Судебный пристав по оупдс (сотрудник органа принудительного исполнения). Порядок осуществления принудительного привода граждан судебными приставами, законодательно урегулирован Тематика ежедневных инструктажей судебных приставов по обеспечению установленн

Обо всех выявленных недостатках, возникающих предпосылках к чрезвычайным ситуациям, распоряжениях председателя суда немедленно докладывать мне.

Физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие применять при необходимости в строгом соответствии с Федеральным законом "О судебных приставах".

Требую при осуществлении пропуска граждан, обеспечении установленного порядка деятельности суда соблюдать законность, корректность и вежливость в обращении с посетителями суда и участниками судебных процессов.

Напоминаю о необходимости соблюдения мер личной безопасности при несении службы!".

8. Определяет автотранспорт и маршрут движения к месту несения службы.

9. По окончании инструктажа:

Выясняет, имеются ли вопросы по доведенной информации;

Подает команды "РАВНЯЙСЬ, СМИРНО", отдает распоряжение приступить к несению службы: "К несению службы приступить. Обеспечить установленный порядок деятельности судов (указывается наименование суда и судебных участков мировых судей). Во время несения службы быть вежливыми и корректными в обращении с гражданами, не допускать ущемления их прав и законных интересов. Строго соблюдать законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность судебных приставов по ОУПДС, необходимую оборону и крайнюю необходимость. По прибытии к месту несения службы старшим в судах доложить о заступлении судебными приставами по ОУПДС на посты дежурному по отделу!", после чего подает команды "НАПРА-НАЛЕВО. К МЕСТАМ НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ ШАГОМ МАРШ!".

10. Судебные приставы по ОУПДС убывают к месту несения службы.

Управление организации обеспечения

установленного порядка деятельности судов

Приложение 1

График проведения ежедневных инструктажей судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

Дата проведения

Примечание

Приложение 2

Тематика ежедневных инструктажей судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

Введение

Важная роль в решении задач, возложенных на Федеральную службу судебных приставов, отводится судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов, которые предназначены для обеспечения установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Обеспечение установленного порядка деятельности судов является выполнением служебного долга и требует от судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов постоянной бдительности, высокой дисциплинированности, решительности и инициативы.

Чтобы успешно выполнять свои обязанности, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов должны хорошо знать законы, постановления и распоряжения высших органов государственной власти, приказы и инструкции ФССП России, регламентирующие обеспечение установленного порядка деятельности судов, умело руководствоваться и применять их при несении службы. Качество несения службы во многом зависит от профессионализма судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, мастерства, твердого знания возложенных задач и их особенностей, от умения организовать работу и правильно действовать в условиях сложной обстановки.

Настоящая тематика предназначена для использования в качестве пособия при проведении инструктажей судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, имеет своей целью помочь закрепить и развить их знания, необходимые для правильных действий в различных ситуациях, с которыми они наиболее часто сталкиваются в повседневной деятельности. Они могут быть использованы также при проведении занятий по боевой подготовке с личным составом, выполняющим задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, и в учебном процессе при прохождении первоначальной подготовки.

Нормативно-правовая база:

1) Конституция Российской Федерации 1993 г.;

2) Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";

3) Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах"";

5) приказ Минюста России от 27 декабря 2006 г. N 384 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов";

6) приказ Минюста России от 3 августа 1999 г. N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности".

Тема N 1: "Обязанности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов"

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

обеспечивать в суде и при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;

выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

осуществлять охрану здания, помещений суда;

в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану;

на основании постановления суда (судьи) или дознавателя Службы судебных приставов осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя Службы судебных приставов;

на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя;

по поручению старшего судебного пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей;

при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;

на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, создаваемое в установленном порядке органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения (абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 410-ФЗ);

на основании постановления судебного пристава-исполнителя препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 410-ФЗ);

взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;

проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда (абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ);

по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю Службы судебных приставов при осуществлении дознания (абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ).

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса. Соответсвенно те , которые охраняют суды там постоянно работают. также в их обязянности входит обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания. Во время дежурства в здании суда пристав по ОУПДС должен поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда.

При необходимости выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда. Также осуществляют охрану здания, помещений суда. А в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану. Так же в обязанности входит осуществление охраны зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов.

Существует еще одна интересная обязанность пристава по ОУПДС на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять принудительный привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов, а так же на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом.

Судебный пристав по ОУПДС по поручению старшего судебного пристава обязан обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей. Во время исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел. При выявлении признаков преступления составить рапорт об этом и направить его старшему судебному приставу для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

В службе есть отдельное подразделение, которое исполняет на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", должно обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения. Данные действия так же могут быть исполнены на основании постановления судебного пристава-исполнителя. Пристав по ОУПДС обязан препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, в отношении которого приставом-исполднителем назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

При осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову судьи, дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, судебный пристав по ОУПДС имеет право входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо. Так же при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда, входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда.

В целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий судебный пристав по ОУПДС имеет право входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "Об исполнительном производстве". При совершении исполнительных действий пристав по ОУПДС имеет право проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда, дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя.

При выполнении своих служебных обязанностей судебный пристав по ОУПДС имеет право в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства.

Судебный пристав по ОУПДС имеет право не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения Федеральной службы судебных приставов лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел.

В случае необходимости пристав по ОУПДС имеет право осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. При исполнении служебных обязанностей может обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск. Так же имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Судебный пристав по ОУПДС в процессе несения службы:

Обеспечивает безопасность судебного пристава-исполнителя;

Не допускает нахождения посторонних лиц (не участвующих в исполнительном производстве) в месте совершения исполнительных действий;

Обеспечивает сохранность служебной документации и бланков, а также изъятых у должника денежных средств, имущества и ценностей;

При необходимости обращается к сотрудникам органов внутренних дел за помощью для проверки документов, удостоверяющих личность у лиц, находящихся в месте совершения исполнительных действий;

Периодически по средствам связи докладывает старшему группы о складывающейся ситуации, выполняет его указания;

В соответствии с установленными полномочиями пресекает преступления и правонарушения в месте совершения исполнительных действий, при необходимости задерживает нарушителей с дальнейшей передачей их в орган внутренних дел.

Судебному приставу по ОУПДС при участии в исполнительных действиях запрещается:

Самостоятельно совершать какие-либо исполнительные действия, подменять судебного пристава-исполнителя;

Предпринимать действия по вскрытию помещений или хранилищ должника;

Отлучаться куда бы то ни было без разрешения старшего группы или судебного пристава-исполнителя;

Отвлекаться по вопросам, не связанным с исполнением служебных обязанностей, в том числе заниматься погрузкой имущества и т.п.;

Обсуждать с кем бы то ни было из сторон исполнительного производства или другими лицами действия судебного пристава-исполнителя и ход проводимых мероприятий.

В случае воспрепятствования законной деятельности судебного приставаисполнителя или судебного пристава по ОУПДС в различных формах ненасильственного характера (отказ в допуске на объект или в помещение, непредставление необходимых служебных документов и т.п.) правонарушитель предупреждается об административной ответственности.

При продолжении указанных действий судебным приставом-исполнителем или судебным приставом по ОУПДС составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.8 КоАП РФ. При невозможности составления данного протокола на месте судебные приставы вправе применить меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (доставление, административное задержание) в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

В случае возникновения реальной угрозы жизни и здоровью судебных приставов (силовое сопротивление, нападение и т.п.) судебные приставы по ОУПДС вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с действующим законодательством. При необходимости судебные приставы имеют право обратиться за помощью к сотрудникам органов внутренних дел и других правоохранительных органов.

Если в действиях нарушителей имеются признаки составов преступлений, предусмотренных УК РФ, судебные приставы подают рапорт старшему судебному приставу, на основании которого в установленном порядке готовятся необходимые материалы для возбуждения уголовного дела.

В судебной практике бывают случаи, когда одна из заинтересованных сторон (истец или ответчик) не приходит на судебные заседания. В таких ситуациях рассмотрение дела может быть отложено, либо суд выносит заочное решение.

Но при рассмотрении уголовных дел необходимо присутствие обвиняемого, либо важного свидетеля. В этих случаях судебными приставами по решению судьи или прокурора осуществляется принудительный привод гражданина в зал судебного заседания.

Процедура принудительного привода урегулирована Приказом Минюста России от 13.07.2016 N 164 «Об утверждении Порядка осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов».

Текст приказа представлен ниже:

Об утверждении Порядка осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов

В целях реализации положений статей 111, 113, 247 Уголовно¬-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52 (ч. 1), ст. 4921; 2002, № 22, ст. 2027; 2003, № 27 (ч. 1), ст. 2706; 2006, № 31 (ч. 1), ст. 3452; 2007, № 24, ст. 2830), статей 27.1 и 27.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1; 2005, № 19, ст. 1752; 2007, № 31, ст. 4007; 2011, № 29, ст. 4289, № 30 (ч. 1), ст. 4573; 2014, № 30 (ч. 1), ст. 4233, № 42, ст. 5615), статьи 168 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4532; 2008, № 24, ст. 2798), статей 116 и 120 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 10, ст. 1391), Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3590; 2000, № 46, ст. 4537; 2004, № 27, ст. 2711, № 35, ст. 3607; 2007, № 10, ст. 1156; 2008, № 30 (ч. 1), ст. 3588, № 30 (ч. 2), ст. 3616, № 52 (ч. 1), ст. 6235; 2009, № 29, ст. 3631, № 48, ст. 5717; 2010, № 31, ст. 4182; 2011, № 29, ст. 4287, № 49 (ч. 5), ст. 7067, № 50, ст. 7352; 2013, № 14, ст. 1657, № 27, ст. 3477, № 52 (ч. 1), ст. 6953; 2014, № 6, ст. 558, № 11, ст. 1094, ст. 1099, № 19, ст. 2331, № 52 (ч. 1), ст. 7552; 2015, № 1 (ч. 1), ст. 50, № 10, ст. 1427; 2016, № 1 (ч. 1), ст. 45), Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 41, ст. 4849; 2008, № 20, ст. 2251; 2009, № 1, ст. 14, № 23, ст. 2761, № 29, ст. 3642, № 39, ст. 4539, ст. 4540, № 51, ст. 6162; 2010, № 31, ст. 4182; 2011, № 7, ст. 905, № 17, ст. 2312, № 27, ст. 3873, № 29, ст. 4287, № 30 (ч. 1), ст. 4573? ст. 4574, № 48, ст. 6728, № 49 (ч. 1), ст. 7014, ст. 7041, № 49 (ч. 5), ст. 7061, ст. 7067, № 50, ст. 7343, ст. 7347, ст. 7352, ст. 7357; 2012, № 31, ст. 4322, ст. 4333; 2013, № 14, ст. 1641, ст. 1657, № 30 (ч. 1), ст. 4039, № 51, ст. 6678, ст. 6699, № 52 (ч. 1), ст. 6948, ст. 7006; 2014, № 11, ст. 1099, № 19, ст. 2331, № 30 (ч. 1), ст. 4217, № 42, ст. 5615, № 43, ст. 5799, № 52 (ч. 1) ст. 7543; 2015, № Ю, ст. 1393, ст. 1410, ст. 1411, ст. 1427, № 14, ст. 2022, № 27, ст. 3945, ст. 3977, ст. 4001, № 48 (ч. 1), ст. 6706; 2016, № 1 (ч. 1), ст. 11, ст. 13, ст. 45, ст. 64, № 11, ст. 1493, № 12, ст. 1707, № 14, ст. 1910, № 18, ст. 2511), Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 42, ст. 4108; 2005, № 44, ст. 4535, № 52 (ч. 3), ст. 5690; 2006, № 12, ст. 1284, № 19, ст. 2070, № 23, ст. 2452, № 38, ст. 3975, № 39, ст. 4039; 2007, № 13, ст. 1530, № 20, ст. 2390; 2008, № 10 (ч. 2), ст. 909, № 29 (ч. 1), ст. 3473, № 43, ст. 4921; 2010, № 4, ст. 368, № 19, ст. 2300; 2011, № 21, ст. 2927, ст. 2930, № 29, ст. 4420; 2012, № 8, ст. 990, № 18, ст. 2166, № 22, ст. 2759, № 38, ст. 5070, № 47, ст. 6459, № 53 (ч. 2), ст. 7866; 2013, № 26, ст. 3314, № 49 (ч. 7), ст. 6396, № 52 (ч. 2), ст. 7137; 2014, № 26 (ч. 2), ст. 3515, № 50, ст. 7054; 2015, № 14, ст. 2108, № 19, ст. 2806, № 37, ст. 5130; 2016, № 1 (ч. 2), ст. 207, ст. 211, № 19, ст. 2672), а также повышения эффективности деятельности Федеральной службы судебных приставов приказываю:

Федеральной службы судебных приставов приказываю:

Утвердить Порядок осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Порядок осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов

I. Общие положения

1. Привод лица в соответствии с положениями статьи 111, части 1 статьи 113, статьи 247 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, статей 27.1 и 27.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 2 статьи 168 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 116 и части 1 статьи 120 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также части 5 статьи 24 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — лицо, подлежащее приводу) осуществляется судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебный пристав по ОУПДС) на оснований постановления (определения) суда (судьи), постановления судебного пристава- исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом или его заместителем, а также дознавателя Федеральной службы судебных приставов (далее — постановление (определение) о приводе и инициатор привода соответственно) путем принудительного доставления (сопровождения) лица, подлежащего приводу, к месту вызова инициатором привода.

2. Приводу в качестве меры процессуального принуждения не подлежат лица, перечисленные в части 6 статьи 113 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 120 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

II. Организация осуществления привода

3. Постановление (определение) о приводе не позднее дня, следующего за днем его поступления в структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или ее территориального органа, регистрируется ответственным за делопроизводство в Журнале регистрации постановлений (определений) о приводе (приложение к настоящему Порядку) и передается для организации своевременного исполнения старшему судебному приставу или его заместителю, отвечающему за организацию обеспечения установленного порядка деятельности судов (далее — заместитель старшего судебного пристава).

4. Старший судебный пристав или заместитель старшего судебного пристава проверяет постановление (определение) о приводе на предмет указания в нем данных, позволяющих установить судебному приставу по ОУПДС личность лица, подлежащего приводу (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения), предполагаемое место нахождения, дату, время и место, куда должно быть доставлено лицо, подлежащее приводу. В случае отсутствия в постановлении (определении) о приводе необходимых данных старший судебный пристав или заместитель старшего судебного пристава информирует об этом инициатора привода.

5. Старший судебный пристав или заместитель старшего судебного пристава поручает исполнение постановления (определения) о приводе судебному приставу по ОУПДС либо в необходимых случаях группе судебных приставов по ОУПДС и назначает старшего группы судебных приставов по ОУПДС.

6. В день осуществления привода старший судебный пристав или заместитель старшего судебного пристава определяет и проверяет снаряжение, оборудование, специальные средства, форменную одежду, наличие нагрудных знаков и служебных удостоверений судебных приставов по ОУПДС; решает вопрос об обеспечении судебных приставов по ОУПДС автотранспортом и, при необходимости, боевым ручным стрелковым оружием и патронами к нему; проводит инструктаж с учетом особенностей исполнения каждого привода.

III. Осуществление привода

7. Судебный пристав по ОУПДС или старший группы судебных приставов по ОУПДС после получения постановления (определения) о приводе, проведения старшим судебным приставом или заместителем старшего судебного пристава инструктажа приступает к его исполнению.

8. Судебный пристав по ОУПДС или группа судебных приставов по ОУПДС выезжают к месту, указанному в постановлении (определении) о приводе.

9. Судебный пристав по ОУПДС имеет право при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо; при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи)1.

10. По прибытии к указанному в постановлении (определении) о приводе месту нахождения лица, подлежащего приводу, судебный пристав по ОУПДС или старший группы судебных приставов по ОУПДС:

представляется, называет свою должность и фамилию, предъявляет служебное удостоверение и сообщает цель своего прибытия;

проверяет документы, удостоверяющие личность лица, подлежащего приводу;

объявляет постановление (определение) о приводе лицу, подлежащему приводу, что удостоверяется его подписью в постановлении (определении) о приводе, в случае если лицо, подлежащее приводу, отказывается от подписи в постановлении (определении) о приводе делается соответствующая запись;

устанавливает, имеются ли обстоятельства, препятствующие исполнению привода.

11. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения (статья 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1; 2003, № 50, ст. 4847; 2008, № 49, ст. 5748; 2014, № 42, ст. 5615).

12. При осуществлении привода судебные приставы по ОУПДС имеют право в случаях и порядке, предусмотренных статьями 15-18 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.

13. Лицо, подлежащее приводу, после доставления в место вызова инициатором привода по его поручению находится под контролем судебного пристава по ОУПДС или старшего группы судебных приставов по ОУПДС до окончания судебного заседания, совершения процессуальных или исполнительных действий.

14. Об осуществлении привода судебный пристав по ОУПДС или старший группы судебных приставов по ОУПДС информирует старшего судебного пристава или заместителя старшего судебного пристава с одновременной передачей постановления (определения) о приводе с отметкой инициатора привода, а также письменно уведомляет обо всех случаях возникновения происшествий (при наличии) при доставлении лица, подлежащего приводу.

15. Об обстоятельствах, препятствующих исполнению привода, судебный пристав по ОУПДС или старший группы судебных приставов по ОУПДС сообщает инициатору привода, а также старшему судебному приставу или заместителю старшего судебного пристава в письменной форме с приложением копий документов, подтверждающих обстоятельства, препятствующие исполнению привода (при наличии).

3.9. При получении от старшего судебного пристава (заместителя старшего судебного пристава) указаний по обеспечению безопасности судебного заседания судебный пристав по ОУПДС:

Перед судебным заседанием осматривает зал судебного заседания, совещательные комнаты с целью недопущения нахождения там взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и иных представляющих угрозу для безопасности окружающих предметов, веществ и средств;

Проверяет исправность средств связи и оповещения (кнопки, брелоки тревожной сигнализации);

Докладывает председательствующему в судебном заседании судье о своем прибытии и до окончания судебного заседания выполняет распоряжения председательствующего в судебном заседании судьи, связанные с соблюдением общественного порядка в суде, обеспечением безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса, охраной совещательной комнаты и помещения судебного заседания;

Находится в зале судебного заседания в течение всего судебного заседания и покидает зал судебного заседания только по разрешению председательствующего в судебном заседании судьи;

При необходимости незамедлительно обращается к старшему судебному приставу (заместителю старшего судебного пристава) для привлечения дополнительных сил;

По окончании судебного заседания докладывает старшему судебному приставу (заместителю старшего судебного пристава) о распоряжениях, поступивших от председательствующего в судебном заседании судьи, о происшествиях и принятых мерах по их устранению.

3.10. По указанию старшего судебного пристава (заместителя старшего судебного пристава) допускается замена одного судебного пристава по ОУПДС другим судебным приставом по ОУПДС.

3.11. Судебный пристав по ОУПДС по поручению судьи обеспечивает безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания.

3.12. Судебный пристав по ОУПДС оказывает органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

3.13. В течение рабочего дня не менее одного раза в час судебные приставы по ОУПДС проверяют помещения суда, в том числе коридоры, подсобные, чердачные, подвальные помещения, места общественного пользования, лестничные клетки здания суда с целью недопущения нахождения там взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и иных представляющих угрозу для безопасности окружающих предметов, веществ и средств.

3.14. В случае возникновения происшествий при обеспечении безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса судебный пристав по ОУПДС принимает необходимые меры, после чего письменно докладывает старшему судебному приставу (заместителю старшего судебного пристава).

Судебные споры в нашей стране не являются редкостью. По их окончании суд принимает решение. При этом на одну из сторон возлагаются определенные обязанности. Контроль за их исполнением несут судебные приставы. Данные специалисты наделены широкими полномочиями, а также правами и обязанностями, закрепленными на законодательном уровне.

Законодательная база

Не все граждане понимают, что за служба судебных приставов, обязанности их и права.

Для ответа на этот вопрос следует изучить:

  • Конституцию.
  • Закон об исполнительном производстве.
  • Закон о судебных приставах.
  • Некоторые другие законодательные акты (в частности, Инструкцию №226 о порядке исполнения приставами распоряжений суда).

Иногда для решения конкретных задач за информацией стоит обратиться к юристу. Они точно подскажут, что вправе делать судебные приставы, а на что не имеют права, что должны и не должны.

Закон о приставах, где изложены их права, был принят еще в 1997 году. Но в связи с тем, что нагрузка на службу из года в год увеличивается, было решено сделать полномочия сотрудников еще шире. В должностные обязанности судебных приставов входит работа с теми людьми, которые не исполняют закон. Благодаря расширенным полномочиям, специалисты получили возможность достичь больших результатов, так как подчас им приходится сталкиваться с агрессивным поведением граждан. К главным правам этих государственных служащих относятся следующие:

  • Получать нужные сведения по делу.
  • Выполнять проверки и проводить исследования.
  • Раздавать указания участникам процесса.
  • Осматривать помещение.
  • Арестовывать банковские счета, а также принадлежащее должнику, имущество с последующей конфискацией.
  • Разыскивать должника, пользуясь инструментами государственной поддержки.
  • Привлекать иные государственные структуры для выполнения положений исполнительного документа.

Применение физической силы и оружия

После введенных изменений в права и обязанности судебного пристава по ОУПДС вошло и физ. силы. В Государственной думе этот вопрос обсуждался очень остро. С одной стороны, специалистам нужно было дать больше полномочий, а с другой - не допустить произвола. Поэтому для того, чтобы поступить на службу, сегодня к кандидатам предъявляются жесткие требования. А если специалисту пришлось применить физическую силу, он должен в течение суток уведомить об этом руководство в письменном виде.

Функции и обязанности судебных приставов

Помимо того, что приставы наделены широкими полномочиями, у них есть и немало обязанностей, которым они должны следовать. Функции закреплены на уровне законодательства. Так, пристав, в ведении которого находится исполнительное производство обязан:

  • Предоставлять сторонам процесса материалы дела для ознакомления.
  • Рассматривать заявления, жалобы и ходатайства;.
  • Объявлять в розыск должника при наличии соответствующих обстоятельств.
  • При нарушении норм уголовно-процессуального законодательства передавать правонарушителя органам дознания.

Когда осуществляются права и обязанности судебных приставов, они используют имеющиеся правовые инструменты. Сотрудники не обязаны гарантировать исполнение положений исполнительного документа. В то же время они должны сделать все для того, чтобы судебный документ был исполнен.

Производство по делу имеет срок давности. В общем случае он составляет три года. Однако иногда его продлевают или, наоборот, сокращают.

К наиболее действенным полномочиям относится:

  • арест банковских счетов;
  • арест имущества, принадлежащего на праве собственности;
  • запрет на выезд за границу;
  • ограничение в доступе госуслуг;
  • лишение водительских прав;
  • общественные и исправительные работы.

Закон предусматривает наложение юридической ответственности на судебных приставов в случае превышения ими полномочий. Если работа выполняется некачественно (например, при исполнении обязанности судебного пристава по алиментам), специалист игнорирует свои обязанности, превышает права, он понесет административную ответственность или будет лишен должности. Заметив подобные нарушения, гражданин вправе направить руководству жалобу или подать иск в суд в течение десяти дней.

Перед подачей жалобы в службу судебных приставов, нужно знать о делении данной системы. Среди сотрудников есть приставы, контролирующие соблюдение исполнительных документов, а также приставы по ОУПДС. В последнем случае специалисты могут находиться на пропускном пункте в здании суда, а также выполнять силовые задачи и поддерживать других приставов в работе по принудительному взысканию денежных средств, а также ареста, принадлежащего ему, имущества.

В обязанности судебного пристава по ОУПДС, входят следующие:

  • Организация ТО оперативного дежурства;
  • Сохранение конфиденциальности информации;
  • Другие задачи.

Кроме того, они выполняют многие действия, которые указаны в законе о судебных приставах. При несении службы сотрудники носят специализированную одежду с отличительными признаками. На левой стороне груди на форме имеется значок с ведомственным гербом. Этот атрибут остается обязательным даже в случае, если пристав одет в гражданское. Все нагрудные знаки регистрируются, и обладают своим идентификационным серийным номером.

Приставы по ОУПДС: что означает?

Чтобы успешно исполнять обязанности судебного пристава по ОУПДС, специалиста прикрепляют к судам на постоянной базе. Об этом говорится в Инструкции №226 (пункт 4.3). А в первом пункте перечисляются обязанности данного сотрудника.

Обеспечение безопасности

Так, специалисты должны обеспечивать во время судебного заседания безопасность судей, присяжных и других участников процесса. А если процессуальные действия осуществляются вне стен суда, то и там.

К участникам процесса как гражданского, так и процессуального характера относятся: истец, ответчик, заинтересованные и третьи лица, представители истца и ответчика, а также прокурор, переводчик, эксперт, свидетели и прочие. В уголовном процессе участниками называют прокурора, истца и ответчика с гражданского процесса, подсудимого, адвоката, экспертов, переводчиков, свидетелей и так далее.

Надо также понимать, что означает обеспечение безопасности. Под этим термином понимают совокупность мер, заключающуюся в предупреждении и пресечении посягательств на людей, которые связаны со служебной деятельностью. Цель данных мер состоит в создании соответствующих условий для выполнения правосудия. Данные меры применяются, если имеются достаточные сведения о реальности угрозы в отношении лиц, находящихся под защитой. Если же имеет место посягательство на жизнь и здоровье этих лиц, то меры даже входят в обязанности судебного пристава по ОУПДС. Об этом сказано в п. 3.3 Инструкции №226.

Лица, которым требуется защита, сами могут обратиться к судебному приставу. Поводом для этого могут стать, например, поступившие угрозы. Безопасность обеспечивается в основном в суде в течение судебного процесса. Но по указанию старшего пристава защита может осуществляться также в выходные и праздники.

При обеспечении безопасности в суде специалисты совершают следующие действия:

  • Старший пристав устанавливает места несения службы.
  • Перед заседанием помещение подвергается тщательной проверке на предмет того, не находятся ли там бесхозные вещи и опасные предметы, а также осматриваются лица, чей внешний вид является подозрительным.
  • Проверяется исправность работы связи, в том числе носящей экстренный характер.
  • Из зала заседания удаляются лица, нарушившие установленный порядок (по распоряжению судьи).
  • Применяется сила, спецсредства и огнестрельное оружие в предусмотренных законом случаях.
  • Осуществляется обращение за содействием к сотрудникам ОВД, ФСБ, миграционного учета, служб по защите от ЧС, военнослужащим.

Доставка дел и вещдоков

К месту заседания суда или в кабинет судьи приставы должны доставлять уголовные дела и вещдоки. Это осуществляется по его поручению. При этом в обязанности судебного пристава по ОУПДС не входит их несение. Поэтому он сопровождает секретаря судебного заседания, который получает соответствующие материалы в канцелярии.

Поддержание общественного порядка

Пристав должен обеспечивать поддержание общественного порядка. Под этим понятием подразумевается создание атмосферы общественного спокойствия, а также благоприятных условий для деятельности людей. Данный должностные обязанности судебного пристава по ОУПДС выполняются в рамках распоряжения председателя суда. Об этом говорится не только в Инструкции, но и в ГПК, АПК, УПК.

В соответствии с Инструкцией, приставы должны обеспечивать охрану здания суда в рабочее время. Однако на практике это нередко требуется в ночное время, а также в выходные и праздники. Принятие решения о круглосуточной охране входит в обязанности старшего судебного пристава РФ.

Судебный пристав должен осуществлять привод лиц, которые уклоняются от явки в суд. Основанием для этого служит постановление дознавателя или пристава-исполнителя. Привод - это доставление лица к месту, куда его вызывали, в принудительном порядке. С этой целью специалисты выезжают по адресу фактического пребывания лица, которого нужно доставить, проверяют его документы и вручают постановление.

Если лицо открыто не повинуется и сопротивляется неоднократно, приставы вправе применить силу, спецсредства или оружие. При этом они обязаны оставаться корректными к данным лицам. После привода пристав должен составить акт и указать в нем место и время нарушения, его характер и принятые в связи с этим меры. Привод несовершеннолетних лиц до 16 лет осуществляется посредством их законных представителей.

Выполнение отдельных действий исполнителей и дознавателей сопряжено с риском. Поэтому в обязанности судебного пристава по ОУПДС (с изменениями закона) входит обеспечение их безопасности. Это осуществляется по поручению старшего пристава.

Взаимодействие с другими силовыми структурами

Старший пристав принимает решение о взаимодействии приставов по ОУПДС с сотрудниками ОВД, военнослужащими и представителями других силовых структур. Данный специалист принимает меры для увеличения конвоя посредством привлечения приставов по ОУПДС. При этом разрабатывается и согласуется план соответствующего несения службы. В его рамках пристав по ОУПДС обязан:

  • Строго придерживаться плана и исполнять поручения старшего пристава.
  • Иметь исправное оружие и спецсредства.
  • Постоянно следить за конвоируемым.
  • Быть наготове предотвратить и пресечь незаконные действия подсудимых.
  • Предлагать конвою выполнить личный обыск подсудимого.
  • Выводить его из зала после окончания судебного процесса.

В то же время приставы не могут:

  • Разговаривать с конвоируемым по вопросам, не касающимся конвоирования.
  • Принимать или передавать любые предметы, записки, продукты, письма.
  • Разглашать организацию охраны и иные подобные сведения.

Медицинский осмотр

В отличие от ранее действовавших положений, в настоящее время специалист должен не только проходить спецподготовку. В права и обязанности судебного пристава по ОУПДС входит регулярная проверка у врачей и прохождение военно-врачебной экспертизы на пригодность к применению силы, спецсредств и оружия.

Проверка документов

Пристав имеет право проверять документы лица, касающиеся его удостоверения личности (обычно, это паспорт). Он имеет право выполнять личный досмотр лиц в зданиях судов и службы приставов, включая личные вещи. Личный досмотр осуществляется только лицом того же пола в присутствии 2 понятых того же пола. Досмотр также производится в присутствии 2 понятых, но пол уже не имеет значения. В исключительных случаях личный досмотр возможен и без понятых. Так или иначе, при этом действии составляется протокол.

Заключение

Таким образом, специалисты могут быть исполнителями. Тогда выполняются обязанности судебных приставов по взысканию денежных средств и другим исполнительным делам. Также есть специалисты по ОУПДС. Их обязанности несколько отличаются, хотя нередко и пересекаются с приставами-исполнителями.