Заявление в комитет по правам человека. Жалоба в комитет оон по правам человека в женеве - юридические услуги компании легас

Заявитель

С жалобой в Комитет по правам человека могут обращаться только индивидуальные лица . Таким правом не обладают ни группы лиц, ни организации. Иначе говоря — с жалобами не могут обращаться союзы, профсоюзы, фонды, общества, группы студентов или трудящихся и т.п.

С жалобой может обратиться гражданин данной страны или иностранец, проживающий (пребывающий) на территории данного государства.

Право обратиться с жалобой имеет только лицо, которое чувствует себя жертвой нарушения государственным органом одного из прав, провозглашенных в Пакте. Это означает, что с жалобой может обратиться непосредственно потерпевшее лицо, которому в результате нарушения прав человека был причинен какой-либо ущерб. В особых случаях, например, если жертва нарушения прав человека отбывает наказание в виде лишения свободы или находится в психиатрической больнице, Комитет принимает жалобы, поданные членами семьи.

С жалобой можно также обратиться через уполномоченного (например, адвоката), который должен представить Комитету по правам человека соответствующую доверенность.

Предмет жалобы

Жалоба может касаться только индивидуального решения , вынесенного государственным органом, которое - по мнению данного лица - нарушает его права человека, гарантированные в Пакте. Это может быть, например, решение административного органа, прокурора, судебное решение и т.п.

Жалоба не может касаться содержания закона или другого правового акта, даже если данный правовой акт явно противоречит Пакту. Комитет по правам человека не имеет права проверять соответствие внутреннего законодательства положениям Пакта.

Жалоба не может вноситься в интересах общественности, т.е. нельзя, например, формулировать обобщенные обвинения в плохом обращении с заключенными, о погрешностях в судопроизводстве, о нарушениях тайны переписки. Жалоба может касаться исключительно нарушения определенных прав человека в отношении конкретного лица.

Комитет по правам человека не рассматривает жалоб на физические лица, предпринимателей, общества, кооперативы, ассоциации и т.п. В этом КПЧ ООН схож с Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ).

Жалоба может касаться только решений государственных органов, которые были приняты после 1991 года, т.е. после вступления в силу Факультативного протокола. Т.е. пострадавшие от нарушений их прав во второй «чеченской кампании», исчерпав внутренние средства правовой защиты в РФ, могут обращаться в КПЧ ООН. В совершенно исключительных случаях Комитет может принять жалобу на решение, вынесенное до этой даты (1991 г.), если нарушение прав человека продолжается.

В качестве примера можно привести случаи нарушений прав граждан, помещенных с карательной целью в психиатрические больницы в РСФСР до 1991 г., но продолжавших находиться в ПБ после 1991 г. Так, Санкт-Петербургской Гражданской комиссией по правам человека в прошлом был задокументирован случай г-на Б-нова, пожилого гражданина РФ, который помещался с карательной целью в РФ многократно, провел начало 90-ых годов в психбольницах. После последней выписки из ПБ более туда (уже в РФ) он не попадал.

Права человека, которые могут быть предметом жалобы

Предметом жалобы могут быть только права человека, провозглашенные в Пакте .

Это нижеследующие права:

  • Право на жизнь (ст. 6).
  • Запрещение пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 7).

На практике на эту статью чаще всего ссылаются лица, лишенные свободы (на нее могут ссылаться и лица, госпитализированные в психиатрические стационары).

  • Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9).
  • Право лиц, лишенных свободы на гуманное обращение (ст. 10).
  • Право на свободное передвижение по территории государства и выбора местожительства, а также право покидать любую страну (ст. 12).
  • Права иностранца в связи с решением о высылке (ст. 13).
  • Право на независимый и беспристрастный суд (ст. 14). Это наиболее обширная статья, в которой установлен ряд прав обвиняемого и принципы уголовной процедуры.
  • Принцип презумпции невиновности и запрещение обратной силы уголовного законодательства (ст. 15).
  • Защита личной и семейной жизни, неприкосновенности жилища, а также тайны корреспонденции (ст. 17).
  • Свобода мысли, совести и религии (ст. 18).
  • Свобода слова (ст. 19).
  • Запрещение пропаганды расовой, национальной или религиозной ненависти (ст. 20).
  • Право на мирные собрания (ст. 21).
  • Право на свободу ассоциации с другими людьми (ст. 22).
  • Права супругов и семьи (ст. 23).
  • Права ребенка (ст. 24).
  • Право принимать участие в общественной жизни (ст. 25).
  • Права лиц, принадлежащих к национальным меньшинством (ст. 27).
  • Равенство перед законом и запрещение дискриминации (ст. 2, п. 1; ст. 26)

Прежде чем написать жалобу, следует внимательно ознакомиться с соответствующей статьей, обращая особое внимание на степень подробности положений и допускаемые ограничения. Комитет не принимает жалоб, касающихся нарушения прав человека, не провозглашенных в Пакте . Нельзя, например, ссылаться на право па труд или право на образование.

Основные формальные требования

  • Подающий жалобу обязан использовать все внутренние средства обжалования, предусмотренные национальным законодательством. Так, в судебных делах следует обжаловать решение в суде вышестоящей инстанции. В административных делах следует обратиться в вышестоящий орган; если внутренним законодательством предусмотрено судебное разбирательство по административным делам, решение следует обжаловать в компетентный суд. Однако нет необходимости использования чрезвычайных или исключительных мер (таких, как, например, обращение к омбудсману, заявление о возобновлении судебного производства).

Принцип исчерпания средств обжалования означает, что предметом жалобы может быть только окончательное решение (вступившее в законную силу судебное решение). Причиной отклонения большинства жалоб было то, что заявители не исчерпали всех внутренних средств обжалования, В совершенно исключительных случаях Комитет рассматривает жалобу до исчерпания возможностей обжалования (например, когда производство необоснованно затягивается).

Никаких сроков для подачи жалобы со дня принятия государственным органом окончательного решения не установлено. Это отличает КПЧ ООН от ЕСПЧ.

  • Нельзя злоупотреблять правом обжалования. Это означает, что, например, содержание жалобы не может быть оскорбительным для государства, не может содержать ложной информации, заявитель не должен выступать с маловажными обвинениями, ни использовать контрольный механизм без достаточных оснований.
  • Комитет по правам человека отклоняет жалобу, если этот же вопрос уже рассматривается другим международным органом, например Европейским Судом по правам человека. Следовательно, нельзя обращаться с жалобами одного и того же содержания в различные международные органы. Однако, если ЕСПЧ уже рассмотрел Вашу жалобу и отказал Вам по каким-то причинам, Вы можете обратиться в КПЧ ООН.

Жалоба должна содержать следующее:

  1. личные данные: фамилию, имя, гражданство, профессию, дату и место рождения, адрес;
  2. указание на государство, против которого подается жалоба;
  3. содержание обвинений;
  4. статьи, которые, по мнению заявителя, были нарушены;
  5. предпринятые внутренние средства правовой защиты и их результаты.

К жалобе следует приложить копии всех документов, имеющих существенное значение для данного дела. Жалоба может быть составлена на языке данной страны, написана от руки. В связи с тем что официальными языками Комитета по правам человека являются английский и французский, жалобу и сопровождающие документы лучше составить на одном из этих языков, что, несомненно, ускорит контрольную процедуру.

Отправка жалобы

Направляйте вашу корреспонденцию и запросы в отношении жалоб в Комитет по правам человека, Комитет против пыток и Комитет по ликвидации расовой дискриминации по следующему адресу:

Почтовый адрес: Petitions Team
Office of the High Commissioner for Human Rights
United Nations Office at Geneva
1211 Geneva 10, Switzerland
Факс: +41 22 917 9022 (особенно по срочным вопросам)
Электронная почта: [email protected]

Корреспонденцию и запросы в связи с жалобами в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин направляйте по следующему адресу:

Почтовый адрес: Committee on the Elimination of Discrimination against Women
c/o Division for the Advancement of Women, Department of Economic and Social Affairs
United Nations Secretariat
2 United Nations Plaza
DC-2/12th Floor
New York, NY 10017
United States of America
Факс: +1 212 963 3463

Образец формы жалобы (Комитет по правам человека, Комитет против пыток, Комитет по ликвидации расовой дискриминации)

Контрольная процедура

Контрольная процедура состоит из двух основных этапов: - первый завершается решением о приемлемости жалобы; - во втором выносится решение по существу — были ли нарушены (или нет) права человека.

Вся процедура осуществляется в письменном виде. Процедура носит конфиденциальный характер. Однако, лицо, обращающееся с жалобой, вправе проинформировать средства массовой информации о подаче жалобы, но не может предавать гласности содержание корреспонденции с Комитетом. Комитет по правам человека отклоняет жалобу — даже без уведомления о ней соответствующего государства, — если жалоба самым очевидным образом не соответствует формальным требованиям: например, она анонимная или относится к вопросам, не урегулированным в Пакте. Если жалоба является приемлемой, Комитет передает жалобу заинтересованному государству. В назначенный Комитетом срок государство представляет ему объяснения, а также информацию и документы, связанные с вопросом о допустимости жалобы. Объяснения государства передаются подавшему жалобу, который может представить свои замечания и комментарии. На любом этапе разбирательства Комитет может обратиться к подавшему жалобу за предоставлением дополнительной информации или разъяснений. Комитет принимает решение о неприемлемости жалобы, если она не отвечает формальным требованиям (см. выше), и уведомляет об этом заявителя и соответствующее государство.

Решение о признании жалобы приемлемой доводится до сведения соответствующего государства и заявителя. Это решение является окончательным. В течение 6 месяцев государство обязано представить разъяснения, информацию, а также указать, какие меры оно предприняло или собирается предпринять в пользу подавшего жалобу. Копии этих документов получает подавший жалобу, который вправе представить свои замечания и комментарии. Если государство не соблюдает назначенные сроки и упорно не реагирует на напоминания, Комитет принимает решение на основании документации, полученной от подавшего жалобу. В течение срока, предоставленного данному государству на разъяснения, оно может восстановить нарушенные права человека или устранить последствия таких нарушений. В таком случае Комитет принимает решение о прекращении дела.

Решение Комитета о нарушении прав человека

Если Комитет придет к заключению, что права человека нарушены не были, он уведомляет о своем решении соответствующее государство и подавшего жалобу. Решение Комитета является окончательным.

Комитет по правам человека, констатируя, что государство нарушило права человека, указывает на решения (действия), которые квалифицирует как нарушение, а также соответствующие положения Пакта. Часто случается так, что среди многочисленных обвинений, с которыми выступает заявитель, Комитет признает обоснованными только некоторые.

Комитет, констатируя нарушение прав человека, обращается к государству с призывом предпринять соответствующие меры. Их характер зависит от вида нарушения прав человека. Так, например, Комитет рекомендует обеспечить заключенному медицинскую помощь, немедленно освободить лицо, лишенное свободы, восстановить на должности в публичной службе, выплатить возмещение или компенсацию. Случается также - правда, редко, - что сама констатация нарушения прав человека является единственным удовлетворением, которое получает заявитель. Следует обратить внимание, что возмещение или компенсация присуждается в принципе только в тех случаях, когда нельзя иным образом восстановить нарушенные права человека. Надежда на получение крупной денежной суммы часто остается несбывшейся.

Выполнение государством решений Комитета

Факультативный протокол, увы, не налагает на государства правовой обязанности выполнять рекомендации Комитета. Тем не менее государство, которое одобрило международный контроль, имеет политическую и моральную обязаннсть подчиниться решению Комитета. Практически так поступает большинство государств.

Комитет назначает по каждому делу срок — как правило, 180 дней, — в течение которого государство должно представить информацию о мерах, принятых для выполнения рекомендаций. Соответствующая информация должна быть помещена в периодических докладах. Комитет ежегодно назначает также специального докладчика, который оценивает предпринятые государствами меры в пользу жертв нарушения прав человека. Комитет помещает в своем ежегодном докладе - который является официальным документом ООН — информацию о степени и объемах выполнения рекомендаций отдельными государствами. Это единственная форма «санкций» по отношению к государствам, которые не предоставили подавшему жалобу соответствующего возмещения либо не восстановили нарушенных прав человека.

Заявитель должен помнить о том, что целью контрольной процедуры не является компрометация государства на международной арене, а гарантирование прав человека.

Роман Владимирович Чорный,

президент Санкт-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека,

правозащитник с 10-летним стажем, прошедший специализацию в области

прав человека в Московской школе прав человека

Источник

Подача жалоб на нарушения прав человека

Возможность отдельных лиц подавать жалобы на нарушение их прав в рамках международной системы придают практическое значение правам, закрепленным правозащитными договорами.

Существует три основных процедуры подачи жалоб на нарушения положений договоров по правам человека в договорные органы по правам человека:

Существуют также процедуры рассмотрения жалоб, не относящиеся к системе договорных органов: через Специальные процедуры Совета по правам человека и Процедуру рассмотрения жалоб Совета по правам человека .

Индивидуальные сообщения

Существует девять основных международных договоров по правам человека. В соответствии с каждым из этих договоров был учрежден “договорный орган” (комитет), состоящий из экспертов, которые осуществляют мониторинг выполнения положений договоров государствами-участниками.

При определенных обстоятельствахдоговорные органы(КПЧ, КЛРД, КПП, КЛДЖ, КПИ, КНИ, КПТМ, КЭСКП и КПР) могутрассматривать индивидуальные жалобы или сообщения частных лиц.

Не все механизмы подачи жалоб в соответствии с договорными органами вступили в силу.

В настоящее время восемь договорных органов по правам человека (КПЧ , КЛРД , КПП , КЛДЖ , КПИ , КНИ , КЭСКП и КПР) при определенных обстоятельствах могут получать и рассматривать индивидуальные жалобы или сообщения частных лиц:

Кто может подавать жалобу?

Любой человек может подать в Комитет жалобу против государства:

  • являющегося участником соответствующего договора (путем ратификации или присоединения), гарантирующего права, которые были предположительно нарушены;
  • согласного с компетенцией Комитета по рассмотрению индивидуальных жалоб, путем ратификации или присоединения к Факультативному протоколу (в случае МПГПП, КЛДЖ, КПИ, МПЭСКП и КПР) или путем заявления в этом отношении в соответствии со статьей Конвенции (в случае КЛРД, КПП, КНИ и КПТМ).

Жалобы могут подаваться и третьими сторонами от лица других людей при условии, что у них есть письменное согласие (без требований к форме). В определенных случаях третья сторона может подавать жалобу, не имея такого согласия, например, когда человек находится в тюрьме без доступа к внешнему миру или является жертвой насильственного исчезновения. В таких случаях автор жалобы должен уточнить, по какой причине не может быть предоставлено согласие.

Неформальная руководящая записка секретариата для государств-участников о процедурах подачи и рассмотрения договорными органами индивидуальных сообщений английский | русский | испанский

Межгосударственные жалобы

Несколько договоров по правам человека содержат положения, позволяющие государствам-участникам подавать жалобу в соответствующий договорный орган (комитет) о предполагаемых нарушениях договора другим государством-участником.

Примечание : В 2018 г. в соответствии со статьёй 11 Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации впервые в истории были поданы три межгосударственные жалобы.

КПП , КПТМ, КНИ, МПЭСКП и КПР: Статья 21 КПП, статья 74 КПТМ , статья 32 КНИ , статья 10 Факультативного протокола к МПЭСКП и статья 12 Факультативного протокола (о процедуре сообщений) к Конвенции о правах ребенка установили для соответствующего Комитета процедуру рассмотрению жалоб государства-участника, считающего, что другое государство-участник не выполнил положения Конвенции. Эта процедура применяется только к государствам-участникам, сделавшим заявление о согласии с компетенцией Комитета в этом отношении.

КЛРД, КПЧ и КПР : статьи 11-13 МКЛРД и статьи 41-43 МПГПП устанавливают процедуру разрешения споров между государствами-участниками касательно выполнения государством обязательств в соответствии с определенной Конвенцией/Пактом путем учреждения специальной Комиссии по примирению. Процедура распространяется на все государства-участники МКЛРД, но только на те государства-участники МПГПП и КПР, сделавшие заявление о признании компетенции Комитета в этом отношении.

Разрешение межгосударственных споров о толковании или выполнении Конвенции

КЛРД, КЛДЖ, КПП, КПТМ и КНИ : Статья 22 МКЛРД , статья 29 КЛДЖ , статья 30 КПП , статья 92 КПТМ и статья 42 КНИ предусматривают разрешение споров между государствами-участниками касательно толкования или применения Конвенции в первой инстанции путем переговоров или в арбитражном порядке. Если стороны не могут договориться в арбитражном порядке в течение полугода, то одно из государств, вовлеченных в спор, может обратиться в Международный суд правосудия . Государства-участники могут исключить себя из этой процедуры, сделав заявление во время ратификации или присоединения, но в этом случае в соответствии с принципом взаимности им запрещено возбуждать дело против других государств-участников.

Расследования

При получении надежной информации о серьезных, грубых или систематических нарушениях конвенций государствами-участниками, (статья 20 КПП), (статья 8 Факультативного протокола к КЛДЖ), Комитет по правам инвалидов (статья 6 Факультативного протокола к КПИ), Комитет по насильственным исчезновениям (статья 33 КНИ), (статья 11 Факультативного протокола к МПЭСКП) и (статья 13 Факультативного протокола (о процедуре сообщений) к КПР; Протокол еще не вступил в силу) могут, по своей инициативе, инициировать расследования в случае, если они получили надежную информацию, содержащую явные признаки серьезных или систематических нарушений конвенций в государстве-участнике.

В каких государствах могут проводиться расследования?

Расследования могут проводиться только в отношении государств-участников, признавших компетенцию соответствующего Комитета в этом отношении. Государства-участники могут отказаться от этой процедуры во время подписания, ратификации или присоединения (статья 28 КПП; статья 10 Факультативного протокола к КЛДЖ; статья 8 Факультативного протокола к КПИ; статья 13(7) Факультативного протокола (по процедуре сообщений) к КПР) или в любое другое время (статья 11(8) Факультативного протокола к МПЭСКП), сделав заявление о том, что они не признают компетенции соответствующего Комитета по проведению расследования. В этой связи КНИ является исключением, поскольку​ компетенция проведения расследований не является предметом согласия для государств-участников (статья 33 МКЗЛНИ).

Процедура расследования

  1. Процедура может быть инициирована в случае получения Комитетом надежной информации о том, что права, содержащиеся в Конвенции, в отношении которой он осуществляет мониторинг, систематически нарушаются государством-участником.
  2. Комитет приглашает государство-участника к сотрудничеству для изучения информации путем представления его замечаний.
  3. На основе замечаний государства-участника и другой доступной информации Комитет решает назначить одного или нескольких своих членов для срочного проведения расследования и предоставления Комитету отчета. Там, где это оправдано, и с согласия государства-участника, расследование может включать в себя посещение территории соответствующего государства.
  4. Результаты расследования затем изучаются Комитетом и направляются государству-участнику вместе с комментариями и рекомендациями.
  5. Государство-участник должно представить свои замечания относительно результатов расследования, комментариев и рекомендаций Комитета в течение определенного времени (обычно полгода) и, где того требует Комитет, проинформировать о мерах, предпринятых в ответ на расследование.
  6. Процедура расследования носит конфиденциальный характер и на всех ее стадиях требуется сотрудничество с государством-участником.

На юридическом языке это отра-жает прямое признание того, что забота о соблюдении прав человека не является только национальной прерогативой и внутренним делом государства, а составляет законный инте-рес всего международного сообщества.

Между тем пред-ставления граждан о таких институтах и возможностях об-ращения к ним с индивидуальной жалобой зачастую крайне смутны и неверны. Следствием этого обстоятельства стано-вится то, что эффективность использования таких институ-тов является весьма низкой и, соответственно, с неизбежно-стью наступает разочарование в любых международных ин-ститутах и инструментах по правам человека.

Дело, однако, в том, что это именно инструменты и, как всякими инстру-ментами, ими нужно уметь пользоваться.

Из нашей статьи читатель поймет, что непременным условием обращения лица в Комитет является участие стра-ны, под юрисдикцией которой он находится, в упомянутом Пакте и Факультативном протоколе к нему, который, собст-венно, и предусматривает право подачи индивидуальной жалобы.

Комитет по правам человека находится в Женеве

Информация для Заявителя

С жалобой· в Комитет по правам человека могут обра-щаться только индивидуальные лица. Таким правом не об-ладают ни группы лиц, ни организации. Иначе говоря — с жалобами не могут обращаться союзы, профсоюзы, фонды, общества, группы студентов или трудящихся и т.п.

С жалобой может обратиться гражданин данной страны или иностранец, проживающий (пребывающий) на терри-тории данного государства.

Право обратиться с жалобой имеет только лицо, которое чувствует себя жертвой нарушения государственным орга-ном одного из прав, провозглашенных в Пакте. Это означа-ет, что с жалобой может обратиться непосредственно по-терпевшее лицо, которому в результате нарушения прав че-ловека был причинен какой-либо ущерб. В особых случаях, например, если жертва нарушения прав человека отбывает наказание в виде лишения свободы или находится в психиа-трической больнице, Комитет принимает жалобы, подан-ные членами семьи.

С жалобой можно также обратиться через уполномочен-ного (например, адвоката), который должен представить Ко-митету по правам человека соответствующую доверенность.


Предмет жалобы

Жалоба может касаться только индивидуального реше-ния, вынесенного государственным органом, которое - по мнению данного лица - нарушает его права человека, га-рантированные в Пакте. Это может быть, например, реше-ние административного органа, прокурора, судебное реше-ние и т.п.

Жалоба не может касаться содержания закона или дру-гого правового акта, даже если данный правовой акт явно противоречит Пакту. Комитет по правам человека не име-ет права проверять соответствие внутреннего законода-тельства положениям Пакта.

Жалоба не может вноситься в интересах общественнос-ти, т.е. нельзя, например, формулировать обобщенные об-винения в плохом обращении с заключенными, о погрешно-стях в судопроизводстве, о нарушениях тайны переписки. Жалоба может касаться исключительно нарушения опре-деленных прав человека в отношении конкретного лица.

Комитет по правам человека не рассматривает жалоб на физические лица, предпринимателей, общества, кооперати-вы, ассоциации и т.п.

Жалоба может касаться только решений государствен-ных органов, которые были приняты после 1991 года, т.е. по-сле вступления в силу Факультативного протокола (см. Введение). В совершенно исключительных случаях Комитет может принять жалобу на решение, вынесенное до этой да-ты, если нарушение прав человека продолжается.

Закажите предоплаченные подарочные карты

Предметом жалобы могут быть только права человека, провозглашенные в Пакте. Это нижеследующие права:

— Право на жизнь (ст. 6).

Включает также принципы вынесения решений и приве-дения в исполнение смертной казни, помилования и изме-нения наказания.

— Запрещение пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 7).

На практике на эту статью чаще всего ссылаются лица, лишенные свободы.

— Запрещение рабства и работорговли (ст. 8).

— Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9). Касается прав лица, подвергшегося задержанию или аре-сту.

— Право лиц, лишенных свободы на гуманное обращение (ст. 10).

Касается, в частности, обращения с обвиняемым: совер-шеннолетним и несовершеннолетним.

— Запрещение лишения свободы на том основании, что данное лицо не в состоянии выполнить договорные обяза-тельства (ст. 11).

— Право на свободное передвижение по территории госу-дарства и выбора местожительства, а также право поки-дать любую страну (ст. 12).

— Права иностранца в связи с решением о высылке (ст. 13).

— Право на независимый и беспристрастный суд (ст. 14). Это наиболее обширная статья, в которой установлен ряд прав обвиняемого и принципы уголовной процедуры.

— Принцип презумпции невиновности и запрещение об-ратной силы уголовного законодательства (ст. 15).

— Защита личной и семейной жизни, неприкосновеннос-ти жилища, а также тайны корреспонденции (ст. 17).

— Свобода мысли, совести и религии (ст. 18).

КРЕДИТ НАЛИЧНЫМИ

— Свобода слова (ст. 19).

— Запрещение пропаганды расовой, национальной или ре-лигиозной ненависти (ст. 20).

— Право на мирные собрания (ст. 21).

— Право на свободу ассоциации с другими людьми (ст. 22).

— Права супругов и семьи (ст. 23).

— Права ребенка (ст. 24).

— Право принимать участие в общественной жизни (ст. 25).

— Права лиц, принадлежащих к национальным меньшин-ством (ст. 27).

— Равенство перед законом и запрещение дискриминации (ст. 2, п. 1; ст. 26)

Приведенный выше перечень прав и свобод должен сыг-рать роль путеводителя по Пакту (см. Приложение). Преж-де чем написать жалобу, следует внимательно ознакомить-ся с соответствующей статьей, обращая особое внимание на степень подробности положений и допускаемые ограни-чения. Комитет не принимает жалоб, касающихся наруше-ния прав человека, не провозглашенных в Пакте. Нельзя, например, ссылаться на право па труд или право на образо-вание.


Основные формальные требования

1. Подающий жалобу обязан использовать все внутрен-ние средства обжалования, предусмотренные националь-ным законодательством. Так, в судебных делах следует об-жаловать решение в суде вышестоящей инстанции. В адми-нистративных делах следует обратиться в вышестоящий ор-ган; если внутренним законодательством предусмотрено судебное разбирательство по административным делам, реше-ние следует обжаловать в компетентный суд. Однако нет не-обходимости использования чрезвычайных или исключи-тельных мер (таких, как, например, обращение к омбудсману,заявление о возобновлении судебного производства).

Принцип исчерпания средств обжалования означает, что предметом жалобы может быть только окончательное реше-ние (вступившее в законную силу судебное решение). При-чиной отклонения большинства жалоб было то, что заявители не исчерпали всех внутренних средств обжалования, В совер-шенно исключительных случаях Комитет рассматривает жа-лобу до исчерпания возможностей обжалования (например, когда производство необоснованно затягивается).

Никаких сроков для подачи жалобы со дня принятия го-сударственным органом окончательного решения не уста-новлено.

2. Нельзя злоупотреблять правом обжалования. Это озна-чает, что, например, содержание жалобы не может быть ос-корбительным для государства, не может содержать ложной информации, заявитель не должен выступать с маловажны-ми обвинениями, ни использовать контрольный механизм без достаточных оснований.

3. Комитет по правам человека отклоняет жалобу, если этот же вопрос уже рассматривается другим международ-ным органом, например Европейским Судом по правам че-ловека. Следовательно, нельзя обращаться с жалобами од-ного и того же содержания в различные международные ор-ганы.

Жалоба должна содержать следующее:

1) личные данные: фамилию, имя, гражданство, профес-сию, дату и место рождения, адрес;

2) указание на государство, против которого подается жалоба;

4) статьи, которые, по мнению заявителя, были наруше-ны;

5) предпринятые внутренние средства правовой защиты и их результаты.

К жалобе следует приложить копии всех документов, имеющих существенное значение для данного дела. Жалоба может быть составлена на языке данной страны, написана от руки. В связи с тем что официальными языками Комите-та по правам человека являются английский и французский, жалобу и сопровождающие документы лучше составить на одном из этих языков, что, несомненно, ускорит контроль-ную процедуру (образец индивидуальной жалобы — см. При-ложение).

Контрольная процедура

Контрольная процедура состоит из двух основных этапов:

Первый завершается решением о приемлемости жало-бы;

Во втором выносится решение по существу — были ли нарушены (или нет) права человека,

Вся процедура осуществляется в письменном виде. Про-цедура носит конфиденциальный характер.Лицо, обраща-ющееся с жалобой, вправе проинформировать средства массовой информации о подаче жалобы, но не может предавать гласности содержание корреспонденции с Комитетом.

Комитет по правам человека отклоняет жалобу — даже без уведомления о ней соответствующего государства, — если жалоба самым очевидным образом не соответствует формальным требованиям: например, она анонимная или относится к вопросам, не урегулированным в Пакте. Если жалоба является приемлемой, Комитет передает жалобу за-интересованному государству.

В назначенный Комитетом срок государство представля-ет ему объяснения, а также информацию и документы, свя-занные с вопросом о допустимости жалобы. Объяснения го-сударства передаются подавшему жалобу, который может представить свои замечания и комментарии. На любом эта-пе разбирательства Комитет может обратиться к подавше-му жалобу за предоставлением дополнительной информа-ции или разъяснений. Комитет принимает решение о не-приемлемости жалобы, если она не отвечает формальным требованиям (см. выше), и уведомляет об этом заявителя и соответствующее государство.

Решение о признании жалобы приемлемой доводится до сведения соответствующего государства и заявителя. Это решение является окончательным. В течение 6 месяцев государство обязано представить разъяснения, информацию, а также указать, какие меры оно предприняло или собирает-ся предпринять в пользу подавшего жалобу. Копии этих до-кументов получает подавший жалобу, который вправе представить свои замечания и комментарии. Если государ-ство не соблюдает назначенные сроки и упорно не реагиру-ет на напоминания, Комитет принимает решение на основа-нии документации, полученной от подавшего жалобу.

В течение срока, предоставленного данному государству на разъяснения, оно может восстановить нарушенные пра-ва человека или устранить последствия таких нарушений. В таком случае Комитет принимает решение о прекращении дела.


Решение Комитета о нарушении прав человека

Если Комитет придет к заключению, что права человека нарушены не были, он уведомляет о своем решении соответ-ствующее государство и подавшего жалобу. Решение Коми-тета является окончательным.

Комитет по правам человека, констатируя, что государст-во нарушило права человека, указывает на решения (дейст-вия), которые квалифицирует как нарушение, а также соот-ветствующие положения Пакта. Часто случается так, что среди многочисленных обвинений, с которыми выступает заявитель, Комитет признает обоснованными только неко-торые.

Комитет, констатируя нарушение прав человека, обра-щается к государству с призывом предпринять соответст-вующие меры. Их характер зависит от вида нарушения прав человека. Так, например, Комитет рекомендует обеспечить заключенному медицинскую помощь, немедленно освобо-дить лицо, лишенное свободы, восстановить на должности в публичной службе, выплатить возмещение или компенсацию. Случается также - правда, редко, - что сама конста-тация нарушения прав человека является единственным удовлетворением, которое получает заявитель. Следует об-ратить внимание, чтовозмещение или компенсация при-суждается в принципе только в тех случаях, когда нельзя иным образом восстановить нарушенные права человека. Надежда на получение крупной денежной суммы часто ос-тается несбывшейся.


Выполнение государством решений Комитета

Факультативный протокол не налагает на государства правовой обязанности выполнять рекомендации Комитета. Тем не менее государство, которое одобрило международ-ный контроль, имеет политическую и моральную обязан-ность подчиниться решению Комитета. Практически так по-ступает большинство государств.

Комитет назначает по каждому делу срок — как правило, 180 дней, — в течение которого государство должно пред-ставить информацию о мерах, принятых для выполнения ре-комендаций. Соответствующая информация должна быть помещена в периодических докладах (см. Введение). Коми-тет ежегодно назначает также специального докладчика, ко-торый оценивает предпринятые государствами меры в поль-зу жертв нарушения прав человека.

Комитет помещает в своем ежегодном докладе - кото-рый является официальным документом ООН —информа-цию о степени и объемах выполнения рекомендаций отдель-ными государствами. Это единственная форма «санкций» по отношению к государствам, которые не предоставили по-давшему жалобу соответствующего возмещения либо не восстановили нарушенных прав человека.

Заявитель должен помнить о том, что целью контрольной процедуры не является компрометация государства на меж-дународной арене, а гарантирование прав человека.

Поможем Бесплатно Составить Жалобу!

В последнее время все больше и больше людей прибегают к услугам консультации юриста. Если Вам необходима бесплатная и качественная юридическая консультация для того, чтобы решить семейные, жилищные, трудовые, административные,уголовно- процессуальные, и иные вопросы, то мы готовы гарантировать хорошую консультацию юриста.

Комитет ООН по правам человека создан в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах . Международный пакт о гражданских и политических правах был принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года. Пакт вступил в силу 23 марта 1976 года, после того, как его ратифицировало 35 государств и в настоящее время участниками Пакта являются более 130 государств.

Для Беларуси Пакт вступил в силу для государства-участника 23 марта 1976 года, а Факультативный протокол — 10 января 1992 года (дата присоединения), что предоставило возможность белорус ам обращаться в Комитет ООН по правам человека . С этого момента Государство обязано гарантировать права и свободы, установленные в Пакте, каждому человеку. Все законы нашей страны и любые правовые акты должны полностью соответствовать положениям Пакта.

Об этом же говорится в статье 61 Конституции Республики Беларусь:

«Каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Таким образом, каждый человек, считающий, что его права нарушены имеет право на обращение в любые международные организации, в том числе – в Комитет по правам человека. Для этого необходимо соблюсти определенные требования, предъявляемые к такому обращению.

Заявитель : кто может обращаться

С жалобой («Жалоба» в Факультативном протоколе означает «сообщение») в Комитет по правам человека могут обращаться только индивидуальные лица. Таким правом не обладают ни группы лиц, ни организации. Иначе говоря - с жалобами не могут обращаться союзы, профсоюзы, фонды, общества, группы студентов или трудящихся и т.п.

С жалобой может обратиться гражданин данной страны или иностранец, проживающий (пребывающий) на территории данного государства.

Право обратиться с жалобой имеет только лицо, которое чувствует себя жертвой нарушения государственным органом одного из прав, провозглашенных в Пакте. Это означает, что с жалобой может обратиться непосредственно потерпевшее лицо, которому в результате нарушения прав человека был причинен какой-либо ущерб. В особых случаях, например, если жертва нарушения прав человека отбывает наказание в виде лишения свободы или находится в психиа­трической больнице, Комитет принимает жалобы, подан­ные членами семьи.

С жалобой можно также обратиться через уполномочен­ного (например, адвоката), который должен представить Комитету по правам человека соответствующую доверенность.

Письменное согласие не требуется в случаях, когда:

— родители подают иск от имени малолетних детей или опекуны от имени лиц, не способных дать официальное согласие

— лицо находится в тюрьме, не имея доступа к внешнему миру (Комитет не будет требовать официального разрешения на принятие жалобы от имени другого лица).

Требования к жалобам в Комитет по правам человека

Требования к жалобам изложены в Протоколе №1 к Пакту и находят отражение в прецедентном праве Комитета. Все требования – критерии приемлемости, которым обращение должно соответствовать.

Основные критерии:

  1. Права и свободы, на нарушение которых ссылается заявитель, должны быть отражены в Пакте.
  2. Жалоба не может быть анонимной или содержать признаки злоупотребления правом на защиту.
  3. Аналогичная жалоба не должна находится на рассмотрении (разбирательстве) в другой международной инстанции.
  4. До обращения с жалобой должны быть исчерпаны все внутренние (национальные) механизмы защиты нарушенного права при условии, что нет неоправданной задержки в работе таких механизмов.
  5. Заявитель должен являться жертвой нарушений, на которые он ссылается в жалобе.
  6. Жалоба должна быть подготовлена в письменном виде, соответствовать установленной форме и подаваться в порядке, установленном процедурой.

Жалоба может касаться только индивидуального решения, вынесенного государственным органом, которое, по мнению данного лица, нарушает его права человека, гарантированные в Пакте.Это может быть, например, решение административного органа, прокурора, судебное решение и т.п.

Жалоба не может касаться содержания закона или другого правового акта, даже если данный правовой акт явно противоречит Пакту. Комитет по правам человека не имеет права проверять соответствие внутреннего законодательства положениям Пакта.

Жалоба не может вноситься в интересах общественности, т.е. нельзя, например, формулировать обобщенные обвинения в плохом обращении с заключенными, о погрешностях в судопроизводстве, о нарушениях тайны переписки. Жалоба может касаться исключительно нарушения определенных прав человека в отношении конкретного лица.

Предмет жалобы:

Обратите внимание, что предметом жалобы могут быть только права человека, провозглашенные в Пакте:

Право на жизнь (ст. 6).

Запрещение пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 7).

Основное право, часто нарушаемое в местах лишения (ограничения) свободы.

Запрещение рабства и работорговли (ст. 8).

Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9).

- Право лиц, лишенных свободы на гуманное обращение (ст. 10).

Запрещение лишения свободы на том основании, что данное лицо не в состоянии выполнить договорные обязательства (ст. 11).

Право на свободное передвижение по территории государства и выбора местожительства, а также право покидать любую страну (ст. 12).

Права иностранца в связи с решением о высылке (ст. 13).

  • Право на независимый и беспристрастный суд (ст. 14).

Принцип презумпции невиновности и запрещение обратной силы уголовного законодательства (ст. 15).

Защита личной и семейной жизни, неприкосновенности жилища, а также тайны корреспонденции (ст. 17).

Свобода мысли, совести и религии (ст. 18).

Свобода слова (ст. 19).

Запрещение пропаганды расовой, национальной или религиозной ненависти (ст. 20).

Право на мирные собрания (ст. 21).

Право на свободу ассоциации с другими людьми (ст. 22).

Права супругов и семьи (ст. 23).

Права ребенка (ст. 24).

Право принимать участие в общественной жизни (ст. 25).

Права лиц, принадлежащих к национальным меньшинством (ст. 27).

Равенство перед законом и запрещение дискриминации (ст. 2, п. 1; ст. 26)

Комитет не принимает жалоб, касающихся нарушения прав человека, не провозглашенных в Пакте.

Основные требования жалобы

  1. Подающий жалобу обязан использовать все внутренние средства обжалования, предусмотренные национальным законодательством. Так, в судебных делах следует обжаловать решение в суде вышестоящей инстанции. В административных делах следует обратиться в вышестоящий орган; если внутренним законодательством предусмотрено судебное разбирательство по административным делам, решение следует обжаловать в компетентный суд.
  2. Принцип исчерпания средств обжалования означает, что предметом жалобы может быть только окончательное решение (вступившее в законную силу судебное решение).

Никаких сроков для подачи жалобы со дня принятия государственным органом окончательного решения не установлено.

  1. Нельзя злоупотреблять правом обжалования. Это означает, что, например, содержание жалобы не может быть оскорбительным для государства, не может содержать ложной информации, заявитель не должен выступать с маловажными обвинениями, ни использовать контрольный механизм без достаточных оснований.
  2. 4. Комитет по правам человека отклоняет жалобу, если этот же вопрос уже рассматривается другим международным органом, например Европейским Судом по правам человека. Следовательно, нельзя обращаться с жалобами одного и того же содержания в различные международные органы.

Жалоба должна содержать следующие данные:

  1. личные данные: фамилию, имя, гражданство, профессию, дату и место рождения, адрес;
  2. указание на государство, против которого подается жалоба;
  3. статьи, которые, по мнению заявителя, были нарушены;
  4. внутренние средства (механизмы) правовой защиты, предпринятые заявителем и их результаты.
  5. ваши обоснования нарушения прав человека.

К жалобе необходимо приложить копии всех документов, имеющих существенное значение для разрешения данного дела. Жалоба может быть составлена на русском языке. Если у вас есть возможность перевести жалобу и прилагаемые документы на один из рабочих языков – английский, французский, испанский, — то это может ускорить процесс рассмотрения жалобы.

Как рассматриваются жалобы

Комитет ООН по правам человека рассматривает жалобы, как правило, достаточно долго – несколько лет. КПЧ ООН не считается судебной инстанцией, которая правомочна проводить расследование, собирать доказательства, допрашивать свидетелей и т.д. Пределы возможностей Комитета ограничены рассмотрением письменной информации – того, что представлено заявителем и государством, в отношении которого подана жалоба. Устные свидетельства не принимаются.

Кто и что из сторон должен доказывать – определяется индивидуально, исходя из обстоятельств дела и содержания жалобы. По общему правилу, если государство не ответило на запрос, не предоставило информацию и документы, Комитет примет позицию заявителя как есть. Аналогичные последствия могут быть и тогда, когда государство отвечает, но не приводит весомых доказательств своей позиции. С другой стороны, недопустимы и огульные обвинения со стороны заявителя – он должен не просто заявить о нарушении, но и пояснить, какие факты и обстоятельства свидетельствуют об этом. Если у заявителя нет реальной возможности получить и представить доказательства (например, ему не выдают какие-то документы), то такие доказательства могут быть истребованы Комитетом у государства-нарушителя. В ряде случаев КПЧ может предложить стране провести расследование обстоятельств, изложенных в жалобе, и предоставить его результаты в распоряжение Комитета.

В целом же, после подачи и принятия жалобы, начинается достаточно длительный процесс запроса информации, ее предоставления, обмена данными и т.п. между Комитетом и сторонами дела. Если существует вероятность, что связанная с этим процессом задержка приведет к причинению заявителю серьезного и непоправимого ущерба, Комитет может предложить государству-нарушителю принять временные меры, чтобы не допустить такой ущерб, на период рассмотрения жалобы.

Жалобы в порядке очередности и по мере их готовности к рассмотрению на заседании Комитета разрешаются на одной из пленарных сессий. Такие сессии проводятся трижды в год – весной, летом и осенью. По существу жалобы принимаются «соображения», в которых делается вывод о наличии/отсутствии нарушения (нарушений). Решение Комитета по правам человека ООН доводится до сведения сторон дела и предается гласности по итогам сессии.

Процедура рассмотрения состоит из двух основных этапов:

— приемлемости жалобы

— решения по существу, где определяется были ли нарушены права заявителя или нет

Вся процедура является конфиденциальной и осуществляется в письменном виде. Содержание всех аспектов сообщения с Комитетом не подлежит опубличиванию. При этом сам факт обращения может быть обнародован по желанию заявителя.

Комитет по правам человека отклоняет жалобу если она не соответствует формальным требованиям. П вслучае признания жалобы приемлемой, Комитет направляет жалобу государству в отношении которого она подана.

Государство обязано предоставить в обозначенный Комитетом срок объяснения. Также Государство предоставляет информацию и документы, связанные с вопросом о допустимости жалобы. Объяснения государства передаются подавшему жалобу, с возможностью на нее представить свои замечания. На любом этапе разбирательства Комитет может обратиться к подавшему жалобу за предоставлением дополнительной информации или разъяснений. Комитет принимает решение о неприемлемости жалобы, если она не отвечает формальным требованиям (см. выше), и уведомляет об этом заявителя и соответствующее государство.

Решение о признании жалобы приемлемой доводится до сведения соответствующего государства и заявителя. Это решение является окончательным. В течение 6 месяцев государство обязано представить разъяснения, информацию, а также указать, какие меры оно предприняло или собирается предпринять в пользу подавшего жалобу. Копии этих документов получает подавший жалобу, который вправе представить свои замечания и комментарии. Если государство не соблюдает назначенные сроки и упорно не реагирует на напоминания, Комитет принимает решение на основании документации, полученной от подавшего жалобу.

В течение срока, предоставленного данному государству на разъяснения, оно может восстановить нарушенные права человека или устранить последствия таких нарушений. В таком случае Комитет принимает решение о прекращении дела.

Адрес для подачи жалоб:

Petitions , Office of the High , for Human , United Nations Office at 1211 Geneva 10, Switzerland

Для сообщений в соответствии c:

Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах

  • Конвенцией против пыток или
  • Конвенцией о ликвидации расовой дискриминации

Решение Комитета о нарушении прав человека

Комитет, констатируя нарушение прав человека, обращается к государству с призывом предпринять соответствующие меры. Их характер зависит от нарушения прав человека. Возмещение или компенсация присуждается только в тех случаях, когда нельзя иным образом восстановить нарушенные права человека.

Факультативный протокол не налагает на государства правовой обязанности выполнять рекомендации Комитета. Тем не менее государство, которое одобрило международ­ный контроль, имеет политическую и моральную обязанность подчиниться решению Комитета. Практически так поступает большинство государств.

К сожалению, Республика Беларусь не выполнила на сегодняшний день ни одного из более чем 30 Решений Комитета. Однако современные тенденции в области прав человека и стремлением нашей страны не оставаться государством-изгоем, дают надежды, что ситуация с правами человека в Беларуси претерпит существенные изменения.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЖАЛОБА

В КОМИТЕТ ООН ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Дата:……………………………

Представляется на рассмотрение в соответствии с Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Иной адрес для получения конфиденциальной корреспонденции:

Сообщение представляет:

  1. жертва нарушения или нарушений, перечисленных ниже
  2. представитель/адвокат предполагаемой жертвы (жертв)
  3. иное (третье) лицо

При подаче иным лицом необходимо пояснить:

1) в каком качестве данное лицо действует от имени жертвы /жертв (напр., родственные, личные, иные связи с жертвой /жертвами):

2) какие препятствия для жертвы не позволяют ей самой представить сообщение:

Третье лицо, не имеющее родственных и любых других связей с жертвой (жертвами), не может представить сообщение от его (их) имени.

ИНФОРМАЦИЯ О ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ ЖЕРТВЕ

Информация о предполагаемой жертве, если она не является автором сообщения

Фамилия …………………………… Имя (имена) ……………………………………………………….

Гражданство …………………….. Род занятий ……………………………………………………….

Дата и место рождения ……………………………………………………….………………………….

Нынешний адрес или местонахождение …………………………………………………………

ЗАТРАГИВАЕМОЕ ГОСУДАРСТВО. НАРУШЕННЫЕ СТАТЬИ. ВНУТРЕННИЕ СРЕДСТВА ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ.

Название государства-участника (страны) Международного пакта и Факультативного протокола, против которого направляется сообщение:

Статьи Международного пакта о гражданских и политических правах, которые, как представляется, были нарушены:

пункт 2 статьи 19 Пакта.

Внутренние средства правовой защиты, которые были исчерпаны предполагаемой жертвой (жертвами) или от ее (их) лица: обращение в суды или в другие государственные органы; когда и с каким результатом (по возможности, приложить копии всех соответствующих судебных или административных решений):

Таким образом, внутренние средства судебной защиты на этом оказались исчерпаны.

Если внутренние средства правовой защиты не были исчерпаны, объяснить почему:

………………………………………………………………………………………

ДРУГИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Был ли этот же вопрос представлен на рассмотрение в соответствии с какой-либо другой процедурой международного расследования или урегулирования (например, на рассмотрение Европейского Суда по правам человека и т. п.)? Если да, то когда и с каким результатом?

Предоставлялся ли данный вопрос, на рассмотрение какой – либо другой процедуры международного расследования.

ПРИВОДИМЫЕ В ЖАЛОБЕ ФАКТЫ

………………………………………………………………………………………

Таким образом, все возможные внутренние средства правовой защиты были исчерпаны, и я остался жертвой нарушений статьи (……………………………) Международного пакта о гражданских и политических правах.

Руководствуясь правилами, изложенными в Факультативном протоколе к Международному Пакту о гражданских и политических правах,

  1. Признать настоящую жалобу приемлемой и рассмотреть ее по существу.

Приложения: на ………. листах.

Обновлено 02.02.2018 12:05

Предисловие

Настоящее статья подготовлена в рамках осуществления Региональной программы «Демократия, управление, участие» Регионального бюро для Европы и СНГ Программы развития ООН.

Соблюдение и обеспечение прав человека Программа развития ООН (далее ПРООН) рас­сматривает как компонент и необходимое условие устойчи­вого человеческого развития, и более эффективное использование существующих международных институтов в обла­сти прав человека может содействовать достижению этой цели.

Конституции большинства стран СНГ содержат нормы, утверждающие право граждан при определенных условиях обращаться в международные институты по правам челове­ка, как, например, статья 46 Конституции России или статья 55 Конституции Украины. На юридическом языке это отра­жает прямое признание того, что забота о соблюдении прав человека не является только национальной прерогативой и внутренним делом государства, а составляет законный инте­рес всего международного сообщества. Между тем пред­ставления граждан о таких институтах и возможностях об­ращения к ним с индивидуальной жалобой зачастую крайне смутны и неверны. Следствием этого обстоятельства стано­вится то, что эффективность использования таких институ­тов является весьма низкой и, соответственно, с неизбежно­стью наступает разочарование в любых международных ин­ститутах и инструментах по правам человека. Дело, однако, в том, что это именно инструменты и, как всякими инстру­ментами, ими нужно уметь пользоваться.

Широко известным и эффективным инструментом явля­ется, например, Европейский Суд по правам человека, одна­ко он доступен для граждан лишь немногих стран Содружества. Для большинства же возможно обращение и апелля­ция к институтам системы ООН, членами которой являются все государства бывшего СССР. Настоящая статья опи­сывает правила обращения в наиболее, пожалуй, известный и авторитетный из них - Комитет по правам человека, со­зданный в соответствии с Международным пактом о граж­данских и политических правах.

Из текста статьи читатель поймет, что непременным условием обращения лица в Комитет является участие стра­ны, под юрисдикцией которой он находится, в упомянутом Пакте и Факультативном протоколе к нему, который, собст­венно, и предусматривает право подачи индивидуальной жалобы. Как же обстоит дело с участием стран СНГ в этих договорах?

К середине лета 1999 года к Пакту присоединились все страны СНГ, за исключением Казахстана, а к факультатив­ному протоколу не присоединились также Молдова и Азербайджан. Отметим здесь, что участие или неучастие в том или ином договоре является свободным политическим ре­шением суверенного государства и трудно говорить о пря­мой зависимости между соблюдением в стране прав челове­ка и ее членством в международных договорах, Так, к Фа­культативному протоколу не присоединились многие стра­ны традиционной демократии, как, например, Швейцария, Великобритания, Япония, США. Тем не менее доступ граж­дан к международным институтам защиты прав человека может быть оценен только положительно, как расширение круга гарантий их прав и свобод. Для государств, пережива­ющих переходный период, это может быть особенно важно. В силу этого обстоятельства следует ожидать, что по мере последовательно демократического развития стран Содру­жества возможность обращаться в Комитет по правам чело­века получат все граждане стран СНГ, даже если в настоящее время конкретное государство не является участником Пакта и Факультативного протокола.

Введение

В 1948 году Генеральная Ассамблея Организации Объе­диненных Наций провозгласила Всеобщую декларацию прав человека. Это был первый международный документ, гарантирующий каждому человеку основные права и свободы. И хотя Декларация налагала на государства только моральные и политические, а не правовые обязательства, она оказала существенное влияние на внутреннее законодательство и практику государств. Поэтому по сей день на нее ссылаются как политики, так и обычные люди. А дата провозглашения Декларации - 10 декабря - празднуется во всем мире как Международный день прав человека.

Международный пакт о гражданских и политических правах был провозглашен Генеральной Ассамблеей Орга­низации Объединенных Наций 16 декабря 1966 года, а всту­пил в силу 23 марта 1976 года, после того, как его ратифици­ровали 35 государств (ст. 49). Сегодня к Пакту присоедини­лось более 130 государств со всех континентов.

Это означает, что государство, которое ратифицировало Пакт, обязалось гарантировать права и свободы, установ­ленные в Пакте, каждому человеку: как своему граждани­ну, так и иностранцу, пребывающему на его территории. За­коны и другие правовые акты должны соответствовать по­ложениям Пакта. Также органы, выносящие индивидуаль­ные решения, - например, прокурор, суд, орган админист­рации - обязаны уважать права человека, установленные в Пакте. На страже соблюдения прав человека стоит международный орган: Комитет по правам человека.

В Пакте установлены две процедуры международного контроля:

а) государство обязано систематически представлять Ко­митету доклады о претворении в жизнь положений Пакта (ст.40);

b) государство может направить в Комитет сообщение о нарушении другим государством прав человека (ст. 41).

Возможностью такого сообщения до сих пор не восполь­зовалось ни одно государство.

Процедура подачи и рассмотрения индивидуальных жа­лоб урегулирована в Факультативном протоколе к Между­народному пакту о гражданских и политических правах. Термин «факультативный» означает, что государство, кото­рое ратифицировало Пакт, может - но не обязано - рати­фицировать Протокол. На сегодняшний день сторонами Протокола являются более 80 государств.

Ратификация Факультативного протокола открывает пе­ред гражданами данного государства, а также иностранца­ми, пребывающими на его территории, возможность обра­щаться с жалобами в Комитет по правам человека.

Генеральная Ассамблея ООН приняла также Второй Фа­культативный протокол к Международному пакту о граж­данских и политических правах, отменяющий смертную казнь в ратифицировавших его государствах.

Комитет по правам человека

Комитет состоит из 18 членов, избираемых государства­ми. Члены Комитета являются независимыми; они не могут получать никаких рекомендаций или указаний ни от государств, ни от ООН или других международных органов. Ко­митет не является судебным органом, тем не менее процеду­ры подобны судопроизводству.

Комитет по правам человека работает на сессиях, прохо­дящих два раза в год. В результате - учитывая большое ко­личество поступающих жалоб - контрольное производство является довольно продолжительным (практически длится минимум 1,5 - 2,5 года). Комитет принимает решение боль­шинством голосов, в присутствии не менее 12 членов.

Комитет по правам человека находится в Женеве (см. Приложение. Образец индивидуальной жалобы).

Заявитель

С жалобой (Термин «жалоба» означает «сообщение» в понимании Факультативного протокола) в Комитет по правам человека могут обра­щаться только индивидуальные лица. Таким правом не об­ладают ни группы лиц, ни организации. Иначе говоря - с жалобами не могут обращаться союзы, профсоюзы, фонды, общества, группы студентов или трудящихся и т.п.

С жалобой может обратиться гражданин данной страны или иностранец, проживающий (пребывающий) на терри­тории данного государства.

Право обратиться с жалобой имеет только лицо, которое чувствует себя жертвой нарушения государственным орга­ном одного из прав, провозглашенных в Пакте. Это означа­ет, что с жалобой может обратиться непосредственно по­терпевшее лицо, которому в результате нарушения прав че­ловека был причинен какой-либо ущерб. В особых случаях, например, если жертва нарушения прав человека отбывает наказание в виде лишения свободы или находится в психиа­трической больнице, Комитет принимает жалобы, подан­ные членами семьи.

С жалобой можно также обратиться через уполномочен­ного (например, адвоката), который должен представить Ко­митету по правам человека соответствующую доверенность.

Предмет жалобы

Жалоба может касаться только индивидуального реше­ния, вынесенного государственным органом, которое - по мнению данного лица - нарушает его права человека, га­рантированные в Пакте. Это может быть, например, реше­ние административного органа, прокурора, судебное реше­ние и т.п.

Жалоба не может касаться содержания закона или дру­гого правового акта, даже если данный правовой акт явно противоречит Пакту. Комитет по правам человека не име­ет права проверять соответствие внутреннего законода­тельства положениям Пакта.

Жалоба не может вноситься в интересах общественнос­ти, т.е. нельзя, например, формулировать обобщенные об­винения в плохом обращении с заключенными, о погрешно­стях в судопроизводстве, о нарушениях тайны переписки. Жалоба может касаться исключительно нарушения опре­деленных прав человека в отношении конкретного лица.

Комитет по правам человека не рассматривает жалоб на физические лица, предпринимателей, общества, кооперати­вы, ассоциации и т.п.

Жалоба может касаться только решений государствен­ных органов, которые были приняты после 1991 года, т.е. по­сле вступления в силу Факультативного протокола (см. Введение). В совершенно исключительных случаях Комитет может принять жалобу на решение, вынесенное до этой да­ты, если нарушение прав человека продолжается.

Предметом жалобы могут быть только права человека, провозглашенные в Пакте. Это нижеследующие права:

Право на жизнь (ст. 6).

Включает также принципы вынесения решений и приве­дения в исполнение смертной казни, помилования и изме­нения наказания.

Запрещение пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 7).

На практике на эту статью чаще всего ссылаются лица, лишенные свободы.

Запрещение рабства и работорговли (ст. 8).

Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9). Касается прав лица, подвергшегося задержанию или аре­сту.

Право лиц, лишенных свободы на гуманное обращение (ст. 10).

Касается, в частности, обращения с обвиняемым: совер­шеннолетним и несовершеннолетним.

Запрещение лишения свободы на том основании, что данное лицо не в состоянии выполнить договорные обяза­тельства (ст. 11).

Право на свободное передвижение по территории госу­дарства и выбора местожительства, а также право поки­дать любую страну (ст. 12).

Права иностранца в связи с решением о высылке (ст. 13).

Право на независимый и беспристрастный суд (ст. 14). Это наиболее обширная статья, в которой установлен ряд прав обвиняемого и принципы уголовной процедуры.

Принцип презумпции невиновности и запрещение об­ратной силы уголовного законодательства (ст. 15).

Защита личной и семейной жизни, неприкосновеннос­ти жилища, а также тайны корреспонденции (ст. 17).

Свобода мысли, совести и религии (ст. 18).

Свобода слова (ст. 19).

Запрещение пропаганды расовой, национальной или ре­лигиозной ненависти (ст. 20).

Право на мирные собрания (ст. 21).

Право на свободу ассоциации с другими людьми (ст. 22).

Права супругов и семьи (ст. 23).

Права ребенка (ст. 24).

Право принимать участие в общественной жизни (ст. 25).

Права лиц, принадлежащих к национальным меньшин­ством (ст. 27).

Равенство перед законом и запрещение дискриминации (ст. 2, п. 1; ст. 26)

Приведенный выше перечень прав и свобод должен сыг­рать роль путеводителя по Пакту (см. Приложение). Преж­де чем написать жалобу, следует внимательно ознакомить­ся с соответствующей статьей, обращая особое внимание на степень подробности положений и допускаемые ограни­чения. Комитет не принимает жалоб, касающихся наруше­ния прав человека, не провозглашенных в Пакте. Нельзя, например, ссылаться на право па труд или право на образо­вание.

Основные формальные требования

1. Подающий жалобу обязан использовать все внутрен­ние средства обжалования, предусмотренные националь­ным законодательством. Так, в судебных делах следует об­жаловать решение в суде вышестоящей инстанции. В адми­нистративных делах следует обратиться в вышестоящий ор­ган; если внутренним законодательством предусмотрено судебное разбирательство по административным делам, реше­ние следует обжаловать в компетентный суд. Однако нет не­обходимости использования чрезвычайных или исключи­тельных мер (таких, как, например, обращение к омбудсману, заявление о возобновлении судебного производства).

Принцип исчерпания средств обжалования означает, что предметом жалобы может быть только окончательное реше­ние (вступившее в законную силу судебное решение). При­чиной отклонения большинства жалоб было то, что заявители не исчерпали всех внутренних средств обжалования, В совер­шенно исключительных случаях Комитет рассматривает жа­лобу до исчерпания возможностей обжалования (например, когда производство необоснованно затягивается).

Никаких сроков для подачи жалобы со дня принятия го­сударственным органом окончательного решения не уста­новлено.

2. Нельзя злоупотреблять правом обжалования. Это озна­чает, что, например, содержание жалобы не может быть ос­корбительным для государства, не может содержать ложной информации, заявитель не должен выступать с маловажны­ми обвинениями, ни использовать контрольный механизм без достаточных оснований.

3. Комитет по правам человека отклоняет жалобу, если этот же вопрос уже рассматривался другим международным органом, например Европейским Судом по правам че­ловека. Следовательно, нельзя обращаться с жалобами од­ного и того же содержания в различные международные ор­ганы.

Жалоба должна содержать следующее:

1) личные данные: фамилию, имя, гражданство, профес­сию, дату и место рождения, адрес;

2) указание на государство, против которого подается жалоба;

4) статьи, которые, по мнению заявителя, были наруше­ны;

5) предпринятые внутренние средства правовой защиты и их результаты.

К жалобе следует приложить копии всех документов, имеющих существенное значение для данного дела. Жалоба может быть составлена на языке данной страны, написана от руки. В связи с тем что официальными языками Комите­та по правам человека являются английский и французский, жалобу и сопровождающие документы лучше составить на одном из этих языков, что, несомненно, ускорит контроль­ную процедуру (образец индивидуальной жалобы - см. При­ложение).

Контрольная процедура

Контрольная процедура состоит из двух основных этапов:

Первый завершается решением о приемлемости жало­бы;

Во втором выносится решение по существу - были ли нарушены (или нет) права человека,

Вся процедура осуществляется в письменном виде. Про­цедура носит конфиденциальный характер. Лицо, обраща­ющееся с жалобой, вправе проинформировать средства массовой информации о подаче жалобы, но не может предавать гласности содержание корреспонденции с Комитетом.

Комитет по правам человека отклоняет жалобу - даже без уведомления о ней соответствующего государства, - если жалоба самым очевидным образом не соответствует формальным требованиям: например, она анонимная или относится к вопросам, не урегулированным в Пакте. Если жалоба является приемлемой, Комитет передает жалобу за­интересованному государству.

В назначенный Комитетом срок государство представля­ет ему объяснения, а также информацию и документы, свя­занные с вопросом о допустимости жалобы. Объяснения го­сударства передаются подавшему жалобу, который может представить свои замечания и комментарии. На любом эта­пе разбирательства Комитет может обратиться к подавше­му жалобу за предоставлением дополнительной информа­ции или разъяснений. Комитет принимает решение о не­приемлемости жалобы, если она не отвечает формальным требованиям (см. выше), и уведомляет об этом заявителя и соответствующее государство.

Решение о признании жалобы приемлемой доводится до сведения соответствующего государства и заявителя. Это решение является окончательным. В течение 6 месяцев государство обязано представить разъяснения, информацию, а также указать, какие меры оно предприняло или собирает­ся предпринять в пользу подавшего жалобу. Копии этих до­кументов получает подавший жалобу, который вправе представить свои замечания и комментарии. Если государ­ство не соблюдает назначенные сроки и упорно не реагиру­ет на напоминания, Комитет принимает решение на основа­нии документации, полученной от подавшего жалобу.

В течение срока, предоставленного данному государству на разъяснения, оно может восстановить нарушенные пра­ва человека или устранить последствия таких нарушений. В таком случае Комитет принимает решение о прекращении дела.

Решение Комитета о нарушении прав человека

Если Комитет придет к заключению, что права человека нарушены не были, он уведомляет о своем решении соответ­ствующее государство и подавшего жалобу. Решение Коми­тета является окончательным.

Комитет по правам человека, констатируя, что государст­во нарушило права человека, указывает на решения (дейст­вия), которые квалифицирует как нарушение, а также соот­ветствующие положения Пакта. Часто случается так, что среди многочисленных обвинений, с которыми выступает заявитель, Комитет признает обоснованными только неко­торые.

Комитет, констатируя нарушение прав человека, обра­щается к государству с призывом предпринять соответст­вующие меры. Их характер зависит от вида нарушения прав человека. Так, например, Комитет рекомендует обеспечить заключенному медицинскую помощь, немедленно освобо­дить лицо, лишенное свободы, восстановить на должности в публичной службе, выплатить возмещение или компенсацию. Случается также - правда, редко, - что сама конста­тация нарушения прав человека является единственным удовлетворением, которое получает заявитель. Следует об­ратить внимание, что возмещение или компенсация при­суждается в принципе только в тех случаях, когда нельзя иным образом восстановить нарушенные права человека. Надежда на получение крупной денежной суммы часто ос­тается несбывшейся.

Выполнение государством решений Комитета

Факультативный протокол не налагает на государства правовой обязанности выполнять рекомендации Комитета. Тем не менее государство, которое одобрило международ­ный контроль, имеет политическую и моральную обязан­ность подчиниться решению Комитета. Практически так по­ступает большинство государств.

Комитет назначает по каждому делу срок - как правило, 180 дней, - в течение которого государство должно пред­ставить информацию о мерах, принятых для выполнения ре­комендаций. Соответствующая информация должна быть помещена в периодических докладах (см. Введение). Коми­тет ежегодно назначает также специального докладчика, ко­торый оценивает предпринятые государствами меры в поль­зу жертв нарушения прав человека.

Комитет помещает в своем ежегодном докладе - кото­рый является официальным документом ООН - информа­цию о степени и объемах выполнения рекомендаций отдель­ными государствами. Это единственная форма «санкций» по отношению к государствам, которые не предоставили по­давшему жалобу соответствующего возмещения либо не восстановили нарушенных прав человека.

Заявитель должен помнить о том, что целью контрольной процедуры не является компрометация государства на меж­дународной арене, а гарантирование прав человека.

ОБРАЗЕЦ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖАЛОБЫ

The Human Rights Commitee В Комитет по правам человека

C/o Office of the United Nation Бюро Верховного
High Commissioner for комиссара Объединенных
Human Rights Наций по правам человека
8-14 avenue de la Раiх 8-14 avenue de la Раiх
1211 Geneva 10 1211 Женева 10
SWITZERLAND Швейцария

Представляется на рассмотрение в соответствии с Фа­культативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Фамилия................................. Имя (имена) ………………………………………………….

Гражданство......................... ..Род занятий ………………………………………………….

Дата и место рождения.............................……………………………………………………

Постоянный адрес.....................................……………………………………………………

Иной адрес для получения конфиденциальной корреспон­денции (если отличается от постоянного адреса)

Сообщение представляет:

a) жертва нарушения или нарушений, перечисленных

b) назначенный представитель/адвокат

предполагаемой жертвы (жертв)

с) иное лицо

  1. 1)в каком качестве данное лицо действует от имени жертвы /жертв (напр., указать родственную связь или другие лич­ные связи с предполагаемой жертвой /жертвами):

…...

  1. 2)почему жертва (жертвы) не имеет (не имеют) возможнос­ти сама (сами) представить сообщение:

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

Третье лицо, не имеющее родственных и любых других свя­зей с жертвой (жертвами), не может представить сообще­ние от его (их) имени.

II. Информация о предполагаемой жертве (жертвах), если она (они) не является (являются) автором (авторами) сообщения

Фамилия................................. Имя (имена) .................................………………………….

Гражданство.......................... Род занятий.................................………………………….

Дата и место рождения................................................................………………………….

Нынешний адрес или местонахождение.................................……………………………

III. Государство, которого касается жалоба. Нарушенные статьи Пакта. Внутренние средства правовой защиты

Название государства-участника (страны) Международно­го пакта и Факультативного протокола, против которого на­правляется сообщение:

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

Статьи Международного пакта о гражданских и политичес­ких правах, которые, как представляется, были нарушены:

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

Внутренние средства правовой защиты, которые были ис­черпаны предполагаемой жертвой (жертвами) или от ее (их) лица: обращение в суды или другие государственные орга­ны; когда и с каким результатом (по возможности, прило­жить копии всех соответствующих судебных или админист­ративных решений):

………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………

Если внутренние средства правовой защиты не были исчер­паны, объяснить почему:

…………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

IV. Другие международные процедуры

Был ли этот же вопрос представлен на рассмотрение в соот­ветствии с какой-либо другой процедурой международного расследования или урегулирования (например, на рассмот­рение Европейского Суда по правам человека)? Если да, то когда и с каким результатом?

………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………

V. Приводимые в жалобе факты

Подробное описание фактов предполагаемого нарушения или нарушений (с указанием соответствующих дат): (Добавить столько страниц, сколько необходимо для этого описания.)

………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………