Где в европе нет беженцев. Миграционный кризис в европе в цифрах и графиках

Вопрос о свободном пересечении границ Шенгенской зоны будет рассмотрен в понедельник на экстренном заседании совета министров внутренних дел Евросоюза. Председатель накануне пояснил, что у них нет задачи полностью перекрыть границы для регулирования потока беженцев с Ближнего Востока и из Африки, однако ситуация уже требует консолидации всех сил и более качественного совместного управления внешними границами Шенгенской зоны.

Подготовка к заседанию немного напоминает сговор. Юнкер в своем твиттере отчитывается о том, с кем из премьер-министров он переговорил по телефону: из Словакии, с Лаймдотой Страуюмой из Латвии, с из Чехии, с из Венгрии, а также с их коллегами из Польши, Румынии, Эстонии, а также с канцлером Германии Ангелой .

«Я только что поговорил с канцлером Меркель. Мы пришли к согласию, что мы нуждаемся в большей солидарности в управлении», — добавил Юнкер в своем твиттере.

По напряженным переговорам и драматичным репортажам кажется, что на последние несколько месяцев выпал пик движения беженцев в Европу. В какой-то мере это действительно так. Но данные статистики от разных ведомств не сходятся, если их сравнивать. Например, по статьям в прессе то и дело гуляет цифра в 800 тыс. беженцев, которых примет Германия. Ее заявил глава Германии Томас де Мезьер. Однако в действительности глава полиции высказал лишь предположение, что столько человек, согласно худшему сценарию, могут приехать в Германию в этом году. Пока что за первые семь месяцев в эту страну приехали только 218 тыс. мигрантов, хотя это число превышает показатель прошлого года.

«С начала года путь в Европу проделали почти 500 тыс. человек», — заявлял Юнкер в обращении к депутатам в начале сентября.

А по данным Международной организации по миграции, за первое полугодие на границах были обнаружены 350 тыс. беженцев. В прошлом году, по данным Евростата , заявку на статус беженца в Евросоюзе подали 625 тыс. человек — тоже достаточно большое число. А в 2013 году — 431 тыс. человек. Свой прогноз на будущее рискнули сделать эксперты . По их мнению, общая численность тех, кто обратится за убежищем в странах ЕС в 2015-2016 годах, превысит 1,2 млн человек — то есть примерно по 600 тыс. человек на каждый год, что находится в рамках прошлогодней статистики.

Прирост показывают беженцы из Сирии и Афганистана. За пару лет их количество выросло в несколько раз. За ними идут мигранты из Косово и африканской Эритреи, а также из Сербии, Пакистана и Ирака с Нигерией. Рядом с Нигерией, по статистике Евростата, находится Россия, но количество приезжих из нашей страны снизилось в два раза в прошлом году. Помимо названных, в Европу едут беженцы еще из 20 стран, в том числе Украины, но их количество составляет примерно четверть от общего числа мигрантов.

Почему сейчас вырос поток беженцев

Эксперты заверили «Газету.Ru», что назвать волну миграции неожиданной будет неправильно. Масштабный рост числа беженцев начался еще в 2011 году, когда в Сирии началась гражданская война.

Ответ на вопрос, почему же именно сейчас наблюдается нескончаемый поток мигрантов, эксперты предложили поискать в Ливии. «Главным триггером послужил распад государственных институтов в Ливии после гражданской войны», — пояснил «Газете.Ru» профессор Европейского института в Санкт-Петербурге . Ранее, покуда в стране обеспечивался прибрежный контроль, морской путь из Ливии, как основной способ попадания беженцев в Европу, был закрыт. «В прошлом году в Ливии прошла гражданская война, и этот контроль был утерян. Обычно российские СМИ связывают нашествие мигрантов с крушением режима Каддафи, но сразу после крушения режима Каддафи в Ливии продолжало функционировать государство. А в прошлом году оно развалилось, возникли два конкурирующих правительства, некоторые районы оказались во власти вооруженных групп, в том числе исламистской направленности.

В итоге появились условия для налаживания бизнеса по переброске беженцев.

Сейчас транспортировка налажена, и все условия совпали для того, чтобы возник такой массовый приток беженцев, который мы наблюдаем сейчас».

«Стабилизации военной и политической ситуации в Сирии не видно и по сей день. Одновременно беженцы «разнюхивали» тропы в страны ЕС, а те люди, которые строят бизнес на транспортировке, все время совершенствовали инфраструктуру, каналы по попаданию в Европу, — сообщил «Газете.Ru» ведущий научный сотрудник Института Европы , заведующий кафедрой по европейской интеграции . — Стоит добавить, что сирийцы попросту осознали, что в Европе можно комфортно устроиться, и потому хлынули в страны ЕС».

Версии вроде раскачивания Европы какими-то силами извне или внутри эксперты не стали комментировать, пояснив, что это «наивная конспирология». Переброска беженцев — это весьма выгодный бизнес, уточнил Голосов, и выигрывают тут прежде всего его организаторы. В частности, за доставку в Германию с мигрантов просят по 1 тыс. евро, Венгрия стоит существенно дешевле — 400-500 евро.

Путь мигрантов из стран Ближнего Востока в Германию. Источник: BBC/Europol

Впрочем, отличие нынешнего потока от прошлых годов есть. «Беженцы, которые сейчас заполонили Европу, — это люди совсем другой категории, нежели их предшественники. Они просто ищут лучшей жизни. Миграция — это довольно дорогое удовольствие, и услуги посредников стоят весьма дорого. Поэтому совсем бедные люди просто не могут себе этого позволить. Преимущественно в Европу бежит сирийский средний класс», — говорит Голосов. Он добавляет, что, по его мнению, основанному на видеороликах, границу пересекают вовсе не сирийские лица, а явные выходцы из Африки. «Когда в СМИ утверждают, что беженцы в Европе — это преимущественно беженцы из Сирии, то в этом есть доля лукавства, — поясняет он. — Западные правительства — те из них, которые склонны принимать беженцев (например, немецкое), — говорят общественности, что это «люди, бегущие от войны». Мигранты, которые едут в ЕС из Африки, в общем, могут подвергаться опасности у себя на родине, но там нет широкомасштабных гражданских войн, как в Сирии».

В итоге вместо того, чтобы объявить бойкот контрабандистам, наживающимся на переброске беженцев, страны ЕС начинают говорить о введении проверок на границах, что входит в противоречие с шенгенскими соглашениями.

Разрушится ли Шенгенская зона

Напомним, что накануне Германия приостановила на 24 часа железнодорожное сообщение с Австрией из-за большого количества беженцев. Несколькими днями ранее «Австрийские железные дороги» приостановили сообщение с Венгрией, чтобы откорректировать движение транспорта, сбившегося из-за перегрузок, связанных с наплывом беженцев. А вечером в воскресенье глава МВД Германии Томас де Мезьер объявил о введении временного контроля в целях безопасности на границах, в первую очередь с Австрией и Баварией. В понедельник, 14 сентября, о возможном временном введении пограничного контроля заявила Бельгия.

Точно спрогнозировать дальнейшее развитие событий, в том числе слом шенгенских соглашений, трудно. «Пока что те меры о пограничном контроле, которые принимают некоторые страны, соответствуют принципу шенгенской гибкости, — говорит представитель Института Европы РАН Николай Кавешников. —

Другой вопрос, что эти меры могут существовать неделю, две, но затем неизбежно придется принимать какие-то более глобальные решения.

Шенген — это очень важное достижение Европы, и я не думаю, что европейцы пойдут на его разрушение. Выбор в данном случае идет между национальными интересами (необходимостью оградиться от потока беженцев) и европейской системой ценностей, которая гласит, что любой беженец должен быть принят жить на территории Центральной Европы. Какой-то выбор должен быть сделан».

Генеральный секретарь Турбьёрн Ягланд уже напомнил государствам — членам Совета Европы свод основных принципов обращения с мигрантами и лицами, ищущими убежища. «Всякий, кто прибывает на территорию наших 47 государств — членов Совета Европы, имеет такие же фундаментальные права, как и все остальные», — заявил Ягланд, подчеркнув, что даже при огромном наплыве беженцев не может быть никаких отступлений от Европейской конвенции о правах человека, запрещающей бесчеловечное и унижающее достоинство обращение.

Сирийцы пододвигают россиян

Власти стран еврозоны действительно стараются обойти возможные обвинения в дискриминации по отношению к мигрантам. В Финляндии думали о возможном разделении субсидирования беженцев и местного населения, которое живет на социальные пособия. Однако обсуждения притормозились из-за подозрений в дискриминации.

Посетители различных социальных центров в Германии жалуются, что беженцев оформляют без очереди, пододвигая бюргеров. «Мы ждали своей очереди два часа, когда к нам подошли сотрудники центра и сказали, что прием окончен, так как у них 300 сирийцев, которых срочно надо оформить. Это люди, которые будут тут жить на социальные пособия и не работать. А ведь это мы приносим государству деньги в бюджет, и к нам такое отношение!» — рассказала «Газете.Ru» жительница Лейпцига Анна Вербер.

Россияне, которые ищут политического убежища в Европе, тоже оказываются притертыми к обочине мощным потоком сирийцев и афганцев. «Какая-то конкуренция, естественно, есть, но надо учитывать, что это все единый поток — люди рассматриваются по одним процедурам, в одном порядке, — рассказала «Газете.Ru» одна из создателей правозащитной организации для политических беженцев Human Corpus Дженни Курпен, находящаяся сейчас в Финляндии. — Однако российские беженцы не требуют всех манипуляций, которые проводятся во время работы с мигрантами из других стран. Беженцы из Сирии испуганы, они болеют, не знают языка, им нужны еда, одежда и переводчики. То есть формально конкуренции нет, но в действительности, думаю, есть».

Многочисленные мигранты в Европе давно стали предметом обсуждения как учёных - социологов, экономистов, - так и обыкновенных людей. Почему в последние пять-шесть лет количество приезжих возросло в разы? Какие меры принимают власти государств, где пытаются разместиться беженцы и трудовые мигранты? Насколько актуальна проблема переселения народов для граждан РФ, и ищут ли сами россияне счастья за рубежом? Давайте ознакомимся с фактами и мнениями экспертов и попробуем представить, что будет происходить в мире в ближайшие годы, и почему люди так ищут куда проще мигрировать и где легче получить гражданство.

Причины массовых миграций в страны Европы

Согласно статистике, количество мигрантов в Европе в 2016 году превышает отметку в 1 800 000, и далеко не все из них остаются в развитых странах . Так, годом раньше официальными соискателями статуса беженца были признаны 1 100 000 человек. Провести подсчёты сложно ещё и потому, что приезжие пытаются прорваться в Евросоюз разными путями.

По свидетельству социологов и демографов, а также сотрудников правоохранительных органов, мигранты ЕС это чаще всего бывшие граждане:

  • Сомали;
  • Нигерии;
  • Гамбии;
  • Ирана;
  • Пакистана;
  • Косово;
  • Мали;
  • Афганистана;
  • Эритреи;
  • Сирии;
  • многочисленных государств Чёрной Африки (более 30 стран, расположенных южнее пустыни Сахара).

Итак, кризис мигрантов в Европе возник потому, что на всех вышеперечисленных территориях сложились тяжёлые условия. Некоторые страны, такие, как Афганистан и Нигерия, во всех смыслах удалены друг от друга, поэтому люди уезжают оттуда по разным причинам. А вот Иран и Пакистан, например, замешаны в одном военном конфликте. Рассмотрим наиболее яркие примеры «неблагополучных» государств, откуда люди уезжают по разным причинам, даже в поисках

В этой стране начиная с 1988 года, не прекращаясь, идёт гражданская война. К тому же здесь орудуют печально известные группировки сомалийских пиратов - подобным промыслом у берегов занимается более 1 000 человек. Эти и некоторые другие факторы делают Сомали одним из самых опасных мест в мире.

Пожалуйста, пройдите социологический опрос!

Косово

В далёком 1999 году территория Косово подверглась бомбардировкам со стороны НАТО, и с тех пор порядок в стране так и не установили. Согласно данным фонда помощи «Мать Тереза», 46% взрослых граждан живёт в нищете, не имея возможности тратить более 1–1,4 € в сутки. В итоге из Косово стало ежемесячно выезжать порядка 30 000 человек.

Афганистан

И, наконец, самое интересное – ограничение выезда за границу должникам. Именно о статусе должника проще всего «забыть», собираясь в очередной заграничный отпуск. Причиной могут быть просроченные кредиты , неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2018 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф

Уже 30 лет массовые миграции граждан из Афганистана - обычное дело, но в последние два года беженцев стало намного больше. По статистике, каждый четвёртый гражданин государства живёт за рубежом или хотя бы раз пытался переехать. А виной всему вооружённые столкновения и нищета: чистая вода доступна только 23% жителей.

Сирия, Иран и Ирак

Новости из этих горячих точек оказываются на экранах телевизоров ежедневно. Пока власти стран пытаются навести порядок и не задеть интересы Китая, Индии, США и Саудовской Аравии, не менее 4 миллионов одних только сирийцев покинуло родину; и ещё 7,8 миллиона пока что живут в стране, но уже потеряли кров.

Нигерия

Граждане этой страны всерьёз опасаются за свои жизнь и здоровье из-за боевиков ИГИЛ. На северо-востоке страны действует лагерь для беженцев, и там ежедневно умирает от недоедания до 30 человек. Всего дожидаются помощи 24 000 жителей Нигерии - и, естественно, некоторые пытаются действовать своими силами.

Одна из самых популярных тем, которая сейчас муссируется на различных уровнях, - беженцы в Европе. Действительно, вопросы, связанные с ними, и угроза, которую они представляют для традиционного европейского уклада жизни, вышли на первые полосы газет. Но, возможно, не все так плохо, как представляется на первый взгляд? Давайте подробно изучим данный вопрос, а заодно узнаем, как получить статус беженца в европейских странах.

Кто такие беженцы?

Прежде всего давайте выясним, кого следует относить к беженцам в широком смысле этого понятия.

Беженцы - это люди, которые в силу каких-то чрезвычайных причин покинули постоянное место своего проживания. Причины эти могут быть совершенно различными: война, природная или техногенная катастрофа, политические репрессии, голод и т. д.

Всех беженцев можно разделить на две большие группы: внутренние и внешние. Внутренние переселенцы - это такие люди, которые вынуждены сменить место жительства внутри государства. Внешние, наоборот, переезжают в другие страны. Учитывая, что нами будут рассматриваться беженцы востока в Европе, мы далее будем говорить исключительно о внешних переселенцах.

История вопроса

Беженцы в Европе - это вопрос не вчерашнего дня. Он назревал уже не одно десятилетие. Экономически развитая Европа всегда представлялась для жителей как своеобразный рай. Считалось, что, попав после переезда сюда, можно разрешить все материальные проблемы. Поэтому в европейские страны стремились не только люди, действительно нуждавшиеся в убежище, но и те, которые просто мечтали о лучшей жизни. Поэтому вопрос беженцев тесно переплетен с вопросом нелегальной миграции.

Поток беженцев в Европу начал течь после окончания Второй мировой войны. Этому способствовало отсутствие военных конфликтов на континенте, высокий уровень жизни в европейских странах, а также постепенная либерализация законов о переселенцах. Со временем этот поток становился все больше и больше, превращаясь уже в культурную, демографическую и экономическую проблему для самой Европы.

Причины миграционного кризиса

Но настоящий миграционный кризис разразился только в начале 2015 года. Этому способствовало массовое крушение прежних режимов на Ближнем Востоке, которое происходило во втором десятилетии XXI века, что вызвало хаос в этих государствах, а также, особенно, гражданская война в Сирии. Именно сирийские беженцы в Европе на данный момент являются основной проблемой для властей Кроме того, значительную часть переселенцев составляли выходцы из Ирака, Афганистана, а также Ливии, так как в этих странах тоже происходили активные боевые действия.

Кроме того, дополнительными причинами наплыва беженцев в Европу считается недостаточное финансирование их лагерей на территории Иордании, Турции и Ливана, а также значительное расширение территорий, которые контролировала террористическая организация «Исламское государство». Также в это же время активизировались боевые действия на территории Ливии, что ещё больше усугубило ситуацию.

Основной проблемой стал не столько сам наплыв беженцев, сколько неготовность европейских государств справиться с возникшим положением вещей. Ситуация с беженцами в Европе все больше усугублялась: их негде было разместить, а на обеспечение переселенцев не было заложено дополнительно средств в бюджетах стран ЕС. Кроме того, европейские страны не могли прийти к общему соглашению, что делать с беженцами. Каждое государство хотело, чтобы основная тяжесть по обеспечению переселенцев была взвалена на другие страны, но не на него.

Направления движение беженцев в Европу

Первоначально основной поток беженцев проникал на территорию Европы морским путем - через Средиземное море из Африки. Это был очень опасный путь. В апреле 2015 года произошла унесшая более 1000 жизней серия морских катастроф с кораблями переселенцев, которые были перегружены. К тому же этот путь не позволял проникнуть в Европу многим желающим из-за малой пропускной способности морского транспорта.

Но уже в мае беженцы открыли для себя новый путь - через Балканы. Он был намного безопасней предыдущего, кроме того, у него была практически неограниченная пропускная способность, что значительно увеличило приток переселенцев в Европу.

Порядок приема беженцев

Беда состояла и в том, что, согласно Шенгенским соглашениям, таможенный контроль между странами-участницами ЕС был отменен и остался только на внешних границах Евросоюза. Поэтому, попав в одну из беженцы могли фактически беспрепятственно передвигаться и в другие государства ЕС.

Согласно Дублинским соглашениям, ответственность за предоставление допуска на территорию лиц, претендующих на статус беженцев, ложилась на первое государство ЕС, в которое они попадали. Поэтому, прежде чем произвести допуск на территорию, власти этого государства должны были подробно изучить дело, чтобы определить, действительно переселенцы ищут убежища, или являются обычными трудовыми мигрантами. Но на Ближнем Востоке сложилась такая ситуация, что большинство переселенцев, действительно по европейским законам имели право на статус беженцев. Но, ввиду их массовости, не представлялось возможным проверить обоснованность въезда каждого из них. Поэтому существовало много случаев, когда вместе с беженцами на территорию ЕС проникали мигранты.

Деликатность ситуации состояла ещё и в том, что по все тем же Дублинским соглашениям та страна, которая принимала беженцев, предоставляла им право проживания на своей территории. Но если эти люди были бы обнаружены на территории других государств ЕС, то они подлежали депортации в ту, первую страну, откуда прибыли. Таким образом, согласно внутреннему законодательству Евросоюза, основное бремя обеспечения переселенцев возлагалось на пограничные страны, что, естественно, последние считали несправедливым. Этот факт фактически породил раскол в самом ЕС.

Усугубление кризиса

Беженцы на европейский континент проникали с территории Турции, через Грецию и Македонию. Последняя из них не является а поэтому не была связана Дублинскими договоренностями. Первоначально Македония пыталась не пропустить беженцев на свою территорию, но они прорвали заслоны. После этого правительство страны разрешило выдавать переселенцам трехдневные визы, которые без регистрации позволяли пересекать территорию Македонии по дороге в страны ЕС. Это послужило новым толчком к тому, что беженцы в Европе значительно увеличились в количестве. Таким образом, македонское правительство открыло вентиль, который пустил поток переселенцев дальше в Европу, отказавшись брать их обеспечение на себя.

Беженцы вначале направились в другие страны бывшей Югославии (Сербию, Хорватию, Словению), а оттуда - в Австрию и Венгрию. Конечным же пунктом прибытия для большинства беженцев были государства с наиболее высоким уровнем жизни - скандинавские страны, Германия, Франция и Великобритания.

Численность переселенцев

Теперь давайте узнаем, сколько беженцев в Европе. В 2015 году, на который пришелся пик миграции переселенцев, в Европе было зарегистрировано около 700 000 человек, претендовавших на статус беженца.

Какие же страны предпочитают беженцы в Европе? Германия принимает у себя около 31% всех переселенцев, Венгрия - 13%, Италия - 6%, Франция - 6%, Швеция - 5%, Австрия - 5%, Великобритания - 3%. Наибольшая плотность переселенцев относительно постоянного населения стран - в Венгрии. Тут количество беженцев достигает 0,7% от общей численности жителей. Высок удельный вес Австрии и Швеции. Беженцы в странах Европы, перечисленных выше, составляют от 0,2 до 0,3% от общего количества жителей.

Проблемы миграционного кризиса

Беженцы в Европе создали целый ряд проблем как для государств Европы в отдельности, так и для ЕС в качестве организации.

Прежде всего это:

  • проблема дополнительного финансирования;
  • политический раскол внутри Евросоюза, по вопросу отношения к переселенцам;
  • опасность прекращения существования Шенгенской зоны;
  • необходимость увеличения затрат на социальную поддержку беженцев;
  • нарастание противоречий между странами ЕС;
  • конкуренция переселенцев с местными жителями на рынке труда;
  • актуализация вопроса внутри отдельных стран Евросоюза, о выходе из его состава;
  • волна терроризма.

Последний вопрос стал особенно актуальным после того, как во Франции, Бельгии и Германии прошла серия террористических актов, в которых принимали участие в том числе и беженцы.

Пути решения

Несмотря на всю остроту, проблема беженцев не является непреодолимой для Европы. При соответствующем подходе эту задачу можно решить, но для этого требуется согласованность действий между всеми странами Евросоюза. В настоящее же время мы наблюдаем, как все страны Европы пытаются сбросить тяжесть решения данного вопроса на плечи других государств.

Радикальным решением проблемы стало бы прекращение боевых действий на территории стран, откуда идет поток беженцев, а также улучшение социального и материального обеспечения населения в этих государствах.

Одним из вариантов преодоления кризиса с беженцами является недопуск их на территорию стран ЕС либо путем пересмотра законодательства с введением более жестких ограничений, либо созданием лагерей для беженцев на территории третьих стран с удовлетворительными условиями проживания.

Впрочем, многие эксперты считают, что если страны Евросоюза правильно распределят потоки переселенцев между собой и наладят четкую организацию, то даже существующий на данный момент наплыв беженцев не будет нести для них серьёзных проблем.

Процесс получения статуса беженца

Теперь давайте выясним, как получить статус беженца в странах ЕС.
Для того чтобы получить этот статус, человек должен доказать, что у себя на родине он подвергался преследованиям по религиозным, национальным, расовым или социальным признакам. Наиболее весомым поводом для предоставления статуса беженца является война на территории родного для переселенца государства.

Для получения статуса лицо, на него претендующее, должно заполнить заявление на предоставление убежища и анкету. Далее снимаются отпечатки пальцев и проходится медицинская комиссия. Затем, в течение месяца после написания заявления, миграционная служба проводит собеседование с переселенцем (интервью). На его основании принимается решение о предоставлении убежища.

Общая характеристика проблемы

Безусловно, проблема беженцев является одной из самых насущных в современной Европе и мире. Решение этого вопроса с располагается как в экономической, так и политической плоскости. При этом второй фактор даже более важен. Ведь прекращение войн на Ближнем Востоке само собой решит проблему нового массового притока мигрантов.

В любом случае решить проблему с беженцами европейским странам удастся только тогда, когда они выработают единую политику отношения к данной проблеме и будут четко и беспрекословно следовать ей.

Большинство европейских государств старается сегодня привести к общим правилам миграционную политику, в том числе процедурные мероприятия по предоставлению убежища иностранным гражданам. Дополнительным импульсом к подобным действиям сегодня является продолжающийся кризис беженцев, охвативший Европу в последние годы. Подавляющее большинство переселенцев на европейский континент составляют представители азиатских и африканских стран, вынужденные бежать от войны, нищеты и бесправия. В ряде случаев подобный способ иммиграции в Европу выбирают граждане стран бывшего СССР: согласно статистике, чаще других получить убежище в ЕС сегодня пытаются украинцы. Такое стремление вполне объяснимо, учитывая продолжающийся вооружённый конфликт на юго-востоке страны и глубокий экономический и политический кризис на остальной территории. Что следует знать соискателю убежища в ЕС?

Статистика о беженцах в Европе

Проблемы, связанные с наплывом беженцев в Европу, продолжают оставаться в фокусе внимания большинства европейских политиков, социологов, представителей общественности. Это говорит о том, что миграционный кризис пока не преодолён, несмотря на усилия, предпринимаемые лидерами ведущих европейских государств. Статистика, которую демонстрируют на общеевропейских и мировых форумах и конференциях представители различных информационных агентств, а также правозащитники и специалисты в вопросах миграции, говорит о том, что число иностранцев, прибывающих в развитые европейские страны, по состоянию на начало 2017 года не уменьшается. На последнем экономическом форуме, ежегодно проводимом в швейцарском Давосе, была подтверждена тенденция к миграционному росту в странах ЕС и других европейских государствах.

Число иностранцев, прибывающих в развитые европейские страны, не уменьшается

Согласно данным агентства Eurostat, 2016 год стал рекордным по количеству поданных запросов на статус беженца в Германии, Италии, Франции, Греции. В таких странах, как Австрия, Швеция, Швейцария, Великобритания, Нидерланды пик прошений пришёлся на 2015 год. Следует помнить, что эти цифры показывают только количество официальных обращений в миграционные службы и не отражают полной картины с беженцами. Число так называемых нелегалов, прибывших в Европу с 2014 года, существенно отличается от официальной статистики: так, агентство Frontex, отвечающее за безопасность границ стран ЕС, утверждает, что только в 2016 году было зафиксировано около полумиллиона незаконных пересечений границ Евросоюза. Большинство нелегалов стремится попасть в Европу из стран Ближнего Востока и севера Африки. По данным этого же агентства, пограничным службам удалось несколько сократить поток незаконных мигрантов: в 2015 году попыток нелегально проникнуть в Европу было больше миллиона.

Самое большое количество беженцев принимает Германия

Таблица: число иностранцев, попросивших убежище в Европе (по данным Eurostat), человек

Отношение к беженцам

Несмотря на заявления лидеров стран ЕС о необходимости толерантного отношения к беженцам, общественное мнение в большинстве европейских стран всё чаще склоняется в сторону негативного отношения к мигрантам из Азии, Африки и Восточной Европы. В ряде случаев этому есть вполне логичное объяснение: прибывающие иностранцы в большинстве случаев являются носителями другой культуры и религии и не всегда бывают готовы к интеграции в новые социальные условия. Помимо этого, многие европейцы опасаются, что вместе с неконтролируемым потоком мигрантов на континент могут проникнуть представители террористических и экстремистских организаций. Учитывая растущее число терактов в разных европейских странах, такие страхи можно считать вполне обоснованными.

Некоторые страны, например, Чехия, отказываются принимать у себя беженцев даже под угрозой применения санкций: из определённых квотой полутора тысяч человек Чехия приняла в качестве беженцев только 12 иностранцев, и на этом процедура пока приостановлена. Власти страны объясняют свои действия нежеланием прибывающих содействовать миграционным службам в вопросах оформления статуса беженца и отсутствием возможности детально проверить историю каждого из претендентов.

Инциденты с участием мигрантов возникали в Швеции, Франции, Германии. Россиян, украинцев и граждан других стран бывшего СССР среди претендентов на статус беженца в Евросоюз меньше 1%. Положительных ответов на запросы наших бывших сограждан - около 25%: так, из 18 385 прошений, поданных россиянами в 2015 году, на 4 505 были даны положительные ответы.

Знакомая семья сейчас в беженцах в Барселоне с сентября. Сами из Киева. Статуса пока никакого нет, ждут какое-то решение. Но… дети с октября в школе, взрослые ходят на курсы языка. Квартира 2 спальни+гостиная, пособие, проездные, мед. помощь (доктор бесплатно, все лекарства отпускают по 1 евро). После этого самого положительного решения - будет право на работу.

Статус беженца в ЕС

Россиянам чаще всего удаётся получить статус беженца или политическое убежище в Польше, Германии и Франции. Далее в рейтинге гостеприимства по отношению к нашим соотечественникам идут Австрия, Бельгия, Швеция, Литва, Хорватия, Исландия. Подавляющее большинство украинцев обращается за помощью к Польше, некоторые пытаются получить убежище в Германии, Швеции и других странах.

Преимущества

Пребывание на территории одной из стран Евросоюза в качестве беженца имеет ряд неоспоримых преимуществ, в числе которых:

  • минимум подготовки к переезду, т. е. нет необходимости специально готовить множество подтверждающих документов, доказывать наличие средств к проживанию, демонстрировать знание языка и т. д.;
  • возможность подать запрос сразу после пересечения границы государства и право пользоваться определёнными льготами сразу после подачи ходатайства в процессе ожидания решения миграционных служб;
  • право на социальный пакет, включающий, как правило, денежное пособие, медицинское обслуживание, коммунальные услуги и т. п.;
  • конфиденциальность информации о заявителе:
  • отсутствие требования выхода из предыдущего гражданства;
  • возможность перевезти с собой членов семьи;
  • возможность в будущем получить гражданство одной из стран ЕС.

Таблица: размер пособия беженцам в разных странах Европы

Недостатки

К минусам статуса беженца можно отнести не всегда доброжелательное отношение местных жителей к прибывшим иностранцам, а также большую вероятность получить отказ. Например, если украинец просит убежище в Польше на основании невозможности проживания в своей стране, охваченной вооружённым конфликтом, ему могут предложить поселиться в одном из регионов Украины, расположенном вдали от боевых действий. В общем случае претендент на статус беженца в одной из европейских стран может попасть под действие так называемой дублинской процедуры, в соответствии с которой ответственность за предоставление защиты переносится на другое государство. Например, если соискатель прибыл в Германию наземным транспортом через Польшу, то и убежище ему могут предоставить в Польше, а не в Германии.

К другим недостаткам можно причислить отсутствие возможности легально трудоустроиться сразу после подачи ходатайства на получение статуса. В большинстве стран разрешение на работу можно получить только после принятия решения о присвоении беженства, в некоторых такое разрешение выдаётся через определённый промежуток времени: в Германии - через 3 месяца, в Бельгии и Италии - через полгода ожидания. Получить легальную работу сразу после подачи запроса можно в Греции, Дании, Норвегии.

Ещё одним минусом является невозможность повторной подачи ходатайства в случае получения отказа. Чтобы обратиться к властям одного из европейских государств с ходатайством о предоставлении защиты второй раз, необходимо привести чрезвычайно убедительные доказательства изменения ситуации на родине, в связи с чем появилась угроза личной безопасности.

Есть чёткие Правила, кто может получить статус, а кто нет.
Определённая «доказательная база».
Если человек под неё попадает - здесь все равно из какой он страны.
Но в силу того, что хлынула огромная масса «беженцев» с Украины, России, Казахстана, рассчитывая получить документы под шумок, с массой беженцев из Африки - сейчас намного строже с отбором.

http://forum.autoua.net/showflat.php?Cat=0&Number=10060459&page=4&fpart=all&vc=1

Система квот

Для равномерного и справедливого распределения миграционной нагрузки между всеми европейскими государствами была принята система квот, в соответствии с которой каждая из стран должна принять определённое количество беженцев. Сегодня такая система работает с большими перебоями, т. к. многие страны отказываются принимать у себя требуемое количество беженцев или всячески препятствуют проникновению на свою территорию иностранных мигрантов. Оплотом европейской толерантности продолжает оставаться Германия во главе с канцлером Ангелой Меркель.

Процедура

Порядок действий соискателя статуса беженца стандартен в большинстве европейских стран: для начала процедуры потребуются, прежде всего, веские основания, подтверждённые документально.

Основания

Житель России, Украины или любой другой страны СНГ (как и каждый иностранец), претендующий на статус беженца в Евросоюзе, должен привести убедительные доказательства преследований в своей стране по мотивам:

  • политическим;
  • религиозным;
  • расовым;
  • национальным.

Помимо этого, основанием для подачи запроса может служить факт притеснений на родине из-за принадлежности к определённым социальным группам (например, к сексменьшинствам). Соискатель должен подтвердить, что в его стране не соблюдаются права человека, отсутствует правовая защита со стороны государства, существует угроза жизни вследствие продолжающегося вооружённого конфликта. В любом случае потребуется подтвердить наличие угрозы жизни или личной безопасности, а также нежелание властей страны постоянного проживания предоставить защиту и гарантировать безопасность.

Куда обращаться

Подавать прошение можно, ещё находясь в зоне аэропорта, или же по прибытии на место планируемого пребывания . Если иностранец обращается к властям одного из европейских государств с просьбой о предоставлении убежища с территории аэропорта, с большой степенью вероятности он в дальнейшем будет определён в один из центров по размещению беженцев. Такой сценарий развития событий принято считать наименее благоприятным, т. к. в подобных центрах иностранец, как правило, не имеет возможности воспользоваться какой-либо юридической поддержкой или помощью переводчика и в итоге бывает депортирован.

Если соискатель уже находится на территории государства планируемого пребывания, подавать ходатайство можно в ближайшее отделение полиции, префектуру, или в одно из ведомств по делам мигрантов и беженцев. Рассмотрение запроса занимает в среднем полгода, решение о предоставлении статуса принимает государственная служба по вопросам беженцев.

Предварительное собеседование

Первым пунктом процедуры оформления статуса беженца (после подачи запроса) является, как правило, так называемое предварительное интервью, в ходе которого сотрудники миграционных служб определяют, имеет ли право заявитель ходатайствовать о предоставлении защиты. На первое собеседование кандидат должен взять все имеющиеся документы, подтверждающие его личность, социальное и материальное положение, сведения о семье, а также материалы, на основании которых будет составлена история заявителя. В качестве подтверждающих материалов могут быть использованы обращения в полицию, письма, статьи, видео, фотографии и т. д. За каждым из соискателей, как правило, закрепляется офицер миграционной службы, который будет поддерживать связь с претендентом и информировать о ходе рассмотрения его дела. Иностранцу будут объявлены его права и обязанности на время ожидания результатов рассмотрения. В случае необходимости от заявителя могут потребоваться дополнительные сведения для уточнения его обстоятельств, поэтому миграционный офицер должен иметь контактные данные претендента: если соискатель сменил место жительства, об этом следует незамедлительно сообщить в миграционную службу.

Документы

К заявлению о предоставлении защиты иностранец должен приложить любое удостоверение личности, например:

  • общегражданский паспорт;
  • загранпаспорт;
  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о рождении.

Помимо этого, следует помнить, что склонить чашу весов в пользу претендента при вынесении решения могут любые дополнительные документы, которые позволили бы сформировать у комиссии благоприятное отношение к заявителю. Иными словами, по возможности следует подготовить свидетельства о рождении детей, справки с места работы или учёбы, справку об отсутствии судимостей, свидетельства о браках и разводах и т. п.

Пакет подаваемых документов необходимо дополнить подтверждением прохождения биометрии: заявитель должен предоставить отпечатки пальцев и цифровую фотографию. Биометрические данные могут не сдавать, как правило, несовершеннолетние и лица с физическими недостатками, не позволяющими пройти подобную процедуру.

История и интервью

Интервью с претендентом - наиболее значимый пункт процедуры оформления беженства: успешное прохождение этого этапа существенно увеличивает шансы соискателя на положительный исход дела. Правильно подготовиться к интервью можно как самостоятельно, так и с помощью приглашённого адвоката. Кроме того, заявитель имеет право бесплатно воспользоваться услугами переводчика. Интервью представляет собой, как правило, устное изложение составленной заранее истории и ответы на уточняющие вопросы миграционного офицера. При составлении истории следует использовать только достоверные факты, подтверждённые документальными свидетельствами. Излагать историю и отвечать на поставленные вопросы следует правдиво, т. к. предоставление ложной информации может перечеркнуть все усилия иностранца, затраченные на пути к получению статуса беженца.

Ожидание решения

Иностранец, успешно преодолевший все процедурные мероприятия, получает на руки специальное удостоверение, подтверждающее легальное пребывание на территории ЕС и ожидает результата рассмотрения прошения в предоставленном государством жилом помещении. Вид защиты, который может быть дан заявителю, как правило, определяется миграционными службами в процессе изучения материалов дела.

Что дальше?

Дальнейшие действия претендента зависят от принятого миграционной службой решения.

Видео: о размерах пособия для беженцев в ЕС

Вам сказали «Да»

Если управление по делам беженцев приняло решение предоставить иностранцу какой-либо вид защиты, ему вручается соответствующее удостоверение, и с этого момента претендент получает все права, предусмотренные статусом. В некоторых европейских странах права беженца мало отличаются от прав граждан: иностранцы, как правило, ограничены только в возможности занимать государственные должности и участвовать в выборах.

Срок действия статуса беженца в большинстве случаев ограничен тремя - пятью годами, при этом наличие статуса, как правило, является основанием для получения гражданства. Статус беженца, по сути, даёт право иностранцу оформить ВНЖ на определённый срок, который, впрочем, может быть аннулирован, если к этому будут предпосылки. Государство может снять с себя ответственность за предоставление защиты иностранному гражданину, если:

  • заявителю больше не грозят преследования на родине;
  • были обнаружены факты причастности иностранца к военным преступлениям, нарушениям принципов и целей ООН, тяжким уголовным преступлениям;
  • оказалось, что статус был получен мошенническим путём.

Вам отказали

Если претендент получает отказ, он должен в 30-дневный срок покинуть территорию ЕС. Нежелание добровольно покинуть страну, отказавшую в убежище, может привести к депортации и запрету на посещение страны в течение длительного времени. Обжаловать решение можно в вышестоящих инстанциях миграционных служб или в суде.

Видео: одна из причин отказа в предоставлении статуса беженца

Десятки и сотни тысяч граждан стран Азии, Африки, Восточной Европы пытаются обустроиться сегодня в одном из благополучных европейских государств. Одним из наиболее популярных способов иммиграции в настоящее время является получение статуса беженца. Россияне, украинцы и представители других стран бывшего СССР предпочитают такой способ переезда по причине его доступности и демократичности. Негативным моментом можно считать большой процент отказов, получаемых нашими соотечественниками. Несмотря на то что поток беженцев в Европу в 2017 году несколько уменьшился по сравнению с предыдущими годами, большинство европейских государств принимают сегодня экстренные антитеррористические меры для защиты своих граждан от проникающих в ЕС преступных элементов.

Миграционный кризис в Европе, обострившийся в 2015 году, стал настоящим испытанием как для Европейского союза, так и для российско-европейских отношений. В первом случае заговорили о рисках распада ЕС, провале политики мультикультурализма, угрозе для европейской цивилизации и дестабилизации общественной безопасности. Во втором - еще больше убедили Европу в том, что Россия подрывает мировой порядок, усугубляет миграционный кризис в Европе посредством военной операции в Сирии.

МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В ЦИФРАХ

В 2015 году согласно данным Евростата в Европу прибыло 1,25 млн. беженцев, что более чем в два раза превысило уровень 2014 года (562,68 тыс). И это данные официальной статистики - то есть цифры по тем, кто получил статус беженцев.

Около 35% потока устремлено в Германию (рис. 1).

Рис. 1. Количество беженцев по странам размещения (по данным Евростата)

Основной состав беженцев - это сирийцы (29%), причем половина из них попросила впервые убежище именно в Германии, 14% всех беженцев в Европе - это жители Афганистана, 10% - иракцы (рис. 2).

Рис. 2. Количество беженцев по странам гражданства (по данным Евростата)

Самый высокий процент одобрения заявок на получение статуса беженца из обратившихся продемонстрировали Болгария (91% по данным 4-ого квартала 2015 года), Мальта (91%), Нидерланды (86%), Дания (77%), Кипр (76%) и Германия (72%). Во Франции и Великобритании эти показатели значительно ниже и составляют соответственно 28% и 37%. 98% заявок от сирийцев получают положительный ответ, в то время как уровень одобрения выходцев из Балкан составляет менее 3%. Европа, несмотря на рост напряженности внутри Союза, продолжает мягкую политику в отношении беженцев. Естественно, что это негативно сказывается на рейтинге политических лидеров - они теряют доверие на фоне массовых беспорядков и увеличения экономической нагрузки.

Резкий приток мигрантов начался в июне 2015 года. Стоит отметить, что к моменту начала российской военной операции в Сирии миграционный поток составлял 165,3 тыс (сентябрь 2015 г.) и это был пик беженцев из Сирии. В первый месяц российской военной операции поток беженцев из Сирии стал падать, к концу года немного превышал уровень августа 2015 года. Рост миграционного потока в Европу в октябре был обусловлен афганскими беженцами, а это уже не имело никакого отношения к российской военной операции. Однако следует отметить, что пик притока беженцев из Сирии приходится на август-сентябрь, как раз тогда, когда в сообщениях СМИ появилась информация, что Россия активизировала поставки воздушными и морскими путями военной помощи в Сирию для поддержки режима Башара Асада.

Из направлений миграционного потока лидируют следующие маршруты. Из Турции преимущественно сирийские и афганские мигранты направляются в Грецию, откуда затем в Венгрию. На этот маршрут в 2015 году пришлось 57% беженцев. Именно поэтому Европа стремится прийти к решению проблемы с помощью Турции. Этот маршрут чаще всего используют мигранты с детьми. Второе направление - через Италию (39,5%) в Европу прибывают беженцы из Эритреи, Нигерии и других африканских республик. Еще небольшой поток беженцев достигает испанских берегов - это сирийцы и жители африканских республик. Это направление теряет популярность из-за ужесточения контроля со стороны марокканских властей. Италия, Греция и Венгрия становятся перевалочными базами, в то время как основной поток устремлен в центр Европы. За статусом беженца к Венгрии обращаются те, кто получил отказ в других европейских странах.

Европейские страны предоставляют довольно широкие социальные преференции (табл.1), превращающие далекую Европу более желанным местом убежища, чем Турция, Иран, Иордания и другие страны, принимающие беженцев.

ТАБЛИЦА. Социальные пособия беженцам в странах Европы

По оценке МВФ расходы на мигрантов в Европе в 2016 году будут варьировать от примерно 1% национального дохода до совершенно незначительной доли в Великобритании, Испании и на Кипре. Хотя МВФ дает положительный прогноз роста экономики ЕС в результате интеграции мигрантов, то есть за счет дешевой рабочей силы, на практике это маловероятно с учетом квалификационных навыков мигрантов, их знания европейских языков и других факторов, включая то, что получать пособия, не прилагая труда, многих устраивает больше. Миграционный кризис Европе пока выражен убытками, покрыть которые страны пытаются разными способами. Например, одно из предложений со стороны министра финансов Германии - ввести общеевропейский дополнительный налог на бензин. А это уже удар по кошельку каждого европейского жителя, где же тут найти прагматичному европейцу место в своем сердце для толерантности и уважения к мигранту?

ПРИЧИНЫ КРИЗИСА

Европа стала центром притяжения беженцев, поскольку внутри ЕС не существовало пограничного контроля на внутренних границах согласно Шенгенскому соглашению. Иными словами, достаточно было попасть в любую страну ЕС, чтобы затем перемещаться свободно по Евросоюзу. Стимулирующим фактором стала и политика предоставления социальных пособий, возможности устроиться на работу. Ситуацию осложнило и то, что согласно Дублинскому соглашению наибольшая ответственность за беженцев возлагается на страны, в которые въехал мигрант, то есть пограничные государства Европы - Италию, Грецию и Венгрию.

Все эти предпосылки привели к ряду факторов, которые и спровоцировали кризис. Во-первых, между членами ЕС не было солидарности в принятии совместных правил решения проблемы расселения беженцев, это привело к чрезмерной нагрузке на миграционные службы отдельных стран.

Во-вторых, Европа экономически не была готова к наплыву: совокупная первоначальная квота на беженцев составляла около 66 тысяч человек, но никак не 1,2 млн! В отличие от Ближнего Востока, где за жилье идут палатки в лагерях в силу мягкого климата, Европе приходится представлять отапливаемое жилье.

В-третьих, миграционные процессы уже вышли из-под контроля, приобретя характер стихийности. Если ранее ливийский лидер М.Каддафи сдерживал поток, который оседал в благоприятной для жизни Ливии, то теперь проблемой беженцев и регулированием уже никто не занимается.

К внешним факторам стоит отнести процессы, протекающие за пределами Европы: непрекращающийся конфликт в Сирии, Ираке и Афганистане, нагрузка на лагеря беженцев на территории стран Ближнего Востока, в результате которой лагеря стали экономить на содержании беженцев, сократив рацион питания и прочее, расширение территории, подконтрольной силам ИГИЛ.

ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА НА ЕВРОПУ

Миграционный кризис привел к ряду негативных эффектов.Первым из которых можно считать риски раскола Европы с перспективой выхода из состава Союза Великобритании.

В Великобритании 43% жителей готовы проголосовать за выход страны из ЕС, решение продиктовано наплывом беженцев. Учитывая, что 17% воздержалось от голосования, стоит ожидать, что если референдум до конца 2017 года все же состоится, то победу на нем одержат сторонники выхода из Европейского союза.

Европа отчетливо размежевалась на страны, выступающие за прием мигрантов, и государства с антимиграционными настроениями. Восточноевропейские страны попытались возложить вину за происходящее на западные, поскольку последние участвуют в военной операции в Сирии. Традиционными становятся высказывания, аналогичные фразе премьер-министра Венгрии - «это - не проблема Европы. Это проблема Германии», заявлению вице-премьера и министра финансов Чехии Андрея Бабиша - «так пусть этим (немецкие политики) и занимаются, а не навязывают нам свое решение позвать кого-то». Беженцы, по его убеждению, «несут в себе опасность, их стремлением является не ассимиляция, а разврат европейской культуры».

В Восточной Европе растет недовольство относительно принятого в сентябре 2015 года плана ЕС по распределению 120 тыс. беженцев и мигрантов. Словакия и Венгрия пытаются оспорить решение о распределении мигрантов в Европейском суде юстиции в Люксембурге. Премьер-министр Венгрии заявил, что «обязательные квоты на мигрантов без учета мнения населения - это превышение власти». Премьер Словакии назвал это решение «ритуальным суицидом».

Страны ЕС уже буквально соревнуются между собой за самые жесткие условия для беженцев с целью снижения привлекательности страны. Австрия пошла на нарушение законов ЕС и объявила, что будет принимать в сутки не более 80 заявлений на предоставление убежища. В Дании с февраля вступил в силу закон, предоставляющий полиции право обыскивать и изымать у иммигрантов деньги и ценные вещи на сумму более 10 тыс. датских крон (примерно $1,5 тысячи). Такие меры уже были введены Швейцарией и некоторыми землями Германии. Формально отобранные средства пойдут на покрытие расходов на прием и содержание беженцев. В Дании также действует запрет для некоторых беженцев на перевозку своих семей в страну в течение трех лет после получения убежища. Германия ввела положение о высылке на родину беженцев из тех стран, которые признаны безопасными - Албании, Косово, Черногории, Марокко, Алжира и Туниса. В стране стали действовать ограничения на расселение беженцев, требуется прохождение курсов профессиональной подготовки для молодых иммигрантов, часть расходов на которые должны взять на себя сами беженцы. Швеция ввела временную проверку документов на границе с Данией, то есть все прибывающие на автобусах, поездах и судах с юга не смогут попасть без соответствующих разрешений.

Эти действия указывают, что европейские страны проводят политику исходя из своих национальных интересов, невзирая на основы европейской интеграции. Государства Европы не готовы решать коллективно проблемы в том виде, в каком предлагает Германия. Но и собственного проекта преодоления кризиса они не выдвигают, предпочитая отгораживаться от мигрантов и от самой проблемы ограничительными мерами.

Второй негативный эффект - это рост террористической угрозы.

В Европе распространено убеждение, что вместе с мигрантами проникают террористы и вербовщики. Учитывая, что более 50% - это молодые мужчины из зон конфликтов, эти опасения не лишены оснований. В 2014 году власти Нидерландов выявили среди просителей убежища 50 подозреваемых в военных преступлениях. В 2015 году они идентифицировали 30 человек, подозреваемых в военных преступлениях. По данным Европола в Европе сейчас могут находиться порядка 5 тыс джихадистов, прошедших обучение в тренировочных лагерях террористов. Некоторые участники парижских терактов вернулись в Европу под видом беженцев. Эти сообщения формируют в европейском обществе атмосферу страха и неприятия к беженцам, на чем активно играют оппозиционные политики.

Третий - дестабилизация общественной безопасности.

Беспорядки в канун нового года в немецких городах Кёльн, Гамбург, Штутгарт, Берлин, Франкфурте-на-Майне, Нюрнбург. В странах - Швеции, Финляндии, Австрии, Швейцарии и др. Беженцы виновны в преступлениях против женщин, воровстве, нанесении телесных повреждений. В сети появляются многочисленные ролики нападения беженцев на пожилых людей, женщин.

Четвертый эффект - усиление оппозиционных общественных сил, выступающих за интересы европейцев, ущемляемые миграционной политикой.

Эти силы зачастую радикальны и маргинальны, но приобретают популярность на фоне картины беззащитности европейцев перед агрессивными мигрантами. Например, в Эстонии зарегистрировали некоммерческую организацию «Солдаты Одина», сферой деятельности которой названа защита и сохранность прав граждан и определенных групп населения. Движение намерено патрулировать населенные пункты для противодействия преступлениям со стороны мигрантов. Членами организации могут быть лица не моложе 21 года. В уставе ничего не говорится о запрете на членство лиц с уголовным прошлым. Движение зародилось в Финляндии после сообщений о массовых случаях насилия беженцев в Европе по отношению к женщинам, распространилось на Эстонию и Норвегию.

Активнее призывы левых и ультраправых. Лидер французской партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен высказываясь о проблеме миграции, объявила, что Германия своей миграционной политикой решает задачу снижения оплаты труда за счет найма «рабов». Кризис мигрантов бьет в первую очередь против инициаторов: партия канцлера ФРГ Ангелы Меркель Христианско-демократический союз проиграла в двух федеральных землях из трех в мартовских региональных выборах. В парламенты всех трех земель прошла правопопулистская партия «Альтернатива для Германии», в состав которой входят выступающие за ужесточение миграционной политики евроскептики. Растут антимигрантские настроения у жителей государств, принимающих мигрантов. Например, в Германии после того, как в СМИ появилась информация, что страна до 2020 года готова принять 3,6 млн беженцев, было совершено очередное нападение на здание, в котором планируется оборудовать центр для приема беженцев (населенный пункт Грефенайнихен). В Финляндии совершались неоднократные попытки поджечь несколько центров приема беженцев. В Эстонии состоялась акция против массовой миграции и исламизации Европы под руководством Консервативной народной партии. На этом фоне политики во власти, ответственные за принятие решений, продолжают терять свою популярность, что в перспективе может привести к смене политического пейзажа Европы.

Пятый эффект - изменение европейской идентичности, размытие христианства мусульманством.

Учитывая тот факт, что в Европе беженцы - это те, кто только временно прибыл в страну и покинет ее, как только будет такая возможность, европейские программы не предусматривают никакой адаптации или интеграции беженцев.

Президент Чехии Милош Земан, по факту выражая мнение большинства политиков ЕС, заявил, что «опыт стран Западной Европы, в которых существуют районы компактного проживания, указывает на то, что интегрировать мусульман практически невозможно. В их странах у них своя культура, не стоит ее принимать в Европе, иначе все закончится как в Кельне». По его убеждению интеграция возможна лишь в случае схожести культур (пример - украинская диаспора), а беженцы из Ирака и Сирии «должны взять в руки оружие и противостоять боевикам Исламского государства вместо того, чтобы бежать в Европу». Европа убеждена, что христианский и мусульманский миры не способны ужиться, но в то же время требует мира в ближневосточных странах, где обостряются конфликты именно на религиозной почве - между суннитами и шиитами, между христианами и мусульманами. Выходит, что европейские политики требуют того, во что сами не способны поверить?

ЕВРОПЕЙСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРЕШЕНИЮ КРИЗИСА

Европа, которая так рьяно отстаивает права человека, а Европейский суд присуждает порой компенсации по чрезвычайно надуманным по меркам российской жизни поводам, в отношении беженцев применила беспрецедентные меры.

1. Это заградительная стена, местами с колючей проволокой и полицией для предотвращения попыток нелегального пересечения границы.

Временный контроль на своих границах ввели Бельгия, Дания, Германия, Венгрия, Австрия, Словения, Швеция и Норвегия. Франция ввела пограничный контроль в связи с проведением климатического саммита, а также после терактов 13 ноября в Париже. Свои границы для потока беженцев закрыли Македония, Словения. Хорватия ввела запрет на транзит беженцев через территорию страны. Сербия, которая не входит в состав ЕС, опасаясь концентрации мигрантов на своей территории в результате закрытия европейских границ, преградила границу с Македонией. Беженцы, в том числе нелегальные мигранты, скапливаются на территории Греции из-за ужесточения пограничного контроля Македонией. В связи с тем, что балканские страны ввели ограничения на проход до 580 человек в день, Болгария в условиях ожидаемого наплыва беженцев весной приняла решение на границе с Турцией в случае необходимости привлекать армию. Европа также планирует создать общую пограничную службу ЕС в составе полторы тысячи человек.

2. Уничтожение лагерей беженцев в местах скопления.

Например, власти Франции приступили к демонтажу строений на территории лагеря беженцев в городе Кале, где скопилось до 4 тыс. человек, надеющихся добраться до Великобритании. Всех мигрантов переселяют в ближайший лагерь. Греческие власти планируют расселить стихийный лагерь беженцев, сформировавшийся в населенном пункте Идомени на греческо-македонской границе.

3. Привлечение к решению кризиса сил НАТО, которые будут предоставлять информацию, чтобы помочь греческой и турецкой береговой охране более эффективно выполнять свою работу.

То есть непосредственно силы НАТО разворачивать корабли не будут. Остается в таком случае закономерный вопрос - что европейцы будут делать с нелегальными мигрантами? Отправлять их обратно, но тогда велики риски гибели. Миграция в Европу стала прибыльным делом для контрабандистов. Спрос на перевозки настолько высок, что превышает доступные судовые средства. В результате на судах перегруз, они часто не соответствуют требованиям безопасности, что и приводит к многочисленным затоплениям.

4. Договоренность с Турцией, через которую в Европу идет самый многочисленный маршрут.

Европейский подход сводится к сдерживанию потока беженцев в Турции. Для этого планируется выделить Анкаре порядка 3 млрд евро на год для обеспечения достойных условий пребывания беженцев на территории Турции, а также для проведения контроля над потоками мигрантов в Европу. Турция также должна предоставить разрешение на работу сирийским беженцам. Первыми такими проектами на сумму 95 млн евро, объявленными Европейской комиссией, станут инициативы в области образования и гуманитарной помощи. По заявлению президента Турции Р.Эрдогана его страна уже приняла 3 млн сирийцев и иракцев, затратив с 2011 года $10 млрд на помощь мигрантам, в то время как ООН выделила им лишь $455 млн.

Турецкая позиция в решении миграционного кризиса была ультимативной: или 3 млрд на год, а не на два, или Турция перестанет сдерживать миграционный поток в Европу, открыв границу с Грецией и Болгарией. 18 марта было достигнуто соглашение между ЕС и Турцией по регулированию миграционной ситуации, беспрецедентное по числу уступок турецкой стороне. Согласно соглашению Турция должна обменять из ЕС нелегальных мигрантов, прибывших в Грецию после 20 марта этого года, на легальных сирийских беженцев, при этом отправка нелегалов будет осуществляться за счет Европейского Союза. ЕС может выделить для этого 72 тысячи мест, из них 18 тысяч мест одобрены в рамках программы переселения в ЕС беженцев из третьих стран, 54 тысячи мест предстоит согласовать. Турция обязуется принять меры для предотвращения открытия новых морских или сухопутных путей нелегальной миграции в ЕС. Взамен Турция получит такие преференции, как ускорение переговоров о визовой либерализации (ЕС не позднее конца июня должен отменить визы для турецких граждан), открытие новых глав переговорного досье о присоединении к ЕС и предусмотренные для нее ранее 3 миллиардов евро и дополнительное финансирование (предположительно до 6 млрд евро). К совместным обязательствам отнесено улучшение гуманитарной ситуации в самой Сирии.

Соглашение вызвало очередные споры в Союзе. Ряд европейских политиков осуждает это соглашение, ссылаясь на то, что Турция поддерживает Исламское государство, она несет ответственность за изгнание более двух тысяч курдов со своей территории. В Италии лидеры партий называют соглашение «самоубийственным», «с угрозой заполонить нас мигрантами, турки возвращаются домой с 3 миллиардами евро и обещанием войти в Европу» (лидер итальянской партии «Лига Севера» Маттео Сальвини). Д.Кэмерон хотя и оценил соглашение позитивно, при этом подтвердил, что Великобритания не предоставит гражданам Турции безвизовый режим и не примет большего числа беженцев, то есть не поддержит обязательств Европы.

Реакция многих политиков в Европе, так же как и самих европейцев, негативная. Чешский вице-премьер Бабиш возмущен ситуацией, что мигранты имеют такие широкие права в Европе и получают социальные льготы, «невозможно, чтобы европейцы имели меньшие права, нежели иммигранты, чтобы местное население приспосабливалось к беженцам». Его призыв - «с нынешней бессмысленной политической корректностью должно быть покончено, мы не можем из-за нее игнорировать действительные проблемы. Беженцы должны вести себя как гости, то есть, прилично, и не должны выбирать, например, что им есть». Эти настроения отражаются в конкретных действиях - в рамках этих подходов страны выстраивали ограждения, держали беженцев за колючей проволокой. Где здесь политкорректность? Или стоит вспомнить, что в Уэльсе прибывающим мигрантам выдают специальные яркие браслеты, которые они обязаны носить постоянно, иначе лишатся права на бесплатную еду. В Мидлсбро, частная компания, занимающаяся приемом мигрантов, выкрасила их двери в красный цвет, сделав их легкой мишенью для оскорблений и нападений. Все это отчасти напоминает практику фашистов в отношении евреев на подконтрольной властям Германии территории, которые должны были носить желтую звезду в знак отличия.

5. Еврокомиссия в марте этого года представила план действий по спасению Шенгенской зоны.

В нем предусмотрены такие меры, как устранение Грецией недостатков контроля на внешних границах Шенгена. Прекращение странами-членами процесса пропуска потока беженцев через свою территорию в другие страны-члены. В плане сказано, что восстановление пограничного контроля отдельными странами в одностороннем порядке должно уступить место более скоординированному европейскому подходу, призванному избавиться от проверок внутри шенгенских границ к декабрю 2016 года.

Решения, которые принимает Евросоюз, доказывают, что Европа не способна выступить единым фронтом, европейская демократия по факту сводится к диктату главного спонсора Союза - Германии.

РОССИЙСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ

Россия не является притягательной для беженцев страной. В отличие от Европы с ее ежемесячными пособиями от 100 евро в России беженцам полагается единовременная выплата в размере…100 рублей! То есть, сумма, которая и государственную пошлину на подачу документов о статусе беженца не покрывает. Поэтому весь миграционный поток, который проникает в Россию из ближневосточного региона, нацелен на одно - прямиком из России попасть в страну - член ЕС, а там уже открыты возможности передвижения. Пока восточная граница по линии Сербии ужесточается, беженцы начинают прокладывать альтернативный маршрут - из России в Финляндию, Норвегию.

По сообщениям главы ФМС с осени 2015 года увеличилось число иностранцев, которые пытаются использовать Россию для транзитного проезда в Финляндию. В основном это граждане Сирии, а также других стран Ближнего Востока, Азии и Африки. Впоследствии эту границу закрыли, на данный момент главный канал миграции - это норвежско-российская граница, которую беженцы преодолевают на велосипедах, поскольку пересекать ее с нашей стороны можно только на транспортном средстве. В 2015 году через г.Никель (так называемый арктический маршрут), чтобы попасть в Норвегию, прошли 5,5 тысяч мигрантов из Сирии, Афганистана и Ирака.

Цифры, превышающие показатели по России: в 2015 году к России за статусом беженца обратились 337 сирийцев, ни один из них не получил этого статуса. Из 360 обратившихся афганца статус беженца получили 15 человек. Временное убежище получили только около половины обратившихся (695 из 1124 сирийцев и 220 из 553 афганцев). Украинских беженцев ждали те же сюрпризы российского законодательства - бюрократическая волокита, препоны. Ухудшение собственной экономической ситуации, нищета российского народа превращают Россию скорее в потенциального поставщика мигрантов в Европу, чем в страну - принимателя беженцев из ближневосточных республик. Наиболее остро для России стал вопрос о международном имидже страны. Западные политики и Турция стали обвинять Россию в том, что именно военная операция в Сирии привела к потоку беженцев.

Премьер-министр Турции А.Давутоглу связал действия российских военных в Сирии с усугублением миграционного кризиса. Главком НАТО в Европе обвинил Россию в том, что ее бомбардировки, которые не отличаются высокой точностью, создали панику среди местного населения и привели к увеличению потока мигрантов, превращая миграцию в оружие против Европы. Председатель Европейского совета Дональд Туск считает, что действия России в Сирии «делают и без того очень плохую ситуацию еще хуже». Канцлер ФРГ А.Меркель высказывалась, что Запад «в ужасе от страданий десятков тысяч людей в результате бомбардировок, особенно бомбардировок с российской стороны». Министр иностранных дел Великобритании Ф.Хаммонд заявил, что удары российской авиации в Сирии являются причинами, как продолжения сирийского конфликта, так и обострения кризиса с мигрантами. Позиция западных лидеров весьма едина. Не исключено, что после окончательного вывода войск России из Сирии, западные СМИ будут и дальше обнаруживать факты нарушения прав человека Россией в Сирии.

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Миграционный кризис в Европе стал примером сбоя системы, созданной мировым бенефициариатом. В рамках мирового проекта золотого миллиарда предполагалось сдерживать потоки беженцев у границ зон конфликта. Специальный орган ООН УВКБ по правам беженцев должен был спонсировать и поддерживать лагеря в развивающихся странах. Государства мира жертвовали взносы на содержание лагерей, которые по факту выступали заградотрядами для массового наплыва беженцев в страны, притягательные своим уровнем экономического развития. Однако система дала сбой - условия в лагерях стали недопустимыми, контрабандисты наладили маршруты отправки мигрантов, а сама Европа в первые месяцы проявила мягкость, спровоцировав ситуацию массового наплыва беженцев.

Европейцы руководствовались буквой закона, полагая, что Шенгенская зона способна всех принять, решили увеличить квоты на прием беженцев и как высказался Пан Ги Мун - проявить «голос морали и голос сострадания». В итоге Европа столкнулась с тем, что на ее территории пересеклись два антагонистичных мира - с одной стороны, население процветающей Европы с ее ценностями, высокими стандартами жизни, а с другой - мир бедности, природной стихийности, с задачей выжить любой ценой. Оба мира стали порождением системы бенефициариата - мировое расслоение разделило мир как когда-то на капиталистов и пролетариев, теперь на мир людей с привилегиями и мир отрезанных от благ цивилизации. Естественно, что в границах Европы эти миры друг друга ненавидят, не может идти и речи о толерантном отношении, о соблюдении правил, норм, привитии ценностей.

Миграционный кризис в Европе несет риски геополитического ослабления ЕС вследствие внутренних противоречий, выявленных кризисом, и ухудшения общественной безопасности и экономической ситуации. И это станет важным уроком для мировой истории - в основе политики любого государства в первую очередь лежат национальные интересы, и только затем уже многочисленные обязательства в рамках международных договоров.

Кремлю также стоит исходить из национальных интересов страны, а не олигархической верхушки, и проводить политику без оглядки на требования и мнения западных «друзей и союзников». Пока миграционный кризис Россию затрагивает весьма опосредованно, однако в будущем не исключено, что Россию попросят принять на себя беженцев, тем более, что Евросоюз одним из пяти руководящих принципов отношений с Россией назвал избирательное взаимодействие с Россией по миграции и противодействию терроризму.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ