Инн в актах выполненных работ. Расшифровка выполненных работ (услуг) в актах

Участниками строительно-монтажных работ выступают заказчик и подрядчик. Кроме того, в зависимости от условий договора в таких работах могут принимать участие инвестор, генеральный подрядчик и субподрядчик. По окончании работ исполнитель (подрядчик) составляет акт о приемке выполненных работ по форме № КС-2 (далее - акт о приемке) и справку о стоимости выполненных работ и затратах по форме № КС-3 (далее - справка о стоимости выполненных работ и затратах). Он же выставляет счет-фактуру на выполненные работы.

Результаты строительства подрядчик передает заказчику, который вправе заявить к вычету предъявленный ему НДС (абз. и п. 1 ст. 172 НК РФ). Если строительство осуществляется с участием инвестора, все работы у подрядчика также принимает заказчик, который выполняет роль посредника. Однако заказчик не вправе претендовать на вычет НДС по данным работам, поскольку не является собственником результатов работ. ФНС России в письмах от 06.05.13 № ЕД-4-3/8255@ и от 07.09.09 № 3-1-11/708@ указала, что в этом случае заказчик передает инвестору следующие документы: отчет заказчика, заверенные копии акта, справки о стоимости выполненных работ и затратах и счета-фактуры от подрядчика, а также составляет свои аналогичные документы, которые зеркально повторяют документы подрядчика.

До 1 января 2013 года форма акта о приемке была унифицированной. На его основании заполнялась справка о стоимости выполненных работ и затратах (постановление Госкомстата России от 11.11.99 № 100). Однако со вступлением в силу Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» компании вправе самостоятельно разработать удобную для себя форму акта о приемке. Рассмотрим, на какие реквизиты акта о приемке необходимо обратить внимание, чтобы избежать налоговых рисков (см. образец ниже).

1 . Указание в Акте о приемке наименований, адресов и телефонов инвестора, заказчика и подрядчика подтвердит реальность выполненных работ. Если в правоотношениях участвует инвестор, заказчику необходимо уведомить подрядчика о реквизитах инвестора. В том случае, если инвестор совмещает функции заказчика, в строках «Инвестор» и «Заказчик» указывают одно и то же лицо. Если же в отношениях инвестор отсутствует (простой договор строительного подряда), то в строке «Инвестор» проставляется прочерк.

Но есть решения, в которых суды принимают сторону контролеров. Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 01.02.12 № Ф09-8770/11 налоговики указали, что первичная документация налогоплательщика содержит многочисленные недостатки, не подлежащие корректировке. В представленных налогоплательщиком актах о приемке и справках о стоимости выполненных работ и затратах отсутствовали обязательные для заполнения реквизиты: адреса заказчика и подрядчика, номера документаов. Более того, привлекаемые подрядчики не могли выполнять строительно-монтажные работы, поскольку не располагали для этого техническими, материальными и трудовыми ресурсами. Расчеты между контрагентами носили формальный характер и были направлены не на оплату товара, а на выведение денежных средств из оборота с целью возмещения НДС из бюджета. В связи с этим инспекторы пришли к выводу, что действия налогоплательщика носят недобросовестный характер и направлены на получение необоснованной налоговой выгоды. Принимая во внимание приведенные доказательства, суд поддержал налоговиков.

2 . Указание в Акте о приемке точного адреса, по которому ведутся строительные работы, а также названия стройплощадки позволит точно идентифицировать строящийся объект. По мнению налоговиков, если в акте о приемке не указан точный адрес (город, улица, дом и строение), по которому ведутся работы, то однозначно определить место стройки нельзя. В связи с этим контролеры нередко отказывают в вычете НДС, указывая на нереальность работ. Подобный спор рассмотрел ФАС Московского округа в постановлении от 02.06.11 № А40-37140/10-4-170 . В этом деле суд посчитал доводы инспекторов безосновательными. Поскольку, кроме актов о приемке, налогоплательщик представил счета-фактуры, товарные накладные и платежные поручения об оплате заявителем работ, в назначении платежа которых имеются ссылки на договоры и характер работ. Таким образом, если наименование строящегося объекта и его адрес надлежащим образом не прописаны в акте о приемке, суд предлагает инспекции обратиться к другим источникам, которые в совокупности позволят установить объект, на котором осуществлялись спорные работы (постановления ФАС Центрального от 15.03.12 № А64-2298/2011 , Поволжского от 16.02.09 № А12-16386/2008 и от 15.01.09 № А12-9882/2008 округов). Однако если недостающая информация об объекте не может быть восполнена и в совокупности с иными доказательствами указывает на отсутствие строительных работ, то вероятность отказа в вычете НДС высока (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.09.12 № А05-6412/2011).

Кроме того, важно учитывать, что Налоговый кодекс закрепляет право инспектора, производящего выездную проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка (ст. 92 НК РФ).

3 . Указание в Акте о приемке реквизитов договора строительного подряда поможет конкретизировать строительно-монтажные работы. В одном из дел наличие в актах о приемке ссылок на конкретные договоры позволило установить объект, на котором осуществлялись соответствующие работы, а также данные заказчика и подрядчика. Так, ФАС Центрального округа опроверг доводы проверяющих о нереальности сделки и признал недействительным решение налоговиков о доначислении налога на прибыль и НДС (постановление от 15.03.12 № А64-2298/2011).

4 . Дата подписания Акта о приемке определяет момент возникновения у подрядчика налогооблагаемого дохода. На это со ссылкой на пункт 1 статьи 249 и пункт 3 статьи 271 НК РФ указало УФНС России по г. Москве в письме от 07.02.07 № 20-12/012414 . Суды также подтверждают, что организация-подрядчик отражает в налоговом учете доход от реализации работ на дату подписания акта о приемке. Эта же дата является моментом исчисления налоговой базы по НДС (определение ВАС РФ от 18.06.10 № ВАС-7943/10 и постановление ФАС Уральского округа от 28.06.12 № Ф09-5239/12 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 11.09.12 № ВАС-11634/12)).

5 . Указание в Акте о приемке этапов строительных работ, а также их детальная расшифровка обоснует порядок вычета НДС. Согласно пункту 18 Обзора практики разрешения споров по договору строительного подряда, приведенного в информационном письме Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51, при осуществлении строительства здания по договору строительного подряда, в котором этапы работ не выделялись, акты о приемке подтверждают лишь выполнение промежуточных работ для проведения расчетов. Они не являются актами предварительной приемки результата отдельного этапа работ, с которыми закон связывает переход риска на заказчика. Учитывая правовую позицию высших судей, Минфин России долгое время не признавал права заказчика на вычет НДС на момент подписания промежуточного акта о приемке, если в договоре отдельные этапы строительства не выделены (письма от 14.10.10 № 03-07-10/13 и от 20.03.09 № 03-07-10/07).

Но суды поддерживали налогоплательщиков в этом вопросе. Ведь НК РФ связывает право заказчика на вычет НДС с фактом принятия на учет результатов выполненных работ независимо от того, выделены ли в договоре этапы строительных работ, происходит ли переход от подрядчика к заказчику рисков случайной гибели или повреждения результатов работ, а также от окончания или степени законченности строительных работ (постановления ФАС Московского округа от 19.04.12 № А40-77285/11-107-332 и от 07.04.11 № КА-А40/2227-11). Следовательно, на основании промежуточного акта о приемке заказчик вправе заявить вычет по НДС. Учитывая сложившуюся арбитражную практику, в 2013 году ФНС России признала право принимать к вычету НДС по мере подписания актов о приемке даже при отсутствии в договоре выделенных этапов работ (письмо от 06.05.13 № ЕД-4-3/8255@).

6 . Отсутствие в Акте о приемке детальной расшифровки работ может привести к признанию сделки строительного подряда нереальной. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа отметил, что в актах о приемке работ в графе «Наименование работы (услуги)» указано: «Строительно-монтажные работы по договору». Следовательно, по мнению судей, в нарушение законодательства о бухгалтерском учете в документе не раскрыто содержание хозяйственной операции, поэтому отсутствует возможность определить, какие подрядные работы производились, на какой территории, в рамках какого договора и в каком периоде (постановление от 31.01.12 № А19-6518/2011).

Тем не менее некоторые суды все-таки отмечают, что отсутствие в акте о приемке детальной расшифровки выполненных работ не является основанием для отказа в вычете. Но только в том случае, если восполнить недостающие сведения и подтвердить реальность выполненных работ позволяет содержание иных документов (постановление ФАС Центрального округа от 23.01.12 № А36-1753/2010).

Более того, в акте о приемке целесообразно расписать использованные материалы по их наименованиям (как в товарных накладных). В одном из дел отсутствие такой расшифровки поставило под сомнение реальность понесенных налогоплательщиком расходов (факт получения материалов от генподрядчика) и обоснованность заявленного по этим материалам вычета НДС. ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 15.02.12 № А22-1702/2010 принял сторону налоговиков.

7 . Сведения о выполненных работах подтвердят стоимость работ. В постановлении от 06.06.11 № А52-3351/2010 ФАС Северо-Западного округа указал, что акт о приемке составляется в соответствии с договором подряда и является производным от этого договора документом. Следовательно, цена строительных работ, указанная в акте о приемке, должна соответствовать цене, указанной в договоре. Именно стоимость работ, отраженную в акте о приемке, стороны будут учитывать для целей налогообложения.

Если договор составлен в иностранной валюте (нескольких валютах), то цену и стоимость в акте о приемке целесообразно указывать в соответствующей иностранной валюте. Поскольку курс на дату оплаты работ может измениться по сравнению с курсом на дату заключения договора (постановление ФАС Московского округа от 21.01.08 № КА-А41/14395-07).

Также важно учитывать, что если в договоре между подрядчиком и заказчиком цена за работы фиксированная, то в графах «Номер единичной расценки» и «Цена за единицу» ставятся прочерки. Кроме того, не допускается заполнение графы «Количество» в процентах. Об этом упомянул Росстат в письме от 31.05.05 № 01-02-9/381 .

8 . Наличие в акте о приемке подписей лиц, сдавших и принявших строящиеся объекты, а также их расшифровки с указанием должностей свидетельствует о правомерности вычета по НДС. Налоговики на местах зачастую отказывают заказчику в вычете НДС по причине отсутствия или несоответствия подписей, должностей и расшифровок в акте о приемке. Так, в одном из дел в акте о приемке отсутствовали наименования должностей и расшифровки подписей. В ходе мероприятий налогового контроля инспекция опросила генерального директора подрядчика и выяснила, что никаких договоров с заказчиком он не заключал и никакие документы не подписывал. В результате суд пришел к выводу о создании налогоплательщиком искусственного документооборота и об отсутствии реальной деятельности. В связи с чем отказал заказчику в вычете НДС (постановление ФАС Уральского округа от 30.05.12 № Ф09-3569/12). Аналогичные выводы содержит также постановление ФАС Поволжского округа от 23.01.13 № А12-8997/2012)

Однако большинство судей указывают, что само по себе отсутствие подписей носит незначительный характер и не свидетельствует о нереальности хозяйственных операций. Факт подписи акта о приемке или иного первичного документа неуполномоченным лицом не может самостоятельно, в отсутствие иных фактов и обстоятельств, рассматриваться в качестве основания для признания сделки недействительной (постановления ФАС Центрального от 15.03.12 № А64-2298/2011 и от 23.01.12 № А36-1753/2010 , Московского от 29.02.12 № А40-127306/10-90-714 и Уральского от 03.08.11 № Ф09-913/11 округов).

Оценить:

0 2

Чиновники разрешили не расшифровывать выполненные работы и услуги в актах. Поможет ли компаниям данное разъяснение Минфина России? Насколько безопасно оставлять в актах работы (услуги) без расшифровок? Рассмотрим эти вопросы в статье

10.09.2015

Многие бухгалтеры при получении актов выполненных работ (услуг) задаются вопросом, следует ли расшифровывать оказанные работы и услуги. Например, нужно ли указать просто "консультационные услуги" или же детально расписывать, в каких конкретно аспектах производилось это консультирование, каким специалистом (а их время зачастую стоит по-разному), сколько часов этого консалтинга было и т.д.

Также это могут быть работы по обслуживанию офисной техники, уборка офисных помещений клининговой компанией, работы по расчистке территории, услуги кадрового агентства по подбору персонала.

В одном из разъяснений чиновники Минфина России решили, что акт выполненных работ (услуг) следует составлять с учетом требований по обязательному составу реквизитов, перечень которых не содержит указаний об обязательном отражении детализации выполненных работ (услуг) (письмо Минфина России от 09.04.2014 № 02-06-10/16186).

Но - немаловажное уточнение - письмо выпущено Департаментом бюджетной методологии, а не Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России. Видимо потому, что в письме идет речь об оформлении акта выполненных работ (услуг), в том числе по государственному контракту (договору), для целей бухгалтерского учета. Совпадают ли мнения двух департаментов и было ли согласовано данное письмо с Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности, сказать сложно.

Что должен содержать акт о выполненных работах (оказанных услугах)

Акт о выполненных работах (оказанных услугах) относят к внешним первичным учетным документам, и каждая фирма имеет право самостоятельно разработать и утвердить его форму. Заказчик и исполнитель должны договориться между собой и предусмотреть в тексте самого договора на выполнение работ (оказание услуг), как они будут оформлять сдачу-приемку выполненных работ (оказанных услуг) (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее - Закон № 402-ФЗ); Информация Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012).

Прежде всего, акт об оказанных услугах должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные законом (п. 2 ст. 9Закона № 402-ФЗ).

Помимо них, в акте об оказанных услугах необходимо также указать:

  • ссылку на реквизиты договора возмездного оказания услуг (выполнения работ);
  • вид оказанной услуги (выполненной работы);
  • период оказания услуг (выполнения работ);
  • стоимость услуг (работ) с выделением в т.ч. суммы НДС.

Всей этой информации налоговым инспекторам должно быть достаточно. По сложившейся судебной практике предъявлять дополнительные требования к актам об оказанных услугах (выполненных работах) налоговая инспекция не вправе. Судьи в большинстве случаев считают это незаконным.

По мнению судей расшифровка в актах не требуется

Арбитры зачастую поддерживают компании, указывая, что нормы налогового законодательства и законодательства о бухгалтерском учете не содержат требований о необходимости отражения в актах выполненных работ или актах оказанных услуг подробной расшифровки работ (услуг). Сами по себе акты являются первичными учетными документами, на основании которых произведенная хозяйственная операция принимается к бухгалтерскому учету (пост. ФАС МО от 25.08.2009 № КА-А40/7983-09).

В другом постановлении арбитры решили, что степень подробности составления актов не может быть критерием для признания первичных документов оформленными ненадлежащим образом и обязательное наличие в актах приема-передачи услуг расшифровки выполненных работ действующим законодательством не установлено (пост. ФАС ПО от 28.10.2008 № А12-3194/08-с60).

Подобной позиции придерживаются суды и во многих других постановлениях (пост. ФАС СЗО от 29.04.2009 № А52-4324/2008, ФАС МО от 15.12.2009 № КА-А41/14022-09).

Также судьи отмечали, что отдельные нарушения в оформлении документов свидетельствуют о нарушении правил ведения бухгалтерского учета, однако не могут являться безусловным основанием для отказа в применении налоговых вычетов. Пороки в оформлении справки о стоимости выполненных работ (КС-3) и акта о приемке выполненных работ (КС-2) сами по себе не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в возмещении НДС (пост. ФАС СКО от 05.11.2009 № А53-445/2009).

Что заменит расшифровку услуг?

Однако даже если акт и не содержит детализации выполненных работ (оказанных услуг), то надлежащим подтверждением факта их оказания могут быть любые другие документы. Например, в отношении услуг по управлению компанией такими доказательствами могут стать:

  • внутренние локальные акты, приказы о назначениях и переводах сотрудников, бухгалтерская и налоговая отчетность и т.д. (пост. ФАС ПО от 30.10.2009 № А55-12344/2008);
  • распоряжения и приказы по различным вопросам финансово-хозяйственной деятельности управляющей компании, касающиеся деятельности общества - заказчика услуг, заключения внутреннего аудита (пост. ФАС СКО от 24.04.2008 № Ф08-2112/08-765А);
  • разработанные сторонним управленцем инструкции, стандарты, иные распорядительные документы, внутренняя переписка, аналитические записки и т.д.

Иными словами, фирма в качестве обоснования затрат на оплату услуг управляющей компании может представить любые документы, свидетельствующие о том, что управляющая компания действительно решала вопросы текущей деятельности.

Однако нельзя не отметить, что в случае непредставления таких документов и отсутствия детализации видов оказанных услуг в акте, то есть когда единственным доказательством обоснованности расходов являются акты и отчеты с формулировкой "услуги на сумму... оказаны, претензий нет", суд, скорее всего, поддержит налоговиков.

Так, арбитры Поволжского округа (пост. ФАС ПО от 16.09.2008 № А72-1944/08) указали: представленные акты приемки услуг и отчеты к ним содержат обобщенные сведения, не позволяющие установить объем, стоимость услуг, цель их оказания, а также подтвердить их использование в производственной деятельности фирмы. На этом основании спорные затраты не могут быть учтены в расходах в целях налогообложения прибыли. Определением ВАС РФ (определение ВАС РФ от 19.01.2009 № ВАС-17223/08) отказал компании в пересмотре данного дела в порядке надзора.

Отрицательная судебная практика

Негативные для фирм судебные решения, как правило, связаны с тем, что фактические обстоятельства, выявленные налоговиками, не подтверждают факт выполнения работ (оказания услуг). Тут уже наличием расшифровок не поможешь.

Судьи рассмотрели дело, где фирма учла в целях налогообложения расходы на ремонт здания, выполненный силами сторонних подрядчиков. В качестве подтверждения расходов были представлены акты произвольной формы. Налоговики (а затем и суд) решили, что из данных актов невозможно установить, какие именно виды работ были выполнены, какие элементы и детали заменены, какие материалы и в каком количестве использованы, когда они списаны, а также цену работ. Решение о начислении недоимки инспекция подтвердила также протоколом осмотра здания, в котором отражено, что здание находится в нерабочем состоянии, электроэнергия, отопление и вода отключены. Следов ремонта и замены запасных частей оборудования при осмотре не обнаружено. В результате арбитры поддержали инспекторов (пост. ФАС СЗО от 22.01.2009 № А66-414/2008).

Подводя итог анализа судебной практики, можно сказать, что если фирма не хочет доводить дело до выяснения отношений с налоговиками в суде, то лучше, конечно, расшифровать работы (услуги) в самом акте или иметь отдельный отчет по оказанным услугам. В отношении работ отчет не актуален, так как основное отличие работ от услуг заключается в том, что работы имеют материальное выражение (п. 4 ст. 38 НК РФ).

Расшифровка услуг абонентского обслуживания

В отношении оказания услуг в рамках абонентского обслуживания нельзя не отметить некоторые особенности, которые могут быть важны для компаний.

Зачастую фирма не в полном объеме использует услуги, за которые уже заплатила согласованную фиксированную стоимость. Составив отчет или приведя в акте расшифровку оказанных услуг, исполнитель тем самым только привлечет внимание налоговиков к данному факту, что оплата была произведена за фактически неиспользованные заказчиком услуги.

Сотрудники Минфина России считают, что фирма вправе учесть расходы на абонентскую плату в том числе и за то время, когда услуги ей не оказывались (письмо Минфина России от 26.05.2008 № 03-03-06/1/330).

Таким образом, в отношении абонентского обслуживания в части оказания услуг можно рекомендовать не приводить в акте подробную расшифровку фактически оказанных услуг за период - все равно стоимость услуг является фиксированной. А для подтверждения их оказания можно будет использовать фактически оказанные письменные консультации, переписку сторон с фиксацией фактов состоявшихся телефонных переговоров с экспертами, протоколов встреч с консультантами и т.п.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 апреля 2014 года № 02-06-10/16186

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел по компетенции письмо по вопросу оформления первичных учетных документов и сообщает.

В силу положений Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.

Вместе с тем Департамент считает необходимым сообщить следующее.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), действовавшего до 1 января 2013 г., первичные учетные документы принимались к бухгалтерскому учету, если они были составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не была предусмотрена в этих альбомах, должны были содержать обязательные реквизиты.

Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ст. 9) (далее - Закон N 402-ФЗ), вступившему в силу с 1 января 2013 г., каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом с указанием обязательных реквизитов первичного учетного документа.

Согласно Законам N N 129-ФЗ, 402-ФЗ и Инструкции, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (п. 7) (далее - Инструкция N 157н), все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству Российской Федерации правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты.

При этом утвержденной унифицированной формы акта выполненных работ (услуг) нет.

Согласно Закону N 129-ФЗ, действовавшему до 31.12.2012, к обязательным реквизитам относились:

а) наименование документа;

б) дата составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Аналогичная норма требований к обязательным реквизитам первичного учетного документа содержится в Законе N 402-ФЗ.

Таким образом, согласно действующему законодательству акт выполненных работ (услуг) составляется в произвольной форме с отражением всех необходимых реквизитов.

При этом согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Таким образом, исполнение обязательств, возникших в ходе исполнения государственного контракта (договора), в том числе в части регламентации порядка оформления документов, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и условиями государственного контракта (договора).

При этом, по мнению Департамента, акт выполненных работ (услуг) составляется с учетом требований по обязательному составу реквизитов, перечень которых не содержит требований об обязательном отражении детализации выполненных работ (услуг).

Обращаем внимание, что согласно п. 6 Инструкции N 157н субъект учета в целях организации бухгалтерского учета в случае отсутствия утвержденной унифицированной формы вправе утвердить в рамках формирования своей учетной политики форму первичного учетного документа (в том числе акта выполненных работ (услуг)) с указанием всех необходимых реквизитов.

Директор департамента
бюджетной методологии
С.В. Романов