Объекты культурного наследия учет изменений в кадастре. Нюансы постановки на кадастровый учет объекта недвижимости

размер шрифта

ПРИКАЗ Росохранкультуры от 21-06-2010 100 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ПАСПОРТА ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО... Актуально в 2018 году

XI. Сведения об учете объекта культурного наследия и (или) земельных участков в границах его территории в государственном кадастре объектов недвижимости

1.1. В случае если в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об объекте культурного наследия, являющемся индивидуально-определенным зданием, строением, помещением, указывается:

"Сведения об объекте культурного наследия внесены в государственный кадастр недвижимости.".

После этой фразы указывается кадастровый номер объекта недвижимости (здания, сооружения, помещения) или государственный учетный номер, присвоенный такому объекту недвижимости органом (организацией) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (далее - инвентарный номер):

"Зданию (сооружению, помещению) присвоен кадастровый номер (инвентарный номер) 00:00:00:00".

1.2. В случае если в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об объекте культурного наследия, являющемся индивидуально-определенным земельным участком или состоящем из нескольких таких земельных участков, указывается:

"Сведения об объекте культурного наследия, являющемся земельным участком, внесены в государственный кадастр недвижимости. Земельному участку присвоен кадастровый номер 00:00:00:00." или "Сведения об объекте культурного наследия, состоящем из двух (трех, четырех и т.д.) земельных участков (смежных земельных участков), внесены в государственный кадастр недвижимости. Земельным участкам (смежным земельным участкам) присвоены кадастровые номера 00:00:00:00, 00:00:00:00 (и т.д.).".

1.3. В случае если в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об объекте культурного наследия, являющемся учтенной частью объекта недвижимости, указывается:

"В государственный кадастр недвижимости внесены сведения об объекте культурного наследия, являющемся частью здания (сооружения, помещения, земельного участка) кадастровый номер 00:00:00:00, которой присвоен учетный номер 00.".

1.4. В случае если в состав объекта культурного наследия входят несколько индивидуально-определяемых зданий, сооружений, помещений, земельных участков, сведения о всех или некоторых из которых внесены в государственный кадастр недвижимости, указывается:

"По имеющимся данным на 10 октября 2010 г. (указывается дата регистрации кадастрового плана территории, дата кадастровой справки, дата оформления паспорта или иная соответствующая дата) в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о следующих объектах недвижимости, входящих в состав объекта культурного наследия: ".

После этой фразы со следующей строки перечисляются через точку с запятой индивидуальные наименования учтенных объектов недвижимости с указанием их вида и кадастровых номеров (инвентарных номеров). В случае если учтенный объект недвижимости имеет индивидуальное наименование по данным Реестра, отличающееся от его индивидуального или обобщенного наименования в соответствии со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости, последнее наименование указывается сразу после наименования по данным Реестра в скобках. Пример записи:

"Флигель, начало XIX в. (дом), здание кадастровый номер 00:00:00:00; гостиная (комната), помещение инвентарный номер 00:00:00:00; плотина, сооружение кадастровый номер 00:00:00:00; старая аллея (лесной участок), земельный участок кадастровый номер 00:00:00:00"; городище, земельный участок кадастровый номер 00:00:00:00" и т.п.

1.5. В случае если объект культурного наследия в государственном кадастре недвижимости не учтен, указывается:

"По имеющимся данным на 10 октября 2010 г. (указывается дата регистрации кадастрового плана территории, дата кадастровой справки, дата оформления паспорта или иная соответствующая дата) сведения об объекте культурного наследия в государственный кадастр недвижимости не внесены.".

1.6. В случае отсутствия у регионального органа охраны объектов культурного наследия сведений об учете объекта культурного наследия в государственном кадастре недвижимости указывается, что региональный орган охраны объектов культурного наследия "на дату оформления паспорта не располагает сведениями о государственном кадастровом учете данного объекта культурного наследия.".

2. Сведения о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков в границах (границе) территории объекта культурного наследия указываются после сведений об учете объекта культурного наследия с новой строки следующим образом <*>.

<*> В случаях, предусмотренных подпунктом 1.2, сведения о земельном участке или земельных участках в границах (границе) территории объекта культурного наследия повторно не указываются. Заполнение раздела XI ограничивается только записью, указанной в подпункте 1.2.

2.1. В случае если границы (граница) территории объекта культурного наследия совпадают с местоположением границы земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, указывается:

"Сведения о земельном участке в границах (границе) территории объекта культурного наследия внесены в государственный кадастр недвижимости.".

После этой фразы указывается кадастровый номер соответствующего земельного участка:

"Земельному участку присвоен кадастровый номер 00:00:00:00.".

2.2. В случае если границы (граница) территории объекта культурного наследия совпадают с местоположением внешних границ смежных земельных участков или границ нескольких земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, указывается:

"Сведения о земельных участках в границах (границе) территории объекта культурного наследия внесены в государственный кадастр недвижимости. Земельным участкам (смежным земельным участкам) присвоены кадастровые номера 00:00:00:00, 00:00:00:00 (и т.д.).".

2.3. В случае если в границах (границе) территории объекта культурного наследия расположен один земельный участок или часть земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, указывается:

"В государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке кадастровый номер 00:00:00:00, расположенном в границах (границе) территории данного объекта культурного наследия." или "В государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке кадастровый номер 00:00:00:00, часть которого расположена в границах (границе) территории данного объекта культурного наследия.".

В случае если в границах (границе) территории объекта культурного наследия расположена только учтенная в государственном кадастре недвижимости часть земельного участка, указывается:

"В государственный кадастр недвижимости внесены сведения о расположенной в границах (границе) территории данного объекта культурного наследия части земельного участка кадастровый номер 00:00:00:00, которой присвоен учетный номер 00.".

2.4. В случае если в границах (границе) территории объекта культурного наследия расположены несколько земельных участков <*>, сведения о всех или некоторых из которых внесены в государственный кадастр недвижимости, указывается:

<*> В том числе указываются те земельные участки, которые расположены в границах (границе) объекта культурного наследия частично.

"По имеющимся данным на 10 октября 2010 г. (указывается дата регистрации кадастрового плана территории, дата кадастровой справки, дата оформления паспорта или иная соответствующая дата) в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о расположенных в границах (границе) территории объекта культурного наследия земельных участках, которым присвоены кадастровые номера 00:00:00:00, 00:00:00:00" (и т.д.).

2.5. В случае если земельные участки (земельный участок) в границах (границе) территории объекта культурного наследия в государственном кадастре недвижимости не учтены, указывается:

"По имеющимся данным на 10 октября 2010 г. (указывается дата регистрации кадастрового плана территории, дата кадастровой справки, дата оформления паспорта или иная соответствующая дата) сведения о земельных участках (земельном участке) в границах (границе) территории объекта культурного наследия в государственный кадастр недвижимости не внесены.".

2.6. В случае отсутствия у регионального органа охраны объектов культурного наследия сведений об учете земельных участков (земельного участка) в границах (границе) территории объекта культурного наследия в государственном кадастре недвижимости, указывается, что региональный орган охраны объектов культурного наследия "на дату оформления паспорта не располагает сведениями о государственном кадастровом учете земельных участков (земельного участка) в границах (границе) территории данного объекта культурного наследия.".

Статья 12. Организация учета объектов культурного наследия

1. Государственный учет объектов культурного наследия осуществляется путем формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия.

Государственный учет выявленных объектов культурного наследия, находящихся на территории Свердловской области, до включения их в единый государственный реестр объектов культурного наследия осуществляется путем формирования и ведения областного государственного реестра выявленных объектов культурного наследия.

(в ред. Областного закона от 14.04.2006 N 22-ОЗ)

2. Для обеспечения учета объектов культурного наследия, а также в иных целях, связанных с их государственной охраной, на объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия, в соответствии с федеральным законом должны быть установлены информационные надписи и обозначения.

(в ред. Областного закона от 14.04.2006 N 22-ОЗ)

Статья 13. Формирование и ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия

1. Единый государственный реестр объектов культурного наследия формируется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия совместно с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

(в ред. Областного закона от 21.12.2007 N 160-ОЗ)

2. В соответствии с федеральным законом единый государственный реестр объектов культурного наследия формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в единый государственный реестр объектов культурного наследия, а также посредством исключения из этого реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из указанного реестра.

(в ред. Областного закона от 14.04.2006 N 22-ОЗ)

3. Решение о включении объектов культурного наследия областного значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия принимается Правительством Свердловской области по представлению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия.

Решение о включении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия, согласованное с органами местного самоуправления, принимается Правительством Свердловской области по представлению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия.

(п. 3 в ред. Областного закона от 22.05.2007 N 49-ОЗ)

4. В соответствии с федеральным законом для принятия решения о включении объекта культурного наследия областного значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия представляет:

1) заявление о включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия;

2) заключение государственной историко-культурной экспертизы;

3) сведения о наименовании объекта;

4) сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события;

5) сведения о местонахождении объекта;

7) сведения о виде объекта;

8) описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия и подлежащих обязательному сохранению;

9) описание границ территории объекта;

10) фотографическое изображение объекта;

11) сведения о собственнике объекта культурного наследия и пользователе объекта культурного наследия;

12) сведения о собственнике земельного участка и пользователе земельным участком.

Документы, указанные в части первой настоящего пункта, представляются по каждому выявленному объекту культурного наследия областного значения и объекту культурного наследия местного (муниципального) значения в срок не позднее трех месяцев со дня поступления соответствующих документов в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия.

5. Решение об изменении категории историко-культурного значения объектов культурного наследия областного значения принимается Правительством Свердловской области по представлению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы в случае несоответствия объекта культурного наследия требованиям, предъявляемым к объектам культурного наследия областного значения.

Объект культурного наследия, признанный не отвечающим требованиям, предъявляемым к объектам культурного наследия областного значения, учитывается в едином государственном реестре объектов культурного наследия как объект культурного наследия местного (муниципального) значения с согласия органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится данный объект культурного наследия.

6. Правительство Свердловской области вправе принять решение об отнесении объекта культурного наследия местного (муниципального) значения к объектам культурного наследия областного значения по представлению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия с согласия органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится данный объект культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы о наличии у объекта культурного наследия признаков объекта культурного наследия областного значения.

7. Исключение объектов культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия в соответствии с федеральным законом осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации:

1) в отношении объекта культурного наследия областного значения - по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения Правительства Свердловской области;

2) в отношении объекта культурного наследия местного (муниципального) значения - по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения Правительства Свердловской области, согласованного с органом местного самоуправления.

Исключение объектов культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия в соответствии с федеральным законом осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.

(п. 7 в ред. Областного закона от 22.05.2007 N 49-ОЗ)

8. Ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия в соответствии с федеральным законом включает в себя присвоение регистрационного номера объекту культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия, мониторинг данных об объектах культурного наследия, внесенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия при регистрации в нем объектов, документационное обеспечение единого государственного реестра объектов культурного наследия и возлагается на федеральный орган охраны объектов культурного наследия.

(п. 8 в ред. Областного закона от 21.12.2007 N 160-ОЗ)

Статья 14. Формирование и ведение областного государственного реестра выявленных объектов культурного наследия

1. Областной государственный реестр выявленных объектов культурного наследия формируется и ведется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия.

2. Областной государственный реестр выявленных объектов культурного наследия формируется посредством включения в него соответствующих объектов, а также посредством исключения из областного государственного реестра выявленных объектов культурного наследия объектов, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия, и объектов, в отношении которых было принято решение об исключении из указанного реестра.

3. Решение о включении объекта в областной государственный реестр выявленных объектов культурного наследия принимает уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия.

Решение о включении выявленного объекта в областной государственный реестр выявленных объектов культурного наследия должно быть принято в срок не позднее одного месяца со дня поступления в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия заключения государственной историко-культурной экспертизы о включении соответствующего объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия как объекта культурного наследия.

4. Областной государственный реестр выявленных объектов культурного наследия должен содержать:

1) сведения о наименовании объекта;

2) сведения о назначении и проведении государственной историко-культурной экспертизы объекта;

3) сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события;

4) сведения о местонахождении объекта;

5) сведения о виде объекта;

6) описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в областной государственный реестр выявленных объектов культурного наследия;

7) фотографическое изображение объекта;

8) сведения о собственнике объекта, а также о пользователях объекта, если таковые имеются.

В областной государственный реестр выявленных объектов культурного наследия могут быть включены иные сведения, предусмотренные Правительством Свердловской области.

5. Выявленный объект культурного наследия исключается из областного государственного реестра выявленных объектов культурного наследия в случаях:

1) включения объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия;

2) отказа включить объект в единый государственный реестр объектов культурного наследия в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством.

6. Ведение областного государственного реестра выявленных объектов культурного наследия включает в себя присвоение регистрационного номера выявленному объекту культурного наследия, мониторинг данных о выявленных объектах культурного наследия и документационное обеспечение.

7. Порядок формирования и ведения областного государственного реестра выявленных объектов культурного наследия устанавливается Правительством Свердловской области на основании федерального закона и настоящего Закона Свердловской области.

Статья 15. Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия

(в ред. Областного закона от 14.04.2006 N 22-ОЗ)

1. На объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия, в соответствии с федеральным законом должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия в соответствии с федеральным законом возлагается на собственников объектов.

Информационные надписи на объектах культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законом выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации.

2. Установка информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия федерального значения в соответствии с федеральным законом осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия устанавливает информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия федерального значения, находящихся в областной государственной собственности, по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия и вправе осуществлять установку информационных надписей и обозначений на иных объектах культурного наследия федерального значения по согласованию с этим федеральным органом.

3. Установка информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия областного значения осуществляется в порядке, утвержденном Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом.

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия осуществляет установку информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия областного значения, находящихся в областной государственной собственности, и организует установку информационных надписей и обозначений на иных объектах культурного наследия областного значения.

Информационная надпись, устанавливаемая на объекте культурного наследия областного значения, должна включать:

1) сведения о наименовании объекта культурного наследия;

2) сведения о виде и категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;

3) сведения о времени возникновения или дате создания объекта культурного наследия, дате основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события;

4) регистрационный номер объекта культурного наследия;

5) указание на то, что объект культурного наследия охраняется государством;

6) иные сведения, предусмотренные уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия.

Информационное обозначение, устанавливаемое на объектах культурного наследия областного значения, должно содержать предупреждение о том, что объект культурного наследия охраняется государством, и иные сведения, предусмотренные уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия.

Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия областного значения должны быть установлены в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения о включении соответствующих объектов в единый государственный реестр объектов культурного наследия.

В случае повреждения или утраты информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия областного значения уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия организует их восстановление или замену в срок не более трех месяцев со дня обнаружения факта повреждения или утраты.

4. По решению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия на выявленных объектах культурного наследия могут устанавливаться обозначения, содержащие предупреждение о том, что данный объект охраняется государством.

5. Установка информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия местного (муниципального) значения в соответствии с федеральным законом осуществляется в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия осуществляет установку информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия местного (муниципального) значения, находящихся в областной государственной собственности.

6. На территории Свердловской области должно обеспечиваться единство информационных надписей и информационных обозначений, устанавливаемых на объектах культурного наследия.

За последнюю пару лет система кадастровой деятельности в РФ претерпела ряд изменений. Внести данные о квартире или земельном участке в Единый реестр стало проще, удобнее и быстрее.

Что это значит?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Кадастровый учет (КУ) - это внесение информации об объекте недвижимости (ОН) в Единый государственный реестр.

Необходимость процедуры постановки обусловлена тем, что:

  • без нее невозможно последующее оформление прав гражданина на недвижимость;
  • с помощью Единого реестра государство контролирует объекты и землю на территории страны, планирует градостроительные и землеустроительные работы;
  • данные нужны для определения размера налогов.

Нормативная база

Нормативную основу ведения учета в России составляют ФЗ № 221 от 24.07.2007 г. и ФЗ № 218 от 03.07.2015 г.

Последний принес изменения в КУ.

Так, постановка на кадастровый учет объекта недвижимости теперь связана с госрегистрацией прав собственности на этот ОН. Вместо ГКН данные об объекте фиксируются в Едином госреестре недвижимости, а вместо кадастрового паспорта выдаются выписки из ЕГРН.

Определения и особенности отдельных объектов недвижимости, подлежащих КУ, содержат Гражданский, Земельный и Градостроительный кодексы РФ.

Какое имущество подлежит постановке?

Открытый список ОН, которые нужно ставить на КУ, содержит п. 7 ст. 1 ФЗ № 218.

По общему правилу, учитывается недвижимость, неразрывно связанная с землей: ее невозможно перенести без потери или изменения функционального назначения.

Так, для строений основной признак подлежащего КУ объекта - наличие фундамента. Если сарай нужно учитывать, то теплицу, торговую палатку, дачный туалет - нет.

Земельный участок (в т. ч. дачный, лесной, в водоохранной зоне)

Участок выделяется из государственных или муниципальных земель и ставится на кадастровый учет на основании межевого плана и правоустанавливающих документов (договора купли, ренты, дарения).

Если ЗУ граничит с соседними участками, уже учтенными, необходимо оформить акт согласия на проведение границ. Участок выделяется из другого ЗУ и ставится на КУ, если есть обременение: залог, рента и т. д. Его площадь должна быть не меньше, чем предусмотрено в ЗК РФ и градостроительных актах.

Земля в особых зонах (водоохранных, природоохранных и т. д.) ставится на КУ органами власти и вносится в ЕГРН как муниципальная/государственная.

Жилой дом, в т. ч. многоквартирный

Жилой дом ставится на КУ на основании технического плана.

В новостройке можно учесть здание в целом одновременно с отдельными помещениями (квартирами) в ней. С другими «групповыми» ОН, например гаражным блоком, это сделать не получится.

Жилой дом, находящийся в долевой собственности, ставится на КУ только при волеизъявлении всех владельцев недвижимости.

Квартиры, комнаты и жилые помещения

Ставятся на учет, если помещение или его часть обладает двумя признаками: изолированностью и обособленностью. Необходим технический план.

Дачные (садовые) домики и строения (летние кухни, бани, сараи)

Дачный дом ставится на учет после подготовки технического плана и декларации об ОН как «индивидуальный жилой дом».

Иные садовые строения учитываются, если они относятся к объектам капитального строительства - например, если баня имеет фундамент.

Летние кухни, гаражи-ракушки обычно не считаются ОКС. Для КУ кадастровый инженер должен подготовить акт осмотра.

Нежилые помещения, здания и их части

Ставятся на учет как нежилые здания.

В случае хозяйственных вспомогательных построек, на которые не нужно разрешение, КУ будет проходить на основе технического плана или акта осмотра, сформированного по декларации об ОН.

Вспомогательные сооружения (сарай, хозблок, хозпостройки, скважины, водонапорная башня, водопроводная сеть)

Ставятся на КУ, если относятся к объектам капитального строительства.

Это может определить кадастровый инженер, он и готовит акт осмотра/техплан для Росреестра.

Скважина учитывается, если ее глубина составляет более 50–100 м, то есть доходит до низколежащих слоев воды.

Гаражи, гаражные боксы, кооперативы и машиноместа

Гараж в блоке учитывается как помещение, стоящий по отдельности - как строение. Необходим технический план, а на землю под ним - межевой и правоустанавливающие документы.

Машиноместа подлежат КУ с 2020 г. Они неразрывно связаны со зданием, в котором выделяются.

Застройщик ставит на КУ весь участок под стоянку в целом. Затем каждый жилец на основании договора купли учитывает и регистрирует права на свое машиноместо по отдельности.

Иное имущество

С 2020 г. в ГК появились положения о новых ОН, которые необходимо ставить на учет.

Единый недвижимый комплекс включает здания, сооружения, линейные объекты, стоящие на одном земельном участке, прочно связанные друг с другом технологически или физически (ст. 133.1 ГК РФ).

Имущественный комплекс - предприятие вместе со всем, что используется в коммерческой деятельности: землей, зданиями, сооружениями, инвентарем, правами и обязанностями и т. д. (ст. 132 ГК РФ).

Что еще нужно ставить на КУ:

  • Газопровод. Учитывается как ОН (линейный) только после введения в эксплуатацию в качестве единого неделимого объекта, даже если он проходит по территории разных муниципальных образований (судебная практика по последнему утверждению спорна). Для КУ необходим также межевой план и правоустанавливающие документы на землю под ним.
  • Мост. Относится к линейным объектам. Ставится на КУ на основании техплана после ввода в эксплуатацию (нужен акт об этом).
  • Муниципальная автомобильная дорога. Ставится на КУ согласно техплану. Необходим акт и разрешение на ввод в эксплуатацию, иначе Росреестр не будет рассматривать ее как ОН.
  • Придомовая территория. Постановка на КУ земли под домом, в том числе придомовой территории, - это обязанность застройщика. Выделение доли и ее учет одним из жильцов недопустимо.
  • Трансформаторные подстанции. Ставятся на КУ как сооружение (если ТП - это металлическая будка) или как здание (если стены ТП кирпичные). Нужен техплан, разрешение на ввод в эксплуатацию, межевой план земли и правоустанавливающие документы на нее.
  • Гражданское кладбище. Ставится на ЗУ как земельный участок или как сооружение (комплекс из других объектов - дорог, будок, площадок, ЛЭП). Уточнять необходимо в Росреестре. В первом случае нужен межевой, во втором - технический план.
  • Объект незавершенного строительства. Можно поставить на КУ, если степень достроенности позволяет с уверенностью сказать, что это самостоятельный ОН, отделенный от других зданий или помещений (обзор судебной практики ВС от 30.11.2016 г.).
  • Разрушенные здания и сооружения необходимо поставить на учет на основании техплана, если планируются ремонтные работы и дальнейшая эксплуатация объекта.
  • Памятники. Ставятся на учет, только если они занесены в Единый госреестр объектов культурного наследия.
  • Заборы и ограждения. Могут быть классифицированы как ОН («вспомогательное сооружение»), только если они имеют признаки объекта недвижимости, например прочную связь с землей. В большинстве случаев заборы и мощения расцениваются как элементы благоустройства и не учитываются в ЕРГН.

Основания

Основаниями для постановки на КУ объекта без параллельной регистрации прав на него считаются:

  • изменение характеристик недвижимости;
  • ликвидация объекта, если он не был учтен;
  • образование новых ОН после проведения комплексных кадастровых работ;
  • объект - многоквартирный дом, машиноместа в нем, квартиры;
  • образование земельного участка из государственной, муниципальной собственности или путем изъятия ЗУ у владельца.

В остальных случаях недвижимость учитывается одновременно с регистрацией прав собственности.

Где узнать, оформлена ли недвижимость?

Перед началом процедуры кадастрового учета следует убедиться, что сведений о нем еще нет в ЕГРН.

Существует несколько способов узнать, поставлен ли дом, участок или квартира на КУ:

  • Лично путем запроса в Росреестр или МФЦ. Для этого нужен паспорт заявителя, адрес недвижимости. Ответ придет через несколько дней.
  • С помощью кадастрового инженера или частных посредников. В этом случае процедура проверки займет не более суток.
  • Самостоятельно на публичных кадастровых картах. Минус этого способа - редкое обновление карт, неполнота информации.

Постановка на кадастровый учет объекта недвижимости в 2020 году

Порядок, сроки, основания постановки ОН на кадастровый учет рассмотрены в гл. 3 ФЗ № 218.

С 2020 г. обязанность вести КУ возложена на Федеральную службу госрегистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Кто может это сделать?

Обратиться в Росреестр с ходатайством о первоначальной постановке недвижимости на учет могут:

  • владелец ОН или земельного участка, на котором стоит объект;
  • лицо, которому выделен ЗУ для строительства по гражданскому договору;
  • орган федеральной или региональной власти, Госкорпорация «Росатом»;
  • кадастровый инженер (часто, помимо договора, требуется доверенность на него);
  • юридическое или частное лицо, в пользу которого установлено обременение объекта.

Куда обращаться?

Собранные документы нужно подать:

  • лично или заказным письмом в отделение Росреестра или МФЦ (список уполномоченных центров указан на сайте службы). С 2020 г. отменяется территориальная привязка к месторасположению объекта;
  • через сайты госуслуг или Росреестра.

Правила, порядок и пошаговая инструкция

Собрав документы, необходимо обратиться в территориальный отдел Росреестра или МФЦ в приемные дни.

Приняв заявление, сотрудник должен выдать гражданину расписку и указать срок и дату постановки. При подаче онлайн-заявки эта информация поступает на e-mail.

Процедуру постановки можно отслеживать с помощью электронного сервиса на сайте Росреестра.

Для этого необходим регистрационный номер запроса. Он придет заявителю на e-mail после проверки возможности учета ОН.

Документы

Постановка объекта на кадастровый учет происходит на основании заявления гражданина и пакета сопутствующих документов.

Для каждого ОН существуют свои нюансы при сборе необходимых бумаг.

Общими для всех случаев являются следующие:

  • заявление, заполненное без помарок и исправлений согласно прилагающимся документам;
  • паспорт гражданина или его представителя с доверенностью;
  • оригинал правоподтверждающего документа (договор купли, ренты, дарения, справка о вступлении в наследство);
  • технический или межевой план, план-карта, или акт обследования ОН (электронным документом, заверенным цифровой подписью кадастрового инженера);
  • справка о категории и целевом назначении земель.

Бланк заявления о постановке объекта недвижимости на КУ можно скачать здесь:

Образец заполнения данного документа:

Технический, межевой планы и акты готовятся кадастровым инженером - представителем юрлица или ИП, имеющим лицензию и допуск СРО.

Перечень специалистов, обладающих нужной квалификацией, опубликован на сайте Росреестра.

Сроки

По регламенту, срок постановки на учет должен занимать не более 5 дней (20, если параллельно проводится госрегистрация).

При подаче документов через МФЦ или письмом время увеличивается на 2 суток.

Сколько стоит процедура?

Потратиться придется на услуги кадастрового инженера.

Сколько стоит в среднем подготовка плана в Москве в зависимости от сложности случая и типа недвижимости:

  • для квартиры начинается от 7–10 тыс. руб.;
  • для отдельного строения или жилого дома - от 25 тыс. руб.;
  • для промышленного здания - от 50 тыс. руб.

Госпошлина и налоги

Госпошлина за постановку объекта недвижимости на учет не взимается. Если КУ проходит параллельно с регистрацией прав собственности, граждане облагаются сбором согласно ст. 333.33 НК РФ.

Получение документов

По итогам процедуры заявитель получает выписку из ЕГРН. В ней содержатся:

  • полное описание (площадь, назначение, категория, точный адрес и иные характеристики);
  • собственник(и);
  • действующие обременения и ограничения прав;
  • кадастровая стоимость и т. д.

Что дальше?

Выписка из ЕГРН - основа для оформления прав собственности на недвижимость, если эта процедура не была проведена вместе с постановкой на учет.

Свидетельство выдает также Росреестр. Уведомлять ФНС не нужно: это сделает регистратор по межведомственным каналам.

Возможные причины отказа и приостановления

Росреестр приостанавливает постановку на учет, если:

  • заявитель подал неполный комплект документов или в бумагах содержатся ошибки, помарки, исправления;
  • участок не подлежит КУ (находится в заповедниках, на землях специального и стратегического назначения);
  • право заявителя на постановку на учет спорно;
  • гражданин не предоставил экспертам Росреестра доступ к объекту недвижимости;
  • неправильно проведено межевание и др. (всего 51 основание, см. ст. 26 ФЗ № 218).

На устранение ошибок отводится ограниченное время (до 3 месяцев). Если гражданин не успевает это сделать, ему отказывают в постановке.

Как решить вопрос через суд?

Незаконный отказ можно оспорить в апелляционной комиссии Росреестра или через суд. При этом первое должно обязательно предшествовать второму.

На подачу жалобы в комиссию у заявителя есть 30 дней.

Срок подачи иска - 3 месяца с решения апелляционной комиссии. К иску необходимо приложить документы, которые собирались в процессе постановки на КУ, а также мотивированное письмо об отказе.

Как составить и куда направить иск?

Описательная, мотивировочная и просительная части иска составляются по плану:

  • с чем обращался гражданин в кадастровую палату (фактические обстоятельства дела);
  • когда и почему был получен отказ (мотивировка Росреестра);
  • почему решение госрегистратора незаконно;
  • просьба отменить решение Росреестра, поставить на КУ.

К иску необходимо приложить документы, которые собирались в процессе постановки на КУ, а также мотивированное письмо об отказе.

Обратиться в суд может как сам гражданин, так и кадастровый инженер от его имени. При этом если последний действует как ИП или представитель юрлица, иск нужно подать в арбитражный суд, если как частник - в суд общей юрисдикции.

Отделение выбирается по месту прописки заявителя, нахождения ОН или органа Росреестра, который отказал в учете.

Часто задаваемые вопросы

Можно ли поставить на учет землю без межевания?

В 2020 г. такая практика существовала: в ГКН отмечалось, что ЗУ не имеет четких границ.

В 2020 г. для постановки земли на учет обязателен межевой план, содержащий информацию о площади, границах, опорных точках участка. То есть без межевания не обойтись.

С 2020 г. земельный участок, на котором не проводилось межевание, нельзя будет продать, поменять, передать в наследство, даже если у хозяина на руках уже есть оформленные ранее правоустанавливающие документы.

Как оформить самовольную постройку?

16.01.2015 02:00

22.01.2015 вступает в силу Федеральный закон от 22.10.2014 № 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон № 315-ФЗ).
Продолжаем анализировать новеллы данного закона, в том числе изменения, внесенные в профильные законы в сфере кадастрового учета, землеустройства и регистрации прав (ограничений и обременений прав) на объекты недвижимости (перечень принятых сокращений 1).
Первую часть нашего обзора мы закончили тем, что в настоящее время сложилась ситуация, когда закон принятый из лучших побуждений (призванный повысить как уровень, так и качество охраны объектов культурного наследия) в результате полностью заблокировал возможность внесения в ГКН как сведений о зонах охраны объектов культурного наследия, так и сведений о территориях объектов культурного наследия (понятие о которых и введено новым законом)."
Чем же обоснован такой категоричный вывод?
Единственным и в то же время действенным способом комплексной защиты ОКН на определенной территории (с использованием механизмов учетных систем Росреестра) на данный момент является установление охранной зоны и надлежащее внесение сведений о соответствующей зоне охраны объектов культурного наследия в ГКН.
После этого, учетно-регистрационные действия в отношении объектов, находящихся в границах этой зоны осуществляются Росреестром и ФГБУ "ФКП Росреестра" (и его филиалами) 2 с учетом запретов (ограничений, обременений) установленных для этой зоны уполномоченным органом в области охраны ОКН.
При этом зона охраны ОКН в силу статьи 1 Закона о землеустройстве относится к объектам землеустройства и для ее надлежащего формирования и последующего внесения в ГКН необходимо:

  • выполнить комплекс землеустроительных работ (в том числе собрав предварительно необходимые документы);
  • оформить карту (план) объекта землеустройства 3, в том числе в формате электронного документа (используя утвержденную Росреестром XML-схему);
  • сформировать землеустроительное дело;
  • передать один экземпляр землеустроительного дела на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства (статья 24 Закона о землеустройстве), то есть в территориальное управление Росреестра (ТУ Росреестра);
  • разработать проект зоны охраны ОКН в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ 4 и провести его историко-культурную экспертизу;
  • уполномоченный орган власти должен утвердить границы зоны охраны ОКН и сведения о наличии зон охраны ОКН в установленном порядке внести в ЕГР ОКН;
  • после внесения сведений о наличии зон охраны ОКН, уполномоченный орган в установленном порядке 5 представляет эти сведения в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ от 03.02.2014 № 71 уполномоченный орган направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах. Пункт 17 этого постановления также устанавливает, что к этому документу в обязательном порядке должна быть оформленная надлежащим образом карта (план) объекта землеустройства (с отметкой о ее передаче в составе землеустроительного дела в ТУ Росреестра) 6 .
Кроме того, в силу части 6 статьи 15 Закона о кадастре карта (план) объекта землеустройства направляется в орган кадастрового учета исключительно в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной подписью подготовившего ее лица 7 .

Таким образом очевидно, насколько трудоемким и длительным по времени является процесс внесения в ГКН сведений о зоне охраны ОКН.
Минкультуры России уже неоднократно инициировало обсуждение вопроса об упрощении этой процедуры, но до последнего времени их попытки не увенчались успехом.

В итоге ситуация в корне поменяется с 22.01.2014 с вступлением в силу Закона № 315-ФЗ , статья 7 которого вносит изменения в абзац 3 статьи 1 Закона о землеустройстве, так как зоны охраны ОКН из числа объектов землеустройства исключаются : после слов "использования территорий," дополнить словами "за исключением зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,".
Этой, на первый взгляд незначительной поправкой, Закон № 315-ФЗ полностью заблокировал возможность внесения в ГКН сведений о зонах охраны ОКН , так как в силу требований Закона они могут быть внесены только при условии сопровождения сведений о зона картой (планом) объекта землеустройства, а поскольку зона охраны ОКН теперь к числу этих объектов не относится, то и карта (план) в отношении нее не составляется.

Но, казалось бы не все еще потеряно, так как в дополнение к механизму установления зон охраны ОКН законодателем вводится понятие: "территория объекта культурного наследия" , которая согласно новой редакции Закона об ОКН следующим образом:
"Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей".
При этом теперь в законе не только дается определение этому явлению, но и четко регламентируется вопрос о границах территории ОКН, которые могут не совпадать с границами существующих земельных участков, кроме того, в границах территории могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет (ГКУ).
Границы территории объекта культурного наследия определяются соответствующим проектом на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.
Проект границ территории ОКН оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ), а требования к его составлению устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Сведения о границах территории ОКН, подлежащие включению в акты соответствующих органов о включении ОКН в единый государственный реестр ОКН, должны содержать:

  • текстовое и графическое описания местоположения границ территории ОКН;
  • перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости.

Сведения о границах территории объекта культурного наследия , об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, учитываются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном кадастре недвижимости .

Казалось бы все логично, однако если проанализировать эти нормы во взаимосвязи с изменениями, которые вносятся в Закон о кадастре, то возникает ряд вопросов.
Так, статья 14 Закона № 315-ФЗ предусматривает следующие изменения Закона о кадастре:

  • уточнение понятия ГКН , путем дополнения его сведениями о территориях ОКН (понятие ГКН дополняется информацией об этой территории через запятую, тем самым отделяя подобные территории от территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий );
  • изложение в новой редакции статьи 10 Закона о кадастре (в том числе о составе сведений ГКН о территориях ОКН) и части 2 статьи 15 Закона о кадастре (об обязанности органов охраны объектов культурного наследия направлять в орган учета документы, необходимые для внесения в ГКН).
  • При этом пункт 4 части 2 статьи 15 Закона о кадас тре в новой редакции гласит , что сведения о территории ОКН направляются в орган кадастрового учета в объеме сведений, предусмотренных статьей 10 Закона о кадастре .

Однако ни в данных статьях Закона о кадастре, ни в подзаконных актах, регламентирующих порядок информационного взаимодействия органов власти 5 , не закреплен перечень и содержание документов, на основании которых сведения о территории ОКН должны включаться в ГКН, и следовательно в природе нет требований к заполнению подобных документоы, и тем более XML-схем для их формирования в формате электронного документа.
Однако в постановление Правительства РФ от 03.02.2014 № 71 (в соответствии с которым в силу части 4 статьи 15 Закона о кадастре должен быть установлен перечень и содержание документов, направляемых органами власти и органами местного самоуправления в орган кадастрового учета) никаких поправок, до настоящего времени не внесено.
Использовать для этих зелей землеустроительные документы, в том числе карту (план), нельзя, так как исходя из нормативных предписаний Закона об ОКН, Закона о кадастре и Закона о землеустройстве территория ОКН однозначно не относится к объектам землеустройства.

Подведем итоги:

  • проверенный и действующий механизм использования для защиты ОКН зон охраны объектов культурного наследия будет заблокирован с 22.01.2015 , так как эти зоны с 22.01.2015 перестают быть объектами землеустройства, а следовательно разработанные для таких объектов формы документов и соответствующие нормативные положения, регламентирующие порядок их внесения в ГКН, в отношении зон охраны ОКН использовать будет нельзя;
  • новый механизм для защиты объектов культурного наследия (в части закрепления территории ОКН) на данном этапе задействовать нельзя, так как не закреплены перечень и содержание документов, на основании которых сведения о территориях ОКН и их границах должны вноситься в ГКН (в том числе необходимые XML-схемы).

1 - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (Закон о кадастре);
- Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Закон о регистрации прав);
- Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (Закон о землеустройстве);
- Государственный кадастр недвижимости (ГКН);
- Единый государственный реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП);
- Объект культурного наследия (ОКН);
- Единый государственный реестра объектов культурного наследия (ЕГР ОКН);
- Система межведомтсвенного электронного взаимодействия (СМЭВ)
2 В настоящее время ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями органа кадастрового учета, в том числе в части внесения сведений о зонах ОКН в ГКН
3 Требования к подготовке карты (плана) объекта землеустройства установлены постановлением Правительства РФ от 30.09.2009 № 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению"
4 Постановление Правительства РФ от 26.04.2008 № 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследния (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации"
5 Постановление Правительства РФ от 03.02.2014 N 71 "Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме" (Постановление № 71)
6 Это же требование об обязательном приложении карты (плана) объекта землеустройства содержится в части 5 статьи 15 Закона о кадастре
7 Эта же часть статьи 15 Закона о кадастре устанавливает, что уполномоченный орган государственной власти должен направить в орган кадастрового учета все необходимые документы в течение 6 месяцев со дня принятия решения об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий (зоны охраны ОКН)


Если муниципальное образование не приняло к учету обелиски воинам, ждите предписания от прокуратуры. Ведь по закону администрация должна вести учет памятных мест и содержать их в надлежащем состоянии.

Учет памятных мест

Прокуратура заставляет администрации принимать в казну муниципального образования братские могилы и памятники погибшим воинам, порой даже через суд. Это связано с тем, что по закону местные власти обязаны содержать такие объекты и реставрировать их (ст. 11 Закона РФ № 4292-1).

  • Важная статья:

Причем воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, которые пришли в негодность, администрации также обязаны восстановить за счет местного бюджета (ст. 7 Закона РФ № 4292-1).

Пример 1:

Прокуратура района провела проверку исполнения органами местного самоуправления Семилукского сельского поселения законодательства об увековечении памяти погибших при защите Отечества.

Выяснилось, что в селе Семилуки расположено воинское захоронение, которое включает братскую могилу, скульптуру из гипса, обелиск с установленной на нем плитой из металла с фамилиями воинов, погибших в годы войны. Однако какая-либо техническая документация в отношении воинского захоронения отсутствует, кадастровый учет военно-мемориального объекта не проводился, право собственности в отношении данного объекта не оформлено.

Прокурор вынес представление, в котором сообщил, что администрации необходимо оформить техническую документацию в отношении воинского захоронения.

Однако чиновники не выполнили это требование. Прокурор обратился в суд, который обязал администрацию в течение 6 месяцев поставить на государственный кадастровый учет военно-мемориальный объект (решение Семилукского районного суда от 17 июня 2015 г. по делу № 2-822/2015).

Внесите объект в реестр

Учет памятных мест начинается с внесения их в реестр. Отдельные захоронения, в том числе военные, относятся к объектам культурного наследия. Поэтому требования прокуратуры поставить на учет бесхозяйные объекты культурного наследия корректны, если при этом не упомянут бюджетный учет.

Обычно объекты, которые выявила прокуратура, не учтены в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Поэтому, прежде чем решать вопросы бухгалтерского учета, необходимо подать в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, указанного прокуратурой, в реестр.

Вместе с заявлением подают:

  • материалы и сведения о местонахождении объекта, которые содержат адрес объекта или, при его отсутствии, описание местоположения объекта;
  • информацию об историко-культурной ценности объекта;
  • фотографии объекта;
  • другие сведения об объекте, если они есть.

Составьте паспорт захоронения

На каждое воинское захоронение устанавливают мемориальный знак и составляют паспорт (ст. 5 Закона № 4292-1). Паспорт составляет администрация совместно с военкоматом (см. образец). В паспорте указывают:

  • наименование, местонахождение, дату возникновения, категорию объекта;
  • сведения об учете объекта культурного наследия и земельных участков в границах его территории в государственном кадастре объектов недвижимости;
  • описание предмета охраны;
  • графическое отображение границ территории объекта культурного наследия и т. д.

Образец. Паспорт воинского захоронения

Зарегистрируйте бесхозяйную недвижимость

После того как составили паспорт, объект необходимо зарегистрировать как бесхозяйную недвижимость. Правила учета бесхозяйных вещей и приобретения их в собственность закреплены в гражданском законодательстве. Органы местного самоуправления могут сами принимать нормативные правовые акты, которые будут действовать наряду с федеральным законодательством. Акты муниципалитетов регулируют порядок организации работы администраций с бесхозяйным имуществом на территории муниципального образования.

Чтобы зарегистрировать бесхозяйное захоронение, орган местного самоуправления подает соответствующее заявление в Росреестр. Если в течение года со дня постановки бесхозяйного имущества на учет никто не заявит о своих правах на него, орган управления муниципальным имуществом может обратиться в суд. На основании решения суда Росреестр зарегистрирует право муниципальной собственности на бесхозяйное имущество и отразит это в ЕГРН. Запись о снятии объекта с учета вносится в ЕГРН одновременно с записью о государственной регистрации права собственности.

Учет памятных мест на балансе

Учитывают бесхозяйное имущество на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» до признания права муниципальной собственности на него. А после объект отражают на счете 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны». Рассмотрим учет на примере.

Пример 2:

Суд удовлетворил иск районного прокурора к городской администрации и департаменту муниципального имущества о принятии мер к постановке на учет объекта культурного наследия – воинского захоронения.

На объект установили новый обелиск, изготовили паспорт и поставили объект на учет по оценочной стоимости – 1 млн руб.

ДЕБЕТ 01
– 1 млн руб. – принят к забалансовому учету бесхозяйный объект до момента признания судом права муниципальной собственности на этот объект.

По истечении года суд вынес решение об обращении объекта в собственность органа местного самоуправления. Бухгалтер департамента муниципального имущества отразил в учете:

КРЕДИТ 01
– 1 млн руб. – списан объект с забалансового учета;

ДЕБЕТ 1 108 51 310
КРЕДИТ 1 401 10 180

– 1 млн руб. – принят объект в состав казны по уточненной оценке.

Здание находилось в составе имущества казны в течение шести месяцев. Затем орган местного самоуправления передал этот объект в оперативное управление департаменту культуры:

ДЕБЕТ 1 401 20 241
КРЕДИТ 1 108 51 410

– передано воинское захоронение с обелиском на баланс департамента культуры муниципального образования.

По материалам журнала