Порядок формирования коллегии присяжных. Вопрос

Восстановление в российском праве института присяжных заседателей выступает в качестве одного из направлений реформы судебной системы. Оно позволяет укрепить конституционную гарантию обеспечения защиты граждан.

Законодательная база

В рамках концепции реформы 16-го июля 1993-го г. был утвержден ФЗ, посредством которого вводились изменения в основополагающие отраслевые нормативные акты. Сейчас участие присяжных заседателей в рассмотрении дел регламентируется законом №113. Как показывает практика, количество ходатайств на рассмотрение преступлений по прогрессивной форме производства постоянно увеличивается. Обвиняемые часто пользуются возможностью просить о разбирательстве с участием присяжных.

Специфика

В ст. 20 Конституции провозглашается право каждого гражданина на жизнь. Вместе с этим данная норма предусматривает, что смертная казнь до ее отмены может устанавливаться ФЗ как исключительная мера за особо тяжкие деяния. При этом преступление обвиняемого рассматривает суд присяжных заседателей. Основные положения относительно привлечения граждан к разбирательству и их деятельности в ходе него установлены в УПК.

Требования

Кандидат в присяжные заседатели не должен быть:

  1. Обвиняемым или подозреваемым в преступлении.
  2. Иностранцем, не владеющим языком, на котором проходит слушание.
  3. Психически или физически неполноценным (ограниченно или полностью недееспособным).
  4. Не достигшим 25-ти лет.
  5. Состоящим на учете в психоневрологическом или наркологическом учреждении в связи с лечением от токсико-, наркомании, алкоголизма, затяжных и хронических психических недугов.

Порядок отбора

Присяжные заседатели выбираются из списков - запасного и общего. Они составляются ежегодно местной администрацией, которая располагается и действует на территории, где проводится слушание. В общем списке присутствуют граждане, которые проживают постоянно в городах и районах области/края. Их количество должно быть достаточным для обеспечения нормального функционирования суда. Председатель не позже чем за 3 месяца до окончания действия полномочий граждан, включенных ранее в запасной и общий списки, направляет руководителю высшего органа исполнительной власти субъекта представление о количестве лиц, необходимых для разбирательств. Этой структурой формулируется порядок и сроки формирования списков. Исполнительный орган также сообщает муниципальным структурам количество граждан, которое следует включить в перечни. Составление списков, в которые входят присяжные заседатели, осуществляется на основании персональных сведений о кандидатах. Эти данные находятся в информационной базе Единой автоматизированной системы. Из количества отобранных лиц должны быть исключены граждане, которые не могут быть приняты в судебные присяжные заседатели.

Дополнительно

В запасной список включаются лица, постоянно живущие в населенном пункте на территории расположения суда. Этот список заверяется подписью руководителя исполнительного органа субъекта и скрепляется печатью. Данный перечень, наряду с общим, публикуется в СМИ соответствующего МО. В списках присутствуют только ФИО граждан. Финансовое обеспечение полномочий, переданных исполнительно-распорядительным структурам по формированию списков, производится из федеральных бюджетных средств. Порядок и размер поступлений устанавливается правительственными постановлениями.

Обращения лиц

Граждане могут направлять письменные заявления в исполнительный орган региона о необоснованности включения их в присяжные заседатели, об исправлении неточностей в списке, исключении из него. В течение 5-ти дней обращения рассматриваются в уполномоченной инстанции. Решения, принятые исполнительным органом, могут обжаловаться в судебном порядке. Внесенные в списки дополнения или изменения публикуются в СМИ региона.

Исключение из списков

Оно осуществляется в случаях, предусмотренных в отраслевом ФЗ. Из списков присяжных граждане исключаются, если:

  1. Выявлены обстоятельства, не позволяющие лицу участвовать в разбирательствах.
  2. Подано письменное заявление с указанием причин невозможности исполнять соответствующие обязанности, если гражданин:
  • достиг возраста 65-ти лет;
  • не владеет языком, на котором ведется слушание;
  • имеет медицинские документы, подтверждающие расстройства здоровья;
  • замещает государственные либо выборные должности в муниципальных органах власти;
  • военнослужащий;
  • прокурор, судья, дознаватель, следователь, нотариус, адвокат, имеет специальное звание сотрудника ОВД, ФССП и прочих исполнительных структур, ведет частную детективную практику по лицензии;
  • священнослужитель.

Последующий отбор

На дальнейших этапах присяжные заседатели привлекаются к конкретным слушаниям. Отбор производится аппаратом органа, уполномоченного на разбирательства, совместно с заинтересованными лицами (сторонами процесса). Председатель обладает дополнительными возможностями по освобождению лиц от обязанностей присяжных. В любом случае граждане, чья объективность вызывает сомнение, должны быть исключены из перечня. У таких лиц может быть предвзятое мнение, они могут быть осведомлены об обстоятельствах преступления из непроцессуальных источников и так далее. Коллегия присяжных заседателей после назначения слушания формируется в порядке, предусмотренном статьями 326-332 УПК. Лица привлекаются к рассмотрению материалов на 10 дней раз в год. Если разбирательство дела с участием присяжных заседателей не завершилось по окончании срока их полномочий, то они призываются до конца процесса. Лица, вызванные в уполномоченную инстанцию, но не отобранные для слушания, могут привлекаться к другому производству.

Права присяжных заседателей

Граждане, привлеченные к слушанию, могут:

  1. Исследовать все обстоятельства уголовного преступления, осматривать вещественные доказательства, документы и прочие материалы.
  2. Участвовать в осуществлении следственных мероприятий.
  3. Обращаться к председательствующему за разъяснением норм законодательства, относящихся к рассматриваемому преступлению, оглашаемых документов и прочих неясных моментов и понятий.
  4. Задавать вопросы сторонам процесса через председательствующего.
  5. Вести свои записи и использовать их в процессе обсуждения в совещательной комнате.

Запреты

Присяжные заседатели не могут:

  1. Отлучаться из зала во время слушания.
  2. Выражать свое мнение по рассматриваемому преступлению вне совещательной комнаты.
  3. Общаться с лицами, которые не входят в состав суда, выяснять у них обстоятельства преступления.
  4. Собирать информацию вне заседания.
  5. Нарушать тайну обсуждения и голосования при совещании.

Важный момент

При неявке на слушание без уважительной причины присяжный заседатель может подвергнуться штрафу. Взыскание устанавливается ст. 118 УПК. Председательствующий обязан предупредить граждан, что при нарушении требований законодательства они могут быть отстранены от слушания по ходатайству сторон либо по инициативе судьи. В таких случаях осуществляется замена лицами из запасного списка.

Гарантии

На присяжных в период исполнения ими соответствующих обязанностей распространяются конституционные положения, действующие в отношении судей. В частности, гражданам гарантируется неприкосновенность и независимость. Отраслевой закон устанавливает принцип возмездности для лиц, привлеченных в качестве присяжных. Это положение не противоречит принципу исполнения гражданами общественного долга. Закон не допускает положения, при котором лица терпят материальный ущерб вследствие выполнения ими возложенных на них функций.

Оплата труда

Вознаграждение присяжным выплачивается из регионального бюджета. Его размер равен половине должностного оклада судьи и должен быть не меньше средней зарплаты гражданина на его основной работе пропорционально периоду присутствия на слушаниях. Присяжному возвращают командировочные затраты в порядке, установленном законом для судей. Кроме этого, ему компенсируется оплата транспортных расходов. За присяжным на время его присутствия в суде сохраняются все льготы и гарантии на основной работе. Не допускается увольнение или перевод гражданина на менее оплачиваемую должность по инициативе руководства предприятия в период нахождения его на слушаниях.

Полномочия

В качестве основного из них выступает установление виновности или признание невиновности лица. Вердикт присяжных заседателей выносится в совещательной комнате. Они не назначают размер и вид наказания. Вопросы присяжным заседателям формулируются так, чтобы ответы на них были либо "да", либо "нет". Уполномоченные лица должны решить, доказано ли:

  1. Что имело место деяние, в котором обвиняется лицо.
  2. Что преступление совершил именно подсудимый.
  3. Что он виновен.

Снисхождение

Суд присяжных заседателей обладает обширными полномочиями при разбирательстве тяжких преступлений. При назначении наказания, в частности, особое значение имеет мнение о том, заслуживает ли обвиняемый снисхождения. В этом случае законодательство определяет особый режим наложения санкций. Размер либо срок наказания субъекту, который признан заслуживающим снисхождения, не должен превышать 2/3 максимального или наиболее строгого для данного деяния. В случае если за преступление предусматривается пожизненное заключение, то оно не применяется.

Прочие правила при снисхождении

Судья обязан соблюсти иные требования законодательства, призванные смягчить наказание. В частности, необходимо учитывать обстоятельства, предусмотренные ст. 61 и ст. 63 УК. При признании виновного лица заслуживающим особенного снисхождения во внимание принимаются только смягчающие критерии. В таком случае используются правила о назначении более мягких санкций, чем предусматривается по составу деяния, согласно ст. 64 УК. Эти положения являются для судьи обязательными.

Независимость и защита

Они гарантируются законодательством. В соответствии с нормами, запрещено вмешательство в деятельность присяжных при отправлении ими правосудия. На этих лиц распространяется также неприкосновенность. Личность и имущество присяжных и их родственников защищаются государством. Правоохранительные органы обязаны предпринять соответствующие меры для обеспечения безопасности граждан, привлеченных к слушанию, если от них поступают соответствующие заявления.

Заключение

Присяжными являются представители населения, которые наделяются действующим законодательством соответствующими полномочиями на рассмотрение уголовных дел. Они исполняют обязанности, вмененные им, на непрофессиональной основе. В соответствии с УПК, присяжный - лицо, которое призвано к участию в разбирательстве. Им может стать гражданин, внесенный в общий или запасной список. Рассмотрение дел осуществляется в инстанциях общей юрисдикции. Исполнение обязанностей гражданами является их общественным долгом. Присяжные самостоятельно устанавливают факт, а юридическая квалификация деяния относится к компетенции судей. Представители народа на слушании могут принять решение о снисхождении к обвиняемому. Это имеет значение при установлении срока наказания. Одним из основных требований для присяжных выступает соблюдение тайны совещания. При ее нарушении предусмотрены соответствующие санкции.

Коллегия присяжных формируется в соответствии со Статьей 328

После выполнения председательствующим требований статьи 327 явившиеся кандидаты в присяжные заседатели приглашаются в зал судебного заседания. Председательствующий произносит перед кандидатами в присяжные заседатели краткое вступительное слово. Разъясняет задачи, стоящие перед присяжными заседателями, и условия их участия в рассмотрении данного уголовного дела, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Председательствующий разъясняет кандидатам в присяжные заседатели их обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы, а также представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства. После этого председательствующий опрашивает кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела. По ходатайствам кандидатов в присяжные заседатели о невозможности участия в судебном разбирательстве заслушивается мнение сторон, после чего судья принимает решение. После удовлетворения самоотводов кандидатов в присяжные заседатели председательствующий предлагает сторонам воспользоваться своим правом на мотивированный отвод. Председательствующий предоставляет сторонам возможность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые, по их мнению, связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении данного уголовного дела. После завершения опроса кандидатов в присяжные заседатели происходит обсуждение каждого кандидата в последовательности, определенной списком кандидатов. Если в результате удовлетворения заявленных самоотводов и мотивированных отводов осталось менее восемнадцати кандидатов в присяжные заседатели, то председательствующий принимает меры, предусмотренные частью третьей статьи 327 Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (под ред. Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной) - М.: Юристъ, 2002 г.. Если количество оставшихся кандидатов в присяжные заседатели составляет восемнадцать или более, то председательствующий предлагает сторонам заявить немотивированные отводы. Немотивированные отводы присяжных заседателей заявляются лицами, указанными в пункте 2 части пятой статьи 327 , путем вычеркивания ими из полученного предварительного списка фамилий отводимых кандидатов в присяжные заседатели, после чего эти списки передаются председательствующему без оглашения фамилий отводимых присяжных заседателей.

Если оставшихся кандидатов в присяжные заседатели окажется меньше четырнадцати, то необходимое количество лиц вызывается в суд дополнительно по запасному списку. В отношении вновь вызванных в суд кандидатов в присяжные заседатели вопросы об их освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела и отводах решаются в порядке, установленной Статьей 328 .Председательствующий оглашает фамилии, имена и отчества присяжных заседателей, занесенные в протокол судебного заседания. При этом первые двенадцать образуют коллегию присяжных заседателей по уголовному делу, а два последних участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей. Формирование коллегии присяжных заседателей производится в закрытом судебном заседании. Если в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то у присяжных заседателей отбирается подписка о ее неразглашении. Присяжный заседатель, отказавшийся дать такую подписку, отводится председательствующим и заменяется запасным присяжным заседателем.

После председательствующий обращается к присяжным заседателям с предложением принять присягу и зачитывает следующий ее текст: "Приступая к исполнению ответственных обязанностей присяжного заседателя, торжественно клянусь исполнять их честно и беспристрастно, принимать во внимание все рассмотренные в суде доказательства, как уличающие подсудимого, так и оправдывающие его, разрешать уголовное дело по своему внутреннему убеждению и совести, не оправдывая виновного и не осуждая невиновного, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку" Огласив текст присяги, председательствующий называет последовательно по списку фамилии присяжных заседателей, каждый из которых на обращение к нему председательствующего отвечает: "Я клянусь". Присягу принимают также запасные присяжные заседатели. О принятии присяги делается отметка в протоколе судебного заседания. Все присутствующие в зале суда выслушивают текст присяги и ее принятие стоя.

После принятия присяги председательствующий разъясняет присяжным заседателям их права и обязанности, в все это изложено в Статья 332 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Суд присяжных действует в составе председательствующего, двенадцати присяжных заседателей и не менее двух запасных присяжных заседателей (ст. 328 УПК РФ).

Формирование коллегии присяжных заседателей начинается задолго до судебного разбирательства путем последовательного составления списков кандидатов в присяжные заседатели. Это сложная процедура, включающая как организационные, так и процессуальные меры. Ее законодательное регулирование и организационное обеспечение во многом определяет качество судебного разбирательства с участием присяжных заседателей.

Присяжными являются лица, выбранные путем случайной выборки из имеющихся в суде общего и запасного годовых списков. Обязанность по подготовке списков кандидатов в присяжные заседатели возложена на высший исполнительный орган государственной власти субъекта федерации, который ежегодно составляет общий и запасной списки присяжных заседателей, включая в них граждан, постоянно проживающих в регионе. Предполагаемое количество присяжных определяется, исходя из примерного количества уголовных дел, рассматриваемых судом. Инициатива о формировании списков должна исходить от суда. Получив об этом запрос, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ на основе избирательных списков составляет централизованные списки присяжных, в которых пропорционально представлено население каждой административно-территориальной единицы, на которую распространяется юрисдикция данного суда.

Затем производится компьютерная обработка и выборка кандидатов в присяжные. Принцип, лежащий в основе процесса отбора кандидатов в присяжные, заключается в обеспечении случайного характера выбора. Основной и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели после их проверки и опубликования в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования направляются в суд.

После назначения судебного заседания по рассмотрению конкретного уголовного дела , по распоряжению председательствующего, секретарь судебного заседания или помощник судьи производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного квартального списка, путем случайной выборки. Секретарь судебного заседания или помощник судьи производит проверку наличия обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.

По завершении отбора кандидатов в присяжные заседатели для участия в рассмотрении конкретного уголовного дела составляется предварительный список с указанием их фамилий, имен, отчеств и домашних адресов, который подписывается секретарем судебного заседания или помощником судьи, составившим данный список. Фамилии кандидатов в присяжные заседатели вносятся в список в том порядке, в каком проходила случайная выборка. Включенным в предварительный список кандидатам в присяжные заседатели не позднее, чем за 7 суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд.


Законодатель закрепляет определенные требования к присяжным заседателям, которые кроме УПК РФ, регламентируются нормами Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» № 113-ФЗ от 20 августа 2004 года (ст. 3).

В деятельности суда присяжных вправе принимать участие граждане России, независимо от социального, имущественного положения, национальности, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания. Исключение лица из списков либо освобождение его от участия в суде может быть осуществлено в одних случаях по его волеизъявлению, в других по требованию закона.

Секретарь судебного заседания или помощник судьи проводит проверку наличия обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного в рассмотрении уголовного дела, учитывая, что одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного более одного раза. Присяжными заседателями не могут быть лица: моложе 25 лет, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; имеющие неснятую или непогашенную судимость; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании и т.д.; не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела. От исполнения обязанностей присяжного заседателя по их заявлению могут быть отстранены: лица старше 60 лет; женщины, имеющие ребенка в возрасте до 3–х лет; лица, которые в силу своих религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия; лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может нанести существенный вред общественным или государственным интересам; судьи, прокуроры, следователи и т.д.

По завершению отбора кандидатов в присяжные составляется предварительный список с указанием их фамилий, имен, отчеств и домашних адресов, который подписывается лицом, составившим данный список.

Формирование коллегии присяжных происходит в подготовительной части судебного заседания.

Выполняя правила, предусмотренные главой 36 УПК РФ, судья должен открыть судебное заседание; объявить, какое дело подлежит разбирательству; разрешить заявленные отводы; выяснить, кто из вызванных в судебное заседание лиц явился; установить личность подсудимого; разъяснить участникам процесса их права и обязанности и разрешить заявленные ходатайства. После этого судья приступает к формированию коллегии присяжных заседателей, которое происходит в закрытом судебном заседании. Секретарь судебного заседания или помощник судьи после доклада о явке в суд сторон и других участников судопроизводства докладывает о явке кандидатов в присяжные заседатели. Если в судебное заседание явилось менее двадцати кандидатов, председательствующий дает распоряжение о дополнительном вызове в суд кандидатов из общего и запасного годового списка. Предварительные списки кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, без указания их домашних адресов вручаются сторонам. Разъясняя права сторонам по правилам ст. 266 - 268 УПК РФ, председательствующий одновременно разъясняет им: 1) право заявить мотивированный отвод присяжному заседателю; 2) право подсудимого или его защитника, государственного обвинителя на немотивированный отвод, который может быть заявлен каждым из перечисленных участников дважды; 3) иные права, а также юридические последствия неиспользования прав (ч. 5 ст. 327 УПК РФ).

Председательствующий дает распоряжение секретарю пригласить в зал судебного заседания кандидатов в присяжные заседатели, обращается к ним с кратким вступительным словом, в котором представляется им, представляет стороны, сообщает, какое дело подлежит рассмотрению, разъясняет задачи, стоящие перед присяжными, и условия их участия в рассмотрении дела, обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы, а также представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства.

После вступительного слова председательствующий опрашивает кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных в рассмотрении уголовного дела.

Как правило, если у кого-либо из кандидатов в присяжные заседатели имеются обстоятельства, обозначенные в вопросе какой-либо из сторон или судьи, то кандидат с целью неразглашения личной, семейной и другой тайны, в целях безопасности и т.п. приглашается к судейскому столу, где председательствующий и стороны выслушивают его ответ на вопрос, высказывают свое мнение о возможности участия в рассмотрении дела. Отвод должен быть заявлен только в письменной форме с указанием его мотивов. С учетом мнения самого кандидата и сторон председательствующий принимает решение на месте о продолжении участия в отборе данного кандидата или об его отстранении. Председательствующий предоставляет возможность сторонам задать кандидатам в присяжные заседатели такие вопросы, которое, по их мнению, препятствуют участию конкретного присяжного в рассмотрении дела. Дублирующие, некорректные, носящие оскорбительный характер, не имеющие отношения к данной процедуре вопросы председательствующий должен снимать.

В результате отводов и самоотводов кандидатов в присяжные заседатели если оставшихся кандидатов окажется меньше восемнадцати, то необходимое количество вызывается в суд дополнительно по запасному списку и в отношении вновь вызванных решаются вопросы об отводах и самоотводах в том же порядке. Если количество неотведенных кандидатов в присяжные заседатели составляет восемнадцать и более, то наступает следующий этап формирования коллегии заявление немотивированных отводов. Право немотивированного отвода позволяет сторонам отстранить от участия в разрешении уголовного дела лиц, которые по формальным основаниям не подлежат отводу, хотя, по мнению стороны, не смогут вынести объективное решение по делу (например, в силу авторитарности характера).

По окончании немотивированных отводов секретарь или помощник судьи по указанию председательствующего составляют окончательный список присяжных заседателей.

Первые 12 человек образуют коллегию присяжных заседателей управомоченную выносить вердикт по уголовному делу, остальные (не менее двух) являются запасными. С учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего может быть увеличено количество запасных присяжных заседателей, которые также включаются в протокол судебного заседания.

Председательствующий объявляет результаты отбора, не указывая оснований исключения из списка тех или иных кандидатов, оглашает фамилии, имена и отчества присяжных заседателей, занесенных в протокол судебного заседания, благодарит остальных кандидатов, участвовавших в отборе и предлагает двенадцати присяжным заседателям занять отведенное им место на скамье присяжных заседателей, которая должна быть отделена от присутствующих в зале судебного заседания и расположена напротив скамьи подсудимых. Запасные присяжные занимают на скамье присяжных заседателей специально отведенные для них места.

Если в ходе судебного разбирательства, до удаления присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта выяснится, что кто-либо из присяжных не может продолжать участвовать в судебном заседании или отстраняется судьей от участия в судебном заседании, то он заменяется запасным присяжным заседателем. Если невозможность участия в судебном заседании кого-либо из присяжных выявится во время вынесения вердикта, то присяжные должны вернуться в зал судебного заседания и произвести доукомплектование коллегии из числа запасных и снова удалиться в совещательную комнату для вынесения вердикта.

Если количество выбывших превышает количество запасных, то состоявшееся судебное разбирательство признается недействительным. В этом случае председательствующий приступает к новому отбору кандидатов в присяжные, в котором могут принять участие и присяжные, освободившиеся в связи с роспуском коллегии. Если при образовании коллегии присяжных были допущены какие-либо нарушения, то отбор проводится заново, полностью или частично, с того момента, где обнаружено нарушение.

Сокрытие кандидатами в присяжные заседатели, включенными впоследствии в комплектный состав коллегии, информации, которая могла повлиять на принятие решения по делу и лишила стороны права на мотивированный или немотивированный отводы, является основанием для отмены приговора. В то же время сокрытие такой информации присяжными заседателями, впоследствии в судебном заседании замененными в соответствии с ч. 1 ст. 329 УПК РФ, или запасными присяжными заседателями, не участвовавшими в вынесении вердикта, не может служить основанием для отмены приговора, поскольку в таких случаях нельзя говорить о незаконности состава суда. Не признаются сокрытием такой информации также и случаи, когда кандидатам в присяжные заседатели при отборе по содержащимся в информации обстоятельствам вопросы не задавались.

При несообщении сведений, которые являются препятствием для включения в списки присяжных заседателей, приговор подлежит отмене в любом случае. Однако, если, например, истек срок давности, по истечении которого лицо считается несудимым (ст. 86 УК Российской Федерации), то кандидат в присяжные заседатели вправе не сообщать такие сведения. Так, например, по делу № 41-003-36 в отношении К., К., и Д., оправданных по п. «а, в, г» ст. 290 УК Российской Федерации оставлено без удовлетворения представление прокурора об отмене приговора в связи с тем, что присяжный Д. скрыл сведения о своих судимостях. В определении указано, что у этого присяжного заседателя судимости погашены, следовательно, он не был обязан свидетельствовать о наличии у него погашенных судимостей, он правомерно был включен в список присяжных.

В соответствии со ст. 330 УПК РФ до приведения присяжных заседателей к присяге стороны вправе заявить, что вследствие особенностей рассматриваемого уголовного дела образованная коллегия присяжных заседателей в целом может оказаться неспособной вынести объективный вердикт. В этом случае коллегия присяжных может быть распущена ввиду тенденциозности ее состава. Под тенденциозностью состава коллегии присяжных заседателей следует понимать случаи, когда при соблюдении положений закона о порядке ее формирования, тем не менее, имеются основания полагать, что образованная по конкретному уголовному делу коллегия не способна всесторонне и объективно оценить обстоятельства рассматриваемого уголовного дела и вынести справедливый вердикт (например, вследствие однородности состава коллегии присяжных заседателей с точки зрения возрастных, профессиональных, социальных и иных факторов).

Присяжные заседатели, входящие в состав коллегии, в совещательной комнате открытым голосованием большинством голосов избирают старшину, который выполняет организационные функции он не имеет каких-либо преимуществ перед остальными присяжными при вынесении вердикта. Старшина руководит ходом совещания присяжных, по их поручению обращается к председательствующему с вопросами и просьбами, оглашает поставленные судом вопросы, записывает ответы на них, подводит итоги голосования, оформляет вердикт и по указанию председательствующего провозглашает его в судебном заседании (ст. 331 Уголовно-процессуального Кодекса РФ). После избрания старшины, присяжные заседатели принимают присягу.

В ст. 332 УПК РФ приводится текст присяги: «Приступая к исполнению ответственных обязанностей присяжного заседателя, торжественно клянусь исполнять их честно и беспристрастно, принимать во внимание все рассмотренные в суде доказательства, как уличающие подсудимого, так и оправдывающие его, разрешать уголовное дело по своему внутреннему убеждению и совести, не оправдывая виновного и не осуждая невиновного, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку».

Присягу принимают также запасные присяжные заседатели. О принятии присяги делается отметка в протоколе, после чего председательствующий разъясняет присяжным их права и обязанности, перечисленные в ст. 333 УПК РФ, и переходит к судебному следствию.

С принятием присяги присяжными заседателями завершается формирование коллегии присяжных заседателей.

С момента приведения к присяге присяжный заседатель обретает то качество, ради которого он оказался в суде (недаром слово «присяжный» происходит от слова «присяга»), с этого момента начинается самое главное и трудоёмкое - исследование доказательств, возобновить которое в случае замены всего состава присяжных представляет значительную организационную трудность, да и вся процедура отбора присяжных, предшествовавшая присяге, в этом случае должна быть повторена.

Принявшим присягу присяжным заседателям председательствующий разъясняет их права и обязанности, предусмотренные ст. 333 УПК РФ. После этого разъяснения председательствующий объявляет о переходе к судебному следствию.

1. После выполнения председательствующим требований статьи 327 явившиеся кандидаты в присяжные заседатели приглашаются в зал судебного заседания.

2. Председательствующий произносит перед кандидатами в присяжные заседатели краткое вступительное слово, в котором он:

1) представляется им;

2) представляет стороны;

3) сообщает, какое уголовное дело подлежит рассмотрению;

4) сообщает, какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства;

5) разъясняет задачи, стоящие перед присяжными заседателями, и условия их участия в рассмотрении данного уголовного дела, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. Председательствующий разъясняет кандидатам в присяжные заседатели их обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы, а также представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства. После этого председательствующий опрашивает кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела.

4. Каждый из кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, вправе указать на причины, препятствующие исполнению им обязанностей присяжного заседателя, а также заявить самоотвод.

5. По ходатайствам кандидатов в присяжные заседатели о невозможности участия в судебном разбирательстве заслушивается мнение сторон, после чего судья принимает решение.

6. Кандидаты в присяжные заседатели, ходатайства которых об освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела удовлетворены, исключаются из предварительного списка и удаляются из зала судебного заседания.

7. После удовлетворения самоотводов кандидатов в присяжные заседатели председательствующий предлагает сторонам воспользоваться своим правом на мотивированный отвод.

8. Председательствующий предоставляет сторонам возможность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые, по их мнению, связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении данного уголовного дела. Первой проводит опрос кандидатов в присяжные заседатели сторона защиты. Если сторону представляют несколько участников, то очередность их участия в опросе, производимом стороной, устанавливается по договоренности между ними.

9. После завершения опроса кандидатов в присяжные заседатели происходит обсуждение каждого кандидата в последовательности, определенной списком кандидатов. Председательствующий опрашивает стороны, имеются ли у них отводы в связи с обстоятельствами, препятствующими участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.

10. Стороны передают председательствующему мотивированные письменные ходатайства об отводах, не оглашая их. Эти ходатайства разрешаются судьей без удаления в совещательную комнату. Отведенные кандидаты в присяжные заседатели исключаются из предварительного списка.

11. Председательствующий доводит свое решение по мотивированным отводам до сведения сторон. Он также может довести свое решение до сведения кандидатов в присяжные заседатели.

12. Если в результате удовлетворения заявленных самоотводов и мотивированных отводов осталось менее восемнадцати кандидатов в присяжные заседатели, то председательствующий принимает меры, предусмотренные частью третьей статьи 327 настоящего Кодекса. Если количество оставшихся кандидатов в присяжные заседатели составляет восемнадцать или более, то председательствующий предлагает сторонам заявить немотивированные отводы.

13. Немотивированные отводы присяжных заседателей заявляются лицами, указанными в пункте 2 части пятой статьи 327 настоящего Кодекса, путем вычеркивания ими из полученного предварительного списка фамилий отводимых кандидатов в присяжные заседатели, после чего эти списки передаются председательствующему без оглашения фамилий отводимых присяжных заседателей. Эти списки, а также мотивированные ходатайства об отводе присяжных заседателей приобщаются к материалам уголовного дела.

14. Немотивированный отвод первым заявляет государственный обвинитель, который согласовывает свою позицию по отводам с другими участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

15. Если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых, то немотивированный отвод производится по их взаимному согласию, а в случае недостижения согласия - путем разделения между ними количества отводимых присяжных заседателей поровну, если это возможно. Если такое разделение невозможно, то подсудимые реализуют свое право на немотивированный отвод по большинству голосов или по жребию.

16. Если позволяет количество неотведенных присяжных заседателей, то председательствующий может предоставить сторонам право на равное число дополнительных немотивированных отводов.

17. После решения всех вопросов о самоотводах и об отводах кандидатов в присяжные заседатели секретарь судебного заседания или помощник судьи по указанию председательствующего составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.

18. Если количество неотведенных кандидатов в присяжные заседатели превышает четырнадцать, то в протокол судебного заседания по указанию председательствующего включаются четырнадцать первых по списку кандидатов. С учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего может быть избрано большее количество запасных присяжных заседателей, которые также включаются в протокол судебного заседания.

19. После этого председательствующий объявляет результаты отбора, не указывая оснований исключения из списка тех или иных кандидатов в присяжные заседатели, благодарит остальных кандидатов в присяжные заседатели.

20. Если оставшихся кандидатов в присяжные заседатели окажется меньше четырнадцати, то необходимое количество лиц вызывается в суд дополнительно по запасному списку. В отношении вновь вызванных в суд кандидатов в присяжные заседатели вопросы об их освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела и отводах решаются в порядке, установленном настоящей статьей.

21. Председательствующий оглашает фамилии, имена и отчества присяжных заседателей, занесенные в протокол судебного заседания. При этом первые двенадцать образуют коллегию присяжных заседателей по уголовному делу, а два последних участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей.

22. По завершении формирования коллегии присяжных заседателей председательствующий предлагает двенадцати присяжным заседателям занять отведенное им место на скамье присяжных заседателей, которая должна быть отделена от присутствующих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив скамьи подсудимых. Запасные присяжные заседатели занимают на скамье присяжных заседателей специально отведенные для них председательствующим места.

23. Формирование коллегии присяжных заседателей производится в закрытом судебном заседании.

24. Если в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то у присяжных заседателей отбирается подписка о ее неразглашении. Присяжный заседатель, отказавшийся дать такую подписку, отводится председательствующим и заменяется запасным присяжным заседателем.

Формирование коллегии присяжных заседателей для рассмотрения конкретного дела осуществляется в процессуальном порядке председательствующим судьей с участием сторон (ст. 435 -- 443 УПК). От народных заседателей присяжные заседатели отличаются также и предоставленными им по закону процессуальными правами. Их основное отличие состоит в том, что присяжные заседатели вправе принимать решение (вердикт) лишь по вопросу о виновности или невиновности подсудимого и заслуживает или не заслуживает он снисхождения; в решении всех других юридических вопросов по конкретному уголовному делу они не участвуют.

Вызов необходимого числа присяжных заседателей в суд для участия в рассмотрении дел осуществляется аппаратом суда в соответствии с распоряжением судьи.

Граждане призываются к исполнению обязанностей присяжных заседателей один раз в год на десять рабочих дней, а в случае, если разбирательство дела, начатое с участием присяжного заседателя, не окончилось к моменту истечения указанного срока, -- то на все время рассмотрения этого дела.

Неявка гражданина без уважительной причины по вызову в суд для исполнения обязанностей присяжного заседателя влечет административную ответственность (ст. 1656 КоАП).

Формирование коллегии присяжных заседателей, производятся в закрытом судебном заседании, с участием явившихся кандидатов и состоит из нескольких этапов. 1. Доведение председательствующим до сведения кандидатов в присяжные заседатели в кратком вступительном слове сведений: о составе суда и сторон; сущности уголовного дела; предлагаемой длительности судебного разбирательства; задач, состоящих перед присяжными заседателями и условий их участия в рассмотрении данного уголовного дела. Кроме того, председательствующий разъясняет кандидатам в присяжные заседатели их обязанности правдиво отвечать на задаваемые им вопросы, а также представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства. 2. Опрос председательствующим кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела, и освобождение им от исполнения обязанностей присяжных заседателей лиц. Председательствующий судья вправе освободить от исполнения обязанностей присяжного заседателя по конкретному делу всякого, чья объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на это лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого отношения, знания им обстоятельств дела из не процессуальных источников, а также и по другим причинам.

Председательствующий предоставляет сторонам возможность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые, по их мнению, связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении данного уголовного дела. Сторона защиты первой проводит опрос кандидатов в присяжные заседатели, сторона обвинения - второй. Однако сторону могут представлять несколько участников - в таком случае они по договоренности между собой устанавливают очередность участия в опросе. После окончания опроса кандидатов в присяжные заседатели начинается обсуждение кандидатов в той последовательности, в которой они указаны в предварительном списке. Кроме того, председателем суда или председательствующим судьей подлежат освобождению от исполнения обязанностей присяжных заседателей подозреваемые или обвиняемые с связи с совершением преступления; лица, не владеющие языком, немые, глухие, слепые и другие лица, являющиеся инвалидами (при отсутствии организационных либо технических возможностей их полноценного участия в судебном заседании). Также могут быть освобождены от исполнения обязанностей присяжных заседателей в связи с их устным или письменным заявлением: 1) лица старше 60 лет; 2) женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет; 3) лица, которые в силу своих религиозных убеждений считают невозможным участие в осуществлении правосудия; 4) лица, отвлечение которых от исполнения своих служебных обязанностей может повлечь существенный вред государственным и общественным интересам (например, врачи, учителя, пилоты авиалиний и др.); 5) иные лица, имеющие уважительные причины, не позволяющие участвовать в судебном заседании.

В случае обнаружения судом обстоятельств, требующих исключения гражданина из списка присяжных заседателей, суд сообщает об этом в краевую, областную администрацию.

При исполнении своих обязательств в суде присяжные заседатели обладают независимостью, которая обеспечивается предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; неприкосновенностью присяжного заседателя.

Присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под особой государственной защитой. Органы внутренних дел принимают необходимые меры по обеспечению безопасности присяжного заседателя, членов его семьи, сохранности их имущества в случае, если от присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, поступит соответствующее заявление, а также в случаях, когда органы внутренних дел обнаружат другие свидетельства угрозы безопасности указанных лиц или сохранности их имущества. На присяжного заседателя исполняющего обязанности в суде, в полном объеме распространяются гарантии неприкосновенности судьи, установленные ст. 16 ЗоСС. Ему возмещаются командировочные и транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно. Время исполнения им обязанностей в суде учитывается при исчислении всех видов трудового стажа. За ним сохраняются все гарантии и льготы, предусмотренные для работников по месту его основной работы. На руководителей предприятий учреждений и организаций, других должностных лиц и граждан, препятствующих присяжному заседателю исполнять свои обязанности, может быть возложена административная ответственность (ст. 165 КоАП) Правоохранительные органы в РФ. М., 2005.

Применение " правила 14 ", согласно которому в случае, если количество не отведенных кандидатов в присяжные заседатели в итоге всех описанных выше действий превышает четырнадцать, то в протокол судебного заседания, по указанию председательствующему, включаются 14 первых по списку кандидатов. Однако с учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего в протокол судебного заседания может быть включено большее количество запасных присяжных заседателей. Таким образом, окончательный состав коллегии присяжных заседателей фиксируется не в отдельном списке, а в протоколе судебного заседания. Если число оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в результате окажется меньше 14, то недостающие кандидаты вызываются в суд дополнительно по запасному списку. В отношении вновь вызванных кандидатов вопросы об их освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела и отводах решаются в общем порядке. После выполнения всех указанных действий председательствующий объявляет результаты отбора присяжных заседателей, не оглашая их оснований, по которым те или иные кандидаты в присяжные заседатели были исключены из списка. При этом он называет фамилии, имена и отчества присяжных заседателей, занесенные в протокол судебного заседания. Первые 12 присяжных образуют коллегию присяжных заседателей по уголовному делу, а 2 (или более) последних участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей. После завершения формирования коллегии присяжных заседателей, председательствующий предлагает 12 присяжным заседателям занять отведенное им место на скамье присяжных заседателей, которая должна быть отделена от присутствующих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив скамьи подсудимых. Запасные присяжные заседатели занимают на скамье присяжных заседателей места, специально отведенные для них председательствующим. Нахождение присяжных заседателей в ходе разбирательства дела на иных местах в зале судебного заседания должно рассматриваться как существенное нарушение уголовно - процессуального закона. Присяжные заседатели, образующие состав коллегии, удаляются в совещательную комнату, где открытым голосованием по большинству голосов избирает своего старшину, который: - руководит ходом совещания присяжных заседателей; - по их поручению обращается к председательствующему с вопросами и просьбами; - оглашает поставленные судом вопросы, записывает ответы на них; - подводит итоги голосования, оформляет вердикт и по указанию председательствующего провозглашает его в судебном заседании (п.2 ст.331 УПК РФ). В избрании старшины участвуют только компетентные присяжные заседатели, без присутствия запасных. После окончания формирования коллегии присяжных и до приведения присяжных заседателей к присяге, возможен роспуск коллегии присяжных заседателей в виду тенденциозности ее состава (п.1-3ст.330 УПК РФ). Так, например, наличие в местности, где действует суд, напряженных отношений на этнической почве может сказаться на объективности состава группе, чем подсудимый, и т.п. Председательствующий не в праве распустить коллегию присяжных по данному основанию по своей инициативе - последняя, может исходить только от сторон. Постановление председательствующего по разрешению заявления о тенденциозности коллегии присяжных должно быть мотивированным. Если заявление будет признано обоснованным, то председательствующий распускает коллегию присяжных заседателей и заново возобновляет всю подготовку к рассмотрению уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. Заявления о тенденциозности образованной коллегии присяжных заседателей должно быть обоснованной стороной.

После избрания старшины присяжных заседателей председательствующий предлагает присяжным заседателям принять присягу и зачитывает им ее текст: " Приступая к исполнению ответственных обязанностей присяжного заседателя, торжественно клянусь исполнять их честно и беспристрастно, принимать во внимание все рассмотренные в суде доказательства как уличающие подсудимого, так и оправдывающие его, разрешать уголовное дело по своему внутреннему убеждению и совести, не оправдывая виновного и не осуждая невиновного, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку ". Принятие присяги состоит в том, что каждый из заседателей (в том числе и запасные), на обращение к нему председательствующего отмечает: " Я клянусь ". Принесение присяги служит одной из существенных гарантий добросовестного и объективного отношения присяжных к исполнению своих обязанностей. При отказе присяжного принести присягу, он отстраняется председательствующим от участия в судебном заседании и заменяется запасным заседателем. О принятии присяги делается отметка в протоколе судебного заседания. Все присутствующие в зале суда выслушивают текст присяги ее принятие стоя. Затем председательствующий разъясняет присяжным заседателям их права и обязанности. Коллегия присяжных заседателей, образованная в результате названных процедур, на протяжении дальнейшего судебного разбирательства уже не может быть изменена. Исключение составляют лишь случаи, когда в ходе судебного разбирательства выяснится, что кто-либо из присяжных заседателей не может продолжать участвовать в судебном заседании (например, по состоянию здоровья) или отстраняется судьей от участия в судебном заседании в виду не исполнения им своих обязанностей. Тогда он заменяется запасным присяжным заседателем. Если невозможность участия в судебном заседании кого- либо из присяжных заседателей выявится во время выяснения вердикта, то присяжные заседатели должны вернуться в зал судебного заседания, где председательствующий решает вопрос о замене присяжного заседателя и пополнения коллегии из числа запасных. После этого присяжные удаляются для дальнейшего обсуждения вердикта.

Замена выбывшего комплектного присяжного заседателя запасным не влечет за собой возобновления судебного следствия, поскольку все присяжные (как комплектные, так и запасные) имеют в судебном разбирательстве одинаковые права, в том числе право участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы допрашиваемым лицам через председательствующего, участвовать в осмотре вещественных доказательств документов и производстве иных следственных действий и т.д.

Как на присяжного, так и на народного заседателя распространяются также все меры государственной защиты судей, предусмотренные в Федеральном законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

присяжный заседатель суд