Основные признаки государства. §3

4. Важнейшим признаком правового государства является реальная (а не декларативно провозглашенная) свобода личности, гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Отсюда вытекает особая роль суда в правовом государстве. Охрана прав граждан осуществляется путем судебной защиты, поэтому необходимо обеспечение реальной независимости суда в правовом государстве.

Одной из основных идей современного правосознания является идея правового государства. В конституционных законах некоторых западноевропейских государств (например, Германии) провозглашаются начала правового государственного устройства. Нашла свое закрепление эта идея и в действующей Конституции РФ, в ст. 1 которой, наряду с другими характеристиками, записано, что Россия есть правовое государство. Для того чтобы выяснить, какое же содержание вкладывается в эту идею, необходимо учитывать, что современная концепция (теория) правового государства вобрала в себя целый ряд идей, выдвинутых в прошлом передовыми мыслителями своего времени. К ним относятся, прежде всего, немецкий философ И. Кант, французский просветитель и правовед Ш. Монтескьё и другие ученые XVIII в., которые полагали, что правовое государство должно сменить полицейское, бюрократическое государство того времени, душившее свободу.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

5) наличие вооружённых сил. Этот признак также не является характерным исключительно для государства, и так же, как и предыдущий всё более утрачивает своё значение в результате мировой тенденции ко взаимному проникновению государственных экономик и политических систем. Армия с древнейших времён служила для захвата и удержания материальных ресурсов, богатств, в том числе территорий. Однако в современном мире богатства становятся нематериальными, большую часть мирового ВВП составляют информационные продукты, а их невозможно ни захватить, ни удержать военными средствами.

5) наличие возможности самостоятельно разрабатывать общеобязательные правила поведения , то есть правовые нормы. Возможность правотворчества является неотъемлемым признаком государства, вытекающим из его основной функции и составляющая основной способ деятельности государства. То есть, государство выполняет свои функции преимущественно путём установления общеобязательных правил поведения.

Тест по обществознанию (9 класс) по теме: Тест по теме — Власть

Данный тест составлен для контроля знаний учащихся 9 класса, занимающихся по программе А.И. Кравченко. Тест содержит задания разного уровня: задания с выбором ответа, на соотнесение понятий и определений, на выявление черт сходства и отличий общественных явлений, на определение верных суждений. Эти задания можно использовать при подготовке к ГИА.

  1. Независимость государства во внешней политике и верховенство во внутренней политике называется:
  1. гражданственность
  2. государство
  3. суверенитет
  4. разделение властей.
  1. Характерным признаком государства является:
  1. единая территория
  2. отсутствие аппарата принуждения
  3. отсутствие налогов
  4. наличие многопартийности.
  1. Термин «централизация» определяет:
  1. этнический состав населения
  2. уровень политических свобод граждан
  3. способ взаимодействия центра с территориями государства
  4. уровень экономического развития.
  1. Верны ли следующие суждения о сущности власти?

Дополнительные признаки государства

Синий цвет имеет глубокое символическое значение и в тюркской культуре. Достаточно сказать, что понятия «синий» и «небо» на языках почти всех тюркоязычных обозначаются одним словом. Это, вероятно, объясняется тем, что древние тюрки были небопоклонниками, считавшими небо своим отцом, а их синее знамя — символизировало преданность отцу-прародителю. На территории Казахстана с древнейших времен была распространена вера в Тенгри — Небо, несущая в себе идею единобожия задолго до появления великих мировых религий — буддизма, христианства и ислама. Эта вера прошла через века, и еще в начале XX века казахи над могилами святых возводили купол и окрашивали его в голубой цвет, тем самым имитируя модель мира: на четыре столба, олицетворяющих четыре стороны света, опирается купол-сферический символ неба.

Президент был ограничен в своих правах, что не позволяло ему проводить самостоятельную политику по реализации реформы. Конституция сдерживала работу по проведению экономической реформы и т.д. Поэтому сама общественная жизнь поставила вопрос о пересмотре Конституции. Под руководством Президента Н.А. Назарбаева был подготовлен проект новой Конституции, который был опубликован для всенародного обсуждения. В обсуждении было высказано много замечаний по проекту. Наиболее существенные из них были учтены, и проект Конституции был предложен народу для решения ее судьбы. В результате всенародного голосования (референдума) 30 августа 1995 года была принята новая Конституция Республики Казахстан.

Тест Государство

2. Верны ли следующие суждения о происхождении и роли государства? А. Государство является основным институтом политической системы. Б. Государство – продукт исторического развития человеческого общества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4. Какой из примеров характеризует проявление внешних функций государства? 1) Подписание Президентом указа о повышении пенсий 2) подписание соглашения о развитии торговых отношений с Великобританией 3) принятие всеобщим голосованием новой Конституции 4) проведение выборов в Государственную Думу

К признакам государства не относится наличие гражданства

В государстве X. после парламентских выборов лидер парламентского большинства приступил к формированию правительства. Одновременно депутаты парламента начали согласование кандидатуры на пост президента, который будет выполнять представительские функции. К какому типу государств относится государство X.?

Парламент страны Z избирается всенародно по пропорциональной системе. Политическая партия или блок партий, победивший на выборах, формируют правительство. Парламент избирает президента, выполняющего только представительские функции. Какова форма правления в стране Z?

Конституционное право

  • обязанность участвовать в отправлении правосудия в качестве присяжного;
  • воинскую обязанность (в настоящее время призыв на военную службу в США не осуществляется, но в определенные периоды истории такая обязанность устанавливалась, например, во время войны во Вьетнаме);
  • обязанность платить налоги. Американские граждане обязаны уплачивать федеральные налоги независимо от места своего жительства, а иностранные граждане и лица без гражданства являются налогоплательщиками по законам США в случае нахождения более 180 дней на территории США.

Прежде всего, под гражданством понимают публично-правовое состояние индивида. Именно этот аспект отражен в определении, которое содержится в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации»: гражданство — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Легальное определение позволяет выделить особые свойства данного института:

Понятие и признаки государства

По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

Страна - понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство - понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны - форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.

К отличительным признакам правового государства относится

«Признаки растений» — Основные признаки растений. Среды обитания растений. Водные растения водоросли, лилии, кувшинки и др. Напишите примеры растений. Царство растений около 350 тыс. видов. Наземные растения дуб, ландыш, брусника, кактус и др. Ботаника – наука, изучающая растения. Многообразие растений. Научиться распознавать растения различных сред обитания.

«Признаки моря» — Главные признаки морей. Самое тёплое море – Чёрное море. Окраинные и внутренние моря. Краткие сведения. Экологические проблемы морей. Каспийское море; Азовское море; Чёрное море. Моря, омывающие берега России. Океанический бассейн. Атлантический океан: Чёрное море, Азовское море, Балтийское море. Самое солёное – Японское море.

Правовое государство и гражданское общество: понятие, признаки, сущность, структура

Понятия «общество» и «гражданское общество» не тождественны . Человеческое общество, как известно, появилось давно, но оно не всегда было гражданским. Современное понимание гражданского общества сложилось в период возникновения и развития буржуазных общественных отношений. Сам же термин «гражданское общество» стал употребляться примерно в XVIII в., хотя понимание гражданского общества, его отделение от гос-тва относят ко временам Древней Греции (Аристотель). Затем данное понятие получило развитие в трудах Г. Греция, Д. Локка, И. Канта, Г. Гегеля.При этом под гражданским обществом понималась независимая от государства особая сфера жизни общества, которая включает в себя экономические, семейные, этнические, культурные и иные отношения, кроме политических. Это те общественные отношения, которые способны развиваться независимо от гос-тва, и последнее не вправе вмешиваться в данный процесс.

Правовое государство — особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность гражданина перед государством и государства перед гражданином.

05 Июл 2018 476

Признаки государства – это те свойства и особенности, которые отличают его от других форм организации общества. Их много и разные авторы классифицируют их по-разному. Мы же будем разделять признаки государства в зависимости от их значения на основные (обязательные) и факультативные (необязательные).

Основные признаки непосредственно характеризуют государство и отсутствие хотя бы одного из них лишает возможности считать общественное образование государством.

Факультативные признаки, как правило, конкретизируют основные, но не являются обязательными и присущи не всем государствам.

Среди основных признаков выделяют:

1) наличие политической публичной власти . Политический характер власти означает распространение власти государства на всё население. В отличие от политической власти, например, власть дисциплинарная распространяется не на всё население, а только на подчинённых лиц того начальника, который этой властью обладает. То есть, власть Президента Украины распространяется на всё её население, а власть Директора колледжа – только на коллектив сотрудников и учащихся. Публичный характер власти означает, что управленческие решения власти доступны для ознакомления всему населению. В отличие, например, от власти военной, при которой большинство приказов и распоряжений командования являются секретными.

2) наличие определённой территории и контроль над ней. Территория является необходимым условием признания государства субъектом международных отношений. Так, например, в начале ХХ века на большей части территории современной Украины была провозглашена Украинская народная республика, которая являлась государством. Однако в начале 20-х годов эта территория была оккупирована другим государством – Союзом советских социалистических республик, в результате чего УНР как государство перестало существовать. С другой стороны, в 1948 году в мире насчитывалось 11 миллионов евреев, но еврейского государство не существовало, потому что эта нация не имела контроля ни над какой частью поверхности планеты Земля. В 1949 году на территории Палестины создано государство Израиль.

3) суверенитет . Суверенитет – это исключительное право осуществлять верховную власть в определённом государстве независимо от кого бы то ни было. Противоположностью суверенитета являются вассалитет и протекторат, то есть разные формы зависимости государства от других государств. Источник и носитель суверенитета имеет название «суверен». В различных типах государств сувереном может быть один человек, например, монарх, диктатор и т.п., может быть группа людей, например, политическая партия, а может быть и весь народ. Суверенитет может быть полным, формальным и частично ограниченным. Полный суверенитет присущ самостоятельным, сильным государствам, например России, США, Великобритании, Франции и др. Формальный суверенитет означает наличие фактической зависимости государства от внешних субъектов при юридическом провозглашении суверенитета. Ограниченным суверенитет становится тогда, когда государство принудительно или добровольно отказывается от части своих полномочий. Добровольно это происходит

тогда, когда государство вступает в международные международные организации или образует федерацию с другими государствами. Так, например США, Мексика, Австралия и некоторые другие государства образованы в результате добровольного ограничения суверенитета их составных частей, которые сами по себе являются государственными образованиями. Федеративное устройство имел и Союз советских социалистических республик. Принудительное же ограничение суверенитета вводится в отношении побеждённых государств. Так, например, после ІІ мировой войны был принудительно ограничен суверенитет Японии.

4) верховенство власти . Верховенство государственной власти означает существование только лишь одной власти в государстве и наличие у неё возможности отменять решения любой другой социальной власти. Например, в Украине существует только одна политическая власть, которая разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Будучи триедина, эта власть является верховной, потому что имеет возможность отменять решения субъектов любой другой власти, например, религиозной, дисциплинарной, экономической.

5) наличие возможности самостоятельно разрабатывать общеобязательные правила поведения , то есть правовые нормы. Возможность правотворчества является неотъемлемым признаком государства, вытекающим из его основной функции и составляющая основной способ деятельности государства. То есть, государство выполняет свои функции преимущественно путём установления общеобязательных правил поведения.

6) наличие системы органов и организаций, создаваемых государством для выполнения своих функций , в том числе, аппарата принуждения. Наличие органов власти, и в частности аппарата принуждения, как признак государственности мы уже рассматривали, поэтому повторно останавливаться на нём не будем. Но рассмотрим взаимосвязь таких признаков государства, как нормотворчество и принуждение. На их взаимосвязь нет единого взгляда в науке, поэтому я выскажу лишь своё собственное мнение, не являющееся единственно возможным.

Правотворчество, то есть установление обязательных для всех правил поведения в государственной деятельности превалирует, имеет большее значение по сравнению с работой аппарата государственного принуждения к исполнению этих правил. Это происходит потому, что подавляющее большинство норм права исполняются добровольно, без наличия принуждения и без угрозы со стороны государства. Более того, обязательность разумного, рационального закона обеспечивается в большей степени силой внутреннего убеждения в его правильности и полезности, нежели внешней угрозой наказания за невыполнение его. Из этого следует важный вывод о том, что целью существования аппарата государственного принуждения является не насаждение установленных государством правовых норм, а наоборот, противодействие исполнению негосударственных и антигосударственных правил поведения, например, животных, экстремистских или криминальных обычаев.

К факультативным признакам государства относят:

1) наличие Конституции . Этот признак не является обязательным, поскольку государство может без него существовать. Например, Украина как государство существует с 1991 года, а Конституция Украины появилась только 28.06.1996 года.

2) наличие государственных символов. К ним принадлежат Государственный гимн, Государственный флаг и герб государства. Но они также не являются обязательными. Вот, например, Государственный герб Украины отсутствует, но это нисколько не мешает ей существовать.

3) наличие гражданства . Гражданство или подданство не являются обязательными признаками государства, но не потому, что государство может существовать без своих граждан, а потому, что эти понятия не соотносятся по размеру. Гражданство не может существовать без государства, оно возникает в результате установления взаимоотношения между государством и населением территории, на которой оно существует. Но не ограничивается этим. Так, например, во многих государствах допускается двойное гражданство, при котором один и тот же человек может быть признан одновременно гражданином нескольких государств, а кроме того, в большинстве государств широкие права предоставляются иностранцам, лицам без гражданства и беженцам.

4) наличие денежной единицы. В настоящее время этот признак утрачивает своё значение в результате процессов глобализации. Поэтому я считаю, что он является не только факультативным, но и устаревшим.

5) наличие вооружённых сил. Этот признак также не является характерным исключительно для государства, и так же, как и предыдущий всё более утрачивает своё значение в результате мировой тенденции ко взаимному проникновению государственных экономик и политических систем. Армия с древнейших времён служила для захвата и удержания материальных ресурсов, богатств, в том числе территорий. Однако в современном мире богатства становятся нематериальными, большую часть мирового ВВП составляют информационные продукты, а их невозможно ни захватить, ни удержать военными средствами.

6) участие государства в деятельности международных организаций. Этот признак также не является обязательным, потому что такое участие для государств является добровольным, а также потому, что в истории человечества есть примеры участия в деятельности международных организаций субъектов, не являющихся государствами. Так, Украина стала членом и соосновательницей Организации объединённых наций, не являясь государством, – в 1945 году.

С учётом рассмотренных нами признаков, можно усложнить определение понятия «государства» и понимать его как распространяющуюся на определённую территорию особую форму организации общества, характеризующуюся наличием политической публичной власти, имеющей суверенитет и осуществляемой в деятельности государственных органов, которые своими решениями придают общеобязательный характер правилам, основной задачей которых является регулирование общественных отношений.

Слово «государство» употребляется людьми в обыденной речи. Чтобы правильно его использовать, нужно разобраться, что является признаком любого государства. От грамотного применения термина зависит, правильно ли мысли будут обличены в слова, и какую смысловую нагрузку они понесут собеседнику.

Значение термина «государство»

Понятие «государство» употребляется в широком и узком смысле. Для первого характерно отождествление государства с конкретной страной. Например, высказывания: «государства - члены Европейского Союза» или «государство Мозамбик» дают представление о странах с населяющими их народами. Такое широкое значение слова сложилось в древности и получило распространение в средние века. В более узком понимании термин воспринимается как один из составляющих политическую систему институтов, которому принадлежит высшая власть в обществе. Такой смысл вложили в это слово в XVIII-XIX веках. Тогда шло формирование гражданского общества, и возникла необходимость обособления государственных институтов от народа и негосударственных учреждений политической системы.

Возникновение

Государство появляется на определённой ступени развития человеческого общества. Оно возникает как политический институт, как организация власти для управления обществом. Для него характерны общие признаки. Государства формировались на протяжении длительных исторических периодов, и в настоящее время утвердилось два взгляда, две теории.

Первая концепция утверждает, что государство - это естественный этап в становлении общества. Его выдающиеся основатели - Т.Гоббс и Дж. Локк - настаивали, что государство возникает при заключении договора между людьми. Граждане передают часть прав государству как институту, взявшему на себя защиту территории и людей, проживающих на ней. Оно выступает гарантом безопасности и формирует определённую социальную группу управленцев-чиновников.

Основателем второй теории считается Платон. Его идеи развили Ф.Ницше и Д. Юм. Они доказывали несостоятельность первой концепции. По их мнению, государство - это результат завоевания небольшой группой основной массы населения. Хорошо вооружённые и воинственно настроенные люди вполне могут покорить большое количество слабо организованных народов. Скорее всего, в истории человечества присутствовали оба пути формирования государства. Первоначально человеческое общество создало единственную политическую организацию. Вместе с развитием общества и эволюцией государства стали возникать другие политические организации, такие как партии, союзы, блоки или движения.

Государство - ядро политической системы

При конституционной монархии власть правителя ограничивается конституцией. Такое ограничение выражается либо в парламентском, либо дуалистическом характере. В первом случае монарх не имеет власти, оставаясь лишь представительным органом, а правительство отчитывается перед парламентом. Во втором случае власть монарха ограничивается парламентом и конституцией в области принятия законов, но правитель волен назначать правительство и действовать в рамках принятых ограничений.

При абсолютной монархии власть монарха ничем не ограничивается. Он является абсолютным правителем, все органы власти подотчётны ему.

Форма правления: республика

Такая форма подразумевает участие граждан в управлении. Это проявляется в проведении выборов кандидатов высшие органы власти. Они избираются на определённый срок и отчитываются о результатах своей деятельности перед своими избирателями.

Принято выделять виды республик: президентская (полнота власти сосредоточена в руках главы государства), парламентская (властные полномочия в руках парламента, партия-победитель претендует на главенство в правительстве). Смешанная республика основывается на разделении полномочий между президентом, премьер-министром и парламентом.

С момента своего возникновения и до современности страны пережили много форм и видов власти. Но можно выделить общие признаки, присущие любому государству. Их наличие или отсутствие позволяет сделать вывод, о каком политическом институте идёт речь: о государстве или нет.

Рассмотрим признаки государства. Таблица в сжатом виде показывает их.

Публичная власть Власть, которая отделена от общества и не совпадает с социальной организацией. Политическое управление обществом осуществляют специально подготовленный слой людей, что является признаком любого государства.
Суверенитет Государству присуща верховная власть над институтами, организациями и отдельными гражданами, находящимися на территории государства.
Право на законное применение силы

Государство обладает монополией на ограничение прав и свобод гражданина на законных основаниях. Для достижения этих целей государство создаёт специальные силовые структуры, к которым относятся суды, полиция и армия.

Сбор налогов Для содержания органов государственной власти необходимы средства, которые государство получает при взимании налогов и сборов с граждан. Отличительным признаком государства является узаконенный сбор средств в государственную казну. Поступления в государственную казну тратятся на оборону, экономическую и социальную политику и другие нужды государства.
Гражданство Человек обладает обязательным членством в государстве. С момента рождения он получает гражданство. Если членство в других политических организациях (партии, объединения и другое) не считается обязательным, то гражданство относится к обязательному атрибуту любого человека.
Представительство всего общества

Государство заявляет о праве представлять общество как отдельную единицу и праве защищать интересы всего общества. Реальность показывает, что ни одно государство не смогло отражать интересы всех социальных слоёв населения и каждого гражданина общества.

К признакам государства относятся самые существенные характеристики этого политического института. Впервые о них узнают учащиеся средней школы на уроках обществознания.

Основные атрибуты государства

Ему присущи отличительные атрибуты, как и основные признаки государства. К ним относятся:

  1. Территория. Она определяется государственными границами, которые разделяют области распространения власти суверенных государств.
  2. Население. Жители ограниченной территории считаются подданными государства. Они обязаны выполнять законы и подчиняться власти конкретной страны. Государство берёт на себя обязательство защищать их.
  3. Аппарат управления. К нему относятся органы власти и особый слой чиновников, выполняющих функции власти. Государственный законодательный орган издаёт законы, формулирует правила, которые становятся обязательными для выполнения всем населением данного государства.

Внутренние функции

Характерные признаки государства влияют на деятельность государства, на выполнение им внешних и внутренних задач. Каждое направление деятельности предполагает набор функций. Внутренние функции:

  • управление обществом;
  • достижение компромисса интересов различных слоёв общества и удовлетворение их потребностей;
  • сохранение властных полномочий в своих руках.

Внешние функции

Внешние функции включают:

  • представительство интересов всего народа;
  • защита территории;
  • сохранение суверенности власти;
  • выступление в роли равноправного субъекта международных отношений.

Соотношений понятия «государство» с другими

В обыденной речи понятия «государство», «страна» и «общество» употребляются как слова-синонимы. Часто наряду с ними применяют и термин «правительство». Чтобы разобраться в их различии, перечислите признаки государства. Эти понятия хоть и имеют общие черты, но между ними существуют существенные различия.

Страна - это культурно-географический термин. Его грамотное употребление подразумевает характеристику территории, её климата и природных зон, описание население с его национальными и религиозными различиями. Предмет нашего обзора - понятие политическое, что является признаком любого государства. Оно объясняет политические особенности конкретной страны, включая форму правления, политический режим и территориальную структуру.

Общество - термин более широкий, чем государство. Слой профессиональных управленцев обособлен от остальной части общества и обладает определённой самостоятельностью.

Правительство - термин более узкий, чем государство. Это только инструмент реализации политической власти государства - распорядительные и исполнительные органы. Правительства меняются: одни уходят, другие приходят. Государство - более устойчивый институт политической системы.

Все верные ответ выделены жирным зелёным текстом.

Вопрос 1: Назовите виды правового статуса личности.
1. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.
2. Соблюдение, исполнение, использование.
3. Общий, специальный, индивидуальный.

Вопрос 2: К какому виду правоотношений относятся отношения собственности?
1. К общерегулятивным.
2. К относительным.
3. К абсолютным.
4. Правильного ответа нет.

А Вы думали о том, как изучают правоведение в Китае? Там совсем другие законы, но чтобы это всё понять, нужен репетитор китайского , которого не так сложно найти, как Вы думаете. К примеру, в школе «Вокей» предлагают даже бесплатный пробный урок, чтобы Вы смогли понять, надо оно Вам или нет.


Вопрос 3: Как называется осуществляемая в процессе правоприменения юридическая оценка совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая к определенной юридической норме?
1. Правовая квалификация.
2. Установление фактических обстоятельств дела.
3. Интерпретация смысла юридической нормы относительно конкретного случая.

Вопрос 4: Какие из стадий правоприменительного процесса названы в данном задании?
1. Опубликование нормативного правового акта.
2. Установление юридической основы дела - выбор правовых норм.
3. Решение дела и оформление акта применения права.

Вопрос 5: Какой из перечисленных актов является актом официального легального правоприменительного толкования?
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. № 2 «О судебной практике по делам об изготовлении и сбыте поддельных денег или ценных бумаг».
2. Постановление Правительства РФ от 27 июля 1994 г. № 871 «О федеральной инвестиционной программе на 1994 год».
3. Правила подготовки ведомственных нормативных актов. Утверждены постановлением Правительства РФ от 23 июля 1993 г. № 722.

Вопрос 6: Какой из перечисленных актов является актом официального аутентичного толкования права?
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
2. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 декабря 1997 г. № 2039 «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии».
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля
2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».

Вопрос 7: Назовите органы, которые вправе давать правоприменительное нормативное толкование юридических норм.
1. Конституционный Суд РФ.
2. Верховный Суд РФ.
3. Высший Арбитражный Суд РФ.

Вопрос 8: Как соотносятся правонарушение и юридическая ответственность?
1. Как причина и следствие.
2. Как юридический факт и регулятивное правоотношение.
3. Все вышеперечисленное.

Вопрос 9: Назовите наиболее суровый вид юридической ответственности.
1. Дисциплинарная.
2. Административно-правовая.
3. Уголовно-правовая.

Вопрос 10: Какой способ правового регулирования состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий?
1. Запрет.
2. Обязывание.
3. Дозволение.

Вопрос 11: Какой тип правового регулирования выражается в принципе: «Разрешено все, что не запрещено законом»?
1. Разрешительный.
2. Общедозволительный.

Вопрос 12: К какому понятию относится следующее определение: «Суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления внешних и внутренних функций»?
1. Партия.
2. Государство.
3. Общество.

Вопрос 13: Какой признак государства является главным, устойчивым, закономерным, определяющим все остальные признаки?
1. Руководство политическими партиями.
2. Аппарат принуждения.
3. Налоги.
4. Организация политической партии.
5. Суверенитет.
6. Способность принимать нормы права.

Вопрос 14: Какие признаки отличают государство от любых других политических организаций общества?
1. Обладает собственностью на орудия и средства производства.
2. Взаимодействует с международными организациями.
3. Имеет прерогативу на издание общеобязательных нормативных правовых актов, суверенитет, территорию, аппарат принуждения, собирает налоги.

Вопрос 15: Какой из признаков не относится к характеристике суверенитета государства?
1. Распространение государственной власти на все население страны.
2. Общеобязательность решений органов государства.
3. Избрание высших органов государства демократическим путем.

Вопрос 16: Назовите признак, не относящийся к признакам государства.
1. Организация политической власти.
2. Наличие аппарата принуждения.
3. Суверенитет.
4. Территория.
5. Руководство политическими партиями.
6. Налоги.
7. Легализованное принуждение.
8. Способность принимать акты, содержащие нормы права.

Вопрос 17: Какие из перечисленных свойств относятся к верховенству государственной власти внутри страны?
1. Правореализация.
2. Нормотворчество.
3. Осуществление властных полномочий по каналам законодательства, государственного управления, правосудия, государственного надзора и контроля.

Вопрос 18: Как называется свойство государственной власти, выражающееся в признании (поддержке) социальными массами этой власти и в способности властвующих убедить подвластных в справедливости своих притязаний?
1. Легитимность.
2. Правомерность.
3. Легальность.

Вопрос 19: К какому понятию относится следующее определение: «Совокупность взаимосвязанных признаков государства, соответствующих определенной социально-политической структуре общества, которая, в свою очередь, обусловлена экономическим базисом общества»?
1. Форма государства.
2. Тип государства.
3. Механизм государства.

Вопрос 20: С позиций какого подхода к типологии государств выделяют рабовладельческие, феодальные, капиталистические (буржуазные) и социалистические государства?
1. Цивилизационного.
2. Формационного.
3. Теологического.

1) увеличение численности населения

2) общественное разделение труда

3) возникновение городов

4) развитие орудий труда

Чем характеризуется организация политической власти?

1. Эта власть не сливается с обществом, а представляет собой особую систему органов.

2. Внешне и официально она представляет все общество.

3. Указанные выше два положения плюс цель - обеспечить поддержание цивилизованного порядка.

Что отличает государство от любых других политических организаций общества?

1. Обладает собственностью на орудия и средства производства.

2. Взаимодействует с международными организациями.

3. Имеет прерогативу на издание общеобязательных норматив­ных правовых актов, суверенитет, территорию, аппарат принуж­дения, собирает налоги.

Как называется свойство государства, выражающееся в верховенстве государственной власти внутри страны и ее независимости вовне?

1. Правосубъектность.

2. Суверенитет.

3. Компетенция.

Какой из признаков не относится к характеристике суверенитета государства?

1. Распространение государственной власти на все население страны.

2. Общеобязательность решений органов государства.

3.Избрание высших органов государства демократическим путем.

Назовите признак, не относящийся к признакам государства.

1. Организация политической власти.

2. Наличие аппарата принуждения.

3. Суверенитет.

4. Территория.

5. Руководство политическими партиями.

6. Налоги.

7. Легализованное принуждение.

8. Способность принимать акты, содержащие нормы права.

Какие из перечисленных свойств относятся к верховенству государственной власти внутри страны?

1. Правореализация.

2. Нормотворчество.

3. Осуществление властных полномочий по каналам законода­тельства, государственного управления, правосудия, государст­венного надзора и контроля.

9.В чем состоит основное противоречие в сущности государ­ства?

1. В том, что государство выражает классовые и общесоциаль­ные интересы .

2. В соотношении легитимности государственной власти и про­тивоправной деятельности отдельных органов государства и долж­ностных лиц.

3. В несовпадении государственной власти с гражданским об­ществом.

10.Назовите характерные черты либеральной модели соотноше­ния государства и экономики.

1. Свобода личности, основанная на неприкосновенности част­ной собственности. Приоритет экономической саморегуляции перед государственным вмешательством в экономику.



2. Охрана государством свободно складывающихся конкурент­ных отношений товаропроизводителей.

3. Все вышеперечисленные плюс антимонопольное законода­тельство.

11.Как называется свойство государственной власти, выражаю­щееся в признании (поддержке) социальными массами этой влас­ти и в способности властвующих убедить подвластных в спра­ведливости своих притязаний?

1. Легитимность.

2. Правомерность.

3. Легальность.

12.К какому понятию относится следующее определение: «Сово­купность взаимосвязанных признаков государства, соответст­вующих определенной социально-политической структуре обще­ства, которая, в свою очередь, обусловлена экономическим бази­сом общества»?

1. Форма государства.

2. Тип государства .

3. Механизм государства.

13.С позиций какого подхода к типологии государств выделяют рабовладельческие, феодальные, капиталистические (буржуаз­ные) и социалистические государства?

1. Цивилизационного.

2. Формационного.

3. Теологического.

Что выступает критерием типологии государства с позиции формационного подхода?

1. Локальная цивилизация.

2. Производственные отношения.

Тема 4.Формы, функции и механизм государства.

Форма государства.

1.Объясните термины:

Форма государства – особенность внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.

Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха.



Абсолютная монархия - представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха.

Дуалистическая монархия – это форма правления, в которой верховная государственная власть разделена между парламентом, который является органом законодательной власти и избирается народом, и монархом, которому принадлежит исполнительная власть.

Парламентарная монархия - форма правления, при которой власть монарха ограничена представительными органами - парламентом.

Республика – эта форма правления, при которой государственная власть передается народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу. Выборность всех основных органов власти.

Президентская республика – форма правления, при которой президент наделен широчайшими полномочиями, является главой государства и главой исполнительной власти, формирует правительство.

Парламентарная республика - форма правления, при которой президент является только главой государства, а главой исполнительной власти является премьер-министр, правительство формируется на принципах парламентского большинства. У парламента больше полномочий, чем у президента.

Смешанная республика – форма правления, при которой глава государства президент, а глава исполнительной власти премьер – министр. Правительство формирует президент, но на принципах парламентского большинства. Двойная ответственность правительства пред парламентом и президентом. У парламента и у президента равное соотношение полномочий.