Обязан ли водитель садиться в машину дпс. Нужно ли садиться в машину дпс для беседы с инспектором

Как это обычно бывает? Вас остановил инспектор ДПС: сначала представился, потом попросил предъявить документы, затем сообщил о нарушении вами Правил дорожного движения и, наконец, предложил пересесть в его машину. А надо ли?

Право или обязанность?

Сотрудник ГИБДД обязан подойти к водителю после остановки автомобиля. Выходить из своей машины, даже если была такая просьба со стороны автоинспектора, в обязанности водителя не входит. Такая обязанность возникает только с момента составления инспектором:

Протокола о задержании (ст. 27.4.1 КоАП РФ);
- протокола об отстранении от управления транспортным средством (ст. 27.12 КоАП РФ);
- протокола досмотра автомобиля (ст. 27.9 КоАП РФ).



В соответствии с пунктом 70 Административного регламента (Приказ № 185 МВД РФ от 2 марта 2009 г.) сотрудник ГИБДД вправе предложить водителю выйти из своей машины в случаях:

Необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
- наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния (то есть когда имеются достаточные основания полагать, что водитель пьян);
- для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
- для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
- когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
- когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

В Приказе № 185 нет ни слова о принудительном исполнении просьбы выйти из своего автомобиля. Инспекторы ДПС часто убеждают водителей в законности своих требований покинуть машины для составления протокола, зачастую настаивая на том, что отказ водителя подпадает под действие части 1 статьи 19.3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции».

Это совсем не так. 28 февраля 2013 года Верховный суд РФ постановил, что водители не обязаны выходить из машины для составления протокола сотрудником ГИБДД (Дело № ФКПИ 13-58).



Из решения суда следует, что сотрудник ДПС не может обязать водителя выйти из машины, а в праве только предложить это сделать. «Речь идет не о распоряжении либо требовании сотрудника (полиции), являющемся обязательным для участника дорожного движения, а о наличии у сотрудника права предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства, когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, – указано в решении суда. – Соответственно, не вытекает из оспариваемой нормы и безусловная обязанность участника дорожного движения исполнить такое предложение».

Довод о том, что за отказ выйти из машины возможно привлечение водителя к ответственности по статье 19.3 КоАП, высокий суд назвал «ошибочным».

Оформляйте на месте правонарушения!

Что касается просьбы сесть в автомобиль инспектора ДПС, то на нее вполне можно ответить отказом, за исключением случая, если водителю сообщили о плане-перехвате. Тогда нужно вести себя спокойно и вежливо, не проявляя ненужной агрессии. Водитель может попросить инспектора предъявить документы, но затем следует выполнить требования сотрудника полиции.

Если же речь идет о составлении протокола об административном правонарушении, то в законодательстве место для оформления такого протокола не оговорено. Многие считают, что обычно сотрудник ГИБДД использует такое приглашение как психологический приём. Однако водитель может отказаться от составления протокола в автомобиле инспектора, ссылаясь на пункт 35, согласно которому «Действия по оформлению процессуальных документов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 109, 131, 187, 193, 216 настоящего Административного регламента, должны осуществляться на месте совершения (пресечения) административного правонарушения. При этом допускается их оформление в служебном помещении стационарного поста дорожно-патрульной службы, салоне патрульного автомобиля».

Слово «допускается» здесь ключевое. Императивом оно не является.



Согласно закону, водителя могут заставить сесть в машину инспектора только в случае задержания или ареста. Других оснований для того чтобы усадить его в патрульную машину, у инспекторов нет. В соответствии с пунктом 197 Административного регламента задержанному лицу должны быть зачитаны его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, по данному факту вносятся соответствующие записи в протокол о задержании.

Психология или предубеждение?

Зная, что вы имеете право оставаться в своей машине, можете выбирать, что же делать, если инспектор все-таки просит вас пересесть в его машину. Инспекторы ДПС любят, когда с ними разговаривают по-человечески. Если вы не хотите тратить время на препирательства, и вам не сложно покинуть свою машину, то можете подчиниться. И не торопитесь – будьте предельно внимательны, читая протокол.

Раньше на форумах регулярно встречались комментарии, в которых говорилось, что частенько сотрудники ГИБДД превышают свои полномочия в корыстных целях, приглашая водителя к себе в автомобиль для разговора, чтобы побыстрее разрешить вопрос о правонарушении, фактически принуждая к даче взятки. И что разговор сотруднику ДПС проще вести в своем автомобиле, где можно без свидетелей договориться о «решении вопроса» без протокола, причем доказать незаконные действия инспектора вы не сможете.

Появление видеорегистраторов в корне изменило ситуацию. Первыми вооружились такой техникой автолюбители. Очевидно, что при наличии такого прибора в вашем автомобиле сотруднику автоинспекции не захочется «договариваться» под запись. Но постепенно видеорегистраторами оснащаются все патрульные машины, и любой разговор с инспектором там тоже будет записан. При попытке «откупиться» вы не только заплатите за нарушение ПДД, но еще рискуете свободой. Ведь ваши действия наверняка будут квалифицированы, как дача взятки должностному лицу.



Кстати, параллельно вести запись беседы имеет право и водитель, причем как с помощью видеорегистратора, так и телефона.

В последнее время сотрудники ГИБДД все чаще получают нагрудные видеорегистраторы, позволяющие записывать процесс общения с водителями не только в салоне автомобиля, но и за его пределами. Так что особой разницы, где вести беседу, уже не будет.

Если вы готовы к аргументированному спору относительно вменяемого вам правонарушения, смело включайте запись. И изложите все ваши возражения как письменно в протоколе, так и устно. А где это будет происходить, не столь важно.

Напомним, что 20.10.2017 года вступил в силу № 664 от 23 августа 2017 года. Его появление было вызвано необходимостью учесть все изменения в действующем законодательстве.

На удивление, несмотря на то, что документ в большей части касается только сотрудников Госавтоинспекции и других подразделений МВД РФ, он вызвал бурю различных споров и множество домыслов среди водителей. Ведь новый документ касается также каждого автолюбителя в стране. К сожалению, некоторые эксперты и юристы увидели в регламенте ряд моментов, которые могут угрожать правам водителя. Но на самом деле это не так.

Например, сразу после вступления регламента в законную силу в Сети начали активно обсуждать, что теперь автолюбителям могут запретить снимать на фото и видео сотрудников ГИБДД, поскольку в новом административном регламенте отныне отсутствует пункт, разрешающий участникам дорожного движения фиксировать на фото или видеокамеру действия сотрудников ГИБДД. Но это не так.

Недавно , в каких исключительных случаях сотрудники ДПС имеют право ограничить фото- и видеосъемку. Однако сегодня речь не об этом. Сегодня мы хотим поговорить еще об одном пункте, который вызвал массу обсуждений в обществе, что привело к различным неправильным домыслам. Речь идет о пункте 93 Приказа МВД РФ №664, вступившем в силу 20 октября 2017 года.

Вот выдержка из нового административного регламента:

Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:

93.1. Выйти из транспортного средства в случаях:

- наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния

- для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза

- для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах

- когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции

- необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов

- когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника

Если сравнить этот пункт и подпункты административного регламента МВД №664 с прежней редакцией документа, действовавшей до 20.10.2017 года, то вы не найдете различий. Но, несмотря на это, ряд авторитетных интернет-изданий, телевизионных новостных передач, а также известные радиоканалы сообщили о том, что теперь водители должны по требованию сотрудников ГИБДД сразу выходить из машины. Но это не так. Где об этом говорится в новом административном регламенте?

Кроме строчки "...сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения... ", больше ничего в регламенте нет. Но позвольте, словосочетание "вправе предложить " не означает требование инспектора Госавтоинспекции выйти из машины. В большинстве случаев вы на вполне законных основаниях можете отказаться выходить из автомобиля.

То есть согласно внутреннему административному регламенту (который, кстати, создан для сотрудников МВД, а не для всех автолюбителей, т. е. документ внутренний) инспектор вправе предложить автолюбителю выйти при необходимости из своего автомобиля. Соответственно, у любого водителя остается право выбора: выходить из машины или остаться в ней. То есть это личный выбор каждого, а не обязанность, как поспешили отрапортовать многие СМИ.

Хотя все-таки стоит сделать оговорку. Помните, что не во всех случаях вы имеете право оставаться в машине. Например, согласно действующему законодательству вы обязаны выйти из машины при составлении следующих процессуальных документов:

  • - Протокол об отстранении от управления автомобилем на основании статьи 27.12 КоАП РФ

В том числе стоит отметить, что в новом регламенте есть пункт 93.3:

"Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов".

Мы снова выделили главное словосочетание в административном регламенте МВД. Как видите, согласно новому регламенту МВД сотрудник ДПС вправе предложить водителю при необходимости занять место на заднем сиденье патрульного автомобиля. Но вы согласно действующему законодательству в праве и отказаться . Это ваше личное дело, поскольку "вправе предложить" - это предложение, а не требование.

Может ли инспектор ГИБДД привлечь к ответственности за неподчинение сотруднику МВД, за отказ выйти из машины?

Наверное, некоторые водители уже не раз сталкивались с намеками сотрудников ДПС, которые предупреждали нас о том, что, если ослушаться требования сотрудника Госавтоинспекции, водитель может быть привлечен к ответственности за неподчинение законному требованию представителя власти.

Но в большинстве случаев сотрудники ДПС чаще пугают водителей. На деле привлечь водителя к ответственности за неподчинение не представляется возможным. Особенно если речь идет о предложении инспектора ДПС выйти из машины. Так, как согласно законодательству и новому регламенту МВД №664, за отказ выйти из машины водитель не может быть привлечен к ответственности за неподчинение сотруднику полиции, поскольку предложение выйти из автомобиля не является требованием сотрудника ДПС, которое игнорировать закон запрещает.

Правда, конечно, если речь не идет об оформлении документов, связанных с задержанием водителя, досмотром автомобиля, или об устранении от управления транспортным средством. В этих случаях отказываться от требования сотрудника ГИБДД выйти из машины вы не имеете права, поскольку при таких административных процедурах водители обязаны подчиниться представителям власти.

На чтение 5 мин. Просмотров 227 Опубликовано 9 марта 2016

Вас просят во время остановки пересесть в автомобиль ДПС — выполнять или нет эту просьбу?

Большинство автомобилистов нашей стране до сих пор окончательно не знают, нужно ли им садиться в , чтобы провести беседу с инспектором в случае остановки на дороге. В данной статье мы расскажем, в каких случаях можно это делать, а в каких — не стоит.

Среди автомобильных правозащитников уже давно ходят споры о том, нужно ли водителю садиться в автомобиль ДПС для беседы с инспектором. При этом в спор вступают и психологи, которые говорят, что в патрульном автомобиле водитель будет более подвержен психологическим факторам, чем на улице либо в своем автомобиле.

Сесть в машину ДПС во время остановки: право или обязанность

Согласно административному регламенту поведения сотрудников ДПС, при остановке автомобиля для проверки или во время нарушения ПДД инспектор обязан ь сам подойти к автомобилю. Водитель остановленного автомобиля имеет право при беседе находиться за рулем своего транспортного средства, и не обязан выходить по просьбе инспектора из него. Водитель автомобильного транспорта должен будет покинуть свой автомобиль при остановке по требованию инспектора ДПС только в следующих случаях:

  • Если инспектор составил протокол о задержании водителя, согласно статье 27.4.1 Кодекса административных правонарушений Российской Федерации;
  • Если был составлен протокол об отстранении водителя от управления автомобильным транспортом — статья 27.12 КоАП РФ;
  • Если был составлен протокол досмотра остановленного автомобиля — статья 27.9 КоАП РФ.

Кроме того, согласно пункту 70 Административного регламента поведения сотрудников ГИБДД, указанному в приказе № 185 МВД России от 2 марта 2009 года, сотрудники ДПС могут предлагать водителям остановленных транспортных средств выйти из него только в следующих случаях:

  • Если необходимо устранить техническую неисправность автомобиля либо устранить нарушение правил перевозки грузов автомобилем;
  • Если состояние водителя имеет признаки опьянения или болезненного состояния;
  • Если необходимо сверить номера агрегатов и узлов автомобиля с номерами, записанными в регистрационном документе, в присутствии самого водителя;
  • Если необходимо провести личный досмотр, осмотр или досмотр автомобильного транспорта или груза.
  • Если необходима помощь в качестве понятого либо необходимо оказание помощи при ДТП участникам дорожного движения либо сотрудникам ГИБДД;
  • Создания со стороны водителя угрозы безопасности самому сотруднику ДПС.

Так же в самом Приказе № 185 МВД России не указывается, что водителя автомобильного транспорта должны принуждать выйти из него.


Лучше всего водителю остановленного автомобиля оставаться за рулем в беседе и при составлении протокола.

Уловки сотрудников ДПС

Многие автовладельцы жалуются на то, что сотрудники ДПС принуждают их выходить из автомобильного транспорта при составлении протокола, ссылаясь на то, что их отказ будет рассматриваться как неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, согласно части 1 статьи 19.3 КоАП РФ. Однако в этом сотрудники ДПС будут неправы. Ранее Верховный суд Российской Федерации уже постановил 28 февраля 2013 года, что водители автомобильного транспорта не обязаны покидать свой автомобиль при составлении протокола инспекторами ГИБДД. Данное постановление было сделано в Деле № ФКПИ 13-58.

Теперь все водители могут ссылаться на данное постановление Верховного Суда Российской Федерации. Согласно нему, сотрудники ГИБДД имеют право только предложить водителю выйти из автомобиля, и он должен уже сам решать, хочет он этого или нет.

Стоит отметить, что во время рассмотрения Дела № ФКПИ 13-58 Верховный суд Российской Федерации уже назвал довод со стороны ДПС, что водитель может быть привлечен к ответственности согласно статье 19.3 КоАП РФ за отказ выйти из автомобиля, ошибочным.

Когда наступает обязанность сесть в автомобиль ДПС

Запомните, что водитель автомобильного транспорта обязан будет при остановке пересесть в автомобиль инспекторов ДПС только в случае, когда ему было сообщено о действии плана-перехвата. В этом случае в интересах водителя автомобильного транспорта будет вести себя правомерно, спокойно не проявлять агрессию сторону с сотрудником ГИБДД и вежливо отвечать на их вопросы. При этом все же водитель транспорта имеет право перед пересадкой в машину ДПС попросить у сотрудника, остановившего его, удостоверение личности.

Когда план-перехват не объявлен, и автомобиль был остановлен из-за административного правонарушения водителя, то место оформления протокола админинстративного нарушения в законодательстве Российской Федерации не оговаривается. Это означает, что при составлении протокола водитель автомобильного транспорта может находиться в нём и не выходить из него. Оформление административных правонарушений на водителей допускается в салонах патрульных автомобилей либо в помещениях стационарного поста дорожно-патрульной службы. Однако нигде не указывается об обязательном оформлении в этих местах. Во время такой остановки автомобиля сотрудники ДПС могут заставить водителя пересесть в патрульный автомобиль, только если ему объявляется задержание или арест. При этом, согласно административному регламенту пункт 11.7, инспекторы ГИБДД обязаны будут зачитать права и обязанности водителя, которого задерживают или арестовывают. В Протоколе о задержании обязательно должны быть внесены сведения о том, что водителю были зачитаны его права и обязанности.


Без плана-перехвата сотрудники ДПС могут принудить пересесть водителя в патрульный автомобиль только в случае ареста.

Мотивы сотрудников ДПС

Большинство автовладельцев уверены, что сотрудники ГИБДД предлагают во время остановки пересесть в патрульный автомобиль для того, чтобы можно было принудить водителя дать взятку без свидетелей. Это такой психологический ход. Ведь если было произведено административное правонарушение или нарушение правил дорожного движения, в этом случае заинтересованными могут быть две стороны. Сотрудник будет заинтересован в том, чтобы, пользуясь служебным положением, получить вознаграждение в виде денег от нарушителя и не составлять протокол. Водитель, нарушивший ПДД, также заинтересован отделаться на месте небольшой взяткой, чтобы на него не составлялся протокол, который будет внесен в общую базу правонарушений.

Здравствуйте! Нужна небольшая правовая консультация. вот переходил улицу с регулируемым светофором и зеброй, проходил, кода заканчивал гореть зеленый, тут же из кустов ко мне побежал инспектор, начал хамить, требовать паспорт, на мой резонный вопрос зачем ему мой паспорт предложил на выбор пройти к ним в спрятанную за сугробом машину или проехать в милицию в обезьянник! Меня это возмутило, я потребовал чтоб мне предъявили обвинение, и доказали что я что-то нарушил. Ответ: это регулируемый пешеходный переход, ты пересекал его уже на красный! свет светофора, а я дескать сотрудник милиции и имею право тебя задержать на сколько захочу и проверить документы. На просьбу предъявить хоть сколько- нибудь вменяемые доказательства, меня просто спросили готов ли я перед судом доказывать что инспектор на меня наговаривает? Не готов. Но знать законность действий этих ….., очень хотел бы. Ни один из инспекторов не представился. Это уже не раз и не два происходит у моего дома, около 9 часов утра, когда все спешат и опаздывают на работу, сил и времени (да и Знаний) чтоб с ними спорить не было.

Анатолий Г.

Ответ юриста.

Здравствуйте, Анатолий.

В силу п.п. 4.4. ПДД РФ, в местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

Согласно п.п. 4.6. ПДД РФ, выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

За нарушение указанных правил пешеход подлежит привлечению к ответственности по ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ:

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере двухсот рублей.

Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств,

- влечет наложение административного штрафа в размере трехсот рублей.

Налагать штрафы и составлять протокол об административном правонарушении могут сотрудники ГИБДД (см. ссылки 32, 33, 35 ниже) или участковые милиционеры на своем участке.

Все действия сотрудников милиции строго регламентированы.

Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (утвержден Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 марта 2009 г. N 185) предусматривается:

п. 20 При остановке транспортного средства или пешехода сотрудник, по требованию участника дорожного движения, обязан предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук.

п.23. Разъяснения участнику дорожного движения сути совершенного им нарушения должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения и других нормативных правовых актов, действующих в области дорожного движения.

При возникновении конфликтных ситуаций, претензий или по требованию участников дорожного движения сотрудник разъясняет порядок обжалования своих действий.

Если участник дорожного движения на сообщение о совершенном нарушении реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, дополнительно разъяснить суть правонарушения, после чего осуществляется производство по делу об административном правонарушении. При необходимости о конфликтной ситуации докладывается дежурному для решения вопроса о выезде на место для разбирательства ответственных должностных лиц. В случае неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника либо воспрепятствования исполнению им служебных обязанностей в отношении лица возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса.

Общие требования к исполнению административных процедур (действий)

п.32. Основанием для начала исполнения государственной функции является решение руководителя подразделения о заступлении сотрудников на службу.

п.33. При исполнении государственной функции сотрудники должны находиться в форменном обмундировании (сотрудники Госавтоинспекции - с нагрудным знаком), иметь служебное удостоверение.

п.35. Исполнение сотрудниками административных процедур (административных действий) осуществляется на постах, маршрутах патрулирования, административных участках, а также в ходе передвижения сотрудника на патрульном транспортном средстве 49 в зоне ответственности подразделения к месту несения службы и обратно и в иных случаях передвижения по указанию (разрешению) руководителя подразделения или дежурного.

Действия по оформлению процессуальных документов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 109, 131, 187, 193, 216 настоящего Административного регламента, должны осуществляться на месте совершения (пресечения) административного правонарушения. При этом допускается их оформление в служебном помещении стационарного поста дорожно-патрульной службы, салоне патрульного автомобиля.

Доставление

п. 187. Основаниями для доставления, то есть принудительного препровождения физического лица в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения, являются:

невозможность составления протокола об административном правонарушении на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным 108 ;

Если Вы не согласны с вменяемым правонарушением, необходимо на месте найти очевидцев произошедшего, вписать в протокол в качестве свидетелей, взять телефоны и пригласить в качестве свидетелей в суд.

А вот проверять документы милиция право действительно имеет. Правда, лишь в строго определенных случаях. Согласно Закону «О милиции» (ч. 2 ст. 11), милиционер вправе сделать это, если имеются достаточные основания подозревать вас в совершении преступления или административного правонарушения. К сожалению, понятие «достаточных оснований» закон не конкретизирует, а потому милиционер всегда может сказать, что вы очень напоминаете ему описанного в ориентировке преступника. Так что требование блюстителя закона лучше все-таки выполнить.

Но даже в этом случае паспорт предъявлять не обязательно. Смысл проверки — удостоверение личности проверяемого. И тот же Закон «О милиции» дает милиционерам право требовать именно «документы, удостоверяющие личность». А паспорт среди них основной, но отнюдь не единственный. Подойдет и загранпаспорт, и водительские права, и студенческий билет.

Не стоит отчаиваться и в том случае, если документов у вас при себе совсем никаких. Максимум, что вам в этом случае может грозить по Закону - это административное задержание на три часа «для выяснения личности». Срок исчисляется с момента доставления вас в отделение милиции.

Ситуация обыденная, вас останавливает сотрудник ДПС, сначала он представляется, затем просит вас предъявить документы, уведомляет вас о нарушенном вами правиле ПДД, после чего просит пересесть к нему в машину. И вот тут возникает вопрос, а надо ли?

Обязанность или право?

Как мы все знаем, сотрудник дорожной полиции обязан сам подойти к водителю остановленного автомобиля. Выходить из машины же самому водителю не обязательно, даже если инспектор попросил вас об этом. Вы обязаны выйти из машины по требованию полицейского, только если он составил:

  • протокол о задержании (ст. 27.4.1 КоАП РФ);
  • протокол об отстранении от управления транспортным средством (ст. 27.12 КоАП РФ);
  • протокол досмотра автомобиля (ст. 27.9 КоАП РФ).

В соответствии с 70 пунктом Административного регламента, сотрудник ГИБДД имеет право предложить водителю выйти из машины в ряде случаев, а именно:

  • есть необходимость устранить техническую неисправность транспортного средства, а также решить проблему нарушения правил перевозки грузов;
  • сотрудник дорожной полиции решил, что водитель авто находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • проведение в присутствии владельца автомобиля сверки номеров и узлов ТС с занесением записей в регистрационные документы;
  • досмотр личного багажа, осмотр салона, досмотр багажного отделения;
  • сотруднику требуется помощь водителя в оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • поведение водителя создает угрозу жизни окружающим или сотруднику полиции.

Однако, в приказе от МВД №185 от 2 марта 2009 года, ничего не сказано необходимости принудительного исполнения просьбы полицейского. Зачастую, инспекторы ДПС убеждают водителя законности своего требования, угрожая тем, что неподчинение требованию повлечет за собой привлечение автомобилиста к 1 части статьи 19.3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции». Однако, ничего такого не последует.

28 февраля 2013 года Верховный суд РФ постановил, что водитель транспортного средства не обязан подчиняться требованию инспектора выйти из машины для составления протокола.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что дорожный полицейский не вправе требовать от вас покинуть салон автомобиля, а имеет возможность лишь попросить вас сделать это. Следовательно, ни о каком привлечении по статье 19.3 КоАП не может идти и речи.

Оформляйте на месте правонарушения!

Итак, на просьбу дорожного инспектора сесть к нему в машину вы можете ответить отказом, конечно же, если это не проверка по плану-перехвату преступника. В данном случае стоит подчиниться требованию сотрудника, однако для начала можно попросить предъявить должностные документы.

Если говорить о составлении протокола о правонарушении, то место его заполнения четко в законах не определено. Подразумевается, что инспектор использует приглашение на заполнение документов в машину ДПС как психологическое давление, в чужой машине, да еще в машине полиции, мы можем чувствовать неуютно, а потому быть более сговорчивыми. Однако, согласно законам, заполнение протокола должно происходить прямо на месте совершения правонарушения. Также допускается заполнение необходимых документов в помещении стационарного поста ДПС, а также в салоне автомобиля.

Заметьте, слово «допускается» не является обязательным требованием, оно лишь устанавливает возможные варианты проведения процедуры заполнения протокола.

В соответствии с Административным регламентом, пункт 197, водитель садиться в машину к инспектору в обязательном порядке лишь в случаях ареста или задержания. Задержанному лицу должны быть зачитаны его права и обязанности, а также должны быть внесены соответствующие записи в протокол о задержании.

Психология общения с сотрудником ДПС

Зная, что вы можете остаться в своей машине, вы можете согласиться на предложенный полицейским вариант и пересесть в его машину. Инспекторы ДПС, как правило, идут на контакт охотнее, когда автовладелец не устраивает скандалов и ведет себя уравновешенно. Поэтому, если вам не трудно покинуть свою машину и вы не чувствуете большого дискомфорта от нахождения в машине ДПС, имеет смысл согласиться с предложением заполнить протокол там. Внимательно прочитайте его, не нервничайте.

Почему же возникло такое недоверие к сотрудникам дорожной полиции? Раньше очень часто можно было услышать истории, в которых инспектор, усаживая задержанного автолюбителя, начинал что называется «прессовать», требуя дачи взятки. Провернуть это же на виду у других людей куда как сложнее, поэтому и нужно было отвести водителя «подальше от любопытных глаз».

Сейчас же, с появлением видеорегистраторов, ситуация сильно поменялась. Первыми на вооружение регистраторы взяли автовладельцы. Очевидно, что пока регистратор записывает ваш диалог с инспектором, ни о каком вымогательстве взятки и речи быть не может. Однако и патрульные машины стали активно оснащаться таким же устройствами. На этот раз, чтобы исключить обратную ситуацию, не дать владельцу авто попытаться «откупиться» от сотрудника.

Все чаще можно заметить, что сотрудники ГИБДД оснащены нагрудными видеорегистраторами. Таким образом, где бы ни происходил разговор, разницы уже не будет.

Все это означает, что с недавних пор проблема о том, где общаться с сотрудником полиции отпала сама собой. Если вы не доверяете видеорегистратору сотрудника, попросите чтобы ваш разговор записывал ваш собственный регистратор, или запишите разговор на телефон. Честный сотрудник полиции не будет уклоняться от такого предложения.