Экологические права и обязанности граждан и их объединений. Экологические права и обязанности граждан российской федерации Это право обеспечивается

Учебная дисциплина – Экологическое право

КУРСОВАЯ РАБОТА

тема:

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН»

САРАТОВ – 2003

Введение ………………………………………………………………….. 3


1. Понятие и виды экологических прав человека ……………….. 5


2. Правовое регулирование экологических прав человека

по российскому законодательству ………………………………. 8


3. Защита экологических прав граждан в судебном и

административном порядке ………………………………………. 13

органов исполнительной власти ………………………………… 14

Конституционном Суде РФ ……………………………………… 16

правам человека в Российской Федерации …………………....... 17

3.4. Защита экологических прав и Европейский суд по

правам человека …………………………………………………... 18

4. Роль общественных объединений в защите

экологических прав граждан ……………………………………... 20


Заключение ……………………………………………………………….. 23


Список использованных источников ……………………………….. 24

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос об экологических правах индивида является центральным в современном праве окружаю­щей среды России. При этом имеются в виду не антропоцентристские концепции охраны окружающей среды, основанные на идее решения экологических задач в интересах человека, а собственно право каждого на благоприятную окружающую среду , реализация которого будет отвечать не только экологическим интересам чело­века, но и, что самое важное, сохранению и восстановлению благо­приятного состояния окружающей среды. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью .

Но любые права должны быть закреплены и защищены законом. Таким законом в нашей стране является Федеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». Этот нормативный акт содержит перечень экологических прав граждан и определяет порядок их регулирования в Российской Федерации.

Означает ли, что с принятием нового нормативно-правового акта все экологические проблемы в стране будут решены, и все экологические права соблюдены? Безусловно, нет. Потребуется детальная оценка применимости каждой статьи, глубокая проработка механизмов практической реализации закона. Все это обусловливает необходимость проведения фундаментальных исследований в данной предметной области.

Целью курсовой работы является теоретическое обобщение основных положений в области регулирования экологических прав граждан.

Данная цель достигается решением следующих задач :

Ø систематизация понятийного аппарата и группирование экологических прав человека по видам;

Ø раскрытие основных подходов к правовому регулированию экологических прав граждан в соответствии с российским законодательством;

Ø анализ особенностей осуществления защиты экологических прав граждан в судебном и административном порядке;

Ø оценка роли общественности в защите экологических прав граждан.



1. Понятие и виды экологических

прав человека


Под экологическими правами человека понимаются признан­ные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспе­чивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой .

По уровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.

Основные права часто называются конституционными и фунда­ментальными. В Российской Федерации они закреплены Консти­туцией, а также международно-правовыми документами по пра­вам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. К междуна­родным документам относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.).

Так, основными конституционными являются право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду , достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба , причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень прав дается в гл. 2 Конституции РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные экологи­ческие права относятся к категории неотчуждаемых, естественных прав человека. Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конститу­ция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения чело­века таких прав. Они являются правами субъективными и естест­венными, поскольку природа наделяет ими человека в момент рож­дения.

К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Примерами разно­видности таких прав являются право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды , право граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданст­ва, проживающих на территории Российской Федерации, на ра­диационную безопасность, право граждан на пребывание в лесах и др.

Выделение в предлагаемой классификации категории «иные экологических прав» вовсе не означает, что они юридически менее значимы, чем основные. Эти права также подлежат государствен­ному обеспечению и защите.

Наряду с представленной выше классификацией, экологичес­кие права могут быть подразделены также по видам регулируемых ими интересов или сторон деятельности. Как в Российской Консти­туции, так и в Международных пактах по правам человека выделя­ются гражданские (личные) права; политические права; культур­ные права; социальные и экономические права. Очевидно, что как самостоятельные по содержанию экологические права, так и юри­дически значимые экологические интересы граждан проявляются в большей или меньшей степени в каждом из названных видов прав .

Так, гражданские (личные) права определяют защищенность человека, его здоровья и имущества от какого-либо незаконного вмешательства (к примеру, от вредного воздействия окружающей среды).

Политические права граждан выражают возможности индиви­да на участие в осуществлении государственной власти (посредст­вом проведения референдума по вопросам охраны окружающей среды, участия в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений и др.), установления контроля за властью (путем судебного обжалования решений и действий государствен­ных органов и должностных лиц, а также их бездействия, наруша­ющих экологические права граждан).

Культурные права позволяют обеспечивать рост уровня эколо­гической культуры человека.

Социальные и экономические права призваны обеспечить чело­веку достойный жизненный уровень с учетом экологических ха­рактеристик, право на труд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредного воздействия загрязненной окружаю­щей среды, право на экологическое образование.

С учетом важности экологических интересов для человека, об­щества и государства, уровня развития экологических прав чело­века они должны быть выделены в качестве самостоятельной раз­новидности прав.


2. Правовое регулирование экологических прав человека по российскому

Законодательству


Признание и регулирование экологических прав граж­дан – одна из наиболее существенных новаций развивающегося российского законодательства. Поэтому особенно важно то, что эта разновидность прав признана Конституцией России (ст.ст. 36, 37, 41, 42),

К решению вопросов в сфере взаимодействия общества и приро­ды вполне могут быть применимы также некоторые другие консти­туционные права – свободно искать, получать, передавать, произ­водить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29), на объединение для защиты своих интересов (ст. 30), соби­раться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демон­страции, шествия и пикетирование (ст. 31), обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Гарантируя государственную защиту прав и свобод челове­ка и гражданина в России, Конституция предусматривает в то же время, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

Конституция РФ развивает и конкретизирует экологические права граждан, закрепленные в международных документах в об­ласти охраны окружающей среды. Конституционное право каждо­го на благоприятную окружающую среду – одно из фундаменталь­ных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с под­держанием нормальных экологических, экономических и эстети­ческих условий его жизни. Лишь немногие, преимущественно новые конституции зарубежных государств в разных формах за­крепляют право своих граждан на благоприятную окружающую среду.

Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» не только закрепил право граждан на охрану здоровья от неблагопри­ятного воздействия окружающей природной среды, но и предус­мотрел ряд важных полномочий граждан, способствующих обеспе­чению его защиты. В частности, он предоставил гражданам право :

а) создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

б) направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

в) принимать участие в собраниях, пикетированиях, демонстрациях, шествиях и митингах, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и иных не противоречащих законодательству РФ акциях;

г) выдвигать предложения о проведении экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

д) оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;

е) обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;

ж) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

з) осуществлять другие предусмотренные законом права .

Ряд существенных прав граждан в области охраны окружаю­щей среды установлен иными законодательными актами России . Так, по Федеральному Закону РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право:

Ø на благоприятную среду обитания (включая окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или исполь­зуемую продукцию народного хозяйства), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на орга­низм человека настоящего и будущих поколений;

Ø на своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение мас­совых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний и отравлений людей, а также профессиональных заболева­ний;

Ø при обращении на предприятия и в организации – на полу­чение от них в пределах их компетенции полных и достовер­ных сведений:

а) о состоянии среды обитания и здоровья на­селения, эпидемиологической обстановке, действующих са­нитарных правилах;

б) о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпиде­миологического благополучия и их резуль­татах;

в) о качестве выпускаемых товаров народного потреб­ления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды;

Ø непосредственно или через своего представителя, или через общест­венные объединения участвовать в разработке, обсуж­дении и принятии органами государственной власти и управ­ления реше­ний, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологиче­ского благополучия населения .

С учетом высокой социальной и экологической опасности ра­диационного загрязнения окружающей среды Федеральным зако­ном «О радиационной безо­пасности населения» также установлен ряд прав граждан. Согласно ст. 22 этого Закона, граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, про­живающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиацион­ную безопас­ность. Граждане и общественные объединения имеют также право на получение объективной информации от организации, осущест­вляющей дея­тельность с использованием источников ионизирую­щего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиаци­онной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиаци­онной безопасности (ст. 23). Представителям общест­венных объ­единений предоставлено право доступа в организацию, осущест­в­ляющую деятельность с использованием источников ионизирую­щего излуче­ния, в порядке и на условиях, установленных законо­дательством Российской Федерации (ст. 24). Согласно ст. 26, граж­дане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причинен­ных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх уста­новленных данным Федеральным законом основных пределов доз, в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации. А в случае радиацион­ной аварии граждане имеют право на возмеще­ние вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмеще­ние причиненных им убытков в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации.

Законом «О защите прав потребителей» (в редакции Федераль­ного за­кона от 9 января 1996 г.) установлено право потребителей на просвещение в об­ласти защиты прав потребителей (ст. 3). Это право обеспечивается посредством включения соответствующих требова­ний в государственные образовательные стандарты и общеобразо­вательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приоб­рести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Закон устанавливает другое важное экологически значимое право потребителя – на без­опасность товара (работы, услуги) (ст. 7). Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работ, услуга) при обычных условиях его ис­пользования, хранения, транспортировки и утилизации был без­опасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред его имуществу.

В системе экологических прав граждан можно выделить права на природопользование, т.е. на использование природных ресурсов для удовлетворения разнообразных потребностей человека – эко­номических, оздоровительных, рекреационных, эстетических, на­учных, культурных. Права граждан на природопользование регу­лируются природоресурсными актами законодательства Зе­мельным, Водным, Лесным кодексами, законами «О недрах», «О животном мире» и др .


3. Защита экологических прав граждан

в судебном и административном порядке


В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент Рос­сии является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Содействовать реализации главой государства его конституци­онных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина призвана Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Как совещательный и консультативный орган при Президенте Комиссия осуществляет свою деятельность на основа­нии Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 ок­тября 1996 г.

Однако статус Комиссии не высок. Она не является даже само­стоятельной структурой в системе органов Президента РФ, а вклю­чена в структуру Управления по работе с обращениями граждан.

Таким образом, в действующем государственно-правовом меха­низме пока отсутствует механизм последовательной реализации полномочий Президента РФ как гаранта экологических прав чело­века.

В Конституции РФ предусмотрена система юридических га­рантий экологических прав граждан. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществлять­ся охрана таких прав:

Ø судебная защита прав и свобод;

Ø право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуп­равления, общественных объединений и должностных лиц;

Ø право на получение квалифицированной юридической по­мощи;

Ø право на возмещение государством вреда, причиненного не­законными действиями (или бездействием) органов государ­ственной власти или их должностными лицами;

Ø право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосу­дарственные средства правовой защиты .

Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражда­нина, Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защи­щать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объеди­нений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст. 26).

3.1. Защита экологических прав в сфере деятельности

органов исполнительной власти

Весьма актуальный вопрос о конкретных способах и средствах защиты прав и законных интересов граждан государственными органами исполнительной власти приобретает особую значимость и остроту в условиях, когда реализация гражданином экологических прав зачастую зависит от усмотрения администрации, а от­дельные должностные лица, чинящие произвол в этой сфере, не несут за это ответственности. К таким средствам и способам защи­ты относятся:

а) судебный контроль за деятельностью администрации (имеют­ся в виду полномочия общих судов по рассмотрению администра­тивных споров, а также возможная организация административ­ной юстиции);

б) административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, осуществляемый в рамках самой испол­нительной власти. Сюда следует отнести и президентский кон­троль за деятельностью подчиненной ему системы государствен­ных органов;

в) организация приема и рассмотрения обращений (заявлений и жалоб) в органы исполнительной власти;

г) прокурорский надзор (общий надзор прокуратуры) за закон­ностью деятельности отдельных структур исполнительной власти (министерств и ведомств), а также за органами местного самоуп­равления;

д) контроль со стороны представительных органов власти за аппаратом управления в рамках, определенных законом, и с уче­том принципа разделения властей.

Административный способ обжалования решений и действий, нарушающих экологические права граждан, регулируется Зако­ном РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г.).

Закон предоставляет истцу возможность выбора органа, в кото­рый он может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права. Он может обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государст­венному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу. Вышестоя­щие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с Законом рассмотреть жалобу в ме­сячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Закон определяет также сроки обращения с жалобой в суд. Если решения или действия, нарушающие экологические права гражда­нина, были обжалованы им в административном порядке, срок подачи жалобы в суд – один месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения или должностного лица в удовлетворении жалобы; если же граждани­ном не был получен письменный ответ на жалобу, то срок обраще­ния в суд наступает по истечении месячного срока после подачи жалобы. Если же гражданин избирает непосредственно судебный порядок защиты своих прав, для обращения с жалобой установлен срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нару­шении его прав и закон наделяет суд правом восстановления про­пущенного по уважительной причине срока подачи жалобы. Ува­жительной причиной считаются любые обстоятельства, затруд­нившие получение информации об обжалованных действиях (ре­шениях) и их последствиях.

Рассмотрев жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обосно­ванна, он признает обжалуемое действие или решение, приведшее к нарушению прав гражданина, незаконным, обязывает удовле­творить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

3.2. Защита экологических прав граждан в

Конституционном Суде РФ

Важная роль в механизме защиты экологических прав граждан принадлежит Конституционному Суду РФ. Статья 125 Конституции РФ определяет круг нормативно-пра­вовых актов, конституционность которых проверяет Конституци­онный Суд РФ. Это – федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Пра­вительства РФ; конституции республик, уставы, а также законы и Другие нормативные акты субъектов Российской Федерации; договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации; не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ осуществляет проверку конституционности указанных актов, однако, не по собственной инициативе, а по запросам. Правом на обращение в Конституционный Суд с за­просом имеют Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государ­ственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

Наряду с проверкой конституционности законов и других актов, защита экологических прав граждан в рамках Конституци­онного Суда связана с реализацией права граждан на конституци­онную жалобу. В соответствии с Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» правом на обращение в Конституци­онный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нару­шение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежа­щим применению в конкретном деле, и объединения граждан. Таким правом обладают также иные лица и органы, указанные в Федеральном законе (ст. 96).

По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом консти­туционных экологических прав принимается одно из двух реше­ний: о признании закона либо отдельных его положений соответст­вующими Конституции РФ; о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ или созда­ющими возможность не соответствующего Конституции истолко­вания судом или иным органом. В случае признания закона, при­мененного в конкретном деле, не соответствующим Конституции, это дело подлежит пересмотру соответствующим органом в обыч­ном порядке.

3.3. Защита экологических прав Уполномоченным по

правам человека в Российской Федерации

Нарушенные экологические права человека и гражданина могут быть защищены и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Эта должность учреждена в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения гарантий государ­ственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уваже­ния государственными органами, органами местного самоуправле­ния и должностными лицами.

Институт Уполномоченного по правам человека, существующий в более чем 100 государствах, помогает, дополняет и расширяет традиционные контрольные функции парламента в отношении других государственных органов с позиций соблюдения и защиты прав граждан. Он назначается на должность и осво­бождается от должности Государственной Думой в порядке, пред­усмотренном Федеральным конституционным законом от 26 фев­раля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Россий­ской Федерации». Учреждение должности Уполномоченного по правам человека способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства России о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию между­народного сотрудничества в области прав человека, правовому про­свещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

3.4. Защита экологических прав и

Европейский суд по правам человека

С момента, когда Россия стала членом Совета Европы, ее граж­дане получили право обращаться за защитой нарушенных экологи­ческих прав в Европейский суд по правам человека. Рассмотрим процедуру реализации этого права.

Обращение направляется заявителем лично либо через адвока­та в Европейскую комиссию по правам человека (Страсбург), где проходит отбор на право быть принятым к рассмотрению, или не­посредственно в суд. В обращении указывается заявитель, прави­тельство, ответственное за нарушение, объект претензии и статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных сво­бод, которые, по мнению заявителя, были нарушены. Кроме того, должны быть представлены документы, подтверждающие, что в России он исчерпал все доступные средства правовой защиты.

Такими документами могут быть ответы Генеральной прокурату­ры РФ, Верховного Суда РФ и др. При этом обращение в Европей­скую комиссию должно быть направлено в течение шести месяцев со времени получения отрицательного ответа из последней инстан­ции.

Европейская комиссия по правам человека, изучив обращение, принимает решение о его рассмотрении по существу, если удосто­верится, что исчерпаны все доступные внутригосударственные средства правовой защиты и не истек шестимесячный срок после принятия решения на национальном уровне. Комиссия устанавли­вает юридические факты, относящиеся к делу. Одновременно она предпринимает усилия к дружественному разрешению спора. Если они не приводят к положительному результату, Комиссия готовит доклад, в котором указываются нарушения положений Конвен­ции, допущенные правительством. Доклад поступает в Комитет министров Совета Европы, который решает вопрос о том, была ли нарушена Конвенция. В случае утвердительного ответа он обязы­вает соответствующее государство принять в течение определенно­го времени предписанные ему решением Комитета меры. По исте­чении этого периода в случае невыполнения государством вынесен­ных предписаний Комитет министров решает вопрос о том, какие дополнительные меры должны быть приняты для выполнения его первоначального решения. Это решение Комитета принимается большинством в две трети голосов его членов. Комитет министров рассматривает жалобы лишь в том случае, если они не были пере­даны в Европейский суд по правам человека. Дела в суд передаются Комиссией по правам человека.

11 мая 1994 г. члены Совета Европы приняли Протокол №11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который предоставил права индивиду, неправительствен­ным организациям и группам лиц направлять петиции непосред­ственно в суд. Для рассмотрения дела Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и большие палаты из сем­надцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются коми­тетами из трех судей. Сами же дела решаются палатами. Решения Суда обязательны для государств-участников, а за их осущест­влением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Судебные издержки с момента подачи жалобы и до ее разрешения несет заявитель.



4. Роль общественных объединений в защите

экологических прав граждан


Возможности граждан обеспечивать соблюдение и защи­щать свои экологические права возрастают при объединении уси­лий путем создания экологических организаций , наделенных более широкими полномочиями, чем отдельные граждане.

Полномочия общественных экологических объединений в об­ласти охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов. Наиболее концентрированно они выражены в Законе «Об охране окружающей природной среды» .

Экологические и иные общественные объединения, выполняю­щие экологические функции, имеют право:

а) разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

б) за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

в) оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;

г) организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об осуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

д) обращаться в органы государственной власти и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

е) участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

ж) обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;

з) организовывать и проводить слушания по вопросам размещения объектов, деятельность которых может нанести вред окружающей среде;

и) организовывать и проводить экологическую экспертизу;

л) подавать в органы государственной власти, в суд обращения об отмене решений, способных оказать негативное воздействие на окружающую среду;

м) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

н) осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

В России создано более 1000 общественных экологических фор­мирований, осуществляющих многообразную полезную деятель­ность.

Одним из примеров реализации прав общественных объедине­ний в области охраны окружающей среды может служить опротес­тование Российским социально-экологическим союзом в Вологод­ском областном арбитражном суде решения вологодских властей о строительстве на территории Национального природно-исторического парка «Русский Север», образованного Правительством РФ в марте 1992 г., полигона для хранения твердых отходов. В марте 1996 г. суд удовлетворил иск общественной организации.

По иску партии «зеленых» к Правительству Ленинградской об­ласти суд признал незаконным выделение участка под садоводчес­кие хозяйства на территории, прилегающей к заказнику «Линдуловская роща». Эти земли, полученные ПО «Союз» с благословения областных правителей, оказались по соседству со знаменитой кора­бельной рощей, находящейся под охраной ЮНЕСКО, где сохрани­лись сибирские лиственницы, посаженные еще в 1738г. Партия «зеленых», на чьей стороне было общество охраны природы, ука­зывала на факты варварского уничтожения ценных деревьев под будущие дачи под удобным предлогом «сантехнических вы­рубок».

Успешно для российского отделения Гринпис и населения Крас­ноярского края завершилось рассмотрение иска его представите­лей к Президенту России о признании незаконным пункта Указа «О государственной поддержке структурной перестройки и кон­версии атомной промышленности в г. Железногорске Краснояр­ского края» от 25 января 1995г. противоречащего российскому природоохранительному законодательству.

Заключение

Российская Федерация – одно из самых больших по площади государств мира. Естественно, что природные условия на таком обширном пространстве отличаются большим разнообразием. Но это благополучие не беспредельно, а экология страны очень ранима.

Глубокое преобразующее воздействие на природу сказывается на российском обществе в целом и на каждом человеке конкретно. И порой – негативно. Экологическую ситуацию в России многие ученые и специалисты считают кризисной. В настоящее время в пределах страны выделено 13 регионов, в которых экологическая ситуация считается очень острой.

ЮНЕСКО произвела оценку экологической ситуации и уровня жизни населения всех стран мира по 5-бальной шкале. Вывод был поразителен: «Выживаемость русских достигла критической отметки». Полученный коэффициент (1,4 балла), по существу рассматривается как смертный приговор нации. Этот диапазон означает, что население обречено либо на постепенное вымирание, либо на деградацию – «воспроизводимые» поколения будут отличаться физиологичес­кой и интеллектуальной неполноценностью, существуя лишь за счет удовлетворения естественно-природных инстинктов. Эти по­коления не смогут аналитически мыслить, ибо у них не будет спо­собностей к самостоятельному мышлению .

Защита нации от экологической катастрофы задача многогранная. Но с какой бы стороны к ней ни приступало общество, исходной будет правовая посылка. Выбранная государством стратегия перехода России к «устойчивому развитию» требует внедрения эффективной правовой базы защиты экологических интересов всех и каждого.

Сделанные государством законодательные шаги в этом направлении дают надежду на выход из кризисной экологической ситуации. Важно, чтобы теперь законы начали действовать.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. – М.: Проспект, 1999.

2. Федеральный закон от 20.03.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод». // Российская газета. – 2001, 23 марта.

3. Федеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». // Российская газета. – 2002, 12 января.

4. Федеральный закон от 10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне». // Российская газета. – 2002, 12 января.

5. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». // Российская газета. – 1999, 6 апреля.

6. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». // Российская газета. – 1997, 30 июля.

7. Федеральный закон от 7.11.2000 г. «О социальной защите граждан, занятых с химическим оружием». // Российская газета. – 2000, 9 ноября.

9. Боголюбов С.А. Защита экологических прав. Пособие для граждан и общественных организаций. – М.: ЦЭП, 1996.

10. Васильева М.И. Судебная защита экологических прав. – М., 1996.

11. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник. – М.: Просвещение, 1998.

12. Вронский В.А. Прикладная экология. Учебное пособие. – Р/на Дону: Феникс, 1996.

13. Общественное экологическое движение России. Справочное пособие. / Под ред. Смирнова А.К. – М.: Экология, 1995.

14. Экологическое право России. Учебник. – М.: ИМП, 1997.

15. Экологическая безопасность России. Выпуск 2. – М., 1996.

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Экологические права и экологические обязанности граждан - это неотъемлемый элемент правового статуса каждого лица, который распространяется по всей территории современного государства. Важно отметить, что подобные возможности или ограничения действуют в отношении иностранцев и лиц, имеющих гражданство России, то есть являющихся гражданами страны.

Основополагающее право: право на жизнь

Компенсация может выплачиваться как добровольно, так в соответствии с решением верховного либо арбитражного суда субъекта. Все вопросы, связанные с возмещением вреда, а также иные экологические права и обязанности граждан регулируются Конституцией РФ, ФЗ «О природной среде», Уголовным кодексом и КоАП, а также иными НПА.

Право на создание организаций

Преимущественно экологические права и обязанности граждан РФ кратко представлены в Конституции государства. Данный нормативный документ, наравне с остальными возможностями и в качестве одного из прав, провозгласил право граждан на учреждение общественных объединений, фондов и иных организаций некоммерческого характера, которые уполномочены осуществлять деятельность по охране экологической природной среды.

Цель создания подобных организаций - охрана природной среды от незаконного посягательства как со стороны других организаций, так и физических лиц. Более того, подобные организации представляют собой одну из форм осуществления общественного контроля по соблюдению экологического законодательства. Данные организации также имеют право на обращение в суд в целях пресечения правонарушений и наложения обязанности по устранению имущественного вреда.

Обязанности граждан РФ в сфере экологического права

Правовой статус каждого гражданина страны включает не только права, но и определённые обязанности. Экологические права и обязанности граждан и их объединений наравне с правом на благоприятную среду включают обязанность по её сохранению.

Обязанности накладываются государством и связаны с определённым правилом поведения. Наложение того или иного правила поведения связано с потребностями, возникающими в обществе и необходимостью регулирования конкретных общественных отношений. Общая характеристика экологических прав и обязанностей граждан включает в себя обязанности по рациональному использованию природных ресурсов, обязанности по восстановлению нарушенной экологии животного и растительного мира, по предупреждению экологических нарушений и так далее. Основной перечень обязанностей граждан России выглядит следующим образом:

  • необходимость уплаты налогов и сборов, которые закреплены в Налоговом кодексе РФ и необходимы для успешного финансирования мероприятий по охране и восстановлению природы;
  • принимать активное участие в мероприятиях по охране экологической среды, по её восстановлению;
  • соблюдать предусмотренные нормативы качества среды, требования законодательства, санитарно-эпидемиологические правила, обеспечивать безопасность при проведении того или иного вида работ, хозяйственной деятельности, связанной с экосистемами земли;
  • приумножать и оберегать природные ресурсы и богатства;
  • принимать участия в экологическом воспитании подрастающего поколения, повышать населения;
  • соблюдать нормы экологического законодательства;
  • охранять природные ландшафты;
  • выполнять экологические предписания, соблюдать экологические запреты;
  • пользоваться недвижимостью и экологическими правами, не нося вреда природной среде.

Выполнение возложенных обязанностей обеспечивается санкциями, которые также устанавливаются государством. В случае нарушения правовой нормы к гражданину применяются санкции как путём наложения административного штрафа, так и путём привлечения к уголовной ответственности. Любая мера ответственности накладывается по решению или приговору суда.

Взаимосвязь экологических прав и обязанностей

Взаимосвязь экологических прав и обязанностей граждан в первую очередь выражается в том, что в совокупности данные элементы образуют правовой статус каждого гражданина в сфере природной среды. Данное понятие, во-вторых, является неотъемлемой частью общего правового положения каждого гражданина России и иностранных граждан, апатридов и так далее.

Кроме того, важно отметить, что любое право гражданина является обязанностью государства, невыполнение которой влечёт за собой меры юридической ответственности, применяемых к должностным лицам. Ровно так же, как и невыполнение гражданином возложенной обязанности даёт государству право на применение определённых законом санкций.

Источники экологического права

Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Систему источников экологического права образуют:

    • Конституция Российской Федерации;
    • федеративные договоры;
    • международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права;
    • законы (конституционные и федеральные);
    • указы и распоряжения Президента РФ;
    • постановления и распоряжения Правительства РФ;
    • конституции, уставы, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
    • нормативные правовые акты министерств и ведомств;
    • нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
    • локальные нормативные правовые акты;
    • правовой обычай.

Конституция РФ. При анализе Конституции РФ как источника экологического права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды, рационального природопользования и экологической безопасности, и непосредственно экологические.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта норма имеет непосредственное отношение к экологическому праву, прежде всего в части обеспечения, соблюдения и защиты экологических прав каждого. "Достойная жизнь человека", которая должна обеспечиваться в социальном государстве, включает в свое содержание, наряду с материальной обеспеченностью, благополучием, также экологические аспекты.
Конституция устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9). Это положение может оцениваться как конституционное закрепление экологической функции государства и субъектов-природопользователей. Оно содержит их обязанность обеспечить охрану окружающей среды и отдельных природных ресурсов.
Объявляя человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2), Конституция устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Одновременно с признанием субъективных экологических прав Конституция возлагает на каждого обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
С учетом федеративного устройства России Конституция определяет, какие вопросы в сфере охраны окружающей среды должны быть решены исключительно на федеральном уровне и совместно Федерацией и ее субъектами. В частности, в исключительном ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; производство ядовитых веществ и порядок их использования (ст. 71). В основном вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе развитие земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и охране окружающей среды, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72).

Международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права. Конституция устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (а значит, и в сфере природопользования и охраны окружающей среды) являются составной частью ее правовой системы. Одновременно закрепляется примат норм международного права над национальными. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). Законы (конституционные и федеральные).

Головным законом экологического права России как отрасли является принятый 10 января 2002 г. Закон "Об охране окружающей природной среды", который пришел на смену утратившему силу Закону "Об охране окружающей природной среды" 1991 г. Это означает, что в вопросах охраны окружающей среды нормы других законов не должны противоречить данному законодательному акту.
Закон определил правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В систему экологического законодательства входит ряд других законов, включая:

Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г.;

Наряду с названными законами важную роль в охране окружающей среды играют законы, являющиеся источниками других отраслей российского законодательства:

Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г.;

К числу Указов и распоряжений Президента, регулирующих экологические правоотношения, относятся:

Указ от 4 февраля 1994 г. "О государственной стратегии РФ по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития";

Распоряжение от 26 июня 1995г. "Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью" и др.

Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Они касаются, к примеру, предоставления земель в пользование, процедуры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических права и интересов и т.д. (Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Уголовно-процессуальный кодекс РФ; Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. и др.).

Современный период России. На современном этапе, начало которого совпадает с началом 90-х гг., экологическое право развивается с учетом следующих факторов:

    • кризисного состояния окружающей среды в стране и общественных потребностей в восстановлении благоприятной окружающей среды;
    • дефектов, фрагментарности и пробельности существующего экологического законодательства;
    • перехода на рыночные отношения в экономике и, как следствие, перемещения центра тяжести с государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды на рыночные инструменты решения экологических проблем;
    • перспектив создания правового и социального государства;
    • мирового опыта в регулировании взаимоотношений общества и природы посредством внутреннего и международного экологического права.

В основе формирования государственной экологической политики в совоременной России:

    • принцип необходимости охраны окружающей природной среды как принцип политики;
    • принцип неистощительного использования и восстановления природных ресурсов;
    • принцип предосторожности, из которого вытекает обязательность экологической экспертизы;
    • принцип сохранения биологического разнообразия;
    • принцип независимости государственного контроля за природопользованием;
    • принцип воспитания экологического мировоззрения.

Не вдаваясь в содержание каждого из этих принципов и их достаточность, отметим их очевидное расхождение с теми специальными принципами, которые существуют в международном экологическом праве 6 .

Экологические права граждан

Экологические права граждан - центральный институт современного российского экологического права. (закрепленно в ст. 42 Конституции РФ права каждого на благоприятную окружающую среду) и других субъективных экологических прав важно, прежде всего, с точки зрения вовлечения граждан в механизм охраны окружающей среды, обеспечения общественного контроля за природоохранной деятельностью государственных органов и предприятий.
Для реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду Закон "Об охране окружающей среды" 2002 г. предусмотрел ряд существенных полномочий граждан и общественных экологических объединений в области охраны окружающей среды.

  • Они включают право:
    • создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
    • направлять обращения в органы власти о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
    • принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
    • выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
    • оказывать содействие органам власти в решении вопросов охраны окружающей среды;
    • обращаться в органы власти с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
    • предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
    • осуществлять другие предусмотренные законодательством права (ст. 11).

Право природопользования

Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Законе "Об охране окружающей среды", Федеральном законе "Об экологической экспертизе", иных актах законодательства об окружающей среде, в гражданском, уголовном и другом законодательстве.
Природоресурсное законодательство предусматривает общее и специальное пользование землей, недрами, водами и лесами. Общее природопользование характеризуется тем, что оно является общедоступным. Оно не требует особого разрешения в каждом конкретном случае со стороны компетентных государственных органов, а также тех лиц (предприятий и учреждений), за которыми природные объекты закреплены в пользование. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных правовых актов. В ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами.

Специальное природопользование осуществляется за плату. Взимание платы регулируется как Законом "Об охране окружающей среды", так и специальными природоресурсными актами. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия на нее.

Плата за природные ресурсы (за землю, недра, воды, леса и иную растительность, животный мир, рекреационные ресурсы) взимается:

за право пользования природными ресурсами в пределах лимитов;

за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды воздействия взимается:

за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

за те же действия, но сверх установленных лимитов.

Для осуществления специального природопользования требуется выделение определенных частей природных объектов и закрепление их в обособленное пользование юридических и физических лиц. Право пользования в этих случаях возникает на основании специально выдаваемых разрешений в соответствии с процедурой (предоставления земельного участка, горного отвода, получения лесорубочного или лесного билета и т.д.), определенной в основном в рамках природоресурсного законодательства.

Под экологическими правами понимают закрепленные в законодательстве права гражданина, которые обеспечивают удовлетворение его разнообразных потребностей при взаимодействии с природой.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на:

¨ благоприятную окружающую среду;

¨ достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

¨ возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Под благоприятной окружающей средой понимают такое ее состояние, которое соответствует критериям, нормативам и стандартам, установленным в экологическом законодательстве по показателям чистоты, ресурсоемкости, экологической безопасности, видовому разнообразию и др. Другими словами, гражданин Российской Федерации имеет право на среду обитания, факторы которой не оказывают на него негативного влияния.

Право на благоприятную окружающую среду ¾ это одно из фундаментальных прав человека, возникающих с рождением и прекращающихся со смертью индивида, наряду с такими основополагающими правами, как право на жизнь, свободу слова, равенство и др. (Социал.-эколог. проблемы…, 2001).

Важнейшим способом реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду является не только соблюдение всеми лицами экологических норм, правил и нормативов, но и получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.

Согласно действующим законодательным актам граждане имеют право требовать от соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц предоставления объективной информации о состоянии окружающей среды. Эта информация должна быть достоверной, т. е. заведомо не искаженной, своевременной и полной.

Например, граждане и общественные объединения имеют право на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, за исключением той ее части, которая отнесена законодательством РФ к категории информации ограниченного доступа.

Следует знать, что закон запрещает относить к подобного рода к информации документы, содержащие данные о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, санитарно-эпидемиологическую, демографическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасности граждан и населения в целом (Красов, 2001).

Одним из наиболее важных способов защиты права на благоприятную окружающую среду считается право на возмещение ущерба , понесенного гражданами в результате экологического правонарушения.

Помимо экологических прав, закрепленных в Конституции, существуют и иные экологические права, содержащиеся в других законах и кодексах.

Так, каждый гражданин имеет право на общее природопользование . Это право регулируется Земельным, Водным, Лесным кодексами, законами «О недрах», «О животном мире», «Положением о лицензировании деятельности по организации любительского лова» и т. д. Например, граждане имеют право свободно (бесплатно) находиться на территории лесного фонда и в лесах, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения и техническое сырье, если иное не предусматривается законодательством РФ.

Согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (2002 г.) граждане имеют также право:

¨ создавать общественные объединения, фонды и иные общественные формирования по охране окружающей среды;

¨ принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по вопросам охраны окружающей среды;

¨ выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении;

¨ предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

В середине 80-х гг., в связи с возросшей социально-политической активностью населения, во многих регионах страны начали формироваться массовые общественные экологические организации (союзы, объединения, ассоциации, фонды и т. д.). Среди них ¾ Социально-экологический союз, ассоциация «Экология и мир», Экологический фонд, Общественный комитет спасения Волги, Фонд защиты Байкала и др.

Еще ранее в Западной Европе (ФРГ, Дании и др.) возникло движение «зеленых». Оно выступает за сохранение среды жизни, против ядерной угрозы, за чистоту атмосферы, вод и т. д. К целям и задачам движения «зеленых» наиболее близки Российское экологическое движение и Экологический фонд России.

Высоко оценивая общественные экологические движения в защиту природы в нашей стране, нельзя не отметить и некоторых преувеличений со стороны «зеленых», посягательства в отдельных случаях на сами системы жизнеобеспечения населения. Оптимальный вывод просматривается в соблюдении принципа экологической безопасности населения с подключением беспристрастной научной экспертизы, если потребуется, также и международной.

Пользуясь экологическими правами, каждый гражданин должен выполнять и определенные ответные обязанности в сфере экологических интересов общества и государства. Он должен быть готовым к активному личному участию в осуществляемых природоохранных мероприятиях, выполнять обязанности не только по охране и рациональному использованию природных ресурсов, но и по предупреждению экологических правонарушений, а также выполнять иные обязанности, предусмотренные экологическим законодательством.

«Каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (Конституция РФ, ст. 58).

В соответствии с Конституцией, а также законами «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» и рядом других законодательных актов, граждане, в частности, обязаны:

¨ личным трудом оберегать и приумножать природные богатства;

¨ соблюдать установленные нормативы качества окружающей среды;

¨ сохранять природный ландшафт;

¨ не допускать уничтожения или порчи деревьев и кустарников, засорения лесов, уничтожения или разорения мест обитания животных, птиц, рыб, насекомых и иных живых организмов;

¨ соблюдать стандарты, регламентирующие условия охраны атмосферного воздуха, земель, поверхностных и подземных вод, лесов, недр;

¨ соблюдать правила пожарной безопасности в лесах;

¨ выполнять соответствующие экологические предписания и постановления государственных природоохранных органов и их должностных лиц;

¨ платить установленные налоги и сборы, предусмотренные для финансирования природоохранных и природовосстановительных мероприятий;

¨ иметь необходимую экологическую подготовку (для должностных лиц, связанных с деятельностью, оказывающей влияние на окружающую среду и здоровье человека);

¨ содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения и повышению экологической культуры населения.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения является одной из форм государственного принуждения; ее задача ¾ обеспечить реализацию экологических интересов в принудительном порядке.

Экологические правонарушения различны по своему составу, но всегда складываются в сфере природы: будь то загрязнение природной среды, незаконная порубка леса или нарушение законодательства о континентальном шельфе. Наибольшее число экологических правонарушений связано с охраной и использованием животного мира (охота и рыболовство) и с охраной атмосферного воздуха.

Общий критерий всех экологических нарушений ¾ причинение вреда окружающей природной среде. В тех случаях, когда вред наносят не природной среде, а среде обитания человека, например, сверх нормативов загрязняют воздух в производственных помещениях, говорят о санитарных правонарушениях.

Экологические правонарушения, не относящиеся к категории общественно опасных, именуют экологическими проступками . Если же они представляют общественную опасность, посягают на экологическую безопасность общества, причиняют ощутимый вред окружающей среде и здоровью человека, их относят к категории экологических преступлений.

Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) различают следующие виды ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарную, административную, уголовную и имущественную.

Дисциплинарные наказания (предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы) налагаются на должностные лица, рабочих и служащих руководителем предприятия, организации, учреждения за невыполнение ими своих производственных обязанностей, связанных с правовой охраной окружающей среды.

При этом следует учитывать два важных момента: 1) дисциплинарная ответственность может наступить лишь за нарушение экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя. Так, по Б. В. Ерофееву (1992), нельзя привлекать к ответственности водителя за выпуск в эксплуатацию автомобиля, у которого содержание загрязняющих веществ превышало установленные нормы, поскольку исполнительный контроль за этот выпуск не входит в число водительских обязанностей; 2) недопустимо наказывать в дисциплинарном порядке лиц, которые нарушают экологические правила во внерабочее время.

К административной ответственности могут быть привлечены организации, предприятия, должностные лица, отдельные граждане. Административная ответственность устанавливается за противоправное действие или бездействие, нарушающее законодательство об охране окружающей среды. К их числу относятся порча, повреждение, уничтожение природных объектов, несоблюдение экологических требований при захоронении вредных веществ и т. д.

Наиболее распространенная мера административного взыскания ¾ денежный штраф, кроме того, применяются предупреждения, общественное порицание, изъятие орудий и средств совершения правонарушения, конфискация незаконно добытой продукции и т. д.

Мера административной ответственности определяется специально уполномоченными на то органами Минприроды России и др.

За экологические правонарушения, которые отличаются наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями, предусмотрена уголовная ответственность (лишение свободы, конфискация имущества, крупный штраф и т. п.). Применение мер этого вида ответственности за экологические преступления определяется Уголовным кодексом, вступившим в действие с 1 января 1997 г. Единственным основанием назначения уголовного наказания является приговор суда.

К тяжелым экологическим преступлениям относится, например, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога. Менее тяжкими преступлениями считаются загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, незаконная порубка леса, незаконная охота и некоторые другие.

Все предприятия и граждане, причинившие вред окружающей среде, здоровью и имуществу других граждан, обязаны возместить его в полном объеме. Должностные лица, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, несут материальную ответственность .

1. Назовите основные экологические права и обязанности граждан России.

2. Каковы роль и значение общественного экологического движения?

3. Какие существуют виды ответственности за экологические правонарушения?

4. В каком объеме возмещается вред, причиненный окружающей среде?

В ст. 42 Конституции РФ перечислены основные группы экологических прав граждан и иных физических лиц, в том числе их право на:

Благоприятную окружающую среду;

Достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

Возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Анализ приведенных выше прав позволяет провести определенную их классификацию. Так, право на благоприятную окружающую среду по своей сути является естественным правом человека, принадлежащим ему от рождения. При этом надлежащая реализация такого права фактически не зависит от самой личности, а напрямую связана с финансовыми, материальными организационными и иными возможностями органов публичной власти обеспечить благоприятное для человека состояние окружающей среды. Хотя прилагать собственные определенные усилия в целях улучшения своей среды обитания, например, путем добровольных пожертвований на природоохранные мероприятия либо посредством участия в таких мероприятиях, конкретному физическому лицу закон и не запрещает.

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды может быть рассмотрено с нескольких позиций. С одной стороны человек может реализовать это право путем активного волеизъявления, обращаясь с запросом к уполномоченному на то органу публичной власти. При этом необходимо четко конкретизировать объект своего интереса применительно к месту своего жительства или преимущественного пребывания, поскольку на поставленные вопросы общего характера, как показывает практика, едва ли можно получить исчерпывающий ответ.

В то же время это право, согласно действующему законодательству, может реализоваться физическим лицом и в «пассивном» режиме. Речь идет об обязанности государственных органов по охране окружающей среды ежегодно готовит доклад о состоянии окружающей среды в субъектах Российской Федерации и на базе его федеральный доклад, который затем обнародуется. Вместе с тем данная процедура позволяет лишь определить общие тенденции (улучшение, ухудшение либо стабилизацию экологической обстановки) в сравнении с аналогичными периодами. Поэтому с точки зрения буквального соблюдения рассматриваемого права важное значение имеет своевременность доведения уполномоченными на то органами до населения информации, создающей реальную угрозу жизни и здоровью физических лиц в каждом конкретном случае. В этом смысле не случайно в ст. 237 уголовного кодекса РФ установлена ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер для устранения такой опасности, указанной информацией.

То есть если руководитель предприятия, на котором произошли незапланированные выбросы или сбросы, превышающие официально установленные лимиты, не сообщил об этом в специально уполномоченные органы, то он может являться субъектом уголовной ответственности по названной статье. Равно как и представитель, специально уполномоченного органа, будучи проинформированным о той или иной неблагополучной ситуации, но, не приняв мер к обеспечению безопасности населения на соответствующей территории, тоже нарушает уголовный закон.

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, возникает при наличии установленной экспертными исследованиями и подтвержденной в заключении причинно-следственной связи между экологическим правонарушением и причинением ущерба. Вместе с тем и здесь не обойтись без выражения воли физического лица (его представителя) на возмещение ему ущерба посредством направления в суд соответствующего искового заявления.

В ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в несколько иной интерпретации повторяются закрепленные в конституции РФ экологические права, а также перечисляются возможные способы реализации гражданами своих экологических прав. Так, помимо права на благоприятную окружающую среду, гражданин имеет право на защиту этой среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, а также на возмещение вреда причиненного окружающей среде.

Реализуя свои экологические права граждане могут:

Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

Направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по её охране;

Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащей законодательству Российской Федерации акциях;

Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении в установленном порядке;

Оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

Обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

Предъявлять иски в суд о возмещении вреда окружающей среде;

Осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Конкретизация экологических прав граждан и способов их реализации находит свое отражение в законодательных и подзаконных актах. Так глава V Федерального закона «Об экологической экспертизе» регламентирует процедуру инициирования и проведения общественной экологической экспертизы. По своей сути это одна из возможных форм реализации права граждан, как на благоприятную окружающую среду, так и на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, поскольку выводы, содержащиеся в заключении экспертной комиссии, являясь доступными для проживающего на соответствующей территории населения, позволяют иметь четкое представление о негативных и позитивных сторонах предлагаемого к реализации объекта (например, производственного комплекса, автозаправочного пункта и т. д.), который исследуется в ходе экспертизы.

Статья 10 Федерального закона «О животном мире» предоставляет гражданам осуществлять общественный контроль и проводить мероприятия по охране животного мира и среды его обитания, что можно отнести к активной форме реализации гражданами своего права на благоприятную окружающую среду применительно к сфере охраны и использования животного мира, в то время как применительно к специально уполномоченных органов в рассматриваемой сфере осуществление схожей деятельности (государственный контроль, мероприятия по охране объектов животного мира и т. п.) можно отнести уже к разряду функциональных обязанностей.

Проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера осуществляется с требованиями Федерального закона от 19.06.2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Вместе с тем перечисленные выше конституционные и производные от них экологические права, также как и схожие по смыслу с ними иные права, закрепленные в других законах, относятся к группе прав в сфере охраны окружающей среды, что, безусловно, является важной составляющей в эколого-правовом статусе личности, но не дает полного представления о правомочиях физических лиц. С точки зрения классификации, такие экологические права можно отнести к категории общих прав.

В тоже время необходимо говорить и об отдельных правах граждан и иных лиц, осуществляемых в процессе природопользования, которые относятся к категории специальных прав. Такие права закреплены в природоресурсных законодательных актах и их реализация в полном объеме также зависит от волеизъявления соответствующего субъекта. Например, согласно ст. 22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр, а это может быть и физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, вправе:

Использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей обозначенной в лицензии цели;

Самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству;

Использовать отходы своего горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производств, если иное не оговорено в лицензии;

Проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией и т. д.

возможность осуществления правомочий в определенных законом случаях обусловлена наличием специальных разрешений (лицензий). Так, согласно ст. 35 Федерального законно «О животном мире» пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок. В ст. 46 Водного кодекса Российской Федерации закреплено, что права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Содержание самих специальных прав водопользователя раскрывается в нормах названного Кодекса и заключается в возможности:

Использовать водные объекты для собственных нужд, либо для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 27);

Получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления своей деятельности (ст. 92);

Отказываться от пользования водным объектом (ст. 60) и др.

наконец, участники общественных отношений, которые относятся к сфере обеспечения экологической безопасности, наделяются самостоятельной группой прав. Эти права можно классифицировать как особые экологические права.

Например, ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает, что граждане имеют право:

На защиту жизни, здоровья, их личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

В соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

Быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

Обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления, индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Участвовать в установленном законом порядке в мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

На возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Приведенный выше перечень позволяет говорить об определенной схожести прав граждан в сферах обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, однако индивидуальная специфика особых и общих экологических прав все-таки очевидна и их разделение предопределено ст. 42 конституции Российской Федерации.

Давая определение экологическим правам граждан, следует отметить, что это закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, а также допускаемые (не запрещенные) ими формы волеизъявления граждан в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, создание препятствий, в реализации которых может повлечь за собой негативные для нарушителей этих прав последствия в установленном законом порядке.