Внеплановая проверка по экологии. Экологические проверки на предприятии: порядок проведения и возможные нарушения

Ч аще всего экологические проверки становятся для руководства предприятия неприятным сюрпризом. Однако деятельность контролирующих природоохранных органов необходима, для своевременного выявления нарушений экологического законодательства и привлечения виновных лиц к ответственности.

Соблюдение законов в сфере охраны окружающей среды, грамотное оформление экологической документации и своевременное внесение экологических платежей — три обязательных условия, выполнение которых поможет избежать штрафов, предписаний, ограничений или временного приостановления деятельности компании и других наказаний со стороны проверяющих органов.

К сожалению, в нашей стране нарушения законодательства допускают не только природопользователи, но и сами сотрудники контролирующих органов. Разберемся, кто, когда и на каком основании может проводить экологические проверки предприятия и что делать, если руководство не согласно с выводами проверяющей комиссии.

Виды экологических проверок на предприятии

Порядок проведения государственного экологического надзора регламентируется Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ. В соответствии с п. 9 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре (далее — Положение) утверждено Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 г. N 426. Федеральный государственный экологический надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со ст.9−13 и 14 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ.

Плановые проверки Внеплановые проверки
Плановые проверки должны проводиться не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено чч.9 и 9 3 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ (ч.2 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ). Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора) в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Утвержденный руководителем надзорного органа ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством размещения на официальном сайте надзорного органа в сети Интернет либо иным доступным способом. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в пп."а" и «б» п. 2 ч.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Основания внеплановой экологической проверки предприятия:

1. Истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

2. поступление в орган государственного контроля (надзора) заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования).

3. Мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, из средств массовой информации о следующих фактах:

— возникновение угрозы причинения вреда, а также причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

— выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в ч.1,2 ст.8 1 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора).

4. Приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ.

Документарная проверка Выездная проверка
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного надзора.

В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы. Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ).

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

— удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

— оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Выездная проверка начинается:

— с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

— обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц;

— с ознакомления с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Вывод

Любая проверка может проводиться только при наличии документа, дающего соответствующее основание экологическому контролю. Таким документом считается распоряжение или приказ органа экологического контроля. В нем должны быть четко указаны цели, задачи, предмет проверки и правовые основания для ее проведения. Заверенная печатью копия распоряжения должна быть передана лицам, уполномоченным заниматься экологическими вопросами на предприятии.

Сроки проведения проверок

Срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного СМСП общий срок проведения плановых выездных проверок:

— не может превышать 50 часов — для малого предприятия;

— 15 часов — для микропредприятия в год (чч.1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ).

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц надзорного органа, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем надзорного органа, но не более чем на 20 рабочих дней:

— не более чем на 50 часов — для малых предприятий;

— не более чем на 15 часов — для микропредприятий (ч.3 ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ).

Таким образом

Срок проведения каждой из проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица.

Общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.

Правомерные и неправомерные действия проверяющих органов при проведении экологического контроля

Законные действия государственных инспекторов в рамках проведения экологических проверок строго ограничены. В ходе проверки контролирующие органы имеют право осуществлять следующие ключевые процедуры (ч.1 ст. 66 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ):

— запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

— беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;

— выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

— направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

— предъявлять в установленном законодательством РФ порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.

Также, согласно п. 7 Положения, должностные лица, уполномоченные на осуществление федерального государственного экологического надзора, при проведении проверок пользуются правами, установленными статьями ряда нормативных правовых актов:

— статьей 36 Водного кодекса РФ;

— статьей 96 Лесного кодекса РФ;

— статьей 34 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

— статьей 31 Федерального закона от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире»;

— статьей 24 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

— статьей 66 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

— статьей 43 3 Федерального закона от 20.12.2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»;

— статьей 40 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 г. N 724-р утвержден Перечень документов, которые государственные органы, при проверке, должны запросить у других государственных органов располагающих необходимыми данными (далее — Перечень документов).

В Перечень документов входят:

— Копия приказа об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;

— Копия решения о предоставлении водного объекта в пользование, копия договора водопользования;

— Сведения о водном объекте, содержащиеся в государственном водном реестре;

— Копия свидетельства о поверке средств измерений;

— Копия свидетельства об утверждении типа средств измерений;

— Копия решения о согласовании плана или схемы развития горных работ по видам полезных ископаемых;

— Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода в отношении участков недр, предоставленных в пользование в соответствии с лицензией на пользование недрами, в том числе участков недр местного значения, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, разработка которых осуществляется с применением взрывных работ.

Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели не обязаны предоставлять вышеуказанные документы при проведении проверки. Должностное лицо, уполномоченное на проведение надзора, самостоятельно производит их запрос посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.

Гораздо более внушительный список действий, которые недопустимы со стороны контролирующих органов в ходе проведения проверки. Госинспектор не в праве (ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ):

— проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;

— проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству РФ;

— проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством РФ порядке;

— осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному п.п. «б» п. 2 ч.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ;

— требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля после принятия распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

— отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

— распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

— превышать установленные сроки проведения проверки;

— осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

Органы государственного надзора могут быть привлечены судом к участию в деле при несогласии с результатами экологического надзора предприятий, либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений обязательных требований.

Государственные инспектора в области охраны окружающей среды подлежат государственной защите в соответствии с законодательством РФ.

По результатам проведенной проверки, госинспектор должен составить соответствующий акт в 2 экземплярах, к которому прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии. По выявленным нарушениям природоохранного законодательства инспектор госнадзора выдает руководителю предприятия предписание или распоряжение об их устранении.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле уполномоченного органа государственного экологического контроля.

Права юридических лиц и ИП при проведении проверки

Кроме обязанности соблюдать природоохранное законодательство, проверяемый природопользователь имеет ряд прав, нарушение которых может привести к обжалованию результатов проведенной проверки. Руководитель предприятия имеет право:

  • непосредственно присутствовать при проведении проверки и давать свои комментарии и разъяснения по сути выявленных нарушений;
  • получать всю необходимую информацию относительно порядка проведения контроля и действий госинспектора на предприятии;
  • быть ознакомленным с результатами проверки и в случае несогласия не подписать акт о результатах;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов экологического контроля в административном или судебном порядке.

Добрый день, уважаемые подписчики! Предлагаю вам окунуться в интересную тему проверок Росприроднадзора. Наверное многие специалисты-экологи проходили проверки по экологии и уже имеют соответствующий опыт, в т.ч. бесценный опыт взаимодействия с инспекторами Росприроднадзора. Информация в этой заметке будет полезна в первую очередь начинающим специалистам в области охраны окружающей среды. Так сказать вводная часть. Если кто-то из матёрых спецов по ООС изъявит желание внести свои 5 копеек, милости просим в комментарии;)

Проверка Росприроднадзора перейди на Федота…

Итак, давайте попробуем разобраться, как правильно подготовиться к проверке Росприроднадзора. Как говорится «Предупреждён, значит вооружён!».

Согласно Федеральному закону от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» существует 4 вида проверок, осуществляемые в т.ч. Росприроднадзором. Пройдёмся по очереди.

1. Плановая проверка Росприроднадзора

Предметом плановой проверки Росприроднадзора является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Они проводятся на основании ежегодных планов, которые разрабатываются Росприроднадзором и согласовываются с прокуратурой. Ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте Росприроднадзора , либо другим доступным способом. Лучше конечно же сразу смотреть на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ . О проведении плановой проверки предприниматель должен быть предупреждён заранее (не позднее, чем в течение трёх дней до начала) органом государственного (муниципального) надзора посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя.

2. Внеплановая проверка Росприроднадзора

Предметом внеплановой проверки Росприроднадзора является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

3. Документарная проверка Росприроднадзора

Предметом документарной проверки Росприроднадзора являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

В случае если достоверность сведений вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить выполнение требований, орган муниципального контроля направляет по адресу мотивированный запрос с требованием предоставить иные, необходимые документы. К запросу должна быть приложена заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя Росприроднадзора.

В соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ не допускается требовать нотариального удостоверения копий, представляемых в Росприроднадзор.

При проведения документарной проверки инспектор Росприроднадзора не вправе требовать сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.

4. Выездная проверка Росприроднадзора

Предметом выездной проверки Росприроднадзора являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Выездная проверка проводится только в том случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

А) Убедиться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных документах;

Б) Оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям.

Проверка Росприроднадзора в действии

Вопросы, рассматриваемые при проведении проверок природоохранной деятельности:

  1. Общие вопросы.
  2. Охрана атмосферного воздуха.
  3. Охрана водного бассейна.
  4. Контроль в области обращения с отходами производства и потребления и охраны земельных ресурсов.

Перед началом проверки проводится встреча с руководителем и другими должностными лицами организации, на которой до руководства доводится план и цели проверки, уточняются сроки проверки, определяется список персонала, привлекаемого к проверке, решаются организационные вопросы.

В самом начале знакомства с представителем Росприроднадзора необходимо попросить его предъявить служебное удостоверение, а также сделать для себя запись ФИО и иной информации о проверяющем (№ удостоверения, кем и когда выдано, должность и так далее). Такая информация позволит вам определиться с проверяющим органом (и соответственно, видом проверки), а также пригодится для дальнейшего оспаривания действий инспектора.

Для начала необходимо ознакомиться с распоряжением или приказом на проверку. Обратить внимание на:

  • номер и дата издания приказа (распоряжения);
  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, где будет проводиться проверка;
  • вид и предмет проверки (плановая, внеплановая — целевая, по жалобе, контрольная по исполнению предложений по ранее проведенной проверке и т.д.);
  • должностное лицо (лица), проводящее проверку;
  • время начала и окончания проверки.

При осуществлении мероприятий по государственному экологическому контролю составляются следующие документы:

  1. Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по государственному экологическому контролю.
  2. Акт проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
  3. Акты об отборе проб и обследовании объектов окружающей среды, протоколы проведенных исследований и экспертиз, пояснения должностных лиц, осуществляющих контроль, объяснения сотрудников проверяемых объектов, на которых выявлены нарушения обязательных требований. А также другие документы, связанные с результатами экологического контроля: фото- звуко- и видеозаписи, информационные базы и иные носители информации, указывающие на причиненный окружающей среде вред.
  4. Предписание об устранении нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
  5. Предписание об ограничении или приостановлении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды.
  6. Разрешение на возобновление ограниченной или приостановленной деятельности.
  7. Требование о добровольном возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате административного правонарушения.

Очень важно отвечать на вопросы инспектора Росприроднадзора чётко и в рамках своей трудовой функции.

Ещё рекомендуется все документы организации передаваться инспектору Росприроднадзора по акту приёма-передачи. Такой акт должен содержать список всех передаваемых документов, с указанием количества страниц. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается представителями организации и инспектором Росприроднадзора. Один экземпляр акта остается в организации. Всё это необходимо для того, чтобы в случае утери инспектором Росприроднадзора копий вы смогли доказать, что они были переданы в ходе проверки.

Какие документы Росприроднадзор запросит для проверки зависит от вида деятельности предприятия и степени его воздействия на окружающую среду. Примерный перечень запрашиваемых документов может выглядеть так:

  1. Учредительные и регистрационные документы организации (устав, свидетельство о госрегистрации, о постановке на учет в налоговой и т. д.).
  2. Документы о назначении на должность руководителя.
  3. Доверенность на представление интересов организации при проверке, в том числе с правом подписания протоколов о нарушениях.
  4. Приказы о назначении на должность лиц, ответственных за выполнение требований природоохранного законодательства.
  5. Документы, подтверждающие прохождение руководителями и специалистами подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности .
  6. Планы природоохранных мероприятий за последние два года.
  7. Квартальные расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду, платежные поручения.
  8. Отчётность по формам № 2-тп (воздух) и 2-тп (отходы).
  9. Первичная отчётная документация по охране атмосферного воздуха (журнал учёта стационарных источников и их характеристик, журнал учёта выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха, журнал учёта работы газоочистных и пылеулавливающих установок).
  10. Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу.
  11. Разрешение на выбросы стационарными источниками.
  12. Справка о наличии на балансе предприятия стационарных источников выбросов и об использовании газоочистных установок.
  13. Паспорта на газоочистные установки.
  14. Справка о наличии на балансе предприятия передвижных источников выбросов в атмосферный воздух, о количестве израсходованного топлива за последние два года.
  15. Договоры с аккредитованной лабораторией на проведение производственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ, эффективностью установок очистки газа.
  16. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, документы об утверждении этих нормативов и лимитов.
  17. Отчётность об образовании, обезвреживании и размещении отходов.
  18. Два последних технических отчёта о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами.
  19. Паспорта опасных отходов.
  20. Документы по учёту движения отходов и договоры на передачу отходов другим организациям (акты приёма-передачи отходов, лицензия организации на деятельность по сбору, использованию и размещению опасных отходов).
  21. Порядок производственного контроля в области обращения с отходами.
  22. Приказы о назначении ответственных лиц за обращение с отходами и т. д.

Документы, которые организация изготавливает самостоятельно (приказы, инструкции и т. д.), представляются в виде оригиналов, заверенных подписью руководителя и печатью. С остальных документов делают копии и заверяют подписью руководителя и печатью.

Всем удачных проверок!

Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность » Ксения Ралдугина.

На этом всё. Если информация пригодилась, чуть ниже незабываем ставить рейтинговые звёздочки;) Спасибо за поддержку!

Продолжение следует …

Плановая проверка предприятия органами государственного контроля в области охраны окружающей среды (Росприроднадзором, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы, Министерством экологии и природопользования Московской области)

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения организациями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды. В РФ проведение проверок организаций регулируется ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ.

В области охраны окружающей среды проверка объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, осуществляется Росприроднадзором, проверка объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю, осуществляется местными природоохранными органами (в г. Москве - Департамент природопользования и охраны окружающей среды; в Московской области – Министерство экологии и природопользования).

Согласно законодательству проверка Росприроднадзором может быть: плановой и внеплановой.

Проверка Росприроднадзором проводится не чаще 1 раза в 3 года. Ежегодный сводный план проверок можно найти на официальном сайте Генеральной прокуратуры. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения, посредством направления копии распоряжения или приказа органа осуществляющего проверку о начале проведения контрольных мероприятий Росприроднадзора.

Внеплановая проверка Росприроднадзора проводится при:

  1. истечение срока исполнения ранее выданного предписания;
  2. поступление в природоохранные органы обращений и заявлений о следующих фактах:
    • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • нарушение прав потребителей.

О проведении внеплановой проверки Росприроднадзором организации направляется уведомление не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае если в результате деятельности организации причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление организаций о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Срок проведения проверок Росприроднадзором не может превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

В распоряжении подразделения Росприроднадзора, осуществляющего проверку, обязательно указывается перечень документов, представление которых организацией необходимо при проведении надзорных мероприятий:

Документы, определяющие статус организации:

Документы, определяющие статус организации – устав, учредительный договор, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, информационное письмо об учете в ЕГРПО (коды ОКПО, ОКАТО, ОКОНХ), свидетельство ИНН, лицензии, штатное расписание, банковские реквизиты, приказ о назначении руководителя организации, для граждан и индивидуальных предпринимателей – копию паспорта.

Свидетельство о внесении в Реестр малого предпринимательства (если имеется).

Иные документы:

  1. Перечень объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении организации;
  2. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, находящееся в собственности юридического лица, или договоры аренды недвижимого имущества;
  3. Правоустанавливающие документы на земельные участки, находящиеся в хозяйственном ведении;
  4. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля;
  5. Информационная справка о наличии арендаторов с указанием видов деятельности и условий аренды (порядок утилизации отходов, осуществление иных природоохранных мероприятий);
  6. План природоохранных мероприятий на год;
  7. Документы (свидетельства о повышении квалификации, удостоверения) о подготовке ответственного за природоохранную деятельность и обращение с опасными отходами;
  8. Приказ о назначении ответственного лица за природоохранную деятельность и обращение с опасными отходами и документы об организации экологической службы предприятия (если такая имеется);
  9. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНОООЛР) или отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, представленная в уполномоченные органы исполнительной власти в уведомительном порядке;
  10. Лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению опасных отходов I-IV классов опасности;
  11. Паспорта опасных отходов , оформленные на отходы I-IV классов опасности;
  12. Лабораторные измерения по подтверждению отнесения отходов к классам опасности для окружающей природной среды ;
  13. Договора на вывоз и обезвреживание, использование, захоронение отходов производства и потребления;
  14. Талоны с полигонов ТБО, а также акты о сдаче отходов на использование, обезвреживание и размещение;
  15. Журналы учета движения и обращения с отходами, оформленный в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.09.2011 г № 721 «Об утверждении порядка и учета в области обращения с отходами»;
  16. 2-ТП (отходы) (сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за год);
  17. Технический отчет о неизменности производственного процесса , используемого сырья и образующихся отходах за год (вместе с балансом массы отходов);
  18. Документы, подтверждающие предоставления сведений в Сводный кадастр отходов производства и потребления г. Москвы и Талон природопользователя;
  19. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, в т.ч. платежные поручения или иные бухгалтерские документы, подтверждающие своевременность перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  20. Проект нормативов ПДВ и Разрешение на выброс загрязняющих веществ;
  21. План-график ведомственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ;
  22. Данные о проведении производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов на источниках (инструментальный контроль соблюдения установленных нормативов ПДВ на источниках выбросов в соответствии с планом-графиком производственного контроля, согласованным в составе проекта ПДВ, протоколы количественного химического анализа, проверка соответствия периодичности контроля, установленной в нормативах ПДВ);
  23. План снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и отчет о ходе выполнения плана в целях достижения ПДВ – проверяется в случае невозможности соблюдения нормативов ПДВ;
  24. Договор со специализированной лабораторией на проведение замеров на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с приложением заверенных печатью копий аттестатов аккредитации лабораторий, выполняющих исследования проб;
  25. Статистическая отчетность по форме №2-ТП (воздух) ;
  26. Паспорта на газоочистные установки;
  27. Журнал регистрации и оповещения о неблагоприятных метеоусловиях;
  28. Договор с ГУП «Мосводосток» на прием и отведение поверхностных сточных вод предприятия – 1, декларация -2;
  29. Договор с МГУП «Мосводоканал» на подачу питьевой воды и отведение сточных вод предприятия;
  30. Балансовая схема водопотребления и водоотведения с указанием и нумерацией мест измерения забора и сброса воды и точек передачи ее другим потребителям;
  31. Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект со сточными водами;
  32. Решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и дренажных вод;
  33. План-график отбора проб и производства анализов по контролю за сточными водами;
  34. Копии аттестатов аккредитации лабораторий, выполняющих лабораторные исследования проб воды;
  35. Журналы первичного учета по водопотреблению, водоотведению;
  36. Свидетельства о поверке средств измерений, используемых для учета объема сброса сточных или дренажных вод;
  37. Статистическая отчетность по форме №2-ТП (водхоз) – сведения об использовании воды;
  38. Результаты (протоколы) проведения производственного экологического лабораторного контроля ;
  39. Проектные данные очистных сооружений по производительности и степени очистки, регламент обслуживания очистных сооружений;
  40. Документы, подтверждающие проведение регламентных работ на очистных сооружениях и ливневых сетях;
  41. Документы, подтверждающие вывоз осадка и фильтрующей загрузки очистных сооружения;
  42. План водоохранных мероприятий по достижению норм допустимого сброса загрязняющих веществ, поступающих в водный объект со сточными водами;
  43. Общий журнал ухода за зелеными насаждениями, порубочные билеты, дендроплан, перечетная ведомость.

По результатам проведения проверки Росприроднадзора инспектором подготавливается акт проверки, в случае обнаружения нарушений выписывается предписание с указанием сроков устранения.

За отсутствие природоохранной документации предусмотрена ответственность:

Ст. 8.2 КОАП РФ. несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении c отходами производства и потребления влечет наложение штрафных санкций: на юридическиx лиц – от 100 до 250 тыc. рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Ст. 8.41 КОАП РФ. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Ст. 8.21 КОАП РФ:

  1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
  2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
  3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.14. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.15. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Подготовка к проверке Росприроднадзора и согласование большей части вышеперечисленной документации требует специальных знаний и большого количества времени. Доверьте данную работу специалистам компании «ЭкоЦентрПроект», в оптимальные сроки мы подготовим для Вас все необходимые документы.

Государственный надзор в области обращения с отходами в ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отнесён к видам государственного экологического надзора, который подразделяется на федеральный и региональный.

Полномочиями по проведению государственного надзора в области обращения с отходами, как и государственного экологического надзора в целом, наделены федеральные органы исполнительной власти (Росприроднадзор) и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Разграничение полномочий между указанными органами власти строится в зависимости от объектов государственного экологического надзора. Объекты федерального государственного экологического надзора подлежат федеральному государственному надзору, объекты регионального государственного экологического надзора - государственному надзору субъектов Российской Федерации.
Проблема заключается в чётком определении перечней таких объектов, чтобы исключить надзор одного предприятия несколькими уровнями государственного экологического надзора.

Хотя формальное определение объектов федерального государственного экологического надзора сделано путем утверждения Минприроды России перечней таких объектов по каждому субъекту Российской Федерации, проблема разграничения объектов государственного экологического надзора не решена полностью.

Право на осуществление государственного надзора за обращением с отходами имеют должностные лица Росприроднадзора и его территориальных органов, являющиеся государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы, а также должностные лица органов государственной власти субъектов Федерации, осуществляющих государственное Управление в области охраны окружающей среды, являющиеся государственными инспекторами субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти Субъектов Российской Федерации и их должностные лица при проведении мероприятий по контролю обязаны руководствоваться Федеральным законом от 26.12.2008 №294 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - закон № 294-ФЗ).

В соответствии с законодательством проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Плановые проверки могут проводиться не чаще одного раза в три года. Для внеплановых проверок основаниями могут служить жалобы или обращения о нарушении требований природоохранительного законодательства, поступившие в органы исполнительной власти, или контроль за выполнением предписаний, выданных ранее органами государственного экологического контроля.

Итак, любая проверка, которая проводится в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя федеральными органами или органами субъекта Российской Федерации, начинается с уведомления. Орган государственного экологического контроля обязан не позднее чем за три дня до начала мероприятий по контролю (в случае проведения плановой проверки) и не позднее чем за сутки (в случае внеплановой проверки) сообщить проверяемому лицу о предстоящей проверке заказным письмом с уведомлением о вручении.

К письму прилагается копия приказа о проведении проверки. В приказе или распоряжении о проведении проверки в обязательном порядке должны быть указаны: наименование юридического лица, в отношении которого проводятся мероприятия по контролю; фамилия, имя, отчество государственного инспектора, уполномоченного проводить проверку; основания для проведения проверки; цели и задачи проверки; регламенты и нормативные документы, на основании которых проводится проверка; перечень документов юридического лица, необходимых для осуществления мероприятий по контролю; сроки проведения проверки, а именно даты её начала и окончания.

Проверка начинается с истребования учредительной документации и разрешительной документации в области обращения с отходами. Как правило, основными представляемыми документами являются:

  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • устав юридического лица;
  • решение собрания акционеров или участников общества с ограниченной ответственностью о назначении генерального директора;
  • приказ о назначении генерального директора;
  • перечень объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении организации;
  • правоустанавливающие документы на земельные участки, находящиеся в хозяйственном ведении;
  • свидетельства о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, находящееся в собственности юридического лица, или договоры аренды недвижимого имущества;
  • проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  • лимиты на размещение отходов производства и потребления, установленные федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • паспорта, оформленные на отходы I-IV классов опасности;
  • свидетельства об обучении лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности;
  • договоры на вывоз и утилизацию отходов производства и потребления;
  • акты выполненных работ по договорам на вывоз и утилизацию отходов;
  • талоны с полигонов ТБО, подтверждающие размещение отходов IV-V классов опасности, а также акты о сдаче отходов на переработку или утилизацию;
  • лицензии организаций на деятельность по обезвреживанию и размещению опасных отходов, с которыми заключены договоры на вывоз и утилизацию отходов I-IV классов опасности;
  • лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (в том случае, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляет обезвреживание и размещение)
  • технический отчёт о подтверждении индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом неизменности производственно процесса и используемого сырья;
  • расчеты платы за размещение отходом производства и потребления;
  • платёжные поручения об уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления.

Проверка юридического лица или индивидуального предпринимателя начинается с того, что инспектор проверяет наличие разрешительной документации, а также отчётной документации, предоставляемой в соответствии с законодательством в органы, уполномоченные на осуществление государственного экологического контроля и управления в области охраны окружающей среды, и в частности в области обращения с отходами. Также государственные инспекторы устанавливают соответствие выданной проверяемому лицу разрешительной документации в области обращения с отходами производства и потребления фактически осуществляемой деятельности.

В ходе мероприятий по контролю инспектор проверяет, соблюдаются ли юридическим лицом обязательные требования к обращению с отходами производства и потребления, установленные федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации. Если в ходе мероприятий по контролю инспектором выявлены какие-либо нарушения природоохранительного законодательства и за выявленное нарушение предусмотрена ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) или административными кодексами субъектов Российской Федерации, то в рамках возложенных на государственных инспекторов по охране природы полномочий инспектор обязан привлечь виновное юридическое или должностное лицо к административной ответственности за допущенное нарушение.

Как правило, государственными инспекторами выявляются следующие основные нарушения:

  1. Отсутствие у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют обращение с отходами производства и потребления и в результате деятельности которых образуются отходы, разработанных в установленном порядке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), что является нарушением ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». За данное нарушение предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ - административный штраф в размере от 20 до 100 тыс. руб. на юридических лиц. О порядке разработки и утверждения НООЛР подробно рассказано в разделе 8.1.
  2. Непредоставление ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в целях продления установленного лимита на размещение отходов производства и потребления. За данное нарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на юридическое лицо от 100 до 250 тыс. руб. в соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ.
  3. Отсутствие у лица, в результате деятельности которого образуются отходы I-IV классов опасности, составленных в установленном порядке паспортов на отходы - нарушение п. 2 и 3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Ответственность также предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
  4. Очень часто выявляются нарушения, связанные со сбросом отходов производства и потребления на почту, что не допускается в соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона <06 охране окружающей среды». За данное нарушение виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
  5. Некоторые юридические лица и индивидуальные предприниматели в целях экономии денежных средств на вывоз отходов и снижения платежей за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов осуществляют на территории предприятий сжигание отходов, что не допускается на территориях населённых пунктов и предприятий без специальных установок, предусмотренных правилами, утверждёнными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Ответственность за данное нарушение предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ.
  6. В некоторых случаях к деятельности по обращению с отходами I-IV классов опасности допускаются лица, не имеющие профессиональной подготовки в области обращения с отходами, подтверждённой свидетельствами (сертификатами). Ответственность за такой допуск несёт должностное лицо организации, которое может быть привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 2 до 5 тыс. руб.
  7. В том случае, если юридическое лицо осуществляет деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, на указанные виды деятельности должна быть оформлена лицензия в установленном порядке. Отсутствие у юридического лица данной лицензии является нарушением ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». За данное нарушение предусмотрена ответственность по ст. 14.1 КоАП РФ, если деятельность предприятия связана с извлечением прибыли в результате деятельности по обращению с отходами, и по ст. 19.20 КоАП РФ, если деятельность не связана с извлечением прибыли в результате обращения с отходами. Ответственность предусмотрена в виде штрафов в размерах от 40 до 50 тыс. руб. и от 10 до 20 тыс. руб. соответственно.

Невнесение в установленные сроки платежей за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления. За это нарушение предусмотрены штрафные санкции в соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ в размере от 50 до 100 тыс. руб.

Помимо требований федеральных законов, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать требования законов и подзаконных актов субъекта Российской Федерации, на территории которого ведётся хозяйственная деятельность предприятия.

Но результатам проверки государственный инспектор, проводивший проверку, обязан составить акт, в котором отражаются все выявленные нарушения. Если за нарушение предусмотрена административная ответственность, то государственный инспектор обязан привлечь к ней виновное юридическое или должностное лицо, а также выдать предписания по устранению выявленных нарушений. Проверка выполнения предписаний проводится по истечении установленных в них сроков, т. е. внепланово.

Чаще всего экологические проверки становятся для руководства предприятия неприятным сюрпризом. Однако деятельность контролирующих природоохранных органов необходима, для своевременного выявления нарушений экологического законодательства и привлечения виновных лиц к ответственности.

Соблюдение законов в сфере охраны окружающей среды, грамотное оформление экологической документации и своевременное внесение экологических платежей – три обязательных условия, выполнение которых поможет избежать штрафов, предписаний, ограничений или временного приостановления деятельности компании и других наказаний со стороны проверяющих органов.

К сожалению, в нашей стране нарушения законодательства допускают не только природопользователи, но и сами сотрудники контролирующих органов. Разберемся, кто, когда и на каком основании может проводить экологические проверки предприятия и что делать, если руководство не согласно с выводами проверяющей комиссии.

Виды экологических проверок на предприятии

Порядок проведения проверок по экологии на предприятиях определяется Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ. В соответствие с законом все экологические проверки можно разделить на две группы – плановые и внеплановые. Каждый вид имеет свои особенности:

  • Плановые проверки. Такие проверки проводятся с периодичностью, определенной действующим законодательством Российской Федерации, но не чаще одного раза в два года. Чем больший вред предприятие наносит экологии, тем чаще проводятся плановые проверки. Важно отметить, что перед проведением плановой экологической проверки, надзорные службы обязаны уведомить природ пользователя о предстоящем визите минимум за 10 дней.
  • Внеплановые проверки. Проверки, без соблюдения временных промежутков, указанных в законе, могут проводиться при наличии объективных оснований. Таковыми считаются выявленные при проведении плановых проверок нарушения и выдача предписаний об их устранении. Также внеплановые проверки могут быть мотивированы возникновением угрозы нанесения непоправимого вреда природе и здоровью человека. Однако чаще всего внеплановые проверки проводятся при поступлении обращений (жалоб) от частных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, о том, что на предприятии нарушается природоохранное законодательство.

Любая проверка может проводиться только при наличии документа, дающего соответствующее основание экологическому контролю. Таким документом считается распоряжение или приказ органа экологического контроля. В нем должны быть четко указаны цели, задачи, предмет проверки и правовые основания для ее проведения. Заверенная печатью копия распоряжения должна быть передана лицам, уполномоченным заниматься экологическими вопросами на предприятии.

Продолжительность проверки не должна превышать 1 месяца. Только в случае необходимости проведения сложных испытаний и экспертиз контролирующие органы могут получить разрешение на продление этого срока.

Правомерные и неправомерные действия проверяющих органов при проведении экологического контроля

Законные действия государственных инспекторов в рамках проведения экологических проверок строго ограничены. В ходе проверки контролирующие органы осуществляют три ключевые процедуры:

  1. Проверка наличия и состояния экологической документации, подтверждение ее соответствия требованиям правовых норм;
  2. Осмотр производственного объекта;
  3. Проведение инструментальных методов контроля влияния, оказываемого предприятием на экологическую обстановку. Если необходимы глубокие исследования, отобранные материалы направляются в специальную аккредитованную лабораторию.

Гораздо более внушительный список действий, которые недопустимы со стороны контролирующих органов в ходе проведения проверки. Госинспектор не в праве:

  • проверять любые документы, не относящиеся к компетенции конкретного проверяющего органа;
  • проводить проверки при отсутствии руководителя предприятия, индивидуального предпринимателя или их законных представителей;
  • изымать оригиналы документов;
  • проверять объекты, которые не указаны в распоряжении в качестве предмета контроля;
  • требовать предоставления продукции на анализ, без оформления соответствующего акта и в количествах превышающих установленные законом нормы;
  • распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения проверок;
  • превышать сроки, установленные как максимальные для проведения экологического контроля.

По результатам проведенной проверки, госинспектор должен составить соответствующий акт в 2 экземплярах, к которому прилагаются протоколы исследований, акты об отборе образцов, объяснения должностных лиц и другие документы, полученные в ходе проведения проверки. По выявленным нарушениям природоохранного законодательства инспектор госнадзора выдает руководителю предприятия предписание или распоряжение об их устранении.

Права юридических лиц и ИП при проведении проверки

Кроме обязанности соблюдать природоохранное законодательство, проверяемый природопользователь имеет ряд прав, нарушение которых может привести к обжалованию результатов проведенной проверки. Руководитель предприятия имеет право:

  • непосредственно присутствовать при проведении проверки и давать свои комментарии и разъяснения по сути выявленных нарушений;
  • получать всю необходимую информацию относительно порядка проведения контроля и действий госинспектора на предприятии;
  • быть ознакомленным с результатами проверки и в случае несогласия не подписать акт о результатах;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов экологического контроля в административном или судебном порядке.

Сотрудники компании «Экобезопасность» готовы профессионально представлять интересы частных предпринимателей и руководителей крупных предприятий при проведении экологических проверок. Также, при возникновении спорных ситуаций и несогласии с решением контролирующих органов, мы обжалуем их выводы в суде и добьемся соблюдения всех законных прав доверителя.