Где и когда появился первый фейерверк? История фейерверка в россии Когда придумали фейерверк.

Да, фейерверк по праву может считаться самым ярким изобретением. Он не перевернул мир – он сделал его прекраснее. Небо взрывается яркими огнями, шарами, цветами, звезды падают и летят прямо на наблюдающих за этим потрясающим зрелищем… Расцвеченный огнями, играющий переливами небосвод в эти минуты показывает нам, как прекрасна Вселенная где-то там, в космосе, с ее звездами и взрывами, туманностями и астероидами. Поистине великолепная картина, созданная руками человека.

Слово «фейерверк» имеет немецкие корни: от “das Feuer” – «огонь», ”das Werk” – «дело», «огнедействие». Но пришел он в современный мир совсем не из Германии.

Огонь был «в почете» у многих древних народов и использовался на праздниках. Сначала украшение праздников огнем было примитивным: разводили костры, использовали маленькие огоньки, создавая подобие иллюминации. В Древней Греции и Риме был праздник Лампадарио, на котором чествовали богиню Минерву и бога Вулкана. А поблагодарить Прометея, по преданию, давшего человечеству огонь, было просто необходимо! Поэтому греки и римляне в этот праздник сжигали огромное количество светильников и надеялись на милость богов. Подобный праздник под названием «светильники» был и у египтян.

Древний Китай – родина фейерверков. Ученые считают, что именно китайцы времен династии Хань (206 – 220 гг. до н. э.) впервые заметили странное свойство бамбука: подожженный, он начинал потрескивать, а затем громко взрывался. Этот взрыв устрашающе воздействовал на суеверных китайцев, поэтому последние решили использовать его для защиты от темных сил: считалось, что злые духи тоже боятся громких звуков, значит, таким образом их можно отпугнуть… Так горящий бамбук стал обязательной частью важных событий в Китае: свадеб, похорон, религиозных обрядов.

Добавить порох

Горящий бамбук был только предтечей современного фейерверка, который смог полноценно «народиться» на свет только с изобретением пороха. Хотя есть в китайской культуре несколько легенд, связанных с фейерверком. Одна из них гласит, что он был изобретен случайно одним из поваров китайской армии, который смешал селитру, серу и древесный уголь, а затем случайно уронил смесь в огонь. Пламя окрасилось в яркие цвета, которые, как ни странно, повара не испугали, а подвигли на эксперименты: он решил начинить смесью бамбук и поджечь его. Взрыв был устрашающим. Смесь из трех ингредиентов назвали «Хо Яо» («химический пожар»), и именно она, по преданию, явилась основой первого фейерверка.

Предание преданием, а все-таки великое изобретение китайских алхимиков порох дало жизнь фейерверку. Принято считать, что порох был изобретен во времена династий Суи и Танг (581 – 907 годы). Новая смесь открыла перед экспериментаторами новые возможности. И новаторы не преминули ими воспользоваться: они начинили бамбук порохом и подожгли его. Мы можем только догадываться, какой огромной впечатляющей силой обладали экспериментальные взрывы! Рационализаторы оценили способности пороха по достоинству и решили, что бамбук – не совсем подходящий материал для устройства шоу, поэтому заменили его трубками из бумаги и дополнили тканевыми фитилями.

Для войны и развлечений

Пытливые умом китайцы к ХIII веку разработали новый вариант светового представления. «Земляная крыса» - такое непоэтическое название носила модификация. И немудрено: ее предполагалось использовать в военных целях.

Конструкция была проста: один конец трубки фейерверка поджигался, а второй оставался открытым. В результате нововведения взрыва не получалось, зато выходящий из открытого конца газ толкал конструкцию, заставляя ее двигаться по земле с безумными маневрами. Армия противника приходила в замешательство; лошади пугались, сбрасывали всадников, поворачивали назад, а китайцы шли в атаку.

«Земляная крыса» стала не только достоянием военных, но и простого люда. В «крысу» поместили заряд взрывчатого вещества, направили вверх, добавили огня и… о, чудо! Фейерверк покорил небо!

Итальянская роскошь

Долгое время фейерверк радовал своим великолепием только жителей Азии. Но в 1292 году из путешествия по Востоку вернулся в Италию небезызвестный Марко Поло. Помимо ярких впечатлений и наблюдений, итальянец привез на родину секрет фейерверка. Можно сказать, что именно с его почина фейерверк начал свое триумфальное шествие по миру.

Горячие итальянцы проявили интерес к новинке. Они не только заимствовали у китайцев технологию запуска фейерверка в воздух, но и привнесли новые технологии. В частности, в результате экспериментов с взрывчатыми смесями итальянцы получили множество новых видов фейерверочного взрыва – «фонтан», «вертушка», «конус», «колесо», «римская свеча» и такой привычный для нас «бенгальский огонь». Искусство фейерверка стало для Италии настолько значимым, что «повелители огня» даже устраивали соревнования на самое красочное шоу. В XIV – XV веках итальянские мастера считались лучшими среди устроителей огненного зрелища.

Особенно красивой фигурой фейерверочного искусства периода 1500 – 1700 годов был «дракон». Он представлял собой каркас из дерева, покрытый папье-маше и набитый зарядами. Когда заряды поджигали, создавалась иллюзия огненного дыхания чудовища. Часто двух драконов ставили друг пред другом и веселили народ своеобразной «битвой» мифических существ.

Конечно, производство фейерверков не было дешевым, поэтому баловали народ подобными развлечениями нечасто. Фейерверки запускали в воздух только по особым случаям: коронация царствующих особ, их дни рождения и большие религиозные праздники.

Короли и шутихи

От Италии потянулись огненные нити по всей Европе. Фейерверк быстро завоевал популярность среди знатных особ, которые показывали свое богатство и власть, устраивая на праздники грандиозные шоу. В Англии достижения пиротехнического искусства были впервые продемонстрированы в 1486 году в честь женитьбы короля Генриха VII. А Елизавета I была настолько очарована разлетающимися огнями, что во времена своего правления ввела новый титул – «Повелитель Огня Англии», которым награждали отличившихся пиротехников.

В Россию огненное искусство пришло раньше, вместе с использованием пороха для артиллерийских орудий – в конце XIV века. При Иване Грозном существовала должность «порохового заведующего», который отвечал и за фейерверки. Позже царь Михаил Федорович (1596 – 1645 гг.) учредил Потешную палату, заседатели которой отвечали и за организацию «огненных потех». Расцвет искусства фейерверка в России пришелся на время правления Петра I. Вернее, не столько пришелся, сколько пришел вместе с царем.

При Петре I огненные потехи стали делом государственной важности. Есть мнение, что ни до, ни после Петра фейерверочное искусство в России не переживало подобного взлета. Например, известно, что именно Петр I «закатил» самый яркий фейерверк, который продолжался целую неделю (поводом стало наступление нового века). В 1680 году в Москве было учреждено специальное ракетное заведение, а для устройства красочного зрелища при российском дворе не единожды привлекались иностранные мастера.

Работа специального ракетного заведения позволила усовершенствовать качество и состав фейерверочных зарядов. Теперь при изготовлении праздничных изделий стали использовать искристые, искристо-форсовые, серные, селитро-серные составы с добавлением окрашивающих солей. Производство фейерверков в России в петровское время было значительным по своим масштабам, и такую потеху могли позволить себе не только царские особы, но и просто зажиточные люди – знать, купцы, дворяне, служилые.

Искусство химии

Фейерверк стал неотъемлемой частью любого торжества. В начале XIX века при запуске фейерверков стали использовать ракеты с парашютом и боевые ракеты. Оба новшества сыграли на усиление зрелищности взрывов: во-первых, теперь огни дольше находились в воздухе, во-вторых, боевые ракеты дали возможность сделать огни мощнее за счет увеличения начинки.
Между прочим, вплоть до 1830 года огни фейерверка не могли похвастать цветовой гаммой – они были только белыми и оранжевыми. Открытие бертолетовой соли в корне поменяло ситуацию.

Итальянские мастера фейерверков выяснили, что ее соединение с солями металлов окрашивают пламя в разные цвета: селен – в голубой, натрий – в желтый, калий дает фиолетовый цвет, а магний горит в чистом виде, и его используют при запуске фейерверочных ракет.

Вчера и сегодня

Во второй половине XIX века количество фабрик, занимавшихся производством фейерверков, резко возросло. Это было связано с тем, что красочные снопы огня в небе завоевали популярность, спрос на фейерверки был массовым, и его нужно было удовлетворить. Уже в начале ХХ века небольшие огненные представления не были редкостью и устраивались как организациями, так и частным лицами.

Первый военный салют в СССР был дан 5 августа 1943 года в Москве в честь освобождения Красной Армией Орла и Белгорода. Потом это стало традицией – отмечать победы салютами. И, конечно, самый большой из них был дан 9 мая 1945 года.

Самым крупным изготовителем пиротехники на сегодняшний день является Китай. Производители постоянно работают над улучшением составов, разработкой новых конструкций и улучшениями зрелищного эффекта и обмениваются опытом. Что ж, скажем им «спасибо» за маленькое чудо в небе и… ждем новогоднего представления!

Обыкновенная История - Фейерверк

Сначала они представляли из себя сгоравшие с негромким треском и веером искр пучки тонкого бамбука. Затем для усиления эффекта бамбук стали пропитывать растворами морской соли, калийной селитрой. Такие фейерверки давали обильные шум и пламя, и китайцы стали использовать их для ограждения жилища… от нечистой силы и духов. Одна из первых, дошедших до нас сложных рецептур – горючая смесь из серы, селитры, угля (или опилок бамбука) – изделие даосского врача и алхимика VII века Сунь Сымяо. Причем вспышка такой порохообразной смеси философски трактовалась им как слияние спокойного и холодного женского начала «инь» (селитры) с подвижным и горячим «ян» (серой) и признавалась в качестве одного из путей к достижению… бессмертия.

В России потешные «огненные шутихи» стали широко использоваться лишь при Петре I. Так, в 1712 году он даже потребовал от одного из посланных по важным государственным делам чиновников «достать и прислать композиции китайских фейерверочных фонтанов» . Кстати сказать, император, собравший обширную коллекцию книг по пиротехнике, собственноручно изготовлял составы для фейерверков и очень любил сам зажигать потешные огни. По свидетельству современника, как-то раз вечером «даны были во дворце Лефорта, с царской пышностью, разные увеселения. Собрание любовалось зрелищем потешных огней. Царь, как некий огненный дух, бегал по обнаженному от листвы саду и поджигал транспаранты и фонтаны, мечущие искры. Царевич Алексей и царевна Наталья были тоже зрителями сих огней, но из особой комнаты» . Петр I ввел в обычай и такое:

По примеру всех христианских народов – считать лета не от сотворения мира, а от рождества Христова в восьмой день спустя, и считать новый год не с первого сентября, а с первого генваря сего 1700 года. И в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с новым годом… По дворам палатных, воинских и купеческих людей чинить стрельбу из небольших пушечек или ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни. А где мелкие дворы – собрався пять или шесть дворов – зажигать худые смоляные бочки, наполняя соломою или хворостом. Перед бурмистерскою ратушей стрельбе и огненным украшениям по их рассмотрению быть же….

В XVIII веке фейерверки стали пользоваться огромной популярностью, они были непременным развлечением на весенних и летних празднествах, где в разноцветных всполохах огня сгорали многие тонны пороховых смесей. В моде было составление аллегорических огненных фигур из огней и ракет. Любопытно, что изготовление фейерверков в России того времени доверялось лишь… академикам. Ломоносов Михаил Васильевич ставил свои собственные разработки составов зеленого пламени для фейерверков в один ряд с открытым им законом сохранения веществ. Русский механик-самоучка Кулибин Иван Петрович во время празднования пятидесятилетия Академии наук показал присутствующим свою первую «картинную иллюминацию». Он многие годы, проделывая многочисленные сложные опыты, усердно искал для них составы. Это позволило зажигать разноцветные огни из имбиря, шафрана и даже из… змеиной крови для потехи принцев-наследников престола Российского, случалось ему и выезжать из столицы на курьерских тройках вслед за князем Потемкиным в Таврию для устройства «огненного действа». Любопытно, что в своих экспериментах Кулибин пошел и дальше – для «иллюминаций комнатных» использовал спиртовые растворы. Им применялись в целях безопасности от пожаров и разного рода оптические устройства. Так, на одном из праздников перед присутствующими в сияющем на ночном небе «солнце» пронеслась фигура бога Аполлона – изобретатель на сей раз обошелся без фейерверочных огней, явив силуэт божества с помощью системы оптических зеркал и свечей.

Первый в Европе фейерверк был устроен в г. Виченце в 1379 году Итальянцы же во Флоренции в 1475 году применили и первый в Старом Свете вращающийся заряд – «жирандолу». В современной Италии очередной сезон фейерверков начинается с Нового года, причем победителем своеобразного соперничества между участниками признается не тот, кто запустит самый красочный заряд шутих, а тот, кто сумеет сделать это громче всех.

В Китае и других странах Азии Новый год отмечают 23 января. Любопытно, что даже на фасадах зданий, кроме бушующего вокруг моря огней, вывешиваются и многометровые хлопушки, подчас высотой с четырехэтажное здание, а смельчаков, которые их поджигают для получения каскадов оглушительных хлопков, горячо приветствуют и щедро награждают. По словам очевидца, в один из таких праздничных вечеров в Бэйхае, одном из парков столицы Китая:

на аллеях и дорожках сверкали гирлянды огней из разноцветных фонариков, вертелись освещенные изнутри большие круглые фонари с пляшущими по стенкам искусно вырезанными фигурками, с треском разрывались хлопушки, повсюду царило веселье, слышались песни, говор – словом, шло настоящее народное гулянье. Когда же стемнело, над озером и парком взлетели в воздух многокрасочные фейерверки. Кружились большие огненные колеса, прорезали темноту раскаленные стрелы, рассыпались над головой веером бутоны красных, желтых и зеленых цветов. Пестрые огни окрашивали толпы людей во все цвета радуги, и все это двигалось, шумело, смеялось, создавая незабываемое по игре красок зрелище.

Столь же живописен и «Праздник огней» . Задолго до него самым ходким товаром в лавках становится так называемая «потаха» – невзрачные на вид картонные коробочки самых разных форм и размеров, в которых скрыта сила, порождающая в нужный час ракеты и фейерверки разного вида, силы и яркости. Очевидец пишет:

Каждая из них имеет свое название, и вы можете выбрать, например, такую, которая будет огненной змеей долго извиваться по земле вокруг ваших ног, или такую, которая, подпрыгнув несколько раз как горящий шар, с треском взовьется в ночное небо и рассыплется там снопом разноцветных искр, или такую, которая будет метаться низко над землей в космах огненных прядей, – словом, любую или, вернее, любые. И можете поджигать их одну за другой или все вместе и любоваться их игрой и час и два – насколько хватит желания (и денег на их покупку).

Естественно, что и в нашей стране – множество любителей фейерверочных огней. Но, применяя их на празднике, необходимо не забывать и использовать только составы, имеющие соответствующие сертификаты.

Фейерверк - это декоративные огни, получаемые при сжигании пиротехнических составов, содержащих соли металлов, окрашивающие пламя в разные цвета. Это огненные фигуры, причудливо меняющие цвет и форму, фонтаны искр; часто сопровождаются звуковыми эффектами. Какой праздник обойдется без фейерверка?

Виды фейерверков

Наземные фейерверки

Наземным называется фейерверк высотой не более 7 метров. К такому фейерверку относятся огненные надписи, фонтаны, статические и динамические пиротехнические фигуры: огненные колёса, вертушки, мельницы, огненные водопады и др. Наземный фейерверк является неотъемлемой частью пиротехнического шоу. Демонстрация наземного фейерверка производится как на больших, так и на маленьких площадях.

Нижний уровень

Высота салюта нижнего уровня достигает 30-40 метров. Используются изделия калибра 10, 20, 30, 50 мм. К ним относятся бытовые фейерверочные изделия, римские свечи, батареи салютов. Особенно актуален в тех местах, где проведение фейерверка среднего и высотного уровня невозможно по правилам техники безопасности (радиус опасной зоны).

Средний уровень

Высота салюта среднего уровня достигает 70 метров. Используются профессиональные фейерверочные изделия калибра 50, 60, 75 мм. Великолепное зрелище раскрывающихся над головой разноцветных сфер, состоящих из множества эффектов (красные пионы, золотые ивы, мерцающие звёздочки и т.д.).

Высотный уровень

Высота салюта высотного уровня от 70 до 350 метров. Используются профессиональные фейерверочные изделия калибра 100, 125, 150, 195, 310 мм. Потрясающей красоты зрелище раскрывающихся высоко в небе разноцветных сфер, состоящих из множества эффектов (золотые ивы, красные пионы, мерцающие звёзды). Такой салют никого не оставит равнодушным.

Дневные фейерверки

Дневной фейерверк проводится в светлое время суток. Состоит из цветных дымов, салютов с парашютами и звуковых эффектов. Так же используются наземные фейерверки: огнепады, мельницы, фонтаны, надписи. Такой фейерверк украсит как взрослый, так и детский праздник.

Фейерверк для помещений

Для помещений используются малодымные профессиональные фейерверочные изделия: фонтаны от 50 см до 2 метров, вспышки от 2 до 4 метров, огненные водопады от 2 до 5 метров. Огненная надпись или логотип, дорожка из фонтанов. При проведении фейерверка в помещении особое внимание уделяется соблюдению технике безопасности.

Виды пиротехнических изделий

Хлопушки

Представляют собой корпус из бумаги или пластмассы в виде цилиндра, конуса, бутылочки, конфеты и т.д. с внутренними разделительными прокладками, с выходящей из донышка петлей шнурка. При рывке за шнурок, воспламеняется чувствительный к трению пиротехнический состав, и начинка хлопушки (бумажные конфетти, серпантин, различные сувениры), выбрасывается.

Хлопушку следует крепко держать на вытянутой руке под углом 30-45 градусов шнуром вниз, а другой рукой резко дернуть за шнурок. Настольные хлопушки устанавливаются вертикально, воспламеняются от фитиля, расположенного у основания. Такие хлопушки следует ставить на негорючую подставку, например тарелку, и не располагать под осветительными лампами.

Петарды

Это бумажная гильза, заглушенная с одной стороны, а с другой стороны к шлаговому составу через другую заглушку подводится виско (фитиль) или медленно горящий пиротехнический состав с терочной воспламенительной головкой. При воспламенении шлагового состава петарда разрывается с оглушительным хлопком. Существуют оригинальные петарды с комбинированными эффектами - перед хлопком петарда может вращаться, прыгать, разбрасывать искры, взлетать вверх.

Существует два вида петард:

Петарды с терочной головкой. Они поджигаются как спички: стоит только чиркнуть терочной головкой о спичечный коробок. У фитильных петард поджигается торчащий наружу фитиль.

Фитильные петарды. Выпускаются как в виде отдельных петард, так и в виде связок от десяти до нескольких тысяч штук. Длинные связки расстилаются на земле в виде ленты. Связка поджигается с одного конца, и далее раздается непрерывный треск последовательно разрывающихся петард.

Бенгальские свечи

Бенгальские свечи, часто их называют просто "Бенгальские огни", один из самых распространенных фейерверков. Бенгальская свеча металлический стержень, часть которого покрыта искристым составом. Некоторые свечи имеют головку с воспламенительным составом, облегчающим воспламенение свечи. При горении свеча разбрасывает серебристые искры. Цветные бенгальские свечи горят, образуя еще и небольшой факел красного, зеленого или желтого цвета. Качественная бенгальская свеча должна поджигаться от одной спички, не гаснуть при горении и не ронять на пол горячие шлаки, образующиеся в процессе горения.

В зависимости от применяемого состава бенгальская свеча может иметь черный, серый или серебристый оттенок. Размеры бенгальских свечей от 150 до 650 мм, а время горения от 30 секунд до 5 минут. Самые крупные свечи рекомендуется использовать только в больших помещениях или залах. Любую бенгальскую свечу можно держать в руке за открытую часть под углом 30-45 градусов. Цветные бенгальские свечи следует применять только на открытом воздухе из-за присутствия агрессивных окислов в продуктах горения.

Римские свечи

Римская свеча - длинная картонная гильза, заполненная последовательно в несколько слоев блоками начинки. Блок начинки состоит из дымного пороха, пироэлемента и промежуточного замедлительного состава. В верхней части трубки размещается фитиль. Свеча горит сверху вниз и последовательно выстреливает вверх на высоту до 50 метров цветные пироэлементы (звезды) (чаще всего от 4 до 25 шт.). Самые популярные свечи выстреливают небольшое количество звезд, но зато они производят необыкновенно интересные световые и звуковые эффекты.

Римские свечи не рекомендуется держать в руке из-за возможности разрушения оболочки или донной части свечи, что может привести к получению ожогов. Римскую свечу необходимо устанавливать вертикально фитилем вверх и надежно закреплять. Для этого свечу следует крепко привязать к колышку, вбитому в землю, либо воткнуть в металлическую трубу, грунт или плотный снег не менее чем на 1/3 длины свечи.

Салюты

В нашей стране под этим термином подразумевается фейерверк, проводимый с использованием фейерверочных изделий высотного уровня. Также салютом называется бумажная или металлическая гильза, выстреливающая на высоту до 30 метров.

Салюты бывают двух видов: одиночные и перезаряжаемые. Первые имеют вид невысокой трубки на подставке, для использования такого салюта достаточно поставить его на ровное место, поджечь и удалиться. Перезаряжаемые салюты - это комплект из пусковой трубки и нескольких высотных зарядов в виде шариков. Для использования необходимо поставить пусковую трубку на ровное место, опустить в нее заряд, поджечь и отойти.

Батарея салютов содержит несколько десятков гильз с разными эффектами. Поджигается батарея от одного фитиля. Эффекты могут быть самые разнообразные. При работе одной батареи салютов получается непродолжительный, но интенсивный фейерверк, поэтому лучше зажигать их несколько подряд. Салюты следует устанавливать на твердую ровную поверхность. Батареи салютов с небольшим числом стволов следует присыпать у основания землей или плотным снегом, чтобы избежать опрокидывания при стрельбе. По этой же причине не рекомендуется ставить такие батареи на лед.

Суперсалюты - это батареи салютов повышенной мощности и с особой красочностью эффектов. Правила использование те же, что и для обычных батарей салютов, но с повышенным расстоянием до безопасной зоны.

Фонтаны, вулканы, контурные свечи

Фонтан - это фейерверочное изделие, состоящее из прочной бумаги или металлической гильзы, наполненной быстрогорящим фейерверочным составом с форсовым эффектом. Поджигается в верхней части, во время горения фонтан через шейку (сопло) выбрасывает на различную высоту в зависимости от калибра и конструкции сноп блестящих или цветных искр. Извержение искр может сопровождаться свистом, треском, выбросом огненных шаров. Горят фонтаны от нескольких секунд до 2-3 минут. Существуют фонтаны со специальными световыми и звуковыми эффектами. Большинство фонтанов можно применять только на открытом воздухе.

Для помещений и закрытых сценических площадок выпускаются специальные малодымные настольные и концертные фонтаны. Из фонтанов выполняются огненные дорожки и различные фигуры.


Вулканы
изготавливаются в виде конуса. В процессе горения площадь горящего состава вулкана растет и соответственно растет высота потока выбрасываемых искр.

Контурные свечи - это фейерверочное изделие, представляющее собой тонкостенную бумажную гильзу, набитую медленногорящим цветопламенным фейерверочным составом, или стержень из медленно горящего цветопламенного состава, с воспламенительным составом в верхней своей части. Контурная свеча при горении образует яркое, насыщенное цветное пламя. Вся группа свечей, образующая надпись или рисунок воспламеняется с помощью стопинового привода (пучок хлопчатобумажных нитей, пропитанных калиевой селитрой и обмазанный снаружи сметаноподобной смесью пороховой мякоти с клеем). или быстрогорящего пластикового стопина. Они предназначены для создания небольшого яркого цветного факела. Контурные свечи размещаются по контуру рисунка или надписи.

Солнце

Солнце - очень эффектный фейерверк, который вращается вокруг горизонтальной оси и разбрасывает во все стороны искры, образуя яркий цветной круг. Изделия для продажи комплектуются гвоздиком, который продевается сквозь отверстие в центре солнца и прибивается к вертикальной стойке на высоте не менее 1,5 метра. Стойкой может служить и дерево. При установке солнца следует убедиться в легкости его вращения и отсутствия у стойки выступающих частей, которые могут затормозить солнце. Для большей легкости вращения между солнцем и стойкой можно вставить пластмассовую шайбу, в качестве которой подойдет, например, пробка от пластиковых бутылок.

Ракеты

Ракета - фейерверочное изделие высотного уровня, представляющее собой ракетный двигатель со стабилизатором в виде деревянной рейки или крылышек с контейнером с пироэлементами или высотным шаром в верхней своей части или без него. Двигатель ракеты обеспечивает подъем на высоту от 20 до 100 метров. При взлете она часто оставляет за собой искристый огненный шлейф, и в наивысшей точке траектории контейнер с пироэлементами или высотный шар взрываются, выбрасывая горящие звездки, искры, парашюты или громко хлопая. В небольших ракетах двигатель и головная часть сделаны в виде одной бумажной гильзы.

Стабилизатор обеспечивает ракете сохранение вертикального направления в полете. Простейшим и очень эффективным стабилизатором полета является прямая деревянная палочка или рейка. Палочка прикреплена к корпусу ракеты и летит вместе с ней. Длина и вес палочки должны соответствовать типу ракеты, поэтому нельзя запускать ракеты со сломанным, искривленным или самодельным стабилизатором.

Для запуска ракеты с палочкой - стабилизатором её следует вставить по возможности вертикально в подходящую бутылку с узким горлышком или в отрезок бумажной или металлической трубы на длину не менее 13 длины палочки - стабилизатора. Не следует втыкать палочку в землю т.к. тяги ракеты может оказаться недостаточно для взлета.

После разрыва ракеты на высоте палочка-стабилизатор падает на землю. У крупных ракет стабилизатор является достаточно тяжелым предметом, поэтому запуск таких ракет следует проводить на значительном (100 - 150 метров) удалении от зрителей. Ракеты со стабилизатором в виде хвостового оперения часто запускаются со стартовых площадок, прилагаемых к ракете. Такие ракеты дороже ракет с палочкой-стабилизатором, но зато имеют вид самой настоящей ракеты.

Летающие фейерверки

Летающие фейерверки раскручиваются на земле и взмывают вертикально вверх на высоту до 20 м, разбрасывая искры в виде зонтика. Фейерверк может ярко светится различными цветами, хлопать, выбрасывать парашют. Летающий фейерверк представляет собой, как правило, бумажный цилиндрический корпус с крылышками. Некоторые фейерверки не имеют крылышек и поднимаются вверх за счет дополнительного реактивного двигателя. Для запуска летающих фейерверков нужна ровная гладкая площадка размером 50х50 сантиметров, например, кусок картона.

Фейерверк - это всегда очень яркое, запоминающееся событие. Эффектные брызги разноцветных искр в небе вряд ли кого-то оставят равнодушным. Как правило, запуская фейерверки, люди проявляют свою радость, свой восторг, поэтому так часто салюты можно видеть, к примеру, у родильных домов - так новоиспеченные папы выражают свое счастье.

Сейчас праздничный салют перестал уже быть неведомым, пугающим и волшебным действом, а превратился в прекрасное и ожидаемое завершение торжества. Красивый и яркий фейерверк оказывает гипнотическое и чарующее воздействие на людей до сих пор, но мало кто задумывается, кто же придумал запускать в небо эти сияющие цветы из искр?

Когда появились первые фейерверки?

Определить точную датировку, когда именно появился первый фейерверк в мире, не представляется возможным. Ученые склоняются к мысли, что случилось это около 2-ух тысяч лет назад на территории Китайской империи. Хотя ритуальные огненные действа с кострами и факелами совершались еще в древнем Египте, Греции, Римской империи и Киевской Руси еще задолго до начала летосчисления нашей эры. Например, перед играми гладиаторов, а также на виллах знати устанавливались наземные лампады и фонарики, которые придавали торжеству атмосферности и освещали действо. А в качестве прообраза первых петард или трубок для запуска масштабных фейерверков можно назвать метание в военных целях снарядов с греческим огнем. Эта горючая и взрывчатая смесь из селитры была изобретена в 673 году греческим ученым для византийского императора. Выбрасывалась в противника из метательных трубок по принципу сифона. Столб огня, с рассыпающимися вокруг искрами, смотрелся очень эффектно, конечно, если забыть, что греческий огонь долгое время оставался смертоносным и негасимым.

Настоящая же история пиротехники началась с момента изобретения пороха китайским монахом. Черный порох изначально был использован в Китае для военных целей, но вскоре изобретатели поняли, что такое вещество можно использовать и для увеселения народа. Так в праздничных шествиях и мероприятиях появилось сопровождение из взрывающихся, но не опасных, хлопушек, петард и небольших наземных фейерверков-фонтанов. Также хлопушки с порохом стали использоваться и для отпугивания от дома зловредных духов. Возможно, именно из-за такого повсеместного распространения, секрет пороха через купцов проник из Китая на территорию Европы.

С развитием алхимии в Средние века и науки на Востоке порох распространился уже по всему миру. Изначально силы ученых были брошены на конструирование пушек для армии. Но вскоре уже создавались и устраивались при королевских дворах сложные пиротехнические шоу, в которых был задействован фейерверк, взмывающий в небо и рассыпающийся разноцветными искрами. Признанными мастерами салютов в то время считались итальянцы. Флоренцию или Венецию, конечно же, нельзя назвать городами первого салюта, но точно можно сказать, что они стали центрами красочных огненных действ в эпоху Возрождения. Гости со всего мира и аристократы со всех стран съезжались сюда, чтобы посмотреть зрелищные представления с богатыми декорациями, техническими новшествами и изобретениями ученых, а в финале насладиться продуманным и красивым салютом.

Первый салют в Москве

История фейерверков в Российской империи связана с именем императора Петра Первого. Благодаря этому правителю, много путешествовавшему в юности, в его родной стране появилось множество нововведений. К примеру, царь увидел первые фейерверки, проезжая через территорию Германии. И уже в 1690 году у себя дома устроил дорогостоящий фейерверк на потеху боярам, впервые увидавшим ракеты, и как они взлетают к небу. Кстати, ради справедливости стоит отметить, что так называемые «потешные огни» в России были известны еще в 14 веке. Но именно при Петре началось развитие первой пиротехники и ее производство на местных предприятиях. Этому поспособствовало, не в последнюю очередь, начало собрания царем обширной библиотеки, в которой можно было найти первые руководства по истории петард и редкие фолианты об истории древних фейерверков.

В более новое время для России и истории развития пиротехники знаковым стал первый салют Победы. Это событие имело большую важность для страны, а также стало первым салютом войны, которым праздновалась победа Красной Армии над немецкими захватчиками в 1943 году. Первый салют Великой Отечественной был дан 5 августа после освобождения войсками Белгорода и Орла. Именно поэтому Белгород и Орёл носят почетное звание городов первого салюта, а праздничные фейерверки в этих городах из года в год остаются одними из лучших в стране.

Связан с историей пиротехники России и еще один военный фейерверк. Состоялся он на Красной площади в 1945 году 9 мая, когда Красная Армия выиграла во Второй Мировой Войне, положив ей конец. Этот салют запомнился во всем мире, так как стал на долгие десятилетия самым масштабным, красивым и важным в истории как страны, так и планеты. С тех пор культура пиротехники крепко вошла в традиции и жизнь общества, и без фейерверка теперь сложно представить себе празднование каких-либо важных и торжественных мероприятий.

Большие праздники с детства ассоциируются у нас с масштабным салютом: Новый год, 9 Мая, День города, даже локальные праздники вроде дней рождения и выпускных все любят завершать красочным пиротехническим шоу. Но одно дело, когда организацией мероприятия занимаются профессиональные пиротехники, а другое, когда столь ответственную миссию возлагают на ваши плечи. Чтобы праздник закончился смехом и радостью, а не слезами и стонами по дороге в больницу, стоит внимательно изучать инструкции к применению и неукоснительно следовать данным в ней руководствам. Не говоря о том, что нельзя покупать пиротехнику в сомнительных киосках и ларьках, но об этом мы рассказали в другой статье нашего блога. Итак, предлагаем вашему вниманию краткую памятку, которая поможет вам провести пиротехническое шоу на 5+.

Фейерверки, салюты, римские свечи, фонтаны и другие красочные пиротехнические изделия пользуются огромной любовью и спросом у жителей Москвы. В преддверии новогодних праздников количество точек розничной торговли резко увеличивается, но среди них каждый год большой процент составляют продавцы без лицензии, чья продукция в лучшем случае не сработает, а в худшем – нанесет травму вам или вашим близким. Поэтому следует ознакомиться с основными правилами выбора, покупки и использования пиротехнических изделий.

Что такое Новый год? Это мишура, мандарины, оливье, елка и, конечно же, фейерверки. Взрослые и дети с одинаковым восторгом наблюдают яркие огни, вспыхивающие в небе. Сегодня мы вспомним историю появления фейерверков. Эта традиция появилась еще в 7 веке в Китае, и только спустя много столетий стала популярна во всем мире!

Современный фейерверк

Фейерверки были изобретены в Китае во время правления императорской династии Тан. Мастера пиротехнического искусства скоро стали почитаемыми в обществе: они знали, как удивить зрителей и создать невероятное шоу. Для китайцев это было особенно важно, поскольку, согласно поверьям, фейерверки прогоняли прочь злых духов и приносили удачу и счастье. Запуск фейерверка требовал особого мастерства и знаний, этому подолгу обучались и постоянно совершенствовали полученные навыки.

Китайский фейерверк, иллюстрация из сборника, изданного в 1628-1643 гг.

Гораздо позже фейерверки стали запускать исключительно ради развлечения и в знак торжественности момента. Сохранились сведения о грандиозном фейерверке 1110 года, который устроили во время военного парада для того, чтобы потешить императора Хуэй-цзун и его двор.

Английская иллюстрация китайского фейерверка, XVIII в.

Благодаря длительному изучению пиротехнических свойств пороха, китайцы одними из первых стали использовать его в военных целях. В середине XIII века арабы переняли знания, полученные у китайцев. Согласно сохранившимся записям, они были поражены «китайскими цветами» (так они называют фейерверки) и стали изучать технологию их создания.

Фейерверк на Темзе, Лондон, 1749 год


«Китайские цветы» появились в Европе в XVII веке. Это был период увлечения азиатской культурой в целом, и фейерверки – не стали исключением. Европейцы охотно перенимали ландшафтные решения для обустройства сада, с интересом знакомились с китайской литературой, музыкой, живописью. В частности, генерал-поручик Лев Измайлов, посетивший Китай с дипломатической миссией, отмечал, что в этой стране запускают такие фейерверки, каких в Европе никто и представить не может.

Современный фейерверк


К 1765 году появились первые руководства с подробными описаниями технологии создания различных китайских фейерверков. Так изобретение Поднебесной покорило мир. Представить нынешний Новый год без праздничных фейерверков просто невозможно.