Правовое положение главы крестьянского фермерского хозяйства. Является ли КФХ юридическим или физическим лицом? Одновременно глава КФХ и индивидуальный предприниматель

Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

Крестьянское фермерское хозяйство - это объединение физических лиц, которые имеют в общей собственности имущество и осуществляют хозяйственную или производственную деятельность. Такова организационно-правовая форма этого объединения.

Правовое положение организации регулирует гражданское законодательство.

Если у хозяйства имеется несколько участников, то все они в установленном порядке вносят определенную сумму вклада. Так происходит формирование имущества организации, которым ее члены будут владеть на общих правах.

Организация крестьянского фермерского хозяйства имеет свои особенности.

Порядок создания и состав крестьянского (фермерского) хозяйства

Образование и развитие крестьянского хозяйства имеет свои нюансы, о которых обязательно нужно знать.

Право создавать фермерские хозяйства имеют только дееспособные граждане РФ, лица, не имеющие гражданства и иностранцы.

Это объединение может организовать только один человек, он же чаще всего становится председателем хозяйства.

В состав крестьянского хозяйства также входят родственники основателя, которые вместе трудятся для производства сельскохозяйственной продукции. В первую очередь это супруги, дети, родители и другие близкие члены семьи. Участвовать в крестьянском хозяйстве можно с 16 лет.

В состав объединения может входить не более 5 человек. Если участники хозяйства работают в нем по трудовому договору, то по закону они не признаются полноправными членами организации.

Если хозяйство решают организовать несколько основателей, то они обязаны составить специальное соглашение. Для единоличного создания крестьянского хозяйства этого не требуется.

Договор должен содержать:

  • данные обо всех участниках хозяйства;
  • их права и обязанности;
  • порядок, согласно которому формируются права владения и пользования имуществом;
  • порядок, согласно которому будет осуществляться прием и выход из членства хозяйства;
  • распределение всех полученных от данной деятельности доходов.

Регистрация осуществляется в течение 5 дней. Происходит оформление свидетельства о регистрации и других документов. Кроме этого, председатель хозяйства обязан подать заявление на налог, необходимый в случае ведения сельскохозяйственной деятельности.

Права и обязанности крестьянского (фермерского) хозяйства

Создание этого объединения подразумевает наличие как прав, так и обязанностей у его членов.

Среди прав фермерского хозяйства основными являются:

  • право осуществлять деятельность хозяйства по своему усмотрению;
  • использовать все имеющиеся на территории хозяйства полезные ископаемые;
  • строить любые сооружения и производственные объекты, необходимые для нужд организации;
  • по своему усмотрению распоряжаться всеми посадками и посевами;
  • проводить все необходимые мелиоративные работы;
  • требовать от государства возмещения убытков в случаях, установленных законом.

Помимо этого, немаловажными являются и обязанности КФХ:

  • использование земельных участков в сроки, которые были предусмотрены соглашениями;
  • брать на себя ответственность за деятельность, направленную на охрану земель;
  • во время платить за аренду земли;
  • использовать природные ресурсы для производства сельскохозяйственной продукции в порядке, установленном законом;
  • согласовывать сооружение зданий и другие виды работ с соответствующими государственными учреждениями.

Имущественные правоотношения крестьянского (фермерского) хозяйства

Субъекты имущественных правоотношений - это имущество, которое используется для ведения фермерской деятельности. В понятие «имущество» входит собственность основателя крестьянского хозяйства. Это земля, дома, сельскохозяйственные постройки, транспортные средства, скот, птица, семена, а также продукция и все доходы.

Все это имущество имеет государственную защиту, так же как и другая собственность. Кроме того, ведение сельского хозяйство часто нуждается в дополнительной помощи.

В данном случае лучшим выходом может стать государственная поддержка. Существует большое количество программ, направленных именно на оказание помощи фермерам. Они подразумевают не только экономические вливания, но и перспективы развития организации.

Владение имуществом, которое принадлежит крестьянскому хозяйству, осуществляется всеми его участниками.

Основания для этого - взаимная договоренность между ними. Организация имеет право распоряжаться собственностью на правах владельца, то есть продавать, обменивать, сдавать в аренду и т. д.

Кроме этого, фермерское хозяйство может покупать и брать в аренду собственность третьих лиц. Все имущественные споры члены хозяйства решают в судебном порядке.

Деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства

Образование крестьянского хозяйства осуществляется с целью получения прибыли. При этом организация самостоятельно занимается своей деятельностью. А потому члены хозяйства покрывают расходы из своих средств и сами определяют направление деятельности. При этом крестьянское хозяйство обязано соблюдать все законы.

Организация самостоятельно определяет виды деятельности, отвечает за развитие в выбранной сфере, ищет экономические пути, заключает договора, в том числе и с иностранными инвесторами, распоряжается всей произведенной продукцией и нанимает дополнительных сотрудников.

Глава фермерского хозяйства несет ответственность за безопасную работу всех участников организации и наемных работников. Это касается и норм техники безопасности, гигиены и санитарии, и т. д.

Прекращение крестьянского (фермерского) хозяйства

Любая организация может прекратить свое существование. При этом для прекращения существует несколько причин:

  • отказ главы хозяйства от использования земельного участка, взятого в аренду;
  • совместное решение членов фермерского хозяйства;
  • большое количество нанятых работников;
  • незаконно использование земли, что привело к ее загрязнению или истощению природных ресурсов;
  • отказ от оплаты аренды за землю, технические средства и т. д.
  • простой земли в течение одного календарного года со дня ее аренды крестьянским хозяйством;
  • банкротство;
  • отсутствие наследников.

Ликвидация крестьянского хозяйства происходит на основаниях, предусмотренных законодательством. Решение об этом принимается государственными органами или судом.

Вся собственность фермерского хозяйства, в том числе и доходы от производства, в случае ликвидации, используется для погашения задолженностей.

24.07.2015

Юрисконсульт АККОР Н.Г. Струков:

Сегодня крестьянские (фермерские) хозяйства могут осуществлять деятельность в различных организационно-правовых формах. Это удобно, поскольку дает возможность выбора наиболее приемлемой организации деятельности. Однако на практике такое разнообразие зачастую приводит к проблемам.

В соответствии с ранее действовавшим Законом РСФСР от 22.11.1990 г. №348-1 для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства создавалось юридическое лицо. После введения норм о создании фермерских хозяйств только как объединения граждан, путем регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица (в дальнейшем - индивидуального предпринимателя) – были заложены первые противоречия.

Налоговые органы в срочном порядке заставляли перерегистрировать действовавшие на тот момент крестьянские хозяйства – юридические лица. В результате этого организационно-правовые формы К(Ф)Х стали прогрессивно расти. При этом стоит отметить, что более 40 тыс. К(Ф)Х сохранили статус юридического лица, и, в связи с внесением изменений в Гражданский кодекс РФ, остаются в нем и по сей день.

С принятием Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в 2003 году, фермеры, как уже было отмечено выше, стали перерегистрироваться в ПБОЮЛ (ИП), а те, кто не хотел осуществлять деятельность в таком качестве, реорганизовывались в ООО, СХПК и другие формы, сохраняющие статус юридического лица. Даже сейчас у некоторых обществ можно увидеть в названии слова «фермерское хозяйство».

После очередных изменений в законодательстве о фермерах региональные налоговые органы, ввиду отсутствия единых стандартов и иных рекомендаций, стали регистрировать К(Ф)Х без образования юридического лица в следующих качествах:

Индивидуальный предприниматель – Глава К(Ф)Х,

Крестьянское (фермерское) хозяйство;

Индивидуальный предприниматель, осуществляющий сельхоздеятельность, без отнесения к фермерскому хозяйству.

В результате возникли проблемы наблюдения и реального сбора данных по фермерам органами статистики, региональными органами АПК, другими ведомствами.

Впоследствии в Гражданский кодекс РФ были внесены изменения, по которым К(Ф)Х перестало регистрироваться как объединение граждан, а глава хозяйства стал регистрироваться в качестве ИП.

Несмотря на возможность выбора, а также плюсы той или иной формы, такое их многообразие не могло не привести к многочисленным спорам фермеров и органов государственной власти, налоговых и иных органов в рамках применения тех или иных правовых норм к фермерским хозяйствам и их членам.

Одной из первых проблем стала законодательно установленная смена главы хозяйства. В большинстве регионов налоговые органы требовали закрывать хозяйство и открывать новое – зарегистрированное на другое лицо (нового главу). И это несмотря на то, что для смены главы К(Ф)Х, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, существует определенная форма заявления.

Что уж говорить о сельхоздеятельности, которая осуществляется обычным индивидуальными предпринимателями! К примеру, исключается их участие в программе поддержки семейных животноводческих ферм.

Зачастую возникают проблемы наследования, сохранения истории кредитования, учета и регистрации сельхозтехники, земельных участков и другого имущества, используемого хозяйством. Случаются даже ситуации «фиктивного» расторжения брака для сохранения личного имущества семьи.

Другой, не менее распространенной проблемой является регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица. И дело даже не в том, что регистрируется не хозяйство, а глава К(Ф)Х, как индивидуальный предприниматель. Основная проблема заключается в том, что регистрация фермера осуществляется не по месту нахождения земельного участка, предоставленного для ведения сельхоздеятельности или по месту осуществления самой деятельности, а по месту «прописки» главы К(Ф)Х, как гражданина (указанному в паспорте). Зачастую места прописки и осуществления деятельности находятся в разных регионах, а, следовательно, исключается возможность участия хозяйства в различных программах поддержки субъектов АПК, возникают проблемы налогообложения и отчетности.

Также и те крестьянские хозяйства, которые реорганизовались в ООО, СХПК и другие формы юридических лиц, сейчас не могут претендовать на государственную поддержку и льготы, представляемые крестьянским (фермерским) хозяйствам.

Вышеуказанные проблемы и противоречия должны быть решены в законодательстве, для чего необходимо пересмотреть действующие нормы, затрагивающие интересы фермерства и, в первую очередь, Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Гражданский кодекс РФ.

С точки зрения организационно-правовых форм, следует изменить законодательство в части регистрации индивидуального предпринимателя – главы К(Ф)Х, только если деятельность ведется единолично. Если же планируется коллегиальное ведение деятельности – надо создавать крестьянское (фермерское) хозяйство – юридическое лицо. Крестьянским хозяйствам иных организационно-правовых форм, в целях гармонизации, целесообразно перерегистрироваться в эти две наиболее подходящие фермерству формы.

Эти и другие проблемы в деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств сейчас рассматриваются на заседаниях рабочей группы при Комитете Государственной Думы по аграрным вопросам. В составе группы – депутаты, представители научного сообщества, налоговых органов, Минсельхоза России и АККОР. Мы регулярно информируем о ходе дискуссий на заседаниях группы. Приглашаем к обсуждению вопросов совершенствования организационно-правовых форм крестьянских хозяйств и вас. Пишите, с какими сложностями вы сталкиваетесь, осуществляя деятельность в той или иной организационно-правовой форме, какие меры совершенствования и уточнения статуса К(Ф)Х представляются вам целесообразными.

В соответствии со статьей 2 ГК РФсубъектами регулируемых гражданским законодательством отношений являются физические и юридические лица, Российской Федерации, ее субъекты и муниципальные образования. И этот перечень, по смыслу данной статьи является исчерпывающим. Однако характеристика КФХ не охватывается понятиями названных субъектов и потому можно сделать вывод о наличии переходных юридических форм, являющихся право-субъектными единицами.

Проблема статуса КФХ не нова. Она появилась не с принятием Федерального закона 2003 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который в статье 1 определил, что КФХ осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Первым этой проблемой занялся Шершеневич. он первым поставил вопрос о том, является субъектом права собственности на землю и иное имущество крестьянского двора: семейство или домохозяин. И сам Шершеневич не дает ответа на этот вопрос, а лишь указывает, что название крестьянского двора «хозяйственно юридическим союзом» не достаточно для признания его юридическим лицом.

В советское время серьезные споры в юридической литературе вызывал правовой статус колхозного двора.Так, Д. М. Генкин и И.В. Павлов считали колхозный двор либо юридическим лицом, либо особым субъектом права. При этом И. В. Павлов отмечал, что колхозный двор в качестве единого целого имеет определенные права и несет определенные обязанности.

А Г. И. Полянская, как и О. С. Иоффе не признавали колхозный двор ни юридическим лицом, ни каким-либо другим самостоятельным субъектом, так как он не обладает обособленным имуществом. При этом О. С. Иоффе заключает, что «с гражданско-правовой точки зрения колхозный двор - явление многосубъектное».

Сегодня на положение КФХ среди субъектов гражданского права существует несколько точек зрения, которые можно свести к следующему:

1. КФХ должно быть признано юридическим лицом. Именно таким образом решался этот вопрос в Закон РСФСР 1990 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Но законодатель отказался от такого решения ввиду его противоречивости. Действительно, «объявление фермерского хозяйства юридическим лицом не предусмотрено законодательством и не укладывается в понятие юридического лица, определенное в ГК РФ», так как КФХ не имеет в собственности обособленного имущества и потому встает вопрос и об его имущественной ответственности.

2. КФХ - это субъект особого рода, в том числе совокупный предприниматель. По мнению многих авторов, КФХ «имеет правовой статус, аналогов которому нет в действующем законодательстве и который не разъяснен теорией права». Это особый хозяйствующий субъект, не являющийся юридическим лицом и наделены лишь отдельными правами последнего. Такой субъект, не отвечающий в полном объеме признакам юридического лица в теории права получил название «усеченного юридического лица».


3. КФХ не правосубъектное объединение, а простое товарищество ведущих его граждан. По мнению одних авторов, в случае образования КФХ гражданами, не являющимися родственниками, правовое положение данного объединения должно регулироваться нормами о простом товариществе. Однако данная позиция противоречит ГК РФ. Договор простого товарищества - это обязательственное отношение, а КФХ - субъект, подлежащий государственнойрегистрации. Кроме того, простое товарищество предполагает как минимум двух участников, тогда как КФХ может быть создано одним лицом. 4. КФХ как субъект права отождествляется с его главой. Данная дискуссия не просто научная абстракция. Ее практическое значение проявляется тогда, когда встает вопрос об имущественной ответственности КФХ.

Так, Конституционный Суд в одном из своих постановлений отметил, что КФХ не согласуется с организационно-правовыми формами предпринимательской деятельности, предусмотренными действующим законодательством, следовательно, плательщиком налогов следует признать главу КФХ. Но в соответствии со статьей 23 ГК РФ глава КФХ является предпринимателем и потому должен нести ответственность всем принадлежащим ему имуществом. Но законодательство не содержит ограничений на смену главы КФХ и порядок передачи им своих полномочий.

Однако практика по вопросу привлечения главы КФХ к ответственности по гражданско-правовым обязательствам противоречива. В одних случаях арбитражные суды обращают взыскание на имущество главы КФХ, а в других нет.

Как уже было сказано, ранее действовавшее законодательства наделяло КФХ статусом юридического лица. В настоящее время зарегистрированные таким образом КФХ должны перерегистрироваться до 2010 года. В этом случае встает вопрос о правопреемстве таких «реорганизованных» КФХ. при этом ФНС отмечает, что за КФХ в этом случае остаются все права и обязанности, как при реорганизации. Однако ФНС не разъясняет, наосновании каких норм физическое лицо признается универсальным правопреемником юридическоголица и какими нормами следует руководствоваться, если глава КФХ отказывается признавать и исполнять обязательства КФХ.

Не менее противоречивая ситуация возникает в случае прекращения фермерского хозяйства, действующего без образования юридического лица. Если у хозяйства есть неисполненные обязательства и недостаточно имущества для их погашения, то по смыслу статьи 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» КФХ подлежит ликвидации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В то же время согласно Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и письму МНС РФ от 24 марта 2004 года №09-0-10/1303 «О государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств» ликвидация КФХ осуществляется в порядке, предусмотренном для индивидуальных предпринимателей, то есть действует уведомительная процедура, и для внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о прекращении КФХ достаточно представить заявление, документ об уплате государственной пошлины и решение членов о ликвидации КФХ. При этом согласно статье 22.3 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» указанный перечень документов является исчерпывающим.

Таким образом, действующее законодательство не запрещает фермерскому хозяйству прекратить свою деятельность независимо от наличия неисполненных обязательств. Но действующее законодательство не предусматривает прекращения обязательств ликвидацией КФХ. Соответственно кредиторы вправе рассчитывать на взыскание задолженности, но кого надлежит признать ответственным лицом - главу или всех членов хозяйства?

Исходя из статьи 23 ГК и указанного постановления Конституционного Суда РФ таким субъектом выступает глава хозяйства (предприниматель). При этом в законодательстве отсутствует запрет на применение норм об индивидуальной ответственности главы КФХ и обращение взыскания на его личное имущество в связи с неисполнением гражданско-правовых и публично-правовых обязательств, возникших в период деятельности фермерского хозяйства. Данный подход представляется спорным, поскольку, во-первых, имущество КФХ принадлежит членам хозяйства на праве общей собственности, а во-вторых, выгодоприобретателями являются все члены КФХ. Потому логичнее представляется возложить такую ответственность на всех членов КФХ пропорционально их долям в общем имуществе.

Ввиду всего изложенного представляется, что следует согласиться с Н. Н. Мельниковым, который предлагает, во-первых, убрать из статьи 23 ГК положение о том, что глава КФХ является предпринимателем, а во-вторых, внести дополнения в ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и четко указать, что КФХ является самостоятельным субъектом права, а возникшие обязательства исполняются за счет активов, переданных членами в общее имущество при создании КФХ либо в период деятельности КФХ, а также доходов КФХ.


Что такое Крестьянское фермерское хозяйство?

Крестьянские фермерские хозяйства (КФХ) - совсем не новость для России. Как вид предпринимательской деятельности они появились ещё в конце 80-ых годов в той стране, о которой сейчас приходится лишь мечтать - СССР.

Но только через 14 лет, уже в России, был издан закон № 74-Ф3 под названием «Федеральный закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве». Дума приняла закон 23 мая 2003 года, Совет Федерации одобрил - через 5 дней, а президент подписал ещё через 2 недели - 11 июня.

Закон определяет все правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Он становится гарантом права граждан на данный вид самостоятельной деятельности.

Закон состоит из 23 пунктов, разбитых по 9 главам.

Закон о крестьянском фермерском хозяйстве (КФХ) - основные пункты

Первая глава определяет общие положения закона и закрепляемого им вида деятельности на земле. Самое главное - точно определяется, что же такое фермерское хозяйство, и мы советуем всем, интересующимся КФХ очень внимательно уяснить себе это положение, которое приводим дословно (здесь и далее, все выдержки из закона приводятся без изменений и выделяются шрифтом):

“Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии”.

Обращаем внимание, что закон относит к деятельности КФХ не только производство и реализацию, но и хранение и транспортировку сельхозпродукции, что принципиально важно, учитывая недоработки законов, по которым происходило функционирование КФХ до сих пор.

Создаётся хозяйство группой лиц или единственным человеком, без образования или с образованием юридического лица. Последний случай определяет статья 86.1 4-ой главы Гражданского кодекса России, которая называется «Крестьянское (фермерское) хозяйство». Вот все 5 пунктов данной статьи:

“1. Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23 [имеется в виду 74-Ф3]), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.
Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.
2. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.
3. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.
4. При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.
Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.
5. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом .”

Обращаем внимание на ключевые выдержки из закона о КФХ:

Объединение граждан должно произойти строго на принципах добровольности;
. Предполагается личное участие каждого члена хозяйства в его деятельности;
. Гражданин имеет право быть членом только одного КФХ со статусом юридического лица;
. В случае взыскания задолженности с хозяйства реализация его имущества должна проводиться на публичных торгах.
. Все члены хозяйства несут ответственность друг за друга - если один не может выполнить свои обязательства, это обязаны сделать другие. В этом и заключается понятие субсидиарной ответственности (с латыни - «вспомогательной», «дополнительной»).

Если КФХ функционирует без образования юридического лица, то его деятельность регулируется гражданским кодексом и законом № 74-Ф3.

В частности:

Государственная власть должна содействовать образованию рассматриваемых объединений, а в дальнейшем всячески поддерживать их работу, обеспечивая доступ к ресурсам, в первую очередь, финансовым.
. Строжайше не допускается любое вмешательство государства в деятельность КФХ, если, конечно, эта деятельность не пахнет откровенной уголовщиной.

Регистрация крестьянского фермерского хозяйства

Порядок создания КФХ

Очень важной главой закона является 2-ая, определяющая порядок создания фермерского хозяйства.

Во-первых, право создать фермерское хозяйство на территории России имеет любой её житель:

Гражданин страны;
. Иностранец, или,
. Лицо без гражданства.

В члены КФХ могут быть в дальнейшем приняты родственники основателя, но

Не более чем из 3 семей, и,
. По достижении 16-летнего возраста.

В КФХ могут включаться лица и не состоящие в родстве с главой хозяйства, но их количество не должно превышать 5 человек.

Если хозяйство создаётся одним лицом, то и соглашения составлять не требуется, иначе потребуется соглашение между организаторами, которое обязательно должно включать следующие сведения:

“1) о членах фермерского хозяйства;
2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;
3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;
4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;
5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;
6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.”

Уже перечень требуемых сведений ясно говорит о том, что создание документа требует предельной точности и дисциплины, как организационной, так и юридической. Поэтому, настоятельно советуем составление данного документа проводить под строгим кураторством квалифицированного юриста, знакомого со спецификой создаваемой организации.

Именно юрист не забудет напомнить всем участникам будущей организации, что:

К соглашению должны прилагаться копии документов, подтверждающих родство членов организации, если такое есть;
. Соглашение обязаны подписать все члены организации лично (тут не забудем от такой вещи как «графологическая экспертиза», которая не допустит никаких подделок подписей);
. Создаваемый документ не ограничивает творческую инициативу его подписантов - в документ могут быть внесены и любые другие положения, касающиеся деятельности хозяйства, лишь бы они не входили в противоречие с законами страны.
. Необходимо уже в самом первом варианте соглашения предусмотреть возможные его изменения, касающиеся состава членов хозяйства.

Последняя статья (5-ая) 2-ой, организационной, главы закона 74-Ф3 коротко требует государственной регистрации создаваемой организации. Именно с момента госрегистрации КФХ признаётся официально созданным. Обращаем внимание, что закон не определяет порядок проведения регистрации в государственных органах.

Отличия КФХ от ЛПХ (личного подсобного хозяйства)

Имущество крестьянского фермерского хозяйства

Принципиально важной является 3-тья глава закона, определяющая имущество членов КФХ. Практика почти 30-летнего опыта функционирования подобных хозяйств показывает, что, в конце концов, именно имущество и является основой всех взаимоотношений в коллективе. Тут удивляться не приходится - материальное берёт своё, тем более, такое как:

Земельные участки,
. всевозможные здания и постройки (другими словами, недвижимость),
. мелиоративные сооружения и сооружения для других производственных операций;

ну, и, конечно:

Весь скот и птица,
. техника и оборудование,
. транспортные средства,
. инвентарь и любое иное оборудование, необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства;

а также, безусловно:

Вся продукция хозяйства,
. любые финансовые ресурсы, полученные от деятельности КФХ.

Особо подчёркивается, что всё перечисленное находится в совместном использовании членов хозяйства в равной степени, если иное отдельно не оговаривается в соглашении - вот когда без помощи юриста не обойтись.

Полный и подробный перечень имущества КФХ был уточнён через 3 с половиной года после издания закона 74-Ф3 4 декабря 2006 года в законе № 201-Ф3.

Закон определяет также следующие положения, касающиеся владением имущества КФХ:

Все члены хозяйства владеют имуществом сообща;
. Порядок владения оговаривается в соглашении;
. Всё владение должно осуществляться только в общих интересах хозяйства;
. Имущество - гарант заключаемых хозяйством сделок;
. Все сделки, заключаемые главой хозяйства, «по умолчанию» предполагаются заключаемыми в интересах всех членов хозяйства. Если сделка вызывает недоверие у любого члена организации, и он считает, что она заключена в интересах отдельных лиц, то такое недоверие имеет, безусловно, право на оглашение, но при наличии неопровержимых доказательств.

Там, где речь идёт об имуществе, никуда не деться от разговора о его разделе и наследовании. Здесь действуют следующие положения:

Очень важно! При выходе одного из членов хозяйства из организации земля и средства производства в полном объёме остаются собственностью хозяйства.
. Отказник только имеет право на денежную компенсацию своего пая. Если размер этого пая стороны вынуждены определять в судебном порядке, то выплата должна быть произведена не позднее чем через год, после подачи заявления о выходе (заметим, а не через год после принятия окончательного судебного решения).
. Бывший член КФХ ещё в течение 2 лет несёт ответственность за все действия организации, совершённые в его бытность в ней.
. Если КФХ прекращает свою деятельность, то имущество делится между всеми его членами согласно требованиям Гражданского кодекса.
. Гражданский кодекс определяет и правила и права наследования имущества КФХ.

Земля крестьянского фермерского хозяйства

Если вы думаете, что споры о земле возникли, когда в своё время кто-то воскликнул: «Земля - крестьянам!» - то вы ошибаетесь. Этим спорам сто лет в обед, и всегда они были до ужаса трудны в разрешении.

Что же удивляться, что разрешению «земельного вопроса» при создании КФХ в законе отводится самая большая, 4-ая, глава.

Дело дошло до того, что закон был переиздан дважды:

Сначала 28 декабря 2013 года под № 446-Ф3, а затем,
. 23 июня 2014 года под номером 171-Ф3,

И оба раза корректировалась именно 4-ая глава.

Итак, глава называется «Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности».

Во-первых, надо всех успокоить сразу. Если вид разрешённого использования земли не входит в новый перечень видов по закону № 446-Ф3, то вам не придётся заново оформлять все документы.

Во-вторых, чётко определяется, что КФХ может иметь в своём использовании земли сельскохозяйственного назначения, причём на этих землях возможно строительство, необходимое для функционирования хозяйства.

В-третьих, КФХ может через суд оспорить отказ местного органа госвласти предоставить необходимую землю.

В-четвёртых, порядок выделения земель КФХ строго ориентирован на положения другого закона - № 101-Ф3 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года. И снова мы ведём речь о необходимости надёжной юридической поддержки деятельности КФХ.

Члены и глава крестьянского фермерского хозяйства (КФХ)

Безусловно, список членов КФХ не может застыть «на одном месте». Возможен и приём новых членов и исключение уже бывалых работников. Этой теме посвящена 5-ая глава закона.

Всё довольно просто:

Приём новых членов происходит при взаимном согласии всех членов КФХ и при наличии письменного заявления вновь вступающего.
. Выходу из хозяйства также должно предшествовать заявление в письменной форме.

Из членов хозяйства при взаимном согласии всех избирается его глава, который должен проводить свою работу на благо всей организации, не допуская ущемления прав любого из его членов.

17-ая статья закона определяет полномочия главы КФХ:

“Глава фермерского хозяйства:

  • организует деятельность фермерского хозяйства;
  • без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
  • выдает доверенности;
  • осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;
  • организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;
  • осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.”

Закрытие и перерегистрация КФХ

Если в течение полугода глава хозяйства не осуществляет своей деятельности, то его члены на собрании вправе поставить вопрос о его замене, что, впрочем, не влечёт исключение неудачного главы из членов КФХ.

Закон допускает объединение нескольких КФХ в союзы по любому признаку, лишь бы деятельность подобного нового объединения отвечало целям работы каждого КФХ и полностью отвечало законам Российской Федерации.

В противном случае надзорные органы вправе по суду прекратить деятельность любого хозяйства. Определяются и другие причины закрытия КФХ:

  • По обоюдному согласию всех членов;
  • Если по различным причинам в КФХ не осталось ни одного члена;
  • При банкротстве хозяйства;
  • В случае преобразования КФХ в производственный кооператив или хозяйственное товарищество.

Если ваше КФХ было создано по старому закону ещё РСФСР № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 года, то его перерегистрация не требуется. Более того, такие хозяйства могут на равных основаниях быть преобразованы в «юридические лица».

Есть небольшой только нюанс, который нужно иметь в виду.

Если ваше хозяйство уже изначально было организовано как юридическое лицо по тому, старому, закону 1990 года, то перерегистрация также не требуется, но только до 1 января 2021 года! Данное положение было введено законами №239-Ф3 и №263-Ф3 от 30 октября 2009 и 25 декабря 2012 соответственно.

Безусловно, организация КФХ дело для инициативных людей, настоящих трудяг на земле, связывающих с ней всю свою дальнейшую жизнь. Нельзя сказать, что множество принятых законов обеспечило данной форме организации сельскохозяйственных работ на земле сколько-нибудь успешное продвижение.

Но, что несомненно - государство таким образом говорит о своей полной поддержке КФХ, а дальше уже как повезёт, как пойдёт дело, насколько оно будет продумано и по-настоящему востребовано на рынке.

Но вот советы от тех, кто всё-таки решился однажды пойти по этой дороге и не разочаровался:

  • Обязательно накапливайте опыт взаимоотношений и работы. Не стоит сразу бросаться в дело, сломя голову. Сначала испытайте КФХ в малом, пусть тестовом варианте, которое не потребует больших финансовых вложений, затем постепенно расширяйтесь.
  • Рассчитывайте в этой работе только на себя, по возможности поменьше обращайтесь за кредитами. По крайней мере, вся работа с банками должна быть продумана до мелочей. И это несмотря на то, что государство якобы постоянно готово оказывать поддержку развитию КФХ. Вот только Скрынник, проработав 3 года министром, почему уехала жить на Запад, а тут ещё говорят о каких-то вызовах её в следственные органы. Всё это страшно дискредитирует саму отрасль и её начинания, в целом очень перспективные.
  • Вся работа должна быть точно просчитана, её алгоритм должен быть понятен любому члену хозяйства, каждый должен строго выполнять свою работу и понимать на 100% каков вклад этой работы в успех работы всего предприятия.
  • Очень удобно, что КФХ могут поставлять свою продукцию в любые торговые точки, тогда как продукция с личных подсобных хозяйств в магазинах появиться не может. КФХ находится на едином налоге, а это только 6% от общего оборота хозяйства. Ну, и, когда КФХ достаточно выросло, оно может рассчитывать на помощь государства, но для этого потребуется официальная регистрация в виде юридического лица.

А вот уже предостережения от тех, кто набил шишек в этом деле:

  • КФХ не стоит, по крайней мере, в начале, связываться с торговлей - остановитесь пока на решении главной задачи выращивания;
  • Задача поиска покупателей своей продукции должна стать постоянным делом любого КФХ, а отсюда вывод один - постоянная реклама своей продукции и постоянное повышение, как её качества, так и услуг по её поставке.

Зачем оформлять Крестьянское Фермерское хозяйство и выгодно ли это? Видео

Люди, занимающиеся сельским хозяйством, которое является их основным источником дохода, нередко сталкиваются с ситуацией, когда требуется оформить деятельность согласно законодательству. Вариантов несколько, например, ИП или ООО, а также КФХ (расшифровка - крестьянское фермерское хозяйство). С другой стороны, не все знают, может ли быть ИП - глава КФХ, как оформить статус правильно и несут дополнительные расходы, которых можно было избежать.

Что такое КФХ

Крестьянское фермерское хозяйство - это группа людей, занимающихся сельским хозяйством для получения прибыли и имеющих совместное имущество. В состав может входить неограниченное количество граждан, возраст которых старше 16 лет.

Чаще всего это родственники, они могут производить любую продукцию, характерную для этой сферы (мясо, овощи, зерно и т. д.), а также заниматься ее обработкой, хранением, перевозкой и продажей. Во всех остальных случаях форма КФХ не подходит.

Отличия крестьянско-фермерского хозяйства от ИП

Понятие ИП подразумевает занятие любой коммерческой деятельностью одного лица. В КФХ рассматривается несколько человек, которых связывают родственные отношения или у них есть общее имущество, занимаются они только сельским хозяйством. Многие задаются вопросом, ИП КФХ - это юридическое или физическое лицо. На самом деле ни КФХ, ни ИП не может регистрироваться как юр. лицо. Теоретически это возможно для фермеров, но на деле такая регистрация не представляется возможной.

Главное отличие КФХ от ИП - это количество членов. Индивидуальный предприниматель несет ответственность и отвечает перед налоговой службой единолично находящимся в распоряжении имуществом, он должен платить как единственный владелец. В крестьянско-фермерском хозяйстве предусматривается субсидированная ответственность, т. е. при возникновении спорных ситуаций глава КФХ не берет на себя разрешение всех вопросов, все платежки ложатся на плечи указанных в соглашении членов.

Многие фермеры, ведущие совместное хозяйство несколькими семьями, пренебрегают регистрацией специального статуса, рискуя в дальнейшем столкнуться с многочисленными проблемами.

Одновременно глава КФХ и индивидуальный предприниматель

Если посмотреть статью 23 Гражданского кодекса, можно узнать, что глава КФХ является индивидуальным предпринимателем. Это дает ему право быть предпринимателем и стать представителем общины, действующим в интересах каждого из членов. В некоторых источниках можно найти информацию о том, что регистрация КФХ при статусе ИП невозможна, однако закон говорит об обратном.

На ИП ГКФХ ложится ряд организационных вопросов:

  • организация работы;
  • совершение сделок;
  • наем работников;
  • ведение учета;
  • подготовка отчетности;
  • подпись на документах от имени всех участников хозяйства.

КФХ как предприятие оформлять не нужно только в тех случаях, когда глава фермерского хозяйства является индивидуальным предпринимателем.

Как зарегистрировать

В регламенте регистрационных действий для крестьянско-фермерских хозяйств никаких изменений на 2020 год не предусмотрено. Это касается как порядка действий, так и состава документов.

Если ведение деятельности КФХ допускается в любом регионе, то регистрация осуществляется только по месту прописки главы общины. В налоговые органы подают следующие документы:

  1. Заявление о регистрации в стандартной форме.
  2. При наличии в составе более двух членов (ИП как глава КФХ и один человек минимум) должно писаться соглашение о создании хозяйства.
  3. Квитанция об уплате госпошлины.
  4. Справка о регистрации и физическом проживании главы.

Обратите внимание! Крестьянское фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность в соответствии с соглашением, в котором учитывается информация о составе, обязанностях, системе распределения доходов, об управлении общим имуществом и т. д.

После подачи нужных документов заявка проходит процедура рассмотрения с последующей регистрацией. Данный процесс выглядит следующим образом:

  1. После предоставления документации в ИФНС глава КФХ получает регистрационный пакет.
  2. Получение письма из Росстата, где указывается информация о статистике.
  3. Из ПФР и ФСС приходит оповещение о присваивании ОГРН и постановке на учет.
  4. В банковском учреждении открывается расчетный счет.

В течение пяти дней от налоговой службы придет решение, при положительном ответе данные заносятся в ЕГРИП, а руководитель хозяйства получает свидетельство о регистрации и постановке на учет в органах ФНС, а также выписку из ЕГРП.

Кто может быть главой КФХ

Согласно той же статьи 23 Гражданского кодекса, в качестве главы КФХ может быть дееспособное лицо, зарегистрированное в статусе главы ИП. Это может быть гражданин РФ, граждане иностранных государств.

Если в составе хозяйства только одно физ. лицо, то глава КФХ может стать ИП и заниматься предпринимательством.

Преимущества КФХ

Крестьянское фермерское хозяйство имеет несколько основных преимуществ:

  • всесторонняя государственная поддержка;
  • льготы при налогообложении;
  • использование земельных угодий площадью свыше 2,5 гектар;
  • получение различных грантов в рамках специальных программ от государственных и частных фондов;
  • оформление работников по трудовому кодексу РФ;
  • низкая процентная ставка по целевым кредитам (земельные участки, спецтехника и оборудование);
  • не проверяется комиссиями органов местного самоуправления (если нет нарушений законодательства).

Поэтому многие жители сельской местности все чаще предпочитают создавать КФХ и работать на себя, получая стабильную прибыль. Привлекает и широкое разнообразие видов деятельности, начиная с животноводства и растениеводства, и заканчивая производством вина, выращиванием цветов и т. д. К тому же для многих это отличный вариант семейного бизнеса.

Впрочем, не обошлось и без слабых сторон, т. к. не существует идеальной формы коммерческой деятельности:

  • большие расходы на поднятие хозяйства;
  • нельзя использовать земельный участок не по назначению (например, запрещено пасти скот на земле, предназначенной для выращивания полезных культур).

Кроме того, что фермерские хозяйства могут рассчитывать на льготное получение земельных угодий, для них существует ряд специальных грантов. Например, в 2018 году размер одного такого поощрения в некоторых регионах достигал 3 000 000 рублей.

Государство всячески поддерживает такие хозяйства, выделяя различные гранты:

  • проведение инженерных коммуникаций и строительство объектов с/х назначения;
  • покупка птицы и животных;
  • модернизация;
  • частичное погашение долга по лизингу спецтехники;
  • возмещение затрат на приобретение средств для удобрения.

Чтобы получить поддержку, требуется подать заявление в местную администрацию, приложив пакет необходимых документов, список которых может отличаться в зависимости от вида деятельности и субъекта РФ.

Важно! Для получения гранта обязательно потребуется предоставить подробный бизнес-план, согласно которому выделяемые средства окупятся за период до 5 лет.

Несмотря на мощную поддержку со стороны государства, сельское хозяйство все еще остается бизнесом с длительным периодом окупаемости. Поэтому данный вид деятельности выбирают в основном те, кто неразрывно связан с сельской местностью, ввиду отсутствия иной альтернативы получения дохода.