Права граждан при получении медицинской помощи. Конституционное право человека на медицинское обслуживание Право на оказание медицинской помощи конституция рф

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Комментарий к Статье 41 Конституции РФ

1. Здоровье - одно из высших благ человека, без которого могут утратить значение многие другие блага, возможность пользоваться другими правами (выбор профессии, свобода передвижения и др.). В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов. О праве на охрану здоровья и медицинскую помощь говорится в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Под охраной здоровья населения понимается комплекс мер различного характера (экономического, социального, правового, научного, санитарно-эпидемиологического и др.), направленных на поддержку и укрепление здоровья каждого человека в целях активной долголетней жизни, а также предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Состояние здоровья человека зависит от социально-экономических условий, работы систем жизнеобеспечения, психического состояния человека, удовлетворенности условиями жизни и т.д. Социально-экономические условия жизни населения в России, хотя и постоянно улучшаются, но до сих пор почти четверть населения находится за "чертой бедности"*(548), а медицинское обслуживание имеет существенные недостатки (считается, что для того, чтобы обеспечить приемлемый уровень медицинской помощи, необходимо расходовать не менее 500 долл. США в год на человека, в 2004 г. в России расходовалось 80 долл.)*(549). В Указе Президента РФ от 10.01.2000 N 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации"*(550) сказано, что здоровье населения (наряду с другими факторами) является одной из основ национальной безопасности. С учетом всех этих обстоятельств в России была принята и действует национальная программа в области здравоохранения - одна из четырех важнейших национальных программ (о национальных приоритетных программах см. комментарий к ст. 38), которая уже привела к существенным изменениям, а в перспективе эти изменения должны стать кардинальными. Однако на здравоохранение в России тратится 3,5% ВВП (рекомендуется не менее 5%). Россия занимает по этому показателю 65-е место (между Ливией и Македонией)*(551), по уровню здравоохранения - 125 место.

В целях обеспечения охраны здоровья населения в России принят ряд Федеральных законов: "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, выявленного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "О предупреждении распространения туберкулеза", а также Закон РФ "О медицинском страховании граждан в РФ", Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и др. Правительство РФ в соответствии с этим законодательством приняло несколько специальных федеральных программ в области здравоохранения (о них - ниже).

Законодательство РФ устанавливает, что принципами охраны здоровья граждан являются: соблюдение прав человека и гражданина в области здравоохранения и соответствующие государственные гарантии; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов и учреждений публичной власти, должностных лиц, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Для реализации этих принципов в России созданы системы государственного, муниципального и частного здравоохранения*(552). Первые две системы финансируются из соответствующих бюджетов, страховых взносов (из средств ЕСН делаются отчисления на медицину), других поступлений (включая благотворительные). Пациенты, пользующиеся услугами этих медицинских систем, самостоятельно не оплачивают базовые услуги, установленные перечнем Минздравсоцразвития России (они оплачиваются из Федерального фонда обязательного медицинского страхования). Оплачиваться могут медицинские услуги, оказываемые государственными и муниципальными медицинскими учреждениями, если такие услуги не входят в базовый перечень (например, зубное протезирование при определенных условиях). Предприятия, учреждения и организации вправе заключать с государственными и муниципальными медицинскими учреждениями договоры о медицинском обслуживании их работников на возмездной основе (оплачивают предприятия, организации).

Для неграждан РФ медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается за плату (в соответствии с постановлениями Правительства РФ в определенных случаях оплачиваемой является для неграждан РФ и скорая помощь). Частные лечебно-профилактические учреждения осуществляют свою деятельность за счет собственных доходов, пациенты сами оплачивают их услуги.

В России существуют два вида медицинского страхования: обязательное и добровольное. Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования ежегодно утверждается парламентом. Постановлениями Правительства РФ средства из Федерального фонда передаются в бюджеты территориальных фондов для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования в виде субсидий по кварталам года. Особые субсидии территориальным фондам выделяются из Фонда обязательного медицинского страхования для медицинского страхования неработающего населения (детей)*(553). Страховые взносы для финансирования Фонда предоставляют предприятия, учреждения, организации по месту занятости работников (в том числе и частные предприятия, учреждения, уплачивающие ЕСН). В этот Фонд идут также определенные отчисления из государственного и иных бюджетов. Пользуются медицинским обслуживанием за счет такого фонда все граждане, включая членов семьи работника (обычно супруга, несовершеннолетние дети). Для неработающего населения (пенсионеров и др.) взносы в Фонд обязательного медицинского страхования делают органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований. Лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью, и лица свободных профессий делают страховые взносы за свой счет (для них процент отчислений по закону несколько иной).

Все виды и объем первичной и специализированной медицинской помощи по Федеральному фонду обязательного медицинского страхования в соответствии с утвержденной базовой программой обязательного медицинского страхования оказываются бесплатно (прием у врача при амбулаторном лечении и лекарства при стационарном лечении пациент не оплачивает). Пациенты, пользующиеся услугами по данному Фонду, имеют для этого особый документ - карточку медицинского страхования, выданную от имени исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Бесплатно проводится периодическая диспансеризация населения, бесплатно или за плату определенным категориям лиц делаются профилактические прививки против некоторых эпидемических инфекционных болезней. За плату предоставляются дополнительные виды медицинской помощи, не входящие в базовую программу обязательного медицинского страхования (гомеопатическое лечение, нетрадиционные методы лечения и др.). Выплаты, производимые государством в связи с заболеваниями граждан, периодически индексируются. С 2009 г. Фонд социального страхования увеличил максимальный размер "больничных" до 18 720 руб.*(554)

Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, с одной стороны, сохранил прежние принципы здравоохранения, а с другой - перераспределил полномочия в сфере социальной политики между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями*(555). Как и прежде, все граждане РФ получают лечение по Федеральному фонду обязательного медицинского страхования бесплатно в стационарных условиях (больницах) и при амбулаторном приеме у врача в соответствии с программой бесплатной медицинской помощи. Лекарства, выписанные по рецепту врача при амбулаторном приеме, необходимо оплачивать лицам, на которых не распространяется "социальная поддержка" в области медицины (этими словами Закон заменил термины "льготы" и "меры защиты"). Меры социальной поддержки (разные в зависимости от круга лиц) распространяются на определенные категории граждан РФ. Предусмотрены денежные компенсации за утрату здоровья и ежемесячные специальные выплаты лицам, подвергнувшимся радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС*(556), их семьям, детям, лицам, живущим на определенных территориях с правом на отселение, и т.д. Применяются меры социальной поддержки для оказания медицинских услуг участникам Великой Отечественной войны, участникам других боевых действий, определенным категориям инвалидов и др., которые получают лекарства бесплатно. Есть иные категории лиц, которые получают лекарства бесплатно или со скидкой (пенсионеры и др.). Детально эти вопросы регулируются постановлениями Правительства РФ от 12.12.2004 N 769 и от 17.10.2005 N 619, которые предусматривают меры по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, и по совершенствованию государственного регулирования цен на лекарственные средства. Виды болезней и списки лекарств для лиц, пользующихся социальной поддержкой государства, перечисляются в приказах Минздравсоцразвития России. Такие списки систематически обновляются. Приказом Минздравсоцразвития России от 25.01.2007 N 84 утвержден перечень 574 санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются бесплатные путевки (с оплатой транспортных расходов) на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи*(557). С другой стороны, при перераспределении в 2004 г. полномочий некоторые из них (в том числе в области здравоохранения) были переданы на муниципальный уровень, где материальные средства не всегда достаточны для организации полноценного медицинского обслуживания.

Рассматривая вопросы о мерах социальной защиты, льготах, социальной поддержке, Конституционный Суд в целом ряде своих решений указывал, что возможна дифференциация прав по социально-оправданным категориям, устанавливал, что нужно учитывать экономические возможности государства, но если человек не может трудиться и обеспечить прожиточный минимум себе и семье, он вправе рассчитывать на получение поддержки от общества и государства. Выбирая формы социальной помощи (денежную, натуральную и др.), законодатель не должен допускать отказа от ранее принятых обязательств без введения соответствующих компенсационных механизмов. Меры компенсации законодатель выбирать вправе (льготы, субсидии, услуги и др.), но снижение жизненного уровня человека не может быть допущено, это противоречило бы Конституции (см.: Постановление КС РФ от 16.12.1997; Определение КС РФ от 27.12.2005 N 502-О*(558)). В Определении от 17.07.2007 N 624-О-П*(559) Суд указал на обязанность государства обеспечить инвалидам Великой Отечественной войны бесплатную замену транспортных средств после семи лет их эксплуатации. Это решение Суда относится к инвалидам войны, имеющим соответствующие медицинские показания, но затем высшие органы государства приняли решение об обеспечении всех инвалидов войны транспортными средствами к 2010 г.

Конституционный Суд неоднократно рассматривал вопросы иных льгот и социальной поддержки различных слоев населения. В связи с этим Председатель КС РФ В.Д. Зорькин указал на общее правило, которым, по его мнению, руководствовался Суд, а именно: изменения социального законодательства возможны (в том числе в сфере льгот), но "изменения форм, способов социальной защиты должны сопровождаться, во-первых, предоставлением гражданам возможности в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, во-вторых, созданием компенсаторного механизма, позволяющего устранить либо смягчить негативные последствия такого изменения"*(560).

Наряду с Фондом обязательного медицинского страхования существует другой внебюджетный целевой фонд - Фонд социального страхования. Он формируется за счет отчислений от ЕСН, сюда идут страховые взносы от несчастных случаев на производстве и др. Из средств этого Фонда оплачивается пребывание работника (только работника) на больничном листе по временной нетрудоспособности (на это расходуется более 70% Фонда, в 2006 г. каждый второй работник брал больничный лист)*(561). С 2007 г. согласно Федеральному закону от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" при расчете пособия по временной нетрудоспособности учитывается не стаж непрерывной работы, а общий стаж (100% средней заработной платы в период временной нетрудоспособности получает работник, имеющий минимум восемь лет общего стажа, до пяти лет стажа - 60% средней заработной платы, пять-восемь лет - 80%). Теперь при назначении пособия учитывается совместительство (врач выписывает два больничных листа), т.е. общий размер суммы, начисленной по больничному листу, увеличивается. При расчете пособий учитываются календарные дни, но существует максимальный размер пособия по болезни - 16 125 руб. (ранее - 15 тыс. руб.)*(562). Бесконечно находиться на больничном листе нельзя. После четырех месяцев болезни нужно переходить на инвалидность или решать вопрос иначе (например, путем увольнения).

Особое внимание уделяется охране здоровья детей. В Федеральном законе от 24.07.1998 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" содержится специальная ст. 10 об обеспечении прав детей на охрану здоровья. Она предусматривает бесплатную медицинскую помощь детям, диспансерное наблюдение, лечебно-оздоровительную работу, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, санаторно-курортное лечение детей*(563).

Добровольное медицинское страхование осуществляется по желанию лиц, в индивидуальной форме. Заключается соответствующий страховой договор. По программам добровольного медицинского страхования граждане, другие лица получают медицинскую помощь за свой счет, делая личные взносы в страховую медицинскую организацию. Оплату за ту или иную конкретную медицинскую услугу осуществляет не застрахованное лицо, а страховая медицинская организация. При временной нетрудоспособности (заболевании и др.) обеспечивается бесплатное медицинское обслуживание на основах, указанных выше, а больные получают заработную плату за дни болезни (по больничному листу) из особого Фонда социального страхования РФ.

Преступления, совершенные медицинским персоналом в своей служебной деятельности, подлежат уголовному наказанию. Такие судебные процессы имели место; эти вопросы рассматривают суды общей юрисдикции.

2. В России периодически принимаются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения. Комплексный характер имела программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера", в составе которой были семь подпрограмм ("Сахарный диабет", "Вакцинопрофилактика" и др.). Действовали программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией, наркоманией и др. Теперь принята Федеральная программа по предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними на 2007-2011 гг., состоящая из нескольких подпрограмм. Все такие программы финансируются из федерального бюджета. Наиболее крупной комплексной федеральной программой является действующая с 2006 г. Национальная приоритетная программа в области здравоохранения. Основное внимание в ней уделяется передовым методам лечения и внедрению высокотехнологичной медицинской аппаратуры. Свои программы в сфере охраны здоровья населения имеют субъекты РФ, крупные муниципальные образования. Эти программы финансируются из их бюджетов. Координация научных исследований в сфере охраны здоровья населения относится к компетенции Феде рации.

Развитие государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения связано с созданием новых учреждений, развитием существующих и особенно с внедрением новой медицинской техники и прогрессивных методов лечения. Создание медицинских учреждений, медицинская деятельность независимо от организационно-правовой формы, а также осуществляемая физическими лицами, занимающимися такой деятельностью без образования юридического лица, подлежат лицензированию (особая форма разрешения). Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено Правительством РФ, само лицензирование (за плату, сравнительно невысокую) осуществляется уполномоченными на то органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ, занимающимися управлением в сфере медицины. В целях совершенствования медицинского обслуживания населения (особенно в сельских районах) создана должность "врача общей практики". Для занятия медицинской деятельностью необходимо иметь соответствующий документ о медицинском образовании разного уровня (в зависимости от вида деятельности). Поскольку медицина развивается, появляются новые лекарства, аппаратура, методы лечения, действует система непрерывного медицинского и фармацевтического образования и переподготовки на базе действующих образовательных и научно-исследовательских учреждений (семинары для ознакомления с новыми методами лечения, курсы и т.д.). Научным центром в этой сфере является Академия медицинских наук РФ, имеющая в своем составе научно-исследовательские институты и лечебные учреждения. Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах (включая иностранных граждан), для занятия медицинской деятельностью в России должны сдать специальные экзамены в соответствующих медицинских учреждениях (утвержден их список), получить сертификат специалиста и лицензию. Статус некоторых специфических видов лечебных учреждений регулируется специальными актами Правительства РФ (например, учреждений, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь).

Часть 2 комментируемой статьи говорит также о поощрении деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, осуществлении в этих целях экологических и санитарно-эпидемиологических мероприятий. Основы законодательства РФ о развитии физической культуры и спорта предусматривают занятия физической культурой в учебных учреждениях в учебное время в соответствии с программами школ и вузов. Деятельность по развитию физической культуры и спорта должна отвечать требованиям приоритетного развития массового спорта, оздоровительно-профилактической физической культуры. В этих целях на средства федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, муниципальных образований строятся различные спортивные комплексы. Некоторые из них являются уникальными в мировой практике. В России действует специальный федеральный исполнительный орган по развитию физкультуры и спорта (с 2004 г. это Федеральное агентство по физической культуре и спорту, которое с мая 2008 г. подведомственно новому Министерству спорта, туризма и молодежной политики РФ), созданы массовые спортивные общественные организации (футбольные, хоккейные, легко атлетические и другие клубы и объединения), действуют организации, обеспечивающие выступления российских спортсменов на международных соревнованиях (Олимпийский комитет и др.). На таких соревнованиях российские спортсмены часто завоевывают призовые места. Некоторые виды спорта, однако, в России развиты недостаточно (например, футбол).

3. Часть 3 комментируемой статьи частично получила развитие в Федеральном законе от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и защите информации"*(564). Он запрещает скрывать определенную информацию, в частности относить к информации с ограниченным доступом документы, содержащие информацию (в том числе санитарно-эпидемиологическую), необходимую для безопасности населения. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан устанавливают, что граждане (это относится и к негражданам) имеют право получать информацию о факторах, влияющих на здоровье (авариях, пожарах, выбросах химических веществ, эпидемиях и т.д.), регулярно и своевременно. Такая информация предоставляется через СМИ или непосредственно гражданам по их запросам в установленном порядке. Граждане вправе обжаловать отказ в предоставлении открытой информации или предоставление заведомо недостоверной информации, а также требовать возмещения ущерба, нанесенного в связи с получением недостоверной информации. Уголовный кодекс в ст. 237 предусматривает ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах , создающих опасность для жизни и здоровья людей. Кодекс РФ об административных правонарушениях говорит об ответственности за нарушение правил о распространении обязательных сообщений (гл. 13). Если сокрытие фактов или обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, нанесло физический, материальный или моральный вред, он подлежит возмещению виновными лицами или организациями в соответствии с ГК (гл. 59). Трудовое законодательство устанавливает обязанность работодателя информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повредить здоровье (ст. 212 ТК).

Согласно Всеобщей декларации прав человека, каждый имеет право на необходимый для поддержания нормального состояния здоровья медицинский уход. Статья с аналогичным содержанием имеется и в Конституции РФ. Разберем, каким образом регламентируется право на мед помощь и как это право реализуется.

Право на медицинскую помощь

Согласно статье 18 ФЗ № 323-ФЗ, каждый человек обладает неотъемлемым правом на получение квалифицированной медицинской помощи.

Помощь можно получить бесплатно по Базовой программе ОМС, предъявив полис обязательного медицинского страхования. При этом пациент может рассчитывать не только на то, что помощь будет оказана специалистами, обладающими необходимой квалификацией, но и на гуманное и уважительное отношение со стороны медицинских работников.

Важно! Если право на оказание помощи было нарушено, пациент имеет право предъявить жалобу либо руководителю лечебно-профилактического учреждения, либо другому должностному лицу.

Гарантии и права на медицинскую помощь в отраслевом законе


В сфере охраны здоровья законы должны базироваться прежде всего на Конституции РФ. Нормативы об охране здоровья содержатся в федеральных законах и других документах. При этом прописанные нормы не могут входить в противоречие с Конституцией и с Всеобщей Декларацией Прав Человека.

Главные принципы охраны здоровья следующие:

  • права каждого гражданина в области здравоохранения должны соблюдаться во всех обстоятельствах;
  • право ребенка на медицинское обслуживание является приоритетным для государства;
  • интересы пациента при оказании помощи всегда в приоритете;
  • в случае утраты здоровья (временной или постоянной) гражданину гарантируется социальная защита;
  • медпомощь должна быть доступной, качественной и бесплатной;
  • медицинские работники обязаны соблюдать врачебную тайну и не разглашать третьим лицам сведения, которым сообщают им пациенты.

Кроме того, государство обязано гарантировать каждому человеку защиту от дискриминации, которая обусловлена имеющимися болезнями и патологиями.

Обязанность государства — гарантировать право на медицинскую помощь вне зависимости от пола, расы, вероисповедания, национальности и других факторов.

Права и обязанности пациента

Человек получает статус пациента при обращении в любое лечебно-профилактическое учреждение. Пациент обладает следующими правами:

  • выбор специалиста и организации, где ему будет оказываться необходимая помощь;
  • проведение лечебных и диагностических процедур в соответствии с существующими санитарно-эпидемиологическими требованиями;
  • проведение консилиума и обращение за мнением любого специалиста соответствующего профиля;
  • облегчение болевых ощущения (в том числе и с применением наркотических препаратов);
  • получение интересующих сведений, касающихся состояния здоровья пациента;
  • выбор людей, которые могут получать информацию о состоянии его здоровья (родителей, супруга, законных представителей, если нуждающийся в лечении несовершеннолетний — сирота);
  • получение сбалансированного питания в период стационарного лечения;
  • неразглашение сведений, являющихся врачебной тайной;
  • отказ от диагностических и лечебных вмешательств;
  • допуск юристов (в том числе и адвоката) для защиты собственных прав;
  • допуск священника или создание условия для совершения религиозных ритуалов (в случае, если это не входит в противоречие с распорядком лечебно-профилактического учреждения).

Имеет пациент и определенные обязанности:

  • предпринимать действия, направленные на укрепление собственного здоровья;
  • обращаться за помощью своевременно;
  • проявлять по отношению к медицинским работникам должное уважение;
  • предоставлять медикам сведения о состоянии собственного здоровья, в том числе и о принимаемых лекарственных препаратах и имеющихся хронических заболеваниях;
  • в срок выполнять предписания лечащего врача;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения;
  • содержать в чистоте свою койку и тумбочку (в случае, если это возможно по состоянию здоровья пациента);
  • соблюдать санитарный режим (проходить в лечебно-профилактическое учреждение в бахилах, оставлять куртку или пальто в гардеробе и т. д.);
  • не курить на территории лечебно-профилактического учреждения.

Какие виды услуг гарантируются государством


Государством гарантируются следующие виды медицинских услуг:

  • первичная (в том числе и доврачебная и специализированная);
  • специализированная, которая оказывается специалистом в условиях стационара;
  • высокотехнологичная с использованием новейших методов диагностики и лечения;
  • скорая помощь при несчастных случаях, развитии жизнеугрожающих состояний и травмах;
  • диспансеризация и профилактические медосмотры;
  • диагностика нарушений развития ребенка во время беременности.

Характеристика предоставляемой медицинской помощи

К основным характеристикам медицинских услуг относятся:

  • доступность. Человек должен иметь свободный доступ к лечебно-профилактическим учреждениям вне зависимости от места своего проживания;
  • адекватность, то есть соответствие потребностям пациента;
  • непрерывность. Эта характеристика предполагает, что работа специалистов различного профиля должна быть скоординирована на всех этапах лечения и диагностики;
  • эффективность, то есть направленность на оптимальный для пациента результат;
  • ориентированность на нужды пациента. Гражданин имеет право на участие в принятии решений, касающихся состояние его здоровья и хода лечения;
  • безопасность. Во время лечения для жизни и здоровья пациента не должно создаваться дополнительных угроз;
  • своевременность. Помощь должна оказываться по мере необходимости;
  • сведение к минимуму возможных ошибок во время диагностики и лечения. Достичь этого возможно благодаря координированной работе специалистов, регулярным консилиумам, привлечению к лечебно-диагностическому процессу высококвалифицированных специалистов соответствующего профиля.

Доступная и качественная медицинская помощь


Согласно российскому законодательству, каждый гражданин имеет право на бесплатную медпомощь. Это обозначает, что в любой момент времени человек должен иметь возможность вызвать скорую или неотложную помощь или обратиться в лечебно-профилактическое учреждение соответствующего профиля, и в помощи ему отказано быть не может.

Важно, что оказываться услуги должны на высоком уровне, с привлечением квалифицированных специалистов.

При нарушении данного права (например, при отказе в помощи или оказании услуг на несоответствующем уровне) гражданин имеет возможность защищать свои права, обратившись к руководству лечебно-профилактического учреждения, в Министерство Здравоохранения, в суд или в прокуратуру.

Меры обеспечения доступной и качественной медицинской помощи

Качество медпомощи обеспечивается следующими мерами:

  • стандартизация. В современных условиях широко применяются всевозможные стандарты, которые позволяют оказывать помощь на высоком уровне с максимальной экономией ресурсов. Каждый медик должен иметь доступ к существующим нормам оказания медицинских услуг и применять их на практике;
  • экспертиза качества. В любом лечебно-профилактическом учреждении регулярно проводятся экспертизы качества оказываемых услуг с целью выявления имеющихся недочетов.

Своевременная медицинская помощь

Граждане имеют право на оказание мед помощи нескольких видов: экстренная, неотложная и плановая. Экстренная предполагает оказание помощи при острых патологиях, которые представляют угрозу жизни. Оказывается она безотлагательно и на безвозмездной основе. Неотложная форма предполагает, что у пациента развилось острое состояние, которое не предполагает угрозы для жизни. Плановая врачебная помощь предполагает временную отсрочку, которая не будет угрожать жизни и здоровью пациента.

В экстренных случаях срок ожидания помощи с момента обращения в лечебно-профилактическое учреждение не должен превышать двух часов.

В плановой форме это время может варьировать от 24 часов до 14 дней.

Безопасная медицинская помощь

Многие современные методы лечения могут представлять опасность для здоровья пациента. Речь идет о химиотерапии, лучевой терапии и т. д. Кроме того, в лечебно-профилактическом учреждении всегда имеется риск заразиться опасными инфекциями (ВИЧ, гепатит). Задача медиков — минимизировать возможные риски и сделать все возможное для того, чтобы во время лечения здоровью пациента ничто не угрожало.

Гуманность медицинской помощи


Пациент может рассчитывать на гуманное, уважительное отношение к своей личности и своим потребностям во время лечения. Медики обязаны учитывать, что многие манипуляции могут вызывать у пациента чувство стеснения и стыда. Поэтому в случае необходимости такие манипуляции должны проводиться без присутствия посторонних. Также медицинские работники должны вежливо общаться с пациентами, не допускать в их адрес грубых высказываний и насмешек. Специфика общения в сфере медицины изучается специальной наукой — медицинской деонтологией.

Составляющие права на медицинскую помощь

Право на медпомощь включает:

  • возможность получения помощи в необходимом объеме по мере возникновения необходимости;
  • доступность и высокое качество медобслуживания;
  • оказание услуг медицинского характера на безвозмездной основе;
  • возможность защитить свои права в случае их нарушения.

Законодательная база

Право на бесплатную медицинскую помощь и лечение регламентируется Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ.

Каждый человек имеет право на медицинское обслуживание. В случае, если в этом праве отказано, гражданин может защитить себя, обратившись в соответствующие инстанции. Жалобы — это не только способ восстановить справедливость, но и возможность повысить качество помощи и не допустить, чтобы нарушались права других пациентов! Такие жалобы подлежат обязательной регистрации и рассмотрению.

Одним из прав гражданина РФ является возможность получения врачебной помощи даром, и распространяется она по всей территории страны. Воспользоваться им в праве любой из граждан, проживающих в РФ после приобретения соответствующего документа - полиса. Право на медицинскую помощь предоставляется как в государственных медучреждениях, так и в частных.

Получение безвозмездной врачебной услуги одно из основных прав населения, обеспечивается оно за счёт получения полиса обязательного медицинского страхования. Выдаётся он на неограниченный период времени.

Претендовать на его оформление могут:

  • все жители России;
  • субъекты не имеющие гражданства РФ, но постоянно проживающие на территории.

Лицам, проживающим на территории РФ временно (беженцы, иностранцы) также дано право на получение полиса, правда, уже с ограниченным сроком действия, то есть выдан он будет на временной промежуток, в который происходит пребывание в России. На оформление медицинского страхования никак не влияет статус получателя им может быть работающий, безработный, пенсионер или учащийся.

В соответствии с нормами законодательства медицинская поддержка должна соответствовать некоторым требованиям:

  • доступность и качественность;
  • своевременность;
  • безопасность;
  • гуманность.

Получив полис ОМС, граждане могут претендовать на получение базовой медпомощи в любом регионе страны. То есть лица, получившие этот полис вправе обратиться во врачебное учреждение независимо от своего постоянного места регистрации.

К базовому комплексу услуг относят:

  • получение первичной врачебной поддержки в случаях заболеваний, не нуждающихся в срочном медицинском вмешательстве;
  • оказание скорой, немедленной помощи, возникает вследствие тяжёлых состояний здоровья;
  • спец. мед. услуга предоставляется в случаях, требующих применение особых методов лечения.

Помимо предоставления полисов с базовыми услугами, существуют ещё и территориальные. Они функционируют на территориях тех регионов, в которых были выданы, связанно это с тем, что такой документ имеет более широкий спектр оказания услуг.

Подобный полис позволяет гражданам, имеющим такие заболевания, как:

  • ВИЧ, гепатит;
  • ряд болезней, несущих опасность для окружающих лиц (дифтерия, туберкулёз);

Получать требующийся уход и услуги на безвозмездной основе. Перечень оказываемых услуг, и список болезней закреплены в законодательных актах.

Права граждан, обратившихся за врачебными услугами определены на законодательном уровне и содержаться в ФЗ «Об охране здоровья».

Итак, к основным правам относятся:

  • возможность выбрать учреждение и доктора, который будет проводить лечение, обследование;
  • предъявление мед. услуги должно производиться с соблюдением всех санитарных и гигиенических норм;
  • обретение квалифицированной врачебной консультации от врачей специалистов;
  • возможность владеть информацией, касающейся собственного здоровья и выбором лиц, которые будут к ней допущены;
  • требовать от медицинских работников сохранности информации являющейся конфиденциальной;
  • право обладать абсолютными данными о своём правовом статусе;
  • по своей воле вправе отказаться от врачебного влезания;
  • право на компенсацию убытков, понесённых в результате предоставления некачественной медпомощи;
  • возможность использовать юридические услуги с целью защиты личных прав.

Помимо прав, у пациентов имеется ряд обязательств, которые необходимо соблюдать, к ним относятся:

  • при общении с сотрудниками врачебных заведений проявлять уважение и быть тактичными;
  • при обращении к доктору необходимо предоставить все данные для того, чтобы он имел возможность более точно установить диагноз и назначить правильное лечение;
  • согласившись на врачебное вмешательство, потребуется выполнение всех предписаний и назначений лечащего врача;
  • следовать всем правилам и распорядкам, установленным в здравоохранительном заведении;
  • взаимодействовать с врачом при приобретении поддержки;
  • незамедлительно оповестить доктора о переменах в состоянии своего здоровья в ходе диагностики и лечения;
  • сразу же обращаться к врачу при подозрении на наличие либо при наличии заболевания представляющего угрозу повального распространения;
  • не осуществлять шагов, результатом которых будет нарушение прав других пациентов.

При неисполнении лечащимся правил и норм, установленных уставом лечебницы, лечащий врач может отказаться от пациента по согласованию с должностными лицами.

Основными законодательными актами, регулирующими здравоохранение в РФ, являются:

  • Конституция РФ, в частности ст.41;
  • № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»;
  • № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ».

На основании данной документации, и ряда других, оказывается помощь людям и соблюдаются их права и обязанности в области медицинских услуг.

Работники лечебниц при предъявлении отказа в предоставлении медпомощи, оказания её не в полной мере или некачественной, лицам, обратившимся за ней, понесут ответственность. Ст. 124 УК подразумевает привлечение к ответственности, если подобный отказ повлёк за собой такие последствия, как усугубление состояния больного до тяжёлого, средней тяжести, а также если привело к гибели пациента.

В соответствии с УК медработник может понести ответственность в виде:

  • материальной выплаты пострадавшему лицу, размер которой может варьироваться, достигая размера доходов за три месяца;
  • в виде обязательной отработки, время которой будет составлять 360 ч;
  • возможно назначение исправительных работ сроком до одного года;
  • лишением воли до четырёх месяцев.

Нанесение вреда здоровью, считающееся тяжким преступлением, а также действия повлёкшие за собой смерть в результате неоказания помощи карается:

  • работами принудительного характера, до четырёх лет, с последующим ограничением в выполнении рабочей деятельности, и невозможностью занимать служебную должность;
  • ограничением в свободе до четырёх лет с ограничением или лишением права выполнения определённой служебной деятельности, или заниманием должности до 36 месяцев.

Медицинский сотрудник помимо уголовной ответственности может понести и гражданско-правовую.

Ответственность медицинского персонала по ГК РФ наступает в результате:

  1. Работником лечебного заведения в результате действий, совершённых по неосторожности пациенту, был нанесён вред здоровью, считающийся лёгким (ст. 1064 ГК РФ).
  2. На влечение ухудшения здоровья, независимо от тяжести вызванное крайней необходимостью (ст. 1067 ГК РФ).
  3. Урон вызван в следствии неправильного выполнения предоставляемой помощи, данный случай подлежит возмещению независимо от вины нанёсшего ущерб и от наличия договора оказания помощи.
  4. Аналогичные условия возмещения предполагаются в случаях, если вред был нанесён в результате неполного предоставления информации по оказываемой помощи.
  5. Последствия в виде вреда наступили в результате ненадлежащего контроля за здоровьем лиц, не достигших совершеннолетия, в период их нахождения в лечебных заведениях.

Пострадавший вправе потребовать от лица, причинившего ущерб здоровью или от организации, занимающейся предоставлением мед. услуг:

  • оплату понесённых убытков;
  • возмещение морального ущерба;
  • неустойку;
  • а также расторжение заключённого договора об оказании услуг, если таковой имеется.

Возможно привлечение к административному виду ответственности, который включает в себя наказание, ограничения в работе по специальности сроком от шести до 36 месяцев.

Как поступить гражданину, которому отказали в помощи после того, как он обратился за ней в мед. заведение.

Нужно понимать, что ответственность будет возлагаться в зависимости от того на какой стадии был произведён отказ:

  • лицами, занимающимися приёмом граждан в регистратуре в данном случае ответственность, падёт на само заведение;
  • в случае если отказ в приёме был совершён непосредственно ответственным сотрудником, то тут уже наказание ложится полностью на него. А вид ответственности определяется тяжестью наступивших последствий.

В случае получения отказа необходимо:

  • обратиться в администрацию данной организации;
  • если действия принято не было, то следует написать претензию для направления их в эту же организацию, как официальное заявление, а также в страховую компанию и Роснадзор.

Если в результате бездействия врача нанесён ущерб здоровью, то необходимо обратиться в прокуратуру и написать исковое заявление в суд, для рассмотрения и вынесения наказания на высшем уровне.

Врачебная помощь состоит из нескольких видов:

  1. Начальная медицинская санитарная, оказывается в лечебницах, при обращении граждан в случаях получения травм, возникновении каких-либо заболеваний. Распознавание, излечение и другая поддержка должны оказываться на безвозмездной основе.
  2. Специализированная, высокотехнологичная врачебная терапия, заключает в себя лечение, проведение мероприятий по профилактике, диагностирование, проводимые врачами специалистами с использованием спец. методов и технологий. Предоставление высокотехнологичной помощи происходит в стационарах с использованием новых сложных, а иногда и уникальных методов для исцеления пациентов.
  3. Скорая применяется в ситуациях, требующих безотлагательного медицинского воздействия. Оказание подобной услуги позволяет мед. сотрудникам по необходимости воспользоваться окружающим транспортом для перемещения пострадавших на безвозмездной основе.
  4. А также видом помощи является паллиативная, она направлена на снятие болевых синдромов и других вмешательств, облегчающих физическое состояние.

Условия, в которых может происходить оказание помощи будут зависеть от ситуации и сложности заболевания:

  • получение возможно за пределами лечебницы, то есть в том месте куда вызваны специалисты, а в случае перемещения пострадавшего в оборудованном транспорте, предназначенном для перевозки больных;
  • амбулаторная терапия, оказывается в обстоятельствах, предполагаемых присмотр за больными на территории специализированных учреждений и на дому при наличии необходимых средств и соответствующего сотрудника;
  • предоставление услуг в лечебнице на протяжении дневного времени подразумевает под собой нахождение пациента в специальном учреждении с утра и до вечера, имея цель получить квалифицированное лечение и требующийся уход;
  • стационарная терапия предоставляется в условиях, подразумевающих круглосуточный контроль за состоянием и лечение пострадавших.

К основным формам предоставления врачебных услуг относят:

  1. Экстренная, в срочном порядке происходит при неожиданной вспышке заболеваний, получении травм, требующих неотложного вмешательства, в случаях наличия серьёзных хронических заболеваний при их обострении.
  2. Неотложная, оказывается в случаях внезапных обострений имеющихся заболеваний хронического характера, при возникновении каких-либо вспышек обострений болезней, не несущих угрозы для жизни больного.
  3. Плановая, применяется в случаях необходимых при проведении профилактики болезней и физических состояний, не несущих опасности здоровью пациентов и при переносе применения, которой на определённый временной промежуток, не наступит усугубление состояния, вследствие которого может наступить угроза для жизни и здоровья пациента.

Примеры из практики

Пример №1

Гражданка Смирнова А.С. владеет страховым полисом стандартного образца. Направившись в отпуск на море, она взяла с собой все необходимые документы, в том числе и ОМС. Всё шло хорошо, но за пару дней до возвращения домой она упала и повредила ногу. Вызвав скорую медицинскую помощь, она была доставлена в приёмный покой травм пункта №5 г. Сочи. В регистратуре у неё попросили предъявить страховку, после этого оформили карту, и она села ожидать приёма. В результате выяснилось, что она получила перелом ноги, был наложен гипс, и она уехала в гостиницу дожидаться отъезда домой.

Пример №2

Сидоров И.П. является гражданином РФ и имеет полис обязательного медицинского страхования. Отправившись в отпуск, он взял все необходимые документы с собой, не забыв и его. Прибыв на море, как и многие туристы он обгорел, получив сильный ожог, который вызвал высокую температуру, с данными симптомами он решил обратиться в местную поликлинику с целью получить помощь. Дождавшись своей очереди, он зашёл к врачу, который изучив его документы (мед. карту ему оформили в регистратуре больницы) начал говорить о том, что оказать услуг он ему не может так как Сидоров является жителем другого региона, и для него услуги будут платными. Не растерявшись, гражданин Сидоров обратился к главврачу местной поликлиники, пересказав недавний разговор с доктором. Начальник попросил написать официальное заявление на недобросовестного специалиста, но он отказался, попросив направить его к другому. Получив все необходимые услуги у другого терапевта, турист ушёл лечиться в гостиницу.

Примет №3

Семья Усмановых переехала в Россию на правах беженцев, получила временную регистрацию, муж устроился на работу. Через несколько месяцев они узнали, что супруга беременна. Она решила обриться в ближайшую к месту проживания женскую консультацию. В регистратуре у неё попросили полис обязательного страхования, которого не оказалось. Как ей объяснили, что при его отсутствии она сможет рассчитывать только на оказание услуг на платной основе, а это достаточно дорого. На выходе из консультации она встретила свою землячку, и та порекомендовала ей обратиться в страховую компанию с целью получения полиса. В течение месяца она получила документ на руки и без всяких сложностей встала на учёт по беременности, с полным правом бесплатной сдачи всех требующихся анализов проведения процедур, при необходимости оказания стационарной помощи и получения квалифицированной помощи при родах.

Итак, чтобы у граждан была возможность в случае возникновения проблем со здоровьем или каких-либо непредвиденных обстоятельств, требующих обращения за врачебной помощью, лицам, находящимся на территории РФ необходимо обратиться в уполномоченные организации для оформления документа, который позволит пользоваться услугами докторов бесплатно.

Большинство этих прав закреплено в законодательном акте «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (далее мы будем называть этот акт «Основами законодательства об охране здоровья»). К сожалению, многие права закреплены в общей и декларативной форме, а механизм их реализации никакими нормативно-правовыми актами не регулируется. Тем не менее сам факт того, что закон предоставляет вам определенные права, достаточен для того, чтобы требовать их соблюдения, в том числе всеми чиновниками и медработниками.

Отметим, что список прав, которые предоставляют «Основы законодательства об охране здоровья», отнюдь не исчерпывающий. Есть также права, закрепленные в других законодательных актах Российской Федерации, многие из которых будут рассмотрены ниже.
Права детей, не достигших 18-летнего возраста, осуществляются их законными представителями – родителями, усыновителями или опекунами. Некоторые права дети, достигшие 14-летнего возраста, могут осуществлять самостоятельно. Ниже приведен перечень основных прав в области охраны здоровья, после чего некоторые права рассматриваются более детально.

Обратите внимание, что в случае нарушения ваших прав вы имеете право обратиться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ребенку оказывается медицинская помощь, в правоохранительные органы (милицию, прокуратуру) либо в суд (см. раздел «Ответственные органы»).

Перечень основных прав граждан в области охраны здоровья

Основные права пациента закреплены в статье 30 «Основ законодательства об охране здоровья». Любой пациент имеет право:

  1. на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
  2. на выбор врача, лечащего врача (с учетом его согласия), выбор лечебно-профилактического учреждения (с учетом договора обязательного и добровольного медицинского страхования);
  3. на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  4. на проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
  5. на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
  6. на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении («врачебная тайна»);
  7. на получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  8. на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи;
  9. на допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
  10. на допуск к нему священнослужителя.

Право граждан на информацию о состоянии здоровья

Это право закреплено в статье 31 «Основ законодательства об охране здоровья». Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья , включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией , отражающей состояние его здоровья, получать консультации по ней у других специалистов . По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьих лиц.

В отношении несовершеннолетних информация о состоянии здоровья предоставляется родителям или иным законным представителям.

Право на информирование о медицинском вмешательстве

В соответствии со статьей 32 «Основ законодательства об охране здоровья» необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является добровольное согласие гражданина , который был соответствующим образом информирован, то есть получил сведения о состоянии своего здоровья, включая информацию о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет могут самостоятельно давать информированное согласие на медицинское вмешательство или отказываться от него. Согласие на медицинское вмешательство в отношении несовершеннолетних младше 15 лет дают их законные представители. При отсутствии законных представителей решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум – непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения и законных представителей.

Право на отказ от медицинского вмешательства

По общему правилу гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения , что закреплено в статье 33 «Основ законодательства об охране здоровья». При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа. Отказ должен быть оформлен записью в медицинской документации и подписан гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.

При отказе родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.

Право требовать сохранения врачебной тайны

Основным положением, регулирующим вопросы врачебной тайны, является статья 61 «Основ законодательства об охране здоровья». Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну . Гражданину должна гарантироваться конфиденциальность передаваемых им сведений. Для передачи сведений, составляющих врачебную тайну , в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента и в иных целях, требуется согласие гражданина или его законного представителя .

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме следующих случаев:

  • в целях обследования и лечения гражданина, неспособного из-за своего состояния выразить свою волю;
  • при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
  • по запросу органов дознания и следствия, а также суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
  • в случае оказания помощи несовершеннолетнему для информирования его родителей или законных представителей;
  • при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий;
  • в целях проведения военно-врачебной экспертизы в установленном порядке. Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Право на бесплатную медицинскую помощь

Право на бесплатную медицинскую помощь закреплено в статье 20 «Основ законодательства об охране здоровья». Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения. Объем бесплатной медицинской помощи определяется «Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи», которая ежегодно утверждается постановлением правительства (на 2010 год Постановлением № 811 от 02 октября 2009 г.).
В рамках данной программы бесплатно предоставляются :

  • первичная медико-санитарная, в том числе неотложная, медицинская помощь;
  • скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь;
  • специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

В целом законодательство предусматривает следующие виды медицинской помощи :

  • Первичная медико-санитарная помощь включает в себя лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи, а также медицинскую профилактику (например, прививки, профилактические осмотры, диспансерное наблюдение здоровых детей, лиц с хроническими заболеваниями), а также проведение других мероприятий;
  • Скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь оказывается безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, а также другие состояния и заболевания), учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи;
  • Специализированная , в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь предоставляется гражданам в медицинских организациях при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий;
  • Амбулаторная медицинская помощь предоставляется гражданам при заболеваниях – травмах, отравлениях и других патологических состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, изоляции и использования интенсивных методов лечения;
  • Стационарная медицинская помощь предоставляется гражданам в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях в случаях, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения и (или) изоляции, в том числе по эпидемическим показаниям, например при острых заболеваниях или обострениях хронических болезней.
    Мероприятия по восстановительному лечению и реабилитации больных осуществляются в амбулаторных и больничных учреждениях, иных медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, включая центры восстановительной медицины и реабилитации, в том числе детские, а также санатории, в том числе детские и для детей с родителями. При оказании медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

Право находиться с ребенком

В соответствии со статьей 51 Федерального закона N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста - при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается». Требования о внесении какой-либо платы, а также установление иных условий для реализации данного права являются незаконными.

При осуществлении ухода за больным ребенком может выплачиваться пособие по временной нетрудоспособности (см. раздел «Больничный лист: сроки и порядок выдачи»).

Несмотря на то что в законе закреплено право находиться с ребенком, на практике это право часто ограничивается правилами или просто устоявшейся практикой больниц. Формальным основанием для таких ограничений может служить оговорка в законе, что право находиться с ребенком предоставляется в интересах лечения ребенка. Ограничения могут быть вполне разумными и устанавливаться с целью защиты здоровья пациентов (например, ограничения по нахождению в стерильном помещении). Тем не менее давно и достаточно активно ведется дискуссия о том, какие ограничения действительно необходимы для защиты здоровья пациента, а какие установлены просто для удобства медработников. Так как вопрос не урегулирован законодательством и согласия по нему нет даже среди самих медработников, мы не можем судить об обоснованности таких требований, тем более с медицинской точки зрения. Если вы считаете, что для здоровья и жизни вашего ребенка нужно, чтобы вы были рядом, отстаивайте свое право находиться с ребенком, ссылаясь на статью 51, приведенную выше.

Как можно обжаловать действия врача или медсестры?

С жалобой на действия медицинских работников можно обратиться как к их непосредственному начальству , так и в специальные надзорные органы . В крайних случаях гражданин также может обратиться в правоохранительные органы (полицию и прокуратуру) и в суд для защиты своих прав.
В зависимости от ситуации вы можете обратиться в следующие органы и к следующим лицам :

  • главный врач лечебно-профилактического заведения;
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор). Обратиться туда можно с письмом, лично записавшись на прием или отправив сообщение на сайте службы;
  • органы здравоохранения исполнительных органов власти субъекта Федерации, где находится лечебно-профилактическое учреждение (например, в Москве это будет Департамент здравоохранения города Москвы);
  • органы здравоохранения органов местного самоуправления – с жалобами на деятельность муниципальных учреждений;
  • полиция – в экстренной ситуации можно набрать 02;
  • прокуратура (прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, а также за соблюдением прав и свобод человека).

Для вашего удобства мы указали контактную информацию этих и других государственных органов, куда можно обратиться при нарушении ваших прав, в Приложении 1 .

Мы рекомендуем обращаться во все органы в письменном виде и оставлять себе копии ваших обращений с отметкой соответствующего органа о получении (если вы обращаетесь по почте, сохраните почтовые документы об отправлении). Это важно, так как большинство органов обязаны ответить на ваш запрос в течение определенного срока.

При нарушении ваших прав вы можете обратиться сразу в несколько органов, в зависимости от ситуации. В случаях серьезных нарушений не стоит пренебрегать помощью правоохранительных органов, так как их вмешательство может оказаться наиболее действенным.