Материалистическая (марксистская) теория. Презентация на тему теории происхождения государства Основные теории происхождения государства и права презентация

Происхождение государства и права Презентацию выполнил учитель истории и обществознания филиала МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с.Новокленское Сухаре Виктор Серафимович Происхождение государства и права

государство

Государство принимает законы; - гарантирует их реализацию;

Право закрепляет

обязательные правила деятельности органов государства,поведения его должностных лиц.

Потребность в государстве и праве

род и племя состояли не только из родичей, но и из людей пришлых, не связанных с другими кровнородственными отношениями.

к появлению «третьей силы»,

способной рассудить конфликты и споры противоборствующих сторон. Такой силой стало государство.

Возникла в связи с развитием, усложнением общественной жизни.

Регулировать семейные

отношения

Теории происхождения государства и права

Теорий происхождения государства и права много:

- теологическая теория

- Патриархальная теория

- Теория договора

- Теория насилия

- Органическая теория

- Психологическая теория

- Расовая теория

- материалистическая (марксистская) теория.

Самостоятельная работа с текстом учебника §1, стр6-9. Составление таблицы: Писаные законы сначала дополнили обычаи, а затем приобрели первостепенное значение. Писаные законы сначала дополнили обычаи, а затем приобрели первостепенное значение. В основе государственного устройства лежал уже не кровнородственный, а территориальный признак.

Появилась группа людей, которая профессионально занималась управлением:

Сборщики налогов

надсмотрщики

Выдающиеся представители правящей группы вырабатывали законы, нередко объясняя их появление божественной волей.

Повторим?

  • Как связаны государство и право?
  • 2. Какие теории происхождения государства и права вам известны? 3. В чем сущность теологической и патриархальной теорий? 4. Каково содержание теории общест- венного договора? 5. Как объясняет появление государства и права материалистическая теория? 6. Охарактеризуйте важнейшие элементы процесса появления государства и права.
Домашнее задание: §1, вопросы. Написать эссе: 1. Что появилось раньше - государство или право? Никитин А.Ф. Право. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение» 2011г.
  • Никитин А.Ф. Право. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение» 2011г.
  • Никитин А.Ф. Право Учебник для общеобразовательных учреждений(профильный уровень) Издательство «Дрофа» 2011г.

МАРКСИСТСКАЯ (МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ) КОНЦЕПЦИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА Эта теория, объясняющая возникновение государства и права исходя из принципа исторического материализма, берет свое начало в исторических работах американского исследователя первобытного общества, историка, археолога, этнографа Л. Г. Моргана (1818 -1881), опубликованных в 1877 году под названием «Древнее общество» . .

Эти исследования послужили толчком для написания Ф. Энгельсом (1820 - 1895) в 1884 году фундаментального труда «Происхождение семьи, частной собственности и государства» , в котором наиболее полно и последовательно изложена сущность данной теории. Уже само название этой работы отражает диалектическую связь указанных явлений, обусловивших появление государства и права.

Другим более кратким источником основных положений марксисткой теории происхождения государства и права является работа В. И. Ленина (1870 -1924) лекция «О государстве» , прочитанная им 11 июля 1919 года в Свердловском университете

Марксистская теория происхождения государства и права долгое время в нашей стране считалась единственно верной. Сегодня она является таким же предметом научного анализа, как и другие существующие в юриспруденции правовые воззрения Первый подход решающую роль в появлении государства отводит классовой борьбе Второй подход решающее значение отводит экономическому развитию общества

Первый подход В этой связи происхождение государства объясняется расколом общества на антагонистические классы, появление которых стало результатом возникновением частной собственности и общественной эволюции вследствие разделения труда, повлекшего разложение первобытнообщинного уклада жизни. Экономически господствующий класс - класс собственников, постепенно оттесняя от управления родоплеменную знать, превращается и в политически господствующий в обществе класс и создает государство в виде аппарата управления и механизма насилия для подчинения себе класса неимущих, для защиты своей собственности и удержания своего экономического господства. Таким образом, государство представляется как орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, узаконивающий и упрочивающий угнетение, порядок, умеряющий столкновение классов, т. е. «продукт и проявление непримиримых классовых противоречий» .

Второй подход исходит из того, что в результате именно экономического развития усложняется само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела» , что требует совершенствования управления и приводит к происхождению государства - одного из элементов надстройки над экономическим базисом. Благодаря этому направлению марксистской теории происхождения государства и права ее часто определяют как историко -материалистическую теорию.

Происхождение права также последовательно объясняется марксистами с материалистических позиций. Они показывают, что корни права лежат в экономических общественных отношениях - базисе общества. В силу этого право не может быть выше экономики и без экономических гарантий становится иллюзорным. Право возникает вместе с государством, не может существовать без государства, без государственного принуждения. Кроме того, возникновение и развитие права так же жестко связывается с классовыми противоречиями и необходимостью их устранения или сглаживания, классовой борьбой. В результате право рассматривается как возведенная в закон воля экономически господствующего класса.

Марксистская теория отличается своей ясностью, логичностью, стройностью, последовательностью и убедительностью, представляет собой большое достижение научной мысли. Впервые были вскрыты закономерные связи между появлением частной собственности, экономическим развитием общества и возникновением государства и права. Вместе с тем, хотя действительно нельзя отрицать влияние классов и борьбы между ними на возникновение государства и права, нельзя и утверждать, что классы и борьба между ними - единственная первопричина происхождения государства и права, на зарождение и формирование которых, как показывает история, оказывали влияние многие самые разнообразные факторы.

Заключение: Марксистская теория, имея под собой строго научные основы, убедительно показала реальные причины и условия происхождения первых европейских государств, но тем не менее она не может быть единственным универсальным научным объяснением появления такого сложного социально-политического института, каким является государство. А отмеченное некоторое преувеличение классовой сути государства и права закрыло их общесоциальную сущность. Поэтому без должного внимания осталась общесоциальная природа исследуемых социально-политических явлений.

Слайд 2

Существует множество теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. В гносеологическом плане наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства. Общая характеристика Далее Выход Назад

Слайд 3

Теория Гуго Гроция Содержание Теория Томаса Гоббса Теория Джона Лока Теория Жан-Жака Руссо Теория Евгения Дюринга Теория Людвига Гумпловича Теория Карла Каутского Теория Тарда Теория Николая Коркунова Теория Льва Петражицкого Либертарно-юридическая Патримониальная теория Древнегреческая теория Древнеиндийская теория Древнекитайская теория Теологическая теория Теол. теория в условиях современности Патерналистская теория Патриархальная теория I Теория Огюста Конта Теория Герберта Спенсера Другие теории Государство по Энгельсу Государство по Ленину Патриархальная теория II Выход Назад

Слайд 4

Согласно Платону государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских богов. Они поделили между собой по жребию все страны земли. При этом Аттика (территория древних Афин) досталась Афине и Гефесту, а остров Атлантида - Посейдону. Афина и Гефест населили Аттику благородными мужами и вложили в их умы понятие о демократическом государственном устройстве. Посейдон же установил на Атлантиде государство в Древнегреческая теория Выход Содержание форме наследственного царского правления, закрепив основы в законах. Таким образом Платон считал, что для организации правильных форм земной жизни, необходимо в максимально возможной мере подражать мифическим космически-божественным первообразцам (философски говоря - идее) правления людьми. В первую очередь устройству Афин (где правят философы), во вторую устройству Атлантиды (где правят законы).

Слайд 5

Бог Индра установил общекосмический и земной порядок, его закон и обычай (риту). Он же и поддерживает этот порядок и закон. Волей божественного Неба в Поднебесной появился порядок, организацию власти, правила поведения и т. д. Император (носитель власти) при этом - сын Неба. Древнеиндийскаятеория Древнекитайская теория Выход Содержание Индра Император

Слайд 6

Получила распространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле, в силу чего власть вечна и незыблема, зависима в основном от религиозных организаций и деятелей. Любая светская власть производна от власти церкви. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной. По способу же приобретения и использования власть может быть богопротивной и тиранической. Теологическая теория Выход Содержание

Слайд 7

Сходные мысли о божественном первоисточнике государственной власти в XX в. развивал Жак Маритен. Также и многие другие современные приверженцы теологических естественно-правовых учений (А. Ауэр, Э. Вольф, X. Домбоис, Ф. Харст и др.) в конечном счёте именно в Боге (его разуме, воле, творении и т.д.) видят исходное основание и источник права и государства. В настоящее время данная концепция представляет официальную доктрину Ватикана. Теологическая теория в условиях современности Жак Маритен Выход Содержание

Слайд 8

От слова патер - отец. В данной теории имеет место прямое соотношение государства с семьей. Так например, Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство – большой семье. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей – на основе норм Патерналистская теория Выход Содержание Также патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного». добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим.

Слайд 9

От слова патриарх - родоначальник. В данной теории государство трактуется как закономерный этап развития (разрастания) семьи, при этом понятие государство не приравнивается к понятию семья. По утверждению Аристотеля, государство - наилучшая, завершенная форма общения (развития по схеме семья-селение-государство), в целях достижения общего блага. При этом Аристотель говорит о первичности государства перед семьей, а о человеке как о существе политическом, т.е. в наиболее развитом виде государство - это общение свободных и равных граждан. Патриархальная теория I Выход Содержание

Слайд 10

В развернутом виде патриархальная теория представлена в произведениях Р. Филмера. Полагаясь на Библию, он делает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия. Все последующие монархи – это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти в государстве. Патриархальная теория II Выход Содержание

Слайд 11

Согласно Конту - общество (а следовательно и государство) - органическое целое, строением, функционированием и эволюцией которого занимается социология. Социология при этом опирается на законы биологии, действие которых в обществе претерпевает определённое видоизменение в силу своеобразия взаимодействия индивидов и воздействия предшествующих поколений на последующие. Основная задача социологии как позитивной науки, пришедшей на смену предшествующим теологическим и метафизическим воззрениям, состоит в обосновании путей и средств гармонизации общества, утверждения органической связи «порядка» и «прогресса». Теория Огюста Конта Выход Содержание

Слайд 12

Спенсер трактует государство как часть природы, которое развивается подобно зародышу животного, причем во всей истории человеческой цивилизации естественно-животное начало доминирует над началом социальным (и политическим). Подобно животному организму, социальный организм растет и развивается путём интеграции его составных частей, усложнения его структуры, дифференциации функций и т.д. При этом в социальной жизни, как и в природе, выживает наиболее приспособленный организм. В духе закона эволюции Спенсер трактует догосударственное состояние общества, Теория Герберта Спенсера Выход Содержание возникновение и функционирование политической организации и политической власти в обществе военного типа и постепенный переход к обществу, государству и праву промышленного типа. При этом в отличие от подавляющего большинства приверженцев органистического подхода Спенсер развивал либерально-индивидуалистические политические воззрения и видел цель социального организма не в поглощении своих членов, а в служении им.

Слайд 13

Представители органической школы в социологии (А. Шеффле в Германии, Р. Вормс во Франции, П.Ф. Лилиенфельд в России и др.) пошли значительно дальше своих предшественников в биологизации социальных и политических явлений. Так, у Шеффле экономические отношения в «социальном теле» трактуются как обмен веществ в живом организме, а Вормс выявлял физиологические особенности и половые функции различных социальных органов и организмов, изучал их социальную гигиену и т.д. Правительство, согласно Лилиенфельду, осуществляет функции головного мозга, а торговля – функции кровообращения и т.п. Теории других представителей органической школы Выход Содержание

Слайд 14

Государство по характеристике Энгельса возникло из потребности держать в узде противоположность классов, и оно за редким исключением (периоды равновесия сил противоположных классов, когда государство получает относительную самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Государство по Энгельсу является связующей силой цивилизованного общества: во все типичные периоды оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса. Основными признаками государства, отличающими его от родовой организации, по Энгельсу являются: 1) разделение подданных государства по территориальным делениям и 2) учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим само себя как вооружённая сила. Государство по Энгельсу Выход Содержание

Слайд 15

В подходе В.И. Ленина к государству акцент делается на антагонизме классов и на классовой природе государства. Государство – продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены... И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы. Государство по Ленину Выход Содержание

Слайд 16

Трактует государство, как явление воле-установленное, возникающее в результате договора людей (их волеизъявления). «Право внутригосударственное, есть то, которое исходит от гражданской власти. Власть гражданская господствует в государстве. Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы». К взаимному общению и заключению такого договора, побуждает людей их разумная природа – «мать естественного права». Естественно-правовой характер носит и требование соблюдения договора о создании государства (гражданского сообщества). Теория Гуго Гроция Выход Содержание

Слайд 17

Догосударственное (естественное) состояние Гоббс изображает как «состояние войны всех против всех». В естественном состоянии, где нет общей власти, закона и справедливости, каждый имеет право на все – в этом и состоят его естественное право и свобода. В этих условиях разум человека предписывает требование искать мир и следовать ему. Таков, по Гоббсу, смысл первого и основного естественного закона. Из Теория Томаса Гоббса него вытекают и все остальные естественные законы, которые требуют отказа каждого от своих естественных прав в интересах мира и безопасности. Требования этих естественных законов побуждают людей заключить договор об учреждении государства (суверенной общей власти), держащего людей в страхе и направляющего их действия к общему благу. Договорную концепцию Гоббс, таким образом, использовал для обоснования абсолютистского государства, суверенная власть которого носит произвольный и бесконтрольный характер. Выход Содержание

Слайд 18

Либеральная концепция договорного происхождения и назначения государства, согласно которой целью общественного договора об учреждении государства является обеспечение неотчуждаемого (и в условиях государственной жизни) естественного права каждого на его собственность, т.е. его жизнь, свободу и имущество. Договорные отношения людей с государством – это постоянно длящийся и обновляющийся процесс, основанный на принципе согласия. В соответствии с этим принципом народ, будучи источником суверенитета, имеет право свергнуть деспотическую власть как нарушителя условий общественного договора. Также и каждый отдельный человек, достигнув совершеннолетия, сам решает вопрос о том, присоединиться ли ему к общественному договору и стать членом данного государства или покинуть его. Теория Джона Локка Выход Содержание

Слайд 19

Трактует возникновение государства как соглашение, заключённое для попытки преодоления социального неравенства, с целью создания государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, в конечном счёте к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии. Руссо выдвигает свой проект общественно-договорного «исправления» истории – создание Политического организма (общины) как подлинного договора между народами и правителями. Часть 2 Теория Жан-Жака Руссо Часть 1 Выход Содержание

Слайд 20

Цель этого подлинного общественного договора Руссо видит в создании «такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединившись со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». Общественный договор дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами (участниками соглашения); эта власть, направляемая общей волей, и есть единый, неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа. При этом Руссо отвергает принцип разделения властей и иные гарантии соблюдения прав и свобод человека в государственном состоянии. Теория Жан-Жака Руссо Часть 2 Часть 1 Выход Содержание

Слайд 21

Насилие (внутреннее насилие) одной части первобытного общества над другой, по Дюрингу, – это тот первичный фактор, который порождает политический строй (государство). В результате такого насильственного порабощения одних другими возникают также собственность и классы. Теория Евгения Дюринга Выход Содержание

Слайд 22

Государство возникает вследствие стремления людей (стада, сообщества) к расширению своего влияния и могущества, к увеличению своего благополучия, это ведет к войнам, и как следствие к появлению государственного устройства, а также к появлению имущественного и социального расслоения населения. Также Гумплович утверждал, что государства всегда основывались меньшинством пришлых завоевателей, т.е. более сильной расой, расой победителей. Теория Людвига Гумпловича Выход Содержание

Слайд 23

Государство возникает как аппарат принуждения завоевателей (победившего племени) над побежденными. И уже в рамках насильственно объединённой общности победителей и побежденных из победившего племени формируется господствующий класс, а из побежденного племени – класс эксплуатируемых. Каутский также пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии. Теория Карла Каутского Выход Содержание

Слайд 24

Право сводится им к правовым эмоциям императивно-атрибутивного характера. Императивность правовых эмоций раскрывается при этом как состояние связанности воли индивида, переживаемое в виде авторитетного понукания и давления в сторону определённого поведения. Атрибутивность же правовых эмоций состоит в том, что подобное (обязанное) поведение одного лица причитается другому лицу. Государство и официальное законодательство рассматриваются при этом как «проекции» правовых переживаний, как «фантазмы» психики. Теория Льва Петражицкого Выход Содержание

Слайд 25

Основой всего права является индивидуальное сознание, следовательно право как разграничение интересов и общественный порядок выражает, не объективно данное подчинение личности обществу, а субъективное представление самой личности о должном порядке общественных отношений. Также и государственная власть – это не чья-либо воля, а сила, вытекающая из психических представлений граждан об их зависимости от государства. Т.е. власть есть сила, обусловленная не волею властвующего, а сознанием зависимости подвластного. Теория Николая Коркунова Выход Содержание

Слайд 26

Вся история человечества, включая переход от первобытного состояния к государственному и дальнейшее развитие социальных и политико-правовых институтов, определяется такими первичными факторами, как открытие (изобретение) и подражание. При этом сущностью всякого открытия и изобретения в общественной, политической и правовой жизни людей является приспособление как способ разрешения социальных противоречий. Первоначальные отдельные открытия в условиях первобытного общества, носили бессвязный характер, затем они постепенно систематизируются и гармонизируются. В результате этого процесса гармонизации, появились, помимо грамматики, религии, нравственности, искусства, также система законов и правительство. Теория Тарда Выход Содержание

Слайд 27

Согласно данной теории право и государство возникают, функционируют, развиваются и до сих пор существуют и действуют как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности способа, порядка и формы бытия, признания, выражения и осуществления свободы людей в их социальной жизни. Исторически свобода проявляется в процессе разложения первобытного общества и дифференциации его членов на свободных и несвободных. Право и государство, пришедшие на смену нормам и институтам власти первобытного общества, как раз и представляют собой всеобщую и необходимую форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты этой свободы в виде правосубъектности и государствосубъектности индивидов в частных и публично-властных делах и отношениях. Последующий всемирно-исторический прогресс свободы – это одновременно и прогресс соответствующих правовых и государственных форм бытия, закрепления и осуществления этой свободы. Иные теории происхождения государства Либертарно-юридическая теория Выход Содержание

Слайд 28

Согласно данной теории государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет. Патримониальная теория Выход Содержание

Слайд 29

Автор Презентацию создал и подготовил ученик 9б класса Ильинской основной школы Авсетов Аслан. Материалы - www.ru.wikipedia.org Музыка – Сергей Ущиповский - Бег облаков (Альбом «Баланс Элементов») Январь.2010 год Главная Выход Содержание

Посмотреть все слайды

«Функции государства» - 1. Понятие и значение функций государства. Функция – вид деятельности. Взаимодействие «целей», «задач» и «функций». План урока. Цель государства – реализация потребностей общества. Формы и методы осуществления функций государства. Внешние -вопросы войны и мира -развитие экономических и культурных связей -экология.

«1150 лет российской государственности» - Российской государственности 1150 лет. http://images.yandex.ru/. Первый вариант крепости, датирующийся 753 годом, был деревянным. http://vk.com/russiaconception#/wall-26781852_76. Подробнее http://www.rusfact.ru/news/kak_zarozhdalas_rus/2011-01-12-608. http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text.

«Федеральное собрание Российской Федерации» - Думы нового созыва. Думы прекращаются в момент начала работы Гос. Формами депутатской деятельности являются: Стадии законодательного процесса. Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации) – представительный и законодательный орган Российской Федерации. Основные гарантии депутатской деятельности.

«Теория государства и права» - Конфедерация. Литература: Государство образуется вследствие завоевания сильного племени более слабого. Государство. Недооценка влияния социально-экономических и политических факторов. Антидемократические. Органическая теория. Внешние. Договорная теория (теория естественного права). Рассовая теория. Невозможно опровергнуть.

«Государство в политической системе общества» - Государство имеет право на сбор денежных средств с населения, организаций (налоги, займы и т. д.). Тема 6: государство в политической системе общества. В РФ действует Всероссийская трехстороння комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в которую входят общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство РФ.

«Теории происхождения государства» - Основоположник теории Аристотель (384-322). 5. Органическая теория. Расовая теория. 7. Расовая теория. Организация людей на земле,как в царстве небесном. Разработанная Львом Петражицким и Зигмундом Фрейдом. 1. Теологическая (божественная) теория. 6. Психологическая теория. Материалистическая (марксистская) теория.

Всего в теме 43 презентации

Правоведение 10 класс.

Профиль – социально – экономический


  • Понятие государство
  • Теории происхождения государства
  • Теологическая теория
  • Патриархальная теория
  • Ирригационная теория
  • Договорная теория
  • Классовая теория
  • Теория насилия
  • Вывод

это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

Государство-


Теории происхождения государства

Теологическая теория

Теория насилия

Патриархальная теория

Договорная теория

Классовая теория

Ирригационная теория


Теологическая теория

Суть теории: Государство, как и всё земное, имеет божественное происхождение. Процедура возникновения государства аналогична процессу сотворения мира Богом.

Минусы теории: Приверженцы теории апеллируют не к знаниям, не к доказательствам, а к вере. Они утверждают, что люди всё равно не способны постичь всей глубины Божественного замысла и поэтому должны просто верить, что всё на Земле создано Богом.


Патриархальная теория

Суть теории: Государство является продуктом естественного развития семьи, в процессе которого семья разрастается в род, род -в племя, а племя эволюционирует в государство. Соответственно власть главы семьи превращается во власть главы государства.

Минусы теории: Государство и семья выполняют в обществе различные функции.


Ирригационная теория

Суть теории: Государство возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ по созданию оросительных каналов и ирригационных сооружений.

Минусы теории: Государство появилось до начала ирригационных работ и позволило организовать столь крупные и скоординированные действия населения.

К. Виттфогель


Суть теории: Государство возникло в результате общественного договора, в соответствии с которым люди, находившиеся до этого в первобытном состоянии, отказались от части своих прав и свобод в обмен на гарантии личной безопасности.

Минусы теории: Различные группы людей со специфическими интересами не могли договориться в условиях отсутствия государственно-властных структур.

Г. Гроций


Суть теории: Государство возникло в результате раскола общества на классы с непримиримыми интересами. Необходима была организация, регулирующая отношения между ними.

Минусы теории: Раскол общества на классы был ведущим государственно-образующим фактором лишь в Европе.

К.Маркс, Ф.Энгельс


Суть теории: Государство-это результат завоевания. Государство трактуется как организация властвования завоевателей в целях поддержки и упрочения своего господства над покорёнными.

Минусы теории: Насилие часто являлось не причиной, а лишь ускоряющим образование государства фактором.


Вывод:

Современные подходы к проблеме ограниченности данных теорий основываются на том, что весьма трудно, если вообще невозможно, выделить фактор, определяющий процесс возникновения государства во всех регионах и у всех народов.

Но на мой взгляд классовая теория процесс возникновения государства. Потому что, классовое неравенство существовало и будет существовать, что бы между ними не было конфликтов создали государство.