Рассказы бежин луг картины природы. Описание природы в рассказе «Бежин луг
В статье мы расскажем о цикле рассказов И.С. Тургенева - «Записки охотника». Объектом нашего внимания послужило произведение «Бежин луг», а особенно пейзажи в нем. Краткое описание природы в рассказе "Бежин луг» ждет вас ниже.
О писателе
Иван Сергеевич Тургенев - один из величайших русских писателей.
Родился этот писатель, драматург и переводчик в в 1818 году. Писал в жанре романтизма, переходящего в реализм. Последние романы были уже сугубо реалистическими, при этом дымка "мировой скорби"" присутствовала и в них. Также ввел в литературу понятие "нигилист" и на примере своих героев раскрыл его.
О рассказе "Бежин луг"
Рассказ "Бежин луг" входит в цикл "Записки охотника". Интересна история создания этого цикла самостоятельных рассказов. Вместе они создают удивительную кайму пейзажей, азарта, тревог и суровой природы (а описание природы в рассказе "Бежин луг" - это удивительное отражение чувств человека в зеркале окружающего мира).
Когда писатель вернулся в Россию после поездки за границу, в 1847 году начал свой долгий путь журнал "Современник". Ивану Сергеевичу предложили опубликовать на страницах номера небольшое произведение. Но писатель считал, что достойного ничего и нет, и в конце концов принес редакторам небольшой рассказ "Хорь и Калиныч" (в журнале его назвали очерком). Этот "очерк" произвел эффект взрыва, читатели стали просить Тургенева в множественных письмах к нему продолжать и издать что-то похожее. Так писатель открыл новый цикл и начал, будто драгоценный бусы, плести его из рассказов и очерков. Всего под этим названием было издано 25 рассказов.
Одна из глав - "Бежин луг" - известна удивительными картинами природы, атмосферой ночи. Описание природы в рассказе "Бежин луг" - настоящий шедевр. Луг и лес, ночное небо, и костер будто живут своей жизнью. Они не просто фон. Они - полноценные персонажи этой истории. Начавшийся описанием раннего утра и рассвета рассказ проведет читателя по жаркому летнему дню, а потом по мистической ночи в лесу и на лугу с загадочным названием «Бежин».
Описание природы в рассказе "Бежин луг". Краткое содержание.
Очень хорошим июльским днем герой рассказа пошел на охоту за тетеревами. Охота была довольно удачной, с полным заплечным мешком дичи он решил, что уже пора домой. Поднявшись на холм, герой понял, что перед ним совершенно чужие ему места. Решил, что "слишком свернул вправо", он сошел с холма в надежде, что сейчас поднимется с нужной стороны и увидит знакомые места. Надвигалась ночь, а путь все так же был не найден. Блуждая по лесу и задавая себе вопрос "Так где же я?", герой внезапно остановился перед пропастью, в которую едва не упал. Наконец-то, он понял, где находится. Перед ним простилалось место, названное Бежин луг.
Охотник увидел неподалеку огоньки и людей возле них. Двинувшись к ним, он увидел, что это мальчишки с близлежащих деревень. Они пасли табун лошадей здесь.
Отдельно стоит сказать про описание природы в рассказе "Бежин луг". Она удивляет, очаровывает, а иногда и пугает.
Рассказчик попросился остаться с ними на ночлег и, чтобы не смущать мальчиков, прикинулся спящим. Ребята начали рассказывать страшные истории. Первая о том, как они ночевали на заводе и там их напугал "домовой".
Вторая история - о плотнике Гавриле, что пошел в лес и услышал зов русалки. Испугался и перекрестился, за что прокляла его русалка, сказав, что "будет он всю жизнь убиваться".
Описание природы в рассказе "Бежин луг" служит не только декорацией к этим историям, оно дополняет их мистицизмом, очарованием, загадочностью.
Так до рассвета вспоминали ребята страшные истории. Автору до души очень припал мальчик Павлуша. Внешность у него была совершенно не примечательная, но глядел он очень умно и «в голосе его звучала сила». Его рассказы ребят совершенно не пугали, на все был готов рациональный, мудрый ответ. А когда в разгар разговора залаяли и бросились в лес собаки, Павлуша кинулся за ними. Возвратившись, он спокойно сказал, что ожидал увидеть волка. Смелость мальчика поразила рассказчика. Наутро он вернулся домой и часто вспоминал ту ночь и мальчика Павла. В завершение рассказа герой с грустью говорит о том, что Павлуша, через некоторое время после их знакомства погиб - упал с лошади.
Природа в рассказе
Особое место в рассказе занимают картины природы. Описание природы в рассказе "Бежин луг" Тургенева начинает рассказ.
Пейзаж несколько меняется, когда герой понимает, что заблудился. Природа все так же прекрасна и величава, но навеивает какой-то неуловимый, мистический страх.
Когда мальчики неторопливо ведут свои детские речи, луг вокруг будто внимает им, иногда поддерживая жутковатыми звуками или полетом непонятно откуда взявшегося голубя.
Роль описания природы в рассказе "Бежин луг"
Этот рассказ славится своими пейзажами. Но рассказывает он не о природе, а об истории с главным героем, о том, как он, заблудившись, зашел на Бежин луг и остался на ночь с деревенскими мальчиками, слушая их страшные рассказы и наблюдая за детьми. Зачем же так много описаний природы в рассказе? Пейзажи не просто дополнение, они настраивают на нужный лад, увлекают, звучат, будто музыка на втором плане повествования. Обязательно прочитайте рассказ полностью, он удивит и очарует вас.
В рассказе «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева пейзаж играет важную роль. Рассказ начинается с описания раннего июльского утра, где рассказчик описывают всю красоту природы. Он пишет о том, что такое утро самое лучшее, погода уже устоялась и по утрам не холодно, но и не жарко. Рассказ ведет охотник, который пришел в лес и описывает всю прелесть природы. Рассказчик так красиво описывает облака, что картина завораживает.
Он говорит о том, что облака стоят недвижимо из-за тихой погоды и образуют собой причудливые узоры. По описанию этой картины можно понять насколько хорошее настроение у охотника, и он любуется окружающей красотой. Затем он описывает наступление вечера, когда эти самые облака становятся бледно-лиловыми и потихоньку начинает надвигаться тьма.
Далее описана картина, когда охотник заблудился в лесу и не может найти выход. Он говорит о том, что зашел не туда, и ему пришлось спуститься в долину, где охотнику стало жутко. Здесь рассказчик описывает, что трава в долине мокрая и высокая, ему стало не по себе, и он побыстрее хотел выйти на возвышенность, чтобы увидеть дальнейшую дорогу. Взобравшись на очередную возвышенность, охотник понял, что окончательно заблудился, и ему стало не по себе.
Пейзаж в рассказе передает не только красоту русской природы, но и чувства самих героев. Тут охотник видит костер и решает попроситься на ночлег, возле костра оказались местные мальчишки, которые выгоняли стадо лошадей на ночь. Мальчишки принимают охотника и он успокаивается. Здесь пейзаж принимает другую картину и заиграл другими красками. Рассказчик слушает истории ребят, в которых они говорят о леших, оборотнях и русалках.
Охотнику открывается другая картина болот и деревьев, на которых сидят русалки и губят людей. Следующим рассказчик описывает рассвет, который только начался и прохладный ветерок начал прогуливать между листьев деревьев и кустов. Рассказчик собирается домой и уходит от ребят, немного пройдя, наступило утро и снова теплые лучи озарили землю.
Сочинение Пейзаж в рассказе Тургенева Бежин луг
Рассказы Тургенева всегда пестрят красочным описанием природы, особенно в цикле «Записки охотника». Автор искусно расписывает пейзажи, в самых мельчайших подробностях. Когда читаешь произведения Ивана Сергеевича, то полностью погружаешься в атмосферу происходящего.
Читая рассказ «Бежин луг», ясно представляешь себе лес, по которому шёл охотник. Почти слышишь шелест листвы. Представляешь чистое синие небо, и кроткий разлив зари по нему. В начале рассказа, описание природы захватывает внимание и передает красоту видов, которые окружают главного героя, а также настроение охотника.
Вначале говорится о лете в общем. Описываются солнечные июльские дни, чувствуется лёгкость, тепло, безмятежность. Когда рассказывается о самом охотнике и о том, как он идёт довольный с добычей, слегка утомленный, его усталость как раз, даёт прочувствовать очертание пейзажа: «Воздух ещё светлый, но уже не озарённый солнцем», «Холодные и густеющие тени».
Далее, когда охотник понимает, что заблудился, автор снова передаёт его тревогу через природу: «Льётся темнота», «Ночь как грозовая туча», «Угрюмый мрак». Сразу понимаешь, как переживает главный герой, как потихоньку у него нарастает чувство страха, из-за вероятности остаться темной ночью посреди незнакомого леса. Когда охотник вышел на луг и встретил мальчишек-пастухов, сидевших у огня, снова природа вокруг описывает его состояние. Герой чувствует себя спокойно, страх остаться в лесу среди ночи, отступил и теперь он может не волноваться, расслабиться и слушать рассказы ребят.
Мальчики рассказывали разные мистические истории и небылицы, и тут природа придаёт этим рассказам загадочности и таинственности. То откуда не возьмись, появился голубь и резко пролетел мимо, то зазвенело что-то. В конце истории, писатель снова показывает нам, что чувствует герой, когда начало рассветать, а он отправился домой. В словах: «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило», вместе с охотником чувствуешь облегчение, что вот-вот, совсем скоро он будет дома. Больше ничего не угрожает герою рассказа.
Роль пейзажа в этом произведении очень важна, она позволяет читателям глубже проникнуться в сюжет и почувствовать себя участником событий, описанных автором. Как будто ты сидишь рядом с ребятами и охотником, у костра на Бежином лугу и слушаешь разные интересные истории.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение по былине Вольга и Микула Селянинович
В этой былине противопоставляются друг другу два эпических героя. Оба они хороши и сильны, оба – богатыри славные. Один из них – князь Вольга, а второй – крестьянин Микула.
- Сочинение Пьер и Долохов в романе Война и мир
Всем известен роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир», в котором имеются противоречивые герои. Их нельзя отнести ни к положительным, ни к отрицательным персонажам, так как в любом герое найдутся разнообразные качества
- Один день из жизни крестьянина 6, 7 класс сочинение по истории
Думаю, что день из жизни крестьянина начинается рано – прямо с рассветом солнца. Эти люди близки природе, они знают, когда и что сажать, собирать… Они умеют по приметам предсказывать погоду лучше
Мечтать любят все, независимо от возраста, пола, занятости и материального положения. И если кто-то скажет, что предпочитает призрачной мечте осязаемую реальность, ему все равно никто не поверит.
При упоминании слова «Родина» у меня перед глазами мгновенно появляются картинки всего самого важного для меня, красивого, дорогого и прекрасного.
Иван Сергеевич Тургенев ()
Определите жанр «Записок охотника»? разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу. Очерк -
Сравнение: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»… Метафора: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»…. Олицетворение: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….
Итоги урока Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное Он всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира. Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы. Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей. Можно смело утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа.
Домашнее задание 1.Выполнить презентацию одного из героев по плану: Рисунок с изображением выбранного героя (мальчика); Описание его внешнего вида (цитаты из текста); История, которую рассказал герой; Ваше отношение к герою. 2. Дочитать рассказ, выбрать наиболее понравившийся эпизод и пересказать его.
Цели урока:
- Образовательные:
- познакомиться со своеобразием тургеневского пейзажа;
- определить роль пейзажа в рассказе;
- проанализировать, как И.С.Тургенев использует выразительные средства языка для создания пейзажных зарисовок.
- Воспитательные:
- воспитывать уважение к художественному слову.
- воспитывать чувство патриотизма.
- Развивающая:
- формировать умение находить в тексте примеры художественно-выразительных средств языка;
- совершенствовать выразительное чтение учащихся.
Оборудование: презентация (Приложение 1 ), иллюстрации природы к рассказу.
ХОД УРОКА
1. Целеполагание
1 слайд. Сообщение темы урока.
– Какие цели поставим? (Мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, определим его роль в рассказе, проанализируем, как И.С.Тургенев использует выразительные средства языка для создания пейзажных зарисовок).
2. Вводное слово учителя
И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы. Он говорил, что при общении с природой у него возникает “какое-то сладостное чувство, душа ноет, что-то как будто сосёт сердце”. Очевидно, под впечатлением этого “сладостного, ноющего” чувства рождались пейзажные зарисовки.
3. Анализ пейзажей
3-4 слайды
– С чего начинается рассказ? (С описания
июльского дня.)
– Давайте прочитаем описание «прекрасного
июльского дня». (Чтение под музыку).
– Подумайте, какое настроение создаётся при
чтении? (Создаётся настроение бодрости и
ликования, нежности и мягкости, мажорное
сообщение о наступившем новом дне, радость
встречи с природой).
5-6 слайды
– Когда ещё мы слышим в рассказе
жизнеутверждающее настроение? (Описание
наступления утра завершает рассказ).
– Что можно сказать о человеке, написавшем эти
строки? (Человек, умеющий видеть красоту;
обладает богатым духовным миром).
– Где располагаются в рассказе данные пейзажные
зарисовки? (…т.е.образуют зачин и концовку
произведения).
– Сопоставьте описание летнего дня и описание
наступления утра с настроением охотника?
4. Работа над художественно-изобразительными средствами
– Мы послушали музыку, видим изображения художников. У художника, у композитора свои художественные средства: у художника – краски, ракурс, свет, а у композитора – ритм, мелодия, голос. А у писателя – скажите, что? (Писатель создаёт описание с помощью слов, красочных эпитетов, метафор, сравнений и т.д.- образных средств.)
1 группа. Описание летнего утра
Обращаемся к разбору картины ясного летнего дня.
– Какие образные средства преобладают? Почему?
«ПРЕКРАСНЫЙ июльский день»;
Солнце «МИРНО всплывает»;
«небо ЯСНО»; «КРОТКИЙ румянец» (зари);
«СВЕЖО просияет»;
«ВЕСЕЛО и ВЕЛИЧАВО поднимается»,
«солнце СВЕТЛОЕ, ПРИВЕТНО ЛУЧЕЗАРНОЕ»$
«МОГУЧЕЕ светило»
(Убеждаемся, что в этой картине у Тургенева
явно преобладает изобразительный эпитет в
сочетании с метафорой.
В обрисовке ясного летнего дня автор
использовал по преимуществу эпитеты, так как
преследовал цель отметить наиболее яркие
признаки природы в один из летних дней, которые
он наблюдал).
2 группа. Пробуждение летнего дня
Определить, какой изобразительный прием преобладает у Тургенева в описании пробуждения летнего утра. (Показывая пробуждение раннего летнего утра, писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.)
– Почему для изображения пробуждающегося утра
Тургенев выбрал по преимуществу олицетворения и
метафоры? (Показать самый процесс пробуждения
и оживления природы. Иные средства для данной
цели были бы менее выразительны).
– А для чего в описание утра введены также
изобразительные, зрительные эпитеты? (Они
помогли автору сделать картину утра более
наглядной).
– Но на смену дню приходит ночь. Давайте найдём
и зачитаем элементы описания надвигающейся ночи.
Изменился ли тон рассказа?
– Почему? (Ночь, охотник заблудился).
– Ночь мы видим глазами обеспокоенного,
встревоженного человека.
При изображении наступающей ночи автор ставит
цель показать не только картины ночи, но и
нарастание ночной таинственности и чувство
возрастающей тревоги, которое возникло в нем в
связи с наступлением темноты и потерей дороги.
3 группа. Описание ночи
Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка
Сравнение |
Метафора |
Олицетворение |
Эпитет |
|
«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча»; «кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом»; «громадными клубами вздымался угрюмый мрак» | «Отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота»; «с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «сердце у меня сжалось» | «На дне ее (лощины) торчало стоймя несколько больших белых камней, - казалось, они сползлись туда для тайного совещания» | «Ночная птица пугливо нырнула в сторону»; «вздымался угрюмый мрак»; «глухо отдавались мои шаги»; «я отчаянно устремился вперед»; в лощине «было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо»; «какой-то зверек слабо и жалобно пискнул» |
– Отпадает надобность в ярком изобразительном
эпитете. Вдумчивый художник, Тургенев пользуется
в данном случае эмоциональным, выразительным
эпитетом, хорошо передающим тревожные чувства
рассказчика. Но и им он не ограничивается.
Чувство страха, тревоги и беспокойства автору
удается передать лишь сложным комплексом
языковых средств: и эмоционально-выразительным
эпитетом, и сравнением, и метафорой, и
олицетворением.
Писатель в данном случае не столько озабочен
изобразить природу, сколько выразить свои
беспокойные чувства, которые она у него вызывает.
Но тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно-величавыми картинами природы, когда автор вышел наконец на дорогу, увидел крестьянских ребятишек, сидевших у двух костров, и присел вместе с детьми у весело потрескивавших огоньков. Успокоенный художник увидел во всем великолепии высокое звездное небо. Автор восхищается величественной красотой русской летней ночи.
– Находим и читаем.
– Итак. рассказ строится на изображении природы
в различных ее проявлениях - светлых, открытых и
таинственных, непонятных. Блуждание охотника по
лесу их связывает и объединяет.
– А теперь сопоставьте эти описания природы,
обратив внимание на то, какие ощущения
преобладают утром, а какие – ночью?
– Картины наступающей ночи вызвали у художника
чувство беспокойства и тревоги, а картины
летнего утра и дня - чувство радости жизни.
– Таким образом, картины природы вызывают те или
иные настроения автора. (Утром преобладают
краски. Утром звуки гармоничные, зрительные
образы чёткие. Ночью преобладает мрак,
нарушаемый контрастными вспышками; звуки либо
приглушённые, либо резкие, внезапные,
настораживающие, ночью преобладают зрительные
образы)
– Чем вы объясните? (Ночь – это
неизвестность, загадка, тайна, поэтому все
чувства обострены. Предметы теряют реальные
очертания и кажутся огромными. Человек
насторожен, поэтому он вслушивается,
вглядывается.
Утром мы, как правило, расслаблены. Мы ждём от
наступающего дня чего-то хорошего, радостного.
Кроме того, тьма рассеивается, всё видно, нас
ничто не пугает.).
Л.Н.Толстой.“Одно, в чём он мастер такой, что
руки отнимаются после него касаться этого
предмета, – это природа. Две-три черты, и пахнет”.
Природа у И.С.Тургенева дана в богатстве её
красок, в движении, в звуках, в запахах.
4 группа. Действенность природы
Вывод: И.С.Тургенев, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: слух, обоняние, зрение. Это придаёт картинам природы особую выразительность, а также вполне отвечает жизненной правде. Когда вы идёте по лесу, вы не только видите деревья, траву, небо, но и слышите пение птиц, чувствуете запахи, вам жарко или прохладно.
5. Итог урока
– Какую же роль играет пейзаж в рассказе? В чем
его значение?
– Какие настроения вызывала природа у мальчиков,
сидевших у костра?
Она «своим таинственным великолепием»
предрасположила их к рассказам о непонятном и
чудесном, а своими загадочными звуками порождала
самое чувство страха.
Полная загадочных звуков, ночная природа наводит
на мальчиков чувство безотчетного страха и
вместе с тем yсиливает обостренное, почти
болезненное любопытство их к рассказам о
таинственном и страшном.
– Таким образом, природа показана Тургеневым как
сила активно воздействующая и на автора, и на его
героев-мальчиков.
Но она выступает в рассказе и в значении
величественного и прекрасного зрелища,
успокаивающего запуганное воображение детей и
доставляющего им истинно эстетическое
удовольствие.
Эстетический восторг, вызванный у мальчиков
зрелищем высокого, усеянного золотыми звездами
неба, разделяет и автор.
Объяснив таким образом активную роль природы в
рассказе «Бежин луг», небесполезно заставить
учащихся подумать над вопросом: имеет ли
какое-либо значение изображенный писателем
пейзаж для построения рассказа?
Пейзаж служит зачином и концовкой произведения.
Композиционная роль природы фиксируется в
краткой записи на доске и в тетрадях учащихся.
– А ещё почему так много картин природы? (Живут в деревне. Их всегда окружает природа. Является фоном жизни ребят)
В рассказе Тургенева природа показана прежде всего как условие жизни крестьянских мальчиков, рано приобщающихся к сельскохозяйственному труду. Было бы фальшиво, да и невозможно, изображая детей в ночном, не показать природу. Но она дана не только как фон или условие жизни крестьянских детей.
Значение природы в рассказе „Бежин луг"
– В чём мастерство И.С.Тургенева? (Его картины
всегда верны, мы узнаём в них родную русскую
природу, и вместе с тем видим любовь писателя к
своей родине)
В конце урока я предлагаю послушать
стихотворение, в котором также говорится о любви
к природе, малой родине.
12 и др. слайды
И.С.ТУРГЕНЕВУ. БЕЖИН ЛУГ
Иван Демьянов
Он с детства у меня перед глазами
Росистый луг с гривастым табуном,
И звёздный рой, парящий над лесами,
Где речка изогнулась за углом.
И фырканье, и лошадиный топот,
Несмелые мальчишек голоса,
И камыша берегового шёпот,
Увядшая заката полоса.
Ночь распахнула голубые полы,
Луны катая голубой комок.
Безбрежье неба над притихшим долом,
Туда костра торопится дымок.
Пылать костру-огонь его напорист.
Таких немного в памяти огней.
В него века подбрасывают хворост,
Чтоб родину любили мы сильней!
Сочинение
Место и значение пейзажа в рассказе. (Описанию природы в рассказе Тургенева отводится много места; природа здесь - одно из действующих лиц, и это отмечено названием рассказа. «Бежин луг» начинается и заканчивается описанием природы, и центральная его часть - рассказы мальчиков - тоже изображена на фоне описания летней ночи.)
Прекрасный июльский день. (В начале рассказа Тургенев описывает июльский день, когда он, отправившись на охоту, заблудился. Автор - человек наблюдательный, хорошо знающий приметы погоды. Он пишет о ясном небе, светлом и лучезарном солнце, неподвижных облаках, неизменной ясности небосвода. Во всем Тургенев отмечает мягкость красок и «трогательную кротость».)
Описание Бежина луга.
Вид луга с обрыва холма. (Равнина, окруженная полукругом реки, огонь костра и люди у огня.)
Ночь на лугу. (Картина ночи дополняет рассказы детей, придает им особую выразительность и таинственность. Тургенев показывает, как преображаются в свете костра обычные предметы; каким значительным становится каждый звук в ночной тишине. Слушая рассказы детей, писатель замечает, как постепенно меняются цвета, запахи и звуки летней ночи.)
Рассвет на лугу. (Предрассветная тишь, свежесть утра, постепенное изменение цвета неба, восход солнца, первые звуки наступающего дня.)
Тургенев - мастер пейзажа. (Картины природы в рассказе созданы тонким и наблюдательным человеком, обладающим способностью художника. Он замечает мельчайшие детали, изменение оттенков цветов, полутона и тени. Его слух фиксирует самые тонкие звуки. Природа у Тургенева - не только фон, но и своеобразный персонаж рассказа: она постоянно меняется, живет своей жизнью. И в то же время - природа занимает значительное место в жизни человека).