Принципы федерации в рф. Федеративное государство: понятие и признаки

Является федеративная.

1) государственная целостность РФ; 2) единство системы органов государственной власти ; 3) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; 4) равноправие и самоопределение народов в РФ.

Государственная целостность РФ предполагает такое государственное устройство, при котором: 1) обеспечивается целостность и неприкосновенность территории РФ; 2) действует единое гражданство РФ; 3) устанавливается единое экономическое пространство и использование единой денежной единицы – рубля; 4) гарантируется верховенство Конституции РФ и федеральных законов по отношению к нормативным актам субъектов РФ; 5) действуют федеральные органы государственной власти и провозглашается единство систем государственной власти; 6) государственные образования рассматриваются как находящиеся в составе РФ, территория каждого из них является неразрывной частью территории России; 7) вопросы федеративного устройства отнесены к исключительной прерогативе РФ; 8) отсутствует право выхода субъектов РФ из ее состава.

Принцип единства системы органов государственной власти тесно связан с принципом государственной целостности РФ. Он обеспечивает суверенитет РФ на всей ее территории.

Единственным источником власти согласно этому принципу является многонациональный народ РФ.

Единая система органов государственной власти означает, что: 1) органы государственной власти субъектов РФ формируются аналогично федеральным в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (например, в субъектах РФ учреждаются высшие органы власти субъекта РФ: высший исполнительный орган власти, высшее должностное лицо и законодательный (представительный) орган; 2) существует вертикальная подчиненность федеральных органов государственной власти субъектов РФ перед высшими органами власти РФ (например, органы прокуратуры имеют непосредственную подчиненность Генеральной Прокуратуре РФ на всей территории РФ, а суды РФ представляют единую систему судебной власти РФ).

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ обеспечивает необходимую самостоятельность и полновластие государственных органов в установленных пределах, недопустимость произвола в их деятельности и уважительное отношение к решениям, принятым ими в пределах своей компетенции. Разграничение полномочий РФ и ее субъектов осуществляется Конституцией РФ, федеральными законами и федеративными договорами.

Россия – многонациональная страна, поэтому принцип равноправия народов является одним их основополагающих, обеспечивая право всех народов на сохранение своих культурно-исторических традиций. Кроме того, Конституция РФ гарантирует народам России право на самоопределение, но без права выхода из состава РФ.

Федеративное устройство - форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение его составных частей - субъектов федерации, их взаимоотношения с самим государством.

3. Принципы федеративного устройства .

Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в статье 5 Конституции РФ:

  1. Государственная целостность РФ . Российская Федерация - единое и неделимое государство. Государства и государственные образования - субъекты РФ не имеют права выхода из состава РФ. Суверенитет РФ распространяется на всю её территорию. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
  2. Единство системы государственной власти . Органы государственной власти РФ и субъектов РФ образуют единую систему государственной власти. Полномочия федеральных органов государственной власти распространяются на всю территорию РФ. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ.
  3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов . Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором, иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
  4. Равноправие и самоопределение народов . Формами самоопределения народов являются субъекты РФ, образованные по национально-территориальному принципу - республики в составе РФ и автономные округа, а также национально-культурные автономии. Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, а также права коренных малочисленных народов.
  5. Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации). Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Субъекты РФ имеют равную компетенцию (круг предметов ведения и полномочий), хотя есть и небольшие различия (например, в праве установления государственного языка), равное представительство в Совете Федерации, на равных основаниях заключают договора и соглашения с Российской Федерацией и другими её субъектами.

4. Особенности федеративного устройства России.

Российская Федерация - неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения - по территориальному принципу. Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим (его сущность и содержание - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ). Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов - краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.

Основными принципами федеративного устройства Российской Федерации являются:

1. Добровольность объединения наций и народностей.

2. Суверенность и равноправие наций.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.

4.Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов Федерации.

5. Государственная целостность Российской Федерации.

6. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов.

Рассмотрим содержание этих принципов:

1. Добровольность объединения наций и народностей в федеративное государство. Этот принцип построения Российского государства формировался исторически.

Добровольность объединения наций и народностей в Российской Федерации подтверждается содержанием Преамбулы Конституции РФ 1993 года, а также Преамбулы документов, составляющих Федеративный договор, подписанных представителями субъектов Федерации.

2. Равноправие наций проявляется также в конституционном закреплении положения о том, что "во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны" (ст. 5 п.4 Конституции РФ). Кроме того, согласно Конституции РФ, все субъекты имеют равный статус в Федерации, равный круг полномочий.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией. Многонациональный характер, сложный исторический путь развития обусловили воплощение в национально-государственном устройстве России всех известных форм государственности.

Российская Федерация - исторически сложившееся федеративное государство. После распада Союза ССР, в составе которого существовала РСФСР, являвшаяся Федерацией по действовавшей тогда Конституции, в России начались процессы суверенизации бывших автономных республик, изменения форм государственности бывших автономных областей. Кроме того, о намерении стать самостоятельными субъектами Федерации заявили края, области, города Москва и Санкт-Петербург.

Заключение Федеративного договора представляет собой создание конституционных основ Российской Федерации в новых условиях. Статья 5 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

Россия обладает всеми признаками Федерации: наличием федеративной территории и территории субъектов; федеративного гражданства и гражданства республик, входящих в Федерацию; общефедеративной конституции и конституций республик и т.д. Вместе с тем Российская Федерация имеет своими субъектами не только государства, но и автономные образования, а также административно-территориальные единицы.

Унитаризм в национально-государственном устройстве Российской Федерации проявляется в том, что, суверенные республики, входящие в состав России, являются унитарными государствами, имеющими свою территорию, гражданство, конституцию и другие признаки государственности.

Многонациональный характер населения России исторически обусловил существование автономных национально-государственных образований в форме автономной области и автономных округов.

Автономия - это форма национальной государственности, воплощающая национальный суверенитет на началах самоуправления в рамках федеративного Российского государства. Содержание и пределы самоуправления определяются государственной властью Федерации.

4. Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов Федерации. Мировой практике федеративного строительства известны две основные формы ее построения: по территориальному принципу (США, ФРГ и др.) и национально-территориальному (СССР, СФРЮ и др.). В современном национально-государственном устройстве России в силу исторических обстоятельств нашли свое воплощение оба эти принципа.

Сущность национально-территориального принципа построения форм национальной государственности субъектов Федерации состоит в том, что они создаются на базе территорий, отличающихся своеобразием национального состава населения, компактно проживающего на исторически сложившейся экономически целостной, как правило, территории.

По этому принципу созданы все республики в составе Российской Федерации, автономная область и автономные округа.

В 1918 - 1992 гг. Российская Федерация строилась только по национально-территориальному принципу. Ее субъектами являлись нации, самоопределившиеся в той или иной форме государственности. Среди них были государства - автономные республики, национально-государственные образования - автономные области и автономные (до 1977 г. национальные) округа.

В 1992 г. в содержание Федеративного договора был включен Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации. Таким образом, произошло качественное обновление федеративных отношений. Бывшие административно-территориальные единицы стали полноправными и равноправными субъектами Российской Федерации. Национально-территориальный принцип был дополнен территориально-административным принципом формирования субъектного состав федерации. В этой связи характер взаимоотношении между Федерацией и субъектами значительно усложняется, так как автономные область и округа входят в состав краев и областей. Автономные образования, таким образом, являются одновременно самостоятельными субъектами Российской Федерации и входят в состав краев и областей - субъектов Федерации. Отношения между ними регулируются федеральным законом и договором между соответствующими органами государственной власти.

5. На обеспечение государственной целостности направлены положения Конституции РФ о том, что на ее территории не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74); устанавливается единая денежная единица - рубль, единая система налогов и сборов на всей территории Федерации (ст. 75); закрепляется верховенство федерального законодательства; устанавливается единая система исполнительных органов государственной власти (ст. 77).

6. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов. Статья 5 Конституции РФ, закрепляя принципы федеративного устройства Российской Федерации, предусматривает и принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

7. Равноправие субъектов Федерации. Этот принцип вытекает из более общего принципа национально-государственного устройства Российской Федерации, суверенности и равноправия наций. Анализируя сущность принципа равноправия субъектов Федерации, необходимо отметить, что они не могут быть равноправны полностью ввиду существования различных форм государственности. Каждый из видов субъектов обладает различным кругом полномочий. Статья 5 Конституции РФ закрепляет: "Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны".

В Конституции России имеется ряд положений, дополнительно обеспечивающих принцип равноправия субъектов Федерации. Это равное право на создание в субъектах системы органов государственной власти (ст. 11 п.2); равный конституционный статус однопорядковых форм государственности и одинаковый порядок изменения статуса; право на пользование родным языком; распространение статьи 72, устанавливающей предмет совместного ведения Федерации и субъектов, на все виды субъектов Российской Федерации; обладание всеми субъектами Российской Федерации всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (ст. 73); равное право субъектов на законодательную деятельность (ст. 76); равное представительство в Совете Федерации (ст.95); право законодательной инициативы для каждого субъекта Федерации (ст. 104) и др.

В завершении этого вопроса необходимо отметить, что Федеративное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения. (Глава 3 Конституции РФ);

конституционный федерализм неприкосновенность

Основными принципами федеративного устройства России являются:

1. Верховенство Конституции и федеральных законов.

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 4), «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы. Причем понятие «федеральные законы» в контексте данной статьи следует понимать в его широком значении, т. е. и как собственно федеральные законы, и как федеральные конституционные законы.

Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Если же противоречие обнаруживается, то применяется норма Конституции или федеральный закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене. Как следует из смысла данной статьи Конституции, это правило действует на всей территории Российской Федерации.

В ч. 1 ст. 76 говорится, что «по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации».

Ч. 5 ст. 76 Конституции РФ устанавливает гарантии и пределы действия и применения федеральных законов, а также законов и иных актов субъектов Федерации, изданных по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В данной статье указано, что «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон».

Из данной формулы вытекает то, что приоритет федерального закона распространяется и на указы Президента Российской Федерации, поскольку его указы и распоряжения не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. 3 ст. 90).

2. Равноправие субъектов федерации.

Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 5 закрепляет, что «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации».

Это равноправие также состоит в предоставлении всем субъектам Российской Федерации прав принятия законов (ст. 76 К. РФ).

Объем принадлежащих исключительно Российской Федерации предметов ведения и полномочий должен быть достаточным для защиты интересов всего многонационального народа России.

Они не могут быть защищены, если:

Федерация не обеспечит единого правового регулирования в сфере экономики, социального, культурного развития;

Не будут гарантированы права и свободы человека и гражданина в рамках всего исторически сложившегося государства;

Не будет выработана единая политика в сфере межнациональных отношений Конституционное право России Учебник / Под ред. Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина. М., 2003. С. 482.. .

Необходимым условием для решения этих задач в масштабе всей Федерации является предоставление ей права устанавливать систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также обеспечивать их эффективную деятельность. П. «н» ч. 1 ст. 72 К. РФ гласит, что «в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления».

Равноправие субъектов Российской Федерации состоит также в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: «В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти» (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ).

Важным компонентом конституционно-правового статуса РФ являются ее государственные символы - Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.

Конституционный статус субъектов Российской Федерации не ведет к национальному неравноправию.

Поскольку в Российской Федерации нет многонациональных территориальных образований, указанный подход не учитывает фактического многонационального состава любой республики и нарушает ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации, определяющую принцип равноправия и самоопределения народов.

3. Государственная целостность.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности.

Ч. 3 ст. 4 Конституции РФ говорит, что «РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

А ч. 3 ст. 5 К. РФ, что «федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности …».

Российская Федерация состоит из государств, государственно-территориальных и национально-государственных образований, созданных для достижения общих целей с помощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов РФ к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной целостности Российской Федерации Добрынин Н. М. Российский федерализм: проблемы и перспективы. М., 2003, с. 174...

Каждому подлинно федеративному государству свойственно унитарное начало. Это начало не противоположно федерализму. Такой противоположностью является абсолютно единое государство. Унитаризм и федерализм две основные силы, которые работают внутри федеративного государства и определяют его действительный облик в зависимости от преобладания одной из них. Все-таки ни одна из этих составляющих не теряет своего влияния полностью. Если исчезнет унитарное начало, то федеративное государство подвергнется опасности дезинтеграции, и наоборот, если нежизненным оказывается федерализм, федеративное государство превращается в единое.

Государственная целостность Российской Федерации обеспечивается:

Целостностью и неприкосновенностью ее территории;

Единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч.1 ст. 8 Конституции РФ); верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 К. РФ);

Единым гражданством Российской Федерации (ст. 6 К. РФ);

Отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия Российской Федерации, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности России, единству системы государственной власти.

Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение - одной из важнейших его функций.

Безопасность Российской Федерации, включающая обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории, достигается единой государственной политикой в данной области, соответствующими краткосрочными и долгосрочными федеральными программами, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

О важности территориальной целостности Российского государства говорит сам факт помещения данного конституционного положения в гл. 1 Конституции.

4. Единство системы государственной власти.

Закрепляя принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, Конституция Российской Федерации в то же время подчеркивает, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2007. С. 203.

«Федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти» (ч. 3 ст. 5 К. РФ).

Доказательство того, что федеративное устройство Российской Федерации организовано на единстве системы государственной власти означает, что Российская Федерация берет на себя обязательство руководствоваться основными принципами федерализма, в соответствии с которыми субъекты Федерации, как бы они ни назывались, имеют право на им принадлежащие и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия.

Единство системы государственной власти - одна из гарантий государственной целостности Российской Федерации. «Одновременно это единство выступает в качестве одного из важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации».

Единство системы государственной власти проявляется в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства системы государственной власти состоят в том, что совокупная компетенция государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а те или иные органы этой системы не могут предписывать одновременно одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

В Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы - Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации (ст. 11 Конституции РФ).

«Федеральная государственная власть распространяется на всю территорию Российской Федерации и осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Генеральным прокурором РФ. Федеральные органы государственной власти в рамках Конституции и законов Российской Федерации обеспечивают единство системы государственной власти в Российской Федерации»,- утверждает Барциц И. Н. Барциц И. Н. О единстве государственной власти в Российской Федерации // Законодательство, 2001, №9, с. 20.

Хочется обратить внимание, что государственная власть субъектов Российской Федерации является неотъемлемой составной частью единой системы государственной власти в Российской Федерации и распространяется на территорию субъектов Российской Федерации. Она осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за соблюдение Конституции и законов Российской Федерации, за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации.

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

Ч. 3 ст. 11 Конституции РФ гласит, что «разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий».

Характерная черта всякой федерации - разграничение предметов ведения и полномочий между ее органами и органами входящих в нее субъектов.

Конституция Российской Федерации указывает на три способа разграничения предметов ведения и полномочий - собственно конституционный, договорный (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ) и законодательный (ст. 76 Конституции РФ).

Основной закон России определяет предметы ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), предметы совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ), а также полноту государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 73 Конституции РФ).

Конституционные требования организации публичной власти в России предполагают неукоснительное соблюдение органами власти ст. 71 Конституции Российской Федерации, устанавливающей предметы исключительного ведения Российской Федерации. Эти предметы не могут быть переданы в ведение субъектов Российской Федерации или в сферу их совместного с Российской Федерацией ведения иначе, чем через внесение изменений в Конституцию Российской Федерации.

Следовательно, по предметам ведения Российской Федерации к полномочиям федеральных органов государственной власти должна относиться вся полнота, прежде всего, регулятивных и контрольных полномочий.

6. Равноправие и самоопределение народов.

Конституция Российской Федерации исходит из принципа равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации.

«Федеративное устройство Российской Федерации основано на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации» (ч. 3 ст. 5 К. РФ).

Федеративное устройство Российской Федерации исходит из права народов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших достижений современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного права. Но, как и всякая юридическая норма, право на самоопределение может быть реализовано лишь при соблюдении определенных условий, закрепленных нормами международного права.

Право на самоопределение оправданно, когда конкретный народ или народы подвергаются угнетению или дискриминации по национальному признаку, вследствие чего граждане не имеют возможности реализовывать свои права и пользоваться свободами, принадлежащими им в соответствии с общепризнанными нормами международного права, в том числе, если нарушается право каждого гражданина участвовать в ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С. 617.. Кроме того, реализация права на самоопределение не должна приводить к нарушению правовых норм, соблюдение которых предусмотрено международным правом.

Как указано в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24.10.1970, при реализации права народа на самоопределение ничто не должно толковаться как «санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расширению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи».

Все сказанное нисколько не ущемляет права народов на самоопределение. Оно признается и может быть реализовано в различных формах, в числе которых и вхождение в состав другого государства, однако только при соблюдении указанных выше условий. Как известно, многие народы, проживающие на территории Российской Федерации, самоопределились, иногда и по своей инициативе, но всегда с согласия и, при поддержке государственных органов Российской Федерации. Так возникли, например, Башкирская и Бурятская республики и многие другие. Самоопределение в составе Российской Федерации помогло становлению, как самоопределившихся народов, так и Российской Федерации как суверенного государства.

Именно историческое прошлое и настоящее учитывались в ст. 5 Конституции при констатации того, что федеративное устройство Российской Федерации основано, в частности, на «равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Закрепленный статьей принцип равноправия народов в Российской Федерации означает также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Тем самым действующая Конституция положила конец претензиям руководителей отдельных субъектов Федерации на особое положение этих субъектов в Федерации.

В Конституции РФ также сказано, что «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития» (ч. 3 ст. 68).

В соответствии с ч. 3 ст. 68 Конституции РФ особое внимание должно обращаться на обеспечение свободного развития языков в местностях компактного проживания национальных меньшинств. Здесь наравне с русским языком и государственными языками республик в официальных сферах общения может употребляться язык населения данной местности. Так, в ст. 4 Закона «О языках народов Республики Хакасия» определяется, что республика создает условия для сохранения и развития языков малочисленных народов, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований Арзамаскин Н.Н. Федеративное устройство современной России в условиях переходности // Законодательство, комментарии, проблемы. 2007. № 1 (74). .

В Декларации о государственном суверенитете РСФСР и Декларации «О языках народов России» провозглашены принципы обеспечения представителям наций и народностей, проживающим за пределами своих национально-государственных образований или не имеющим их на территории России, их законных этнических и культурных прав, особой заботы и внимания государства к языкам малочисленных народов. Если не принять меры к сохранению таких языков, они скоро могут исчезнуть бесследно.

Следует сказать, что новой формой самоопределения народов в Российской Федерации является национально-культурная автономия, представляющая собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

  • 2. Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:
  • 21. Юридическая сила решений, принятых на референдуме.
  • 1. Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
  • 8. Если результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.
  • 22. Общественные объединения: понятие, организационно-правовые
  • Организационно-правовые формы Общественных объединений, виды, формы общественных организаций
  • Различают следующие виды общественных объединений:
  • Общественная организация
  • Общественный фонд
  • 24. Принципы экономической основы конституционного строя рф.
  • 25. Принципы социальной основы конституционного строя рф.
  • 26. Принципы правового статуса личности.
  • 27. Права и свободы человека в рф, отличие от прав и свобод
  • 28. Политические права и свободы граждан рф: общая характеристика.
  • 29. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина рф.
  • 30. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и
  • 33. Понятие гражданства и подданства, двойное гражданство,
  • 35. Принципы российского гражданства.
  • 36. Основания и порядок приобретения гражданства рф.
  • 37. Органы, решающие вопросы гражданства.
  • 38. Прием в гражданство рф в общем порядке.
  • 39. Прием в гражданство рф в упрощенном порядке.
  • 40. Гражданство детей при различном гражданстве родителей.
  • 41. Восстановление в гражданстве рф, оптация.
  • 42. Основания и порядок прекращения российского гражданства.
  • 45. Право и порядок въезда и выезда из рф иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 46. Беженцы: понятие, статус.
  • 47. Вынужденный переселенец: понятие, статус.
  • 48. Понятие и формы государственного устройства.
  • 49. Принципы федеративного устройства рф.
  • 50. Компетенция Российской Федерации.
  • 51. Образование нового субъекта в составе Российской Федерации.
  • 52. Республика в составе рф, ее правовое положение.
  • 53. Область, край как субъекты рф.
  • 56. Система органов местного самоуправления.
  • 57. Принципы избирательной системы Российской Федерации.
  • 58. Понятие и виды избирательных систем.
  • 59. Избирательный процесс в рф: понятие и основные стадии.
  • 60. Голосование как основная стадия избирательного процесса.
  • 61. Предвыборная агитация как стадия избирательного процесса:
  • 62. Правовой статус Президента рф.
  • 63. Порядок избрания Президента рф.
  • 64. Основания досрочного прекращения полномочий Президента рф.
  • 65. Компетенция Президента рф.
  • 66. Правительство Российской Федерации в системе органов
  • 67. Законодательный процесс в рф: понятие, основные стадии.
  • 68. Состав и структура Государственной думы рф.
  • 69. Право и порядок выдвижения кандидатов в депутаты
  • 70. Определение результатов выборов в Государственную думу рф.
  • 71. Компетенция Государственной думы рф.
  • 72. Гарантии деятельности депутата Государственной думы рф.
  • 73. Помощник депутата Государственной думы: порядок назначения,
  • 74. Постоянные комитеты Государственной думы: состав,
  • 75. Совет Государственной думы: состав, полномочия. Полномочия совета государственной думы Глава 2 Регламента Государственной Думы:
  • 76. Право и основания роспуска Государственной думы рф.
  • 78. Порядок формирования Совета Федерации Федерального собрания рф.
  • 79. Компетенция Совета Федерации Федерального собрания рф.
  • 80. Постоянные комитеты Совета Федерации: состав, компетенция.
  • 81. Правовое положение члена Совета Федерации фс рф.
  • 82. Парламентское расследование Федерального собрания рф.
  • 83. Счетная палата Федерального собрания рф: порядок формирования, состав, полномочия. Статус
  • Структура и порядок формирования
  • 84. Порядок образования Конституционного суда Российской Федерации.
  • 85. Принципы деятельности Конституционного суда рф.
  • 86. Полномочия Конституционного суда рф.
  • 87. Акты Конституционного суда рф, их юридическая сила.
  • 88. Требования, предъявляемые к судьям Конституционного суда рф.
  • 89. Правовой статус судьи Конституционного суда рф.
  • 90. Гарантии деятельности судьи Конституционного суда рф.
  • 49. Принципы федеративного устройства рф.

    Федеративному устройству России посвящена гл. 3 Конституции РФ, однако основополагающие принципы федеративного устройства закреплены в ст. 4 и 5 гл. 1 «Основы конституционного строя», что предопределяет их значимость и неизменность при существовании действующей Конституции РФ. Большинство из закрепленных принципов лежат в основе конституционно-правового статуса Российской Федерации.

    Конституция РФ закрепляет следующие принципы федеративного устройства России (схема 8).

    Схема 8. Принципы федеративного устройства России.

    Государственная целостность. Данный принцип означает, в частности, единство территории РФ, распространение суверенитета РФ на всю территорию, единое экономическое пространство, единое правовое пространство и т. п.

    Единство системы государственной власти. Это единство проявляется в единстве природы власти (источник, цели деятельности), однотипности в институциональной организации власти на федеральном и региональном уровнях, иерархии и взаимодействии различных органов государственной власти и т. д.

    Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации и вытекающее отсюда равноправие субъектов РФ. Употребляемый в ч. З ст.5 Конституции РФ термин «народы» может трактоваться в двух значениях: во-первых, как представители определенной этнической группы, проживающие в различных составных частях России (чеченский народ, татарский народ, народы финно-угорской группы, белорусская диаспора, азербайджанская диаспора, немцы, караимы и т. п.); во-вторых, как все население, проживающее на определенной территории без этнической, национальной окраски (народ Дагестана, народ Самарской области, жители Москвы и т. п.). В любом случае принцип самоопределения народов не может трактоваться как право выхода какой-либо территории из состава РФ: Конституция прямо говорит о самоопределении народов в Российской Федерации, следовательно, народы, реализуя этот принцип, могут, в частности, изменить статус субъекта РФ, на территории которого они проживают, объединиться с другим субъектом РФ или разъединиться на несколько территорий, создать национально-культурную автономию и т. п., но, во-первых, в существующих границах РФ и, во-вторых, не посягая на основы конституционного строя России (форму правления, экономический строй, идеологические, духовные основы и т. д.). Принципиальной новеллой российского конституционализма является положение о том, что все субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа) являются равноправными, обладают одинаковым юридическим статусом.

    Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (между федеральными и региональными органами государственной власти). Мера разделения власти между центром и составными частями государства, как отмечалось, является одним из основных признаков федеративного устройства. Именно этот вопрос оказался ключевым в становлении российского федерализма, и его необходимо рассмотреть более подробно.

    Когда идет речь о разграничении властных полномочий между федеральным центром и составными частями государства, употребляются термины «разграничение предметов ведения» и «разграничение полномочий (компетенции)». Иногда эти понятия употребляются как тождественные, что является не вполне точным. Под предметами ведения (Российской Федерации, ее субъектов, совместного ведения, муниципальных образований) понимаются сферы общественных отношений, по которым соответствующие органы государственной власти (органы местного самоуправления) осуществляют правовое регулирование, а под полномочиями – права и обязанности соответствующего органа публичной власти, которыми он наделен для реализации задач и функций по предметам соответствующего ведения. Компетенция же – это совокупность всех властных полномочий органа государственной власти (органа местного самоуправления) по соответствующему предмету ведения. Полномочия, как и компетенция, – это свойство, присущее только государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу.

    Основополагающие принципы разграничения властных полномочий между федеральным центром и субъектами РФ закреплены в Конституции РФ, а детализация содержится в Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с изм. и доп.

    Разграничение предметов ведения и властных полномочий возможно двумя основными способами: нормативным (конституционным, уставным, законодательным) и договорным. При этом договорный способ разграничения не противопоставляется конституционному, он не является «неконституционным» и должен применяться только в рамках действующей Конституции РФ. Различие между данными способами заключается лишь в том, что при нормативном способе властные полномочия закрепляются за соответствующим субъектом непосредственно в нормативном акте (Конституции РФ, конституции (уставе) субъекта РФ, федеральном или региональном законе), а при договорном – в договоре (соглашении). Возможно применение какого-либо одного из указанных способов, а также их сочетания.

    Конституция РФ, исходя из наиболее распространенного в практике федеративных государств принципа трех сфер полномочий, закрепляет:

    1) предметы исключительного ведения Российской Федерации;

    2) предметы совместного ведения (сфера так называемой совпадающей, конкурирующей компетенции);

    3) предметы собственного ведения субъектов РФ.

    Перечень предметов ведения Российской Федерации определен в ст. 71 Конституции РФ как закрытый и, следовательно, не подлежит расширительному толкованию. Базовый критерий отнесения перечня вопросов к ведению Российской Федерации (как и в большинстве федеративных государств) – закрепление за ней прав, в совокупности обеспечивающих реализацию государственного суверенитета, единства прав и свобод человека и гражданина и единую государственную политику. Перечень предметов совместного ведения, так же как и перечень предметов ведения Российской Федерации, является по Конституции РФ закрытым (ст. 72). Перечень предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения, как правило, воспроизводится в конституциях и уставах субъектов РФ. Предметы ведения субъектов РФ в федеральной Конституции четко не определяются, Конституция РФ закрепляет лишь отдельные сферы правового регулирования субъектов РФ: установление системы органов государственной власти (ч. 2 ст. 11,ч. 1 ст. 77), принятие конституций, уставов (ч. 1, 2 ст. 66), установление государственных языков республик (ч. 2 ст. 68) и др. Поэтому по остаточному принципу сюда относятся все те вопросы, которые не вошли в первые две сферы (ст. 73 Конституции РФ), а это значит, что сфера правового регулирования субъектов РФ достаточно широка.

    Конституция РФ закрепляет и иерархию нормативных актов Российской Федерации и субъектов РФ: по предметам совместного ведения верховенство имеет федеральный закон, а по предметам ведения субъектов РФ приоритет перед федеральными законами имеют нормативно-правовые акты субъектов РФ (ч. 5, 6 ст. 76 Конституции РФ). Приоритет федеральных актов в сфере исключительного ведения РФ очевиден, поскольку в этой сфере региональные акты, по общему правилу, издаваться не должны (ч. 1 ст. 76). Следует иметь в виду, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов могут приниматься не только федеральные законы (такой вывод может возникнуть исходя из буквального толкования ч. 2 ст. 76 Конституции РФ), но и федеральные нормативно-правовые акты подзаконного характера (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты). Правовую позицию по данному вопросу высказал Конституционный Суд РФ в Постановлениях от 09.01.1998 № 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации» и от 27.01.1999 № 1-П «По делу о толковании статей 71 (пункт „г“), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации».

    Соотношение федерального и регионального законодательства по предметам совместного ведения в ст. 76 (ч. 2 и 5) Конституции РФ определено следующим образом: в данных сферах общественных отношений могут приниматься как федеральные законы и иные федеральные правовые акты, так и законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ. Однако последние должны приниматься в соответствии с федеральными законами, в случае же противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта РФ действует федеральный закон.

    Отсутствие федерального закона по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов не является препятствием для урегулирования данного вопроса субъектом РФ. Однако возможность опережающего правового регулирования в субъекте РФ весьма ограничена. Во-первых, конституционное предписание о необходимости соответствия нормативных правовых актов субъектов РФ федеральному закону предполагает в том числе и приведение правового акта субъекта РФ в соответствие с федеральным законом, принятым позднее. Во-вторых, Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» после внесения изменений и дополнений 4 июля 2003 г. содержит закрытый перечень полномочий органов государственной власти субъектов по предметам совместного ведения, которые они могут осуществлять самостоятельно.

    Договорный способ разграничения властных полномочий по вертикали в федеративном государстве следует рассматривать как вспомогательный, так как во всех основных сферах общественных отношений предметы ведения и полномочия должны быть разграничены нормативно.

    В конце 1990-х гг. в России «парад суверенитетов» перерос в «парад заключения договоров», для субъектов РФ стало «непрестижным» не заключить договор с центром. Договорный процесс в этот период справедливо вызывал неоднозначную оценку и тревогу, так как нормы заключаемых договоров вторгались в сферу федерального конституционного и законодательного регулирования, стала фактически утверждаться договорная модель Российской Федерации («договорное право»). К весне 1999 г. было заключено уже 42 договора с органами государственной власти 46 субъектов РФ и более 250 конкретных соглашений к ним. Субъекты РФ, заключившие договоры, занимали большую часть территории страны, в них проживало более 50 % населения, было сосредоточено свыше 60 % экономического потенциала России. При этом большинство из подписанных в это время договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ изменяли схему разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, установленную в Конституции РФ.

    Укрепление вертикали государственной власти в России способствовало тому, что к концу 1999 г. заключение новых договоров было приостановлено, а с 2002 г. начался процесс прекращения действия заключенных договоров по соглашению сторон (в настоящее время большая часть из заключенных договоров отменена).

    Действующее законодательство изменило и порядок реализации договорного способа разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», во-первых, закрепляет предметный ограничитель, т. е. предмет договора могут составлять лишь конкретные полномочия федеральных и региональных органов государственной власти, обусловленные исключительно экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ и в той мере, в какой этими особенностями определено иное, чем это установлено в федеральных законах, разграничение полномочий (предметом соглашений между федеральными и региональными органами исполнительной власти может быть только делегирование части имеющихся полномочий). Во-вторых, Законом закрепляется временной ограничитель, т. е. договор (соглашение) не может быть бессрочным, предельный срок действия договора составляет десять лет с возможностью досрочного расторжения (прекращения действия) как по соглашению сторон, так и по решению суда. В-третьих, Закон закрепляет концепцию несамоисполняющегося договора во внутрифедеративных отношениях, что предопределяет усложнение процедуры заключения и вступления в силу договоров и соглашений – договоры подлежат предварительному (до подписания договора Президентом РФ и главой региона) одобрению в законодательном органе субъекта РФ и утверждению подписанного договора федеральным законом. Таким образом, двусторонними такие договоры можно называть с большой долей условности, так как по существу имеет место согласованная (преобладающая) воля десятков субъектов законодательного процесса, включая все субъекты РФ. Соглашения между федеральными и региональными органами исполнительной власти вступают в силу после их утверждения постановлениями Правительства РФ. Такая процедура позволит исключить из договоров и соглашений положения, нарушающие принцип равноправия субъектов РФ (органы государственной власти любого субъекта РФ вправе по своему запросу получить проект договора или соглашения и высказать свои предложения и замечания).

    Для заключенных ранее и пока действующих договоров и соглашений установлено, что если до 8 июля 2005 г. они не будут утверждены федеральным законом или постановлением Правительства РФ соответственно, то прекратят свое действие.

    С разграничением властных полномочий между центром и регионами нормативно смысл заключения договоров в значительной степени утрачивается. Основное назначение внутригосударственных (равно как и внутрирегиональных) договоров и соглашений – конкретизация, уточнение, делегирование нормативно разграниченных властных полномочий при безусловном приоритете нормативного способа разделения власти по вертикали.