По какой причине могут объявить международный розыск. Процессуальный порядок приостановления расследования. Деятельность после приостановления расследования

Органы уголовного преследования обязаны принять все предусмотренные зако­ном меры по изобличению преступника (ч. 2 ст. 21 УПК). Поэтому на следователя возлагается обязанность принятия мер как по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, так и по розыску обвиняемого или подозре­ваемого (ст. 210). Эти меры состоят в получении информации о личности предпо­лагаемого преступника или о местонахождении обвиняемого (подозреваемого). До приостановления предварительного расследования следователь или дознава­тель обязаны лично осуществлять необходимые следственные действия и иные глас­ные розыскные мероприятия (называемые первоначальными розыскными мероприя­тиями). В целях установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, проводятся следственные осмотры, контроль и запись переговоров потерпевшего и подозреваемого, допросы очевидцев, экспертизы, проверки по криминалистическим учетам, объявления в средствах массовой информации и др. В целях установления разыскиваемых лиц проводятся обыск, наложение ареста на почтово-телеграфные от­правления, адресованные связям обвиняемого; контроль и запись переговоров, до­прос соседей, сослуживцев обвиняемого и иные мероприятия (например, направле­ние запросов в различные учреждения). После приостановления расследования сле­дователь или дознаватель вправе лишь истребовать и принимать представленные пред­меты и документы, так как производство следственных действий не допускается.

В случае обнаружения разыскиваемого лица оно может быть задержано, после чего незамедлительно должно быть возобновлено производство по делу.

Следователь и дознаватель вправе дать поручение органам дознания об установ­лении лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, или о розыске обви­няемого (подозреваемого). Раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также розыск лиц, скрыва­ющихся от органов дознания, следствия и суда, являются задачами оперативно-розыск­ной деятельности (ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельно­сти»). Однако поручение органу дознания не освобождает следователя и дознавателя от принятия соответствующих процессуальных мер.

Поручение об установлении лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемо­го, оформляется мотивированным постановлением (приложение 45 к ст. 476 УПК). Пору­чение о розыске дается либо в постановлении о приостановлении расследования, либо в отдельном постановлении, когда розыск объявляется еще до его приостановления.

Для эффективного розыска предварительно необходимо выявить подробные дан­ные о личности обвиняемого. Ведомственными нормативными актами предусматривается составление следователем подробной справки о личности обвиняемого (подозреваемого) с указанием: фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, описания внешности (с приведением особых примет, с приложением фотографий, дактилоскопических карт), привычек, родственных и иных связей, профессии, последнего места работы, места жи­тельства, места и даты сокрытия, мест возможного появления, отношения к воинской службе, судимостей, мест отбывания наказания, паспортных данных, хронических забо­леваний и мест их лечения и других сведений.

Постановление об объявлении в розыск, с приложением копий постановлений о возбуждении дела, о задержании, приводе, при­влечении в качестве обвиняемого, избрании меры пресечения, справки о личности, пере­дается в оперативно-розыскное подразделение органа дознания.

По масштабам различают виды розыска: местный, федеральный, межгосудар­ственный, международный.

Ведомственными нормативными актами устанавливаются условия объявления органом дознания федерального розыска (как правило, по тяжким преступлениям по истечении 2-6 месяцев безрезультатного местного розыска).

Межгосударственный розыск проводится в пределах государств - участников СНГ, не подменяет международный розыск и может осуществляться параллельно с ним.

Международный розыск производится на территории государств, членов Меж­дународной организации уголовной полиции (Интерпол) через посредничество этой организации.

Объявление в международный розыск регулируется подзаконными нормативны­ми актами .

Основанием для объявления международного розыска является достоверная ин­формация о выезде разыскиваемого или его намерении выехать за пределы России, о наличии у него связей за рубежом.

Для объявления в международный розыск необходимо выполнение следующих условий:

Разыскиваемое лицо имеет статус обвиняемого;

Обвиняемый объявлен (одновременно объявляется) в федеральный розыск;

Разыскиваемый обвиняется в совершении одного или нескольких преступле­ний средней тяжести, тяжких или особо тяжких, которые не носят политический, во­енный, религиозный или расовый характер.

Международный розыск объявляется постановлением органа, осуществляющего ОРД, на основании уголовно-процессуального решения о розыске (постановления, вынесенного в соответствии со ст. 210 УПК или указания прокурора, данного по по­ручению судьи в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 238 УПК). Постановление об объяв­лении международного розыска выносится сотрудником розыскного подразделения, утверждается начальником или заместителем начальника этого подразделения, согла­совывается с начальником соответствующего органа, осуществляющего ОРД, и заве­ряется печатью. Данное постановление с необходимыми документами направляются в НЦБ Интерпола.

Объявление обвиняемого в международный розыск дает основания избрать в его отношении меру пресечения в виде заключения под стражу «заочно», т. е. в отсутствие обвиняемого (ч. 5 ст. 108 УПК). Если судья откажет в избрании данной меры пресече­ния, то это постановление об объявлении в международный розыск аннулируется и в дальнейшем возможно лишь проведение проверки по учетам Интерпола.

Одновременно с вынесением постановления об объявлении обвиняемого, осуж­денного в международный розыск органом, вынесшим соответствующее постановле­ние, в Департамент пограничного контроля ФСБ России направляется запрос о по­становке разыскиваемых лиц на контроль в пунктах пропуска через Государственную границу России.

Еще по теме 2. Розыск обвиняемого или подозреваемого и меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого:

  1. 3. Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества

Большое значение законодатель придает розыску подозреваемого, обвиняемого. Как и в УПК РСФСР, так и в новом УПК России розыску подозреваемого, обвиняемого посвящена отдельная статья, которая регламентирует деятельность следователя в этом направлении.

В ст. 210 УПК РФ указывается:

Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

В случае обнаружения обвиняемого он может быть задержан в порядке, установленном главой 12

17 Инструкция о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внут- ренних дел (с изменениями от 18 марта 2003 г.) п. 22. // Бюллетень Н/А федеральных органов исполнительной власти. 2000. № 11. С. 36- 48.

18 См.: Быков В.М., Ломовский В.Д. Приостановление производства по уголовному делу. М.: Юридическая литература, 1978. С. 41- 53.

4 При наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения. В случаях, предусмотренных ст. 108 УПК РФ, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу.

Под розыском подозреваемого, обвиняемого следует понимать систему мероприятий, проводимых следователем и органом дознания, каждым в пределах своей компетенции, и направленных на установление места пребывания и задержания подозреваемого, обвиняемого.

Под необходимыми мерами следователя следует понимать: во-первых, проведение им соответствующих следственных действий, направленных на установление места пребывания подозреваемого, обвиняемого (обыск, арест и выемка почтово-телеграфной корреспонденции, допросы родственников, знакомых, сослуживцев и т.д.); во-вторых, осуществление им розыскных мер непроцессуального характера (получение справок через паспортно-визовую службу органов милиции, в домоуправлении, в учреждениях, предприятиях и организациях, дача информации по телевидению, в печати и т.д.); в-третьих, направление в ходе расследования отдельных поручений о производстве розыскных действий в те места, где, исходя из материалов дела, возможно пребывание скрывшегося подозреваемого, обвиняемого.

Поручая производство розыска органу дознания, следователь не вправе определять методы, которыми должен осуществляться такой розыск. Эти методы, а также тактические приемы определяют самостоятельно органы дознания, исходя из своих полномочий и конкретных обстоятельств дела.

Розыск скрывшегося подозреваемого, обвиняемого составляют несколько элементов: проверка данных об уклонении подозреваемого, обвиняемого от ответственности; сбор процессуальных и оперативно-розыскных сведений; объявление розыска и его поручение органам дознания; планирование розыска (во взаимодействии с органами дознания); производство следственных и розыскных действий, а также тактических операций, направленных на установление местонахождения подозреваемого, обвиняемого.

Прежде чем объявить розыск подозреваемого, обвиняемого, следователь обязан установить и документально удостоверить его уклонение от следствия либо отсутствие сведений о его местонахождении. Одно лишь отсутствие подозреваемого, обвиняемого не может служить достаточным основанием для вывода об уклонении лица от следствия. Проверочные действия включают: получение сведений о подозреваемом, обвиняемом по месту жительства и работы; наведение справок в адресном бюро; отработку версий о проживании подозреваемого, обвиняемого у родственников, друзей, знакомых, о наступлении смерти, о нахождении в больнице, санатории, доме отдыха, под стражей (за совершение иного противоправного деяния), на воинской службе или сборах, на сезонных работах. Кроме того, надо проверить подозреваемого, обвиняемого по учетам ИЦ МВД, УВД, спецприемников, приемников-распределителей и т.д.

Следователь осуществляет проверку сам или поручает ее органам дознания на основании ст. 38 УПК РФ. Все данные, полученные в ходе проверки местонахождения подозреваемого, обвиняемого и изучения его личности, должны быть зафиксированы в протоколах следственных действий и справках соответствующих учреждений, а также сведены в справку о личности разыскиваемого.

Поручение о производстве розыска не снимает со следователя обязанности использовать все имеющиеся возможности для обнаружения подозреваемого, обвиняемого, передавать органу дознания полу-20

чаемые им данные.

В работе следователя по приостановленным делам о нераскрытых преступлениях важно обеспечить реальное взаимодействие следователя и органов дознания. Это взаимодействие осуществляется в различных формах, под которыми понимают основанные на уголовно-процессуальном законе конкретные способы сотрудничества этих органов, средства связи между ними, обеспечивающие их совместную согласованную работу при расследовании преступлений. Следственная практика показывает, что в работе по приостановленным уголовным делам следователи и органы дознания чаще и наиболее успешно используют следующие формы взаимодействия:

совместное изучение, анализ и обсуждение имеющихся материалов и последующее согласованное планирование работы по приостановленному уголовному делу;

систематический взаимный обмен информацией между следователем и органом дознания в процессе их деятельности по приостановленному уголовному делу;

20 См.: Закатов А.А. Розыскная деятельность следователя // Криминалистика: Учебник для вузов МВД России. Т. 2: Техника, тактика, ор- ганизация и методика расследования преступлений / Редкол.: Б.П. Смагоринский (отв. редактор), А.Ф. Волынский, А.А. Закатов, А.Г. Филип- пов. Волгоград: ВСШ МВД России, 1994. С. 263-274.

Поручения и указания следователя органу дознания о производстве розыскных действий;

содействие органов дознания следователю при проведении им следственных и розыскных действий по приостановленному делу;

совместная работа следователя и оперативных работников органов дознания в следственно-оперативных группах, создаваемых для работы по приостановленным делам о нераскрытых преступлениях.

Практика показывает, что наиболее эффективной формой взаимодействия следователя и органа дознания по приостановленным делам о нераскрытых преступлениях является создание постоянных следственно-оперативных групп в ОВД и прокуратуре. Эта форма взаимодействия позволяет:

согласовать всю деятельность следователя и органов дознания;

обеспечить четкое разграничение компетенции следователя и оперативных работников органов дознания, входящих в следственно-оперативную группу;

упростить использование такой формы взаимодействия, как дача следователем органу дознания поручений и указаний о производстве следственных и розыскных действий, и давать эти поручения и указания непосредственно исполнителю - оперативному работнику органа дознания, работающему вместе со следователем;

непосредственно использовать помощь оперативного работника при выполнении следователем розыскных и следственных действий;

постоянно осуществлять взаимный обмен информацией по вопросам расследования, раскрытия преступления и розыска подозреваемого, обвиняемого;

осуществлять постоянный личный контакт следователя и оперативного работника, помогать формированию между ними правильных, деловых взаимоотношений, основанных на взаимном уважении и товарищеском сотрудничестве;

создать условия для организации работы по приостановленным делам о нераскрытых преступлениях в соответствии с принципами и рекомендациями научной организации труда.

При рассматриваемой форме взаимодействия по приостановленным уголовным делам следователи и оперативные работники органов дознания, освобожденные от расследования и раскрытия других преступлений, получают возможность сосредоточить свои силы на работе по приостановленным делам и самым тесным образом координировать по ним свою деятельность.21

В ходе проведения розыска наиболее распространенными тактическими приемами являются:

создание условий, побуждающих разыскиваемого действовать в затруднительной для него обстановке, мешающих ему свободно передвигаться, отыскивать убежища и длительное время скрываться от них;

проведение комплекса следственных действий и розыскных мероприятий во взаимодействии с оперативными работниками и представителями общественности в местах вероятного нахождения или появления подозреваемого, обвиняемого;

создание ситуации, вынуждающей скрывающегося посетить то или иное место (например, почту, квартиру родственников, знакомых), где ведут наблюдение работники милиции;

введение в заблуждение разыскиваемого лица относительно розыскной ситуации;

склонение подозреваемого, обвиняемого к явке с повинной с помощью лиц, пользующихся у него авторитетом;

установление каналов связи и мест возможного нахождения разыскиваемого, а также членов его семьи;

неоднократное проведение комплекса следственных действий и розыскных мероприятий в местах, где может появиться подозреваемый, обвиняемый;

использование помощи соучастников подозреваемого, обвиняемого.

В криминалистике известен также метод "суживающегося круга поисков" (или метод "просеивания"). Анализируя отдельные признаки, следователь постепенно сужает круг лиц, среди которых может оказаться разыскиваемый.

См.: БыковВ.М., Ломовский В.Д. Указ. раб. С. 37-39. 22 Если уголовное дело к моменту розыска оказывается уже приостановленным, то следователь перед проведением следственных действий должен производство по уголовному делу возобновить.

Тактические методы и приемы реализуются следователем при производстве следственных, розыскных и иных действий, а также тактических операций.

Осмотр места происшествия может быть источником важных для розыска сведений. Он позволяет обнаружить следы рук, ног, орудий и инструментов, транспортных средств, предметы и документы, следы крови, иные биологические объекты. По следам, выявленным на месте происшествия, можно судить о психологических чертах, телосложении лица, его силе, профессиональных навыках, возрасте, поле, физических недостатках, что важно для обнаружения разыскиваемого. Специалист-криминалист на месте происшествия составляет информационно-розыскные карты (таблицы) на основе следов рук, орудий взлома, транспортных средств.

Освидетельствование, как и предъявление для опознания позволяет следователю на основе индивидуальных признаков разыскиваемого решить, задержан ли именно он.

Следственный эксперимент позволяет проверить версии, в том числе и следственно-розыскные, установить возможность наблюдения (восприятия) какого-либо факта, явления и тем самым облегчить задачу обнаружения и задержания подозреваемого, обвиняемого.

Одной из целей обыска может быть обнаружение разыскиваемых лиц, трупов, а также имущества, на которое требуется наложить арест для обеспечения гражданского иска или возможной конфискации. Особое внимание при обыске нужно уделять поискам писем, записных книжек, дневников, т.е. всего, что позволяет судить о круге и характере связей разыскиваемого, его намерениях и интересах.

Изъятию в ходе обыска подлежат фотоснимки скрывшегося лица. Обыск в розыскных целях может быть произведен и у лиц, связанных с подозреваемым, обвиняемым. Предметами поиска в этом случае выступают письма, талоны и счета на междугородные телефонные переговоры, продукты, подготовленные к пересылке, и др.

Объектами выемки при розыске служат документы, содержащие сведения о подозреваемом, обвиняемом, фотоснимки, образцы изделий и т.д. Например, изучая личность разыскиваемого, следователь может произвести выемку его личного дела в отделе кадров предприятия (организации).

При розыске подозреваемого, обвиняемого органы предварительного следствия часто налагают арест на почтово-телеграфные отправления (письма, телеграммы, бандероли, денежные переводы), так как большинство скрывающихся пытается установить почтовую и телеграфную связь с родственниками, другими лицами.

Не менее эффективно для осуществления розыска подозреваемого, обвиняемого, особенно в настоящее время, осуществление контроля и записи переговоров, поскольку в процессе телефонного разговора современные технические средства позволяют установить не только номер телефона и содержание разговора, но и ориентировочное местонахождение разыскиваемого.

Умелое проведение допроса нередко приводит к получению важных сведений от родственников, знакомых, соседей, сослуживцев, соучастников скрывшегося подозреваемого, обвиняемого, от других лиц, что-либо о нем знающих.

Допрашивая свидетелей, надо постараться получить подробную информацию о личности подозреваемого, обвиняемого, его связях, образе жизни, профессии, наклонностях, высказанных намерениях. Особое внимание нужно уделять выяснению сведений о документах и вещах, взятых подозреваемым, обвиняемым с собой, о признаках его внешности и особых приметах, которые можно использовать в розыскных целях.

Описание признаков внешности осуществляют по методу словесного портрета. Если допрашиваемый обладает изобразительными навыками, можно предложить ему нарисовать портрет или фрагмент внешности подозреваемого, обвиняемого, орудие преступления либо иное разыскиваемое вещественное доказательство. Рациональным способом фиксации показаний о внешности является изготовление приглашенным художником рисованного портрета разыскиваемого лица со слов допрашиваемого. Результативен этот прием при наличии нескольких потерпевших или свидетелей, которые охарактеризовали внешность одного лица. Изготовленные портреты размножают, что значительно облегчает розыск.

В ходе очной ставки могут быть получены данные о местонахождении подозреваемого, обвиняемого и других разыскиваемых объектов, о причинах и условиях, способствовавших уклонению или укрывательству, другие важные для розыска сведения.

Путем проверки показаний на месте удается установить адреса, по которым скрываются разыскиваемые.

К назначению судебных экспертиз следователь обращается, чтобы проверить следственно-розыскные версии, сузить круг поисков подозреваемых, обвиняемых, а при наличии достаточных данных - идентифицировать их. Помимо криминалистических, могут быть успешно использованы судебно-медицинские, судебно-химические, судебно-товароведческие и другие экспертизы.

Правильно организованный следователем розыск подозреваемого, обвиняемого обычно завершается его задержанием, личным обыском, допросом, а при необходимости - освидетельствованием и предъявлением для опознания. Эффективность завершения розыска резко возрастает, когда все эти (или некоторые) следственные действия производятся в комплексе с иными действиями следователя и оперативно-розыскными мероприятиями органов дознания, т.е. в пределах единой тактической операции.

Чтобы разыскать подозреваемого, обвиняемого и обнаружить укрываемые объекты, следователь должен выявить личностные характеристики субъектов противодействия. Сведения о личности разыскиваемого позволяют прогнозировать его поведение, разработать и реализовать программу обнаружения и задержания. При этом надо учесть типичные особенности поведения лиц различных категорий. Например, при розыске женщин, имеющих детей, и несовершеннолетних принимают во внимание склонность первых к поискам контактов с детьми, а вторых - с родителями. Наличие специального образования и профессиональных навыков побуждает разыскиваемого попытаться воспользоваться ими в период уклонения от следствия и суда. При моделировании поведения разыскиваемого следователю

важно учесть преступный опыт скрывшегося подозреваемого, обвиняемого и его отношения с участ-

вующими в деле лицами.

Поручение о розыске оформляется постановлением следователя, в котором излагается сущность общественно опасного деяния, его квалификации, данные о личности разыскиваемого, а также указывается вид розыска: местный или федеральный. К постановлению прилагается справка о личности скрывшегося обвиняемого, в которой указывается: его внешность, одежда, привычки, особые приметы, родственные и иные связи; последнее место работы и жительства, откуда и когда скрылся; места, где возможно его нахождение или появление; серия и номер паспорта, кем и когда выдан, а также другие сведения, способствующие розыску. В частности, должно указываться наличие или отсутствие прежних судимостей, имеются ли у разыскиваемого соучастники преступления и где они находятся, уклонился ли от следствия обвиняемый или его местопребывание неизвестно по иным причинам и так далее. Кроме того, следователь выносит постановление об этапировании обвиняемого, санкционированное судом, в случае, если обвиняемый будет задержан в другой местности. В постановлении об этапировании, помимо основных исходных данных, указывается орган внутренних дел, являющийся инициатором розыска, место, куда необходимо доставить задержанного, а также кому поручается этапировать обвиняемого. В случае необходимости работнику милиции должна быть предоставлена возможность лично ознакомиться с уголовным делом и сделать из него требующиеся для организации успешного розыска выписки.

Постановление о розыске с приложением копий постановлений об избрании (изменении) меры пресечения скрывшемуся обвиняемому и о привлечении в качестве обвиняемого, постановление об этапировании, если к обвиняемому будет применена мера пресечения - заключение под стражу при объявлении международного розыска, а также справки о личности следователь не позднее 3 дней передает через канцелярию в розыскное подразделение.

На основании поручения следователя, руководствуясь ведомственными актами, приказами органы МВД осуществляют местный, федеральный, межгосударственный и международный розыск. Условия и порядок проведения международного розыска определяются главами 53 и 54 УПК РФ.

Местный розыск - это комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных действий органа внутренних дел, направленных на обнаружение разыскиваемого лица по местам его возможного пребывания, при котором сигнальная система оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро используется локально. Он осуществляется после проведения первоначальной проверки.

23 См.: ЗакатовА.А. Указ. раб. С. 263-274.

Орган внутренних дел не позднее 10 суток с момента получения постановления следователя об объявлении розыска заводит розыскное дело, по которому в дальнейшем в плановом порядке осуществляются все мероприятия.

Федеральный розыск - это комплекс оперативно-розыскных, информационно-справочных и иных действий органа внутренних дел, направленных на обнаружение разыскиваемого лица, при котором используется сигнальная система всех оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро, МВД, УВД регионов, входящих в Российскую Федерацию. Он объявляется тогда, когда меры местного розыска исчерпаны, а обвиняемый не обнаружен. Однако лица, совершившие тяжкие преступления, побег из мест лишения свободы и предварительного заключения или из-под стражи, а также вооруженные огнестрельным оружием либо имеющие при себе вещества, применение которых может привести к гибели людей или причинить вред их здоровью, объявляются в федеральный розыск немедленно, после принятия процессуального решения о производстве розыска.

Объявление в федеральный розыск производится по истечении шести месяцев со дня начала местного розыска специальным постановлением, выносимым органом внутренних дел. Начальник органа внутренних дел может принять решение об объявлении в федеральный розыск обвиняемого ранее установленного срока, если есть достаточные основания считать, что меры местного розыска исчерпаны.

Межгосударственный розыск - это розыск, осуществляемый на территории государств-участников СНГ, при котором используются сигнальные системы всех оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро стран содружества.

Международный розыск - это комплекс оперативно-розыскных и информационно-справочных мероприятий правоохранительных органов России и зарубежных стран, направленных на обнаружение скрывшегося обвиняемого, находящегося за пределами государства, осуществляемых через посредничество национальных бюро Интерпола.

Ответственным за объявление международного розыска за пределами России являются розыскные подразделения МВД, УВД и НЦБ Интерпола МВД РФ.

Основанием для международного розыска является официальное обращение (запрос) в органы внутренних дел, направляемое в НЦБ Интерпола в России. Оно должно содержать исчерпывающую информацию о событиях, фактах и лицах, составляющих предмет обращения, наименования зарубежных городов и других населенных пунктов, конкретные адреса, имена и фамилии физических лиц, названия предприятий и учреждений. Кроме того, сообщается номер и дата возбуждения уголовного дела, статья уголовного кодекса, по которой привлекается обвиняемый; необходимость задержания разыскиваемого и последующей его выдачи.

К запросу о выдаче для уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. К запросу о выдаче для исполнения приговора должны быть приложены заверенная копия вступившего в законную силу приговора и справка о неотбытом сроке наказания (ч. 5 ст. 460 УПК РФ).

При обнаружении разыскиваемого обвиняемого, объявленного в международный розыск, которому избрана мера пресечения заключение под стражу, орган внутренних дел водворяет его в ИВС, о чем составляется протокол задержания. Документ - основание прилагается к протоколу задержания.

О водворении обвиняемого в ИВС уведомляется прокурор по месту задержания, а также телеграммой - инициатор розыска.

Инициатор розыска, получив телеграмму о заключении под стражу разыскиваемого, обязан не позднее одних суток выслать факсимильной или фельдсвязью постановление на арест органу, водворившему разыскиваемого в ИВС, уведомив его об этом телеграммой с указанием даты, исходящего номера и каким способом направлен документ. Указания телеграммы являются основанием для содержания лица под стражей до поступления постановления на арест.

При обнаружении разыскиваемого обвиняемого, которому избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу, орган внутренних дел принимает меры, указанные в розыскном задании (ори-ентировке).

Статья 210. Розыск подозреваемого, обвиняемого

Статья 210. Розыск подозреваемого, обвиняемого
1. Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.
2. Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.
3. В случае обнаружения обвиняемого он может быть задержан в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса.
4. При наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения. В случаях, предусмотренных статьей 108 настоящего Кодекса, в качестве меры пресечении может быть избрано заключение под стражу.

Комм. Якубович Н.А.

1. Розыск подозреваемого или обвиняемого, место нахождения которого неизвестно, означает проведение комплекса мер, направленных на обнаружение и доставление к следователю как скрывающегося подозреваемого (обвиняемого),сознательно уклоняющегося от следствия, так и подозреваемого (обвиняемого),причины неявки которого по вызову следователя установить не удалось.
2. Исчерпав в процессе предварительного следствия возможности по проверке розыскных версий и не установив место нахождения подозреваемого или обвиняемого, следователь вправе объявить розыск, поручив его проведение органу дознания.
Такой розыск следует отличать от розыска, который производит сам следователь. В этом случае специальное постановление не выносится, а в процессе производства по уголовному делу следователь может лично направить запросы в различные учреждения и организации в целях выяснения места нахождения подозреваемого или обвиняемого.
3. Розыск, проведение которого поручается органу дознания во время производства предварительного следствия, оформляется отдельным постановлением. При объявлении его одновременно с приостановлением предварительного следствия об этом делается запись в постановлении о приостановлении предварительного следствия.
4. Кроме постановления о розыске органу дознания направляется справка с подробными сведениями: о биографических данных подозреваемого или обвиняемого, его прежних судимостях, особых физиологических приметах и привычках; дактилоформула его пальцевых отпечатков, если ими располагает следователь; информация о родственных и иных личных связях, о последнем месте жительства, работы и учебы; откуда и когда скрылся подозреваемый или обвиняемый, предполагаемые места, где он может укрываться; описание внешности разыскиваемого по признакам словесного портрета. Следует также указать сведения о результатах проделанной следователем работы по проверке розыскных версий в отношении подозреваемого (обвиняемого). К справке прилагаются фотоснимки лица, а при их отсутствии - его фоторобот.
5. Орган дознания, которому поручается розыск, заводит розыскное дело и проводит сначала местный розыск, а в случае необнаружения разыскиваемого подозреваемого (обвиняемого), которому грозит лишение свободы, объявляет федеральный розыск. При наличии данных о том, что лицо скрылось за границей, его розыск осуществляется через посредство национального бюро Интерпола, которому направляется соответствующее поручение.
6. В отношении подозреваемого или обвиняемого, о котором имеются данные, что он умышленно скрывается и стремится избежать грозящего ему уголовного наказания, связанного с лишением свободы (например, совершил побег вовремя его допроса), должна быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Если лицо обнаружено в другой местности, оно задерживается в процессуальном порядке, установленном ст.91-92 УПК РФ. Следователь, в производстве которого находится уголовное дело, направляет при помощи средств связи копии документов, обосновывающих необходимость заключения лица под стражу, в суд по месту задержания. Решение о заключении лица под стражу принимает судья по месту задержания (см. ч.4 ст.108 УПК РФ и комментарий к ней). Затем заключенный под стражу обвиняемый этапируется к месту производства предварительного следствия.
7. При наличии данных, свидетельствующих о том, что разыскиваемый обвиняемый не скрывается, вопрос об избрании в отношении его меры пресечения и ее виде должен решаться в зависимости от наличия оснований, предусмотренных ст.97 УПК РФ. При их отсутствии следует ограничиваться получением от обвиняемого обязательства своевременно являться к следователю по его вызовам (ст.112 УПК РФ).
Об избрании меры пресечения указывается в постановлении об объявлении розыска.
8. Признав необходимым избрать на основании ст.97, 108 УПК РФ в отношении разыскиваемого обвиняемого меру пресечения в виде заключения под стражу, следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом соответствующее ходатайство, составляя об этом постановление по форме, предусмотренной приложением 101 к ст.476 УПК РФ.
Постановление суда с его решением об избрании указанной меры пресечения приобщается к уголовному делу вместе с постановлением следователя об объявлении розыска. Заверенные копии обоих постановлений направляются органу дознания для исполнения.

Процессуальный порядок приостановления расследования. Деятельность после приостановления расследования

При наличии оснований и условий приостановления расследования следователь (дознаватель) выносит мотивированное постановление о приостановлении предварительного следствия (дознания). Копия постановления направляется прокурору. В постановлении должно быть указано: событие преступления; его квалификация; лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, если оно установлено; фактические обстоятельства, выступающие в качестве основания для приостановления производства по дату; условия и юридическое основание приостановления.

Если по уголовному делу в качестве подозреваемых или обвиняемых привлечено несколько лиц и в отношении отдельных из них имеются основания для приостановления расследования, то следователь вправе выделить в отношении этих лиц дело и самостоятельное производство. После выделения производство по уголовному делу приостанавливается.

Согласно ч. 1 ст. 209 УПК следователь (дознаватель) уведомляет о приостановлении расследования потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей и одновременно разъясняет им порядок обжалования данного решения. В случае приостановления расследования в соответствии с п. 3, 4 ч. 1 ст. 208 УПК об этом также уведомляются подозреваемый, обвиняемый и его защитник.

Закон не предусматривает, в какой форме и срок следователь уведомляет о приостановлении расследования. После приостановления предварительного расследования производство следственных действий не допускается (ч. 3 ст. 209 УПК).

Розыск подозреваемого (обвиняемого). Порядок объявления в розыск

При приостановлении производства по п. 1 ч. 1 ст. 208 в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, следователь должен принять меры к его обнаружению. До приостановления производства расследования следователь должен дать поручение органу дознания о производстве оперативно-разыскных действий для установления лица, совершившего преступление. В случае приостановления производства но и. 2 ч. 1 ст. 208 УПК следователь для обнаружения обвиняемого обязан объявить в отношении него розыск.

Под розыском обвиняемого понимается одна из процессуальных функций следователя, представляющая собой деятельность, направленную на обнаружение обвиняемого, местонахождение которого неизвестно, и создание условий для разрешения дела по существу.

Для объявления розыска обвиняемого следователь должен вынести мотивированное постановление. В постановлении должны быть указаны: событие преступления; данные о лице, объявляемом в розыск, основания объявления лица в розыск; орган дознания, котором}" поручается осуществление розыска; избранная в отношении разыскиваемого мера пресечения. Данные о личности обвиняемого должны быть собраны в ходе расследования.

После приостановления расследования следователь продолжает розыск обвиняемого, используя только разыскные и организационные средства. Следственные действия не осуществляются. Ответственность за организацию розыска возлагается на следователя. Он должен возглавлять и контролировать деятельность органов, осуществляющих розыск обвиняемого. Порядок организации розыска обвиняемого регулируется приказами МВД России.

Поручая производство розыска обвиняемого, следователь не вправе определять методы, которые должен использовать орган дознания. Методы розыска и конкретные действия выбираются органом дознания самостоятельно, исходя из обстоятельств в каждом отдельном случае. Не позднее трех дней после принятия решения о розыске следователь должен передать органу дознания копию постановления и справки о личности обвиняемого. Первоначально разыскные мероприятия проводятся на территории субъекта РФ, где было совершено преступление (местный розыск). Если же проведение локальных разыскных мероприятий не дало положительного результата, тогда объявляется федеральный розыск обвиняемого, а поисковые мероприятия проводятся на всей территории РФ. Лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, побег из мест лишения свободы или из-под стражи, а также вооруженные огнестрельным оружием, объявляются в федеральный розыск немедленно после вынесения об этом постановления органа расследования.

При наличии оснований, указанных в ст. 97 УПК, в отношении разыскиваемого обвиняемого в случае его обнаружения может быть избрана одна из мер пресечения. Мера пресечения, не связанная с лишением свободы, может быть избрана в отношении обвиняемого, местонахождение которого было неизвестно, и при наличии сведений, что это лицо не примет активных действий с целью скрыться от органов расследования. В тех случаях, когда в уголовном деле есть данные, позволяющие полагать, что разысканный обвиняемый может вновь скрыться от органов расследования, в отношении него должна быть избрана мера пресечения в порядке, предусмотренном ст. 108 УПК.

Решение о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого, скрывшегося от органов расследования, принимается при объявлении лица в розыск. Согласно ч. 5 ст. 108 УПК избрание меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении скрывшегося обвиняемого возможно только при объявлении его в международный розыск. В остальных случаях заочное избрание меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении скрывшегося обвиняемого не допускается законом.

При обнаружении разыскиваемого лица орган дознания обязан уведомить об этом инициатора розыска и принять в отношении разыскиваемого меры, указанные в разыскном задании, в том числе задержание и применение меры пресечения, не связанной с лишением свободы, если она была избрана.

Следователь при прекращении производства по уголовному делу или уголовного преследования в отношении обвиняемого, а также при получении сообщения об обнаружении разыскиваемого обязан немедленно прекратить розыск лица и уведомить об этом орган дознания, которому поручался розыск. О прекращении розыска следователь выносит мотивированное постановление.

1. Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

2. Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

3. В случае обнаружения обвиняемого он может быть задержан в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса.

4. При наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения. В случаях, предусмотренных статьей 108 настоящего Кодекса, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу.

Комментарий к Ст. 210 УПК РФ

1. Розыск в контексте комментируемой статьи — это деятельность, направленная на установление места нахождения подозреваемого, обвиняемого. Если лицо не привлечено в качестве подозреваемого, обвиняемого, то меры по его установлению не входят в понятие розыска.

2. Приостановление расследования не означает полного прекращения работы по уголовному делу, особенно если производство приостановлено ввиду того, что подозреваемый или обвиняемый скрылся или по иным причинам неизвестно его местопребывание, и в случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Если место нахождения обвиняемого неизвестно, следователь принимает меры к его розыску. Следователь вправе и обязан поручить производство розыска органам дознания. Об этом поручении указывается в постановлении предварительного следствия или выносится особое постановление. Розыск может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

3. Следователь может направлять запросы в органы полиции по месту возможного нахождения подозреваемого, обвиняемого, в места лишения свободы, где может оказаться разыскиваемый, будучи осужденным за другое преступление, установить круг родных и знакомых обвиняемого и т.д.

4. Органы дознания ведут розыск специальными средствами. Местный розыск ведется в отношении всех лиц, скрывающихся от следствия и суда; федеральный розыск объявляется, как правило, только в отношении тех лиц, которым за совершенное преступление может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Федеральный розыск объявляется по истечении двух месяцев местного розыска, если последний окажется безуспешным.

5. При наличии данных о том, что обвиняемый скрывается от следствия и суда за пределами Российской Федерации, он может и должен быть объявлен в международный розыск, который осуществляется силами Международной организации уголовной полиции — Интерпола, в деятельности которой Россия принимает участие с 1996 г. (см.: Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. N 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола» // СЗ РФ. 1996. N 32. Ст. 3895). Следственные поручения о розыске лица принимаются, обрабатываются и направляются в Генеральный секретариат Интерпола и национальные бюро Интерпола иностранных государств. Российское национальное центральное бюро Интерпола — подразделение криминальной полиции, входящее в состав центрального аппарата МВД РФ (см. пункты 1 и 12 Положения о Национальном центральном бюро Интерпола, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. N 1190 // СЗ РФ. 1996. N 43. Ст. 4916).

6. В отношении подозреваемого и обвиняемого, объявленных в международный розыск, может быть избрана и при обнаружении разыскиваемого применена любая мера пресечения, а в отношении объявленного в местный или даже федеральный розыск — любая, кроме заключения под стражу, потому что для применения этой меры пресечения необходимо судебное решение, а согласно части пятой статьи 108 УПК принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления его в международный розыск. Однако в случае обнаружения подозреваемого, обвиняемого, объявленных в местный или федеральный розыск, они могут быть задержаны в общем порядке, предусмотренном законом (часть третья комментируемой статьи), а затем в таком же общем порядке в течение 48 часов задержанный должен предстать перед судьей по месту задержания, который на общих основаниях, но с учетом того, что перед ним — скрывающийся от следствия и правосудия, решает вопрос о заключении его под стражу.