Процесс кодификации международных норм. Международное правотворчество
Среди универсальных норм особое место занимают императивные норжы jus cogens (юс когенс), что можно перевести как "неоспоримое право". Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров jus cogens — это норма общего международного права, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.
Недопустимость отклонения от нормы jus cogens обусловлена характером объекта регулируемых ею отношений, который представляет интерес для всего международного сообщества, т. е. своеобразного всемирного объединения взаимодействующих между собой государств. Нарушение этой нормы влечет или может повлечь причинение ущерба правам и интересам всех государств. Она обладает высшей юридической силой, и договор считается ничтожным, если в момент заключения он противоречит такой норме.
При возникновении новой нормы jus cogens существующие договоры, которые противоречат ей, становятся недействительными, их действие прекращается.
К такого рода нормам относятся прежде всего нормы-принципы международного права: неприменения силы и угрозы силой, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения международных обязательств и др.
Принципы международного права в системе международно-правовых норм занимают особое место, обладая комплексом присущих им признаков:
1. Это наиболее важные, коренные нормы, международного права, являющиеся нормативной основой всей международно-правовой системы. На них базируется взаимодействие субъектов в процессе создания и . Они пронизывают содержание всех существующих норм.
5. Принципы имеют универсальную сферу действия, определяют содержание и методы сотрудничества государств как в традиционных, так и в новых областях межгосударственных отношений (например, в исследовании и использовании космического пространства, в применении ядерной энергии в мирных целях).
6. Принципы международного права взаимообусловлены, имеют комплексный характер. В Декларации о принципах международного права 1970 г. указывается, что при толковании и применении принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов.
Локальные нормы — это нормы, регулирующие отношения в рамках определенной группы государств, а также между двумя или несколькими государствами. Объект отношений, регулируемых локальными нормами, представляет интерес прежде всего для определенных государств, на взаимосвязи которых эти нормы и распространяют свое действие.
Понятием "локальные нормы" охватываются как двусторонние, так и многосторонние, но не имеющие характера всеобщности нормы, которые в свою очередь подразделяются на региональные (они связывают государства, расположенные в одном географическом районе) и нерегиональные (они регулируют отношения между несколькими государствами находящимися в разных районах).
Локальные нормы позволяют учитывать местные условия, специфические интересы государств. Вместе с тем очевидно их взаимодействие с универсальными нормами, проявляющееся в том, что они могут быть использованы для конкретизации содержания более общих норм и обеспечения эффективности их действия. Отдельные локальные нормы обладают своего рода универсальным эффектом (таковы положения Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г., о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 и 1993 гг. и др.).
В зависимости от функционального назначения нормы международного права делятся на регулятивные и охранительные (обеспечительные).
Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов (например, обязательства государств — участников ОБСЕ уведомлять о военных учениях и приглашать на них наблюдателей, право государств обмениваться дипломатическими представительствами). Охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию регулятивных норм (нормы ст. 41 и 42 Устава ООН о принудительных мерах, применяемых по решению Совета Безопасности ООН).
Кодификация международного права
Кодификация — это официальная систематизация действующих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью создания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов.
Задачи кодификации: а) приведение действующего международного права в соответствие с потребностями данного периода развития общественных отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела;
в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между отдельными нормами; г) объединение норм данной сферы (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.
Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е. прогрессивным развитием международного права .
При кодификации учитываются практика реализации норм международного права , решения судебных и иных органов, рекомендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регулирования. Кодификация — один из способов совершенствования международного права, обеспечения его эффективности .
Особое значение имеет кодификация для повышения эффективности обычных норм международного права посредством их преобразования в договорные нормы. Интересным примером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в рамках которой объединены в единый согласованный документ действующие (не устаревшие на момент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение обычные нормы, разработаны новые положения, посвященные ранее не урегулированным вопросам, — режим исключительной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д.
Кодификация норм международного права всегда осуществляется на официальном уровне — либо государствами посредством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.
Полномочия Генеральной Ассамблеи ООН по организации исследований и даче рекомендаций в целях поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации (ст. 13 Устава ООН) осуществляются с помощью специально создаваемых временных или постоянных органов. Особое место среди них занимает Комиссия международного права. Подготовленные ею проекты кодификационных актов либо одобряются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, либо для этой цели по решению Генеральной Ассамблеи созываются международные конференции. В рамках ООН были подготовлены такие кодификационные договоры , как Женевские конвенции по морскому праву, Венские конвенции о дипломатических сношениях, о консульских сношениях, о праве международных договоров и др.
Результатом кодификации является один или комплекс кодификационных актов, наиболее подходящей формой которых является договор как явно выраженное соглашение (Женевские конвенции о защите жертв войны , Венские конвенции о правопреемстве в отношении международных договоров и в отношении государственной собственности , государственных архивов и государственных долгов, Конвенция ООН по морскому праву и др.). Кодификационным актом может быть также акт международной организации (Декларация о принципах международного права ... 1970 г.).
Кодификационный акт не является автоматически обязательным, так как в нем содержатся уже действующие и, следовательно, обязательные нормы права. Необходимо согласие государств на его обязательность посредством ратификации или в иной форме. Это объясняется рядом причин: 1) круг участников прежде действовавших норм вследствие их закрепления в кодификационном акте может измениться (для государств, не участвующих в кодификационном акте, они остаются обычными, для других становятся обычно-договорными, для третьих — только договорными, поскольку в качестве обычных они их не признавали); 2) кодификационный акт неизбежно включает новые нормы, некоторые ранее действовавшие могут быть существенно изменены; 3) четко выраженное согласие необходимо во избежание неопределенности и возникновения споров в процессе реализации.
Кодификационный акт представляет собой единый официальный документ либо комплекс взаимно согласованных документов. Другой способ систематизации права — инкорпорация, т. е. собирание в определенном порядке (предметном, хронологическом) действующих нормативно-правовых актов и их издание в виде сборников.
Официальная инкорпорация осуществляется компетентными государственными органами . Так, Министерство иностранных дел СССР систематически выпускало "Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами" (с 1982 г. — "Сборник международных договоров СССР"), после прекращения существования СССР его издание было продолжено Министерством иностранных дел Российской Федераций, но, к сожалению, приостановлено. Министерством юстиции РФ подготовлен и опубликован в 1996 г. "Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи". Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО издала в 1993 г. сборник "Международные нормативные акты ЮНЕСКО".
Официальная инкорпорация практикуется и в рамках международных организаций: Секретариат Организации Объединенных Наций публикует "Treaty Series"; Исполнительный секретариат Содружества Независимых Государств — "Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ"; в рамках Совета Европы издается "Европейская договорная серия".
Неофициальная инкорпорация используется в учебно-методических целях или в информационных целях. В качестве примеров можно назвать сборники документов: "Международное право в документах" (М., 1982), "Международное публичное право". Сб. документов. В двух томах. (М., 1996), "Действующее международное право". Сб. документов. В трех томах. (М., 1996— 1997).
Кодификация - это официальная систематизация действующих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью создания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов.
Задачи кодификации: а) приведение действующего международного права в соответствие с потребностями данного периода развития общественных отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела;
в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между отдельными нормами; г) объединение норм данной сферы (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.
Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е. прогрессивным развитием международного права.
При кодификации учитываются практика реализации норм международного права, решения судебных и иных органов, рекомендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регу-лирования. Кодификация - один из способов совершенствования международного права, обеспечения его эффективности.
Особое значение имеет кодификация для повышения эффективности обычных норм международного права посредством их преобразования в договорные нормы. Интересным примером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в рамках которой объединены в единый согласованный документ действующие (не устаревшие на момент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение обычные нормы, разработаны новые положения, посвященные ранее не урегулированным вопросам, - режим исключительной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д.
Кодификация норм международного права всегда осуществляется на официальном уровне - либо государствами посредством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.
Кодификационный акт представляет собой единый официальный документ либо комплекс взаимно согласованных документов. Другой способ систематизации права - инкорпорация, т. е. собирание в определенном порядке (предметном, хронологическом) действующих нормативно-правовых актов и их издание в виде сборников.
Официальная инкорпорация осуществляется компетентными государственными органами. Так, Министерство иностранных дел СССР систематически выпускало "Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами" (с 1982 г. - "Сборник международных договоров СССР"), после прекращения существования СССР его издание было продолжено Министерством иностранных дел Российской Федераций, но, к сожалению, приостанов-лено. Министерством юстиции РФ подготовлен и опубликован в 1996 г. "Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи". Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО издала в 1993 г. сборник "Меж-дународные нормативные акты ЮНЕСКО".
Официальная инкорпорация практикуется и в рамках международных организаций: Секретариат Организации Объединенных Наций публикует "Treaty Series"; Исполнительный секретариат Содружества Независимых Государств - "Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ"; в рамках Совета Европы издается "Европейская договорная серия".
Неофициальная инкорпорация используется в учебно-методических целях или в информационных целях. В качестве примеров можно назвать сборники документов: "Международное право в документах" (М., 1982), "Международное публичное право". Сб. документов. В двух томах. (М., 1996), "Действующее международное право". Сб. документов. В трех томах. (М., 1996- 1997).
Кодификация - это официальная систематизация действующих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью создания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов.
Задачи кодификации: а) приведение действующего международного права в соответствие с потребностями данного периода развития общественных отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела; в) исключение устаревших норм и устранение противоречий
между отдельными нормами; г) объединение норм данной сферы (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.
Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е. прогрессивным развитием международного права.
При кодификации учитываются практика реализации норм международного права, решения судебных и иных органов, рекомендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регулирования. Кодификация - один из способов совершенствования международного права, обеспечения его эффективности.
Особое значение имеет кодификация для повышения эффективности обычных норм международного права посредством их преобразования в договорные нормы. Интересным примером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в рамках которой объединены в единый согласованный документ действующие (неустаревшие на момент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение обычные нормы, разработаны новые положения, посвященные ранее не урегулированным вопросам, - режим исключительной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д.
Кодификация норм международного права всегда осуществляется на официальном уровне - либо государствами посредством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.
Полномочия Генеральной Ассамблеи ООН по организации исследований и даче рекомендаций в целях поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации (ст. 13 Устава ООН) осуществляются с помощью специально создаваемых временных или постоянных органов. Особое место среди них занимает Комиссия международного права. Подготовленные ею проекты кодификационных актов либо одобряются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, либо для этой цели по решению Генеральной Ассамблеи созываются международные конференции. В рамках ООН были подготовлены такие кодификационные договоры, как Женевские конвенции по морскому праву, Венские конвенции о дипломатических сношениях, о консульских сношениях, о праве международных договоров и др.
§ 5. Кодификация международного права
Результатом кодификации является один или комплекс кодификационных актов, наиболее подходящей формой которых является договор как явно выраженное соглашение (Женевские конвенции о защите жертв войны, Венские конвенции о правопреемстве в отношении международных договоров и в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, Конвенция ООН по морскому праву и др.). Кодификационным актом может быть также акт международной организации (Декларация о принципах международного права 1970 г.).
Кодификационный акт не является автоматически обязательным, так как в нем содержатся уже действующие и, следовательно, обязательные нормы права. Необходимо согласие государств на его обязательность посредством ратификации или в иной форме. Это объясняется рядом причин: 1) круг участников прежде действовавших норм вследствие их закрепления в кодификационном акте может измениться (для государств, не участвующих в кодификационном акте, они остаются обычными, для других становятся обычно-договорными, для третьих - только договорными, поскольку в качестве обычных они их не признавали); 2) кодификационный акт неизбежно включает новые нормы; некоторые ранее действовавшие могут быть существенно изменены; 3) четко выраженное согласие необходимо во избежание неопределенности и возникновения споров в процессе реализации.
Кодификационный акт представляет собой единый официальный документ либо комплекс взаимно согласованных документов. Другой способ систематизации права - инкорпорация, т. е. собирание в определенном порядке (предметном, хронологическом) действующих нормативно-правовых актов и их издание в виде сборников.
Официальная инкорпорация осуществляется компетентными государственными органами. Так, Министерство иностранных дел СССР систематически выпускало «Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами» (с 1982 г. - «Сборник международных договоров СССР»), после прекращения существования СССР его издание было продолжено МИДом России, но, к сожалению, приостановлено. Министерством юстиции РФ 1 подготовлен и
Глава 4. Нормы международного права
опубликован в 1996 г. «Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи». Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО издала в 1993 г. сборник «Международные нормативные акты ЮНЕСКО».
Официальная инкорпорация практикуется и в рамках международных организаций: Секретариат ООН публикует «Treaty Series»; Исполнительный секретариат СНГ - «Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ»; в рамках Совета Европы издается «European Treaty Series».
Неофициальная инкорпорация используется в учебно-методических или в информационных целях.
Литература
Алексидзе Л. А. Некоторые вопросы теории международного права: императивные нормы (jus cogens). Тбилиси, 1982.
Вельяминов Г. М. О понятии нормы международного права // Советский ежегодник международного права. 1971. М., 1973.
Даниленко Г. М. Обычай в современном международном праве. М., 1988.
Лихачев В. Н. Установление пробелов в современном международном праве. Казань, 1989.
Лукашук И. И. Механизм международно-правового регулирования. Киев, 1980.
Лукашук И. И. Нормы международного права в международной нормативной системе. М., 1997.
Лукашук И. И. Обычные нормы современного международного права // Московский журнал международного права. 1994. №2.
Миронов Н. В. Международное право: нормы и их юридическая сила. М., 1980.
Мовчан А. П. Кодификация и прогрессивное развитие международного права. М., 1972.
Общепризнанные нормы в современном международном праве / Отв. ред. Н. Н. Ульянова. Киев, 1984.
Пушмин Э. А. О понятии основных принципов современного общего международного права // Советский ежегодник международного права. 1978. М., 1980.
Литература
Суворова В. Я. Локальные нормы международного права // Правоведение. 1973. № 6.
Талалаев А. Н. Общепризнанные принципы и нормы международного права (конституционное закрепление термина) // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1997. № 3.
Черниченко С. В. Нормы международного права, их создание и особенности их структуры // Советский ежегодник международного права. 1979. М., 1980.
Шестаков Л. Н. Императивные нормы в системе современного международного права. М., 1981.
Глава 5 ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
§ 1. Понятие и виды источников международного права
Источники международного права представляют собой установленные государствами в процессе правотворчества формы воплощения согласованных решений, формы существования международно-правовых норм.
К источникам международного права приложимы основные характеристики источников права в общей теории права. Однако в отличие от внутригосударственного права международное право не имеет таких конституционных норм или специальных актов, в которых дается перечень нормативных актов в привязке к компетенции принимающих их органов государства.
Сами государства, международные организации и (в предусмотренных случаях) некоторые другие субъекты, согласуя свои интересы, определяют не только содержание международно-правовых норм, но и внешнюю форму их существования. Надлежащая оценка источников международного права обусловлена реальными процессами нормотворческой деятельности.
Презумпция разнообразия источников международного права присуща Уставу ООН, в преамбуле которого выражена решимость народов Объединенных Наций «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». Если бы разработчики Устава, а в их числе были выдающиеся юристы-международники, основывали свое суждение исключительно на практике того времени (1945 г.), то им достаточно было добавить к договорам международные обычаи. Они же явно формулировали текст с ориентацией на перспективу, не связывая государства в их решениях.
международное обязательство, «независимо от обычного, договорного или иного происхождения этого обязательства» 1 .
Традиционно сложились и на протяжении веков применялись два источника международного права - международный договор и международный обычай. Их широчайшее распространение в практике международных отношений - с учетом, естественно, того уже отмеченного обстоятельства, что кодификация и прогрессивное развитие международного права сопровождаются вытеснением обычая из большинства сфер регулирования и его заменой договором, - породило представление 6 том, что только они являются и способны быть источниками международного права.
Между тем дипломатическая практика государств, деятельность проводимых государствами международных конференций, функционирование международных межправительственных организаций свидетельствуют о рождении новых форм воплощения международно-правовых норм в виде актов международных конференций и совещаний и актов международных организаций. Имеются в виду не все такого рода акты, ибо, в принципе, документы конференций, совещаний, организаций имеют декларативный либо рекомендательный характер, а именно те акты, которые принимаются в целях установления и закрепления новых правил поведения и взаимоотношений государств, самих международных организаций, а также других субъектов.
Естественно, такие акты должны отвечать общим началам процесса нормообразования, т. е. в них государства должны выражать свои согласованные решения относительно как содержания, так и юридического значения фиксируемых положений именно как правовых норм. Они должны также соответствовать признанным условиям их действительности: во-первых, они не могут противоречить основным принципам международного права, императивным нормам jus cogens; во-вторых, они распространяются, как правило, лишь на те государства и международные организации, которые приняли их.
Таким образом, применительно к современному состоянию международного правового регулирования можно констатировать существование следующих разновидностей источников ме-
1 Доклад Комиссии международного права о работе ее 48-й сессии. 6 мая - 26 июля 1996 г. ООН. С. 133.
ждународного права: международные договоры, международные обычаи, акты международных конференций, акты международных организаций и международных органов.
Согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН при решении споров на основании международного права Суд применяет международные конвенции (т. е. договоры), международные обычаи, так называемые общие принципы права, признанные цивилизованными нациями 1 , а также «судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм». Как видно, здесь наряду с источниками международного права упомянуты судебные решения и научные концепции, именуемые вспомогательным средством, т. е. ориентиром при толковании правовых норм. Вопрос о юридической природе и значимости судебных решений в наши дни стал предметом различных оценок. Применительно к международному праву имеются в виду постановления (решения) международных судебных учреждений, признаваемые обязательными как в учредительных документах самих судов (например, ст. 94 Устава ООН, ст. 59, 60 Статута Международного Суда), так и в национальном законодательстве, в том числе в российских актах (ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Более сложной является проблема квалификации таких постановлений (решений) как судебных прецедентов на межгосударственном уровне, имея в виду их нормативное юридическое значение (см. § 6 гл. 5 настоящего учебника).
В систему международно-правового регулирования наряду с источниками, т. е. нормативными юридическими актами и обычаями, входят правоприменительные акты, исходящие от самих государств и международных организаций, а также от меж-
1 Толкование формулировки об «общих принципах» в литературе неоднозначно: одни ученые понимают их как традиционные юридические постулаты, известные еще римскому праву (например, закон не имеет обратной силы, специальный закон имеет преимущество перед общим законом, договоры должны соблюдаться и т. д.); другие склоняются к отождествлению общих принципов с основными принципами международного права (см.: Корецкий В. М. «Общие принципы права» в международном праве // Корецкий В. М. Избранные труды. Киев, 1989. Кн. 2. С. 165-199).
§ 2. Международный договор как источник международного права 111
дународных и национальных судебных учреждений, иных организаций и органов, в том числе на уровне отдельных государств.
Внутригосударственные законы не рассматриваются как источники международного права, поскольку они выражают интересы отдельного государства, принимаются и действуют в пределах его внутренней компетенции. Однако их содержание не безразлично для международно-правового регулирования. Во-первых, определенные законы, соответствующие закономерностям межгосударственного общения, оказывают позитивное влияние на создание новых норм международного права. Во-вторых, наличие в нескольких или многих государствах родственных по содержанию законов в сфере, близкой к предмету международно-правового регулирования, может свидетельствовать о становлении международного обычая, признаваемого государствами. В-третьих, в процессе взаимного общения государства должны уважать законы друг друга, затрагивающие вопросы такого общения и не противоречащие общепризнанным принципам и нормам международного права, соизмерять свои действия с этими законами. В-четвертых, надлежащая реализация многих международно-правовых норм обусловлена согласованными и взаимодействующими с ними национальными законами.
§ 2. Международный договор - основной источник международного права 1
Международный договор определяется Венской конвенцией о праве международных договоров как «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» (имеется в виду практика использования таких наименований, как «договор», «конвенция», «соглашение» «протокол», «устав» и т. д., при этом учитывается значение термина «договор» как родового понятия для всех нормативных актов в договорной форме). Аналогичное определение международного договора дано в Вен-
См. также гл. 12 настоящего учебника.
Глава 5. Источники международного права
ской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (естественно, с учетом своеобразия сторон в таких договорах).
Венская конвенция о праве международных договоров пре-зюмирует возможность заключения договоров между государствами и другими субъектами международного права или только между другими субъектами международного права, из чего следует, что сторонами международных договоров могут быть не только государства и международные организации. Тот факт, что эти договоры не входят в сферу применения данной Конвенции, не затрагивает их юридической силы.
Конвенция не исключает возможности заключения международных соглашений «не в письменной форме», т. е. устных (так называемых джентльменских) соглашений, но они, скорее, относятся к былым временам, чем к современности.
Международный договор может, как это и предусмотрено в Конвенции, представлять собой не один, а несколько взаимосвязанных документов. Нередко к основному договору дается дополнение в виде протокола или приложений, которые расцениваются как его составные части.
Известны случаи заключения комплекса договоров, каждый из которых считается самостоятельным источником международного права, но их толкование и реализация предполагают согласованное действие.
Интересен в этом плане пример заключения Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности от 8 декабря 1987 г. Одновременно с Договором были приняты в качестве приложений к нему меморандум и два протокола. В дальнейшем были подписаны три соглашения между СССР и США, конкретизирующие отдельные положения Договора, и 13 «сопутствующих» соглашений, в которых одной из сторон являлись либо СССР, либо США, а их контрагентами выступали иные государства, на территории которых в то время были размещены подлежащие ликвидации ракеты.
Своеобразным комплексом можно считать договорные акты по морскому праву - Конвенцию ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., Соглашение об осуществлении части XI данной Конвенции от 29 июля 1994 г. и Соглашение об осуществлении положений этой Конвенции, которые касаются со-
§ 2. Международный договор как источник международного права 113
хранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими, от 4 декабря 1995 г.
Международный договор характеризуется как основной источник международного права благодаря трем обстоятельствам. Во-первых, договорная форма позволяет достаточно четко сформулировать правомочия и обязательства сторон, что благоприятствует толкованию и применению договорных норм. Во-вторых, договорным регулированием охвачены ныне все без исключения области международных отношений, государства последовательно заменяют обычаи договорами. В-третьих, договоры наилучшим образом обеспечивают согласование и взаимодействие международных норм и норм внутригосударственного законодательства. Вполне закономерно государства, заключая Венскую конвенцию о праве международных договоров, признали «все возрастающее значение договоров как источника международного права и как средства развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе».
Особое значение приобрели общие многосторонние договоры, призванные регулировать отношения, которые представляют интерес для международного сообщества государств в целом. Подлинная эффективность таких договоров обусловлена закреплением права участия в них всех государств без какой бы то ни было дискриминации и обеспечением реальной универсальности таких договоров.
Известны энергичные усилия нашего государства в сотрудничестве со многими государствами по расширению круга участников Договора о нераспространении ядерного оружия. Некоторые государства уклоняются от участия в Международных пактах о правах человека, несмотря на призывы к достижению их подлинной универсальности.
Для Российской Федерации вопрос о договорах как источниках международного права в современной ситуации имеет специфический характер, поскольку после прекращения существования СССР термином «международные договоры Российской Федерации» охватывают три категории договоров: 1) договоры, заключенные непосредственно Российской Федерацией как самостоятельным субъектом международного права; 2) договоры, заключенные Союзом ССР, вступившие в силу в период существования СССР и воспринятые Российской Федерацией в порядке правопреемства (большинство действующих договоров
Глава 5. Источники международного права
§ 4. Акты международных конференций
относится к этой группе); 3) договоры, подписанные от имени СССР, но не вступившие в свое время в силу ввиду незавершенности предусмотренной для этого процедуры и ратифицируемые уже от имени Российской Федерации 1 .
О КОДИФИКАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Н.В. Остроухов
Кафедра международного права Российский университет дружбы народов
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Ю.С. Ромашев
Кафедра международного права Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
ул. Малая Ордынка, 17, Москва, Россия, 119017
В статье рассматриваются исторические аспекты становления кодификации международного права. Процесс кодификации международного права осуществляется достаточно давно, а его значение весьма велико, в том числе и для развития законодательства государств, несмотря на это, по мнению авторов, доминирующее значение на современном этапе будет отводиться процессу прогрессивного развития международного права, так как большая часть существующих областей международного права кодифицирована, но с появлением новых международно-правовых институтов этот процесс снова необходим. Авторы оценивает роль международных органов (например, Комиссии международного права ООН) в процессе кодификации. Также в работе раскрывается значение официальной и неофициальной кодификации. Показывается участие международных институтов в данной сфере. Производится анализ доктрин авторитетных ученых правоведов в области международного права.
Ключевые слова: международное право; кодификация международного права, прогрессивное развитие международного права, морское право, международное гуманитарное право.
Современный мир представляет сложную динамично развивающую систему. Государства сотрудничают и противоборствуют друг с другом в политической, экономической, военной, культурной и иных сферах. Однако во взаимоотношениях государств все же большее место занимает их сотрудничество, которое не может прогрессивно развиваться без соответствующих регуляторов, важное место среди которых принадлежит международному праву.
Международное право все больше вторгается в нашу жизнь. Число международных договоров стремительно растет. Они охватывают самые различные сферы жизнедеятельности человечества от исследования и разработки морского дна до освоения космического пространства.
Одним из наиболее важных способов повышения эффективности международного права в эпоху глобализации является его кодификация. Она приводит не только к упорядочению норм международного права, но и воздействует на развитие законодательств государств, способствует их большей системности и единообразию. Кодифицированы такие древнейшие отрасли, как дипломатиче-
ское, консульское и морское право, право международных договоров и международное гуманитарное право. В основу дальнейшего международного нормотворчества, развития других отраслей международного права также положен процесс его кодификации и прогрессивного развития.
Процесс кодификации тесно связан с глубокими научными исследованиями. Данный вопрос имеет принципиальное значение для мирового сообщества. Кодификация становится все более наукоемкой, а в ходе его необходимо решать все более сложные вопросы . В ходе ее осуществления необходимо проанализировать огромный массив норм, вычленить из него только действующие нормы, отвечающие потребностям современного развития.
К сожалению, следует констатировать тот факт, что в настоящее время данному вопросу в российской международно-правовой науке по-прежнему уделяется не так много внимания. Данную проблему исследовали К. А. Бекяшев, Г.В. Игнатенко, В.М. Корецкий, ИИ. Лукашук, А.П. Мовчан и др. Зарубежные исследования так же немногочисленны.
Многие ученые сходятся в общем понимании кодификации международного права, считая, что это систематизация норм международного права, сведение их в единые международные договоры, как правило, универсального характера. Кодификация вообще, и международного права в частности, по их мнению, имеет целью уточнение действующих норм права; устранение устаревших правил; выяснение неопределенных, разрешение противоречивых и сведение действующих норм в систему. При этом большинство международников также отмечают, что кодификация неразрывно связана с прогрессивным развитием международного права.
Как известно, выделяют два вида кодификации международного права - официальную и неофициальную. Неофициальную кодификацию можно считать одним из этапов официальной кодификации и она лежала у истоков кодификации международного права, составляет ее научную основу.
Неофициальной кодификацией занимаются, как правило, видные ученые - наиболее квалифицированные специалисты по международному праву, общественные организации, представленные как международными, так и национальными неправительственными организациями. Данная работа выражается чаще всего в форме разработки проектов международных договоров, судьбу которых должны решить уже субъекты международного права.
Первые предложения о неофициальной кодификации всего международного права обычно приписывают Иеремию Бентаму (Англия), предложившему ее в конце XVIII в. Однако он затронул вопрос кодификации не существующего позитивного международного права, а выдвинул мысль о некоем утопическом международном праве, которое могло бы явиться основой вечного мира между цивилизованными государствами .
Попытки кодификации международно-правовых норм производились в то же время и другими лицами. Так, например, в 1792 г. французский конвент постановил издать Декларацию прав народов. Эту работу выполнял аббат Грегуар. Декларация должна была включать 21 статью и содержать лишь принципы дан-
ного вопроса. Однако проект данного документа не был принят указанным органом.
В 1861 г. усилия по кодификации были предприняты австрийским юристом Домин-Петрущевичем. Им был опубликован Краткий кодекс международного права.
В 1863 г. профессор Колумбийского колледжа в Нью-Йорке составил проект «Законов войны». Данный документ в виде сборника норм, опубликованных Соединенными Штатами во время гражданской войны, предназначался как руководство для вооруженных сил.
Известный швейцарский ученый-международник Блюнчли в 1868 г. издал работу «Современное международное право цивилизованных государств», переведенную на ряд языков, в том числе и русский. Работа была представлена в виде кодекса.
Вопрос о необходимости кодификации международного права поднимался в работе «О призвании нашего века к реформе и кодификации международного права», опубликованной известным итальянским политиком и юристом Манчи-ни в 1872 г. В этом же году в Нью-Йорке вышли в свет научный труд Дедлея Фильда «Основы проекта международного кодекса». В 1887 г. Леоне Леви опубликовал работу «Международное право с материалами для Кодекса международного права», в 1890 г. итальянский юрист Фиоре - «Кодифицированное международное право и его юридическая санкция». В 1906 г. Е. Дгоплесси представил свой «Проект установления власти национальной, законодательной, административной, судебной: проект кодекса публичного международного права».
Общественные организации также активно подключились к процессу неофициальной кодификации. Так в 1873 г. в Генте (Бельгия) был образован Институт международного права, представляющий объединение юристов различных государств. Они разработали ряд проектов международных договоров, охватывающих различные области международного права. В 1880 г. Институт издал свой Сборник законов сухопутной войны. В 1913 г. этот институт опубликовал Справочник по морской войне.
В 1873 г. была создана Ассоциация для реформы и кодификации международного права. Эта организация действует и в настоящее время под новым наименованием - Ассоциация международного права (штаб-квартира находится в Лондоне).
В 1880 г. в Санкт-Петербурге было создано Общество международного права. Его деятельность была направлена на создание благоприятных условий кодификации принципов международного права.
В Вашингтоне в 1912 г. был создан Американский институт международного права.
В целях оказания помощи в изучении международного права и его кодификации в 1957 г. в СССР была образована Советская ассоциация международного права, ныне Ассоциация международного права Российской Федерации.
В неофициальной кодификации большую работу проводят Международный институт космического права, Международный морской комитет.
Международный комитет Красного Креста подготовил проекты кодификации норм гуманитарного права. В дальнейшем на их основе были приняты четыре женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два Дополнительных протокола к ним 1977 г.
В настоящее время по-прежнему растет значение неофициальной и особенно доктринальной кодификации. Велика роль международных неправительственных организаций в кодификации права окружающей среды и других отраслей международного права. Их представители довольно часто участвуют в работе международных конференций, где нередко разрабатываются и принимаются документы, содержащие кодифицированные нормы.
Официальная кодификация - осуществляется субъектами международного права - действующими лицами на международной арене и способными создавать нормы международного права. Наиболее активно участвует в кодификации государства и международные межправительственные организации.
Первые попытки осуществления официальной кодификации были предприняты при подписании Парижского договора на Венском конгрессе (18141815 гг.). Кроме того, на конгрессе были утверждены положения, регламентирующие режим международных рек, ранги дипломатических агентов, а также нормы, запрещающие работорговлю и касающиеся нейтралитета.
Парижский мирный конгресс (1856 г.) продолжил процесс кодификации норм, касающихся гуманизации правил ведения морской войны, в частности по запрете каперства, о нейтрализации Черного моря.
Реальные шаги по официальной кодификации были предприняты российским правительством. Так, в 1874 г. по инициативе русского императора Александра II в Брюсселе была созвана международная конференция. На ней обсуждался проект кодекса международного права о ведении сухопутной войны. Юристы, дипломаты и военные в качестве делегатов приглашенных государств одобрили Положение из 60 статей, известное под названием Брюссельской декларации, но эти статьи так и никогда не были ратифицированы государствами .
Необходимость упорядочения правового регулирования ведения сухопутной и морской войн привели к необходимости созыва крупномасштабных международных мероприятий. Так в 1899 г. в Гааге была созвана Первая конференция мира. Считается, что инициатором ее созыва стал российский император Николай II. На данной конференции были приняты конвенции, по-настоящему являющиеся международными кодексами, например такие как Конвенция о мирном разрешении международных споров и Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны.
Кодификация ряда областей международного права, осуществленная на конференциях мира, показала необходимость и возможность ее осуществления в широких масштабах и явилась знаменательным событием в развитии международного права.
После Первой мировой войны кодификация международного права продолжилась, был заключен широкий спектр конвенций в области права воору-
женных конфликтов, регламентирующих обращение с раненными и военнопленными, запрещения отравляющих и удушающих газов, мирного разрешения споров, воздухоплавания и морского судоходства, а также в экономической сфере.
Важную роль в выяснении взглядов правительств на международное право и в согласовании их позиций играют универсальные международные организации и международные конференции. С их помощью вырабатывается общий подход. Все это сказывается как на кодификации и развитии международного права, так и на применении его норм. Эти организации позволяют всем государствам участвовать в формировании и развитии международно-правового сознания и соответствующих норм .
Большой вклад в данной области внесен Лигой наций, являющейся универсальной международной организацией. Именно она приступила к систематической деятельности по кодификации международного права. В рамках Лиги наций активную роль в этом вопросе сыграли рекомендации Комитета экспертов для прогрессивной кодификации международного права, состоявшего из 17 членов.
В качестве первоочередных направлений кодификации этим органом были выбраны: гражданство, территориальные воды, ответственность государств за ущерб, причиненный на их территории личности или собственности иностранцев, дипломатические привилегии и иммунитеты, процедура международных конференций, порядок заключения и составления проектов международных договоров, пиратство, эксплуатация морских богатств.
Конференция по прогрессивной кодификации международного права проходила в Гааге с 13 марта по 12 апреля 1930 г. В ходе ее работы были приняты: конвенция по некоторым вопросам коллизии законов о гражданстве; протокол о воинских обязанностях в некоторых случаях двойного гражданства; протокол, относящийся к определенному случаю безгражданства; особый протокол, касающийся безгражданства. По другим вопросам, касающихся, например, территориальных вод, общего консенсуса не было достигнуто.
Л. Оппенгейм, оценивая результаты Гаагской конференции 1930 г., подчеркивал, что, во всяком случае, ее опыт и результаты дают возможность установить желательность кодификации и виды на будущее кодификационных работ .
На смену Лиги наций пришла Организация Объединенных Наций. Ее деятельность в рассматриваемой области вытекает из п. 1 ст. 13 Устава ООН, согласно которой Генеральная Ассамблея организует исследование и делает рекомендации в целях поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации. Через этот главный орган ООН проходят проекты, подготовленные другими ее органами. В настоящее время роль Ассамблеи в кодификации и прогрессивном развитии международного права только возрастает.
В рамках ООН большую роль в процессе кодификации играет Комиссия международного права. Ранее данный вспомогательный орган ООН именовался Комитетом по прогрессивному развитию международного права и его кодифи-
кации. Согласно Статуту Комиссии ее цель определяется как содействие прогрессивному развитию международного права и его кодификации. Комиссия приняла участие в кодификации норм международного права, включенных во многие конвенции, в частности в Конвенцию о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., Конвенцию об открытом море 1958 г., Конвенцию о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958 г., Конвенцию о континентальном шельфе 1958 г., Конвенцию о сокращении безгражданства 1961 г., Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 г., Венскую конвенцию о консульских сношениях 1963 г., Конвенцию о специальных миссиях 1969 г., Венскую конвенцию о праве международных договоров 1969 г., Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г., Венскую конвенцию о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и многие другие.
Кроме того, Комиссия международного права подготовила ряд документов, содержащих кодифицированные нормы, а именно Проект декларации прав и обязанностей государств (1949 г.), Принципы международного права, признанные Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении этого Трибунала (1950 г.), Проект конвенции об искоренении и сокращении безгражданства в будущем (1954 г.), Проект статей о клаузулах о наиболее благо-приятствуемой нации (1978 г.) и др.
На материалы Комиссии международного права ссылаются в дипломатической практике и, что особенно существенно, на них нередко опираются решения международных судебных органов.
Одним из наиболее примечательных событий в деятельности Комиссии международного права стало окончание работы над Проектом статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния. Статьи проекта были приняты к сведению, включены в резолюцию Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 12 декабря 2001 г. в качестве приложения и предложены «вниманию правительств, не затрагивая при этом вопроса об их будущем принятии или другой надлежащей мере».
В Проекте подведен некоторый итог по кодификации норм международного права в вопросах международно-правовой ответственности. Данный документ имеет большое значение и для законодательств, регулирующих вопросы их международной деятельности, а также деятельности должностных лиц, направленной на реализацию международных обязательств своих государств. Кроме того, Проект, наряду с кодифицированными, правда уточненными, обычными нормами международного права содержит и множество новых прогрессивных положений, которые следует осмыслить государствам и в дальнейшем применять их на практике. Международный Суд ООН в своих решениях обращался еще на стадии разработки Проекта к его положениям и признавал их в качестве обычных норм международного права.
Следует обратить внимание, что кодификацией норм международного права занимаются и другие органы ООН - Комитет по использованию космиче-
ского пространства в мирных целях, ранее существовавшая Комиссия по правам человека, а ныне - Совет по правам человека, ЮНСИТРАЛ и др.
В кодификации норм международного права принимают активное участие такие специализированные учреждения ООН, как МОТ, ИКАО, ИМО, ВОЗ, ЮНЕСКО. Большая их заслуга в кодификации международного морского, воздушного и космического права, а также таких комплексных областей, как международное трудовое право, транспортное и телекоммуникационное право.
Следует заметить, что, несмотря на позитивное значение кодификации, многие юристы высказывают опасение, что многие кодификационные нормы несколько расходятся с нормами, которые сложились как обычные. При этом участниками многих конвенций по-прежнему остается ограниченное число государств. Все это создает определенные сложности в правоприменении.
Эффективность кодификации, по мнению И.И. Лукашука, во многом зависит от того, что она не разрушает и не подменяет обычное право, а взаимодействует с ним. Одна из главных проблем права заключена в том, чтобы не отставать от хода жизни. Новое право в значительной мере создается за счет развития старого. Одним из средств обновления международного права и является кодификация .
Как мы видим, процесс кодификации международного права осуществляется весьма давно, а ее значение весьма велико, в том числе и для развития законодательства государств, хотя, по нашему мнению, большее значение на современном этапе будет отводиться процессу прогрессивного развития международного права. Большая часть существующих областей международного права уже кодифицирована. Однако это не означает, что кодификация международного права уходит в прошлое. Появляются новые международно-правовые институты и отрасли, нормы которых будут испытывать потребность в кодификации. Одновременно будут формироваться новые и видоизменяться старые обычные нормы международного права, что неизбежно потребует их кодификации.
ЛИТЕРАТУРА
Лукашук И.И. Кодификация и прогрессивное развитие международного права в XXI веке // Российский ежегодник международного права. - СПб: Россия-Нева, 2001.
Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юрид. фак. и вузов / Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Академ, правовой ун-т. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2005.
Оппенгейм Л. Международное право: пер. с 6-го англ. изд., доп. Г. Лаутерпахтом / под ред. и пред. С.Б. Крылова. - М.: Госуд. изд-во иностранной литературы, 1948.
ON THE CODIFICATION OF INTERNATIONAL LAW
The Department of International Law Peoples" Friendship University of Russia
6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198
The Department of International Law National Research University Higher School of Economics
17, Malaya Ordynka st., Moscow, Russia, 117198
The article considers the historical aspects of the formation of the codification of international law. The codification of international law is carried out for a long time, and its value is very large, es-peccialy for the development of the legislation of states, despite this, in author"s opinion, greater significance at the current stage will be given to the process of progressive development of international law, as most of the existing areas of international law are codified, but with the appearance of new international legal institutions, this procedure will be necessary again. The author values the roleof the international bodies (eg, the International Law Commission) in the process of codification. Also this article reveals the importance of formal and informal codification and shows the participation of international institutions in that field. The author is analysing the doctrines of reputable scientists jurists in international law.
Key words: international law; codification of international law and the progressive development of international law, maritime law, international humanitarian law.
Lukashuk I.I. Kodifikacija i progressivnoe razvitie mezhdunarodnogo prava v XXI veke // Rossijskij ezhegodnik mezhdunarodnogo prava. - Spb: Rossija-Neva, 2001.
Lukashuk I.I. Mezhdunarodnoe pravo. Obshhaja chast": uchebnik dlja studentov jurid. fak. i vuzov / Ros. akad. nauk, In-t gosudarstva i prava, Akadem, pravovoj un-t. Izd. 3-e, pererab. i dop. - M.: Volters Kluver, 2005.
Oppengejm L. Mezhdunarodnoe pravo: per. s 6-go angl. izd., dop. G. Lauterpahtom / pod red. i pred. S.B. Krylova. - M.: Gosud. izd-vo inostrannoj literatury, 1948.
Bentham"s Works, ed. by Bowring, VIII.
Среди универсальных норм особое место занимают императивные норжы jus cogens (юс когенс), что можно перевести как "неоспоримое право". Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров jus cogens — это норма общего международного права, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.
Недопустимость отклонения от нормы jus cogens обусловлена характером объекта регулируемых ею отношений, который представляет интерес для всего международного сообщества, т. е. своеобразного всемирного объединения взаимодействующих между собой государств. Нарушение этой нормы влечет или может повлечь причинение ущерба правам и интересам всех государств. Она обладает высшей юридической силой, и договор считается ничтожным, если в момент заключения он противоречит такой норме.
При возникновении новой нормы jus cogens существующие договоры, которые противоречат ей, становятся недействительными, их действие прекращается.
К такого рода нормам относятся прежде всего нормы-принципы международного права: неприменения силы и угрозы силой, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения международных обязательств и др.
Принципы международного права в системе международно-правовых норм занимают особое место, обладая комплексом присущих им признаков:
1. Это наиболее важные, коренные нормы, международного права, являющиеся нормативной основой всей международно-правовой системы. На них базируется взаимодействие субъектов в процессе создания и . Они пронизывают содержание всех существующих норм.
5. Принципы имеют универсальную сферу действия, определяют содержание и методы сотрудничества государств как в традиционных, так и в новых областях межгосударственных отношений (например, в исследовании и использовании космического пространства, в применении ядерной энергии в мирных целях).
6. Принципы международного права взаимообусловлены, имеют комплексный характер. В Декларации о принципах международного права 1970 г. указывается, что при толковании и применении принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов.
Локальные нормы — это нормы, регулирующие отношения в рамках определенной группы государств, а также между двумя или несколькими государствами. Объект отношений, регулируемых локальными нормами, представляет интерес прежде всего для определенных государств, на взаимосвязи которых эти нормы и распространяют свое действие.
Понятием "локальные нормы" охватываются как двусторонние, так и многосторонние, но не имеющие характера всеобщности нормы, которые в свою очередь подразделяются на региональные (они связывают государства, расположенные в одном географическом районе) и нерегиональные (они регулируют отношения между несколькими государствами находящимися в разных районах).
Локальные нормы позволяют учитывать местные условия, специфические интересы государств. Вместе с тем очевидно их взаимодействие с универсальными нормами, проявляющееся в том, что они могут быть использованы для конкретизации содержания более общих норм и обеспечения эффективности их действия. Отдельные локальные нормы обладают своего рода универсальным эффектом (таковы положения Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г., о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 и 1993 гг. и др.).
В зависимости от функционального назначения нормы международного права делятся на регулятивные и охранительные (обеспечительные).
Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов (например, обязательства государств — участников ОБСЕ уведомлять о военных учениях и приглашать на них наблюдателей, право государств обмениваться дипломатическими представительствами). Охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию регулятивных норм (нормы ст. 41 и 42 Устава ООН о принудительных мерах, применяемых по решению Совета Безопасности ООН).
Кодификация международного права
Кодификация — это официальная систематизация действующих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью создания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов.
Задачи кодификации: а) приведение действующего международного права в соответствие с потребностями данного периода развития общественных отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела;
в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между отдельными нормами; г) объединение норм данной сферы (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.
Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е. прогрессивным развитием международного права .
При кодификации учитываются практика реализации норм международного права , решения судебных и иных органов, рекомендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регулирования. Кодификация — один из способов совершенствования международного права, обеспечения его эффективности .
Особое значение имеет кодификация для повышения эффективности обычных норм международного права посредством их преобразования в договорные нормы. Интересным примером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в рамках которой объединены в единый согласованный документ действующие (не устаревшие на момент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение обычные нормы, разработаны новые положения, посвященные ранее не урегулированным вопросам, — режим исключительной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д.
Кодификация норм международного права всегда осуществляется на официальном уровне — либо государствами посредством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.
Полномочия Генеральной Ассамблеи ООН по организации исследований и даче рекомендаций в целях поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации (ст. 13 Устава ООН) осуществляются с помощью специально создаваемых временных или постоянных органов. Особое место среди них занимает Комиссия международного права. Подготовленные ею проекты кодификационных актов либо одобряются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, либо для этой цели по решению Генеральной Ассамблеи созываются международные конференции. В рамках ООН были подготовлены такие кодификационные договоры , как Женевские конвенции по морскому праву, Венские конвенции о дипломатических сношениях, о консульских сношениях, о праве международных договоров и др.
Результатом кодификации является один или комплекс кодификационных актов, наиболее подходящей формой которых является договор как явно выраженное соглашение (Женевские конвенции о защите жертв войны , Венские конвенции о правопреемстве в отношении международных договоров и в отношении государственной собственности , государственных архивов и государственных долгов, Конвенция ООН по морскому праву и др.). Кодификационным актом может быть также акт международной организации (Декларация о принципах международного права ... 1970 г.).
Кодификационный акт не является автоматически обязательным, так как в нем содержатся уже действующие и, следовательно, обязательные нормы права. Необходимо согласие государств на его обязательность посредством ратификации или в иной форме. Это объясняется рядом причин: 1) круг участников прежде действовавших норм вследствие их закрепления в кодификационном акте может измениться (для государств, не участвующих в кодификационном акте, они остаются обычными, для других становятся обычно-договорными, для третьих — только договорными, поскольку в качестве обычных они их не признавали); 2) кодификационный акт неизбежно включает новые нормы, некоторые ранее действовавшие могут быть существенно изменены; 3) четко выраженное согласие необходимо во избежание неопределенности и возникновения споров в процессе реализации.
Кодификационный акт представляет собой единый официальный документ либо комплекс взаимно согласованных документов. Другой способ систематизации права — инкорпорация, т. е. собирание в определенном порядке (предметном, хронологическом) действующих нормативно-правовых актов и их издание в виде сборников.
Официальная инкорпорация осуществляется компетентными государственными органами . Так, Министерство иностранных дел СССР систематически выпускало "Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами" (с 1982 г. — "Сборник международных договоров СССР"), после прекращения существования СССР его издание было продолжено Министерством иностранных дел Российской Федераций, но, к сожалению, приостановлено. Министерством юстиции РФ подготовлен и опубликован в 1996 г. "Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи". Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО издала в 1993 г. сборник "Международные нормативные акты ЮНЕСКО".
Официальная инкорпорация практикуется и в рамках международных организаций: Секретариат Организации Объединенных Наций публикует "Treaty Series"; Исполнительный секретариат Содружества Независимых Государств — "Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ"; в рамках Совета Европы издается "Европейская договорная серия".
Неофициальная инкорпорация используется в учебно-методических целях или в информационных целях. В качестве примеров можно назвать сборники документов: "Международное право в документах" (М., 1982), "Международное публичное право". Сб. документов. В двух томах. (М., 1996), "Действующее международное право". Сб. документов. В трех томах. (М., 1996— 1997).