Заставить собственника убирать прилегающую территорию может только федеральный закон либо договор. Кто должен убирать придомовую территорию частного дома Уборка территории возле дома

Так называемые «мусорные войны» между муниципалитетом, управляющими компаниями, коммерческими организациями и жителями частного сектора существуют в течение года, но особенно они обостряются по весне, когда тает снег и на его месте «вырастают» далеко не подснежники.

Бесспорно, за нашим городом постоянно ухаживают. Сотрудники коммунальных служб ежедневно следят за чистотой улиц и общегородских территорий. Но, несмотря на их старания, проблема отходов все же существует, как говорится, бытовой мусор вездесущ и нескончаем. Итак, кто и какие территории должен убирать и кто за чей мусор отвечает – разберем в статье.

Дворы

Напомним, по закону двор и придомовая территория вокруг многоквартирного дома являются общим имуществом проживающих в нем людей и владельцев торговых нежилых помещений и складов, находящихся там. Его площадь четко определена в документах кадастрового учета. Там же описаны все находящиеся на территории объекты.

Поэтому уборку, расчистку, озеленение и благоустройство, сбор и вывоз отходов должна производить управляющая организация, под контролем которой находится этот дом. Естественно, эти услуги не бесплатные и горожане за них должны платить. Данный вид работ закладывается в квитанции на оплату ЖКУ в графе «текущее содержание жилья».

Подробный перечень всего сервиса, который хозяйствующая организация должна предоставлять жильцам многоквартирного дома, содержится в договоре управления. Что касается информации о расчетной стоимости услуг и периодичности их оказания, она приводится в приложениях к соглашению. Собственникам квартир следует знать, что перечень работ в договоре составляется на основании законодательных правил и норм, а не по усмотрению управляющих компаний.

Таким образом, придомовая территория является, в равной доле, имуществом всех жильцов, а уборка и содержание оплачиваются из их кармана. Около десяти лет назад в Жилищный кодекс Российской Федерации были внесены поправки. Согласно им, каждый собственник не только должен аккуратно относиться к общей собственности и соблюдать правила эксплуатации, как раньше, но и отчислять деньги на ее содержание в размере, зависящем от размера занимаемого помещения в отношении к общей площади многоквартирного дома.

К слову, способ организации процесса по уборке придомовой территории выбирает общее собрание всех собственников многоквартирного дома, а затем сообщает о своем решении управляющей компании и предоставляет ее руководителю копию заверенного документа.

Жалуйтесь!

Если хозяйствующая организация не соблюдает условия договора, владельцы квартир имеют полное право обратиться за перерасчетом платежей за тот период, когда сервис отсутствовал либо осуществлялся некачественно или не в полном объеме, ведь горожане платят деньги за данные работы, поэтому и вправе потребовать их качественного выполнения.

Если жильцы не располагают копией подписанного соглашения об обслуживании, то они могут обратиться к управляющей компании с требованием предоставить экземпляр документа.

Если уборка выполняется несвоевременно, жители могут обратиться (желательно написать заявление) в УК и потребовать устранения нарушений. В случае, если управляющая компания претензии проигнорирует, следует обратиться в жилищный контроль в департаменте ЖКХ, государственную жилищную инспекцию для проведения проверки или же, на крайний случай, в прокуратуру города Магадана (обращение в эту структуру не останется незамеченным ни для ЖКХ, ни для управляющих компаний, ни для кого-либо еще).

Контейнерные площадки

Ни для кого не секрет, что не все дворы оснащены мусорными контейнерами с крышками, поэтому картинами как бездомные собаки треплют пакеты с остатками пищи, тем же заняты и чайки, а вокруг баков шныряют крысы, никого уже не удивить. В данной ситуации вероятнее обратить силы и внимание именно на эффективное использование уже существующих объектов, а именно на их количество – обустройство всех домов современными закрытыми контейнерами, из которых при перегрузке в мусоровоз отходы не будут разлетаться.

На сегодняшний день в городе 347 контейнерных площадок. Обслуживанием их (вывозом мусора) в городе занимаются три предприя­тия: «Надежда», САХ, «Чистый город».

Предприниматели

Также зачастую контейнерные площадки регулярно захламляются коробками из-под продуктов, ящиками и большими мешками от производства. Виной тому не жители домов, а предприниматели. Ведь в большинстве домов расположены разные объекты ИП – это мелкие магазинчики, салоны, офисы и т.д. У каждого из них должен быть свой бак, но их хозяева часто не заключают договоры с УК, а дружно пользуются баками населения.

На днях наша коллега стала свидетелем неприятной картины: предприниматель (очередной бургерно-кофейни) подъехал во двор неподалеку и воспользовался мусорными баками жильцов, вывалив туда множество коробок, стаканчиков из под кофе и других отходов, относящихся к его бизнесу. Увидев коллегу, бизнесмен ни на минуту не смутился, а, будучи воспитанным человеком, поздоровался. В его понимании это логично, зачем ехать на городскую свалку – далеко же, да там за мусор еще и платить нужно. А так, да, удобно – соседний двор –близко и бесплатно.

Но есть предприниматели, которые открывают кафе, закусочные и подобное и вовсе не хотят связываться с мусором, мол земли-то муниципалитета, а мы арендаторы, так значит муниципалитет и должен вычищать наши мусорки возле кафешек. У муниципалитета же немного иная позиция – ребята, земли хоть и наши, мы их вам даем под бизнес, так будьте добры сами приводить в порядок прилегающую территорию к нему. Во-первых, клиенты потянутся, ведь уютно должно быть не только внутри, но снаружи. Вряд ли кого привлечет у входа в очередную кофейню мусорка, заваленная доверху стаканчиками, или крыльцо магазина, заваленное в зимний период снегом. Коммерсанты должны думать не только о своем доходе и подсчете процентов, но и о комфорте своих клиентов – ведь данные вещи взаимосвязаны. Во вторых, это будет по-честному и правильно.

В итоге получается, что практически все торговые участки, магазины, в том числе небольшие павильоны и иные производства, несмотря на их основные формы владения, обязаны убирать всю прилегающую территорию, расположенную неподалеку от здания. Также не следует забывать об административном правонарушении относительно не вынесенного или брошенного мусора.

Все просто

Итак, с мусором все просто: у торговых точек и входов в административные здания урны должны обслуживать собственники точек и зданий. Во дворах – управляющие компании, ТСЖ, обслуживающие организации. На плечи города ложится уборка улиц (тротуаров), скверов, зон отдыха и других общегородских территорий.

К слову, урны на автобусных остановках, имеющие торговые точки, убирают хозяева этих точек. А вот остановки без торговли – сотрудники Комбината зеленого хозяйства.

«На сегодняшний день на обслуживании Комбината зеленого хозяйства 90 км тротуаров, 150 км обочин дорог, 38 скверов и зон отдыха, автобусные остановки. В целом, примерно 2 800 000 кв.м. территорий, подлежащих уборке.

Также более 800 урн, но дополнительно приходится убирать и за принципиальными коммерсантами, которые сами не хотят обслуживать урны возле своих бизнес-объектов, – рассказывает руководитель МБУ г. Магадана «Комбинат зеленого хозяйства» Алексей ГАВРИЛОВ. – В зимний период почти все скверы не эксплуатируются, периодичность уборки примерно раз в неделю, за исключением тех, через которые проходят большие пешеходные потоки (Болдырева, 3-мкр, Сквер Победы, и т.д), в них убирают раз в 3 дня. В летний период – ежедневно.

На участке текущего содержания, осуществляющего обслуживание всего вышеперечисленного, работает примерно 65 человек, на лето набираем еще 30-40 сезонных рабочих. Но этого мало, так как эти же люди, помимо уборки мусора, занимаются в зимнее время расчисткой от снега, в летний период красят, белят, ремонтируют лавки, урны, заборы, тротуарную плитку, ступени, и т. д. Еще они же стригут газоны, ухаживают за зелеными насаждениями и т. д.».

Частный сектор

Еще одной проблем мусора, а, возможно, и самой основной, являются люди, а именно их наплевательское отношение к другим и окружающей среде в целом. Мы говорим о появлении несанкционированных свалок в лесной полосе и в частном секторе в частности.

У большинства жителей частного сектора позиция такова – договора они заключать не будут (хотят сэкономить), и вообще, мусор на их территории – это проблема муниципалитета. Будем, мол, продолжать тонуть в собственных отходах, а виноваты в этом наши власти. Если разобрать ситуацию, власти особо-то и не виноваты, пытаясь переубедить этих упрямцев, они продолжают расчищать частный сектор.

Лесная полоса

С лесной полосой все обстоит гораздо сложнее. Многие магаданцы не считают нужным убирать за собой после очередного пикника. Хотя кажется, что может быть проще и очевиднее, чем сложить в тот же пакет, в котором привезены продукты, все, что осталось от вашего отдыха и довезти до мусорного контейнера? Видимо, тяму не хватает.

Но все же сознание горожан в последние годы понемногу меняется к лучшему. Есть люди, и их немало, которые не только не оставляют мусор в местах своего отдыха, но и убирают за другими. Группы добровольцев собираются несколько раз за лето и очищают пляжи бухт Веселой, Нагаева, Гертнера, берега озер Соленого и Гранд и другие участки. Они не брезгуют выгребать многолетние залежи пластика и стекла, брошенные другими, а, напротив, заслуженно гордятся этим.

Также ежегодно проводятся многочисленные субботники, как в рамках месячника чистоты, так и сами общественники, экоотряды и просто неравнодушные граждане активно выходят на борьбу с мусором.

Субботники

Безусловно, собственными силами одномоментно навести порядок после зимы в городе муниципалитет не в состоянии. Здесь нужна помощь от каждого из нас, в данном случае я говорю о субботниках.

По словам руководителя управления административно-технического
контроля Дмитрия МИГАЛИНА,
опыт проведения ежегодных мероприятий по санитарной уборке городских территорий показал свою значимость и необходимость.

«Сравнивая результаты проведения мероприятий по санитарной уборке города Магадана прошлых лет, можно констатировать повышение уровня заинтересованности предприятий и граждан города в наведении санитарного порядка как на закрепленных для санитарного содержания территориях, так и на объектах общегородского значения. Наглядно об этом говорят цифровые показатели.

В соответствии с постановлением мэрии города Магадана от 19.04.2017 № 1158 на территории муниципального образования «Город Магадан» 29 апреля 2017 года был проведен Всероссийский экологический субботник «Зеленая Весна». В уборке городских территорий приняло участие 60 организаций. Активное участие в уборке общегородских территорий принимали отраслевые органы мэрии города Магадана, хозяйствующие субъекты, Правительство Магаданской области, а также другие субъекты и организации федерального и областного значения, а также коллективы ГО МЧС, радио «Шансон», Сбербанка России, заповедника «Магаданский». Всего во Всероссийском экологическом субботнике «Зеленая Весна» приняли участие 3 800 человек. С убираемых территорий на городской полигон отходов вывезено 350 м3», – подчеркивает Дмитрий Николаевич.

Напомним, что в продолжение комплекса мероприятий санитарно-экологической направленности на территории муниципального образования «Город Магадан» с 12 мая 2017 года был организованы и проведены мероприятия по санитарной уборке территории города под девизом «Чистый город начинается с тебя». Согласно организационно-координирующей работе штаба по санитарной уборке территории муниципального образования «Город Магадан», в состав которого вошли руководители департаментов, управлений, директора муниципальных предприятий города Магадана, удалось привлечь к проведению работ по уборке мусора достаточно большое количество участников.

Так, в 2017 году на уборку городских территорий вышло 13 133 человека или 25 % трудоспособного населения города Магадана. Из общего числа участников, приняло участие: по объектам торговой сферы – 466 человек, по объектам социальной сферы – 8 340 человек, по управляющим компаниям – 1 364 человека, по предприятиям и организациям – 2 925 человек, жильцы частных домов – 38 человек.

За время проведения месячника в уборке подведомственных и городских территорий приняло участие 473 юридических и физических лиц.

Самым массовым участником признан департамент образования мэрии города Магадана (руководитель Колмогорова Светлана Леонидовна), которой привлек к благоустроительным работам 6 584 человека.

«Опираясь на опыт прошлых лет, а также, учитывая сложившуюся климатическую обстановку, было принято решение провести в 2018 году на территории муниципального образования «Город Магадан» Всероссийский экологический субботник «Зеленая Весна» 18 мая, а месячник санитарной уборки в период с 21 мая по 21 июня 2018 года.

В преддверии проведения мероприятий по санитарной уборке управлением административно-технического контроля мэрии города Магадана проведена определенная подготовительная работа.

В частности, подготовлен перечень из более 170 территорий общегородского пользования, объектов общегородской инфраструктуры для привлечения предприятий и граждан города Магадана к санитарной уборке в формате общегородских субботников.

Также в рамках информирования хозяйствующих субъектов о проводимом месячнике чистоты, разработаны образцы приглашений. Управление приступило к началу проведения мероприятий по вручению вышеуказанных приглашений собственникам и арендаторам объектов благоустройства, а также по сбору информации о сроках и времени проведения хозяйствующими субъектами уборочных работ.

В перспективе управление будет проводить ежедневный мониторинг проводимых в городе Магадане уборочных мероприятий, контролировать их качество и обобщать полученную информацию.

Предприятия и физические лица, не содержащие в надлежащем санитарном состоянии прилегающие территории, будут привлекаться к административной ответственности», – подчеркивает руководитель управления административно-технического контроля Дмитрий Мигалин.

Скорбный труд

И все же не стоит забывать, что поодиночке магаданцы мусорят повсеместно и постоянно, а предприниматели и организации – масштабнее. Как мы писали ранее, предприятия, расположенные на территории города Магадана, преимущественно относятся к категории малых и средних (со штатом до 100 человек и выручкой меньше 800 миллионов рублей в год) и не относятся к объектам 1-й или 2-й категории опасности.

А ведь именно они образуют львиную долю непроизводственных отходов, которые захораниваются на наших необорудованных свалках, а порой оказываются в местах, для размещения отходов вовсе не предназначенных, – в лесополосе или на морском побережье. Объем выбросов и отходов, поступающих от них в окружающую среду, вполне сопоставим с воздействием на природу немногочисленными крупными производствами. При этом возможности внезапного внепланового контроля нет ни у одного ведомства.

Соответственно, раз свалки находятся на территории муниципального образования «Город Магадан», то их ликвидация, по идее, если собственник территории не определен, ложится на плечи муниципалитета. Надо отдать им должное, из года в год муниципалитет тратит огромное количество денег и сил на очистку города и пригородов от свалок, и, порой, кажется, бесполезно, ведь там, где была убрана свалка, зачастую через определенное время она снова возникает. К сожалению, до тех пор, пока устройство свалок будет оставаться безнаказанным, этот скорбный труд не завершится.

Сбором мусора и его вывозом в лесной полосе МБУ «Комбинат зеленого хозяйства» занимается на протяжении многих лет.

По словам руководителя МБУ г. Магадана «Комбинат зеленого хозяйства» Алексея Гаврилова, самыми болевыми точками по скоплению мусора и образованию несанкционированных свалок остается частный сектор и традиционные места расположения вокруг промышленных баз. Например, база УСИС, на Солнечном и др. Места, где есть съезд с дороги, туда вывозятся коробки, гнилые фрукты, овощи, и выявить хозяина всего этого безобразия практически невозможно.

«В частном секторе граждане, которые не заключили договора на вывоз мусора, традиционно выкидывают его в одни и те же места, он копится и вырастает бесхозная свалка. Но в любом случае мусора быть не должно, поэтому муниципалитет вынужден подобные свалки ликвидировать за свой счет, что мы и делаем. К сожалению, спустя некоторое время на тех же местах горы мусора вырастают снова и так по кругу, – поясняет Алексей Гаврилов. – Говоря о продуктовых складах, то у них имеются договора на вывоз и сдачу отходов, но на небольшое количество, а по факту отходов больше. Вот именно эту большую часть мы находим в лесной полосе, неподалеку от самих складов», – говорит Алексей Сергеевич.

К сожалению, доказать чей конкретно мусор – невозможно. Даже если среди мусора будут найдены документы, чеки и т.д. с наименованием и исходными данными какой-либо организации, это все равно не является доказательством. Нужно конкретно поймать за руку.

ГОСТ Р 56195-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами

УСЛУГИ СОДЕРЖАНИЯ ПРИДОМОВОЙ ТЕРРИТОРИИ, СБОР И ВЫВОЗ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

Общие требования

The services of housing and communal services and management of apartment buildings. Content services the territory of collection and disposal of household waste. General requirements


ОКС 03.080.30

Дата введения 2015-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией "Управляющих компаний жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области "Стандарты управления недвижимости" при участии ОАО "Академия коммунального хозяйства им.К.Д.Памфилова" (АКХ), Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тамбовский государственный технический университет"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 393 "Услуги в области ЖКХ и управления многоквартирными домами"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 октября 2014 г. N 1447-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Введение

Введение

Настоящий стандарт входит в единую структуру национальных стандартов, объединенных в серию "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами".

Применение настоящего стандарта, наряду с другими стандартами из данной серии, позволяет сформировать единую и эффективную систему управления и содержания многоквартирных домов, обеспечивающую их нормативное техническое состояние, безопасную эксплуатацию и комфортные условия проживания, а также выполнить требования технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, Жилищного кодекса и других нормативно-правовых актов.

При переходе эксплуатации многоквартирного дома и выполнения работ (услуг) связанных с его управлением и содержанием на основании добровольного применения национальных стандартов из серии "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами", целесообразно устанавливать переходный период с учетом профессиональной подготовки и опыта работы исполнителя и подрядчиков по применению таких национальных стандартов.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов.

Стандарт предназначен для применения лицами, оказывающими услуги содержания общего имущества многоквартирного дома, в том числе подрядными организациями, привлекаемыми для выполнения определенных работ, а также собственниками (потребителями), выступающими в роли заказчика таких услуг.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ Р 51929-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения

ГОСТ Р 54964-2012 Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости

ГОСТ Р 56038-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги управления многоквартирными домами. Общие требования

ГОСТ Р 56192-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования

ГОСТ Р 56193-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов. Общие требования

ГОСТ Р 56194-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги по проведению технических осмотров многоквартирных домов и определения на их основе плана работ, перечня работ. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины, принятые по ГОСТ Р 51929 , а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 дренажная система придомовой территории : Элементы системы организованного поверхностного водоотведения: водоприемники, кюветы, водоотводные и (или) дренажные канавы, закрытые системы дождевой канализации (гидроизолированные дождеприемные и смотровые колодцы, водоотводящие трубы-коллекторы), которые предназначены для обеспечения нормативного отвода дождевых, талых и грунтовых вод с придомовой территории.

3.2 исполнитель : Лицо, оказывающее услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов.

3.3 крупногабаритные отходы (КГО) : Отходы производства и потребления, являющиеся предметами, утратившими свои потребительские свойства (мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы), размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину.

3.4 мусор : Все виды отходов, в том числе строительные, образовавшиеся в результате самовольного (несанкционированного) сброса, грунтовые наносы, опавшая листва, ветки, а также иные предметы, нахождение которых на придомовой территории не предусмотрено проектом или архитектурно-планировочным решением.

3.5 навал мусора : Скопление мусора, возникшее в результате самовольного сброса, по объему, не превышающему одного м.

3.6 несанкционированная свалка мусора : Самовольный (несанкционированный) сброс (размещение) или складирование мусора на площади свыше 10 м и объемом свыше 2 м.

3.7 объекты благоустройства : Зеленые насаждения и покрытия поверхности земельного участка, инженерные сооружения, объекты декора и культурно-бытового назначения.

3.8 опасные отходы : Отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

3.9 очаговый навал мусора : Скопление мусора, возникшее в результате самовольного сброса, по объему до 2 м на территории площадью до 10 м.

3.10 подрядчик : Лицо, у которого с исполнителем заключен договор на выполнение части работ содержания придомовой территории многоквартирного дома и (или) сбор и вывоз бытовых отходов.

3.11 потребитель : Лицо, пользующиеся на законных основаниях помещениями многоквартирного дома и потребляющее услуги содержания придомовой территории, сбора и вывоза ТБО и КГО.

3.12 твердые бытовые отходы (ТБО) : Отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовления пищи, упаковки товаров, уборки и текущего ремонта жилых помещений и другие отходы).

3.13 содержание зеленых насаждений : Комплекс работ (мероприятий) по уходу за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями содержания зеленых насаждений, в том числе включающих мероприятия по посеву газонов, устройству цветников, подготовке участков для озеленения, посадке деревьев и кустарников, по обеспечению их сохранности и проведение, в случае необходимости, санитарной или омолаживающей обрезки.

3.14 услуги плановой уборки придомовой территории : Комплекс работ (мероприятий), которые проводятся в первой половине дня, выполнение которых обеспечивает комфортные условия проживания.

3.15 услуга дополнительной уборки придомовой территории : Комплекс работ (мероприятий), которые проводятся во второй половине дня, выполнение которых обеспечивает повышенные комфортные условия проживания.

4 Общие требования

4.1 Услуга содержания придомовой территории, в том числе объектов благоустройства: зеленых насаждений, детских, спортивных и контейнерных площадок, а также иных строений и сооружений, расположенных на придомовой территории (далее - имущество), в том числе сбор и вывоз мусора предоставляется в соответствии с ГОСТ Р 56192 , Жилищным кодексом , Постановлением Правительства РФ N 491 , с учетом требований установленных Федеральным законом N 52-ФЗ и санитарными правилами , , .

4.2 Состав работ содержания имущества, план и перечень работ, объем и периодичность (далее - график) их выполнения формируется лицом, предоставляющим услуги управления многоквартирным домом в зависимости от заказа на услугу пункт 4.2 ГОСТ Р 56192 , состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния имущества. Состав работ не может быть меньше, чем это установлено в Постановлении Правительства от N 290 .

4.3 При определении состава работ учитываются конструктивные особенности и состояние имущества, геодезические, природно-климатические условия, требования и правила содержания территорий, установленные органом местного самоуправления, на территории которого находится многоквартирный дом.

4.4 Для выполнения работ должны привлекаться квалифицированные специалисты и рабочие. Состав, квалификация и количество которых определяются в соответствии с , , расход материальных ресурсов в соответствии с . Сотрудники должны обеспечиваться необходимым оборудованием, инструментами, техникой и материалами.

4.5 Проведение работ должно осуществляться по утвержденному графику, с учетом сезонности, своевременно в рабочие дни и в рабочее время, за исключением работ, которые могут выполняться круглосуточно при экстремальных погодных и стихийных природных явлениях, а также при аварийных ситуациях.

4.6 При выполнении работ должна вестись, пополняться и актуализироваться техническая документация, в том числе инструкция по эксплуатации многоквартирного дома (далее инструкция по эксплуатации) и соответствующие ее разделы. Все внесенные изменения должны доводиться до сведения заказчика во время отчетов.

Примечание - Ведение технической документации или ее частей, по поручению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, может поручаться исполнителю.

4.7 При выполнении работ должны предотвращаться или минимизироваться риски негативного воздействия на окружающую среду и обеспечиваться выполнение требований, установленных в ГОСТ Р 54964 и .

4.8 Технические требования, правила и порядок выполнения работ содержания имущества, отдельных его частей, конструкций, элементов, могут регулироваться отдельными стандартами, входящими в единую структуру национальных стандартов, объединенных в серии "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами".

Примечание - В случае, если порядок или правила выполнения отдельных работ, не регламентированы нормативно-правовыми актами, в том числе приведенными в настоящем стандарте документами или инструкцией по эксплуатации, то исполнитель должен разработать свой порядок и (или) правила их выполнения, ознакомить с ними заказчика и приобщить к договору.

4.9 Работы, требующие наличие допусков (разрешений), должны выполняться исполнителем и специалистами, имеющими соответствующие документы.

Примечание - Требования к исполнителю предъявляются в соответствии с разделом 9 ГОСТ Р 56192 .

5 Определение границ и класса придомовой территории

Исполнитель проверяет техническую документацию на имущество, в том числе инструкцию по эксплуатации и полноту ее заполнения, организует и проводит осмотр имущества, сличает границы придомовой территории с данными кадастрового номера (планом земельного участка).

Примечание - Осмотр имущества, определение границ, необходимо проводить совместно с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом.


Исполнитель определяет класс придомовой территории, по приведенной в приложении А классификации, с учетом которого определяется объем и периодичность выполнения работ, в том числе их стоимость, а также количество работников и техники, которое необходимо будет задействовать при выполнении работ.

6 Услуга текущего содержания

6.1 Работы, входящие в услугу текущего содержания

Услуга текущего содержания имущества предполагает выполнение комплекса работ (действий), обеспечивающих:

- проведение осмотров имущества в соответствии с пунктом 10 ГОСТ Р 56194 ;

- содержание (ремонт) покрытия тротуаров, дорог и дорожек, расположенных на придомовой территории;

- содержание ограждений, въездов, стоянок и других строений, расположенных на придомовой территории;

- обустройство мест (контейнерных площадок) для сбора и вывоза твердых и крупногабаритных бытовых отходов;

- обустройство мест для складирования угля, дров (при наличии в многоквартирном доме печного отопления);

- противопожарную безопасность придомовой территории и имущества расположенного на ней;

- уборку придомовой территории;

- работу дренажной системы придомовой территории по беспрепятственному отводу дождевой и талой воды;

- установку урн для мусора у входов в подъезды и (или) около скамеек;

Примечание - Покраска ограждений, урн и других сооружений осуществляется исполнителем один раз в год, или по мере необходимости.


- санитарно-гигиеническую уборку имущества;

- безопасное движение пешеходов и транспорта;

- беспрепятственный доступ к смотровым колодцам инженерных сетей, источникам пожарного водоснабжения (пожарным гидрантам, водоемам и т.д.), расположенным на обслуживаемой территории;

- сохранность и надлежащий уход за существующими зелеными насаждениями;

- нормативное или работоспособное техническое состояние объектов благоустройства, расположенных на придомовой территории;

- устройство сборников для жидких бытовых отходов (в неканализованных зданиях);

- выполнение работ, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду;

- обустройство детских, игровых, спортивных и иных площадок. Содержание детских, спортивных, игровых площадок и сооружений осуществляется в соответствии с инструкцией по эксплуатации, путем проведения работ, обеспечивающих безопасную эксплуатацию. Установленное на площадках оборудование должно соответствовать требованиям, установленных в технических регламентах и нормативно-правовых актах, в том числе в Приказе Министерства регионального развития N 613 и .

Рекомендованные виды работ приведены в пунктом* 6.10 ГОСТ Р 56192 .
________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

6.2 Работы по санитарно-гигиенической уборке и противоэпидемиологической обработке мест общего пользования

Санитарно-эпидемиологическое содержание придомовой территории предполагает выполнение комплекса работ (мероприятий) в том числе:

- проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

- уборка общественных туалетов, установленных на придомовой территории;

Туалеты должны содержаться в надлежащем санитарном состоянии, убираться три раза в день с обязательной промывкой и обработкой дезинфицирующими средствами в соответствии с санитарными нормами .

- санитарно-гигиеническую очистку урн, уборку мусора, бытовых отходов, снега (в зимний период).

Примечание - Санитарно-гигиеническая уборка придомовой территории может быть как плановая, так и дополнительная (по желанию заказчика).


Плановая уборка придомовой территории осуществляется ежедневно. Начинается и заканчивается, как правило, в первой половине дня в утренние часы. В результате уборки должна быть обеспечена чистая придомовая территория. Придомовая территория считается чистой и убранной, при условии, что на момент окончания уборки на этой территории отсутствует скопление мусора, снега (в зимний период) и грунтовых наносов на газонах, тротуарах и дорогах, расположенных на придомовой территории.

В зависимости от класса придомовой территории, особенностей расположения многоквартирного дома, вида покрытия тротуаров, дорожек, социально-экономических, культурных, эстетических и иных предпочтений и потребностей собственников, требований правил содержания территорий, поселений, принятых органом местного самоуправления на территории которого расположен многоквартирный дом, предписаний контролирующих и надзорных органов, заказчик может принять решение о проведении дополнительной уборки придомовой территории с определением графика ее проведения.

Уборка придомовой территории осуществляется как ручным, так и механизированным способом с использованием специальной техники.

В целях освобождения мест парковки автомобилей для их дальнейшей уборки, исполнитель информирует проживающих о времени начала и окончания работ по уборке придомовой территории (график уборки) путем вывешивания объявлений на специально оборудованных местах (досках объявлений, стендах).

При выявлении случаев (поступлении заявки, обращения потребителей) о навале мусора, очаговом навале мусора и (или) несанкционированной свалке мусора на придомовой территории, весь мусор должен быть убран в сроки в соответствии с приложением Б.

При объявлении штормовых предупреждений, экстремальных погодных явлений (урагана, ливневого дождя, снегопада, гололеда и др.) исполнителем устанавливается особый режим уборочных работ в соответствии с настоящим стандартом и указаниями оперативных служб.

При определении перечня работ рекомендуется воспользоваться составом работ приведенных в пункте 11 таблицы А.1 ГОСТ Р 56192 , при этом их состав не должен быть меньше установленных в пунктах 23, 24, 25, 26 .

6.3 Уборка придомовой территории

Уборка придомовой территории подразделяется на летнюю и зимнюю.

6.3.1 Летняя уборка

В перечень работ по уборке придомовой территории в летний период входит:

- уборка мусора;

- подметание, в том числе мойка или поливка тротуаров, дорожек и газонов, график выполнения которых должен обеспечить выполнение требований , ;

- окос газонов (дернины), сметание листвы, уборка веток, в том числе с газонов (дернины), клумб, детских и спортивных площадок (при наличии таковых). Исполнитель обеспечивает сгребание и уборку листвы и скошенной травы непосредственно после окончания работ;

- очистка дождевой и дренажной системы в границах земельного участка не менее двух раз за сезон, очистка дождеприемных колодцев еженедельно, а дождеприемных решеток - ежедневно;

- надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки. Вырубку, обрезку и пересадку зеленых насаждений проводить в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится многоквартирный дом, при наличии порубочного билета. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, подлежат вывозу после окончания работ.

6.3.2 Зимняя уборка

В перечень работ по уборке придомовой территории в зимний период включается:

- сдвигание и подметание снега;

Первая уборка снега и посыпка противогололедными реагентами и чистым песком проводится до 7 часов утра или иного времени, если такое время установлено органами местного самоуправления, на территории которого находится многоквартирный дом.

Уборка выпадающего снега начинается при достижении высоты снежного покрова более 2 сантиметров, если высота снежного покрова менее 2 сантиметров, то сразу после окончания снегопада. При непрекращающемся в течение суток снегопаде должно быть выполнено не менее 2 циклов "уборка снега, посыпка противогололедными средствами - подметание".

- формирование снежных валов с необходимыми промежутками между ними;

В целях сохранения зеленых насаждений не разрешается складывать снег с тротуаров и пешеходных дорожек, смешанный с песком и солью, на газоны, зеленые полосы, палисадники и другие участки с кустарниками и деревьями.

- устранение скользкости;

При появлении гололедицы дорожки и тротуары посыпаются противогололедными реагентами или чистым песком. Обработка поверхностей тротуаров, дорожек и внутридворовых дорог и автостоянок противогололедными материалами производится с выполнением правил по их применению.

Примечание - При наличии сплошных наледей на тротуарах и во избежании несчастных случаев разрешается, в порядке исключения, посыпать тротуары песко-соляной смесью, просеянным песком, смешанным с солью в количестве не более 3% от веса песка и (или) специальными противогололедными смесями. Скопившиеся остатки, песка и (или) противогололедных смесей, своевременно собираются и вывозятся.


Нормативный срок полной ликвидации зимней скользкости, окончания работ по снегоочистке с момента окончания снегопада или метели не должен превышать более 3 часов.

- удаление с тротуаров, дорожек и дорог снега и снежно-ледяных образований;

В первую очередь убирается снег около подъездов, с тротуаров, пешеходных дорожек, потом с проезжих дорог, стоянок автомашин и иных сооружений, расположенных (имеющихся) на придомовой территории. Тротуарные и пешеходные дорожки должны убираться по мере необходимости таким образом, чтобы не нарушалось пешеходное движение по ним и быть всегда чистыми от снега до поверхности их покрытия. Весь снег с тротуаров сдвигается к лотку проезжей части, для последующего вывоза.

- очистка лотковой части внутридомовых дорог;

- подметание и удаление грунтовых наносов при длительном отсутствии снегопадов с дорожек, тротуаров, внутридворовых дорог, автостоянок игровых и детских площадок и с площадок других сооружений, расположенных на придомовой территории;

- отвод воды;

При температуре воздуха выше 0° и таянии снега принимаются своевременные меры по удалению застойной воды на тротуарах и въездах на придомовую территорию путем отвода ее в лотки и дождеприемные решетки. Если естественный отвод застойной воды по каким-то причинам затруднен, определяются работы, разрабатываются мероприятия, которые включаются в план или перечень работ, выполнив которые будет обеспечен отвод застойной воды.

- очистка крышек люков, водопроводных и канализационных колодцев, в том числе пожарных гидрантов;

Крышки люков, водопроводных и канализационных колодцев, в том числе пожарных гидрантов должны полностью очищаться от снега и льда.

- очистка кровель и козырьков, удаление наледи, снега и сосулек с карнизов, балконов и лоджий;

Очистка кровли, выходящей на пешеходные зоны, от снега, наледи и сосулек, должна производиться по мере их образования с предварительным ограждением опасных участков и соблюдением техники безопасности.

С соблюдением мер, обеспечивающих безопасность людей и животных, обеспечивается своевременная очистка снега и льда с крыш и козырьков, удаление наледи, снега и сосулек с карнизов, балконов и лоджий с обеспечением мер сохранности веток крон деревьев, машин и другой техники, находящейся и проезжающей возле дома, в том числе обеспечение сохранности проводов от повреждений падающими комьями снега и льда.

Сброшенные с крыш снег и ледяные сосульки должны немедленно убираться с тротуара и вывозиться в отведенные для этого места.

При очистке кровель, необходимо обращать внимание на места наибольшего образования наледи и сосулек, регистрировать их, проверять чердачное помещение с целью определения мест и источников поступления теплоты в чердачное помещение и возможности понижения температуры воздуха в чердачном помещении путем изолирования мест поступления теплоты и (или) организации проветривания чердачного помещения или пространства между обрешеткой и покрывным материалом. Как возможный вариант комплексного решения, предусмотреть возможность укладки греющего кабеля по периметру кровли в местах интенсивного образования сосулек.

- вывоз снега и снежно-ледяных образований.

Вывоз снега производится в места, определенные органами местного самоуправления, которые предварительно согласовываются с исполнителем. Снег вывозится в рыхлом состоянии, не давая ему слежаться или смерзнуться.

6.4 Текущий ремонт имущества

Услуга текущего ремонта - одна из видов услуг, входящих в состав содержания имущества, в ходе выполнения которой происходит поэтапное восстановление нормативного технического состояния имущества.

Услуга текущего ремонта имущества предоставляется в соответствии с разделом 7 ГОСТ Р 56192 .

6.5 Капитальный ремонт имущества

Услуга капитального ремонта - одна из видов услуг, входящих в состав содержания имущества, в ходе выполнения которой происходит восстановление нормативного технического состояния имущества, восстановление которого невозможно в ходе текущего ремонта.

Услуга капитального ремонта имущества предоставляется в соответствии с ГОСТ Р 56193 .

7 Услуга по организации сбора и вывоза бытовых отходов

7.1 Исполнитель организует и обеспечивает на специально оборудованных местах (контейнерных площадках), сбор и временное хранение твердых бытовых отходов в контейнеры и крупногабаритных отходов в бункеры-накопители.

7.2 Исполнитель, на основании решения собственников, оборудует места по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в контейнеры и крупногабаритных отходов в контейнеры-накопители или согласовывает с органами местного самоуправления возможность использования иных, близлежащих площадок.

7.3 В случае невозможности организовать сбор отходов на контейнерных площадках, исполнитель организует сбор отходов непосредственно в спецтранспорт, оборудованный устройствами для такого способа сбора отходов.

7.4 Вывоз твердых бытовых отходов организуется по графику. Осуществляется организациями или частными предпринимателями имеющими специализированный транспорт.

7.5 Количество площадок, контейнеров и бункеров-накопителей на них, места размещения и тип ограждения определяются санитарно-эпидемиологическими требованиями и архитектурно-планировочным решением. Утверждается заказчиком и согласовывается надлежащим образом, в порядке установленном органами местного самоуправления, на территории которого находится такой многоквартирный дом.

7.6 При выполнении работ по вывозу мусора по заявкам потребителей многоквартирного дома или юридических лиц (собственников, арендаторов) нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, оговаривается место и время кратковременной установки и вывоза контейнера, и согласовывается с лицом осуществляющим функции управления многоквартирным домом.

7.7 Основание площадки для установки контейнеров должно быть с твердым покрытием (бетон или асфальт) и иметь уклон в сторону проезжей части с удобным подъездом для погрузки контейнеров спецавтотранспортом.

7.8 Исполнитель обеспечивает постоянную очистку контейнерных площадок от бытового и крупногабаритного мусора, содержит их в чистоте и порядке.

7.9 Контейнеры должны быть в технически исправном состоянии, покрашены и иметь маркировку с указанием реквизитов владельца контейнера, а также информации о времени вывоза отходов.

7.10 Контейнеры и площадки под ними должны промываться и обрабатываться дезинфицирующими составами не реже 1 раза в 10 дней (кроме зимнего периода) в соответствии с требованиями .

7.11 Очистка урн, установленных на придомовой территории, производится исполнителем во время уборки придомовой территории по мере их заполнения.

7.12 Кроме указанных в настоящем разделе работ, должны выполняться работы приведенные в пунктах 24, 25 .

8 Отчеты и предложения исполнителя

8.1 Исполнитель в соответствии с требованиями, установленными настоящим стандартом и условиями договора:

- предоставляет по запросу заказчика, информацию о ходе выполнения работ, связанных с содержанием имущества;

- отчитывается, не реже одного раза в год, перед заказчиком о проделанной работе за отчетный период и реальном состоянии придомовой территории, переданной ему для содержания.

8.2 В отчете должно быть указано выполнение каких видов работ, вошедших в перечень и план работ, позволило эффективно поддерживать (восстановить) нормативное или работоспособное техническое состояние имущества, какие виды работ, по мнению исполнителя, необходимо включить/исключить из перечня и плана работ, как изменить график выполнения необходимых работ.

8.3 Исполнитель предоставляет информацию о состоянии технической документации, ее пополнении и актуализации.

9 Сдача и приемка выполненных работ

Выполнение работ, в соответствии с утвержденным собственниками планом и перечнем работ, графиком их выполнения исполнителем подтверждается путем регулярного подписания актов по процедуре в соответствии с пунктом 5.12 ГОСТ Р 56038 .

Если работы выполнялись на основании обращения потребителя, то такой акт подписывает инициатор такого обращения.

10 Стоимость услуг и их оплата

10.1 Определение стоимости работ (услуг) осуществляется в соответствии с пунктом 5.5. ГОСТ Р 56038 .

10.2 Оплата (списание денежных средств с лицевого счета многоквартирного дома) производится на основании, и при наличии у исполнителя, оформленных и подписанных актов выполненных работ.

10.3 Исполнитель не вправе выполнять дополнительные работы и требовать за них плату без согласия заказчика.

11 Требования безопасности при производстве работ

11.1 Выполнение работ должно осуществляться таким способом, чтобы обеспечить безопасность жизни и здоровья людей, животных, окружающей среды и сохранность имущества.

11.2 При оказании услуг и выполнении работ должны соблюдаться требования безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе:

- к производству работ - по , , ;

- к пожарной безопасности - по ГОСТ 12.1.004 , ;

- к уровню шума - по , , , ;

- к взрывобезопасности - по ;

- к электробезопасности - по ;

- к аттестации рабочих мест в соответствии с .

11.3 При использовании материалов, веществ и изделий, подлежащих обязательному подтверждению соответствия необходимо наличие соответствующих документов.

11.4 При производстве работ, должны быть установлены предупредительные знаки в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 .

11.5 К оказанию услуг допускаются лица, прошедшие обучение и инструктаж в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004 .

11.6 Исполнитель должен иметь в своем составе специалистов, прошедших обучение по охране труда, промышленной и пожарной безопасности, разработанную и внедренную систему проведения инструктажей по технике безопасности и контроля за их соблюдением и выполнением.

12 Методы контроля

12.1 Для контроля услуг содержания имущества применяются следующие методы:

- визуальный контроль (отслеживая сроки, объем и периодичность выполнения работ, эффективность работы специалистов и служб исполнителя при выполнении работ, проверяя культуру обслуживания, применяемое оборудование, технику, проверяя наличие технической и иной документации и др.);

- аналитический (анализ документации, актов выполненных работ, графиков уборки придомовой территории, журналов контроля и учета заявок и др.);

- социологический (рассмотрение жалоб, опрос потребителей, анкетирование др.)

- сравнительный анализ (на основании архивных документов, фотофиксации, актов, журналов заявок и отчетов, отслеживая изменение технического состояния имущества, удовлетворенности потребителей, повышения комфортности проживания и др.);

12.2 Для повышения качества выполнения работ исполнителю необходимо:

- повышать квалификацию специалистов служб, направляя их на курсы повышения квалификации, мастер-классы, обеспечивать их участие в обучающих семинарах и др.;

- совершенствовать системы контроля, учета и управления;

- повышать техническое оснащение служб;

- проводить опросы анкетирование потребителей, проживающих в многоквартирном доме, с целью определения удовлетворенности потребителей качеством выполнения работ, по итогам которых вносить изменения в работу служб и принимать меры к устранению недостатков;

- отслеживать изменения в нормативных документах и требованиях, обеспечивать исполнение требований действующего законодательства;

- сокращать сроки выполнения заявок поступающих от потребителей;

- обмениваться положительным опытом с организациями, оказывающими работы и услуги содержания;

- внедрять системы управления качеством на предприятии;

- проводить сертификацию специалистов и работ;

- внедрять в работе служб современные электронные программы.

1 класс - до 50 чел./ч;

2 класс - от 50 до 100 чел./ч;

3 класс - свыше 100 чел./ч.

Примечание - Классификация придомовой территории производится исходя из интенсивности пешеходного движения (см. пункт 1.4 ).

Приложение Б (обязательное). Сроки устранения навала мусора, очагового навала мусора и несанкционированных свалок на придомовой территории

Приложение Б
(обязательное)


Таблица Б.1

Срок устранения

Не более 1 рабочего дня с момента поступления заявки или обнаружения

1,1 и более

Не более 2 рабочих дней с момента поступления заявки или обнаружения

Библиография

Жилищный кодекс Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность"
Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения"

Постановление Минтруда России от 24.06.1996 N 38 "Нормы обслуживания для рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений"

Приказ Госстроя России от 09.12.1999 N 139 "Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда"

Приказ Госстроя России от 22.08.2000 N 191 "Рекомендации по нормированию материальных ресурсов на содержание и ремонт жилищного фонда" . Часть 1. Нормы расхода материальных ресурсов и обеспеченности уборочным инвентарем на санитарное содержание домовладений

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Приказ Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Постановление Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов"

Постановление Правительства РФ от 28.12.2012 N 1468 "О порядке предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах"

ВСН 48-86(р) Правила безопасности при проведении обследований жилых зданий для проектирования капитального ремонта

СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки

СН 2.2.4/2.1.8.583-96 Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки

Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (вместе с "Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению"

ПОТ Р М-016-2001 РД 153-34.0-03.150-00 Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок

СП 12-133-2000 Безопасность труда в строительстве. Положение о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве

УДК 693.9:006.354

ОКС 03.080.30

Ключевые слова: многоквартирный дом, придомовая территория, сезонная уборка придомовой территории, твердые бытовые отходы, объекты благоустройства

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2015

Придомовая, дворовая территория - это то, что перед нашими глазами каждый день. Порой здесь приятно посидеть на лавочке, провести время с ребенком, выгулять домашнего любимца на специальной площадке. Поэтому нам хочется, чтобы этот участок был чистым, благоустроенным и красивым. Но, увы, так бывает не всегда. Кто ответственен за беспорядок? Что включают нормы уборки данной территории зимой и летом? За чей счет это производится? На эти и другие актуальные вопросы мы ответим далее.

Что считается придомовой территорией?

Наверняка вы замечали, что где-то большие дворы, а где-то - совсем маленькие участки-"пятачки". Соответственно, и уборка дворовой территории здесь будет разной сложности.

За каждым многоэтажным жилым зданием (или их комплексом) в РФ закрепляется участок земли, где располагаются детские площадки и спортивные комплексы, автопарковки, гаражи и прочее. Он обязательно должен отвечать потребностям всех собственников квартир. Размеры его зависят от совокупных факторов:

  • Нормы площади двора для конкретного региона.
  • Количество этажей здания.
  • Иные условия, указанные в публичной кадастровой карте.

Границы дворовой территории условны. Если при частном строительстве придомовую территорию можно оградить с помощью межевания, так как она является личной, то здесь сложнее. Ведь земельный участок общий. Но во многих городах уже вводится практика закрытых дворов - пространство заграждают забором, вход - через калитку, ворота с домофоном.

Кто ответственен за уборку?

А кто отвечает за уборку дворовой территории?

Следующие субъекты:

  • Управляющая компания, с которой собственники жилья заключили договор.
  • Сами проживающие в многоэтажном доме.
  • Работники ТСЖ.
  • Подрядчики, сторонние организации, с которыми ТСЖ, УК или жильцы заключают соответствующее соглашение на клининговые услуги.

При этом все исполнители, с которыми собственники квартир многоэтажного дома составляют договор на уборку дворовой территории, должны неукоснительно соблюдать пункты этого документа. Иначе дело можно довести до судебного разбирательства.

На практике лишь в редких случаях жильцы выбирают справляться с уборкой придомовой территории своими силами. В основном, на всеобщем голосовании выбирают УК или специальную компанию для клинингового обслуживания дворового участка.

Договор на уборку двора

С любым исполнителем, который выбран собранием жильцов для уборки дворовых территорий в Москве или ином другом городе федерации, заключается договор установленной формы. В документе обязательно прописывается следующее:

  • Реквизиты исполнителя - ТСЖ или управляющей компании.
  • Точный адрес дома.
  • Права, ответственность и обязанности заказчика и исполнителя.
  • Регламент уборки дворовых территорий.
  • Условия и сроки расторжения соглашения.
  • Перечень оказываемых услуг. Условия, на которых они предоставляются.
  • Расценки на уборку дворовой территории, основополагающие тарифы.
  • Условия для продления договора.

Документ обязательно подписывается двумя сторонами. Указываются их реквизиты, должности, Ф.И.О. Проставляется дата подписания, документ заверяется официальной печатью.

По стандартному образцу необходимо также составить договор с дворником - работником, обязанностью которого станет летняя и зимняя уборка дворовой территории.

Кто это оплачивает?

Если собственники жилья заключили соглашение на клининговое обслуживание придомового участка с УК, ТСЖ или сторонней фирмой, то, соответственно, оплата предоставленных счетов будет их (жильцов) обязанностью. Это прописано и в российском ЖК.

От чего зависит размер оплаты летней и зимней уборки дворовых территорий? В большинстве случаев в расчет берутся квадратные метры жилого помещения, которое занимает собственник. Чем квартира больше, тем выше будет оплата.

А если собственность не приватизирована? Как сообщает ст. 158 ЖК, этот факт особой роли не играет. Прилегающая к многоэтажке территория - собственность каждого из ее жильцов. Соответственно, и обязанность по обеспечению ее уборки принадлежит одинаково всем. Ведь так или иначе, пользуется двором каждый из жителей.

Если уборка некачественная?

Иногда всплывает такой неприятный факт. Жильцы исправно погашают счета за уборку дворовой территории в зимний период, и летний. Однако клининговые услуги предоставляются не в полном объеме или в недостаточном качестве.

Что делать здесь? Собственники квартир правомочны обратиться в компанию, с которой заключен договор на уборку, с просьбой сделать перерасчет с учетом перечня невыполненных дворниками работ.

Где должны содержаться нормы уборки?

Чтобы предъявить полноправную претензию, нужно знать, что входит в регламент уборки дворовых территорий - зимней и летней.

Как общие нормативы, так и правила конкретно для вашего региона обязательно должны прилагаться к договору о клининговых услугах. В сам документ нужно включить детальный перечень работ, которые будет выполнять на ваше благо исполнитель. Со списком должны быть согласны не менее 1/2 от всего числа собственников квартир в многоэтажке.

Что считается необязательными дополнительными услугами?

С одобрения жильцов к основному перечню оказываемых работ могут быть добавлены и дополнительные:


Общеустановленные нормы уборки

Основная ручная и механизированная уборка дворовых территорий заключается в следующем:

  • Содержание в чистоте тротуаров, дорожек, газонов, детских, спортивных площадок и прочих объектов на условной площади двора.
  • Если для уборки данной территории технически невозможно задействовать механизированные устройства, то уход за ней проводится дворником вручную.
  • Для вывоза снега с придомовой территории используется специальная снегоуборочная техника.
  • Для улучшения и ускорения уборки оборудуются пандусами места планового проезда механизированных устройств, предназначенных для ухода за территорией.
  • Компании, предоставляющие клининговые услуги, обязаны обеспечить свободный доступ к узлам, люкам, инженерным конструкциям на дворовом участке.
  • Для расположения техники и складирования инструментов, используемых для уборки территории, должна быть выделена определенная зона.
  • Если ширина дворового проезда, тротуара шире трех метров, то для очистки этих участков необходимо применять технику, предназначенную для дорог общего назначения.

Все перечисленные выше нормы опираются на следующие законодательные акты:


Летняя уборка дворов

Перечень предоставляемых исполнителем услуг варьируется в зависимости от сезона. Вот какие работы обязаны выполнять работники в летний период:

  • Подметание тротуара, а также его мойка на открытых участках. Работы должны производиться ранним утром либо поздним вечером, чтобы не мешать жильцам.
  • Очистка территории от разбросанного мусора, иных загрязнений.
  • Полив растений, высаженных на газонах, клумбах. Периодичность зависит от региона проживания, а также климата, среднесуточной температуры. Однако процедура производится не реже двух раз в сутки.
  • Стрижка деревьев, кустарников по мере необходимости.
  • Уход за газоном (в частности, стрижка специальной техникой).
  • Уборка детских и спортивных площадок согласно санитарным нормам РФ.
  • Очистка мусорных урн и мини-контейнеров, расположенных на придомовой территории (сюда не входит вывоз, вынос отходов из мусорных баков, это уже сфера деятельности другого исполнителя).
  • Полив дорожек, тротуаров в жаркие дни.

Среди дополнительных услуг может быть побелка стволов деревьев, бордюров, покраска лавочек, беседок, конструкций на детской площадке.

Какова же периодичность очистки от мусора и пыли? До трех раз в сутки. В условиях повышенной засоренности это число уборок будет уже обязательным.

Зимняя уборка дворов

Регламент уборки дворовых территорий в зимний период связан с характерным для сезона явлением - снегопадами. Поэтому основные мероприятия будут следующими:

  • Очистка тротуаров от снежных заносов. Снеговые массы переносятся оттуда на верхнюю кромку кювета или в прилотковую зону (расстояние до двух метров от края проезжей части).
  • Складирование собранного снега аккуратными валами в прилотковой зоне.
  • Своевременная уборка снежной массы на утоптанных участках разрыхлителями и скалывателями.
  • Полная очистка от снега, льда тротуаров и машинных проездов внутри двора.
  • Обработка песком или технической солью пешеходных дорожек, а также пространства на спортивных и детских площадках.
  • Полная очистка от льда участков вокруг канализационных люков.
  • Рыхление снега в зонах, где в летний период будут газоны или клумбы.

Какова периодичность уборки территории от снега? Все зависит от длительности и интенсивности осадков. Максимально в день дворником должны осуществляться две полные очистки территории от снега.

Санитарная уборка дворов

Кроме перечисленного выше, обязанностью ответственных работников будет и санитарная уборка придомовой территории. Что это? По жилищному законодательству, вблизи каждой многоэтажки (или комплекса подобных домов) должны находиться мусоросборники вместимостью до ста литров.

Эти баки обязательно устанавливаются на специальной забетонированной площадке, согласно российским санитарным нормам. Обязанность дворника - дважды в год окрашивать их. Подъезд к бакам должен быть расчищен для специальной мусоросборной техники, а также хорошо освещен.

Периодичность уборки

Периодичность уборки дворовой территории определяют сами жильцы с договоре в исполнителем. В некоторых случаях они доверяют эту прерогативу управляющей компании.

Однако собственного контроля или наблюдения УК или ТСЖ порой не достаточно, чтобы исполнитель выполнял свои обязанности добросовестно. В данном случае правомочно обратиться к территориальной администрации с просьбой разобраться в вопросе. Крайний мера - Роспотребнадзор. К его участию в конфликте жильцов подталкивают следующие нарушения:

  • Выполняемые исполнителем услуги низкокачественны.
  • Введенные жилищным законодательством нормативы не выполняются.
  • Нарушена периодичность уборки территории.
  • Необходима проверка добросовестности исполнителя вышестоящими инстанциями.

Уборка дворовой территории так или иначе касается каждого собственника квартиры в многоэтажном доме. Где-то жильцы справляются с этим делом самостоятельно, где-то привлекают стороннего исполнителя, где-то - доверяют дело управляющей компании. Так или иначе, нужно знать об услугах, которые относятся к уборке придомовой территории, периодичности их оказания, особенностях проведения зимой и летом. Ведь за свои деньги собственники жилья должны получать добросовестно выполненную работу.

Уборка придомовой территории – одна из ключевых обязанностей управляющей организации. Нарушения в ее ведении видны сразу, они чреваты жалобами жителей, проверками и штрафами. В статье мы опишем круг обязанностей УК по уборке территории. Это важно, чтобы не пропустить какой-то существенный момент и, наоборот, не делать лишней работы. На случай спорных ситуаций к материалу приложены ссылки на основные нормативные акты.

Поддержание чистоты на придомовой территории включается в договор управления и часто становится причиной споров между УК и владельцами квартир. Нарушений не будет, есть понимать:

  • что включается в уборку;
  • кто оплачивает эти работы;
  • кто контролирует соблюдение требований;
  • какие законодательные акты регулируют процесс.

Законодательная база

Законодательство об уборке придомовой территории многоквартирных домов состоит из нескольких главных документов:

  • отдельные положения ЖК РФ ;
  • постановление Госстроя № 170 от 27 сентября 2003 года (носит рекомендательный характер);
  • методическое пособие МДК 2-04.2004 , утвержденное Госстроем.

В этих нормативных актах содержатся общие правила, установленные на региональном уровне. В дополнение к ним региональные власти вправе принять собственные документы. Условие здесь стандартное – отсутствие противоречий с основным законодательством.

Местные нормативные акты создаются для того, чтобы четко регулировать отношения между заинтересованными сторонами: городом, управляющими организациями и жителями. Обычно такими документами пополняется список обязательных работ. В эти же акты вписывают дополнительные услуги с указанием сроков их выполнения и прочих моментов.

Необходимость в региональных нормативных актах об уборке придомовой территории объясняется местной спецификой. К примеру, требования к уборке снега в Новосибирской области и Краснодарском крае существенно различаются. В первом случае снежные массы создают серьезные проблемы населению и организациям несколько месяцев в году, а во втором устойчивого снежного покрова не появляется вообще.

Местные власти лучше знакомы с климатической и прочей спецификой в регионах. Кроме погоды учитывать нужно и общее состояние сферы управления МКД. Если управляющие организации плохо справляются даже с базовым набором обязанностей, то на местах устанавливаются дополнительные меры наказания. Чаще всего речь идет об увеличении размера штрафов, определенных на федеральном уровне.

Определение придомовой территории

Придомовой называется территория, непосредственно прилегающая к МКД. На ней располагаются:

  • пешеходные дорожки и дворовые проезды для автомобилей;
  • места парковки машин владельцев квартир и их гостей;
  • цветочные клумбы, лавочки и малые архитектурные формы;
  • площадки для детей;
  • площадки для занятий спортом;
  • места для выгула домашних животных;
  • гаражи, кладовые и прочие вспомогательные постройки.

Земля рядом с домом находится в общей долевой собственности владельцев помещений (как квартир, так и нежилых объектов). Какая именно территория относится к МКД, указано в кадастровых документах. В них фиксируются границы и площадь участка, а также все находящиеся на нем объекты. Если на придомовой территории находится котельная или трансформаторная подстанция, то она тоже отмечается в документации.

Владельцы помещений в МКД как собственники прилегающего к нему участка оплачивают его уборку. По закону прилегающая территория неотделима от многоквартирного дома. Она эксплуатируется и обслуживается вместе с ним.

До повсеместного перехода к обслуживанию домов управляющими компаниями и ТСЖ с жителей не взимались деньги за уборку придомовой территории. От них требовалось только бережно относиться к ней и не нарушать правила эксплуатации. Сегодня эти требования сохраняются, и к ним добавляется обязательство по оплате уборки.

Плата за поддержание чистоты на участке рядом с МКД зависит от размера принадлежащей жителю доли. Она пропорциональна площади находящейся в собственности квартиры или нежилого помещения.

Общий размер придомового участка определяется числом этажей, принятыми в субъекте нормами и прочими параметрами. Главное требование к этой территории – удовлетворение потребностей всех собственников помещений. Подробности о конкретном участке доступны на публичной кадастровой карте.

Нормы уборки придомовой территории МКД

Основное, что нормируется в вопросе уборки придомовой территории – перечень обязательных работ. Он утверждается на федеральном уровне и включается в документы, регламентирующие деятельность обслуживающих организаций на местах. В него по решению жильцов можно включить дополнительные работы.

Для утверждения перечня мероприятий по уборке проводится общедомовое собрание. Вместе со списком работ на нем определяется их стоимость. Положение считается утвержденным, если за него голосует больше 50 процентов владельцев помещений.

Уборка – это только часть работ на придомовой территории. Ответственная организация здесь также занимается следующим:

  • благоустраивает и в целом улучшает участок вокруг МКД;
  • высаживает цветы, декоративные кустарники и прочие растения;
  • устанавливает элементы уличного декора и ухаживает за ними;
  • оптимизирует участок для удобства жителей любого возраста.

Исполнитель сам определяет технологию выполнения работ. Многие операции продолжают делать вручную, но постепенно уровень механизации в сфере обслуживания многоквартирных домов растет. При использовании во дворах спецтехники для большей эффективности на съездах обустраиваются пандусы. Помимо канализационных люков постоянный доступ обеспечивается к пожарным гидрантам и другим коммуникациям, которые задействуются при пожаре.

Для хранения уборочной техники и инструментов выделяется специальное помещение. Пешеходные дорожки и дворовые проезды рядом с домами могут быть шириной более 3 метров, что делает уборку вручную и с помощью средств малой механизации слишком трудозатратной. В таких случаях привлекается та же техника, которая убирает улицы города.

Кто обязан убирать территорию?

Ответственного за уборку придомовой территории назначают собственники квартир на общедомовом собрании. В зависимости от способа управления домом здесь возможно два варианта.

  1. Управляющая компания. При заключении с УК договора управления вопрос с уборкой возлагается именно на нее. Размер оплаты определяется в ДУ. Его минимальное значение утверждается на уровне региона, по решению собственников оно может быть повышено.
  2. ТСЖ. Товарищество организует уборку двумя путями: нанимает собственных дворников или привлекает по контракту специальную организацию. Правила позволяют ТСЖ привлечь для проведения отдельных работ, в том числе, очистки территории, ту же управляющую компанию. Функции управления домом останутся за товариществом, а УК займется лишь выполнением отдельных работ в рамках контракта.

Исполнитель отвечает за качество уборки. При фиксации нарушений он привлекается к ответственности. В случае с управляющей компанией ненадлежащее исполнение обязанностей подтверждается заключенным с ней соглашением, пункты которого нарушаются. УК при заключении договора управления нужно следить за тем, какие положения в него включаются. При появлении любых дополнительных условий, выходящих за рамки стандарта, необходимо добиваться повышения оплаты.

Если исполнитель работ по очистке территории – ТСЖ, то жителям несколько сложнее разбираться с виновником. Нарушителем тут будет объединение самих собственников помещений. У него тоже есть перечень обязанностей, они фиксируются в уставных документах. Если владельцам квартир не удается добиться от руководящих органов товарищества необходимой реакции, то они, как и в случае с УК, подают жалобы в контролирующие органы.

Периодичность работ

Управляющие организации и ТСЖ обязуются проводить уборку придомовой территории при получении дома в управление. Список выполняемых работ меняется в зависимости от времени года: зима, лето, межсезонье.

В летнее время выполняются следующие мероприятия:

  • каждый день подметаются пешеходные дорожки и дворовые проезды;
  • при температуре воздуха выше +30°С асфальт и другие твердые покрытия поливаются водой;
  • детские, спортивные и прочие площадки очищаются от мусора;
  • подстригаются газоны, поливаются клумбы, подрезаются ветви кустов и деревьев;
  • в песочницы завозится песок;
  • окрашиваются ограждающие конструкции, уличные спортивные снаряды, лавочки и прочие объекты;
  • бордюрный камень и стволы деревьев при необходимости белятся;
  • мусоросборники очищаются от отходов, подметаются площадки для установки контейнеров (обычно это делается при их опорожнении).

Зимой перечень обязанностей дополняется специфическими сезонными работами:

  • пешеходные дорожки и дворовые проезды очищаются от снега и наледи. Если вручную дворники не справляются, то это делается с помощью спецтехники;
  • тротуары и площадки у входа в подъезды посыпаются пескосоляной смесью;
  • входы в подвал расчищаются от снега;
  • на кровле и водосточных трубах не допускается образование наледи;
  • расчищаются канализационные люки – к ним всегда должен быть свободный доступ;
  • на газонах и в местах произрастания прочей зелени рыхлится снег.

При обильных снегопадах уборка придомовой территории производится два-три раза в сутки.

В весеннее время кроме основных работ дворникам также нужно:

  • очищать и промывать стоки и канавы;
  • следить за тем, чтобы талые воды направлялись к люкам и колодцам;
  • усиленно следить за очисткой участка от остатков снега, а также от грязи и мусора, которые появляются при его таянии.

Ответственность за невыполнение

При нарушениях правил уборки придомовой территории первыми обычно активизируются жители МКД. Если им не удается решить вопрос с УК, то следуют жалобы в контролирующие органы:

  • Госжилинспекция;
  • прокуратура;
  • местная администрация;
  • служба по защите прав потребителей.

По обращению высылается проверяющий специалист, который на месте изучает ситуацию.

Если контролирующие органы обходят территорию с инспекцией, то несоблюдение правил обнаруживается и без подачи жалобы.

За нарушение правил уборки участков управляющие организации привлекаются к административной ответственности. Здесь применяется ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП. Штрафы достаточно серьезные:

  • 250 000-300 000 руб. для организаций;
  • 50 000-100 000 руб. для должностных лиц.

Для ТСЖ ситуация несколько отличается. Товарищества штрафуются по ст. 7.22 КоАП на следующие суммы:

  • 40 000-50 000 руб. для организаций;
  • 4 000-5 000 руб. для должностных лиц.