Какие функции выполняет роспотребнадзор? его полномочия, права и обязанности. Общее В территориальное управление федеральной службы по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека роспотребнадзор

Роспотребнадзр – это организация, куда чаще всего обращаются граждане в случае нарушения своих потребительских прав. Однако создаются и другие запросы, которые к деятельности данной службы не имеет никакого отношения. Рассмотрим подробнее, что за организация РосПотребНадзор, какие проверки она проводит и как именно действует.

○ Сфера деятельности РосПотребНадзора.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
(п.1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2004 №322).

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – это официальное название Роспотребнадзора, которое неизвестно большинству граждан. Ее функции разнообразны, потому что объединяют функции различных ведомств. В частности, данная организация:

  • Осуществляет санитарно-эпидемиологический контроль деятельности предприятий общепита, а также водных объектов на соответствие установленным нормам.
  • Следит за разработкой проектов и дальнейшим строительством зданий и регулирует соблюдение эксплуатационных требований.
  • Проверяет условия работы сотрудников различных организаций.
  • Контролирует состояние воздуха и почвы, следит за надлежащей утилизацией отходов.
  • Осуществляет контроль деятельности образовательных учреждений.
  • Проверяет экологическую обстановку, а также санитарно-эпидемиологическое состояние органов надзора.
  • Осуществляет контроль за соблюдением потребительских прав и свобод.
  • Проверяет соответствие объектов гигиеническим нормам, выдает соответствующие заключения.
  • Проводит аттестацию работников, чья деятельность требует соблюдения санитарно-эпидемиологических норм.
  • Контролирует деятельность собственных подразделений, составляет статистическую отчетность.

○ Законодательство о Роспотребнадзоре.

Деятельность Роспотребнадзора утверждена Постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 30.06.2004 №322.

Основными нормативными документами, которые регулируют деятельность этой службы, является:

  • Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1.
  • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения№ от 30.03.99 №52-ФЗ.
  • Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 №29-ФЗ.
  • Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17.09.98 №157-ФЗ.
  • Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 №3-ФЗ.

Также Роспотребнадзор должен осуществлять свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, актами президента и правительства РФ, актами Минздрава и международными договорами.

○ Кого может проверить Роспотребнадзор?

Чем больше сфера контроля надзорного органа, тем больше организаций рискуют попасть по его проверку. В этом случае Роспотребнадзор является лидером, который может проверить практически любое предприятие.

Однако чаще всего ревизии подвергаются организации, тесно работающие с населением (образовательные, торговые, сфера услуг). Таким образом, Роспотребнадзор контролирует любую деятельность, связанную с потребительскими отношениями.

Избежать проверки, если она уже назначена, практически невозможно. Максимум, что может сделать предприятие, это свести к минимуму риск проведения ревизий по жалобам своих сотрудников или клиентов.

○ Порядок осуществления проверки.

При посещении проверяемого предприятия, ревизии подвергается документация. Для ее предъявления составляется официальный запрос из Роспотребнадзора, который скрепляется копией приказа о проверке.

При этом важно знать, что с 2016 года, инспектор не вправе запрашивать документы, которые можно проверить самостоятельно, потому что они находятся в государственном реестре (например, ИНН). Если же нужный документ не находится в свободном доступе, уклониться от его предоставления нельзя – это грозит административным штрафом.

После запроса у вас есть 10 дней на подготовку затребованной документации, копию которой необходимо заверить своей подписью руководителя.

Сама ревизия начинается с предъявления инспектором своего удостоверения и приказа о том, кого и на каком основании он будет проверять. Результатом подобного действия является акт проверки, в котором перечисляются выявленные нарушения и даются рекомендации по их устранению.

○ Что проверяет территориальный отдел управления Роспотребнадзора?

По запросам граждан, территориальный отдел управления Роспотребнадзора может проверить:

  • Документацию (медицинские и трудовые книжки, образовательные документы).
  • Документы, подтверждающие качество продукции (сертификаты, лицензии и пр.).
  • Контрольно-кассовую машину на правильность работы.
  • Журналы контроля на правильность заполнения.
  • Помещения на соблюдение санитарно-эпидемиологических норм.

Проверяющие могут составлять протоколы и налагать штрафы, если будут обнаружены нарушения, а также давать указания к действиям для устранения выявленного несоответствия закону.

Также возможно осуществление контрольных закупок для проверки качества, изъятие проб и образцов для проверки.

○ Какие документы нужно предоставлять?

Проверка удостоверяется приказом, с которым вас должны предварительно ознакомить. В этом документе будет содержаться перечень документов, подлежащих проверке. В ходе ревизии сотрудник смотрит:

  • Вывески.
  • Уголок потребителя.
  • Стоимость товаров и услуг, заверенных руководителем.
  • Учредительские документы.
  • Договор на вывоз отходов и проведение дезинфицирующих мероприятий.
  • Журналы учета.
  • Лицензии на ведение указанного вида деятельности.

Перечисленные документы проверяются на соответствие законодательным и нормативным актам, положениям.

○ Полномочия Роспотребнадзора по итогам проверки.

После ревизии инспектор составляет отчет, в котором указываются выявленные нарушения и предлагаются мероприятия по их устранению. Также могут быть выписаны предписания на назначение административного наказания виновным в выявленных несоответствиях лиц.

○ Что находится вне компетенции Роспотребнадзора?

Несмотря на все полномочия, имеющиеся у сотрудников Роспотребнадзора, их возможности не безграничны. Так, они не имеют права на следующие действия:

  • Осуществление плановой проверки без присутствия должностных лиц либо их представителей (исключением является наличие угрозы жизни и здоровью гражданам либо представителям флоры/фауны).
  • Изъятие оригиналов документов либо требование о предъявлении документов, не относящихся к проверке.
  • Превышение сроков проверки, установленной законодательно.
  • Отбор и изъятие проб или образцов для исследования сверх установленных приказом полномочий.
  • Выдачу юридическим лицам и ИП предписаний по проведению контроля за их счет.

Регламент информационного взаимодействия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве с Государственной инспекцией города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

1. Общие положения
1.1. Настоящий Регламент устанавливает порядок взаимодействия Государственной инспекцией города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (МосГИК) с Управлением Федеральной службы но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (Управление Роспотребнадзора по городу Москве), вместе именуемые Стороны, по вопросам обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и качества оказания услуг по организации питания, закупаемых за счет средств бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы (Московского городского фонда обязательного медицинского страховании) в государственных учреждениях образования, здравоохранения и социальной сферы города Москвы, а также качества и безопасности продовольствия, закупаемого в городской резервный продовольственный фонд.
1.2. Взаимодействие осуществляется в пределах компетенции Сторон в следующих формах:
- информирования Сторон по результатам проведения мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов и качества оказания услуг по организации питания, закупаемых за счет средств бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы (средств Московского городского фонда обязательного медицинского страховании и пенсионного фонда) в государственных учреждениях здравоохранения, образования и социальной сферы города Москвы;
- обмена информацией по вопросам качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и качеством оказания услуг по организации питания, закупаемых за счет средств бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы (Московского городского фонда обязательного медицинского страховании и пенсионного фонда);
- выработки совместных предложений по вопросам обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и качеством оказания услуг по организации питания, закупаемых за счет средств бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы (средств Московского городского фонда обязательного медицинского страховании и пенсионного фонда).
1.4. При осуществлении взаимодействия Сторон в пределах своей компетенции руководствуются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы.
1.5. Стороны самостоятельны в осуществлении своих полномочий.

2. Предмет и цели Регламента
2.1. Предметом настоящего Регламента является организация эффективного взаимодействия и информационного обмена Сторон в области обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и качества оказания услуг по организации питания, закупаемых за счет средств бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы (Московского городского фонда обязательного медицинского страховании и пенсионного фонда) в государственных учреждениях образования, здравоохранения и социальной сферы города Москвы, а также качества и безопасности продовольствия, закупаемого в городской резервный продовольственный фонд.

3. Порядок взаимодействия Сторон
3.1. В целях реализации настоящего Регламента Стороны:
3.1.1. Обмениваются информацией, представляющей взаимный интерес, по вопросам качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и другим вопросам, входящим в компетенцию каждой из Сторон.
3.1.2. В случае выявления нарушений условий государственных контрактов, гражданско-правовых договоров и договоров на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и оказания услуг по организации питания, закупаемых за счет средств бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы (Московского городского фонда обязательного медицинского страховании и пенсионного фонда) в государственных учреждениях образования, здравоохранения и социальной сферы города Москвы в части качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и качества оказания услуг по организации питания МосГИК информирует Управление Роспотребнадзора по городу Москве.
3.1.3. При получении неудовлетворительных результатов лабораторных исследований (испытаний, измерений) пищевых продуктов МосГИК информирует Управление Роспотребнадзора по городу Москве с приложением протокола испытаний и экспертного заключения аккредитованной испытательной лаборатории, проводившей исследование (испытание, измерение).
3.1.4. МосГИК вправе направлять образцы продукции, закупаемой за счет средств бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы (Московского городского фонда обязательного медицинского страховании и пенсионного фонда) и предназначенной для организации питания в государственных учреждениях образования, здравоохранения и социальной сферы города Москвы, в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» в рамках гражданско-правовых отношений для проведения лабораторных исследований (испытаний, измерений).
3.2. В рамках настоящего Регламента Стороны также организуют и проводят совместные совещания, конференции, семинары, «круглые столы» и т.п. по вопросам обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия в государственных учреждениях образования, здравоохранения и социальной сферы города Москвы.
3.3. Информационное взаимодействие между Сторонами осуществляется на основании письменных запросов, подлежащих рассмотрению и предоставлению запрашиваемой информации в установленный срок.
3.3.1. Целью информационного обмена между Сторонами является оперативное получение информации для принятия решений по результатам мероприятий по контролю.
3.3.2. Полученную в порядке обмена информацию Стороны используют только в пределах предоставленных полномочий.
3.4. Настоящий Регламент не препятствует Сторонам в определении и осуществлении иных, не предусмотренным настоящим Регламентом, форм сотрудничества.

4. Подписи Сторон

Исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
по городу Москве

В.М. Глиненко

Исполняющий обязанности начальника Государственной инспекции города Москвы по
качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

И.Б. Калиновская

    Эмблема Роспотребнадзора Флаг Роспотребнадзора Вымпел Роспотребнадз … Википедия

    Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ (Роспотребнадзор) - 1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно … Официальная терминология

    Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка; находится в ведении Министерства… …

    Федеральная служба разновидность федеральных органов исполнительной власти России. Основная функция: контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере, а также оказание услуг. Статус федеральных служб упорядочен в 2004 в… … Википедия

    Всемирный день прав потребителя - 15 марта, начиная с 1983 года, по решению ООН, отмечается Всемирный день прав потребителя. В России он был официально принят в 1996 году после вступления страны во Всемирную организацию союзов потребителей (Consumers International, CI). Каждый… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Защита прав потребителя комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных домашних и иных нужд не… … Википедия

    Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ - (до 1 октября 2005 г.) единая федеральная централизованная система органов и учреждений, которая осуществляла государственный санитарно эпидемиологический надзор; основными задачами Г.с. являлись профилактика инфекционных и массовых… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    Роспотребнадзор - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) ведомство, осуществляющее контроль в самых различных отраслях: в торговле, банковском секторе, на производстве. Основой для работы ведомства… … Банковская энциклопедия

    Государственный санитарно-эпидемиологический надзор - надзор за соблюдением работодателями санитарно гигиенических и санитарно противоэпидемиологических норм и правил, осуществляемый специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. До проведения в 2004 г. реформы системы и… … Российская энциклопедия по охране труда

    Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти. Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя… … Википедия

Представительство в суде и защита прав, досудебное урегулирование споров, медиация, абонентское сопровождение организаций, кадровое делопроизводство, трудовое право, восстановление на работе и выплата заработной платы, регистрация и ликвидация предприятий, земельные споры, споры связанные с недвижимостью, сопровождение сделок с недвижимостью, бесплатная юридическая консультация. Квалифицированный юрист Вологда. Квалифицированный адвокат Вологда. Квалифицированный юрист Москва. Квалифицированный адвокат Москва. Квалифицированный юрист Санкт-Петербург. Квалифицированный адвокат Санкт-Петербург. Суд по интеллектуальным правам. Европейский суд по правам человека. Апелляционная жалоба. Апелляционная жалоба в Московский городской суд. Апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд. Санкт-Петербургский городской суд. Московский городской суд. Верховный суд. Кассационная жалоба. Кассационная жалоба в Верховный суд. Оценка перспектив обращения в Европейский суд по правам человека. Подготовка жалоб в Европейский суд по правам человека. ЕСПЧ. Оценка перспектив обращения в ЕСПЧ. Подготовка жалоб в ЕСПЧ. Жалоба ЕСПЧ. Жалоба в ЕСПЧ. Адвокат ЕСПЧ. Юрист ЕСПЧ. Адвокат Европейский суд по правам человека. Юрист Европейский суд по правам человека. Комитет ООН по правам человека. Подготовка жалоб в Комитет ООН по правам человека. Подготовка жалоб в Комитет ООН по правам человека. Оценка перспектив обращения в Комитет ООН по правам человека. Жалоба Комитет ООН по правам человека. Адвокат Комитет ООН по правам человека. Юрист Комитет ООН по правам человека. Арбитражный суд города Москвы. Арбитражный суд Московской области. Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Арбитражный суд Вологодской области. Девятый апелляционный арбитражный суд. Десятый апелляционный арбитражный суд. Тринадцатый апелляционный арбитражный суд. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд. Арбитражный суд Московского округа. Арбитражный суд Северо-Западного округа. Юрист Верховный Суд. Адвокат Верховный Суд. Юрист Верховный Суд Российской Федерации. Адвокат Верховный Суд Российской Федерации. Юрист Верховный Суд РФ. Адвокат Верховный Суд РФ. Юрист Вологодский областной суд. Адвокат Вологодский областной суд. Юрист Ленинградский областной суд. Адвокат Ленинградский областной суд. Юрист Сантк-Петербургский городской суд. Адвокат Санкт-Петербургский городской суд. Юрист Московский областной суд. Адвокат Московский областной суд. Юрист Московский городской суд. Адвокат Московский городской суд. Реновация Москва. Реновация в Москве. Юрист реновация Москва. Юрист реновация в Москве. Адвокат реновация Москва. Адвокат реновация в Москве.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве осуществляет свою деятельность с 01 марта 2005 года на основании «Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве», утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22.06.2012 № 643 "Об утверждении положения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве".

Управление Роспотребнадзора по городу Москве является территориальным органом Роспотребнадзора России (Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка) на территории города Москвы.

Управление Роспотребнадзора по городу Москве осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти города Москвы (в т.ч. Правительство Москвы ), органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Правовые основы деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по городу Москве установлены положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по городу Москве и регламентированы Федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В состав Управления входит 20 профильных отделов и 14 территориальных отделов. Общее количество сотрудников - 970 человек.

Специалисты Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по городу Москве осуществляют санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска в и аэропорту Внуково .

Управление в пределах своей компетенции осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, в том числе:

1. государственный санитарно-эпидемиологический надзор ;

2. деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также применяет меры административного, ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами обязательных требований в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3. организацию и осуществление санитарно-карантинного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской федерации в целях предупреждения завоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), а также потенциально опасных для населения товаров и грузов;

4. государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

5. контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров, выполнением работ, оказанием услуг;

6. лицензирование деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний ;

7. лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения ;

8. деятельность по государственной регистрации:

Впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготавливаемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств);
- отдельных видов продукции, представляющей потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);
- отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации;
- лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф, инцидентов;

10. организацию и проведение мероприятий по санитарной охране территории города Москвы от заноса и распространения инфекционных заболеваний , представляющих опасность для населения, а также от ввоза на территорию Российской Федерации и реализации на территории Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека;

11. подготовку и выдачу санитарно-эпидемиологических заключений по вопросам осуществления надзора в пределах своей компетенции на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, анализов, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок;

12. организацию и проведение социально-гигиенического мониторинга;

13. прием граждан, своевременное и полное рассмотрение обращений запросов органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.