституциях многих стран. В соответствии со ст. 63 Конституции РФ «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права».

В отсутствие всеобъемлющего международного договора право убежища регулируется преимущественно обычными нормами международного права.

Указанные нормы исходят из того, что:

1) каждый человек имеет право искать убежище в других государствах в случае преследования по политическим и другим причинам;

2) каждое государство исходя из суверенитета на уровне своего законодательства определяет порядок предоставления убежища;

3) предоставление убежища не следует рассматривать в качестве недружественного акта по отношению к другому государству;

4) лицо, которому предоставлено убежище, не может подвергаться высылке в страну, в которой оно преследуется;

5) убежище не предоставляется лицам, совершившим международные преступления либо обвиняемым в общеуголовных преступлениях.

В международной практике получил признание такой вид убежища, как территориальное убежище, нашедший свое закрепление в Декларации ООН о территориальном убежище 1967 г. В Декларации о территориальном убежище, принятой Комитетом министров Совета Европы в 1977 г. , подтверждается право каждого государства предоставлять убежище любому лицу, которое имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенным политическим убеждениям.

Другой вид - дипломатическое убежище сложился в практике латиноамериканских государств и получил свое закрепление в Гаванской конвенции об убежище 1928 г. и в Конвенции о дипломатическом убежище 1954 г. На основании этих актов убежище предоставляется на территории дипломатического представительства и консульского учреждения в государстве пребывания, на борту военных кораблей и воздушных судов и на территории военных баз иностранных государств.

К слову сказать, страны Латинской Америки могут практиковать дипломатическое убежище только в отношениях между собой. Но международной практике известны случаи, когда они пытались расширить пространственные пределы предоставления этого вида убежища. Так, в частности, правительство Чили предоставило в помещении своего посольства в Берлине убежище Э. Хоннекеру, преследуемому по подозрению в совершении преступлений в его бытность руководителем Германской Демократической Республики. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г ., которая должна применяться в отношениях стран Америки с государствами других континентов вообще, в данном случае, в частности, не признает право убежища на территории дипломатического представительства в государстве пребывания.

Получившее убежище лицо не вправе совершать действия, противоречащие общественной безопасности и законодательству государства, предоставившего такое убежище.

В соответствии с международно-правовыми нормами на право искать убежище и пользоваться убежищем не может претендовать лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества. Однако это не мешает ряду государств предоставлять политическое убежище лицам, которые преследуются в своем государстве за указанные преступления. Так, в 2003 г. Великобритания предоставила политическое убежище А. Закаеву, который обвиняется правоохранительными органами России в совершении тяжких преступлений, в том числе террористических актов.



Оценка оснований для предоставления убежища отнесена к усмотрению предоставляющего это убежище государства. Государства, предоставляющие убежище, не должны позволять лицам, получившим убежище, заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН.

В Российской Федерации предоставление политического убежища производится указом Президента РФ по представлению Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ. Порядок предоставления политического убежища определен Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. (в редакции Указа Президента РФ от 1 декабря 2003 г.).

Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746 "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища" (с изменениями и дополнениями)

В России политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые ищут убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным международным сообществом, нормам международного права. Условием предоставления политического убежища является и то, что преследование должно быть направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении данного убежища. Лицо может быть лишено предоставленного ему политического убежища указом Президента РФ по соображениям национальной безопасности, а также в случае, если оно занимается деятельностью, противоречащей цели и принципам ООН, либо если лицо совершило преступление и в отношении его имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда.