Собой деление объема делимого понятия на два противоречащих. Нарушаются

Наряду с обобщением и ограничением широко используется и такая операция над понятиями, как деление, разбиение понятия на классы, такие, что объемы составляющих их понятий находятся в отношении подчинения к объему исходного понятия. В этом случае происходит переход от некоторого непустого понятия к системе непустых видовых по отношению к исходному понятий, выделяемых с точки зрения определенной характеристики.

Исходное понятие называют делимым понятием , классы, полученные в результате деления – членами деления . Признак, исходя из которого производится разбиение делимого понятия на классы, называется основанием деления .

Различают два вида деления: 1) по изменению видообразующего признака и 2) дихотомическое.

В делении по изменению видообразующего признака члены деления выделяются на основании изменения характеристики, выступающей в качестве основания деления. Например, на основании признака года обучения студентов можно делить на студентов первого курса, второго курса, студентов третьего курса, студентов четвертого курса и студентов пятого курса.

Делимое понятие здесь является родовым по отношению к членам деления - видовым понятиям.

Дихотомическое деление - это деление объема понятия на два класса, где основанием деления является признак, присущий только одному из этих классов, иными словами, деление осуществляется по наличию или отсутствию этого признака. Слово «дихотомия» имеет греческое происхождение и может быть переведено как «деление на две части», а буквально означает «сечение на две части».

Как уже отмечалось, при процедуре деления между делимым понятием и членами деления (их объемами) должно иметь место отношение «род - вид». Поэтому деление называют также таксономическим делением, заимствуя термин «таксономия» из биологии, где классификация объектов по типу «род - вид» широко распространена, что означает расположение в закономерном порядке.

В отличие от таксономического деления, мереологическое деление – это операция членения понятия о предмете на части, не связанные с этим понятием родо-видовыми отношениями, исходя из определенной характеристики частей. Мереология – это раздел логики, описывающий отношение «целое – часть». При этом делении осуществляется переход от понятия о предмете (делимого понятия) к понятиям о частях этого предмета (к членам деления). Например, «неделя делится на понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу, субботу и воскресенье».

Мереологическое деление легко отличить от таксономического по следующему признаку: в этом случае элемент, принадлежащий члену деления, не является элементом объема делимого понятия, но является лишь частью делимого понятия как целого. Например, в случае мереологического деления «Год делится на зиму, весну, лето и осень», член деления «зима» не есть одновременно «год», но лишь «часть года», член деления «весна» также не есть одновременно «год», но лишь «часть года» и т.п.


Классификация - это особого вида деление в виде системы таксономических либо мереологических делений. Оно обычно осуществляется в виде многоступенчатого деления: сначала делится исходное понятие, затем производится деление полученных членов деления и так далее, пока не будут получены наиболее точные, конкретные разновидности изучаемого объекта.

Классификации отличаются следующими отличительными признаками:

· во-первых, классификация - это система, являющаяся результатом последовательных делений;

· во-вторых, результаты классификации представляются или, по крайней мере, могут быть представлены в виде таблиц или схем;

· в-третьих, в процессе классификации предметы должны быть определены таким образом, чтобы можно было судить об их свойствах исходя из места в классификации. Известнейшим образцом классификации является таблица химических элементов Д.И.Менделеева.

В процессе создания классификации необходимо учитывать тот факт, что она является известным упрощением действительности, так, например, в классификациях не учитываются переходные формы, а также то, что любой классифицируемый объект с течением времени изменяется, развивается, поэтому возможно наступление момента времени, когда классификация будет нуждаться в уточнении.

Если классификация является результатом последовательных делений, которые осуществляются исходя из признаков, существенных для решения той или иной теоретической или практической задачи, то она называется научной . Примером такой классификации, в том числе, является план любой научной работы, том числе, курсовой и дипломной работ. Классификация, в которой в качестве основания деления используются несущественные признаки, называется искусственной . Примером такой классификации могут служить алфавитный каталог книг в библиотеке либо алфавитный список студентов группы. Несмотря на то, что в подобных классификациях рассматриваются несущественные признаки, они также являются весьма важными.

Для того, чтобы деление было правильным, необходимо выполнять следующие требования.

Правило 1. Деление должно быть соразмерным, то есть в случае таксономического деления объединение членов деления должно совпадать с объемом делимого понятия, а в случае мереологическоro деления мысленное соединение значений членов деления (частей предмета) должно составить делимый предмет.

При нарушении этого правила могут возникать следующие ошибки:

(1) Неполное деление. Эта ошибка возникает, если при делении пропущены какие-то классы и объединение объемов членов деления в случае таксономического деления составляет лишь часть объема делимого понятия (не совпадающую с объемом), а в случае мереологического мысленное соединение частей составляет лишь часть делимого предмета (несовпадающую с предметом). Например, при таксономическом делении «классовые государства делятся феодальные и капиталистические» (пропущен класс «рабовладельческие»), при мереологическом – «год делится на весну, лето и осень» (пропущена зима).

(2) «Деление с излишними членами». Эта ошибка совершается в тех случаях, когда в число членов деления включают понятия, объемы которых не входят в объем делимого понятия в случае таксономического деления, а также когда к членам деления относят понятия, значения которых не являются частями делимого предмета в случае мереологического деления. Например, в случае таксономического деления «философы делятся на материалистов, идеалистов и сентименталистов» (сентиментализм не является философским направлением), в случае мереологического - «реферат делится на оглавление, введение, главную часть, заключение, список литературы и главу, посвященную апробации работы» (в реферате нет главы, посвященной апробации работы).

Правило 2 . Деление должно производиться по одному основанию, то есть характеристика, выбираемая в качестве основания деления, в ходе деления не должна подменяться другой.

При нарушении этого правила возникает ошибка, которая называется «сбивчивое деление» . Например, «треугольники делятся на остроугольные, тупоугольные и нарисованные в тетради». Члены деления «остроугольные треугольники» и «тупоугольные треугольники» выделены по одному основанию, а член деления «нарисованные в тетради» по другому.

При мереологическом делении, если одна часть его членов выделяется исходя из одних характеристик, а другая исходя из других, также возникает ошибка сбивчивого основания. Например, «год делится на зиму, весну, третий квартал и четвертый квартал».

Правило 3 . Члены деления должны исключать друг друга, то есть их объемы не должны иметь общих элементов в случае таксономического деления и их значения не должны иметь общих частей в случае мереологического деления. Если это правило не соблюдается, возникает ошибка – «перекрещивающееся деление». Например, при таксономическом делении «треугольники делятся на равнобедренные, равносторонние и разносторонние» (есть общие элементы в классах), при мереологическом – «коллектив МФПА делится на администрацию, преподавателей, студентов и технический персонал» (есть студенты, одновременно работающие в деканатах).

Правило 4 . Деление должно быть непрерывным, то есть в случае таксономического деления от родового понятия следует переходить к видовым понятиям одного и того же уровня, а в случае мереологического - от целого к его частям, а от частей - к частям частей и т. д.

Ошибка, возникающая при нарушении этого правила, носит название «скачок в делении». Например, в случае таксономического деления по признаку «прочитать роман «Евгений Онегин», скачком в делении будет деление «люди, прочитавшие роман» и «женщины, не прочитавшие роман». В случае мереологического деления – «сутки делятся на 11 часов и 60 минут».

Для изучения темы:

· Прочитайте:

1. М.И. Ивлева Логика. Учебное пособие. – М.: Маркет ДС. 2009. Глава №3. Понятие. Параграфы: 1. Учение о понятии. 2. Виды понятий и отношения между ними. 3. Операции с объемами понятия. 4. Деление понятий.

· Обратите внимание на:

Специфику понятия – существенного элемента языка, такие его характеристики, как объем и содержание, как эти характеристики соотносятся. Необходимо усвоить, каковы виды понятий, что такое совместимые и несовместимые по объему понятия, каковы отношения между объемами понятий. Важной логической операцией, используемой и в научной деятельности, и в повседневной жизни, является деление. Необходимо усвоить правила деления.

· Ознакомьтесь со следующими дополнительными материалами:

1. Асмус В.Ф. Логика. М., УРСС, 2001.

2. Кузина Е.Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., изд-во МГУ, 2000.

3. Ивин А.А. Логика. Учебник для гуманитарных вузов. М., 2003.

· Обратите внимание на:

Дополнительную информацию по изучаемой теме.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое понятие?

2. Что такое содержание и объем понятия? В каком отношении друг к другу они находятся?

3. Какие виды понятий Вы знаете?

4. Что означает дать логическую характеристику понятию?

5. на каких примерах можно продемонстрировать отношения между совместимыми и несовместимыми понятиями?

6. В каких отношениях могут находиться совместимые понятия?

7. Какова специфика логических операций обобщения и ограничения понятий?

8. Что означает деление понятий?

9. Какие виды и правила деления, а также ошибки, возможные при их нарушении Вы знаете?

Разделите приведенные понятия на четыре группы. Закон, правопорядок, добро, грех, справедливость, молитва, договор, зло, собственность, свобода совести, доверие, благодарность, референдум, раскаяние, совесть, преступление,стыд, любовь, причастие, дееспособность, суеверие, устав, свобода слова, покаяние. Правовая сфера. Морально-нравственная сфера. Религиозная сфера. Одновременно несколько сфер.

Картинка 23 из презентации «Роль права в жизни общества» к урокам права на тему «Право в жизни»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока права, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Роль права в жизни общества.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 215 КБ.

Скачать презентацию

Право в жизни

«Право в жизни общества» - Экономическая сфера. Вопросы для закрепления. Определение программ развития общества. Жизнь современного общества. Место, которое в нашей жизни занимает право. Социальная сфера. Эпиграф урока. Значение права в различных сферах жизни. Роль права в различных сферах общественной жизни. Духовная сфера. Четыре сферы общества.

«Реализация норм права» - По субъектам издания. Применение права. Легальное. Праворегулятивные. Наличие объективных (прежде всего – экономических) условий. В сфере правореализации. По широте распространенности. Гражданский процесс. Правовая процедура. Историко-политический (телеологический). Виды толкования по субъектам. Факторы реализации (или нереализации) норм права:

«Право и его роль в жизни общества» - Социальное партнёрство. Преступления против личности. Прием на работу. Правоотношения. Общество. Судебная система в РФ. Минюст РФ. Признаки. Классификация отраслей права. Увольнение в период нетрудоспособности. Производственный кооператив. Реализация и применение норм права. Виды мер принуждения. Юридическая ответственность.

«Роль права в жизни» - Теории возникновения права. Функции права. Система права. Практическое значение права. Социальность. Состав нормы права. Норма права. Конспект. Роль права в жизни человека. Естественное право. Признаки права. Виды законов.

«Роль права в жизни общества» - Формирование понимания необходимости получения правовых знаний. Преподаватель. Закон и власть. Для регуляции жизни людей в обществе. Запомните определение. Правовое государство. Закончи фразу. Государство. Поведение людей. Проанализируйте ситуацию. Право. Обыграйте ситуацию. Ученик. Нормы. Власть. Система общепринятых обязательных норм.

«Право в жизни человека» - Тексты законов пишут юристы. Приобретая в магазине дорогостоящую вещь, чек аккуратно выбрасывайте в мусорную корзину. Право и законы Правоспособность и дееспособность Виды прав Ответственность. Исторический факт (стр. 63 второй). Публикуется в СМИ. Право выражается в разных источниках, например в законах.

Всего в теме 7 презентаций

    Объем понятия и способы его установления……………………………….3

    Правила и ошибки деления понятий………………………………….……..6

Упражнение 1……………………………………………………………..………9

Упражнение 2……………………………………………………………..……..12

  1. Объем понятия и способы его установления

Всякое понятие имеет содержание и объем.

Объём понятия (в логике) - совокупность охватываемых понятием предметов. Вместе с содержанием понятия составляют основную характеристику понятия, являясь обратно пропорциональными его параметрами (увеличение объёма приводит к уменьшению содержания и наоборот). Изменение понятия предполагает изменение его объёма .

Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков одноэлементного класса или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Объем в структуре понятия обозначает совокупность предметов мысли, обладающих одним содержанием, т. е. одними и теми же отличительными признаками или их ещё называют классами или множествами. Объем выступает количественным параметром понятия. Аналогично тому, как род состоит из видов, класс или множество состоит из подмножеств или подклассов. Элементом множества называется класс, состоящий из одного предмета. Универсальным множеством называется класс, включающий все предметы исследуемой области. Пустое множество, или нулевой класс – это множество предметов мысли, не имеющих реальных прообразов в действительности.

По объему понятия делятся на следующие:

1) нулевые: объем = 0 («король Беларуси», «Циклоп»);

2) единичные: объем = 1 («основатель кибернетики», «создатель дизеля»);

3) общие: объем > 1 («станция», «космонавт») .

Кроме того, по характеру элементов, образующих объем, можно различать собирательные и несобирательные понятия. Они различаются типом отношений между отдельными элементами класса и всем классом элементов. Главная особенность собирательных понятий заключается в том, что в их содержании есть признаки, отсутствующие у отдельных элементов класса. Напротив, признаки, содержащиеся в несобирательных понятиях, относятся как к классу предметов, так и к его отдельным элементам.

Предметы окружающего мира связаны между собой различными отношениями – сходства, тождества, различия. Логика выражает эти взаимосвязи через различные отношения между понятиями.

1. Объемы несравнимых понятий исключают друг друга:

2. Сравнимые понятия по объему разделяются на совместимые и несовместимые.

Сравнимые совместимые понятия по объему могут:

Совпадать (такое отношение объемов возникает у тождественных понятий):

Пересекаться (в отношении пересечения находятся понятия, объемы которых частично совпадают):

Включаться (включение - характеристика отношений между подчиненными понятиями).

Сравнимые понятия могут оказаться и несовместимыми.

Такими понятиями являются:

Контрадикторные (противоречивые) понятия (в отношении логического противоречия находятся такие понятия, одно из которых утверждает наличие определенных признаков (А), а другое - отрицает их (не-А), например, понятие А - это «вторник», а понятие не-А - «не вторник», взятые одновременно, они полностью исчерпывают объем родового понятия).

Поскольку противоречивые понятия исчерпывают объем универсального множества, к ним применим закон исключенного третьего;

Контрарные (противоположные, противные) понятия (контрарные, или противные, понятия содержат противопо¬ложные признаки в пределах одного рода .

К контрарным понятиям закон исключенного третьего не применим. За разными словами русского языка стоит разный логический смысл. Понимание логической разницы между противоречием и противоположностью является условием правильного мышления ;

Если понятия являются тождественными, сходными или подчиненными по смыслу, то их объемы соответственно совпадают, пересекаются или включаются один в другой. Противоречивые, противоположные и соподчиненные по содержанию понятия образуют по объему дополнение, частное исключение или совместное включение.

Логическая операция, посредством которой устанавливается объём понятия, называется делением. Данная операция относится к числу базовых интеллектуальных действий. Наш ум стремится к системности, упорядоченности. Он постоянно классифицирует предметы, распределяет их по видам, группам, степеням. В основе всех этих практических действий лежит операция деления.

Деление имеет свою структуру: делимое - это исходное понятие, объем которого необходимо установить, основание деления - признак (или группа признаков), по которому производится деление понятий. Важно помнить, что предметы обладают множеством признаков и поэтому один и тот же класс предметов (родовое понятие) можно разделить по разным основаниям. Члены (результаты) деления - это виды делимого понятия, полученные в ходе операции деления понятия по определенному принципу. Операция деления понятия применяется тогда, когда надо установить, из каких видов состоит родовое понятие. От деления следует отличать мысленное расчленение целого на части .

К основным видам деления относятся:

Деление по видоизменению признака. Это самый распространенный вид деления, широко используемый в человеческой практике. Делимое понятие рассматривается в качестве родового и делится на ряд видовых по определенному признаку.

Дихотомическое деление (от греч, dicha и tome - рассечение на две части) «рассекает» исходное понятие на два противоречивых подвида (А и не-А). Дихотомическое деление удобно и наглядно. Оно часто используется как в обыденной практике, так и в естественных науках, с него начинаются юридические и медицинские классификации .

Понятия. Если А - делимое понятие, то членами деления будут

Два понятия: В и не-В. Например, все современные государства можно

Разделить на демократические и недемократические, всех граждан -

на совершеннолетних и несовершеннолетних (схема 12).

Дихотомическое деление не всегда заканчивается установлением

Двух противоречащих понятий. Иногда отрицательное понятие вновь

Делится на два понятия, что помогает выделить из большого круга

Предметов группу предметов, интересующих нас в каком-либо отношении.

В этом случае дихотомическое деление может быть представлено

Схемой 13.

Сх ема 12 Схема 13

Например, при определении меры наказания важно установить

Возраст обвиняемых. С этой целью лица, совершившие преступление,

Могут быть разделены на совершеннолетних (В) и несовершеннолетних

(не-В). В отношении последних закон устанавливает дополни55

Тельные гарантии прав и законных интересов. Несовершеннолетних,

В свою очередь, можно разделить на лиц, достигших 16 лет (С) и не достигших

Этого возраста (не-С). Известно, что лица, совершившие

Преступление в возрасте от 14 до 16 лет, привлекаются к уголовной ответственности

Лишь за некоторые виды преступлений. В отношении

Лиц моложе 16 лет следует установить, исполнилось или не исполнилось

Им 14 лет (D и не-D), так как лица, не достигшие этого возраста,

К уголовной ответственности не привлекаются.

Однако такое «многоступенчатое» деление имеет недостатки. Во-

Первых, отрицательное понятие оказывается слишком широким по

Объему и неопределенным по содержанию (например, при делении

Юристов на судей и несудей). Во-вторых, строгим и последовательным

Является, по существу, лишь деление на два первых противоречащих

Понятия; при дальнейшем делении эта строгость и последовательность

Нарушаются. Так, продолжив деление, мы делим несудей



На адвокатов и неадвокатов, но в этом случае в последнюю группу

Попадают, за исключением адвокатов, все юристы, в том числе -

Судьи. Поэтому дихотомическое деление обычно сводится к делению

Первого понятия. Рефлексы делят на условные и безусловные, человеческие

Общества - на классовые и бесклассовые, общественно опасные

Деяния - на действия и бездействия.

Правила деления

В процессе деления понятия необходимо соблюдать четыре основных

Правила, которые обеспечивают четкость и полноту деления.

1. Соразмерность деления. Деление должно быть соразмерным.

Задача деления заключается в том, чтобы перечислить все виды

Делимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен

В своей сумме объему делимого понятия. Если, например, при делении

Преступлений в зависимости от характера и степени общественной

Опасности выделить преступления небольшой тяжести, средней

Тяжести и тяжкие преступления, то правило соразмерности деления

Будет нарушено, так как не указан еще один член деления: особо тяжкие

Преступления.

Такое деление называется неполным.

Правило соразмерности будет нарушено и в том случае, если будут

Указаны лишние члены деления, т. е. понятия, не являющиеся видами

Данного рода. Такая ошибка будет иметь место, если, например, при

Делении понятия «уголовное наказание», кроме всех видов наказания,

Указывается предупреждение, которое не входит в перечень мер наказания

В уголовном законодательстве, а является видом административного

Взыскания.

Такое деление называется делением с лишними членами.

2. Единство основания. Деление должно производиться только по одному

основанию;

В процессе деления избранный признак должен оставаться одним

И тем же и не подменяться другим признаком. Например, граждан

России в зависимости от поставленной задачи можно разделить по их

Социальному положению или национальности, профессии или полу.

Но нельзя смешивать эти признаки и делить граждан России на рабочих,

Русских, шахтеров и женщин.

Члены деления должны исключать друг друга.

Это правило вытекает из предыдущего. Если выбрано не одно

Основание, то члены деления - видовые понятия - будут находиться

В отношении частичного совпадения, как в приведенном выше примере.

Подобный же результат получим при делении преступлений на

Умышленные, неосторожные и воинские. Деление всех студентов института

На заочников, первокурсников и спортсменов также приведет

К нарушению данного правила.

Непрерывность деления. Деление должно быть непрерывным.

В процессе деления родового понятия нужно переходить к ближайшим

Видам, не пропуская их. Например, понятие «преступление»

Можно разделить в соответствии с Уголовным кодексом Российской

Федерации на преступления против личности, в сфере экономики,

Против общественной безопасности и общественного порядка, против

Военной службы и др. Каждый из этих видов, в свою очередь, может

Быть разделен на виды. Но нельзя переходить от деления на виды

Одного порядка к делению на виды другого порядка, например,

Делить преступления на преступления против личности, в сфере экономики

И утрату военного имущества. Такое деление лишено последовательности,

Оно называется скачком в делении.

Что касается дихотомического деления, то по сравнению с делением

По видоизменению признака оно имеет ряд преимуществ. В дихотомии

Не надо перечислять все виды делимого рода: мы выделяем

Один вид, а затем образуем противоречащее понятие, в которое включаются

Все другие виды. Членами дихотомического деления являются

Два противоречащих понятия, исчерпывающих весь объем делимого

Понятия. Поэтому деление всегда соразмерно. Деление производится

Только по одному основанию - в зависимости от наличия или отсутствия

У предметов некоторого признака. Члены дихотомического

Деления всегда исключают друг друга; любой предмет может мыслиться

Только в одном из противоречащих понятий.

Классификация

Особым видом деления является классификация, представляющая

Собой распределение предметов по группам (классам), при котором

Каждый класс имеет свое постоянное, определенное место.

Целью классификации является систематизация знаний, поэтому

От деления она отличается относительно устойчивым характером

И сохраняется более или менее длительное время. Кроме того, классификация

Образует развернутую систему, где каждый член деления

Вновь делится на новые члены, разветвляясь на множество классов,

закрепляемых обычно в таблицах, схемах, кодексах и т. п.

Такова, например, классификация животных в биологии, охватывающая

До 1,5 млн. различных видов, растений в ботанике, включающая

Тыс. видов. Классификация дает возможность рассмотреть

Это многообразие в определенной системе, выделить интересующие

Нас виды растений или животных.

Широко применяется классификация в правовых науках. Примером

Вопросы для участников открытого конкурса «Мудрецы» 2016

І этап конкурса (заочный)

Инструкция по выполнению заданий І этапа конкурса

1. Все ответы на вопросы заданий следует вносить в Бланк ответов.

2. Порядок последовательности ответов на Задания должен быть сохранен. Ответы нумеруются в соответствии с нумерацией вопросов.

3. В Задании А следует давать один правильный ответ* из возможных вариантов. Каждый вопрос оценивается в один балл

*Все задания предполагают выбор только одного из предложенных вариантов ответов, но наличие верного ответа не означает, что другие варианты ответов обязательно неправильны, – они просто могут касаться частностей, содержать неточности и т. д. В качестве верного предполагается ответ:

а) правильный по существу;

б) наиболее точный из предложенных;

в) наиболее полный;

г) лучше сформулированный.

4. В Задании Б необходимо найти соответствия между предложенными понятиями. Каждый вопрос оценивается в два балла.

5. В Задания В необходимо установить соотношение между предложенными понятиями. Каждый вопрос оценивается в три балла, а за все правильно выполненные задания – участник получает десять баллов.

Задание А

1. Метод психологии, который позволяет по особенностям авторского текста определить некоторые личностные особенности, называется:

А) графология Б) контент-анализ В) тестирование

2. Слияние качеств различных сфер чувствительности, при котором качества одной модальности переносятся на другую, разнородную (например, цветной слух), называется:

А) соместезией Б) кинестезией В) синестезией

3. Привыкание к повторяющимся стимулам, происходящее, предположительно, на уровне ретикулярной формации:

А) сенсорная адаптация Б) сенсибилизация В) габитуация

4. Память, рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, называется:

А) иконическая Б) оперативная В) эпизодическая

5. Решение задач с помощью имеющихся в наличии предметов называется:

А) теоретическим мышлением

Б) наглядно-образным мышлением

В) наглядно-действенным мышлением

6. Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный врожденный признак:

А) непроизвольного внимания В) послепроизвольного внимания

Б) произвольного внимания Г) все ответы верны

7. Способность удерживать в сфере повышенного внимания определенное количество объектов (обычно 5-7) называется:

А) предметность внимания В) зона внимания

Б) объем внимания Г) качество внимания

8. Фактором влияющим на возникновение непроизвольного внимания является:



А) неожиданность раздражителя В) интересы-влечения человека

Б) новизна раздражителя Г) все ответы верны

9. Внимание, которое вызывается и удерживается каким-либо определенным объектом, называется:

А) опосредованное внимание В) непосредственное внимание

Б) природное внимание Г) социально-обусловленное внимание

10. В случае, если понятие определяется двумя атрибутами, то это

А) конъюнктивное понятие; В) формирующееся понятие;

Б) простое понятие; Г) все ответы неверны.

11. Когда мы находим решение “наугад”, то это

А) результат случайного перебора; В) часто приводит к неприятным последствиям;

Б) стратегия проб и ошибок; Г) все ответы верны.

12. Наглядно-образное мышление связано с оперированием

А) понятиями В) суждениями

Б) представлениями Г) образами

13. Способ формирования образов воображения, при котором изменяется число отдельных частей предмета, или изменяются его размеры называется:

А) заострение Б) гиперболизация В) агглютинация

14. Тип высшей нервной деятельности, характеризующийся такими свойствами нервной системы как «сильный», «неуравновешенный» соответствует типу темперамента:

А) меланхолик В) холерик

Б) сангвиник Г) флегматик

15. «Опредмеченная» и осознанная потребность называется

А) мотив Б) желание В) цель

16. При решении проблемы этап подготовки

А) это первый этап в процессе решения В) позволяет собрать всю информацию, относящуюся к проблеме

Б) может занимать несколько дней Г) все ответы верны

17. Из всех стратегий мышления систематический перебор

А) наиболее утомителен В) реже всего используется

Б) является наиболее строгим методом Г) все ответы верны.

18. Понятие, определяемое одним признаком, или другим признаком, или двумя признаками одновременно, называется:

А) конъюнктивным В) дизъюнктивным

Б) соотносительным Г) все ответы неверны

19. Тип высшей нервной деятельности, характеризующийся такими свойствами нервной системы как «сильный», «уравновешенный», «подвижный» соответствует типу темперамента:

А) меланхолик В) холерик

Б) сангвиник Г) флегматик

20. Эмоциональное состояние, которое характеризуется видимыми изменениями в поведении и возникает в случае, когда у человека нет возможности обдумать свою реакцию, называется:

А) стресс Б) эмоция В) аффект

Задание Б

РАЗДЕЛИТЕ СЛЕДУЮЩИЕ ПОНЯТИЯ НА ГРУППЫ

1. Группы: 1 - психические процессы, 2 - психические состояния, 3 - психические свойства