Международное право. Нормы международного права

Как итог внедрения международно-правовых норм, можно выделить формирование международных правоотношений, которые являются логическим выводом из международного права.

Определение 1

Субъекты правоотношений – это участники правоотношений, у которых есть международные субъективные права и обязанности юридического рода.

Все формирования и лица, действия которых регулируются нормами международного права, являются субъектами международных правоотношений. Такими субъектами могут быть страны, нации, которые стремятся обрести независимость, международные организации, странно-подобные формирования, муниципальные образования, юридические лица, представленные компаниями и организациями, а также физические лица, которые включают граждан, иностранцев, апатридов и бипатридов. Одно соглашение, которое является предметом международного права, может наложить обязательства на страну и физические лица, которые находятся в юрисдикции этой страны.

Пример 1

Консульская конвенция между Россией и Венгрией от 2001 года не только регулирует консульские вопросы между Россией и Венгрией, но в том числе гарантирует права для некоторых физических лиц, которые, например, являются арестованными гражданами в стране-участнике Конвенции.

Содержание международных правоотношений формируется международными субъективными правами и юридическими обязанностями участников. Субъективное право подразумевает под собой право, принадлежащее конкретному субъекту международного правоотношения и его возможное поведение. Осуществление субъективного права находится в зависимости от воли субъекта правоотношения, которому оно принадлежит. Исходя из 38 статьи Консульской конвенции между Россией и Бельгией от 2004 года, уполномоченные органы со стороны государства должны проинформировать граждан представляемой страны, которые находятся под стражей или находятся в ожидании судопроизводства, о содержании 38 статьи и процессе ее реализации, как сообщается в Приложении вышеупомянутой Консульской конвенции, и которое является неотъемлемой ее составляющей.

Определение 2

Под юридической обязанностью подразумеваются должные действия субъекта.

Если участник МП может выбрать: пользоваться или нет своим субъективным правом, то юридические обязанности должны быть выполнены. Исходя из статьи 3 Будапештской конвенции о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (КПГВ) от 2001 года, лицо, осуществляющее перевозку грузов, должно в установленные сроки их перевозить и сдавать получателю в том же состоянии, в которых эти грузы были приняты к отправке.

Несмотря на различия, субъективные права и юридические обязанности являются взаимосвязанными. Права одного участника соответствуют обязанностям другого. Например, исходя из статьи 4 Европейской конвенции о контактах, связанных с детьми в Страсбурге от 15 мая 2003 года, ребенок и его/ее родители имеют право на стремление к осуществлению постоянного контакта друг с другом, а также на постоянный контакт друг с другом.

Субъективные права и обязанности ориентированы на объекты правоотношения. Объектами международных правоотношений могут быть предметами материального мира (которые могут быть представлены территориями, имуществом, и неимущественными правами), неимущественными благами (такие как жизнь и здоровье), поведением субъектом правоотношений (как действие, так и бездействие), результаты деятельности субъекта (совершившееся событие, созданный объект и так далее).

Замечание 1

При описании международных правоотношений необходимо учитывать, что правоотношения не могут иметь место быть при отсутствии юридических фактов. Юридическими фактами в международном праве являются определенные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношения международного характера.

Юридические факты

Обычно, юридические факты приводятся в гипотезе международно-правовой нормы. Например, исходя из статьи 5 Соглашения между Правительством России и Правительством Колумбии о сотрудничестве и взаимной помощи между таможенными службами от 2004 года, таможенная служба одного из участников Соглашения при требовании со стороны таможенной службы другого участника, может осуществлять наблюдение:

  1. За передвижениями, в частности, въездами на территорию страны-участника и выездами с нее лиц, которые являются подозреваемыми или известными преступными лицами в отношении таможенного законодательства другого участника.
  2. За перемещением товаров и средств платежа, которое было определено таможенной службой другой страны-участника как ведущее к незаконному перемещению на территорию ее страны или из этой территории, а также вызывающее сомнения в законности перемещения.
  3. За любыми транспортными средствами, которые были замечены в преступных действиях относительно таможенного законодательства другой страны-участника или же если есть подозрение в нарушении таможенного законодательства государства.
  4. За местами, которые используются для хранения товаров, считающиеся незаконными на территории другой страны, и предположительно предназначенными для перевозки на территорию страны-участника.
Замечание 2

В зависимости от условий описания, юридические факты в международном праве (что также действительно и для внутригосударственного права) можно разделить на события и действия.

События не могут зависят от воли субъектов правоотношения (к примеру, стихийное бедствие). Договор о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания (заключенный в Москве 09.12.1994), регулирует процесс расследования несчастных случаев, связанных с авариями, пожарами или стихийными бедствиями, такими как землетрясение, оползень, наводнение, ураган и прочее.

Определение 3

Под действиями же подразумеваются факты, которые напрямую связаны с волей участников правоотношений. Действия могут носить как законный, так и незаконный характер.

Разнообразие международных правоотношений

Исходя из функции международных норм, международные правоотношения делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивными правоотношениями являются те, которые возникают на основаниях норм международного права, которые устанавливают правила действий субъектов. Эти отношения являются производным от законного поведения субъектов международного общения. Охранительные правоотношения же возникают после неправомерных действий, которые предназначены для восстановления справедливости в отношении нарушенных прав и последующего наказания нарушителя.

Формы международных правоотношений

По субъектному составу можно выделить отношения между странами (межгосударственные), а также правоотношения не межгосударственного характера.

Существуют разные формы международных правоотношений:

  1. Правоотношения, которые являются четко определенными для участников международного права.
  2. Правоотношения-состояния, которые права не определены четко и носят общий характер. Примером такого правоотношения-состояния может быть наличие гражданства.

Международные правоотношения могут делиться на временные и бессрочные (например, если соглашение содержит информации о сроке его действия).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Международные отношения, урегулированные нормами международного права. Их участниками являются носители субъективных прав и обязанностей: государства, народы или нации, борющиеся за свое самоопределение; межправительственные организации. Участвующие в М.п. государства выступают и как создатели норм международного права, и как стороны, отношения между которыми регулируются этими нормами. Народы или нации, борющиеся за самоопределение, участвуют в М.п. как формирующиеся в процессе этой борьбы государства. Межправительственные организации как участники М.п. представляют собой устойчивые формы сотрудничества государств, наделенные ими правом самостоятельно вступать по вопросам своей компетенции в межгосударственные отношения. Необходимой предпосылкой возникновения, изменения или прекращения М.п. являются юридические факты (индивидуальные и коллективные действия государств и других субъектов международного права, определенные события и т.д.). Субъективные права и обязанности участников М.п. определяют меру их возможного и должного поведения.

  • - специально организованные периодически действующие рынки, на которых путем публичных торгов в заранее обусловленное время приозводится продажа товаров, переходящих в собственность покупателя, предложившего...
  • - см. Коллективные валютные...

    Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • - расположенные на территории некоторых государств водные магистрали, сооруженные для соединения между собой морских и океанских бассейнов и служащие в качестве транспортных коммуникаций...

    Энциклопедия юриста

  • - гражданские правоотношения, возникающие в связи ^расчетами по де-нежным обязательствам через коммерческие банки и иные кредитные организации, в основном расчетами в безналичном порядке...

    Энциклопедия юриста

  • - см. Бюджетное законодательство; Бюджетный кодекс РФ...

    Большой юридический словарь

  • - международно-правовые акты, предусматривающие заверения или ручательства государства или группы государств по отношению к другим участникам международных связей об определенном образе действий, обеспечивающие...

    Большой юридический словарь

  • - см. Международные договоры...

    Дипломатический словарь

  • Словарь юридических терминов

  • - "...1...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ...
  • - ...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - правовой принцип, означающий применение права того государства, которое выберут сами стороны - участники гражданского правоотношения...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - в международном частном праве формула прикрепления; означает применение права того государства, которое выберут сами стороны - участники гражданского правоотношения...

    Большой юридический словарь

  • - отношения, урегулированные нормами международного права. Их участниками являются носители субъективных прав и обязанностей: государства, народы или нации, борющиеся за свое самоопределение...

    Большой юридический словарь

  • - соотношение прав. полноправие. полноправный. равноправие. равноправный. на равных правах. равноправность. паритет. паритетность. паритетный. неравноправие...

    Идеографический словарь русского языка

"МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ" в книгах

Лекция 7. Налоговые правоотношения

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

Лекция 7. Налоговые правоотношения 7.1. Понятие налоговых правоотношений, их функции, виды Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах (налоговые отношения), являются разновидностью финансовых отношений и, зафиксированные в системе правовых актов

3. Бюджетные правоотношения

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

3. Бюджетные правоотношения Бюджетный кодекс РФ относит к бюджетным правоотношениям отношения, которые возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований и бюджетов государственных

Расчетные правоотношения

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Расчетные правоотношения РАСЧЕТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ - гражданские правоотношения, возникающие в связи с расчетами по де-нежным обязательствам через коммерческие банки и иные кредитные организации, в основном расчетами в безналичном порядке (см. Безналичные расчеты).

50. ПРАВООТНОШЕНИЯ ГРАЖДАН

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

50. ПРАВООТНОШЕНИЯ ГРАЖДАН Правоотношения – это отношения между людьми, которые регулируются государственными законами. Участники правоотношений – носители прав и обязанностей. Примерами связей может быть заключение сделок, подписание договора, вступление в брак,

20. Уголовно-исполнительные правоотношения

Из книги Уголовно-исполнительное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

20. Уголовно-исполнительные правоотношения Уголовно-исполнительные правоотношения возникают с момента распоряжения об исполнении приговора, посылаемое судьей или председателем суда с копией приговора тому органу, на который возложена обязанность приведения

Из книги Инвестиционное право. Учебник автора Гущин Василий Васильевич

Глава 3 Инвестиционные правоотношения

§ 1. Понятие правоотношения

автора Магазинер Яков Миронович

§ 1. Понятие правоотношения Мы видели (см.: глава V), что юридические факты, т. е. юридические действия и события, создают между людьми особого рода связи; эти связи и называются юридическими отношениями. Чем же эти отношения отличаются от других? – Всякое отношение

§ 2. Движение правоотношения

Из книги Избранные труды по общей теории права автора Магазинер Яков Миронович

§ 2. Движение правоотношения Установив понятие правоотношения, взятого в покое, рассмотрим его в движении, т. е. в тех изменениях, которым оно подтверждено: в его возникновении, изменении и прекращении.I. Возникновение правоотношения. Из множества правоотношений,

32. Страховые правоотношения

Из книги Страхование автора Скачкова Ольга Александровна

32. Страховые правоотношения Права страхователя. Страхователь имеет право:1) требовать услуги по страхованию, а страховщик, имеющий лицензию на требуемый вид страхования, не имеет права отказать;2) получить от страховщика информацию, касающуюся его финансовой

3.2 Гражданские правоотношения

Из книги Конспект лекций по правоведению автора Аблёзгова Олеся Викторовна

3.2 Гражданские правоотношения Гражданско-правовые нормы регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. В структуру любого правоотношения, в том числе и гражданского, входят следующие элементы: субъект, объект, содержание правоотношения.Объекты

§ 1. Понятие правоотношения

автора Шевчук Денис Александрович

§ 1. Понятие правоотношения Право регулирует общественные отношения, в результате чего они приобретают правовую форму, т. е. становятся правовыми отношениями. Правильное понимание правовых отношений невозможно без уяснения того, что представляют собой общественные

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

§ 4. Объект правоотношения

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

§ 4. Объект правоотношения Объект правоотношения – это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности. Например, ст. 88 КЗоТ РСФСР предусматривает повышенную оплату сверхурочных работ. Выплачиваемые

16. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

16. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ Информационные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь разновидностью правовых отношений, они выражают все основные признаки правового

4. Трудовые правоотношения

Из книги Трудовое право автора Петренко Андрей Витальевич

4. Трудовые правоотношения

Международному праву как терминологической категории присуща определенная степень условности. Исторически сложившийся и принятый в государственных и межгосударственных актах, иных официальных документах, в научных изданиях и учебных курсах термин "международное право" не вполне адекватен истинному значению понятия.

Его прообразом является сложившийся в римском праве термин "jus gentium" ("право народов").

Реально существует межгосударственное право, поскольку и создается оно не народами непосредственно, а главным образом государствами как суверенными политическими организациями, и ориентировано прежде всего на регулирование межгосударственных взаимосвязей, и обеспечивается преимущественно усилиями самих государств.

Предмет регулирования

Наряду с международными межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера — между юридическими и физическими лицами различных государств (так называемые отношения "с иностранным элементом" или "с международным элементом"), а также с участием международных неправительственных организаций и международных хозяйственных объединений.

В особую категорию смешанных международных отношений государственно-негосударственного характера можно выделить отношения государств с юридическими и физическими лицами, находящимися под юрисдикцией других государств, а также с международными неправительственными организациями и международными хозяйственными объединениями.

При рассмотрении международных, межгосударственных отношений следует учитывать, что такой характер они приобретают потому, что по своему содержанию выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо отдельного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции государств либо всего международного сообщества в целом.

Такое пояснение необходимо потому, что в юридической литературе можно встретить суждения, основанные на чисто территориальном подходе и сводящие международные отношения к деятельности государств вне пределов их территории , пространственной сферы их суверенитета.

Понимание предмета международного права связано с ответом на вопрос: к кому обращены нормы международного права ?

В "Курсе международного права" утверждается, что "нормы международного права обязывают государства в целом, а не отдельные его органы и должностные лица", а компетенция и поведение органов государства и должностных лиц, ответственных за обеспечение выполнения международных обязательств , регулируются нормами внутригосударственного права. Здесь необходимо уточнение: нормы международного права не только обязывают, но и предоставляют правомочия, т. е. управомочивают. Что же касается существа проблемы, то в реальной международно-правовой практике адресатом этих норм становится не только само государство. Многие международные договоры напрямую формулируют права и обязанности вполне определенных государственных органов и даже должностных лиц, указывают вполне конкретных исполнителей договорных норм, именно на них непосредственно возлагая ответственность за реализацию обязательств. Более того, существуют международные договоры (и их перечень неуклонно возрастает), отдельные нормы которых прямо адресованы индивидам и различным учреждениям (юридическим лицам) как потенциальным носителям прав и обязанностей, устанавливаемых договорными нормами.

Международное право существует как бы в двух измерениях и поэтому может быть охарактеризовано в двух аспектах. Оно сформировалось и функционирует как часть межгосударственной системы, охватывающей разнородные компоненты взаимосвязей в рамках международного сообщества. Соответственно такой подход предопределяет понимание международного права как регулятора международных отношений, внешнеполитических действий государств как правового комплекса, существующего в межгосударственной системе и только в ней. Подобная трактовка международного права превалирует в опубликованных научных трудах и учебниках.

Вместе с тем заслуживает внимания и иной аспект: характеристика международного права как составной части формирующегося всемирного правового комплекса, который включает наряду с международным правом правовые системы государств, т. е. внутригосударственные, национальные правовые системы. Имеется в виду согласование, взаимодействие, в рамках которого определенные нормы международного права участвуют в регулировании и внутригосударственных отношений, непосредственно применяются в сфере правовой системы государства.

С этим связано то, что можно назвать "встречным движением" в современном праве: международные договоры и другие международные юридические акты ориентируются на взаимодействие с национальным законодательством, сохраняя уважительное отношение к нему, к юрисдикционным прерогативам каждого государства; законы и иные нормативные акты государств обогащаются нормами, обусловленными международным правом, содержащими отсылки к международным договорам, положения о совместном применении национальных и международных правил и о приоритетном в коллизионных ситуациях применении международных правил.

Следовательно, одним из существенных условий познания международного права является изучение в комплексе международных и внутригосударственных правовых актов, предназначенных для согласованной регламентации однородных отношений и имеющих, таким образом, совмещенный предмет регулирования.

Сами наименования многих международных договоров наглядно свидетельствуют об их комплексном (международно-внутригосударственном) предназначении: Между-народный пакт о гражданских и политических правах , Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о правах ребенка, договоры (конвенции) о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, договоры (соглашения) об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, о сотрудничестве в области науки и образования, социального обеспечения и т д. Многие из международных договоров соотносятся по предмету регулирования с положениями , с законами Российской Федерации (до декабря 1991 г. — с законами Союза ССР).

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются "согласно общепризнанным принципам и нормам международного права". В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о гражданстве РФ "при решении вопросов гражданства наряду с настоящим Законом подлежат применению международные договоры Российской Федерации, регулирующие эти вопросы". Гражданский кодекс РФ 1994 г. предусматривает непосредственное применение международных договоров РФ к определенным гражданско-правовым отношениям (ч. 2 ст. 7). Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений " 1995 г. установил, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ (ст. 4).

Исторически сложилось разграничение двух категорий — международного публичного права и международного частного права. То международное право, о котором мы рассказываем как о регуляторе межгосударственных отношений, принято было именовать международным публичным правом (в наше время такое название практически не употребляется, поскольку оно вытеснено термином "международное право"). К международному частному праву традиционно относят правила поведения и взаимоотношений участников международных отношений негосударственного характера, имея в виду прежде всего гражданско-правовые и родственные им отношения с иностранным (международным) элементом. Такие правила содержатся как во внутреннем праве государств, под юрисдикцией которых находятся соответствующие физические и юридические лица, так и в международных договорах и международных обычаях .

Современное соотношение международного публичного права и международного частного права характеризуется их сближением, взаимопроникновением, поскольку, с одной стороны, международные отношения с участием физических и юридических лиц вышли за гражданско-правовые рамки, охватив административно-правовую, уголовно-правовую и иные сферы, а с другой стороны, международные договоры стали играть более существенную роль в регулировании такого рода отношений, непосредственно устанавливая правила поведения физических и юридических лиц, находящихся под юрисдикцией различных государств. Соответственно изложение многих вопросов международного права (международного публичного права) неотделимо от привлечения материалов международного частного права, имея в виду реальное сближение или даже совмещение предмета регулирования, круга участников правоотношений, методов и форм регламентации.

Итак, современное международное право характеризуется расширением сферы его применения, а следовательно, и расширением нормативной основы, поскольку новая сфера применения предполагает создание именно для нее предназначенных и к ней приспособленных правовых норм. Имеется в виду сфера внутригосударственных отношений, в принципе подлежащих внутригосударственному правовому регулированию . Определенные ее элементы по согласованию между самими государствами рассматриваются как объекты совместного регулирования — с участием как внутригосударственных, так и международно-правовых норм.

Отмеченные обстоятельства позволяют охарактеризовать нормы международного права не только как правила межгосударственных отношений, но и как принятые согласованно государствами правила их взаимоприемлемых действий в пределах собственной юрисдикции, а также правила, относящиеся к статусу и деятельности иных субъектов (в том числе индивидов и юридических лиц) в соответствии с общими интересами государств.

Международное право как особая правовая система

В отечественной науке сложилась характеристика международного права как особой правовой системы . Имеется в виду реальное сосуществование двух правовых систем: правовой системы государства (внутригосударственной правовой системы) и правовой системы межгосударственного общения (международно-правовой системы).

В основе разграничения лежит прежде всего метод правового регулирования : внутригосударственное право создается в результате властных решений компетентных органов государства , международное право — в процессе согласования интересов различных государств.

В юридической литературе есть попытки усеченного восприятия и ограничительного толкования ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" применительно к отдельным отраслям, которые будто бы в силу своей специфики не допускают прямого действия международно-правовых норм и их приоритетного применения в случаях расхождения с нормами соответствующих законов. Наиболее распространенным стал такой подход к уголовному законодательству, что обусловлено, очевидно, тем, что. УКРФ„ как сказано в ч. 2 ст..1,: лишь "основывается" на нормах международного права, и тем, что в нем отсутствует положение о применении правил международного договора в случаях иного, чем в УК, регулирования.

Такая концепция и такое официальное (в УК) решение как бы противопоставляют отдельную отрасль общему конституционному принципу.. Вместе с тем они противоречат нормам международного права — ст, ;15 Международного пакта о гражданских и политических правах ,ст. 7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, в соответствии с которыми квалификация деяния как уголовного преступления определяется согласно действовавшему в момент его совершения внутригосударственному законодательству или международному праву (формулировка Пакта; в Европейской конвенции — согласно внутреннему или международному праву, в Конвенции СНГ — согласно национальному законодательству или международному праву).

Не согласуется такой подход и с проектом Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. В этом документе, одобренном Комиссией Международного права ООН и ожидающем конвенционного воплощения, принцип уголовной ответственности выражен достаточно четко: "Преступления против мира и безопасности человечества являются преступлениями по международному праву и наказуются как таковые, вне зависимости от того, наказуемы ли они по внутригосударственному праву" (п. 2 ст. 1).

Комментарий к этой формулировке проекта содержит, в частности, следующие положения.

Комиссия признала общий принцип прямой применимости международного права в отношении личной ответственности и наказания за преступления по международному праву (следует ссылка на Принципы международного права , признанные Уставом Нюрнбергского трибунала и приговором трибунала).

Можно представить себе ситуацию, при которой какой-либо вид поведения, квалифицируемый в качестве преступления по международному праву, не будет запрещаться по национальному праву. Это обстоятельство не может служить препятствием для квалификаций этого вида поведения в качестве уголовно наказуемого по международному праву.

Комиссия признала общий принцип автономности международного права по отношению в национальному праву в связи с квалификацией поведения, представляющего собой преступление по международному праву.

В теории разработаны аргументы в пользу концепции разграничения создаваемого государством права, т. е. внутригосударственного, "национального права, и применяемого государством и в государстве права. Второй комплекс значительно шире и сложнее первого, ибо наряду с собственным правом государства он охватывает те находящиеся за рамками национального права нормы которые подлежат применению или же могут быть применены в сфере внутригосударственной юрисдикции. Имеются в виду нормы межгосударственного права, принятые государством и предназначенные для внутреннего регулирования, и нормы иностранного права, применение которых в предусмотренных ситуациях допускается отдельными законами и международными договорами.

Основные черты современного международного права

Современное международное право функционирует в сложной среде, так как формирующие и реализующие это право государства имеют значительные различия в общественно-политическом строе и в своих внешнеполитических позициях. Международное право призвано юридическими средствами "избавить грядущие поколения от бедствий войны", обеспечить поддержание международного мира и безопасности, "содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе" (формулировки преамбулы Устава ООН), развивать дружественные отношения между государствами "независимо от политических, экономических и социальных систем и от уровня их развития" (формулировка Декларации о принципах международного права , касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН).

Современное международное право постепенно преодолело былой дискриминационный характер, рассталось с концепцией "международного права цивилизованных народов", исключавшей из равноправного общения так называемые слаборазвитые страны. Сегодня можно констатировать достижение универсальности международно-правового регулирования в том смысле, что в международном сотрудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтересованные государства.

Современное международное право декларирует запрет агрессивных, захватнических войн, насильственных способов решения межгосударственных споров, квалифицирует такие действия, как преступление против мира и безопасности человечества. Устав ООН выразил решимость государств "проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи".

Современное международное право выработало достаточно действенный механизм достижения согласованных решений, обеспечения реализации принятых норм, а также взаимоприемлемые процедуры решения межгосударственных споров мирными средствами.

Современное международное право имеет сложную нормативную структуру, поскольку оно включает как единые для всех или для большинства государств правила, именуемые универсальными, общепризнанными нормами, так и правила, относящиеся к определенной группе государств либо принятые только двумя или несколькими государствами и именуемые локальными нормами.

Современное международное право является общим для всех государств в том смысле, что именно общепризнанные принципы и нормы характеризуют его основное содержание, его социальную и общечеловеческую ценность. Вместе с тем оно имеет "привязку" к каждому отдельному государству в том смысле, что на основе общепризнанных принципов и норм и в соответствии с ними каждое государство создает и свою международно-правовую сферу, формирующуюся из принятых им локальных норм.

Отмеченное обстоятельство не дает повода для утверждения, будто каждое государство имеет "свое" международное право. Но у каждого государства как субъекта общего, универсального международного права есть и свои собственные международно-правовые компоненты. Для Российской Федерации основными , как и для всех других государств, являются такие универсальные международно-правовые акты, как Устав Организации Объединенных Наций, Венская конвенция о праве международных договоров , Венская конвенция о дипломатических сношениях, Венская конвенция о консульских сношениях, Международные пакты о правах человека , Конвенция ООН по морскому праву, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, и подобные им по охвату государств общие многосторонние договоры, а также общепризнанные обычаи .

Вместе с тем только для Российской Федерации и для взаимодействующих с ней в конкретных вопросах правового регулирования государств источниками международного права являются (назовем лишь отдельные примеры): Устав Содружества Независимых Государств и другие соглашения в рамках Содружества, Договор по открытому небу и другие договорные акты в рамках СБСЕ (Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе), Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана, заключенная Российской Федерацией, Соединенными Штатами Америки, Канадой и Японией, Соглашение о сохранении белых медведей, подписанное от имени правительств Союза Советских Социалистических Республик , Соединенных Штатов Америки, Канады, Норвегии и Дании, а также десятки других локальных актов с несколькими участниками и тысячи двусторонних договоров (соглашений, конвенций, протоколов) различного характера — о режиме государственной границы , о разграничении континентального шельфа и исключительной экономической зоны, о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, об эквивалентности дипломов об образовании, ученых степеней и званий, об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве и т. д.

В условиях Российской Федерации оценка этой концепции сопряжена с учётом особого обстоятельства - участия в правовом регулировании не только российского законодательства и заключенных Россией международных договоров, но также отдельных законов и иных правовых актов СССР, поскольку они касаются не урегулированных пока российским законодательством вопросов, и многих международных договоров СССР.

Следует отметить, что вопрос о применимости законов СССР решается самими новыми государствами как в их законодательстве, так и в их взаимных договоренностях. Так, в Соглашении о принципах сближения хозяйственного законодательства государств — участников Содружества от 9 октября 1992 г. сказано: "По вопросам, не урегулированным хозяйственным законодательством, Стороны согласились временно применять нормы законодательства бывшего Союза ССР в части, в которой они не противоречат конституциям и национальному законодательству Сторон".

Прекращение существования в декабре 1991 г. Союза ССР как государственного образования и как субъекта международного права не означало прекращения действия заключенных в предшествующие годы от имени Союза ССР международных договоров и принятых им других международных юридических актов, а также признанных им международных обычаев. Его правомочия и обязательства , составившие содержание указанных источников права, в порядке международного правопреемства переходят к Российской Федерации (в различной степени и к другим новым независимым государствам, ранее входившим в состав СССР в качестве союзных республик). Соответственно употребляемые ныне в официальных документах формулировки — "международные договоры Российской Федерации", "действующие международные договоры", "международные договоры с участием Российской Федерации" и т. п. — охватывают как международные договоры, заключенные от имени Российской Федерации, так и сохраняющие юридическую силу международные договоры Союза ССР.

Современное международное право является основой международного правопорядка , обеспечиваемого коллективными и индивидуальными действиями самих государств. При этом в рамках коллективных действий складывается более или менее стабильный санкционный механизм, представленный прежде всего, Советом Безопасности ООН, а также соответствующими региональными органами. Этот международный механизм взаимодействует с внутригосударственным механизмом.

Сегодня имеются достаточные основания для вывода об эффективности международного права и о его дальнейшем прогрессе.

Система международного права

Международное право имеет сложную систему, что обусловлено совмещением в нем общеправовых норм-принципов и общеправовых нормативных комплексов, с одной стороны, и отраслей как однородных комплексов норм в соответствии с предметом регулирования, а также внутриотраслевых институтов — с другой.

а) основные принципы международного права , составляющие его ядро и имеющие определяющее значение для всего механизма международно-правового регулирования;

б) общие для международного права институты, каждый из которых включает комплекс норм определенного функционального назначения, — комплекс норм о международной правосубъектности, комплекс норм о международном правотворчестве , комплекс норм о международном правоприменении (реализации правовых предписаний), комплекс норм о международно-правовой ответственности. Такое разграничение достаточно условно и проявляется преимущественно в теоретических конструкциях.

Ко второй категории относятся отрасли международного права, т. е. комплексы однородных и сложившихся согласно предмету правового регулирования норм. Они классифицируются как по тем основаниям, которые приняты во внутригосударственном праве (с некоторыми коррективами), так и по признакам, присущим именно международно-правовому регулированию. Перечень отраслей не во всем базируется на объективных критериях. К общепризнанным можно отнести (не затрагивая пока вопроса о наименованиях) такие отрасли: право международных договоров , право внешних сношений (дипломатическое и консульское право), право международных организаций, право международной безопасности, международное экологическое право (право окружающей среды), международное гуманитарное право ("право прав человека "), международное морское право, международное космическое право и другие.

Однако дискуссии по этому поводу продолжаются, затрагивая и основания конституирования отраслей, и их конкретные характеристики (например, разные мнения о международном атомном праве, о международном уголовном праве , о международном экономическом праве), и их наименования (некоторые варианты отмечены выше, можно сказать также об уязвимости термина "право вооруженных конфликтов "), и внутреннее построение отдельных отраслей.

В пределах отраслей существуют подотрасли и правовые институты как нормативные мини-комплексы по конкретным вопросам регулирования. Так, в праве внешних сношений (дипломатическом и консульском праве) сложились в виде подотраслей дипломатическое право, консульское право, право постоянных представительств при международных организациях, право специальных миссий, а в их составе — институты формирования представительств, их функций, иммунитетов и привилегий; в международном морском праве — группы норм, регламентирующих режимы территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, открытого моря, района морского дна за пределами национальной юрисдикции.

В числе проблем систематизации международного права можно назвать проблему определения отраслевой "прописки" нескольких групп норм, регламентирующих режим определенных территорий (пространств). Например, вопросы правового статуса государственной территории, включая участки с особым режимом, правового статуса Антарктики "выпали" из отраслевой классификации.

Построение учебного курса, принятое в данной книге, базируется на указанной системе, на ее отраслях, но имеет некоторые особенности, обусловленные современными потребностями.

Международно-правовая терминология

Используемую в международном праве терминологию можно разделить на две разновидности: 1) термины политического, дипломатического и общеправового характера, которым придана специфическая интерпретация; 2) собственно международно-правовые термины.

К первой группе относятся термины политические — государство , суверенитет, самоопределение народов и наций, мир, безопасность, война , агрессия; дипломатические — дипломатические отношения, дипломатические иммунитеты, консульский округ, международные организации; общеправовые — правовая норма , правосубъектностъ, юридическая ответственность и т. д..Их международно-правовая интерпретация породила производные словосочетания. принцип суверенного равенства государств, договаривающиеся государства, право международной безопасности, определение агрессии как международного преступления и ответственность за агрессию, дипломатическое и консульское право, международно-правовая норма, источник международного права, международная правосубъектностъ и т. д.

Возможны ситуации, когда один термин имеет во внутригосударственном и в международном праве неоднозначный смысл (так, различные качественные характеристики свойственны термину договор , с одной стороны, в конституционном, трудовом или гражданском праве , а с другой — в международном праве).

Перечень "чисто" международно-правовых терминов достаточно обширен, что прояснится при дальнейшем ознакомлении с учебником. Пока же назовем такие, как международно-правовое признание, правило альтерната, депозитарий договора, третье государство, право мирного прохода, исключительная экономическая зона, общее наследие человечества, преступления международного характера, правовая помощь по уголовным делам, передача осужденных.

Термины, относящиеся к обеим группам, зафиксированы в Конституции Российской Федерации (общепризнанные принципы и нормы международного права, межгосударственные объединения, ратификация, верительные грамоты, территориальное море, двойное гражданство , выдача), они широко используются в законодательстве и правоприменительных актах. Этот аспект имеет существенное значение при изучении международного права, при ознакомлении с международными договорами , в процессе их толкования и исполнения.

Следует обратить внимание на следующие терминологические проблемы.

Во-первых, надлежащей точности требует использование слова "право", поскольку оно имеет два самостоятельных значения. С одной стороны, это — совокупность, комплекс юридических норм, формирующих основу правовой системы или составляющих отрасль права . Таковы термины "российское право", "международное право", "конституционное (государственное) право", "гражданское право", "международное гуманитарное право", "международное морское право". С другой стороны, это — субъективное правомочие участника правоотношения . Его варианты многочисленны: право человека на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на образование, право на обращение в межгосударственные органы, право государства на заключение международных договоров , право на самооборону, право на свободное судоходство в открытом море, право нации (народа) на самоопределение.

Во-вторых, в международном праве один и тот же термин может использоваться и в качестве родового понятия, и для обозначения более конкретной категории. Так, "международный договор" — это и обобщающее понятие для всех международных актов с идентичными формальными признаками (договор, соглашение, конвенция, протокол, пакт), именно в этом смысле употребляемое в названии Венской конвенции о праве международных договоров и в названии одной из отраслей международного права, и в наименовании одной из разновидностей таких актов (Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам). "Международная конференция" как родовое понятие охватывает наряду с многосторонними встречами, имеющими такое название, совещания и конгрессы.

В-третьих, известны случаи употребления одного термина для обозначения различных явлений Например, "протоколом" могут именоваться: а) самостоятельный договор; б) приложение к договору или конвенции; в) процедура, порядок определенных официальных действий (дипломатический протокол).

В-четвертых, следует констатировать появление в научной и учебной литературе новых понятий с использованием уже сложившихся, но имеющих иное содержание терминов. Такие изменения постепенно претерпевает словосочетание "международное гуманитарное право", которым традиционно обозначались нормы, характеризующие защиту прав человека во время вооруженных конфликтов . Сегодня в отдельных учебниках, в том числе в данной книге, обосновывается более широкое содержание этого понятия, охватывающего весь комплекс международных норм о закреплении, реализации и защите прав и свобод.

В-пятых, за внешне сходными словосочетаниями могут скрываться совершенно различные международно-правовые категории. Наиболее показательны в этом плане термины "открытое море", "открытое небо", "открытая суша". Подобная "идентичность" слов нередко порождает серьезные ошибки. Самый характерный пример — распространенное даже среди специалистов отождествление юридически неоднозначных категорий "выдача" и "передача".

Следует сказать и о применении в международно-правовых актах и дипломатических документах отдельных терминов и выражений непосредственно на латинском языке. Таковы "jus cogens" (общая императивная норма, "неоспоримое право"), "opinio juris" ("правовое мнение", признанное в качестве правовой нормы), "pacta sunt servanda" ("договоры должны соблюдаться"), "persona non grata" ("лицо нежелательное" — в дипломатическом праве).

Характерно уважительное отношение международного права к национально-правовой терминологии. Применяется, в частности, оговорка, что при применении договора любой не определенный в договоре термин имеет то значение, которое определяется законодательством соответствующего государства. Например, в двусторонних соглашениях об избежании двойного налогообложения доходов и имущества отмечается, что в целях соглашения значение термина "недвижимое имущество" определяется законодательством того государства, на территории которого находится это имущество.

Получила большое распространение договорная интерпретация терминов. Имеются в виду случаи, когда в текст договора включается (обычно в начале текста) специальная статья, именуемая "употребление терминов", при этом делается оговорка, что применяемая трактовка дается только "для целей настоящего договора", "для целей настоящей конвенции".

Так, ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров дает толкование терминов "договор", "ратификация", "принятие", "оговорка", "договаривающееся государство", "третье государство" и др. В ст. 2 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров характеризуются такие термины, как "правопреемство", "государство-предшественник", "государство-преемник". В ст. 1 Конвенции ООН по морскому праву разъясняются термины "район", "орган", "загрязнение морской среды" и т. д.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ - международные отношения, урегулированные нормами международного права. Их участниками являются носители субъективных прав и обязанностей: государства, народы или нации, борющиеся за свое самоопределение; межправительственные организации. Участвующие в М.п. государства выступают и как создатели норм международного права, и как стороны, отношения между которыми регулируются этими нормами. Народы или нации, борющиеся за самоопределение, участвуют в М.п. как формирующиеся в процессе этой борьбы государства. Межправительственные организации как участники М.п. представляют собой устойчивые формы сотрудничества государств, наделенные ими правом самостоятельно вступать по вопросам своей компетенции в межгосударственные отношения. Необходимой предпосылкой возникновения, изменения или прекращения М.п. являются юридические факты (индивидуальные и коллективные государств и других субъектов международного права, определенные события и т.д.). Субъективные права и участников М.п. определяют меру их возможного и должного поведения.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ" в других словарях:

    Урегулированные нормами международного права международные отношения. Участниками международных правоотношений являются государства, межправительственные организации, народы или нации, борющиеся за свое самоопределение. См. также: Международные… … Финансовый словарь

    ПРАВООТНОШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫЕ - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ … Юридическая энциклопедия

    - (см. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ) …

    Юридический словарь

    Международные расчёты - (International settlements) Расчёты по международным торговым операциям Основные формы и правовые особенности международных расчётов, системы для их проведения Содержание Содержание Раздел 1. Основные понятия. 1Определения описываемого предмета… … Энциклопедия инвестора

    правоотношения международные - отношения, урегулированные нормами международного права. Их участниками являются носители субъективных прав и обязанностей: государства, народы или нации, борющиеся за свое самоопределение; международные организации … Большой юридический словарь

    Юридический словарь

    ЗАКОН ИЗБРАННЫЙ СТОРОНАМИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ - ЗАКОН, ИЗБРАННЫЙ СТОРОНАМИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ (lex voluniatis) правовой принцип, означающий применение права того государства, которое выберут сами стороны участники гражданского правоотношения. Данная коллизионная привязка (формула… … Юридическая энциклопедия

    - (lex voluniatis) правовой принцип, означающий применение права того государства, которое выберут сами стороны участники гражданского правоотношения. Данная коллизионная привязка (формула прикрепления) используется лишь в регулировании договорных… … Энциклопедический словарь экономики и права

    закон, избранный сторонами гражданского правоотношения - (lex voluntatis) в международном частном праве формула прикрепления; означает применение права того государства, которое выберут сами стороны участники гражданского правоотношения. Используется лишь в договорных обязательствах и является… … Большой юридический словарь

Книги

  • Гражданин и право №12/2014 , Отсутствует. «Гражданин и право» – научно-теоретический журнал об основных правах и обязанностях граждан при урегулировании правоотношений с гражданами, организациями, а также при защите нарушенных…

Результатом реализации международно-правовых норм являются международные правоотношения -- отношения, урегулированные этими нормами.

Состав международных правоотношений образуют субъекты, содержание и объекты.

Под субъектами правоотношений понимаются участники правоотношений, имеющие международные субъективные права и юридические обязанности. Субъектами международных правоотношений могут быть государства, нации, борющиеся за независимость, международные организации, государствоподобные образования, юридические лица (предприятия и организации), физические лица (граждане, иностранцы, апатриды, бипатриды), т.е. все те лица и образования, чье поведение регулируется нормами международного права.

Субъективное право -- это право, принадлежащее конкретному субъекту международного правоотношения. Субъективное право -- это возможное поведение; его реализация зависит от воли субъекта правоотношения.

Юридическая обязанность -- это должное поведение субъекта. Если субъективным правом можно не воспользоваться, то от юридической обязанности участник правоотношения отказаться не вправе.

Субъективные права и юридические обязанности взаимосвязаны:

право одного участника правоотношения соответствует обязанности другого.

Субъективные права и юридические обязанности направлены на то, что называют объектом правоотношения.

Объектами международных правоотношений могут быть предметы материального мира (территория, имущество, неимущественные права и т.д.), неимущественные блага (жизнь, здоровье и т.д.), поведение субъектов правоотношений (действие или бездействие), результаты деятельности субъекта (совершившееся событие, произведенный предмет и т.д.).

При характеристике международных правоотношений следует учитывать, что правоотношения невозможны без юридических фактов.

Юридические факты в международном праве -- это конкретные обстоятельства, с которыми международное право связывает возникновение, изменение или прекращение международных правоотношений. Юридические факты, как правило, указаны в гипотезе международно-правовой нормы.

В зависимости от волевого содержания юридические факты в международном праве (как, впрочем, и во внутригосударственном праве) подразделяются на события и действия. События не связаны с волей субъектов правоотношения (например, стихийное бедствие). Действия -- это факты, связанные с волей участников правоотношений. Действия могут быть правомерными и противоправными (правонарушения).

Существующие международные правоотношения крайне разнообразны.

В зависимости от функционального назначения международных норм можно различать регулятивные и охранительные международные правоотношения. Регулятивные правоотношения -- это отношения, возникающие на основе норм международного права, устанавливающих правила поведения субъектов. Эти отношения вытекают из правомерного поведения участников международного общения. Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов и предназначены для восстановления нарушенных прав и наказания правонарушителя.

Можно выделять также материальные и процессуальные правоотношения. Материальные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов правоотношений. Процессуальные правоотношения возникают на базе процессуальных норм и фиксируют процедуру реализации прав и осуществления обязанностей, порядок разрешения споров и рассмотрения дел о правонарушениях.

По субъектному составу различают межгосударственные правоотношения и правоотношения немежгосударственного характера (см. § 2 настоящей главы).

По форме различаются международные правоотношения в собственном смысле слова (т.е. отношения, в которых права и обязанности их участников зафиксированы конкретно и четко) и правоотношения -- состояния (т.е. отношения, в которых права и обязанности носят обобщенный характер, например, состояние в гражданстве).

По времени существования можно выделять срочные и бессрочные правоотношения (например, при заключении бессрочного договора между государствами).