Решение заказчика по протоколу разногласий основание. Для чего нужен протокол разногласий

Согласно нормам Гражданского кодекса РФ это документ, который предлагает заключить договор на иных условиях.

Заключительным этапом проведения любой закупочной процедуры является подписание контракта. И это не менее важный этап. Как гласят нормы Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с момента определения победителя, организация-победитель обязана разместить в Единой информационной системе контракт, подписанный усиленной цифровой подписью. Но перед подписанием его нужно согласовать. И при внимательном изучении проекта этого документа могут обнаружиться неточности. В этом случае победитель торгов может направить заказчику акт разночтений. Он может содержать, например, замечания к положениям соглашения, которые не соответствуют извещению либо документации, или к неверному написанию наименования организации-победителя, неточности в реквизитах организации и иные случаи всевозможных описок, ошибок.

Форма протокола разногласий к договору законодательно не установлена, он составляется в свободной форме. Но необходимо указать при оформлении разночтений:

  • полные сведения о сторонах (наименование, ИНН, ОГРН, КПП, юридический адрес и адрес местонахождения, банковские реквизиты);
  • дату и место составления;
  • информацию о положении договора, который нужно скорректировать и желаемую формулировку;
  • указание на то, редакция какой из сторон договора принята;
  • подписи сторон и их расшифровка.

Такой документ размещается в ЕИС в срок не позднее тринадцати дней с момента опубликования заказчиком документ подведения итогов закупки.

После направления разночтений, заказчик обязан в течение трех рабочих дней рассмотреть данные замечания и направить доработанный проект на подписание.

Образец протокола разногласий к договору поставки

Протокол разногласий на протокол разногласий

В некоторых случаях заказчик не согласен с содержанием акта разночтений, который получил от победителя торгов. Он вправе отказать в учете замечаний (при этом ссылаясь на конкретные причины) и повторно направить проект контракта в первоначальном виде. В такой ситуации победитель закупочной процедуры вправе либо подписать договор в первоначальном виде, либо направить еще одну редакцию разночтений — протокол урегулирования разногласий к протоколу разногласий.

Важно не забывать про сроки, в течение которых возможно урегулирование замечаний — если тринадцатидневный срок пропущен, заказчик не согласует указанные замечания. Как следствие, пропуск срока чреват признанием победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта.

Ответ на вопрос, как составить протокол разногласий к протоколу разногласий, прост — так же, как и первоночалный вариант. Он тоже составляется в свободной форме, поэтому вы можете уверено использовать приведенный выше образец.

Для согласования разночтений заказчику необходимо проверить, соответствуют ли указанные участником условия проекта контракта положениям извещения о проведении электронного аукциона, аукционной документации и заявке этого участника. Если условия проекта договора противоречат положениям извещения, документации или заявке, заказчик должен доработать проект и разместить его в ЕИС. Если заказчик не согласен с поступившими замечаниями, он повторно публикует проект и документ, в котором указывает, почему принял решение отказать победителю аукциона и не учитывать (полностью или частично) его замечания.

Акт разночтений к дополнительному соглашению

Договор, заключенный в соответствии с нормами 44 ФЗ, иногда требует изменений. Законом о контрактной системе предусмотрено, что изменение существенных условий не допускается. Исключение— изменения по соглашению сторон в определенных случаях. К примеру, при изменениях цен (тарифов) на товары, работы, услуги либо увеличение количества товара, объема работ, услуг. Такие изменения возможны путем заключения дополнительного соглашения.

Этот документ становится неотъемлемой частью договора и обладает всеми его свойствами. Но в ходе подписания такого соглашения у одной из сторон могут возникнуть замечания, которые также фиксируются в акте разночтений.

Образец протокола разногласий к дополнительному соглашению аналогичен тому, который составляется при подписании договора.

Итак, подведем итог всему, что сказано выше. Во время подписания важно:

  • внимательно ознакомиться с положениями проекта контракта;
  • помнить о сроках, которые даны для подписания его (в рамках 44 ФЗ они не подлежат изменению, а их несоблюдение может привести к нежелательным последствиям;
  • придерживаться общих рекомендации по оформлению акта разночтений.

Торги состоялись, Вы победитель тендера! Заказчик в пятидневный срок размещает проект контракта в ЕИС , Вы читаете его и Вас что-то не устраивает. По тексту найдены недочеты, ошибки, неправильность заполнения, расхождения с опубликованными ранее данными документации тендера. Нужно связаться с заказчиком и обсудить спорные вопросы, договориться о внесении поправок.

Как это сделать? - Оформить протокол разногласий и отправить заказчику на рассмотрение через электронную торговую площадку, на которой проходили торги.

Заказчик дорабатывает проект контракта в течение трех календарных дней и возвращает новую версию контракта, публикуя его в ЕИС .

Что важно проверить в еще не подписанном контракте

    Реквизиты. Очень часто бывает, когда по невнимательности при внесении данных о поставщике заказчик делает опечатки. Расхождение в одной цифре в дальнейшем доставит трудности.

    Сумма контракта. Она должна совпадать с протоколом по итогам аукциона.

    НДС. С точки зрения Федерального закона № 44-ФЗ заказчика не касается тонкости оплаты поставщиком налога на добавленную стоимость. Если Вы не плательщик НДС, а заказчик укажет в контракте цену НДС, платить придется. Поэтому будьте внимательны, чтобы Вам не вменили НДС или наоборот, чтобы не забыли указать его, если Вы работаете с НДС.

    Существенные условия контракта . Они должны совпадать с теми условиями, которые заказчик указал ранее в документации. По 44-ФЗ вносить какие-либо изменения в существенные условия контракта запрещено. Это правило работает и для заказчика, и для поставщика. Ошибочно полагать, что по итогам аукциона заказчик сможет добавить в проект контракта условия предоставления аванса, изменить условия оплаты или условия исполнения контракта. Это невозможно. Грамматические ошибки поправить можно, но не более того.

Последовательность действий при обнаружении ошибок

    Оформить протокол разногласий . Вежливым будет связаться с контактным лицом организации-заказчика по телефону и предупредить о том, что будет выслан протокол разногласий. Это поможет сэкономить время и быстро устранить недочеты. Форма протокола произвольная, можно сохранить в обычном документе Word или Exel. Лучше сразу по пунктам перечислить все спорные моменты, а не присылать несколько протоколов друг за другом. Количество протоколов не ограничено. 44-й Федеральный закон об этом умалчивает, ограничен срок подачи протокола - не ранее трех рабочих дней, но не позднее 13 календарных дней с момента опубликования проекта контракта в ЕИС .

    Загрузить сформированный файл на электронную торговую площадку. Для этого нужно зайти в раздел “Контракты” - “Карточка контракта” - “Создать протокол разногласий”. Пишем вводное предложение, например: “Смотрите прикрепленный файл”, либо переписываем текст составленного протокола разногласий. На разных площадках требования отличаются. Где-то нужен вложенный файл, а некоторых достаточно заполнить свободные поля.

    Скрепить усиленной электронной цифровой подписью и отправить заказчику.

В течение трех календарных дней заказчик размещает ответ. Он может согласиться с поправками либо нет. Практика бывает разная. Как правило, заказчик вносит изменения в проект контракта и размещает его повторно в ЕИС . Конечно, он может и отказаться от подписания контракта на основании протокола разногласий, но при этом он должен указать объективные причины, на основании которых выставлен отказ победителю тендера. Например, в протоколе разногласий Вы просите изменить сроки исполнения контракта. Заказчик может воспринять эту информацию, как попытку уклониться от исполнения контракта и внести Вас в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Он будет прав, т.к. Вы попытались внести изменения в существенные условия контракта. При этом Вы потеряете обеспечение заявки, которое было внесено для допуска к торгам и на данном этапе еще заблокировано для победителя. Если все в порядке, заказчик дорабатывает контракт согласно требованиям протокола и публикует его в ЕИС .

Как уже было сказано ранее, количество протоколов не ограничено. Есть проект, согласно которого могут быть приняты изменения в закон об ограничении количества выставляемых победителем протоколов разногласий, но в настоящее время это решение пока не принято.

Внимание! Не упустите сроки подачи протокола разногласий. У Вас 13 дней (статья 70 Федерального закона 44-ФЗ). Потом Вы вынуждены будете подписать проект контракта таким, как есть.

    Не оставляйте изучение опубликованного проекта контракта на последний день. Как только Вы получили к нему доступ, сразу же внимательно изучите его на вопрос выявления в нем опечаток, ошибок и неточностей. На все про все у Вас 13 дней. В течение этого времени Вы можете подавать неограниченное количество протоколов.

    По закону у заказчика на ответ есть 3 календарных дня, чтобы успеть, протокол разногласий важно сделать максимально емким, указать по пунктам все недочеты. Иначе Вы можете не успеть внести все важные изменения в контракт.

    При необходимости оттянуть сроки подписания контракта Вы можете отправить номинальный запрос. При этом важно чтобы заказчик не обозлился на Вас. Нужно предупредить заказчика, объяснить о возникшей ситуации. Например, Вы не успеваете по срокам подготовить банковскую гарантию и Вам важны эти три дня, на которые отодвигается срок подписания контракта при создании запроса протокола разногласий.

Проект контракта - неотъемлемая часть документации или извещения при проведении любых торгов. В нем всегда есть некоторые пробелы, которые окончательно заполняются после определения победителя. При этом учитываются его контактные данные, банковские реквизиты, предложенные характеристики товаров/работ/услуг и другие моменты. В связи в невнимательностью или по каким-то другим причинам заказчик может допустить некоторые неточности. Подписывать контракт при их присутствии не стоит - можно подать протокол разногласий.

Как подается протокол разногласий

Федеральным законом №44 предусмотрена подача протокола разногласий только для единственной процедуры - электронного аукциона. Делается это на электронной торговой площадке. Подать протокол разногласий не сложно - достаточно нажать на соответствующую кнопку и загрузить документ. При этом подписывать его "живой" подписью руководителя и сканировать не нужно - достаточно электронной.

Несмотря на то, что для других процедур, например запроса котировок или конкурса, подача и составление протокола разногласий не предусмотрена, это вовсе не означает, что нужно соглашаться со всеми пунктами, заполненными заказчиком, даже если они неверны. Этот вопрос можно решить путем устной договоренности или направления письма в произвольной форме - бумажного или электронного.

Какие моменты могут быть спорными и урегулироваться протоколом разногласий

Протокол разногласий - не волшебная палочка. По запросу победителя заказчик не будет менять существенных условий контракта - это запрещено законом. Разногласия могут касаться лишь следующих вопросов:

  1. В первую очередь - это пункты, не соответствующие по содержанию документации. Если заказчик пытается дополнить проект контракта какими-то моментами или изменить выставленные ранее требования, то обязательно следует указать ему, что он не имеет на это права.
  2. Так же требуют изменения моменты, не соответствующие предложению поставщика/подрядчика/исполнителя. Особенно это касается договоров на поставку, когда характеристики товара ошибочно или целенаправленно вносятся не такими, какие они были указаны в заявке победителя.
  3. Можно и нужно отображать в протоколе разногласий моменты, касающиеся неточности реквизитов, наименования и других данных организации-победителя.
  4. Также можно попросить заказчика исправить опечатки, технические, орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки.

Когда можно подать протокол разногласий и сколько ждать ответа на него

В соответствии с частью 6 статьи 70 Федерального закона №44 победитель аукциона обязан рассмотреть проект контракта, направленный на подпись заказчиком, в течение трех рабочих дней. По результатам рассмотрения он подписывает проект контракта или направляет возражения по его поводу, оформленные в виде протокола разногласий. При этом крайний срок подачи протокола разногласий - 13 дней после размещения на площадке протокола подведения итогов (на основании части 13 статьи 70 Федерального закона №44).

Заказчику на рассмотрение протокола разногласий дается три рабочих дня.

Сколько раз можно подавать протокол разногласий

Законодатель не установил никаких ограничений по поводу количества протоколов разногласий, которые может подавать участник к одному контракту. Если после первого направленного в адрес заказчика документа, необходимые корректировки в контракт не внесены, то победитель торгов может сформировать протокол повторно, указав новые основания. При этом в статье 70 части 5 сказано, что протокол разногласий может быть подан в период не превышающий 13 суток с момента публикации в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона. Документы, отправленные позднее этого срока, заказчик рассматривать не должен.

Если в течение 13 дней с момента публикации итогового протока победитель аукциона не подписывает контракт или не формирует протокол разногласий - он признается отказавшимся от заключения договора. В такой ситуации заказчик обязан передать сведения о нем в РНП. Это негативно скажется на деловой репутации потенциального поставщика и сделает его дальнейшее участие в государственных закупках невозможным.

Результат рассмотрения протокола разногласий

По результатам рассмотрения протокола разногласий заказчик может принять решение о внесении изменений в проект контракта и направить победителю новый документ, либо оставить его без изменений/частично изменив, отклонив замечания победителя полностью/частично.

В этом случае в установленные законом сроки (важно не забывать о 13 днях!) можно направить повторный протокол разногласий - количество их не ограничено законом. В случае, если придти к согласию с заказчиком не получается, необходимо обратиться в Арбитражный суд.

Правила оформления протокола разногласий

Протокол разногласий оформляется в произвольной форме. Главное, что он должен содержать - это пункты, которые кажутся победителю спорными, и обоснование причин разногласий.

Также на нашем сайте вы можете скачать образец протокола разногласий для правильного оформления.

4.8333333333333 Рейтинг 4.83 (3 Голосов)

На заключительных стадиях участия в торгах, когда, казалось бы, вся сложная работа победителем торгов уже проделана, перед ним стоит еще одна важная задача. Она заключается в проверке соответствия между полученным проектом контракта тексту, опубликованному в конкурсной документации. В том случае, если победителем обнаружены технические ошибки, опечатки или неточности, подписанию контракта предшествует протокол разногласий.

Что можно исправить в контракте?

В качестве причины для составления протокола разногласий могут послужить следующие неточности:

  • если обнаружились несоответствия между содержанием извещения и текстом контракта;
  • если реквизиты поставщика изменились со времени окончания подачи заявок;
  • если поставщик обнаружил грамматические или пунктуационные ошибки;
  • если в тексте контракта оказались технические неточности;

Отметим, что поставщик не имеет права требовать изменений базовых, принципиальных положений контракта. Если после проверки контракта, победителем торгов не выявлено ошибок или несоответствий, то он размещает на сайте торговой площадки подписанный проект контракта и другие необходимые документы. Если разногласия обнаружены, подписание контракта происходит в другом порядке.

Что должно содержаться в протоколе разногласий?

Необходимо провести различие между протоколом разногласий по ГК РФ и по 44-ФЗ. В первом случае составление протокола регламентировано статьями, а также предусмотрены ситуации, когда протокол составляется в обязательном порядке.

Что касается закупок по 44 ФЗ – протокол разногласия рассматривается как узкий термин, применимый лишь к электронному аукциону.

Протокол разногласия составляется в произвольной форме и содержит указания на выявленные несоответствия в конкретных частях контракта конкурсной документации. Документ обязательно должен быть подписан электронной подписью лицом, уполномоченным на подписание контракта.

Порядок заключения контракта при составленном протоколе

После размещения протокола разногласия поставщиком в Единой информационной системе, заказчик рассматривает документ и в течение трех рабочих дней принимает решение.

  • Если заказчик согласен с замечаниями, то он исправляет ошибки и направляет проект контракта поставщику повторно. Обращаем ваше внимание: исправленный проект заказчик отправляет без своей подписи, поскольку первым подписать его должен поставщик.
  • Если заказчик не согласен с содержанием протокола разногласий, то он отправляет проект контракта поставщику повторно. В этом случае заказчик обязан приложить документ, в котором будут указаны причины отказа учесть замечания поставщика – полного или частичного.

Получив исправленный проект контракта, победителю торгов следует проверить его повторно. Если новая версия контракта также содержит несоответствия, победитель вправе составить протокол разногласий снова.

В случае, когда новых несоответствий не обнаруживается, победитель ставит свою подпись, прилагает к проекту необходимые документы и размещает их в ЕИС в течение трех рабочих дней. Чтобы контракт был заключен, остается лишь подпись заказчика.

Итак, победитель конкурса определен, заказчик направляет государственный (муниципальный) контракт на подписание. Однако не всегда победитель согласен с условиями контракта. На этот случай законодатель предоставил ему право направить заказчику определенный документ-протокол разногласий, который обязателен для рассмотрения.
О том, что понимается под протоколом разногласий к контракту, каким образом он должен быть оформлен и каковы последствия его подачи согласно действующему законодательству, и поговорим. Но прежде отметим: возможность подачи протокола разногласий Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) установлена только для проведения конкурса в форме электронного аукциона. Поэтому в статье будет изложен порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона.

Общий порядок заключения контракта

Статьей 70 Закона N 44-ФЗ определен общий порядок заключения контракта, который можно разделить на три этапа.
Этап 1. В течение 5 дней с даты размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) протокола подведения итогов электронного аукциона заказчик размещает в ЕИС без своей подписи проект контракта (п. 2 названной статьи). В проект контракта обязательно включается цена контракта, предложенная победителем, и информация о товаре.
Этап 2. В течение 5 дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в ЕИС проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона (далее - уполномоченное лицо), а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица (п. 3 ст. 70).
Если победитель аукциона в срок не разместит подписанный проект контракта, то в силу п. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ он признается уклонившимся от заключения контракта (см., например, Решение Самарского УФАС от 19.02.2015 по делу N РНП-63-13). Организация, уклонившаяся от заключения контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (п. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).
Уклонение от заключения контракта может выражаться в совершении умышленных действий, в совершении соответствующих действий по неосторожности либо в бездействии.
Если участник открытого аукциона по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, предусмотренных для заключения контракта, он создает условия, влекущие невозможность подписания контракта (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 N 08АП-14509/2014 по делу N А75-8985/2014).
В некоторых случаях ФАС признает причины неподписания контракта в установленный срок уважительными, главное, чтобы заказчик не настаивал на включении победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков. К таким причинам, например, может быть отнесена болезнь лица, уполномоченного на подписание документов от имени юридического лица (директора). С пояснением ситуации организация вправе обратиться к заказчику, и если тот походатайствует, недобросовестность в ее поведении не будет зафиксирована.
Схожая ситуация была рассмотрена Новгородским УФАС России в Решении от 24.11.2014 по делу N РНП-53-54. В Новгородское УФАС от заказчика поступило ходатайство о невключении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков в связи с отсутствием у общества технической возможности для подписания рассматриваемого контракта в установленный срок, а также добросовестностью поведения участника закупки. В связи с травмой директор не имел физической возможности прибыть в Великий Новгород до истечения регламентированного срока на подписание рассматриваемого контракта и подписать вышеуказанный контракт, что подтверждается справкой из учреждения здравоохранения. Таким образом, срыв срока подписания рассматриваемого контракта произошел по обстоятельствам, не зависящим от общества, и действия общества по уклонению от заключения контракта не носят характер недобросовестного поведения.
Довольно часто победители аукциона в качестве оправдания неподписания контракта в установленный срок ссылаются на технические проблемы. Если соответствующие доказательства будут представлены, ФАС может принять решение о невключении победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В качестве примера приведем Решение Пензенского УФАС от 24.10.2014 N РНП-58-44. В подтверждение возникших технических проблем ООО представило квитанцию о приеме в ремонт ноутбука, акт о неремонтопригодности оборудования.
Представитель общества в качестве доказательств намерений последнего заключить и исполнить контракт представил письмо о согласии на заключение государственного контракта по итогам проведенного электронного аукциона, товарные накладные, подтверждающие приобретение обществом необходимого к поставке по контракту оборудования. Также он сообщил, что общество готово заключить контракт и исполнить все обязательства по нему в полном объеме.
Поскольку неподписание обществом контракта вызвано техническими неисправностями, что подтверждается материалами дела, Комиссия УФАС пришла к выводу: факт уклонения от подписания контракта связан с объективными причинами и не свидетельствует о недобросовестности ООО. Аналогичные выводы содержатся в Решениях Ульяновского УФАС от 27.06.2014 N РНП-73-56 и Тамбовского УФАС от 12.05.2014 N РНП-68-10/14.
В то же время нужно иметь в виду, что само по себе наличие технических проблем не гарантирует освобождение от ответственности. Необходимо доказать, что победитель аукциона принимал меры, направленные на предотвращение препятствий при заключении контракта.
Так, в Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 N 04АП-414/2015 по делу N А19-16797/2014 арбитры признали правомерным включение общества в реестр недобросовестных поставщиков, указав: общество пренебрегло предоставленной ему возможностью заключения контракта в более ранние сроки, тем самым лишив себя возможности устранения технических проблем в рамках отведенного срока при заключении контракта, что свидетельствует о недобросовестном поведении данного лица. Материалами дела не подтверждается, что общество предпринимало все меры для недопущения поломки компьютера, программного обеспечения при подготовке к проведению торгов и в процессе заключения контракта.
Если установлено, что заказчик не получил обеспечение, так как в документации об аукционе неправильно указаны банковские реквизиты, победитель не может быть признан уклонившимся от заключения контракта (Постановление АС СЗО от 16.02.2015 N Ф07-318/2015 по делу N А05-7255/2014).
Следует отметить, что если обеспечением исполнения контракта выступает банковская гарантия, то она должна соответствовать требованиям закона и конкурсной документации (п. п. 2 - 4 ст. 45 Закона N 44-ФЗ), а также содержаться в реестре банковских гарантий (п. 9 ст. 45). В противном случае заказчик может отказать в заключении контракта и признать организацию уклонившейся от заключения контракта (см., например, Решения ФАС России от 26.01.2015 по делу N К-51/15, от 13.02.2015 по делу N КГОЗ-48/15).
В некоторых случаях организации оформляют банковские гарантии через посредников. Опасность данного способа в их возможной недобросовестности: довольно часто они предоставляют поддельные банковские гарантии. В этом случае победитель аукциона избежит негативных последствий, если докажет, что у него отсутствовало намерение уклониться от заключения контракта. В качестве доказательства могут быть приняты документы, подтверждающие факт оплаты услуг посредника, договор с ним, заявление в полицию о совершении преступления (Решение Пензенского УФАС от 06.11.2014 N РНП-58-48).
Этап 3. В течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью уполномоченного лица, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в ЕИС (п. 7 ст. 70 Закона N 44-ФЗ). Непосредственно с момента размещения в ЕИС подписанного заказчиком контракта он считается заключенным (п. 8 ст. 70).
Следует отметить, что в силу п. 9 названной статьи контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона. Смысл данной нормы раскрыт в Письме ФАС России от 17.09.2014 N АЦ/37487/14, в соответствии с п. 4 которого указанный запрет предусмотрен в целях обеспечения возможности обжалования участниками закупок результатов электронного аукциона и защиты своих прав и законных интересов. Запрет позволяет контрольному органу в сфере закупок осуществить рассмотрение жалобы, провести проверку и в случае выявления нарушений выдать обязательное для исполнения предписание для устранения допущенных нарушений.
В связи с этим ФАС считает целесообразным блокирование оператором электронной площадки заказчику возможности подписания контракта с участником электронного аукциона, признанным победителем такого аукциона, в течение 10 дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта.

Порядок заключения контракта при наличии разногласий

Порядок заключения контракта при наличии несогласия с его условиями заключается в размещении в ЕИС вместо подписанного уполномоченным лицом победителя аукциона контракта отдельного документа - протокола разногласий. Этот документ подписывается усиленной электронной подписью уполномоченного лица (п. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ).
В протоколе разногласий указываются замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и заявке на участие в аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
Сразу бросается в глаза тот факт, что вышеуказанной нормой не предусмотрен срок направления протокола разногласий.
В Письме ФАС России N АЦ/37487/14 (п. 1) по этому поводу сказано: из совокупности положений п. п. 4 и 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ следует, что срок для размещения победителем электронного аукциона в ЕИС протокола разногласий составляет 13 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.
ФАС также обоснованно указала на неправомерность блокирования оператором электронной площадки возможности направления победителем электронного аукциона протокола разногласий до истечения 13 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.
Последнее разъяснение не случайно. В связи с отсутствием в Законе N 44-ФЗ конкретного срока подачи протокола разногласий довольно часто операторы электронной площадки не предоставляют возможность разместить протокол разногласий после 5 дней с момента размещения проекта контракта на ЕИС. В настоящее время указанные действия признаются неправомерными.
Например, Решением ФАС России от 26.03.2015 по делу N К-237/15 установлено, что оператор электронной площадки не предоставил возможность размещения на ней протокола разногласий в течение 13 дней с даты размещения на сайте этого оператора протокола подведения итогов электронного аукциона.
На заседании установлено, что протокол подведения итогов электронного аукциона размещен заказчиком 27.03.2015, проект контракта направлен заказчиком победителю 04.03.2015, срок подписания контракта победителем установлен до 23:59 10.03.2015.
Оператор электронной площадки сообщил, что им в адрес заказчика направлено 11.03.2015 в 00:01 уведомление о признании победителя уклонившимся от заключения контракта.
Учитывая изложенное, комиссия приходит к выводу, что согласно п. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ срок направления протокола разногласий истекает 12.03.2015.
Таким образом, оператор электронной площадки, не обеспечив победителю аукциона в период с 27.02.2015 по 12.03.2015 возможность направить протокол разногласий, нарушил п. 9 ст. 60 Закона N 44-ФЗ, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 5 ст. 7.31.1 КоАП РФ.
Протокол разногласий должен основываться на положениях аукционной документации. Заявление необоснованных разногласий не допускается.
Например, в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 N 08АП-14509/2014 по делу N А45-8985/2014 отмечено следующее. Общество, нарушая установленный Законом N 44-ФЗ тринадцатидневный срок для размещения протокола разногласий, вновь разместило очередной протокол разногласий с предложением внести изменения в проект контракта путем указания в Приложении к контракту (техническом задании) цены за единицу товара. Однако ни извещением о проведении аукциона, ни в аукционной документации, ни в заявке общества на участие в аукционе не предусмотрено указание цены за единицу товара, так как заказчиком приобреталась мультизональная установка в целом, а не отдельные ее составляющие.
Факт неоднократного представления разногласий к условиям контракта на поставку продукции, являющейся предметом аукциона, в любом случае исключал возможность соблюдения сроков, установленных Законом N 44-ФЗ для заключения контракта.
Таким образом, установленные в рамках рассмотрения дела обстоятельства, послужившие основанием для обращения заказчика в антимонопольный орган с требованием о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков, свидетельствуют о недобросовестном поведении общества, правомерно истолкованном антимонопольным органом в качестве основания для внесения сведений о нем в соответствующий реестр.
Протокол разногласий также должен быть надлежаще оформлен в форме отдельного документа, в нем обязательно отражаются условия контракта, по которым есть разногласия, положения аукционной документации и заявки победителя.
В частности, в Решении Омского УФАС от 20.10.2014 N 03-10.1/546-2014 комиссия пришла к следующим выводам. Действия общества не соответствуют положениям ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, поскольку общество фактически не направляло надлежащим образом оформленные протоколы разногласий к проекту контракта, в которых содержались замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов. Общество вносило изменения непосредственно в текст Приложения N 1 "Спецификация" к проекту контракта и отправляло его обратно заказчику, а также прикрепляло к проекту контракта письмо о необходимости внесения в проект контракта изменений, не предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
Согласно ч. 5 ст. 70 Закона N 44-ФЗ заказчику предоставляется 3 рабочих дня с даты размещения победителем аукциона в ЕИС протокола разногласий на его рассмотрение и размещение без своей подписи в ЕИС доработанного проекта контракта либо на повторное размещение в ЕИС проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя аукциона.
Заказчик должен внимательно рассматривать протоколы разногласий. Пример - Постановление АС ЗСО от 16.04.2015 N Ф04-17741/2015 по делу N А70-8615/2014. Суды установили, что протокол разногласий не содержал положений контракта, не соответствующих извещению о проведении аукциона в электронной форме, документации об открытом аукционе в электронной форме и заявке на участие в аукционе в электронной форме этого участника закупки, с указанием соответствующих положений данных документов.
Следовательно, данный протокол разногласий не соответствовал требованиям ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, так как заказчик по получению данного протокола должен был в соответствии с требованиями ч. 4, 5 ст. 70 Закона N 44-ФЗ повторно разместить в ЕИС проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя аукциона. Вместо этого заказчиком рассмотрен протокол разногласий и в адрес участника закупки направлен доработанный проект контракта с учетом рассмотренного протокола разногласий.
Таким образом, заказчиком были созданы условия, при которых победителем аукциона не мог быть соблюден установленный законом срок для подписания контракта и представления документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта.
В течение 3 рабочих дней после размещения в ЕИС указанных документов победитель электронного аукциона должен разместить в ЕИС проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью уполномоченного лица, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью уполномоченного лица, или предусмотренный ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ протокол разногласий (ч. 6 ст. 70 Закона N 44-ФЗ).
Исполнение заказчиком соответствующих требований исключает признание действий заказчика незаконными, что подтверждено Решением ФАС России от 24.12.2014 по делу N К-1924/14. В этом деле согласно протоколу подведения итогов аукциона общество было признано победителем аукциона. На заседании комиссии представители заказчика сообщили, что 24.11.2014 заказчик в адрес общества направил проект контракта посредством функционала электронной площадки.
Обществом 01.12.2014 в адрес заказчика в соответствии с ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ направлен протокол разногласий по контракту, в соответствии с которым в том числе "предлагается выделить 226 статью (временные здания и сооружения) в графе платежей".
Вместе с тем на заседании комиссии установлено, что 04.12.2014 заказчиком в адрес общества повторно направлен проект контракта, доработанный в соответствии с протоколом разногласий общества. На основании изложенного доводы общества о неправомерной недоработке заказчиком проекта государственного контракта, согласно протоколу разногласий, признаны необоснованными.

В заключение сформулируем выводы:
- направление протокола разногласий к контракту допускается только при проведении конкурса в форме электронного аукциона;
- протокол разногласий должен быть размещен в ЕИС в течение 13 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона;
- протокол разногласий должен быть оформлен в виде отдельного документа, содержать положения контракта, не соответствующие извещению о проведении аукциона в электронной форме, документации об аукционе в электронной форме и заявке на участие в аукционе в электронной форме этого участника закупки, с указанием соответствующих положений данных документов;
- в случае неразмещения победителем в ЕИС протокола разногласий в установленный срок он признается лицом, уклонившимся от заключения контракта, что влечет за собой включение его в реестр недобросовестных поставщиков.