Объекты, подлежащие экспертизе промышленной безопасности. Экспертиза промышленной безопасности опо С какой целью проводится экспертиза промышленной безопасности

Как провести экспертизу промышленной безопасности технических устройств? Какие правила проведения экспертизы опасных производственных объектов? Для чего нужна экспертиза проектной документации?

Приветствую вас, дорогие читатели онлайн-журнала «ХитёрБобёр»! Сегодня я, Алла Просюкова, расскажу вам об экспертизе промышленной безопасности.

1. Что такое экспертиза промышленной безопасности и когда она может понадобиться?

Независимая экспертиза востребована в различных сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в области промышленной безопасности.

(ЭПБ) - это подтверждение соответствия объекта экспертизы действующим нормативам промбезопасности.

ЭПБ проводится в отношении всех предприятий, в составе которых имеются производственные объекты и устройства любого класса опасности.

Экспертиза такого рода направлена на защиту интересов людей и всего общества в целом от происшествий на объектах, классифицируемых, как опасные, а также их последствий.

К объектам экспертизы относятся: здания, сооружения, оборудование, технические устройства, используемые на опасных предприятиях.

Основные случаи, когда может потребоваться ЭПБ:

  • отсутствуют документы на техустройство:
  • в техпаспорте не указан срок службы объекта;
  • на техническое устройство воздействовали внешние силовые нагрузки, неучтенные расчетными параметрами;
  • проводятся ремонтные работы, изменяющие конструкцию объекта или заменяющие материалы его несущих конструкций:
  • объект подвергается реконструкции или модернизации;
  • вносятся изменения/дополнения в проектные документы;
  • ведется новое строительство;
  • по требованию надзорных органов.

В зависимости от типа опасного объекта определяется направление работ и их необходимый объем в рамках ЭПБ.

  • проверка проектной документации опасного объекта;
  • проверка технических устройств (их наличие и соответствие нормам промбезопасности);
  • комплексная проверка опасного промышленного объекта.

Продолжительность ЭПБ зависит от ее сложности: для простых объектов – до 30 дней; объектов средней сложности – до 60 дней; сложных объектов – до 90 дней.

В процессе экспертизы или при подготовке к ней часто возникают вопросы, требующие квалифицированной юридической помощи. Не тратьте время на поиски профессионального сервиса, сразу обращайтесь к юристам онлайн-сервиса Правовед.ru.

Получить юридическую помощь на сайте предельно просто: достаточно заполнить форму на главной странице. На этом сервисе вы сможете получить гарантированно качественную юридическую консультацию. При этом большая часть консультаций абсолютна бесплатна. Качественно, быстро, недорого - основные преимущества юридического ресурса .

4. Профессиональная помощь в проведении экспертизы промышленной безопасности - обзор ТОП-3 экспертных компаний

Чтобы сориентировать вас на рынке экспертных услуг в сфере промышленной безопасности, мы представляем 3 экспертных компании, способных оказать профессиональную помощь в этом вопросе.

Начиная с 2006, компания «Протос Экспертиза» успешно ведет деятельность в области ЭПБ и юридического консультирования.

Модель бизнеса компании опирается на «три кита»: консалтинг, страхование, экспертиза промышленной безопасности. Такой подход комплексно решает проблемы клиентов «Протос Экспертиза».

За все время своей деятельности клиентами компании стали 588 предприятий и организаций со всех регионов России. Среди клиентов много известных компаний, таких как: VOLVO, ГАЗ, Восток-Сервис, SIAL и др.

Преимущества компании «Протос Экспертиза»:

  • полное юридическое сопровождение клиента;
  • сжатые сроки получения разрешительной документации;
  • услуги предоставляются на всей территория РФ;
  • только довольные клиенты.

Компания ведет свою деятельность с 2009г. Своим клиентам «Единый стандарт» предлагает различные услуги не только в сфере сертификации, но и в области охраны труда и промышленной безопасности.

Отличительные особенности компании:

  • собственная система менеджмента качества;
  • продвинутые IT-решения;
  • передовые управленческие технологии;
  • наличие доступа в Международную директорию ISO;
  • высокопрофессиональные сотрудники.

Компания «РПС» основана в 2001. Промышленная, пожарная и экологическая безопасность - это сфера профессиональных интересов ООО «РПС». Организация предлагает своим клиентам максимально точные и подлинные результаты, прозрачное договорное сотрудничество и экономически обоснованное ценообразование.

Благодаря этому ООО «РПС» пользуется заслуженным уважением и доверием таких крупных клиентов, как Роснефть, ОАО «МОЭК», ОАО «Атомэнергомаш», Major Express и др.

Основные направления деятельности компании представлены в таблице

Направление деятельности Компетенции
1 Пожаробезопасность Разработка документов по пожаробезопасности, сотрудничество с надзорными органами
2 Центр диагностики Диагностика и обследование производственных объектов
3 Промышленная безопасность Взаимодействие с Ростехнадзором, подготовка документов по промбезопасности
4 Центр сертификации Сертификация оборудования и производства
5 Учебный центр Обучение персонала заказчиков правилам ПБ, подготовка экспертов в области промбезопасности

Оценка знаний экспертов по ПБ

6 Кадровый центр Подбор инженерного персонала по клиентским заявкам

5. Почему следует задуматься о проведении качественной экспертизы промышленной безопасности - 3 главные причины

Многие руководители российских компаний полагаются на русский авось и оттягивают проведение ЭПБ.

Причина 1. Отсутствие достойной экспертизы - риск для здоровья и жизни сотрудников

Прежде чем «благополучно забыть» о правилах промбезопасности на своем предприятии, руководителям нужно задуматься о том, какие риски для здоровья и жизни людей это может повлечь.

Одним из механизмов для достижения основных целей государственной политики в области промышленной безопасности, в частности предупреждения аварий и инцидентов на промышленных объектах и реализации конституционных прав граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, является экспертиза промышленной безопасности .

Когда необходима экспертиза промышленной безопасности?

Обязательность проведения экспертизы промышленной безопасности установлена Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ФЗ-116), в соответствии с требованиями которого все организации, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности обязаны «обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств (ТУ), применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств…» (статья 9 ФЗ-116).

Кроме того, экспертизе промышленной безопасность подлежат:

  • документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;
  • документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта;
  • декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;
  • обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в него.

Уточним, в каких случаях проводится экспертиза промышленной безопасности по разным объектам экспертизы, указанным в статье 13 ФЗ-116.

1. Документация на консервацию, ликвидацию ОПО, декларация промышленной безопасности, обоснование безопасности ОПО и изменения к нему во всех случаях подлежат экспертизе промышленной безопасности до начала использования;

2. Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе промышленной безопасности:

  • до начала применения;
  • по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого ТУ, установленных его производителем;
  • при отсутствии в технической документации данных о сроке службы ТУ, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
  • после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого ТУ, либо восстановительного ремонта после аварии и инцидента на ОПО, в результате которых было повреждено такое ТУ.

3. Здание и сооружение на опасном производственном объекте подлежит экспертизе промышленной безопасности:

  • в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
  • в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
  • после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
  • по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.

НО! Не подлежит экспертизе промышленной безопасности :

  1. Документация на техническое перевооружение, а также декларация промышленной безопасности, если указанная документация входит в состав проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
  2. Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, для которого форма оценки соответствия обязательным требованиям установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности"


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.08.2015, N 0001201508100054);
приказом Ростехнадзора от 9 марта 2016 года N 90 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.04.2016, N 0001201604110016);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.08.2016, N 0001201608190022) (вступил в силу с 1 января 2017 года).
____________________________________________________________________

В соответствии с (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2000, N 33, ст.3348; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 52, ст.5498; 2009, N 1, ст.17; N 1, ст.21; N 52, ст.6450; 2010, N 30, ст.4002; N 31, ст.4195, ст.4196; 2011, N 27, ст.3880; N 30, ст.4590, ст.4591, ст.4596; N 49, ст.7015, ст.7025; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 9, ст.874; N 27, ст.3478) постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2006, N 5, ст.544; N 23, ст.2527; N 52, ст.5587; 2008, N 22, ст.2581; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 33, ст.4081; N 49, ст.5976; 2010, N 9, ст.960; N 26, ст.3350; N 38, ст.4835; 2011, N 6, ст.888; N 14, ст.1935; N 41, ст.5750; N 50, ст.7385; 2012, N 29, ст.4123; N 42, ст.5726; 2013, N 12, ст.1343; официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.11.2013)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности".

2. Признать не подлежащими применению следующие постановления Федерального горного и промышленного надзора России:

от 6 ноября 1998 года N 64 "Об утверждении Правил проведения экспертизы промышленной безопасности" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 8 декабря 1998 года, регистрационный N 1656; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1998, N 35-36);

от 7 сентября 1999 года N 65 "Об утверждении Правил экспертизы декларации промышленной безопасности" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 1999 года, регистрационный N 1920; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, N 41);

от 27 октября 2000 года N 61 "Об утверждении Изменения N 1 к "Правилам экспертизы декларации промышленной безопасности" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2000 года, регистрационный N 2476; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, N 50);

от 9 октября 2001 года N 44 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы промышленной безопасности в угольной промышленности" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 31 января 2002 года, регистрационный N 3214; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, N 6);

от 21 июня 2002 года N 34 "Об утверждении "Положения о проведении экспертизы промышленной безопасности на опасных производственных объектах, связанных с транспортированием опасных веществ железнодорожным транспортом" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 19 августа 2002 года, регистрационный N 3705; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, N 38);

от 1 августа 2002 года N 48 "Об утверждении Изменения N 1 к "Правилам проведения экспертизы промышленной безопасности" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 23 августа 2002 года, регистрационный N 3720; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, N 39);

раздел VII "Требования к проведению экспертизы промышленной безопасности" Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов , утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18 октября 2002 года N 61-А (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28 ноября 2002 года, регистрационный N 3968; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, N 50);

от 23 октября 2002 года N 62 "Об утверждении Положения по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются паровые и водогрейные котлы, сосуды, работающие под давлением, трубопроводы пара и горячей воды" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 6 декабря 2002 года, регистрационный N 4001; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2003, N 2);

от 16 января 2003 года N 1 "Об утверждении "Положения о проведении экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов по хранению и переработке зерна" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 8 апреля 2003 года, регистрационный N 4394; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2003, N 27);

от 4 марта 2003 года N 5 "Об утверждении Положения по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28 марта 2003 года, регистрационный N 4345; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2003, N 23);

от 5 июня 2003 года N 63 "Об утверждении "Положения о проведении экспертизы промышленной безопасности опасных металлургических и коксохимических производственных объектов" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 19 июня 2003 года, регистрационный N 4746; Российская газета (специальный выпуск), 2003, N 120/1);

от 5 июня 2003 года N 67 "Об утверждении "Положения по проведению экспертизы промышленной безопасности на объектах газоснабжения" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 16 июня 2003 года, регистрационный N 4686; Российская газета (специальный выпуск), 2003, N 120/1);

от 10 июня 2003 года N 82 "Об утверждении Методических указаний по проведению экспертизы промышленной безопасности очистных механизированных комплексов" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2003 года, регистрационный N 4803; Российская газета (специальный выпуск), 2003, N 120/1).

3. Признать утратившими силу следующие приказы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:

от 15 ноября 2006 года N 1005 "Об утверждении Порядка осуществления экспертизы промышленной безопасности планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций на взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных производственных объектах и требований к оформлению заключения данной экспертизы" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 декабря 2006 года, регистрационный N 8577; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2006, N 51);

от 12 декабря 2012 года N 713 "О внесении изменений в Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2013 года, регистрационный N 26927; Российская газета, 2013, N 39).

Врио руководителя
А.Ферапонтов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
26 декабря 2013 года,
регистрационный N 30855

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности"

I. Общие положения

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2000, N 33, ст.3348; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 52, ст.5498; 2009, N 1, ст.17; N 1, ст.21; N 52, ст.6450; 2010, N 30, ст.4002; N 31, ст.4195, ст.4196; 2011, N 27, ст.3880; N 30, ст.4590, ст.4591, ст.4596; N 49, ст.7015, ст.7025; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 9, ст.874; N 27, ст.3478).

2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (далее - Правила) устанавливают порядок проведения экспертизы промышленной безопасности (далее - экспертиза), требования к оформлению заключения экспертизы и требования к экспертам в области промышленной безопасности (далее - эксперты).

3. Правила применяются при проведении экспертизы объектов, предусмотренных пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - объекты экспертизы).

4. Правила не применяются при проведении экспертизы опасного объекта при заключении договора обязательного страхования или в течение срока его действия в целях оценки вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и (или) уровня безопасности опасного объекта.

5. Основанием проведения экспертизы являются положения нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, устанавливающих требования по проведению экспертизы и к объекту экспертизы.
приказом Ростехнадзора от 3 июля 2015 года N 266 .

6. Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям):

до начала применения на опасном производственном объекте;

по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;

при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;

после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

7. Здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:

в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;

в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;

после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;

по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;

абзац исключен с 21 августа 2015 года - приказ Ростехнадзора от 3 июля 2015 года N 266 .

Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.

8. Экспертиза технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, используемых в интересах обороны и безопасности государства, производится с учетом требований законодательства Российской Федерации об обороне и о защите государственной тайны.

II. Требования к экспертам

1) иметь высшее образование;

2) иметь стаж работы не менее 10 лет по специальности, соответствующей его области (областям) аттестации;


приказом Ростехнадзора от 28 июля 2016 года N 316 .

4) иметь опыт проведения не менее 15 экспертиз промышленной безопасности;

.
(Пункт 9 в редакции, введенной в действие с 21 августа 2015 года приказом Ростехнадзора от 3 июля 2015 года N 266 .

1) иметь высшее образование;

2) иметь стаж работы не менее 7 лет по специальности, соответствующей его области (областям) аттестации;

3) обладать знаниями нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности,  средств измерений и оборудования, а также методов технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений, оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, необходимых для осуществления экспертизы;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года приказом Ростехнадзора от 28 июля 2016 года N 316 .

4) иметь опыт проведения не менее 10 экспертиз промышленной безопасности;

5) подпункт исключен с 22 апреля 2016 года - приказ Ростехнадзора от 9 марта 2016 года N 90 .
(Пункт 9.1 дополнительно включен с 21 августа 2015 года приказом Ростехнадзора от 3 июля 2015 года N 266)

9.2. Эксперт третьей категории должен соответствовать следующим требованиям:

1) иметь высшее образование;

2) иметь стаж работы не менее 5 лет по специальности, соответствующей его области (областям) аттестации;

3) обладать знаниями нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности,  средств измерений и оборудования, а также методов технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений, оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, необходимых для осуществления экспертизы;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года приказом Ростехнадзора от 28 июля 2016 года N 316 .  

4) подпункт исключен с 22 апреля 2016 года - приказ Ростехнадзора от 9 марта 2016 года N 90 .
(Пункт 9.2 дополнительно включен с 21 августа 2015 года приказом Ростехнадзора от 3 июля 2015 года N 266)

10. Эксперту запрещается участвовать в проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит.

Эксперт, которому известны обстоятельства, препятствующие его привлечению к проведению экспертизы либо не позволяющие ему соблюдать принципы ее проведения, установленные пунктом 13 настоящих Правил, не может участвовать в проведении экспертизы.

11. Эксперты обязаны:

определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов заключения экспертизы;

обеспечивать сохранность документов и конфиденциальность сведений, представленных на экспертизу.

12. Дополнительные требования к экспертным организациям и экспертам, порядок их аккредитации, проводящих экспертизу технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, используемых в интересах обороны и безопасности государства, устанавливаются в соответствии требованиями законодательства Российской Федерации об обороне и о защите государственной тайны.

III. Проведение экспертизы

13. Экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

14. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения экспертной организацией от заказчика экспертизы (далее - заказчик) комплекта необходимых материалов и документов в соответствии с договором на проведение экспертизы. Срок проведения экспертизы может быть продлен по соглашению сторон.
приказом Ростехнадзора от 28 июля 2016 года N 316 .

15. Экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств заказчика на основании договора.

В случае проведения экспертизы организациями, находящимися в ведении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, стоимость проведения экспертизы определяется в соответствии с Методикой определения размера платы за оказание услуги по экспертизе промышленной безопасности , утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 февраля 2012 года N 97 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 марта 2012 года регистрационный N 23523; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012 года, N 21).

16. Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить данную экспертизу в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а также в отношении иных объектов экспертизы, связанных с такими опасными производственными объектами. Заключение экспертизы, составленное с нарушением данного требования, не может быть использовано для целей, установленных законодательством Российской Федерации.

17. Приказом руководителя организации, проводящей экспертизу, определяется эксперт или группа экспертов, участвующих в проведении экспертизы.

В случае участия в экспертизе группы экспертов указанным приказом может быть определен руководитель группы (старший эксперт), обеспечивающий обобщение результатов, своевременность проведения экспертизы и подготовку заключения экспертизы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 августа 2015 года приказом Ростехнадзора от 3 июля 2015 года N 266 .

17.1. В проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов I класса опасности вправе участвовать эксперты первой категории, аттестованные в порядке, установленном (официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 1 июня 2015 года).
приказом Ростехнадзора от 3 июля 2015 года N 266)

17.2. В проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов II класса опасности вправе участвовать эксперты первой и (или) второй категории, аттестованные в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 года N 509 "Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности" .
(Пункт дополнительно включен с 21 августа 2015 года приказом Ростехнадзора от 3 июля 2015 года N 266)

17.3. В проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов III и IV классов опасности вправе участвовать эксперты первой и (или) второй, и (или) третьей категории, аттестованные в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 года N 509 "Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности" .
(Пункт дополнительно включен с 21 августа 2015 года приказом Ростехнадзора от 3 июля 2015 года N 266)

18. В состав группы экспертов могут быть включены эксперты, не состоящие в штате экспертной организации, если их специальные знания необходимы для проведения экспертизы и такие эксперты отсутствуют в экспертной организации.

19. Экспертная организация приступает к проведению экспертизы после:

предоставления заказчиком в соответствии с договором необходимых для проведения экспертизы документов;

предоставления образцов технических устройств либо обеспечения доступа экспертов к техническим устройствам, зданиям и сооружениям, применяемым на опасном производственном объекте.

20. Заказчик обязан предоставить доступ экспертам, участвующим в проведении экспертизы, к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, зданиям и сооружениям опасных производственных объектов, в отношении которых проводится экспертиза.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 августа 2015 года приказом Ростехнадзора от 3 июля 2015 года N 266 .

21. При проведении экспертизы устанавливается полнота и достоверность относящихся к объекту экспертизы документов, предоставленных заказчиком, оценивается фактическое состояние технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах.

Для оценки фактического состояния зданий и сооружений проводится их обследование.

Техническое диагностирование технических устройств проводится для оценки фактического состояния технических устройств в следующих случаях:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года приказом Ростехнадзора от 28 июля 2016 года N 316 .

- при проведении экспертизы по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем, либо при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;

- при проведении экспертизы после проведения восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство;

- при обнаружении экспертами в процессе осмотра технического устройства дефектов, вызывающих сомнение в прочности конструкции, или дефектов, причину которых установить затруднительно;

- в иных случаях, определяемых руководителем организации, проводящей экспертизу.

21.1. При проведении экспертизы технических устройств выполняются:

- анализ документации, относящейся к техническим устройствам (включая акты расследования аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией технических устройств, заключения экспертизы ранее проводимых экспертиз) и режимам эксплуатации технических устройств (при наличии);

- осмотр технических устройств;

- расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния технических устройств (в случаях, при которых проводится техническое диагностирование технических устройств согласно пункту 21 настоящих Правил).
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2017 года приказом Ростехнадзора от 28 июля 2016 года N 316)

21.2. Техническое диагностирование технических устройств включает следующие мероприятия:

а) визуальный и измерительный контроль;

б) оперативное (функциональное) диагностирование для получения информации о состоянии, фактических параметрах работы, фактического нагружения технического устройства в реальных условиях эксплуатации;

в) определение действующих повреждающих факторов, механизмов повреждения и восприимчивости материала технического устройства к механизмам повреждения;

г) оценку качества соединений элементов технического устройства (при наличии);

д) выбор методов неразрушающего или разрушающего контроля, наиболее эффективно выявляющих дефекты, образующиеся в результате воздействия установленных механизмов повреждения (при наличии);

е) неразрушающий контроль или разрушающий контроль металла и сварных соединений технического устройства (при наличии);

ж) оценку выявленных дефектов на основании результатов визуального и измерительного контроля, методов неразрушающего или разрушающего контроля;

з) исследование материалов технического устройства;

и) расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния технического устройства, включающие анализ режимов работы и исследование напряженно-деформированного состояния;

к) оценку остаточного ресурса (срока службы).
(Пункт 21.2 дополнительно включен с 1 января 2017 года приказом Ростехнадзора от 28 июля 2016 года N 316)

21.3. При проведении экспертизы зданий и сооружений анализируется имеющаяся документация:

а) проектная и исполнительная документация на строительство, реконструкцию здания (сооружения), разрешение на ввод в эксплуатацию здания (сооружения);

б) документы, удостоверяющие качество строительных конструкций и материалов;

в) акты расследования аварий;

г) заключения экспертизы ранее проводимых экспертиз здания (сооружения);

д) эксплуатационная документация, документация о текущих и капитальных ремонтах, реконструкциях строительных конструкций здания (сооружения).
(Пункт 21.3 дополнительно включен с 1 января 2017 года приказом Ростехнадзора от 28 июля 2016 года N 316)

21.4. Обследование зданий и сооружений включает следующие мероприятия:

а) определение соответствия строительных конструкций зданий и сооружений проектной документации и требованиям нормативных документов, выявление дефектов и повреждений элементов и узлов конструкций зданий и сооружений с составлением ведомостей дефектов и повреждений;

б) определение пространственного положения строительных конструкций зданий и сооружений, их фактических сечений и состояния соединений;

в) определение степени влияния гидрологических, аэрологических и атмосферных воздействий (при наличии);

г) определение фактической прочности материалов и строительных конструкций зданий и сооружений в сравнении с проектными параметрами;

д) оценку соответствия площади и весовых характеристик легкосбрасываемых конструкций зданий и сооружений требуемой величине, обеспечивающей взрывоустойчивость объекта (при наличии);

е) изучение химической агрессивности производственной среды в отношении материалов строительных конструкций зданий и сооружений;

ж) определение степени коррозии арматуры и металлических элементов строительных конструкций (при наличии);

з) поверочный расчет строительных конструкций зданий и сооружений с учетом выявленных при обследовании отклонений, дефектов и повреждений, фактических (или прогнозируемых) нагрузок и свойств материалов этих конструкций;

и) оценку остаточной несущей способности и пригодности зданий и сооружений к дальнейшей эксплуатации.
(Пункт 21.4 дополнительно включен с 1 января 2017 года приказом Ростехнадзора от 28 июля 2016 года N 316)

21.5. При экспертизе документации на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта выполняется анализ мероприятий, направленных на обеспечение промышленной безопасности при остановке объекта и исключения аварий и инцидентов при осуществлении работ по консервации, ликвидации опасного производственного объекта.
(Пункт 21.5 дополнительно включен с 1 января 2017 года приказом Ростехнадзора от 28 июля 2016 года N 316)

22. Экспертная организация вправе привлекать к проведению технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, а также к проведению обследований зданий и сооружений иные организации или лиц, владеющих необходимым оборудованием для проведения указанных работ.

В случаях, когда заказчик имеет в своем штате специалистов по техническому диагностированию, обследованию зданий и сооружений, неразрушающему контролю, разрушающему контролю уровень квалификации которых позволяет выполнять отдельные виды работ, то допускается привлекать данных специалистов заказчика к выполнению этих работ и учитывать результаты работ, выполненных указанными специалистами при оформлении заключения экспертизы. При этом в заключении экспертизы должны указываться виды работ, выполняемые специалистами заказчика.

Ответственность за качество и результаты работы привлекаемых организаций и лиц несет руководитель организации, проводящей экспертизу.

23. По результатам проведения технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений составляется акт о проведении указанных работ, который подписывается лицами, проводившими работы, и руководителем проводившей их организации или руководителем организации проводящей экспертизу и прикладывается к заключению экспертизы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 августа 2015 года приказом Ростехнадзора от 3 июля 2015 года N 266 .

IV. Оформление заключения экспертизы

24. Результатом проведения экспертизы является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу, и экспертом (экспертами), участвовавшим (участвовавшими) в проведении экспертизы, заверяется печатью экспертной организации и прошивается с указанием количества листов.

25. Экспертная организация обеспечивает учет выданных заключений экспертизы и хранение их копий.

26. Заключение экспертизы содержит:

1) титульный лист с указанием наименования заключения экспертизы;

2) вводную часть, включающую:

положения нормативных правовых актов в области промышленной безопасности (пункт, подпункт, часть, статья), устанавливающих требования к объекту экспертизы, и на соответствие которым проводится оценка соответствия объекта экспертизы;

сведения об экспертной организации (наименование организации, организационно-правовая форма организации, адрес места нахождения, номер телефона, факса, дата выдачи и номер лицензии на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности);

сведения об экспертах, принимавших участие в проведении экспертизы (фамилия, имя, отчество, регистрационный номер квалификационного удостоверения эксперта);
приказом Ростехнадзора от 3 июля 2015 года N 266 .

3) перечень объектов экспертизы, на которые распространяется действие заключения экспертизы;

4) данные о заказчике (наименование организации, организационно-правовая форма организации, адрес местонахождения);

5) цель экспертизы;

6) сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации;

7) краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;

8) результаты проведенной экспертизы со ссылками на положения нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, на соответствие которым проводилась оценка соответствия объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 августа 2015 года приказом Ростехнадзора от 3 июля 2015 года N 266 .

9) выводы заключения экспертизы;

10) приложения, предусмотренные пунктом 23 настоящих Правил;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 августа 2015 года приказом Ростехнадзора от 3 июля 2015 года N 266 .

11) сведения о проведенных мероприятиях и о результатах технического диагностирования технических устройств, обследования зданий и сооружений (при их проведении).
(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2017 года приказом Ростехнадзора от 28 июля 2016 года N 316)

27. Заключение экспертизы содержит один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта):

1) объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности;

2) объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия, после проведения которых техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);

3) объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.

28. По результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы дополнительно приводятся расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации.

29. По результатам проведения экспертизы декларации промышленной безопасности в заключении экспертизы указываются следующие выводы:

об обоснованности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчета последствий аварии и показателей риска;

о правильности и достоверности выполненных расчетов по анализу риска, а также полноты учета факторов, влияющих на конечные результаты;

о вероятности реализации принятых сценариев аварий и возможность выхода поражающих факторов этих аварий за границу опасного производственного объекта, а также последствий воздействия поражающих факторов на население, другие объекты, окружающую среду;

о достаточности мер предотвращения проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц.

30. При проведении экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта или вносимых в него изменений в заключении экспертизы указываются следующие результаты:

оценка полноты и достоверности информации, представленной в обосновании безопасности;

оценка полноты и достаточности мероприятий, компенсирующих отступления от норм и правил в области промышленной безопасности;

оценка обоснованности результатов оценки риска аварий, в том числе адекватности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчетов по оценке риска, правильности и достоверности этих расчетов, а также полноты учета всех факторов, влияющих на конечные результаты;

оценка учета современного опыта эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации опасных производственных объектов в обосновании безопасности;

оценка полноты требований к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации или ликвидации опасного производственного объекта, установленных в обосновании безопасности.

31. Заключение экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта содержит один из следующих выводов:

1) обоснование безопасности опасного производственного объекта соответствует требованиям промышленной безопасности;

2) обоснование безопасности опасного производственного объекта не соответствует требованиям промышленной безопасности.

32. Заключение экспертизы представляется заказчиком в  федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контрольные и (или) надзорные функции в области промышленной безопасности на опасном производственном объекте, в отношении которого проведена экспертиза (его территориальный орган),  для внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года приказом Ростехнадзора от 28 июля 2016 года N 316 .



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Термины и определения

Что такое «экспертиза промышленной безопасности»?

«Экспертиза промышленной безопасности (далее - экспертиза) - оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, результатом которой является заключение.»

Что такое «объекты экспертизы»?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«Объекты экспертизы - проектная документация, технические устройства, здания и сооружения на опасном производственном объекте, декларации промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.»

Что такое «система экспертизы промышленной безопасности»?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«Система экспертизы промышленной безопасности (далее - Система экспертизы) - совокупность участников экспертизы промышленной безопасности, а также норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых организуется и осуществляется экспертная деятельность.»

Заказать проведение экспертизы

Что такое «лицензия»?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю»

Что такое «экспертная организация»?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«Экспертная организация - организация, имеющая лицензию Госгортехнадзора России на проведение экспертизы промышленной безопасности в соответствии с действующим законодательством.» Что такое «заключение экспертизы»?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«Заключение экспертизы - документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или несоответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности.»

Кто такой «эксперт» (применительно к промышленной безопасности)?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«Эксперт - специалист, осуществляющий проведение экспертизы промышленной безопасности.»

Кто такой «заказчик» (применительно к промышленной безопасности)? ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«Заказчик - организация, обратившаяся с заявкой на проведение экспертизы.»

Общие вопросы экспертизы промышленной безопасности

Какой нормативный документ федерального уровня регламентирует проведение экспертизы промышленной безопасности?
ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:

Является ли проведение экспертизы видом деятельности в области промышленной безопасности?
«К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.»

Что является обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии на эксплуатацию?
ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
«Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии на эксплуатацию является представление соискателем лицензии в лицензирующий орган акта приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, а также декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта.»

Подлежат ли экспертизе промышленной безопасности технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте?
ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
«Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в установленном порядке.»

Что является обязательным условием принятия решения о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта?
ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
«Одним из обязательных условий принятия решения о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.»

Подлежат ли экспертизе промышленной безопасности изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта?
ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
«Отклонения от проектной документации в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.»

Кто обязан обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности?
ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;»

Что подлежит экспертизе промышленной безопасности?
ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
«Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

  • проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;
  • технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;
  • здания и сооружения на опасном производственном объекте;
  • декларация промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.»

Кто и за чей счет проводит экспертизу промышленной безопасности?
ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
«Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его.»

Что является результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности?
ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
«Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение.»

Кто рассматривает и утверждает заключение экспертизы промышленной безопасности?
ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
«Заключение экспертизы промышленной безопасности, представленное в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган, рассматривается и утверждается ими в установленном порядке.»

Кто устанавливает порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности?
ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
«Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.»

Может ли экспертиза промышленной безопасности осуществляться одновременно с осуществлением других экспертиз?
ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
«Экспертиза промышленной безопасности может осуществляться одновременно с осуществлением других экспертиз в установленном порядке.»

Что имеют право делать должностные лица федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, при исполнении своих должностных обязанностей?
ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
«Должностные лица федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, при исполнении своих должностных обязанностей имеют право:

давать в пределах своих полномочий указания в области промышленной безопасности, в том числе о необходимости осуществления экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте…»

Какой нормативный документ регламентирует проведение экспертизы промышленной безопасности деклараций промышленной безопасности?
ПБ 03-314-99 «Правила экспертизы декларации промышленной безопасности»

Какой документ Ростехнадзора регламентирует проведение экспертизы промышленной безопасности?
ПБ 03-314-99 «Правила экспертизы декларации промышленной безопасности»

Процедура экспертизы промышленной безопасности

Из каких этапов состоит процесс проведения экспертизы?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«Процесс проведения экспертизы состоит из следующих этапов:
  • предварительный этап;
  • заявка, план-график, договор или другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы;
  • процесс экспертизы;
  • выдача заключения экспертизы.»
Из чего состоит предварительный этап процесса проведения экспертизы?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»: «Предварительный этап.
При обращении заказчика в экспертную организацию по вопросу проведения экспертизы промышленной безопасности экспертная организация проводит предварительный этап переговоров с заказчиком. Предварительный этап переговоров проводится для информирования заказчика о порядке проведения экспертизы, а также для обсуждения вопросов, касающихся проведения экспертизы, в том числе:
  • содержание и ход экспертизы;
  • подготовка к проведению экспертизы на месте (в случае необходимости);
  • составление календарного плана.
Предварительные переговоры документируются экспертом, ответственным за проведение переговоров.»

Что включает в себя заявка и другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы? ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«Заявка или другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы. Экспертиза проводится на основании заявки заказчика или других документов в соответствии с согласованными экспертной организацией и заказчиком условиями.
Документы на проведение экспертизы составляются после проведения предварительных переговоров.
В документах:

  • определяются договаривающиеся стороны;
  • определяются объекты экспертизы;
  • приводится перечень информации, необходимой для проведения экспертизы объекта в соответствии с действующей нормативной технической документацией;
  • подтверждается заказчиком согласие выполнить требования, обязательные для проведения экспертизы, в частности по принятию эксперта или группы экспертов (в случае необходимости) и оплате расходов на проведение процесса экспертизы независимо от ее результата;
  • определяются сроки проведения экспертизы.
Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией, и выполнения всех иных условий проведения экспертизы.
Экспертная организация приступает к проведению экспертизы только после получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с требованиями действующих нормативных технических документов.»

Из каких этапов состоит процесс экспертизы?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«Процесс экспертизы.
Процесс экспертизы включает:

  • подбор материалов и документации, необходимой для проведения экспертизы объекта;
  • назначение экспертов;
  • проведение экспертизы.»
Что включают в себя материалы и документация, необходимые для проведения экспертизы?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«Материалы и документация, необходимые для проведения экспертизы.
Для проведения экспертизы заказчик должен представить следующие данные:
  • данные о заказчике и объекте экспертизы;
  • проектную, конструкторскую, эксплуатационную, ремонтную документацию, декларацию промышленной безопасности опасного производственного объекта, паспорта технических устройств, инструкции, технологические регламенты и другую документацию, имеющую шифры или другую индикацию, необходимую для идентификации (в зависимости от объекта экспертизы);
  • акты испытаний, сертификаты, в том числе, если необходимо, на комплектующие изделия, прочностные расчеты и т.п. (в случае необходимости);
  • образцы оборудования (в случае необходимости).
При несоответствии представленных материалов и документации установленным требованиям экспертная организация уведомляет заказчика о сроках представления материалов и документации в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией. Срок направления экспертной организацией уведомления не должен превышать 7 дней со дня получения материалов. При непредставлении в согласованный заказчиком и экспертной организацией срок запрашиваемых материалов и документации экспертиза не проводится, а материалы и документы возвращаются заказчику.»

Как происходит назначение экспертов?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«Назначение экспертов.
Эксперты должны быть назначены официально, полномочия их должны быть определены в порядке, установленном экспертной организацией. Для проведения экспертизы назначается один или в случае необходимости группа квалифицированных экспертов.
В случае проведения экспертизы группой экспертов назначается ведущий эксперт, отвечающий за результаты работы группы экспертов.»

Экспертиза с выездом на место (к заказчику)

Из каких частей состоит экспертиза с выездом на место (к заказчику)?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
При необходимости экспертная организация может провести экспертизу с выездом на место (к заказчику).
Экспертиза на месте состоит из следующих этапов:
  • вводная часть;
  • непосредственно экспертиза на месте;
  • заключительная часть.»

Из чего состоит вводная часть экспертизы на месте?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
Вводная часть экспертизы на месте.
Задачи вводной части:

  • разъяснить сотрудникам организации-заказчика цель экспертизы и задачи эксперта (группы экспертов);
  • сообщить, что любые сведения и информация, полученные в ходе экспертизы, рассматриваются сотрудниками экспертной организации как конфиденциальные с учетом требований законодательства Российской Федерации;
  • обсудить и определить объем работ;
  • определить по согласованию с организацией-заказчиком сотрудников организации-заказчика в качестве сопровождающих для экспертов;
  • разъяснить значение заключительной части;
  • утвердить совместно с заказчиком календарный план проведения экспертизы на месте.»

Как проходит непосредственно экспертиза на месте?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«Непосредственно экспертиза на месте.
При экспертизе на месте эксперты наблюдают за нормальным ходом работ на объекте, а также проводят комплексную проверку:

  • компетентности сотрудников и руководителей;
  • пригодности помещений и приборного оборудования, а также состояния испытательных средств и приборов с точки зрения их обслуживания;
  • наличия надежных систем маркировки и идентификации;
  • наличия соответствующих нормативных технических, методических документов, правил, рабочих инструкций и их исполнение;
  • соблюдения требований к содержанию и оформлению отчетных документов.
Экспертная группа должна по ее требованию получать в свое распоряжение все необходимые результаты анализов, документы, расчеты, протоколы и отчеты в письменном виде.»

Из чего состоит заключительная часть экспертизы на месте?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«Заключительная часть экспертизы на месте.
Каждый эксперт дает справку по результатам оценки состояния дел в своей части экспертизы. Ведущий эксперт обобщает результаты и предлагает их для обсуждения с заказчиком. В заключительной части с заказчиком согласовываются мероприятия, необходимые для дальнейшего завершения экспертизы, а также календарный план их реализации. Упомянутые мероприятия документируются в формуляре (форма которого приведена в приложении 2) и утверждаются подписями представителя заказчика и экспертов. Экспертиза завершается только после реализации этих мероприятий.
Мероприятия определяются в процессе экспертизы и представляют собой выполнение требований, которые заказчик обязан выполнить за определенный срок, чтобы дать возможность завершить процесс экспертизы.
Условия, подлежащие выполнению, - это положения, не препятствующие выдаче заключения экспертизы. Они формулируются ведущим экспертом в заключении и дополняются, утверждаются, ограничиваются или отменяются органами, утверждающими экспертное заключение. Проверка выполнения этих условий осуществляется экспертной организацией.»

Заключение экспертизы

Как осуществляется процесс выдачи заключения экспертизы?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«Выдача заключения экспертизы.
Подготовка проекта заключения экспертизы.
  • Результаты проведенных экспертами работ оформляются каждым членом экспертной группы в виде отчета. Экспертная организация хранит отчеты экспертов в своем архиве в течение всего срока действия лицензии.
  • В случае работы группы экспертов все отчеты обобщаются в проекте заключения экспертизы, составляемом ведущим экспертом по отчетам членов экспертной группы.
  • Проект заключения экспертизы служит основанием для консультаций и принятия решения о выдаче положительного или отрицательного заклчения экспертизы.
  • Заказчику пересылается копия проекта заключения экспертизы. Замечания к проекту заключения экспертизы могут быть направлены заказчиком в экспертную организацию в письменной форме и не позднее чем через 14 дней после получения проекта.
    Решение о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы принимается на основании рассмотрения и анализа документов, полученных при экспертизе, проверке состояния объекта или проведения необходимых испытаний. При положительном заключении экспертизы в нем перечисляются объекты, на которые распространяется действие заключения экспертизы с условиями или без них. В случае отрицательного заключения по объекту экспертизы, находящемуся в эксплуатации, экспертная организация немедленно ставит в известность Госгортехнадзор России или его территориальный орган для принятия оперативных мер по дальнейшей эксплуатации опасного производственного объекта.
    В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчику должны быть представлены обоснованные выводы:
    • о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в итоговом отчете эксперта (ведущего эксперта);
    • о недопустимости эксплуатации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований промышленной безопасности.
    В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом выявленных в ходе экспертизы замечаний. Порядок проведения экспертизы в этом случае соответствует изложенному в п.п. 4.1-4.4.»

    Что должно содержать заключение экспертизы?
    ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
    «Заключение экспертизы должно содержать:

    • наименование заключения экспертизы;
    • вводную часть, включающую основание для проведения экспертизы, сведения об экспертной организации, сведения об экспертах и наличии лицензии на право проведения экспертизы промышленной безопасности;
    • перечень объектов экспертизы, на которые распространяется действие заключения экспертизы;
    • данные о заказчике;
    • цель экспертизы;
    • сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах (проектных, конструкторских, эксплуатационных, ремонтных, декларации промышленной безопасности), оборудовании и др. с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации (в зависимости от объекта экспертизы);
    • краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;
    • результаты проведенной экспертизы;
    • заключительную часть с обоснованными выводами, а также рекомендациями по техническим решениям и проведению компенсирующих мероприятий;
    • приложения, содержащие перечень использованной при экспертизе нормативной технической и методической документации, актов испытаний (при проведении их силами экспертной организации).»

    Как оформляется заключение экспертизы?
    ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
    «Заключение экспертизы подписывается руководителем экспертной организации, заверяется печатью экспертной организации, прошивается с указанием количества сшитых страниц и передается заказчику.»

    Какой документ регламентирует утверждение заключений экспертизы промышленной безопасности?
    РД 03-298-99 «Положение о порядке утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности»:

    Экспертиза промышленной безопасности по отраслям промышленности

    Какие нормативные документы регламентируют проведение экспертизы промышленной безопасности в угольной промышленности?
    РД 15-04-2006 «Методические указания по проведению экспертизы промышленной безопасности ленточных конвейерных установок»
    РРД 05-620-03 «Методические указания по проведению экспертизы промышленной безопасности очистных механизированных комплексов»
    РД 15-03-2006 «Методические указания по проведению экспертизы промышленной безопасности шахтных копровых шкивов»
    РД 15-05-2006 «Методические указания по проведению экспертизы промышленной безопасности подъемных сосудов шахтных подъемных установок» РД 03-422-01 «Методические указания по проведению экспертных обследований шахтных подъемных установок»
    РД 05-432-02 «Положение о проведении экспертизы промышленной безопасности в угольной промышленности»
    ПБ 05-351-00 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности проектов противопожарной защиты угольных шахт, опасных производственных объектов угольной промышленности»

    Какие нормативные документы регламентируют проведение экспертизы промышленной безопасности в горнорудной и нерудной промышленности?
    РД 03-427-01 «Методические указания по проведению экспертных обследований вентиляторных установок главного проветривания»
    РД 06-318-99 «Положение о проведении экспертизы промышленной безопасности в горнорудной промышленности»

    Какой нормативный документ регламентирует проведение экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности?
    РД 09-539-03 «Положение о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности»

    Какой нормативный документ регламентирует проведение экспертизы промышленной безопасности металлургических и коксохимических производств?
    РД 11-589-03 «Положение о проведении экспертизы промышленной безопасности опасных металлургических и коксохимических производственных объектов»

    Какой нормативный документ регламентирует проведение экспертизы промышленной безопасности объектов газоснабжения?
    РД 12-608-03 «Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности на объектах газоснабжения»

    Какой нормативный документ регламентирует проведение экспертизы промышленной безопасности объектов транспортирования опасных веществ?
    РД 15-489-02 «Положение о проведении экспертизы промышленной безопасности на опасных производственных объектах, связанных с транспортированием опасных веществ железнодорожным транспортом»

    Какой нормативный документ регламентирует проведение экспертизы промышленной безопасности объектов хранения и переработки растительного сырья?
    РД 14-531-03 «Положение о проведении экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов по хранению и переработке зерна»

    Какой нормативный документ регламентирует проведение экспертизы промышленной безопасности подъемных сооружений?
    РД 10-528-03 «Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»

    Какой нормативный документ регламентирует проведение экспертизы промышленной безопасности тепловых установок и сетей?
    РД 10-520-02 «Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются паровые и водогрейные котлы, сосуды, работающие под давлением, трубопроводы пара и горячей воды»

    Если Вы хотите узнать точную стоимость экспертизы и срок ее выполнения, .
    Наш сотрудник свяжется с Вами в самое ближайшее время и сообщит все интересующие Вас подробности.

Порядок выполнения работ по проведению экспертизы промбезопасности сформулирован в ст. 13 116-ФЗ . Ч.3 указанного раздела данного нормативного документа устанавливает, что процедура и конкретные условия проведения экспертизы прописаны в приказе Ростехнадзора № 538. Этим документом экспертная организация, проводящая экспертизу, должна руководствоваться на протяжении всего процесса выполнения работ. Такое требование в полной мере распространяется на оформление результатов экспертизы промышленной безопасности.

Что является результатом экспертизы промышленной безопасности

Что является результатом проведения экспертизы промышленной безопасности, содержится в разделе IV приказа № 538. Возможные формулировки результатов зависят от того, в отношении какого объекта проводилась экспертиза. В соответствии со ст. 13 116-ФЗ она может быть выполнена для:

  • проектной документации на очередной жизненный цикл предприятия, например, его техперевооружение, консервацию или полную ликвидацию;
  • другой документации, оформление которой предусмотрено требованиями действующего законодательства, например, декларации безопасности;
  • производственных зданий, конструкций и сооружений;
  • технологического оборудования, используемого в рамках производственного процесса.

В целом результаты проведения экспертизы промышленной безопасности для всех видов объектов можно разделить на две крупные группы:

  • объект соответствует действующим требованиям в области промбезопасности;
  • объект не соответствует указанным требованиям.

Для различных категорий объектов могут вводиться дополнительные формулировки результатов. Например, при проведении экспертизы зданий и оборудования эксперт может сделать вывод о необходимости технологической модернизации или иных мероприятий для обеспечения соответствия.

Оформление результатов

Итоги процедуры экспертизы оформляются в виде экспертного заключения. Оно должно быть снабжено подписями экспертов, выполнявших эту работу, и директора организации-исполнителя. Затем на нем проставляется печать указанной организации, после чего документ подлежит прошивке с обязательной фиксацией количества имеющихся листов. Заключение передается заказчиком работ в территориальный орган Ростехнадзора.