Не относится к системе финансового права. Система финансового права российской федерации
Являясь составной частью единой системы национального права, финансовое право само представляет сложную систему, складывающуюся в процессе дифференциации и интеграции входящих в его состав правовых норм.
Несмотря на то, что в настоящее время многие институты финансового права как отрасли права приобрели в научных кругах устоявшийся характер, по-прежнему можно считать незаконченным структурирование финансового права. Являясь, пожалуй, самой динамично развивающейся отраслью права, финансовое право перманентно находится в процессе как выделения, так и включения в него самостоятельных законодательных массивов, что приводит к «размыванию» границ финансовых правоотношений.
Финансовое право является сложным правовым образованием, включающим большое количество правовых норм, что вызывает потребность во внутреннем его структурировании, т.е. в существовании в виде определенной системы. Система финансового права - это его внутреннее строение, объединение финансово-правовых норм в определенной последовательности, обусловленной системой общественных отношений, складывающихся в сфере финансового деятельности государства.
Следует отметить, что классическое деление финансового права на Общую и Особенную части впервые было предложено Р.О. Халфиной, которая различала общую и специальную части данного правового образования, состоящих, в свою очередь, из соответствующих разделов [Халфина Р.О. К вопросу о предмете и системе советского финансового права // Вопросы административного и финансового права. – М., 1952. – С. 201 ].
В то же время в советский период развития финансового права существовала точка зрения, отрицающее выделение Общей и Особенной частей финансового права. Например, Е.А. Ровинский в рамках определенных достижений дискуссии о системе права (разрешение проблемы правового института (вообще) и смешанного (комплексного) института, в частности), построение системы финансового права осуществлял посредством выделения двух видов юридических институтов: 1) единые институты, охватывающие своим регулированием весь комплекс отношений, подлежащих финансово-правовому воздействию; 2) смешанные (комплексные) институты, в которых данный комплекс финансовых отношений, в порядке последовательности их возникновения, регулируется не только финансовым правом, но и другими отраслями [Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. – М., 1960. – С. 92 ].
В свое время, при построении системы финансового права Т.С. Ермакова отказалась от общепринятой градации финансового права на общую и особенную части, предложив его деление на три правовые подотрасли (система норм, регулирующих отношения в области финансов предприятий и отраслей хозяйства; система норм, регулирующих общегосударственные финансы; система норм, регулирующих отношения в области кредита), в рамках которых происходит дальнейшее их структурирование на правовые институты [Ермакова Т.С. О системе советского финансового права // Правоведение. – 1975. – № 2. – С. 76 ].
В настоящее время К.С. Бельский, отказавшись от деления финансового права на Общую и Особенную части, распределение финансово-правовых норм осуществляет по подотраслям (бюджетное право, налоговое право, банковское (публичное) право, финансово-контрольное право) и правовым институтам (государственные кредит, лотереи, ценные бумаги и комплексные институты) [Бельский К.С. Система финансового права // Финансовое право: учебник / Под ред. С.В. Запольского. – М., 2006. – 47–49 ].
Современный период развития финансового права характеризуется практически единообразным подходом в вопросе структурирования Общей части финансового права, к которой относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы, методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, а также отношения в сфере финансового контроля.
В то же время некоторые авторы отвергают существование у финансового права Общей части в рамках процессов, происходящих внутри финансового права по обособлению бюджетного и налогового права и трансформации финансового права в некое комплексное правовое образование. Так, Н.А. Шевелева считает, наличие двух самостоятельных образований в системе финансового права (бюджетное и налоговое право) не позволяет говорить о существовании Общей части финансового права в традиционном ее понимании. Отнесение к Общей части норм, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность государства и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля, весьма проблематично. Во-первых, не существует нормативных актов, которые закрепляли бы формы и методы финансовой деятельности государства, во-вторых, не существует абстрактного финансового контроля, а есть налоговый или бюджетный, в-третьих, бюджетное и налоговое право имеют свои общие части [Шевелева Н.А. Финансовое право: новый этап развития // Правоведение. – 2002. – № 5. – С.11–12 ].
Некоторые ученые допускают инвариантность при выделении конкретных институтов Общей части финансового права, предлагая существенным образом ее скорректировать. Так одни авторы относят к Общей части вопросы регулирования зарубежных финансовых институтов [Финансовое право: учебник / Под ред. М.М. Рассолова. – М., 2001. – С. 14–15; Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. Система финансового права // Финансовое право: учебник / Отв. ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. – 2-е изд. – М., 2007. – С. 29 ]. Отдельные автора скептически относятся по поводу включения Общую часть финансового права финансового контроля в контексте первичности финансовой деятельности, после осуществления которой и должны осуществляться контрольные мероприятия [Бельский К.С. История создания кафедры финансового права / Международная научно-практическая конференция «Финансовое право в условиях рынка в ХХI веке» // Государство и право. – 2005. – № 4. – С. 108–109 ]. Развивая данную мысль, Е.М. Ашмарина считает целесообразным рассматривать финансовый контроль в виде комплексного внутриотраслевого раздела, включающего институты общей и особенной частей финансового права; при этом к общей части должны относится нормы, устанавливающие общие положения и начала в области финансового контроля, а к особенной – нормы, регулирующие методы и процедуры отдельных видов финансового контроля (бюджетного, налогового, валютного, банковского и др.) [Ашмарина Е.М. Структура финансового права РФ на современном этапе // Государство и право. – 2004. – № 9. – С. 91 ]. Такой же позиции придерживаются и другие ученые [Клещенко Ю.Г., Савченко М.М. Место и роль государственного финансового контроля в общей системе российского финансового права // Финансовое право. – 2003. – № 4. – С. 7 ].
А.И. Худяков полагает, что Общая часть финансового права имеет финансово-правовой институт «Правовые основы денежной системы», устанавливающий денежную систему страны и обеспечивающий ее надлежащее функционирование в интересах общества и государства. При этом объектом регулирования данного института выступают три основные элемента: сама структура денежной системы; финансово-правовые аспекты организации денежного обращения; валютное регулирование [Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. – Алматы, 2001. – С. 157–158 ]. Данный автор относит к Общей части финансового права финансовое устройство страны, которое включает в себя три взаимосвязанных друг с другом компонента (финансовую систему государства как совокупность государственных денежных фондов, выраженных соответствующим финансово-экономическим институтом; систему финансовых органов государства; финансовое регулирование), а также управление в области финансов которое как институт финансового права определяет систему финансовых органов государства и устанавливает их компетенцию [Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. Алматы: ТОО «Баспа», 2001. С. 179–192 ].
Вопросы структурирования Особенной части являются продолжением дискуссии о круге тех общественных отношений, которые составляют предмет финансового права, в силу чего можно также вести речь о широкой и узкой трактовке Особенной части финансового права.
При узком подходе в Особенную часть финансового права включаются финансово-правовые нормы, которые не вызывают сомнения в их отраслевой принадлежности (например, бюджетное право), а нормы, которые вызывают определенные сомнения, группируются в достаточно крупные финансовые институты, в свою очередь, требующие научной аргументации их принадлежности к финансовому праву (например, валютное право). А.А. Тедеев, В.А. Парыгина справедливо отмечают, что структурные подразделения (институты, субинституты) особенной части финансового права в большинстве работ группируются в четыре подотрасли (раздела) финансового права: бюджетное право; налоговое право, право денежного обращения и валютное право [Тедеев А.А., Парыгина В.А. Финансовое право: учебник. – М., 2004. – С. 26 ]. В развитие данного подхода предлагается исключить часть правовых институтов, которые ранее входили в финансовое право. Так, Д.В. Винницкий в контексте рассмотрения процессов, характеризующих современный этап развития финансового права, говорит о выходе из сферы финансово-правового регулирования ряда институтов, ранее в нее включавшихся (банковское, страховое, валютное, правовое регулирование расчетов, рынка ценных бумаг, финансов государственных и муниципальных предприятий [Винницкий Д.В. Предмет и система финансового права на современном этапе // Правоведение. – 2002. – № 5. – С. 41–42 ].
Широкий подход предполагает включение в Особенную часть как традиционных финансово-правовых институтов, так и тех которые многими авторами рассматриваются в качестве самостоятельных, отличных от финансового права, правовых образований. Так Н.И. Химичева полагает, что в Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: бюджетной системы; внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов; финансов государственных и муниципальных предприятий; государственных и муниципальных доходов; государственного и муниципального кредита; организации страхования; государственных и муниципальных расходов; банковского кредитования; организации денежного обращения и расчетов; валютного регулирования; государственного регулирования финансового рынка (рынка финансовых услуг) [Химичева Н.И. Система и источники финансового права // Финансовое право: учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. – 4-е изд. – М., 2008. – С. 61 ]. Г.А. Тосунян и А.Ю. Викулин выдвинули «гипотезу о формировании в системе права новой профилирующей отрасли права, имеющей своим предметом одновременно публичные и частные (точнее, корпоративные) финансы. Назвав данную новую отрасль права «новым финансовым правом», они определяют его систему как совокупность следующих структурных элементов: бюджетное право, налоговое право, банковское право, страховое право, валютное право, инвестиционное право, фондовое право, законодательство о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательство о финансовом контроле и аудиторской деятельности, законодательство о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и др. [Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. К новому финансовому праву // Финансовое право. – 2003. – № 6. – С. 11 ]. По мнению С.В. Запольского особенная часть финансового права состоит из шести крупных блоков (компонентов): эмиссионное право, бюджетное право, налогового право, страховое право, государственный долг и государственный кредит, сберегательное дело [Запольский С.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права. – М., 2008. – С. 95 ].
Д.В. Винницкий считает, что дальнейшее развитие финансового регулирования как самостоятельной сферы, координирующей и управляющей системами налогового, бюджетного, банковского и иных видов регулирования, нуждается в неординарных подходах. Одним из возможных путей в современных условиях указанным автором видится развитие финансового права как макроотрасли. Как отмечает автор, финансовое право в точном смысле можно было бы представить как некоторый аналог конституционного права для группы отраслей финансово-правового цикла. При таком подходе финансовое право не объединяет налоговое, бюджетное, банковское, валютное право (иные области) путем механического поглощения по предметному критерию, оно самостоятельно по отношению к ним и интегрирует их на основе общности их функциональных задач, скоординированных принципами единой финансовой политики [Винницкий Д.В. Финансовое право в современных условиях: традиции и новации // Финансовое право. – 2006. – № 8. – С. 12–13 ].
Исходя из вышеизложенного, а также учитывая особенности развития финансовой системы Республики Беларусь в агрегированном виде к Особенной части финансового права следует отнести: бюджетное право как подотрасль; налоговое право как подотарсль; государственный кредит как финансово-правовой институт; правовые основы денежного обращения и валютного регулирования как финансово-правовой институт.
Следует отметить, что в контексте современного этапа развития финансового права, характеризующегося большим разнообразием научных подходов в вопросе выделения подотраслей и институтов финансового права, зачастую являющихся внутренне-интеллектуальным отображением умозаключений тех или иных авторов, нельзя подходить с догматической точки зрения по данному вопросу, а воспринимать их в виде ориентира как в учебных целях, так и в научных изысканиях.
По отдельным частям данной отрасли и в логически правильном расположении этих частей.
Система финансового права есть такое распределение норм финансового права по группам и их построение в определенной последовательности, которые позволяют наглядно увидеть эти группы в их единстве. Иначе говоря, система финансового права есть научно организованная совокупность правовых норм, распределенных по подотраслям и правовым институтам, которые образуют отрасль - финансовое право.
Система финансового права решает две практические задачи:
- помогает ориентироваться в данной отрасли при ее изучении;
- помогает кодифицировать финансовое законодательство на основе правильного распределения нормативного материала.
Подотрасль в финансовом праве - это относительно самостоятельное укрупненное подразделение финансового права, состоящее из компактной массы взаимосвязанных и распределенных по правовым институтам норм права. Подотрасль в финансовом праве - это крупная часть отрасли, включающая в свой состав ряд правовых институтов.
Подотрасли финансового права :
- эмиссионное право;
- бюджетное право;
- налоговое право;
- банковское (публичное) право;
- финансово-контрольное право.
Правовой институт в финансовом праве - это первичное самостоятельное структурное подразделение данной отрасли, где правовые нормы группируются по их юридическому содержанию.
Таким образом, нормы финансового права образуют финансовое право как целостное нормативное образование не непосредственно, а через правовые институты, которые в одних случаях сводятся в подотрасли финансового права, в других выступают как самостоятельные подразделения отрасли.
Предметный критерий выделяет следующие самостоятельные правовые институты финансового права:
- государственного кредита;
- лотереи;
- ценных бумаг;
- страхового права;
- финансов предприятий и учреждений всех форм собственности и т.д.
Распределение финансово-правовых норм по подотраслям и правовым институтам обусловливает их построение в два уровня: на первом - подотрасли финансового права, за ними - самостоятельные правовые институты.
Подотрасли финансового права
Подотрасли составляют основу финансового права.
Эмиссионное право как подотрасль - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области эмиссионной деятельности государства, направленной на выпуск денежных знаков и организацию:
- наличного денежного обращения;
- безналичного денежного обращения;
- ведения кассовых операций;
- обращения ценных бумаг;
- обращения .
Для эмиссионно-правовых норм характерны две особенности:
- они регулируют общественные отношения в первичной и специфической сфере финансовой деятельности государства - в сфере эмиссионной деятельности;
- эти нормы содержатся в нормативных актах, принимаемых главным образом на федеральном уровне.
Основными субъектами эмиссионной деятельности являются ЦБ РФ и его структурные подразделения на местах, а также кредитные (банковские) учреждения. Эмиссионное право как подотрасль входит в состав финансового права через банковское (публичное) право, является его крупным и самостоятельным ответвлением, которое закреплено на конституционном уровне в ст. 75 Конституции РФ.
Налоговое право - важнейшая часть финансового права наряду с бюджетным правом, также принадлежащая к ведущим подотраслям. Представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют финансовые отношения в сфере сбора налогов и иных обязательных платежей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Налоговое право - публичное право, нормы которого направлены на защиту общего блага, наиболее тесно связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства.
Бюджетное право - важнейшая часть финансового права, его ведущая подотрасль. Представляет собой совокупность правовых норм, определяющих понятие бюджета, его структуру и бюджетную классификацию, бюджетное устройство страны и каждого субъекта РФ, регулирующих общественные отношения по образованию бюджетных и внебюджетных фондов денежных средств, регламентирующих бюджетный процесс.
Бюджетное право как подотрасль финансового права складывается из ряда правовых институтов:
- единого бюджета, дифференцированного на общую и социальную части;
- бюджетной классификации;
- бюджетного устройства;
- бюджетных прав;
- бюджетного процесса;
- сметно-бюджетного финансирования (расходного права);
- бюджетной ответственности.
Нормы бюджетного права содержатся в различных нормативных актах, но в основном - в БК РФ.
Банковское публичное право - другая важная подотрасль финансового права, которая включает в себя правовые нормы, регламентирующие публично-правовую деятельность ЦБ РФ.
В соответствии с Законом о Банке России это деятельность в сферах:
- монопольного осуществления Банком России эмиссии наличных денег и организации денежного обращения, а также безналичного обращения;
- обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти, на которые возложено исполнение бюджетов;
- осуществления валютного регулирования и валютного контроля;
- осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.
Круг финансовых отношений, регулируемых банковским (публичным) правом, вполне широк, чтобы это право могло быть названо подотраслью. Достаточно сказать, что в него входит ряд правовых институтов: банковского надзора за кредитными организациями, расчетных отношений, валютного права, ценных бумаг.
Финансово-контрольное право представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность специальных органов по контролю за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы и финансовой деятельностью органов исполнительной власти, предприятий и учреждений всех форм собственности.
Правовые институты финансового права
Правовые институты в системе финансового права по своему содержанию являются комплексными институтами, включающими как нормы финансового права, так и нормы других отраслей права, прежде всего гражданского. К ним относятся правовые институты:
- государственного кредита (долга);
- лотерейного дела;
- страхового права;
- финансов предприятий всех форм собственности;
- валютных операций;
- рынка ценных бумаг;
- бухгалтерского учета;
- правового регулирования инвестиций.
Хотя названные институты являются смешанными по составу, они дополняют систему финансового права, придавая ей завершенность и целостность.
Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системы финансово-правовые нормы группируются в различные институты и более крупные подразделения, располагаемые в определенной последовательности и взаимной связи. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязи, регулируемых ими финансовых отношений, т. е. имеет объективную основу.
Однако право не может быть лишь зеркалом общественных отношений, поскольку его предназначение - регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.
Следовательно, система финансового права - это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
В финансовом праве можно выделить наиболее крупные подразделения - Общую и Особенную часть.
К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для финансового права общее значение.
Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел. В раздел по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов. Всем этим отношениям свойственны общие отличительные черты (например, в раздел “Правовое регулирование государственных доходов” входят институты налогов с юридических и физических лиц, неналоговых доходов и др.).
В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: а) государственной бюджетной системы; б) внебюджетных государственных фондов; в) финансов государственных предприятий; г) государственных доходов; д) государственного кредита; е) государственного страхования; ж) налогообложения; з) банковского кредитования; и) денежного обращения и расчетов; к) валютного регулирования. Они имеют соответствующие наименования.
В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части финансового права. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев. В результате государственный бюджет, государственный и банковский кредит, государственное страхование и т. д. получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.
Научная обоснованность системы права, построение на основе объективно существующих отношений дает возможность наиболее правильного применения финансово-правовых норм, следовательно, содействует укреплению законности и выполнению финансовым правом своей активной роли.
Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления разных масштабов и уровней (общие и отраслевые, федеральные, республиканские, областные, местные и др.).
Итак, источники финансового права Российской Федерации - это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.
Главный источник финансового права - Конституция Российской Федерации, в которой закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям, соответственно используемым звеньям финансовой системы. Особое место в финансовом законодательстве занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты в виде Бюджетного кодекса Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации.
Источники финансового права Российской Федерации имеют разную юридическую силу. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней.
Для последнего времени характерно расширение сферы регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов Российской Федерации, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о государственном внутреннем долге, о денежной системе и т. д. Ранее эти сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов государственного управления.
Нормы финансового права содержатся и в актах органов исполнительной власти: указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации (например, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки косвенных налогов - акцизов по отдельным видам товаров). Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации также могут быть источниками финансового права. То же относится и к актам местной администрации.
Соответственно развитию методов финансово-правового регулирования используются новые формы совместных решений финансово-кредитных органов, в частности, соглашения между ними. Соглашения по финансовым вопросам не исключены и между другими органами.
Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления - министерств, ведомств и т. д., регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых трудовыми коллективами, администрацией предприятий, организаций (например, положение о порядке распределения прибыли).
В связи с тем, что идет активный процесс формирования финансового права соответственно новым условиям жизни общества, вопросы системы этой отрасли права и систематизации финансового законодательства приобрели высокую степень актуальности. К тому же не все еще области финансовой деятельности получили необходимое правовое регулирование.
Для того чтобы лучше понимать, что такое система финансового права, нужно разобраться в понятии «финансы», которое является ключевым в рамках данной темы. Итак, в экономической литературе, как и в правовой науке, понятие «финансы» может иметь два значения. Согласно первому, финансы - это совокупность определенных экономических отношений, которые обычно возникают при распределении и дальнейшем использовании различных денежных фондов. Второе значение определяет финансы как совокупность денежных фондов, мобилизованных государственной властью для осуществления ряда задач.
Таким образом, финансы рассматриваются в большей мере не как деньги, а как отношения между людьми при операциях с ними. Финансы - средство распределения национального дохода, контроля за распределением денежных средств страны, стимулирования развития страны.
Нормы права, которые регулируют финансовую деятельность, группируются в ряд правовых институтов, на которых, собственно, и основывается данная структура правовой системы. Институтами называют взаимосвязанные группы правовых норм, которые управляют общественными отношениями внутри вида права.
Так как финансовые устанавливаются государством, система финансового права состоит из 2 частей - общей части и особенной.
Общая часть включает в себя нормы, регулирующие и описывающие общие формы, принципы и методы финансовой деятельности, систему государственных органов, которые осуществляют эту деятельность, правовое положение органов и положение субъектов финансовых отношений. К общей части также имеют отношение вопросы управления финансовым контролем и те принципы, которые лежат в основе зарубежных институтов финансового права.
В особенной части описываются институты финансового права в четкой последовательности. Здесь установлено, что основным является институт Именно аккумулирует все главные государственные обеспечивающие деятельность власти. Существуют также внебюджетные денежные фонды, которые тоже относятся к централизованным финансам. Отметим, что правовые институты, которые регулируют отношения в данной сфере, считаются основными и выделяются на фоне остальных финансово-правовых институтов.
Так как система финансового права основана на бюджете, то есть доходах и расходах государства, в этой области существует свой институт - институт государственных доходов. Он располагает нормами, которые регулируют налоговые отношения физических и юридических лиц. Доходы государства включают в себя институты, которые объединяют правовые и финансовые нормы, регулируют децентрализованные денежные фонды, а также нормы, касающиеся государственного страхования и кредитования.
Чтобы финансовая система государства нормально функционировала, следует не только аккумулировать доходы в фонды денег, но и грамотно их расходовать. Так, следующий правовой институт - институт расходов государства, к которому относится банковское кредитование, бюджетное финансирование, и страхование.
Так как финансовая деятельность основывается на денежном обращении, огромное значение в системе финансового права имеет валютное законодательство.
Подводя итог, следует отметить, что система финансового права - своеобразное отражение существующей в государстве единой финансовой системы. В ее общей части закреплены основные явления и понятия государственной финансовой деятельности, особенности правовых норм в финансовых отношениях, финансово-правовые институты. Особенная часть характеризует эти институты в определенной последовательности. Принципы финансового права являются базой для изучения дисциплины и проведения финансовой деятельности в государстве.
Система финансового права - это объективно обусловленная внутренняя организация финансового права, заключается в единстве и согласованности финансово-правовых норм и их группирование в финансово-правовые институты и подотрасли.
Основными структурными элементами системы финансового права являются:
1) финансово-правовая норма как базовый структурный элемент;
2) финансово-правовой институт как совокупность финансово-правовых норм, регулирующих определенную группу однородных финансово-правовых отношений. Институты финансового права можно классифицировать:
По функциональной роли: регулятивные (например, Институт местных налогов и сборов) и охранные (например, институт финансовой ответственности);
3) подотрасль финансового права как объединение институтов финансового права, регулирующих отдельный вид финансовых правоотношений (например, бюджетное право).
Финансовое право состоит из Общей и Особенной частей.
Общая часть включает такие нормы, которые являются общими для всех финансово-правовых отношений и составляют основу для регулирования правоотношений в сфере финансовой деятельности государства и местного самоуправления. Нормы Общей части определяют:
Понятие и содержание финансов и финансовой системы;
Понятие финансовой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, ее задачи, принципы, формы и методы осуществления;
Правовой статус субъектов финансовой деятельности:
Предмет и метод финансового права, его понятие, систему источника;
Правовую характеристику финансовых правоотношений и финансово-правовых норм:
Правовые основы финансового контроля.
Особенная часть финансового права состоит из норм, регулирующих отдельные направления финансовой деятельности государства и местного самоуправления, различные звенья финансовой системы, в частности общественные отношения в области:
Государственного и местного бюджетов;
Специальных целевых фондов средств:
Государственных и местных доходов:
Государственного и муниципального кредита;
Обязательного государственного страхования;
Государственных и местных расходов;
Денежного обращения и расчетов;
Банковского кредитования (по удовлетворению публичного интереса)
Валютного регулирования;
Финансов субъектов хозяйствования и тому подобное.
Следовательно, нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части.
Источники финансового права
Источники финансового права - это правовые формы внешнего выражения норм финансового права. Финансовое право, с этой точки зрения. - Это отрасль законодательства, является совокупностью нормативно-правовых актов и других источников финансового права, в которых финансово-правовые нормы находят свое внешнее выражение.
Если система права - это внутреннее строение права, его содержание; то система законодательства - его внешняя форма как система нормативно-правовых актов и Других правовых форм, в которых отражены нормы финансового права, а соответственно и Институты и отрасли последнего. Содержание и форма права находятся в неразрывной взаимосвязи. Система права и система законодательства диалектически связаны, их не следует ни противопоставлять, ни отождествлять.
Для системы права первичным элементом является правовая норма, структуру которой создают гипотеза, диспозиция и санкция. Для системы законодательства первичным элементом является статья нормативно-правового акта, не обязательно должен содержать все три структурные элементы правовой нормы. Итак, статья нормативно-правового акта и выступает внешней формой правовой нормы (в неполном, редко - в полном объеме). Характерной особенностью нормативно-правовых актов является тот факт, что в них, как правило, отражены нормы различных отраслей права, и поэтому они регулируют разные по содержанию виды общественных отношений.
Основным источником финансового права являются нормативно-правовые акты - письменные документы компетентного органа публичной власти, в которых закреплены формально-обязательные правила поведения общего характера, регулирующих финансовые правоотношения.
Среди нормативно-правовых актов вуза юридическую силу имеют законы- нормативно-правовые акты законодательного органа государственной власти, регулирующих важнейшие вопросы общественной жизни, устанавливают права и обязанности субъектов общественных отношений и имеют высшую юридическую силу. Законы в Украине принимаются исключительно Верховной Радой Украины.
Среди законов высшую юридическую силу имеет Конституция Украины, которая закрепляет основы общественного и государственного строя, которыми определены основные принципы осуществления финансовой деятельности государства и местного самоуправления. На ее основе должны приниматься законы и другие нормативно-правовые акты в области формирования, распределения и использования публичных фондов средств, а также заключаться и ратифицироваться международные договоры. Конституция Украины содержит нормы прямого действия, служит гарантией охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Источниками финансового права являются также другие законы, к которым относятся законы, в которых отражены именно нормы финансового права и которые являются преимущественно источниками финансового права (специальные законы), например. Бюджетный кодекс. Законы Украины "О системе налогообложения", "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами государственными целевыми фондами" и т.п., и законы, которые являются прежде всего источниками других отраслей права, однако также регулируют отдельные вопросы в сфере финансовой деятельности (общие законы), например. Законы Украины "О местном самоуправлении", "О ценных бумагах и фондовом рынке". Хозяйственный кодекс Украины и другие. Следует также отметить, что законы могут быть кодифицированными и некодифицированным. Среди кодифицированных законов как источников финансового права сегодня действует только Бюджетный кодекс Украины. Отсутствуют пока еще в Украине кодифицированы источники из других отдельных разделов финансового права, например. Налоговый кодекс.
К источникам финансового права и до сих пор следует относить также действующие Декреты Кабинета Министров Украины, регулирующих сферу финансовой деятельности и по юридической силе соответствуют законам, в частности Декрет "О системе валютного регулирования и валютного контроля" от 19 февраля 1993 года. Это обусловлено тем, что в период с 21 декабря 1992 по 21 мая 1993 с целью оперативного решения вопросов, связанных с проведением рыночных реформ. Верховная Рада временно делегировала ряд своих полномочий в сфере законодательства Кабинета Министров Украины. В соответствии с Законом Украины "О временном делегировании Кабинету Министров Украины полномочий издавать декреты в сфере законодательного регулирования" от 18 ноября 1992 Кабинета Министров Украины было временно делегированы сроком до 21 мая 1993 года, полномочия издавать декреты в сфере законодательного регулирования относительно отношений кредитно-финансовой системы и налогообложения. Такие декреты могут быть изменены или отменены только законом, принятым Верховной Радой Украины.
Кроме того, источниками финансового права являются международные договоры Украины, содержат положения, относящиеся к сфере публичных финансов, поскольку в соответствии со статьей 9 Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии со статьей 19 Закона Украины "О международных договорах Украины" от 29 июня 2004 года, действующие международные договоры Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, применяются в порядке, предусмотренном для норм национального законодательства, а если международным договором Украины, вступившим в силу в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в соответствующем акте законодательства Украины, то применяются правила международного договора.
К подзаконным нормативно-правовых актов как источников финансового права, выдаваемые на основании закона, в соответствии с законом и для его выполнения принадлежат следующие акты:
Указы и распоряжения Президента Украины;
Постановления Кабинета Министров Украины;
Акты центральных органов исполнительной власти (например, таких как. Министерство финансов. Национальный банк Украины, Государственная налоговая администрация и т.д.);
Акты органов власти Автономной Республики Крым (Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым), местных государства их администраций, органов местного самоуправления, которыми регулируются вопросы местного значения в области формирования, распределения и использования фондов денежных средств.
Особое место среди источников финансового права занимают акты Конституционного Суда Украины. Ведь Конституционный Суд Украины принимает решение и дает заключения по делам о: конституционности законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым; 2) соответствия Конституции Украины действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для дачи согласия на их обязательность; официального толкования Конституции и законов Украины. Решения и заключения Конституционного Суда Украины в равной степени обязательны к исполнению на всей территории Украины.
Специфическим является статус других отдельных судебных актов. Согласно положениям Закона Украины "О судоустройстве" от 7 февраля 2002 Пленум Верховного Суда Украины дает разъяснения судам общей юрисдикции по вопросам применения законодательства, в случае необходимости признает недействительными соответствующие разъяснения высших специализированных судов, а Пленум высшего специализированного суда дает роз "объяснения по вопросам применения специализированными судами законодательства при рассмотрении дел соответствующей судебной юрисдикции. Такие руководящие разъяснения даются в пределах полномочий, рассчитанные на многократное применение и являются обязательными для выполнения всеми участниками судопроизводства, в том числе при рассмотрении вопросов, связанных с финансовой деятельностью.
Отдельные ученые указывают на существование так называемых локальных актов в качестве источников финансового права, принимаемые органами управления предприятий, учреждений и организаций (уставы, положения и т.п.).
Источники финансового права можно классифицировать по различным критериям: по юридической силе, по характеру норм финансового права, по свойствам правового регулирования, по территориальному признаку, по субъектом правотворчества, по времени действия, по сфере действия, по форме.