Цвет в детских рисунках. Визуальная психология: подсказка по детским цветопредпочтениям

Дети с помощью рисунка выражают собственные эмоции и палитру цвета выбирают не случайно. Особенно точно можно «считать» по живописи состояние малышей в возрасте до 5-6 лет.

Психологией цвета в детском рисунке сегодня интересуются многие специалисты. Впервые связь между выбором оттенков и состоянием человека доказал исследователь Макс Люшер.

Николь Бедард - консультант по анализу рисунков и рассказов для детей. Будучи креативным и личным менеджером по росту, она участвовала в различных телевизионных программах в качестве обозревателя. Имеет высшее образование в области андрагогики и в течение последних 15 лет является профессором и преподавателем в области персональной теории, которая включает изучение морфологии и языка тела, а также анализ письменности.

Является ли сайт ассоциации, который позволяет родителям в Парижском регионе встречаться, обсуждать на форуме, предлагать бесплатную службу объявлений, а также информировать родителей о новостях, различных видах ухода и книги для детей. Очень рано ребенок получает удовольствие от следа, чтобы пометить страницу цветами. Он с удивлением начинает создавать формы, изначально без каких-либо особых намерений. Он обнаруживает мастерство жестов. Из надписи, через сознание самого себя, он развивается в представительные формы.

Цвета, которые ребенок предпочитает больше всего, позволяют понять его характер, тип личности и выяснить эмоциональные переживания. Предлагаем вам краткую характеристику основных цветов.


Белый

Белую краску выбирают малыши с хорошо развитой эмоциональной сферой. Обычно такие дети любят много размышлять и предпочитают одиночество.

Хороший человек - главный элемент, который ребенок будет воспроизводить, украшать, изобретать. Хороший человек представляет самого ребенка. Следовательно, этот рисунок будет развиваться после осознания ребенка. Таким образом, можно следовать его эволюции и образу, который он имеет от себя, от способа рисования этого знаменитого человека. И в школе часто бывает хороший человек, который рисуется в начале учебного года.

В частности, в прошлом году в детском саду, около 5 лет, в течение его учебного года совершенно очевидно, насколько важно развитие ребенка. До этого возраста в возрасте трех лет это скорее «головастик», потому что это человек, а скорее головастик с каким-то большим животом с прикрепленными к нему палками. Напротив, это замечательная прогрессия, которую ребенок будет выполнять постепенно, когда узнает о своем теле.

Голубой

Если в рисунке преобладает голубой цвет, это горит о мечтательности его автора, беззаботном и свободолюбивом отношении к миру.

Желтый

Любимый цвет оптимистов и необычных людей с яркой фантазией. Его сильная сторона - натура лидера, слабая - безответственность.

Зеленый

Зеленый цвет в психологии детского рисунка обозначает любознательность, честолюбие, благородные помыслы. Темно-зеленый оттенок нравится детям, которые недополучают внимания и ласки.

Таким образом, все больше и больше деталей появляются позже. Например, ребенок притягивает уши, когда он понимает, что они привыкли слышать. Мы увидим обогащение одежды, которая часто отражает идентификацию ребенка, иногда его осознание. Например, ожерелья или юбки для маленьких девочек, которые идентифицируют себя с матерью и символически мужские представления для мальчиков.

После нескольких рисунков, которые отражали застенчивость, отсутствие уверенности в себе, Луис рисует своего товарища по всей странице. Поэтому он лучше подходит к своему месту, в том числе в школе, где он был найден довольно сдержанным или даже страшен. Вот что показывает этот добрый человеко-король.


Синий

Если рисунок почти полностью синий, можно говорить о неторопливости вашего чада, любви к порядку и покою.

Коричневый

Если малыш берется за коричневый фломастер, возможно, он пытается избежать реальности, создать для себя ощущение надежности, которой ему недостает.

Действительно, характер стоит вертикально. Ноги твердые, корона - истинное солнечное излучение. Зеленый цвет рисунка ребенка указывает на готовность к общению, желание быть рассмотренным другими. Тем лучше, это то, чего не хватало до сих пор. То, что рисунок позволяет нам сделать вывод, что Луис развился много. Он занимает свое место лучше, он уравновешен и сознательно хочет общаться, но он снова «драпирован» в своей чувствительности и эмоциональности. Все мелкие точки, которые окружают характер, показывают тревогу.

Однако превосходный размер персонажа, присутствие радостного сияния желтого и короны, зеленые ноги как тело, являются положительными и конструктивными элементами. Луис находится в процессе трансформации. Это всего лишь небольшая внутренняя борьба: движение вперед и преодоление эмоций. Здесь преобладает сила. Серия рисунков позволяет увидеть весь процесс. Для родителей интересно, чтобы они лучше воспринимали прогрессию.

Лиловый

Воплощает нежность и чувствительность, говорит о слабости и чувстве одиночества малыша.

Оранжевый

Фанаты оранжевого - веселые и непосредственные малыши, открытые к новым впечатлениям и интересам. Часто меняют предпочтения и порой могут вспылить.

Розовый

Ребенок, который рисует розовой краской, нуждается во внимании и опеке. Это цвет нежности и ранимости, свойственным ребенку.

Графология и интерпретация детских рисунков. Курс и консультации. Рисование из моей книги «Поймите своего ребенка своими рисунками» Издания Песок. В своем рисунке ребенок выражает свои чувства. Благодаря цветам, расположению персонажей, а иногда и сценарию, он оправдывает свои ожидания и свои сомнения. Когда он прослеживает хорошего человека, он сам представляет его. Персонажи никогда не представлены «наугад». Таким образом, небольшая семейная группа в первую очередь отражает «свою» семью.

Интерпретация рисунков может служить оповещением в деликатных моментах. Таким образом, во время развода можно видеть эволюцию ребенка, его способ интеграции ситуации. Его графические постановки на этом этапе позволяют взрослым лучше помочь ему в этот деликатный период. Влияние ситуации может фактически повлиять на его или ее уверенность в себе, академическую успеваемость или реляционный статус в целом.


Красный

Поклонники красной гаммы - энергичные, открытые и общительные дети, которые достигают многих целей. Но если спокойный ребенок резко увлекается красным, возможно, он переживает стресс или агрессию.

Серый

Серый ассоциируется с тревогой и пустотой. Обычно дети пытаются спрятаться за спины взрослых, очень стеснительные и замкнутые.

Действительно, оставляя эту свободу, представление родителей или ситуация предлагает более широкий круг возможностей. Ребенок спонтанно любит рисовать дом. Например, на рисунках Дориане, 6 лет, появляются два дома с маленьким автомобилем, идущим от одного к другому. Посмотрите направо: загорается светофор. Что накладывает красный свет или зеленый свет? Он напоминает правило, запрет или разрешение. Дориане видит это как строгое регулирование: она имеет право или не идти к одному из своих родителей.

Разделение является значительным; гора!

Это ограничение, которое он пытается интегрировать, но видит в нем что-то жесткое. На рисунках и в графологии левый и правый символы сообщают нам об отношении к матери и отношении к отцу. Джером рисует в середине страницы, гору с лыжником, проходящую с одной стороны на другую. Это его способ «рассказать нам» это разделение с чередованием от одного родителя к другому. Разделение является значительным; гора не является ничем! Однако формы круглые. Относительная мягкость, отмеченная кривой, указывает на то, что Джером является фазой адаптации.

Фиолетовый

Фиолетовый оттенок нравится творческим натурам, которые могут похвастаться отличной интуицией. Кроме того, обилие фиолетового - признак незрелости и скрытности.

Черный

Черный цвет сигнализирует о чувстве протеста, враждебном взгляде на мир, глубоких душевных переживаниях и даже депрессии.


Действительно, преобладающий красный цвет отражает его гнев или его волнение. Чертежи Анны-Лауры, семь лет. Когда было объявлено о разлуке родителей, Энн-Лор потянула шаткие дома и особенно дом, разбитый камнями. Через несколько месяцев она спонтанно разработала две пары. Символично две родительские пары: слева - материнский фокус, справа - отцовский очаг. Две пары почти симметричны. Оба мужчины носят один и тот же костюм. Энн-Лор, на этом этапе интеграции, ставит два дома на одном уровне. Слева важна мать.

У нее цветы в руках, знак нежности и эмоционального обмена. Отец, представленный человеком справа, немного больше, чем тот, который слева. Его шляпа прямоугольная, а одна слева - круглая. Это показывает нам, что отец сохраняет свой образ превосходства для маленькой девочки. На самом деле Энн-Лора живет со своей матерью и тестем. Она находится в процессе интеграции этой новой ситуации. Да, но слева внизу серый, а на стороне отца это большая улыбка. То, что мама не беспокоится, просто означает, что она живет со своей матерью, Энн-Лоре хотела бы поделиться с ее отцом.

Сочетания цветов в детском рисунке

  • Если это нежная пастель, перед вами ребенок спокойный и инфантильный.
  • Темные цвета и пастельные оттенки часто нравятся тихим и скромным дошкольникам.
  • Положительный настрой ребенка выдает палитра с преобладанием зеленого, голубого, желтого, синего, розового и оранжевого.

Если определенные цвета в детском рисунке преобладают, можно попытаться понять психологическое состояние малыша. Однако судить о психологии ребенка по одному рисунку будет неправильно. Понять внутренний настрой чада можно, только если набор красок повторяется на протяжении двух недель.

Да, это отлично, но эволюция маленькой девочки еще не закончилась. Лица размыты, без глаз, рта, ушей, которые позволяют общаться. Это уже очень хороший прогресс для этого ребенка, который восстанавливает равновесие на данный момент. Опыт ребенка через его рисунки.

Когда он рисует, ребенок выражает свою личность. Мы увидим его качества, уверенность в себе, его отношение к другим. Больше оснований смотреть на рисунки в начале учебного года! В общем, человек или дом, который берет всю страницу, показывает ребенка, который в основном хочет занять его место, и это будет иметь тенденцию давать ему знать! И наоборот, крошечный рисунок указывает на трудность распознавания другими. При интерпретации чертежа учитываются многие критерии.

Рисунок для ребенка является не совсем искусством, а скорее речью, а цвета выражением эмоционального настроения. Рисование дает возможность ребенку выразить то, что в силу своего возраста он не может высказать словами. В процессе рисования отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Не являясь профессионалом, сложно оценить уровень развития своего малыша по тем «каракулям», которые он рисует всеми доступными ему средствами, которые способны оставить след на бумаге.

Вот два рисунка Кэролайн 5 лет, проведенных через две недели после возвращения в детский сад, а другой через месяц. У ветвей растений на земле есть падающее движение. И стволы деревьев окрашены в серый цвет, цвет нейтральности. Кэролайн не в лучшем состоянии. Она ищет свои опоры, и она не чувствует себя в полной безопасности.

Вывод: не нужно беспокоиться. Кэролайн была очень хорошо реабилитирована. Его рисунок излучает радость и динамизм. Отметим, что первый рисунок подчеркивал более холодный аспект и более интеллектуальную доминанту. Это то, что чувствовала Кэролайн, чего она боялась и что она приспособила.

Когда у ребенка есть выбор, это позволяет сделать очень много полезных наблюдений, одно из самых очевидных – это цвет, который преобладает в детских рисунках. Цвет расскажет, в первую очередь, о психоэмоциональном состоянии ребенка на момент рисования.

Когда ребенок из кучки мелков или коробки карандашей выбирает цвет, в самом раннем возрасте он может еще не осознавать свой выбор. И то, что травка зеленая, он узнает позже, когда обучается говорить. В полтора или два года это еще не имеет такого значения для ребенка как сам факт того, что он может оставлять на бумаге видимый след своих мыслей. Каждая мысль малыша окрашена эмоциями.

Кроме того, это было сделано за день до начала учебного года! Солнце завуалировано синим. Радость не является полной, мягко говоря! Если вы посмотрите ближе, вы увидите небольшую машину посередине, только слева от школы. Действительно, слева от листа очень читаемое название деревни было добровольно удалено для этой статьи. Вывод, Флоран еще не поступил в школу, но он хочет уйти уже! Очень положительный момент, потому что в этом слове его письмо хорошо контролируется. Он резкий, вертикальный, применяется.

Наконец, мы видим, что Флоран идет в школу «назад», но глубоко внутри него он заботится о прогрессе. Поэтому он должен отслеживаться в течение следующих месяцев с другими рисунками, чтобы лучше сопровождать его в его трудностях. Среди психологических инструментов, которые помогают определить особенности личности ребенка, эксперты используют интерпретацию рисунков. Этот метод может дать большой признак, особенно если он используется профессионалом в отрасли. В этом контексте рабочими являются психологи и психоаналитики; Тем не менее, матери и учителя могут попытаться интерпретировать описания детей без каких-либо предлогов или терапевтических целей.

Только к пяти годам, когда ребенок выбирает цвета, можно с уверенностью сказать, что у ребенка уже достаточно опыта для адекватного выбора. Однако к этому времени ребенок начинает рисовать «волшебные истории», сказки, где все может быть совсем другим, не как в реальном мире.И если рисующий красным цветом травку полуторогодовалый малыш не вызывает большого удивления, то проделывающий то же самое четырехлетний ребенок уже заставляет задуматься. Почему?

При разработке дизайна внимание следует также уделять движениям ребенка во время рисования. Чтобы интерпретировать детские рисунки, необходимо учитывать пять ключевых факторов. Где ребенок рисует, насколько велика организация, нарисованная тема, размер отношений между одним субъектом и другим, пропорции, если фигуры четко определены или незавершенны, графический штрих использует цвета и в этом отношении есть целое исследование. Согласно теории «космической символики», с расположением рисунка в разных областях листа ребенок выражает часть своего индола.

Швейцарский психолог М. Люшер разработал психологические характеристики цвета.

Каждый из цветов в детском рисунке имеет собственное символическое значение:

  • темно-синий цвет – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
  • зеленый цвет – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
  • красный цвет – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
  • желтый цвет – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
  • фиолетовый цвет – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
  • коричневый цвет – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции;
  • черный цвет – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
  • серый цвет – «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

Но нельзя однозначно сказать, что если ребенок все рисует черной краской, то у него депрессия, или хуже того, он отстает в развитии. Просто это повод показать его специалистам. В первую очередь педагогам и психологам. Они помогут вам разобраться в сложившейся ситуации.

На практике мы понимаем, что это значит. Если он обращается к вершине, он связывает причудливого персонажа, если он рисует внизу, связывает более практичный интеллект, если он рисует центральную часть, связывает реалистический характер, если он рисует с левой стороны, ассоциируется с застенчивым персонажем, если он нарисован в правая сторона листа, ассоциируется с безопасным характером. Размеры Если ребенок рисует, занимая весь лист, это может быть показатель интеллекта, бодрости и энтузиазма. Вместо этого ребенок демонстрирует отсутствие безопасности.

Чаще, однако, дети выбирают какое-либо сочетание цветов. Для правильной трактовки детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Покой и умиротворение или беспокойство и тревогу?

Чтобы точнее определить это, можно попробовать описать рисунок, используя понятия:

«светлый» – «темный», «яркий» – «тусклый», «гармоничный» – «негармоничный», «спокойный» – «неспокойный», «упорядоченный» – «беспорядочный», «веселый» – «грустный», «агрессивный» – «доброжелательный», «богатый» – «бедный», «тяжелый» – «легкий».

Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями.

Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный).

Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций.

Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом.
Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние.

Еще несколько слов о цветах (тут главное помнить, что эти характеристики применяются для тех цветов, которые наиболее часто превалируют в рисунке ребенка):

Голубой цвет — символ мечты, свободолюбия и беззаботности. Этот цвет любят выбирать мальчики. Родителям стоит знать о том, что скорее всего они воспитывают будущего летчика или моряка;
-розовый цвет — такому ребенку просто необходимы тактильные ощущения. Старайтесь его часто обнимать, целовать, гладить. Такой ребенок робкий и очень нежный;
-оранжевый — дети любят веселиться, шалить, громко крича при этом. Их очень сложно успокоить. Чаще всего таких детей считают врунишками и притворщиками;
-белый — поскольку белый цвет на самом деле включает в себя весь цветовой спектр, то у таких детей очень противоречивый характер;
-морская волна — данный цвет говорит о перенапряженности нервной системы.