Современные формы перехода собственности. Переход государственной собственности в частную называется Передача частной собственности государству

Изменение форм собственности . Экономическое развитие общества в ряде случаев делает необходимым переход (трансформацию) одной формы собственности в другую. В условиях рыночной экономики трансформация видов и форм собственности возможна в результате осуществления национализации и приватизации. Переход от одной формы собственности к другой может происходить эволюционным или революционным (насильственным) путем.

Национализация. Процесс превращения частной собственности в государственную собственность называется национализацией. Национализация может осуществляться различными путями: через безвозмездную экспроприацию; полный или частичный выкуп.

Наибольшего размаха национализация достигла в бывшем СССР. С октября 1917 г. в нашей стране началась ускоренная ликвидация частной собственности. Национализация осуществлялась методом полной и безвозмездной конфискации имущества.

В последующем в процессе дальнейшего обобществления экономика превратилась в государственную экономику. Огосударствление экономики - это выполнение государством чрезмерных, несвойственных ему функций. Огосударствление экономики привело к тому, что советская экономика стала неэффективной. В результате возникла объективная необходимость в проведении процесса разгосударствления экономики .

Разгосударствление означает передачу части функций государства в сфере хозяйственного управления предприятиям (организациям). В то же время разгосударствление не предполагает смены формы собственности.

Мировая практика свидетельствует, что национализация присуща и странам рыночной экономики. Она проводится в основном посредством выплаты денежных средств владельцам частных предприятий и организаций. Примером такой национализации может служить национализация частных предприятий в 30х годах XX века в Великобритании, Франции и других странах, а также национализация ряда отраслей в Великобритании в 1945-1951 гг. В частности, за 1945-1948 гг. в Великобритании были национализированы Английский банк, угольная промышленность, телеграфная и радиосвязь с заграницей, электроэнергетическая промышленность и транспорт, черная металлургия. В начале 80 x гг. во Франции было национализировано 9 промышленных групп и 36 частных банков.

В настоящее время в Гражданском кодексе Российской Федерации зафиксировано, что национализация в нашей стране может производиться только на основании закона с возмещением стоимости национализированного имущества и других убытков (п. 2 ст. 235, ст. 306 ГК РФ).

Приватизация. Приватизация - это передача объектов государственной собственности другим субъектам экономики (гражданам, предприятиям, организациям).

Приватизация предполагает смену формы собственности, переход от государственной к иным формам собственности (частной, смешанной). Объектами приватизации могут быть крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т. д. После приватизации имущество может стать собственностью отдельных граждан, банков, предприятий, акционерных обществ и т. д.

Масштабы приватизации в конкретной стране зависят от ряда факторов (экономических, политических). Существенное значение придается масштабам национализации в предыдущий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), приватизация большого размаха не приобрела. Напротив, в тех странах, где процесс национализации проводился активно (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.

В мировой практике известны две формы проведения приватизации:

Продажа государственного имущества;

Бесплатная передача государственного имущества.

Денежная приватизация получила достаточно широкое распространение в странах рыночной экономики, а также в некоторых странах с переходной экономикой. К наиболее распространенным способам приватизации в денежной форме относятся: полная продажа государственных предприятий частным лицам, допуск частного капитала в государственный сектор, продажа акций предприятий всем желающим, купля-продажа по конкурсу или на аукционах и т. д.

Конкурс (коммерческий ) - продажа государственных и муниципальных предприятий, а также активов ликвидированных предприятий при согласии покупателей на выполнение определенных условий. Победитель конкурса - участник, предложивший максимальную цену и согласившийся выполнить поставленные условия.

Инвестиционный конкурс проводится аналогично

коммерческому конкурсу. При подведении итогов инвестиционного конкурса учитываются объем и (или) сроки инвестиций в объект приватизации - в дополнение к выполнению (или взамен) инвестиционной программы продавца.

Коммерческий и инвестиционный конкурсы могут проводиться путем открытых торгов (проводятся аукционистом в присутствии претендентов) или закрытых торгов (закрытого тендера), когда предложения подаются в запечатанных конвертах.

Аукцион - продажа предприятий и их активов на открытых торгах без выполнения каких-либо условий. Покупатель, предложивший максимальную цену, становится собственником.

Выбор способов приватизации зависит от целого комплекса факторов (политических, юридических, институциональных и других).

Денежная приватизация позволяет получить дополнительный источник формирования доходов государственного бюджета, решить проблему его дефицита, повысить эффективность экономики в целом. Практически во всех развитых странах рыночной экономики проводимая приватизация способствовала сокращению

государственного сектора экономики, росту производительности труда, модернизации производства. В целом все эти меры содействовали росту эффективности национальной экономики. Так, в 80 e годы в Великобритании было приватизировано более 30% всех государственных корпораций. В результате этих мер число занятых в государственном секторе сократилось с 2 млн. до 700 тыс. человек. В процессе приватизации удалось добиться сокращения персонала, увеличения производительности труда, более широкого использования достижений науки и техники. Приватизация, проведенная во Франции в середине 80 x годов, распространилась на конкурентные предприятия. Это позволило продавать предприятия по рыночным ценам, что способствовало значительному пополнению государственного бюджета. В некоторых странах Восточной Европы (Венгрия, бывшая ГДР) также преобладала денежная форма приватизации.

Ряд стран Восточной Европы осуществили приватизацию путем бесплатного и уравнительного распределения среди взрослого населения специальных чеков, купонов. Этот метод приватизации применялся в Чехословакии, частично в Болгарии, Румынии, Польше.

В России приватизация осуществляется в два этапа:

I этап - чековый (ваучерный): 1992 - первая половина 1994 гг.;

На первом этапе приватизации использовались различные методы. Малые предприятия (магазины, рестораны, кафе, предприятия службы быта) переходили в частные руки в основном посредством продаж на аукционе или по конкурсу. Средние и крупные предприятия были приватизированы преимущественно через акционирование.

В процессе первого этапа приватизации определенное пополнение получил государственный бюджет. Приватизационные чеки, имея номинальную стоимость в 10 рублей, предоставлялись населению за 25 рублей. Надо отметить, что чековая приватизация не сделала основную массу населения собственниками. Поскольку чеки не были именными, то они сосредоточились в руках незначительной части общества. К тому же в большинстве случаев собственники акций не смогли в полной мере реализовать право собственности.

Второй этап приватизации имеет иной качественный характер. Теперь объекты государственной собственности переходят в частные руки по рыночным ценам. Средства, полученные от продажи принадлежащего государству имущества, поступают в консолидированный бюджет Российской Федерации. Данные, приведенные в таб.3.1. характеризуют результаты приватизации в России за 1993-1997 г.г. Всего за 1993-1997 г.г. изменили форму собственности 129,5 тыс. предприятий (объектов).

Вместе с тем надо отметить, что в ряде отраслей экономики приватизация носит ограниченный характер. В первую очередь это касается отраслей социальной сферы. Это объясняется большой социальной значимостью конечных результатов деятельности данной сферы экономики.

В отдельных странах происходит реприватизация - возврат национализированной собственности прежним собственникам. Реприватизация происходила в 80 e годы в ряде стран Западной Европы. В 90 e годы в некоторых странах Восточной Европы.

Приватизация объектов государственной собственности в бывших социалистических странах

Приватизация — это переход объектов из государственной собственности в частную. В обобщенном понимании приватизация представляется как составной элемент государственной политики дерегулирования экономики, ведущий к увеличению вклада частного сектора в хозяйственной развитие. В более узком понимании приватизация означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия акционерному обществу или частному лицу. Приватизация предприятия не сводится к простой продаже имущества — она является инструментом дерегулирования экономики и означает продажу государством физическим и юридическим лицам прав собственности на имущество, а также прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничений на деятельности предприятия.

Отметим, что существует практика возвращения имущества из государственной собственности их бывшим владельцам, которая называется реприватизацией. Так, например, реприватизируют в некоторых странах землю, ранее национализированную у иностранцев. Существует также процесс, обратный приватизации — это национализация — переход частной собственности в собственность государства. Объектами могут быть земля, промышленные предприятия, банки, транспорт, связь. Как правило, реприватизация затрагивает отрасли и производства, требующие больших и долгосрочных вложений. Отдельные государства прибегают к национализации в периоды кризисных потрясений, войн и других форс-мажорных обстоятельств.

Приватизация активно проводилась в Европе в 80-е гг. XX века. Так, в Великобритании в этот период было распродано 16 из 51 государственных корпораций. Аналогичные процессы наблюдались во Франции, где приватизация в 80-е гг. довольно быстро сменила национализацию, так как экономическое положение страны требовало повышения показателей развития экономики, в результате чего частный сектор пополнился 1100 предприятиями, входившими в состав 12 групп .

Феномен приватизации как политического и социально-экономического процесса перехода имущества из общественной, государственной, церковной, коллективной собственности в частную известен в истории человечества на протяжении нескольких веков. Во многих странах в период абсолютизма разделения между имуществом монархов и государственным имуществом не было. Поэтому переход королевских земель в частную собственность во время буржуазных революций в Европе был своеобразной приватизацией. Раздел и распродажа церковных и монастырских земель во время Французской революции также были приватизацией. Следует отметить, что в России приватизация проводилась еще Петром I. По его указу на льготных условиях были отданы в частные руки около трех десятков промышленных предприятий. Основные побуждающие мотивы — развитие предпринимательского духа в обществе и привлечение частного капитала к производительному использованию. Как своеобразную приватизацию можно рассматривать наделение крестьян землей при осуществлении Великой реформы 1861 г. за счет ранее не разделенных пахотных земель и угодий поместий. Наконец, наши современники были свидетелями и участниками самой массовой приватизации в истории человечества — передачи государственного имущества в бывших европейских социалистических странах и республиках бывшего СССР в частные руки.

Работа над проблематикой приватизации невозможна без ясного понимания такого феномена, как «собственность», так как приватизация есть не что иное, как передача объектов из собственности государственной в собственность частную. Проблема собственности разработана достаточно подробно К. Марксом, на чем во многом и сегодня основывается понимание этого феномена современными исследователями. Сутью отношения собственности является целый комплекс более частных отношений — управления, распределения, обмена и потребления, важнейшими из которых являются два первых. Управление и распределение составляют неразрывную связь, ибо управление распределяется, а распределение управляется, то есть, собственно, их синтез и составляет суть отношения собственности.

Такой подход к пониманию феномена собственности помогает ясно взглянуть на рассматриваемые проблемы приватизации и помогает избавиться от некоторых стереотипов, например, мнения о том, что приватизация способствует повышению эффективности как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Повышение эффективности каждого отдельного предприятия через его приватизацию не является законом. Часть предприятий, например, может быть морально устаревшей настолько, что их упразднение частным владельцем будет эффективнее, чем ликвидация их через многочисленные бюрократические процедуры государства-собственника. Более того, изменение экономической конъюнктуры понижает рентабельность и делает успешное вчера предприятие убыточным сегодня. Может быть очевидным, что поддержание его производственной жизнеспособности (в силу важности данного производства для общества) является делом государственной, а не частной заботы. Не стоит также абсолютизировать гипотезу о большей эффективности приватизированных предприятий перед государственными, так как российский опыт показывает, что эффективность как экономики в целом, так и многих предприятий снизилась вследствие приватизации.

Таким образом, можно констатировать, что существует определенная непроработанность проблематики приватизации. Например, пока нет ясности в отношении того, какие формы собственности выступают в качестве переходных, а какие со временем должны исчезнуть или трансформироваться в определяющие.

Планирование хозяйственной деятельности предприятия питания
Современное российское общество переживает системные преобразования во всех сферах своей жизнедеятельности — политической, правовой, экономической, социальной и т.д. Характер преобразований.

Приватизация объектов государственной собственности в бывших социалистических странах
Приватизация — это переход объектов из государственной собственности в частную. В обобщенном понимании приватизация представляется как составной элемент государственной политики дерегул.

Концентрация и интеграция предприятий
Актуальность данной проблемы для отечественной экономической науки обусловлена следующими причинами: Во-первых, современные процессы концентрации в промышленности имеют принципиально.

www.grosseconomic.ru

Передача собственности : поиск слов по маске и определению

Всего найдено: 16

адъюдикация

передача собственности или утверждение какого-либо другого вещного права посредством судебного приговора

передача собственности во временное пользование на договорных условиях

в феодальный период - вид земельной собственности, владение, приобретенное или пожалованное с правом передачи по наследству, с правом продажи, заклада (в противоположность поместью)

договор о безвозмездной передаче одним лицом другому имущества в собственность

демуниципализация

передача органами местного самоуправления земли или другой своей собственности

денационализация

передача государственного имущества в собственность отдельных лиц

передача государственного имущества в собственность отдельных лиц или коллективов

манципация

торжественная передача права собственности в присутствии свидетелей (в древнеримском праве)

в древнеримском праве - торжественный способ передачи права собственности

муниципализация

принудительная передача собственности отдельных лиц в ведение местных органов власти

национализация

передача частной собственности в собственность государства

передача обществу, нации в целом права собственности на некоторые средства производства

огосударствление

передача в собственность страны

отсебятина

собственные слова, вставляемые в чужую речь при ее передаче

отчуждение

в гражданском праве - передача имущества в собственность другого лица; один из способов осуществления собственником правомочия распоряжения своим имуществом

передача имущества в собственность другого лица

приватизация

продажа или передача государственной или муниципальой собственности частным владельцам

передача имущества в частную собственность

передача государственного или муниципального имущества в собственность отдельных лиц или коллективов

передача государственной собственности в руки частных и коллективных владельцев

разгосударствление

передача госуд. собственности в собственность коллективных или частных владельцев

эффективн. передача энергии колебаний и рост их размаха при совпадении частоты собствен. колеб. системы с частот. колеб. внешн. воздейст. (физика)

вал для передачи вращения с пониженной жесткостью на кручение, за счет собственного скручивания смягчающий крутильные колебания

18.2 Приватизация. Принципы, формы и методы приватизации.

Приватизация означает смену собственника путем продажи или безвозмездной передачи объектов государственной собственности другим экономическим субъектам: частным или юридическим лицам, трудовым коллективам.

Приватизация - не самоцель, а способ формирования крупного негосударственного сектора, получения средств для реконструкции народного хозяйства, становления слоя частных собственников, так называемого среднего класса. В западной экономической теории приватизация рассматривается как переход к частнокапиталистическому хозяйствованию. Необходимо учитывать, что главное содержание приватизации заключается в том, что преобразование централизованно регулируемых государственных предприятий в независимых рыночных субъектов коренным образом изменяет отношения собственности как внутри предприятия, так и во всем обществе. В результате возникает новая система экономических интересов, требующая новых механизмов их согласования, т.е. другой системы управления. Появляются новые социальные слои и группы - управляющие (менеджеры), собственники (акционеры), крупные и мелкие предприниматели. Таким образом, приватизация, трансформируя отношения собственности, создает предпосылки для коренных изменений в социальной структуре общества.

Субъектами приватизации могут быть граждане данной страны, юридические лица, деятельность которых связана с негосударственной собственностью, трудовые коллективы государственных предприятий, иностранные инвесторы. Объектами приватизации являются находящиеся в государственной собственности предприятия, здания, сооружения, оборудование, лицензии, патенты и другие виды государственного имущества. В то же время в каждой стране существует перечень объектов, не подлежащих приватизации. Как правило, это предприятия оборонного комплекса, объекты, деятельность которых угрожает жизни и здоровью людей; так называемые естественные монополии: железные дороги, системы связи, электростанции и др.

Процесс, противоположный приватизации, называется национализацией. Она представляет собой передачу частной собственности в распоряжение государства. В XX в. наиболее масштабная национализация была проведена в СССР. Государство получило подавляющую часть средств производства и национального богатства. Национализация и приватизация проводятся в разных странах и в настоящее время. Кроме того, в отдельных странах осуществляется реприватизация - возврат национализированной собственности прежним владельцам.

Некоторые страны добиваются успеха в рыночных преобразованиях, не прибегая к массовой смене форм собственности. Для других государств, избравших неолиберальную модель рыночной трансформации, единственно приемлемым вариантом является скорейшая массовая приватизация. Однако необходимо учитывать, что непродуманная быстрая массовая приватизация может привести к негативным экономическим результатам и иметь долговременные отрицательные социально-экономические последствия. Обычно наиболее успешно протекает приватизация мелких объектов в сфере торговли и услуг. Крупные предприятия приватизировать труднее из-за множества экономических и социальных проблем.

Несовершенство законодательной базы и недостаточный контроль со стороны правительства могут привести к такому нежелательному явлению, как стихийная приватизация. В этом случае руководители предприятий за бесценок скупают или просто присваивают государственное имущество. Иногда крупные предприятия дробятся на несколько более мелких, возглавляемых близкими к руководству людьми. Такие случаи вызывают естественное широкое возмущение населения, порождают недоверие к проводимым реформам.

В большинстве стран СНГ приватизация осуществляется на основе следующих принципов:

1) сочетание платного и бесплатного способов приватизации. Это означает, что часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан страны, а остальная часть продается;

2) право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности. На практике это право реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков, ваучеров;

3) дифференциация методов, форм и процедур приватизации. Поскольку приватизируемые объекты отличаются размерами, стоимостью, техническим уровнем и другими признаками, то для них не может быть использован лишь один способ приватизации. Небольшие предприятия, например, могут быть проданы на аукционе, крупные - преобразованы в акционерные общества;

4) предоставление социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий. Трудовой коллектив может выступать инициатором приватизации своего предприятия. Он имеет первоочередное право выкупа арендуемого им государственного имущества или приобретения акций приватизируемого предприятия;

5) обеспечение гласности процесса приватизации. Это предполагает широкое освещение условий и хода приватизации в средствах массовой информации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; участие представителей администрации, трудовых коллективов, местных советов народных депутатов в работе комиссий по приватизации; возможность обращения граждан, трудовых коллективов и юридических лиц в государственный арбитраж, суд или другие органы в случаях ущемления их интересов при приватизации;

6) контроль за ходом приватизации со стороны государства.

Проведение приватизации - сложная социально-экономическая проблема. Перед началом приватизации в обществе обычно возникают острые дискуссионные вопросы, от решения которых зависит не только судьба самой приватизации, но и ход экономических реформ. Например, кто может претендовать на имущество приватизируемых государственных предприятий - все население или только члены трудовых коллективов этих предприятий? Каким способом лучше проводить приватизацию - продавать имущество или бесплатно его раздавать? Можно ли и в каких масштабах допускать к процессу приватизации иностранный капитал?

Практика показывает, что успех приватизации в значительной степени зависит от ее подготовленности, в том числе от создания соответствующей правовой базы. В начале переходного периода при отсутствии более или менее совершенной законодательной базы приватизация зачастую принимает стихийный» а иногда и криминальный характер, В этом случае приватизация может использоваться для «отмывания» преступного капитала и более быстрой передачи дешевого государственного имущества в частные руки. Только со временем, по мере усовершенствования законов, процесс приватизации приобретает упорядоченный управляемый характер.

В настоящее время в большинстве стран с переходной экономикой существуют два основных подхода к проведению приватизации. Первый заключается в бесплатной передаче государственного имущества трудовым коллективам и населению, второй - в его продаже. У каждого подхода есть свои достоинства и недостатки. Создание приватизируемого государственного имущества всем народом, низкий жизненный уровень населения стран СНГ, незначительные денежные сбережения, обесцененные инфляцией, создают предпосылки для использования первого варианта. К его недостаткам можно отнести неравномерное распределение производственных фондов по отраслям и природных ресурсов - по регионам, что создает различные стартовые условия для будущих собственников - трудовых коллективов. Кроме того, бесплатная раздача имущества еще не означает превращения работника в хозяина.

Бесплатная приватизация обычно осуществляется путем выдачи приватизационных ваучеров. Такой подход является наименее конфликтным, так как больше всего отвечает принципам социальной справедливости. В России ваучеры представляют собой ценную бумагу на предъявителя. В Беларуси в качестве ваучеров выступают приватизационные чеки «Жилье» и «Имущество».

Ваучерная приватизация преобладала в Албании, Беларуси, Казахстане, Монголии, России. Она также осуществлялась в Болгарии, Польше и Румынии. Наиболее успешно и быстро из восточноевропейских стран этот способ приватизации был использован в Чехии и Словакии. Такая приватизация позволяет оперативно передать в частные руки наиболее сложные объекты - крупные промышленные предприятия. Бесплатность ваучеров или их зачастую символическая цена вовлекает в процесс приватизации большую часть населения. Однако успех такого способа приватизации в решающей степени зависит от развитости рынка ценных бумаг. Из стран, проводивших ваучерную приватизацию, финансовые рынки обладали достаточной устойчивостью только в Чехии, Словакии и Словении. В России, Казахстане, Монголии и Беларуси рынки ценных бумаг находятся в неустойчивом или зачаточном состоянии. Следует отметить, что уже к середине 90-х годов в ряде стран ваучерная приватизация из-за недостатков механизма ее реализации потеряла привлекательность для населения. Так, население Польши на референдуме в 1996 г. проголосовало против этого метода и высказалось в поддержку возмездной приватизации.

Второй, часто применяемый способ приватизации - продажа имущества государственных приватизируемых предприятий. Существует несколько вариантов использования данного подхода, так как имущество может продаваться отечественным или иностранным инвесторам, а также трудовому коллективу. Достоинством этого способа является быстрое пополнение казны государства и устранение бюджетного дефицита, укрепление денежного обращения. Основной недостаток - нехватка средств у населения. Поэтому в данном случае число инвесторов, как и приватизируемых предприятий, крайне ограниченно. Кроме того, предприятия должны быть привлекательными для инвестора, т.е. прибыльными. Количество же таких предприятий в условиях трансформирующейся экономики резко сокращается.

В странах с переходной экономикой приватизируемое имущество различается по размерам, отраслям и территориям, уровню технической вооруженности и другим признакам. Кроме того, разные типы имущества (промышленные предприятия, фермерские хозяйства, недвижимость) требуют отличающихся подходов. Поэтому методы приватизации не могут быть одинаковы. Чаще всего используется продажа на аукционе, по конкурсу, аренда с последующим выкупом трудовым коллективом, акционирование государственных предприятий.

При продаже на аукционе объекты государственной собственности приобретаются по правилам аукционных торгов. Приватизируемое имущество переходит в собственность того покупателя, который предлагает наивысшую цену. Как правило, такой вид приватизации используется, когда не оговариваются специальные условия по дальнейшему использованию приватизируемого объекта. Второй способ платной приватизации - продажа по конкурсу- Он используется в тех случаях, когда покупатель должен выполнить определенные условия по дальнейшему использованию предприятия. Эти условия могут предусматривать: сохранение или создание новых рабочих мест, проведение определенных природоохранных мероприятий, отказ от изменения в течение определенного времени профиля предприятия, сохранение объектов социальной сферы предприятия и др. Победителем конкурса объявляется покупатель, предложение которого лучше всего соответствует условиям конкурса.

На аукционе и по конкурсу обычно продаются небольшие предприятия, в первую очередь низкорентабельные или убыточные. Эта форма предпочтительна в рамках «малой» приватизации для объектов торговли, общественного питания, сферы услуг, промышленности и строительной индустрии. Преимущества такого способа заключаются в обеспечении одинаковых прав всем потенциальным покупателям.

Конкурсы и особенно аукционы позволяют выявить рыночную цену продаваемых предприятий. Однако значительная их часть (в основном промышленных) реализуется по заниженным ценам, что является существенным недостатком данной формы приватизации.

В отдельных странах (Венгрии, Латвии, Литве, Польше и особенно в России) достаточно широкое распространение получила такая форма приватизации, как передача или льготная продажа государственного имущества работникам приватизируемых предприятий. Несомненным достоинством данного подхода является обеспечение массовости и возможность быстрой передачи в руки трудового коллектива значительного количества государственных предприятий. К недостаткам относятся, во-первых, существенные различия в стоимости приватизируемого имущества по отраслям и предприятиям, а во-вторых, дифференциация объектов по уровню рентабельности. Поэтому трудовые коллективы разных предприятий оказываются в неодинаковых стартовых условиях. Кроме того, по крайней мере на первом этапе такой приватизации, исключается участие иностранных инвесторов, а также возникают трудности, связанные с отсутствием опыта управления реформированными предприятиями.

Наиболее предпочтительным способом приватизации для трудовых коллективов считается выкуп арендуемого имущества. В этом случае для выкупа можно использовать чистую прибыль и амортизационные отчисления, полученные от использования имущества, приобретенного трудовым коллективом за время аренды. При таком подходе сохраняется трудовой коллектив. Нет необходимости делиться прибылью с другими собственниками. Преимуществом является и возможность использования разных вариантов выкупа. Он может быть единовременным прямым и в рассрочку. При прямом выкупе в бюджет полностью вносится стоимость выкупаемого государственного имущества. Выкуп в рассрочку используется, когда у трудового коллектива не хватает собственных средств, а кредиты банков нецелесообразны или невыгодны. В этом случае стоимость выкупаемого имущества погашается частями.

Недостатком такого способа является невозможность быстрого повышения эффективности предприятия, так как к участию в приватизации не допускаются другие собственники, способные внести средства для его реконструкции.

Преобразование в акционерное общество является одним из массовых способов приватизации, особенно для крупных предприятий, которые не могут быть приватизированы другими методами. В этом случае создаются закрытые или открытые акционерные общества. Акции выпускаются на сумму переоцененного имущества (уставный фонд) предприятия. По решению трудового коллектива они могут быть реализованы либо внутри коллектива, когда образуется закрытое акционерное общество, либо частично проданы другим лицам (открытое акционерное общество). Акционирование целесообразно в первую очередь для тех предприятий, которые выпускают конкурентоспособную продукцию, обладают крупными основными производственными фондами, имеют большой экспортный потенциал.

Существуют и другие методы приватизации. Так, эксперты Всемирного банка в постсоциалистических странах выделяют такие способы приватизации, как прямую продажу активов предприятий, выкуп контрольного пакета акций, ликвидацию предприятий, акционирование, создание акционерного государственного предприятия с участием иностранного капитала, безвозмездную передачу имущества муниципальным органам, массовую ваучерную приватизацию. Однако оценить эффективность каждого способа представляется достаточно сложным, так как во всех странах они применяются в том или ином сочетании.

Особым методом передачи государственного имущества в частные руки, как отмечалось, является реприватизация - возвращение собственности прежним владельцам, лишившимся ее в результате национализации. Основными видами реприватизации выступают компенсация стоимости национализированного имущества деньгами или ваучерами и реституция - возврат прежним владельцам или их наследникам самой собственности. Большое значение имеют сроки проведения реприватизации. Она должна предшествовать приватизации. В противном случае может возникнуть конфликт между старыми и новыми владельцами предприятия. Более успешно и в сравнительно широких масштабах реприватизация была проведена в Болгарии, Венгрии, Словении, Чехии, Хорватии, Эстонии.

Результативность, эффективность деятельности предприятий определяется во многом типом экономической системы и, прежде всего, формой собственности.

Рыночная экономика, точнее, ее смешанный вариант, исторически доказала большую эффективность, нежели командная. Хотя рыночная экономика демонстрирует наличие экономических кризисов, наносящих существенный урон экономике и снижающих уровень жизни населения.

Командная экономика (ее часто называют административно-командной) имеет такие существенные недостатки, как:

    негибкость, медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения ресурсов включаются, как правило, лишь тогда, когда глубина диспропорций в экономике достигает критической точки;

    низкая производительность, вызванная подавлением хозяйственной инициативы и получением необходимых административных разрешений.

Необходимыми условиями формирования подлинно рыночных отношений являются, во-первых, экономическая свобода производителей и потребителей, а, во-вторых, конкурентная сфера хозяйствования. А необходимым условием социальной направленности экономики является соответствующая стратегия государства и поддержка государством субъектов экономики в этом направлении. Поэтому в тот или иной период, в связи со сложившимися экономическими условиями, происходит перестройка структуры экономической системы либо в сторону усиления государственной собственности, либо усиления частной собственности.

Переход объектов из частной собственности (негосударственной) в государственную носит название национализации . Переход объектов из государственной собственности в частную называется приватизацией .

Национализация, как правило, осуществляется в период экономических кризисов, когда частные предприятия разоряются, становятся банкротами, а продукция, которую они выпускают, необходима, к тому же необходимо сохранить рабочие места, ослабить безработицу, всегда сопровождающую кризисы.

Приватизация осуществляется либо как процесс, обратный национализации, когда в результате подъема экономики государство вновь передает объекты в частные руки, либо как один из вариантов разгосударствления экономики. Второй случай сопряжен с принципиальной сменой экономической системы – переходом от командной экономики к смешанной (рыночной).

Разгосударствление – это крупномасштабный передел собственности более широкий процесс, чем просто приватизация. Разгосударствление не влечет полного ухода государства из экономической сферы.

Основными признаками приватизации являются следующие:

Переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;

Полная продажа госпредприятия частным лицам;

Продажа части активов.

Авторитарно – бюрократические механизмы управления и централизованно распределительная система бывшего СССР с ее господством государственной собственности не смогли обеспечить эффективность экономики, более того, они оценивались враждебными обществу, высокомерно провозглашенному социалистическим. Поэтому переход России к рыночной экономике предопределил необходимость разгосударствления собственности на средства производства и, разумеется, на результаты производственной, а, равно, и любой другой (например, научной, культурной, общественной и др.) деятельности.

Опыт цивилизованных обществ убеждает в том, что они развиваются тем успешнее, чем четче очерчены и разграничены функции государства и конкретных сфер жизнедеятельности общества и их членов.

Опыт же СССР показывает со всей очевидностью, что функция государства была чрезмерно расширена за счет сужения функций иных сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности общества.

Указанное обстоятельство позволяет заключить, что разгосударствление как совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике, во-первых, оптимизирует соотношение указанных функций, снимая с государства многие, но, разумеется, далеко не все, функции управления, а, во-вторых, способствует повышению креативных (творческих) начал в производственно–хозяйственной деятельности за счет наиболее активного фактора прогрессивного развития производства, каковым является человеческий фактор.

Разгосударствление собственности имеет целью развитие предпринимательства в пространстве конкурентной среды хозяйствования и вне монопольного пространства. Осуществление этого мероприятия предполагалось на основе определенной законодательной базы по следующим направлениям: создание многообразных форм хозяйствования и создание новых организационных структур хозяйствования (ассоциаций, концернов); признание каждого работника (физического лица) и трудового коллектива организаций (юридических лиц) равноправными участниками процесса разгосударствления собственности.

Итак, различие между разгосударствлением и приватизацией заключается в том, что первая призвана охватывать весь комплекс мер, направленных на упразднение авторитарной системы с ее монополизацией прав собственности, а вторая выступает в форме передачи собственности в частные руки (физическим и юридическим лицам), что знаменует собой трансформацию отношений собственности.

Особо подчеркнем, что приватизация не сводится к простой продаже имущества. Она является инструментом разгосударствления экономики и означает продажу государством частным лицам прав собственности на имущество, а также прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничений на деятельность предприятия.

Мировой опыт свидетельствует о множественности задач, решаемых с помощью приватизации. Сюда можно отнести повышение рентабельности деятельности предприятия, сокращение правительственных расходов, увеличение поступлений в бюджет, ликвидацию внутренней и внешней задолженности, борьбу с монополизмом, расширение рынков кап талов, увеличение инвестиционного спроса населения, привлечение работников к участию в капитале компании, создание широкой социальной базы мелких собственников.

Исходная правовая база приватизации в России была представлена двумя, принятыми в июле 1991 года законами: «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» и «Об именных и приватизационных счетах и вкладах РСФСР», и Указом №721, предписывающим приватизацию каждого крупного предприятия в срок до 2 ноября 1992 года.

Объектами приватизации были обозначены: средние и крупные предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и др., что привело в качестве итога приватизации к образованию новых субъектов собственности, ими стали частные лица, работники приватизированных предприятий, трудовые коллективы, банки, холдинги, акционерные общества (товарищества) и др.

Так в России на смену монопольного господства общественной собственности в двух формах (государственной и колхозно–кооперативной), пришел, фактический полиформизм собственности, обусловивший возникновение и развитие указанных выше структур (форм) хозяйствования.

1См.: Бродская Т.Г., Видяпин В.И., Громыко В.В. и др. Экономическая теория: Учебник//Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА – М, 2003. – С.175.

1Маркс К., Энгельс Ф. – Соч.- 2е изд. – Т. 4.- С. 438.

2Те же. Там же.

3Те же. Там же.- С. 439.

4 Те же. Там же.

5 Те же. Там же.

1См.: Нуреев Р. Основы экономической теории // Вопросы экономики. – 1996. - №8. - С. 123.

2Маркс К. Капитал Критика политической экономии. Т.3. Кн. 3 (Цит. соч. К. Маркса, Ф. Энгельса. Т. 25. С. 484).

1Чернышевский Н.Г. Капитал и труд // Соч. в двух томах. – Т. 2. – С. 18.

2 Тот же. Там же.

3 Тот же. Там же.

4 Тот же. Там же. – С. 23.

1Привод. по: Воробьев Е.М., Гриценко А.А., Ким М.Н. и др. Экономическая теория: учебное пособие. – М.: Фортуна- Пресс, 1997. – С.48.

17. Появившееся в России в 1990–е гг. понятие "либерализация цен" означало: отказ от государственного регулирования цен

18. Передача или продажа государственной собственности с использованием именных чеков в России в начале 1990–х г. называется: ваучерной приватизацией

19. В истории России понятие "либерализация цен", "шоковая терапия", "монетаризм" связаны с периодом: начала 1990х гг.

20. Высшая законодательная власть в современной России принадлежит: Федеральному собранию

21. Федеральное собрание России согласно Конституции включает в себя: Совет Федерации и Государственную думу

22. Понятие "ближнее зарубежье" для России 1990х гг. включает: бывшие союзные республики СССР

23. В России осенью 1993 г. произошло: роспуск парламента – Верховного Совета России

24. В 1992 г. в России произошло: в России начались рыночные преобразования

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вводная тема
1. Исторический источник это: произведение созданное человеком, продукт культуры 2. Установите хронологическую последовательность

Древнерусское государство
1. Прочтите отрывок из документа и укажите имя кня­зя, о котором идет речь. «В этом году сказала дружина князю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы - наги;

Имена князей события
Олег А) 907 г., 911г. Святослав В) 967-971 гг. Игорь Б) 941г., 944 г. 12. Упорядочение сбора дани, установление уроков и погостов связано с именем:

Имена земли
Александр Невский (Новгородская боярская республика) Ярослав Осмомысл (Галицко-Волынское княжество) Всеволод Большое гнездо (Владимиро-Суздальское княжество) Иван

Образование единого Российского государства в XIV-XV вв.
1. Основной причиной возвышения Московского княжества в XIV в. было:выгодное географическое положение 2. Главными соперниками московских князей в борьбе за ярлык н

Имена князей события
Иван III (1480 г.) Дмитрий Донской (1380 г.) Иван Калита (1327 г.) Александр Невский (1242 г.) 12. Расположите имена князей в хронологическо

Органы центрального управления, созданные в России в XVI в., назывались приказы
10. Какое событие произошло раньше всех других: правление Елены Глинской 11. Служилые люди, составлявшие постоянное войско в XVI в., назывались: стрельцам

Падение роли Земских соборов во второй половине XVII в. связано с утверждения абсолютизма
3. В чем заключалось своеобразие русской сословно-представительной монархии: возрастающая роль Боярской думы и Земских соборовв решении важных вопросов в жизни страны

Фамилия деятельность
А. Адашев – деятель Избранной рады Б. Морозов – боярин, фактический глава правительства 1645-1948 гг. К. Минин – один из вождей народного ополчения в период смуты. В. Гол

Вмешательство иностранных войск во внутренние дела другой страны называется интервенция
15. Соотнесите понятия и термины: 1. интервенция – вооруженное вмешательство, вторжение на территорию другого государства 2. крестоцеловальная запись – клятва, ко

Российская империя в XVIII веке
1. В отрывке из сочинения В. Ключевского: «Немцы посыпались в Россию, как сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забрались на все дох

Даты события
1863 г. – принятие Устава об автономии вузов 2. 1870 г. – начало осуществления городской реформы 3. 1864 г. – начало осуществления земской и судебной реформы 4

Фамилии деятельность
1. С. Уваров – министр просвещения, автор теории официальной народности 2. Д. Милютин – Военный министр инициатор, введения всеобщей воинской повинности; 3. М. Сперанский – ближай

Россия в начале XX века
1. Лидерами Конституционно-демократической партии (партии кадетов) были: П. Милюков, В. Набоков 2. Столыпинская аграрная реформа предусматривала: сохранен

Программные положения политические партии
1. отчуждение помещичьего землевладения за справедливое вознаграждение (Кадеты) 2. недопустимость принудительного отчуждения земли помещиков (РСДРП (м)) 3. передача земли в собств

Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите фамилию их автора
«20 июня в г. Царицыно я отдал армиям директиву: "Имея конечной целью захват сердца России - Москвы, приказываю..." Директива 20 июня, получившая в военных кругах наименования &

Великая Отечественная война
1. Расположите в хронологическом порядке следующие события: Смоленское сражение, битва за Сталинград, Курская битва, снятие блокады Ленинграда 2. Советские

Прочтите отрывок из воспоминаний советского военачальника и определите, о начале какой битвы в нем идет речь
« С раннего утра 17 апреля на всех участках фронта разгорелись ожесточенные сражения, враг отчаянно сопротивлялся. Однако к вечеру, не выдержав удара танковых армий, введенных накануне, которые во

СССР в 1945-1964 гг.
1. Одним из наиболее значительных завоеваний социальной политики в 50-е гг. XX в. в СССР является: начало широкомасштабного жилищного строительства 2. Комиссию по

Прочтите отрывок из воспоминаний председателя КГБ В. Семичастного и определите о каких событиях идет в нем речь
« Организаторы хорошо понимали, что без КГБ начинать все не следует. Насколько мне известно, за неделю до начала октябрьского(1964 г.) Пленума состоялся разговор с Косыгиным, чтобы выяснить его поз

Россия в 1990-е годы XX в.
1. Суверенитет России провозглашен 12 июня1990 года: 2. СССР как государство был ликвидирован решением: Беловежской тройки (Ельцин, Кравч

СССР в 1964 -1984гг.
1. К особенностям политического развития СССР в 60-70-е г. XX в. относятся: А) закостенение партийно - государственных структур Б) идейное разоблачение сталинизма

Событие время
1. доклад Н.Хрущева « О культе личности и его последствиях» А) февраль 1956 2. принятие 3 Конституции СССР Б) октябрь 1977 3. избрание Генсеком ЦК КПСС М.Горбачева В) мар

Наиболее полную историко-литературную картину
советского ГУЛАГа дали опубликованные в период «гласности» произведения: А) А. Солженицына Б) В. Шаламова В) В. Дудинцева Г) А. Рыбакова.

Прочтите отрывок из резолюции партконференции и укажите год ее проведения
« Всесоюзная конференция КПСС, руководствуясь интересами социализма и перестройки, считает одной из важнейших задач дальнейшее развитие гласности. Конференция рассматривает гласность как развивающи

Вопросы к экзамену по отечественной истории
1. Происхождение Древнерусского государства. 2. Социально-политический строй Древней Руси. 3. Социально-политические изменения в русских землях в период монгольско

Индивидуальная собственность концентрирует в одном субъекте все перечисленные признаки: труд, управление, распоряжение доходом и имуществом.

Кооперативная собственность - в основе этой формы лежит объединение индивидуальных собственников. Но это не арифметическая сумма индивидуальных собственников, а их функционирующее единство.

Каждый в кооперативе участвует своим трудом и имуществом, поэтому собственность может быть долевой, где определены доли каждого участника в имуществе кооператива.

В небольших по размерам кооперативах не создаются особые органы управления. В крупных кооперативах создаются специальные органы управления и выделяются специальные люди для управления делами кооператива. В этом случае количественный рост порождает качественные особенности, поскольку участники кооператива делегируют особым органам и модулям одного из важнейших прав собственности - управление и даже частично функции распоряжения. Поэтому необходимо заметить, что противоречия между функциями и субъектами распоряжения и управления возможны в кооперативной форме, поскольку происходит делегирование функции управления особым органом и участником. По содержанию к кооперативной собственности очень близки предприятия, получившие названия «рабочей собственности», которая образуется в результате выкупа работниками предприятий у частных собственников.

Современная экономика характеризуется динамизмом, многообразием изменений экономических отношений, форм и институтов. Применительно к собственности происходит диффузия разных форм и отношений собственности, в результате чего усложняется внутреннее содержание отдельных форм. Внутри отдельных форм соединяются черты разных форм собственности.

Особым направлением образования смешанных форм собственности является социализация отдельных форм: участие работников в управлении производством и распределением дохода, участие государственных и частных предприятий в обеспечении работников жильем, медицинским обслуживанием изменяет социальную сферу различных форм собственности.

Не следует отожествлять смешанные формы собственности со смешанной экономикой. Форма собственности - это характеристика сложной внутренней структуры отдельной формы собственности. Здесь в рамках отдельной формы сочетаются различные типы главных правомочий по труду, управлению, доходу.

Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности могут переходить одна в другую. Этот процесс осуществляется разными способами:

  • 1 национализация - передача из частной собственности в собственность государства предприятий и целых отраслей экономики;
  • 2 приватизация - часть процесса разгосударствления собственности на средства производства и передача ее в собственность частным и акционерным компаниям, отдельным физическим лицам (частным собственникам) и трудовым коллективам на основе выкупа или в аренду с правом последующего выкупа, а также безвозмездно, т.е. трансформация государственной собственности в иные формы собственности;
  • 3 денационализация - возврат государством национализированного имущества прежним владельцам;
  • 4 реприватизация - это возврат в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий, земли, банков, акций т.д. у частных собственников.

Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.

Огосударствление имеет различные сферы и формы проявления:

  • 1 огосударствление процессов присвоения условий, факторов и результатов производства, что неизбежно приводит к отчуждению непосредственных производителей (работников и трудовые коллективы) от средств и результатов производства;
  • 2 огосударствление управления общественным производством, проявляющееся через монополию государства на экономические процессы,(директивный характер государственного планирования, определение только государством ближайших и долгосрочных целей развития экономики в целом и отдельных ее звеньев, монополия на распределение материально-технических ресурсов и товаров народного потребления, монополия на ценообразование, определение предпринимательской деятельности, внешней торговли и т.д.).

Разгосударствление не означает полного ухода государства из экономической сферы, как показано выше, современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушены, то эффективность общественного производства снижается. Сегодня линия на разгосударствление приняла общемировой характер.

Разгосударствление может осуществляться по различным направлениям:

  • 1 разгосударствление процессов присвоения, признание каждого работника и трудового коллектива равноправным участником присвоения;
  • 2 создание многообразных форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятий равных прав на свободу хозяйственной деятельности в рамках закона;
  • 3 формирование новых организационных структур, создание новых форм предпринимательской деятельности (концерны, консорциумы, ассоциации и т.п.), между которыми ведущую роль играют горизонтальные связи.

Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это центральная проблема перехода к рыночной экономике.

В тесной связи с разгосударствлением находится приватизация, которая трактуется как приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, долей (паев, акций). Здесь прямо указывается на форму собственности, которая возникает в результате приватизации, и на субъекты, имеющие право выступать в качестве покупателей государственного имущества. Таким образом, приватизация есть смена собственника имущества, выведение последнего из сферы государственной собственности (с юридической точки зрения) и преобразование государственной собственности в негосударственные формы (с позиций экономической теории).

После приватизации субъектами собственности становятся частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества.

Разгосударствление и приватизация могут осуществляться на основе бесплатной передачи собственности, выкупа предприятий на льготных условиях, продажи акций, сдачи предприятий в аренду, продажи мелких предприятий с аукциона. В законе о приватизации продажа имущества с незначительными оговорками (льготная продажа части акций членам трудовых коллективов, рассрочка платежа, передача некоторой части имущества трудовым коллективам безвозмездно) признается абсолютно преобладающей. Данная схема предлагает способ представления аргументации, но не дает гарантий, что все позиции будут снабжены ясными ответами. Довольно часто случается, что для принятия решения в отношении путей проведения приватизации в данный конкретный момент решающими окажутся ответы в одной или двух клетках таблицы. Денационализация представляет собой возврат государством национализированного имущества прежним владельцам.

Реприватизация -- это возврат в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий, земли, банков, акций и т. д. у частных собственников. Реприватизация, в отличие от денационализации, как правило, не сопровождается актами государственной власти. В заключение необходимо подчеркнуть, что к эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а именно рыночная система, главную движущую силу которой составляет конкуренция. Разгосударствление и приватизация образуют лишь объективную основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому являются не целью, а средством для роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого человека.