Принципы финансовой деятельности. Понятие финансовой деятельности государства, ее задачи, принципы, формы и методы

Финансовая деятельность государства осуществляется в соответствии с определенными принципами, призванными детерминировать рациональную концептуализацию отношений государства в сфере его взаимоотношения с частными субъектами хозяйствования. Принципы финансовой деятельности в большинстве случаев носят общеобязательный характер, поскольку многие из них либо прямо закреплены в нормах права, регулирующих эту деятельность, либо логически вытекают из их смысла. Практическое значение принципов финансовой деятельности заключается в том, чтобы в процессе этой деятельности правильно применялись правовые нормы, и истолкование их не противоречило тому смыслу, который изначально вкладывался в них законодателем, действия соответствующих государственных органов и хозяйствующих субъектов не только бы соответствовали тем предписаниям правовых норм, которые регулируют финансовую деятельность государства, но и обеспечивали бы ее экономическую рациональность и эффективность.

К числу принципов финансовой деятельности (большинством авторов они рассматриваются как принципы финансового права [Горбунова О.Н. Принципы финансового права // Финансовое право: учебник / Отв. ред. О.Н. Горбунова. – 3-е изд. – М., 2005. – С. 36–38; Емельянов А.С. Финансовое право России: учеб. пособие. – М., 2004. – С. 39–43 ; Карасева М.В. Принципы финансового права // Финансовое право Российской Федерации: учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. – 3-е изд. – М., 2009. – С. 53–58; Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. – М., 2004. – С. 68–85; Тедеев А.А., Парыгина В.А. Финансовое право: учебник. – М., 2004. – С. 26–28; Химичева Н.И. Принципы российского финансового права // Финансовое право: учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. – 4-е изд. – М., 2008. – С. 46–54 ]), существование которых так или иначе не вызывает дискуссий среди правоведов, можно отнести следующие.

1.Принцип законности, являясь межотраслевым правовым принципом, заключается в том, что весь процесс образования, распределения и использования денежных фондов должен идти в строгом соответствии с финансовым законодательством, соблюдение которого обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Учитывая сочетание в финансовом праве юридических, экономических и политических механизмов Ю.А. Крохина рассматривает данный принцип как комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации финансовой деятельности государства и местного самоуправления, органическую связь права, власти и финансовых ресурсов [Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. – 3-е изд. – М., 2008. – С. 71 ].



2. Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений, которые возникают в процессе финансовой деятельности. Это предполагает использование финансово-правовых институтов в целях определенного государственного регулирования экономики, сообразно тем задачам, которые ставятся перед ним со стороны общества для обеспечения потребностей последнего. Отдельные нормы финансового законодательства непосредственно указывают на приоритет публичных интересов в русле обеспечения их исполнения соответствующими субъектами (ст. 56 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей). В то же время принцип приоритета публичных интересов детерминируется созданием благоприятных и оптимальных условий для выражения в финансово-экономической сфере частных интересов, без оптимально-эффективного функционирования которых невозможно удовлетворение публичных интересов, т.е. в данном смысле речь идет об оптимальном сочетании публичных и частных интересов в сфере финансово-правового регулирования.

3. Принцип социальной направленности , который выражается в политике государства по созданию условий, обеспечивающих здоровье нации, охрану труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, развитие социальных служб, установлении адресной социальной (денежной или иной) помощи и др. Все это не может быть реализовано без соответствующего финансового обеспечения. Таким образом, субъекты финансовой деятельности должны изыскать и определенным образом распорядится аккумулированными для этих целей финансовыми ресурсами. Реализация данного принципа обеспечена конституционно-правовыми нормами. Так, в соответствии со ст. 2 Конституции Республики Беларусь государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. В контексте построения в Республике Беларусь социально-ориентированной рыночной экономики данный принцип с практической точки зрения представляется весьма актуальным. В финансовом законодательстве данный принцип активно реализуется в сфере подоходного налогообложения (установление повышенного размера стандартного налогового вычета для незащищенных слоев населения и др.), а также путем определения в законе о республиканском бюджете на очередной финансовый год перечня социальных программ, финансируемых за счет бюджетных средств («Социальная защита семьи и детей», «Охрана здоровья матери и ребенка», «Социальная реабилитации инвалидов» и др.).

4.Принцип гласности предполагает, что правотворчество в финансовой сфере должно осуществлять открыто и гласно, с последующим информированием всех заинтересованных субъектов о результатах финансовой деятельности государства. Данный принцип, как и все остальные, находит свое дальнейшее отражение (зачастую легальное) в подотраслях и институтах финансового права. Так, в соответствии со ст. 8 БК принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансового год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам).

5. Принцип разделения властей предусматривает распределение полномочий в сфере финансовой деятельности государства между органами законодательной и исполнительной власти. Например, в бюджетной сфере Палата представителей Национального Собрания Республики Беларусь рассматривает проекты законов об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов (ч. 2 ст. 97 Конституции Республики Беларусь), а Правительство Республики Беларусь разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении (ст. 107 Конституции Республики Беларусь).

6.Принцип плановости означает, что финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах.

Финансово-плановые акты – это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, то есть являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов [Химичева Н.И. Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. – 4-е изд. – М., 2008. – С. 105 ].

Основными финансово-плановыми актами являются республиканский и местный бюджеты. Финансово-плановым актом бюджетной организации является бюджетная смета. В рамках функционирования всего народнохозяйственного комплекса можно говорить о таком специфическом финансово-плановом акте как Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. Долгосрочное планирование в финансово-правовой сфере на доктринальном уровне в интерпретации отдельных авторов базируется на финансовой стратегии, под которой понимается долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономическим и социальным развитием [Рукавишникова И.В. Финансовая деятельность государства (муниципальных образований) в современных условиях // Финансовое право: учеб. пособие / Отв. ред. И.В. Рукавишникова. – М., 2007. – С. 18 ].

Следует отметить, что планирование как в экономической, так и в правовой сфере не потеряло своей актуальности и при переходе к рыночным отношениям. Изменились лишь подходы к его проведению. В настоящее время в основу планирования положены не директивные предписания распределительного характера, что было свойственно административно-командной системе хозяйствования, а анализ тех рыночных механизмов, которые могут способствовать накоплению большего количества финансовых ресурсов, и, соответственно, обеспечить финансирование тех или иных социально-экономических программ.

7. Принцип самостоятельности финансовой деятельности органов местного управления и самоуправления , который основывается на ст. 121 Конституции Республики Беларусь, согласно которой местные Советы депутатов, в частности, утверждают программы экономического и социального развития, местные бюджеты и отчеты об их исполнении; устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы.

Данный принцип предполагает направленность финансово-правовых норм на обеспечение сочетания общегосударственных (республиканских) интересов с социально-экономическими интересами развития местных территорий.

Некоторые авторы выделяют несколько отличную от общепринятой гамму принципов финансовой деятельности государства, оговариваясь при этом, что они являются своего рода ориентиром при осуществлении различными субъектами финансовой деятельности. По мнению А.И. Худякова финансовая деятельность государства должна строиться на основе следующих принципов: 1) учет потребностей общества и подчиненность его интересам; 2) гласность и публичность, подконтрольность и подотчетность обществу; 3) предсказуемость и доступность его пониманию; 4) законность; 5) научная обоснованность, рациональность и эффективность; 6) экономичность и бережливость в расходовании денежных средств; 7) плановость и нормативность [Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. – Алматы, 2001. – С. 24 ].

Другие авторы говорят о специфических принципах финансовой деятельности государства, которым ранее в правовой литературе практически не уделялось внимание. По мнению Т.С. Бойко и С.К. Лещенко к таковым следует отнести следующие принципы: режим экономии денежных средств; хозяйственный расчет; окупаемость затрат; накопления денежных средств; строгий учет всех субъектов финансовой деятельности [Бойко Т.С., Лещенко С.К. Финансовое право: учеб. пособие. – Минск, 2006. – С. 13 ]. Г.А. Воробей всю совокупность принципов делит на две группы: общие (законности, гласности, демократизма, плановости) и специфические, присущие только финансовой государства (строго целевое расходование денежных средств, принцип режима экономии, принцип окупаемости затрат, принцип накопления, строгий учет и отчетность, тщательный подбор и расстановка финансовых работников [Воробей Г.А. Финансовое право Республики Беларусь: учеб. пособие. – Минск, 2006. – С. 25–26 ]. Данные авторы переносят отдельные принципиальные основы финансовой деятельности государства на микроэкономический уровень деятельности отдельных субъектов хозяйствования, что представляется весьма актуальным в контексте междисциплинарного экономико-правового анализа их функционирования в свете кризисных явлений в экономике.

С точки зрения познания научно-глубинных начал финансовой деятельности государства особое значение имеют принципы, предложенные Д.Л. Хейло:

Осуществление финансовой деятельности на основе сочетания субъективных (общественные, групповые, государственные, индивидуальные и прочие интересы) и объективных факторов (уровень развития общества, политической системы, социальная культура, традиции, обычаи, экономические законы, уровень развития права и т.п.);

Осуществление государственной финансовой деятельности на основе права и в правовых формах, что подразумевает отказ от прямого, административного управления экономикой, субъектами экономической деятельности различных форм собственности. При этом ключевую роль в этом должно играть публичное право, в т.ч. конституционное, административное, финансовое, как средство обеспечения гармонии и согласия в обществе, баланса интересов личности, коллективов, общностей, устойчивости основ экономического и социального развития;

Недопустимость нарушения государственной финансовой деятельности установленных прав и свобод человека и гражданина. Ограничение прав и свобод возможно только тогда, когда направлено на защиту конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности [Хейло Д.Л. Вопросы оценки правового регулирования финансовой деятельности государства // Финансовое право. – 2003. – № 2. – С. 38–41 ].

Следует отметить, что принципы финансовой деятельности государства как отражение научно-доктринальных представлений различных авторов, как правило, находят свое отражение в текущем финансовом законодательстве, являющемся нормативно-правовым отображением соответствующих подотраслей и институтов финансового права. Например, ст. 2 НК определяет основные принципы налогообложения в Республике Беларусь; ст. 8 БК предусматривает принципы бюджетной системы Республики Беларусь. Данная тенденция прослеживается не только в достаточно крупных по своему нормативно-правовому массиву актах, которыми являются кодексы, но и в законодательных актах, регулирующих отдельные направления финансовой деятельности государства, например финансовый контроль. Так ст. 4 Закона Республики Беларусь от 9 февраля 2000 г. «О Комитете Государственного контроля Республики Беларусь» предусматривает принципы организации и деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органов.

Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разнообразных методов. Их различие определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собирания, распределения и использование денежных средств.

Под методами финансовой деятельности понимаются конкретные приемы и способы, посредством которых государство осуществляет формирование, распределение и использование денежных фондов, входящих в состав финансовой системы государства.

По поводу классификации методов финансовой деятельности государства в финансово-правовой литературе сложились две позиции. Одни авторы исходят из трехчленной классификации методов финансовой деятельности государства, соответствующей той триаде, через которую определяется сама финансовая деятельность. Соответственно этому выделяются следующие группы методов: 1) методы собирания (привлечения); 2) методы распределения; 3) методы использования [Химичева Н.И. Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований // Финансовое право: учебник. – 4-е изд. – М., 2008. С. 98–99 ]. Однако более распространенной организационно-видовой классификацией методов финансовой деятельности государства является их двухчленное деление в рамках выделения методов собирания денежных средств и методов распределения денежных средств. Так, О. Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева пишут: «Финансовая деятельность осуществляется уполномоченными органами с помощью разнообразных методов. Их различие определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных средств. Соответственно двум сторонам финансовой деятельности методы ее осуществления принято делить на методы мобилизации фондов денежных средств и методы их распределения (перераспределения)» [Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований // Финансовое право: учебник / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. – 2-е изд. – М., 2007. – С. 8–9 ].

Для аккумулирования денежных средств в централизованные фонды применяются методы обязательных и добровольных платежей. Метод обязательных платежей, являющийся доминирующим при осуществлении финансовой деятельности государства, реализуется через механизмы налогообложения, обязательное страхование и др. Метод добровольных платежей осуществляется через государственные займы (покупка и продажа государственных ценных бумаг), лотереи, вклады в кредитные учреждения, благотворительные пожертвования и т.п. Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зависит от многих факторов: политического курса, потребности государства в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т.д. В настоящее время метод обязательных платежей является основным, поскольку бюджеты всех уровней в основном формируются за счет налоговых платежей, основанных на обязательной атрибутивной доминанте.

При распределении государственных денежных средств применяются два основных метода: метод финансирования и метод кредитования. Финансирование выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Например, предоставление межбюджетного трансферта из республиканского бюджета местным в форме субвенции осуществляется на безвозвратной и безвозмездной основе. Кредитование означает выделение денежных средств на условиях платности и возвратности. В настоящее время бюджетным законодательством предусмотрена возможность выделения средств из бюджета на условиях возвратности и возмездности (бюджетный заем).

Формы финансовой деятельности достаточно разнообразны. Финансовая деятельность государства осуществляется непосредственно (фактически), т.е. в неправовой форме, не влекущих правовых последствий и в правовой форме, порождающей определенные правовые последствия.

Правовая форма финансовой деятельности государства является результатом воплощения в жизнь функционального взаимодействия государства и права. Имея четко обозначенную функциональную направленность правовая форма финансовой деятельности государства опосредует только специальные функциональные задачи правового характера, решение которых сопровождается правовыми или организационно-правовыми последствиями. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением финансово-правовых норм, совокупность которых образует финансовое законодательство. Конкретные правовые формы финансовой деятельности зависят от того, какие именно органы ее осуществляют – представительные или исполнительные, на республиканском или местном уровнях. Осуществляя финансовую деятельность, ее субъекты в рамках своей компетенции принимают определенные финансово-правовые акты, в соответствии с которыми и происходит дальнейшая деятельность по образованию, распределению и использованию денежных средств, проведение контроля за их расходованием, за принятием и выполнением финансовых планов и обязательств перед государством. Неправовые формы – это формы, имеющие локальный характер, т.е. обеспечивающие реализацию отдельных процедур (например, ответы на вопросы налогоплательщиков; проведение совещаний, разъяснение финансового законодательства в средствах массовой информации, финансово-экономический анализ; проведение финансового планирования, составление экономических прогнозов и отчетов и т.п.). Подобного рода действия не имеют юридического значения (здесь в большей степени речь идет об организационно-экономическом значении), однако создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в финансовой сфере.

Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы. В результате оно осуществляет деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов, т.е. финансовую деятельность.

Итак, финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что - это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий).Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. Эти функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам управления, формируемым в системе местного управления (отделы администраций и т.п.). Неотъемлемым элементом каждой из них является функция контроля, что вытекает из сущности финансов.

Принципы . Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность . Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Ее общими положениями об основах организации и функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности.

Среди основных принципов можно выделить следующие.

Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами . Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразныхметодах. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

Важнейшим методом собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты является налоговый метод - метод установления налогов.

Аналогичным методом собирания денежных средств является метод обязательных платежей (взносов) в государственные внебюджетные фонды. В литературе их принято называть “социальными” налогами. В отличие от налогового метода, которому свойственны в определенной степени принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется и метод добровольных взносов - покупка государственных ценных бумаг, пожертвований, вклады в банки и т.д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном представлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования - как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

Формируется и развивается в соответствии с определенными принципами , т. е. основополагающими началами, правилами и требованиями, выражающими наиболее существенные его особенности. Принципы носят общеобязательный характер, поскольку непосредственно закреплены в правовых нормах или выводятся логически из их совокупности. Учет правовых принципов как для правоприменительной, так и для правотворческой деятельности имеет важное значение, поскольку позволяет правильно понимать и применять правовые нормы, а также выявлять и устранять пробелы в законодательстве.

В принципах финансового права отражаются и конкретизируются общеправовые принципы (справедливости, гуманизма, дсмо- кратии, сочетания убеждения и принуждения и др.), на основе которых действуют принципы его подотраслей и институтов с соответствующей конкретизацией.

Принципы отечественного финансового права были впервые сформулированы Е. А. Ровинским применительно к советскому периоду в качестве принципов финансовой деятельности государства. Такой подход был воспринят и другими авторами, поскольку финансовое право регулирует отношения, возникающие именно в финансовой деятельности государства (дополним — и муниципальных образований). Естественно, с тех пор эти принципы изменились, сохранив, однако, определенную преемственность.

Основными общеотраслевыми принципами действующего финансового права можно назвать следующие:

  • приоритетность публичных задач в правовом регулировании финансовых отношений, сочетающихся с реализацией частных интересов граждан;
  • социальная направленность финансово-правового регулирования;
  • федерализм и равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности государства;
  • единство финансовой политики и денежной системы;
  • самостоятельность органов местного самоуправления в формировании и использовании местных финансов;
  • распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной власти;
  • участие граждан РФ и общественных организаций в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, в осуществлении ее контроля;
  • гласность в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;
  • плановость и законность финансовой деятельности.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений, возникающих в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. Он определяет необходимость совершенствования правовых норм, закрепляющих механизм государственного воздействия на финансовые и кредитные отношения, четкого определения его границ и самого понятия государственного регулирования этих отношений как в целом, так и в разных их областях.

Вместе с тем упомянутый принцип не противоречит частным интересам личности, напротив, его последовательная реализация положительно отражается на них. Особенно это подтверждается принципом социальной направленности финансово-правового регулирования. , вытекающим из положений Конституции РФ, характеризующих Российскую Федерацию как социальное государство, призванное обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7). Хотя сегодня реализация названного принципа в полном объеме предстает неблизкой перспективой, определение данного направления в развитии финансового права имеет существенное значение. Для его реализации требуется сосредоточение в распоряжении государства необходимых финансовых ресурсов и распределение их на соответствующие цели. Необходимость усиления внимания к социальным проблемам на современном этапе отмечена Президентом РФ в ряде посланий: Бюджетном послании от 24 мая 2005 г. «О бюджетной политике в 2006 году» и Послании Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г., получивших развитие в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. «О важнейших общенациональных задачах» (где особо выделена демографическая проблема, которая определена как самая острая в современной России, влекущая проблемы экономического и социального развития страны), в Послании от 9 марта 2007 г. «О бюджетной политике в 2008-2010 годах». Внимание к этим проблемам усилено в Послании Президента Д. А. Медведева от 30 ноября 2010 г., а также в Бюджетном послании Президента РФ от 29 июня 2011 г. «О бюджетной политике в 2012-2014 годах». Поставленная в них задача модернизации экономики определена не как самоцель, а как инструмент решения проблем в экономике и социальной сфере с конкретным указанием путей ее реализации.

Принцип федерализма предполагает направленность финансово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов РФ, на финансовое обеспечение задач, имеющих значение как для Российской Федерации в целом, так и для ее субъектов (ст. 71-73, 76 Конституции РФ).

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов РФ осуществляют финансовую деятельность в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, 76).

Повышение эффективности реализации данного принципа в финансовых отношениях относится к числу первостепенных задач российского государства.

Принцип единства финансовой политики и денежной системы предполагает, что согласно финансово-правовым нормам самостоятельность субъектов РФ не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый порядок финансирования бюджетных расходов и т. д.

Единство финансовой политики — необходимое условие гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств (ст. 8).

Единство финансовой политики и единство экономического пространства требуют единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ст. 75).

Равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов РФ в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов РФ осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает и вводит в действие налоги и т. д. Федеральная власть на основе согласования с субъектами может передать им некоторые свои полномочия с финансовым обеспечением их осуществления. При определении перспектив развития федерализма в упомянутом Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. подчеркнута необходимость продолжать этот процесс. В связи с этим предложено передать часть инвестиционных средств федерального бюджета субъектам РФ, которым в настоящее время приходится финансировать осуществление как своих полномочий, так и полномочий муниципальных образований.

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133). Эти органы руководствуются законодательством РФ и соответствующего субъекта РФ. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ. Органы местного самоуправления могут участвовать в осуществлении государственных полномочий.

Распределение функций в области финансовой деятельности осуществляется на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной власти. Конституция РФ, исходя из этого принципа, определяет раздельно полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума Федерального Собрания принимает законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии (ст. 105, 106). К полномочиям Правительства РФ относятся разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики и др. (ст. 114). Аналогично закреплено распределение функций органов законодательной (представительной) и исполнительной власти на других уровнях. Судебная система обеспечивает защиту прав и законных интересов участников финансовых правоотношений, в том числе государства, муниципальных образований, граждан и юридических лиц, а также решает вопросы о привлечении к ответственности за правонарушения в данной области.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, а также в осуществлении ее контроля вытекает из положения Конституции РФ (ст. 32) о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства и непосредственно, и через своих представителей. Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.

Такое участие может осуществляться индивидуально, посредством проявления личной инициативы, а также через различные общественные организации. В последнее время появились новые общественные организации широкого профиля и определенного финансового направления деятельности. К первым относится, например, Общественная палата РФ, созданная на основе Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЭ (с изм. на 3 мая 2011 г., № 89-ФЗ) в целях взаимодействия граждан с органами государственной власти и местного самоуправления. Деятельность в области налогообложения осуществляет Российский союз налогоплательщиков, учрежденный в 2004 г. в целях поддержки деятельности, направленной на повышение уровня правового сознания налогоплательщиков, осуществления общественного контроля за управлением средствами государственного бюджета и т. п. Затрагивает сферу финансов и общественное движение «Против коррупции».

Основы принципа гласности установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего ознакомления (ст. 15). В сфере финансов это относится, в частности, к принятию законов о бюджетах федерального и регионального уровней, об отчетах об их исполнении и др. Принцип гласности получил специальное закрепление и в финансовом законодательстве. Гак, в БК РФ прямо говорится о гласности как принципе бюджетной системы (ст. 28), об обязательном опубликовании утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении (ст. 36). Налоговый кодекс РФ в соответствии с этим принципом предусматривает вступление актов законодательства в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (ст. 5).

Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений. Формами финансовых планов являются, в частности, бюджеты разных уровней, бюджеты внебюджетных фондов (ст. 71,114, 132 Конституции РФ). Планирование финансов не только не противоречит принципам рыночных отношений, но и необходимо для них, поскольку выступает важным элементом регулирования экономического и социального развития и управления финансами, хотя и имеет свои особенности. В условиях рыночной экономики финансовое планирование опирается не на директивные предписания распределительного характера, а на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. И здесь необходимо прогнозирование для определения направлений использования финансовых ресурсов. В сфере финансового планирования в Российской Федерации используются программы по различным сферам и отраслям социально-экономического развития на перспективу, на базе которых производится прогнозирование процессов мобилизации и использования финансовых ресурсов на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

В целях совершенствования последнего, помимо составления годового федерального бюджета, согласно Бюджетному посланию Президента РФ был разработан перспективный (среднесрочный) финансовый план на 2006-2008 гг., намечен переход к утверждению трехлетнего федерального бюджета, изменению содержания финансовых плановых показателей с ориентированием их на конечный результат, что впоследствии нашло закрепление в БК РФ.

Финансовым планированием охвачены все звенья финансовой системы. Оно осуществляется на всех территориальных уровнях, а также в разных отраслях и сферах экономики, в рамках предприятий, организаций и учреждений. В масштабе государства в целом составляется сводный финансовый баланс, в котором учитываются финансовые ресурсы страны. Такие финансовые балансы составляются и в масштабах субъектов Федерации и муниципальных образований.

Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности. Он распространяется на государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения, должностных лиц и граждан. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию правовым государством. Он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст. 2, 15, 57 и др.). За нарушения норм финансового права предусмотрены соответствующие меры ответственности, в частности в НК РФ и БК РФ. Кроме того, за иные правонарушения в сфере финансов предусмотрены также меры административной и уголовной ответственности.

Рассмотренные принципы находят отражение и закрепление в законодательных и иных правовых актах, регулирующих разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, свое применение в подотраслях и институтах финансового права. Помимо этого, названным подотраслям и институтам свойственны и особые принципы, в которых проявляется их специфика. Все эти принципы требуют развития и углубления, конкретизации в финансовом законодательстве и последовательной реализации.

Термин «принцип» происходит от латинского «principium» и означает «начало», «основа».

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Ее общими положениями об основах организации и функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности.

Основными из них являются:

Законность;

Гласность;

Федерализм (сочетание централизма с самостоятельностью субъектов Федерации и органов местного самоуправления);

Плановость.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в проце-дуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой инфор-мации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности.(ст. 15 Конс-титуции РФ, устанавливающей, что любые нормативные акты, затрагивающие права, сво-боды и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опублико-ваны официально для всеобщего сведения.)

Принцип единства финансовой политики является необходимым условием гарантиро-ванного Конституцией РФ единства экономического пространства в стране и свободного перемещения финансовых средств и единства денежной системы (ст. 8 Конституции РФ).

Принцип федерализма проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. Процесс дальнейшего расширения прав субъектов РФ в финансовой деятельности не должен нарушать основные конституционные положения, закрепляющие полномочия РФ - центра в управлении финансами. Исходя из данного принципа финансовая деятельность государства устремлена на совмещение интересов Российской Федерации с ее субъектами. (ст. 71 Конституции РФ)

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-правовых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.



Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности гос и муниципальных образований предполагает использование финансово-правовых институтов в целях гос регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества.

Принцип учета и контроля предполагает наличие в государстве нормативного акта, устанавливающего единую методику бухгалтерского учета), а также осуществление спе-циально уполномоченными на то государственными органами контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы. Это озна-чает, что финансовому контролю подлежит процесс расходования государственных средств, своевременность и полнота мобилизации государственных ресурсов, законность доходов и расходов различных звеньев финансовой системы, соблюдение ими правил учета и отчетности.

В качестве принципов финансовой деятельности также следует указать единство финансовой деятельности и денежной системы государства, принцип социальной направленности финансовой деятельности, а также ее самостоятельность в установленных законодательством пределах. Дальнейшее развитие и детализацию эти основы получают в специальном финансовом законодательстве государства.

Принцип равенства налогообложения означает прежде всего запрет какой-либо дискри-минации в налоговой сфере. Речь идет о формально - юридическом равенстве налогопла-тельщиков перед законом и судом, о равенстве их правовых статусов. Равенство налогооб-ложения есть частное проявление универсального, общеправового принципа формально - юридического равенства, действующего во всех отраслях современного права каждого ци-вилизованного государства. В самом общем виде он закреплен в статье 2 Всеобщей декла-рации прав человека: "Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свобода-ми, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убежде-ний, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения". Право есть равная мера для фактически неравных субъектов. Государство устанавливает и обеспечивает единый правопорядок. Все равны перед зако-ном и судом. Какая-либо дискриминация, то есть ограничение правового статуса индиви-да по расовым, национальным, половым, социальным, религиозным и иным подобным критериям не допускается. Таким образом, формально - юридически, с точки зрения права все индивиды рассматриваются обезличенно, как абстрактные и равноправные субъекты, которые, конкурируя с себе подобными, созидают собственное благополучие. Какие-либо индивидуальные особенности здесь не учитываются. Справедливая конкуренция предпо-лагает единые "правила игры" для всех и каждого. Не случайно одной из аксиом древнеримского права была формула: prima pars aeguitatis aegualitas - важнейшее свойство справедливости есть равенство. В Конституции РФ этот принцип формально – юридичес-кого равенства получил развитие, прежде всего, в статье 19, закрепившей следующее: "Все равны перед законом и судом... Запрещаются любые формы ограничения прав граж-дан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принад-лежности".

Пункт 2 статьи 3 НК прямо устанавливает, что "налоги и сборы не могут иметь дискрими-национный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национа-льных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать диффе-ренцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы соб-ственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала"

Единственное исключение сделано для таможенной сферы, где согласно НК допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможен-ных пошлин в зависимости от страны происхождения товара. Цели таких мер могут быть различными - ответная реакция на дискриминацию российских товаропроизводителей, борьба с демпингом, ценовая поддержка отечественных товаров и т.п.

5. Краткая характеристика финансово-правового положения (место в системе органов власти, задачи, основные функции, полномочия в области финансов) – Минфина РФ и Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, Банка РФ.

Общее управление финансами в РФ в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти – Федеральное собрание, аппарат Президента, правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении. Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях народного хозяйства. Именно финан-совый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету и анализу, контролю и регулированию, составлению и исполнению финансовых планов.

На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

· профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ;

· Министерство финансов РФ и его органы на местах;

· Центральный банк РФ;

· Министерство РФ по налогам и сборам;

· Федеральная налоговая служба РФ;

· Государственный таможенный комитет РФ;

· Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

· Министерство государственного имущества;

· исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

1. Основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

2. Распределение компетенций гос органов и органов МСУ в области финансовой деятельности.

3. Правовые формы фин деятельности государства и органов муниципального управления.

Принципы финансового права.

Финансовая деятельность государства и органов МСУ основана на определённых принципах, т. е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих её наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется конституцией РФ, вытекает как из общах правил об основах организации и функционирования российского государства, так и специально относящихся к его финансовой деятельности и конкретизируются в нормах финансового права. Среди них можно выделить следующие:

1. Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и МО. Этот принцип предполагает использование финансово-правовых институтов в целях гос регулирования экономики, исходя из общезначимых задач.

2. Принцип федерализма, согласно которому в финансовой деятельности должны сочетаться общефедеративные интересы с интересами субъектов федерации, обеспечиваться при посредствии её необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельностьб субъектов федерации в рамках конституции РФ.

3. Единство финансовой политики и денежной системы - самостоятельность субъектов федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики и общих принципов налогообложения. Единство финансовой политики является необходимым условием единства экономического пространства в РФ. Единство финансовой политики требует единой денежной системы в стране. Согласно конституции РФ денежной единицей в РФ является российский рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБРФ.

4. Равноправие субъектов федерации в области фин деятельнгости определяется статьёй пятой конституции РФ. На каждого из субъектов федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения каждый из субъектов федерации осуществляет собственное правовое регулирование фин отношений и самостоятельную финансовую деятельность.

5. Самостоятельность финансовой деятельности органов МСУ гарантирована конституцией РФ ст.12 130-133. Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта федерации.

6. Социальная направленность финансовой деятельности в РФ вытекает из положений конституции РФ, характеризующей РФ как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст 7).

7. Разделения законодательной и исполнительной власти. Конституция РФ, исходя из этого принципа, определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, госдума принимает федеральные законы, в частности по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов, финансового, валютного, кредитного регулирования. К полномочиям правительства относятся разработка и представление гос думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики. Аналогично распределение функций на других уровнях органов законодательной и исполнительной власти.

8. Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Вытекает из положения конституции РФ о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (часть первая ст. 32). Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как к составной части управления делами государства.

9. Принцип гласности. Основы его, установленные нормами конституции РФ, требуют официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

10. Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государствнными и местными планами и программами, а также планами предприятий, учреждений и т. д. Финансовым планированием охвачены все звенья финансовой системы. Оно осуществляется на всех территориальных уровнях, а также в разных отраслях и сферах народного хозяйства в рамках предприятий, учреждений и т. п.

11. Принцип законности - необходимость строгого соблюдения требований финансово-праввовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, включая государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и граждан. Этот принцип вытекает из статьи первой кРФ, определившей РФ в качестве правового государства.

Распределение компетенции между представительными и исполнительными органами. Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, т. к. выполнение функций государства по всем их направлениям связано с использованием финансов. Однако, в силу различия задач и правового положения гос и местных органов, масштабы их финансовой деятельности и степень участия в ней не одинаковы. Согласно принципу разделения властей, прерогативой представительных государственных органов власти является принятие законов по вопросам финансов.

Органы исполнительной власти (правительство РФ, правительство субъекта РФ) принимают меры их к реализации. Президент РФ, как глава государства, обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов власти исходя из положений конституции РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. Ежегодно выступает с бюджетным посланием федеральному собранию. Президент издаёт указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, государственных внебюджетных фондов, денежно-кредитной политики, организации органов финансово-кредитной системы и т. д.

Финансово-кредитные органы. Среди этих органов выделяется министерство финансов РФ комплексным характером своих функций, направленных на разные стороны финансовой деятельности государства, всвязи с чем воздействует на финансовую деятельность в целом. Минфин обеспечвае ропведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране; координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов испонительной власти; издаёт инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности.

Права Минфина:

1. права по составлению и исолнению бюджета и контроля.

2. права формировать и использовать целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды.

3. По регулированию доходов и расходов бюджетов субъектов федерации, налоговых поступлений в федеральный бюджет.

4. Права по применению мер принудительного воздействия в случаях нарушений установленного порядка.

Деятельность Минфина распространяется на все звенья финансовой цепи.

Определённые права в области фин права имеют: федеральная налоговая служба, федеральное казначейство, федеральная служба страхового надзора, федеральная таможенная служба, банковская система.

Иные финансово кредитные организцаии. К ним относятся государственные внебюджетные фонды. Они являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями.


Похожая информация.