Разрешение экономических споров в третейском суде. Экономические споры и их разрешение третейским судом

а) специализация в вопросах, касающихся фактических взаимоотношений сторон;
б) быстрота и экономичность процесса;
в) отсутствие публичности в деятельности третейского суда;
г) удобство для сторон в выборе места и времени разрешения спора и целый ряд других.

В настоящее время специализированным нормативным актом , относящимся к деятельности третейских судов, является Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров (далее - Положение), утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г. Данное Положение применяется при передаче споров, вытекающих из гражданско-правовых отношений и подведомственных арбитражному суду, на разрешение третейского суда. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, Положение не применяется, когда хотя бы одна из сторон находится на территории другого государства либо является предприятием , организацией с иностранными инвестициями .

В соответствии со ст. 2 Положения возможно создание двух видов третейских судов: третейского суда для рассмотрения конкретного спора и постоянно действующих третейских судов.

Третейский суд для рассмотрения конкретного спора образуется сторонами, заинтересованными в рассмотрении данного спора.

Соглашение может быть заключено либо в виде отдельного договора либо в виде третейской оговорки в документе, по поводу которого может возникнуть спор. Отсутствие соответствующей третейской оговорки в договоре не лишает стороны при возникновении спора возможности обратиться к третейской форме защиты права . Согласие сторон на передачу спора возможности в третейский суд может быть выражено как в дополнительном соглашении о внесении изменения в соответствующий пункт договора, по поводу которого возник спор, так и в отдельном соглашении, не являющемся частью договора. Стороны могут достичь соглашения о передаче спора в третейский суд даже в ходе рассмотрения данного спора арбитражным судом вплоть до вынесения решения. Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или действительности соглашения.

Постоянно действующие третейские суды могут создаваться торговыми палатами, биржами , предприятиями, организациями, учреждениями. Нормативно не устанавливается порядок и процедура создания постоянно действующих третейских судов. Единственным требованием, содержащимся в Положении, является направление уведомления о создании и составе третейского суда в соответствующий арбитражный суд, на территории которого расположен постоянно действующий третейский суд. Специального разрешения на создание третейского суда от каких-либо иных государственных органов не требуется.

Порядок организации деятельности и разрешения споров для постоянно действующих третейских судов определяются правилами, положениями, уставами, регламентами и другими документами предприятий, учреждений, организаций, создавших третейский суд. Процедура принятия или утверждения такого рода документов нормативно также не определяется. Сложившаяся практика свидетельствует о том, что данные документы принимаются и утверждаются руководящими органами соответствующих предприятий, организаций, учреждений.

Возможность избрания или назначения сторонами третейских судей по своему усмотрению и определение единоличного или коллегиального порядка рассмотрения спора является одной из отличительных особенностей третейской формы защиты права . В ст. 5 Положения содержатся общие правила назначения третейских судей. Каждой стороной назначается один судья . Двое назначенных судей избирают третьего судью. Если в течение 15 дней после получения уведомления о назначении третейского судьи одной стороной другая сторона третейского судью не назначит или в течение этого срока уже назначенные судьи не достигли соглашения по кандидатуре третьего судьи либо третейский суд по иным причинам не создан, стороны вправе отказаться от соглашения о передаче дела на рассмотрение третейского суда, и спор может быть передан на разрешение арбитражного суда.

Общие положения, нашедшие отражение в ст. 5 Положения, относятся к третейским судам, создаваемым для рассмотрения конкретного спора. При передаче спора в постоянно действующий третейский суд стороны назначают судей в порядке, предусмотренном правилами этого суда.

Возбуждение и рассмотрение дела в третейском суде

В общем виде требования, предъявляемые к форме и содержанию искового заявления, сформулированы в ст. 13 Положения. Дополнительные условия содержатся в Правилах постоянно действующих третейских судов. В Правилах, в отличие от Положения, может быть указано на последствия несоблюдения требований относительно формы и содержания искового заявления.

Стороны, обращающиеся в третейский суд, несут расходы по делу. Их составляют: гонорар третейским судьям ; третейский сбор; суммы, подлежащие выплате за перевод и за проведение экспертизы; расходы, связанные с командировкой судей к месту рассмотрения спора, и др. В соответствии с Положением распределение расходов между сторонами производится по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения - третейским судом. В правилах отдельных постоянно действующих третейских судов может быть предусмотрен и иной принцип распределения расходов. Размер третейского сбора устанавливается в зависимости от цены иска и в постоянно действующих третейских судах может заметно различаться.

В Положении не содержится норм, допускающих возможность уменьшения размера или частичного возврата третейского сбора. Однако в постоянно действующих третейских судах, как правило, такая возможность существует. Наиболее типичными случаями, при которых возможно уменьшение размера третейского сбора или его частичный возврат, являются рассмотрение спора судьей единолично, отзыв истцом искового заявления до назначения дела к слушанию и некоторые другие.

Третейское разбирательство, как правило, имеет укороченные сроки рассмотрения дел и упрощенную процедуру по сравнению с арбитражным судопроизводством . Так, в соответствии со ст. 114 АПК РФ арбитражным судом споры должны быть рассмотрены в срок, не превышающий двух месяцев со дня получения арбитражным судом искового заявления, а, например, в Третейском суде при Межбанковском финансовом доме данный срок не должен превышать 14 дней со дня образования суда.

Обязательным требованием является извещение сторон о времени и месте рассмотрения спора. Извещение может быть направлено письмом, по телеграфу, - телетайпу или с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование такого извещения. Нарушение этого требования является основанием для отказа в выдаче исполнительного листа арбитражным судом. В практике третейских судов возникают случаи, когда ответчик уже не находится по адресу, известному истцу и суду. В такой ситуации действует общее правило, закрепленное в ст. 111 АПК РФ, в соответствии с которым, если лицо не сообщило об изменении своего адреса, процессуальные документы направляются по последнему известному адресу и считаются доставленными, даже когда объект по данному адресу не находится.

Если при рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа будет установлено, что решение не соответствует законодательству либо принято по неисследованным материалам, арбитражный суд возвращает дело на новое рассмотрение в третейский суд, принявший решение. При невозможности рассмотрения дела в том же третейском суде исковое требование может быть предъявлено в арбитражный суд в соответствии с установленной

Тема 20 разрешение экономических споров третейским судом

Что такое третейский суд?

Третейский суд в соответствии со ст. 11 ГК РФ является одним из органов,

осуществляющих защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав. Негосударственный механизм разрешения экономического спора имеет ряд преимуществ по сравнению с арбитражными судами:

а) специализация в вопросах, касающихся фактических взаимоотношений

б) быстрота и экономичность процесса;

в) отсутствие публичности в деятельности третейского суда;

г) удобство для сторон в выборе места и времени разрешения спора и целый

ряд других.

В настоящее время специализированным нормативным актом, относящимся

к деятельности третейских судов, является Временное положение о третейском

суде для разрешения экономических споров (далее Положение), утвержденное

применяется при передаче споров, вытекающих из гражданско-правовых отношений и подведомственных арбитражному суду, на разрешение третейского суда. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, Положение не применяется, когда хотя бы одна из сторон находится на территории другого государства либо является предприятием, организацией с иностранными инвестициями.

В соответствии со ст. 2 Положения возможно создание двух видов третейских

судов: третейского суда для рассмотрения конкретного спора и постоянно действующих третейских судов.

Третейский суд для рассмотрения конкретного спора образуется сторонами, заинтересованными в рассмотрении данного спора.

Соглашение может быть заключено либо в виде отдельного договора либо в

виде третейской оговорки в документе, по поводу которого может возникнуть спор. Отсутствие соответствующей третейской оговорки в договоре не лишает

стороны при возникновении спора возможности обратиться к третейской форме

защиты права. Согласие сторон на передачу спора возможности в третейский суд

может быть выражено как в дополнительном соглашении о внесении изменения

в соответствующий пункт договора, по поводу которого возник спор, так и в отдельном соглашении, не являющемся частью договора. Стороны могут достичь

соглашения о передаче спора в третейский суд даже в ходе рассмотрения данного спора арбитражным судом вплоть до вынесения решения. Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или действительности соглашения.

Постоянно действующие третейские суды могут создаваться торговыми палатами, биржами, предприятиями, организациями, учреждениями. Нормативно

не устанавливается порядок и процедура создания постоянно действующих третейских судов. Единственным требованием, содержащимся в Положении, является направление уведомления о создании и составе третейского суда в соответствующий арбитражный суд, на территории которого расположен постоянно действующий третейский суд. Специального разрешения на создание третейского суда от каких-либо иных государственных органов не требуется.

Порядок организации деятельности и разрешения споров для постоянно действующих третейских судов определяются правилами, положениями, уставами,

регламентами и другими документами предприятий, учреждений, организаций,

создавших третейский суд. Процедура принятия или утверждения такого рода документов нормативно также не определяется. Сложившаяся практика свидетельствует о том, что данные документы принимаются и утверждаются руководящими органами соответствующих предприятий, организаций, учреждений.

Возможность избрания или назначения сторонами третейских судей по своему усмотрению и определение единоличного или коллегиального порядка рассмотрения спора является одной из отличительных особенностей третейской формы защиты права. В ст. 5 Положения содержатся общие правила назначения третейских судей. Каждой стороной назначается один судья. Двое назначенных судей избирают третьего судью. Если в течение 15 дней после получения уведомления о назначении третейского судьи одной стороной другая сторона третейского судью не назначит или в течение этого срока уже назначенные судьи не достигли соглашения по кандидатуре третьего судьи либо третейский суд по иным причинам не создан, стороны вправе отказаться от соглашения о передаче дела на рассмотрение третейского суда, и спор может быть передан на разрешение арбитражного суда.

Общие положения, нашедшие отражение в ст. 5 Положения, относятся к третейским судам, создаваемым для рассмотрения конкретного спора. При передаче спора в постоянно действующий третейский суд стороны назначают судей в порядке, предусмотренном правилами этого суда.

Возбуждение и рассмотрение дела в третейском суде

Дела в третейских судах возбуждаются после подачи искового заявления. Обязательным условием принятия дела к производству является наличие соглашения о передаче дела на разрешение третейского суда. Если третейский суд признает отсутствие или недействительность соглашения сторон, он отказывает в возбуждении дела, и спор может быть передан на разрешение арбитражного суда.

В общем виде требования, предъявляемые к форме и содержанию искового

заявления, сформулированы в ст. 13 Положения. Дополнительные условия содержатся в Правилах постоянно действующих третейских судов. В Правилах, в

отличие от Положения, может быть указано на последствия несоблюдения требований относительно формы и содержания искового заявления.

Стороны, обращающиеся в третейский суд, несут расходы по делу. Их составляют: гонорар третейским судьям; третейский сбор; суммы, подлежащие выплате за перевод и за проведение экспертизы; расходы, связанные с командировкой судей к месту рассмотрения спора, и др. В соответствии с Положением распределение расходов между сторонами производится по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения третейским судом. В правилах отдельных постоянно действующих третейских судов может быть предусмотрен и иной принцип распределения расходов. Размер третейского сбора устанавливается в зависимости от цены иска и в постоянно действующих третейских судах может заметно различаться.

В Положении не содержится норм, допускающих возможность уменьшения

размера или частичного возврата третейского сбора. Однако в постоянно действующих третейских судах, как правило, такая возможность существует. Наиболее типичными случаями, при которых возможно уменьшение размера третейского сбора или его частичный возврат, являются рассмотрение спора судьей единолично, отзыв истцом искового заявления до назначения дела к слушанию и некоторые другие.

Третейское разбирательство, как правило, имеет укороченные сроки рассмотрения дел и упрощенную процедуру по сравнению с арбитражным судопроизводством. Так, в соответствии со ст. 114 АПК РФ арбитражным судом споры должны быть рассмотрены в срок, не превышающий двух месяцев со дня получения арбитражным судом искового заявления, а, например, в Третейском суде при Межбанковском финансовом доме данный срок не должен превышать 14 дней со дня образования суда.

Обязательным требованием является извещение сторон о времени и месте

рассмотрения спора. Извещение может быть направлено письмом, по телеграфу, телетайпу или с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование такого извещения. Нарушение этого требования является основанием для отказа в выдаче исполнительного листа арбитражным судом. В практике третейских судов возникают случаи, когда ответчик уже не находится по адресу, известному истцу и суду. В такой ситуации действует общее правило, закрепленное в ст. 111 АПК РФ, в соответствии с которым, если лицо не сообщило об изменении своего адреса, процессуальные документы направляются по последнему известному адресу и считаются доставленными, даже когда объект по данному адресу не находится.

Дела юридических лиц в третейском суде ведут руководители или заместители руководителей организаций, действующие в пределах своих полномочий, предоставленных законом, уставом, положением, или другие работники организаций. Полномочия руководителя организации (заместителя) подтверждаются документа ми, удостоверяющими его служебное положение. Другие работники организаций должны иметь доверенность на ведение дела, заверенную руководителем (заместителем) с приложением печати данной организации. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, ведут дела в третейском суде лично или через представителей. Полномочия представителя подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с законом. Личное участие гражданина-предпринимателя в процессе не лишает его возможности иметь представителя.

Представитель в третейском суде имеет право на совершение от имени представляемого всех процессуальных действий, кроме подписания искового заявления, передачи дела в арбитражный суд, полного или частичного отказа от иска, признания иска, заключения мирового соглашения, передачи полномочий представителя другому лицу. Полномочия представителя на совершение указанных

действий должны быть специально предусмотрены в доверенности. Данное правило является общим как для третейских, так и для арбитражных судов и судов

общей юрисдикции.

Положение допускает широкую возможность выбора процедуры судебного заседания третейского суда, созданного для рассмотрения конкретного спора. В постоянно действующих третейских судах судебное разбирательство регламентируется соответствующими правилами. Судебное разбирательство в третейских судах имеет по сравнению с арбитражными судами, как правило, упрощенную процедуру. Например, по соглашению сторон дело может быть разрешено судом только на основе письменных материалов, без проведения устного разбирательства (ст. 30 Положения о Третейском суде при Межбанковском финансовом доме).

Принятие решения в третейском суде.

Порядок исполнения решения третейского суда

В Положении содержатся требования принципиального характера, предъявляемые к решениям, выносимым третейскими судами, в частности, относительно применяемого законодательства. При разрешении споров третейские суды обязаны руководствоваться законами РФ и иными законодательными актами,

действующими на территории РФ, законодательными актами республик в составе РФ, другими нормативными актами, межгосударственными соглашениями и

международными договорами. Третейский суд вправе применять нормы права

других государств в случаях, предусмотренных законодательством или соглашением сторон. При отсутствии законодательства, регулирующего спорное правоотношение, третейский суд вправе применить законодательство, регулирующее

сходное правоотношение.

Решение третейского суда принимается большинством всех членов третейского суда и обязательно в письменной форме и подписывается всеми членами третейского суда. Судья, не согласный с решением, излагает свое особое мнение, которое прилагается к решению. Если сторонами достигнуто соглашение об урегулировании спора, решение принимается третейским судом с учетом этого соглашения.

По форме и содержанию судебное решение должно соответствовать ст. 20 Положения. В решении третейского суда должны быть указаны:

1) дата его принятия, состав третейского суда, место и время рассмотрения

2) наименования участников спора, фамилии и должности Их представителей

с указанием полномочий;

3) сущность спора, заявления и объяснения участвующих в рассмотрении

спора лиц;

4) обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на основании

которых принято решение, законодательство, которым суд руководствовался при

принятии решения;

расходов, связанных с рассмотрением дела;

6) срок и порядок исполнения принятого решения. Если в решении срок исполнения не установлен, оно подлежит немедленному исполнению.

После принятия решения каждой стороне должен быть передан экземпляр решения, подписанный третейскими судьями.

Действующее законодательство не предусматривает возможность обжалования решений третейских судов в арбитражном суде в апелляционном, кассационном или надзорном порядке.

Существенной является проблема исполнения решений третейских судов.

В соответствии со ст. 24 Положения решение третейского суда должно исполняться добровольно, в противном случае принимаются меры к его принудительному исполнению. Порядок и правила принудительного исполнения устанавливаются ст. 25, 26 Положения. В случае невыполнения ответчиком решения в установленный срок исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда выдается арбитражным судом.

Заявление о выдаче исполнительного листа составляется лицом, в пользу которого вынесено решение, в письменном виде. Оно подается либо в постоянно

действующий третейский суд, вынесший решение (для направления заявления

вместе с делом в пятидневный срок с момента его получения в соответствующий

арбитражный суд), либо непосредственно в арбитражный суд, на территории которого находится третейский суд (в случае, если решение вынесено судом, созданным для рассмотрения конкретного спора).

Заявление должно быть подано в течение месяца с момента окончания срока

исполнения решения третейского суда, установленного в решении. Если в решении третейского суда срок не установлен или предписано его немедленное исполнение, исчисление месячного срока производится с момента вынесения решения. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие неисполнение

решения третейского суда. Заявление о выдаче исполнительного листа оплачивается государственной пошлиной. Нарушение сроков и порядка подачи заявления влечет его возвращение арбитражным судом. Пропущенный срок на подачу заявления может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству заинтересованного лица при наличии уважительных причин пропуска.

Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение

решения рассматривается единолично судьей арбитражного суда. Собственно

процедура рассмотрения заявления законодательно не установлена. Сложившаяся практика свидетельствует о том, что судья арбитражного суда рассматривает

вопрос о выдаче исполнительного листа по материалам дела без вызова сторон,

либо вызывает стороны для дачи объяснений по существу рассматриваемого заявления. Заявление должно быть рассмотрено в течение месяца со дня его поступления в арбитражный суд. Если заявление должно поступить в суд вместе с делом из постоянно действующего третейского суда, срок исчисляется с момента представления обоих документов.

По результатам рассмотрения заявления судьей арбитражного суда выносится определение о выдаче или об отказе в выдаче исполнительного листа. Перечень оснований, по которым судья арбитражного суда вправе отказать в выдаче

исполнительного листа, содержится в ст. 26 Положения.

Арбитражный суд вправе отказать в выдаче исполнительного листа в случаях: если соглашение сторон о рассмотрении спора в третейском суде не достигнуто; если состав третейского суда или процедура рассмотрения спора не соответствовали соглашению сторон о рассмотрении спора в третейском суде; если

сторона, против которой принято решение третейского суда, не была надлежащим образом извещена о дне разбирательства в третейском суде или по другим

причинам не могла представить свои объяснения; если спор возник из административных и иных, за исключение гражданских, правоотношений и не подлежал рассмотрению в третейском суде.

Решая вопрос о выдаче исполнительного листа, арбитражный суд не осуществляет пересмотр решения третейского суда. Арбитражный суд не имеет права отменить решение полностью или частично, оставить иск без рассмотрения, прекратить производство по делу, изменить решение или принять новое решение.

На определение арбитражного суда о выдаче или об отказе в выдаче исполнительного листа может быть подана кассационная жалоба.

Если при рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа будет установлено, что решение не соответствует законодательству либо принято по неисследованным материалам, арбитражный суд возвращает дело на новое рассмотрение в третейский суд, принявший решение. При невозможности рассмотрения дела в том же третейском суде исковое требование может быть предъявлено в арбитражный суд в соответствии с установленной подсудностью.

Институт третейского судопроизводства - явление для России не новое, его история исчисляется столетиями. Причем и в дореволюционный период, и в советское время, разрешение экономических споров в третейских судах рассматривалось, как возможность разрешить спор в высшей степени справедливо, преследуя, прежде всего, цель мирного урегулирования конфликта интересов.

В современной России основной вехой развития третейского судопроизводства стало принятие в 2002 году ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации". На данный момент вышеназванный закон действует в редакциях от 27 июля 2010 года, 7 февраля и 21 ноября 2011 года, вступивших в силу 01 января 2011 года (изменения 2010 года) и с 01 января 2012 года (изменения от 2011 года).

Виды третейских судов в России и особенности судопроизводства

Третейские суды не входят в структуру государственной судебной системы России, а потому разрешение экономических споров третейскими судами рассматривается, как альтернатива гражданского и арбитражного судопроизводства.

В России сейчас действуют два вида третейских судов:

  • суды, образованные для разрешения конкретного спора (частного случая);
  • постоянно действующие третейские суды, образованные при юридических лицах (их объединениях), в том числе при крупных юридических компаниях.

Закон о третейских судах не конкретизирует их подсудность, обозначая компетенцию как рассмотрение любого спора, возникшего из гражданских правоотношений, за исключением споров, отнесенных законодательством к исключительной подсудности гражданского или арбитражного суда. Тем не менее, основу судебной практики третейских судов составляет разрешение экономических споров. Спор, возникший из гражданских правоотношений, может быть отнесен к предмету третейского судопроизводства только при наличии соответствующего соглашения сторон. При этом не имеет значения, достигнуто соглашение до возникновения спора или же на момент его возникновения.

Формой обращения в третейский суд является исковое заявление. Стороны участвуют в рассмотрении дела лично или через представителей, в частности адвокатов. Разрешение экономических споров осуществляется в соответствии с законодательством России, условиями договора, имевшего место между участвующими в деле сторонами, а также следуя обычаям делового оборота. Порядок разрешения споров в постоянно действующих третейских судах, кроме названного, определяется их регламентами.

Осуществляя разрешение экономических споров по существу, третейские суды выносят обязательное для исполнения сторонами решение, однако его принудительное исполнение возможно только после выдачи соответствующим арбитражным судом исполнительного листа.

Важным моментом третейского судопроизводства является наличие ограничений на оспаривание (обжалование), что многие эксперты и юристы расценивают как отрицательный фактор. Во-первых, оспаривание возможно только при отсутствии запрета на данное действие в третейском соглашении. Во-вторых, оспорить решение может только участвующая в деле сторона. И наконец, основания оспаривания решения направлены исключительно на соблюдение норм процедурного характера, а не на защиту процессуальных или материальных прав.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Минобрнауки России

ФГБОУ ВПО "Пензенский Государственный Университет"

Кафедра "Менеджмент"

Курсовая работа

на тему: " Экономические споры и их разрешение третейским судом "

Выполнил студент:

Петушков М.С.

Проверил:

Акулина Н.Е.

  • Введение
    • 1. Судебная система Российской Федерации
    • 1.1 Понятие судебной системы
    • 1.2 Конституционные суды в РФ
    • 1.4 Арбитражные суды в РФ
    • 1.5 Третейские суды
  • 2. Проблемы экономических споров и их разрешение
    • 2.1 Понятие экономических споров
  • Заключение
  • Список использованных источников

Введение

Третейский суд - это судебная инстанция, имеющая ряд преимуществ перед привычными арбитражными судами при разрешении экономических споров. Третейский суд является негосударственным объектом, но при этом имеет право выносить решение по сути возникшей проблемы в правоотношениях между субъектами экономической деятельности.

Суть третейской судебной системы в том, что все этапы рассмотрения споров планируются и одобряются самими спорщиками. Состав судебной коллегии формируется на договорной основе. Третейский суд может быть постоянно действующим, иметь список арбитров, и уведомлять арбитражный суд о кадровых переменах. Другой вариант - третейский суд, экономические споры в котором решает единожды собранный состав арбитров.

Цель моей работы - изучить экономические споры и рассмотреть порядок их решения третейским судом, а также рассмотреть структуру судебной системы Российской Федерации.

Актуальность темы состоит в том, что популярность третейских судов объясняется их преимуществами по сравнению с разрешением споров в государственном суде. К числу которых, например, относят возможность сторон спора самостоятельно выбрать состав суда, которому стороны доверяют, конфиденциальный порядок разрешения споров, минимальный срок рассмотрения дела.

Объектом исследования являются гражданские правоотношения.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, по поводу рассмотрение и разрешения экономических споров.

Самое главное достоинство третейского суда - в ускоренных временных границах рассмотрения спора и итогового заключения. В отличие от арбитражного суда с его инстанциями, третейский суд ограничивается одним процессом, после чего судебное решение не меняется. К тому же есть конкретные рабочие периоды. Третейский суд обязан провести рассмотрение экономических споров в течении двух недель со дня собрания третейской комиссии, в то время как арбитражный суд может себе позволить рассматривать дело 2 месяца. Решение, выданное путем арбитражного разбора, вступает в силу не ранее, чем через месяц, а третейское заключение действительно с момента его озвучивания в зале суда.

В рамках третейского суда разрешение экономических споров может проходить только на базе представленных документов, без организации устного допроса. Также спорящие стороны имеют право участвовать в подборе судебного коллектива, включая выбор судей. Стоит отметить, что эти и многие другие особенности третейского судебного процесса должны быть согласованы между противоборствующими сторонами до подачи иска, и официально заверены.

Сегодня решение экономических споров путем третейского суда чаще всего встречается между давними партнерами, которые нередко лично знакомы с кандидатами в комиссию, и отдают себе отчет в том, что окончательное решение принимается, основываясь не только на правовой базе, но и на Временном положении, и индивидуальном уставе конкретного третейского суда.

В соответствии с поставленной целью формируются следующие задачи:

- изучить понятия и сущности судебной системы РФ

- выявить проблемы экономических споров

- рассмотреть порядок разрешения экономических споров

1. Судебная система Российской Федерации

1.1 Понятие судебной системы

Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.1

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:

1. Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. Судебная власть является одной из трех ветвей власти, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

2. Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах; в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей.

3. Исключительность судебной власти. Судебную власть вправе осуществлять только суды. Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции Российской Федерации принадлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

4. Независимость, самостоятельность, обособленность - характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждений. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.

5. Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Процессуальный порядок, регулируя правила судебной процедуры, представляет собой высокую социальную ценность. Он призван обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедливость судебных решений, охрану прав лиц, чьи интересы с той или иной степени затрагивает судебную власть.

6. Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной власти. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом, и протекает в процессуальных формах.

7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Особой юридической силой обладает толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации. Оно является официальным и обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Сфера осуществления судебной власти складывается из двух главных элементов (форм осуществления судебной власти):

- правосудие, под которым понимается деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных дел, а также дел из административных правонарушений;

Судебный контроль. Судебная власть осуществляет судебный конституционный контроль (конституционная юстиция) и судебный административный контроль (административная юстиция). Конституционная юстиция заключается в контроле за соответствием законов, иных нормативных актов Конституции РФ. Конституционную юстицию в Российской Федерации осуществляют Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации.

Судебная система - совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

При формировании современной судебной системы в Российской Федерации основополагающим принципом стал принцип законности. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Это означает, что только суды, прямо названные в ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе", составляют судебную систему Российской Федерации. Никакие другие государственные и негосударственные органы, в наименовании которых есть слово "суд" или "судебный" (третейские суды, судебные приставы и т.п.), не относятся к органам судебной власти. Суды в Российской Федерации являются постоянно действующими, создание чрезвычайных судов не допускается.

Главное предназначение судов - это осуществление правосудия. Не потеряло актуальности утверждение профессора И.Я. Фойницкого о том, что "в ряду обязанностей, на государственной власти лежащих, одно из самых важных мест занимает обязанность доставить правосудие населению. Эта функция призывает к жизни судебную власть как ветвь власти государственной, дополняющей другие ее ветви - власти законодательную и правительственную". Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т.I. С-Пб., 1996.C.245-246

В Российской Федерации на основании Закона "О судебной системе Российской Федерации" действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

"Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

-установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации";

- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

- применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

- законодательного закрепления единства статуса судей Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". М., 1996. СТ. 3.

1.2 Конституционные суды в РФ

В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного судопроизводства. Судебным органом, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ (ст. 1 ФКЗ РФ "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Что принято понимать под конституционным судопроизводством? В учебной юридической литературе, в первую очередь по курсу "Правоохранительные органы", это понятие не раскрывается. Лишь в специальной учебной юридической литературе, посвященной вопросам организации и деятельности Конституционного Суда РФ, предприняты попытки определить данное понятие. Так, Н.В. Витрук предлагает рассматривать вопросы конституционного судопроизводства в рамках самостоятельной отрасли права - "судебный конституционный процесс (конституционное судопроизводство)". Он справедливо отмечает, что конфликты в процессе реализации норм конституционного права требуют специфических процессуальных форм разрешения.

Конституционный суд решает вопросы права с позиций Конституции РФ как основного закона государства. В ходе конституционного судопроизводства Конституционный Суд РФ воздерживается от установления фактических обстоятельств дела, что является предметом рассмотрения судов общей юрисдикции или других компетентных государственных органов. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: Учебное пособие для вузов. -- М.: ЮНИТИ, Закон и право, 1998.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. http://www.ksrf.ru/Info/Pages/default.aspx

Главой Конституционного суда является Председатель. В соответствии со статьей 23 ФКЗ от 3 ноября 2010 года № 7 - ФКЗ:

- Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

- Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

- Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий не могут быть назначены на должность на новый срок.

Конституционный суд Российской Федерации согласно статье 125 Конституции:

По запросам Президента РФ, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной думы или одной пятой её депутатов, Правительства РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ;

- разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и субъектов РФ;

- по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле;

- по запросу Президента, Государственной думы, Правительства, Совета Федерации, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ;

- по запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ.

Также КС осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией (например, согласно ст. 104 он также вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения) и федеральными конституционными законами (например, по запросу Президента РФ или Верховного суда проверяет конституционность референдума РФ согласно статьям 15 и 23 закона "О референдуме Российской Федерации"). http://ru.wikipedia.org/wiki

1.3 Суды общей юрисдикции в РФ

Суд общей юрисдикции - это суд, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) Верховный Суд Российской Федерации;

2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);

4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"-ст.1

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Верховный Суд Российской Федерации:

1) изучает, обобщает судебную практику и в целях обеспечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации;

2) разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;

3) публикует судебные акты Верховного Суда Российской Федерации, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

4) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"-ст.9

1.4 Арбитражные суды в РФ

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом и другими федеральными конституционными законами.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

- Высший Арбитражный Суд РФ;

- федеральные арбитражные суды округов;

- арбитражные кассационные суды;

- арбитражные апелляционные суды;

- арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (субъектах РФ).

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел. Г.А.Воробьёв "Основы государства и права", Краснодар 1998г.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Главным в деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является обеспечение единообразного толкования и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики и разъяснений Пленумом или Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. http://www.arbitr.ru/vas/

1.5 Третейские суды

В настоящее время в мире существует много различных третейских судов (негосударственных коммерческих арбитражей). При всем разнообразии исходное положение у них едино: две стороны спора о праве просят третьего рассмотреть и разрешить их конфликт. Отсюда и название третейского суда - суд третьего.

Третейский суд - суд, избранный по соглашению сторон для разрешения конкретного гражданско-правового спора с обязательством каждой из сторон подчиниться решению этого суда. Судьи, избираемые в состав третейского суда, совсем не обязательно должны быть профессиональными юристами. Право выбора конкретной формы защиты между судебным разбирательством и производством в третейском суде принадлежит заинтересованным лицам. Гражданский процесс: Учебник для юрид. вузов / Под ред. д. ю. н. проф. М. К. Треушникова. М.: Юриспруденция, 2001. С. 377.

Выбирая третейского судью, обращающиеся лица заранее согласны подчиниться его решению. Если в российском законодательстве избираемые сторонами судьи и суды именуются третейскими, то за границей наши третейские суды принять называть арбитражем. В России государственный коммерческий суд назван арбитражем, а арбитраж в западном смысле назван третейским судом.

Третейский суд может создаваться для рассмотрения и разрешения отдельного, разового дела, после разрешения которого он прекращает существование (т. е. случайный суд, суд ad hoc). Третейский суд может быть институционным и постоянно действующим, когда заранее в установленном порядке сформирован состав третейских судей, и сторонам предоставляется возможность выбирать из объявленных лиц судью для своего дела.

В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях. Указанные суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления. Для образования постоянно действующего третейского суда организация должна принять соответствующее решение, утвердить положение о постоянно действующем третейском суде и список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

Третейские суды, представляющие собой общественные образования и не обладающие судебной властью, поскольку не осуществляют правосудие, успешно функционируют наряду с судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Потребность в третейской процессуальной форме защиты субъективных прав может возникнуть в случаях, когда спорящие стороны по тем или иным причинам не устраивает гражданская юрисдикция государства. Например, иностранные лица, проживающие в какой-либо стране, предпочитают возникший между ними юридический спор разрешать в третейском порядке, а не в официальном суде иностранного государства.

Третейское судопроизводство создано для рассмотрения и разрешения споров о праве и потому является исковым. Для него обязательны иск, истец, ответчик, исковые средства защиты права, что сближает производство третейских судов с гражданским процессом. Можно говорить о том, что третейское судопроизводство составляет подотрасль российского гражданского процессуального права. Это относиться только к третейским судам, созданным и действующим на основании отечественных законов. Власов А. А. Гражданское процессуальное право. С. 406.

Состав третейского суда регламентируется гл. 3 Закона "О третейских судах в РФ". В соответствии со ст. 8 "О третейских судах в РФ" третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда. Третейский судья не вправе разглашать сведения, ставшие известными ему в ходе третейского разбирательства.

Число третейских судей может определяться сторонами и должно быть нечетным. Если стороны не договорились об ином или правилами постоянно действующего третейского суда не определено число третейских судей, то избираются (назначаются) три третейских судьи. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)- ст.9

Формирование состава третейского суда производится путем избрания (назначения) третейских судей, в соответствии со ст. 10 Закона "О третейских судах в РФ". Полномочия третейского судьи прекращаются по соглашению сторон, в связи с самоотводом третейского судьи или отводом третейского судьи по основаниям, предусмотренным статьями 11 и 12 Закона "О третейских судах в РФ", а также в случае смерти третейского судьи, а также после принятия решения по конкретному делу. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)- ст.10

2. Проблемы экономических споров и их разрешение

2.1 Понятие экономических споров

Экономический спор - спор, возникающий из гражданских и иных правоотношений, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных законом, - другими организациями и гражданами.

Выделяют следующие виды экономических споров:

1) договорные, т.е. споры по поводу прав и обязанностей, возникших из договора. Эта самая большая группа экономических споров - ведь большинство прав и обязанностей субъектов хозяйственных отношений возникает именно из договоров;

2) преддоговорные, т.е. споры, связанные с заключением договора или определением его содержания. Они могут возникать только в тех немногочисленных случаях, когда в соответствии с законом заключение договора является обязательным для одной из сторон или когда стороны сами, по обоюдному согласию, решили передать свой спор на рассмотрение юрисдикционного органа. Во всех остальных случаях предмета для спора нет, так как одним из ведущих принципов регулирования договорных отношений является принцип свободы договора, в соответствии с которым никто не может быть принужден к заключению договора. Поэтому данная группа экономических споров немногочисленна;

3) внедоговорные, т.е. споры о правах и обязанностях, возникающих не из договоров и не по поводу их заключения. К ним относятся споры, связанные с нарушением права собственности, споры, возникающие из причинения вреда имуществу, споры о защите деловой репутации субъектов экономической деятельности, споры о товарных знаках и т.п.

В соответствии с Конституцией РФ - каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), гарантируется государственная защита прав и свобод (ч. 1 ст. 45), в том числе судебная защита (ч. 1 ст. 46).

В то же время в России и за рубежом все более актуальной становится тема альтернативного разрешения гражданско-правовых споров. Поиск альтернатив государственным судам для разрешения споров обусловлен рядом факторов, которые дифференцируются в зависимости от развития конкретного общества, государства, культуры, законодательства, устройства судебной системы, эффективности ее работы, степени развития и сложности экономических и иных отношений и других обстоятельств. Этому способствует недостаточная эффективность работы судебной системы при рассмотрении отдельных категорий дел, которая может заключаться в перегруженности судов, длительности судебного разбирательства, неквалифицированном рассмотрении дел, а также других недостатках, присущих судебной системе того или иного государства.

Часто можно слышать о том, что по этой причине граждане и юридические лица просто не хотят обращаться в суд соответствующей юрисдикции.

Формы защиты прав и законных интересов участников экономической деятельности можно подразделить на юрисдикционные и неюрисдикционные.

Юрисдикция - круг полномочий судебного или административного органа по правовой оценке конкретных фактов, в т.ч. по разрешению споров и применению предусмотренных законом санкций.

К юрисдикционным формам защиты можно отнести судебный порядок урегулирования спора, административный и иной порядок, при условии его установления на уровне федеральных законов. К неюрисдикционной форме можно отнести самозащиту, третейское разбирательство, разбирательство дел международными коммерческими арбитражами, досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров сторонами, посредничество, иные виды разрешения споров.

Споры и разногласия между участниками горизонтальных отношений могут решаться как в судебном так и в несудебном порядке. Несудебный порядок - путь переговоров, компромиссов. Обязательный досудебный порядок установлен на уровне федерального закона п.3 ст.4 Арбитражно-процессуального кодекса. Досудебный порядок обязателен в случае, когда он предусмотрен договором.

Это споры:

По перевозкам железных дорог, морским и авто транспортом;

По пересылкам почтовых отправлений и услугам связи.

Возникающие споры между участниками гражданских правоотношений могут быть урегулированы в судебном и в несудебном (путем компромиссного обсуждения) порядке.

Основными правовыми источниками в данной области права являются Арбитражный Процессуальный кодекс РФ (АПК РФ), ФКЗ "Об арбитражных судах РФ", Временное положение о третейских судах, Закон "О международном экономическом арбитраже" и др.

Рассмотрением споров между хозяйствующими субъектами занимаются суды:

а) суды общей юрисдикции

б) Конституционный суд

в) Арбитражный суд.

Арбитражный суд - орган, рассматривающий споры в сфере экономики и предпринимательства.

Критерии для определения подведомственности:

а) субъективный (кто является субъектами споров);

б) характер спора

Критерии определения подсудности:

а) уровень арбитражного суда

б) территория.

Виды подсудности:

а) родовая (объект и субъект спора);

б) территориальная:

Общая (иск предъявляется по месту нахождения ответчика);

Альтернативная (истец определяет гдже подать иск - в случае нескольких ответчиков по месту нахождения любого из них; если местонахождение ответчика неизвестно, то месту нахождения имущества или по последнему метонахождению ответчика; по месут заключения договора)

Исключительная (иски по праву собственности на недвижимость по месту ее размещения, перевозчику по местонхождению транспортной организации, иски гос. органов в субъектах РФ)

По связи дел (если из иска вытекает другой иск, то он рассматривается в том же суде);

Спор о банкротстве (по месту должника);

Договорная (по соглашению сторон определяется место рассмотрения спора).

Участниками споров могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели, иностранные граждане-предприниматели, международные организации, а также лица без гражданства.

Суды общей юрисдикции рассматривают споры:

а) возникающие из гражданских правоотношений, где одной из сторон выступает физическое лицо (потребительские отношения);

б) возникающих из трудовых отношений - между работодателем (организацией) и работником (физическим лицом)

в) возникающие из административных правоотношений в случаях, когда граждане оспаривают в судебном порядке действия организаций, нарушающих их права и свободы

г) споры с участием иностранных организаций, аппатридов, есл международным договором эти дела отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции. http://stroy.nm.ru

2.2 Разрешение экономических споров третейским судом

Возникающие между предприятиями, организациями, гражданами-предпринимателями экономические споры могут рассматриваться не только в арбитражных судах, но и в третейском суде. Порядок открытия третейских судов, их деятельность регулируются Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г. № 3115-I.

Процедура разрешения споров в третейских судах намного проще, чем в арбитражных. В третейских судах споры разрешаются более быстро. Расходы по ведению дела в них намного меньше, чем при рассмотрении таких же дел в арбитражных судах.

Постоянные третейские суды разрешено создавать биржам, торгово-промышленным палатам, другим организациям. О создании постоянно действующего третейского суда информируется соответствующий арбитражный суд, на территории которого расположен третейский суд.

Третейский суд может быть создан спорящими сторонами для рассмотрения конкретного спора. В этом случае стороны по своему усмотрению согласовывают порядок назначения третейских судей. Такой суд образуется в составе трех лиц (давших согласие на это) при отсутствии иного соглашения сторон. Каждая сторона назначает одного судью, а двое назначенных таким образом третейских судей сами избирают третьего третейского судью.

Третейские суды рассматривают споры, если спорящие стороны имеют письменное соглашение о передаче спора в третейский суд. Такое соглашение оформляется, как правило, в виде специальной оговорки (она называется арбитражной оговоркой) в тексте договора, заключаемого между сторонами. В тех случаях, когда оговорка не включена в договор, стороны могут заключить отдельное соглашение или обменяться письмами, телеграммами, факсами о том, что они передают спор на разрешение конкретного третейского суда. Обычно споры разрешаются по месту нахождения третейского суда. Обращение в третейский суд оформляется исковым заявлением, копия которого передается второй стороне - ответчику. Сторонам заблаговременно направляется уведомление о заседании третейского суда.

Непредставление ответчиком отзыва на исковое заявление, неявка на заседание сторон или их представителей, извещенных о рассмотрении дела, не являются препятствием к рассмотрению спора. Непредставление ответчиком отзыва на исковое заявление не может рассматриваться как признание требований истца.

При разрешении споров третейский суд руководствуется законами и иными нормативными актами, действующими на территории Российской Федерации, межгосударственными соглашениями, международными договорами. Суд применяет нормы права других государств в случаях, предусмотренных законодательством либо договором сторон. При отсутствии законодательства, регулирующего спорное правоотношение, суд обращается к законодательству, регулирующему сходные правоотношения, а при его отсутствии исходит из общих начал и здравого смысла.

Решение в третейском суде принимается большинством голосов его состава. Если сторонами достигнуто соглашение об урегулировании спора, в решении это должно быть учтено. Решение принимается в письменной форме, подписывается составом третейского суда, передается каждой стороне. Оно исполняется добровольно в сроки, установленные в нем. Если в решении срок не установлен, то оно исполняется немедленно.

В случае неисполнения ответчиком решения в установленный срок исполнительный лист на принудительное исполнение выдается арбитражным судом, на территории которого находится третейский суд. Заявление подается в течение месяца со дня окончания срока исполнения решения. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие неисполнение решения третейского суда, и доказательства уплаты государственной пошлины в сумме пятикратного минимального размера оплаты труда. Если спор разрешался постоянным третейским судом, то заявление передается в этот третейский суд, а уже данный суд с материалами дела передает его в арбитражный суд.

В том случае, когда конкретный спор разрешался третейским судом, созданным спорящими сторонами, заявление передается непосредственно в арбитражный суд по месту рассмотрения спора.

Исполнительный лист, выданный арбитражным судом на основании решения третейского суда, выполняется в принудительном порядке. http://www.advokatmamaev.ru/razreshenie_ekonomicheskikh_sporov

Согласно ст. ст. 2, 3 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" третейский суд может быть постоянно действующим или быть образованным сторонами для решения конкретного спора.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах.

Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Согласно ст. 3 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация - юридическое лицо:

· приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

· утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

· утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

Организация - юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда.

Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон.

К постоянно действующим третейским судам, в частности, относятся третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС), Морская арбитражная комиссия (МАК), образованные при Торгово-промышленной палате Российской Федерации

Согласно ст. 5 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. Это соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска.

Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.

Третейский суд разрешает споры на основании Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, международных договоров Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов (ст. 6 Закона).

Согласно ст. 2 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" третейским судьей является физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде.

Согласно ст. ст. 8, 9 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование, в случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда. Требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства.

Третейским судьей не может быть физическое лицо, не обладающее полной дееспособностью либо состоящее под опекой или попечительством, а также имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности. Третейским судьей также не может быть физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, не совместимых с его профессиональной деятельностью.

Стороны могут определить число третейских судей, которое должно быть нечетным. Если стороны не договорились об ином, то для разрешения конкретного спора избираются (назначаются) три третейских судьи.

Согласно ст. 10 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" формирование состава третейского суда производится путем избрания (назначения) третейских судей (третейского судьи). В постоянно действующем третейском суде формирование состава третейского суда производится в порядке, установленном правилами постоянно действующего третейского суда. В третейском суде для разрешения конкретного спора формирование состава третейского суда производится в порядке, согласованном сторонами.

Стороны третейского разбирательства несут расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде, которые включают:

· гонорар третейских судей;

· расходы, понесенные третейскими судьями в связи с участием в третейском разбирательстве, в том числе расходы на оплату проезда к месту рассмотрения спора;

· суммы, подлежащие выплате экспертам и переводчикам;

· расходы, понесенные третейскими судьями в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения;

· расходы, понесенные свидетелями;

· расходы на оплату услуг представителя стороной, в пользу которой состоялось решение третейского суда;

· расходы на организационное, материальное и иное обеспечение третейского разбирательства;

· иные расходы, определяемые третейским судом.

Размер гонорара третейских судей определяется с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного третейскими судьями на третейское разбирательство, и любых других относящихся к делу обстоятельств.

В постоянно действующем третейском суде размер гонорара третейских судей определяется составом третейского суда в соответствии со шкалой гонораров третейских судей, предусмотренной правилами постоянно действующего третейского суда, а при отсутствии таковой - с учетом требований п. п. 3, 4 ст. 15 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации". В третейском суде для разрешения конкретного спора размер гонорара третейских судей определяется по соглашению сторон, а при отсутствии такового - третейским судом для разрешения конкретного спора с учетом вышеуказанных требований.

Согласно ст. 16 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" распределение расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде, между сторонами производится третейским судом в соответствии с соглашением сторон, а при отсутствии такового - пропорционально удовлетворенным и отклоненным требованиям, о чем указывается в решении или определении третейского суда.

Согласно ст. 2 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" третейское разбирательство - это процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом.

Согласно ст. 17 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор, в том числе в случаях, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения. Для этой цели третейское соглашение, заключенное в виде оговорки в договоре, должно рассматриваться как не зависящее от других условий договора. Вывод третейского суда о том, что содержащий оговорку договор недействителен, не влечет за собой в силу закона недействительность оговорки.

Сторона вправе заявить об отсутствии у третейского суда компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор до представления ею первого заявления по существу спора. Сторона также вправе заявить о превышении третейским судом его компетенции, если в ходе третейского разбирательства предметом третейского разбирательства станет вопрос, рассмотрение которого не предусмотрено третейским соглашением либо который не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом или правилами третейского разбирательства.

Согласно ст. 18 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" третейское разбирательство осуществляется на основе принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон.

Правила третейского разбирательства - это нормы, регулирующие порядок разрешения спора в третейском суде, включающий правила обращения в третейский суд, избрания (назначения) третейских судей и процедуру третейского разбирательства.

Постоянно действующий третейский суд осуществляет третейское разбирательство в соответствии с правилами постоянно действующего третейского суда, если стороны не договорились о применении других правил третейского разбирательства. При этом правилами постоянно действующего третейского суда являются уставы, положения, регламенты, содержащие правила третейского разбирательства и утвержденные организацией - юридическим лицом, образовавшей постоянно действующий третейский суд.

Третейский суд для разрешения конкретного спора осуществляет третейское разбирательство в соответствии с правилами, согласованными сторонами.

Сторонами третейского разбирательства являются организации - юридические лица, граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя, физические лица (граждане), которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск.

Истец излагает свои требования в исковом заявлении, которое в письменной форме передается в третейский суд и должно отвечать требованиям к его содержанию. Оно должно быть подписано истцом или его представителем. Копия искового заявления передается ответчику.

Ответчик вправе представить истцу и в третейский суд отзыв на исковое заявление, изложив в нем свои возражения против иска, а также вправе до принятия решения третейским судом предъявить истцу встречный иск при условии, что существует взаимная связь встречного требования с требованиями истца, а также при условии, что встречный иск может быть рассмотрен третейским судом в соответствии с третейским соглашением.

Кроме того, если стороны не договорились об ином, ответчик вправе в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации потребовать зачета встречного требования.

Третейский суд, если стороны не договорились об ином, может по просьбе любой стороны распорядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, которые он считает необходимыми. Третейский суд может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с такими мерами.

Рассмотрение компетентным судом заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, и вынесение им определения об обеспечении иска или об отказе в его обеспечении осуществляются в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

Определение об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, может быть отменено компетентным судом, вынесшим это определение, по заявлению одной из сторон. Решение третейского суда об отказе в удовлетворении исковых требований является основанием для отмены компетентным судом обеспечительных мер.

Третейское разбирательство, если стороны не договорились об ином, осуществляется в заседании третейского суда с участием сторон или их представителей. О времени и месте заседания стороны заблаговременно уведомляются.

Если стороны не договорились об ином, то состав третейского суда рассматривает дело в закрытом заседании.

Подобные документы

    Основные особенности жилищного законодательства и гражданских дел, касающихся жилищных правоотношений. Жилищные споры: характеристика, классификация, структура. Процессуальные особенности рассмотрения жилищных споров в суде, их организация и защита.

    дипломная работа , добавлен 15.04.2011

    Разногласия и споры между физическими или юридическими лицами, а также между целыми государствами. Существенное отличие международных судов от арбитражей. Определение порядка процесса в арбитраже и его основные преимущества. Решения международных споров.

    доклад , добавлен 10.11.2013

    Рассмотрение экономических споров в третейском суде, способы передачи сторонами материалов в суд. Порядок образования и деятельности третейских судов, регулирование их деятельности в России. Значение адвоката в третейском суде, его права и обязанности.

    контрольная работа , добавлен 02.06.2009

    Полная характеристика разрешающих споров, которые вытекают из предпринимательской и иной экономической деятельности. Сущность и задачи арбитражных и третейских судов. Детальный анализ обязанностей сторон, заключивших между собой третейское соглашение.

    контрольная работа , добавлен 24.03.2015

    Компетенция и статус третейских судов при рассмотрении гражданских споров. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов. Производство по делам о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2007

    Налоговые споры как разновидность экономических споров. Общие признаки процессуальных отношений, которые складываются при разрешении налогового спора. Особенности налогового законодательства и судебная практика, способы защиты прав налогоплательщиков.

    контрольная работа , добавлен 28.04.2009

    Формы защиты нарушенных гражданских прав в административном порядке в Российской Федерации. Сущность арбитражного суда как органа, разрешающего споры в сфере предпринимательской деятельности. История судоустройства и производства экономических споров.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Система и структура арбитражных судов Российской Федерации. Понятие и система судов общей юрисдикции. Понятие третейского суда. Досудебный порядок урегулирования экономических споров. Третейский суд как один из способов альтернативного разрешения споров.

    дипломная работа , добавлен 06.01.2013

    Понятие, классификация, причины возникновения и стороны трудовых споров. Органы, рассматривающие трудовые споры. Судебная практика, порядок и сроки судебного рассмотрения индивидуальных трудовых споров, исполнение и обжалование решений по ним в суде.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2013

    Разрешение коллективных трудовых споров, конфликтов между работниками и работодателем в организации. Споры, связанные с выплатой заработной платы, предоставлением гарантий и компенсаций. Составление проекта мотивированного решения по трудовому спору.