Порядок взыскания задолженности по налогам. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика
В случае неисполнения налогоплательщиком-предпринимателем обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества должника. К имуществу в данном случае относятся и денежные средства на счетах в банке, и наличные денежные средства (ч. 1 ст. 48 НК РФ).
К исковому заявлению о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может прилагаться ходатайство налогового органа о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового заявления (ч. 3 ст. 48 НК РФ).
В каком суде будет рассматриваться дело о взыскании налогов с индивидуального предпринимателя?
Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества предпринимателя подается в арбитражный суд. Суд общей юрисдикции данную категорию дел не рассматривает.
В какой срок подается исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика?
Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества предпринимателя может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
На какое конкретно имущество налогоплательщика может быть обращено взыскание?
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении следующего имущества:
1. Денежные средства на Счетах в банке.
2. Наличные денежные средства.
3. Имущество, не участвующее непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценные бумаги, валютные ценности, непроизводственные помещения, легковой автотранспорт, предметы дизайна служебных помещений.
4. Готовая продукция (товары), а также иные материальные ценности, не участвующие и (или) не предназначенные для непосредственного участия в производстве.
5. Имущество, переданное по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке.
6. Другое имущество, за исключением предназначенного для личного пользования физическим лицом или членами его семьи.
Следует отметить, что должностные лица налоговых органов сами не вправе приобретать имущество налогоплательщиков - физических лиц, реализуемого в порядке исполнения решения суда о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица.
На какое имущество не может быть обращено взыскание?
Гражданско-процессуальным законодательством установлен перечень видов имущества, на которые не может быть обращено взыскание. К ним относятся:
1. Жилой дом или приватизированная квартира в пределах минимальных норм жилой площади, если должник и его семья постоянно в них проживают.
2. Предметы домашней обстановки, утвари, одежда, необходимые для должника и лиц, находящихся на его иждивении (одежда, обувь, мебель и т, д.).
3. Все детские принадлежности.
4. Инвентарь (в том числе пособия и книги), необходимый для продолжения профессиональных занятий должника (см. Перечень видов имущества граждан, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам - Приложение 1 к ГПК РФ).
Какие органы исполняют обращение взыскания на имущество должника-налогоплательщика?
Как уже было сказано, налоговый орган обращается в суд для того, чтобы произвести взыскание. В каждом суде есть так называемый судебный пристав-исполнитель, в обязанность которого и входит исполнение решений и постановлений суда, в том числе и решения суда об обращении взыскания на имущества должника.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, в рамках которого и будет происходить весь процесс обращения взыскания на имущество.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется взыскателю (налоговый орган), должнику, а также в суд, выдавший исполнительный документ.
Может ли быть обжаловано постановление о возбуждении исполнительного производства?
Да, если должник-налогоплательщик считает, что возбуждение исполнительного производства нарушает его права, он может обжаловать постановление о возбуждении исполнительного производства в соответствующий суд в 10-дневный срок.
В какое время судебный пристав-исполнитель имеет право совершать действия по обращению взыскания на имущество?
1. Исполнительные действия (опись имущества, его изъятие и т. п.) совершаются в рабочие дни с 6 до 22 часов по местному времени. Конкретное время совершения исполнительных действий определяется судебным приставом-исполнителем. Должник-налогоплательщик со своей стороны вправе предложить удобное для него время совершения исполнительных действий.
В нерабочие дни, установленные федеральным законом или иными нормативными правовыми актами, совершение исполнительных действий допускается только в случаях, не терпящих отлагательства (например, у судебного пристава есть серьезные основания полагать, что должник может вывезти свое имущество к третьим лицам), или в случаях, когда по вине должника их совершение в другие дни невозможно (в случаях, когда должник всячески саботирует производство исполнительных действий).
Совершение исполнительных действий с 22 до б часов по местному времени допускается только в случаях, создающих угрозу жизни и здоровью граждан (ст. 12 Федерального закона).
В каких случаях исполнительное производство приостанавливается в обязательном порядке но инициативе судебного пристава-исполнителя?
Существует ряд ситуаций, когда при уже вынесенном решении об обращении взыскания на имущество должника-предпринимателя конкретные действия (исполнительное производство) могут быть приостановлены на определенный срок. К ним относятся:
1. Смерть должника-налогоплательщика, объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим, недееспособным, а также возбуждение арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя,
В этом случае исполнительные действия приостанавливаются до определения правопреемников (то есть наследников должника), передачи судом имущества безвестно отсутствующего управляющему, определенному органами опеки и попечительства, или назначения недееспособному должнику опекуна либо принятия решения по указанному делу.
2. Участие должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исполнительное производство в данном случае приостанавливается до увольнения с военной службы.
3. Должник но согласен с принятым решением суда и решил оспорить исполнительный документ, о чем подал в суд соответствующее заявление (жалобу). В этом случае исполнительные действия приостанавливаются до рассмотрения дела по существу,
4. Должник не согласен с претензиями к ному налоговых органов и подал в суд жалобу на действия налоговых органов.
Подача такой жалобы также приостанавливает действия судебного пристава-исполнителя до рассмотрения дела по существу.
5. В суд поступило исковое заявление от заинтересованного лица об исключении из описи имущества, на которое обращено взыскание (например, от супруга должника-налогоплательщика или от его родственников, которые считают, что имущество или его часть принадлежат им).
До принятия судом решения по этому вопросу судебный пристав-исполнитель не вправе совершать никаких действий со спорным имуществом,
Во всех вышеперечисленных ситуациях исполнительное производство прекращается в обязательном порядке, при этом проявлять инициативу от должника-налогоплательщика не требуется,
В каких случаях действия судебного пристава-исполнителя могут быть приостановлены по просьбе должника-налогоплательщика!
Кроме вышеуказанных «обязательных» оснований приостановления исполнительных действий существуют еще ситуации, когда судебный пристав может пойти навстречу должнику и приостановить свои действия по его просьбе. Таких вариантов несколько.
1. Должник проходит военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и просит приостановить исполнительные действия до окончания службы.
2. Должник находится в длительной служебной командировке. Исполнительные действия могут быть приостановлены до его возвращения,
3. Должник находится на лечении в стационарном лечебном учреждении. Исполнительные действия могут быть приостановлены до окончания лечения и возвращения должника домой.
4. Должник заявил отвод судебному приставу-исполнителю, получил отказ и подал на это жалобу в суд. По его просьбе исполнительные действия могут быть приостановлены до рассмотрения дела по существу.
5. Должник-налогоплательщик находится в отпуске за пределами места совершения исполнительных действий. В этом случае он может направить в суд просьбу о приостановлении исполнительных действий до его возвращения.
После устранения указанных обстоятельств исполнительное производство возобновляется судом, его приостановившим, по инициативе судебного пристава-исполнителя (ст. 21-22 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Что включает в себя обращение взыскания на имущество должника-налогоплательщика?
Обращение взыскания на имущество должника состоит из его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации.
Взыскание обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях.
Наличные денежные средства, обнаруженные у должника, изымаются.
При наличии сведений об имеющихся у должника денежных средствах и иных ценностях, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, на них налагается арест.
Что делать в том случае, если имущество, принадлежащее налогоплательщику-должнику, находится у других лиц?
Довольно часто должники перевозят свое имущество к третьим лицам (родственникам, знакомым), чтобы избежать таким образом обращения на него взыскания. Если судебному приставу будет точно известно о местонахождении этого имущества, то выносится соответствующее определение суда и взыскание обращается на это имущество. В этом случае на него налагается арест (ст. 391 ГПК РФ). Для того чтобы принять все эти меры, суд должен сначала выяснить правовые основания владения имуществом. Так, если имущество было сдано в аренду, оно не может быть изъято у арендатора до прекращения договора аренды, поскольку даже при смене собственника договор аренды сохраняет силу. В то же время имущество, переданное на хранение, может быть изъято немедленно.
Арест имущества у третьих лиц производится в присутствии понятых (ст. 48 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Как происходит арест имущества должника-налогоплательщика?
Арест на имущество должника налагается не позднее одного месяца со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а в необходимых случаях - одновременно с его вручением.
Арест имущества должника состоит из описи имущества, объявления запрета распоряжаться им, а при необходимости - ограничения права пользования имуществом, его изъятия или передачи на хранение. Виды, объемы и сроки ограничения определяются самим судебным приставом-исполнителем в каждом конкретном случае с учетом свойств имущества, значимости его для собственника или владельца, хозяйственного, бытового или иного использования и других факторов.
Нарушение запрета судебного пристава-исполнителя распоряжаться или несоблюдение ограничения права пользоваться имуществом должника, на которое наложен арест, влечет за собой наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда.
Денежные средства в рублях и иностранной валюте, драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные и другие изделия из золота, серебра, платины и металлов платиновой группы, драгоценных камней и жемчуга, а также лом и отдельные части таких изделий, обнаруженные при описи имущества должника, на которое наложен арест, подлежат обязательному изъятию.
Как происходит опись имущества должника-налогоплательщика?
Опись имущества происходит в присутствии самого должника и понятых. В случаях отсутствия должника опись составляется в присутствии кого-либо из совершеннолетних членов его семьи, а при отсутствии этих лиц - с участием уполномоченных лиц из жилищно-эксплуатационной конторы.
Судебный пристав-исполнитель вправе опечатать предметы, подвергшиеся описи. При описи имущества должник-налогоплательщик вправе заявить судебному приставу-исполнителю, на какие предметы взыскание должно быть обращено в первую очередь. Судебный пристав-исполнитель обязан удовлетворить такое заявление, если оно не препятствует исполнению решения (ст. 371 ГПК РФ).
Где хранится имущество, на которое наложен арест?
Как правило, «арестованное» имущество передается на хранение самому должнику под роспись в акте ареста имущества.
Как происходит реализация арестованного имущества?
Реализация арестованного имущества, за исключением имущества, изъятого по закону из оборота, осуществляется путем его продажи в двухмесячный срок со дня наложения ареста.
Следует отметить, что должностные лица налоговых органов сами не вправе приобретать имущество налогоплательщиков - физических лиц, реализуемое в порядке исполнения решения суда о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица.
Когда налог считается уплаченным в случае взыскания его за счет имущества должника?
В случае взыскания налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица обязанность по уплате налога считается исполненной с момента его реализации и погашения задолженности за счет вырученных сумм. При этом на предъявленную к уплате сумму пени не будут начисляться с момента наложения ареста на имущество должника.
Что может сделать предприниматель, которому грозит обращение взыскания на имущество?
Если предпринимателю грозит обращение взыскания на его имущество, ему можно посоветовать провести соответствующую ревизию в офисе и временно приостановить свою деятельность (вплоть до снятия с учета в налоговых органах).
Если организация не может погасить долги по налогам деньгами, инспекторы могут их взыскать за счет ее имущества. Что это за имущество и какова процедура взыскания?
Взыскать задолженность по налогам за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя ИФНС может только при определенных ситуациях, ряд которых четко регламентируется законодательством. Они так или иначе связаны с нехваткой денежных средств у налогоплательщика.
Так, взыскание за счет имущества может ожидать фирму, если: – на ее счетах нет денежных средств или они есть, но их недостаточно; – налогоплательщик не располагает электронными деньгами или располагает, но их у него не хватает; – у инспекторов отсутствует информация о банковских счетах или о реквизитах корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денег.
Именно в этих ситуациях налоговики могут обратить взыскание налога на имущество. Но только в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Разумеется, за минусом тех сумм, которые уже были взысканы со счетов и в виде электронных денег, если такое взыскание проводилось.
Внимание
Требование об уплате налога должно быть исполнено фирмой в течение восьми дней с даты его получения. Исключение составляют случаи, когда инспекторы в требовании прописывают более длительные сроки.
Отметим, что в отношении налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков ИФНС России вправе взыскать налог за счет иного имущества одного или нескольких участников группы. «Зеленым светом» для взыскания в данном случае будет нехватка или полное отсутствие денег на счетах в банках всех участников группы или отсутствие информации о счетах.
Все по очереди
Взыскание налога за счет имущества производится не абы как, а последовательно.
Порядок такой.
Сначала инспекторы пытаются заполучить надлежащую сумму налога за счет наличных денег и денежных средств в банках, на которые еще не было обращено взыскание. Затем в качестве источника пополнения бюджета поочередно выступают:
1-я очередь: имущество, не участвующее непосредственно в производстве. Это, в частности, ценные бумаги, валютные ценности, непроизводственные помещения, легковой автотранспорт, предметы дизайна, служебные помещения;
2-я очередь: готовая продукция или товары, а также иные материальные ценности, не участвующие или не предназначенные для непосредственного участия в производстве;
3-я очередь: сырье и материалы, предназначенные для непосредственного участия в производстве, а также станки, оборудование, здания, сооружения и другие основные средства;
4-я очередь: имущество, переданное по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество. Конечно, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными;
5-я очередь: другое имущество. Исключение – вещи, предназначенные для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи, определяемые в соответствии с законодательством РФ.
Процедура взыскания
Само взыскание проходит по определенной процедуре.
Сначала издается решение о взыскании налога за счет имущества. Принимает такое решение руководитель ИФНС или его заместитель. Сделать это он может в течение одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налога. А в течение трех дней с момента вынесения такого решения указанное лицо направляет соответствующее постановление судебному приставу-исполнителю для исполнения.
Формы решения и постановления о взыскании налогов за счет имущества утверждены приказом ФНС России от 14 мая 2007 г. № ММ-3-19/293@.
Если решение о взыскании налога за счет имущества принято после истечения одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налога, оно считается недействительным и исполнению не подлежит. Однако в таких ситуациях инспекторы все еще могут обратиться в суд. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Причем пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Для взыскания задолженности приставу отводится двухмесячный срок. Отсчет начинается со дня, когда к приставу поступило постановление из ИФНС (п. 4 ст. 47 НК РФ). В трехдневный срок с этого момента пристав выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. При этом копия названного постановления обязательно должна быть направлена задолжавшему налогоплательщику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Произойти это должно не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления.
Таким образом, о том, что на имущество обращено взыскание, компания может узнать только от судебного пристава-исполнителя.
Следует иметь в виду, что обязанность ИФНС по доведению до сведения налогоплательщика решения о взыскании налога за счет денежных средств в банках, а также за счет его электронных денег установлена Налоговым кодексом. Значит, при недостаточности или отсутствии денег на счетах или в электронном виде фирме уже нужно готовиться к получению уведомления от судебного пристава-исполнителя.
Пристав уполномочен... не действовать
Отказать в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель может по нескольким причинам. Назовем некоторые из них, например (ст. 31 Закона № 229-ФЗ):
- исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо оно не подписано. Правда, нужно учесть, что в некоторых случаях исполнительное производство подлежит возбуждению и без такого заявления;
- истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа;
- документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам;
- исполнительный документ был ранее предъявлен, и производство по нему было прекращено или окончено.
Поскольку постановление о взыскании налога выписывается по четко регламентированной форме, в нем должны быть приведены обязательные реквизиты.
Зачем все это знать налогоплательщику? Все очень просто. Если какой-либо из обязательных элементов в постановлении отсутствует, оно признается не соответствующим требованиям, предъявляемым к исполнительным документам. И поэтому судебный пристав-исполнитель, как уже говорилось выше, может отказать налоговой инспекции в возбуждении исполнительного производства.
Итак, какие же требования выдвигаются к постановлению?
Во-первых, в нем должны быть прописаны фамилия, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление.
Во-вторых, должны быть указаны дата принятия и номер решения ИФНС о взыскании налога за счет имущества.
В-третьих, наименование и адрес налогоплательщика-организации либо фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес постоянного места жительства индивидуального предпринимателя, на чье имущество обращается взыскание.
В-четвертых, постановление должно содержать резолютивную часть. Именно здесь отражаются требования налоговиков.
В-пятых, должна быть прописана дата вступления в силу решения ИФНС о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.
И, наконец, в-шестых, в постановлении обязательно должна быть указана дата его выдачи.
Постановление о взыскании налога подписывается руководителем ИФНС или же его заместителем, после чего заверяется гербовой печатью инспекции.
Инициатива наказуема?
Для должника предусмотрена возможность исполнить требование о погашении задолженности по налогам добровольно. Так, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, пристав в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований.
Внимание
Взыскание на имущество должника обращается в размере задолженности, то есть в том размере, который необходим для исполнения требований. Кроме того, у должника взыскиваются расходы на совершение исполнительных действий и исполнительский сбор, наложенный судебным приставом-исполнителем.
Вместе с этим пристав должен предупредить задолжавшую налоговые платежи фирму (или ИП) о последствиях неисполнения им в добровольном порядке требований ИФНС в установленные сроки. А именно, о принудительном исполнении требований налоговиков и взыскании исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.
Обычно срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Если этот документ предъявлен к исполнению по истечении времени, указанного в нем, то устанавливаемый период для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства.
Если налоговый должник погасит долги перед государством добровольно, исполнительное производство завершается.
В остальных случаях исполнительное производство оканчивается либо при продаже взысканного имущества и погашении за счет вырученных средств задолженности, либо при признании судом должника несостоятельным (банкротом).
Интересно, что должностные лица налоговых органов не вправе приобретать имущество налогоплательщика, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании налога за счет его имущества.
Под ударом имущественные права
В рамках исполнительного производства взыскание может быть обращено не только на имущество, но и на имущественные права, принадлежащие должнику. Какие права попадают под удар:
– право требования должника к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед ним как кредитором (то есть к дебитору). Здесь же – право требования по оплате фактически поставленных должником товаров, выполненных работ или оказанных услуг, по найму, аренде и другим, т. е. дебиторка;
- право требования в качестве взыскателя по исполнительному документу;
- право на аренду недвижимого имущества; – исключительное право на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации;
- право требования по договорам об отчуждении и использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации;
- принадлежащее лицензиату право использования результата интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
- иные принадлежащие должнику имущественные права.
При взыскании дебиторки есть два варианта развития событий: либо путем погашения дебитором своей задолженности, либо путем продажи дебиторки с торгов. Последний вариант актуален при отсутствии согласия взыскателя или неуплате дебитором задолженности на депозитный счет подразделения судебных приставов.
Однако взыскивать дебиторскую задолженность можно далеко не во всех случаях.
Так, в частности, данный способ погашения задолженности перед бюджетом не применим, когда:
- срок исковой давности для ее взыскания истек;
- дебитор находится в иностранном государстве, с которым у России не заключен договор о правовой помощи;
- дебитор находится в процессе ликвидации;
- дебитор прекратил свою деятельность в качестве юридического лица и исключен из ЕГРЮЛ;
- в отношении дебитора введена процедура банкротства.
Если же взыскание все-таки может быть произведено, судебный пристав-исполнитель выносит постановление. Указанный документ не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется дебитору и сторонам исполнительного производства.
В постановлении указывается обязанность и порядок внесения денег дебитором на депозитный счет подразделения судебных приставов, а также запрет должнику изменять правоотношения, на основании которых возникла дебиторская задолженность.
Как только дебитор получит от пристава постановление, он должен незамедлительно информировать пристава и должника о погашении задолженности, то есть о перечислении на счет подразделения судебных приставов необходимой суммы.
С.М. Хейфец,
группа компаний "Беседин Аваков Тарасов и партнеры"
Споры налоговых органов с организациями и предпринимателями по поводу взыскания налогов за счет имущества встречаются в судебной практике не так часто. Однако судебные решения по этим спорам, если они выносятся не в пользу налогоплательщика, могут иметь для последнего весьма серьезные последствия, каковыми являются изъятие или арест имущества.
Анализ арбитражной практики позволяет выявить сложившиеся подходы судебных инстанций к разрешению подобных споров и наиболее типичные случаи отступления работников территориальных органов МНС России и внебюджетных фондов от норм действующего законодательства при обращении взыскания на имущество.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога, сбора в установленный срок обязанность по уплате налога, сбора исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) на счетах в банках (п. 1 ст. 46 НК РФ). При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) или при отсутствии информации о счетах этих лиц налоговый орган имеет право взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента (п. 7 ст. 46 НК РФ).
Взыскание налогов (сборов) за счет иного имущества регулируется ст. 47 НК РФ.
Поскольку в соответствии с п. 10 ст. 46 и п. 8 ст. 47 НК РФ все положения, касающиеся порядка взыскания налогов, автоматически распространяются на взыскание сборов и пени, рассмотрим только порядок взыскания налогов.
Статьи 46 и 47 НК РФ регулируют процедуру взыскания налога лишь в отношении налогоплательщиков-организаций, а также налоговых агентов-организаций. Для физических лиц, в том числе предпринимателей без образования юридического лица, в ст. 48 НК РФ предусмотрен иной порядок взыскания задолженности.
На порядок взыскания налогов таможенными органами также распространяются положения ст. 46 и 47 НК РФ (ст. 34 НК РФ).
В случаях, определенных законодательством о налогах и сборах, на органы государственных внебюджетных фондов могут быть возложены обязанности по налоговому контролю в отношении налогов, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды (ст. 34.1 НК РФ). В таких случаях органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами налоговых органов.
Положения действующего НК РФ не распространяются на порядок исчисления и уплаты взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данные взносы не включены в состав единого социального налога, и порядок их уплаты регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Действовавшая до последнего времени редакция этого Федерального закона не предусматривала принудительного взыскания недоимки по страховым взносам за счет имущества.
Вступивший в силу с 26 апреля 2003 года Федеральный закон от 22.04.2003 N 47-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”" наделил Фонд социального страхования Российской Федерации правом принудительного взыскания недоимки и пени по соответствующим страховым взносам как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества страхователя. Причем процедура взыскания страховых платежей за счет имущества, установленная Федеральным законом от 22.04.2003 N 47-ФЗ, в основном повторяет процедуру, изложенную в ст. 46 и 47 НК РФ и описанную выше.
В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" взыскание недоимки по взносам на обязательное пенсионное страхование осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) в судебном порядке. Возможность взыскания недоимки за счет имущества данным Федеральным законом не предусмотрена.
Из анализа содержания ст. 46 и 47 НК РФ следует, что взыскание налога за счет имущества организаций возможно только как шаг, следующий за взысканием денежных средств на банковских счетах и допустимый лишь при условии, что денежных средств на счете не оказалось либо их недостаточно, чтобы погасить всю сумму налоговой задолженности. Поэтому до взыскания налога за счет иного имущества налоговые органы должны пройти всю процедуру, предусмотренную ст. 46 НК РФ, и только при невозможности взыскания задолженности по налогу с банковских счетов налогоплательщика они вправе перейти ко второму этапу, заключающемуся в изъятии имущества налогоплательщика-организации (налогового агента). При этом учитывается сумма задолженности, погашенная на первом этапе за счет взыскания денежных средств со счетов в банке.
На практике должностные лица налоговых инспекций и фондов при обращении взыскания на имущество налогоплательщиков не всегда соблюдают указанную в ст. 46, 47 НК РФ последовательность действий.
Вот наиболее типичный пример.
Организация не уплатила к положенному сроку единый социальный налог. Налоговая инспекция направила налогоплательщику требование об уплате налога и пени. Требование не было добровольно исполнено; в связи с этим налоговая инспекция вынесла решение о взыскании вышеуказанных сумм за счет имущества налогоплательщика.
Организация обратилась в арбитражный суд с иском к налоговой инспекции о признании недействительным ее решения о взыскании недоимки по налогам и пени за счет имущества истца. Решением суда иск был удовлетворен.
Из материалов дела следовало, что налоговая инспекция не выносила решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика и не направляла в банк инкассовые поручения о принудительном взыскании сумм недоимки по налогу и пеней.
Довод налоговой инспекции о том, что на момент вынесения оспариваемого решения на счетах ответчика не имелось денежных средств, не подтверждался материалами дела.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал заключение о том, что оспариваемое решение является недействительным, так как налоговая инспекция не соблюла порядок взыскания налога за счет имущества, предусмотренный ст. 46 и 47 НК РФ.
Проверяя законность решения суда в кассационном порядке, Федеральный арбитражный суд (ФАС) Северо-Западного округа пришел к выводу о том, что данное решение было вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права и основания для его отмены нет. Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 12.11.2001 N А26-3461/01-02-02/175 кассационная жалоба налоговой инспекции была оставлена без удовлетворения.
Но и тогда, когда налоговые органы стараются формально соблюсти вышеописанный порядок путем предварительного взыскания денежных средств со счетов налогоплательщика, арбитражный суд может признать решение о взыскании иного имущества недействительным. Так будет в случае, если налоговые органы не представят убедительных доказательств недостаточности либо отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика. В качестве таких доказательств могут служить инкассовые поручения, отозванные налоговым органом или вернувшиеся из банка с отметкой о невозможности их исполнения, или справки из банков о состоянии расчетных счетов налогоплательщика. Суд должен исследовать все представленные доказательства и сделать вывод о допустимости погашения задолженности путем принудительного изъятия имущества налогоплательщика.
В дополнение к сказанному в предыдущем абзаце можно привести постановление ФАС Центрального округа от 10.10.2001 N А09-822/01-16, согласно которому до тех пор, пока поручение на бесспорное списание денежных средств со счета налогоплательщика не будет отозвано налоговым органом или не вернется с отметкой банка о невозможности его исполнения, налоговый орган не вправе выносить решение о взыскании налога за счет иного имущества. В противном случае возникает ситуация, при которой к налогоплательщику будут одновременно применены два способа бесспорного взыскания задолженности, что может привести к излишнему взысканию сумм налоговых платежей, не говоря уже о том, что подобный подход не соответствует нормам НК РФ и Конституции Российской Федерации.
Вышеприведенный порядок взыскания налогов за счет имущества относится к общей ситуации, когда у недоимщика имеются денежные средства на банковских счетах, а информация о состоянии счетов доступна органам налогового контроля.
Если же налоговые органы изначально располагают доказательствами, подтверждающими отсутствие у недоимщика денежных средств на счетах в банке или их недостаточность для погашения задолженности, то вынесению постановления о взыскании налогов за счет имущества не обязательно должно предшествовать вынесение решения о взыскании недоимок за счет денежных средств на счетах в банках. Такая позиция содержится в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 10.12.2001 N А26-2255/01-02-03/198, от 04.12.2001 N А56-3036/01, от 19.11.2001 N А56-12602/01.
Действительно, из анализа п. 1 и 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ следует, что взыскание налога за счет денежных средств и взыскание налога за счет имущества являются самостоятельными видами принудительного взыскания налогов.
Такой же вывод можно сделать из анализа положений абзаца четвертого п. 1 и п. 4 ст. 45 НК РФ.
Поэтому если налоговым органам заранее известно, что денежные средства на счетах недоимщика отсутствуют, они могут сразу обратить взыскание на его имущество.
Если денежных средств на счетах недоимщика недостаточно, налоговые органы вправе вынести два постановления о принудительном исполнении обязанности по уплате налога: постановление об обращении взыскания на денежные средства на банковских счетах и постановление об обращении взыскания на иное имущество в части задолженности, на уплату которой денежных средств в банке оказалось недостаточно.
Решение о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах может быть принято не позднее 60 дней после истечения срока ранее выставленного налогоплательщику требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ). Нормами НК РФ специально не установлен срок для вынесения решения о взыскании имущества, поскольку данная мера означает лишь изменение способа принудительного взыскания задолженности. Поэтому в случае, если налоговый орган сразу выносит решение о взыскании задолженности в порядке ст. 47 НК РФ, он должен руководствоваться сроком, указанным в п. 3 ст. 46 НК РФ.
Другим основанием для взыскания налога за счет имущества без предварительного взыскания денег со счетов является отсутствие у налоговых органов информации о счетах налогоплательщика (п. 7 ст. 46 НК РФ).
Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.08.2001 N 26-461/01-02-08/37 было признано правомерным постановление отделения ПФР о взыскании страховых взносов и пеней за счет имущества предприятия-должника, своевременно не исполнившего обязанность по уведомлению отделения ПФР об открытии счетов (п. 2 ст. 23 НК РФ). В отсутствие информации о счетах данного предприятия отделение ПФР было вправе приступить к взысканию недоимки за счет его имущества, минуя этап предварительного взыскания средств со счетов.
К сожалению, норма, содержащаяся в п. 7 ст. 46 НК РФ, сформулирована недостаточно четко, поскольку из ее текста трудно понять, должна у налогового органа отсутствовать информация о состоянии всех счетов налогоплательщика или только о каком-нибудь из них.
В случае возникновения судебного спора факт отсутствия информации о счетах налогоплательщика должен, по нашему мнению, доказывать налоговый орган. Такое заключение можно сделать, во-первых, на основании презумпции невиновности налогоплательщика (п. 6 ст. 108 НК РФ), во-вторых, по аналогии с вышеизложенной позицией судов в отношении споров о взыскании имущества налогоплательщика при отсутствии денег на его счетах.
В действительности, поскольку банки в соответствии со ст. 86 НК РФ обязаны уведомлять в установленный срок налоговые органы об открытии или закрытии счетов организаций и индивидуальных предпринимателей (аналогичная обязанность последних предусмотрена ст. 23 НК РФ), маловероятно, чтобы у налоговой инспекции отсутствовала информация о счетах налогоплательщиков.
Очевидно, такая информация может отсутствовать в органах государственных внебюджетных фондов, так как обязанность по сообщению в эти органы сведений об открытии или закрытии счетов предусмотрена действующим законодательством только для банков в отношении ПФР.
Решение налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества может быть признано недействительным не только при нарушении последовательности процедуры взыскания, но и при нарушении работниками налогового органа требований ст. 47 НК РФ в отношении формы и содержания решения о взыскании (постановления о взыскании).
В соответствии с п. 1 ст. 47 НК РФ взыскание за счет имущества производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу - исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Пункт 2 ст. 47 НК РФ устанавливает требования, которые предъявляются к сведениям, содержащимся в постановлении о взыскании налога за счет имущества. Эти сведения должны включать:
Фамилию, имя, отчество должностного лица, выдавшего постановление;
Дату принятия и номер решения руководителя налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, а также дату вступления в силу вышеуказанного решения;
Наименование и адрес организации, на чье имущество обращается взыскание;
Резолютивную часть решения руководителя налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика;
Дату выдачи вышеуказанного постановления.
Постановление должно быть подписано руководителем налогового органа (его заместителем) и заверено гербовой печатью налогового органа.
Постановление, не отвечающее вышеперечисленным требованиям, может быть признано судом не подлежащим исполнению (см. постановление ФАС Московского округа от 18.06.2001 N КА-А41/2921-01).
Очередность взыскания различных видов имущества не является произвольной.
Согласно п. 4 ст. 47 НК РФ все имущество налогоплательщика подразделяется на шесть групп. Исполнительные действия в отношении каждой группы допускаются лишь в случае, если имущества, отнесенного к предыдущей группе, оказывается недостаточно для полного погашения задолженности.
Не подлежит взысканию имущество, переданное по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без права перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры не расторгнуты или не признаны недействительными в установленном порядке (п. 4. ст. 47 НК РФ). Причем в постановлении Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 обращается внимание арбитражных судов на то, что в соответствии с главами 9 и 29 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) потребность взыскания имущества сама по себе не может рассматриваться в качестве достаточного основания расторжения или недействительности договоров, по которым данное имущество было передано третьему лицу.
В начале статьи уже отмечалось, что положения ст. 46 и 47 НК РФ распространяются как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов. Возможность взыскания налогов с налогового агента является способом принудительного исполнения им обязанности по перечислению в бюджет суммы налога, фактически удержанной из средств налогоплательщика. Иными словами, порядок взыскания налогов, предусмотренный ст. 46 и 47 НК РФ, применяется к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков налогов.
В подтверждение этой позиции можно привести постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.07.2002 N А52/470/2002/2, в котором признается не соответствующим нормам права требование налоговой инспекции о взыскании за счет имущества с налогового агента суммы налога, не перечисленной в бюджет в связи с ее неудержанием у налогоплательщика.
Иногда возникает вопрос о возможности взыскания имущества государственного учреждения, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Согласно ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.
Из этого судами делается вывод о недопустимости обращения взыскания недоимки на имущество учреждения (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 23.08.2001 N Ф08-2638/2001-838А, ФАС Московского округа от 13.06.2001 N КА-А40/2809-01).