История мотоциклов иж. Мотоциклы Иж: новые и современные

Наверняка любовь к мотоциклам передалась нам ещё с давних времён. В наше время «стальной конь!», позволяет своему владельцу почувствовать свободу и независимость. Вероятно, что поэтому большинство парней (и не только парней) мечтают приобрести мотоцикл ИЖ Планета 5. Но перед тем как сделать выбор в пользу той или иной модели, необходимо изучить все интересные исторические факты, связанные с возникновением «стального коня».

История возникновения "Иж Планета 5"

Первые факты об этом средстве передвижения появились в Российской Империи ещё в конце 19 века, но тогда знали только зарубежные модели мотоциклов. Чтобы производить свои и речи быть не могло. Но спустя некоторое время на рижском заводе Лайтнера, была сделана первая модель мотоцикла, за основу которой был взят велосипед.

Если до конца быть честными, то все комплектующие для мотоциклов были швейцарскими. Дальнейшая революция, а затем война не дали возможность в полной мере развить весь потенциал отрасли.

Всё поменялось в конце 20-х годов, когда этим делом начал заниматься инженер Можаров, обладающий несомненным талантом. Он собрал огромное количество мотоциклов, которым дал название мотоцикл Иж Планета 5. Спустя некоторое время "стальные кони" были модернизированы, но опять, же из-за войны производство пришлось прекратить и производить технику только для военных нужд.

Лишь только после окончания войны, производство мототехники стало стремительно развиваться. Инженеры выпустили огромное количество различных модификаций мотоциклов, например мотоцикл ИЖ Юпитер 5 и большое количество людей стало пользоваться этим средством передвижения.

Как ни печально, но такая известность была короткой, и уже через некоторое время все люди пересели на автомобили. Впоследствии производство мотоциклов пошло на спад и в результате мототехнику почти перестали выпускать. Но и в наше время советские мотоциклы продолжают служить свои владельцам. Возобновить производство мототехники пытаются и сегодня. И вполне вероятно, что мы ещё когда-нибудь увидим своими глазами новый мотоцикл, который будет сконструирован на Ижевском заводе.

Мотоцикл ИЖ Планета 5 и его характеристики

Производство мотоциклов модельного ряда "Планета" закончилась созданием "стального коня", на котором был установлен одноцилиндровый мотор. Массовое производство началось в 1987 году и закончилось лишь в 2008 году. Главной технической характеристикой мотоцикла считается довольно высокая тяга при малых оборотах. Помимо этого можно присоединить коляску или грузовой модуль.

Эта модель пережила огромное количество модернизаций, к примеру, модель "ИЖ Планета 5-01" была укомплектована бесконтактной системой зажигания. Это значит, что водитель имел возможность завести мотоцикл без помощи аккумулятора. Технические параметры не менялись длительное время.

Весил мотоцикл 160 кг., был оборудован бензобаком, объём которого составлял 18 литров. А разогнаться мотоцикл ИЖ Планета 5 мог до 120 км/ч. Модель оборудована одноцилиндровым двигателем, мощностью приблизительно 22 л.с., объёмом 346 кубических сантиметров.

Специальная система охлаждения ничем не отличается от подобных агрегатов, и также является воздушным. Данная модель довольно экономная и требует до 6.5 литров на 100 км. Инженеры компании хотели выпустить мотоцикл ИЖ Планета 3, который бы отлично подходил для российских дорог.

Предприимчивые хозяева стали применять "стального коня" везде, где только можно. Его начали использовать для поездок по городу, для выезда на дачи и рыбалку, а кроме этого, как сельскохозяйственную технику. Стоит отметить, что, несмотря на некоторые изменения в технических параметрах внешний вид мотоцикла не потерпел особых изменений, и некоторые владельцы до сих пор могут похвастаться оригинальной версией этой модели.

Видео: Тест-драйв Иж Планета-5

Похожие материалы.

Модель отличалась от ИЖ - 56 конструкцией бензобака, седла, переднего и заднего щитков, глушителями. Так, неподвижное седло было заменено легкосъемным, вместо штампованных щитков применены штампосварные.

ИЖ Планета - 2

Повышенная мощность двигателей и иная конструкция ступиц колес. Вместо штампованных стальных ступиц колес и тормозных колодок применялись литые из алюминиевого сплава.

ИЖ Планета - 3

Унифицированные экипажные части с Иж Ю - 3 и Иж Ю - 3К, отличавшимися от предшественников конструкцией бензобака, инструментальных ящиков, грязевых щитков более мощными двигателями с унифицированными коробками передач, более высоким и приближенным к водителю рулем, улучшившим посадку и управление. Впервые на ИЖ были установлены указатели поворотов.

ИЖ Планета Спорт

Предназначен для туристических и спортивных поездок как в одиночку, так и с пассажиром, мотоцикл ИЖ Планета отвечал требованиям внутреннего и внешнего рынков по техническим параметрам, удобству и безопасности, имел привлекательный внешний вид, что достигнуто за счет удачного расположения всех деталей и узлов, формы бензобака, инструментальных ящиков, седла, окраски в два цвета. На Иж Планета впервые в практике отечественного мотоциклостроения была внедрена система раздельной смазки двигателя с помощью автоматического устройства для дозировки масла, что снизило токсичность выпускных газов. На этом Иж планета Впервые были выполнены требования ЕЭК ООН по светотехнике, ее функциональному решению. Некоторые конструктивные решения были использованы на всех последующих моделях. Этот Иж Планета обладал высокими динамическими качествами - время разгона до 100 км/ч не превышало 11 секунд, расход топлива при скорости 60 км/ч составлял 3,5 литра на 100 км пути. Эта модель была предназначена для любителей высоких скоростей поэтому стала популярной среди молодежи.

ИЖ Планета - 4

Модель Иж планета - 4 отличают иные внешние формы, отвечающие требованиям технической эстетики, конструкции отдельных узлов двигателя, электрооборудования, экипажа и повышенной безопасностью. В двигателе ИЖ Планета - 4 была предусмотрена система, обеспечивающая автоматическую дозировку масла с уменьшением его расхода вдвое, что снизило токсичность выхлопа. Была применена система электрооборудования с трехфазным стоваттным синхронным генератором переменного тока с напряжением 12 вольт, с полупроводниковым выпрямителем и с бесконтактным полупроводниковым регулятором напряжения.От модели ИЖ Планета - 3 Планета 4 отличался увеличенным ходом переднего колеса, повышенной прочностью перьев вилки, улучшенной амортизацией заднего колеса. Передний глубокий щиток был заменен неглубоким - циркульного типа. Были установлены переключатели новой конструкции, обеспечивавшие управление всеми приборами без отрыва рук водителя от руля, замок зажигания автомобильного типа с номерным ключом и противоугонное устройство.

ИЖ Планета - 5

Модель ИЖ Планета - 5 прозванная «Композиция», была создана с использованием агрегатов 500-кубового мотоцикла «Неандер», но с оригинальной передней вилкой и изменённой рамой. Увеличенный объем воздухоочистителя в комплекте с виброгасителями ребер цилиндра снижают уровень шума и утомляемость водителя и пассажира. Новые переключатели на руле и фонари-указатели поворота улучшают дизайн Иж Планета 5 и сохраняют удобство управления. Иж Планета -5 может быть дополнительно оборудован коленными щитками и багажником. Модель 7.107-016 с двумя глушителями комплектуется гидропневматической подвеской переднего колеса с повышенной плавностью хода и дисковым тормозом.
Модель ИЖ Планета - 5 - классика, проверенная временем и российскими дорогами. Относится к среднему классу. Недорогой и надежный. Простая конструкция двигателя- удобство при обслуживании. Оптимальный вариант недорогого транспортного средства. Отлично зарекомендовал себя при эксплуатации, как в условиях города, так и в сельской местности. Регулируемая в зависимости от типа дорожного покрытия задняя подвеска обеспечивает комфортную езду по асфальту и бездорожью. Двигатель обладает хорошей тягой на низких оборотах.

ИЖ Планета - 6

ИЖ Планета 6 или Иж 6.113-020-05 ЮНКЕР - дорожный байк выполнен в характерном американском стиле:
* высокий руль и вынесенные вперед подножки обеспечивающие вальяжную посадку водителя
* каплевидный бак с расположенной на нем панелью приборов
* двухуровневое раздельное седло со спинкой для удобства пассажира
* новая система впуска-выпуска обеспечивающая низкий уровень шума и хорошую тягу на низких оборотах
* лицензионная гидропневматическая вилка с повышенной плавностью хода
* дисковый тормоз переднего колеса
* краска цвета "металлик" и обилие хромированных деталей

ИЖ Планета - 7

От стандартного Ижа П-5 отличается электронным зажиганием! Особенность-не нуждается в регулировке, работает БЕЗ АККУМУЛЯТОРА!!!Ещё в нём немного усовершенствован механизм выжима сцепления-работает и регулируется лучше, чем у П-5. Всё остальное - спицованные колёса, совместная смазка-всё стандарт. По отзывам владельцев иж планета 7 надёжный, выносливый, достаточно мощный и неприхотливый!!! и при этом очень даже не дорогой.

Часто встречаются в истории советского мотопрома случаи, что за неимением собственного копируется чужое. Например, удачный иностранный мотоцикл по волшебному повиновению палочки становится отечественным. Выпуск налаживается, а про оригинал все забывают. Ну что же, значит судьба. Такой шаблон не пропустил и замечательный немецкий двухколесный агрегат времен войны DKW-350. Уже ИЖ-350, если быть правильным. «Новый» мотоцикл обрадовал многих покупателей. Такого качества и удобства уже давно никто не видел.

Развитие модели

ИЖ-350 выпускался с 1946 года по 1951 год. Он прекрасно отжил своё время, и взамен ему пришел новый, немного усовершенствованный ИЖ (мотоцикл) 49. Существенных переделок не было, в основном конструкторы заменили передние и Они стали мягче и эффективнее. Сорок девятая модель запомнилась многим. Удобство, надежность и внешняя красота сделали этот мотоцикл легендой. Выпускался переделанный ИЖ-350 в период между 1951-1958 гг. За такое короткое время Ижевский завод мототехники выпустил полмиллиона экземпляров. Это заслуживает уважения.

ИЖ (мотоцикл) 49

Сорок девятый ИЖ выполнен в традиционных тонах завода-изготовителя. Классический средний байк, предназначенный для передвижения по городу, не более: характеристики не позволяют. С собой наездник может перевозить дополнительного пассажира. Для него предназначено отдельное седло.

ИЖ-49 выпускался как двухколесный мотоцикл, но иногда разработчики прикрепляли к нему коляску, что бывало редко. Всё-таки «сорок девятый» запомнился всем одиночным мотоциклом.

На сегодняшний день данный байк сложно назвать хорошим. Технические характеристики слабые, внешний вид не такой уж и завораживающий, а про динамические параметры лучше молчать. Теперь его не видно на дорогах, но он еще живет. В истории ИЖ-49 остался навсегда.

Внешний вид

ИЖ (мотоцикл) 49, как указано выше, изготовлен в лучших традициях Ижевского завода. Его почти никак не отличишь от других, похожих моделей и многих других). Среди общих признаков можно выделить топливный бак каплевидной формы. Он находится выше, чем сиденье (в отличие от более поздних экземпляров ИЖ). Руль невысоко поднят.

От этого руки сгибаются и не ложатся ровно. Двигатель не занимает много места. Один цилиндр все же! Водительское сиденье, к сожалению, плохое. У него много недостатков. Кресло маленькое, одноместное. Людям с большими габаритами трудно будет с него не свалиться, особенно на больших скоростях. К тому же сиденье жесткое, без каких-либо подкладок.

Мотоцикл ИЖ 49: технические характеристики

Немецкая основа сделала своё дело. Байк не только выглядел элегантно, но к тому же и на дорогах держал себя умело. Главное достоинство сорок девятого ИЖа - это двигатель. Как для шестидесятилетнего агрегата характеристики на высоте. Мотор скрывает за собой всего один единственный цилиндр. Он принадлежит к двухтактной системе. Цельный объём составляет немаленьких триста сорок шесть кубических сантиметров. Это достойно уважения. Мощности, конечно, маловато. может выжимать всего двенадцать лошадиных сил. Максимальная скорость, до которой можно разогнать байк - это 80 километров в час. Расход топлива довольно-таки небольшой. Четыре литра на сто километров пути. Трансмиссия надежная - четырехступенчатая.

Цена

ИЖ (мотоцикл) 49 оценивают по-разному. Всему виной век и состояние агрегата. Средняя стоимость байка - 30000 рублей. За 60 лет узлы двухколесного устарели, поэтому не часто можно встретить не переделанный, оригинальный ИЖ-49 (мотоцикл). Запчасти уже давно не продают, поэтому любая, даже маленькая поломка принесет большие затраты и большой расход времени.

В 2008 году исполнилось 120 лет со дня рождения Петра Владимировича Можарова – энтузиаста мотоциклиста и инженера. С его именем связана история мотоциклов Иж и организации их серийного производства. Мотоциклы были его страстью, и она передалась многим людям, которые стояли у истоков развития мотоциклетной промышленности в Советском Союзе.

В истории мотоциклов Иж знаменателен 1928 г. Весной этого года было подано официальное предложение об организации на Ижевском заводе выпуска мотоциклов. В том же году было создано конструкторское бюро, и возглавил его Можаров. Он руководил разработкой, изготовлением и испытанием первых экземпляров. Самым первым был Иж — 1, он увидел свет в сентябре 1929 г. Это был тяжелый (около 300 кг.) мотоцикл с карданной передачей, штампованной рамой, и двигателем объемом 1200 куб.см. Мотоцикл почти уникальный, для своего времени с множеством передовых решений. Трехступенчатая коробка передач, выполненная в блоке с двигателем; нижняя часть рамы служащая одновременно корпусом глушителя. Почти одновременно вышли из стен завода Иж — 2 с приводом на колесо коляски и Иж — 3 с V – образным двигателем «Вандерер» объемом 750 куб.см.

1929 был очень плодотворным для Можарова. Всего за восемь месяцев было создано пять моделей мотоциклов, среди них лучшая на то время: Иж-4.

Но все это по сути создавалось в опытных мастерских при предприятии Ижсталь. По настоящему же Ижевский мотоциклетный завод был организован в 1932, после решения специальной комиссии при наркомате тяжелой промышленности СССР.


После Великой Отечественной войны в истории мотоциклов Иж начался новый этап, было организовано массовое производство мотоциклов. Из Германии была привезена техническая документация ДКВ НЦ-350. Почти полная его копия выпускалась на предприятии под маркой Иж-350. А после доработки и модернизации (в конструкции были использованы технические новинки – телескопическая передняя вилка и задние гидравлические амортизаторы) он стал называться Иж — 49. Он получился надежным и удобным в эксплуатации. За ним в 1956 последовала очень удачный Иж — 56 с трубчатой рамой. Всего было выпущено около 680 тысяч экземпляров, в том числе с боковым прицепом.

Со временем мотоциклетная продукция Ижевского завода стала очень популярной в Союзе. Мотоциклы «Иж-Планета», «Иж-Юпитер» были известны практически каждому. Кроме дорожных, выпускались и спортивные для мотокросса и кольцевых гонок. Особенно выделялась разработанная в 1974 модель с множеством новых технических решений, очень популярная среди молодежи.


История мотоциклов Иж продолжается в настоящее время. В 2000 гг. разрабатывается принципиально новая разновидность мотоцикла – Иж-6.113-05 «Юнкер», необычным для отечественного мотоциклостроения в первую очередь своим дизайном в стиле чоппер. Кроме него продолжается выпуск и традиционных, любимых народом моделей Юпитер и .

В настоящее время конечно можно критиковать Ижевскую продукцию за отсутствие развития в техническом плане и невзрачный дизайн. Но не стоит и забывать, что у них есть несомненные достоинства, а именно простота и доступность. Не каждый может позволить себе дорогой мотоцикл ведущих мировых производителей, а вот Иж – пожалуйста. И ремонт можно выполнить подручными средствами, и запчасти доступны и недороги. Так что продукция Иж легко находят своего потребителя, за что и спасибо.

Модели 1929 г. Конструктор П.В. Можаров.

ИЖ - 1

Мотоцикл относится к классу тяжелых мотоциклов.

В основе мотоцикла лежит штампованная рама из двух цельных ферм. Нижняя часть рамы служила так же и корпусом глушителя - эта особенность была характерна для всех пяти мотоциклов первой серии. Это была внушительная по весу и габаритам машина с двухцилиндровым четырехтактным V-образным двигателям рабочим объемом 1200 куб. см. и максимальной мощностью 24 л.с. Коленчатый вал двигателя располагался продольно, крутящий момент на заднее колесо передавался от трехступенчатой коробки передач, выполненной в блоке с двигателем, карданным валом.

Машина предназначалась для эксплуатации как с пассажирским так и грузовым прицепами. Запас мощности обеспечивал возможность движения по самым сложным дорогам.

ИЖ - 2 (модификация ИЖ - 1)

Предназначался для тяжелого бездорожья и распутицы. Характерными чертами являются:

  • четырехтактный двухцилиндровый V-образный двигатель с карданным приводом на заднее колесо;
  • наружная хребтовая рама из штампованных элементов;
  • нижние ветви рамы одновременно являются выхлопными трубами и глушителями;
  • подвеска заднего колеса рессорная, рычажная;
  • ось заднего колеса жестко закреплена на раме;
  • ручное переключение передач
  • привод на колесо коляски
  • корфы над осью заднего колеса.

В отличие от базовой модели он имел принудительное охлаждение и усиленную коляску. Мотоцикл мог перевозить четверых: водителя, пассажира на заднем сидении, двух пассажиров в коляске.

ИЖ - 3

Чтобы сократить объем разработок П.В. Можаров применил в этой модели силовой агрегат от мотоцикла фирмы Wanderer. Двигатель четырехтактный двухцилиндровый V-твин объемом 750 куб. см., разборная рама из стальных штампованных элементов, подвеска переднего колеса рычажная, вилка параллелограмного типа с прогрессивной пружиной (диаметр навивки возрастает к середине). Ось заднего колеса жестко закреплена на раме. Привод заднего колеса осуществляется втулочно-роликовой цепью.

ИЖ - 4

Модель легкого мотоцикла. Одноцилиндровый двухтактный двигатель германской фирмы `Stock` рабочим объемом 200 куб. см., карданный привод заднего колеса, рама из штампованных элементов, вилка параллелограмного типа.

ИЖ - 5

Четырехтактный двигатель с одним, расположенным вертикально, цилиндром объемом 400 куб. см. Привод заднего колеса закреплен втулочно-роликовой цепью. Рама, бензобак, седло и руль - это доработанные части мотоцикла Neander. В этом мотоцикле вместо колесной подставки впервые был использован боковой упор.

ИЖ - 7

Трехскоростная коробка передач с сухим многодисковым сцеплением, одноцилиндровый двухтактный двигатель с воздушным охлаждением. Мотоцикл показывал хорошие качества и в ряде состязаний занял первые места.

ИЖ - 8

Одноместная машина с одноцилиндровым двухтактным двигателем с двойной продувкой и воздушным охлаждением. На этой машине слесарь-сборщик Николай Пешехонов, участвуя во Всесоюзных соревнованиях, не раз становился чемпионом, и ему первому в Удмуртии было присвоено звание мастера спорта СССР

ИЖ - 9

Конструкция четырехтактного одноцилиндрового двигателя с двойной продувкой и воздушным охлаждением была разработана ленинградским заводом \"Красный Октябрь\". Трехскоростная коробка передач со скользящей парой шестерен постоянного зацепления.

ИЖ - 12

Амортизаторы подвески заднего колеса и телескопическая вилка переднего, а так же низкая посадка сделали эту машину незаменимой при езде по проселочным дорогам. Подвеска заднего колеса и телескопическая вилка обеспечивали мягкость хода. На 49-м штампованная рама и закончила свое существование

Вместо штампованной рамы была применена рама сварная, трубчатая, сдвоенное седло придало мотоциклу новую форму, обусловило новую, полуспортивную посадку водителя, подвеска заднего колеса осуществлена при помощи качающейся вилки и двух пружинно-гидравлических амортизаторов, шарнирно связанных с рамой, передние и задние колеса взаимозаменяемы, цепь, идущая от коробки передач к заднему колесу была защищена герметическим кожухом. Двигатель этого мотоцикла имел цилиндр, состоящий из оребренной алюминиевой рубашки с запрессованной в него чугунной гильзой.

ИЖ - 58 и его модификации

Оригинальным в его конструкции было соединение двух коленчатых валов одним маховиком, расположенным в специальной камере между цилиндрами. После проведения полного цикла стендовых и дорожных испытаний двигатель ИЖ-58 был рекомендован в серийное производство. Мощность двигателя 18 л. с. Двигатель устанавливался на экипаж, унифицированный с экипажем мотоцикла ИЖ-56. Мотоцикл сначала именовался ИЖ-58, а затем Иж-Юпитер. Выпуск мотоцикла производился в двух модификациях - как для езды в одиночку, так и с боковым прицепом.

На базе мотоцикла "ИЖ - 56" в 1962 году создается его модификация "Иж Планета". Мотоцикл отличался от "ИЖ - 56" конструкцией бензобака, седла, переднего и заднего щитков, глушителями. Так, неподвижное седло было заменено легкосъемным, вместо штампованных щитков применены штампосварные.

Повышенная мощность двигателей и иная конструкция ступиц колес. Вместо штампованных стальных ступиц колес и тормозных колодок применялись литые из алюминиевого сплава.

Унифицированные экипажные части с мотоциклами "Иж Ю - 3" и "Иж Ю - 3К", отличавшимися от предшественников конструкцией бензобака, инструментальных ящиков, грязевых щитков более мощными двигателями с унифицированными коробками передач, более высоким и приближенным к водителю рулем, улучшившим посадку и управление. Впервые на мотоциклы ИЖ были установлены указатели поворотов.

ИЖ Планета Спорт

Предназначен для туристических и спортивных поездок как в одиночку, так и с пассажиром. Мотоцикл отвечал требованиям внутреннего и внешнего рынков по техническим параметрам, удобству и безопасности, имел привлекательный внешний вид, что достигнуто за счет удачного расположения всех деталей и узлов, формы бензобака, инструментальных ящиков, седла, окраски в два цвета. Впервые в практике отечественного мотоциклостроения была внедрена система раздельной смазки двигателя с помощью автоматического устройства для дозировки масла, что снизило токсичность выпускных газов. Впервые были выполнены требования ЕЭК ООН по светотехнике, ее функциональному решению. Некоторые конструктивные решения были использованы на всех последующих моделях мотоциклов.Мотоцикл обладал высокими динамическими качествами - время разгона до 100 км/ч не превышало 11секунд, расход топлива при скорости 60 км/ч составлял 3,5 литра на 100 км пути. Эта модель была предназначена для любителей высоких скоростей поэтому стала популярной среди молодежи.

Мотоцикл отличают иные внешние формы, отвечающие требованиям технической эстетики, конструкции отдельных узлов двигателя, электрооборудования, экипажа и повышенной безопасностью. В двигателе "ИЖ П - 4" была предусмотрена система, обеспечивающая автоматическую дозировку масла с уменьшением его расхода вдвое, что снизило токсичность выхлопа. Была применена система электрооборудования с трехфазным стоваттным синхронным генератором переменного тока с напряжением 12 вольт, с полупроводниковым выпрямителем и с бесконтактным полупроводниковым регулятором напряжения.От "ИЖ П - 3" мотоцикл отличался увеличенным ходом переднего колеса, повышенной прочностью перьев вилки, улучшенной амортизацией заднего колеса. Передний глубокий щиток был заменен неглубоким - циркульного типа. Были установлены переключатели новой конструкции, обеспечивавшие управление всеми приборами без отрыва рук водителя от руля, замок зажигания автомобильного типа с номерным ключом и противоугонное устройство.