Охарактеризуйте основные экологические права рф. Закон об экологии

  • Можно ли с помощью закона уменьшить озоновые дыры?
  • Надо ли платить за использование природных ресурсов?
  • Какое наказание ждет загрязнителей воздуха?
  • Не страдаем ли мы экологической безнравственностью?

Наши экологические права и обязанности . В наиболее общем виде права и обязанности граждан нашей страны в области экологической безопасности и охраны природы указаны в основном законе страны - Конституции Российской Федерации.

В ее 42-й статье читаем: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Сразу обратим внимание на три составляющие этой нормы закона.

  1. Право на благоприятную окружающую среду предполагает, что каждый из нас имеет возможность проживать в здоровой в экологическом отношении местности, дышать чистым воздухом, пить чистую воду и т. п.
  2. Право на достоверную информацию означает, что граждане могут требовать от соответствующих организаций своевременных, полных и правдивых сведений, к примеру о радиационной обстановке, о концентрации вредных соединений в воздухе, о местах захоронений опасных отходов.
  3. Если предприятие или отдельный человек вызвали своей деятельностью неблагоприятное воздействие на окружающую среду и нанесли этим самым вред здоровью других людей или ущерб их имуществу, то каждый из них вправе требовать возмещения этих потерь. Допустим, в результате аварии нефтяного танкера разлившаяся нефть сделала невозможным морской рыбный промысел - источник существования жителей прибрежных деревень. Хозяева судна должны будут компенсировать упущенные профессиональные возможности рыбакам, а тем, кто решил оставить это место жительства, оплатить расходы, связанные с переездом.

Вернемся к конституционным нормам. В статье 58 Конституции РФ сформулирована обязанность каждого охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Положения Конституции нашли свою конкретизацию во многих законах, регулирующих природоохранную деятельность человека и направленных на защиту окружающей среды. Так, в законе «Об охране окружающей природной среды» указано, что право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду обеспечивается, в частности, социальным и государственным страхованием граждан, образованием резервных фондов помощи, государственным контролем за состоянием природной среды.

Помимо конкретизации данного конституционного права, закон формулирует еще ряд прав граждан: создавать общественные объединения, фонды по охране природы, принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, референдумах по охране окружающей среды, требовать отмены решений о строительстве вредных объектов, о прекращении работы предприятий, оказывающих отрицательное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных в экологических правонарушениях.

Конституционная обязанность граждан по охране природы имеет также достаточно полное выражение: принимать участие в охране природы, соблюдать требования природоохранного законодательства, личным трудом оберегать природные богатства, повышать уровень своих знаний о природе, свою экологическую культуру.

Как закон охраняет природу? В уже упомянутом законе «Об охране окружающей природной среды» весьма четко указано, что подлежит охране. Это естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты.

Напомним, что экологическая система - это природная система, в которой живые организмы и среда их обитания объединены в единое целое. Под генетическим фондом в экологии понимается вся совокупность видов живых организмов с их наследственными задатками. Особого упоминания требует проблема сохранения озонового слоя атмосферы, возникшая сравнительно недавно. В этом слое, который, как вам хорошо известно, служит защитой от ультрафиолетового излучения, образовались так называемые дыры, через которые солнечная радиация беспрепятственно проникает на Землю. Многие исследователи полагают, что одной из причин появления этих дыр стало широкое использование в аэрозолях и холодильниках газов, которые вступают в реакцию с озоновым слоем и ослабляют его. В 80-е гг. XX в. многие страны мира подписали специальное соглашение об охране озонового слоя. В соответствии с ним наше государство проводит поэтапное сокращение производства и использования озоноразрушающих веществ.

Какие же меры предусмотрены в законе для охраны этих природных объектов?

Прежде всего вводится нормирование качества окружающей природной среды. Это означает, что устанавливаются предельно допустимые наличия опасных для здоровья человека веществ, выбросов, сбросов вредных веществ, предельная нагрузка на окружающую среду, нормы защиты санитарных зон и т. п. Для определения степени опасности или вредности той или иной деятельности проводится экологическая экспертиза (от лат. ехрегtus - опытный), т. е. исследование специалистами соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям.

Чтобы уменьшить ущерб, наносимый человеком природе, побудить людей более экономно расходовать ее богатства, закон вводит плату за использование природных ресурсов.

С учетом угрозы живому, возникшей на определенной территории, выделяются зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия. К зонам чрезвычайной экологической ситуации относятся местности, где под влиянием деятельности человека происходят устойчивые изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью человека и состоянию экологических систем. Там прекращается деятельность, отрицательно влияющая на природную среду. Одна из таких зон возникла в Уральском регионе. Чрезвычайная экологическая ситуация стала следствием деятельности производственного объединения «Маяк», занимающегося переработкой использованного в реакторах ядерного топлива. Высокотоксичные отходы закачиваются в емкости, изготовленные десятилетия назад. В 1957 г. одна из таких емкостей взорвалась, что привело к тяжелейшим экологическим последствиям.

Территории, где под влиянием деятельности человека происходят необратимые изменения природной среды, существенно ухудшается здоровье людей, деградирует растительный и животный мир, объявляются зонами экологического бедствия. Здесь прекращается всякая хозяйственная деятельность, кроме той, которая обеспечивает жизненные нужды проживающего населения. Зоной экологического бедствия стала местность, прилегающая к Чернобыльской атомной станции, после аварии на одном т ее блоков в 1986 г.

Наряду с территориями, где уже возникли крупные экологические проблемы, деятельность людей ограничивается и в другиx местностях, отнесенных природоохранным законодательством к особо охраняемым природным территориям и объектам. Речь идет о заповедниках, заказниках, природных парках.

Законы в области охраны окружающей природной среды, как и законодательство в любой другой области, предусматривают различные виды ответственности за экологические правонарушения. Это может быть дисциплинарная ответственность (ее несут руководители предприятий, другие должностные лица, если, к примеру, превышены нормативы вредных выбросов предприятия в окружающую среду), административная (так, на предприятие или отдельное лицо может быть наложен штраф за неподчинение государственным органам, осуществляющим экологический контроль). Те же, кто совершил экологическое преступление, несут уголовную ответственность. К примеру, если захоронение радиоактивных веществ произведено с нарушением установленных правил и это привело к заражению окружающей среды, то виновные в этом деянии лица наказываются лишением свободы на срок до пяти лет. Конечно, преступность подобных действий, непосредственно наносящих непоправимый вред всему живому, очевидна. В Уголовном кодексе к экологическим преступлениям отнесены и незаконная порубка деревьев и кустарников, и уничтожение критических мест обитания для организмов, внесенных в Красную книгу, и нарушение режима заповедников, национальных парков и других охраняемых природных территорий.

Экология и нравственность . Нашими поступками в отношениях с природой должны двигать не только опасения понести наказание за экологическое правонарушение, но в первую очередь внутренняя убежденность в необходимости бережного отношения к природе и ее богатствам.

К сожалению, еще немало людей, которые руководствуются в повседневной жизни весьма привычными принципами: «После нас - хоть потоп», «На наш век хватит». Есть и такие, которые недооценивают опасность экологического кризиса. Вот типичный пример их рассуждений: «Ну что запугиваете? Природа и не такое вытерпит! Сколько лет грозят, а так ли уж страшно? Ну, в городах вода и воздух, конечно, неважные, но стоит отъехать на пару десятков километров... Вот у меня на даче...»

Между тем ученые говорят о наступившей беде с конкретными цифрами в руках. Писатели-фантасты изображают мрачное будущее человечества: безжизненная, изгаженная, обезображенная земля и человек, превратившийся из властелина в изгоя, вынужденный отыскивать на планете редкие уголки, еще пригодные для жизни. И все это плоды неразумного хозяйствования и безответственного отношения к природе многих поколений людей.

В одной из журнальных публикаций приведен следующий пример: «Несколько десятилетий тому назад подняли целинные земли. Сделали это, не задумываясь о роли почвы в биосфере. Как-то не вспомнили о ней и не принимали эффективные меры по защите земли... Начали распахивать степь сплошь, в то время как можно лишь полосами. Лесопосадки тоже оказались излишними... В результате миллиарды тонн плодородных земель пустили на ветер... Уничтожены уникальные сообщества трав, животных, насекомых. Наконец, во множестве исчезли овцы, лошади, коровы... Нет прежнего режима почв, нет букета трав. Нет скотоводства. Сушь. Ветер. Страшные пыльные бури. Опустошение».

Чем было вызвано резкое ухудшение экологической обстановки в этой местности? Очевидно, что главное здесь - не отсутствие современной техники и дело не просто в неумелом ведении хозяйства. «Случившееся,- пишет автор,- следствие примитивного представления о природе и отсутствия фундаментальных знаний о биосфере и еще, я бы сказал,-экологической безнравственности: брать и брать, не восполняя и не возвращая свой долг природе».

Преодолевая эту «экологическую безнравственность», нужно помнить, что нельзя к природе относиться потребительски ради сиюминутной выгоды, пагубные последствия скажутся и на ней, и на самом человеке. Жизнь подтверждает правило: отношение человека к природе характеризует и его отношение к самому себе, другим людям, обществу в целом.

Общественные движения в защиту природы . Сегодня во многих странах мира существуют различные общественные организации, провозгласившие своими главными целями охрану природы и обеспечение экологической безопасности. В борьбе за чистоту атмосферы, вод, против ядерной угрозы «зеленые», как называют защитников окружающей среды, делают много полезного. Нередко они вынуждали власти закрыть предприятия с вредными выбросами или поставить на них дополнительные очистные сооружения. «Зеленые» входят в Европейский парламент, в ряде стран они превратились во влиятельные политические партии. В десятках стран мира имеет свои отделения независимая международная общественная организация «Гринпис», главная цель которой - предотвратить деградацию окружающей среды.

В нашей стране также растет число тех, кто активно выступает за оздоровление экологической обстановки. Вы, наверное, слышали о многочисленных выступлениях в защиту озера Байкал, когда люди протестовали против строительства на его берегах целлюлозно-бумажного комбината. Широко известны активные выступления в советское время против проекта переброски течения сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию, что могло бы привести к серьезным экологическим последствиям. Под давлением участников экологических движений было закрыто несколько предприятий, наносящих своей деятельностью вред окружающей среде, в частности мебельный комбинат в Приозерске.

Вместе с тем не всегда деятельность «зеленых» вызывает одобрение. Так, сегодня многие из них выступают против биотехнологий, возможности которых, по оценкам многих ученых, очень велики. С помощью биотехнологий производят все более чистые лекарства, ферменты для бытовых моющих средств, добавки для нейтрализации нефтяных и ядовитых отходов. Использование биотехнологий помогает повысить защитные свойства растений, их противостояние неблагоприятным погодным условиям, сокращает потребность в опасных для окружающей среды удобрениях.

В то же время некоторые лидеры «зеленых» утверждают, что биотехнологии - это всего лишь «еще один способ эксплуатации бедных фермеров за счет подчинения их интересам большого бизнеса». Ученые многих стран мира озабочены подобным положением, считая, что в данном случае движение «зеленых» тормозит решение насущных, в том числе и экологических, проблем.

Активные выступления в защиту окружающей среды приносят свои результаты. Но это лишь первые шаги. Впереди - огромная работа. И сегодня каждому из нас стоит задуматься, какие нравственные требования к людям предъявляет сложившаяся экологическая ситуация, какой собственный вклад мы могли бы внести в дело защиты окружающей среды.

    Основные понятия

  • Экологическое право, экологические права и обязанности, объекты природоохранной деятельности, экологическая экспертиза, ответственность за экологические правонарушения.

    Термины

  • Нормирование качества окружающей среды, зона чрезвычайной экологической ситуации, зона экологического, бедствия, особо охраняемые природные территории.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие права граждан в сфере экологической безопасности закреплены в нашей Конституции?
  2. Какова конституционная обязанность граждан нашей страны в области охраны природы?
  3. Как экологические права и обязанности конкретизированы в законе «Об охране окружающей природной среды»?
  4. Какие природные объекты в соответствии с этим законом подлежат охране?
  5. Что означает нормирование качества окружающей природной среды?
  6. Каково назначение экологической экспертизы?
  7. Покажите на конкретных примерах различия между зонами чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия.
  8. Что относится к особо охраняемым природным территориям?
  9. Приведите примеры экологических правонарушений.
  10. Каковы виды экологической ответственности?
  11. Какие действия закон относит к экологическим правонарушениям?
  12. В чем проявляется «экологическая безнравственность»?
  13. За что выступают «зеленые»?

Задания

  1. Между предприятием и государственным органом возникли споры по поводу:
    • суммы налоговых отчислений в бюджет,
    • размера платы за вредные выбросы,
    • размещения нового объекта,
    • заключения экоэкспертизы.

    Определите, какие из этих споров можно отнести к экологическим.

  2. Из приведенного перечня выделите, что относится к причинам, а что - к последствиям экологического кризиса:
    1. ухудшение среды обитания человека,
    2. грубые механические приемы земледелия,
    3. нерациональное использование природных ресурсов,
    4. исчезновение многих видов животных и растений,
    5. потребительское отношение к природе,
    6. увеличение промышленных отходов,
    7. жизненный принцип: «После нас - хоть потоп»,
    8. рост наследственных заболеваний.
  3. Экологическая ответственность основывается на принципе «загрязнитель платит». Установите, кто должен платить в следующих конкретных случаях:
    • На военном полигоне многие годы проводилось испытание ядерного оружия. В результате произошло разрушение экосистемы данной местности, уничтожены многие виды растений и животных, радиоактивное заражение сделало невозможным использование земель в хозяйственных целях.
    • Частное предприятие по производству химических красителей имело слабые очистные сооружения. Вредные сбросы попадали в реку, воду из которой местные жители использовали для хозяйственно-бытовых нужд. Следствием этого стал заметный рост числа заболеваний.

В ст. 42 Конституции РФ перечислены основные группы экологических прав граждан и иных физических лиц, в том числе их право на:

Благоприятную окружающую среду;

Достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

Возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Анализ приведенных выше прав позволяет провести определенную их классификацию. Так, право на благоприятную окружающую среду по своей сути является естественным правом человека, принадлежащим ему от рождения. При этом надлежащая реализация такого права фактически не зависит от самой личности, а напрямую связана с финансовыми, материальными организационными и иными возможностями органов публичной власти обеспечить благоприятное для человека состояние окружающей среды. Хотя прилагать собственные определенные усилия в целях улучшения своей среды обитания, например, путем добровольных пожертвований на природоохранные мероприятия либо посредством участия в таких мероприятиях, конкретному физическому лицу закон и не запрещает.

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды может быть рассмотрено с нескольких позиций. С одной стороны человек может реализовать это право путем активного волеизъявления, обращаясь с запросом к уполномоченному на то органу публичной власти. При этом необходимо четко конкретизировать объект своего интереса применительно к месту своего жительства или преимущественного пребывания, поскольку на поставленные вопросы общего характера, как показывает практика, едва ли можно получить исчерпывающий ответ.

В то же время это право, согласно действующему законодательству, может реализоваться физическим лицом и в «пассивном» режиме. Речь идет об обязанности государственных органов по охране окружающей среды ежегодно готовит доклад о состоянии окружающей среды в субъектах Российской Федерации и на базе его федеральный доклад, который затем обнародуется. Вместе с тем данная процедура позволяет лишь определить общие тенденции (улучшение, ухудшение либо стабилизацию экологической обстановки) в сравнении с аналогичными периодами. Поэтому с точки зрения буквального соблюдения рассматриваемого права важное значение имеет своевременность доведения уполномоченными на то органами до населения информации, создающей реальную угрозу жизни и здоровью физических лиц в каждом конкретном случае. В этом смысле не случайно в ст. 237 уголовного кодекса РФ установлена ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер для устранения такой опасности, указанной информацией.

То есть если руководитель предприятия, на котором произошли незапланированные выбросы или сбросы, превышающие официально установленные лимиты, не сообщил об этом в специально уполномоченные органы, то он может являться субъектом уголовной ответственности по названной статье. Равно как и представитель, специально уполномоченного органа, будучи проинформированным о той или иной неблагополучной ситуации, но, не приняв мер к обеспечению безопасности населения на соответствующей территории, тоже нарушает уголовный закон.

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, возникает при наличии установленной экспертными исследованиями и подтвержденной в заключении причинно-следственной связи между экологическим правонарушением и причинением ущерба. Вместе с тем и здесь не обойтись без выражения воли физического лица (его представителя) на возмещение ему ущерба посредством направления в суд соответствующего искового заявления.

В ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в несколько иной интерпретации повторяются закрепленные в конституции РФ экологические права, а также перечисляются возможные способы реализации гражданами своих экологических прав. Так, помимо права на благоприятную окружающую среду, гражданин имеет право на защиту этой среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, а также на возмещение вреда причиненного окружающей среде.

Реализуя свои экологические права граждане могут:

Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

Направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по её охране;

Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащей законодательству Российской Федерации акциях;

Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении в установленном порядке;

Оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

Обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

Предъявлять иски в суд о возмещении вреда окружающей среде;

Осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Конкретизация экологических прав граждан и способов их реализации находит свое отражение в законодательных и подзаконных актах. Так глава V Федерального закона «Об экологической экспертизе» регламентирует процедуру инициирования и проведения общественной экологической экспертизы. По своей сути это одна из возможных форм реализации права граждан, как на благоприятную окружающую среду, так и на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, поскольку выводы, содержащиеся в заключении экспертной комиссии, являясь доступными для проживающего на соответствующей территории населения, позволяют иметь четкое представление о негативных и позитивных сторонах предлагаемого к реализации объекта (например, производственного комплекса, автозаправочного пункта и т. д.), который исследуется в ходе экспертизы.

Статья 10 Федерального закона «О животном мире» предоставляет гражданам осуществлять общественный контроль и проводить мероприятия по охране животного мира и среды его обитания, что можно отнести к активной форме реализации гражданами своего права на благоприятную окружающую среду применительно к сфере охраны и использования животного мира, в то время как применительно к специально уполномоченных органов в рассматриваемой сфере осуществление схожей деятельности (государственный контроль, мероприятия по охране объектов животного мира и т. п.) можно отнести уже к разряду функциональных обязанностей.

Проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера осуществляется с требованиями Федерального закона от 19.06.2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Вместе с тем перечисленные выше конституционные и производные от них экологические права, также как и схожие по смыслу с ними иные права, закрепленные в других законах, относятся к группе прав в сфере охраны окружающей среды, что, безусловно, является важной составляющей в эколого-правовом статусе личности, но не дает полного представления о правомочиях физических лиц. С точки зрения классификации, такие экологические права можно отнести к категории общих прав.

В тоже время необходимо говорить и об отдельных правах граждан и иных лиц, осуществляемых в процессе природопользования, которые относятся к категории специальных прав. Такие права закреплены в природоресурсных законодательных актах и их реализация в полном объеме также зависит от волеизъявления соответствующего субъекта. Например, согласно ст. 22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр, а это может быть и физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, вправе:

Использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей обозначенной в лицензии цели;

Самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству;

Использовать отходы своего горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производств, если иное не оговорено в лицензии;

Проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией и т. д.

возможность осуществления правомочий в определенных законом случаях обусловлена наличием специальных разрешений (лицензий). Так, согласно ст. 35 Федерального законно «О животном мире» пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок. В ст. 46 Водного кодекса Российской Федерации закреплено, что права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Содержание самих специальных прав водопользователя раскрывается в нормах названного Кодекса и заключается в возможности:

Использовать водные объекты для собственных нужд, либо для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 27);

Получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления своей деятельности (ст. 92);

Отказываться от пользования водным объектом (ст. 60) и др.

наконец, участники общественных отношений, которые относятся к сфере обеспечения экологической безопасности, наделяются самостоятельной группой прав. Эти права можно классифицировать как особые экологические права.

Например, ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает, что граждане имеют право:

На защиту жизни, здоровья, их личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

В соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

Быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

Обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления, индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Участвовать в установленном законом порядке в мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

На возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Приведенный выше перечень позволяет говорить об определенной схожести прав граждан в сферах обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, однако индивидуальная специфика особых и общих экологических прав все-таки очевидна и их разделение предопределено ст. 42 конституции Российской Федерации.

Давая определение экологическим правам граждан, следует отметить, что это закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, а также допускаемые (не запрещенные) ими формы волеизъявления граждан в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, создание препятствий, в реализации которых может повлечь за собой негативные для нарушителей этих прав последствия в установленном законом порядке.



Согласно части первой ст. 20 Конституции РФ основным пра­вом каждого человека является право на жизнь . Это право пре­дусмотрено положениями Хартии прав человека, Всемирной декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, Декларацией прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 нояб­ря 1991 года. Это право закреплено в Стокгольмской деклара­ции, принятой на конференции ООН по охране окружающей среды (1972), и в последующих международных документах.
На этом фундаментальном праве базируются все иные права чело­
века, в том числе экологические. Статьей 42 Конституции РФ предусмотрены следующие экологиче ­ ские права человека :
право на благоприятную окружающую среду;
право на достоверную информацию о ее состоянии;
право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право на благоприятную окружающую среду конкретизировано
в ст. 11 Закона "Об охране окружающей среды". Благоприятной окружающей средой признается такая среда, каче­ство которой обеспечивает устойчивое функционирование естест­венных экологических систем, природных и природно-антро­погенных объектов, и параметры которой соответствуют установ­ленным стандартам, обеспечивающим охрану жизни и здоровья человека, растительного и животного мира, сохранение генетиче­ского фонда. Состояние такой среды должно отвечать нормативам, касающимся ее чистоты, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.
В систему нормативов качества окружающей среды входят:
основные требования к нормированию качества окружающей среды (ст. 20 Закона);
нормативы качества окружающей среды:
нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химиче­ских веществ, включая радиоактивные вещества;
нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

Нормативы, установленные в соответствии с биологически­ми показателями состояния окружающей среды, в том чис­ле видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
иные нормативы качества окружающей среды (ст. 21 Закона);
нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: . нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микро­организмов (ст. 23 Закона); . нормативы образования отходов производства и потребле­ния и лимиты на их размещение (ст. 24 Закона); . нормативы допустимых физических воздействий на окружа­ющую среду (ст. 25 Закона);
. нормативы допустимого изъятия компонентов природной сре­ды (ст. 26 Закона);
нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружа­ющую среду (ст. 27 Закона);
иные нормативы в области охраны окружающей среды (ст. 28 Закона);

требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим ме­тодам контроля;
ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях пре­дотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду;
порядок организации деятельности в области охраны окружаю­щей среды и управления такой деятельностью (ст. 29 Закона);
лицензирование отдельных видов деятельности в области ох­раны окружающей среды (ст. 30 Закона);
экологическая сертификация (ст. 31 Закона).

Конституцией РФ предусмотрено право граждан на достовер ­ ную информацию о состоянии окружающей среды . В части вто­рой ст. 24 Основного закона записано, что должностные лица органов государственной власти и органов местного само­управления обязаны обеспечить каждому возможность озна­комления с документами и материалами, непосредственно за­трагивающими его права и свободы. Это одно из завоеваний демократии в корне изменило ситуацию, когда все экологиче­ские проблемы в стране были окружены завесой секретности. Конституцией установлена также ответственность за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих уг­розу для жизни и здоровья людей (часть третья ст. 41).
Федеральный Закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 (в ред. от 10.01.2003) предусматривает за­щиту прав граждан на экологическую информацию, в том числе сведения о последствиях аварий и катастроф, информацию о безо­пасности населенных пунктов. Подобная информация не может составлять государственную тайну, доступ к данной информации не может быть ограничен. Государственная защита открытости экологической информации для населения страны обеспечила публичность сведениям, которые прежде сопровождались грифом "Для служебного пользования", "Совершенно секретно".
Одним из критериев такой информации является ее достоверность. Достоверной считается заведомо не искаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномо­ченные государственные органы в области охраны окружающей среды. Степень достоверности информации зависит, в частности, от уровня развития экологической науки и техники, используемой в области мониторинга и контроля.
Закон "Об информации, информатизации и защите информации" предусматривает способы реализации права на доступ к соответст ­ вующей информации , а именно:
пользователи обладают равными правами на доступ к государ­ственным информационным ресурсам и не обязаны обосновы­вать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации (исключение составляет ин­формация с ограниченным доступом);
доступ физических лиц и юридических лиц к государственным информационным ресурсам служит основой осуществления общественного контроля за состоянием экологии;
органы государственной власти и местного самоуправления обязаны создавать доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомст­венных им организаций, в пределах своей компетенции осуще­ствлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасно­сти и другим вопросам, представляющим общественный интерес;
отказ в доступе к информационным ресурсам может быть об­жалован в суде;
лицо, которому отказано в доступе к информации, и лицо, по­лучившее недостоверную информацию, имеют право на воз­мещение понесенного ими ущерба.

Право на возмещение ущерба , причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением , закреплено в ст. 42 Конститу­ции РФ. Закон "Об охране окружающей среды" конкретизирует данное положение. Юридические и физические лица, причи­нившие вред окружающей среде (в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использо­вания природных ресурсов, деградации и разрушения естест­венных экологических систем, природных комплексов и при­родных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды), обязаны возместить его в полном объеме.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденны­ми таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на вос­становление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного наруше­нием законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбит­ражного суда.
Права и обязанности (полномочия) граждан в области охраны окружающей природной среды установлены ст. 11 Закона "Об охране окружающей среды".
Прова граждан :
создавать общественные объединения, фонды и иные неком­мерческие организации, осуществляющие деятельность в об­ласти охраны окружающей среды;

Обязанности граждан :
сохранять природу и окружающую среду;
бережно относиться к природе и природным богатствам;
соблюдать иные требования законодательства.

Центральное место среди принципов экологического права , как отмеча-лось выше, занимает приоритет охраны жизни и здоровья человека. В связи с этим важнейшей особенностью современного экологического права явля-ется становление и развитие института экологических прав граждан в каче-стве одного из определяющих в его системе.

Основные права граждан Российской Федерации в сфере экологии за-креплены в Конституции РФ . Ст. 42 провозглашает одно из неотъемлемых прав человека - право на благоприятную окружающую среду, которое до-полняется другими взаимосвязанными с ним экологическими правами: на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим пра-вонарушением.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются право-судием.

Вместе с тем нормы Конституции РФ конкретизируются в действующем экологическом законодательстве. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» устанавливает, что каждый гражданин имеет право на ох-рану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вы-званного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, сти-хийных бедствий.

Это право обеспечивается:

Планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвида-ции последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

Социальным и государственным страхованием граждан, организацией медицинского обслуживания населения;

Предоставлением реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды;

Возмещением в судебном или административном порядке вреда, при-чиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природ-ной среды, последствий аварий и катастроф;

Государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлече-нием к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспече-ния экологической безопасности населения.

Право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружаю-щей среды осуществляется через реализацию конкретных полномочий граж-дан в области охраны окружающей среды, содержание которых раскрывает-ся в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 12), Основах законодательства об охране здоровья граждан (ст. 17, 19, 66), Федеральных Законах «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населе-ния» (ст. 8), «О радиационной безопасности населения» (ст. 22, 23, 26), «Об экологической экспертизе» (ст. 19) и других нормативных актах.


В соответствии с нормами указанных законов граждане РФ имеют право:

Создавать общественные объединения, фонды и иные общественные формирования по охране окружающей природной среды;

Принимать участие в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях, референдумах по охране окружающей природной среды, обращаться с пись-мами, жалобами и заявлениями по этим вопросам в компетентные органы;

Требовать от соответствующих органов предоставления своевремен-ной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природ-ной среды и мерах ее охраны;

Требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении и прекращении деятель-ности таких объектов;

Ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридичес-ких лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причинен-ного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением;

Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и получать информацию о результатах ее проведения;

Осуществлять другие права в сфере охраны окружающей среды, преду-смотренные законодательством.

Данным правам корреспондируют установленные законодательством обязанности граждан (ст. 58 Конституции РФ, ст. 12 Закона РСФСР «Об ох-ране окружающей природной среды»):

Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к при-родным богатствам;

Принимать участие в охране окружающей природной среды;

Соблюдать требования экологического законодательства и нормативы качества окружающей природной среды;

Повышать свою экологическую культуру, содействовать экологическо-му воспитанию подрастающего поколения.

Экологические права и обязанности граждане РФ могут осуществлять как в индивидуальном порядке, так и через участие в общественных эколо-гических объединениях. Последним также предоставлен ряд полномочий для осуществления их функций в сфере охраны окружающей природной среды.

Согласно ст. 13 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» они вправе:

Разрабатывать и пропагандировать свои экологические программы, за-щищать экологические права и интересы населения, развивать экологичес-кую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к ак-тивной природоохранительной деятельности;

За счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству окружающей природной среды, содействовать государственным органам в борьбе с экологическими правонаруше-ниями;

Требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов и ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;

Требовать предоставления своевременной, достоверной и полной ин-формации о загрязнении окружающей природной среды и мерах ее охраны;

Организовывать собрания, митинги, шествия, демонстрации, сбор под-писей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, рефе-рендумов по охране окружающей природной среды;

Ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должност-ных лиц, предъявлять в суде иски о возмещении вреда здоровью и имущест-ву граждан, причиненного экологическим правонарушением.

Государство гарантирует экологическим и иным общественным объеди-нениям, выполняющим экологические функции, и гражданам возможность реализации ими прав в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством РФ.

Государственные органы, их должностные лица обязаны оказывать все-мерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать необходимые меры по выполнению их предложений и требований в организации природоохранительной деятельности.

Экологическим правонарушением является виновное противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред ОС и здоровью человека (ст. 81 Закона ООПС).

Закон ООПС стоит на той позиции, что предприятия, организации и граждане, причиняющие вред ОС, здоровью или имуществу граждан, экономике страны загрязнением ОС, порчей, уничтожением, повреждение, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством (ст.86).

Это производится добровольно или по решению суда в соответствии с учрежденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическая затратам на восстановление нарушенного состояния ОС с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. С согласия сторон по решению суда или арбитражного суда вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанностей по восстановлению ОС за счет его сил и средств.

Экологическому правонарушению присущи следующие признаки:

  • Вина (при причинении вреда источником повышенной опасности вина не учитывается - ст. 1079 ГК)
  • Противоправность (нарушение закона ООПС и иных законодательных актов России и субъектов Федерации)
  • Наказуемость (к должностным лицам и гражданам применяются меры дисциплинарного, административного воздействия, уголовные наказания, они несут гражданско-правовую и материальную ответственность, а предприятия, учреждения и организации - административную и гражданско-правовую ответственность)
  • Вредность (общественная опасность) - причинение либо создания реальной угрозы причинения вреда ОС и здоровью человека.
  • Деяние (действие либо бездействие)

Экологическое правонарушение представляет собой противоправное деяние, совершенное путем действия (например, незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников) или бездействия (невыполнения правил охраны недр), поэтому для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

1. Противоправность поведения

2. Причинение экологического вреда (или реальная угроза его причинения) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права

3. Причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом (реальной угрозой его причинения) либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения в сфере реального ПР и ООС, установленные в законах, иных нормативных правовых актах порядок и правила использования и ООС и отдельных природных объектов. Предмет экологического правонарушения - ОС в целом и ее отдельные компоненты. Причем они должны соответствовать критериям, установленным применительно к объектам экологического права, т.е. иметь естественное происхождение, находиться в тесной взаимосвязи с остальной ОС, выполнять экологические функции.

Это один из ведущих признаков экологического правонарушения, отличающегося от всех остальных правонарушений, связанных с компонентами ОС. Так, нельзя рассматривать в качестве экологического правонарушения загрязнение воздуха производственных помещений, т.к. нет природного объекта. Не относится к составу экологических правонарушений хищение рыбы, находящейся в водоемах колхозов, совхозов и других предприятий.

Субъективная сторона выражается в форме вины: неосторожности и прямого или косвенного умысла, когда лицо создает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных последствий и сознательно допускает их наступление или относится к этому безразлично. Например, незаконная охота (ст.258 УК) может быть совершена только с прямым умыслом, уничтожение лесных массивов в результате неосторожного обращения с огнем - только по неосторожности (ст.261 УК).

Субъектом является лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое нормативными правовыми актами возложены соответствующе должностные обязанности (соблюдение правил ООС, контроль за их соблюдением), либо любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее требования экологического законодательства.

С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления.

Экологические проступки, будучи менее общественно опасными, по сравнению с преступлениями, считаются дисциплинарными, материальными, административными и гражданскими правонарушениями.

Административными экологическим нарушением (проступком) признается противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на установленный в России экологический правопорядок, здоровье и экологическую безопасность населения, причиняющее вред ОС или содержащие реальную угрозу такого причинения, за которое предусмотрена административная ответственность. Административное правонарушение по своим объективным признакам внешне схоже с преступлением, поэтому КоАП одним из предварительных условий применения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков преступления.

Перечень экологических правонарушений, за которые может наступить административная ответственность, приводится в ст. 84 Закона ООПС. Он носит примерный характер.

В Законе РСФСР « О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» эти правонарушения распределены по девяти группам:

1. Превышение установленных нормативов предельно допустимых вредных воздействий

2. Нарушение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции или вводе в эксплуатацию, эксплуатация предприятий, сооружений, иных объектов

3. Загрязнение ОС

4. Несоблюдение экологических требований при складировании, сжигании, переработки, захоронении промышленных и бытовых отходов

5. Нарушение правил транспортировки, хранения, применения химических средств с\х

6. Невыполнение требований по государственной экологической экспертизы и предписаний органов государственного экологического контроля

7. Сокрытие и искажение экологической информации

8. Незаконное расходование средств федерального и местных экологических фондов

9. Нарушение правил охраны природно-заповедных объектов.

Виды экологических преступлений.

Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевой воды либо изменение их природных свойств, если они повлекли существенный врет животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, наказываются: штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев; лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет; исправительными работами на срок до одного года; арестом на срок до трех месяцев. Если в результате загрязнения, засорения вод произошла массовая гибель животных или был причинен вред здоровью человека, то штраф увеличивается до 500МРОТ, срок лишения свободы - до трех лет, при тяжких последствиях - от двух до пяти лет.

Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если это повлекло загрязнение или изменение природных свойств воздуха, наказываются штрафом от 100 до200 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев; лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, исправительными работами на срок до одного года; арестом на срок до трех месяцев. Если по неосторожности был причинен вред здоровью человека, то штраф увеличивается в 2,5 раза, а срок лишения свободы - до трех лет, если загрязнение повело за собой смерть человека - до пяти лет.

Загрязнение морской среды означает привнесение веществ и материалов, ухудшающих качество морской среды, ограничивающее ее пользование, приводящее к уничтожению, истощению, заболеванию или сокращению живых ресурсов моря. Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников, либо вследствие нарушения захоронения или сброса с транспортных средств (либо с возведенных в море искусственных сооружений) веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды, наказывается: штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, исправительными работами на срок до двух лет; арестом на срок до четырех месяцев.

Если указанные действия причинили существенный вред здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, ОС, зонам отдыха либо другим охраняемым законом территориям, то наказание может составлять лишение свободы на срок до трех лет. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека увеличивают срок лишения свободы для осужденного до пяти лет.

Отравление, загрязнение или иная порча земель вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или ОС, наказываются: штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, исправительными работами на срок до трех лет; исправительными работами на срок до двух лет. Если данное экологическое преступление произошло в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, то срок лишения свободы увеличивается до трех лет. Действия, повлекшие смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Уничтожение или повреждение лесов (а равно насаждений, не входящих в лесной фонд) в результате неосторожного обращения с огнем или иным источником повышенной опасности, наказывается: штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, исправительными работами на срок до трех лет; исправительными работами на срок до двух лет; арестом на срок до двух лет. Если отмеченные выше действия произошли в результате загрязнения врезными веществами, отходами, выбросами или отбросами либо в результате поджога или иного общеопасного способа, осужденный наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Незаконная порубка (без соответствующего разрешения), а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если они совершены в значительном размере, наказываются: штрафом в размере от 50 до 100 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период одного месяца, исправительными работами на срок до трех лет; исправительными работами на срок до шести месяцев до одного года; арестом на срок до трех месяцев. Если отмеченные действия совершены неоднократно или в крупном размере, то штраф увеличивается в 2 раза.

Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, повлекшее резкое сокращение численности или гибель популяций этих организмов, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.

Незаконная охота, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба, с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей, в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации наказывается: штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, исправительными работами на срок до трех лет; исправительными работами на срок до шести месяцев до двух лет; арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Незаконная добыча рыбы, морского зверя и иных водных животных или промысловых морских растений, если она повлекла крупный ущерб или произведена с использование самоходного транспортного плавающего средства, электротока, химических и взрывчатых веществ или в зоне экологического бедствия, в местах нереста или на путях миграции к ним, наказывается: штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, исправительными работами на срок до двух лет; исправительными работами на срок до шести месяцев до одного года; арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Перечисленные выше действия, совершенные с использование своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются: штрафом в размере от 500 до 700 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев; лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Источники экологического права

Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Систему источников экологического права образуют:

    • Конституция Российской Федерации;
    • федеративные договоры;
    • международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права;
    • законы (конституционные и федеральные);
    • указы и распоряжения Президента РФ;
    • постановления и распоряжения Правительства РФ;
    • конституции, уставы, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
    • нормативные правовые акты министерств и ведомств;
    • нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
    • локальные нормативные правовые акты;
    • правовой обычай.

Конституция РФ. При анализе Конституции РФ как источника экологического права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды, рационального природопользования и экологической безопасности, и непосредственно экологические.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта норма имеет непосредственное отношение к экологическому праву, прежде всего в части обеспечения, соблюдения и защиты экологических прав каждого. "Достойная жизнь человека", которая должна обеспечиваться в социальном государстве, включает в свое содержание, наряду с материальной обеспеченностью, благополучием, также экологические аспекты.
Конституция устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9). Это положение может оцениваться как конституционное закрепление экологической функции государства и субъектов-природопользователей. Оно содержит их обязанность обеспечить охрану окружающей среды и отдельных природных ресурсов.
Объявляя человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2), Конституция устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Одновременно с признанием субъективных экологических прав Конституция возлагает на каждого обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
С учетом федеративного устройства России Конституция определяет, какие вопросы в сфере охраны окружающей среды должны быть решены исключительно на федеральном уровне и совместно Федерацией и ее субъектами. В частности, в исключительном ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; производство ядовитых веществ и порядок их использования (ст. 71). В основном вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе развитие земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и охране окружающей среды, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72).

Международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права. Конституция устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (а значит, и в сфере природопользования и охраны окружающей среды) являются составной частью ее правовой системы. Одновременно закрепляется примат норм международного права над национальными. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). Законы (конституционные и федеральные).

Головным законом экологического права России как отрасли является принятый 10 января 2002 г. Закон "Об охране окружающей природной среды", который пришел на смену утратившему силу Закону "Об охране окружающей природной среды" 1991 г. Это означает, что в вопросах охраны окружающей среды нормы других законов не должны противоречить данному законодательному акту.
Закон определил правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В систему экологического законодательства входит ряд других законов, включая:

Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г.;

Наряду с названными законами важную роль в охране окружающей среды играют законы, являющиеся источниками других отраслей российского законодательства:

Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г.;

К числу Указов и распоряжений Президента, регулирующих экологические правоотношения, относятся:

Указ от 4 февраля 1994 г. "О государственной стратегии РФ по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития";

Распоряжение от 26 июня 1995г. "Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью" и др.

Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Они касаются, к примеру, предоставления земель в пользование, процедуры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических права и интересов и т.д. (Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Уголовно-процессуальный кодекс РФ; Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. и др.).

Современный период России. На современном этапе, начало которого совпадает с началом 90-х гг., экологическое право развивается с учетом следующих факторов:

    • кризисного состояния окружающей среды в стране и общественных потребностей в восстановлении благоприятной окружающей среды;
    • дефектов, фрагментарности и пробельности существующего экологического законодательства;
    • перехода на рыночные отношения в экономике и, как следствие, перемещения центра тяжести с государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды на рыночные инструменты решения экологических проблем;
    • перспектив создания правового и социального государства;
    • мирового опыта в регулировании взаимоотношений общества и природы посредством внутреннего и международного экологического права.

В основе формирования государственной экологической политики в совоременной России:

    • принцип необходимости охраны окружающей природной среды как принцип политики;
    • принцип неистощительного использования и восстановления природных ресурсов;
    • принцип предосторожности, из которого вытекает обязательность экологической экспертизы;
    • принцип сохранения биологического разнообразия;
    • принцип независимости государственного контроля за природопользованием;
    • принцип воспитания экологического мировоззрения.

Не вдаваясь в содержание каждого из этих принципов и их достаточность, отметим их очевидное расхождение с теми специальными принципами, которые существуют в международном экологическом праве 6 .

Экологические права граждан

Экологические права граждан - центральный институт современного российского экологического права. (закрепленно в ст. 42 Конституции РФ права каждого на благоприятную окружающую среду) и других субъективных экологических прав важно, прежде всего, с точки зрения вовлечения граждан в механизм охраны окружающей среды, обеспечения общественного контроля за природоохранной деятельностью государственных органов и предприятий.
Для реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду Закон "Об охране окружающей среды" 2002 г. предусмотрел ряд существенных полномочий граждан и общественных экологических объединений в области охраны окружающей среды.

  • Они включают право:
    • создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
    • направлять обращения в органы власти о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
    • принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
    • выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
    • оказывать содействие органам власти в решении вопросов охраны окружающей среды;
    • обращаться в органы власти с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
    • предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
    • осуществлять другие предусмотренные законодательством права (ст. 11).

Право природопользования

Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Законе "Об охране окружающей среды", Федеральном законе "Об экологической экспертизе", иных актах законодательства об окружающей среде, в гражданском, уголовном и другом законодательстве.
Природоресурсное законодательство предусматривает общее и специальное пользование землей, недрами, водами и лесами. Общее природопользование характеризуется тем, что оно является общедоступным. Оно не требует особого разрешения в каждом конкретном случае со стороны компетентных государственных органов, а также тех лиц (предприятий и учреждений), за которыми природные объекты закреплены в пользование. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных правовых актов. В ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами.

Специальное природопользование осуществляется за плату. Взимание платы регулируется как Законом "Об охране окружающей среды", так и специальными природоресурсными актами. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия на нее.

Плата за природные ресурсы (за землю, недра, воды, леса и иную растительность, животный мир, рекреационные ресурсы) взимается:

за право пользования природными ресурсами в пределах лимитов;

за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды воздействия взимается:

за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

за те же действия, но сверх установленных лимитов.

Для осуществления специального природопользования требуется выделение определенных частей природных объектов и закрепление их в обособленное пользование юридических и физических лиц. Право пользования в этих случаях возникает на основании специально выдаваемых разрешений в соответствии с процедурой (предоставления земельного участка, горного отвода, получения лесорубочного или лесного билета и т.д.), определенной в основном в рамках природоресурсного законодательства.