Рец. на кн.: Л.Н

Используя опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада, отечественный опыт, учитывая исторические традиции и менталитет русского и других коренных народов России, а также геополитическое положение и природно-климатические условия нашей страны, принцип социального государства в его российской модели должен рассматриваться как методологический, как главный и определяющий принцип строения и всей системы деятельности государства. По сравнению с западными демократиями термин «социальный» предлагается использовать в данном случае не в узком, а в широком смысле слова. При такой трактовке понятие социального государства будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами. <...>

Государство обязано и за счёт собственных ресурсов и путём создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоёмких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленного и агропромышленного производства, фактическую замену крайне запущенной технологически и морально устаревшей коммунальной, строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры. <...>

Регулирование социально-экономических различий между социальными группам общества не только послужит утверждению социальной и политической стабильности, но и повысит платёжеспособный спрос населения, создаст дополнительные предпосылки для экономического развития. При этом постепенного сближения материального достатка различных социальных групп необходимо добиваться прежде всего посредством борьбы с бедностью, а не с благосостоянием.

Одной из важнейших составляющих социальной сферы должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан. <...>

Конечной целью развития социальной сферы социального государства должно стать утверждение принципа социальной справедливости.

(Гончаров П. К . Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель //
Социально-гуманитарные знания. - 2000, № 2. - С. 30–33)

С1 . Опираясь на текст, укажите основные источники формирования российской модели социального государства.

С3 . Какая составляющая, по мнению автора, должна стать важнейшей в социальной сфере? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера данной составляющей.

С4 . Конечной целью развития социальной сферы, как отмечает автор, должно стать утверждение принципа социальной справедливости. Укажите три проявления этого принципа.

Ответы:
С1. В качестве основных источников формирования российской модели социального государства могут быть указаны: опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада; исторические традиции России; менталитет русского и других коренных народов нашей страны; геополитическое положение России; природно-климатические условия нашей страны.

С2. Автор предлагает использовать термин «социальный» в широком смысле слова, поскольку при такой трактовке понятие «социальное государство» будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами.Социальное государство – государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности.

С3. Важнейшей составляющей в социальной сфере, по мнению автора, должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан.

В качестве примеров могут быть приведены: социальное страхование и обеспечение граждан и их семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (болезнь, возраст, инвалидность, безработица, несчастный случай и т. п.); оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий и т.д.; поощрительная и вспомогательная система, занимающаяся кредитованием лиц, стремящихся самостоятельно решать свои социальные проблемы в области строительства, приобретения жилья, отдыха, получения дополнительного образования и т. д.

С4. В качестве примеров могут быть указаны: гарантии для каждого человека на труд в соответствии с его способностями и квалификацией, на оплату труда в зависимости от его качества и количества, на возможность самообеспечения и повышения своего благосостояния; создание, в идеале, равных стартовых возможностей всем членам общества через систему образования, воспитания и социальной поддержки; обеспечение силами государственных и общественных институтов приемлемого уровня жизни для слабых слоёв и отдельных граждан, не имеющих возможности трудиться и самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень.

С5 проверяет умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.

Социальное государство - это более высокая ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества. Пожалуй, на сегодняшний день Скандинавские страны более чем другие воплощают на практике модель государства, о котором идет речь.

Признаки социального государства . Первое, что приходит на ум рядовому гражданину при упоминании термина «социальное государство», так это социальная защита неблагополучных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов и т. д.). Не будем этого отрицать, но все же возразим, что мощная социальная защита возможна лишь тогда, когда имеется для этого необходимый материальный потенциал. Вот почему в ряду признаков социального государства на первое место следует поставить те из них, которые касаются граждан, создающих богатства общества, а именно трудоспособных.

    Достойный уровень заработной платы трудоспособных граждан. Именно их трудом содержится государство и общество в целом, поскольку они являются основными налогоплательщиками. Одним словом, чтобы хорошо работать, надо иметь достаточные для этого, прежде всего материальные, стимулы.

    Высокий уровень удовлетворения людьми своих потребностей. Многие еще помнят советские времена, когда в карманах у людей были деньги, но на них практически ничего нельзя было купить - пустые полки магазинов, кругом очереди, порой даже за хлебом.

Если речь идет о физиологических потребностях, то должно быть хорошее питание (сбалансированное, качественное, достаточное по количеству). Все мы нуждаемся и в психологическом комфорте, а следовательно, хорошем времяпрепровождении как в период отпуска, так и в период между работой. Немаловажно для каждого и социальное общение. Есть у нас и политические потребности, а отсюда вытекает наличие у нас возможностей доводить до сведения власти свои интересы, чаяния и желания. Нельзя сбрасывать со счета потребности духовные, которые способна реализовать развитая сеть культурных учреждений.

    Мощная социальная защита нетрудоспособных слоев населения. Имеются в виду пенсионеры, инвалиды, дети, учащиеся, безработные, переселенцы, беженцы и т. д. Они должны получать пенсии и пособия в таком размере, чтобы не чувствовать себя ущербными членами общества и иметь возможность на достойном уровне удовлетворять свои потребности. При этом следует учитывать, что, например, пенсионеры в прошлом были активными членами общества и сполна вложили свой труд в его процветание.

    Хорошая система образования, здравоохранения и других социальных услуг. Образование - важный фактор продвижения личности вперед, здравоохранение - залог ее комфортного существования, удобство дорожного и транспортного обслуживания повышает динамизм личности. Это известно всем. Однако следует обратить внимание и на то, что деятельность в области государственного управления также относится к социальным услугам. Эффективный государственный менеджмент, т. е. осуществляемый в интересах людей, - важная характеристика социального государства.

    Минимизация социальных различий. В обществе существуют различные страты, в пределах которых имеются также различия возрастные, половые, профессиональные и др. И тем не менее по социальному положению, т. е. значимости для общества, а отсюда и по положению имущественному, все же резких различий не должно быть. Понятно, что напряженность работы, допустим, министра гораздо выше, чем у большинства работников. Но как бы чувствовал себя тот же министр, если бы в подъезде, где он проживает, никто не убирал? Считается допустимым, если доход высшего и низшего слоев общества различается примерно в шесть раз, но никак не в десятки раз, как это пока имеет место в России.

    Реализация социальной справедливости. Социальную справедливость в упрощенном варианте можно определить, как соответствие того, что человек дает обществу, тому, что он от него получает. Много копий сломано на этот счет. Однако большинство согласятся с тем, что вряд ли справедливо, когда значительные богатства, накопленные многолетним трудом всего российского народа, вдруг в одночасье оказались в руках расторопных дельцов - олигархов. Или разница в заработной плате рядового рабочего и директора предприятия в сто и более раз, что совсем не свидетельствует о социальной справедливости.

    Мирное разрешение социальных конфликтов. Конечно, желательно до конфликтов все же не допускать, И тем не менее совсем избегать их не удается. Например, большое число фермеров США и Европы в течение многих лет выращивали продукцию для России (зерно, кур, цветы и др.). Однако Россия в последнее время по многим позициям отказывается от экспорта. Фермеры зарубежных стран проявляют недовольство и склонны бастовать. Правительства этих стран вынуждены рассматривать вопрос о выделении им субсидий, что, понятно, сразу может отразиться на других слоях населения. Однако это все же лучший вариант разрешения социального конфликта, нежели битье витрин или блокирование железных или автомобильных дорог возмущенными фермерами.

    Воплощение в жизнь нравственных предписаний общества. Благотворительность, милосердие, альтруизм и другие явления бескорыстной помощи людей друг другу становятся нормой жизни, а не экзотическим явлением, не говоря уже о неукоснительном и привычном соблюдении всеми норм морали в своем поведении.

Социальное государство - это государство благосостоятельных людей, в котором формальное равенство граждан постепенно становится равенством фактическим.

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО - особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизацию отношений государственных институтов и общества.

Процесс возникновения и становления социального государства можно анализировать на следующих уровнях: на научном - как идею и ее развитие в ряде концепций, на нормативном - как конституционный принцип, закрепленный в Основных законах все возрастающего числа стран, на эмпирическом - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

Понятие “социальное государство” было выдвинуто немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815-90), чья теория социального государства сложилась под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин и в результате анализа развития капитализма в Германии. Он считал, что функции государства заключаются в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном, или социальном, государстве. Либеральную концепцию социального государства развил Фридрих Науманн. Либералы ставили перед государством задачу не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально, и морально поднять низшие классы с помощью широких социальных реформ.

Наиболее радикальную теоретическую концепцию социального государства выдвинул в 1879 немецкий экономист Адольф Вагнер, сторонник государственного и христианского социализма. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в “государство культуры и всеобщего благоденствия”, огосударствление железных дорог, горных предприятий, банков и страховых организаций, интеграцию рабочего класса в государство в противовес идеям классовой борьбы, политических и социальных революций. Мощным толчком для дальнейшего развития теории и практики социального государства послужили мировой экономический кризис 1929-33 гг. и 2-я мировая война. “Новый курс” президента США Ф. Рузвельта включил в себя законодательное закрепление права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, общегосударственные мероприятия по борьбе с безработицей, помощь фермерам, решительные шаги в направлении социального обеспечения, ликвидации детского труда и сокращения рабочего дня, введения пенсии по старости.

Особую роль в создании в западных странах социального государства сыграл т. н. “План Бевериджа”, представленный в кон. 1942 британскому парламенту председателем одного из его комитетов У. Бевериджем и начавший осуществляться лейбористским правительством с 1945. План предусматривал новую организацию всей системы социального обеспечения через расширение социального страхования вплоть до охвата им почти всех граждан государства, а также через гарантию единого национального среднего дохода, которого хватало бы на скромное поддержание жизни. Ядром плана была тесная связь социальной политики с государственной экономической политикой, нацеленной на обеспечение полной занятости. Кроме того, предусматривались создание безвозмездной, доступной всем гражданам государственной системы здравоохранения, контроль за заработной платой и ценами, постепенное устранение частной собственности на средства производства и другие меры. План Бевериджа был использован в социальной деятельности послевоенных правительств Бельгии, Дании и Нидерландов, при создании современной системы социального обеспечения Швеции, послужил моделью при обсуждении вопросов социально-политического развития и в послевоенной Германии.

После 2-й мировой войны начался качественно новый этап в развитии социального государства - его возведение в конституционный принцип, интерпретация как особого типа государства. Вскоре после войны социальное государство в качестве конституционного принципа было зафиксировано в конституциях Японии, ФРГ, Франции, Италии, а позднее, в 70-е гг., Испании, Португалии, Швеции.

В настоящее время все развитые страны мира в большей или меньшей степени де-факто являются социальными государствами.

Успешное функционирование современного социального государства возможно лишь на основе высокоразвитой, эффективной, социально ориентированной экономики. В экономической политике социальное государство должно сочетать и меры государственного регулирования, поощрение конкуренции и развитие личной инициативы граждан по обеспечению своего собственного благосостояния.

В политической сфере необходим консенсус главных политических сил относительно основных целей и задач развития данного общества, сложившаяся система деятельности социальных институтов. Это позволяет обеспечивать преемственность социальной политики государства в случаях демократической смены правящих партий, правительств и высших государственных должностных лиц.

Духовная атмосфера в социальном государстве должна характеризоваться развитым чувством гражданственности, социальной солидарности и гуманизма.

Чрезвычайно важный аспект конституирования и деятельности социального государства, особенно в случае его федеративного устройства, представляет собой его региональное измерение. Отражение принципа социального государства в конституции той или иной страны проявляется не только в определении целей и задач такого государства, но и в наделении его соответствующими полномочиями и компетенцией.

Конечной целью развития социальной сферы социального государства должно стать утверждение принципа социальной справедливости, которая в данном контексте будет означать, во-первых, гарантии для каждого человека на труд в соответствии с его способностями и квалификацией, на оплату труда в зависимости от его качества и количества, на возможность самообеспечения и повышения своего благосостояния; во-вторых, создание, в идеале, равных стартовых возможностей всем членам общества через систему воспитания, образования и социальной поддержки; переход от политического и правового равноправия граждан к их социальному равноправию; в-третьих, обеспечение силами государственных и общественных институтов приемлемого уровня жизни для слабых слоев и отдельных граждан, не имеющих возможности трудиться и самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень.

Социальное государство. Это - демократическое государство, служащее интересам общества, обеспечивающее социальную ориента­цию развития рыночной экономики, проводящее активную, сильную и эффективную социальную политику, направленную на реализацию принципов социальной справедливости, социальной защищенности, социального партнерства и социальной солидарности членов общества, на повышение или стабильное обеспечение жизненного уровня населе­ния, защиту и осуществление прав и свобод граждан, создание современных систем здравоохранения, образования и социального обеспече­ния, поддержание неимущих и малоимущих социальных слоев, на предотвращение и разрешение социальных конфликтов и т.д.

Понятие «социальное государство» широко вошло в оборот срав­нительно недавно. В конституционном законодательстве оно впервые появилось в конституциях ряда западноевропейских стран (Италии, ФРГ, Франции и др.) послевоенного периода. Это, как уже отмечалось выше, было связано с серьезным усилением в этот период роли госу­дарства в решении социально-экономических проблем. Сегодня о со­циальном государстве речь идет в конституциях многих не только за­падноевропейских, но и восточноевропейских (включая Россию), ряда азиатских (например, Турция), латиноамериканских и других стран. О конкретных проявлениях социальной сущности и социальной роли современного демократического государства уже было немало сказано при характеристике конституционных основ экономического строя и социальной системы (см. § 1, 2 и 5 гл. 3) и статуса личности (см. § 3, 5, 6 гл. 4). Здесь же важно рассмотреть социальное государство как целое, его наиболее типичные черты и проявления в организации, политике и практической деятельности. В целом ряде конституций (например, в ст.1 Конституции Испании, ст.20 Основного закона ФРГ, ст. 1 Кон­ституции Франции, ст. 1 конституций Украины, Белоруссии, Казах­стана, Армении и др.) государство прямо провозглашается социаль­ным, а затем уже содержание этого положения раскрывается в тексте многих более конкретных их статей. Но значительно чаще (даже без такого общего провозглашения) само содержание конституции красно­речиво свидетельствует о социальном характере государства.

Наглядным примером в последнем случае может служить Консти­туция Португалии, в которой ставится цель построения «свободного, справедливого и солидарного общества» (ст.1), среди основных задач государства закрепляется гарантия основных прав и свобод, способствование повышению благосостояния и качества жизни народа и реаль­ному равенству между португальцами, а также осуществлению эконо­мических, социальных и культурных прав посредством преобразова­ния и модернизации экономических и социальных систем, защита и повышение ценности культурного наследия португальского народа, ох­рана природы и окружающей среды, сохранение природных ресурсов и обеспечение правильного распоряжения территорией и др. (ст. 9). И многие другие статьи данной Конституции, особенно посвященные основным правам и свободам человека, социально-экономической ор­ганизации общества и социальной политике государства, убедительно свидетельствуют о несомненно социальном характере португальского государства. То же можно сказать и о шведском конституционном за­коне «Форма правления», где напрямую не говорится о социальном государстве, но указывается, что различное личное, экономическое и культурное благосостояние частных лиц должно быть основной идеей деятельности государства, которое обязано обеспечить всем право на труд, жилище и образование, а также содействовать социальному обес­печению, безопасности и хорошим условиям жизни (§ 2). В этом и других конституционных актах страны также закрепляются широкие права и свободы человека и гражданина и обязанности государства, в том числе и в социальной области.

В Конституции Ирландии при определении основных принципов социальной политики, в сущности, раскрывается содержание понятия «социального государства» (ст.45). Это - государство, содействующее благосостоянию всего народа, защищающее и обеспечивающее по воз­можности социальный порядок, в котором справедливость и благотво­рительность должны вдохновлять все институты государственной жизни. В частности, политика в таком государстве должна быть направ­лена на обеспечение того, чтобы: а) граждане могли посредством своих занятий найти средства для разумного обеспечения своих домашних потребностей (при этом мужчины и женщины в равной степени имеют право на соответствующие средства существования); б) собственность и управление материальными ресурсами общества могли бы быть рас­пределены между частными лицами и различными классами для луч­шего содействия общему благу; в) свободной конкуренции не было позволено развиваться так, чтобы был нанесен общий вред в результате концентрации собственности и управления основными потребностями немногими индивидами; г) распоряжение кредитом имело бы постоян­ной и преобладающей целью благосостояние народа в целом; д) на определенной территории можно было обеспечить экономическое благосостояние такого возможно большого числа семей, которое при дан­ных обстоятельствах представляется возможным. И далее речь идет о том, что государство должно: покровительствовать и при необходимос­ти поддерживать частную инициативу; прилагать усилия, чтобы част­ное предпринимательство своими действиями обеспечивало разумную эффективность производства и распределения товаров и защищало на­селение от несправедливой эксплуатации; охранять экономические ин­тересы слабых слоев общества, а при необходимости участвовать в поддержке слабых, вдовых, сирот и пожилых; прилагать усилия, чтобы силами и здоровьем работников не злоупотребляли и чтобы граждане не имели нужды из-за экономической необходимости заниматься тем, что не подходит для их пола, возраста и силы.

В отличие от прошлого, современное социальное государство обыч­но берет на себя обязанность обеспечения не отдельных, сравнительно частных социально-экономических прав и свобод, а их более или менее широкой и целостной системы, а также их реального гарантирования. Сюда относится то или иное конституционно-правовое регулирование отношений между трудом и капиталом, социальных функций частной собственности, свободы экономической деятельности, повышения жизненного уровня населения, борьбы с безработицей, охраны семьи, материнства и детства, развития образования, здравоохранения, соци­ального обеспечения, экологической безопасности и др. Решение этих задач достигается на основе социальной ориентации всей многосторон­ней деятельности государства, а не только благодаря его собственно социальной политике, в том числе и особенно путем социальной ори­ентации в развитии рыночной экономики.

В действительно, а не номинально социальном государстве человек вправе требовать от него обеспечения соответствующего прожиточного минимума, а такое государство возлагает на себя обязанность обеспе­чения ему нормальных условий существования, включая предоставле­ние серьезных льгот при пользовании жильем, коммунальными услу­гами, системами трудоустройства, здравоохранения, образования, со­циального обеспечения и др. Такое государство и в условиях рыночной экономики обычно проводит цикл мер, частично ограничивающих в данной области свободу экономической деятельности (например, регу­лирование цен, налогов, страхования и т.д.) Нет сомнения, что реали­зация концепции социального государства позволила серьезно осла­бить в последние десятилетия социальную напряженность в западных странах, резко снизить влияние левацкого радикализма на основе рас­ширения среднего класса, сближения уровня и условий жизни низшего класса со средним, сужения круга нищих и т.д. Наиболее наглядно это проявилось в резком спаде забастовок в них.

В некоторых конституциях демократических стран (Италии, Испа­нии, Бразилии, Португалии и др.) говорится о социальном равенстве или о «реальном равенстве между португальцами» (ст. 9 Конституции Португалии). Речь идет не о равноправии как о правовом равенстве, т.е. равенстве всех перед законом и судом, которое признается в любой демократической стране, а о более широком, социальном равенстве. Вместе с тем эти положения нельзя понимать так, что социальное госу­дарство ставит перед собой утопическую задачу достижения полного социального равенства, о которой речь идет в марксизме-ленинизме. Из контекста соответствующих конституционных норм совершенно ясно следует, что одной из задач социального государства является содействие сглаживанию имеющегося социального неравенства, пре­одолению его крайних форм (в том числе путем расширения круга мелких и средних собственников), поскольку такое неравенство слу­жит препятствием на пути реализации прав и свобод личности.

Так, в ст. 3 Конституции Италии перед государством ставится за­дача «устранять препятствия экономического и социального порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, меша­ют полному развитию человеческой личности и эффективному учас­тию всех трудящихся в политической, экономической и социальной организации страны». Конституция Испании провозглашает равенст­во, наряду со справедливостью и политическим плюрализмом, одной из трех высших ценностей своего правопорядка (ст. 1), а в ст. 9 обязы­вает государственную власть «создать эффективные условия, при ко­торых свобода и равенство людей и образованных ими групп становят­ся реальными, помогают преодолеть препятствия и оказать содействие участию всех граждан в политической, экономической, культурной и социальной жизни». В ст. 9 Конституции Португалии говориться, что одной из основных задач государства является способствование повышению благосостояния и качества жизни народа и реальному равен­ству между португальцами.

Одним из признаков современного государства является утрата им жесткой классовой организации. Различные классы постепенно растворяются в общей социальной организации гражданского общества, возникает все больше возможностей для перехода людей из одного класса в другой. Государство перестает быть орудием обеспечения классового господства, а следовательно, утрачивает полностью свой эксплуататорский характер. На смену эксплуататорскому приходит социальное государство.

Сущностью этого типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие "гражданское общество". Принципиальное его отличие от предшествующих типов эксплуататорского государства состоит в том, что основной его целью является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не отдельной его части. Такое государство построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности, приоритете прав человека перед интересами иных участников общественных отношений (хозяйствующих субъектов, государственных органов, должностных лиц и т.д.).

Неотъемлемым элементом социального государства является парламент, в котором равноправно представлены все социальные группы населения данного государства.

Одной из черт современного государства является повышенная забота о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых. В их интересах устанавливаются государственные пособия и субсидии, пенсии и дотации.

В свою очередь, проблема поддержки социально незащищенных категорий населения непосредственно связана с участием государства в управлении экономикой страны. Дело в том, что современное государство - это рыночное государство. Суть рыночной экономики сводится к свободному товарообмену, признанию незыблемости частной собственности и законных интересов собственника, свободе труда и частного предпринимательства.

В условиях рыночной экономики основным регулятором общественных отношений выступают законы рынка, и главный из них - закон соотношения спроса и предложения. В соответствии с этим законом формируются цены на товары и услуги, в конечном счете - определяется уровень жизни населения страны. Падение спроса на отдельные товары заставляет предпринимателя повышать качество продукции, снижать затраты на ее изготовление, поддерживать развитие науки и техники путем создания новых, более современных, пользующихся большим спросом изделий и продукции. Примером такой погони за удовлетворением потребительского спроса в современном государстве служит, например, развитие автомобильной промышленности в ведущих странах мира (США, Японии, ФРГ, Италии, Франции и др.).

Социальное государство

Внутренние функции

Внешние функции,

1. Хозяйственно-организаторская функция (организация производства, поощрение предпринимательства, управление внутренней торговлей)

1. Защита государственных границ, организация таможни, решение иных вопросов национальной безопасности

2. Взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет

2. Дипломатические и торгово-экономические отношения с другими странами, участие в деятельности международных и межгосударственных организаций

3. Управление образованием, наукой, культурой

3. Культурный, научный и информационный обмен с другими государствами

4. Забота о личности и в первую очередь поддержка и помощь социально незащищенным слоям населения (социальная функция)

4. Борьба за мир, разоружение, неприменение силы в отношениях между государствами и народами, обуздание агрессоров

5. Защита прав, свобод и законных интересов граждан

5. Участие в международном контроле за обеспечением прав, свобод и законных интересов граждан во всех странах мира

6. Охрана правопорядка, наказание преступников и иных лиц, совершивших противоправные поступки

6. Участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем

Но парадокс современного общества состоит в том, что рыночные отношения развиваются тем лучше, чем меньше государство ограничивает свободу участников этих отношений. Однако в рыночных отношениях (частном предпринимательстве) участвуют далеко не все члены общества. Значительная часть населения страны продолжает работать в так называемой бюджетной сфере экономики, то есть в учреждениях и организациях, содержащихся за счет государства. В разных странах количество людей, занятых в этой сфере, различно. Но есть такие сферы общественной жизни, которые не могут быть переданы в область частных интересов: охрана общественного порядка и борьба с преступностью (организация и содержание полиции, судов, тюрем), оборона страны (комплектование армии, производство отдельных видов вооружения) и некоторые другие сферы общественной жизни.

Есть также категории населения, которые не могут быть участниками рыночных отношений не по причине их занятости в бюджетной сфере, а в связи с их общей неспособностью к занятию производительным трудом наряду с другими гражданами. Речь идет о названных выше социально незащищенных категориях населения: детях, инвалидах, престарелых. В интересах этих людей, а также в целях содержания бюджетной сферы производства государство вмешивается в рыночные отношения, перераспределяя доходы от наиболее состоятельных категорий населения к менее состоятельным и изымая средства на пополнение государственного бюджета. Таким образом, в условиях современного социального государства сохраняется традиционная внутренняя функция государства - сбор налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

Конечно, Российскую Федерацию сегодня вряд ли можно в полной мере отнести к такого типа государствам. Однако тенденция к этому прослеживается хотя бы в попытках конституционного закрепления многих из перечисленных признаков государства данного типа. Поэтому представляется правомерным назвать Россию страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству.

Выполняет социальное государство и целый ряд традиционных регулятивных и охранных функций: поддержание общяственного порядка, наказание преступников, разрешение споров и конфликтов, защита от внешней опасности и др. Однако соотношение функций охранных (подавления) и регулятивных по сравнению с эксплуататорским государством меняется в сторону прогресса.

Таким образом, современное социальное государство - это институт, направленный на организацию нормальной жизни и развития всего общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри государства, так и за его пределами. Необходимо отметить, что государство не утрачивает полностью своих карательно-репрессивных функций, но применяет их лишь в крайнем случае, в отношении узкого круга лиц, нарушающих права и свободы граждан, а также против государств-агрессоров и деспотических режимов, нарушающих права и свободы собственных народов.

В связи с анализом сущности социального государства представляется необходимым обратиться к рассмотрению государства социалистического, до недавнего врмени существовавшего в нашей стране. Несмотря на этимологическую близость названий этих государств, их сущность представляет собой яркую противоположность, хотя исторические корни их происхождения имеют некоторую близость.

Одним из признаков вступления человечества в эпоху цивилизованного развития явились попытки сознательного преобразования общественного и государственного устройства в соответствии с определенными теоретическими концепциями, созданными учеными-философами, юристами, теологами и др. Начиная осознавать пороки и недостатки эксплуататорского государства, отдельные выдающиеся представители науки пытались создать концепции, направленные на совершенствование человеческой жизни, устранение недостатков в развитии основных ее институтов.

Одной из концепций такого развития стало социалистическое учение. Зародившись почти одновременно в различных странах (Франции, Италии, Германии, Великобритании), это учение имеет множество школ, оттенков, самостоятельных ветвей и направлений развития. Одной из наиболее своеобразных моделей общественного развития в рамках этого учения в современных условиях является так называемая шведская модель социализма. Значительным своеобразием отличалась так называемая советская модель, длительное время существовавшая в СССР и странах Восточной Европы.

Теоретическая модель социалистического государства восточноевропейского типа была заложена работами К. Маркса и Ф. Энгельса, отстаивавшими идею построения единого общепланетарного государства трудящихся, первыми шагами которого были установление диктатуры пролетариата, свержение власти буржуазии, отмена частной собственности на орудия и средства производства, замена ее общественной собственностью, исключение эксплуатации человека человеком, уравнительное распределение средств, коллективизм в организации производства и общественной жизни. Конечной целью общественного развития, по К. Марксу, было построение коммунизма, то есть такого общественного строя, основой которого явилась бы высочайшая производительность труда, обеспечивающая распределение жизненных благ между людьми в соответствии с их потребностями.

Одним из фундаментальных недостатков данной теории было то, что, дав блестящую критику современного им домонополистического капиталистического общества и государства, К. Маркс и Ф. Энгельс лишь в общем плане наметили прообраз будущего общественного устройства, не показав путей его реального достижения. Их теория страдала и целым рядом существенных недостатков принципиального характера. Так, причиной эксплуатации человека человеком эти философы считали наличие частной собственности. Они отрицательно относились к федеративному устройству государства, проповедовали идею отмирания ("засыпания", по образному выражению Ф. Энгельса) государства и т.д. Причиной этих ошибок явилось чрезмерное их увлечение теорией классовой борьбы, интересам которой были подчинены все помыслы этих, безусловно, выдающихся мыслителей XIX в.

Существенный вклад в развитие учения К. Маркса и Ф. Энгельса внес В. И. Ленин, на практике воплотивший целый ряд идей социалистического учения, относящегося к крайне левым взглядам политического спектра. В частности, исходя из возможности победы социализма в одной, отдельно взятой стране, В. И. Ленин создал теорию государства диктатуры пролетариата, блестяще воплотив ее в результате Октябрьского (1917 г.) вооруженного восстания в России " стране, слабо подготовленной не только к социалистическим, но и даже к буржуазным преобразованиям. Построение социализма в СССР сопровождалось подменой диктатуры пролетариата диктатурой партийно-государственной номенклатуры, введением уравнительного распределения доходов, созданием командно-административной системы управления экономикой, огосударствлением собственности, введением моноидеологии, ограничением демократии и т.д. Дальнейшее развитие страны шло по пути усиления авторитарного режима, вульгаризации социалистических и коммунистических идей, усиления фискальных и карательных функций государства, вооруженного противостояния "идеологическим" противникам в лице "капиталистических" стран, превращения государства в авторитарно-эксплуататорское.

В то же время большинство стран мира идет по пути реализации социалистических идей, но не левацкого, а либерально-демократического толка (лат. libere - свободный). Сама по себе социалистическая идея привлекает к себе все больше сторонников, о чем можно судить по расширению политического представительства социалистических партий в парламентах и правительствах развитых стран мира. Однако существенное отличие описанного выше социального государства от социалистического, особенно "советского" типа, состоит именно в наличии либерально-демократической модели развития.

Либерально-демократическое общество основано на невмешательстве государства в жизнь человека и всего гражданского общества в целом. Одним из его принципов является идейный и политический плюрализм, в соответствии с которым граждане вправе самостоятельно осуществить демократический выбор того политического режима и типа общественного устройства, который им в наибольшей степени по душе. Возможность подобного выбора позволяет скорректировать недостатки, имеющиеся в любой (не только в социалистической) модели общественного и государственного развития, подчинить государство через институты непосредственной и представительной демократии интересам всего общества, всего народа.

Естественно, что чем более демократическим и свободным является общество, тем более сильным, устойчивым и стабильным должно быть государство, обеспечивающее нормальное его существование и защиту. Однако такое государство не может не быть социальным, демокрагическим, правовым (перечисленные признаки более подробно будут рассмотрены ниже).

Автор утверждает, что государство обязано своим рождением войнам и захватам. Используя обществоведческие знания, привлекая знания из курса истории, кратко охарактеризуйте любые две иные точки зрения на причины возникновения государства.

Что королевская власть есть непосредственное следствие завоеваний и переселений, создавших государство, - несомненный исторический факт. Вплоть до Французской революции, разрушившей старый порядок, почти все европейские троны были заняты потомками первоначальных завоевателей Европы. Основатели государств, несомненно, были людьми, обладавшими не одними военными дарованиями, но и способными в деле управления людьми.

Пост вождя военной дружины был выборным (конечно, не в современном значении слова). Но для установления прочной монархии наследственность была необходима. Для человеческой натуры свойственно передавать свои права и преимущества своим детям. И первые короли употребляли немало усилий для упрочения своей династии. Мечты о возможной выборной монархии - утопия. По мнению защитников этой теории, при свободе выборов на троне окажется лучший человек страны. Но это не так.

Первоначально установилась не современная наследственность от отца к сыну, а патриархальная, то есть королю наследовал старейший из королевского рода. Сделавшись наследственной, монархия стала прочным учреждением. Еще более упрочил королевскую власть союз с церковью. Король все время находился под охраной церкви и был окружен священнослужителями.

Когда военачальник превратился в короля, то группа его ближайших последователей (дружинников) превратилась в королевский совет. Постепенно утвердилось мнение, что хороший король должен как можно чаще обращаться к своему совету и прислушиваться к его мнению.

Захватив территорию, завоеватель, прежде всего, стремился установить правильный сбор дани (в дальнейшем она превратилась в налоги) с ее жителей в виде определенной части урожая. Короли также отбирали в свою пользу земли и сдавали их своим арендаторам за определенную плату; присваивали себе права на рыболовные промыслы, рудники, леса, богатые дичью.

Конечно, завоеватель не мог ограничиться одними податями. Для охраны страны и своей власти королю нужна была сильная резервная армия, способная быстро собраться для отражения надвигающейся опасности. И короли устанавливали правило, обязывающее всех лиц, способных носить оружие, являться по первому зову на защиту страны. Монархия с самого своего основания поручила охрану мира и спокойствия своим представителям, имевшим весьма широкие полицейские права.
(Э. Дженкс)

Читайте также:
  1. Melior condicio nostra per servos fieri potest, deterior fieri поп potest (D. 50.17.133). - Наше положение может становиться лучше при помощи рабов, но не может становиться хуже.
  2. А. Положение основных слоев российского общества в пореформенное время
  3. Б- положение той же самой точки Р характеризуется двумя другими числами, если я стою на прежнем месте, но повернулся в сторону.
  4. БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ И БЮДЖЕТНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОТРЕБИТЕЛЯ. ВЛИЯНИЕ ДОХОДА И ЦЕН НА ПОЛОЖЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ЛИНИИ.
  5. В классической логике каждое суждение понимается либо как истинное, либо как ложное. Это положение получило название принципа двузначности.
  6. В память о Харитоне и Дмитрии Лаптевых море, простирающееся от Таймыра до Новосибирских островов, берега которого первыми исследовали братья, назвали морем Лаптевых.

(1)Глобализация, по мнению ряда авторов, для осуществления своих целей должна разрушить традиционные устои, традиционную социальность, традиционную культуру. (2) Считаем, что это своего рода постсоциальное объединение людей и в этом смысле трудно говорить о каких-то связях глобализации с культурой как таковой. (3) Глобализация заменяет собственно культуру цивилизационным ее стимулятором – индустриально производимой массовой культурой. (4) Представляется, что глобализация не предполагает какого-либо интереса к проблемам культуры и духовности человека.

Определите, какие положения текста носят:

А. фактический характер

Б. характер оценочных суждений

33. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен
ряд слов.

«________ (1) современные ученые называют процесс форми­рования единого человечества. Происходит активное развитие

мировой экономики и мировой системы (2), внедряются

единые представления об оптимальном социально-политическом

устройстве, распространяется______________ (3). Глобализация - (4)

процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, проис ходит становление (5) общества, с другой - обостряются

экономические разногласия стран Запада со странами «третьего
мира», обостряется проблема (6)».

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые не­обходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именитель­ном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в спис­ке больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

A) диалог культур
Б) разделение труда

B) общество

Г) глобализация Д) противоречивый Е) массовая культура Ж) сельское хозяйство 3) информационное И) компьютер

34. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение ко­торого пронумеровано.

(1)Группа ученых во главе с А. Печчеи организовала так на­зываемый Римский клуб - международную неправительствен­ную организацию, цель которой - изучение проблем современ­ного мира. (2)Обострение глобальных проблем свидетельствует, по мнению ряда специалистов, о кризисе современной цивилиза­ции. (З)Другие же считают, что попытки разрешить глобальные проблемы укрепляют единство стран и народов. (4)В работе Рим­ского клуба принимают участие специалисты из разных стран.



Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

ЧАСТЬ С

Ключи от будущего

XXI век глобализации и информатизации не только открывает но­вые возможности экономического роста, социального прогресса, уре­гулирования межгосударственных конфликтов, но также повышает уязвимость человека, создает вызовы, ответы на которые не под си­лу частному капиталу и требуют как международных усилий, так и национальной политики повышения устойчивости общества, соци­альной защищенности каждого человека к воздействию внешних и внутренних угроз, превращения социальной составляющей в ключе­вой элемент государственной стратегии.

Осознание необходимости ответственности государства за экономиче­скую и социальную защищенность каждого его жителя стало доми­нирующей тенденцией развития в прошлом столетии... Опыт разных стран показывает, что обеспечение социально-экономических гаран­тий населению является не только условием социальной стабильно­сти, но также важнейшим фактором трудовой мотивации, расшире­ния налоговой базы, увеличения потребительского спроса населения; повышения конкурентоспособности трудоспособных, но уязвимых на рынке труда граждан; более полного использования трудового, ин­теллектуального, творческого потенциала страны, а значит, не только следствием, но и фактором ее экономического роста. Уровень развития интеллектуального потенциала и качество «чело­веческого фактора» стали важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность современных национальных экономических систем. Образование и состояние здоровья населения, квалификация трудовых ресурсов, наличие передовых научных школ определяют степень использования, восприимчивость тех или иных стран к дос­тижениям научно-технического прогресса.



Соответственно, страны, не способные обеспечить адекватные стан­дарты образования и качество жизни своему населению, реальные гарантии на удовлетворение базовых прав личности, оказываются не в состоянии выдерживать требования современной конкурентной борьбы.

В России, несмотря на определенные позитивные сдвиги в динамике макроэкономических показателей, не снижается острота таких про­блем социальной сферы, как крайне высокая дифференциация насе­ления по уровню доходов и заработной платы; чрезвычайно низкий уровень заработной платы, пенсий, т.е. доходов, связанных с ны­нешней или прошлой трудовой деятельностью, которые не обеспечи­вают для значительной части населения даже доход на уровне про­житочного минимума; не говоря уже о размерах минимальной заработной платы, не выполняющей свои экономические и социаль­ные функции.

Такая ситуация является тормозом развития внутреннего спроса, расширения налоговой базы, не говоря уже о бедственном положе­нии населения...

Несмотря на то, что в последние годы в России наметились позитив­ные сдвиги в направлении социальной ориентации бюджетных ассигнований, на сегодняшний день главным приоритетом бюджетной политики остаются платежи по государственному долгу (35,9% рас­ходной части федерального бюджета на 2002 г.). в то время как рас­ходы на социальную лолитику составляют всего 27,5% (в США иа социальные статьи приходится около 2/3 федерального бюджета)... Движение к «социальному государству» (каковым объявила себя Российская Федерация согласно статье 7 Конституции) обязывает принципиально усилить социальную ориентацию бюджета и кон­троль за ее исполнением.

1) с одной стороны, процессы глобализации и информатизации от­крывают новые возможности экономического роста и социального прогресса, урегулирования межгосударственных конфликтов; 2) с другой стороны, эти процессы повышают уязвимость и соци­альную незащищенность человека перед новыми угрозами в ус-ловияхг нестабильного общества.

2. В тексте отмечено значение обеспечения социально-экономических гарантий населения как фактора экономического роста в стране. Подтвердите четырьмя примерами это влияние.

В ответе должно быть отмечено, что обеспечение социально-экономических гарантий населению выступает: 1) условием социальной стабильности; 2) фактором трудовой мотивации; 3) причиной расширения налоговой базы; 4) условием увеличения потребительского спроса; 5) фактором повышения конкурентоспособности населения.

З. Перечислите, опираясь на текст и обществоведческие знания, три государственные меры, направленные на обеспечение социальной защищенности и развитие человеческих ресурсов страны.

В ответе могут быть названы: 1) законодательное установление минимального размера оплаты труда; 2) меры по обеспечению занятости населения; 3) меры по социальной поддержке малоимущих слоев населения; 4) гарантии расширения доступности образования и медицинских услуг.

4. Автор подчеркивает необходимость усиления социальной направ­ленности бюджетной политики Российского государства. Назовите три направления расходов государственного бюджета России, на­правленные на развитие человеческого и интеллектуального потенциала нации

В ответе могут быть названы следующие направления государственных расходов: 1) образование 2) здравоохранение и физическая культура; 3) социальная политика; 4) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; 5) предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и по­следствий стихийных бедствий.

Текст

«Рассматривая «качество жизни» с позиций глобали­зации развития общества, многие авторы считают, что человек как биологический вид подошел к пределам свое­го развития в биосфере, что и породило смутное желание нового качества жизни. Однако, по мнению многих исследователей, повседневное ощущение пределов практической человеческой деятельности уже проявляется в решениях, оказывающих влияние на планетарном уровне. Глобализация последствий и возможные необратимые изменения окружающей среды, которые, в принципе, нельзя однозначно оценить актуализировали проблему изменений приоритетов духовного и интеллектуального начал в развитии человека. Глобальный уровень решений, принимаемых современным человеком, предполагает его личную, нравственную ответственность, возможную только при наличии определенной психологической подготовленности, понимания сути и значения качества жизни общества на планете.

Понятие «качество жизни» включает биологическую (генотип, здоровье), социальную (комфортность, безопасность, защищенность, гармония, душевное спокойствие в отношениях с социумом); материальную (жилье, другие материальные блага, экономические возможности и др.), экологическую (состояние биосферы) и личностно-ориентированную (саморазвитие, самореализация, креативность и др.) составляющие».

Федорах Л. М.

1. На основании текста определите, чем обусловлено порождение смутного желания нового качества жизни.

Порождение смутного желания нового качества жизни обусловлено тем, что человек как биологический вид подошел к пределам своего развития в биосфере

Глобальный уровень решений, принимаемых совре­менным человеком, по мнению автора, предполагает его личную, нравственную ответственность, возмож­ную только при наличии определенной психологической подготовленности, понимания сути и значения
качества жизни общества. Представления человека о качестве жизни могут существенно воздействовать на состояние окружающей среды. Естественна и обратная связь между состояни­ем окружающей среды и процессами, происходящими в обществе

З. Автор неоднозначно оценивает глобализацию последствий и возможные необратимые изменения окружающей среды. Используя звания обществоведческого и социальный опыт, приведите не менее трех примеров такой практической деятельности человека.

В качестве примеров практической деятельности чело­века могут быть приведены: развитие энергетики, ме­тоды биотехнологии, развитие Интернета, искусствен­ное изменение ландшафтов и др

4. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, определите, как соотносятся поня­тия «качество жизни» и «уровень жизни»? Какое из них более широкое по своему содержанию? Раскройте сущ­ность понятия «уровень жизни».

Понятие «качество жизни» принципиально отличает­ся от понятия «уровень жизни». Понятие качества жизни включает в себя уровень жизни. Таким обра­зом, по своему содержанию понятие «качество жизни» является более широким, чем понятие «уровень жизни». Уровень жизни - это степень развития материальных условий жизнедеятельности людей, удовлетворения материальных и духовных потребностей отдельных социальных Групп и членов общества

Псевдопатриотизм, антиглобализм, как и космопо­литизм, псевдоглобализм, выражают действительные тенденции жизни человека и общества. В одном случае это тенденция к единению всего человечества, тенденция глобализации. В другом – тенденция к его обособлению, разделению. В этом смысле космополитизм, как и локализм, можно считать лишь идеальным типом определен­ного социально-философского подхода, никогда не реали­зуемого, ибо в реальной жизни людей, стран и народов универсализация сил так же необходима и неизбежна, как их дифференциация.

Антропологическим корнем глобализации является иррационально данная природе человека способность или потребность в общении. Значит, люди «устроены» так, что они не могут не передавать и не получать опыт и ценности друг друга. Более того, глобализация является необходимым звеном в развитии социума, инструментом его жизнедеятельности и обновления.

И все же слишком оптимистическое восприятие совре­менной глобализации столь же несостоятельно, как пес­симистическая ее оценка»

Воронович Б. А., Торукало В. П.

1. На основании текста определите основные тенденции жизни человека и общества. Почему авторы утверждают, что эти тенденции в отдельности невозможно реализовать?

Основными тенденциями жизни человека и общества являются: тенденция к единению всего человечества, к глобализации; тенденция к обособлению, разделе­нию человечества. Авторы утверждают, что эти тенденции невозможно реализовать, потому что в реальной жизни людей, стран и народов универсализация так же необходима и неизбежна, как дифференциация

По мнению авторов, антропологическим корнем глоба­лизации является способность или потребность чело­века в общении. Людей заставляет совершенствовать механизм глобализации необходимость передавать и получать опыт и ценности друг друга

З. Авторы заявляют, что глобализация является не­обходимым звеном в развитии социума, инструментом его жизнедеятельности и обновления. Используя знания обществоведческого курса и социальный опыт, приведи­те обоснование данного утверждения.

В качестве обоснования утверждения может быть при­ведено следующее: глобализация обеспечивает интег­рацию Народов и государств в единую целостность, что позволяет им решать свои жизненные проблемы наи­более эффективным образом, используя опыт разви­тия друг друга

Авторы рекомендуют при оценке современной глоба­лизации уйти от абсолютизации либо оптимистичес­кого, либо пессимистического ее восприятия, посколь­ку глобализация является противоречивым процессом. В одном отношении она позитивна, так как сближает людей, страны, народы, открывает им новые возмож­ности развития, модернизирует их образ жизни. В другом отношении глобализация негативна, ибо приводит к универсализации таких явлений, как тер­роризм, экстремизм, агрессивный сепаратизм, техно­генный катастрофизм, национализм, и вообще всех проблем, с которыми сталкивается современная циви­лизация (экологических, энергетических, демографи­ческих и др.)- В этом плане глобализация дискомфорт­на, осложняет бытие человека, приносит ему страда­ния и неудовлетворенность. Именно эта сторона глобализации и является объектом современного ан­тиглобализма.

Ответами к заданиям 1–27 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1

Что относится к проявлениям глобальных экологических проблем?

1. крайняя бедность некоторых регионов планеты

2. сокращение разнообразия биологических видов

3. угроза новой мировой войны

4. «старение» ряда наций

2

Знания, соответствующие предмету познания, называют

1. истиной

2. критерием познания

3. умозаключением

4. справедливостью

3

Верны ли следующие суждения о морали?

А. Несоблюдение человеком норм морали может повлечь определённые санкции.

Б. Общество контролирует исполнение своими членами моральных норм, используя силу государственного принуждения.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

4

Что позволяет отнести сказания, былины, обрядовые песни к произведениям народной культуры? Укажите цифры, под которыми указаны признаки народной культуры.

1. трудность восприятия произведений для неподготовленных зрителей

2. учёт запросов массового зрителя

3. обобщение коллективного духовного опыта, накопленного веками

4. анонимность создателей

5. установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений

6. коммерческий характер (нацеленность на получение дохода) произведений

5

Конкуренция производителей непосредственно влияет на

1. темпы инфляции

2. установление рыночных цен

3. размеры потребления

4. дивиденды акционеров

6

Что относится к рискам государства от открытия внутреннего рынка для иностранных фирм?

1. расширение выбора потребителей

2. увеличение доходов государственного бюджета

3. сокращение производства отечественных фирм

4. расширение ассортимента и качества продукции

7

На рисунке отражена ситуация на рынке услуг по благоустройству дачных участков (Р - цена, Q - количество). Проанализируйте изменение спроса (линия спроса D переместилась в положение D1).

Это перемещение может быть связано в первую очередь с

1. снижением уровня доходов большинства потребителей

2. ростом цен на дачные участки

3. увеличением количества фирм, оказывающих услуги ландшафтного дизайна

4. ростом числа владельцев загородных домов, дач и садовых участков

8

Верны ли следующие суждения о потребительском кредитовании?

А. Потребительский кредит предоставляется банками физическим лицам на приобретение товаров и услуг.

Б. Видом потребительского кредита выступает автокредит.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

9

Существуют различные значения понятия «экономика». Какие положения иллюстрируют экономику в значении «наука»? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. определение факторов производства, необходимых для улучшения снабжения населения продовольственными товарами

2. оказание парикмахерских услуг

3. изучение спроса на моющие средства

4. производство лекарственных препаратов

5. оптовая продажа партии холодильников

6. расчёт динамики изменения курса валют

10

В стране Z возможность получить хорошее образование определяется уровнем доходов человека. Это пример

1. социальной стабильности

2. социального неравенства

3. социализации

4. социальной мобильности

11

Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А. Общество осуществляет контроль только посредством писаных правил и норм.

Б. Одним из методов социального контроля является убеждение.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

12

Какие примеры иллюстрируют хозяйственную функцию современной семьи? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. в выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк

2. взрослые дети помогают продуктами своим престарелым родителям

3. бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике и русскому языку

4. отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях

5. на семейном совете было принято решение приобрести новый автомобиль

6. супруги решили открыть собственную парикмахерскую

13

Парламент РФ называется

1. Советом Федерации

2. Государственной думой РФ

3. Федеральным Собранием РФ

4. Конституционным Собранием РФ

14

В государстве Z глава государства получает власть по праву наследования, он утверждает главу кабинета министров. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что данное государство - абсолютная монархия?

1. Монарх выступает в качестве символа единства нации.

2. Власть монарха передаётся по мужской линии.

3. Государство имеет в своём составе административно-территориальные единицы.

4. Вся полнота власти сосредоточена в руках монарха.

15

Верны ли следующие суждения о многопартийности?

А. При многопартийной системе различные партии и движения конкурируют между собой в борьбе за голоса избирателей.

Б. При многопартийной системе партии выражают интересы различных социальных групп.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

16

Государство Z имеет тоталитарный политический режим. Какие признаки будут для него характерны? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. наличие единственной массовой партии во главе с харизматичным лидером

2. господство официальной общеобязательной идеологии

3. наличие развитого гражданского общества

4. обеспечение принципа реального разделения властей

5. система физического и психологического террора

6. политический плюрализм

17

Какой юридический факт служит основанием возникновения гражданских правоотношений?

1. нарушение правил пожарной безопасности

2. превышение разрешённой скорости движения транспортного средства на 45 км/ч

3. потребление спиртных напитков в неположенных местах

4. приобретение автомобиля

18

Верховный Суд РФ разработал поправки в Уголовный кодекс РФ. В какой орган власти должны быть направлены на обсуждение и возможное принятие данные поправки?

1. в Правительство РФ

2. в Государственную думу

3. в Совет Федерации

4. в Конституционный суд РФ

19

Верны ли следующие суждения о принципах уголовного процесса?

А. Потерпевший может отказаться свидетельствовать против близких родственников.

Б. Только сторона обвинения имеет право собирать доказательства по делу.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

20

Ивану 9 лет, Петру 14 лет. Найдите в приведённом списке общие черты, характеризующие правовой статус обоих подростков, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. наследовать имущество

2. распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами

3. жить и воспитываться в семье

4. совершать мелкие бытовые сделки

5. самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав

6. работать в свободное от учёбы время с согласия одного из родителей не более четырёх часов в день с лёгкими условиями труда

21

Российская Федерация определена в Конституции как социальное государство. Какие положения будут характеризовать Россию как социальное государство? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан

2. реализация принципа разделения властей

3. выплата пенсий и социальных пособий

4. защита свободы совести

5. гарантирование возможности получить бесплатно медицинскую помощь и образование

6. защита прав частных собственников

22

Запишите слово, пропущенное в таблице.

23

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) регулирование деятельности и поведения людей; 2) интеграция общества; 3) передача социального опыта; 4) закрепление и воспроизводство общественных отношений; 5) деятельность социальных институтов.

24

Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к методам познания.

1) суждение; 2) выдвижение гипотез; 3) эксперимент; 4) измерение; 5) наблюдение; 6) восприятие.

Найдите 2 термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

25

Установите соответствие между социальными фактами и современными тенденциями развития образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

26

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Социальные предписания, закрепившиеся в общественном сознании, имеют поистине огромное значение для развития социума. (Б) Запреты или разрешения, принятые в обществе, выступают в виде социальных норм. (В) Свои нормы существуют и в студенческой жизни. (Г) Российский союз ректоров предложил принять кодекс правил для студентов высших учебных заведений. (Д) Уже прошла пресс-конференция, собравшая много участников.

Определите, какие положения текста имеют

1. фактический характер

2. характер оценочных суждений

3. характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

27

«Государство - центральная организация ______ (А) общества, обладающая верховной властью на определённой территории. Оно имеет исключительное право издавать общеобязательные ______ (Б) и использовать в необходимых случаях насилие. Этот институт имеет наделённый властными полномочиями _______ (В) с особым слоем государственных служащих. Государство имеет также аппарат принуждения, включающий в себя _____ (Г), полицию, разведку, тюрьмы и т. п.

Государство выполняет внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся: обеспечение социально-политической стабильности, ______ (Д) и порядка, регулирование экономических процессов, поддержание общих правил хозяйствования, развитие средств связи и другие. Внешняя функция - отстаивание государственных интересов в ______ (Е)».

Список терминов:

1) государственный аппарат

2) политическая система

3) безопасность

4) парламент

5) международные отношения

6) муниципальные органы

8) правовое государство

9) правовая норма

А Б В Г Д

Часть 2.

Для записи ответов на задания этой части (28-36) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 28-31.

«Для того, чтобы демократия оказалась жизнеспособной политической моделью, требуется определённый уровень политической компетентности граждан. Данные, которыми мы располагаем, указывают на то, что средний гражданин не соответствует идеальной модели. Лишь незначительное меньшинство граждан всерьёз интересуется политикой. Можно сказать, что ещё меньшее количество граждан участвует в политической жизни, - то есть ведут активные агитационные кампании, работают на какую-либо политическую партию, посещают политические митинги и демонстрации или являются членами какой-либо политической организации. И, несмотря на то, что среднему гражданину доступны целые потоки информации, он мало разбирается в политических вопросах и платформах кандидатов на выборах...

Предполагалось следующее решение проблемы повышения уровня гражданской компетентности в демократических странах: гражданам обеспечивается минимальный необходимый уровень знаний, гарантирующий своего рода минимальную политическую грамотность. Уровень их понимания проблем постоянно повышается за счёт широкой доступности надёжной и дешёвой информации через масс- медиа. Конкурируя за голоса избирателей, кандидаты вынуждены обеспечивать граждан информацией, на основании которой последние могли бы сделать сознательные выводы о политике, программах и предложениях партий и выдвигаемых ими кандидатов, а также о том, заслуживают ли доверия лидеры этих партий, насколько они честны и компетентны. Обладая информацией такого рода, граждане могут требовать от политиков или партий отчёта в их деятельности накануне следующих выборов...

Но если в прошлом такие традиционные способы разрешения проблем, связанных с гражданской компетентностью, действовали успешно, события последних лет поставили их жизнеспособность под вопрос. Этому есть три причины:

1) изменения масштабов общественной жизни;

2) возрастающая сложность общественной жизни;

3) изменения в технологии коммуникаций».

(Роберт Л. Даль )

28 . На основании текста укажите, какие два фактора традиционно содействовали повышению минимального необходимого уровня знаний, гарантирующих политическую грамотность граждан.

  1. «широкая доступность надёжной и дешёвой информации через масс- медиа»;
  2. конкуренция за голоса избирателей, в ходе которой «кандидаты вынуждены обеспечивать граждан информацией, на основании которой последние могли бы сделать сознательные выводы».
  1. Ответ на вопрос, допустим: «Средний гражданин не соответствует идеальной модели»;
  2. Три основания авторского мнения:
  • незначительное меньшинство граждан всерьёз интересуется политикой;
  • мало граждан участвует в политической жизни (ведут активные агитационные кампании, работают на какую-либо политическую партию, посещают политические митинги и демонстрации или являются членами какой-либо политической организации);
  • граждане мало разбираются в политических вопросах и платформах кандидатов на выборах.

30 . Назовите любые две социальные роли гражданина в политической сфере, упомянутые в тексте. Назовите ещё одну роль, не упомянутую в тексте. Объясните, как политические знания способствуют более эффективному выполнению любой названной вами роли.

1. две социальных роли гражданина в политической сфере (по тексту), например:

  • политик,
  • избиратель,
  • лидер партии;

2. ещё одна роль, допустим

  • профессиональный политик (депутат, парламентарий, президент),
  • участник общественно - политического движения,
  • член политической партии;

3. объяснение, например:

  • знания о направлениях политики государства в предшествующий период позволяет политикам обосновать необходимость реформ,
  • знание избирательного закона помогает избирателям обнаружить нарушения, допущенные в ходе выборов,
  • знание депутатами процедуры внесения поправок ускоряет их обсуждение и принятие,
  • знание прав человека и законных способов их защиты позволяет участникам общественно-политического движения цивилизованно выражать своё мнение и др.

31 . Какие три причины, названные автором, мешают разрешать проблемы гражданской компетентности традиционным способом? Раскройте названные автором причины.

1. три причины (по тексту):

  • изменения масштабов общественной жизни,
  • возрастающая сложность общественной жизни,
  • изменения в технологии коммуникаций;
  • нужно учитывать процесс глобализации, понимать, какие глобальные проблемы проявляются в общественной жизни,
  • нужно учитывать множество взаимосвязанных процессов и явлений в разных сферах общественной жизни;
  • нужно учитывать возможности компьютерных технологий, мгновенную передачу информации.

32 . Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «правонарушение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах правонарушениях, и одно предложение, отражающее связь правонарушения и юридической ответственности.

  1. Смысл понятия, например: «Правонарушение - общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права»;
  2. Могут быть приведены следующие предложения:
  • «Правонарушения делятся на проступки (административные, гражданские, дисциплинарные) и преступления»;
  • «Правонарушение влечёт за собой юридическую ответственность».

33 . Назовите любые три вида (пути) познания мира и проиллюстрируйте примером каждый из них.

  1. научное познание, или наука (теория относительности Эйнштейна);
  2. художественное познание, или искусство (информация об исторических фактах, переданная средствами литературы, музыки и др.; например, в опере «Князь Игорь», романе «Война и мир»);
  3. житейское познание, или опыт повседневной жизни (наблюдение ребёнка за падающими предметами, льющейся водой и т. п.).

34 . Известный экономист высказал мнение, что неизбежным следствием развития конкуренции является возникновение монополий. Используя обществоведческие знания, выскажите два аргумента (обоснования) в подтверждение и два в опровержение этого мнения.

  1. в процессе конкуренции происходит поглощение (вытеснение) слабых компаний, в результате может остаться всего несколько сильных игроков;

2. аргументы (обоснования) в опровержение, например:

  • развитие конкуренции способствует созданию новых фирм;
  • уникальность продукции может дать небольшим фирмам конкурентные преимущества.

35 . Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Отклоняющееся поведение и его виды». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие об отклоняющемся поведении .

2. Причины отклоняющегося поведения:

а) влияние семьи и семейного воспитания;

б) наличие особенных способностей и талантов;

в) кризисные явления в обществе;

г) проблемы социализации молодежи.

3. Виды отклоняющегося поведения :

а) позитивное;

б) девиантное;

в) делинквентное.

4. Формы девиантного поведения :

а) алкоголизм;

б) табакокурение;

в) наркомания;

г) проституция и пр.

5. Реакция общества на различные проявления социальной девиации.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Выполняя, задание 36, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (36.1- 36.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

36.1 Философия «Человек вынужден непрерывно изменять и совершенствовать свои представления о мире». (И. Земан)
36.2 Экономика «Стратегическое решение проблемы безработицы - увеличить побуждения людей к экономии, инвестициям, работе и найму других». (М. Фридмен)
36.3 Социология, социальная психология «Наши социальные роли определяются ожиданиями других людей». (Н. Смелзер)
36.4 Политология «Законодательство стремится поставить свободу личности в те границы, в которых она, подчиняясь общим законам, совместима со свободой каждой другой личности». (И. Кант)
36.5 Правоведение «Судья, который не способен карать, становится в конце концов сообщником преступников». (И. Гёте).