Подготовка к выходу на природу конспект



  • Вступление
  • Классификация преступлений несовершеннолетних
  • Хулиганство и вандализм

4. Заключение

Преподаватель ОБЖ

Ковалев Александр Прокофьевич

СОШ № 2

г. Моздок



Подготовку целесообразно начать с изучения района похода, выбора конечной точки похода (живописное место, озеро, берег реки, лесная поляна и т. д.) и определения маршрута движения.

Район путешествия должен быть знакомым, так как цель похода не открытие «новых земель», а отработка навыков поведения в природных условиях.

Для выбора конечной точки маршрута необходимо руководствоваться тремя основными критериями:

  • участок местности, выбранный в качестве конечной точки путешествия, должен быть пригодным для большого привала (организации приготовления обеда и отдыха туристов, а также отработки туристских навыков в установке палатки, разведении костра, преодолении препятствий на местности и др.);


  • расчёт светлого времени должен быть достаточным для возвращения в исходную точку с резервом не менее чем 1 ч.
  • расстояние до выбранной точки на местности должно составлять не более 10 км в одну сторону;


Число, день недели в мае 2014г.

Восход солнца

Заход солнца

Долгота дня

Определение оптимального времени сбора группы и выхода в поход . Расчёт необходимо производить от определения времени возвращения к месту сбора + 1 ч резервного времени.

Определение времени пребывания в походе с учётом решаемых задач: время в движении к месту большого привала до трёх ходовых часов и 3 ч на возвращение в исходную точку маршрута; 4 ч пребывания на большом привале. Итого 10 ч времени на турпоход.



Если до исходной точки маршрута, возможно, придётся добираться каким-либо видом транспорта (автобусом, электричкой), то на это также необходимо предусмотреть время. Допустим, оно составит 1,5 ч. Следовательно, туда и обратно 3 ч.

Таким образом, на сам поход необходимо 10 ч, время до прибытия в исходную точку маршрута и возвращения к месту сбора составляет 3 ч + 1 ч резервного времени.

В итоге получаем 14 ч. Если считать, что время возвращения к месту сбора приходится на 22 ч (10 ч вечера), то, значит, время сбора для отправления в поход приходится на 8 (22-14) часов утра. Место сбора определяет преподаватель. Это может быть школа, остановка автобуса или пригородная касса.

Определив временные возможности группы, намечают конечную точку похода, изучают район путешествия и прокладывают маршрут



После определения конечного участка (озеро, берег реки, живописная лесная поляна и т. д.) необходимо выбрать маршрут движения с учётом местности . Его выбирают так, чтобы он имел минимальное количество поворотов. Точки поворота маршрута намечают у характерных, легко распознаваемых ориентиров. Расстояние между ориентирами не должно превышать 2 км.

Выбрав исходную и конечную точки маршрута, наметив контрольные ориентиры, рассчитывают порядок движения по маршруту.

В зависимости от поставленных учебных задач в группе можно иметь одну палатку, костровое оборудование (таганок в чехле, пила в чехле, большой и маленький топоры в чехлах, спички в непромокаемой упаковке), кухонное оборудование, маршрутные документы и оборудование (карта маршрута – 2 экз., компас – 2 шт., групповые деньги, ремонтный набор, аптечка).



Примерный список личного снаряжения для однодневного туристического похода:

  • рюкзак большой с широкими лямками и поясным ремнём;
  • запасная обувь (кроссовки);
  • куртка с капюшоном (штормовка);
  • лёгкий головной убор (шапочка);
  • две пары носков;
  • полиэтиленовая накидка от дождя;
  • кружка, ложка, миска, складной нож;
  • фляжка для питьевой воды.

Правильно подобранный набор личного снаряжения не должен превышать по весу 6-8 кг.



Далее необходимо потренироваться в правильной укладке рюкзака и в определении сторон горизонта по солнцу и часам. Этот способ даёт удовлетворительные результаты зимой. Летом, особенно в южных широтах, ошибки могут достигать более 25 0 .

Для определения сторон горизонта по солнцу и часам наручные часы держат горизонтально (рис. 1). Часовую стрелку направляют на солнце. Угол между часовой стрелкой и цифрой 12 (если часы установлены по местному времени), или цифрой 1 (если часы установлены по декретному времени, период октябрь – апрель), или цифрой 2 (если часы установлены по летнему времени, период апрель – октябрь) разделить пополам. Биссектриса угла, образованного между часовой стрелкой и цифрами 12, 1, 2 соответственно, покажет направление на север – юг (юг будет находиться в стороне солнца



Определение направления движения и его выдерживание. Для решения данного вопроса необходимо вспомнить понятия магнитного и истинного азимутов и порядок их определения.

Азимут это угол, отсчитанный по ходу движения часовой стрелки между направлениями на север и на ориентир. Азимут измеряется в градусах от 0 до 360 0 .

Если за исходное направление принимается географический меридиан, азимут называется истинным; если за исходное направление принимается магнитный меридиан (направление магнитной стрелки компаса север – юг), азимут называется магнитным



С помощью компаса определяется магнитный меридиан. Истинный меридиан снимается с топографической карты. Для перехода от истинного меридиана к магнитному необходимо знать величину магнитного склонения, которое указано на карте. В местах, где нет магнитных аномалий, магнитный меридиан и истинный имеют склонение 2-3 0 , что для нашего передвижения по азимуту практического значения не имеет.

При подготовке к походу на карте необходимо проложить маршрут движения, определить контрольные ориентиры и их истинные азимуты (снятые с карты).

Для выдерживания направления движения на местности по рассчитанным азимутам необходимо:

1. выйти в точку начала движения, с которой по карте вычисляется азимут на первый контрольный ориентир;



2. с помощью компаса определить магнитный азимут движения; для этого нужно повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец стрелки установился против нулевого деления шкалы; не меняя положения компаса, заметить на местности по линии визирования через целик и мушку какой-нибудь удалённый предмет.

Направление на него будет направлением, соответствующим заданному азимуту.

Поход начинается с построения , во время которого проверяется готовность к походу (как одеты и обуты туристы). При осмотре рюкзаков необходимо проверить, не забыто ли что-нибудь из снаряжения или питания. Затем следует вспомнить о правилах поведения, особенностях маршрута, примерном времени возвращения. После того как одежда, обувь, рюкзаки проверены, группа установленным порядком следует к исходному пункту маршрута.



После прибытия группы в конечный пункт похода организуется большой привал . При остановке один-два человека идут за водой, один – к образованию кострища, а остальные отправляются за топливом. Затем разжигают костёр.

После того как будут принесены вода, дрова и разожжён костёр, около него остаются дежурные, которые следят за огнём и готовят пищу. Остальные отдыхают.

Во время обеденного привала можно просушить одежду и личное снаряжение, потренироваться в выборе площадки и в установлении палатки. Продолжительность обеденного привала должна быть примерно 4 ч. После обеда (отдыха) группа готовится к походу в исходный пункт маршрута.



Сборы группы начинаются с укладки рюкзаков и уборки места лагеря. Весь мусор тщательно собирают и сжигают. Пустые банки из-под консервов обжигают в костре и закапывают в землю, после чего разгребают и тушат костёр.

В турпоход нужно отправляться только вместе со взрослым руководителем.

Начинающий турист должен хорошо научиться пользоваться компасом, знать примерный список личного снаряжения, уметь укладывать рюкзак.

Большой привал организуется после прибытия группы в конечный пункт похода.

Движение по маршруту в обратном направлении осуществляют с соблюдением тех же правил, что и при движении к месту большого привала



Наиболее доступным и эффективным видом подготовки к автономному пребыванию человека в природной среде является активный туризм .

Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счет собственных физических усилий и несут весь свой груз с собой, включая пищу и снаряжение.

Основная цель активного туризма – активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья.

Домашнее задание

§ 9.4 стр.166-168


Чтобы посмотреть презентацию с оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов:

Подготовка к выходу на природуЗахарова Л.Ю., ГБОУ ПК «Школа-интернат для детей с нарушением зрения», г. Пермь Теперь вы знаете, как:ориентироваться на местности;определять стороны горизонта разными способами;пользоваться картой;устанавливать своё местонахождение на местности и на карте;выбирать нужное направление движения. Самой распространенной и доступной формой туристских походов являются однодневные походы с родителями или учителем. Для того, чтобы любой выход на природу прошел успешно, к нему необходимо хорошо подготовиться. При разработке плана необходимо детально обсудить основные цели похода и учебные задачи, которые необходимо будет отработать в походе. С учетом этого выбрать район похода и определить маршрут движения. При этом необходимо иметь в виду привлекательность путешествия и посильность отрабатываемых задач. Главное, чтобы в походе вы ближе познакомились с природной средой и получили удовлетворение от общения с ней.
План похода:основные цели похода и учебные задачи;выбрать район похода и определить маршрут движения;детально изучить район путешествия;разработать маршрут с использованием крупномасштабной карты (установить начальную и конечную точки маршрута и основные ориентиры, через которые будет проходить маршрут). Определяя район путешествия, необходимо его детально изучить. Затем разработать маршрут, для чего понадобится крупномасштабная карта избранного района. Устанавливаются начальная и конечная точки маршрута и основные ориентиры, через которые будет проходить маршрут. Повороты на маршруте лучше выбирать у характерных, легко распознаваемых ориентиров. (Расстояние между ориентирами не должно превышать 2 км.) После этого необходимо произвести расчет движения по маршруту. Расчеты оформляют на карте или в специальной таблице.
Участники похода собирают необходимое снаряжение для группы в зависимости от условий погоды, продукты питания, одежду по сезону; тренируются в правильной укладке рюкзака; определяют способы выхода в исходную точку маршрута. 1. В исходной точке маршрута отрабатывается ориентирование карты, устанавливают свое местонахождение на местности и на карте, определяют направление движения группы по маршруту. Отработка навыков ориентирования на местности2. У ориентира №1 проводится тренировка в определении сторон горизонта по солнцу и часам и по признакам местных предметов и определяется направление дальнейшего движения. З. На отрезке от ориентира №2 до конечной точки маршрута отрабатывают определение направления движения и выход в конечную точку маршрута без компаса. 4. В конечном пункте маршрута выполняются бивачные работы (разводится костер, приготовляется пища на костре) и другие туристские работы. 5. На обратном пути закрепляют навыки в ориентировании на местности. Подготовка к походу:собрать необходимое снаряжение для группы в зависимости от учебных задач и условий погоды;подготовить продукты питания и одежду по сезону;потренироваться в правильной укладке рюкзака;определить способы выхода в исходную точку (пешком или на транспорте). 1. Для чего нужна подготовка к походу на природу и что она включает? 2. Как проводится изучение района похода и на что обращается при этом основное внимание? З. Как выбирают маршрут похода и определяют основные его этапы? 4. Какие организационные вопросы должны решить участники похода при подготовке к нему? Вопросы и задания Почему второму туристу трудно? Приятного вам отдыха! Ходите в походы, как настоящие профессионалы!

Как мы начнем готовиться к выходу на природу?

Как будем разрабатывать план похода?

Нужно ли изучить район похода?

Отвечают на вопросы

IV этап учебного занятия: изучение нового материала

Деятельность учителя

Деятельность учеников

При подготовке к походу вам необходимо принять самое активное участие в разработке его плана совместно с родителями или с группой одноклассников под руководством учителя, если в поход идёте классом.

При разработке плана необходимо детально обсудить основные цели похода и учебные задачи, которые необходимо будет отработать в походе. С учётом этого выбрать район похода и определить маршрут движения. При этом необходимо иметь в виду привлекательность путешествия и посильность отрабатываемых задач. Главное, чтобы в походе вы ближе познакомились с природной средой и получили удовлетворение от общения с ней.

Определяя район путешествия, необходимо его детально изучить. Затем разработать маршрут, для чего понадобится крупномасштабная карта выбранного района. Устанавливаются начальная и конечная точки маршрута и основные ориентиры, через которые будет проходить маршрут. Повороты на маршруте лучше выбирать у характерных, легко распознаваемых ориентиров.

Слушают учителя.

Обсуждают и уточняют идею исследования.

Участвуют в диалоге

Отвечают на проблемные вопросы

V этап учебного занятия: Физкультминутка

Активно участвуют в физкультминутке.

V I этап учебного занятия: Практическая работа

Для отработки навыков ориентирования на местности в план однодневного похода можно включить четыре учебных пункта по этапам маршрута: исходная точка маршрута, точка у ориентира № 1; точка у ориентира № 2, конечная точка маршрута.

учебные задачи можно разделить следующим образом:

1. В исходной точке маршрута отрабатывают ориентирование карты, устанавливают своё местонахождение на местности и на карте, определяют направление движения группы по маршруту.
2. У ориентира № 1 проводится тренировка в определении сторон горизонта по солнцу и часам и по признакам местных предметов и определяется направление дальнейшего движения.
3. На отрезке от ориентира № 2 до конечной точки маршрута отрабатывают определение направления движения и выход в конечную точку маршрута без компаса.
4. В конечном пункте маршрута выполняются бивачные работы (разводится костёр, приготовляется пища на костре) и другие туристские работы.
5. На обратном пути закрепляют навыки в ориентировании на местности.

Практическая работа в группах.

Работа с учебником

V II этап учебного занятия: Контроль знаний

■ Для чего нужна подготовка к походу на природу и что она включает?
■ Как проводится изучение района похода и на что обращается при этом основное внимание?
■ Как выбирают маршрут похода и определяют основные его этапы?
■ Какие организационные вопросы должны решить участники похода при подготовке к нему?

Обучающиеся, самостоятельно работают, выполняют задание.

Делаем взаимопроверку.

V III этап учебного занятия: Рефлексия. Подведение итогов урока

Задаёт вопросы:

Ребята, что нового узнали сегодня на уроке?

Информация обновлена:

Положение о структурном подразделении фирмы регламентирует деятельность конкретного подразделения фирмы. Этот документ определяет:

  • порядок образования подразделения;
  • правовое положение подразделения в структуре фирмы;
  • структуру подразделения;
  • задачи, функции, права и ответственность подразделения;
  • порядок взаимодействия с другими структурными единицами фирмы.

Основной документ, которым следует руководствоваться при оформлении Положения, - это ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (введен постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст).

Обратите внимание: Положение о структурном подразделении не должно противоречить уставу фирмы и учредительному договору. В этих документах установлены основные положения управления: внутренняя организационная структура, распределение функций и обязанностей руководителей.

Требования к оформлению совпадают с обычными правилами оформления организационно-распорядительных документов.

В заголовочной части Положение должно содержать те же реквизиты, которые размещают на бланках внутренних документов фирмы, - наименование фирмы, наименование документа, дату и место его подготовки.

Разработка Положения о структурном подразделении может быть поручена его руководителю или отделу организации и оплаты труда. Если такого подразделения на фирме нет, разработкой документа занимается кадровая служба. Утверждает Положение руководитель фирмы.

Требования к положениям о структурных подразделениях и правила их разработки законом не установлены. Поэтому каждая фирма самостоятельно решает, какие организационные вопросы должны быть урегулированы этими документами.

Обычно Положение согласовывают с руководителем фирмы и его заместителем, а также с руководителями службы персонала и юридического отдела. Иногда текст документа согласовывают с руководителями тех подразделений, с которыми будет взаимодействовать данная структурная единица.

Основные реквизиты Положения о структурном подразделении - это:

  • наименование предприятия;
  • наименование документа;
  • регистрационный номер;
  • гриф утверждения;
  • текст;
  • отметки о согласовании.

В структуру Положения могут быть включены следующие разделы.

1. Общие положения.

2. Цели и задачи.

3. Функции.

4. Права и обязанности.

5. Руководство.

6. Взаимодействие.

7. Ответственность.

Положение также может иметь разделы, которые посвящены условиям работы подразделения, вопросам контроля и проверки деятельности подразделения, оценке качества деятельности подразделения.

Каждый раздел имеет свои подразделы. Например, раздел «Цели и задачи подразделения» обычно делят на два подраздела: «Цели» и «Задачи».

Рассмотрим подробнее каждый раздел Положения.

В разделе «Общие положения» обычно отражают название подразделения и общие вопросы, касающиеся его места в общей структуре предприятия, порядок создания и ликвидации подразделения, его подчиненность. Здесь же перечисляют основные документы, которыми руководствуется подразделение в своей работе.

В этом разделе должно быть сказано, что собой представляет подразделение: самостоятельную единицу или оно входит в состав более крупного подразделения. Если по названию нельзя определить вид подразделения (архив, бухгалтерия, канцелярия), желательно указать, на каких правах оно создано (например, отдела, департамента и т. п.).

Основанием для создания подразделения обычно служит приказ руководителя фирмы или решение учредителей. Соответственно, реквизиты этого документа должны быть указаны в Положении.

В Положении о структурном подразделении необходимо предусмотреть порядок его слияния с другими подразделениями или преобразования его в другой вид службы, а также определить, кто имеет право принять решение о ликвидации подразделения. Если установлены особые правила ликвидации, необходимо подробно описать процедуру.

Второй раздел посвящен целям и задачам подразделения. Например, основная цель деятельности отдела кадров может быть сформулирована так: «целью деятельности отдела кадров являются формирование кадрового состава, подбор, учет, расстановка, профессиональная адаптация и организация повышения квалификации работников предприятия», а деятельности канцелярии так: «основной целью деятельности канцелярии является ведение документооборота на предприятии». Если подразделение создано для достижения нескольких целей, все они должны быть перечислены в Положении.

Задачи определяются целью создания подразделения. К примеру, перед отделом кадров могут быть поставлены такие задачи:

  • подбор, расстановка и воспитание кадров;
  • изучение деловых и моральных качеств работников;
  • учет кадров;
  • обеспечение прав, льгот и гарантий работников предприятия;
  • контроль за состоянием трудовой дисциплины на предприятии.

Задачи подразделения можно определить, используя Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37). Например, чтобы поставить задачи перед отделом главного энергетика, нужно обратиться к квалификационным характеристикам главного энергетика. В справочнике указано, что главный энергетик «организует технически правильную эксплуатацию и своевременный ремонт энергетического и природоохранного оборудования и энергосистем, бесперебойное обеспечение производства электроэнергией, паром, газом, водой и другими видами энергии, контроль за рациональным расходованием энергетических ресурсов на предприятии, последовательное соблюдение режима экономии». Следовательно, в подразделе «Задачи подразделения» можно записать:

  • технически правильная эксплуатация и ремонт оборудования и энергосистем предприятия;
  • бесперебойное обеспечение производства электроэнергией, паром, газом, водой и другими видами энергии;
  • контроль за рациональным расходованием энергетических ресурсов на предприятии;
  • последовательное соблюдение режима экономии.

В состав подразделения могут входить и другие структурные единицы, которые отвечают за отдельные направления деятельности. В этом случае задачи следует структурировать по отдельным направлениям деятельности, чтобы их легко можно было закрепить за этими единицами.

Раздел «Функции подразделения» основывается на предыдущем разделе. Он должен содержать полную характеристику деятельности подразделения. Формулировка функций должна отвечать на вопрос «Как решить поставленные перед подразделением задачи?».

Если в подразделении есть отдельные структурные единицы, целесообразно четко разграничить их функции. В этом случае в деятельности подразделения не будет путаницы.

Создавая этот раздел Положения, соблюдайте правила:

  • формулируйте функции так, чтобы выделить конкретное действие, в ходе выполнения которого может быть решена поставленная перед подразделением задача;
  • излагайте функции максимально полно;
  • сначала перечислите основные функции, затем второстепенные;
  • функции одного подразделения не должны дублировать функции другого;
  • формулировать функции нужно так, чтобы по ним можно было оценить деятельность подразделения;
  • функции не должны выходить за пределы задач подразделения.

Кстати, подробное изложение функций поможет быстро составить должностные инструкции на работников подразделения.

Следующий раздел - «Права и обязанности».

Права предоставлены подразделению для того, чтобы оно могло выполнять свои функции. Поэтому каждое право должно быть взаимосвязано с какой-либо функцией подразделения.

Право нужно формулировать так, чтобы было понятно, что им можно воспользоваться. Например: «право запрашивать и получать от структурных подразделений необходимые документы и информацию».

Если сотруднику подразделения необходима санкция руководителя, чтобы воспользоваться правом, указанным в Положении, порядок ее получения необходимо описать в том же документе.

Разрабатывая этот раздел, нельзя путать понятия «право» и «полномочия». В первом случае сотрудник подразделения может воспользоваться правом и совершить определенное действие или же отказаться от него независимо от обстоятельств. Во втором - сотрудник имеет право и обязан совершить действие при определенных условиях. Например, использовать предоставленные подразделению информационные и материальные ресурсы сотрудник вправе в любое время и по своему усмотрению. А представлять интересы фирмы и структурного подразделения во взаимоотношениях с государственными органами или другими фирмами он имеет право и будет обязан это сделать, если возникнет такая необходимость.

Обязанности - это официальные действия, возложенные на подразделение, которые оно должно выполнять. Например:

  • сохранять конфиденциальность сведений, содержащихся в личных делах сотрудников предприятия и других документах кадровой службы;
  • выполнять указания и поручения руководителя предприятия.

Права и обязанности руководителя подразделения можно выделить в самостоятельный подраздел.

Раздел «Руководство» должен содержать сведения о том:

  • кто руководит подразделением (наименование должности, требования к профессиональной подготовке, квалификации и стажу работы);
  • каков порядок назначения на должность руководителя подразделения;
  • кто и в каком порядке замещает руководителя подразделения в его отсутствие;
  • какие обязанности возложены на руководителя подразделения;
  • какую ответственность несет руководитель за свою работу.

Чтобы раздел было легче читать и понимать, целесообразно разбить его на подразделы. Например: перечисление обязанностей руководителя дать в разделе «На руководителя службы возлагается», а перечисление его прав - в разделе «Руководитель службы имеет право» и т. д.

В подраздел обязанностей руководителя обычно включают обязанности:

  • по координации деятельности подразделения;
  • по планированию работы подразделения;
  • по контролю над работой сотрудников, ее распределению;
  • по совершенствованию организационной структуры подразделения и т. п.

Имейте в виду: права и обязанности руководителя подразделения должны касаться только руководства подразделения. Если руководитель фирмы хочет возложить на руководителя структурного подразделения другие права и обязанности, их нужно перечислить в должностной инструкции работника.

В разделе «Взаимодействие» нужно описать, каким образом должно взаимодействовать подразделение с другими структурными единицами фирмы, решая свои задачи.

Взаимодействие может выражаться в действиях:

  • совместных (например, разработка общего локального нормативного акта);
  • согласованных (например, поочередное или одновременное выполнение действий в общем производственном процессе);
  • встречных (например, хозяйственная служба предоставляет кадровой службе канцелярские принадлежности, а кадровая предоставляет хозяйственной отчет об их использовании);
  • односторонних (например, все подразделения отчитываются перед финансовым отделом о расходовании предоставленных им средств, а финансовый отдел никаких встречных действий не совершает).

В Положении о структурном подразделении закрепляют только постоянно возникающие и повторяющиеся виды взаимодействий. Если в процессе работы возникла необходимость временного взаимодействия, например, по новому проекту, его следует описать в приказе руководителя фирмы.

При разработке этого раздела необходимо соблюдать ряд правил:

  • описывать нужно только устойчивые, постоянно повторяющиеся взаимодействия и связи;
  • если в Положении одного структурного подразделения описаны взаимодействия с другим подразделением, в Положении последнего это взаимодействие тоже должно быть закреплено;
  • нужно описывать взаимодействие не между отдельными работниками, а между подразделениями.

Раздел «Ответственность» может быть включен в раздел «Руководство» или же выделен в самостоятельный. В нем указывают, какую персональную ответственность несет руководитель подразделения за выполнение поставленных перед ним задач.

Обратите внимание: нежелательно использовать формулировки: «начальник отдела отвечает за…» или «начальник отдела несет ответственность за…». Это приведет к повторному описанию функций подразделения. В разделе «Ответственность» необходимо закрепить конкретные санкции, которые могут быть применены к руководителю, если подразделение не выполнит задачи.

Кроме ответственности руководителя подразделения целесообразно указать ответственность его рядовых сотрудников.

Мы рассмотрели основные разделы Положения о структурном подразделении. Однако в него могут быть включены и другие, более мелкие, разделы. Например:

  • условия работы подразделения;
  • оценка деятельности подразделения;
  • контроль и проверка деятельности;
  • имущество подразделения;
  • делопроизводство и отчетность.

Работники структурного подразделения должны быть ознакомлены под роспись с содержанием Положения. Подписи об ознакомлении проставляют в специальной таблице на последнем листе документа или в отдельном листе ознакомления.

Вот как может выглядеть Положение о структурном подразделении:

Чтобы внести в Положение о структурном подразделении изменения или дополнения, руководитель фирмы должен издать приказ. Необходимость в изменениях или дополнениях может быть вызвана перераспределением функций структурных подразделений, изменениями в законодательстве и другими факторами.

Закон не установил строгой формы приказа, оформляющего такие изменения или дополнения. Он состоит из двух частей - констатирующей и распорядительной. В констатирующей части излагают факты (причины), которые привели к изменению или дополнению документа. В распорядительной перечисляют сами изменения или дополнения, которые должны быть внесены в Положение.

Если изменений или дополнений много, целесообразнее перечислить их в отдельном приложении к приказу. А в самом приказе достаточно ограничиться ссылкой на это приложение.

Обратите внимание: внесение изменений в Положение о структурном подразделении, как правило, требует пересмотра должностных инструкций работников этого подразделения.

Продолжение доступно только платным пользователям бератора